Некоммерческое акционерное общества

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра русского и казахского языков

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Методические разработки семестровых работ

(для магистрантов всех специальностей)

 

 

Алматы, 2013

СОСТАВИТЕЛЬ:    Н.С.    Саньярова.      Психология.       Методические  разработки семестровых работ (для магистрантов всех       специальностей).  –  Алматы: «АУЭС», 2013. -  32с.

        

Методические разработки семестровых работ представлены двумя самостоятельными работами. Всего вариантов - 50, заданий - 100, исходя из общего количества магистрантов,  в виде эссе (сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ними), презентации определенного материала и сообщения, в которых требуется самостоятельная проработка материала. Все виды самостоятельных работ сопровождены рекомендациями по их выполнению.

 

Рецензент:  канд. пед. наук, профессор   Р.К. Букейханова

 

Печатается по дополнительному плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи», 2013 г.

 

Ó     НАО «Алматинский униврситет энергетики и связи», 2013 г.

 

 Введение  

Методические разработки семестровых работ представлены двумя самостоятельными работы (СРМ), которые являются важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием. СРМ - это познавательная, организационно и методически планируемая и направляемая преподавателем учебная деятельность магистрантов по достижению конкретных результатов.

Самостоятельная работа магистрантов предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности.

Цели СРМ:

-     формирование субъектной позиции магистрантов в образовательном процессе;

-     формирование навыков самостоятельного творческого труда, умений решать профессиональные задачи;

-     развитие потребности в непрерывном самообразовании, совершенствование профессиональных компетенций, расширение кругозора;

-     приобретение опыта планирования и организации рабочего времени;

-     побуждение к научно-исследовательской работе.

Планирование, организация, контроль СРМ являются необходимыми составляющими научной организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.

Основными видами СРМ магистрантов являются:

-     чтение конспектов лекций;

-     работа с глоссарием;

-     изучение рекомендованной литературы по теме;

-     изучение тем для самостоятельной работы;

-     подготовка эссе;

-     подготовка к семинарскому занятию по теоретическим вопросам;

-     подготовка к выполнению тестовых заданий;

-     подготовка планов-конспектов лекций по психологии в проблемной форме изложения;

-     подготовка к проведению и анализу проведения фрагмента лекции по написанному плану-конспекту;

-     подготовка тематической мультимедийной презентации к лекционому занятию;

-     подготовка планов-конспектов практических занятий по психологии;

-     подготовка к проведению и анализу проведения фрагмента практического занятия по психологии по написанному плану-конспекту;

-     выполнение творческого задания;

-     подготовка к экзамену.

СРМ состоит из двух заданий для их самостоятельного выполнения во внеаудиторное время.  При подготовке заданий мы отказались от распространенной практики давать задания, как правило, в виде рефератов, докладов, поскольку магистранты не утруждают себя самостоятельным выполнением задания, а скачивают материал (можно считать – «макулатуру») из Интернета. Поэтому мы подготовили для магистрантов задания по двум СРМ. Всего вариантов 50, заданий – 100, исходя из общего количества магистрантов,  в виде эссе (сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения связанные с ними), презентации определенного материала и сообщения, в которых требуется самостоятельная проработка материала. Все виды самостоятельных работ сопровождены рекомендациями по их выполнению. Согласно графику сдачи СРМ преподаватель проверяет работу каждого магистранта и выставляет оценку, которая влияет на общий рейтинг оценок.

 

Методические рекомендации для магистрантов по написанию СРМ

Изучение психологии предусматривает самостоятельную работу магистрантов. Основной целью организации самостоятельной работы является систематизация и активизация знаний, полученных Вами на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Следовательно, в течение семестра Вам предстоит выполнить и сдать на проверку преподавателю две самостоятельные работы. Первую работу по СРМ Вы должны сдать на 6 неделе, а вторую – на 13. Оценка работы, сданной не в срок, будет занижена на два балла. Средняя оценка по итогам СРМ также идет в общий рейтинг оценок. Все задания будут составлены таким образом, что скачать ответы и решения из Интернета не представится возможным, то есть задания нацелены на самостоятельное выполнение. При проверке заданий преподавателя будут отмечены работы тех магистрантов, которые могут выдавать нестандартные решения, умеют критически мыслить, не боятся высказывать свое мнение, вопреки общепринятому. Такие ответы свидетельствуют об оригинальности и самодостаточности магистранта как личности, умеющего логически подвести преподавателя к принятию своего решения.  Однако это не означает, что каждый неправильно выданный ответ должен расцениваться преподавателем как нестандартный, оригинальный. Ответы должны быть подчинены, подчеркиваем, определенной логике и подкрепляться  вескими аргументами и доказательствами с использованием источников.

 

Рекомендации по написанию эссе

Эссе – сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения связанные с ними.

Написание эссе - прием обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет магистранту включиться в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

 Таким образом, эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Логика изложения материала должна отражать ви́дение автором специфики исследуемой проблемы.

Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающим следующим требованиям:

          1)Краткое содержание, в котором: определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы или один тезис; краткое описание структуры и логики развития материала; формулировка основных выводов.

          2) Основная часть содержит основные положения и аргументацию.

          3)Заключение, в котором представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования

          4)Библиография.

Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ.

Признаки эссе:

          1)Особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы.

          2)Открытость автора, свобода в оценках и комментариях.

          3)Свободная форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к совместным размышлениям, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания.

         4)Разговорность письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.

Поясним, что представляет собой презентация, представим критерии его оценки.

Рекомендации по подготовке тематической презентации

При подготовке тематической презентации следует помнить, что существуют требования к созданию и предъявлению слайдов. Слайды в презентации должны быть простыми и не содержать более чем семь строчек текста в каждом. Перегрузка текстом приводит к тому, что слайды становятся трудночитаемыми, особенно для тех, кто сидит далеко: это вызывает у людей разочарование и антипатию к лектору и к его выступлению.

