МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Некоммерческое акционерное общество
«Алматинский университет энергетики и связи»

РУССКИЙ ЯЗЫК – 2
Методические указания и комплекс упражнений 
для студентов специальностей  5В071800, 5В081200

Алматы,  2014

Составитель:  Кубдашева К.Б.   Русский язык -2. Методические указания и комплекс упражнений для студентов специальностей  5В071800, 5В081200 – Алматы, АУЭС, 2014. –  31 с.

В методические указания и комплекс упражнений включены справочные материалы и практические задания в объеме рабочей программы дисциплины «Русский язык - 2». Приведены краткие сведения о видах научно-оценочных текстов (аннотация, рецензия) и о различных жанрах устного делового общения (деловая беседа, совещание, переговоры), дающие представление о специфике деловой коммуникации. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на закрепление знаний и выработку речевых навыков.

Предназначено для студентов специальности 5В071800  «Электроэнергетика», 5В081200 «Энергообеспечение сельского хозяйства».

Рецензент: канд. тех. наук, профессор Цыба Ю.А.

Печатается по плану издания  некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2014 г.

Ó НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2014 г.

Введение

Основной целью дисциплины «Русский язык-2» является формирование у студентов культуры работы с научным текстом: совершенствование навыков и умений чтения, понимания, анализа языковых особенностей научного текста и написания вторичного научного текста (аннотации, реферата, рецензии, реферативного обзора). Поэтому в методических указаниях даны задания, которые должны помочь овладеть практическими навыками написания  рефератов, аннотаций и рецензий. Научные, научно-популярные тексты отобраны в соответствии с будущей профессиональной сферой обучающихся.

Деловое общение как особый вид общения проникает во все сферы жизни. Важным требованием к специалистам всех профессий, кроме знания своей специальности, является  умение грамотной коммуникации.  Здесь-то и нужны  основные знания и практические навыки устного и письменного общения.

Профессиональный успех  во многом зависит от умений вступать в  деловую беседу и поддерживать ее, от активного участия в обсуждении и решении производственных задач во время совещаний и переговоров. Риторические навыки и умения помогают создать репутацию  профессионально надежного человека. В связи с чем, необходимость данной методической разработки очевидна.

1 Компрессия как основной вид переработки научного текста

1.1  Реферирование научных текстов

 Речевые клише для написания реферата представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. - Речевые клише для написания реферата

Вводная часть реферата

В статье "...", помещенной в журнале "..." №... за ... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)… Автор статьи - известный ученый...

Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под

заголовком.., опубликована в...)

Тема статьи, ее общая характеристика

Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)... Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).

Проблема статьи

В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?). Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).

Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется ...(что?) (дается определение ...(чего?)  В начале статьи определяется (излагается) цель (цели, задачи)... Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи... В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы,

(останавливается (на чем?) касается (чего?)...

В статье также затронуты такие вопросы, как...

Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения... В статье приводится, дается...

Заключение, выводы автора

Автор приходит к выводу(заключению), что...

В конце статьи подводятся итоги (чего?) 

В заключение автор говорит, что (утверждает, что)...

В заключение говорится, что... (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)...

Выводы и оценки референта

В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)...

Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано..., получили исчерпывающее освещение...)...

Заслуга автора состоит (заключается) (в чем ?)...

Основная ценность работы состоит (заключается) (в чем ?)... Достоинством работы является...

Недостатком работы является...

1.1.1 Прочитайте текст «Сверхпроводящий терагерц». Выполните притекстовые и послетекстовые задания.

а)  По названию текста предположите тему и жанр статьи. Как вы думаете, о чем будет идти речь в данной статье?

б)  Как вы думаете, какими качествами обладает описываемое явление или предмет?

Ученые из Арагонской национальной лаборатории США разработали компактный твердотельный источник когерентного терагерцового излучения. Это устройство на основе высокотемпературного сверхпроводника способно произвести революцию во многих областях: от систем безопасности до медицинской диагностики.

Терагерцовый диапазон электромагнитных волн лежит между микроволновым радиоизлучением полупроводниковых электронных схем и инфракрасным излучением лазеров. Эти диапазоны не перекрываются, и в «дыре» от 0,5 до 2 терагерц пока нет ни одного устройства, способного излучать со сколько-нибудь приемлемой эффективностью.

А излучение этого диапазона обладает массой замечательных свойств. Оно способно как рентген пронизывать многие материалы, но, в отличие от рентгена, из-за малой энергии фотонов не приводит к ионизации вещества, а значит, безвредно в малых дозах. Длина волны в терагерцовом диапазоне короче, чем у микроволн, и разрешение аппаратуры будет выше. Кроме того, у многих опасных веществ в этом диапазоне есть характерный спектр поглощения, так что их можно будет легко обнаружить при досмотре в аэропортах. Также терагерцовые волны, проникающие в человеческое тело на полсантиметра, помогут в диагностике рака и многих других заболеваний.

В новом излучателе используется нестационарный эффект Джозефсона. Он возникает в контакте Джозефсона, тонком слое диэлектрика, между двумя слоями сверхпроводника, если туннельный ток через контакт превысит некоторое критическое значение. В этом случае сверхпроводящие куперовские пары электронов, перескакивая через слой диэлектрика, вынуждены излучать набранную при этом энергию в виде электромагнитных волн. Обычный контакт Джозефсона излучает слабо и слишком длинные волны. Но в слоистом высокотемпературном сверхпроводнике Bi2Sr2CaCu2O8 между сверхпроводящими слоями оксида меди толщиной всего в пару атомов находятся слои изолятора оксида висмута и стронция толщиной в полтора нанометра, образующие контакты Джозефсона с подходящими свойствами. Чтобы заставить контакты излучать согласованно, ученые изготовили полоску сверхпроводника высотой один микрон, шириной сто и длиной триста микрон, в которой набралось порядка тысячи контактов и которая играет для терагерцовых волн роль резонатора, как пара зеркал в простейшем лазере. Правильно подобрав величину падения напряжения на полоске, можно возбудить резонансную генерацию, заставив все контакты Джозефсона излучать согласованно.

Таким способом удалось получить пучок непрерывного излучения мощностью 0,5 микроватта на частоте 0,85 терагерца. А уменьшив ширину полоски до 40 микрон, частоту излучения снизили до 0,4 терагерца. Генерация сохранялась вплоть до 50 градусов выше абсолютного нуля. Согласно оценкам, увеличивая резонатор, можно будет получать луч мощностью до 1–10 милливатт, а этого уже вполне достаточно для практических приложений. Вполне вероятно, что использование других слоистых сверхпроводников позволит еще больше расширить рабочий диапазон и увеличить мощность. По-видимому, такой сравнительно простой и компактный источник, охлаждение которого хорошо отработано, не вызовет больших проблем и быстро найдет дорогу в научные лаборатории, больницы и аэропорты.

«Компьютерра» № 713. 2007.

а) О каком изобретении идёт речь? Что лежит в основе? В каких областях может быть использовано?

б) Объясните, что значит «терагерцовый диапазон»? Найдите синоним к слову «дыра» в данном абзаце.

в) Составьте реферат-конспект текста.

1.1.2  Используя языковые клише, напишите реферат-резюме статьи по вашей специальности.

1.2  Аннотирование научных текстов

      Структура аннотации представлена в таблице 1.2

Таблица1.2  – Структура аннотации

Части текста

Содержание частей текста аннотации

Библиографическое

описание

Ф.И.О. автора. Название труда. – Город: Изд-во, год. –… с.

Ф.И.О. автора. Название статьи // Название журнала. –  год –  № –  с. …

Текст аннотации

– сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах;

– описание структуры аннотируемого труда; предмета и темы, основных положений текста и т.д.;

– указание основного адресата.

1.2.1 При составлении аннотации должны быть выдержаны следующие требования:

1)  Текст аннотации не стандартизирован.

