АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005

 

СОСТАВИТЕЛИ: К.Ш. Мухамеджан, Г.Д. Шаракпаева, В.Л. Шицко. История и философия науки. Методические указания к семинарским занятиям. – Алматы: АИЭС, 2005. –  35  с.

 

 

 

 

 

 

         Данная методразработка включает тематику лекций и семинарских занятий по предмету «История и философия науки», планы семинарских занятий, рассчитанные на 50 часов, с указанием необходимой литературы по различным разделам философского и научного знания, а также подробные методические рекомендации к каждой теме семинара.

Методразработка предназначена для магистрантов АИЭС.

 

 

 

 

Рецензент: канд. философских наук, доцент  З.А. Абдуллина

 

 

 

 

         Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

©   Алматинский институт энергетики и связи, 2005 г.


Введение

 

Происходящие сегодня в обществе сложные политические и социально-экономические процессы свидетельствуют, что разумное осмысление и изменение действительности возможно только на основе продуманной, комплексной, научной системы подготовки специалистов в соединении с усилиями и инициативой самой личности. Каждая наука и область техники, общественной практики выдвигает свои мировоззренческие и методологические проблемы. Мировоззрение каждого человека может складываться либо стихийно, под влиянием окружающих условий или накопленных сведений научного характера, и может формироваться под воздействием объективных условий в результате целенаправленного педагогического и воспитательного процесса.

Все вышесказанное обуславливает повышение ответственности магистрантов за уровень научной квалификации, усиление требований к их подготовке, и здесь немаловажную роль играют экзамены по общенаучным дисциплинам. Цель экзаменов – установить широту научного и культурного кругозора, подготовленность к самостоятельной научно-исследовательской работе, способность анализировать современные общественные явления на теоретическом уровне.

          Магистрантам АИЭС с 2004-2005 учебного года преподается новый курс «История и философия науки». Учебный план по этому курсу включает: число кредитов – 5, всего часов – 375. Из них: аудиторные – 85;  лекции – 34 часа, семинары – 51 час. Число часов самостоятельной работы – 290. Итог изучения дисциплины – экзамен.

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями секции философии, социологии и культурологии кафедры социальных дисциплин. В нее включены тематика лекций и семинарских занятий по предмету «История и философия науки» для магистрантов, планы семинарских занятий с указанием основной и дополнительной литературы, а также методические рекомендации к каждой теме семинара.

Методические указания составлены в соответствии с Программой кандидатского экзамена по истории и философии науки, утвержденной Президиумом ВАК 29 января 2004 г.

 

 

 

 

1 Тематика лекций по курсу «История и философия науки»

 

 

Тема 1. Возникновение науки. Основные этапы исторической  динамики науки     – 4 часа

Тема 2. Структура научного знания. Научные революции

и научная рациональность                                                              – 4 часа

Тема 3. Особенности современного этапа науки                          – 2 часа

Тема 4. Философские проблемы физики                                        – 4 часа

Тема 5. Философские проблемы химии                                          – 2 часа

Тема 6. Философские проблемы биологии и экологии                 – 4 часа

Тема 7. Философские проблемы медицины                                   – 2 часа

Тема 8. Философские проблемы техники                                       – 4 часа

Тема 9. Философские проблемы социально-гуманитарных наук – 4 часа

Тема 10. Философские проблемы математики                               – 2 часа

Тема 11. Философские проблемы информатики                            – 2 часа

Итого:  34 часа

 

 

2 Тематика семинарских занятий по «Истории и философии науки»

для магистрантов

 

 

1.                Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы ее динамики     – 6 часов

2.                Структура научного знания                                              – 4 часа

3.                Наука как социальный институт                                      – 4 часа

4.                Место физики в системе наук                                           – 4 часа

5.                Философские проблемы астрономии и космологии       – 2 часа

6.                Основные проблемы философии химии                           – 2 часа

7.                Биология в контексте философии науки  ХХ века          – 4 часа

8.                Философия медицины и медицина как наука                  – 4 часа

9.                Философские проблемы наук о земле                                 – 4 часа

10.            Философия техники и методология технических наук     – 4 часа

11.             История становления наук об обществе и человеке          – 4 часа

12.             Основные проблемы философии и методологии  математики     – 4 часа

13.             Информатика как междисциплинарная наука ХХ века     – 4 часа

     Итого: 50 часов  

 

 

 

 

3 Планы и литература к семинарским занятиям

 

Тема 1. Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы ее динамики (6 часов)

 

Занятие 1

 

1.                Роль и функции науки в обществе. Наука в системе культуры.

2.                Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: история науки, логика науки, психология науки и другие направления.

3.                Наука и философия. Влияние философских концепций на развитие науки. Философия в истории научных идей.

4.                Аксиологический статус науки. Природа социальности в науке как проблема.

 

Занятие 2

 

1.                Проблема возникновения науки. Наука и миф. Наука и технология.

2.                Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука (Месопотамия, Египет, Китай, Индия).

3.                Древняя Греция как место рождения науки. Античная логика и античная математика: историческое, культурное и научное значение.

4.                Научное познание на Западе в эпоху средневековья. Восточная средневековая наука.

 

Занятие 3

 

1.                Социокультурные предпосылки становления экспериментальной (опытной) науки в Новое время.

2.                Возникновение дисциплинарно - организованной науки. Естественные, технические науки, социогуманитарные дисциплины: предметное становление, сравнительный анализ.

3.                Особенности современной науки и изменение мира науки. Общие черты современной науки. Единство науки и связи отдельных ее областей.

4.                Наука и технологические революции в истории человечества. Основные эпохи в развитии науки: классика, неклассика, неоклассика.

 

Список литературы

 

1. Абу Наср аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алматы: Ғылым, 1979.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

3. Генезис категориального аппарата науки. – Алматы: Наука, 1990.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. – М.: Прогресс, 1990.

5. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистрантов и аспирантов). – Алматы, 1997.

6. Методология науки в контексте взаимодействия восточной и западной культур. – Алматы, 1998.

7. Нысанбаев А.Н., Сулейменов Ф.М. Между мифом и разумом. –   Алматы, 1991.

8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

9. Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.

10. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Наука, 1988.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарика, 1996.

13. Кун Томас. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001.

14. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов / Под ред. К.Х. Рахматуллина и др.  – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

15. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

 

Тема 2. Структура научного знания (4 часа)

 

Занятие 1

 

1.                Многообразие типов научного знания.