1. Требования к тексту

-          не пишите длинно;

-          разбивайте текстовую информацию на слайды;

-          используйте заголовки и подзаголовки;

-          для повышения удобочитаемости используйте: форматирование, списки, подбор шрифтов.

2. Требования к фону

Рекомендуется использовать:

-          синий на белом;

-          черный на желтом;

-          зеленый на белом;

-          черный на белом;

-          белый на синем;

-          зеленый на красном;

-          красный на желтом;

-          красный на белом,

-          оранжевый на черном;

-          черный на красном;

-          оранжевый на белом;

-          красный на зеленом.

3. Требования к иллюстрациям

-          чем абстрактнее материал, тем действеннее иллюстрация;

-          что можно изобразить, лучше не описывать словами;

-          изображать то, что трудно или невозможно описать словами;

-          используйте анимацию, как одно из эффективных средств привлечения внимания пользователя и управления им;

-          используйте видеоинформацию, позволяющую в динамике демонстрировать информацию в режиме реального времени, что недоступно при традиционном обучении;

-          помните, что видеоинформация требует больших затрат вычислительных ресурсов и значительных затрат на доставку и воспроизведение изображения.

4. Требования к звуку

        – избыток звука недопустим, т.к. может раздражать обучаемого;

наилучший результат достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые моменты курса;

       – одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается негативно. Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать;

-     наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения;

-     использование текстов, произносимых от первого или второго лица, в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс;

-     если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных «общаться» с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает.

Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если Вы будете нацелены на получение новых и полезных лично для себя знаний. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестает быть тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.

Выполнение самостоятельной работы требует от Вас умения логически последовательного изложения материала, умения давать четкие и ясные ответы на поставленные вопросы, умения работать с теоретическими источниками, анализировать информацию и выделять главные мысли, строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание в виде эссе, презентации, сообщения, схем, таблиц.

Требования к оформлению СРМ (эссе,  решение психологической ситуации  и др., выполненной на компьютере).

 СРМ состоит из вариантов (всего – по 25), каждый вариант – из  двух заданий. Шрифт – Times New Roman, размер - 12,  поля – сверху, снизу, слева - по 2 см, справа – 1, 5 см.  СРМ имеет титульный лист (официально оформленный, т.е. без цветочков, рамочек и прочих дизайнерских изысков), план, перечень заданий, список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями (оценка работы с неправильно оформленными источниками будет занижена на один балл). Приводимые в тексте цитаты  и выписки обязательно должны содержать ссылки на источник. Общий объем СРМ не должен превышать 4 печатных страниц. СРМ не может быть оценена положительно, если в ней:

-          поверхностно раскрыты вопросы;

-          допущены принципиальные ошибки;

-          при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы.

 Методические рекомендации к СРМ

Под самостоятельной работой по дисциплине «Психология» подразумевается такой вид выполнения самостоятельной работы, который выполняется во внеаудиторное время, то есть СРМ - это фактически домашнее задание. Домашнее задание - неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему занятию, потому что при единстве урочной и внеурочной работы магистрантов могут быть достигнуты образовательные и  воспитательные цели. При разработке домашних заданий необходимо стремиться  к дифференцированному подходу, учитывать индивидуальные склонности магистрантов, способности, сильные стороны магистрантов, объем их знаний. Индивидуальные домашние задания должны позволить испытать чувство успеха и тем магистрантам, которые недостаточно подготовлены.

 Основной целью СРМ ставит расширение и закрепление знаний, приобретаемых магистрантом на лекциях и семинарах. Контроль над выполнением должен быть сугубо индивидуальным, хотя задания могут быть комплексными.

Формы самостоятельной работы магистрантов:

-          конспектирование;

-          реферирование литературы;

-          аннотирование книг, статей;

-          работа с лекционным материалом (проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы);

-          контрольная работа в письменном виде;

-          составление мини-словаря основных понятий дисциплины;

-          выполнение психологических заданий,  ориентированных на познание самого себя и другого человека;

-          составление тестовых заданий, тренингов;

-          поиск теоретического, раздаточного и иллюстративного материала в виде рисунков, портретов, роликов, слайдов  (посредством Интернета и локальной сети).

На самостоятельную проработку выносятся такие темы,  которые потребуют от магистранта не только хороших теоретических знаний, но и умения практического анализа конкретной ситуации, какого-либо явления, умения анализировать и обобщать изученное.

Отдельные темы предполагают презентацию материала на практических занятиях.                      

Методические рекомендации для подготовки к СРМ:

-          внимательно изучите  содержание задания;

-          подберите необходимую литературу;

-          проработайте источники;

-          старайтесь подобрать аргументы по каждому вопросу.

  

Описание: Описание: http://deti-online.com/images/200/200/basni/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpgЗадания СРМ  1

Вариант  1

Задание 1. В советское время учащиеся непременно изучали на уроке литературы в 4 классе известную басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Басня интересная, в ней показана жизнь, в которой присутствуют  и межличностные отношения, и различные психологические типажи, и отношение к труду и многое другое.  Известно, что любая басня заканчивается моралью. 

Сейчас другое время, время рыночных отношений. Ваша задача: представить интерпретацию басни в двух вариантах: с точки зрения советской морали и с точки зрения современности. В заключение сделать вывод, какая интерпретация басни уместна и почему.

Внизу задания написать сформулированную Вами цель.

Задание 2. Нередко человеческую память сравнивают с работой процессора. Выскажите свое мнение на этот счет, приведите убедительные аргументы.

Вариант 2

Задание 1. Психологическая роль оценки/отметки в процессе обучения. Укажите разницу между оценкой и отметкой. Внизу задания написать сформулированную Вами цель.

Задание 2. Понятие личности. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие - не относятся. Дайте обоснование. Внизу задания написать сформулированную Вами цель.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Вариант 3

Задание 1.  Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже. Дайте обоснование. Внизу задания написать сформулированную Вами цель.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.

Задание 2. Подготовить презентацию занятия по психологии (тема – Ваша), используя индивидуализированный метод обучения. Сформулируйте цели занятия, сделайте выводы.

