АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра электропривода и автоматизации

промышленных установок

 

Подпись: УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
____________________Э.А. Сериков
"___"__________2004 г.

 

 

 


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

 

Методические указания и задания к курсовому

проекту для специальностей 330140, 330840,

210440, 210340,330440, 330540

(для студентов всех форм обучения)

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМО

______О.З. Рутгайзер

"___"__________2004г.

 

 

Редактор

________Сыздыкова Ж.М.

"___"__________2004г.

Рассмотрено и одобрено на

заседании кафедры ЭиАПУ

Протокол №__ от "__"___2004г.

Зав.кафедрой__________Сагитов П.И.

 

Составители (разработчики):

__________________Новокшенов В.С.

__________________Шидерова Р.М.

__________________Дреева Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2004

Алматы 2004

 

СОСТАВИТЕЛИ: В.С. Новокшенов, Р.М. Шидерова,  Н.Б. Дреева.

Специальные главы электрических машин. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Методические указания и задания к курсовому проекту (для студентов всех форм обучения).-Алматы: АИЭС, 2004. –30 с.

 

 

 

 

Методические указания составлены с учетом специфики подготовки специалистов электротехнических специальностей вузов.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей – 330140, 330840, 210440, 210340,330440, 330540.

Ил. 10, табл. 13, библиогр. – 8 назв.

 

 

 

 

 

 

Рецензент: д-р техн. наук, проф. П.И.Сагитов.

 

 

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©  Алматинский институт энергетики и связи 2004 г.

 

Введение

 

Курсовая работа должна научить студента применять полученные теоретические знания при решении конкретной инженерной задачи – расчета вышедшего из строя асинхронного двигателя с целью его восстановления.

Курсовая работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием. Целью расчета является определение технических характеристик асинхронного двигателя, рассчитанного на базе вышедшего из строя (согласно исходным данным).

Расчетная записка курсовой работы должна содержать: электромагнитный расчет, эскизы, поясняющие основные расчеты и решения, схему обмотки. У каждой величины, являющейся результатом вычисления, следует указать размерность.

Примечание: студенты очного обучения выполняют расчеты в трех вариантах на компьютере в среде Mathcad по программе ADKUR. Первый вариант (может выполняться методом ручного счета) рассчитывается согласно исходным данным задания; второй и третий варианты, корректирующие результаты первого, выполняются после собеседования с преподавателем.

Студенты заочного обучения выполняют работу в одном варианте с последующим анализом результатов расчета и прогнозом возможной коррекции расчета с целью улучшения характеристик асинхронного двигателя.

 

1 Расчетное задание к курсовой работе

 

Исходными для электромагнитного расчета асинхронного двигателя является (см. Приложение Г):

а) номинальное фазное напряжение (В) – U1H;

б) схема соединения концов обмотки статора -     ;

в) частота питающей сети (Гц) – f1 = 50;

г) синхронная частота вращения поля статора (об/мин) – п1;

д) степень защиты – IP44;

е) геометрические размеры сердечника;

1) наружный диаметр сердечника статора (м) – Da;

2) внутренний диаметр сердечника статора (м) – D;

3) длина сердечника статора (м) – l1;

4) воздушный зазор (м) – δ;

5) размеры пазов статора (м) – b11, b12, h11, bш1, hш1 (см. рис.1.1);

6) размеры пазов ротора (м) – b21, b22, h21, bш2, hш2 (см. рис.1.2);

ж) число пазов статора – Z1;

з) число пазов ротора – Z2;

и) скос пазов ротора (м) – bск;

к) ширина короткозамыкающего кольца (м) – акл;

л) высота короткозамыкающего кольца (м) – bкл.


 


       Рисунок 1.1 –                                                 Рисунок 1.2 –

      Зубцовая зона всыпной                                   Грушевидные пазы

           обмотки статора                                     короткозамкнутого ротора

 

2 Расчет геометрических размеров сердечника статора, ротора, расчет постоянных

 

2.1 Расчетная длина сердечника статора (м) - lδ = l1.

2.2 Размеры пазов статора (м) – рис.2.1:

-      высота паза hn1 = h11 + hш1;

-      высота зубца hz1 = hn1;

-      высота коронки hк1 = (b11bш1)/3,5;

-      размер паза h12 = h11hк1.

2.3 Зубцовый шаг статора (м) – t1 = πD/Z1.

2.4 Ширина зубца статора (м)

,

.

2.5 Средняя ширина зубца статора (м) – .

2.6 Высота ярма статора (м) – .

2.7 Длина сердечника ротора (м) – l2 = l1 + 0,005.

2.8 Наружный диаметр сердечника ротора (м) – D2 = D 2d.

2.9 Внутренний диаметр сердечника ротора (м) – Dj = 0,3D.


 


           Рисунок 2.1 – Зубцовая                               Рисунок 2.2Пазы

                    зона статора                                   короткозамкнутого ротора

 

2.10 Размеры пазов ротора (м) – рис.2.2:

-      высота паза ротора hn2 = h21 + hш2;

-      высота зубца ротора hZ2 = hn2;

-      размер паза h22 = h21 – (b21 + b22)/2.