2.                Основные тенденции интеграции и дифференциации науки.

3.                Междисциплинарные программы исследования.

 

Занятие 2

 

1.                Типология оснований науки.

2.                Научная и философская картина мира.

3.                Проблема классификации наук.

4.                Концепции развития науки и научного знания.

 

Список литературы

 

1.                Абу Наср аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алматы: Ғылым, 1979.

2.                Бурова Е.Е., Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки (учебное пособие). – Алматы, 1999.

3.                Изотов М.З. Социально-культурные детерминанты интеграции современной науки. – Алматы: Контакт, 1993.

4.                Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистратуры и аспирантов). – Алматы, 1997.

5.                Логико-гносеологический анализ науки. – Алматы: Ғылым, 1990.

6.                Методология науки в контексте взаимодействия восточной и западной культур. – Алматы, 1998.

7.                Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.

8.                Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов / Под ред. К.Х. Рахматуллина и др. – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

9.                М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

10.             В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1978.

11.            Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

12.             Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

13.             Томас Кун. Структура научных революций. – М.: Изд. АСТ, 2001.

 

Тема 3. Наука как социальный институт (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. Представления о науке как о социальном институте. Формы и способы трансляции научного знания: историческая динамика.

2. Ориентация научной деятельности: структура, признаки, критерии. Профессиональные требования к научной деятельности.

3. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном мире. Наука и социальная ответственность.

 

Занятие 2

 

1. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.

2. Научная теория как компонент науки. Философские основания науки.

3. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира. Проблема классификации наук.

 

Список литературы

 

1.          Абу Наср аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алматы: Ғылым, 1979.

2.                Абдильдин Ж.М., Насанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. – Алматы, 1973.

3.                Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. – М.: Прогресс, 1990.

4.                Изотов М.З. Социально-культурные детерминанты интеграции современной науки. – Алматы: Контакт, 1993.

5.                Методы научного познания. – Алматы: Ғылым, 1996.

6.                Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

7.                Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ в контексте социокультурной трансформации общества. – Алматы, 1995.

8.                Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.

9.                Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Наука, 1988.

10.             Рахматуллин К.Х. Научная картина мира как высшая форма интеграции знания // Философско-методологические проблемы науки. – Алматы: Наука, 1986.

11.            Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов / Под ред. К.Х. Рахматуллина и др.  – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

12.             Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

 

Тема 4. Место физики в системе наук (4 часа)

 

Занятие 1

 

1.                Физика как фундамент естествознания. Специфика методов физического познания.

2.                Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания.

3.                Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. Физический вакуум и поиски новой онтологии.

 

Занятие 2

 

1. Проблема пространства и времени в классической механике. Понятие абсолютного пространства.

2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Современные естественно-научные теории пространства и времени и их философское значение.

3. Роль концепции детерминизма в физическом познании. Детерминизм и причинность.

4. Представление о физических объектах как системах. Основные типы систем в физике.

 

Список литературы

 

1.     Карнап Р. Философские основания физики. – М., 1972.

2.     Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. – М., 1985.

3.                Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. – М., 2001.

4.                Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М., 1994.

5.                Сабитов М.С. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике. – Алматы, 1974.

6.     Синтез современного научного знания. – М., 1973.

7.     100 лет квантовой теории. История. Физика. Философия. – М., 2002.

8.     Философские основания естественных наук. – М., 1976.

9.     Физика в системе культуры. – М., 1996.

10.  Философия физики элементарных частиц. – М., 1995.

11.            Формирование современной естественно-научной парадигмы. – М., 2001.

12.  Чернавский Д.С. Синергетика и информация. – М., 2001.

 

Тема 5. Философские проблемы астрономии и космологии (2 часа)

 

Занятие 1

 

1.                Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре. Астрофизика, космология и физика элементарных частиц.

2.                Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Современная система теоретических знаний о Вселенной и реальность.

3.                Концептуальная структура современных космологических теорий: теории расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, теории горячей Вселенной Г.А. Гамова, инфляционной космологии.

4.                Человек и Вселенная. Вселенная как «экологическая ниша» человечества.

 

 

Список литературы

 

1.     Астрономия, методология, мировоззрение. – М., 1979.

2.     Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.

3.     Дэвис П. Суперсила. – М., 1989.

4.     Рахматуллин К.Х. Человек и космос. – Алматы: Казахстан, 1977.

5.     Физика в системе культуры. – М., 1996.

6.     Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. – М., 1990.

7.     Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М., 1987.

 

Тема 6. Основные проблемы философии химии (2 часа)

 

Занятие 1

 

1. Специфика философии химии. Концептуальные системы химии как ступени ее исторического развития.

2. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем. Античный этап учения об элементах.

3. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества. Атомно-молекулярное учение как основа структурных теорий.

4. Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации. Приближенные методы в химии.

 

Список литературы

 

1.     Азимов А. Краткая история химии. – М., 1983.

2.                Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии: структурные и кинетические теории // Вопросы философии, 1971. – № 1.

3.                Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). – М., 1986.

4.                Родный Н.И. Очерки по истории и методологии естествознания. – М., 1975.

5.     Синтез современного научного знания. – М., 1973.

6.                Философия и методология науки: Учебник для вузов (Коллектив авторов) / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

 

Тема 7. Биология в контексте науки ХХ века (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

2. Теории возникновения жизни.

3. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

4. Проблема системной организации в биологии.

 

Занятие 2

 

1. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры.

2. Предмет экофилософии.

3. Экологические основы хозяйственной деятельности.

4. Экология и философия информационной цивилизации.

 

Список литературы

 

1.     Биофилософия. – М., 1997.

2.     Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. – М., 1987.

3.     Вернадский  В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

4.     Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. – М., 1999.

5.     Данилов–Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М., 2000.

6.     Жизнь как ценность. – М., 2000.

7.     Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

8.     Отчуждение и проблемы экологии. – Алматы, 2002.

9.     Методология биологии: новые идеи. – М., 2001.

10.  Природа биологического познания. – М., 1991.

11.  Философия экологического образования (отв. ред. И.К. Лисеев). – М., 2001.

12.  Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М., 2000.

13.  Биологические аспекты эстетики. – М., 1995.

14.  Введение в биоэтику. – М., 1999.

15.  Глобальный эволюционизм. – М., 1994.

16.  Мантатов В.В. Экологическая этика и устойчивое развитие. – Улан-Удэ, 1998.

