АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

Кафедра русского и казахского языков

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Дидактические материалы и методические указания

 к практическим занятиям

 

(для студентов всех форм обучения специальностей направления

радиотехники, электроники и телекоммуникации)

 

 

 

Алматы 2004

 

СОСТАВИТЕЛИ: Бектемисова Р.М.,  Нурмаханова М.К. Русский язык.  

Дидактические материалы и методические  указания к практическим 

занятиям (для студентов всех форм обучения  специальностей направления 

радиотехника, электроника и телекоммуникации).

 -  Алматы: АИЭС, 2004. -   34 с.

 

 

         Данные методические указания состоят из двух разделов.  I раздел нацелен на совершенствование и развитие устной и письменной речи студентов направления Радиотехника, электроника и телекоммуникация”, для чего составителями использованы тексты из учебников по специальностям.

         Задача системы упражнений и речевых заданий, разработанных к каждому тексту – планомерное, поэтапное формирование навыков говорения на профессиональные темы и дальнейшее развитие навыков и умений письма  по заданным параметрам.

          II раздел  представляет собой  комплекс специальных заданий и упражнений для контингента студентов, практически не владеющих русским языком (иностранные студенты, оралманы).

        

Под редакцией  кандидата  педагогических  наук, доцента Р.К.Букейхановой.

 

 

 

Печатается  по  плану  издания  Алматинского  института  энергетики  и  связи  на  2004 г.

 

 

 

 

© Алматинский  институт  энергетики  и  связи , 2004 г.

 

I  раздел

          Предтекстовые   задания

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, найдите значение незнакомых слов в составе терминологических единств:принцип генерации, электромагнитные колебания, радиотехнические методы, прикладной характер, квантовая физика, смежная область, фундаментальный.

Задание 2.   Выпишите из текста сложные слова  и объясните их  правописание и способ образования.

Задание 3.  Прочитайте текст.

 

Радиотехника – научно-техническая отрасль, задачами которой являются:

 а) изучение принципов генерации, усиления, излучения и приема электромагнитных колебаний и волн, относящихся к радиодиапазону;

б) практическое использование этих колебаний и волн для целей передачи, хранения и преобразования информации.

         На первоначальном этапе своего развития вслед за изобретением радио (А.С.Попов, 1895 г.) радиотехника решала преимущественно проблемы электросвязи, используя электромагнитные колебания с длинами волн в несколько сотен или тысяч метров. В настоящее время круг применения радиотехники необычайно расширился. Радиосвязь, телевидение, радиоуправление, радиолокация, радионавигация, радиотехнические методы в биологии, медицине, геофизике – таков далеко не полный перечень отраслей радиотехники.

         Науку, занимающуюся изучением физических основ радиотехники, называют радиофизикой. Радиофизика – быстро развивающаяся ветвь прикладного естествознания, тесно связанная с такими фундаментальными областями, как квантовая механика, физика твердого тела и др.

         Проникновение радиотехники в смежные области (электронику, вычислительную технику) обусловило возникновение широкой научно-технической области, получившей собирательное название радиоэлектроники.

Большой общепризнанный вклад в фундаментальные основы радиотехники внесли русские ученые – академики Л.И.Мандельштам, Н.Д.Папалекси, В.А.Фок, А.И.Берг, В.И.Котельников и многие другие.

 

Послетекстовые   задания

 

Задание 4.  Выделите основную мысль текста, озаглавьте текст.               

 

Задание 5. Закончите предложения:  Радиофизикой называется ….

                                                                        Радиоэлектроника – это ….

                                                                    Радиофизика – ветвь ….

                                                                      Радиотехника – научно-техническая область, ….

Задание 6.  Ответьте на вопросы:  С чем связан Ваш выбор профессии? Какие перспективы открываются перед радиоинженерами?

Задание 7. Расскажите о перспективах развития радиотехники.

 

   

                                                                          

Предтекстовые    задания

 

Задание 1. Перепишите слова, подбирая к ним согласованные определения:

устройство, помехи, канал, радиосигнал, радиочастота, радиостанция, космос, тропосфера, спектр.

Задание 2. Разберите по составу следующие сложные слова: помехоустойчивость, многочисленность.

Задание 3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями, опираясь на текст.

Помехой называется, помехи реального канала, внешние помехи, естественные помехи, внутренние помехи.

 

Задание 4. Прочитайте текст.   

  

Помехи радиоприему

 

Помехой называется любое постороннее воздействие на РПУ, не относящееся к полезному сигналу и препятствующее его правильному приему. Помехи реального канала связи можно разделить на внешние и внутренние. Внешние помехи можно подразделить на естественные и искусственные. Естественные помехи создаются электромагнитными процессами в земной атмосфере. Мощным источником помех является космос и тропосфера. Искусственные помехи могут создаваться многочисленными промышленными установками (индустриальные помехи), а также в результате излучений посторонних радиостанций (непреднамеренные и специально организованные помехи) и т. д. Внутренние помехи в основном обусловлены внутренними шумами радиоприемника.

         При исследовании помехоустойчивости радиоприема реально действующие  помехи заменяют упрощенными моделями, отражающими наиболее типичные и наиболее вероятные виды помех. Использование таких моделей дает возможность провести теоретическую оценку влияния помех на прием радиосигналов.

         Большинство помех, действующих в реальном канале связи, можно

представить с помощью четырех моделей: сосредоточенной, импульсной, квазиимпульсной и флуктуационной.

         Под сосредоточенной понимают помеху, частотный спектр которой находится в узкой полосе частот. Сосредоточенные помехи можно разделить на внутриполосные, попадающие в полосу пропускания приемника, и внеполосные помехи. Внутриполосные помехи могут возникать как в самом приемнике, так и попадать на его вход извне. Внеполосные сосредоточенные помехи – это в основном сигналы посторонних радиостанций.

         Импульсные помехи представляют собой непериодическую последовательность одиночных импульсов. Ее характерной особенностью является широкий частотный спектр.

         Квазиимпульсные помехи характеризуются тем, что нестационарные процессы от отдельных импульсов частично накладываются друг на друга

Флуктуационные помехи всегда присутствуют в реальных радиоустройствах в виде тепловых шумов и шумов электронных приборов. Под флуктуационной помехой обычно понимают непрерывный во времени случайный процесс с нормальным распределением мгновенных значений и нулевым средним значением.

 

Послетекстовые   задания

Задание 5.  Разделите текст на смысловые части. Выпишите предложения, несущие основную информацию каждого отрезка.

Задание  6. Выпишите из каждой смысловой части ключевые слова.

Задание  7. Ответьте на вопросы: 

1.     Что такое помехи?

2.      Каков временной интервал между импульсными помехами?

