МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Методические указания

 

Алматы 2002

СОСТАВИТЕЛИ: Сулеев Д.К., Даукеев Г.Ж.

Методика оценки качества проведения лекционных занятий. - Алматы: АИЭС, 2002.- 11 с.

 

Методические указания содержат разъяснения основных положений и схему проведения оценки качества работы преподавателей. Методические указания предназначены для сотрудников института.

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2002 г.

 

© Алматинский институт энергетики и связи, 2002 г.

 

Содержание

 

 

Введение................................................................................................................. 3

1 Посещаемость студентов.................................................................................... 3

2 Дисциплина студентов, ее контроль, ведение конспектов................................. 4

3 Научный уровень и современность изложения материала................................ 4

4 Мировоззренческая направленность.................................................................. 4

5 Отражение связи теории с практикой, с будущей специальностью.................. 4

6 Соответствие лекции содержанию и программе курса, полнота использования рабочего времени на занятиях (насыщенность)...................................................................................................... 5

7 Использование передовых, в том числе проблемного, методов обучения....... 5

8 Использование ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала................ 5

9 Логичность, четкость, темп и эмоциональность изложения, дикция и культура речи, этика поведения и внешний вид лектора................................................................................................................... 6

10 Контакт с аудиторией, развитие интереса, творческой активности и инициативы студентов 7

Организация контроля........................................................................................... 7

Приложение А........................................................................................................ 8

 

Введение

 

Совершенствование работы высшей школы – одна из неотложных, важнейших задач развития общества на современном этапе. Квалификация, компетентность воспитанников высшей школы во многом определяют масштабы и темпы научно-технического прогресса, интенсификации всего народно-хозяйственного комплекса, ускорения на этой основе социально-экономического развития страны. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих в полной маре современным требованиям, намечено осуществить решительный поворот от массового обучения к индивидуальному, целенаправленному, при этом необходимо сочетать фундаментальный характер обучения с конкретными целевыми задачами.

В этих условиях одна из важных задач профессорско-преподавательского состава вузов - дальнейшее повышение качества обучения, в первую очередь качества проведения лекционных занятий.

Многолетние исследования коллектива Алматинского  института энергетики и связи и других вузов позволили разработать критерии оценки лекционных занятий.

Как и любые обобщенные характеристики многофакторного процесса они в значительной мере формализованы. Вместе с тем, они достаточно обоснованы, лаконичны, носят конкретный характер, удобны в обращении, позволяют проверяющим следить за основными показателями качества: содержанием, доступностью, четкостью, логичностью изложения и т.д. Учитывая то обстоятельство, что с помощью формализованных критериев предлагается оценивать сложный учебно-воспитательный процесс, рекомендуется использовать предлагаемые критерии достаточно гибко и этично, с учетом личности проверяемого, его опыта работы, авторитета как ученого и педагога, а также обстоятельств проведения занятий (неудобная аудитория, невозможность использования ТСО и др.).

В основу критериев положены дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность, доступность, наглядность, сознательность и активность восприятия, индивидуальность и воспитывающий характер обучения. Кроме этого, в число показателей качества лекции включены: организация лекции, дикция и культура речи преподавателя, этика его поведения и внешний вид, темп наложения и эмоциональность, контакт с аудиторией, развитие интереса, творческой активности и инициативы студентов.

Все основные показатели качества лекции сгруппированы в десять оцениваемых, (приблизительно равнозначимых) элементов лекции

(пунктов карты посещения лекции).

 

1 Посещаемость студентов

 Успех обучения в первую очередь зависит от посещаемости студентов. Для них и ради них проводятся учебные занятия. И если студенты не ходят на лекции, то, прежде всего, в этом виноват преподаватель - значит он не смог их заинтересовать. Поэтому данный пункт является важным показателем работы лектора.

Представляется разумным считать хорошей посещаемость, если она выше 80%, удовлетворительной – от 50 до 80% и неудовлетворительной - ниже 50%. Пропуски студентов по уважительной причине, разумеется, не могут отражаться на оценке работы лектора.

 

2 Дисциплина студентов, ее контроль, ведение конспектов

Умение лектора наладить дисциплину студентов, приучить их своевременно приходить в аудиторию, не пропускать занятия, умело составлять конспекты - все это необходимые элементы принципа воспитывающего характера обучения.

Многое зависит здесь от личного примера лектора, насколько он сам дисциплинирован и организован: своевременно ли он начинает и заканчивает занятия, систематически ли контролирует посещаемость студентов; следит ли за дисциплиной во время лекций, принимает ли меры при необходимости по ее восстановлению; выделяет ли голосом, интонацией, темпом изложения или другим путем главное, что необходимо законспектировать.