2.11 Зубцовый шаг ротора (м) – t2 = πD2/Z2.

2.12 Ширина зубца ротора (м) –

,

.

2.13 Средняя ширина зубца ротора (м) - .

2.14 Высота ярма ротора (м) - , где ,

при числе пар полюсов р=1,    .

2.15 Относительная величина скоса пазов .

2.16 Площадь поперечного сечения паза ротора, сечения стержня к.з. обмотки ротора (мм2) – .

2.17 Площадь поперечного сечения короткозамыкающего кольца обмотки ротора (мм2) - .

2.18 Синхронная угловая скорость вращения магнитного поля (рад/с) –

Ω = 2πn1/60.

2.19 Число пар полюсов машины – p = 60f1/n1.

2.20 Полюсное деление (м) – τ = πD/2p.

2.21 Число пазов на полюс и фазу – q = z1/2p ·m1; m1 = 3 число фаз обмотки статора.

 

3 Расчет обмоток статора и ротора

 

3.1 Выбор типа обмотки статора.

Однослойные обмотки применяются в асинхронных машинах малой мощности, двухслойные – в машинах средней и большой мощности – как более технологичные для таких мощностей и обеспечивающие оптимальное укорочение шага. В связи с этим в машинах с мм (где h – высота оси вращения) рекомендуется однослойная обмотка, при h > 132 мм – двухслойная. (Примечание: при p>1 и h=160,180 мм следует рекомендовать однослойную обмотку).

3.2 Коэффициент укорочения шага β = у/τ и шаг обмотки у.

Для основной обмотки β = 1, отсюда шаг обмотки у = z1/2p = ц.ч. (ц.ч. – целое число).

Для двухслойной обмотки β = 0,78 – 0,83, отсюда у =  = ц.ч.

3.3 Обмоточный коэффициент kоб1 = kу1·kp1,

где коэффициент укорочения kу1 = sin(β·90º);

      коэффициент распределения kp1 является, как известно из общей теории электрических машин, функцией q – числа пазов на полюс и фазу, может быть определен по формуле или по таблице 3.1.

 

          Таблица 3.1

 q

1

2

3

4

5

6

kp1

1,0

0,966

0,960

0,958

0,957

0,956

0,955

 

3.4 Расчетная мощность асинхронного двигателя (Вт)

,

где  – по п.п. 1.6.2, 2.1, 2.18, 3.3;

       линейная нагрузка – А и магнитная индукция Вδ – по рис.3.1.(Примечание: если пересчет двигателя производится с меньшей скорости на большую, то выбранная по кривым значение индукции Вδ надо разделить на соотношение n1/n1, где n1 – синхронная скорость вращения поля исходной машины).


 

 


Рисунок 3.1 Линейная нагрузка и магнитная индукция

 

3.5 Номинальный ток обмотки статора (А) – ,

где E1 = kE·U1H = 0,97U1H.

3.6 Сечение проводников фазы обмотки статора (мм2) - ,

где J1 – плотность тока (А/мм2);

     J1 = (6,5-7,0) А/мм2 – при h = 80 мм;

     J1 = (5,5-6,0) А/мм2 – при h = 180 мм.

3.7 Выбор диаметра и сечения элементарного проводника.

Настоящая методика разработана для двигателей с осями вращения h≤280 мм, для которых применяются обмотки с мягкими секциями. Для таких обмоток диаметр голого элементарного проводника d должен удовлетворять двум условиям:

d ≈ (0,5-1)h/100 мм,      d < 1,8 мм,

где h – высота оси вращения в мм.

Руководствуясь этими условиями, выбираем диаметр голого провода d по таблице Приложение А, округляя его до ближайшего стандартного значения. По той же таблице находим сечение элементарного проводника – qэл (мм2) и диаметр изолированного провода – dиз (мм). Значение диаметра изолированного провода должно удовлетворять условию dиз + 1,5 ≤ bш1, что определяется технологическим требованием свободного прохождения провода через шлиц паза при укладки обмотки. Если последнее условие не удовлетворяется, то необходимо задаться новым меньшим значением диаметра голого провода.

3.8 Число параллельных элементарных проводников в фазе

Если пФ ≠ ц.ч., то округляем пФ до ближайшего целого числа, пересчитываем при этом значение qф и qэл, изменяя J1, d.

3.9 По таблице 3.2 выбираем число параллельных ветвей обмотки – a (один – два варианта).

 

          Таблица 3.2

Тип

Число пар полюсов – Р

1

2

3

4

Возможное число параллельных ветвей а

Однослойная

1

1,2

1,3

1,2,4

Двухслойная

1,2

1,2,4

1,2,3,6

1,2,4,8

 

3.10 Число элементарных проводников в одном эффективном (т.е. число проводников в одной параллельной ветви обмотки)

nэл = nф/a, при этом должны выполнятся условия:

nэл = ц.ч., nэл < 4, а ≤ nэл, если эти условия не выполняются, следует произвести пересчет п.п.3.6 – 3.10.