3.      Какая помеха является непрерывным во времени случайным

процессом?

Задание 8. Перескажите текст.

 

Предтекстовые    задания

 

Задание   1.   Прочитайте текст.

Задание 2. Проверьте себя, знаете ли вы значение следующих терминологических словосочетаний: частотный спектр, частотная селекция, фазовая селекция, синхронный детектор, амплитудная селективность.

 

Методы борьбы с помехами в РПУ

 

Методы борьбы с помехами основаны на использовании различий характеристик сигнала и помех. Различие в частотных спектрах позволяет отделить сигнал от помех с помощью частотно-селективных цепей. Частотная селекция обеспечивает подавление внеполосной помехи. Если помеха имеет широкий по сравнению с сигналом спектр, который налагается на спектр сигнала, то частотная селекция, не подавляя полностью помеху, позволяет существенно ее ослабить. Различие в фазах сигнала и помехи используется в устройствах подавления помех, реагирующих на фазу колебаний. Фазовая селекция  осуществляется, например, в синхронном амплитудном детекторе. Различие в амплитудах  сигнала и помех лежит в основе метода борьбы с помехами с помощью устройств, обладающих амплитудной селективностью. Большинство нелинейных устройств обладают способностью изменять отношение сигнал/помеха. Различие в направлениях прохода сигнала и помехи используется в устройствах, обладающих пространственной селективностью. Этот способ борьбы с помехами реализуется  с помощью направленных антенн. Наибольший эффект в борьбе с помехами дают методы, использующие одновременно несколько различий в характеристиках сигнала помех.

 

Послетекстовые задания

 

Задание 3. Выпишите предложения, содержащие обстоятельства условия. Назовите средства выражения обстоятельства условия.

Задание 4. Составьте предложения по схемам: что позволяет что,

что используется где,  что осуществляется где,  что обладает чем.

Задание 5. Перескажите текст, используйте в пересказе и информацию предыдущего текста.

                                                                                                                                                       

         Предтекстовые   задания

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Задание 2. Подберите  согласованные и несогласованные определения  к следующим словам: сообщение, связь, сигнал, устройство, колебание, информация, прием, помехи, функция.         

 

 

Назначение, структура и принцип действия радиоприемного устройства

 

Любое передаваемое на расстояние сообщение в системе связи вначале преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся соответственно этому сообщению. Непосредственно, без проводов, этот сигнал передан получателю быть не может. Поэтому в системах радиосвязи и радиовещания электрический сигнал управляет радиочастотными колебаниями. Эти колебания, несущие передаваемое сообщение и называемые модулированными, преобразуются в радиоволны, распространяющиеся в пространстве без специальных направляющих систем (проводов или волноводов). Назначение радиоприемного устройства (РПУ)  - обеспечить воспроизведение передаваемого сообщения при воздействии на него радиоволн, поступающих от радиопередающего устройства. Сообщение воспроизводится в РПУ на основе той информации, которая заключена в модулированном колебании. Поэтому в РПУ необходимо осуществить преобразование принятого колебания. Современное РПУ должно обеспечить прием нужного сигнала на фоне колебаний от всевозможных посторонних источников, называемых помехами.

Основные функции РПУ: 1) улавливание радиоволн; 2)преобразование принятого радиочастотного колебания в напряжение (или ток), изменяющееся в соответствии с принятым сообщением; для этого требуется осуществить фильтрацию сигнала от помех, его усиление и детектирование; 3) воспроизведение переданного сообщения в виде звука, изображения на экране, записи текста и т. п.

         Основные функции определяют и его составные элементы: антенну, собственно  радиоприемник и воспроизводящее  устройство. Радиоприемник осуществляет преобразование модулированных радиочастотных колебаний в электрический сигнал, отображающий передаваемое сообщение. Часть радиоприемника, от его  входа до детектора, называется радиотрактом.

 

Послетекстовые   задания

 

Задание 3. Выпишите из текста сложные слова, относящиеся к научному стилю.

Задание 4. Просклоняйте словосочетания: электрический сигнал, улавливание радиоволн, фильтрация сигнала.

Задание 5. Выпишите из текста предложения, соответствующие схемам:

что преобразуется во что;

что воспроизводится во что;

что обеспечивает что;

что осуществляет что.

Задание 6. Дайте письменные ответы:

а) назовите основные функции радиоприемного устройства;

б) назовите составные элементы РПУ.

Задание 7. Перескажите текст.

 

 

Предтекстовые     задания

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Задание 2. Проверьте себя, знаете ли вы значение следующих слов: амплитуда, радиолокация, радиотелеметрия, дискретный, модуляция,  импульс, манипуляция, диапазон.

Задание 3. Составьте как можно большее количество  сложных слов, 1-ая часть которых должна быть  - радио-, электро-.

 

 

Классификация радиоприемных  устройств

 

Современные  РПУ отличаются друг от друга назначением, видом принимаемых сигналов, параметрами и т.д. По назначению РПУ можно разделить на профессиональные и бытовые. К профессиональным РПУ относятся приемники для радиосвязи, радиоуправления, радиолокации, радионавигации, радиотелеметрии и т.д.  В зависимости от места установки профессиональные РПУ могут быть стационарными, бортовыми (судовыми, спутниковыми, самолетными) и т.д. Бытовые РПУ предназначены для приема программ звукового и телевизионного радиовещания. В зависимости от сложности и качества они делятся на классы. Бытовые приемники могут быть переносными, автомобильными и т.д.

По виду принимаемых сигналов выделяют приемники непрерывных и дискретных сигналов. Приемники непрерывных сигналов могут различаться по виду модуляции принимаемых сигналов: с амплитудной (АМ), однополосной (ОМ), частотной (ЧМ) и фазовой (ФМ) модуляцией.

Приемники дискретных сигналов также можно подразделить на приемники импульсной модуляции (с импульсно-кодовой модуляцией, дельта-модуляцией и др.) и телеграфные. Телеграфные РПУ в зависимости от вида манипуляции сигнала подразделяются на приемники амплитудного, частотного и фазового телеграфирования.

По диапазону частот принимаемых сигналов различают приемники НЧ, СЧ, ВЧ, ОВЧ  и СВЧ. Радиовещательные приемники по диапазону длин волн бывают ДВ, СВ, КВ и УКВ. Приемники дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волн широко используются в радиолокации и спутниковых системах связи. Радиоприемники можно классифицировать также по ряду других признаков: способу питания, конструктивному выполнению и др.

                                    

                                                                                           

Послетекстовые   задания

 

         Задание 4. Выпишите информативные центры каждого абзаца в виде словосочетаний или простых предложений.

Задание 5. Просклоняйте словосочетания: радиовещательные приемники, приемники дискретных сигналов.