2) Основная ошибка в составлении аннотации: избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей.

3) Соблюдение логичности структуры, которая может отличаться от порядка изложения в оригинале.

4) Соблюдение языковых особенностей аннотации, что включает в себя следующее:

- изложение основных положений оригинала просто, ясно, кратко;

- избежание повторений, в том числе и заглавия статьи;

- соблюдение единства терминов и сокращений; 

- употребление безличных конструкций типа «рассматривается…, анализируется…, сообщается…» и пассивного залога;

- избежание использования прилагательных, наречий, вводных слов, не влияющих на содержание.

1.2.2 Ознакомьтесь с речевыми стандартами (клише), которые используются при составлении аннотаций. Запишите в тетрадь (см. таблицу 1.3).

Таблица 1.3  

О чем?

В книге (статье) рассматриваются вопросы…, излагаются задачи…, дается обзор…, даются сведения… . В книге (статье) рассмотрены вопросы…, главное (особое) внимание обращено на…, уделено (чему?)… . Описан метод…, изложена теория… . Книга (статья) посвящена проблеме… . Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает… .

Из каких

частей?

Книга состоит из … частей, … разделов, … глав.

В книге содержатся следующие разделы… .

Как?

Какие?

В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны)… приведены многочисленные примеры (цифровые данные, расчеты), малоизвестные сведения, дано систематическое изложение… делается попытка… .

Для кого?

Книга предназначена для…, а также для… . Для чтения книги не требуется специальных знаний в области… .

1.2.3 Прочитайте образцы аннотаций. Выпишите выделенные языковые средства (словосочетания, слова), обозначающие типичные смысловые элементы.

Липкин Б. Ю. Электроснабжение промышленных предприятий и установок: Учебник для учащихся техникумов. -3-е изд., пераб., и доп. — М.: Высш. школа, 1981. — 376 с, ил.

В учебнике даны сведения об электрических станциях и электрических системах, описаны основное электрооборудование станций и подстанций, устройства релейной защиты и автоматики, рассмотрены электрические нагрузки промышленных предприятий, приведены расчеты электрических заводских и цеховых сетей.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений. Может быть использован инженерно-техническими работниками, занимающимися данными вопросами.

Костюк А. Г., Фролов В. В., Булкин А. Е., Трухин А. Д. Турбины тепловых и атомных электрических станций. Учебник для вузов. – М.: «МЭИ», 2001. – 488 с.

В книге изложены основы теплового процесса паровых и газовых турбин, рассмотрены методики выбора конструкции и теплового расчета. Приведены различные типы турбин, охарактеризованы особенности их эксплуатации в стационарных и переходных режимах. Описаны системы регулирования и маслоснабжения, а также конденсационные установки. 1-е издание (1985г.) вышло в Энергоатомиздате под названием «Паровые и газовые турбины».

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Тепловые электрические станции». Представляет интерес также для эксплуатационного и ремонтного персонала электростанций.

1.2.4 Образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Составьте 4-5 предложений с причастиями.

Создать, созданный, создан, создана; придумать, написать, потерять.

Выполнить, выполненный, выполнен, выполнена; составить, отметить, построить.

Изобразить, изображенный, изображен, изображена; принести, изменить, осветить.

Подчеркнуть, подчеркнутый, подчеркнуть, подчеркнута; открыть, принять.

1.2.5 Составьте аннотацию к статье Вавилова Е.Н. «Механическая альтернатива». Используя клише-конструкции, включите типичные смысловые элементы (сведения об авторе, тема и проблематика статьи, назначение) и выражающие их языковые средства.

Рассматривая тему получения электричества в полевых условиях, мы как-то совсем  упустили  из  виду  такой  преобразователь  тепловой  энергии  в механическую (и  далее  в  электричество),  как  двигатели  внешнего  сгорания.  В  данном обзоре рассмотрим некоторые из них, доступные даже для самостоятельного изготовления любителями.

Собственно,  выбор  конструкций  таких  двигателей  невелик - паровые машины  и турбины,  двигатель  Стирлинга  в  различных  модификациях да  экзотические  двигатели, типа  вакуумных. Паровые машины пока  отбросим,  т.к.  ничего малогабаритного и легко  повторяемого  на  них  не  сделано,  а  уделим  внимание  двигателям  Стирлинга  и вакуумным.

В самом общем плане практически любой тепловой двигатель можно представить как  генератор  механических  колебаний,  который  использует постоянную  разность потенциалов (в  данном  случае,  тепловую)  для  своей работы.  Условия самовозбуждения такого двигателя,  как  и  в  любом  генераторе,  обеспечивает запаздывающая обратная связь.

Такое  запаздывание  создаётся  либо  жёсткой  механической  связью  через кривошип,  либо  с  помощью  упругого  соединения,  либо,  как  в  двигателе «замедленного нагрева»,  с  помощью  тепловой  инерции  регенератора.

Оптимально, с точки зрения получения максимальной амплитуды колебаний, съёма максимальной мощности с двигателя, когда сдвиг фаз в движении поршней составляет 90 градусов.  В  двигателях  с  кривошипно-шатунным  механизмом  такой  сдвиг  задаётся формой  кривошипа. В  двигателях,  где  такая  задержка  выполняется  с  помощью  упругой связи,  либо  тепловой  инерции,  этот  фазовый  сдвиг  выполняется  только  на  некоторой резонансной частоте, на которой мощность двигателя максимальна. Однако двигатели без кривошипно-шатунного механизма  очень  просты  и  поэтому  весьма  привлекательны  для изготовления.

Рассмотрим каждый из типов подробнее. Начнем  с  низкотемпературного  двигателя  Стирлинга.  Такой  двигатель  может работать  от  перепада  температур  буквально  в  несколько  градусов.  Но  и  мощности, снимаемые с него, будут невелики - доли и единицы Ватта. В  такой  конструкции  двигателя,  верхняя  и  нижняя  пластина  должны  иметь

различную  температуру,  т.к.  одна  из  них  является  источником  тепла,  а  вторая - охладителем.

Второй  тип  двигателей  Стирлинга  уже  можно  использовать  для  получения мощности в единицы, и даже десятки Ватт, что вполне позволяет запитывать большинство электронных  устройств  в  походных  условиях.  Двигатель "замедленного  нагрева" подкупает  своей  простотой.  Как  уже  говорилось,  наличие  кривошипа  здесь  также  не является  обязательным,  он  нужен  всего  лишь,  чтобы  преобразовать  во  вращение колебания поршня. Если же съём механической энергии и дальнейшее её преобразование производить  с  помощью  уже  описанных  схем, то конструкция такого  генератора  может оказаться  очень  и  очень простой.

Двигатель Стирлинга со свободным поршнем. В данном движке вытесняющий поршень соединен с силовым через упругую связь.

При  этом  на  резонансной  частоте  системы  возникает  отставание  его  движения  от колебаний  силового  поршня,  составляющая  около 90  градусов,  что  и  требуется  для нормального  возбуждения  такого  двигателя.  Фактически  получается  генератор механических  колебаний. Вакуумный двигатель, в отличие от других, использует в своей работе эффект сжатия  газа при  его  остывании.  Работает  он  следующим  образом:  вначале  поршень засасывает  пламя  горелки  внутрь  камеры, затем подвижный  клапан  перекрывает  всасывающее отверстие  и  газ,  остывая  и  сжимаясь, заставляет поршень  двигаться  в  обратном направлении.

В  заключение  заметим,  что  хотя  КПД  подобных  двигателей-самоделок,  в лучшем случае,  единицы  процентов,  но даже  в  этом  случае подобные  мобильные  генераторы могут  вырабатывать количество  энергии, достаточное для питания мобильных  устройств. Реальной  альтернативой  им  могут  служить  термоэлектрические  генераторы,  но  их КПД также составляет 2- 6 % при соизмеримых массогабаритных параметрах.

