ОХРАНА ТРУДА

Некоммерческое акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра охраны труда и окружающей среды

 

ОХРАНА ТРУДА

Методические указания к выполнению расчетно-графических работ
для студентов –  бакалавров всех специальностей

 

Алматы 2013

СОСТАВИТЕЛИ: С.Е. Мананбаева, А.С. Бегимбетова Охрана труда. Методические указания к выполнению расчетно-графических работ для студентов - бакалавров всех специальностей. - Алматы: АУЭС, 2013 -  17 с.

 

Методические указания содержат задания и варианты к каждой расчетно-графической работе, перечень рекомендуемой литературы. Методические указания рекомендуется для студентов-бакалавров – всех специальностей.

Табл. 6, библиогр. - 18 назв.

Рецензент: доц. Башкиров М.В.

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский  университет энергетики и связи» на 2013г.

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013 г.

 

Введение

 

Представленная работа посвящена дисциплине «Охрана труда». Охрана труда  – это отрасль практической деятельности, которая на основе изучения условий труда и физиологических возможностей человека разрабатывает средства и способы профилактики и сохранения здоровья работников.

 Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

Условия труда определяются характером выполняемой работы, спецификой организации труда, проектными решениями зданий, сооружений и помещений в них.  Широкое использование электроэнергии во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, привело к значительному расширению круга лиц, связанных с эксплуатацией электрооборудования.

В связи с этим вопросы безопасности труда при эксплуатации электрооборудования приобретают особое значение.

Цель  расчетно-графических работ  - в приобретении навыков при расчете и проектировании  параметров рабочей зоны.

 

Общие методические указания

 

Требования по оформлению РГР.

Наличие элементов учебной работы

 

Элементы учебной работы

РГР

Титульный лист

+

Задание

+

Введение

+

Основная часть

+

Заключение

+

Список литературы

+

Приложения

+

 

«+»  -  обязательность элемента

«+»  -  факультативность элемента (по необходимости)

 

Текст РГР выполняется рукописным или машинописным способом, а также с применением компьютерной печати. Во всех случаях текст пишется на одной стороне белой бумаги формата А4.

Для сплошного текста по всем четырем сторонам листа оставляются поля. Размер полей: левое –  30 мм; правое - 10 мм;  верхнее и нижнее – 20 мм.

Листы текстовой части рамками не обводятся.

При компьютерном наборе страница формата  А4 должна иметь не более 40-42 строк по 60-62 символа, либо  шрифта - высотой 12-14 пунктов при наборе  в текстовом редакторе “Microsoft Word” и ему подобных. Межстрочный интервал  выбирается равным  1,0 - 1,5  интервала в зависимости от выбранного шрифта.

Объем РГР должен составлять не менее 10 листов.

РГР состоит из ответов на 3 вопроса, затрагивающих различную тематику курса и решения задач.

Номера вопросов выбираются по сочетанию первой буквы фамилии и последней цифре номера зачетной книжки (см. таблица 1), номер задания выбирают согласно специальности по таблице 2,  данные для решения задач - из таблиц, приведенных в условиях, по первой букве фамилии и двум последним цифрам зачетной книжки.

 

Та б л и ц а 1 - Номера вопросов для выполнения РГР

Специальность

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Номера вопросов

Специальности теплоэнергетического факультета

1

21

31

2

22

32

3

23

33

4

24

34

5

25

35

6

26

36

7

27

37

8

28

38

9

29

39

10

30

40

Специальности электроэнергетического факультета

10

51

67

9

52

68

8

53

69

7

54

70

6

55

71

5

56

72

4

57

73

3

58

74

2

59

75

1

60

76

Специальности факультета радиотехники и связи, факультета информационных технологий

44

64

81

45

65

82

46

66

83

47

67

84

48

68

85

49

69

86

50

70

87

51

71

88

52

72

89

53

73

90

 

Продолжение таблицы 1

Специальность

О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ш,Щ,Э,Ю,Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Номера вопросов