Опытный преподаватель следит за работой каждого студента, выборочно контролирует ведение конспекта, прививает студентам любовь к труду, учебе, воспитывает дисциплинированность, аккуратность и другие качества, необходимые высококвалифицированному специалисту.

 

3 Научный уровень и современность изложения материала

 Реализация этого принципа на лекции заключается в достаточном теоретическом уровне изложения, привлечении современных результатов научных исследований, практической значимости излагаемого материала для будущей специальности.

 

4 Мировоззренческая направленность

В лекции должна содержаться информация о современном состоянии и достижениях мировой науки и техники, тенденциях их дальнейшего развития, способствующая формированию научного и общего мировоззрения.

 

5 Отражение связи теории с практикой, с будущей специальностью

Рассмотрение теоретического материала должно подкрепляться примерами использования его в будущей практической деятельности. Важное значение имеет иллюстрация оказанного влияния изучаемых фундаментальных законов на развитие науки и техники, создание новых типов машин или принципиального улучшения конструктивных, эксплуатационных, технико-экономических и других характеристик существующих устройств и аппаратов.

Изучение данной дисциплины не должно представляться как самоцель, без увязки с применением этих знаний в будущей работе по специальности. Обучение должно иметь четкую направленность, когда ясно определены роль и место данной учебной дисциплины в системе подготовки студентов, обучаемых данной специальности.

 

6 Соответствие лекции содержанию и программе курса, полнота использования рабочего времени на занятиях (насыщенность)

Излагаемый материал должен соответствовать содержанию рабочей программы курса. Чрезмерное отклонение от программы курса, отставание или забегание вперед под любыми благовидными предлогами, недопустимо. Преподаватель должен глубоко продумать объем и последовательность изложения всех тем лекционного курса, учесть внутри- и межпредметные логические связи, скоординировать лекции с содержанием других видов аудиторных занятий и самостоятельной работой студентов по этой дисциплине.

Вместе с тем, строгое соответствие рабочей программе не исключает, а предполагает постоянное творческое обновление содержания лекций современными концепциями, новейшими достижениями науки и техники, перспективами их развития.

 

7 Использование передовых, в том числе проблемного, методов обучения

В настоящее время известно много передовых методов обучения, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Задача лектора - умелое использование различных методических приемов и даже целостную и достаточно стройную их последовательность, позволяющих наилучшим образом преподнести материал лекций.

Реализация этой задачи невозможна без использования следующих основных методических приемов: постановка задачи лекции; наличие вводной и заключительной частей; ясность; доступность; логическая стройность изложения; раскрытие физической сущности явления и их математическое описание; четкость и научность формулировок; умение правильно организовать работу студентов (как слушать, когда и что записывать); умение активизировать студентов, вызвать интерес к изучаемому материалу, например, создавая проблемные ситуации; умелый выбор эффективных средств обучения; постоянный контроль внимания студентов и др.

 

8 Использование ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала

Рациональное использование средств обучения, начиная с простейших (доска-мел) и до самых совершенных – специализированные аудитории с киноустановками, диапроекторами, видеомагнитофонами, компьютерами и т.п., позволяет обеспечить максимум обучающей информации. Необходимо умело подчинить средства обучения поставленным целям лекции.

На практике это достигается соблюдением основных правил применения средств обучения. Во-первых, средства обучения должны соответствовать реальным потребностям учебного процесса на данном конкретном этапе в целях достижения конкретного педагогического эффекта. Например, для понимания физического смысла закона наиболее убедительно и доступно показать с помощью диафильма или кинофильма явление, подчиняющееся рассматриваемому закону. Математическое же описание закона достаточно записать на доске или представить на слайде.

Во-вторых, средства обучения должны выбираться в соответствии с их возможностями, удовлетворяющими учебному процессу на данном его этапе. Например, детали механизма можно нарисовать схематически на доске, но информация будет полнее, если детали будут показаны с помощью плаката, еще лучше – натурный показ. Принцип  действия механизма будет хорошо воспринят при демонстрации его модели, еще лучшекинофрагмента о работе механизма. Вместе с тем, необходимо учесть и технические возможности средств обучения.

Например, желательна демонстрация опыта, но малые масштабы его деталей недоступны для восприятия большой аудиторией студентов. Тогда опыт демонстрируют на экранах нескольких телевизоров, установленных в аудитории. Если же такой технической возможности нет, эксперимент можно заменить кинофрагментом соответствующего содержания.