В конце концов, тепловая мощность даже простеньких спиртовок составляет десятки ватт (а  у костра - киловатты) и преобразование хотя бы нескольких процентов от  этого теплового  потока  в  механическую,  а затем  и  электрическую  энергию  уже  позволяет получить  вполне  приемлемые  мощности,  пригодные  для  зарядки  реальных  устройств. 

Вспомним,  что,  например,  мощность  солнечной  батареи,  рекомендуемой  для  зарядки КПК или коммуникатора, составляет около 5-7 Вт, но даже эти ватты солнечная батарея будет  отдавать  только  при  идеальных  условиях  освещения  реально  меньше.  Поэтому  даже при выработке нескольких ватт, но независимых от погоды, эти двигатели уже будут вполне  конкурентоспособными,   даже  с теми же  солнечными батареями  и термогенераторами. 

1.3  Рецензирование научного текста

Типовой план рецензии представлен в таблице 1.4.

Таблица 1.4. - Типовой план рецензии

Части текста

Содержание частей текста рецензии

Вступление

предмет анализа; актуальность темы; структура текста (с детальным анализом)

Основная часть

краткое содержание (с детальным анализом);

общая оценка; недостатки и недочёты

Заключение

выводы:

итоговая оценка; пожелание автору.

1.3.1 Ознакомьтесь с речевыми стандартами (клише), которые используются при составлении рецензии (см. таблицу 1.5.)

Таблица 1.5. – Речевые клише для написания рецензии

Предмет анализа

Статья в журнале, учебник и т. д. В работе…, в данном исследовании..., настоящий труд…, рецензируемая работа и т. д.

Актуальность темы

Настоящая работа посвящена проблеме…, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований. Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений. Работа рассматривает актуальную тему совершенствования… и способствует углублению наших знаний в этой области.

Краткое

содержание

В статье рассматриваются… . Во введении раскрываются… Параграфы рассматривают…1-я глава посвящена… В заключении отмечаются… . Используются рисунки, графики, схемы, таблицы… Работа включает … страниц… Центральным вопросом работы, при изучении которого получены наиболее значимые и интересные результаты, является… Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение…, на котором и следует остановиться подробнее… и т. д.

Общая

оценка

Таким образом, настоящая работа… . Подводя общие итоги, следует отметить, что…  Автор систематизировал и обобщил материал… Безусловной заслугой автора является классификация…, уточняющая некоторые современные понятия в области… . Работа заслуживает одобрения; автор предложил новый подход к решению старой проблемы… и т. д.

1.3.2    Прочитайте текст «Источники и уровни электромагнитных полей и основные методы защиты от них». Выполните задания, данные после текста.   Электромагнитные волны возникают при ускоренном движении электрических зарядов. Электромагнитные волны – это взаимосвязанное распространение в пространстве изменяющихся электрического и магнитного полей. Совокупность этих полей, неразрывно связанных друг с другом, называется электромагнитным полем. Несмотря на то что длина электромагнитных волн и их свойств различны, все они, начиная от радиоволн и заканчивая гамма-излучением, – одной физической природы. Исследованный в настоящее время диапазон электромагнитных волн состоит из волн с длинами, соответствующими частотам от 103 до 1024 Гц. По мере убывания длины волны в диапазон включаются радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет (световые лучи), ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение и гамма-излучение.

Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме не зависит от длины волны. Электромагнитная волна, распространяясь в неограниченном пространстве со скоростью света, создает переменное электромагнитное поле, которое способно воздействовать на заряженные частицы и токи, в результате чего происходит превращение энергии поля в другие виды энергии.

Как уже сказано выше, переменное электромагнитное поле представляет собой совокупность магнитного и электрического полей, количественной характеристикой которых являются напряженность электрического поля Е (размерность – вольт на метр, или сокращенно В/м) и напряженность магнитного поля Н (размерность – ампер на метр, или сокращенно А/м). Величины Е и Н векторные, их колебания происходят во взаимноперпендикулярных плоскостях.

Источниками электромагнитных полей являются атмосферное электричество, космические лучи, излучение Солнца, а также искусственные источники: различные генераторы, трансформаторы, антенны, лазерные установки, микроволновые печи, мониторы компьютеров и др. На предприятиях источниками электромагнитных полей промышленной частоты являются высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП), измерительные приборы, устройства защиты и автоматики, соединительные шины и др. В зависимости от длины волны электромагнитное излучение делят на ряд диапазонов (от километровых волн до миллиметровых (НЧ – КВЧ).

Переменные электромагнитные поля способны оказывать негативное                            воздействие на организм человека, которое зависит от напряженности электрического и магнитного полей, частоты излучения, плотности потока энергии, размера облучаемой поверхности тела человека и индивидуальных особенностей его организма. Ткани человеческого организма поглощают энергию электромагнитного поля, в результате этого происходит нагрев тела человека. Интенсивнее всего электромагнитные поля воздействуют на организмы и ткани с большим содержанием воды: мозг, желудок, желчный и мочевой пузырь, почки. При воздействии электромагнитного излучения на глаз человека возможно помутнение хрусталика (катаракта).

Как известно, человеческий организм обладает свойством терморегуляции, т.е. поддержания постоянной температуры тела. При нагреве человеческого организма в электромагнитном поле происходит отвод избыточной теплоты до плотности потока энергии. Эта величина называется тепловым порогом, начиная с которого система терморегуляции не справляется с отводом генерируемого тепла, происходит перегрев организма человека, что негативно сказывается на его здоровье. Источниками повышенной опасности в быту (источниками риска) в настоящее время признаются электроплиты с электроподводкой, электрогрили, утюги, холодильники (при работающем компрессоре) и другие бытовые электроприборы, включая электробритвы и электрочайники.

При воздействии на организм человека постоянных магнитных и электростатических полей с интенсивностью, превышающей безопасный уровень, могут развиться нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, возможно изменение состава крови и т.д. Электрические поля промышленной частоты воздействуют на мозг и центральную нервную систему.

а) О чем идет речь в данной статье? Как вы поняли выделенные слова?

в) Выпишите технические термины.

б) Используя языковые клише, составьте рецензию на текст.

г) Составьте и тезисный план данного текста.

2  Культура речи делового человека как показатель       профессионализма

2.1 Правильность и точность речи

2.1.1 Прочитайте существительные иноязычного происхождении, обращая внимание на правильное ударение. Проверьте произношение по орфоэпическому словарю русского языка.

Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос, некролог, квартал, пуловер, нувориш, генезис, феномен, каталог, дальтониды.

2.1.2 Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

2.1.3 Прочитайте слова, запомните правильное произношение слов:

- инцидент, не инциНдент;

- прецедент, не прецеНдент;

- компрометировать, не компромеНтировать;

- кокурентоспособный, не конкурентНоспособный

- перспектива, не перЕспектива;

- чрезвычайный, не чЕрвычайный;

- будущий, не будуЮщий.

2.1.4 Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях страны. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину. На предприятии еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции выполняет инженер по маркетингу. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

2.1.5 Проверьте ваше знание значения заимствованных слов: подберите к ним слова-синонимы русского происхождения (в случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем или словарем иностранных слов).

Абориген, адаптация, ажиотаж, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм, апелляция, апогей, арбитраж, атеизм, атрибут, аудиенция, базис, бум, вето, геноцид, девальвация, демагогия, дилемма, дилетант, дислокация, диссонанс,  инкогнито, коалиция, лимит, лейтмотив,  педантичный, спонтанный, эксцентричный, параметр, конъюнктура, меценат, нюанс, пацифизм, протекция, статус-кво, регресс, стереотип, филантропия, экспозиция.

2.1.6  Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов. Проверьте свое объяснение ошибок по толковому словарю русского языка.

В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.   

