НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра электроснабжения промышленных предприятий, кафедра электрических станций, сетей и систем, кафедра  электропривода и автоматизации промышленных установок

 

 

 

ПРОГРАММА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКИ

для магистрантов специальности  6М0718 «Электроэнергетика»-

                                 

            

 

Алматы 2011

СОСТАВИТЕЛЬ: С.Е.Соколов, М.В. Башкиров, Сагитов П.И. Мустафин М.А. Программа практики для магистрантов профильного направления (специальности  6М071800 – «Электроэнергетика») - Алматы: АУЭС, -2011.- 13 с.

 

Исследовательская и педагогическая практики магистрантов являются одной из составляющих частей учебного процесса в подготовке магистров по специальности 6М071800 «Электроэнергетика»- научно-педагогическая магистратура. В программе исследовательской и педагогической практик изложены указания по организации практик, оформлению отчетов, их содержанию, дан перечень рекомендуемой литературы.

В соответствии с учебным планом для исследовательской практики предусмотрено 3 кредита (90ч.), практика проводится после завершения 2-го семестра, для педагогической практики предусмотрено 3 кредита (90ч.), практика проводится в течение 3-го семестра. 

 

Рецензент: канд. техн. наук, доцент С.А. Бугубаев.

 

Печатается по дополнительному плану издания НАО «Алматинского университета энергетики и связи»  на 2011год.

 .

© НАО Алматинский университет энергетики и связи, 2011 г.

 

 

Содержание 

1

Введение

4

1

Цели и задачи исследовательской  практики

4

2

Цели и задачи педагогической практики

6

3

Организация практики

7

4

Обязанности руководителя практики от кафедры

8

5

Обязанности руководителя практикой от предприятия

8

6

Обязанности и права магистранта

9

7

Содержание исследовательской  практики

9

8

Содержание педагогической практики

10

9

Оформление дневника по практике

11

 

Список литературы

12

  

Введение

 

Исследовательская  и педагогическая практики  студентов второго курса являются одной из составляющих частей учебного процесса в подготовке специалистов по специальности 6М071800 «Электроэнергетика»- научно-педагогическая магистратура

 Исследовательская практика магистранта проводится по месту обучения или в научных организациях с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.

Содержание исследовательской практики определяется темой диссертационного исследования.

Педагогическая практика способствует переводу академических знаний в практические умения и навыки; адаптации будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности;  самореализации его личностного потенциала и углублению профессиональных интересов и направленности личности.

Теоретической основой для проведения практик  является изучение следующих курсов: история и философия (науки), иностранный язык, педагогика, психология, качество электроэнергии и энергосбережения  в электроэнергетике, научно- технические проблемы электроэнергетики, теория моделирования и научного эксперимента, диагностика  и профиспытания электрооборудования.

Согласованная и утвержденная рабочая программа по практике является документом, выполнение которой обязательно для кафедры, предприятия, магистранта.

 

1 Цели и задачи исследовательской  практики

 

Исследовательская работа в научно-педагогической магистратуре должна:

- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

- выполняться с использованием современных методов научных исследований, обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в диссертации.

- основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;

- выполняться с применением передовых информационных технологий;

- содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы.

В соответствии с этими  задачами магистрант за время прохождения практики должен изучить:

- методы проведения исследований и расчетов, используемых в рамках специальности;

- самостоятельного ведения научного поиска, формулирования цели исследования и решения конкретных научных задач;

- использования критериев оптимизации электроэнергетических систем и систем  электроснабжения, схем и видов их защиты;

- обработки полученных новых результатов, делать выводы;

- работы с современными средствами вычислительной техники и прикладного программного обеспечения;

- в использовании математического аппарата для решения исследуемых задач;

- использовании средств вычислительной техники и программного обеспечения при выполнении научных исследований и обработке материалов.

