Алматинский институт энергетики и связи

            Кафедра электрических станций, сетей и систем

МОНТАЖ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

                       Методические указания к курсовой работе

(для студентов очной и заочной форм обучения специальности 210240-Электроэнергетические системы и сети)

                                        

                                              Алматы 2004

     СОСТАВИТЕЛЬ: В.Н. Сажин. Монтаж и ремонт оборудования электрических сетей. Методические указания к   обучения специальности 210240 – Электроэнергетические       системы и сети. Алматы: АИЭС, 2004г. - 23 с. 

          

          Методические указания содержат общие положения к выполнению курсовой работы, указания по монтажу опор воздушных линий электропередачи,  монтажу проводов и грозозащитных тросов, даются указания по расчету переходов через инженерные сооружения. Рассматриваются вопросы ремонта воздушных линий электропередачи под напряжением. 

 

          Таблиц 1,  библиограф. 10  назв.

 

        Рецензент: канд. техн. наук, проф. В.Н. Борисов.

 

          Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2004 г.      

     

         Алматинский институт энергетики и связи, 2004 г.

 

         Введение

 

        Цель методических указаний - помощь студентам при работе над курсовой работой «Монтаж и ремонт оборудования электрических сетей». Выполнение курсовой работы способствует углублению и закреплению зна­ний, полученных студентами по основной и смежным дисциплинам, раз­вивает навыки самостоятельной инженерной работы. Основной задачей курсовой работы является изложение в краткой форме рекомендаций по монтажу и ремонту воздушных линий электропередачи (ВЛ).

        В указаниях рассматриваются вопросы монтажа опор ВЛ, проводов и грозозащитных тросов, выбора монтажных приспособлений и такелажных средств, даны указания по расчету   переходов через инженерные сооружения. Рассмотрены вопросы организации ремонта ВЛ без отключения. 

 1 Исходные условия и содержание работы

         Основной задачей курсовой работы является монтаж и ремонт воздушной линии напряжением 35 –500 кв.

         Задание выдается преподавателем и содержит следующие исходные данные:

          1 Номинальное напряжение электропередачи, число цепей, марку и сечение провода.

          2 Материал опор.

          3 Район сооружения с указанием характера местности, степени загрязнения атмосферы.

          4 Объект пересечения (перехода), его размеры.

          В работе рассматриваются следующие разделы:

         1 Монтаж опор ВЛ.

         2 Монтажные приспособления и такелажные средства.

         3 Монтаж проводов и грозозащитных тросов.

         4 Расчет переходов через инженерные сооружения.

         5 Ремонт линий без отключения.

         

          2 Требования к оформлению работы

 

   Курсовую работу выполняют в виде расчетно-пояснительной записки, объемом 25-30 страниц рукописного текста.

Записка должна иметь титульный лист, индивидуальное задание на выполнение работы, введение, необходимые расчеты, список использованной литературы и оглавление.

Курсовая работа состоит из нескольких разделов. В начале каждого раздела нужно дать четкую постановку задачи, исходные условия, методику решения. В заключении делается вывод по результатам про­деланной работы.

Проведенные в пояснительной записке расчеты должны содержать расчетные формулы (со сноской на литературу), численные значения входящих в них величин, окончательный результат (без промежуточных вычислений), с обязательным указанием размерности. Если в данном разделе есть много аналогичных расчетов, то можно выполнить расчет для одного случая, а результаты подобных расчетов объединить в таб­лицу. Работа оформляется в соответствии с требованиями стандарта ФС РК 10352-1910-У–е–001–2002 / 10 /.  Работы учебные.

Выполнение работы студентами ведется в соответствии с прог­раммой и графиком выполнения самостоятельных работ.

 3 Монтаж опор ВЛ

 3.1  Методы установки опор

       Установка опор состоит из следующих, последовательно выполняемых операций: собственно подъем опоры – приведение ее в вертикальное положение; выверка опоры – приведение поднятой опоры в рабочее положение, которое она должна занимать согласно проекту; закрепление опоры – обеспечение устойчивости опоры при расчетных нагрузках; демонтаж всего такелажа и переезд на следующую опору / 1,2,3 /.

