АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

 

Методические указания к семинарским занятиям

( для студентов всех специальностей очной  формы обучения)

 

Алматы 2006

 

СОСТАВИТЕЛЬ: Сметанникова Л.М. Основы экономики. Методические указания к семинарским занятиям (для студентов очной формы обучения всех специальностей) - Алматы: АИЭС, 2006. 35 с.

 

  

Предлагаемая работа содержит планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним по курсу «Основы экономики» (дисциплина по выбору). Рекомендуется студентам всех специальностей  очной формы обучения.

 Введение

 

Курс «Основы экономики» является дисциплиной по выбору и читается на втором курсе  для студентов всех специальностей. На его изучение выделяется 2 кредита. Курс рассчитан на 34 часа аудиторных занятий, из которых 17 часов – лекции и 17 часов -  семинарские занятия.

         Курс направлен на изучение основ экономической теории и практики регулируемой рыночной экономики: ресурсного потенциала рыночной экономики, механизма  функционирования рынка,  его инфраструктуры и образующих ее институтов (бирж, банков, налоговой системы, бюджетной системы и т.п.), поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях функционирования рынка,  основ предпринимательства, влияния государственной экономической политики на достижение непосредственных целей экономических субъектов и экономический рост национальной экономики. При этом главное внимание уделяется тем сферам современной экономики, соприкосновение с которыми является  повседневной реальностью и потребностью для каждого человека.

Основная цель изучаемого курса – повысить уровень экономической культуры и заложить основы для формирования у студентов научного экономического мышления рыночного типа, активной гражданской позиции в реализации государственной экономической и социальной политики.

В процессе изучения курса студенты  должны получить базовые знания в области экономики и показать, что овладели ими. Студент, изучивший курс «Основы экономики», должен:

- иметь четкое представление об экономической системе и механизме функционирования рыночной экономики;

- уметь объяснить сущность основных понятий рыночной экономики: рынок, спрос, предложение, цена, конкуренция, ресурсы, деньги, инфляция и т. д.;

- иметь ясное представление о работе институтов рыночной инфраструктуры: банков, товарных, фондовых и валютных бирж, трастовых, страховых компаний и т. д.;  

- знать основы предпринимательской деятельности и ориентироваться в особенностях функционирования  предприятий;

- разбираться в основных направлениях экономической политики государства;

- понимать современные социально-экономические проблемы Казахстана и знать основные направления реформирования и структурной перестройки экономики Казахстана;

- иметь навыки в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в экономической и социально-политической жизни общества, в  формулировании собственной позиции в отношении экономической политики, проводимой государством,  в изложении (устно и письменно) своей точки зрения по поводу экономических явлений и процессов.

Для достижения цели при совместной и индивидуальной познавательной деятельности студентов в части овладения теоретическими знаниями и практическими умениями используются следующие формы учебной работы: лекции; практические занятия в форме семинаров; семестровые работы в форме рефератов; доклады по актуальным экономическим проблемам; тесты и контрольные задания для проверки знаний.

Предлагаемая методическая разработка призвана оказать помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям по курсу «Основы экономики». Она содержит планы семинаров, рекомендуемую по каждой теме основную и дополнительную литературу, темы докладов, которые могут заслушиваться на семинарах с целью расширения круга обсуждаемых на семинаре проблем или их  углубления. К каждой теме даны методические рекомендации, назначение которых обратить внимание студента на логику подготовки  вопроса, на наиболее сложные проблемы и указать литературные источники, обращение к которым может помочь разобраться в изучаемой проблеме. По каждой теме семинарских занятий предлагается довольно обширный список литературы. Указанные в нем источники могут быть использованы не только для подготовки к семинарскому занятию, но и  для  написания семестровых работ. При изучении  литературы в процессе подготовки к  занятию студенту рекомендуется делать краткий конспект, который поможет в работе на занятии и в подготовке к сдаче экзамена.

 

1 Тематический план курса «Основы экономики»

 

Номер и название темы

Всего часов

Лек

ции

Семи

нары

1 Экономика: сущность, структура, проблемы

4

2

2

2 Рынок и государство в современной экономике

4

2

2

3 Основы предпринимательства

 

4

2

2

4 Экономические основы деятельности фирмы

4

2

2

5 Основные формы и источники доходов

2

2

-

6 Экономический рост

 

1

-

1

7 Инвестиции и рынок ценных бумаг 

2

2

-

 

8 Безработица и инфляция

 

1

-

1

9 Бюджет и налоги. Фискальная политика

3

1

2

10 Банковская система. Монетарная политика

1

1

-

11 Социальная политика

 

2

-

2

12 Проблемы перехода от централизованной экономики  к экономике рыночного типа  (на примере Казахстана)

 

6

3

3

                                      Итого                                                    

 

34

17 

17 

 

 

2 Методические указания к семинарским занятиям

Тема 1. Экономика: сущность, структура, проблемы

1 Понятие «экономика». Основные сферы экономической жизни общества.

2 Три проблемы экономической организации и их решение в рыночной, командной и смешанной экономике.

3 Факторы и ресурсы производства. Ограниченность ресурсов.

4 Общественный продукт и  его формы.

 

                                          Темы докладов

 

1 Средства производства и их современная структура.

2 Место и роль человека в экономике.

3 Собственность и ее место в системе экономических отношений.

4 Технологические возможности общества. Кривая производственных возможностей. 

5 Экономические ресурсы Казахстана и направления повышения их рационального использования.

 

Основная литература

 

1.     Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М., 1992.- т.1, гл. 2.

2. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1992. - т.1, гл. 2,3.

3. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – гл.1.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – гл. 2.

5. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – гл. 3, 9.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.:НОРМА, 2001.

          7. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2004. – тема 3.

          8. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах /  Под ред. М.Б. Кенжегузина. – Алматы, 2001. – т.1, гл. 5.

          9. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

 

Дополнительная литература

 

          1. Бекхожаева А. Экономико-статистическая оценка потенциала РК // Поиск. Сер. гуманит. науки. – 2001. - № 6.

          2. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его  трактовки //МЭМО. – 2001. - № 1.

          3. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. – 2003. - №2.

          4. Рузавин Г. К проблеме рационального выбора в экономике и других общественных науках // Вопросы экономики. – 2003. - № 8.

          5. Скуфьина Т., Баранов С. К вопросу о высоких технологиях, издержках легализации и путях их снижения // Вопросы экономики. – 2004. - № 2.

         6.  Сыздыков Б. Актуальные вопросы землепользования в РК // Саясат.- 2005. – 7.

         7. Силаева О. Факторы улучшения использования сырья черной металлургии // Саясат. – 2005. - № 7.

         8. Мукашев Т. Проблемы государственного регулирования развития сферы недропользования // Саясат. – 2005. - № 3.