2.1.7 Объясните разницу в значении словосочетаний, при затруднении обратитесь к Приложению:

1) опасный человек – опасливый человек;

2) освоить прочитанное – усвоить прочитанное;

3) осудить действия – обсудить действия;

4) представить возможность – предоставить возможность;

5) демократический метод – демократичный метод;

6) тактичные шаги – тактические шаги;

7) хозяйские дела – хозяйственные дела. 

2.1.8 Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:

1) длинный – длительный (протяженный, долговременный);

2) злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый);

3) нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый);

4) опасный – опасливый (рискованный, осторожный);

5) понятный – понятливый (ясный, способный);

6) скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный).

2.1.9 Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. В нашем клубе часто бывают (драматический,  драматичный) постановки. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все рекомендации. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический).

3 Особенности монологической речи

3.1 Ораторская речь

3.1.1 Необходимо знать, что:

1) Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает её громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто-то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению - неправильному истолкованию ваших слов в целом.

2) Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов: типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова также загрязняют речь и затемняют смысл.

3) Недопустимо частое употребление союзов. Ещё М. В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».

4) Считается неприличным держаться слишком развязно и раскованно в принимаемых во время выступления позах. Это мешает воспринимать оратора и создаёт скорее негативное отношение к говорящему, несмотря на то как и что он говорит.

5) Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвлекаться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, при внимательном слушании, будут быстро уставать.

3.1.2 Прочитайте  статью   Д.С.Лихачева «Как  выступать?». Составьте план и тезисы данного текста.

Общественные устные выступления обычны  теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами. Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит  здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать, ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для  него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям, заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не  только заинтересует, но и запомнится. А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в выражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Выступление или доклад можно начать по-разному: традиционно – с сообщения темы –  или заинтересовать слушателя каким-либо фактом, цитатой, пословицей, постановкой вопроса. Закончить выступление можно выводами из всего сказанного, а также обобщением – формулированием основной мысли, советами. Обратите внимание на логические «переходы» от   одной части к другой. Отметьте, какие положения вы должны « подчеркнуть интонацией».

Запомните: чтобы свободно говорить на тему, необходимо владеть знаниями по это теме, достаточно хорошо ориентироваться в отобранном материале. Следите за тем, чтобы одна и та же мысль не повторялась, а фразы были достаточно содержательными и емкими.

3.1.3 Прочитайте текст «В желтой, жаркой Африке». Ответьте на вопросы в конце текста. Проведите презентацию  этого устройства.

Пока  не  ясно,  насколько  будут  востребованы  в  развивающихся  странах  «стодолларовые  ноутбуки»  для  детей,  а  уже  стартовал  новый  пятилетний  амбициозный проект,  нацеленный  на  их  продвинутых  мам.  Дешевый  дровяной «кухонный  комбайн», объединяющий  плиту,  электрогенератор  и  холодильник,  обещает  разработать международная  команда  ученых,  координируемая  из  университета  Ноттингема  в Великобритании.

Сегодня  около  двух  миллиардов  людей  на  земном шаре  готовят  пищу  на  открытом огне, используя костер или примитивную печь. А это крайне неэффективно. Лишь около семи процентов выделяемой от сжигания дров или другой органики энергии используется по назначению. Кроме как к дополнительному загрязнению воздуха и окружающей среды, выделению  углекислого  газа  и  уничтожению  растительности,  такая  расточительность  не ведет. Но тотальная нищета третьего мира пока не позволяет что-нибудь изменить.

Новый проект назвали SCORE (Stove for Cooking, Refrigeration and Electricity) - печь для  готовки,  охлаждения  и  получения  электричества.  Самое  интересное,  что  комбайн основан  на  технологии  термоакустических  преобразователей,  которые  до  сих  пор использовались  лишь  в  космосе  или  в  военных  целях  для  охлаждения  электроники  или генерации  электроэнергии. Только  эти передовые  технологии, надеются авторы проекта, позволят  создать  простое  устройство  почти  без  движущихся  частей  и  не  требующее обслуживания,  цена  которого ($30–40)  будет  на  порядок  меньше,  чем  у электрогенераторов такой же мощности. 

По-видимому,  первыми  с  термоакустикой  столкнулись  стеклодувы,  еще  в XIX  веке. Они иногда слышали чистый звук, издаваемый неравномерно нагретыми сосудами. Тогда же  эффект  генерации  звука  при  наличии  перепада  температур  был  изучен  и  описан  в трудах классиков науки. Но на практике с термоакустической неустойчивостью серьезно начали работать лишь в середине прошлого века создатели ракетных двигателей, в соплах которых  большие  перепады  температур  приводили  к  самовозбуждению  звуковых колебаний, способных разрушить всю конструкцию. И лишь в восьмидесятых годах было осознано,  что  можно  использовать  и  обратный  эффект  перекачки  тепла  звуковыми волнами. На  основе  термоакустического  эффекта  стали  разрабатывать  тепловые насосы, то  есть  холодильники для  спутников и  радаров. Возник интерес и  к  термоакустическим генераторам электроэнергии.

Механизм  работы  термоакустического  устройства  легче  всего  понять  на  примере теплового  насоса.  В  простейшем  случае  он  состоит  из  настроенной  в  резонанс  со звуковыми колебаниями трубы, в которую помещен кусок пористой керамики или пучок параллельных  заполненных  газом  тонких  трубок.  С  одной  стороны  трубы  помещают динамик,  похожий  на  тот,  что  используют  в  звуковых  колонках.  В  возбуждаемых динамиком стоячих звуковых волнах газ колеблется взад и вперед, нагреваясь при сжатии и  охлаждаясь  при  расширении. Этот  перепад  температур мал -  всего  две  сотые  градуса даже  для  громкого  звука  на  болевом  пороге  нашего  слуха (120  децибел).  Но  если правильно  подобрать материал  и  размеры  трубок,  этого  оказывается  достаточно,  чтобы обменивающийся с ними теплом газ создал в пучке необходимый градиент температуры.

Точно  так  же,  но  в  противоположном  направлении  работает  и  термоакустический генератор,  в  котором  звуковые  колебания  возникают  при  поддержании  перепада температур  в  пучке  трубок.  А  уже  эти  звуковые  колебания  нетрудно  превратить  в электрический ток с помощью того же динамика, который будет работать как микрофон, то  есть  линейный  электрогенератор.  Если  же  в  качестве  динамика  использовать пьез пластину,  в  таком  устройстве  совсем  не  будет  движущихся  частей.  Первые термоакустические холодильники и генераторы были примерно вдвое менее эффективны, чем  обычные  компрессорные  холодильники  и  двигатели  внутреннего  сгорания. Однако постоянное совершенствование их конструкции позволило ликвидировать отставание, а в некоторых случаях даже добиться эффективности около 40%.

В «кухонном  комбайне»  для  развивающихся  стран  будет  два  пучка  трубок  и  один динамик  между  ними  в  общей  трубе-резонаторе,  которая  конструктивно  соединена  с плитой. Горящие дрова одновременно с кастрюлями и сковородами будут нагревать один из  концов  первого  пучка -  в  нем  возникнут  звуковые  колебания  с  частотой,  по предварительным  расчетам,  около  пятидесяти  герц.  Эти  звуковые  колебания  будут раскачивать  генерирующий  электричество  динамик  и  создавать  перепад  температур  во втором  пучке,  работающем  как  холодильник.  Конструкция  гениально  проста,  и  будем надеяться, что она действительно окажется эффективной.

Такой  генератор,  наверное,  придется  весьма  кстати,  если  понадобится  подзарядить «стодолларовый ноутбук» ребенка. Однако не очень понятно, станет ли хорошая хозяйка в жаркой  Африке  день  и  ночь  что-то  жечь,  чтобы  работал  ее  холодильник.  Впрочем,  до конца этого проекта еще пять лет, а первые рабочие прототипы обещаны лишь через три года,  так  что  за  это  время  многое  может  измениться,  включая  и  саму  концепцию устройства. 