17.  Олескин А.В. Биополитика. – М., 2001.

 

Тема 8. Философия медицины и медицина как наука (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема.

2. Философские категории и понятия медицины.

3. Происхождение сознания и соотношение физиологического и психологического в медицине.

 

Занятие 2

 

1.     Проблема нормы, здоровья и болезни.

2.                Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения.

3.     Рационализм и научность медицинского знания.

4.                Проблема эвтаназии и суицида в современной медицине и антропологии.

 

Список литературы

 

1. Анохин А.М. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. – М., 1995.

2. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. – М., 1998.

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. – М.: Медицина, 1990.

4. Лисицын Ю.П. Теории медицины на стыке веков – ХХ и ХХ1. – М., 1998.

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

6. Философия здоровья. – М., 2001.

7. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины // Философские проблемы естествознания. – М., 1985.

8. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1988.

9. Петленко В.П., Корольков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. – М.: Медицина, 1977.

 

Тема 9. Философские  проблемы наук о земле (4 часа)

 

Занятие 1

 

1.                Проблема географической реальности. Место географии в классификации наук.

2.                Физико-географическое ядро географии и ее предметная область: биогеография, география почв, ландшафтоведение и социально-экономическая география.

3.                Географическая среда человеческого общества. Биосфера и ноосфера.

4.                География и экология. Географические аспекты изучения современных экологических проблем.

 

Занятие 2

 

1. Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Место геологии в классификации наук.

2. Сущность и свойства геологического пространства и времени.

3. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

4. Геология и экология. Задачи экологической геологии в обосновании управления экологической обстановкой.

Список литературы

 

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983.

2. Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. – М.: Недра, 1977.

3. Голубев Г.Н. Геоэкология. ГЕОС. – М., 1999.

4. Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. – М., 1993.

5. Куражковский Е.А., Фурманов Г.Л. Философские проблемы геологии. – МГУ, 1975.

6. Лямин В.С. Философские вопросы географии. – МГУ, 1989.

7. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998.

8. Мукитанов Н.К. Методологические проблемы теоретизации географии. – Алма-Ата: Наука, 1973.

9. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. – МГУ, 1997.

10. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. – М.: Геологический факультет, 1999.

11. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т. Трофимова. – МГУ, 1997.

12. Экологические функции литосферы / Под ред. В.Т. Трофимова. – МГУ, 2000.

 

Тема 10. Философия техники и методология технических наук (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. Техника: истоки и эволюция понятия, его современная трактовка. Специфика философского осмысления техники.

2. Техника и технология как социальные явления. Образ техники в трудах М. Хайдеггера.

3. Познание и практика. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность. Специфика технической и инженерной деятельности.

4. Технический оптимизм и  технический пессимизм. Перспективы, границы и противоречия развития современной техногенной цивилизации.

 

Занятие 2

 

1.     Специфика технических наук. Основные типы технических наук.

2.                Различия современных и классических научно-технических дисциплин. Сущность и природа современных (неклассических) научно-технических дисциплин.

3.                Человек в развивающейся системе техники. Техника в системе природы: единство техники и природной среды.

4.                Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Проблемы гуманизации и экологизации  современной техники.

 

Список литературы

 

1.                Анисимов К.Л. Человек и техника. Современные проблемы. – М., 1995.

2.                 Горюнов В.П. Техника и природа. – Л., 1980.

3.                Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М.: Инфра, 2000.

4.                Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., 1998.

5.                Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – Л.: Наука, 1977.

6.                Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. – Л.: Наука, 1988.

7.                 Митчам К. Что такое философия техники? – М., 1995.

8.                Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

9.                Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

10.            Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. – 2001. – № 5.

11.            Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. – Томск: Изд-во Томского университета, 1981.

12.            Шаповалов В.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.

13.             Шаповалов В.В. Философия науки и техники. – М., 2004.

 

Тема 11. История становления наук об обществе и человеке (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

2. Субъект социально-гуманитарного познания.

3. Свобода и рациональность.

4. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

 

 

Занятие 2

 

1.     Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

2.     Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

3.                Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

4.                Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ в постклассической парадигме.

 

Список литературы

 

1. Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. – Алматы, 1999.

2. Бурова Е.Е. Соизмеримость в социогуманитарной дисциплинарности. – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

3. Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

4. Нысанбаев А.Н. Философия взаимопонимания. – Алматы, 2001.

5. Пути философского знания на рубеже веков. – Алматы, 2000.

6. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов. – Алматы, 1999.

7. Алиев У.Ж. Общая дисциплинарная теория науки. – Алматы, 1996.

8. Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана, 2002.

9. Касабек Аманжол. Историко-философское познание. – Алматы, 2002.

10. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. – М., 1990.

11. Гадамер Х.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

12. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. – 1995. – № 10.

13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

15. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

16. Лиотар Ж.–Ф. Состояние постмодерна. – М., СПб., 1998.

 

 

 

 

 

Тема 12. Основные проблемы философии и методологии                 математики (4 часа)

 

Занятие 1

1. Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия.

2. Логика как метод математики и как математическая теория. Доказательство – фундаментальная характеристика математического познания.

3. Философия математики, ее возникновение и этапы развития. Основные проблемы философии и методологии математики.

4. Причины и истоки возникновения математических знаний: их эволюция в культурном контексте.

 

Занятие 2

 

1. Философские концепции математики. Пифагореизм как первая философия математики. Современные концепции математики.

2. Прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. Уровни математизации знания.

3. Специфика математического моделирования. Сравнительный анализ математического моделирования в различных областях знания.

 

Список литературы

 

1. Антология философии математики / Отв. ред. и сост. А.Г. Барабашев и М.И. Панов. – М., 2002.

2. Беляев Е.А., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. – М., 1981.

3. Бесконечность в математике: философские и методологические аспекты / Под ред. А.Г. Барабашева. – М., 1997.

4. Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Н.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. – Киев, 1976.

5. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты / Отв. ред. М.И. Панов. – М., 1987.

6. Кадыржанов Р.К. Социально-культурные основания математизации науки. – Алматы, 1992.

7. Математизация науки: социокультурные и методологические проблемы. – Алматы, 1990.

8. Нысанбаев А.Н. Диалектика и современная математика. – Алматы, 1982.

9. Нысанбаев А.Н. Познание мира и математика. – Алматы, 1973.

10. Нысанбаев А.Н., Шляхин Г.Г. Развитие познания и математика. – Алматы: Казахстан, 1971.