        3.1.1 Установка опор краном  

         Метод установки опор краном наиболее экономичен и рационален, так как требует минимум подготовительных работ и такелажа и обеспечивает высокую производительность труда и большую скорость строительства. Этим методом устанавливаются опоры массой до 10 т. Масса поднимаемой опоры должна соответствовать грузоподъемности крана по паспорту при соответствующем вылете стрелы крана. Установка одним краном опор, масса которых превышает грузоподъемность крана по паспорту, не допускается, так как это может привести к поломке стрелы крана или его опрокидыванию, к поломке опоры, а также к несчастным случаям.

         3.1.2 Установка опор краном и трактором

         Установка опор краном и трактором применяется, если установить опору одним краном невозможно. Масса опоры, приходящаяся на подъемный крюк крана, не должна превышать грузоподъемности крана по паспорту при соответствующем вылете стрелы. Метод применяется для установки в вырытые котлованы одностоечных железобетонных опор, а металлических опор массой до 10 т и высотой до 40 м.

         3.1.3 Установка опор падающей стрелой  

         Этот метод является универсальным. По сравнению с двумя приведенными выше он более трудоемок, менее экономичен и требует большого количества механизмов и такелажных приспособлений. Метод применяется, если ни один из двух приведенных выше методов не может быть использован.

 

          3.1.4 Установка опор методом наращивания  

 

          Этот метод представляет собой совмещение сборки и установки опор в одновременный процесс. Это значит, что опора устанавливается по частям, которые соединяются между собой в вертикальном положении. Как правило, этот метод применяется для монтажа переходных опор массой более 130 т и высотой более 100 м. Он применяется и для подъема опор, если осуществить сборку опор в горизонтальном положении невозможно из-за отсутствия необходимых площадок. Устанавливать опоры путем наращивания целесообразно на пикетах горных ВЛ, где сооружение площадок для горизонтальной сборки опоры и размещения механизмов требует больших объемов земляных работ в тяжелых скальных грунтах.

 

         3.1.5 Установка опор вертолетами  

 

         Применение вертолетов при монтаже опор дает повышение производительности труда ввиду больших скоростей полетов, снижения трудозатрат в результате исключения необходимости в сооружении наземных подъездных путей, возможность монтажа опор в любых труднодоступных и даже недоступных для наземного транспорта местах; возможность использования освободившихся механизмов для выполнения других работ; уменьшение износа наземных механизмов, которые освобождаются от выполнения работ на труднодоступных участках трассы.

         Вместе с тем применение вертолетов связано с высокой стоимостью их эксплуатации, ограниченной грузоподъемностью, необходимостью более высокого уровня подготовки и организации строительства, зависимостью от погодных условий, со строгим выполнением жестких правил технической эксплуатации. Применению вертолетов должна предшествовать хорошо продуманная подготовка работы и экономические расчеты.

           Повысить производительность труда, а также снизить стоимость выполнения отдельных работ могут такие мероприятия, как использование для установки опор холостого рейса вертолета, занятого на транспортировке конструкций на трассу, закрепление за вертолетом двух бригад по установке опор, одновременный монтаж методом наращивания двух переходных опор.

          Для установки опор могут быть применены вертолеты, имеющие внешние подвески ( МИ – 6, МИ – 8, МИ – 10К, МИ – 26). Вертолет МИ–4 может быть использован для перевозки внутри фезюляжа малогабаритных грузов ( мелкие детали, болты, стропы, приспособления и т.п.), для оперативного снабжения, доставки людей, продуктов. Кроме этого, могут использоваться мощный вертолет МИ-26, а также вертолет К-32 грузоподъемностью на внешней подвеске 50 кН.

        3.1.6 Выбор метода установки опор  

         Метод установки опор в значительной степени зависит от массы, высоты и конструкции поднимаемых опор, рельефных и гидрологических условий  мест их установки и принятого проектом способа закрепления опор после подъема. Как правило, для установки опор должен применяться самый экономичный метод, обеспечивающий минимальную потребность в механизмах, такелажных приспособлениях, тросах и рабочей силе.