«Компьютерра» № 23. 2007.

а)  Что вы знаете о проекте, связанном со «стодолларовыми ноутбуками»? Насколько он был удачным? Что станет объектом следующего проекта? Какова его основная цель?

б)  Что является причиной для развития этого проекта?

в) Что представляет собой проектируемое устройство? На какой технологии основано? Каковы его достоинства? 

г)  Что такое термоакустика?  Опишите ее краткую историю.  

д) Опишите устройство и принцип работы термоакустического устройства и  «кухонного комбайна».

е) Каково отношение автора к проекту? Указывает ли он на какие-либо недостатки проекта?

3.1.4 Подготовьте небольшое выступление на предложенные темы. Кто из студентов, используя выразительные средства языка, убедительнее докажет.

1. а) должно быть свободное посещение лекций; б) нельзя разрешать свободное посещение лекций;

2. б) счастье в браке возможно только, если молодые люди страстно любят друг друга; б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.

3.1.5 Прочитайте статью «Энергия в рулонах».  Найдите в тексте термины, дайте их определения. Дайте свой вариант названия статьи (в научном стиле). Проведите презентацию  этого устройства (вид, принцип работы, устройство, способ изготовления, применение).

Ученые из Ренсселерского политехнического института (штат Нью-Йорк) изготовили гибкий  источник  энергии,  очень  похожий  на  обыкновенную  бумагу. Он,  как  бумага,  на 90%  состоит  из  целлюлозы,  может  работать  при  температуре  от – 80  до +180  градусов Цельсия,  и  его  можно  гнуть,  складывать  и  даже  отрывать  кусочками  без  риска  утраты полезных свойств.

Ключом к успеху новой технологии стала уже не новая идея использовать прекрасную проводимость  и  развитую  поверхность  углеродных  нанотрубок. Лес  из  нанотрубок,  как обычно,  выращивают  на  кремниевой  пластине,  а  затем  покрывают  слоем  целлюлозы (используя  органический  состав,  который  может  растворять  целлюлозу  и  при  этом работать как  электролит). Получившуюся пленку  толщиной несколько микрон отделяют от кремния и заменяют его тонкой алюминиевой фольгой, соединенной с нанотрубками и играющей роль электрода. Два таких слоя складывают вместе нанотрубками друг к другу, и суперконденсатор или ионистор готов.

Ионисторы  по  своим  свойствам  занимают  промежуточное  положение  между аккумуляторами и  конденсаторами. Благодаря  тому что  в их  органическом  электролите возникает так называемый двойной электрический слой, емкость ионистора примерно на два  порядка  больше,  чем  у  конденсатора,  но  все  еще  на  порядок  меньше,  чем  у химического аккумулятора. Зато ионисторы способны разряжаться и заряжаться почти так же  быстро,  как  и  конденсаторы,  обеспечивая  примерно  на  два  порядка  больший  ток, необходимый во время пиковых нагрузок вроде фотовспышки или разгона автомобиля. 

Если в таком бутерброде из целлюлозы и нанотрубок в качестве одного из электродов использовать слой лития, то вместо ионистора получится литийионный аккумулятор. При повышенных  температурах  в  качестве  электролита  в  нем  можно  использовать  жидкую соль, а при нормальных температурах биологические жидкости - пот, кровь и даже мочу. Поскольку  целлюлоза  хорошо  биологически  совместима  с  тканями  организма,  а нанотрубки химически нейтральны,  такой  аккумулятор прекрасно подойдет для питания различных датчиков и имплантов. 

Но  самый интересный  гибридный источник  энергии получится,  если  сложить  вместе листы  ионистора  и  аккумулятора,  соединив  их  параллельно.  Такой  источник  энергии будет  обладать  достоинствами  обоих  устройств,  то  есть  сможет  давать  большой  ток  и будет иметь приличную емкость.

Новый  источник  энергии  прекрасно  подойдет  для  грядущего  поколения  тонких  и гибких  экранов  и  других  мобильных  устройств.  К  сожалению,  пока  емкость  первых вариантов  гибких  аккумуляторов  и  ионисторов  еще  невелика  по  сравнению  с  их аналогами  обычной  конструкции.  Так  что  сейчас  ученые  активно  работают  над улучшением параметров «гибкой энергии». 

 «Компьютерра» № 56. 2006.

3.1.6 Прочитайте статью «Плоская энергия». Объясните значение слов: прототип, сенсорный.   На основе контекста определите значение выделенных слов.   Как вы думаете, почему статья называется «Плоская энергия»? Дайте свой вариант названия статьи (в научном стиле). Подготовьте презентацию  этого устройства (вид, принцип работы, устройство, способ изготовления, применение).

«Умный»  пластиковый  лист  для  беспроводного  снабжения  энергией самых разнообразных  устройств  изготовили  ученые  из  Токийского  университета.  Удачная реализация старой идеи с использованием новейших технологий обещает нам избавление от пыльных клубков проводов в домах и офисах.

Прототип  нового  устройства  размером  с  наш  журнал  имеет  толщину  около миллиметра, весит 50 г. и способен передавать до 40 Вт любому  аппарату,  снабженному специальной  приемной  катушкой.  Принцип  его  работы  не  нов:  энергия  передается  от одной  катушки  к  другой,  как  в  обычном  трансформаторе.  Гораздо  труднее  обеспечить эффективность и безопасность передачи энергии за доступную цену. В новом устройстве эффективность достигает 81%, что кажется не слишком блестящим, но вполне терпимым результатом по сравнению с обычной эффективностью в 93% всей силовой сети передачи энергии от электростанции до лампочки в люстре.

Но  и  этот  результат  был  достигнут  с  большим  трудом.  Гибкий  лист  просто  набит электроникой. Помимо матрицы плоских медных передающих катушек в нем размещается матрица  дополнительных  сенсорных  катушек,  которые  определяют  местоположение приемной  катушки.  Если  ее  поднести  к  листу  ближе,  чем  на 2,5  см,  то  с  помощью электронной схемы из органических транзисторов и микромеханических переключателей ближайшая  силовая  катушка  автоматически  включается  на  передачу.  Так  исключается бессмысленное излучение в пространство.

Все  четыре  слоя  устройства  изготавливают  печатным  способом.  Плоские  медные катушки – с помощью трафаретной печати, а слои с транзисторами и переключателями – с помощью  печати  струйной.  В  результате  получается  гибкий  лист  ориентировочной стоимостью 100  долларов  за  квадратный  метр.  Такие  листы  в  умном  доме  можно положить  на  стол,  встроить  в  пол  и  стены.  В  подобном  доме  не  понадобятся электрические  розетки,  поскольку  всё – от  гирлянд  на  новогодней  елке  до  плоского телевизора на стене, от сотового телефона до робота-пылесоса – можно будет обеспечить энергией беспроводным способом.

Несмотря  на  большой  интерес  к  новинке  многих  компаний-производителей,  авторы пока  не  торопятся  внедрять  свое  детище  в  массовое  производство.  По  их  оценкам, потребуется еще лет пять для отладки технологии и выработки стандартов беспроводной передачи энергии. 

«Компьютерра» № 18,  2007. 

3.2 Эссе

3.2.1 Ознакомьтесь с основными признаками эссе:

- тема побуждает к размышлению, настраивает на диалог читателя и автора, содержит вопрос, проблему;

-  суть проблемы излагается подробно;

- используется инструментарий конкретной дисциплины, при необходимости – терминология;

-  проводится анализ проблемы с необходимыми примерами;

- выводы обобщают авторскую позицию, дают о ней полное представление.

Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информирование об идеях, объяснение, убеждение, а не изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью высказываний авторов. Эссе отличается от традиционного сочинения тем, что в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, а в эссе  ярко выражена авторская позиция. Главная примета эссе как жанра – свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации – многоточия, будто приглашающие к размышлению.