          9. Ташимова Н. Вопросы формирования трудового потенциала страны // Транзитная экономика. – 2005. - № 1.

 

Очень часто, живя в окружении  экономики, мы  затрудняемся сказать, что это такое. Это обусловлено тем, что  экономика – емкое, многозначное понятие. Поэтому при подготовке первого вопроса темы, следует ознакомиться с рассматриваемыми  в учебной литературе  значениями данного термина ( Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 19- 29). Постарайтесь понять,  что общего и отличительного в терминах: экономика, политическая экономия, экономикс, экономическая теория.

Основными сферами экономической жизни общества являются производство, распределение, обмен и потребление. Важно понять  место и роль каждой сферы в экономике, а также их прямые и обратные связи  (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – С. 49- 53; 210-221; 247- 250; 274-279).

В любом обществе решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. Ответ на вопрос: Что производить? -определяется потребностями  общества. Ответ на вопрос: Как производить? - означает выбор ресурсов и технологии. Ответ на вопрос: Для кого производить?- определяется господствующими отношениями собственности,  от которых зависит способ распределения созданного продукта. Именно способы решения этих вопросов и определяют различия рыночной, командной и смешанной экономик. При подготовке второго вопроса семинарского занятия покажите, какая экономическая система является наиболее эффективной при решении названных проблем. Попытайтесь обосновать, почему именно смешанная экономика, основанная на неоднородности экономической структуры, в современных условиях на Западе теснит чистый капитализм (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 66-70).

Экономика – это наука об эффективном использовании редких (ограниченных) ресурсов. В третьем вопросе  семинарского занятия  необходимо дать характеристику четырем видам производственных ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Обоснуйте, почему деньги не являются производственным ресурсом. Обратите внимание на то, что взаимодействие между основными факторами производства (вовлеченными в производство ресурсами) определяется технологией, которая в свою очередь зависит от технического прогресса, позволяющего по-новому комбинировать факторы производства с целью выпуска конечного продукта.

     Покажите, в чем состоит проблема ограниченности ресурсов и как она связана с проблемой выбора в экономике. Следует отличать абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Проблему выбора иллюстрирует кривая производственных возможностей (трансформации). С ее помощью попытайтесь уяснить понятие «вмененные издержки» и раскрыть содержание закона возрастающих вмененных издержек. Важно понять, почему функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности и правильности выбора, а также какой смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность». Определите условия, при которых  возможно расширение границ производственных возможностей. Почему такое расширение экономисты определяют термином «экономический рост»?  Для ответа на поставленные вопросы используйте: Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.- С.66 – 70; Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.14-21.

В результате соединения факторов производства создаются продукты труда, совокупность материальных благ. Результатом функционирования  экономики в целом является общественный продукт. При подготовке четвертого вопроса семинарского занятия следует раскрыть экономическое содержание совокупного общественного продукта (СОП) как результата общественного труда. Покажите, как статистически исчисляется СОП. Охарактеризуйте рыночные формы выражения общественного продукта: валовой внутренний продукт (ВВП) и  валовой национальный продукт (ВНП). Определите натурально-вещественную структуру общественного продукта. Уясните отличия промежуточного и конечного продукта и покажите, какое значение играет выделение этих форм общественного продукта в определении реальных результатов общественного производства.

         Важно понять, что, появляясь в стадии производства, продукт проходит далее стадии распределения, обмена и потребления. Движение продукта образует реальное содержание и  динамику функционирования  экономической системы. Большое влияние на динамику оказывают размеры прибавочного продукта. В связи с этим следует ознакомиться с понятиями «необходимый продукт» и «прибавочный продукт», а также показать роль прибавочного продукта  в расширении производства.

 

 Тема 2. Рынок и государство в современной экономике

 

1 Рынок  и его роль в экономике. Условия, необходимые для эффективного функционирования рынка.

2 Рыночный механизм как механизм ценообразования. Уравновешивающая функция цены.

3 «Провалы рынка» и необходимость государственного регулирования.

4 Основные экономические функции  государства. Методы государственного регулирования экономики.

 

Темы докладов

 

1 Инфраструктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры в РК.

2 Несовершенная конкуренция и ее модели.

3 Естественные монополии и их регулирование государством.

4 Антимонопольная политика государства и ее особенности в Казахстане.

5 Общественные товары, их особенности и условия производства.

6 Внешние эффекты. Теорема Коуза.

 

Основная литература

 

          1. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

          2. Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001.

          3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

          4. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

          5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.:НОРМА, 2001.

          6. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2004.

          7. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001.

          8. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах /  Под ред. М.Б. Кенжегузина. – Алматы, 2001.

          9. Сабден О.С., Акбердин Р.З., Васильева Е.С. Рыночная экономика: Учебное пособие. – Алматы, 2001.

 

Дополнительная литература

 

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993.

2. Смит А. Исследование  о природе и причинах богатства народов. – М.: Эконов, 1993.

3. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации. – Алматы: Экономика, 2002.

          4. Бузгалин А., Колганов А. «Рыночноцентрическая» экономическая теория устарела // Вопросы экономики. – 2004. - № 3.

5. Садырбаева Г. Цели экономической политики государства в рыночной экономике // Транзитная экономика.- 2004. - № 6.

6. Магзумов Е. Децентрализация как важный фактор эффективности управления народным хозяйством // Саясат. – 2005. - № 1.

7. Кубаев К. Экономическая власть и ее реализация // Саясат. – 2005. - № 3.

8. Кажикен М. Планирование – важнейший инструмент государственного регулирования. - Аль-Пари. – 2001. - №  1-2.

 

  По первому вопросу семинарского занятия при раскрытии сущности рыночных отношений надо иметь в виду, что в экономической литературе приводятся разнообразные определения. Следует исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в  собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования рыночной экономики. Попытайтесь перечислить основные отношения, образующие рыночные отношения в широком смысле слова (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 94 -95; Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002. – С.295-297).

  Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Это   ступени познания одного и того же объективного процесса. Охарактеризуйте функции и роль рынка в экономике (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. –С.87-90).

Необходимо выделить четыре исторических условия возникновения рынка:  общественное разделение труда, экономическую обособленность рыночных субъектов, разрешение проблемы трансакционных издержек, самостоятельность производителя – экономическая свобода. Наряду с этими общими условиями, следует показать, каковы  условия, обеспечивающие на современном этапе  ведение цивилизованных рыночных отношений (многообразие форм собственности и хозяйствования, демократизация хозяйственных отношений, развитая рыночная инфраструктура и т.п.).