Вариант 4

Задание 1. Раскрыть кратко тему «Психические явление». Привести  выразительные примеры.

Задание 2. Фрагмент из работы А.Ф. Кони убедительно свидетельствует о том, как темперамент влияет на показания свидетелей к одному и тому же происшествию. Не следует ли из того факта, что в показаниях свидетелей и потерпевших встречаются ошибки, делать вывод, что этот источник информации вообще ненадежен?

Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что он раздался слишком поздно.  Определите тип темперамента.

А., волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послышался даже треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Б. скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров - и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере - и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе».

В., негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить и предупреждать тем рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить!»

Г.  расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в трамвае и вижу - лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»

Вариант 5

Задание 1.  Написать эссе на тему «Характер и карьера». При написании выводов отталкивайтесь от своих собственных наблюдений.

Задание 2.  Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так и не запомнил молитвы?

Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.

Вариант 6

Задание 1. Подготовить тематическую презентацию к лекции «Инновации в преподавании психологии».

Задание 2. Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам. Объясните, почему Вы именно так распределили психические свойства.

Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.

Вариант 7

Задание 1. Подготовьте презентацию материала к практическому занятию по психологии (тема – Ваша), используя современные технологии обучения, которые стимулировали бы познавательную деятельность обучающегося. Сформулируйте цели занятия, сделайте выводы.

Задание 2.  Иммануил Кант в своей «Антропологии» (1789) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов. ... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

1.   ... темперамент, по И. Канту, свойствен «людям веселого нрава».

2.   ... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

3.   ... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

4.   ... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

5.   Эмоции ... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

6.   У... сильно развито чувство долга.

7.   ... - шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу. ... темперамент присущ «людям мрачного нрава».

8.   ... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

9.   ... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

10.   ... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

11.   ... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

12.   ... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

13.   ... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

14.   ... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

15.   ... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

16.   У ... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

17.   ... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

Вариант 8

Задание 1. Написать сообщение о вкладе одного из выдающихся российских психологов в развитие психологической науки. Показать актуальность его идей.

Задание 2. Перед Вами список слов, которыми можно описать характер. Используйте его при описания своего характера. Сделайте заключение, указав, какой у вас характер в целом. Не забудьте отразить, как Ваш характер отражается на Вашей деятельности, деловых и межличностных отношениях.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Вариант 9

Задание 1. С помощью наглядных средств разработать проект «Модель идеального преподавателя психологии».

Задание 2. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что - нельзя и почему.

Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции поведения; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способности к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к комбинированию пространственных образов; способность к синтезу образного материала; способность к труду; способность к рефлексии; способность к общению с помощью языка; способность к саморазвитию.

Вариант 10

Задание 1. Подготовить сообщение на тему «Почему психология и парапсихология привлекают внимание  большинства людей?». Ваше отношение к этим предметам.

Задание 2. Классный руководитель, молодая учительница, обратилась к школьному психологу с просьбой помочь ей подготовиться к приему нового ученика, который должен в ближайшее время прийти в ее сплоченный, дружный 8 «А» класс. Она опасается следующего:

1 – ученика могут не принять, и он станет изгоем;

2 – класс станет не таким дружным, может произойти раскол;

3 – возникнут конфликты

Реальны ли опасения учительницы? Что происходит, когда в сформированный коллектив приходит новенький? Какие рекомендации можно дать классному руководителю?

Вариант 11

Задание 1. Подготовьте презентацию лекции (тема – Ваша), используя интерактивные методы обучения.

Задание 2. Оценка знаний учащихся имеет стимулирующее значение, она может заставить учащихся проявить большие волевые усилия в учебе. Серьезное значение в этом отношении имеют оценочные суждения учителя на ответ ученика.

Проанализируйте, в какой мере каждое из приведённых ниже суждений может мобилизовать волю ученика в дальнейшей работе?

1.  Учитель обращается к ученице: «Ты понимаешь, что ты говоришь?». Та молчит, потом говорит, смотря себе под ноги: «Понимаю». Учитель: «Ничего ты не понимаешь. Садись». (Смех в классе.)

2. Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил оче­редной урок и получил «5». «С нашим Петровым что-то стряслось, - с шутливой тревогой в голосе обратился учитель к классу. - Я вынуждена ему поставить... «5».

3. «Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать вот так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно?»

4. «Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недоста­точно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь».

5. «Твой ответ еще не удовлетворителен, но я чувствую, что ты подтя­гиваешься. Еще больше усилий, и мы тебя сравняем с классом».

 

Вариант 12

Задание 1. Написать сообщение о вкладе одного из выдающихся казахстанских психологов в развитие психологической науки. Подчеркнуть актуальность его идей.

Задание 2. Важнейшей задачей преподавателя при обучении является работа с понятиями науки. Назовите ошибки, которые допустил преподаватель при введении нового понятия:

1.   «Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических процессов».

2.   «Характер – узда на темпераменте», имеет социальный характер.

3.   «Ощущения – способность ощущать отдельные свойства предметов».

Вариант 13

Задание 1. Написать эссе на тему «Мое отношение к психологии».

Задание 2. Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка в отношении юноши.

В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года, и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

-          Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

-          Какой ценой? — остолбенел юноша.

-          Ценой Вашего падения.

Вариант 14

Задание 1. Известно, что одним из видов восприятия является так называемое «кожное зрение». «Кожное зрение» - миф или реальность? Обоснуйте свой ответ, приведите яркие примеры.

Задание 2. Поделитесь своими переживаниями о том, как  прошла Ваша адаптация на работе? Долго ли длился Ваш адаптационный период и как он закончился? Через какие испытания Вы прошли?

Вариант 15

Задание 1.  Напишите эссе  на тему «Образ современного магистранта» (нарисовать социально-психологический портрет).

Задание 2. Для чего существуют записные книжки: для того, чтобы лучше помнить или быстрее забывать? Обоснуйте свой ответ, приведите выразительные примеры.

Вариант 16

Задание 1. Поделиться знаниями на тему «Психология в современном мире».