Задачей программы по научной деятельности является подготовка специалистов, обладающих современными знаниями по формулировке задач и программ научно-исследовательских работ по проблемным вопросам электроэнергетики, электропривода, электротехнологии, преобразовательной техники, разработке методик теоретических и экспериментальных исследований, проведению теоретических и экспериментальных исследований, обработке, анализу и обобщению результатов исследования,  использованию компьютерных программ для моделирования статических и

динамических процессов, по оформлению и грамотному предоставлению научной и проектной продукции.

В соответствии с этими  задачами магистрант за время прохождения практики должен получить представление:

- о новейших открытиях в области электроэнергетики, о перспективе и объемах их использования;

- о международные и отечественных стандартах, касающихся выполняемой работы в рамках специальности;

- о техногенной нагрузке на окружающую среду объектов энергетики и о мерах, принимаемых для ее снижения;

Изучить методы проведения исследований и расчетов, используемых в рамках специальности.

Получить навыки:

- самостоятельного ведения научного поиска, формулирования цели исследования и решения конкретных научных задач;

- использования критериев оптимизации электроэнергетических систем и систем  электроснабжения, схем и видов их защиты;

- обработки полученных новых результатов, делать выводы;

- работы с современными средствами вычислительной техники и прикладного программного обеспечения;

- владения профессиональной терминологией иностранного языка.

Быть компетентным:

- в использовании математического аппарата для решения исследуемых задач;

- в использовании средств вычислительной техники и программного обеспечения при выполнении научных исследований и обработке материалов

 

2 Цели и задачи педагогической практики

 

Важнейшее значение в образовательном процессе в формировании профессиональной компетентности магистранта играет педагогическая практика. Педагогическая практика реализуется в 2-х аспектах:

1) Педагогическая практика магистрантов в ВУЗе с целью формирования основ педагогического мастерства, становления индивидуального стиля педагогической деятельности, овладения элементами управленческой деятельности в сфере образования.

2) педагогическая практика в ВУЗе с целью формирования умений и навыков воспитательной работы со студентами.

В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:

- воспитание у магистрантов инновационного творческого типа мышления;

- формирование готовности преподавателя к управлению целостным педагогическим процессом;

- совершенствование общепедагогических знаний, умений и навыков для осуществления диагностики личности студента и состояния целостного педагогического процесса в ВУЗе;

- развитие и формирование педагогических способностей;

- выработка профессионально – педагогических умений (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи занятий, использовать в сочетании традиционные и инновационные технологии, методы обучения;

- формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;

- развитие самосознания и самооценки готовности к управлению педагогическим процессом;

Объектами профессиональной деятельности выпускников научно – педагогической магистратуры являются:

- при научно-педагогической подготовке: организации высшего и  послевузовского образования, научно-исследовательские и проектно – конструкторские организации.

Задачей программы по педагогической деятельности является подготовка специалистов, обладающих современными знаниями по разработке программ учебных дисциплин, курсов и учебно-методической литературы, по постановке и модернизации лабораторных работ и практикумов, обладающих педагогическим мастерством, имеющих навыки проведения отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные, практические занятиями, применению новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения, а также  способностью управления коллективами обучаемых и руководства научно-исследовательской работой студентов, формирование и развитие профессиональных умений и навыков

 

3 Организация практики

 

Магистранты направляются на практику в соответствии с приказом ректора о проведении практики.

Исследовательская практика магистранта проводится по месту обучения или в научно- производственных  организациях. Руководство практикой магистрантов возлагается на руководителей их магистерской диссертацией из числа ведущих преподавателей кафедры, имеющих степень доктора или кандидата технических наук,  а также академическую степень PhD (доктора философии) или от научно- производственных организаций.