Тема 13. Информатика как междисциплинарная наука ХХ века                   (4 часа)

 

Занятие 1

 

1. История становления информатики как междисциплинарного направления второй половины ХХ века.

2. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.

3. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность.

 

Занятие 2-е

 

1. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернета.

2. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

3. Происхождение информационных обществ и информационная динамика организаций в обществе.

 

Список литературы

 

1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. – М., 2002.

2. Брукс Ф. Мифический человек–месяц или как создаются программные системы. – СПб., 2001.

3. Буч Г. Объективно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – СПб., 1998.

4. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000.

5. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М., 2001.

6. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. – М., 1999.

7. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). – Томск, 2000.

8. Тарасов В. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. – М., 2002.

9. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. – М., 2000.

10. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. – М., 2002.

 

 

Методические рекомендации к темам семинаров

 

Тема семинарского занятия 1 «Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы ее динамики» предполагает освещение роли науки в жизни общества, а также раскрытия всевозрастающего влияния науки на все сферы современной общественной жизни. «Наука» в переводе с латинского языка означает «знание». Изучая вопросы первого семинарского занятия этой темы, необходимо отметить, что наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе, человеке, законах их развития. Необходимо отметить, что наука является не только системой знаний, но и результатом специфической деятельности людей по производству знаний, научного творчества. Определяющей причиной возникновения науки являются материальные и духовные потребности человека, цивилизации в целом. Известный английский ученый Дж. Бернал в работе «Наука в истории общества» утверждал, что «наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений». В настоящее время исследование современной науки осуществляется в рамках дисциплин, сформировавшихся во второй половине ХХ века, это философия науки, психология науки, социология науки и науковедение.

Непосредственным предметом философии науки является наука, рассматриваемая с особой философской точки зрения. При этом наука понимается как совокупность специализированных знаний, прежде всего теоретического характера, а также как особый социальный институт и одна из важнейших частей культуры. По своему методу философия науки не отличается от любого другого раздела философского знания: она представляет собой рациональный способ понимания и объяснения действительности. Знание философии науки состоит не только в практической полезности, но и в нравственном, мировоззренческом, социальном и методологическом аспектах.

Философия науки выполняет две основные функции: мировоззренческо-просветительскую и методологическую. Второй и третий семинары предлагаемой для изучения темы посвящены проблеме становления науки как особой сферы человеческой деятельности, истории науки и роли философии в развитии научных идей. В рамках этих двух семинарских занятий необходимо обратить внимание на предысторию предмета «История и философия науки», а также вопросы, связанные с историческими предпосылками философии науки как особого раздела философии.

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Месопотамии, Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь были накоплены эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики и логики. Это достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки являлась объяснительная функция. В Древней Греции, в период античности, философия науки еще не сложилась  как отдельная область философского знания. Античные философы в большинстве случаев занимались вопросами не строгого научного знания, а познания вообще. Как философская дисциплина, философия науки начала складываться в Европе в Новое время  (17–18 века) и получила динамичное развитие с конца 19 века. Особое значение она приобретает в современную эпоху (См.: Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004).

Тема 2. Структура научного знания. Рассматривая эту проблему, надо прежде всего раскрыть сущность научного знания. Основная цель научной деятельности – получение знаний о реальности. Исходя из этой позиции, необходимо ответить на вопросы, определяющие познание как процесс отражения действительности, но необходимо различать рациональные и иррациональные формы познания. Действительно, если мы будем утверждать, что только научное познание способно раскрыть все тайны бытия, то с необходимостью мы должны учитывать специфику научного познания, а это – отказ от интуитивных, мистических, иррациональных аспектов бытия.

Тем не менее, главный вопрос этой темы – какова структура научного знания. Что такое научная картина мира, концепции, гипотезы, проблемы, факты? В самом простом виде структуру научного знания можно представить в виде следующего ряда: фактический материал; первоначальные обобщения в понятиях и других абстракциях; научные предложения (гипотезы); законы, принципы и теории; философские установки; методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания; стиль мышления.

Научное знание можно структурировать и по степени обобщенности материала. В структуре научной картины мира выделяют также понятийную и чувственно-образную составляющие. Далее следует определить, какие уровни научного знания существуют, как они соотносятся, чем отличаются эмпирический и теоретический уровни знания, где пролегает граница между этими видами знания.

Рассматривая уровни научного познания, нельзя не выделить основные методы научного познания, такие, как формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод и ряд эмпирических методов познания. Любая научная теория выполняет большое количество функций. Поэтому такие вопросы, как что такое теория и каковы ее функции, также требуют изучения. Еще одним важным вопросом является проблема классификации наук и различные концепции развития науки и научного знания.

Семинар темы 3 «Наука как социальный институт» состоит из двух занятий, на каждом из которых предполагается рассмотреть по три вопроса. При изучении вопросов первого семинарского занятия необходимо обратить внимание на то, что оформление науки в качестве социального института произошло в 17 – начале 18 веков. В этот период в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже 19 – начала 20 в.в. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, что приблизило научную деятельность к формам современного индустриального труда. Современная наука связана со всеми без исключения социальными институтами, промышленностью, сельским хозяйством, политикой и военной сферой.

Рассматривая второй вопрос темы семинарского занятия, нужно иметь в виду, что наука как особый вид деятельности социально организована и представляет собой сложнейший социальный институт, она включает в себя три основных составляющих компонента исследования: производство нового знания; приложения (доведения новых знаний до их практического использования); подготовку научных кадров. Все эти составляющие науки организованы в виде соответствующих учреждений: университетов, научно-исследовательских институтов, академий, конструкторских бюро и т.д. Далее в рамках этого семинарского занятия важно подчеркнуть, как велика роль ученых в современном мире. Именно они обладают теми знаниями, которые необходимы для ускорения научно-технического прогресса, и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо всего человечества.

Наиболее важным вопросом второго семинарского занятия темы три – является второй: «Научная теория как компонент науки. Философские основания науки». Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Их осмысление ведет к построению теории, которая представляет собой важнейшую составную часть любой науки. Теория, в переводе с греческого языка означает – рассматриваю, исследую. В широком смысле теория – комплекс взглядов, идей, направлений для объяснения какого-либо явления. В узком смысле теория – высшая форма организации научного знания, дающая представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. При сопоставлении научной и философской картины мира важно помнить, что между ними нет противоречия, они гармонично дополняют друг друга.