Специальности теплоэнергетического факультета

11

30

41

12

31

42

13

32

43

14

33

44

15

34

45

16

35

46

17

36

47

18

37

48

19

38

49

20

39

50

Специальности электроэнергетического факультета

5

61

69

6

62

70

7

63

71

8

64

72

9

65

73

10

66

74

11

67

75

12

68

76

13

69

77

14

70

78

Специальности факультета радиотехники и связи, факультета информационных технологий

20

44

71

21

45

72

22

46

73

23

47

74

24

48

75

25

49

76

26

50

77

27

51

78

28

52

79

29

53

80

 

Т а б л и ц а 2 – Номера заданий для выполнения РГР

Специальность

Номер задания

Специальности ТЭФ: ТЭС, ПТЭ

3,5

Специальности ТЭФ: АИСУ, АУТ

1,3,4

Специальности электроэнергетического факультета

2,4

Специальности факультета радиотехники и связи, факультета информационных технологий

1,5

Специальности факультета информационных технологий

1,4,5

 

Вопросы к выполнению РГР

 

1. Нормативно-правовые акты по охране труда.

2. Ответственность за нарушение законодательных актов о труде и охране труда.

3. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5. Влияние микроклиматических условий на организм человека.

6. Нормирование параметров микроклиматических условий.

7. Какие факторы производственной среды Вам известны? Охарактеризуйте их.

8. Какие системы производственной вентиляции Вам известны?

9. Что означает кратность воздухообмена и как она определяется?

10. Какие параметры характеризуют микроклимат производственного помещения?

11. Какие приборы используют для измерения параметров микроклимата?

12. Как определяется необходимая кратность воздухообмена?

13. Понятие терморегуляции организма человека и причины ее нарушения.

14. Какие вредные вещества выделяются при производстве аппаратуры связи?

15. Приборы и методы контроля параметров микроклимата в производственных помещениях.

 16. Методы определения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

 17. Как вредные вещества подразделяются по степени опасности?

 18. Методы и средства улучшения воздушной среды производственных помещений.

 19. Промышленная вентиляция, ее виды.

 20. Способы нормализации микроклимата производственных помещений.

 21. Основные виды пылеуловителей.

 22. Классификация способов защиты человека от угрожающих опасностей  и вредностей.

 23. Принцип работы электрофильтра.

 24. Классификация труда по тяжести производимых работ.

 25. Действие вредных веществ на организм человека и причины отравлений.

 26. Индивидуальные средства защиты от пыли и порядок работы в них.

 27. Понятие терморегуляции организма человека и причины ее нарушения.

 28. Оценка вредности пыли. Методы определения запыленности производственных помещений.

 29. Что такое ПДК? Какие виды ПДК вам известны?

 30. Пылеуловители, принцип действия, достоинства и недостатки.

 31. Индивидуальные средства защиты от пыли и порядок работы в них.

 32. Что такое шум?

 33. Физические параметры, характеризующие шум.

 34. Задачи акустического расчета.

 35. Виды шума и его основные характеристики.

 36. Приборы для измерения шума и вибрации.

 37. Воздействие вибраций на человека.

 38. Обязанности работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны труда.

 39. Объясните механизм действия шума на организм человека, назовите допустимые уровни шума по нормам.

 40. Что такое интенсивность шума, уровень интенсивности, единицы измерения?

 41. Что такое порог слышимости, болевой порог?

 42. Какие инженерные решения применяются по снижению уровня шума?

 43. Способы и средства снижения шума.

 44. Механизм биологического действия электрического поля.

 45. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током.

 46. Область применения и принцип действия защитного заземления.

 47. Устройство защитного заземления.

 48. Первая помощь при поражениях электрическим током.

 49. Факторы, влияющие на исход поражения электротоком.

 50. Методы тушения пожаров.

 51. Основные факторы, влияющие на поражение человека электрическим током.

 52. Какие факторы влияют на сопротивление тела человека?

 53. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током.

 54. Виды поражения электрическим током.

 55. Первая помощь при поражениях электрическим током.

 56. Оценка пожарной опасности производства.