3.2.2 Сравните сочинение и эссе. Чем отличается эссе от сочинения?

Сочинение «Проблемы нравственности в современной литературе»

«Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение -  главная задача образования», - считал Альберт Эйнштейн.

«Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем», – так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И советская литература не обошла его. А сегодня, когда прежние идеалы потускнели, а новые только утверждаются, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.

Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот, последний, составляет ядро нравственности. Когда нет веры, нет смысла жизни, нет и нравственности. Виль Липатов в повести «Серая мышь» изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши. Так, бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращает его в животное или преступника.

В другом своем произведении «И это все о нем...» Липатов рассматривает конфликт между добром и злом. Комсорг Евгений Столетов стремится жить по правде, глубоко верит в добро, справедливость, честность. И конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали обман и лицемерие, поэтому смерть Женьки была неизбежным финалом.

Нравственные проблемы находим и в произведениях Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» автором поставлен вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Рассуждать можно по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего под репрессивную машину.

Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С особой силой это проявилось в его романе «Плаха». Писатель признается, что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень». Роман Айтматова разноплановый. Мы видим людей, стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубоко символична судьба волчьей пары. Но особо хотелось бы сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в Боге. Но в духовной семинарии он не нашел себя, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего Бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому пророку «глаголом жечь сердца людей», подобно лермонтовскому – провозглашать «любви и правды чистые ученья». Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников. Его избивают, Авдий чудом остается жив. В больнице встречает свою любовь и в любви, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос.

Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысл жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?» Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.

Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по-шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа мстит людям, избрав его несправедливой жертвой. Обиженные другим человеком волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния чабан совершает убийство.

Так безвременье, отсутствие веры в обществе продолжают трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой кончается жизнь Авдия и плахой же – жизнь Бостона.

Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека «Новое назначение». Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, приближенный Сталина. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что ложное понимание долга ломает и искажает природу человека. Возникает «странная болезнь» – результат «ошибки двух противоположных импульсов – приказов, идущих от коры головного мозга, и внутренних побуждений». В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности – потеряны смысл жизни и уверенность в правоте. Он так и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал ему Челышев. И недаром автор «награждает» героя неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.

Таким образом, современные писатели, рассматривая проблемы нравственности, наследуют традиции русской классической литературы – высокогуманной и вместе с тем высокотребовательной к человеку.

Эссе «Нравственность – это разум воли».

Время непрерывной рекой течет и течет в пространстве,  отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, а вопросы нравственности, добра, любви волнуют людей так же, как и тысячелетие назад.

Что же такое нравственность? Это, как я думаю, жизненные правила, которые определило общество и которые принимает для себя человек, живущий в нем. Легко ли их соблюдать? Если вы ответите «да» - будете правы, если «нет» - тоже. Любое соблюдение правил ведет за собой какие-то ограничения, запреты. Быть человеком нравственным нелегко (кто из нас не безгрешен?), но к этому нужно стремиться.

Немецкий философ Гегель утверждал, что человеком управляет «разум воли». Конечно, это так, ведь от каждого из нас зависит, какой путь он изберет в этой жизни, какой след оставит после себя: «след, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед или большой, незримый след…».

Как же воспитать в человеке нравственные устои? От чего зависит мораль? Я думаю, большую роль играет семья, пример старших; несомненно вера в Бога помогает жить правильно, достойно; окружение (социальный фактор) также влияет на сознание и поступки людей. Как жить? Что делать? Какой путь выбрать? Подчинить волю разуму или плыть по течению? Меняются времена и эпохи, возникают и разрушаются цивилизации, а человек продолжает искать свой путь. Время непрерывной рекой течет и течет в пространстве,  отсчитывая века…

3.2.3 Напишите эссе на тему «Энергетика и жизнь»

 

4 Особенности устной диалогической речи

4.1 Деловое общение

4.1.1 Прочитайте текст «Как завязать деловое или дружеское знакомство?».  Выполните задание, данное после текста.

Деловые отношения базируются на совпадении или дополнении тех или иных интересов. Кроме того, партнеры должны быть приятны друг другу и иметь возможность для осуществления контактов. Исходя из этих соображений и правил этикета, предлагается следующая схема знакомства:

а) Представьтесь (назовите свое имя, в случае делового знакомства – фамилию и место работы). Воспитанный человек обычно после этого называет себя.

б) Заговорите о чем-то близком собеседнику, например, о той ситуации, в которой вы с ним оказались, или, в крайнем случае, о нейтральном (погода, спортивное событие и т.д.). Если собеседник реагирует доброжелательно, поддерживает разговор, можно продолжить беседу (нравится ли семинар, концерт, выставка и т.п.).

в) Выясните, чем занимается собеседник, круг его интересов. В случае делового знакомства об этом можно спросить прямо. Если цель – приятельские отношения, будьте предельно тактичными. Полезно знать семейное положение собеседника, но прямо спрашивать об этом не принято. Если новый знакомый сообщил, чем он занимается или увлекается, и обнаружилось совпадение каких-то интересов, то при расположении с его стороны можно продолжить знакомство.

г) Выясните, есть ли у собеседника возможность для поддержания отношений.

д) При положительном ответе предложите обменяться «координатами».

е) Тепло попрощайтесь. Дайте понять, что были рады встрече.

Задание. Студенты садятся парами и «знакомятся» по предложенной схеме. Вопросы задает один студент другому, через 5 минут их роли меняются.

После «знакомства» перед аудиторией предстают оба (все пары по очереди). И каждый студент рассказывает о «новом знакомом» все лучшее, чтобы заинтересовать им собравшихся. Пересказывать все, что удалось узнать о собеседнике в разговоре с глазу на глаз, не следует. Информация должна носить как бы рекламный характер. Ваша задача - поднять товарища по группе в его собственных глазах. Представление длится три минуты.

4.1.2 Подготовьте письменную работу на тему «Основные функции общения». Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

4.1.3 Для развития способности оценивать собеседника по его вербальным сигналам,  предлагается следующее задание.

Участники делятся на пары, садятся спиной друг к другу. Один участник в течение 2-3 минут рассказывает другому какую-нибудь историю. Задача другого – определить, как в голосе рассказчика выражается его «портрет» (эмоциональное состояние, состояние здоровья, самооценка и т.д.). Затем участники меняются ролями. Каждый участник должен выполнить упражнение с 2-3 другими участниками.

4.2 Деловой диалог, деловая беседа, переговоры

 

4.2.1 Прочитайте текст «Как научиться вести деловые переговоры?». Объясните значение выделенных  слов.

Деловые переговоры сегодня являются неотъемлемой частью общения любого человека. Мы постоянно где-то с кем-то о чем-то договариваемся. Собеседование при приеме на работу, покупка или аренда жилья, назначение встречи другу или подруге, конфликты в семье, воспитание ребенка, даже покупка, скажем, стиральной машины в магазине бытовой техники - это тоже своего рода деловые переговоры, предметом которых является стиральная машина Вашей мечты. На примере покупки стиральной машины и рассмотрим ключевые моменты в ведении деловых переговоров.

Как начать переговоры? Итак, самое важное, что необходимо запомнить, в ведении переговоров нужно проявить гибкость и твердость одновременно. Твердость деловых переговоров в данном случае характеризуются окончательным результатом. Вы должны четко знать, какой результат в итоге хотите получить. Скажем, стиральная машина должна быть белого цвета, вмещать большой объем белья и иметь электронный дисплей - это самое важное для Вас в выборе стиральной машины. Вот и держите в голове эти ключевые параметры и ведите разговор с продавцом, исходя из них. Гибкость деловых переговоров в данном случае характеризуется самим процессом переговоров. Если идти напропалую, не выслушав доводов партнера, то можно не договориться вовсе, а целью для нашей беседы все-таки является достижение положительного результата. Но и принимать все слова партнера за чистую монету тоже не следует, таким образом он может навязать Вам свое мнение, и получить результат, который нужен только ему.