Рассматривая третий вопрос семинарского занятия, необходимо иметь в виду, что современная наука – сложнейшее социальное явление. Отдельные науки различаются прежде всего тем, что исследуется и как исследуется. По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д. В целом классификацию наук можно представить так: естественные и технические (прикладные) науки, социальные науки и философские науки. Каждая из перечисленных наук – это целая область знания, включающая в себя десятки различных дисциплин.

При подготовке к 4 теме «Место физики в системе наук» необходимо прежде всего выделить специфику физического знания и его места в системе естественных наук и культуры в целом. Физика является фундаментом естествознания и как одна из сфер науки выступает составляющей культуры, наряду с такими ее формами, как искусство, религия, мораль, право, политика. Физическое знание опирается в своем развитии как на свои специфические методы исследования, основными из которых являются эксперимент, наблюдение, физическое моделирование, так и на общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.). Надо обратить внимание и на то, что эволюция мира, реальное усложнение материи в ходе ее истории получает объяснение с позиций философского диалектического метода в диалектической концепции развития.

Проанализируйте эволюцию физической картины мира в рамках основных этапов развития физического знания: механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира. Покажите основные фундаментальные абстракции, или категории современной физической картины мира – частицы и поля, их развитие, совершенствование и классификацию. Здесь можно обратиться к источнику «Философия физики элементарных частиц». – М., 1995.

Очень важной проблемой в физической науке является проблема пространства и времени. Здесь необходимо рассмотреть изменение представлений о пространстве и времени от классической механики до электромагнитной картины мира, в связи с чем выделить субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. Первая рассматривает пространство и время как особые сущности, существующие самостоятельно, независимо от материальных объектов (Г. Галилей и И. Ньютон). Основным представителем реляционной концепции был Г.В. Лейбниц. С его точки зрения, пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Современными научными концепциями пространства и времени являются прежде всего специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна, позволившие углубить, уточнить и конкретизировать философские представления о пространстве и времени. Они свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию этих категорий.

Далее необходимо раскрыть сущность понятия «детерминизм». Это такая концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Существуют различные формы детерминизма, обусловленные различными типами причинности и законов. Основные формы: механический детерминизм и его разновидность – физическая причинность, воссозданная в механике Ньютона, и статистическая детерминированность, касающаяся ситуаций, в которых имеется несколько альтернатив. Примером может служить квантовая теория, где равнозначные физические ситуации могут сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра случая не подчиняется ньютоновскому типу законов, она статистически детерминирована. Таким образом, квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму детерминизма. Она отрицает не причинность или закономерность, а их жесткую форму. Желательно ознакомиться с проблемой противопоставления причинности и закона в работах основателя позитивизма О. Конта и критикой его концепции в работах представителей неопозитивизма Б. Рассела, Р. Карнапа, К. Поппера. (См.: Карнап Р. Философские основания физики. – М., 1972.).

Важным моментом в развитии физического знания сегодня является его ориентир на основные философские принципы системности и целостности и использование системно-структурного метода. Особенностью современной науки является анализ явлений и процессов как систем, т.е. как целостностей, элементы и части которых находятся в определенной связи и которые сами представляют собой стороны и части более широких систем. В физике выделяют три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

Интересной является проблема объективности в современной физике. Существует неоднозначность термина: а) объективность как «объектность» описания реальности; б) объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности, или достижение объективно истинного знания. Здесь желателен философский анализ проблемы истины и выделение критериев истинности знания (См.: Синтез современного научного знания. – М., 1973. – Части 1, 4).

Тема 5 семинарского занятия «Философские проблемы астрономии и космологии» является очень важной и актуальной. Эта актуальность связана с необходимостью разработки в настоящее время проблемы объективности знания о космосе, проблемы анализа фундаментальных для современного естествознания понятий «Вселенная», «наблюдаемая Вселенная», «Вселенная как целое», «Минивселенные» и «Метавселенная».

При подготовке к вопросам семинарского занятия необходимо ознакомиться с основными космологическими теориями, а именно: с теорией расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, теорией горячей Вселенной Г.А. Гамова и другими теориями. Необходимо сделать акцент на научном и мировоззренческом значении коперниканской революции в астрономии. Трудно себе представить всю огромность переворота в человеческом сознании, вызванном идеями Н. Коперника. Вызванная учением Н. Коперника революция в человеческом мышлении сыграла выдающуюся роль во всем дальнейшем развитии науки. Его заслугой является то, что он создал понятие Солнечной системы как физически выделенной системы отсчета. Это понятие, уточненное И. Кеплером и И. Ньютоном, сохраняется и в теории тяготения А. Эйнштейна.

В теме 6 «Основные проблемы философии химии» необходимо осмыслить историю становления и эволюции науки как в рамках философского знания, так и самостоятельной формы культуры. Начиная с 16 – 17 веков и по настоящее время наука в различные периоды времени распадается на отдельные сферы конкретно-научного знания, включая и химию. Особенность современного этапа развития химической науки – непосредственная связь с технологией и промышленностью. Основными ступенями исторического развития химии явилось формирование концептуальных систем химических понятий.

Первым типом концептуальных систем, явившимся теоретической основой объяснения свойств и признаков веществ, явилось учение об элементах. Здесь надо выделить античный этап учения об элементах. В частности, натурфилософскую атомистику древнегреческих мыслителей Левкиппа, Демокрита, Эпикура и древнеримского философа Лукреция Кара. Далее следует этап 17 – 18 веков, где зарождается механическая атомистика, основоположником которой считается английский ученый Р. Бойль. Его корпускулярная теория есть выражение атомно-молекулярных представлений. Таким образом, он поставил химию на научную основу, объяснив своей теорией состав веществ на основе атомистических представлений, т.е. впервые вводит научное понятие элемента. Завершающим этапом развития учения об элементах является Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, построенная с использованием основных законов диалектики. Можно также обратить внимание на такие ранние наивные формы учения об элементах, как теория флогистона, ятрохимия и кислородная теория Лавуазье (См.: Азимов А. Краткая история химии. – М., 1983).