Задание 6. Выпишите из текста аббревиатуры и расшифруйте их.

Задание 7. Дайте определения следующим терминам по схеме: Современные РПУ – это …

Профессиональные РПУ – это…           

Бытовые РПУ – это …

Приемники дискретных сигналов – это …

Радиовещательные приемники – это ….

 

                                             

Предтекстовые    задания                

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Задание 2. Определите по словарю иностранных слов значение следующих словосочетаний: синфазная работа, стартстопная аппаратура. Составьте с ними предложения.

Задание 3. Разберите по составу слова: распределитель, синхронность, синфазность.

 

 

Согласование работы передатчика и приемника систем передачи  дискретных сообщений.

 

Передатчик телеграфной аппаратуры формирует и передает сигнал, представляющий собой временную комбинацию электрических импульсов – посылок определенной длительности. Приемник   последовательно принимает посылки, накапливает и составляет из них комбинации для дальнейшего преобразования в знак. Выполнение подобных функций требует согласованной работы передатчика и приемника по скорости, последовательности и фазе выполнения операций, т.е. синхронной и синфазной их работы. Длительность и последовательность передачи посылок комбинации определяются распределителем передачи, а последовательность и скорость работы элементов приемника – распределителем приема. Следовательно, речь идет о синхронной и синфазной работе распределителей оконечных аппаратов. По способу поддержания этих условий различают аппаратуру синхронную и стартстопную.

         В синхронной аппаратуре распределители передачи и приема работают непрерывно и циклично. Заканчивается один цикл (т.е. передача одной комбинации), начинается второй, за ним третий и т.д. Синхронность и синфазность работы распределителей синхронной аппаратуры поддерживается с помощью специальных корректирующих сигналов, передаваемых по каналу от передатчика к приемнику вместе с информационным сигналом. Корректирующий сигнал несет информацию о скорости и фазе работы распределителя передачи. На приемном конце он выделяется и пользуется для коррекции скорости и фазы работы распределителя приема. Таким образом, происходит постоянная подстройка работы распределителя приема под распределитель передачи, т.е. обеспечивается синхронность и синфазность их работы.

   

Послетекстовые     задания

                                                       

Задание 4. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол в настоящем времени.

Передатчик телеграфной аппаратуры … и … сигнал. Приемник последовательно …, … и … комбинации для  дальнейшего преобразования в знак. В синхронной аппаратуре распределители передачи и приема …  непрерывно и циклично. Корректирующий сигнал … информацию о скорости и фазе работы распределителя передачи.

Задание 5. Расскажите, как работают распределители передачи и приема в синхронной аппаратуре.

 

                                               

 

Предтекстовые    задания

 

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите точное толкование слов ЧУВСТВО, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, ЧУВСТВОВАТЬ. Составьте с ними предложения на любую тему.

 

Чувствительность радиоприемника

 

Основные определения. Наиболее широко используются показатели качества, оценивающие радиотракт   приемника. Основным из них является чувствительность.

         Чувствительностью называется способность приемника принимать слабые радиосигналы. Количественно чувствительность оценивается минимальной ЭДС в антенне Е/а или мощностью Р/а, при которой на выходе приемника сигнал воспроизводится с требуемым качеством. Под требуемым качеством обычно понимают либо обеспечение заданного уровня сигнала на выходе приемника при определенном отношении сигнал-помеха, либо обеспечение одного из вероятностных критериев приема сигнала.

         Чувствительность зависит от усиления сигнала в приемнике. Действительно, чем больше напряжение сигнала на выходе приемника, тем легче обеспечить нужное качество приема.

         Чувствительность ограничена помехами. Помехи в радиоприемнике бывают внешними и внутренними. Если даже предположить, что внешние помехи отсутствуют, то на выходе приемника всегда присутствуют внутренние помехи, определяемые в основном его флуктуационными шумами. Таким образом, предел чувствительности ограничивается внутренними шумами.

 

Послетекстовые      задания

 

Задание 2. Прочитайте еще раз текст.

Задание 3. Выпишите из текста слова и словосочетания, представляющие отраслевые термины.

Задание 4.  Ответьте на вопросы.

                                    Как может быть ограничена чувствительность приемника?

                                    Что присутствует на выходе усилительного каскада?

                                     Как можно оценить шумовые свойства усилительного каскада?

Задание 5. Перескажите текст.

 

 

Предтекстовые   задания

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Задание 2. Составьте план к тексту в виде назывных предложений.

               

 

Магнитные действия электрического тока

 

 

Простейшие  электрические и магнитные явления известны людям с очень давних пор. По-видимому, уже за 600 лет до нашей эры греки знали, что магнит притягивает к себе железо, а натертый  янтарь - легкие предметы. Однако различие между электрическими и магнитными притяжениями было еще не ясно.

Подлинно научное описание электрических и магнитных явлений, их четкое разграничение было впервые сделано Уильямом Джильбертом, который в 1600 г. выпустил в свет книгу о свойствах магнитов.

В начале ХУШ века было установлено, что электрический ток обладает магнитными свойствами. В 1820 г. Ганс Христиан Эрстед, датский физик, обнаружил эти свойства на опыте и доказал, что в пространстве, окружающем электрический ток, возникают магнитные силы. Открытие Эрстеда вызвало необычайный интерес среди физиков и послужило началом ряда замечательных исследований.

В 1820 году Ампер обнаружил ориентирующее влияние Земли на виток с электрическим током. Он установил также новое и чрезвычайно важное явление – взаимодействие между двумя проводниками, по которым идет ток.

Открытия Эрстеда и Ампера привели к новому и более глубокому представлению о природе магнитных явлений. Опираясь на установленную в этих опытах тождественность магнитных действий магнитов и соответствующим образом подобранных токов, Ампер решительно отказался от представления о существовании в природе особых магнитных зарядов. С точки зрения Ампера, элементарный магнит – это круговой ток, циркулирующий внутри небольшой частицы вещества. Таким образом, теория Ампера помогла придти к следующему основному выводу:

          «Каждый атом вещества можно рассматривать в отношении его магнитных свойств как круговой ток. Процесс намагничивания тела заключается в том, что под влиянием внешнего магнитного поля его элементарные токи в большей или меньшей степени устанавливаются параллельно  друг другу  и создают результатирующее магнитное поле».

 

 

Послетекстовые    задания

        

Задание 3. Выпишите из текста узкоспециальные термины, обратите внимание на способ их образования, на особенности их сочетаемости с другими словами.

Задание 4. Закончите предложения, используя информацию текста.