В-третьих, методика использования средств обучения должна быть такой, чтобы обеспечить максимум обучающей информации при минимуме помех. Другими словами, средства обучения при их использовании должны быть освобождены от всего постороннего, являющегося  помехой восприятию основной информации. Например, в процессе изложения материала лекции используются отдельные элементы информации, содержащейся на плакате. В этом случае второстепенная информация отвлекает от усвоения основной.

 

9 Логичность, четкость, темп и эмоциональность изложения, дикция и культура речи, этика поведения и внешний вид лектора

Данная группа факторов, определяющих качество занятия, относится к субъективным характеристикам лектора. Изменить их практически весьма трудно. Но поскольку они являются элементами качества занятия и профессионального мастерства преподавателя, оценивать их необходимо.

Объединение этих факторов в единый показатель объясняется и стремлением сделать все пункты карты посещения лекции равнозначными.

Логичность, четкость, эмоциональность и темп изложения в значительной степени влияют на уровень усвоения материала. Высокий темп, нечеткость, отсутствие логики не позволяют сосредоточиться на восприятии материала и, в частности, не позволяют конспектировать содержание лекции. Низкий темп, отсутствие эмоциональности при чтении лекции снижают активность работы студентов, их интерес к изучаемому предмету.

Дикция и "чистота языка" преподавателя, как элементы общей культуры его речи, также являются важными характеристиками качества лекционного занятия. Плохая дикция, "засоренный язык" зачастую создают обстановку, нервирующую студентов.

Этика поведения преподавателя – одно из важнейших качеств и педагога и воспитателя. Об этике поведения лектора можно судить по многим, иногда трудно уловимым, признакам, по степени доброжелательности атмосферы взаимоотношений студентов и преподавателя, по форме замечаний студентам, тону в обращении с ними.

Внешний вид лектора также в определенной мере влияет на субъективное отношение студентов к преподавателю, а косвенно - к изучаемому предмету. Разумеется строгих критериев внешнего вида преподавателей в гражданском вузе нет. Отметим лишь, что для преподавателя недопустимы небрежность, неаккуратность в одежде, излишняя пестрота. Словом, это внешний вид культурного человека, который знает, что и когда уместно в одежде,  прическе, украшениях и т.д.

 

10 Контакт с аудиторией, развитие интереса, творческой активности и инициативы студентов

Если преподаватель читает лекцию в отрыве от аудитории, студенты, в подавляющем большинстве, не слушают лекцию, не конспектируют, занимаются посторонним - это говорит об отсутствии контакта с аудиторией, отсутствии у студентов интереса к излагаемому материалу, не говоря об их активности, инициативе. В таком случае качество проведения занятия можно сразу признать неудовлетворительным, не применяя никаких критериев.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в ходе занятия материал был понят и воспринят большинством студентов. Для этого он использует элементы обратной связи, наблюдает за студентами, проверяет выборочно конспекты, методом обратной связи активизирует весь поток, развивает инициативу студентов и т.д.

Насколько это удается преподавателю - судить, видимо, в первую очередь, студентам. Однако, зачастую при оценке качества учебных занятий мнением студентов не интересуются. Причиной этого обычно является ложное представление о преподавательской этике. Разумеется, этим высоким понятием общечеловеческой морали необходимо всегда руководствоваться при оценке учебных занятий, но лишь до тех пор, пока этика не ставится выше главной цели - обеспечения высокого качества учебного процесса. Мнение студентов – это не удар по самолюбию преподавателя, если преподаватель "на своем месте", а важный показатель качества проведения занятий.

 

Организация контроля

 Для контроля проведения лекционных занятий приказом по институту создается комиссия "неожиданного" контроля, в состав которой входят заведующие кафедрами.

На своем заседании комиссия определяет списочный состав преподавателей - субъектов проверки. В этот список попадают все лекторы, кроме лекторов, имеющих 3,5 балла и выше по результатам их анкетирования "глазами студентов" в предыдущем семестре.

Далее, за 10-15 минут до начала очередной, выбранной для контроля "пары", заместитель председателя комиссии формирует бригаду из 2-3 членов комиссии и, используя генератор случайных величин, выбирает субъект проверки. Бригада в соответствии с правами, определенными вышеуказанным приказом, внезапно, без предупреждения, посещает лекцию выбранного преподавателя и, после ее окончания, заполняет карту посещения. Последняя составлена так, что ее заполнение занимает всего 15-20 минут.