Важнейшими разделами химической науки являются структурная химия и кинетическая теория как теория химического процесса, занимающаяся исследованием механизма организации химических систем. Одним из первых основателей кинетической теории является М.В. Ломоносов. Структурная химия выступает как теоретическое объяснение реакционной способности вещества, его динамической характеристики. Структурные формулы, формулы строения химических соединений, в отличие от эмпирических формул, показывают способ сочетания атомов и молекул и распределение между ними связей. Структурная теория и структурные формулы особенно широко использовались и используются в процессе развития органической химии. Теоретической основой структурных теорий выступает атомно-молекулярное учение, а руководством к построению структурных формул служит теория химического строения А.М. Бутлерова.

В заключение следует обратить внимание на современную тенденцию физикализации химии. Здесь выделяются три этапа физикализации: а) проникновение физических идей в химию; б) построение физических и физико-химических теорий; в) редукция фундаментальных разделов химии к физике. Кроме этого, существует тесное взаимодействие химии с биологией, геологией и экологией. Отсюда использование приближенных специфических общенаучных методов в химии. И центральной для философии химии становится проблема смысла и значения приближенных методов. Обратитесь к работе Печенкина А.А. «Взаимодействие физики и химии (философский анализ)». – М., 1986.

Тема 7 – Биология в контексте науки ХХ века. Изучая философию биологии, надо исходить из сущности жизни и свойства живых организмов. Многочисленные формулировки сущности жизни можно свести к двум основным: а) жизнь определяется субстратом, носителем свойств (например, белком); б) ее трактуют как совокупность специфических физико-химических процессов. Нужно отметить современные научные представления об уровнях жизни, различные концепции и подходы к решению проблемы возникновения жизни.

Следующий важный вопрос – это эволюционное учение в биологии. Надо обратить внимание на становление эволюционного учения, на основные положения синтетической теории эволюции. Они обычно сводятся к четырем: а) главным фактором эволюции считается естественный отбор, интегрирующий и регулирующий действие всех остальных факторов; б) эволюция протекает дивергентно, постепенно, посредством отбора случайных мутаций, а новые формы образуются через наследственные изменения; в) эволюционные изменения случайны и ненаправлены, исходным материалом эволюции являются мутации; г) макроэволюция, ведущая к образованию надвидовых групп, осуществляется только посредством процессов микроэволюции, и каких-либо специфических механизмов возникновения новых форм жизни не существует.

Как развивалась жизнь на земле в разных зонах и в разных эрах, как происходило становление человека как вида, этапы антропогенеза, соотношение биологического и социального в истории становления человечества, что такое биоэтика – вот круг вопросов, касающийся данной темы. Необходимо также привлечь внимание к предмету экофилософии как области философского знания, исследующей философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Предметом изучения является становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии.

Нужно выделить современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития, подчеркивая при этом специфику социально-экологических законов общественного развития, их соотношение с традиционными социальными законами. Научные основы экологического образования и культуры, роль средств массовой информации в решении этой глобальной проблемы – важный фактор человеческого существования.

Тема 8 – Философия медицины и медицина как наука. В современной медицине существует ряд проблем, требующих своего решения, исходя из анализа природных и социальных явлений, а также рассматривая философские и методологические аспекты взаимодействия медицины и биологии, социальных и медицинских знаний. Следует обратить особое внимание на основные проблемы и принципы знания в философии медицины. Это такие проблемы, как проблема изменения и развития, проблема измерения, проблема этиологии, проблема сознания и психической деятельности в норме и в патологии, соотношение физиологического и психического, проблема диагностики и, наконец, проблема биоэтики.

В процессе решения подобных и других проблем общая теория медицины представляет собой интеграцию естественнонаучных  и социогуманитарных знаний. Основным моментом в этом вопросе является биоэтика и современные медицинские технологии. Существуют основные принципы биоэтики, среди которых чаще всего упоминают следующие: а) принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность; б) принцип признания жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип известного гуманиста А. Швейцера «преклонения перед жизнью»; в) принцип гармонизации системы человек – биосфера, выдвигающий в качестве актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой.

Обратите внимание на такие медицинские категории, как аборт, трансплантация, клонирование, эвтаназия и др. Особо нужно отметить проблему редукционизма в современной медицине и философские аспекты психосоматической проблемы. Проблемы нормы, здоровья и болезни, их места в системе социальных ценностей человека и общества, обусловленность здоровья населения показателем его социального и экономического благополучия, которая является методологической основой гуманизации медицины и здравоохранения.

Научность и рационализм медицинского знания обуславливает появление различных тенденций развития медицинского знания. В этом плане акцентируйте свое внимание на изучении классических и постнеклассических методов, подходов в решении современных проблем научной и народной медицины.

При подготовке к теме 9 семинарского занятия «Философские проблемы наук о земле» необходимо уяснить, что проблема взаимодействия общества и природы – философская проблема. Философы всегда пытались определить место человека в природе и дать целостную картину взаимодействия природы и общества. Но в отличие от натурфилософских систем прошлого, нынешнее философское обобщение данных о природе и человеке базируется на синтезе знаний о Земле, который формируется в самом естествознании. Философские обобщения в этом случае могут выполнять и выполняют синтезирующую роль по отношению к наукам о Земле. Подъем теоретического уровня наук о Земле, предпосылкой которого служит активная преобразовательная деятельность человека в нынешнее время, а также рост количества понятий в науках о Земле ставят задачу философского анализа их понятийного аппарата. К таким понятиям можно отнести географическое пространство, географическая среда, геологическое пространство и время, биосфера, ноосфера, окружающая среда и другие. Важно в процессе изучения вопросов семинарских занятий выяснить взаимосвязь этих понятий с традиционными понятиями естествознания и философскими категориями.

Изучая вопросы семинарского занятия «Философские проблемы наук о Земле», необходимо показать значение и роль учения о биосфере В.И. Вернадского как совокупности земных оболочек, химические свойства которых определяются живым веществом. Важно далее отметить, что высшим этапом развития биосферы является ноосфера, сфера разума. Ведущим фактором в преобразовании природы и общества становится человечество, вооруженное наукой и техникой.

Тема 10 связана с анализом проблем философии техники и методологии технических наук. Здесь прежде всего надо выделить проблему смысла и сущности техники. В узком смысле слово «техника» – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией. Есть и широкий смысл термина «техника», имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный; она есть техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. Философия техники исследует феномен техники в целом, ее место в общественном развитии, принимая во внимание широкую историческую перспективу.