Существует два метода ведения переговоров: конфронтационный и партнерский. Конфронтационный метод предполагает безоговорочную уверенность в своей победе. Партнерский метод основан на совместном анализе ситуации и поиске приемлемых решений. Решение о выборе подходящего метода принимается зачастую интуитивно, но можно с уверенностью сказать, что нужно владеть обоими методами и уметь их сочетать в одной беседе. 

Как выбрать идеальное место для переговоров? Скажем, выбрать именно Вашу стиральную машину лучше в прямой беседе с продавцом в магазине бытовой техники, нежели в интернет или телемагазине. Очень часто в повседневной жизни можно встретить выражение: «Разберемся на месте». И оно, как ни странно, очень точное. Именно на месте можно полностью отключиться от отвлекающих факторов и полностью сосредоточиться на ведении беседы и достижении результата.  Есть ключевое правило - кто задает вопросы, тот и владеет ситуацией. Во-первых, это позволяет изучить все аргументы вашего «противника», во-вторых, это дает время на подготовку обоснованных ответов, ну и, в-третьих, это дает возможность оценить компетенцию оппонента, что также дает возможность разработать правильную стратегию для своего триумфа. Даже с чисто психологической точки зрения, задающий вопросы чувствует себя более уверенно, а отвечающий ощущает себя на позиции оправдывающегося или отчитывающегося, можно сказать. Только важно не превратить беседу в допрос, так как в этом случае собеседник может занять глухую оборону или просто напросто отказаться от продолжения беседы.

Что нужно контролировать во время переговоров? Это невербальное общение, то есть мимика, жесты, позы, телодвижения, взгляды и пр., в общем все, чтобы понять, что человек не лжет. Прежде всего, необходимо подготовиться самому. Для этого необходимо кое-что знать. Ваша поза должна быть открыта, то есть вы не должны скрещивать ни руки, ни ноги, не стоит также разваливаться в кресле или откидываться на спинку стула. Эти позы говорят о Вашем недоверии к собеседнику, да и чисто визуально это не очень эстетично. Ваши жесты должны быть не резкими, не стоит заламывать пальцы рук, крутить волосы или чесать нос, а взгляд не стоит часто отводить Эти жесты могут сказать о том, что Вы задумали обман, а взгляд глаза в глаза вообще как враждебный. Лучше смотреть на переносицу, это позволит избежать «животного» вызывающего взгляда и скажет о Вашей готовности к разговору и позитивном настрое. Как только разговор начался, стоит обратить внимание на темп речи собеседника. Если Вы сумеете подстроиться под его темп, это сразу поставит Вас «на одну» волну и беседа сложится в более свободной форме, а собеседник сможет побыстрее раскрыться. Ведь, как известно, если Вы сумели расположить собеседника к себе, это уже 20 процентов успеха.  

4.2.2  Закончите предложения, помогающие провести деловую беседу.
          Начало беседы:
          - Я полагаю, что нашу беседу лучше всего начать с обсуждения ....
          - Сегодня я предлагаю обсудить ....
          - Я думаю, что вам хорошо известны причины, побудившие меня встретиться с вами, и поэтому мне бы хотелось сразу перейти к обсуждению…
          Выражение одобрения и согласия:
          - Думаю, что мы можем договориться и о ....
          - Я вполне разделяю вашу точку зрения на .... 

         Выражение желания отстаивать свою точку зрения:

- Я вижу решение этого вопроса по-другому. В связи с этим, я хотел бы пояснить…
          - Хотелось бы, чтобы вы уточнили вопрос о ....
          - Выражение просьбы:
          - Вы нас очень обяжете, если согласитесь ....
          - Мы хотим обратиться к вам с просьбой о ....
          Выражение извинения:
          - Приносим наши извинения за .... 
          - Еще раз прошу извинить меня за ....

Выражение сомнения и неопределенности:
- Меня несколько смущает наличие ....
- У меня большое сомнение в необходимости ....
Выражение неодобрения, несогласия и отказа:
- В целом ваше предложение приемлемо, но ....
- В принципе мы согласны с большинством ваших предложений ....
- Мы высоко ценим ваши усилия, но ....
Выражение желания уйти от ответа:
- На ваш вопрос трудно дать однозначный ответ. Дело в том, что ... 
- Я затрудняюсь дать вам точный ответ, так как ....

4.2.3 Отработка стратегии и тактики ведения деловой беседы.

Группа делится на команды по 3-4 человека. Каждая команда должна разработать стратегию и продумать ход деловой беседы на темы, предложенные ниже.

Темы деловых бесед:

а) cобеседование при приеме на работу по специальности после окончания вуза;

б) разговор с директором фирмы, давшей объявление о наборе рекламных агентов;

в) разговор с организатором курсов по вождению автомобиля, на которых вы хотели бы заниматься несмотря на то, что прошло две недели после начала занятий;

г) разговор с ректором института с просьбой разрешить вам перейти на другой факультет.

4.2.4  Прочитайте текст. Как вы считаете, какую роль выполняет визитная карточка  в жизни современного человека?  Составьте свою визитную карточку.

Деловые люди сегодня при знакомстве часто обмениваются визитными карточками. Это удобно. Это экономит время, потому что визитная карточка содержит необходимую информацию о деловом человеке: его имя, отчество, фамилию, должность, место работы, контактные телефоны, часто и домашний телефон и адрес. Поэтому в случае, если вы вручаете визитную карточку, не­обязательно называть имя и отчество, можно только фамилию, другое дело, ес­ли вы представляетесь, не имея при себе визитной карточки. Тогда вы называе­те полностью имя, отчество, фамилию и контактный телефон после названия или представления своей фирмы: «Фирма «Аякс», оптовая продажа стройматериалов, мне хотелось бы с вами познакомиться. Мы заинтересованы в создании широкой дилерской сети в ва­шем регионе. Я менеджер по продажам, Крылов Алексей Иванович. У меня, к сожалению, нет с собой визитки, поэтому я напишу свой телефон и фамилию от руки».

4.2.5 Из перечисленных фраз выберите и запишите те, с помощью которых можно вести спор в рамках требований речевого этикета.

1) Прошу вас подробнее остановиться на следующем…, так как мне совсем не понятно…

2) Вы глубоко ошибаетесь!

3) Признаюсь мне не легко признать вашу правоту.

4) Я правильно вас понял?

5) Вы лжете!

6) Надеюсь, мы с вами заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение.

7) Я бы хотел лучше разобраться в вашей позиции.

8) Вы совершенно не правы!

9) Вы очень упрямы!

10) С вами спорить без толку.

11) Не старайтесь ввести нас в заблуждение.

12) Мне все равно, какие вы доводы приводите.

13) Только глупый человек этого не понимает.

14) Поверьте мне, я ведь вам гожусь в отцы!

15) По мнению народа…

16) Я убежден в своей правоте. 

4.2.6 Прочитайте этикетно-речевые формулы  общения по телефону. Закончите предложения.

Информационный повод:

- Здравствуйте. Моя фамилия... Я хотел бы...

- С вами говорит менеджер по продажам...

 - Вам звонят из фирмы...

- Просьба, запрос информации, желание получить совет или поддержку:

- Вас беспокоит...          

- Могу я поговорить с...

- Я хотел бы узнать...

- Вы не могли бы дать информацию... 

Интригующее обещание: выгода, прибыль, эффект, бесплатные услуги, скорость исполнения:

- У нас для вас интересное предложение...

- Хотим сделать вам взаимовыгодное предложение...

- Мы хотели бы ознакомить вас с новой системой наших скидок...