    Во втором вопросе следует исходить из того, что рыночный механизм  -это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. Особенность рыночного механизма в том, что каждый его элемент связан с ценой. Обратите внимание на то, что цена – это категория историческая и само понятие цены испытывало на себе влияние методов  ее установления, называемых механизмом ценообразования. В экономической науке и практике сформировалось два основных подхода к установлению цен: затратный и рыночный. Постарайтесь разобраться  в том, что отличает эти два способа ценообразования (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – С. 129-132, 139-142, 151- 154).

  Охарактеризуйте понятия «спрос», «предложение», «величина спроса», «величина предложения», выясните, в чем состоит закон спроса и закон предложения, каким образом они установлены, покажите, какие факторы влияют на величины спроса и предложения. Центральное место при изучении второго вопроса темы занимает категория «свободной рыночной цены». Покажите, как формируется равновесная цена на основе взаимодействия спроса и предложения. Тождественны ли понятия «равновесная цена» и «справедливая цена»? Важно также понять, что кроме цены на рынке, действуют и неценовые факторы, приводящие к смещению кривых спроса и предложения, вызывающие в свою очередь  изменение равновесных цен.

Одна из важнейших функций цены в рыночной экономике – уравновешивающая. Существуют два подхода к описанию механизма установления и поддержания равновесия: по Вальрасу и по Маршаллу. Покажите, в чем их различие (Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001. – С. 36-40).

 Рассмотрение третьего вопроса семинарского занятия начните с характеристики несомненных достоинств рыночного механизма. Далее следует понять, что вместе с тем хозяйственный механизм рыночного типа  - не идеальная  конструкция. Экономическая наука устанавливает ряд общих черт рыночной несостоятельности – «провалов». Основные из них и попытайтесь охарактеризовать. Именно наличие таких «провалов» делает необходимым вмешательство государства в экономическую жизнь в условиях рыночной экономики. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

  Причины, вызывающие необходимость государственного регулирования,  целесообразно разделить на две группы: 1) существование в рыночной системе областей, где рыночный механизм не работает совсем; 2) наличие негативных последствий работы рыночного механизма. Подумайте над тем, какие конкретно причины относятся к каждой из названных групп.

Обосновав необходимость государственного регулирования, необходимо определить допустимые пределы государственного вмешательства в экономику. Относительно масштабов такого вмешательства  идет постоянная дискуссия. Исторически сложились два ведущих методологических подхода к  регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианское и неоклассическое направления. Покажите, в чем их сходство и различие  (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.- С.261-265). Важно подчеркнуть, что оба направления рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающей определенной собственностью и хозяйственными функциями.

            При подготовке четвертого вопроса  семинарского занятия  следует уяснить, что экономические функции государства определяются «провалами» рынка. Обратите внимание на такие функции государства: регулирование внешних эффектов, удовлетворение потребностей в общественных товарах, достижение эффективности функционирования производства, справедливости распределения доходов, экономической стабильности (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С.268-287).

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта  регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на административные и экономические.  Следует уяснить специфику административного и экономического регулирования, обосновать преимущества экономических методов регулирования в условиях рыночной экономики, а также попытаться выявить в ней сферы, где эффективны административные методы (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – С.431 – 436).  Важно подчеркнуть, что  государственное регулирование рыночной экономики  должно опираться  на комплексное использование имеющихся методов и инструментов регулирования.

 

   Тема 3. Основы предпринимательства

 

1 Сущность предпринимательства. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.

2 Собственность и формы бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3 Малый бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы развития в Казахстане.

4 Государственная поддержка предпринимательства и ее состояние в Казахстане.

 

Темы докладов

 

1 Акционерное общество и акционерный капитал. 

2 Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое предпринимательство.

3 Крупный, средний и малый бизнес и связь между ними.

4 Риски в предпринимательской деятельности. Методы снижения рисков.

 

Основная литература

 

1. Арутюнова Г.И. Экономическая теория. Для студентов технических вузов. Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003.

2. Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001.

3. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров, 1994.

          4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.:НОРМА, 2001.

          6. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002.

           7. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах /  Под ред. М.Б. Кенжегузина. – Алматы, 2001.

           8. Сабден О.С., Акбердин Р.З., Васильева Е.С. Рыночная экономика: Учебное пособие. – Алматы, 2001.

          9. Мамыров Н.К, Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. В 4-х кн. Кн. 1. Государство, предпринимательство и общество. – Алматы: Экономика, 2002.

          10. Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. – Алматы: ЮРИСТ, 2004.

           11. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: «Инфра –М». – 1997.

 

Дополнительная литература

 

1. Байнеева П. Целевой подход и современные принципы государственной поддержки малого предпринимательства // Транзитная экономика.- 2005. - № 2.

2. Дауренов И., Рудецких А. Сегодня и завтра малого бизнеса // Континент. – 2002. – № 6.

3. Смагулова Н. О некоторых методологических принципах развития предпринимательства // Транзитная экономика.- 2005. - № 2.

4. Кольбаев М. Факторы развития предпринимательства // Транзитная экономика.- 2005. - № 5-6.

5. Сулейменова У. Проблемы развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса // Транзитная экономика.- 2005. - № 5-6.

6. Байниева М. Малый бизнес как фактор развития конкуренции // Саясат. -2005. - № 7.

7. Алибекова А. Сельскохозяйственное производство: формы государственной поддержки // Саясат. – 2005. – № 3.

8. Жанузакова З. Политика государства обеспечения стабильности отношений собственности // Транзитная экономика.- 2004. - № 4.

 

При подготовке первого вопроса семинарского занятия обратите внимание, что, хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. Стоит проследить, как менялись представления о сущности предпринимательства (Арутюнова Г.И. Экономическая теория. Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003. – С.179-183). Особое внимание уделите взглядам Й. Шумрпетера, который подчеркивал, что предпринимательство -  это сложное многоаспектное явление, это не просто вид деятельности, а еще и определенный стиль и тип поведения.

     Подумайте над вопросами: тождественна ли фигура предпринимателя фигурам собственника и менеджера? что сегодня важнее для предпринимательства - собственность или контроль над производством и распределением созданного продукта ? (Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров, 1994.- гл.8, § 3).

Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности. Раскрывая второй вопрос темы, следует понять, что само многообразие – явление объективное, поскольку выступает следствием развития производительных сил. Есть производительные силы общественного, общегосударственного назначения и использования, есть коллективно-группового, наконец, частного индивидуального применения. В соответствии с этим получают развитие и разнообразные формы собственности и предпринимательства: государственная, коллективная, индивидуально-частная, частно-корпоративная и другие. Тем самым задается многосубъектность реальных экономических отношений, формирующих рыночную экономику смешанного типа. Покажите, какую роль играет в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике процесс приватизации государственной собственности.