Задание 2. Составить три словесных портрета людей, наблюдая за незнакомыми людьми на улице, в транспорте и т.д. Описание должно включать:

1) внешность человека (выражение лица, одежда, предметы, находящиеся в руках и т.п., настроение, особенности поведения, манеру говорить, голос);

2)  условия, в которых велось наблюдение.

Сделать вывод: что за человек, какой у него характер, привычки и т.д.

Вариант 17

Задание 1. Написать сообщение на тему «Роль самооценки в организации поведения и деятельности», исходя из своего личного опыта. Сделать выводы, привести конкретные примеры.

Задание 2.  Прокомментируйте следующие высказывания. С какими Вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?

1.    Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

2.    Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3.    Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «нe-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

4.    Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

5.    Личность - субъект и объект общественных отношений.

6.    Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Вариант 18

Задание 1. Известно, что Ф.М. Достоевского считают  мастером психологического анализа. Роман «Преступление и наказание» – «это  -  психологический отчет одного преступления….Молодой человек, исключенный из  студентов университета… и живущий в крайней бедности…, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, …дающую деньги на проценты…Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления» (Из письма Ф.М. Достоевского).

Прочитайте отдельные главы романа. Обратите внимание на то, как психологически точно и выразительно Достоевским  описана внутренняя борьба, конфликт героя с самим собой: какие  психологические средства используются писателем для того, чтобы показать глубину человеческой души, мир мыслей и чувств своего героя, его противоречивый характер, метания, ужас перед предстоящим преступлением и потом, впоследствии. Что Вы испытывали, читая этот роман?

Задание 2. Вам известны такие выражения, как «созревание идеи», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание pешения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Что они значат? Присутствовали  ли в Вашей жизни эти моменты? Что Вы испытали?

Вариант 19

Задание 1. На западе многие люди пользуются услугами психоаналитиков. В последние годы и у нас эта услуга становится все более востребованной. В связи с этим подготовить материал на тему «Роль психоанализа в жизни современного человека».

Задание 2. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека? Приведите аргументы, выразительные примеры.

Вариант 20

Задание 1. Написать  небольшой сюжетный рассказ. Воспроизвести рассказ, не пользуясь текстом. Проанализировать речь испытуемого с целью сравнения уровня развития его устной и письменной речи, по следующим показателям:

-          содержательность: точность и ясность;

-          насыщенность информацией;

-          выразительность;

-          эмоциональность;

-          образность;

-          правильность произнесения звуков;

-          четкость произношения;

-          темп и громкость.

Задание 2. Многие люди испытывают навязчивые состояния, которые выражаются в различных фобиях, страхах, боязни, влечениях и т.д. Поделитесь информацией по этому поводу.  Как Вы относитесь к таким людям? Наблюдается ли у Вас такая зависимость или предрасположенность? Ваши действия?

Вариант 21

Задание 1. Впервые в психологии понятие стресса было полно описано Г. Селье, по мнению которого стресс не только вреден, но и необходим. Современные психотерапевты также считают, что стресс иногда даже необходим. Как Вы считаете, правы ли авторы? Приведите аргументы, основываясь на собственном опыте.

Задание 2. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие - как к индивиду? Дайте обоснование. Внизу задания написать сформулированную Вами цель.

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Вариант 22

Задание 1. Известный немецкий психиатр К. Леонгард считал, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (ак­центуированы), что это при определенных обстоятельствах при­водит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Пресса, телевидение также ежедневно информируют нас о негативных событиях, вызванных несдержанностью людей. Как Вы считаете, в настоящее время данные К. Леонгарда изменились? Если да, то в какую сторону. Приведите аргументы.

Задание 2. Манипуляция – вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями – такое определение дается в литературе. Существует различные типологии манипуляторов. Как Вы думаете, имеются ли на Вашей работе явные манипуляторы, и почему коллеги потакают им? Что следует предпринять, чтобы манипулятора поставить на место?

Вариант 23

Задание 1. Написать эссе на тему «Мой характер: дома, на работе, в учебе, в общественных местах». К какому выводу Вы пришли?

Задание 2. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.  Укажите, какие слова относятся к Вам, недостающие – допишите. Обоснуйте свой ответ.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

Вариант 24

Задание 1. Написать сообщение о вкладе одного из выдающихся западных психологов в развитие психологической науки. Показать актуальность его идей.

Задание  2. Подобрать отрывки из произведений художественной литературы, в которых описываются наиболее яркие типы темперамента. Дать психологическую характеристику героев.

Вариант 25

Задание 1. Известно, что во всех фильмах с криминальным сюжетом следователи при выявлении подозреваемых прежде всего ищут мотив  преступления. Что означает мотив в целом? При каких обстоятельствах мы тоже ведем речь о мотиве (мотивах)? 

Задание 2. Нередко нам приходится защищать или успокаивать себя не только на работе, но и дома, а также защищать себя от собственных нападок. Мы часто слышим знакомую всем фразу: «это не я такой, это жизнь такая»,  и подобные.  В психологии такие методы называют методами защиты. Знакомы ли Вы с ними? Вы не замечали, какой из этих методов является Вашим излюбленным?

 

Задания СРМ  2

Вариант 1

Задание 1. В каких управленческих ситуациях целесообразно использовать «мозговую атаку»? 

Задание 2. Как Вы себя поведете, преследуя интересы дела?

Вы недавно начали работать руководителем крупного подразделения современного предприятия, придя на эту должность из другого учреждения (фирмы, предприятия). Еще не все знают Вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, Вы видите трех работников вашего подразделения, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на Вас внимания. Возвращаясь через 20 мин., Вы видите ту же картину.

Вариант 2

Задание 1. Подберите  как можно больше пословиц и поговорок  о труде и прокомментируйте  их с точки зрения  психологии.

Задание 1.  Проанализируйте причины конфликта и возможные способы его преодоления.  Что бы Вы посоветовали руководителю отдела в этой ситуации?