Уточняем теперь значение плотности тока

,

где qф = qэл·nэл·а,

если плотность тока выходит за пределы рекомендуемых значений, то следует произвести пересчет п.п.3.4 – 3.10 за счет изменения линейной нагрузки А.

 

Расчет магнитного поля и индукций

3.11 Основной магнитный поток (Вб) и линейная нагрузка (А/м)

Ф = ВδDlδ/р;  А = (6w·I1H)/πD.

3.12 Число витков в фазе (предварительно)

w1 = E1/(4,44·kоб1·f1·Ф);  E1 = kE·U1H = 0,97U1H.

3.13 Число эффективных проводников в пазу

, округляем значение Un;

Un = ц.ч. – для однослойной обмотки,

Un = четному числу для двухслойной обмотки.

3.14 Уточненное значение числа витков – .

3.15 Уточненное значение потока (Вб) – .

3.16 Уточненное значение магнитной индукции в воздушном зазоре (Тл)

.

3.17 Магнитная индукция в зубцах статора и ротора (Тл)

;       .

kC = 0,97 – коэффициент заполнения пакета сталью.

3.18 Магнитная индукция в ярмах статора и ротора (Тл)

;           .

3.19 Значения магнитных индукций в зубцах и ярмах должны удовлетворять условиям: BZ1, BZ2 < 1,9 Тл; Bа, Bj < 1,6 Тл;

если эти условия не удовлетворяются, то необходимо уменьшить исходное значение Вδ и произвести пересчет п.п.3.4 – 3.19.

 

Расчет коэффициента заполнения паза статора

3.20 Размеры b11, b12, h12 в мм: b11΄=b11·103, b12΄=b12·103, h12΄=h12·103.

3.21 Свободная площадь паза статора – площадь, занимаемая проводниками – для однослойной обмотки (мм2)

,

где  - длина пазовой изоляции по периметру паза;

      Δи = 0,4 – толщина пазовой изоляции;

      Δb – припуск на расшихтовку сердечника,

      Δb = 0,1 – для h ≤ 100,

      Δb = 0,2 – для h > 100.

3.22 Свободная площадь паза статора для двухслойной обмотки (мм2)

.

3.23 Коэффициент заполнения паза статора ,

где  - для однослойной обмотки;

       - для двухслойной.

Значение коэффициента заполнения должны находиться в пределах kз=(0,7-0,73). Если значение kз меньше (больше) указанных пределов, то следует увеличить (уменьшить) диаметр провода за счет уменьшения (увеличения – в пределах рекомендуемых значений) плотности тока по п.3.6 или увеличить (уменьшить) выбираемое значение линейной нагрузки А по п.3.4 и произвести пересчет всех последующих позиций.

 

Токи ротора

3.24 Ток в стержне ротора (А) – .

3.25 Плотность тока в стержне ротора (А/мм2) – .

Плотность тока в стержне должна находиться в пределах

J2 = (2 – 4) А/мм2.

3.26 Ток кольца короткозамкнутой обмотки ротора (А) – ,

где , р – число пар полюсов двигателя.

3.27 Плотность тока в кольце (А/мм2) – .

 

4 Расчет магнитной цепи

 

4.1 Расчет магнитной цепи проводится для определения МДС и намагничивающего тока статора, необходимого для создания в двигателе требуемого магнитного потока. На рисунке 4.1 представлена расчетная часть магнитной цепи четырехполюсной машины, которая состоит из пяти последовательно соединенных участков: воздушного зазора, зубцовых слоев статора и ротора, спинки статора и спинки ротора. МДС на магнитную цепь на пару полюсов Fц определяется как сумма МДС всех перечисленных участков магнитной цепи

Fц = Fδ + Fz1 + Fz2 + Fa + Fj.

4.2 МДС на воздушный зазор на пару полюсов (А)

Fδ = 1,6·Вδ·δ·kδ·106,

где kδ=kδ1+kδ2 – коэффициент воздушного зазора, учитывающий зубчатость статора и ротора


;  .

 


Рисунок 4.1 – Магнитная цепь асинхронного двигателя

 

4.3 МДС на зубцовый слой статора (А)

Fz1 = Hz1·Lz1; Fz1 = 2hz1 (м).

Напряженность магнитного поля в зубцах статора Hz1 (А/м) при трапецеидальных пазах определяется непосредственно по приложению П2 для выбранной марки стали, для индукции, рассчитанной в п.3.17.

4.4 МДС на зубцовый слой ротора (А)

Fz2 = Hz2·Lz2; Fz2 = 2hz2).

Напряженность магнитного поля в зубцах ротора Hz2 (А/м) определяется по Приложению Б для индукции – по п.3.17.

4.5 МДС на ярмо статора (А)

Fa = Ha · La ;   La = π(Da - Ha) / 2p;

Ha определяется по Приложению В для индукции по п.3.18.