Педагогическая практика проводится на кафедре, по профилю которой магистрант проходит обучение. Руководство практикой магистрантов также возлагается на руководителей их магистерской диссертации из числа ведущих преподавателей кафедры, имеющих степень доктора или кандидата технических наук, а также академическую степень PhD (доктора философии). На кафедре издаётся распоряжение о содержании научно-педагогической практики, с указанием вида проводимых занятий с бакалаврами (лабораторные и практические занятия), постановке и модернизации лабораторных работ, подготовкой методических указаний к лабораторным или расчетно-графическим работам. В процессе прохождения практики магистранты ведут дневники по научно-педагогической практике, который периодически проверяет руководитель и оценивает качество работы, выполняемой магистрантом. Кроме того, магистрант должен ознакомиться с работой эдвайзера и соответствующей документацией, принимать участие в заседаниях кафедры и методических семинарах, в мероприятиях, проводимых кафедрой, факультетом, институтом (день кафедры, конференции, семинары и т.д.).

На кафедре издаётся распоряжение о содержании соответствующей практики. В процессе прохождения практики магистранты ведут дневники по практике, который периодически проверяет руководитель и оценивает качество работы, выполняемой магистрантом. До начала практики кафедра проводит собрание магистрантов, на котором они знакомятся со сроками практики и ее содержанием, с требованиями к отчетам и обязанностями в период практики, формами руководства и контроля. Практиканты получают необходимые документы (направление, дневник прохождения практики, выписку из приказа по практике.).

Магистранты во время прохождения практики полностью подчиняются графику работы, правилам внутреннего распорядка, установленного для работников данного предприятия. Срыв графика прохождения практики по неуважительной причине является основанием о повторном ее прохождении, либо оставление магистранта на повторный год обучения с оплатой.

 

4 Обязанности руководителя практики от кафедры:

- осуществляет руководство практикой магистрантов, обеспечивает выполнение ими программы практики;

- до начала практики обеспечивает магистрантов соответствующими документами: программами,     дневниками;

- перед выходом на практику проводит с магистрантами организационное собрание;

- осуществляет контроль за прохождением практики магистрантов , обеспечение предприятиями нормальных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда, выполнением практикантами        правил внутреннего трудового распорядка;

- проверяет дневники по практике магистрантов, дает отзывы об их работе, рассматривает отчеты по практике, представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию;

 

5 Обязанности руководителя практикой от предприятия:

При прохождении исследовательской практики предприятие, с которым заключен договор о прохождении практики организует прохождение практики, в соответствии с утвержденной программой практики, создает необходимые условия для получения магистрантами знаний по специальности в области технологии, экономики, организации планирования и управления производством, научной организации труда, организации научно - исследовательской и проектно-конструкторской работы. Предоставляет магистрантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической документацией, оказывает помощь в подборе материалов для курсового проектирования. Проводит обязательные инструктажи по технике безопасности и охране труда, с оформлением соответствующей документации, обеспечивает соблюдение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка, установленного на данном предприятии. Налагает, в случае необходимости, взыскания и сообщает об этом вузу.

Предприятие несет полную ответственность за несчастные случаи со магистрантами в период прохождения практики.

Руководитель практики от предприятия контролирует ведение дневников, подготовку отчетов практикантов и составляет на них профессиональные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий.

Обязанности руководителя практики от предприятия отражаются в договоре на прохождение практики.

 

6 Обязанности и права магистранта

 

Магистрант обязан:

- строго подчиняться требованиям внутреннего распорядка предприятия или  подразделения, где он проходит практику;

- неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда на территории предприятия и на рабочем месте;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- представить руководителю практики от вуза письменный отчет;

- ежедневно вести дневник практики и представить его, с подписью руководителя от предприятия, при защите отчета по практике.

Магистрант имеет право:

- не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики, связанных с нарушениями техники безопасности и охраны труда.

 

7 Содержание исследовательской  практики

 

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор метода (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели

Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил

Производится выбор методов исследования и математического аппарата, т.е. инструмента, необходимого для достижения поставленной цели, а также методики и техники исследования.

Выполняется само исследование, которое применительно к указанному выше направлению кроме теоретической части должно содержать практическую реализацию поставленной задачи в виде программного продукта или информационной системы, и экспериментальную, подтверждающую достоверность, эффективность и практическую значимость полученных результатов путем компьютерного эксперимента.

Дается оценка полученных результатов, формулируются выводы по работе, часть из которых должна определять научную новизну, другая – практическую ценность.