В отделе, состоящем из 10 женщин, создалась конфликтная обстановка. Источником напряженности является женщина 52 лет, которая часто проявляет недовольство разными аспектами жизни и деятельности отдела, особенно ей не нравятся «крепкие» выражения, которые иногда (очень редко) проскакивают у коллег, а также их легкомысленные разговоры, шутки. При этом уровень ее компетентности оставляет желать лучшего. Она плохо владеет компьютером и вследствие этого делает серьезные ошибки, которые вынуждены исправлять ее более молодые коллеги. Напряжение в отделе нарастает. Руководитель отдела, женщина 35 лет не раз делала попытки урегулировать этот конфликт, но безуспешно.

Вариант 3

Задание 1. Организационная культура казахстанского менеджмента. Ваши рекомендации по ее дальнейшему улучшению и развитию.

Задание 2. Как себя вести?

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые пробле­мы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у Вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает Вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбици­озно.

В его работе Вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако Ваш предыдущий опыт свиде­тельствует о его негативной реакции на критику: он становится раз­дражительным и настороженным.

Вариант 4

Задание 1. Какие факторы деятельности вызывают утомление? Как Вы с ними справляетесь?

Задание 2. Как бы Вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия?

Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о не­удовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье (в цеху не уделялось должного внимания обеспечению бе­зопасности труда). Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из рабочих на производстве про­изошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия...

Вариант 5

Задание 1. Опишите факторы, вызывающие у Вас переживания удовлетворенности трудом. Сделайте выводы.

Задание 2. Как Вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, Вы случайно встречаете свою подчиненную - молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но Вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вариант 6

Задание 1. Как проявляется Ваша готовность как специалиста к деятельности?

Задание 2. Как бы Вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают Вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, Вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вариант 7

Задание 1. Кого называют «человеком-оператором»? Каковы его функции? Приведите яркие примеры.

Задание 2. Как Вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, Вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но Вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

 

Вариант 8

Задание 1. Охарактеризуйте технономические профессии. Что общего между ними? Какое место занимает Ваша профессия среди них?

Задание 2. Какие замечания и каким образом необ­ходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль об­щения в коллективе?

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окон­чившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и пра­ва), который превосходно справляется с работой. Он провел уже не­сколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с об­служивающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от Вашего секре­таря по поводу его грубости.

Вариант 9

Задание 1. Согласны ли Вы с практикой компании? Что в ней положительного и что отрицательного? Обоснуйте свою позицию.

 Компания, специализирующая на разработке и изготовлении электрических приборов, отменила привилегии для руководящих работников – все без исключения сотрудники фирмы пользуются общей столовой, стоянкой автомашин, летают на обычных пассажирских самолетах. Для руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места – комнатушки, разделенные звуконепроницаемыми перегородками высотой в полтора метра, одинаковы для всех – от президента компании до низовых работников.

Задание 2. Как складываются Ваши деловые отношения с коллегами? Признаетесь ли Вы себе, что отношения можно было бы улучшить, если бы Вы вели себя иначе?

Вариант 10

Задание 1. Возможно ли, что в системе «человек-машина-среда» главенствующая роль будет принадлежать машине? Приведите аргументы.

Задание 2. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, Вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек, и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревож­но, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль.

 

Вариант 11

Задание 1. Как Вы считаете, какие эргономические требования нарушены по отношению к Вашему рабочему месту? Что Вы предпринимаете в связи с этим?

Задание 2. Проанализируйте данную ситуацию на предмет конфликтности.

Бригада слесарей-лекальщиков (шесть человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разни­цу в возрасте, часто проводили вместе и свободное время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим — с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, в нее был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окон­чивший ПТУ. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отноше­ния, он был принят в коллектив, стал «своим».

Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как моло­дому и не очень опытному работнику поручили изготовление круп­ной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригади­ра. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении множество изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с не­прошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отно­шений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода.

Вариант 12

Задание 1. Как проявляется надежность в Вашей профессиональной сфере? Сделайте выводы.

Задание 2. Что Вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Чем должен завершиться этот инцидент?

Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную - молодую со­трудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А Вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как Вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим не­терпением встречает в аэропорту. Во вверенном Вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.

  

Вариант 13

Задание 1. Подготовить  презентацию дополнительного материала по  какому-либо изученному разделу.

Задание 2. Как Вы оцениваете принятое руководством университета решение о разработке системы стоящих перед учебным заведением целей до разработки концепции перспективного развития университета?

Руководство университета было поставлено перед необходимостью принятия стратегического решения о путях дальнейшего развития учебного заведения. На проведенном Ученом совете было принято решение о разработке концепции развития университета на перспективу.

Перед структурными подразделениями университета была поставлена задача: прежде чем приступить к разработке концепции, надо представить руководству университета согласованную систему целей, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели. В частности, в качестве одной из подцелей достижения генеральной цели, поставленной руководством, в систему целей должна быть включена подцель по повышению конкурентоспособности выпускников.

Вариант 14

Задание 1. Готовы ли Вы подтвердить, что Вы наделены способностями и задатками в Вашей профессиональной сфере? Как это проявляется?

Задание 2. Представьте, что Вас назначили новым заведующим отделом. Вам предстоит  провести свое первое заседание. Какие вопросы Вы бы вынесли на повестку дня? Какие незапланированные вопросы появились бы в ходе работы? Кроме этого, как  Вы думаете, что ожидает от Вас коллектив?

Вариант 15.

Задание 1. Охарактеризуйте сигнономические профессии. Что общего между ними? Какое место занимает Ваша профессия среди них?

Задание 2. Насколько правомерным было решение руководства комбината закупить крупную партию нового оборудования? Что, по Вашему мнению, следовало предпринять руководству для того, чтобы убедить инвесторов в целесообразности выделения валютного кредита?

Руководство текстильного комбината разработало программу перспективного развития организации, в которой наряду с другими мерами предусматривалась замена устаревшего оборудования. В связи с этим было принято решение о закупке крупной партии нового оборудования, для чего комбинату требовался кредит в размере 1 млн. долларов.

Вариант 16

Задание 1.  Какая из школ управления Вам близка по духу и почему? Приведите аргументы, сделайте вывод.