Если лектор получает оценку "пять", то он выводится из списка субъектов контроля на 3 года. Если он получает оценку "два" или два раза подряд оценки "три", с суммой баллов не более трех, то даётся представление ректору о рассмотрении вопроса соответствия данного преподавателя занимаемой должности.

Поскольку приказ ректора о контроле лекционных занятий вначале доводится до каждого преподавателя, то неожиданность контроля относительна, т.е. преподаватель знает, что его лекции могут посетить, но когда именно - не знает. Чтобы исключить возможность заблаговременного предупреждения проверяемого лектора, проверяющая бригада также формируется перед самым началом лекции.

Таким образом, этот вид контроля несомненно будет способствовать преподавателю постоянно быть в "надлежащей форме".

Теперь остановимся на том, как оценивать качество лекции по этим критериям. Каждый пункт карты посещения лекции (элемент лекции или группа факторов) оценивается по 3-х бальной системе:

"0" - плохо;

"0,5" - удовлетворительно;

"1,0" - хорошо и отлично.

Разумеется, такая трехбальная система оценки каждого элемента или группы факторов лекции довольно грубо формализованно отражает их качество: можно было бы,  например, оценивать с точностью до 0,1 балла. Однако, такая оценка носила бы более выраженный субъективный характер, т.к. сложно было бы определить, какая информация приходится на 0,1 балла.

Общая оценка лекции определяется по сумме баллов всех 10 пунктов карты посещения лекции (Приложение - А) по обычной 4-х бальной системе:

с 0 до 2,5 – 2 (неудовлетворительно);

с 2,5 до 6,0 – 3 (удовлетворительно);

с 6,0 до 8,5 – 4 (хорошо);

с 8,5 до 10 – 5 (отлично).

Дальнейшее же повышение качества обучения достигается путем анализа и реализации лектором замечаний и предложений, внесенных проверяющими при контрольном посещении его лекции.

 

Приложение А

 

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

КАРТА ПОСЕЩЕНИЯ ЛЕКЦИИ

 

 

Регистрационный №_______________________________________________

 

Лекцию проводил _________________________________________________

(Ф.И,О., должность, кафедра)

по дисциплине ___________________________________________________

на тему__________________________________________________________

в группах ________________________________________________________

Дата, время, аудитория ____________________________________________

 

№№

Оцениваемые элементы лекции

оценка в баллах

1

Посещаемость студентов (до 50% - "0" от 50 до 80% - "0,5" свыше 80% - "1,0")

 

2

Дисциплина студентов, ее контроль, ведение конспектов

 

3

Научный уровень и современность изложения материала

 

4

Мировоззренческая направленность

 

5

Отражение связи теории с практикой, будущей специальностью

 

6

Соответствие лекции содержанию и программе курса, полнота использования рабочего времени на занятиях (насыщенность)

 

7

Использование передовых, в т.ч. проблемного, методов обучения

 

8

Использование ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала

 

9

Логичность, четкость, темп и эмоциональность изложения, дикция и культура речи, этика поведения и внешний вид лектора

 

10

Контакт с аудиторией, развитие интереса, творческой активности и инициативы студентов

 

 

Сумма баллов*____________________________________________________

 

Оценка лекции**__________________________________________________

 

Выводы, замечания, предложения***_________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ф.И.О. и подписи проверяющих______________________________________

 

________________________________________________________________

 

Дата сдачи карты в учебный отдел ___________________________________

 

 

_______________________

*Каждый элемент лекции оценивается в баллах:

0 - плохо;

0,5 - удовлетворительно;

1,0 - хорошо и отлично.

 

**Оценка лекции производится по сумме баллов:

с 0 до 2,5    - 2 (неудовлетворительно);

с 2,5 до 6,0           - 3 (удовлетворительно);

с 6,0 до 8,5 - 4 (хорошо);

с 8,5 до 10,0 - 5 (отлично).

 

***Результативность работы проверяющих оценивается по количеству и содержанию внесенных ими предложений, которые могут быть реализованы лектором в условиях данной кафедры.

 

                                                                   Доп. пл. 2002г., поз.

 

Досым Касымович Сулеев

Гумарбек Жусупбекович Даукеев

 

Методика оценки качества проведения лекционных занятий

 

Методические указания

 

Редактор В.В. Шилина

 

Подписано в печать                                            Формат 60х84  1/16

          Тираж 50 экз.                                                       Бумага типографическая №1

          Объем 1,0 уч.-изд. л.                                           Заказ        . Цена 32т.

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи,

480013, Алматы, Байтурсынова 126

наверх назад