Уильям Джильберт дал научное описание (чего?)…

Ганс Христиан Эрстед обнаружил (что?) …

Ампер установил (что?) …

Теория Ампера помогла прийти (к чему?) …

Задание 5. Ответьте на вопросы:

- с каких пор были известны электрические и магнитные явления?

- кто впервые дал научное описание электрических и магнитных явлений?

- кто и когда впервые на опыте это доказал?

     - что обнаружил Ампер в 1820 году?

- к чему привели научные открытия Эрстеда и Ампера?

- в чем суть процесса намагничивания тела?

 

                             

Предтекстовые       задания

 

Задание  1. Прочитайте словосочетания, составьте с каждым из них не менее 3 словосочетаний (на управление, примыкание, согласование).

     Телефонный аппарат, контакт, механизм, процесс, сигнал, маркер, абонентская линия, ламельный прибор.

Задание 2. Выпишите из текста аббревиатуры, расшифруйте их и составьте с ними предложения.

Задание 3. Подумайте и ответьте, как образованы данные слова:

номеронабиратель, бесконтактный, переговорный.

 

Задание 4. Прочитайте текст.

    

         Принцип построения автоматических телефонных станций

 

         Наибольшее распространение имеют АТС с пространственной системой коммутаций, в которых используются контактные коммутационные приборы. Временная коммутация применяется в новейших электронных АТС, использующих бесконтактные коммутационные приборы.

         Простейшая АТС на десять номеров может быть построена с помощью десятишаговых искателей. Телефонный аппарат каждого абонента через абонентскую линию подключается к щеткам своего искателя. Одноименные выходы всех искателей запараллелены, т.е. контакты с одноименными номерами объединены в отдельные цепи и к каждой из них подключается абонентская линия. Номер абонентской линии соответствует номеру контактов, к которым она подключена. Для установления соединения вызывающий абонент должен снять телефонную трубку и с помощью номеронабирателя набрать цифру, соответствующую номеру вызываемого абонента. При этом на движущий механизм своего искателя на станции поступит соответствующее число импульсов. Щетка искателя повернется и остановится на ламели, к которой подключена линия вызываемого абонента. Тем самым будет установлена связь между абонентами. После окончания разговора щетка по сигналу абонентов возвращается в исходное состояние.

         Установление соединения на координатной АТС происходит следующим образом. Снятие телефонной трубки абонентом фиксируется на станции как сигнал запроса и подается в маркер ступени АИ – МАИ. Последний определяет линию вызывающего абонента, находит свободный ИШК и, посылая импульсы на выбирающий и удерживающий электромагниты МКС обоих звеньев ступени АИ, соединяет абонентскую линию с ИШК и отключается. Далее по сигналу ИШК маркер ступени регистрового искания определяет номер занятого ИШК, находит свободный регистр и подключает его через ИШК к абонентской линии. После этого из схемы регистра абоненту посылается сигнал, разрешающий набор номера. Цифры набора поступают в регистр и запоминаются им. Дальше цифры номера поочередно специальным кодом по запросу передаются в маркер ГИ. Проанализировав цифры, маркер определяет нужное направление и, отыскав свободный выход, производит соединение занятого ИШК с выходом. При внутристанционном соединении абонентская линия подключается к ступени АИ через ВШК. В этот момент из регистра в МАИ поступают последние три цифры номера вызываемого абонента. Маркер АИ, предварительно убедившись, что вызываемый абонент свободен, производит соединение через все звенья АИ. В результате линии вызывающего и вызываемого абонентов будут соединены. По сигналу МАИ все приборы отключаются, а в линию вызывающего абонента из своего абонентского комплекта АК посылает сигнал «занято». При входящих соединениях МГИ и МАИ получают информацию об адресе соединения от регистра исходящей станции через соединительные линии.

         Координаты АТС в настоящее время имеют наиболее широкое применение на всех участках внутристанционной телефонной сети.

 

 

Послетекстовые     задания

 

Задание 5. Проверьте правильность расшифровки аббревиатур.

 

АТС – автоматическая телефонная станция.

ДШИ – декадно-шаговые искатели.

ПИ – ступень предварительного искания.

ЛИ – линейные искатели.

АИ – ступень абонентского искания.

МАИ – маркер абонентского искания

ИШК – исходящий шнуровой комплект.

ВШК – входящий шнуровой комплект.

МКС – многократный координатный соединитель.

Задание 6. Составьте план в виде назывных предложений.

Задание 7. Выпишите предложения с однородными членами предложения.

Задание 8. Составьте сначала словосочетания, затем предложения: фиксировать (что?), определять (что?), находить (что?), посылать (что?), передавать (что?), производить (что?).

Задание 9. Расскажите, как происходит установление соединения на координатной АТС, используя глаголы из текста.

                                                                                 

 

Предтекстовые   задания

 

Задание 1. Прочитайте словосочетания и запомните их.

Псевдослучайные сигналы, зондирующие импульсы, циркулятор, коаксиальные линии, фильтрация сигнала.

Задание 2. Выпишите из текста аббревиатуры, дайте развернутые наименования.

Задание 3. Подумайте и ответьте, как образованы слова. Приведите примеры сложных слов, образованных таким же способом.

Псевдослучайный, шумоподобный, кратковременный.

Задание 4. Прочитайте текст.

 

Радиолокационные приемники

 

Назначение и структурные схемы. Радиолокационные приемники (РЛП) являются составной частью радиолокационных станций (РЛС), предназначенных для обнаружения определения координат и параметров движения удаленных объектов (целей) путем приема отраженной от них электромагнитной энергии. В зависимости от структуры радиолокационного сигнала различают два вида РЛС: с импульсными и непрерывными сигналами. В импульсных РЛС передатчик периодически излучает кратковременные зондирующие импульсы (ЗИ) с гармоническим либо с частотно-модулированным ВЧ- заполнением, которые отражаются от объекта и принимаются РЛП в промежутках между ЗИ. В РЛС с непрерывным излучением используются немодулированные и ЧМ- колебания. Применяются в РЛС и псевдослучайные шумоподобные сигналы.

Основные узлы радиолокационных  приемников. Для соединения антенны с приемником в РЛП используются линии передачи.

Линии передачи. Различают коаксиальные линии. При длине волны менее 10 см применяют в основном для передачи сигналов с малой  мощностью на небольшие расстояния, поскольку при уменьшении длины волны размеры поперечного сечения таких линий становятся настолько малыми, что при передаче сигналов большой мощности может возникнуть их пробой. В диапазоне сантиметровых и миллиметровых волн основными линиями передачи сигнала от антенны к приемнику являются волноводные линии. Наиболее широко используются волноводные линии прямоугольного  сечения. В современных РЛС широко применяют полосковые линии, диапазон частот которых значительно шире, чем волноводных  линий.