Необходимо сделать акцент на эволюции понятия «техника» с древнего мира до современного этапа общественного развития. Представляют интерес трактовки техники в античной культуре, в средние века и в эпоху Возрождения, а также в Новое время (17 век). Последние выдвигают идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Это и привело в конечном счете к дисциплинарной организации науки и техники. Развитие современной техники в большей степени, чем когда-либо, обусловлено развитием науки. Технические новшества появляются и совершенствуются путем приложения научно-теоретических знаний. С другой стороны, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования, особенно прикладного характера. Современная техника, наряду с функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции, становится способной выполнять управленческие функции. См. источник «Философия техники: История и современность». – М., 1997.

Важным является анализ техники и технологии как социальных явлений их взаимоотношения. Технология – совокупность знаний о способах и процессах обработки или переработки материалов. Технология пронизывает всю практическую деятельность людей и интегрирует в себе наиболее абстрактные стороны этой деятельности – познание и мышление. Технология тесно связана с другими науками. Она объединяет естествознание, науку и технику, экономику, политику и управление. Видна диалектика взаимосвязи техники и технологии – технология детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе. Функционирование техники вызывает заранее намеченные изменения в технологическом движении.

Проблема закономерностей развития техники и технического прогресса непосредственно связана с категорией «практика» как преобразовательной деятельностью людей, направленной на изменение природы, общества и самого человека. Выделяя различные виды практической деятельности, сформировавшиеся в процессе эволюции познания, необходимо назвать такой ее вид, как техническая и тесно связанная с ней  инженерная деятельность. Развитие техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой. Техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек – соучастником эволюции.

В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, сформированы различные концепции философии техники. Из всего многообразия философских концепций техники можно выделить наиболее значимые: антропология техники, натуралистическая антропология техники, онтология техники и культурология техники. Представляют интерес в этом плане взгляды представителей экзистенциализма – Хосе Ортега – и – Гассета, испанского философа, и К. Ясперса и М. Хайдеггера, немецких философов–экзистенциалистов. С точки зрения последнего, техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопряжена с истинным познанием (См.: «Философия Мартина Хайдеггера и современность». Сб. ст. – М., 1991).

В наше время влияние техники на общество и человека как главного элемента в системе техники происходит не только через сферу материального производства. Под ее воздействием преобразуются система образования, искусство, быт, культура. Современная цивилизация – это техногенная цивилизация всего человечества, поскольку сегодня налицо глобализация технической системы. Но надо учитывать, что развитие техники в современном мире все более проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника – мощная сила, способная вызвать негативные, даже трагические последствия. На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной. Сегодня уже нельзя пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер сегодня должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией, быть служителем гуманности.

Необходимо понимать, что человечество все больше оказывается зависимым от последствий научно-технического развития. Поэтому управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, оценка результатов оказываются не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой. На пороге ХХІ века человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, невосстановимое исчерпание природных ресурсов, нарушение баланса в демографических процессах, опасность радиоактивной катастрофы и т.д. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах научно-технического развития, о мерах его возможного ограничения. Подробнее об этом смотри: Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Тема 11 – История становления наук об обществе и человеке. Изучение данной проблемы необходимо начинать со специфики объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Прежде всего объектом социально-гуманитарного познания выступают человек и мир, их отношение. Существует ряд концепций о сходстве и отличий наук о природе и наук об обществе. Посмотрите произведения таких авторов, как В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.В.Ильин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.

В вопросе о субъекте социально-гуманитарного познания нужно выяснить, как в истории философии трактуется проблема субъекта и объекта, что такое индивидуальный субъект, индивидуальное и коллективное сознание, также бессознательное. Затем надо обратить внимание на проблему свободы и рациональности, как интерпретируются эти понятия в различных направлениях и концепциях (Гадамер, Ю.Хабермас, З.Фрейд, К.Юнг). Рассматривая роль научной картины мира, стиля научного познания в социально-гуманитарном познании, надо заметить, что методология социальных наук М. Вебера, структурный метод в гуманитарных науках М. Фуко, модели парадигм Т. Куна, теория исторических популяций С.Т. Тулмина и другие концепции по-разному трактуют природу ценностей социокультурного процесса.

Следует подробно разобраться в философском понимании жизни как фундаментальной категории в науке об обществе и культуре. Социокультурное  содержание понятия жизни в работах А.Бергсона, В.Дильтея, Э.Гуссерля и других рассматривается с новой точки зрения, которая противоречит классическим позициям.

Коммуникативные технологии ХХ века выдвигают проблему коммуникативности в науках об обществе и культуре как одной из актуальных проблем. Общение и коммуникация, объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки рассматриваются как основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Далее необходимо остановиться на взаимодействии социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в изучении антропогенеза и социальных феноменов, соотношении веры и разума в контексте коммуникации. Методы социальных и гуманитарных наук, структура социально-гуманитарного знания и результаты междисциплинарных исследований не должны оставаться без пристального изучения.                      

Тема 12 – Основные проблемы философии и методологии математики. При ознакомлении с этими проблемами необходимо сначала сформулировать общее определение предмета математики как науки, изучающей количественные отношения действительного мира. Покажите различие взглядов на математику таких известных философов и ученых, как И. Кант, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн и О. Конт, основатель позитивизма. Математика как важнейшая сфера науки является феноменом человеческой культуры, поскольку в процессе своего развития тесно связана с развитием общества и человека. Основой математической науки являются абстракции и идеальные объекты, тесно связанные с решением философских проблем познания и сознания.

Надо обратить внимание на специфику методов математики и выделить логику как математическую теорию и метод математики. Дать определение таким методам, как индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, мысленный эксперимент в математике. Определите, какое место занимают в математическом знании интуиция и воображение. Фундаментальной характеристикой математического познания является доказательство, что тесно связано с философской проблемой истины и установлением критерия истинности знания. Особенностью современного этапа развития науки является доказательство с помощью компьютера.

Очень важным является анализ философских проблем математики, их возникновения и этапов эволюции. Здесь надо выделить практические и религиозные основания первоначальных математических представлений. Затем рассмотреть формирование математики в Египте, Вавилонии, древней Греции, древней и средневековой Индии, Китае и математику средневековой Европы и арабского средневекового Востока. Математика эпохи Возрождения является основой возникновения новых представлений о математических величинах. Математика и научная революция Нового времени. Проблема создания вероятностной логики Г.В. Лейбницем. Философский контекст открытия И. Ньютоном и Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Интересен философский анализ проблем теории вероятности в конце XIXXX веков через диалектическую взаимосвязь с философскими категориями случайности и необходимости, возможности и действительности (Читайте: Перминов В.Я. Философия и основания математики. – М., 2002).