         3.2  Определение усилий при подъеме опор

         Большое значение при установке опор имеют правильно подобранные такелаж и механизмы.  Применение механизмов и такелажных приспособлений с грузоподъемной силой ниже действующей на них при подъеме может привести к разрушению опоры и к несчастным случаям. Использование механизмов и такелажных приспособлений грузоподъемностью значительно выше действующих на них усилий обеспечит надежный подъем опоры, но при этом значительно усложнится процесс оснастки опоры, увеличится расход тросов, что в конечном итоге приведет к необоснованному удорожанию работ и снижению производительности труда.

         Подбор механизмов и такелажных приспособлений следует производить в полном соответствии с действующими на них усилиями. Существуют два метода определения усилий – аналитический и графический.  Графический метод наиболее распространен и прост. Наиболее подробно этот метод рассмотрен в / 2,3 /.

 

          4 Монтажные приспособления и такелажные средства

          4.1 Канаты и тросы

 

          Для монтажных работ применяются пеньковые, капроновые и стальные канаты. Правильный подбор и уход за канатами обеспечивают успешное выполнение такелажных и монтажных работ, снижение их трудоемкости и безопасность строительства линии. Правильно подобранный такелаж способствует повышению производительности труда и ускорению строительства. Следует стремится к унификации канатов и такелажных приспособлений, имеющее большое значение для более эффективного и рационального их использования.

          Пеньковые канаты применяются при погрузочно–разгрузочных работах, подъеме на опору блоков и инструмента, наведении опор на котлован или на анкерные болты фундаментов и т.п.

          Стальные канаты изготавливаются из стальной проволоки диаметром 0,22 – 2 мм. Стальные проволочные канаты, применяемые для такелажных работ, имеют предел прочности проволоки 1300 – 1800 Мпа.

          Тросы бывают крестовой свивки, когда направление свивания проволоки в прядях и прядей в тросе противоположны друг другу, и односторонней свивки, когда свивка в прядях совпадает по направлению со свивкой прядей между собой. Тросы с крестовой свивкой более устойчивы  против раскручивания, чем тросы с односторонней свивкой.

          Канаты, применяемые для такелажных работ, должны обладать большой гибкостью, чтобы легко было вязать монтажные узлы, и малой чувствительностью к перегибам, а также должны быть устойчивыми против раскручивания.

 

         4.2 Выбор и расчет канатов

 

         Для определения диаметра каната или допустимой нагрузки необходимо знать разрывное усилие каната (предельную нагрузку, при которой наступает разрыв каната), точную массу поднимаемого груза или фактическое усилие, которое будет действовать на канат в зависимости от схемы подъема груза. Этих двух величин недостаточно для выбора каната. Каждый канат, применяемый для такелажных работ, должен выбираться с учетом определенного запаса прочности, необходимого на компенсацию дополнительно возникающих в канате напряжений, зависящих от условий его работы.

          Коэффициентом запаса прочности называется число, показывающее,  во сколько раз допустимая нагрузка на канат меньше его разрывного усилия. Коэффициент запаса прочности зависит от назначения каната. Например, при подвешивании к канатам обвязанных грузов коэффициент запаса прочности должен быть больше,  чем при подвешивании грузов с помощью крюков, скоб, и т.п., так как условия работы каната в первом случае более тяжелые.

          Зная точную массу поднимаемого груза или усилие, действующее на канат согласно схеме подъема, и выбрав по назначению каната коэффициент запаса прочности, определяется диаметр каната. Находится разрывное усилие, соответствующее фактически действующему усилию на канат с учетом принятого коэффициента запаса прочности по формуле

 

                 QP = P k ,                                                                                     ( 4.1 )

  где  Р – расчетное усилие на канат, кН;

        к – коэффициент запаса прочности

 Таблица 4.1 -  Коэффициент запаса прочности стальных канатов (тросов)

    Назначение каната

Характеристика 

работы каната

Наименьший

допустимый

 коэффициент

запаса проч-

ности каната

Наименьшее

допустимое

отношение

диаметра кана-

та к диаметру

блока и к диа-

метру бараба-

на лебедки

Подъемный  для кранов,

лебедок, мачт, полиспастов

других подъемных и тяговых

механизмов

Строповочный

 

 

Для расчалок и оттяжек

С ручным приводом

С машинным 

приводом

Подвешивание груза

с помощью крюков,

скоб и т.п.