 57. Условия возникновения шагового напряжения.

 58. Напряжение прикосновения. Шаговое напряжение. Охарактеризовать и пояснить технические средства защиты.

 59. Сердечно-легочная реанимация.

 60. Защитное зануление. Область применения и принцип действия.

 61. Назначение отдельных элементов защитного зануления.

 62. Нулевой рабочий и нулевой защитный проводники. Назначение и особенность эксплуатации в сетях.

 63. Основные требования электробезопасности к персоналу, помещениям и электроустановкам.

 64. Статическое электричество. Способы защиты.

 65. Причины возникновения пожаров и взрывов на производстве.

 66. Понятие воспламенения и самовозгорания веществ.

 67. Как нормируется естественная освещенность?

 68. Виды искусственных источников света и их характеристики.

 69. Искусственное освещение и его классификация.

 70. Какие виды естественного освещения вы знаете?

 71. Какие требования предъявляются к системам производственного освещения?

 72. Нормирование и расчет освещения. Основные светотехнические единицы измерения.

 73. Влияние освещения на организм человека. Условия зрительных работ.

 74. По каким параметрам определяется разряд работы?

 75. Методы расчета искусственного освещения.

 76. Условия зрительных работ. Требования к производственному помещению.

 77. Что характеризует «спектральная видимость», в чем заключается ее особенность? Энергетически и фотометрические величины.

 78. Основные светотехнические единицы.

 79. Волны какой длины относятся к ВЧ-диапазону?

 80. По каким параметрам определяется степень воздействия ЭМП на биологические объекты?

81. Технические средства защиты персонала от электромагнитных полей.

 82. Объясните понятие «электромагнитное загрязнение окружающей среды».

 83. Какие нарушения в состоянии здоровья человека возможны при воздействии ЭМП ВЧ-диапазона?

 84. По каким параметрам оценивается степень облучения персонала, обслуживающего СВЧ - генераторы?

 85. Каков ПДУ облучения при работе в СВЧ- диапазоне?

 86. Технические и индивидуальные средства защити от электромагнитных излучений.

 87. Биологическое действие электромагнитного поля.

 88. Как нормируется воздействие электромагнитного поля на человека?

 89. Нормирование параметров электромагнитного поля.

 90.Источники возникновения электромагнитных полей и их биологическое действие на организм человека.

 

Все листы РГР должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, включая приложения (номер на титульном листе не ставится).

В качестве иллюстраций в РГР используются графики, рисунки, схемы, диаграммы, эскизы и т. п. Все они называются рисунками и нумеруются  в  пределах документа. Иллюстрации должны иметь наименование и поясняющие данные.  Иллюстрации в виде схем и планов помещений должны быть снабжены выносными размерами (образец - Рисунок 1 – «Название»).

 

1 Задание  № 1.   Защита от электромагнитных полей

 

Цель  расчетно-графической работы  - приобретение практических навыков при расчете и проектировании  безопасной рабочей зоны эксплуатации оборудования с электромагнитными полями.

 

1.1 Методические указания к расчету

 

Расчет производить по методике, приведенной в [15-18].

 

1.2 Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа должна включать в себя:  

- задание к РГР;

- краткое введение;

- расчетную часть;

- схему с обозначением границ зон и указанием рабочего места;

- выводы и предложения.

 

1.3 Условие задачи и исходные данные

 

Для безопасной эксплуатации оборудования с электромагнитными полями следует: рассчитать границу зон индукции и излучения; определить безопасное расстояние до источника излучения; вычислить напряжённость электрического и электромагнитного полей или плотность потока энергии на заданном расстоянии от источника и сравнить результат с нормативными данными; рассчитать толщину защитного экрана; выбрать средства индивидуальной защиты.

Решение сопроводить схемой с обозначением границ зон и указанием рабочего места.  В качестве материала использовать алюминий (γ = 3,54.105 Ом-1 см; µ = 4.10-9 Гн/см).

При выборе средств индивидуальной защиты учитывать мощность установки и длину волны источника.