Все виды предпринимательства можно классифицировать по следующим признакам: а) по форме образования капитала; б) по сферам приложения капитала. Первый признак определяет организационно-правовые формы предпринимательства. Следует рассмотреть существующие в современных условиях организационно-правовые формы предприятий с позиций учредителей, источников образования капитала и имущества, ответственности за результаты хозяйственной деятельности, а также показать достоинства и недостатки каждой организационно-правовой формы  (Михайлушкин А.И., Шамко П.Д  . Экономика: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001. – С.97-100).  Обратите внимание на государственное предпринимательство и постарайтесь уяснить, чем отличаются бюджетные предприятия, государственные корпорации, смешанные компании и в чем заключаются сильные и слабые стороны государственного предпринимательства (Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров, 1994.- Гл.8, § 4).

  Необходимо также ознакомиться с законами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность различных организационно-правовых форм предприятий (Законы РК «Об индивидуальном предпринимательстве», «Об акционерных обществах», «О производственном кооперативе»,  «О хозяйственных товариществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» // Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. – Алматы: ЮРИСТ, 2004).

Понимание роли малого предпринимательства (МП) требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Чтобы говорить о  роли и значении МП в экономическом развитии любого государства, необходимо определить - что относится к малому бизнесу и каковы его критерии. МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития, которые при подготовке третьего вопроса семинарского занятия следует выделить.

         "Число малых и средних предприятий в Казахстане должно составлять как минимум 50% в структуре отечественной экономики, что позволит легче пережить колебание мирового рынка" – считает Президент Н.А. Назарбаев. Насколько сегодня приблизилось развитие малого предпринимательства в нашей стране к данной отметке,  следует показать, изучив статистические материалы, а также статьи и монографии казахстанских ученых  (Мамыров Н.К, Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. В 4-х кн. Кн. 1. Государство, предпринимательство и общество. – Алматы: Экономика, 2002 и другие). Покажите, какие проблемы сдерживают  развитие малого бизнеса и как они могут быть решены.

Эффективное функционирование МП требует поддержки в первую очередь со стороны государства. Для того, чтобы разобраться в особенностях государственной политики поддержки малого предпринимательства в РК, следует изучить Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» (Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. – Алматы: ЮРИСТ, 2004), а также познакомиться с некоторыми статьями, рекомендованными в списке дополнительной литературы к данной теме (например, Байнеева П. Целевой подход и современные принципы государственной поддержки малого предпринимательства // Транзитная экономика.- 2005. - № 2; Алибекова А. Сельскохозяйственное производство: формы государственной поддержки // Саясат. – 2005. – № 3  и другие).

Обратите внимание на то, что стратегическая цель развития малого предпринимательства в РК заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также в увеличении занятости трудоспособного населения республики. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;  развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;  создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;  налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга; развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов.

 

       

 Тема 4. Экономические основы деятельности фирмы

 

1 Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.

2 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде.

3 Виды издержек. Эффект масштаба производства.

4 Доход  и прибыль фирмы и их виды. 

5 Понятие эффективности производства. Показатели эффективности.

 

Темы докладов

 

1 Понятия «предприятие « и «фирма», их связь.

2 Основные цели функционирования фирмы в рыночной экономике.

3 Прибыль как цель производства. Источники прибыли.

4 Факторы производства и их влияние на прибыль.

5 Правила минимизации издержек и максимизации прибыли.

 

Основная литература

 

1. Арутюнова Г.И. Экономическая теория . Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003.

          2. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

          3. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.:НОРМА, 2001.

          5. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002.

          6. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

 

Дополнительная литература

 

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - т.2, гл. 24.

2. Самуэльсон П. Экономика. - гл. 22.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - гл. 7, 8.

4. Лиухто К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности

предприятия на его эффективность // Вопросы экономики. – 2000. - № 1.

 

 

В процессе функционирования фирм предполагается бесчисленное множество вариантов использования факторов в различных комбинациях. Множественность комбинаций обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства с тем, чтобы достичь наибольшего выхода  продукции. Для этого используется производственная функция. При изучении производственной функции следует выделить общие свойства производственных функций, рассмотреть двухфакторную производственную функцию и ее графическое изображение (изокванту). Обратите внимание на то, что производственная функция характеризует зависимость физического объема производства  от использования факторов производства не только по отношению к отдельной фирме, но и пропорцию между этими величинами  в масштабах общества. В качестве примера можно рассмотреть производственную функцию Кобба-Дугласа (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – С. 244-245).

  Процесс затухания кривой роста производственной функции в экономической теории известен как закон убывающей предельной производительности факторов производства. Для понимания сущности данного закона необходимо уяснить понятие «предельного продукта» фактора производства. Не стоит абсолютизировать закон убывающей производительности. Важно понимать, что он  действует тогда, когда  не обеспечивается динамический технический прогресс, а также при фиксированности как минимум одного из факторов производства. Для более глубокого изучения данного вопроса  обратитесь к учебнику Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. –С. 53-56.

  Любой предприниматель стремится использовать оптимальное соотношение факторов производства. Чтобы рассмотреть данную проблему, необходимо ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1.Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема продукции с наименьшими издержками? 2. Какое сочетание ресурсов будет максимизировать прибыль? (Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.134-136).

Ответ на  второй вопрос семинарского занятия начните с характеристики  экономической природы  издержек фирмы. В современных условиях трактовка данной категории большинством экономистов связана с проблемой редкости ресурсов и альтернативного выбора.

К измерению издержек производства существуют разные подходы, среди которых можно выделить подход экономистов, ориентированных на перспективу фирмы,  и подход бухгалтеров, которых интересуют прежде всего текущие  финансовые отчеты и балансы фирмы, т.е. ее ретроспектива. Экономисты определяют экономические издержки, а бухгалтеры – бухгалтерские. Следует установить различие между этими видами издержек, а также попытаться понять, как категория «экономических издержек» связана с издержками упущенных возможностей (Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001.- С. 110-112).

Важным критерием классификации издержек фирмы является их связь с изменением количества занятых ресурсов. С позиций данного критерия издержки делятся на постоянные и  переменные. Обратите также внимание на такие виды издержек, как валовые (общие), средние и предельные.  При  изучении издержек следует не только выяснить сущность каждого вида, но и ознакомиться с их графическим изображением, а также с графическими моделями, описывающими зависимости между различными видами издержек  в краткосрочном и долгосрочном периодах (Арутюнова Г.И. Экономическая теория. Для студентов технических вузов: Учебник.-М.: Междунар. отношения, 2003. –С.42-53; Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001.- С.120-123). Вопрос будет усвоен более глубоко, если Вы разберетесь с методами анализа безубыточности производства, использующими валовые и предельные показатели издержек.