Обвязывание груза

                  -

       4,5

 

          6

 

          6

 

           10

           

  4

       1:16

 

       1:20

 

            -

 

             -

 

             -

          С учетом разрывного усилия Qp по таблицам /2,3/ определяем диаметр каната, выбрав маркировочную группу по временному сопротивлению на разрыв.

           Допустимое усилие на канат Рдоп  определяется

                                                           Рдоп =   .                                                                            (  4.2 )

         4.3 Блоки 

         Блоки для стальных канатов разделяются на отводные и полиспастные. Отводные блоки применяются для изменения направления каната, полиспастные – вертикального и горизонтального перемещений груза. Наиболее удобными при такелажных работах являются неподвижные блоки с опорами скользящего трения и откидной щекой и подвижные блоки с крюком или петлей и опорами скользящего трения. Полиспастные блоки изготавливаются грузоподъемностью 0.5 –80 т с числом роликов 1 – 8. Блок выбирается по грузоподъемности и количеству роликов. При одинаковой грузоподъемности следует применять блок меньшей массы. Желоба роликов блока должны быть больше диаметра каната на 1 –3 мм,  отношение диаметров ролика и каната должно быть не менее 16. Крюки блоков должны быть коваными или штампованными и иметь правильную форму.

         4.4 Полиспасты 00

         Полиспаст представляет собой устройство из неподвижного и подвижного блоков, соединенных канатом. Канат одним концом прикрепляется к ушку одного из блоков, огибает последовательно ролики обоих блоков и другим концом, сбегающим с блока, наматывается на барабан тяговой лебедки или прикрепляется к движущемуся тяговому механизму.

          4.5 Монтажные  стрелы  

          Стрелы бывают падающие и неподвижные. Падающие стрелы устанавливаются шарнирно. Верх стрелы по мере подъема опоры перемещается вместе с опорой, и в конце подъема стрела полностью выходит из работы. Неподвижные стрелы устанавливаются на оттяжках на все время подъема и до окончания подъема несут полную нагрузку.

         При установке опор широко применяются А-образные падаюшие стрелы и только в особых случаях – неподвижные. Стрелы могут быть изготовлены из дерева или из стали. Деревянные стрелы применяются редко.

       В зависимости от массы и высоты устанавливаемых опор применяются металлические стрелы высотой 17 м, грузоподъемностью 20 т и высотой 22

м, грузоподъемностью 35 т. Для установки специальных переходных опор применяются более высокие  стрелы.

          4.6 Шарниры  

          Подъем металлических опор при помощи падающей стрелы происходит при условии создания шарнирного соединения низа опор с фундаментами, на которые они должны быть установлены, т.е необходимо в каждом случае создать ось, вокруг которой опора могла бы вращаться при ее подъеме. В зависимости от конструкций опор создание такой оси вращения при подъеме их с помощью падающей стрелы может быть осуществлено разными путями. Когда опора устанавливается на металлические подножники, вращение опоры может быть осуществлено при помощи изогнутых болтов, продетых в отверстия верхней пластины подножника и пяты опоры. В тех случаях, когда опора устанавливается на анкерные болты бетонных фундаментов или железобетонных подножников и имеет съемные башмаки, башмаки (пяты) опоры наглухо присоединяются к анкерным болтам фундамента. После подъема опоры шарнирные болты заменяются постоянными монтажными

         4.7 Якоря

         Анкеры для закрепления неподвижных блоков полиспастов, отводных блоков, лебедок и оттяжек называются якорями. При небольших усилиях применяются якоря из одного или большого количества анкеров, представляющих собой металлические уголки, забитые в землю заостренными концами. При больших усилиях в качестве якорей применяются бревна или железобетонные балки, вкопанные в землю.

           В зависимости от схемы подъема и типа устанавливаемой опоры применяются якоря грузоподъемностью от 3 до 30 т и более.