 

Антенные переключатели. (АП). Они предназначены для коммутации передатчика к антенне на время излучения зондирующего импульса и приемника к антенне на время прихода отраженных или ответных сигналов.

Антенные переключатели на необратимых элементах применяют в РЛС сантиметрового диапазона. В качестве необратимых элементов используют ферритовые вентили и циркуляторы.

Цифровые методы обработки сигналов. Эти методы широко используются в настоящее время в РЛП главным образом после детектирования сигнала. Сигнал с выхода детектора преобразуется в цифровую форму в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). В устройстве обработки сигналов осуществляется согласованная фильтрация принятого сигнала, обнаружение цели и определение ее параметров, поступающих затем в блок обработки данных. Данные о цели поступают в систему управления РЛС.

Цифровая  обработка сигнала делает систему обработки более гибкой. Обработка сигналов в цифровой форме на ЭВМ позволяет проанализировать такой большой объем данных о целях, который не в состоянии обработать человек-оператор.

 

Послетекстовые   задания

Задания 5. Найдите в тексте и прочитайте ответы на следующие вопросы:

         а) чем являются радиолокационные приемники?

         б) сколько видов имеют  радиолокационные станции?

         в) каковы основные узлы радиолокационных приемников?

 

Задание 6. Найдите определение, что относится к приемникам.

Задание 7. Составьте и запишите назывной план к данному тексту.

Задание 8. Прочитайте текст еще раз и перескажите.

 

 

Предтекстовые       задания

 

Задание 1.  Распространите следующие слова и словосочетания объектом дей-ствия  и / или названием действия .

Радиус действия, глобальная связь, малогабаритный приемник, индивидуальный номер, ультразвук, миниатюрный передатчик, функция, трансляция.

Задание 2. Прочитайте текст.

 

 

 

Назначение, особенности и принципы построения. В последние два десятилетия возникает новый вид глобальной связи, охватывающей практически всю планету, - персональный радиовызов. Системы персонального радиовызова (СПВ) позволяют передать вызов и необходимый минимум информации одному человеку или группе людей независимо от места их нахождения.

Системы персонального вызова  для  значительных территорий строятся на основе радиосвязи на метровых и дециметровых волнах. Абонент СПВ использует малогабаритный вызывной приемник (пейджер), имеющий индивидуальный номер (адрес). Вызывающий набирает номер нужного абонента на любом телефонном аппарате, вызов поступает по телефонной сети на центральную станцию, преобразуется в кодированный радиосигнал и передается на выделенной для СПВ частоте в то место, где находится абонент. Если радиус действия одного передатчика центральной станции не позволяет обслуживать всю территорию, то она разбивается на отдельные зоны, в каждой из которых имеется свой передатчик. Сигнал вызова длительностью 1…2   передается всем пейджерам, однако сработает только тот из них, который настроен на определенную частоту и имеет соответствующий адрес. Получив вызов, абонент по телефонному аппарату по заранее известному номеру принимает  адресованное  ему сообщение или получает телефонный разговор, либо (что характерно для современных СПВ) сигнал вызова совмещается в пейджере с визуальным  отображением сообщения небольшого объема на дисплее. Вызов может подаваться абонентам с повтором с автоматической проверкой и корректировкой правильности принятого сообщения.

Надежность рассмотренного пейджера можно повысить, например, с помощью разработанного фирмой «Моторола» (США) двухчастотного  пейджера. Согласно этой разработке, основной пейджер дополняется миниатюрным передатчиком, транслирующим принятый вызов на миниатюрный приемник, находящийся непосредственно на теле абонента (например, в виде браслета на руке). Связь между пейджером и приемником, находящимися на небольшом расстоянии в несколько метров, может осуществляться, например, с помощью ультразвука. Миниатюрность приемника достигается ограниченностью его функций, поскольку он принимает только адресованный ему сигнал.

 

Послетекстовые        задания

 

Задание 3. Выделите основную мысль текста в виде тезисов.

Задание 4. Выпишите из каждой части текста ключевые слова.

Задание 5. Выпишите предложения, несущие основную информацию каждого отрезка.

Задание 6. Перескажите данный текст.

 

        

2 раздел

 

 

2.1 Род имён существительных

 

Мужской род

Он

Женский род

она

Средний род

оно

Трансформатор -

схема – а

свойство – о

ток -

энергия – я

сопротивление – е

стержень – ь

мощность – ь

упражнение – е

прибор -

 

 

 

Упражнение 1. Распределите слова по родам.

Инженер, аудитория, лекция, студентка, преподаватель, аппаратура, двигатель, частота, группа, лаборатория, система, амперметр, провод, радио, электроника, напряжение, институт, теория.

 

Упражнение 2. Вместо точек употребите местоимения мой, моя, моё.

1) Это … преподаватель.                2) Это … аудитория.

3) Это …столица.                             4) Это … общежитие.

5) Это … родной город.                  6) Это … адрес.

7) Это … телефон.                           8) Это … сообщение

9) Это … государство.                  10) Это … микрофон

11) Это … . специальность           12) Это … решение

13) Это … институт.                     14) Это … идея

 

Упражнение 3. Переведите на русский язык.

1. Мынау не? Мынаудәптер. 2. Мынау кім? – Ол оќытушы.3. Мынау не? Мынау – аудитория. 4. Мынау - Әсет. Ол жақсы инженер. 5. Әсет қайда? - Әсет институтта.

 

 

2.2  Множественное число существительных

Мужской род                    Женский род                            Средний род

ед.ч.    множ.ч.          ед.ч.   множ.ч.                ед.ч.    множ. ч. 

опыт      опыты          информация   информации     давление  давления     

студент  студенты     система   системы                    общежитие  общежития

словарь  словари       лекция   лекции                        напряжение    напряжения

сигнал     сигналы      книга    книги                          действие        действия

 

 

 

 

 

Запомните!

 

мать – матери                       стул – стулья                   дом - дома 

дочь – дочери                       брат – братья                   город - города

отец – отцы                           друг – друзья                   адрес - адреса

человек – люди                     провод - провода             глаз - глаза

ребёнок – дети                      кабель – кабели                голос – голоса

 

Упражнение 1. Образуйте множественное число существительных и запишите их.

Образец:

  Мужской род                       Женский род                     Средний род

      ы-                  -и-                        -ы-              -и-                        -а-               -я-

электроды    передатчики         структуры     сети                 средства     решения

 

Библиотека, журнал, общежитие, газета, алматинец, тетрадь, аудитория, фамилия, спортзал, театр, преподаватель, комната, здание, институт, упражнение, учебник, книга, инженер, студентка, станция, магнитный ток, энергия, связь, генератор, лаборатория, вольтметр.