Ознакомьтесь с понятием «информационная экономика», обратите внимание на то, что ценность информационных товаров  и услуг определяется информационным наполнением, или относительной плотностью. Объясните, как рассчитывается относительная плотность и почему рост информационноемкости произведенного продукта сопровождается  ростом прибыльности. (Арутюнова Г.И. Экономическая теория. Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003. –С.61).

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия  следует иметь в виду, что существуют различные теории прибыли.  Наиболее удачно и четко их классификация представлена в учебнике: Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.- С. 167-168. Из анализа рассматриваемых трактовок прибыли важно понять, что прибыль - есть результирующая различных факторов влияния.

Деление издержек на бухгалтерские и экономические  является основой для понимания сущности бухгалтерской и экономической прибыли, способов их определения. Постарайтесь разобраться, почему положительная экономическая прибыль является наиболее точным индикатором эффективности работы предприятия. Важно также понять, что нормальная прибыль не является прибылью в сугубо экономическом смысле слова. Если Вам удастся усвоить экономическую сущность нормальной прибыли, то  Вы сможете объяснить, почему нормальную прибыль часто называют нормальным доходом на капитал или альтернативными издержками капитала.

При анализе доходов предприятия обычно оперируют понятиями  «валовой доход», «средний доход», «предельный доход». Различение валовых и предельных доходов имеет важное значение в связи с  действием закона убывающей доходности. Попробуйте объяснить, как связаны между собой динамика предельного и валового дохода, при каком значении предельного дохода валовой доход будет максимальным.

Важнейшей характеристикой производства является эффективность. Именно рост эффективности, получение большего результата при меньших затратах характеризует экономический прогресс в условиях ограниченности ресурсов. При рассмотрении четвертого вопроса семинарского занятия обратите внимание, что существуют общие и частные показатели эффективности. Применительно к фирме к общим показателям относятся показатели нормы прибыли и нормы рентабельности, а к частным  - показатели эффективного использования различных ресурсов (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, энергоемкость и другие).

 

Тема 5.  Экономический рост. Безработица и инфляция

 

1 Экономический рост. Факторы  и типы экономического роста.

2 Экономический цикл. Виды циклов.

3 Безработица как результат нарушения макроэкономического равновесия.

4 Сущность, виды  и последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

 

Темы докладов

 

1 Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

2 Основные макроэкономические показатели.

3 Методы исчисления ВНП.

4 Инновации и интенсивный тип роста.

5 Новое качество экономического роста.

6 Государственное антициклическое регулирование.

7 Изменение основных макроэкономических показателей на различных фазах цикла.

8 Теневая экономика: причины, формы, последствия.

9 Государственная политика занятости, ее особенности в Казахстане.                                                                    

10 Тенденции изменения уровня безработицы в Казахстане.

      11 Особенности и динамика инфляции в Казахстане.

 

Основная литература

 

1. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. – Астана: Елорда, 2006.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. – Астана. – 2003.

3. Арутюнова Г.И. Экономическая теория . Для студентов технических вузов. Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003.

     4. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

     5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М., 1992.- т.1.

     6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

     7. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.: НОРМА, 2001.

    9. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д.Камаева. – М., 1994.

    10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993.

    11. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2004.

    12. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

 

Дополнительная литература

 

1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.                          

2. Бискультанов К. Факторы устойчивого экономического роста // Транзитная экономика.  – 2004. - № 3.

3. Фрезоргер Е. Государственные институты в системе реализации устойчивого экономического роста Казахстана // Транзитная экономика.- 2004. - № 3.

4. Ташимова Н. Региональные аспекты экономического роста // Транзитная экономика.- 2004. - № 3.

5. Алыкпашев Ж. Инфраструктура интеллектоемких отраслей – важнейший фактор экономического роста // Саясат. – 2005. - № 2.

6. Адамбекова А. Основные императивы устойчивого роста // Транзитная экономика. – 2004. - № 3.

7. Исахметов Т. Активация инновационной политики// Саясат. – 2005. - № 7.

8. Дузбаева М. Факторы и условия достижения макроэкономического равновесия//  Транзитная экономика. – 2005. - № 1.

9. Любимцев Ю.Финансово-экономическая политика преодоления трансформационного кризиса // Экономист. – 2000. - № 12.

10. Темирханов Е. Направления повышения эффективности национальной экономики //  Транзитная экономика. – 2004. - № 1.

11. Сулейменова Г. Институциональная среда внелегальной экономики  //  Транзитная экономика. – 2005. - № 3.

12. Ахметов Н. Эффективное использование трудовых ресурсов в экономической системе // Транзитная экономика.- 2004. - № 1.

13. Тулегенов Б., Бельгибаева Ж. Современная ситуация на рынке труда и особенности перемещения рабочей силы в Казахстане // Транзитная экономика.- 2004. - № 2.

14. Исагалиев А. Основные направления согласованной стратегии развития общего рынка труда // Транзитная экономика.- 2005. - № 5-6.

15. Турганова Р. Сущность рынка труда и ее особенности в современных условиях // Транзитная экономика.- 2005. - № 5-6.

16. Жуманова Б., Абаева Г. Государственное регулирование занятости в период становления рыночной экономики// Транзитная экономика.- 2005. - № 3.

17. Бисеков А. Вопросы регулирования занятости и региональные модели рынка труда // Саясат. – 2005. - № 7.

18. Жунисбекова Л. Финансовая либерализация как угроза финансовой стабильности Казахстана //Саясат. – 2005. - № 7.

19. Айтказы Д. Денежно-финансовые проблемы макроэкономической стабилизации // Транзитная экономика.- 2005. - № 1.

 

При подготовке первого вопроса плана следует усвоить: как понимается термин «экономический рост», каковы цели экономического роста и его основные типы, что представляют собой факторы экономического роста и каковы тенденции их динамики  в современных условиях.

Обратите внимание, что  теория экономического роста призвана ответить на вопросы: Какова цена расширения производства? Не чрезмерны ли затраты, за счет которых человечество получает приращение материальной культуры? Каким образом можно увеличить объем производственных мощностей или ВНП в условиях полной занятости? Поиск ответов на эти вопросы поможет связать проблему экономического роста с проблемой ограниченности ресурсов. Подумайте над вопросом: почему экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов?

Важно понять, что  классификация факторов экономического роста не является чем-то завершенным и незыблемым. Значение каждого из многих существующих факторов экономического роста в различные периоды и в различных странах весьма неодинаково. Например, подмеченная многими экономистами зависимость научно-технического прогресса (НТП) и других факторов  ставит под сомнение корректность  автономных оценок их вкладов. С одной стороны,  фактор НТП автономен, так как развивается по собственным законам. С другой  стороны, НТП неотделим  от других производственных ресурсов, материализуясь в повышении их качества. Подробнее об этом смотрите  Фишер С. и др. Экономика. - М., 1993. - С. 661-664; Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д.Камаева. – М, 1994. -  С. 350-355.