Задание 2. Оцените с точки зрения современного руководителя этот способ конструирования управленческого решения. Можно ли использовать элементы этой технологии в современной практике управления?

В Древней Греции при принятии важнейших управленческих решений, например, объявлении войны и мира, решения важного спора, обращались к дельфийскому оракулу. Оракул, впадая в транс, выкрикивал порой бессвязные слова, которые, как считалось, вкладывались в его уста богами и были исполнены высшего смысла. Совет старейшин, находившийся при храме Апполона, где происходило действие, интерпретировал откровения оракула и затем объявлял всему населению города о принятом решении.

 Вариант 17

Задание 1. Почему ситуационный подход в управлении является наиболее привлекательным?

Задание 2. В чем заключается внешняя коммуникационная стратегия американской компании?  Какие приемы и методы работы с клиентами способны также улучшить внешние коммуникации?

В последние годы выросла потребность покупателей в товарах и услугах высокого качества. Один из способов, который избрали американские компании, представлен разработкой коммуникационных стратегий, помогающих активизировать контакты с потребителями и оперативно реагировать на их проблемы. Наиболее популярным подходом стало применение системы бесплатных телефонных номеров, обслуживающих клиентов круглосуточно. Например, компания «Кадиллак» после увеличения количества бесплатных номеров до 22, смогла сократить расходы по гарантийному обслуживанию автомобилей и обеспечить круглосуточную техническую помощь на дорогах.

Вариант 18

Задание 1. Организационная культура японского менеджмента. В чем ее привлекательность?

Задание 2. Чем объяснить успех начальника в соответствии с теорией коммуникации?

В частной таксомоторной компании начальник технической службы ввел программу профилактического предупреждения поломок автомобилей, в основу которой был положен пункт об обязательном заполнении каждым водителем специального отчета в случае, если возможна неполадка. Однако водители заполнять отчет не хотели, часто машины выезжали в рейс с серьезными неполадками технического характера. Многочисленные устные предупреждения результатов не давали. Тогда начальником была использована другая тактика: на каждый рапорт о технической неполадке он письменно сообщал, какая неисправность была обнаружена, и что конкретно было сделано бригадой технического обслуживания и ремонта для ее устранения. Это дало результат и в течение месяца вдвое увеличилось количество отчетов водителей и соответственно сократилось количество вызовов ремонтных бригад на маршруты.

Вариант 19

Задание 1. Какие психологические факторы повышают Вашу работоспособность? В каких моментах это особенно заметно?

Задание 2.  Как бы Вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают Вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, Вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой.

Вариант 20

Задание 1. Насколько значимым фактором внутренней среды является организационная культура? Можете ли Вы выделить ее элементы в той организации, где Вы учитесь, работаете?

Задание 2. В чем причина конфликта? Как его можно предотвратить?

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вариант 21

Задание 1. Особенности подготовки управленческих кадров в различных странах мира (США, Японии, Германии и т.д.).

Задание 2. Как бы Вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вариант 22

Задание 1. Охарактеризуйте национальные особенности менеджмента в стратегическом управлении.

Задание 2. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью.

Вариант 23

Задание 1. Определите пути достижения гармонии между человеком и профессией.  Можете ли Вы признать себя гармоничной личностью?

Задание 2. Что Вы предпримете?

Во время деловой встречи с Вами Ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередно­го рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает Ваш авторитет.

 Вариант 24

Задание 1. Чем привлекла Вас Ваша профессия? Соответствует ли она Вашим ожиданиям?

Задание 2. Согласны ли Вы с утверждением Питера Друкера о том, что «нет бедных и богатых стран – есть плохо и хорошо управляемые страны»?

Вариант 25

Задание 1. Какого ученого считают гением в Вашей отрасли? С чем связаны его уникальные  идеи и научные разработки?

Задание 2. Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы Вы повели себя в каждом из них?

Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника Вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому дол­жны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого Вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и пре­мию, по неизвестным для Вас причинам, ему не вручили. На следую­щий день, не успев разобраться в причине недоразумения, Вы случай­но сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.

 Список литературы

 

1.    Антонова, Н.В. Психология управления [Текст]:  учебное пособие / Н.В. Антонова. - М.: Высшая школа экономики, 2010. – 269 с.

2. Богачкина, Н.А. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Богачкина. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

2.   Богданов, И.В. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов и др. //  Режим доступа: http://www.myword.ru, свободный.

3.   Бодров, В.А. и др. Психология и надежность: человек в системах управления техникой [Текст] / В.А. Бодров и др. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 285с.

4.   Большаков, А.С. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.С. Большаков. - СПб.: «Питер», 2000. - 160 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»)

5.   Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / Г.В. Бороздина. -  М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.

6.   Боронова, Г.Х., Прусова, Н.В. Психология труда [Текст]:  конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. -  М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

7.   Бурганова, Л.А., Корнилов, П.А. Практикум по теории управления [Текст]: учебное пособие / Л.А. Бурганова П.А. Корнилов. – Казань: Казанский гос. технологический университет, 2005. – 83 с. 

8.        Варрра, Ю. Межличностные отношения [Электронный ресурс] / Ю. Варра // Режим доступа: http://www.sextherapy.ru/stat-i/interpersonal.html, свободный.

9.        Введение в психологию  [Текст]  / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Ака­демия, 1996. - 496 с.

10.   Воеводина, Н.А. и др. Социология и психология управления. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / Н.А. Воеводина. -  М.: Омега-Л, 2010. – 208 с. – (Серия: Библиотека высшей школы).

11.   Вознюк, Д. Онтология – философская наука о бытии отдельного индиивдума в обществе и целом [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fb.ru/article/2844/ontologiya---filosofskaya-nauka-o-byitii-otdelnogo-individuuma-i-obschestva-v-tselom, свободный.

12.   Волков, Е.Н. Консультирование и психотерапия как социальная инженерия, часть 3: Некоторые основы инженерного подхода к теории и практике консультирования // Здоров’я України - ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 4 (19), декабрь 2011. - С. 42-43. (0,5 п.л.). – Режим доступа: http://health-ua.com/articles/8050.html, свободный.