 

Исходные данные приведены в таблице 1.1

Исход. данные

1

А, Ч, Т

2

Б, К,О

3

 В,Э,Р

4

Г,С,П

5

Д,Ц,Х

6 Е,У,Н

7 Ж,Я,М

8 З,Ф,Л

9 И,Ш

0 Щ,Ю

По первой букве фамилии

Мощность источника ЭПМ (Р), Вт

240

 

 

270

 

 

200

 

 

170

 

 

150

 

 

300

 

 

220

 

 

210

 

 

160

 

 

250

По второй букве фамилии

Частота (f), Гц

104

 

 

106

 

 

109

 

 

1010

 

 

1011

 

 

102

 

 

103

 

 

108

 

 

107

 

 

105

По последней цифре зачетной книжки

Направленность ЭМП

300

 

 

370

 

 

260

 

 

200

 

 

220

 

 

400

 

 

250

 

 

210

 

 

230

 

 

350

Расстояние от рабочего места до источника, м

10

 

 

15

 

 

7

 

 

3

 

 

5

 

 

17

 

 

8

 

 

6

 

 

4

 

 

12

 

2 Задание  № 2.   Расчет зануления в сети 380/220 В

 

Цель  расчетно-графической работы  - приобретение практических навыков в выборе параметров электрической сети и самостоятельном решении инженерной задачи расчета зануления на отключающую способность.

 

2.1 Методические указания к расчету

 

Расчет производить по методике, приведенной в [15,16,18].

 

2.2 Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа должна включать в себя:   

- задание к РГР;

- краткое введение;

- расчетную часть;

- расчетную схему и схему замещения однофазного короткого замыкания при замыкании фазы  на корпус;

- выводы и предложения.

 

2.3  Условие задачи и исходные данные

 

Произвести расчет зануления в сети 380/220 В. Питание электродвигателя с короткозамкнутым ротором по двум последовательно включенным участкам с различными видами электропроводок: от трансформаторной подстанции до силового щита – кабелем АСБ (3´30 ¸ 1´25), на втором участке от силового шкафа до электродвигателя – проводами или кабелем, сечение которых нужно выбрать. Длины кабелей на первом участке L1, на втором участке L2, мощность двигателя Р, кВт, их КПД и cos j, мощности питающих трансформаторов приведены в таблице 9 [1, 30]; материал проводов второго участка для вариантов с нечетными номерами – медь, с четными - алюминий.

Исходные данные приведены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1

Исходные данные

1

А, Ч, Т

2

Б, К,О

3

 В,Э,Р

4

Г,С,П

5

Д,Ц,Х

6 Е,У,Н

7 Ж,Я,М

8 З,Ф,Л

9 И,Ш

0 Щ,Ю

По 1-ой букве фамилии

Длины кабелей, L1, м

240

200

300

230

400

350

220

320

250

180

По 2-ой букве фамилии

Длины кабелей, L2,м

1000

150

200

470

340

230

180

400

320

300

По последней цифре зачетной книжки

мощность двигателя Р, кВт

3,5

3

6,5

7,5

2,3

4

6

1

2

3

КПД

76

84,5

79

87

88

80

78

80

90

89

cos j

0,86

0,88

0,74

0,86

0,92

0,93

0,84

0,82

0,78

0,89

По последней цифре зачетной книжки

Sтр, кВА

25

40

63

100

160

250

25

40

63

100

3 Задание №3. Акустический расчет и мера защиты  от воздействия шума

 

Цель  расчетно-графической работы  - приобретение практических навыков при расчете и проектировании  безопасной рабочей зоны; эксплуатации оборудования с электромагнитными полями.

 

3.1  Методические указания к расчету

 

Расчет производить по методике, приведенной в [1-5].

 

3.2 Задание для выполнения расчетно-графической работы

 

Порядок выполнения РГР:

-    выбрать номер варианта по заданию преподавателя;

- рассчитать уровни звукового давления в дБ в расчетной точке, расположенной в зоне прямого и отраженного звука;

- определить необходимое снижение звукового давления в расчетной точке;

- рассчитать мероприятия для снижения шума (кабина наблюдения, в которой расположена расчетная точка);

- сделать выводы и предложения по работе.