 

           5 Монтаж проводов и грозозащитных тросов

 

           Монтаж проводов и тросов ВЛ в нормальных условиях по ровной трассе обычно выполняют в следующей последовательности: подготовительные и транспортные работы; сборка гирлянд изоляторов; раскатка и соединение проводов и тросов и подъем их на опоры; закрепление  концов проводов на первой анкерной опоре; натягивание проводов и тросов до необходимой стрелы провеса и закрепление их под тяжением на второй анкерной опоре; перекладка проводов из раскаточных роликов в зажимы; соединение проводов в шлейфах анкерных опор; установка гасителей вибрации /1,2,3 /.

 

          5.1 Раскатка проводов и тросов

          5.1.1 Подготовительные работы

 

          Перед раскаткой проводов необходимо осмотреть трассу линии для определения ее готовности к монтажу проводов.

          После осмотра трассы и получения письменного разрешения на монтаж приступают к подготовке и монтажу проводов, которая заключается в очистке монтажной полосы, развозке проводов, тросов, изоляторов, арматуры и поковок по трассе, устройстве временных защит в местах пересечений сооружаемой линии с действующими ВЛ, линиями связи, автомобильными и железными дорогами.

Провода, изоляторы, арматуру развозят по трассе линии по заранее составленной  схеме.

Барабаны с проводом доставляют на трассу с таким расчетом, чтобы провод на каждом барабане был использован по возможности полностью. Для этого подбирают барабаны с проводом примерно одинаковой длины и группируют их. Барабаны с тросом вывозят на трассу и расставляют по одному или по два ( зависимости от числа грозозащитных тросов на ВЛ).

 Одновременно  с очисткой трассы и вывозкой барабанов сооружают временные защиты на пересечениях с действующими ВЛ, линиями связи, автомобильными и железными дорогами и др. При этом для устройства защит часто используют имеющиеся на трассе остатки строительных материалов, лесорубочные отходы и пр.

 

5.1.2 Сборка гирлянд изоляторов

 

Обычно гирлянды изоляторов собирают на месте монтажа. Предварительно подбирают комплекты необходимой арматуры и изоляторов для каждой опоры, упаковывают их в ящики и развозят по трассе ВЛ. Иногда изоляторы собирают в гирлянды и готовыми вывозят на трассу в контейнерах.

Перед сборкой изоляторы и арматуру вторично осматривают и очищают от грязи.  Изоляторы со сколами,  трещинами, царапинами на глазури и другими дефектами бракуют. Очищают изоляторы мягкой ветошью, смоченной водой или бензином, прилипшие твердые частицы (цемент, грязь и т.п.) снимают деревянными приспособлениями (применять для этих целей металлические инструменты запрещается).

После проверки изоляторы соединяют в гирлянды. Поддерживающие гирлянды собирают под опорой на расстоянии 5-10 м от концов траверс и раскладывают верхушками в направлении подъема на опору.

Натяжные гирлянды собирают так же, как поддерживающие, и располагают на расстоянии 15 - 20 м от анкерной опоры по ходу монтажа. Количество изоляторов в натяжных и поддерживающих гирляндах ВЛ 220 кВ и выше одинаковое, а на ВЛ 110 кВ и ниже натяжные имеют на один изолятор больше, чем поддерживающие.

 

5.1.3 Раскатка проводов

 

После завершения всех подготовительных работ и вторичного осмотра приготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка ( способ волочения) или с помощью подвижных раскаточных устройств ( тележек, саней, кабельных транспортеров), перемещаемых тяговым механизмом (способ укладки с барабана).

Способ волочения не требует изготовления специальных передвижных  раскаточных приспособлений (тележек, транспортеров), пригоден при любом рельефе местности, сравнительно удобен при монтаже проводов на опорах портального типа с оттяжками, когда провод при раскатке необходимо заводить внутрь опоры. Однако при волочении по земле возможны повреждения оцинковки троса и стальных проводов, а также верхних повивов алюминиевых проводов.

Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а на участках, где при волочении проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).

При способе укладки с барабана один конец провода закрепляют в начале трассы, а барабан устанавливают на передвижную раскаточную тележку. Тяговый механизм (обычно трактор) перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод плавно, не волочась по грунту, сходит с барабана, что почти полностью гарантирует его сохранность. Так можно выполнять раскатку, даже не поднимая провода на опоры, что позволяет полнее использовать механизмы. Высокая производительность и хорошие технические показатели позволяют широко применять этот способ при монтаже проводов.