Наряду с факторами, стимулирующими экономический рост, есть факторы, сдерживающие его. При подготовке вопроса о факторах, замедляющих экономический рост, попробуйте сравнить экономический рост  на примере  США и бывшего СССР, чтобы представить различия в факторах экономического роста в условиях рыночной и административно-командной экономик. Глубоко вникнуть в данную проблему поможет  учебник Макконнел К., Брю С. Экономикс. - М., 1992. - т.1. - С. 386-390.

         В современных условиях в теории экономического роста особое место отводится  инвестиционным факторам, обеспечению высокой инвестиционной активности.  Следует уяснить, что такой подход базируется на теории мультипликатора, и  разобраться в работе механизма, порождающего мультипликативный эффект.

При  изучении второго вопроса семинарского занятия  главной задачей является  объяснение  сути макроэкономической динамики, которая представляет собой процесс приспособления экономики к нарушениям равновесия. Если теория экономического роста исследует факторы и условия роста как долговременной тенденции, то теория цикла – причины колебаний экономической активности во времени.

Несмотря на различное толкование причин циклических колебаний в экономике (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.- С. 330 – 349), следует уяснить, что неравномерность самодвижения  экономической системы определяется  социотехническим характером самой системы. Речь идет о наличии в структуре экономической системы  материально-технического и человеческого факторов, которые сами развиваются циклически и придают циклический характер развитию всей экономической системы.

Необходимо познакомиться с основными чертами фаз промышленного цикла, выяснить особенности протекания этих фаз в современных условиях. Важно понять, что важнейшей фазой цикла является кризис. Он не только обнаруживает предел развития экономики, но и  дает импульс  ее развитию, разрешая накопившиеся экономические противоречия. Обратите внимание на то, что такие явления, как государственное регулирование экономики, превращение инфляции и безработицы в хронические процессы, принципиальные изменения экономических структур в ходе НТП, привели в ХХ веке к изменению классического делового цикла, и попытайтесь охарактеризовать основные отличительные признаки модифицированного цикла.

Следует уделить внимание новым видам кризисов, появившихся в первой половине 70-х годов ХХ века – структурным, аграрным, энергетическим и другим. Попытайтесь показать, какое влияние вышеназванные кризисы оказывают на общее состояние промышленного производства, как они изменяют традиционную картину циклического развития.

Одной из наиболее сложных проблем данного вопроса является анализ  различных по продолжительности циклов (коротких, средних, длинных) и уяснение их взаимного влияния друг на друга. Наибольшие трудности при описании причин и механизма колебаний возникают применительно к «большим циклам конъюнктуры». Об истории теории длинных волн и ее современном развитии смотрите Арутюнова Г.И. Экономическая теория . Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003.- С. 292-295.

Применительно к современной экономике  России и Казахстана часто используют термин «трансформационный кризис». Постарайтесь понять, как  экономисты определяют специфику данного кризиса и  пути его преодоления (Любимцев Ю. Финансово-экономическая политика преодоления трансформационного кризиса // Экономист. – 2000. - № 12. –С.47).

         При рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия необходимо начать с того, что для рыночной экономики неприемлема стопроцентная занятость. Назовите причины, по которым ликвидировать безработицу не  возможно. Таким образом, следует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждый желающий  получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации. Обоснуйте, как циклические колебания деловой активности влияют на уровень безработицы и почему циклическую безработицу считают настоящей безработицей. Безработица порождает существенные потери для общества. Для определения экономических потерь в мировой практике используется закон Оукена. Необходимо разобраться, какую зависимость он отражает.

         В современной экономической теории существуют различные подходы (концепции) к регулированию занятости, с которыми необходимо познакомиться, чтобы четко представлять, какие меры для снижения безработицы они предлагают (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.- С. 216-220).

Используя работы казахстанских ученых, покажите, в чем особенности занятости и безработицы в РК и  каковы основные направления политики занятости в нашей стране (Ахметов Н. Эффективное использование трудовых ресурсов в экономической системе // Транзитная экономика.- 2004. - № 1; Жуманова Б., Абаева Г. Государственное регулирование занятости в период становления рыночной экономики// Транзитная экономика.- 2005. - № 3; Исагалиев А. Основные направления согласованной стратегии развития общего рынка труда // Транзитная экономика.- 2005. - № 5-6. и другие).

Инфляция – это еще одно проявление нарушения экономического равновесия в рыночной системе. При характеристике инфляции следует исходить из того, что инфляция – сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Подумайте над тем, что можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен в рыночной экономике. Обратите внимание на то, какую роль в поддержании и развитии инфляции имеют инфляционные ожидания экономических субъектов.

Современная экономическая теория выделяет большое количество видов инфляции, используя для этого различные критерии. С достаточно полной классификацией видов инфляции можно ознакомиться в учебнике: Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.- С. 386-389. Особое внимание следует уделить инфляции спроса и инфляции издержек, механизмам их развития.

Особый интерес в данном вопросе представляет связь между безработицей и инфляцией, выраженная кривой Филлипса. Попытайтесь разобраться в том,  как представители различных направлений экономической теории объясняют эту связь,  как влияет на отношение к кривой Филипса появление в экономике развитых стран в 70-80-у годы таких явлений,  как  стагфляция и слампфляция  (там же.-С.391-396).

При характеристике последствий инфляции (там же. – С.389-391) следует учесть, что инфляция влияет не только на положение потребителей, но оказывает очень  серьезное влияние на экономику, ломая рыночный механизм саморегуляции. Попытайтесь объяснить, почему это происходит.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Известны три направления антиинфляционной политики, основанные на трех важнейших концепциях экономической мысли: кейнсианское, монетаристское и структуралистское (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С.344-349). Важно понять, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами.

 

Тема 6. Бюджет и налоги. Фискальная политика

 

1 Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит: причины образования и способы финансирования.

2 Налоговая система, ее структура и функции. Принципы  налогообложения. Виды налогов.

3 Стимулирующая и сдерживающая налоговая политика. Налоговый мультипликатор.

4 Цели и инструменты фискальной политики.

 

Темы докладов

 

1 Государственный бюджет в РК.

2 Государственный долг и его обслуживание. Государственный долг в РК.

3 Финансовая политика в Казахстане: цели и результаты.

4 Налоговая система и налоговая политика в Казахстане.

 

 

 

Основная литература

 

1. Арутюнова Г.И. Экономическая теория . Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар. отношения, 2003.

           2. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

          3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.:НОРМА, 2001.

          6. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002.

7. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане : Учебное пособие. – Алматы: «LEM», 2002.       

8. Налоговый кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2002.