        

3.3 Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа должна включать в себя:  

- задание к РГР;

- краткое введение;

- расчетную часть;

- схему расположения источников шума  и расчетных точек;

- выводы и предложения.

 

3.4 Условия задачи

 

Произвести акустический расчет шума, а также меры защиты от воздействия шума на персонал. При условии, что в помещении работают несколько источников шума, имеющие одинаковый уровень  звуковой мощности. Источники расположены на полу (Ф=1). Источники шума находятся на расстоянии r от расчетной точки, которая расположена на высоте 1,5 м от пола. Определить октавные уровни звукового давления в расчетной точке.

Данные расчета сравнить с нормируемыми уровнями звукового давления. Определить требуемое снижение звукового давления и рассчитать параметры кабины наблюдения в качестве  меры защиты персонала от действия шума. 

Исходные данные приведены в таблице 1.1

Т а б л и ц а 1.1- Исходные данные

Параметры

1

(А, Ч, Т)

2

(Б, Щ,О)

3

 (В,Э,Р)

4

(Г, Ю,П)

5

(Д,Ц,Х)

6 (Е,У,Н)

7 (Ж,Я,М)

8 (З,Ф,Л)

9 (И,Ш)

0 (К,С)

По первой букве фамилии

Вид

оборуд.-я

генератор

питатель

ный насос

Электро

генератор

циркуляционный насос

турбина

котел

токарный станок

долбежный станок

сетевой насос

газовая турбина

По второй букве фамилии

Кол-во источников

3

 

5

 

4

5

6

4

4

3

6

3

Расстояние

 от ИШ до РТ, м

r1 = 5

r2 =7

r3 = 6,5

r1=r2 =3,5

r3 =r4= 4,2

r5 =5,3

r1=r3 =5,4

r2 =r4= 6

r1=r4 =6,2

r2 =r3= 3

r5 =4

r1=r5 =4

r2 =r6= 5,6

r3= r4 =4,8

r1 =r2 =11,2

r3=10,3

r4= 12,3

r1 = 12

r2 =15

r3 =r4= 9,5

r1 = 8,8

r2 =10,5

r3 = 9,5

r1=r6 =7

r2 =r3= 6,8

r4= r5 =5,7

r1 = 8,3

r2 =14

r3 = 10

По предпосл. цифре зачетной книжки

Отношение,

B/Sогр

1,5

0,8

1,0

0,5

0,2

1,0

0,4

0,8

0,1

0,3

lmax

1,5

1,5

1,4

1,2

1,4

1,6

1,5

1,2

1,4

1,4

По последней цифре зачетной книжки

Объем

помещения, м3

2500

500

2450

1000

2200

1900

720

850

3000

3200

Параметры кабины наблюдения

14*8*6

16*10*5

15*10*5

14*10*4

12*8*4

18*12*5

16*8*4

12*10*5

14*9*5

15*10*5

Площадь глухой стены, S1

84

80

75

56

48

90

64

60

70

75

Площадь глухой стены, S2

112

160

150

140

96

216

128

120

126

150

Площадь двери, S3

4

5

6

4

5

6

4

5

6

4

Площадь окна, S4

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

 

4 Задание № 4.  Разработка системы искусственного освещения производственного помещения

 

Цель  расчетно-графической работы  - приобретение практических навыков при расчете и проектировании  необходимой площади световых проемов; при расчете естественного освещения и соответствующего количества осветительных установок; при расчете искусственного освещения в соответствии с категорией зрительных работ.

 

4.1 Методические указания к расчету

 

Расчет производить по методике, приведенной в [6-9].

 

4.2 Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа должна включать в себя:  

- задание к РГР;

- краткое введение;

- расчетную часть;

- схему расположения светильников на существующее положение и после реконструкции;

- выводы и предложения.

 

4.3 Условие задачи и исходные данные

 

Рассчитать необходимую площадь окон для создания нормируемой естественной освещенности в производственном помещении.