В тяжелых условиях, когда невозможно или неудобно раскатывать провода обычными способами, применяют специальные. Это -  раскатка проводов вертолетом, раскатка под тяжением, раскатка вручную или с помощью лебедки.

 

5.2 Соединение и ремонт проводов и тросов

 

Одновременно с раскаткой начинают работы по соединению проводов и тросов и ремонту обнаруженных повреждений. Соединение и ремонт проводов являются наиболее ответственными операциями в комплексе монтажных работ, так как от качества их выполнения зависят эксплуатационные показатели сооружаемой ВЛ.

 

5.2.1 Подготовка проводов к соединению

 

 Перед соединением провода, соединительная арматура и приспособления должны быть тщательно проверены. Материал и размеры овальных соединителей должны соответствовать чертежам, а соединители и термитные патроны иметь маркировку, соответствующую марке и сечению проводов.

Для надежного электрического и механического соединения необходимо тщательно очищать алюминиевые проволоки проводов и внутреннюю поверхность алюминиевой части соединителей от пленки оксида алюминия, которая имеет большое электрическое сопротивление. Учитывая способность алюминия быстро окисляться, подготовляют провода и соединители, а также соединяют провода под слоем технического вазелина или смазки  ЗЭС.

 

5.2.2 Способы соединения проводов

 

Провода соединяют следующими способами:

1 В петлях (шлейфах) анкерных и угловых опор:

- сталеалюминиевые  провода сечением до 240 мм2 и алюминиевые провода сечением до 95 мм2 – термитной сваркой;

- сталеалюминиевые провода сечением 300 мм2 и более – прессуемыми соединителями;

- провода разных марок (например, алюминиевый  со сталеалюминиевым или провод большего сечения с проводом меньшего сечения), а также в местах, где требуется разъемное соединение, - болтовыми зажимами.

 

2 В пролетах между опорами ВЛ:

- алюминиевые провода сечением до 95 мм2, сталеалюминиевые провода сечением до 185 мм2 и стальные провода сечением до 50 мм2 – овальными соединителями, монтируемыми скручиванием;

- алюминиевые провода сечением 120 -185 мм2 и стальные провода сечением 70-95 мм2 – овальными соединителями, монтируемыми обжатием или опрессованием с дополнительной сваркой концов;

- алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением 240 мм2 и более – соединительными зажимами, монтируемыми сплошным опрессованием.

 

5.2.3 Требования к соединениям

 

Прочность заделки проводов и тросов в соединительных и натяжных зажимах должна быть не  менее 90% предела прочности провода и троса, а геометрические размеры зажимов должны соответствовать требованиям инструкции по монтажу данного вида зажимов. На поверхности соединителя или зажима не должно быть трещин, следов значительной коррозии и механических повреждений. Кривизна опрессованного зажима должна быть не более 3% его длины. Зажимы, не удовлетворяющие указанным требованиям, отбраковываются.

Электрическое сопротивление соединения не должно более чем на 20% превышать сопротивление целого провода такой же длины.

 

5.2.4 Ремонт проводов

 

Несмотря на принимаемые меры для сохранности провода при его перевозке и монтаже в отдельных случаях возникают повреждения, требующие ремонта проводов в период сооружения ВЛ. Ремонта требуют не только легко обнаруживаемые повреждения в виде обрыва проволок алюминиевого повива, но и так называемые местные повреждения в виде сплющивания, выпучивания, перекручивания при растягивании образовавшейся петли, вмятин, надрезов и глубоких царапин, возникающих при волочении по твердому грунту, и др.

В зависимости от степени повреждения провода ремонтируют, устанавливая проволочный бандаж, ремонтную муфту или специальный прессуемый ремонтный зажим  РАС.

 

5.3 Подъем и натяжение проводов

 

Поднимают провода на промежуточные опоры одновременно с раскаткой или после нее. Подъем проводов с гирляндами изоляторов целесообразно выполнять в зависимости от массы проводов легким трактором, автомобилем или другими механизмами. Легкие гирлянды разрешается поднимать вручную.