4.6 МДС на ярмо ротора (А)

Fj = Hj · Lj ;  Lj = π(D2 – 2hz2 - hj) / 2p;

Hj (А/м) определяется по Приложению В для индукции по п.3.18.

4.7 Суммарный МДС на магнитную цепь по п.3.1.

4.8 Коэффициент насыщения магнитной цепи двигателя

Кμ= Fц / Fб ,     μ= 1,1 ÷ 1,6).

4.9 Намагничивающий ток (А)

Iμ= .

4.10 Относительное значение намагничивающего тока

Iμ* = Iμ/ I1Н.

 

5 Активные и индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора

 

Сопротивления обмоток статора

5.1 Среднее значение зубцового деления статора

tср1 = π(D + hz1)/Z1.

5.2 Средняя ширина катушки (секции) статора

bср1 = tср1·y,

где y – шаг обмотки  по п.3.2.

5.3 Средняя длина лобовой части секции

lл1 = (1,16 + 0,14р) · bср1.

5.4 Средняя длина витка обмотки статора

lcр1 = 2(l1 + lл1).

5.5 Длина вылета лобовой части обмотки статора

lВ1 = (0,12 + 0,15р) Вср1 + 0,01.

5.6 Длина проводников фазы обмотки

L1 = lср1 · w1.

5.7 Активное сопротивление обмотки статора, приведённое к рабочей температуре 115˚С (для класса изоляции F), в Ом

r1 = ρ115 ·,

где ρ115 = 1/41 Ом · мм2 – удельное сопротивление меди при 115˚С.

      qф – по п.3.10.

5.8 То же в относительных единицах (о.е.)

r1* = r1 · I/ U,

где I, U – номинальные значения фазного тока и напряжения.

5.9 Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора зависит от проводимостей: пазового рассеяния, дифференциального рассеяния и рассеяния лобовых частей.

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния при трапецеидальном пазе (рис. 1.1, 2.1).

λn1 = ,

где  Кβ1, К΄β1  коэффициенты, учитывающие укорочение шага обмотки β  (см. п.3.2), определяем по таблице 5.1.

 

          Таблица 5.1

β

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

Кβ1

0,62

0,73

0,82

0,88

0,93

1,0

К΄β1

0,5

0,66

0,77

0,84

0,92

1,0

 

5.10 Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния статора

λД1 = 0,9 t1(qKоб1)2 · Kσ1· Kш1/δКσ,

где Kш1=1 – 0,033b2ш1/t1δ – учитывает влияние открытия паза,

      Kσ1 = f(q) – коэффициент дифференциального рассеяния, определяется по таблице 5.2.

 

Таблица 5.2

q

Коэффициент Kσ1

Однослойная обмотка

Двухслойная обмотка

1

0,070

0,060

2

0,028

0,023

3

0,014

0,011

4

0,009

0,006

5

0,007

0,004

6

0,005

0,003

 

5.11 Коэффициент проводимости рассеяния лобовых частей обмотки статора

λЛ1 = 0,34(q/l1) · (lЛ1 – 0,64βτ).

5.12 Коэффициент магнитной проводимости обмотки статора

λ1 = λП1 + λД1 + λЛ1.

5.13 Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора (Ом)

Х1 = 15,8 ·.

5.14 То же в относительных единицах

Х1* = Х1 · I / U.

5.15 Индуктивное сопротивление взаимной индукции основного магнитного потока (Ом)

Х12 = U / Iμ.

 

Сопротивления обмотки ротора

5.16 Активное сопротивление стержня (Ом)

rc = ρ115·l2/qc,

где ρ115 = 1/20,5 Ом · мм2 – удельное сопротивление литой алюминиевой обмотки ротора, qc по  п.2.16.

5.17 Сопротивление участка кольца между двумя соседними стержнями (Ом)

rКЛ = ρ115 ·

где DКЛ.СР = D2 - bКЛ – есть средний диаметр кольца (м),

       bКЛ,, qКЛ,, ρ115,    по п.п.1.11,2.17,5.16.

5.18 Коэффициент приведения тока кольца к току стержня

,    – в радианах.

5.19 Сопротивление кольца, приведённое к стержню (Ом)

rкл.пр = rкл /∆2.

5.20 Активное сопротивление обмотки ротора (стержня и двух колец) - в (Ом)

r2 = rc + 2 rкл.пр.

5.21 Активное сопротивление обмотки ротора, приведённое к обмотке статора (Ом)

r¢2 = r2.

5.22 То же в относительных единицах

r¢2* = r¢2 · I/U.

5.23 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора при овальном пазе (рис.1.2, 2.2).

λП2 = .

5.24 Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния ротора

λД2 = t2 / (12 δ kd).

5.25 Коэффициент проводимости лобового рассеяния ротора

λЛ2 =  .

5.26 Коэффициент проводимости рассеяния обмотки ротора

λ2 = λП2 + λД2 + λЛ2.

5.27 Индуктивное сопротивление обмотки ротора (Ом)

Х2 = 7,9f1l1· λ2 ·10-6.