Согласно выбранного варианта:

- составить схему размещения светильников;

- рассчитать освещенность на рабочем месте точечным методом;

- привести нормативные значения освещенности согласно  СНиП РК 2.04-05-2002. Естественное и искусственное  освещение. Общие требования;

- произвести реконструкцию системы освещения производственного помещения методом коэффициента использования;

- привести планируемую схему расположения окон светильников;

- сделать выводы и предложения.

Исходные данные приведены в таблице 2.1.

Т а б л и ц а 4.1- Исходные данные

в-та

По последней цифре зачетной книжки

По предпоследней цифре з/к.

По первой букве фамилии

По второй букве фамилии

Тип помещения

Параметры помещения

Разряд зрит. работ

ρпот.

ρстен

ρпол

hнок

Световой пояс

НЗД

Расст.до рядом стоящего здания, Р

L, м

B, м

H, м

hок,м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1(А)

Конструкторское бюро

14

8

4

3

I,а

70

50

30

0,5

Павлодарская обл.

15

12

2(Б)

Учебная аудитория

12

4

3,5

2

IV,б

50

30

10

0,8

Караганд. обл.

12

6

3(В)

Актовый зал

21

18

5

3,5

IV,в

70

50

30

1

Алматинская обл.

15

12

4(Г)

Автозал

21

15

6

4

III,б

50

50

10

1

г. Уральск

18

10

5(Д)

Механический цех

30

20

5

4

III,а

50

30

10

1

г.Тараз

28

9

6(Е)

Химический цех

22

11

5

3,5

IV,б

50

30

10

1

г. Актобе

35

10

7(Ж)

Учебная лаборатория

12

5

4

2,5

III,в

50

50

10

0,8

г. Алматы

21

20

8(З)

Офисное помещение

10

5

3

1,5

IV,б

70

50

30

1

г.Кустанай

30

18

9(И)

Торговый зал

20

10

4

2,5

IV,а

70

50

30

1

Акмолинкская обл.

26

12

10(К)

Диспетчерская подстанции

15

8

4

2,5

III,в

50

50

10

1

г. Алматы

16

18

11(Л)

Спортзал

25

18

5

3,5

II,а

50

30

10

0,5

г.Астана

18

50

12 (М)

Гальванический цех

18

9

4

2,6

IV,в

50

50

10

1

г.Актау

14

12

Окончание таблицы 4.1 – исходные данные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

13(Н)

Детсад

8

6

4

2,5

II,а

70

50

30

1

Павлодарская обл

16

12

14(О)

Деревообрабатывающий цех

12

4

3,5

1,5

IV,б

50

30

10

0,8

Карагандинская обл.

14

6

15(П)

Сварочный цех

21

18

5

3

IV,в

70

50

30

1

Алматинская обл.

12

12

16(Р)

Линейно-кабельный цех

18

12

6

2

III,б

50

50

10

1

г. Уральск

15

10

17(С)

Кузнечный цех

30

20

4

3

III,а

50

30

10

1

г.Тараз

13

9

18(Т)

Литейный цех

22

11

5

3

IV,б

50

30

10

1

г. Актобе

15

10

19(У)

Научная лаборатория

12

5

4

3

III,в

50

50

10

0,8

г. Алматы

30

60

20(Ф)

Офисное помещение

10

5

3

1,5

IV,б

70

50

30

1

г.Кустанай

16

18

21(Х)

Торговый зал

20

10

4

2,5

IV,а

70

50

30

1

Акмолинкская обл.