После подъема на промежуточные опоры провода и тросы висят свободно и касаются земли в пролетах между опорами, поэтому их необходимо натянуть и закрепить на анкерных опорах.

Натягивают  и закрепляют провода и тросы в несколько этапов. Сначала прикрепляют провода и тросы к первой анкерной опоре, для чего монтируют на концах проводов натяжные зажимы, соединяют их с гирляндами изоляторов, поднимают на опоры и сцепляют с заранее установленными узлами крепления. Затем переходят к другой анкерной опоре  ( в конце пролета)  и вытягивают провода до определенной стрелы провеса (или усилия), контролируемых соответственно визированием или динамометром. На вытянутых проводах отмечают место крепления натяжного зажима, после чего опускают провода на землю, монтируют на них натяжные зажимы и гирлянды изоляторов, вторично натягивают провода и окончательно закрепляют на анкерной опоре.

 

         6  Расчет переходов через инженерные сооружения

 

 Под переходами через инженерные сооружения понимают пересече­ние сооружаемых линий с железными и шоссейными дорогами, линия­ми электропередачи, линиями связи и сигнализации. Основной задачей расчета является определение расстояний от проводов линии до пере­секаемого объекта и сравнением их с допустимыми.

В аварийном режиме стрелу провеса в месте пересечения определяют для режима среднегодовой температуры при отсутствии гололеда и ветра   /  4 /. При расчете перехода в аварийном режиме важно правильно выбрать расчетную схему. Для нахождения наибольшей стре­лы провеса надо применить расчетную схему, в которой обрыв провода находится в пролете, соседнем с пролетом пересечения. Если переход находится в пятом пролете от анкерной опоры и более, то можно выбрать расчетную схему, состоящую из пяти уцелевших пролетов. При меньшем числе пролетов до анкерной опоры расчетная схема принимается с фактическим количеством пролетов.

Если один пролет пересекается с несколькими инженерными сооружениями, то проверка габаритов должна производиться для каждого из них.

При выбранной высоте опор сооружаемой линии расстояния до пересекаемых сооружений могут оказаться меньше допустимых. В этом случае должны быть разработаны соответствующие мероприятия. Прежде всего следует попытаться увеличить габариты путей перемещения опоры сооружаемой линии ближе к мосту пересечения и за счет этого уменьшать стрелу провеса под инженерные сооружения. В ряде случаев допускается переустройство пересекаемых линий электропередачи и линий связи путем понижения их опор или перекладки в подземные кабели. Может оказаться целесообразным применение повышенных опор на линии в месте пересечения.

 

7  Ремонт воздушных линий без отключения

7.1 Основные условия производства работ под напряжением

 

Выполнение работ с непосредственным касанием элементов линий, находящихся под напряжением, допустимо при обеспечении следующих условий:

- соблюдении расстояний от монтера до частей опоры или приспособлений с другим потенциалом, дающих возможность безопасного производства работ;

- наличии атмосферных условий, при которых могут производиться работы;

- необходимых организационно-технических мероприятиях, включая поддержание исправного состояния устройств для работ под напряжением, вывод из работы устройств автоматического повторного включения ВЛ;

- соответствии ВЛ, на которой выполняется работа, специальным требованиям, в частности при наличии на опоре, где производится работа, и на соседних опорах дефектных изоляторов в количестве, не превышающим допустимого /7,8 /.

Минимальное расстояние, м, от электромонтера, работающего под напряжением, до элементов ВЛ или приспособлений, находящихся под иным потенциалом, определяется как / 7,8 /

                  Р = а + bИ,                                                                            (7.1)

        где а – расстояние, учитывающее возможные непроизвольные движения рабочего, м;

b – коэффициент обеспечения безопасности;

И – изоляционное расстояние, учитывающее возможное перенапряжение в сети, м.

7.2 Применяемые  приспособления и устройства

Для производства работ под напряжением с непосредственным касанием токоведущих частей применяются следующие виды технических средств и средств техники безопасности:

- изолирующие штанги и тяги;

- изолирующие устройства для перемещения монтера к месту производства работ (изолирующие гидроподъемники, лестницы, подъемники канатного типа и др.);

- тяговые и другие устройства, воспринимающие нагрузки и перемещающие элементы ВЛ;

- инструмент;

- тележки для перемещения монтеров по проводам;

- вспомогательное оборудование – блоки, приспособления для крепления основных устройств к опоре и проводам, оттяжки и пр.;

- изолирующие перегородки;

- экранирующие комплекты одежды при работах под потенциалом провода и в электрическом поле, превышающем допустимые значения.