 

Упражнение 2. Прочитайте текст и выпишите существительные единственного и множественного числа.

Алматы – большой и красивый город. Здесь есть и новые широкие проспекты, современные высокие здания, и узкие, кривые улочки с покосившимися домами. Алматы – зелёный город. Здесь есть большие парки и маленькие тихие скверы.

В Алматы находится Национальная Академия наук Республики Казахстан, ряд других академий, университетов, вузов, десятки колледжей, училищ, сотни общеобразовательных школ.

 

Упражнение 3. Употребите местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.

Образец: стол > мой стол > мои столы.

Машина, письмо, книга, учебник, карандаш, ручка, фотография, работа, словарь, специальность, институт, открытие, тетрадь, общежитие, преподаватель, портфель, друг, фамилия, решение.

 

Упражнение 4. Ответьте на вопросы и переведите на русский язык, используя разные названия дней недели.

Образец: Сегодня какой день?Б‰гін ќай к‰н?

                Сегодня суббота Б‰гін сенбі.

           Завтра какой день? Ертењ ќай к‰н?

                Завтра воскресенье Ертењ жексенбі.

 

  

  Дни недели – Апта к‰ндері

 

1. Понедельник – Дуйсенбі               5. Пятница - Ж‰ма

2. Вторник - Сейсенбі                        6. Суббота - Сенбі

3. Среда - Сарсенбі                             7. Воскресенье - Жексенбі

4. Четверг- Бейсенбі

 

 

 

Запомните!

 

                                         1. один - бірбірінші  - первый 

                                         2. два - екі – екінші  - второй

                                         3. три - үш – үшінші - третий

                                         4. четыре - төрт - төртінші - четвертый

                                          5. пять бес бесінші  - пятый

                                          6. шесть - алты алтыншы- шестой

                                          7. семьжеті жетінші -седьмой

                                          8. восемь - сегіз сегізінші- восьмой

                                          9. девятьтоғыз тоғызыншы -девятый

                                         10. десять - он – оныншы –десятый

 

Упражнение 5. Составьте предложения по образцу.

Образец: Понедельник – первый день недели

 

Среда, пятница, суббота, воскресенье, четверг, вторник.

 

 

Упражнение 6. Используя слова таблицы, составьте предложения по образцу.

Образец: 1. Ноябрь – осенний месяц

                2. Март, апрель, май – весенние месяцы

 

Месяцы - айлар

Зимние месяцы - қыс айлары

Летние месяцы - жаз айлары

Декабрь - Желтоқсаң

Январь - Қаңтар

Февраль - Ақпан

Июнь - Маусым

Июль - Шілде

Август - Тамыз

Весенние месяцы - Көктем айлары

Осенние месяцы - Күз айлары

Март – Наурыз

Апрель - Сәуір

Май – Мамыр

Сентябрь - Қырқүйек

Октябрь - Қазан

Ноябрь - Қараша

 

 

Упражнение 7. Переведите на казахский язык.

Первое января, Восьмое марта, второе сентября, десятое июля, седьмое февраля, тридцатое марта, восьмое мая, двадцать шестое ноября, одиннадцатое сентября, двадцать восьмое мая.

 

 

Упражнение 8. Прочтите диалог в парах и выучите его наизусть.

- Сколько дней в неделе?

- В неделе семь дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота,  воскресенье.

- Сегодня какой день? Пятница?

- Нет, сегодня не пятница, а суббота. Завтра – воскресенье.

- Да, правильно. Сегодня какое число?

- Сегодня – Первое мая.

- Приходи ко мне сегодня в гости. Завтра будет выходной день.

- Хорошо. До свидания.

 

Вопросы: чей?, чья?, чьё?, чьи?

2.3 Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш.

 

Это я.                  Чей это стол?                  Это мой стол 

Это ты.                Чей это стол?                  Это твой стол

Это мы.                Чей это стол?                 Это наш стол

Это вы.                 Чей это стол?                 Это ваш стол

 

              Чья это книга?            Это моя книга 

                                                   Это твоя книга

                                                   Это наша книга

                                                   Это ваша книга

             

              Чьё это общежитие?      Это моё общежитие

                                                       Это твоё общежитие           

                                                       Это наше общежитие

                                                       Это ваше общежитие

 

               Чьи это тетради?           Это мои тетради

                                                       Это твои тетради

                                                       Это наши тетради

                                                       Это ваши тетради

 

Это он          Чей это учебник?      Это его учебник (книга, письмо, ручки)

Это она         Чья это книга?          Это её книга (учебник, письмо, ручки)

Это они         Чьё это письмо?       Это их письмо (учебник, книга, ручки)

                       Чьи это схемы?        

 

 

Упражнение 1. Ответьте на вопросы.

Образец: - Чей это компьютер? Твой?

                         - Да, это мой компьютер.

 

1) Чей это словарь? Ваш?

2) Чья это ручка? Твоя?

3) Чьё это решение? Моё?

4) Чьи это книги? Наши?

5) Чьё это общежитие? Ваше?

6) Чей это институт? Ваш?

7) Чей это преподаватель? Наш?

8) Чья это аудитория? Наша?

9) Чьи это курсовые работы? Их?

10) Чьи это конспекты? Мои?

 

Упражнение 2. Прочитайте текст.

Алматинский институт энергетики и связи (АИЭС) является базовым учебным заведением, который ведёт подготовку специалистов для отраслей энергетики и связи Республики Казахстан.

В институте имеется пять факультетов: электроэнергетический, теплоэнергетический, факультет радиотехники и связи, заочного обучения и переподготовки специалистов, довузовской подготовки.

АИЭС имеет два учебных корпуса, в которых находятся учебные лаборатории, библиотека, столовая.  

 

Запомните!

11 – одиннадцать                     16 - шестнадцать

12 – двенадцать                        17 - семнадцать

13 – тринадцать                        18 - восемнадцать

14 – четырнадцать                    19 - девятнадцать

15 – пятнадцать                        20 – двадцать

 

 

 

 

Я – мой, моя, моё, мои                       мы – наш, наша, наше, наши

Ты – твой, твоя, твоё, твои

Он – его                                               вы – ваш, ваша. ваше, ваши

Она – её                                               они – их

 

 

 

Упражнение 4. Вставьте вместо точек нужные местоимения.

Образец: Это наш институт. Это ... здание.

                                                 Это его здание.

 

1) Это его группа. Это ... факультет.

2) Это наша лаборатория. А это ... работа.

3) Это мои друзья. Это ... общежитие.

4) Это наш студент. Это ... учебники.

6) Это наш преподаватель. Это ... стол.

7) Это мои книги. Это ... библиотека.

 

2.4 Прилагательные

 

Какой это факультет?       Это электроэнергетический факультет.