5.28 Индуктивное приведённое сопротивление обмотки ротора (Ом)

Х¢2 = Х2.

5.29 То же в относительных единицах

Х¢2* = Х¢2 · I /U.

 

6 Потери в стали и механические, добавочные потери

 

Потери в стали (магнитные потери) и механические не зависят от нагрузки, поэтому они называются постоянными потерями и могут быть определены до расчёта рабочих характеристик.

6.1 Расчётная масса стали зубцов статора при трапецеидальных пазах (кг)

GZ1 = 7,8Z1 · bZ1 · hZ1 · l1 · KC · 103.

6.2 Магнитные потери в зубцах статора (Вт), для стали 2013

РZ1 = 4,4В2Z1 · GZ1.

6.3 Масса стали ярма статора (кг)

Gа1 = 7,8p (Dа – hZ1) · hа · l1 · KC · 103.

6.4 Магнитные потери в ярме статора (Вт), для стали 2013

Ра1 = 4,4Ва2 · Gа1.

6.5 Суммарные магнитные потери в сердечнике статора, включающие добавочные потери в стали (Вт)

РСТ = РZ1[1 + 2] + Pа1.

6.6 Механические потери (Вт)

РМЕХ = ;

где kТ = 1 при р=1, kТ = 1,3(1 – Da) при р>1.

6.7 Дополнительные потери (Вт) при номинальной нагрузке (под дополнительными потерями понимаются потери, возникающие от вытеснения тока в проводниках, от потока рассеяния и т.д.), определяются по эмпирической формуле

Рдоб.Н. = 0,005Р¢

 

7 Расчет рабочих характеристик

 

Под рабочими характеристиками асинхронного двигателя понимаются зависимости

P1, I1, I2¢, cosφ¢, η, М, n= f (P2),

где Р1, Р2 – потребляемая и полезная мощности двигателя.

В основу расчёта рабочих характеристик положена система уравнений токов и напряжений, полученных из Г- образной схемы замещения асинхронного двигателя с вынесенным на входные зажимы намагничивающим контуром – рис.7.1.

 

Рисунок 7.1

 

Расчёт постоянных схемы замещения

 

7.1 Коэффициент приведения параметров асинхронного двигателя к Г – образной схеме замещения

С1 = 1 + (Х112);

где Х1, Х12 по п.5.13,5.15.

7.2 Активное сопротивление обмотки статора (Ом), приведённое к Г – образной схеме замещения

r¢1 = C1 · r1,

где r1 по п.5.7.

7.3 Индуктивное сопротивление короткого замыкания (Ом), приведённое к Г – образной схеме замещения

Х¢К = С1Х1 + С12Х2.

7.4 Активная составляющая тока холостого хода (А)

Iоа = (PСТ + 3I2μ· r1) / 3U;

где PСТ, Iμ  по п.6.5,4.9.

 

 

Расчёт рабочих характеристик

7.5 Расчёт рабочих характеристик проводим для пяти значений скольжения в диапазоне S (0,1÷1,25) SН, где ориентировочно номинальное скольжение принимаем равным

SН = r¢2*,  а r¢2* по п.5.22.

Все необходимые для расчёта характеристик данные формулы сведены в таблицу 7.2.

Постоянные к расчёту рабочих характеристик  асинхронного двигателя: U = … об/мин; n1 = … об/мин; r1 = … Oм; r′2 = … Ом; РСТ + РМЕХ = … кВт; Рдоб.Н= … кВт; IОА = … А; ХК= ; IорIμ = … А; С1= …; С12 = …; r′1= … Ом. Внимание! РСТ + РМЕХ, Рдоб – в кВт (ранее в п.6.5 – 6.7 они были рассчитаны в Вт).

 

Таблица 7.2

Расчетная формула

 

Скольжение

0,005

 

 

 

 

Ом

 

 

 

 

 

 

Ом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ом

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н·м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.6 После расчёта рабочих характеристик производится их построение. По номинальному току определяются номинальные параметры двигателя Р, Р, I, сosφН, ηН, МН, nН, SН.

7.7 Максимальный момент в относительных единицах

МMAX* = MMAX / MН = [(SН / SM) + (SM / SН)] / 2,

где SMкритическое скольжение

      SM = r2¢/ (),

      SН – скольжение в номинальном режиме по п.7.6,

      r1, Х1, r2¢, Х2¢ по п.5.7,5.13,5.21,5.28.

 

8 Расчет пускового тока и момента

 

При пуске в роторе асинхронного двигателя имеют место два физических явления, оказывающих большое влияние на активное и индуктивное сопротивления, а следовательно, на пусковой ток и момент: 1) эффект вытеснения тока в верхнюю часть паза, за счёт которого расчётная высота паза и индуктивное сопротивление уменьшаются, а активное сопротивление увеличивается; 2) эффект насыщения коронок зубцов потоками рассеяния, обусловленными большими пусковыми токами; за счёт этого явления магнитные проводимости и индуктивные сопротивления уменьшаются.