                                 

                                        Список литературы

  1. Гордон С.В. Сооружение линий электропередачи.-М.: Энергоатомиздат, 1984.

  2. Технология сооружения линий электропередачи /Под ред. М.А. Реута.-М.: Энергоатомиздат, 1983.

  3. Виноградов Д. Е. Монтаж опор линий электропередачи 110 – 750 кВ. – Л.: Энергоатомиздат, 1988.

  4. Крюков К.П., Новгородцев Б.П. Конструкция и механический расчет линий электропередачи. Изд. 2-е – Л.: Энергия, 1979.

  5. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. – М.: НЦ ЭНАС, 2000.

  6. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий напряжением 35 – 800 кВ. – М.: СПО ОРГРЭС, 1996.

  7. Барг И.Г., Эдельман В.И. Воздушные линии электропередачи: Вопросы эксплуатации и надежности. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

  8. Барг И.Г. и др. Ремонт воздушных линий электропередачи под напряжением. – М.: Энергоатомиздат, 1989.

  9. Электрические системы и сети в примерах и иллюстрациях: Учеб. пос. для электроэнерг. спец. /Под ред. В.А.Строева. – М.: Высшая школа, 1999.

  10. ФС  РК 10352–1910–У–е –001—2002. Фирменный стандарт.Работы учебные. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию.

                                        

                                               Содержание

  Введение …………………………………………………………………. 3

 1 Исходные условия и содержание работы……………………………..  3

2 Требования к оформлению работы…………………………………….  4

3 Монтаж опор ВЛ………………………………………………………    5

       3.1   Методы установки опор……………………………………………     5

       3.2   Определение усилий при подъеме опор……………………………  7

4 Монтажные приспособления и такелажные средства…………………8

5 Монтаж проводов и грозозащитных тросов……………………………13

5.1 Раскатка проводов и тросов…………………………………………   13

5.2 Соединение и ремонт проводов………………………………………16

5.3 Подъем и натяжение проводов………………………………………  18

6 Расчет переходов через инженерные сооружения……………………..19

7 Ремонт воздушных линий без отключения……………………………. 20

7.1 Основные условия производства работ под напряжением………… 20

7.2 Применяемые приспособления и устройства…………………………21

 

                                                                                      Св. план 2004 г. поз.43

                                  Владимир Николаевич Сажин

               Монтаж и ремонт оборудования электрических сетей

Методические указания к курсовой работе для студентов очной и заочной форм обучения специальности 210240- Электроэнергетические системы сети

Редактор  В.В. Шилина                                    

 

Подписано в печать                                       Формат 60х84  1/16

 Тираж  50  экз.                                                 Бумага типографская  №1

Объем 1,5 уч.изд. л                                         Заказ ______  Цена 46 тенге

        

    Копировально-множительное бюро Алматинского института  энергетики и связи 

        480013, Алматы 13, ул. Байтурсынова, 126

                                 Алматинский институт энергетики и связи    

                Кафедра электрических станций, сетей и систем      

 

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                      Проректор по учебно-

                                                                      методической работе

                                                                     ______________Э.А. Сериков

                                                                     “______” ___________2004г

           Монтаж и ремонт оборудования электрических сетей

Методические указания к курсовой работе для студентов очной и заочной форм обучения специальности 210240- Электроэнергетические  системы и сети00

СОГЛАСОВАНО:                                           Рассмотрено и одобрено на

Начальник УМО                                             заседании кафедры ЭССиС

_____________ О.З Рутгайзер                       Протокол № __ от _____2004г

“_____” __________2004г                              Зав. кафедрой

                                                                          ______________  С.Е. Соколов  

Редактор                                                           Составителъ:

______________ В.В. Шилина                      _____________В.Н. Сажин

“_____ “ _________2004г                              00

 

                                           Алматы 2004