 

8 Содержание педагогической практики

 

Педагогическая практика выполняет ряд функций:

- ознакомительную (информационную);

- адаптационную;

- ориентационную;

- обучающую;

- воспитывающую;

- развивающую;

- стимулирующую.

Информационная функция проявляется в ознакомлении магистрантов с основными направлениями, содержанием профессиональной деятельности и организационными условиями работы в ВУЗе.

Адаптационная функция связана с формированием адаптивных умений и навыков; приведением будущего специалиста к ритму производственного процесса, его требованиям, условиям труда.

Ориентационная функция практики обеспечивает ориентирование магистрантов в системе профессиональных отношений и связей, позволяет увидеть проблемы и трудности профессиональной деятельности.

Обучающая функция связана с проверкой качества усвоения и действенности знаний, сформированности профессионального сознания, которые из плоскости идеальных представлений переходят в систему реальных установок и взглядов будущего специалиста.

В ходе практики формируются, отрабатываются и закрепляются основные профессиональные умения и навыки. Педагогическая практика расширяет мотивацию магистрантов в отношении профессионального самообразования и дополнительного приобретения прикладных знаний.

Воспитывающая функция обуславливается высоким уровнем профессионализма специалистов, которые будут работать со студентами.

Развивающая функция практики заключается в развитии специальных (профессиональных) способностей.  В ходе практики магистрант развивается в личностном и профессиональном плане, развивается его профессиональное мышление, формируется индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Диагностическая функция заключается в самооценки магистранта на практике, возможности в реальных профессиональных условиях осуществить глубокий самоанализ профессиональной пригодности.

Стимулирующая функция практики обеспечивает формирование стремления к профессиональному самосовершенствованию, активизирует процессы самообразования и самовоспитания, стимулирует сознательность магистрантов в дальнейшем учебном процессе.

В содержание практической деятельности магистрантов входит:

1) Изучение рабочих программ дисциплин, их соответствие типовой программе.

2) Составление комплексных планов работы на период педагогической практики.

3) Разработка проводимых занятий.

4) Проведение воспитательной работы в студенческих группах по своей специальности в соответствии с планом работы.

5) Использование новых технологий в учебном процессе.

6) Анализ, составление отчета и отчетной документации по педагогической практике.

 

9 Оформление дневника по практике

 

Дневник по практике прилагается к отчету и оформляется индивидуально на каждого магистранта с указанием фамилии, имени, отчества, места и сроков прохождения практики. Дневник заверяется подписями декана факультета, заведующего практикой и печатью ВУЗа.

Во время прохождения практики в дневник заносится информация по видам и краткому содержанию выполненных работ с указанием даты выполнения и подписью руководителя практики .

По окончании практики руководитель указывает в дневнике замечания о ходе практики и составляет на магистранта характеристику прохождения практики, в которой делает заключение  работе магистранта за ее период.

Дневник заверяется подписью руководителя практики и печатью деканата. После защиты магистрантом в ВУЗе отчета о научно-педагогической практике руководитель практики заносит в дневник отзыв об отчете магистранта с указанием достоинств, недостатков отчета, вывод с рекомендуемой оценкой. После выставления оценки, отзыв заверяется подписью руководителя по защите отчета с указанием даты защиты.

 

Список литературы 

1.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.-М, 1992.

2. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы.-М, 2000.

3. Психология и педагогика высшей школы.  Под. ред. М.В. Булановой –Топорковой – Ростов н/д, 2002.

4. Бабанский Ю.К,, Ильина Т.А., Жантекеева З.У. Педагогика высшей школы.-Алма- Ата «Мектеп», 1989.

5.Работы учебные. Фирменный стандарт. ФС РК 10352-1910-У-е-001-2002. АИЭС, 2002.

6.Учебно-методичсеская документация. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию учебно-методической документации. СТ НАО 103521910-03-2007. АИЭС, 2006.

 

 ДОП  ПЛАН 2011 Г., ПОЗ. № 32