 

Расчёт активных и индуктивных сопротивлений обмотки ротора с учётом эффекта вытеснения тока

 

8.1 Приведённая высота стержня для литой алюминиевой обмотки ротора при температуре 115˚С (класс изоляции F)

ξ = 63,61 h21,

где h21 – высота стержня в пазу (м) по рис.1.2, при ξ ≤ 1 эффект вытеснения тока можно не учитывать.

8.2 Расчётный коэффициент увеличения активного сопротивления стержня φ в функции ξ находим по рис.8.1.

8.3 Глубина проникновения тока – расчётная высота стержня (м)

hr = h21 / (1 + φ).

8.4 Относительное увеличение активного сопротивления стержня

Кr = qc / qr,

где qc – площадь всего сечения по п.2.16,

      qr – площадь сечения стержня, ограниченная высотой hr,

qr =,

где  br = b21 -

       b21, b22, h22 по рис.1.2, 2.2.

8.5 Коэффициент общего увеличения активного сопротивления фазы ротора за счёт вытеснения тока


КR = 1 + (Kr - 1),  где rc из п.5.16, и r2 п.5.20.

 

 


                        Рисунок 8.1                                                  Рисунок 8.2

8.6 Приведённое активное сопротивление ротора с учётом вытеснения тока (Ом)

r2ξ¢ = KR · r2¢,

где r2 из п.5.21.

8.7 Расчётный коэффициент уменьшения индуктивного сопротивления стержня φ¢ в функции ξ находим по рис.8.2.

8.8 Коэффициент общего уменьшения индуктивного сопротивления фазы ротора за счёт вытеснения тока

КХ = λ / λ2,

где λ2 = λП2 + λЛ2 + λД2 – коэффициент магнитной проводимости рассеяния ротора по п.5.26,

      λ2 ξ = λП2ξ + λЛ2 + λД2 – то же с учётом вытеснения тока,

где λП2 ξ = λП2 · φ′;

      λД2, λЛ2, λП2 по п.5.23,5.24,5.25.

8.9 Приведённое индуктивное сопротивление ротора с учётом вытеснения ротора (Ом)

Х¢ = КХ · Х2¢.

 

Расчёт индуктивного сопротивления обмотки ротора с учётом влияния насыщения магнитопровода полями рассеяния

 

8.10 Ток ротора, рассчитанный по Г – образной схеме замещения, без учёта насыщения (А) при S = 1

I1 ≈ I2′ = .

8.11 То же с учётом насыщения (А)

I2НАС¢ ≈ I1НАС = I1КНАС,

где коэффициент насыщения предварительно выбирается в пределах КНАС = 1,25 ÷ 1,4.

8.12 Средняя МДС обмотки, отнесённая к одному пазу статора, (А)

Fп.cp =

где  а – число параллельных ветвей обмотки статора (п.3.9);

       Un – число эффективных проводников в пазу статора (п.3.13);

        kоб1, kУ1 – коэффициент укорочения, обмоточный (п.3.3);

        kβ1 = 1 – для однослойных обмоток, для двухслойных по таблице 5.1.

 

8.13 Фиктивная индукция потока рассеяния в воздушном зазоре (Тл)

ВФ.δ. =

где СN = 0,64 + 2,5,

        t1, t2 зубцовое деление статора и ротора (м) по п.2.3,2.11,

        δ – воздушный зазор двигателей (м).

8.14 Коэффициент γδ, учитывающий отношение потока рассеяния при учёте насыщения к потоку рассеяния ненасыщенной машины, (по рис.8.3).

8.15 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учётом насыщения

lП1НАС = λП1 - ∆λП1НАС,;

где λП1 из п.5.9,

      ∆λП1НАС =  – для паза по рис. 1.1, 2.1,

      С1 = (t1bш1)(1 - λδ).

 

Рисунок 8.3

 

8.16 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учётом насыщения

λД1НАС = λД1 · γδ,

здесь λД1 из п.5.10.

8.17 Окончательно индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учётом насыщения (Ом)

Х′1НАС = Х1∑λ1НАС / λ1,

где  ∑λ1НАС = ∑λП1НАС + ∑λД1НАС + λЛ1,

       λЛ1 из п. 5.11, λ1 из п. 5.12.

8.18 Аналогично для ротора:

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом вытеснения и насыщения lП2xНАС = λП2x - ∆λП2НАС ,

здесь λП2x  – коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом вытеснения тока (п. 8.8);

 ;

  – размеры паза по рисунку 1.2, 2.2.

8.19 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки ротора с учетом насыщения

lД2НАС = lД2 γδ, здесь lД2 из п.5.24.

8.20 Окончательно приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока и насыщения (Ом)

,

где ,

      lЛ2 из п. 5.25.

8.21 Коэффициент С1 в Г-образной схеме замещения

,

где

      Х12 по п. 5.15, kμ по п.4.8.

 

Расчет пускового тока и момента

 

8.22 Ток в обмотке ротора с учетом насыщения (А), при S=1

,

где ,

       .