13.   Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

14.   Григорьева,  М.В. Психология труда [Текст]: конспект лекций / М.В. Григорьева. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

15.   Гусева, Т.И.,  Каратьян,  Т.В.  Психология  личности.  Конспект  лекций  [Текст]: учебное пособие / Т.И. Гусева, Т.В. Каратьян. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

16.    Дмитриева, Н.Ю. Общая психология.  Конспект лекций [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. - Эксмо, 2007. - 128 с.

17.   Дружинин, В. Психология [Текст]:  учебник / В. Дружинин. -  СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

18.   Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]: учебное пособие / С.М. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

19.   Иванова, B.C. Социология и психология управления. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / В.С. Иванова. - Томск: ТПУ, 1999. - 59 с.

20.   Ильенков, Э. Технология индивидуализации обучения  (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)  [Электронный ресурс] / Э. Ильенков // Режим доступа: reriholga.ucoz.kz/load/0-0-0-226-20, свободный.

21.    Ильенкова, С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента [Текст]: учебно-методический комплекс / С.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов. - М.: ЕАОИ. 2008. - 262 с.

22.   Кабаченко, Т.С.  Психология  управления [Текст]: учебное  пособие / Т.С. Кабаченко. - М.:  Педагогическое  общество  России, 2000. - 384 с.

23.     Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. - 5-е изд., стереотип. - Минск: Новое знание, 2002. - 336 с.

24.   Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст]: учебное пособие / А.В. Карпов.  - М.: Гардарики, 2005. - 584 с: ил.

25.   Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения  [Текст]: учебное пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

26.   Климов, Е.Л. Введение в психологию труда [Текст]: учебник / Е.Л. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

27.   Кобызева, Г.Ю. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психолого-педагогический практикум» [Электронный ресурс] / Г.Ю. Кобызева // Режим доступа:  www.bigpi.biysk.ru/umkd/file/soc_17_11_2009_11_58_05.doc, свободный. - Бийский ПГУ имени В.М. Шукшина, 2008.

28.   Колобова, И.Н. Психология управления. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / И.Н. Колобова. - М.: РТА, 1996. -  432 с.

29.   Комарова, Н.В. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / Н.В. Кома­рова. - М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.

30.   Лукина, А.К. Психология личности [Текст]: методические рекомендации / А.К. Лукина.  – Красноярский  государственный университет, 2004. -  54 с. (экспресс-издание).

31.   Макарова, И.В. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / И.В. Макарова. – М.: Высшее образование 2010. – 240 с.: ил. - (Серия «Хочу все знать!»).

32.   Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

33.   Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: учебное пособие / А.К. Маркова. -  М.: «Знание», 1996. – 308 c.

34.   Мишин, А.Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность [Текст] / А. Н. Мишин // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 187-190.

35.   Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций [Текст]: учебник / А.В. Морозов.  - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

36.   Немов,  Р.С.   Психология [Текст]:  учебное пособие / Р.С. Немов. - В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

37.   Новая философская энциклопедия    [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2017.html, свободный.

38.   Носкова, О.Г. Психология труда [Текст]: учебное пособие / О.Г. Носкова / Под ред. Е.А. Климова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

39.   Общая социально-психологическая характеристика труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.libsid.ru/sotsialno-psichologicheskaya-osnova-trudovoy-deyateln/obschaya-sotsialno-psichologicheskaya-charakteristika-truda, свободный.

40.   Оганян, К.М., Гукасова, Е.В. Психология управления: Практикум [Текст] / К.М. Оганян, Е.В. Гукасова. – Ставрополь: СКИ БУПК, 2008. -  94с.

41.   Огнетова, И.Ю. К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе [Текст] / И.Ю. Огнетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012. - С. 345-347.

42.   Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института [Электронный ресурс] // Режим доступ: www.kazedu.kz/referat/127409, свободный.

43.   Осадчук, О.Л. Формирование надежности профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О.Л. Осадчук // Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206657/, свободный.

44.   Основы менеджмента [Текст]: учебник / Под ред. А.И. Афоничкина. — СПб.: Питер, 2007. - 528 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

45.   Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Панченко. – Владивосток, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, 2006. – 35 с.

46.   Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология [Текст]: учебник / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Высшая школа, 2005. – 393 с.

47.   Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., пераб., доп. – СПб: «Дидактика Плюс», 2001. -  368 с.

48.   Профессиограмма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://anschool-8.ucoz.ru/publ/mir_professij/slovar_professij/professiogramma/9-1-0-163, свободный.

49.   Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

50.   Психология педагогического общения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/14.html, свободный.

51.   Реан, А., Бордовская, Н., Розум С. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

52.   Ревская, Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Ревская. - СПб.: Альфа, 2001. - 240 с.

53.   Рогов,  Е.И.  Выбор профессии: Становление профессионала [Текст]: пособие / Е.И. Рогов. - М.:  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с: ил. - (Азбука  психологии).

54.   Розанова, В.А. Психология управления [Текст]: учебное пособие / В.А. Розанова. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 384 с.

55.   Саньярова, Н.С., Верещагина, А.А. Психология и этика делового общения [Текст]: учебное пособие. В 2-х частях / Н.С. Саньярова, А.А. Верещагина. – Алматы: университет «Туран», 2011. – 706 с.

56.   Северин, А.В. Преподавание инженерной психологии и психологии труда в вузе в ракурсе проблемы взаимодействия человека и техники [Электронный ресурс] / А.В. Северин // Режим доступа: http://infomedia-kmp.ucoz.ru/2010/conf_2010/Severin.htm, свободный. - Брест, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

57.   Семенов, А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента [Текст]: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 556 с.

58.   Сорокун,  П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

59.   Становление и развитие философии образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/stanovlenie-i-razvitie-filosofii-obrazovaniya-page-12.html, свободный.

60.   Столяренко,  Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. -  Ростов-на-Дону:  Феникс, 2005. – 416 с.