12

12

22(Ц)

Компьютерный класс

15

8

4

2,5

III,в

50

50

10

1

г. Алматы

35

18

23(Ч)

Зал парикмахерской

6

4

3

2

II,а

50

30

10

0,5

г.Кокчетав

25

8

24 (Ш)

Инструментальный цех

14

8

4

2,8

III,а

50

50

10

1

г.Атырау

12

30

25(Щ)

Производственный склад

9

3

3

0,5

IV,б

50

30

10

0,8

г.Семипалатинск

10

20

26(Ы)

Серверная

4

3

2,8

1,5

III,а

50

30

10

0,5

г.Шымкент

12

18

27(Э)

Поликлиника

6

3

3

2,2

III,в

50

50

10

1

г.Талдыкорган

8

14

28(Ю)

Библиотека

16

5,5

3,5

2,5

III,б

70

50

30

0,8

г.Темиртау

9

21

29(Я)

Сборочный цех

12

4

3

1

IV,б

70

50

30

1

г.Экибастуз

12

16

 

 

5 Задание №5.  Расчет аспирационных систем

 

Цель  расчетно-графической работы  - приобретение практических навыков при расчете уровней звука от промышленных установок, а также расчете необходимого снижения уровня звука до допустимых величин.

 

5.1 Методические указания к расчету

 

Расчет производить по методике, приведенной в [14].

 

5.2 Задание для выполнения расчетно-графической работы

 

Порядок выполнения РГР:

- выбрать номер варианта по заданию преподавателя по таблице 4.1;

-рассчитать количество воздуха, необходимое для подачи в помещение;

- по найденному значению количества воздуха подобрать соответствующую модель кондиционера;

- привести основные характеристики выбранного кондиционера;

- привести схему расположения кондиционера в помещении и схему подачи воздуха;

- сделать выводы и предложения.

 

5.3 Содержание расчетно-графической работы

 

Расчетно-графическая работа должна включать в себя:  

- задание к РГР;

- краткое введение;

- расчетную часть;

- рисунок вентиляционной сети;

- выводы и предложения.

 Та б л и ц а 5.1- Исходные данные

№ варианта

по первой букве фамилии

по последней цифре зачетной книжки

по 2-м последним  цифрам зачетной книжки

Город  

Параметры помещения, м.      

Данные по оборудованию

Данные по источникам света

Число сотрудников, из них

Окна

Расч. время суток, ч.

Температура в помещении , ْС

Вид положения работы

длина

ширина

высота

к-во, шт.

Мощ. Роб., кВт/ч

КПД,η

Мощ.N ос.уст., Вт/м2

Вид ист.св.

муж

жен

к-во

площадь 1окна, м2

расположение

вид

летом

зимой

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

А,Б,В

г.Актобе

10

4

3,2

5

0,5

0,75

60

лампы накаливания

3

2

2

3

ЮВ

жалюзи, метал. Переплет загрязнение незначительное

12-13ч.

24

20

сидя

2

Г,Д,Е

 

г.Караганда

15

10

3

8

0,7

0,85

75

люминиц. лампы

4

4

4

3

ЮВ

жалюзи, дерев. Переплет загрязнение незначительное

11-12ч.

26

18

сидя

3

Ж,З,И

г.Алматы

17

11

5

6

1,8

0,95

57

люминиц. лампы

4

8

4

5

С

остекление в двой-х метал. Переплет загрязнение умеренное

13-14ч.

26

19

тяжелая работа

4

Ю

4

К,Л,М

г.Уральск

10

7

4

5

0,5

0,95

73

люминиц. лампы

3

2

3

3,3

С

остекление в один-х метал. Переплет загрязнение умеренное

11-12ч.

24

18

стоя, либо легкое движение

3

Ю

Продолжение таблицы 5.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

5

Н,О,П

г.Тараз

6

7

3,5

4

0,3

0,9

53

люминиц. лампы

2

2

2

3

Ю

жалюзи, пластиковый переплет загрязнение незначительное

13-14ч.

25

20

сидя

6

Р,С,Т

г.Караганда

20

15

5

10

1,5

0,8

40

лампы накаливания

6

4

4

72

СЗ

остекление в один-х метал. переплет загрязнение умеренное

12-13ч.

24

20

тяжелая работа

7

У,Ф,Х

г.Алматы

12

10

4

6

0,5

0,75

60

люминиц. лампы

3

3

2

4

С

жалюзи, дерев. переплет загрязнение незначительное

11-12ч.