- У нас появилась возможность оказывать ряд услуг бесплатно…

Нейтральное:                   

- До свидания.

- Всего доброго. Спасибо за информацию.

- Будьте здоровы, всего хорошего.

С надеждой на будущие контакты:

- Уверен, что наши контакты будут продуктивны.

- Думаю, мы нашли общий язык.

- Рад был слышать. Надеюсь, мы продолжим разговор при встрече.

Приложение

Паронимы

Будний - будничный

будний

- не праздничный;

будничный

- прозаичный, однообразный.

Воспитательный - воспитательский

воспитательный

- относящийся к воспитанию;

воспитательский

- относящийся к воспитателю.

Выборный - выборочный

выборный

- относящийся к выборам, избираемый голосованием;

выборочный

- частичный (выборочная проверка).

Гармонический - гармоничный

гармонический

- относящийся к гармонии ( гармонический ряд);

гармоничный

- стройный, согласованный (гармоничная личность).

Демократический- демократичный

демократический

- относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь);

демократичный

- характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Дружеский - дружественный

дружеский

- относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча);

дружественный

- основанный на дружбе (дружественная страна)

Запасный - запасливый

запасный

- имеющийся в качестве запаса (запасный выход);

запасливый

- умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой – злостный

злой

- исполненный чувства вражды (злой человек);

злостный

- имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный – исполнительский

исполнительный

- старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо;

исполнительский

- относящийся  к исполнителю.

Методический – методичный

методический

- относящийся к методике (методическая конференция);

методичный

- точно следующий плану (методичная работа).

Обеднеть – обеднить

обеднеть

- стать бедным (обеднеть в результате инфляции);

обеднить

- сделать бедным (обеднить жизнь)

Опасный – опасливый

опасный

- связанный с опасностью (опасный мост);

опасливый

- действующий осторожно (опасливый человек).

Описка – отписка

описка

- случайная ошибка при письме;

отписка

- ответ не затрагивающая существа дела.

Органический – органичный

органический

- относящийся к растительному или животному миру;

органичный

- неразрывно связанный, закономерный (органическая целостность).

Осуждение – обсуждение

осуждение

- выражение неодобрения, вынесение приговора;

обсуждение

- всестороннее рассмотрение.

Отчетный – отчетливый

отчетный

- относящийся к отчету;

отчетливый

- хорошо различимый.

Политический - политичный

политический

- относящийся к политике;

политичный

- действующий дипломатично.

Представительный - представительский

представительный

- производящий выгодное впечатление;

представительский

- относящийся к представительстве, представителю (представительские расходы)

Представление - предоставление

представление

- вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики);

предоставление

- выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита)

Реалистический - реалистичный

реалистический

- следующий реализму (реалистическая живопись);

реалистичный

- соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый - скрытный

скрытый

- тайный, невидимый;

скрытный

- неоткровенный.

Тактичный - тактический

тактичный

- обладающий тактом (тактичный поступок);

тактический

- относящийся к тактике (тактическая задача).

Удачливый - удачный

удачливый

- счастливый; тот кому везет;

удачный

- успешный.

Глоссарий

Аннотация – краткая характеристика статьи, книги, в которой обозначены тема, проблематика и назначение издания, а также содержатся сведения об авторе.

Богатство речи – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Выразительность речи  –  это качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о  том, что  по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Деловая беседа  –  форма делового общения, предполагающая  обсуждение каких-либо деловых вопросов.

Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией, опытом работы   

Культура речи - совокупность определённых знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Речь, соответствующая понятию культуры речи, - это речь правильная, богатая, точная, выразительная.

Общение – это обмен между людьми усвоенной информацией, мнениями, чувствами, переживаниями и т.д.

Ораторская речь - воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Логичность речи – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Переговоры –  разновидность деловой беседы, предполагающая официальную встречу представителей предприятий, различных организаций  и  т.  д.  с  целью  принятия или выработки взаимовыгодных решений.

Плеоназм  (от  греч . pleonasmos - излишество)  – это  лексическая  избыточность, возникающая из - за дублирования лексического значения   слова  другим  или  какой- либо  его  частью.  Например,  свободная  вакансия  (вакансия  – освободившаяся  должность ),  приоткрыть   чуть- чуть  окно  ( приставка  при - указывает  на   неполноту  действия :  приоткрыть –  чуть - чуть   открыть).

Правильность речи – это соответствие речи нормам современного литературного языка.

Совещание – это заседание или собрание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов

Слушание – восприятие, осмысление, понимание речи говорящего.

Тавтология  (от  греч . tauto –  то же самое , logos - слово) – это  лексическая избыточность , при которой в пределах словосочетания или соединения « подлежащее+ сказуемое» в предложении повторяются однокоренные слова: « Те чувства, которые я чувствую на сцене…»; «Название группы называется …»; «Эта песня основана на народной основе». Тавтология обедняет речь, свидетельствует о скудости словарного запаса говорящего, его неумении использовать синонимическое богатство языка.

Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, со знанием значения слов, возможностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена в первую очередь выбором слова. Неправильное выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо может придать нежелательную стилистическую окрашенность.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Чистота речи –  означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Уместность речи – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Это общение между людьми  при помощи наклона тела, жестов, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда.

Список литературы

1.       Букейханова Р.К., Смирнова Ю.Г., Жанабаева Е.Б. Русский язык - 2. Методические указания и комплекс упражнений (для всех специальностей). -АУЭС, 2009.

2.       Кубдашева К.Б.Русский язык - 2. Методическая разработка по письменным формам делового общения и комплект второй самостоятельной работы для всех специальностей.-АУЭС, 2012.

3.       Саньярова Н.С. Практикум по культуре речи.-АУЭС, 2013.

4.       Самыгин С.И. Деловое общение.-М., 2012.

5.       Вавилова  Е.Н. Энергетика. Материалы по русскому языку в профессиональной сфере для самостоятельной работы студентов ЭЭФ. ТПУ, 2009. – 49 с.

6.       Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 14-е изд. – М.: Наука, 2008. – 315 с.

7.        Поваляева М.А. Деловое общение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8.        Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9.       Трусова  И.С.. Русский язык и культура речи в терминах и понятиях. -Владивосток, 2008. – 39 с.

10.   Техника ведения переговоров. http://rb7.ru/statya/tekhnika-vedeniya-peregovorov.

11.  Блохина Н.Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: учебное пособие для студентов высших и сред. проф. заведений / Н.Г.Блохина, Т.Е. Жукова, И.С. Иванова; под общей ред. проф. Н.Г. Блохиной. – Тамбов, 2010. – 191 с.

Содержание

Введение

3

1

Компрессия как основной вид переработки научного текста

4

1.1

Реферирование научных текстов

4

1.2

Аннотирование научных текстов

6

1.3

Рецензирование научного текста

10

2

Культура речи делового человека как показатель профессионализма

13

2.1

Правильность и  точность речи

13

3

Особенности монологической речи.

15

3.1

Ораторская речь

15

3.2

Эссе

20

4

Особенности устной диалогической речи

24

4.1

Деловое общение

24

4.2

Деловой диалог, деловая беседа, переговоры

25

Приложение

28

Глоссарий

31

Список литературы   

33

Сводный  план  2014 г., позиция 77

Кубдашева К.Б.

РУССКИЙ ЯЗЫК –2
Методические указания и комплекс упражнений 
для студентов специальностей  5В071800, 5В081200

Редактор  Н. М. Голева
Специалист по стандартизации Н. К. Молдабекова

Подписано в печать 
Формат 60х84   1/16
Тираж  50    экз.
Бумага типографская  №2
Объём    2,3   уч.-изд. л.
Заказ _____. Цена  1150 тенге.

Копировально-множительное бюро
Некоммерческого акционерного общества
«Алматинский университет энергетики и связи»
 050013, Алматы, Байтурсынова,126