Основными проблемами философии и методологии математики являются: установление сущности математики, ее предмета и методов, места математики в науке и культуре. Философия математики есть раздел философии и общая методология математики. В рамках эволюции философского знания выделите основные философские концепции математики. Прежде всего это пифагореизм как первая философия математики. Затем эмпирическая концепция математических понятий у Аристотеля. Математический эмпиризм  XVIIXIX в.в. (Ф. Бэкон, И. Ньютон, Дж. Ст. Милль, Г. Гельмгольц); понимание математики как априорного синтетического знания у И. Канта; неевклидовы геометрии и философия математики Канта. Далее покажите особенности современных концепций математики: а) эмпирическая философия математики. Критика евклидовой установки и идеи абсолютного обоснования математики в работах И. Лакатоса; б) априористские идеи в современной философии и методологии математики (Н. Бурбаки); в) математический платонизм; г) реализм как тезис об онтологической основе математики (К. Гедель); д) социологические и социокультурные концепции природы математики.

Один из важных разделов математического знания – прикладная математика. В XIX–ХХ в.в. математика поднимается на новые ступени абстракции и достигает высокой степени общности. Она становится мощным и важным орудием исследования в науках о природе, обществе и технике. Математика начинает выступать как язык науки. Выделяют уровни математизации знания: количественная обработка экспериментальных данных, построение математических моделей индивидуальных явлений и процессов, создание математизированных теорий. Одним из важнейших общенаучных методов научного знания является математическое моделирование как вид построения идеальных моделей. Математическое моделирование применяется в различных областях знания, основными из которых сегодня являются экология, финансовая сфера, создание ЭВМ и их совершенствование, а также использование математических методов и моделей и их применение в процессе принятия решений при управлении сложными социально-экономическими системами (См.: Математизация науки: социокультурные и методологические проблемы. – Алматы, 1990).

Тема 13 – Информатика как междисциплинарная наука ХХ века. Здесь необходимо остановиться на истории становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века. Обратите внимание на теорию информации К. Шеннона, кибернетику Норберта Винера, Джона фон Неймана, Уолтера Питтса. Существует конструктивная кибернетическая эпистемология (теория познания) Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Информатика – это наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

Информатика – это быстро развивающаяся научная область, связанная с производством, хранением и распространением всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах. Она сегодня объединяет разделы математики, физики, техники, кибернетики. Основным интеллектуальным ядром информатики являются такие общенаучные методы, как моделирование и вычислительный эксперимент. Наиболее значимые проблемы – взаимосвязь искусственного и естественного, аналогия между мышлением и распознаванием образов, проблема реальности в информатике. В последней выделите два аспекта: а) понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт; б) понятие виртуальной реальности, ее особенности.

Самой актуальной проблемой в наши дни является Интернет как метафора глобального мозга. Раскройте сущность понятия киберпространства Интернет и его философское значение в рамках анализа философских принципов развития, всеобщей связи, детерминизма и значения категорий пространства и времени. Основные его характеристики – наблюдаемость, фрактальность, диалог, конструирование «Я» в Интернете, существует ли феномен зависимости от Интернета. Значимость существования – Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI века и глобальная среда непрерывного образования. Обратитесь к источнику «Гуманитарные исследования в Интернете». Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000.

Раскрывая содержание современной компьютерной революции, необходимо показать связь теории информации и кибернетики как быстроразвивающейся науки.

Быстрое возрастание роли информационной сферы, способов ее автоматизации привело к созданию компьютеров и в целом компьютеризации науки и общества. Американский математик, отец современной кибернетики Норберт Винер в работе «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» предложил информационное видение кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Кибернетика изучает функционирование самоорганизующихся систем. Успехи кибернетики определили возможность моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ некоторых психических функций. Это дало возможность решить проблему создания искусственного интеллекта и его эволюции с усовершенствованием компьютерных систем.

В рамках философского анализа обратите внимание на проблему компьютерной этики, проблему соотношения сознания и искусственного интеллекта и преобладания здесь технологического подхода к исследованию знания. Благодаря развитию кибернетики одной из центральных философских категорий, информация становится наряду с понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования.

Анализируя сферу социальной информатики, необходимо раскрыть концепцию происхождения и эволюции информационных обществ: от Питирима Сорокина, основателя теории социальной мобильности, через теорию постиндустриального общества Д. Белла к информационному обществу Маклюэна, концепции «сверхиндустриальной цивилизации» А. Тоффлера. В них достижения науки и техники рассматриваются как главные достижения современной культуры.

Интересен анализ проблемы личности в информационном обществе. С точки зрения представителей философского течения ХХ века экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев и др.), техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека. Современная развитая наука используется в целях манипулирования сознанием, а через него – поведением и бытием личности вообще. Сегодня необходим переход от социотехнократической к социогуманитарной информатике, составными частями которых выступают современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования.

В исследовании проблем социальной информатики должен преобладать синергетический подход. Синергетика – новое мировидение, связанное с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции. Проблемное поле синергетики концентрируется вокруг понятия «сложность». Такой подход предполагает, что и физическая, и социальная реальность являются нелинейными и сложными. Линейное мышление может быть опасным в нелинейной сложной реальности, особенно социальной. Это ведет к необходимости учета и видения серьезных последствий нашего поведения (См. работу Кастельса Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М., 2001).

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………. 3

 

1 Тематика лекций ………………………………………………….… 4

 

2 Тематика семинарских занятий………………………………….…. 5

 

3 Планы и литература к семинарским занятиям………………….… 6

 

     4 Методические рекомендации к темам семинаров…………….…. 19

 

 

 

 

 

Сводный план 2005 г., поз. 68

 

 

 

 

Куаныш Шакыртулы Мухамеджан

Гульнар Дмитриевна Шаракпаева

Виктория Леонидовна Шицко

 

 

 

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

 

 

Редактор Ж.М. Сыздыкова

 

 

Подписано в печать                                           Формат 60х84 1/16

Тираж  50  экз.                                                    Бумага типографская №1

Объем  2,2 уч. изд. л.                                          Заказ             Цена 70 тг.

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

480013, Алматы, Байтурсынова, 126