26

18

сидя

2

4

Ю

8

Ц,Ч,Ш

г.Астана

12

6

3,5

4

1,5

0,7

40

люминиц. лампы

3

1

4

2

С

жалюзи, дерев. переплет загрязнение незначительное

13-14ч.

26

19

тяжелая работа

9

Щ,Ы,Э

г.Тараз

6

3

3,5

2

0,3

0,9

53

люминиц. лампы

2

2

2

3

Ю

жалюзи, пластиковый переплет загрязнение незначительное

13-14ч.

25

20

сидя

0

Ю,Я

г.Актобе

4

4

3,2

5

0,5

0,75

60

люминиц. лампы

8

4

1

12

С

жалюзи, метал. переплет загрязнение незначительное

12-13ч.

24

20

сидя

Список литературы

 

1. Бегимбетова А.С., Жандаулетова Ф.Р. Безопасность жизнедеятельности. Защита от производственного шума. Методические указания к выполнению дипломного проекта, Алматинский институт энергетики и связи.- Алматы, 2010.

2.    СНиП II-12-77 Защита от шума.-М., 1978.

          3. Лагунов Л.Ф., Осипов Г.Л. Борьба с шумом в машиностроении.-М.: Машиностроение, 1980.

          4. Долин П.А. Справочник по технике безопасности. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

          5. Справочник проектировщика. Защита от шума./ Под ред. Юдина Е.Я. – М., 1974.

6. СНиП РК 2.04-05-2002. Естественное и искусственное освещение. Общие требования.– М.: Стройиздат, 2002.

7.  Абдимуратов Ж.С., Мананбаева С.Е. Безопасность жизнедеятельности. Производственное освещение. Методические указания к выполнению дипломного проекта, Алматинский институт энергетики и связи.- Алматы, 2010.

8. Кнорринг Г.Н. Справочная книга для проектирования электрического освещения.- Л.: Энергия, 1986.

9. Кошулько Л.П., Суляева Н.Г, Генбач А.А. Производственное освещение. Методические указания к выполнению раздела «Охрана труда» в дипломном проекте. –Алма-Ата: изд. РУМК, 1989.

10. Дюсебаев М.К., Суляева Н.Г., Кошулько Л.П., Генбач А.А. Методические указания к выполнению раздела «Охрана труда и окружающей среды» в дипломном проекте.- Алма-Ата, 1984.

11. Дюсебаев М.К., Суляева Н.Г., Кошулько Л.П., Генбач А.А. Вентиляция производственных помещений (часть 1). Методические указания к выполнению раздела «Охрана труда и окружающей среды» в дипломном проекте.- Алма-Ата, 1986.

          12. В.П. Титов, Э.В. Сазонов и др. Курсовое и дипломное проектирование по вентиляции гражданских и промышленных зданий. - М.: Стройиздат, 1985.

  13. Хакимжанов Т.Е. Расчет аспирационных систем. Методические указания к выполнению раздела «Охрана труда и окружающей среды» в дипломном проекте.- Алма-Ата, 2002.

14. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Электронный вариант. - М.: «Дашков и К°», 2002 – 619 с.

15. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. 13-е изд., испр. / Под ред. О. Н. Русака. - Спб.: Издательство «Лань», 2010. - 672 с.

16. Кукин П.П. Безопасность технологических процессов и производств. М: Высшая школа, 2002 - 319 с.

17. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ). Госкомсанэпиднадзор России. - М.,1996.

18. Магомет Р.Д, Березкина Е.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс. – СПб.: Издательство СЗТУ, 2009. – 168 с.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                 

1 Общие методические указания                                                                         

2 Вопросы к выполнению РГР                                                                              

3 Задание  № 1.   Защита от электромагнитных полей                                         

4 Задание  № 2.   Расчет зануления в сети 380/220 В                                          

5 Задание № 3. Акустический расчет и мера защиты  от воздействия шума  

6 Задание № 4.  Разработка системы искусственного  освещения производственного помещения      

7 Задание № 5  Расчет аспирационных систем                                                   

Список литературы                                                                                     

 

Сводный план на 2013 г., поз. 46