8.23 Ток в обмотке статора (А), при S=1

Если полученное значение тока отличается от принятого в п. 8.11 более чем на 10%, то расчет для точки S=1 необходимо повторить, скорректировать значение коэффициента насыщения КНАС (см.п.8.11).

8.24 После сходимости прогнозируемой и полученной величины тока в обмотке статора определяется значение пускового тока в относительных единицах

.

8.25 Кратность пускового момента

,

где I с учетом насыщения определен в п. 8.22,

     I из таблицы 7.1 – расчета рабочих характеристик,

     КRиз п.8.5,

     SHтаблицы 7.1,

     SП = 1.

 


Приложение А

Диаметр и площади поперечного сечения круглых медных эмалированных проводов

Номинальный диаметр неизолированного провода, мм

Среднее значение диаметра изолированного провода, мм

Площадь поперечного сечения неизолированного провода, мм2

0,45

0,49

0,1590

0,475

0,515

0,1772

0,50

0,545

0,1963

0,53

0,585

0,221

0,56

0,615

0,246

0,60

0,655

0,283

0,63

0,69

0,312

0,67

0,73

0,353

0,71

0,77

0,396

0,75

0,815

0,422

0,80

0,865

0,503

0,85

0,915

0,567

0,90

0,965

0,636

1,0

1,08

0,785

1,06

1,14

0,883

1,12

1,2

0,985

1,18

1,26

1,094

1,25

1,33

1,227

1,32

1,405

1,368

1,4

1,485

1,539

1,5

1,585

1,767

1,6

1,685

2,011

1,7

1,785

2,27

1,8

1,895

2,54

1,9

1,995

2,83

 


Приложение Б

Кривая намагничивания для зубцов асинхронных двигателей. Сталь 2013

 

В, Тл

0

0,01

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

Н,

0,4

124

127

130

133

136

138

141

144

146

150

0,5

154

157

160

164

167

171

174

177

180

184

0,6

188

191

194

198

201

205

208

212

216

220

0,7

223

226

229

233

236

240

243

247

250

253

0,8

256

259

262

265

268

271

274

277

280

283

0,9

286

290

293

297

301

304

308

312

316

320

1,0

324

329

333

338

342

346

350

355

360

365

1,1

370

375

380

385

391

396

401

406

411

417

1,2

424

430

436

442

448

455

461

476

473

479

1,3

486

495

504

514

524

533

536

547

584

585

1,4

586

598

610

622

634

646

658

670

683

696

1,5

709

722

735

749

736

777

791

805

820

835

1,6

850

878

906

934

962

990

1020

1050

1080

1110

1,7

1150

1180

1220

1250

1290

1330

1360

1400

1440

1480

1,8

1520

1570

1620

1670

1720

1770

1830

1890

1950

2010

1,9

2070

2160

2250

2340

2430

2520

2640

2760

2890

3020

2,0

3150

3320

3500

3680

3860

4040

4260

4480

4700

4920

2,1

5140

5440

5740

6050

6360

6670

7120

7570

8020

8470

2,2

8920

9430

9940

10460

10980

11500

12000

12600

13200

13800

2,3

14400

15100

15800

16500

17200

18000

18800

19600

20500

21400


 

Приложение В

Кривая намагничивания для ярма асинхронных двигателей. Сталь 2013

 

В, Тл

0

0,01

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

Н,

0,4

52

53

54

55

56

58

59

60

61

62

0,5

64

65

66

67

69

71

72

74

76

78

0,6

80

81

83

85

87

89

91

93

95

97

0,7

100

102

104

106

108

111

113

115

118

121

0,8

124

126

129

132

135

138

140

143

146

149

0,9

152

155

158

161

164

168

171

174

177

181

1,0

185

188

191

195

199

203

206

209

213

217

1,1

221

225

229

233

237

241

245

249

253

257

1,2

262

267

272

277

283

289

295

301

307

313

1,3

320

327

334

341

349

357

365

373

382

391

1,4

400

410

420

430

440

450

464

478

492

506

1,5

520

542

564

586

608

630

654

678

702

726

1,6

750

788

826

864

902

940

982

1020

1070

1110

1,7

1150

1220

1290

1360

1430

1500

1600

1700

1800

1900

1,8

2000

2160

2320

2490

2650

2810

2960

3110

3270

3420

1,9

3570

3800

4030

4260

4490

4720

4930

5140

5350

5560

2,0

5770

6000

6300

6600

7000

7400

7900

8400

9000

9700


Приложение Г Данные расчетного задания на курсовой проект

Геометрические размеры сердечника

 