Какая это лаборатория?    Это высоковольтная  лаборатория.

Какое это задание?           Это трудное задание.

Какие это учебники?        Это новые учебники.

 

 


Какой?                     Какая?                       Какое?                             Какие?

интересный             интересная                интересное                      интересные

трудный                   трудная                     трудное                           трудные

старый                     старая                         старое                             старые

молодой                   молодая                     молодое                          молодые

маленький               маленькая                  маленькое                       маленькие

большой                  большая                     большое                          большие

русский                    русская                       русское                           русские

казахский                 казахская                   казахское                         казахские

плохой                     плохая                        плохое                              плохие

хороший                  хорошая                      хорошее                          хорошие

 

 


Упражнение 1. Составьте словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных.

 

1)     новый: предмет, общежитие, преподаватель, системы;

2)     старый: передатчик, двигатель, аппаратура, провода;

3)     трудный: задание, экзамен, пример, задача;

4)     большой: страна, упражнение, программа, аудитории;

5)     плохой: учебник, тетрадь, здание, акустика;

6)     хороший: общежитие, телефон, связь, знания;

7)     арабский: государство, книга, журнал, студенты.

 

 

Упражнение 2. Вставьте подходящие прилагательные.

Образец: Это … задание. Это домашнее задание.

1)     Это … связь.                   6) Это … провод.

2)     Это ... энергия.                7) Это ... преподаватель.

3)     Это ... ток.                        8) Это ... лаборатория.

4)     Это ... сигнал.                  9) Это ... библиотека.

5)     Это ... электростанция.   10) Это ... общежитие.

 

Слова для использования:  телефонный, электрический, постоянный, звуковой, тепловой, тонкий, молодой, новый, большой, студенческий

 

Упражнение 3. Прочитайте текст, выпишите из текста прилагательные, укажите их род и число. Перескажите текст.

 

Электроэнергетический факультет ведёт подготовку по десяти специальностям. В составе факультета имеется семь кафедр, оснащённых современным технологическим оборудованием.

         На кафедре «Электрические станции, системы и сети» имеется высоковольтная лаборатория германского производства.

         Теплоэнергетический факультет ведёт подготовку по восьми специальностям. В составе факультета шесть кафедр. Выпускающие кафедры с 2000 года оснащены современными компьютерными классами на базе персональных компьютеров «PentiumII».

         Факультет радиотехники и связи ведёт подготовку по девяти специальностям. В составе факультета семь кафедр, которые оснащены современным технологическим оборудованием.

         На кафедре «Автоматическая электросвязь» имеется израильское оборудование и две телефонные станции.

 

 

Упражнение 4. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.

 

1)     Какой это факультет?

2)     Какое это оборудование?

3)     Какая это лаборатория?

4)     Какое это производство?

5)     Какая это кафедра?

6)     Какой это класс?

7)     Какие это станции?

 

Слова для справок: теплоэнергетический, электроэнергетический, радиотехники и связи, современное, высоковольтная, германское, выпускающая,. компьютерный, телефонная.

 

Упражнение 5. Подберите к следующим прилагательным подходящие существительные.

 

1)     Интересная … .                         6) Высокое …  .

2)     Новая … .                                   7) Трудная … .

3)     Электрическая … .                    8) Главный … .

4)     Сильная … .                               9) Современные …  .

5)     Постоянный …  .                      10) Иностранный ...   .

 

 

2.5 Глагол

 


Работать                     Отдыхать                    Знать                     Учиться
 
Я работаю                  отдыхаю                      знаю                       учусь
Ты работаешь            отдыхаешь                  знаешь                    учишься
Он(она) работает       отдыхает                     знает                       учится
Мы работаем             отдыхаем                     знаем                      учимся
Вы работаете             отдыхаете                    знаете                     учитесь
Они работают            отдыхают                     знают                     учатся

 


Упражнение 1. Прочитайте вопросы и ответьте на них.
1)     Кто знает русский язык?
2)     Кто плохо знает русский язык?
3)     Наши студенты знают русский язык?
4)     Вы хорошо знаете русский язык?
5)     Вы здесь учитесь?
6)     Ты где учишься?
7)     Вы здесь отдыхаете?
 
Упражнение 2. Перепишите предложения, используя правильные формы глаголов.
1)     Это наш институт. Мы здесь (учиться).
2)     Это наше общежитие. Мы здесь (жить).
3)     Это ваш спортзал. Вы здесь (отдыхать).
4)     Это библиотека. Студенты здесь (работать).
5)     Это ваша аудитория. Вы здесь (учиться).
6)     Рахат (знать) русский язык.
7)     Это моя квартира. Я здесь (отдыхать, жить).

 

Упражнение 3. Прочитайте диалоги.
  1) - Вы не знаете, где улица А.Байтурсынова, 126?
- Улица А.Байтурсынова, 126 здесь рядом.
- Спасибо.

-  Пожалуйста.

1)     – Ты не знаешь, кто это?

     - Да, знаю. Это наш преподаватель.

- А как ее зовут?

- Её зовут Мира Мухамедияровна.

2)     – Роза, ты сейчас где учишься?

- Я учусь в АИЭС.

- На каком факультете?

- Я учусь на электроэнергетическом факультете.

 

Упражнение 4. Впишите местоимения перед глаголами.

 

1. … пишут диктант. 2. … читаю книгу. 3. … пишут доклад. 4. … читаем текст.

 

Упражнение 5. Подберите глаголы и укажите их время и лицо.

 

1. Я … текст. 2. Они … книгу. 3. Он … журнал. 4. Мы … русский язык.

5.Ты . … на заводе.

 

Упражнение 6. Прочитайте текст. Напишите  рассказ по данному образцу о ком-либо.

 

Это мой друг. Его зовут Тимур. Он инженер – энергетик. Он изучает русский язык. Он живёт в общежитии. Вот его комната. Это его стол. На столе лежат учебники, тетради. Сейчас он не занимается. Он ушёл в кино.

 

Запомните!

Я говорю по - русски.

          Я не говорю по - русски.

          Я знаю русский язык

          Я не знаю русский язык.

 

Упражнение 7. Дайте положительный ответ на вопросы.

 

1) Олег говорит по - казахски?

          2) Вы говорите по - русски?

          3) Раушан и Айдар говорят по -русски?

          4) Ты говоришь по -казахски?

          5) Мы хорошо говорим по - русски?

 

Упражнение 8. Дайте отрицательный ответ на вопросы.

 

Образец: - Айдар говорит по - немецки?

                - Нет, Айдар не говорит по - немецки.

      - Он казах. Он говорит по - казахски.

 

1) Антон и Нина говорят по - арабски?

                                                  (русские)

 

2) Саша говорит по - испански?