 

Дополнительная литература

 

1. Аймаков Б. Становление и развитие налоговой системы Казахстана // Вестник по налогам и инвестициям. – 2001. -№ 3-4.

2. Елубаева Ж.М. Экономическое содержание понятия «налоговая политика» // Налоговый эксперт. –2001. - № 6.

3. Заболоцкий А.А. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоговый эксперт. –2001. - № 11.

4. Нарушев Б. Эффективность налоговой системы в современных условиях // Транзитная экономика.- 2005. - № 2.

5. Рогачева А. Проблемы стабилизации финансовой системы // Транзитная экономика.- 2004. - № 1.

6. Аханов С. Формирование эффективного финансового сектора: модель «догоняющего развития» // Саясат. – 2005. - № 7.

7. Бурлаченко С. Эволюция структуры государственного бюджета Республики Казахстан // Саясат. – 2005. - № 3.

8. Горский И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики. – 2002. - № 7. – С. 71-72.

 

При подготовке первого вопроса семинарского занятия следует рассмотреть содержание и структуру государственного бюджета, его доходную и расходную части, условия его сбалансированности. Покажите, при каких условиях государственный бюджет может столкнуться  с проблемой дефицита, каковы возможные пути  покрытия дефицита, к каким последствиям для экономики может привести использование тех или иных способов финансирования дефицита бюджета  (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С.385-393). Постарайтесь также разобраться с содержанием категории «государственный долг», рассмотреть структуру последнего и  уяснить в каком случае государство прибегает к рефинансированию и  конверсии государственного долга. Выясните особенности государственного бюджета РК (Бурлаченко С. Эволюция структуры государственного бюджета Республики Казахстан // Саясат. – 2005. - № 3).

Важно понять, что в условиях развитой рыночной экономики бездефицитность бюджета не означает полного ее благополучия: экономическое здоровье страны определяется долгосрочными процессами, связанными с изменениями воспроизводственного цикла. Главной целью финансовой политики является сбалансированность экономики в целом, а не бюджета, обеспечение неинфляционной занятости, даже если эта цель достигается  дефицитом бюджета и нарастающим государственным долгом.  Государственный бюджет в современных условиях рассматривается  не как конечная цель, а как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности.

Налоги образуют основную часть доходов государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание  любого государства к формированию налоговой системы и  налоговой политики. Налоговая система строится на определенных принципах, важнейшие из которых сформулированы еще А.Смитом (Арутюнова Г.И. Экономическая теория. Для студентов технических вузов: Учебник. – М.: Междунар.отношения, 2003. –С. 312-313). Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом времени. Покажите, на каких принципах строится современное налогообложение (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С.396-397).

Выясните, как происходило становление и развитие налоговой системы Казахстана и каково ее современное состояние (Аймаков Б. Становление и развитие налоговой системы Казахстана // Вестник по налогам и инвестициям. – 2001. -№ 3-4; Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане : Учебное пособие. – Алматы: «LEM», 2002; Налоговый кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2002).

На практике налогообложение выполняет несколько функций (Заболоцкий А.А. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоговый эксперт. –2001. - № 11), в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Обратите внимание, в исследованиях встречается мнение, что фискальная функция налогов самодостаточна. Объясняется это, тем, что государство обязано принимать во внимание возможность получения ресурсов в будущем. Переоблагая экономику сегодня, оно лишает себя будущих доходов. Поэтому грамотное фискальное действие налогов предполагает развитие производства и обеспечение условий для роста налоговых поступлений  (Горский И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики. – 2002. - № 7. – С. 71-72).

Самым важным элементом налоговой системы является налоги. В современной экономике существуют различные виды налогов. Самая общая классификация налогов представлена  в учебнике: Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 394- 395. Используя Налоговый Кодекс РК, попытайтесь сравнить применяемые в Казахстане налоги и налоговые ставки с мировой практикой и ответить на вопрос: соответствует ли наша налоговая система мировым стандартам? (Нарушев Б. Эффективность налоговой системы в современных условиях // Транзитная экономика.- 2005. - № 2).

Ответ на третий вопрос семинарского занятия предполагает знакомство с кривой Лаффера, а также уяснение механизма реализации стимулирующей и сдерживающей налоговой политики и понимания того, при каком состоянии экономики следует применять каждый из названных видов налоговой политики.

     При рассмотрении четвертого вопроса семинарского занятия следует выяснить сущность фискальной политики, ее основные цели и инструменты, рассмотреть ее виды: дискреционную и автоматическую. Охарактеризуйте механизм осуществления  названных видов фискальной политики. Объясните, почему в кейнсианской концепции  меры фискальной политики выдвигаются на первое место в системе инструментов госрегулирования и  почему монетаристы  не отдают им предпочтение. Обратите внимание на особенности фискальной политики в Казахстане, попытайтесь проследить, как менялось ее место в системе форм государственного регулирования казахстанской экономики.

 

Тема 7. Социальная политика

 

1 Уровень и качество жизни. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

2 Неравенство в доходах. Богатые и бедные. Средний класс. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.

3 Проблема социальной защищенности. Роль государственной политики в формировании и перераспределении доходов.

4 Социальное страхование. Система социального обеспечения.

 

Темы докладов

 

1        Уровень и качество жизни в Казахстане.

2        Политика социальной защиты населения в РК.

3        Дифференциация доходов населения Казахстана.

4        «Средний класс» в Казахстане: проблемы становления.

 

 

 

Основная литература

 

1. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. – Астана: Елорда, 2006.

2. Казахстан на пути ускоренной экономической,социальной и политической модернизации. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. – Астана: Елорда,  2005.

3. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

          4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

          5. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

          6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. для вузов. – М.: НОРМА, 2001.

          7. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002.

          8. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

 

Дополнительная литература

 

1. Алимбаева А., Притворова Т., Бектлеева Д. Средний класс в Казахстане: оценка доходных границ // Транзитная экономика. – 2001. - № 1.

2. Гайсина С. Социально-экономические проблемы становления среднего класса в Казахстане // Труд в Казахстане. – 2003. - № 9.

3. Бекхожаева А.К. Уровень жизни и проблема бедности. Исследования мирового опыта // Саясат. – 2002. - № 4.

4. Мухамеджанова А. Человеческий капитал как приоритетный фактор реформирования экономики // Саясат. – 2002. - № 3-4.

5. Смирнов С. «Средний класс» в Казахстане: проблемы становления // Саясат. – 2005. - № 7.

6. Мухтарова А. Распределение доходов населения Казахстана // Саясат. – 2005. - № 3.

7. Дорохова Е.И. Что отражает официальный показатель уровня  бедности в Республике Казахстан?// Вестник КазГУ. Сер.  экономическая.- 2002.