Раз-меры

Посл. цифр шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Da

0,168

0,191

0,225

0,272

0,313

0,349

0,392

0,437

0,520

0,520

D

0,105

0,126

0,145

0,185

0,211

0,238

0,264

0,290

0,335

0,350

d

0,0003

0,0003

0,0004

0,0005

0,0006

0,0007

0,00085

0,0010

0,001

0,0011

b11

0,0049

0,0065

0,0061

0,0097

0,0055

0,0063

0,0068

0,0071

0,0081

0,0083

b12

0,0071

0,082

0,0092

0,013

0,0073

0,0082

0,0087

0,010

0,0110

0,0120

h11

0,0158

0,0143

0,0178

0,020

0,024

0,0245

0,027

0,034

0,040

0,040

bш1

0,0030

0,0035

0,0035

0,0037

0,0037

0,0037

0,0037

0,0037

0,0045

0,005

hш1

0,0005

0,0005

0,0009

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

b21

0,0051

0,0053

0,0060

0,0079

0,0060

0,0068

0,0074

0,0080

0,006

0,0065

b22

0,0015

0,0018

0,0022

0,0038

0,0023

0,003

0,0031

0,0031

0,0033

0,0035

h21

0,0192

0,0222

0,0247

0,034

0,039

0,040

0,040

0,040

0,040

0,040

bш2

0,0010

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

0,0015

hш2

0,0005

0,0007

0,0007

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

Z1

36

36

36

36

72

72

72

72

72

72

Z2

28

34

34

34

58

58

56

56

82

82

bск

0,0092

0,011

0,0126

0,012

0

0

0

0

0

0

aкл

0,0092

0,0098

0,0105

0,023

0,021

0,023

0,023

0,030

0,037

0,037

bкл

0,020

0,0245

0,0290

0,028

0,037

0,043

0,052

0,046

0,042

0,042


Длина сердечника статора l(м)

Первая буква фамилии

А,Б,В,Г,Д,Е

Ж,З,И,К,Л,М

Н,О,П,Р,С,Т

У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш

Щ,Ы,Э,Ю,Я

Длина сердечника статора в (м)

l1=0,04+0,3D

l1=0,05+0,3D

l1=0,06+0,3D

l1=0,07+0,3D

l1=0,08+0,3D

Примечание – Результат расчета длины сердечника округлить до третьего знака (до сотых).

 

Высота оси вращения h (мм)

Dа (м)

0,168

0,191

0,225

0,272

0,313

0,349

0,392

0,437

0,520

h (мм)

100

112

132

160

180

200

225

250

280

 

Частота вращения

Первая буква фамилии

А,Г,Ж,К,Н,Р,У,Ц,Щ,Э

Б,Д,З,Л,О,С,Ф,

Ч,Ы,Ю

В,Е,И,М,П,Т,Х,Ш,Я

Частота вращения статора n1 (об/мин)

3000

1500

1000

 

Номинальное фазное напряжение U1H

Высота оси вращения

h, мм

100 ÷ 180

200 ÷ 280

Номинальное фазное напряжение U1H, В

220

380

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                           Копылов И.П. Проектирование электрических машин. – М.: Энергия, 2002.

2.                           Копылов И.П. Электрические машины. – М.: Высшая школа, Логос, 2000. – 607 с.

3.                           Лихачев В.А. Электродвигатели асинхронные.- М.: 2002.

4.                           Кацман М.М. Расчет и конструирование электрических машин. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

5.                           Гольдберг О.Д., Гурин Я.С., Свириденко И.С. Проектирование электрических машин. – М.: Высшая школа, 1984.

6.                           Кравчук А.Э., Шлаф М.М., Афонин Е.И., Соболевская Е.А. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А. – М.: Энергоиздат, 1982.

7.                           Государственные стандарты на электрические машины.

8.                           Жерве Г.К. Расчет асинхронного двигателя при перемотке. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1980.

9.                           Рубо Л.Г. Пересчет и ремонт асинхронных двигателей мощностью до 160 кВт. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1970.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Расчетное задание к курсовой работе………………………………………….3

2 Расчет геометрических размеров сердечника статора, ротора,

   расчет постоянных………………………………………………………………4

3 Расчет обмоток статора и ротора………………………………………………6

4 Расчет магнитной цепи………………………………………………………..11

5 Активные и индуктивные сопротивления обмотоки статора и ротора…….12

6 Потери в стали и механические, добавочные потери……………………….15

7 Расчет рабочих характеристик………………………………………………..16

8 Расчет пускового тока и момента…………………………………………….19

Приложение А……………………………………………………………………25

Приложение Б……………………………………………………………………26

Приложение В……………………………………………………………………27

Приложение Г……………………………………………………………………28

Список  литературы……………………………………………………………...30

 

 

 

 

Сводный план 2004г., поз.48

 

 

 

 

Владимир Степанович Новокшенов

Раушан Манаповна Шидерова

Наталья Борисовна Дреева

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

Методические указания и задания к курсовому

проекту (для студентов всех форм обучения)

специальностей 330140, 330840,

210440, 210340,330440, 330540

 

 

Специалист по стандартизации Н.М. Голева

 

 

 

 

Подписано в печать__.__.__.

Тираж 150 экз.

Объем 2,0 уч.-изд.л.

Формат 60х84  1/16

Бумага типографическая №1

Заказ______. Цена______.

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

480013 Алматы, Байтурсынова, 126