                                  (русский)

 

3) Ваш преподаватель говорит по - китайски?

                                                      (русский)

 

 

Упражнение 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 

В нашем институте есть большая библиотека и читальные залы. Основной фонд библиотеки составляет научно-техническая литература. В вестибюле библиотеки расположены алфавитный и систематический каталоги. Мы выбираем в каталоге нужную книгу, заполняем листок требования, в котором указываем шифр книги, фамилию автора, название книги, год и место издания. Затем отдаём листок требования библиотекарю, через некоторое время получаем заказанную книгу. Проходим заниматься в читальный зал, здесь мы конспектируем, готовимся к семинарам и практическим занятиям.

 

Где находится ваша библиотека?

Что вы заполняете, чтобы получить нужную книгу?

Где вы занимаетесь?

 

Запомните!

         Ученье – свет,  неученье - тьма.

 

- Где здесь деканат электроэнергетического факультета?

- Вот он.

- Где здесь институт?

- Вот он.

- Где здесь общежитие?

- Вот оно.

- Где здесь библиотека?

- Вот она.

 

Упражнение 10. Ответьте на вопросы, следуя образцу. Обратите внимание на употребление слова «здесь» в значении «находится»,  «располагается».

Образец: - Скажите, пожалуйста, где здесь театр?

                - Вот он.

1)     Скажите, пожалуйста, где здесь 420 аудитория?

2)     Скажите, пожалуйста, где здесь столовая?

3)     Извините, вы не знаете, где здесь общежитие?

4)     Извините, где здесь улица Байтурсынова?

5)     Простите, пожалуйста, вы не знаете, где здесь институт?

6)     Скажите, где здесь библиотека?

7)     Простите, вы не знаете, где здесь студенты из восьмой группы?

 

Упражнение 11. Вставьте вместо точек необходимые по смыслу слова.

  - Скажите, …, это Маргулан?

  - Да …

  - Вы не знаете, … здесь институт АИЭС?

  - Вот …

  - … Спасибо! А вы не …, где … электроэнергетический факультет?

  - Да знаю, он находится … этаже.

  - Спасибо! До свидания.

  - …!

2.6 Предложный падеж существительных

                           (единственное число)

 

                     Именительный падеж                          Предложный падеж

                         КТО?               ЧТО?                                                        ГДЕ?

 

мужской                деканат                                          в/деканатЕ

род                         музей                                             в музеЕ

                               словарь                                          в/на словарЕ

                               факультет                                      на факультетЕ

 

 

средний                  письмо                                           в/на письмЕ

род                          упражнение                                   в упражнениИ

                                задание                                          в заданиИ

 

 

женский                 книга                                               в книгЕ

род                          газета                                              в газетЕ

                                библиотека                                     в библиотекЕ

                               аудитория                                        в аудиториИ

                               кафедра                                            на кафедрЕ

 

ГДЕ?

 

           в институте                                               на факультете

           в университете                                         на курсе (на курсах)

           в школе                                                     на уроке

           в аудитории                                              на лекции

           в группе                                                    на экзамене

в городе (в Алматы)                                                                на улице

в стране (в Казахстане)                                                           на проспекте

в деревне                                                                                  на площади

           в центре                                                    на сессии

           в парке                                                      на выставке

           в театре                                                     на балете (на опере)

           в гостинице                                              на почте

           в группе                                                   на стадионе

                                                                                                   на работе

                                                                                                   на заводе

                                                                                                   на фабрике

                                              на севере

                                              на юге

                                              на востоке

                                              на западе

Упражнение 1. Образуйте форму предложного падежа с предлогами «в» или «на» от следующих существительных.

 

1. Стол, стул, сумка, портфель, книга, газета, учебник, журнал, словарь, письмо, упражнение.

2. Наука, кафедра, лаборатория,  столовая, аудитория, деканат, кабинет, здание.

3. Школа, факультет, университет, курс, институт, урок, лекция, группа.

4. Площадь, улица, парк, Алматы, проспект, музей, город, стадион, выставка, театр, балет.

5. Работа, фабрика, библиотека, почта, завод, телеграф, занятие.

 

Упражнение 2. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.

 

         Образец:   - Вы не знаете, где Арман? (институт)

                            - Он в институте.

 

1)     Скажите, пожалуйста, где сейчас Серик? (лекция)

2)     Вы не знаете, где мой карандаш? (стол)

3)     Ты знаешь, где твой учебник? (портфель)

4)     Вы не знаете, где находится кафедра химии? (четвёртый этаж )

5)     Вы знаете, где сегодня проходит семинар? (институт)

6)     Скажи, где сейчас твой друг? (лаборатория)

7)     Вы не знаете, где ваши друзья? (библиотека)

8)     Скажите, пожалуйста, где находится компьютерный класс? (общежитие)

9)     Скажите, где сейчас ваш преподаватель? (кафедра)

   10) Кто знает, где мой студенческий билет? (сумка)

 

Запомните!

 

                         работать                                     на заводе

                         учиться                                       в институте

                         отдыхать           ГДЕ?                в клубе

                         жить                                            в городе

                         гулять                                          в парке

                         писать                                          в тетради

 

 

 

 

Список литературы

 

1. С.И.Баскаков   Радиотехнические цепи и сигналы.-М.: Высшая школа, 2000.

2. И.С.Гоноровский, М.П.Демин  Радиотехнические цепи и сигналы. – М.:Радио и связь, 1994.

3. В.И.Каганов     Радиотехнические цепи и сигналы. – М.:Academ, 2003.

4. Курохтина Г.Н. Грамматические упражнения по русскому языку для студентов начального этапа. – М.: Высшая школа, 2003.

5. Надежина И.Ф. и др.: Учебник русского языка для национальных групп неязыковых вузов. – М.: Высшая школа, 1985.

 

 

 

Содержание

 

 

 

I      раздел                                                                                    3

 

 

II    раздел                                                                                  17                         

 

                                

Список литературы                                                                   30

 

 

 

 

Сводный план 2004 г., позиция __67__

 

 

Райхан Матаевна Бектемисова

Маржан Калжановна Нурмаханова

 

 

 

 

 

 РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Дидактические материалы и методические указания

 к практическим занятиям

(для студентов всех форм обучения специальностей направления радиотехника, электроника и телекоммуникации)

 

 

 

 

 

 

Редактор Ж.М. Сыздыкова

Специалист по стандартизации Н.М.Голева

 

 

Подписано в печать _.__.___.                         Формат 60 х 84  1/16

Тираж _50 экз.                                                 Бумага типографская № __

Объём ______уч.-изд.л.                                  Заказ______.Цена _______.

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

480013 Алматы, Байтурсынова, 126