61.   Столяренко, Л.Д.  Психология управления [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Сто­ляренко. - изд. 4-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 507, [1] с. - (Высшее образование).

62.   Тарасова, Л.Е. Общая психология. Конспект лекций [Текст]: пособие / Л.Е. Тарасова. – М.: Высшее образование, 2008. – 190 с.

63.   Тертель, А.Л. Психология Курс лекций [Текст]: учебное пособие / А.Л. Тертель. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 248 с.

64.   Уляев, С.И., Мовчанюк, С.В. Индивидуализация процесса обучения в вузе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncstu.ru, свободный. - Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки».  - 2007. - № 5.

65.   Урбанович, А.А. Психология управления [Текст]: учебное пособие / А.А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2003. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).

66.   Цыбульская, М.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие, руководство по изу­чению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / М.В. Цыбульская. – М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2007. - 150 с.

67.   Чередниченко, И.П., Тельных, Н.В. Психология управления [Текст]: учебное пособие / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с. - (Серия «Учебники для высшей школы»).

68.   Чернякова, И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Текст] / И.Л. Чернякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. - № 4. – С. 18–23.

69.   Шрейдер,  В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления  личности гражданина демократического общества [Электронный ресурс] / В.В. Шнейдер // Режим доступа:  www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm, свободный.

 

Интернет-ресурсы

 

1.        Мир психологии (http://psychology.net.ru/) - на страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

2.        Psychology-online (http://psychology-online.net/) - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.

3.        Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm) - научный журнал с основополагающими статьями. Доступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

4.        Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/) - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

5.        Психея (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html) - интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

6.        Флогистон (http://www.flogiston.ru/) - обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов.

7.        Институт развития личности (http://www.ipd.ru/) - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.

8.        Psychology (http://www. psychology.ru/) – один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.

9.        Научная и популярная психология (psychology-online.net) - библиотека. Мастерская (компьютерная психодиагностика, психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online (6 тестов). Биржа труда и др.

10.   Психологический словарь (http://psi.webzone.ru/index.htm) - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.

11.   Психологический словарь (psi.webzone.ru) - содержит психологический словарь, психологический практикум и тестирование, ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.

 

Правила оформления библиографии

 

         Библиографический список составляется, как правило, в алфавитном порядке, начиная с фамилии автора книги (статьи).

Правила оформления

Монография

Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования) [Текст] / О.А. Абдуллина – М.: Просвещение, 1990. – 141 с. 

Монография 2-3 авторов

Лихач, В.М., Гуревич, Р.С. Преемственность содержания трудового обучения в профессиональной подготовке учащихся [Текст] / В.М. Лихач, Р.С. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1990. – 111 с.

Кожина, М.Н., Рычкова, Н.В. Выражение связности как критерий внутристилевой дифференциации научной речи [Текст] / М.Н. Кожина, Н.В. Рычкова // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. – Пермь, 1988. – 123с. - С.62-71.

Учебное пособие

Введение в психодиагностику [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 192 с.

Под редакцией

Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика [Текст] / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина, М.Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975. – 321с. – С.47

Статья из журнала

Алибекова, Т.З., Жильцов, П.А., Круглов, Ю.Г. Учебно-научно-педагогический комплекс в системе непрерывного образования [Текст] / Т.З. Алибекова, П.А. Жильцов, Ю.Г. Круглов // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 54-62.

Статья из сборника научных трудов

Дурай-Новакова, К.М. Проблемы и задачи спецкурса «Профессиональная готовность студентов к педагогической деятельности» в системе подготовки учителей [Текст] / К.М. Дурай- Новакова // Теория и практика высшего педагогического образования: Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. – С. 51-59.

Автореферат диссертации

Завалко, Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз» [Текст]: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.01 /Н.А. Завалко; Барнаульский гос. пед. ун-т. – Барнаул, 2000. – 32 с.

Полное собрание сочинений

         Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. [Текст] / В. Г. Белинский. - М., 1955. - Т. 9. - 476с.

         Бунин, И.А. Собрание сочинений [Текст]. В 6-ти т. / И.А. Бунин; редкол.: Ю. Болдарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; коммент. А. Бабореко, статья-послесловие Л. Крутиковой. – М.: Худож. лит., 1988.

Конкретные страницы

         Ревзина, О. Г. Поэтика окказионального слова [Текст] / О. Г. Ревзина // Язык как творчество. – М.: ИРЯ РАН, 1996. – С. 303-308

Общее количество страниц издания

         Красникова, И. Р. Прагматика окказиональных антрополексем в современном русском языке: дис. … канд. филол. наук [Текст] / И. Р. Красникова. – Ростов-на-Дону, 2004. - 153с.

Иностранные статусные части личного имени

         Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. – М., 1984. – 400с.

Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 312с.

Пер. с франц (или другого)

         Башляр, Г. Психоанализ огня [Текст] / Г. Башляр; пер. с франц. и вступ. ст. Н. В. Кисловой, ред. В. П. Гайдамака. – М: Прогресс, 1993. – 176с.

Оформление цитирования в тексте

[Гальперин 1981: 134-135].

[Бархударов 1975: 116-117; Блох 1983: 363].

[см. Расторгуева 1989: 7].

[см. об этом, например, Будаев, Чудинов 2007:24-26, Панкратова 2005:3]

[Тараканова 2004, Санникова 2005, Акубекова 2007].

[Дударева и др. 2005: 134].     

…связность [Ковтунова 1982: 4-5; Леонтьев 1976: 60-70; Николаева 1990: 267-268, 508; Филиппов 2003: 65, 134-137; Dijk 1972: 87, 132].

[цит. по Алефиренко 2002: 120].

[цит. по Постмодернизм. Энциклопедия 2001: 336].

 

 Содержание

 

Введение                                                                                                      3

Методические рекомендации для магистрантов по написанию СРМ  4-8

Задания СРМ №1                                                                                        9-18

Задания СРМ №2                                                                                       18-25

Список литературы                                                                                    25-30

Интернет ресурсы                                                                                      30-31

Правила оформления библиографии                                                       31-32