8. Карамбетова Ж. Методы регулирования рынка медицинских услуг // Саясат. – 2005. - №  3.

9. Тулегенов А. Механизмы повышения эффективности системы здравоохранения Казахстана // Саясат. – 2005. - № 3.

10. Мельдебеков А. Трудовой потенциал страны и развитие рекреационной деятельности // Саясат. – 2005. - № 3.

11. Жармакина Ф. Социальная цена казахстанской модернизации // Саясат. – 2005. - № 2.

12. Шахаман З. Социальная ответственность государства перед обществом: новые возможности // Саясат. – 2005. - № 2.

13. Жаркымбаева Р. Политика Казахстана в сфере образования: реальность и перспективы // Саясат. – 2005. - № 5.

 

Большинство стран в мире ориентируется на построение социально ориентированной рыночной экономики. Рассмотрение темы начните с выяснения, что собой представляет такая экономика.

 Теоретики социально ориентированной экономики  рассматривают рынок не как самоцель, а как средство для достижения социальных целей. Показателями цивилизованности и социальной ориентированности являются уровень и качество жизни. Рассмотрите эти понятия, покажите, в чем различие между ними, выясните, какие показатели характеризуют уровень и качество жизни населения (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.-С. 301- 304). Важными  критериями оценки уровня жизни являются показатели величины минимальной потребительской корзины, прожиточного минимума, черты бедности.

Постоянную дифференциацию доходов, имущественное расслоение можно рассматривать как один из законов рыночной экономики. Обоснуйте, чем определяется действие данного закона, а также в чем заключается смысл понятий «социальная справедливость» и «социальное равенство» в условиях рыночной системы. Поясните, почему главное звено в социальной политике государства - политика формирования доходов населения.

Попытайтесь ответить на вопрос: как оценивать степень неравномерности доходов населения с помощью кривой Лоренца? Используя данные  о дифференциации доходов из статистических сборников, попробуйте сами построить кривую Лоренца для разных годов применительно к распределению доходов в РК. Ознакомьтесь со способом расчета коэффициента Джини, поинтересуйтесь, каково его значение в современных условиях для  Казахстана  (Мухтарова А. Распределение доходов населения Казахстана // Саясат. – 2005. - № 3).

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Следует выяснить, каков критерий отнесения граждан в группу бедных  и каков уровень бедности в Казахстане (Бекхожаева А.К. Уровень жизни и проблема бедности. Исследования мирового опыта // Саясат. – 2002. - № 4; Дорохова Е.И. Что отражает официальный показатель уровня  бедности в Республике Казахстан?// Вестник КазГУ. Сер.  экономическая.- 2002). Рассмотрите понятие «средний класс». Каковы критерии отнесения граждан к среднему классу? Существует ли средний класс в РК? Для ответа воспользуйтесь статьями: Гайсина С. Социально-экономические проблемы становления среднего класса в Казахстане // Труд в Казахстане. – 2003. - № 9; Смирнов С. «Средний класс» в Казахстане: проблемы становления // Саясат. – 2005. - № 7.

    Государственная социальная политика  реализуется через формирование эффективной системы социальной защиты. Социальная защита в первую очередь направлена на обеспечение социальных гарантий. Покажите, какие социальные гарантии должно обеспечивать государство в РК (Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2002. – С.398-405).

Системное использование государственных методов регулирования доходов населения включает регулирование заработной платы, налогообложение, индексацию доходов и трансфертные платежи. Покажите, как используется  каждый из перечисленных инструментов в политике доходов (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – С.454- 458). Обратите внимание, что значение социальных трансфертов  в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно. Постарайтесь объяснить, почему ряд иностранных экономистов считают, что увеличение трансфертных выплат наносит  вред населению?  Считаете ли Вы вложения в «человеческий капитал» более эффективным способом повышения доходов населения, нежели социальные трансферты?

Система социальной защиты  состоит  из подсистем: социального страхования и  социального вспомоществования. Следует показать, чем отличаются эти подсистемы, на какие слои населения распространяется их действие, из каких источников финансируются их программы (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 539-541). Важной составной частью системы социальной защиты является социальное обеспечение, под которым понимается выплата пенсий по возрасту. Покажите, на каких принципах основана работа пенсионной системы в странах с рыночной экономикой, каковы особенности пенсионной системы в Казахстане.

 

Тема 8. Проблемы перехода от централизованной экономики  к экономике рыночного типа  (на примере Казахстана)

 

1 Переходная экономика. Основные цели перехода  от централизованной экономики к рыночной экономике.

2 Либерализация экономики как основное направление стратегии перехода к рыночным отношениям. 

3 Макроэкономическая финансовая стабилизация  как важнейшее направление стратегии перехода к рыночной экономике.

4 Основные аспекты развития экономики Казахстана на современном этапе.

 

 

Темы докладов

 

1 Приватизация в период экономических реформ в Казахстане.

2 Фискальная политика  в период экономических реформ в Казахстане.

3 Монетарная политика  в период экономических реформ в Казахстане.

4 Основные трудности и итоги процесса реформирования в Казахстане.

5 Пути обеспечения стабильного экономического роста в Казахстане

6 Либерализация цен и инфляционная динамика в период экономических реформ в Казахстане.

 

Основная литература

 

1. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. – Астана: Елорда, 2006.

2. Назарбаев Н.А. Казахстан–2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997.

3. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. – Астана. – 2003.

4. Белокрылова О.С.Теория переходной экономики: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

5. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

6. Курс экономической теории /Под ред. М. Н. Чепурина,  Е. А. Киселевой. - Киров, 1994.

     7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

     8. Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы) / Отв. ред. М.Б.Кенжегузин. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2002.

9. Кенжегузин М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2001.

10. Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже  XXI века. – Алматы: Казахстан, 1997.

 

Дополнительная литература

 

1. Кажымурат К., Ахмедова С. Обзор социально-экономической  ситуации в Республике Казахстан за 1991-2001 гг.// Саясат  (Политика).- 2002.-№ 1.                          

2. Келимбетов К. Основные  направления экономической политики до 2010 г.// -Аль-Пари. – 2001. - № 4.

3. Курманов О., Намазбаев Д., Талас И. Основные аспекты развития экономики Казахстана на современном этапе // Саясат. – 2005. - № 7.

4. Айтказы Д. Денежно-финансовые проблемы макроэкономической стабилизации // Транзитная экономика.- 2005. - № 1.

5. Космамбетова Р. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития экономики (теоретические и методологические аспекты) // Саясат. – 2005. - № 2.

6. Махашев А. Глобализация и формирование стратегии развития национальной экономики // Транзитная экономика.- 2004. - № 3.

7. Алиев М. Регулирование структурных преобразований в промышленности Казахстана // Транзитная экономика.- 2005. - № 2.

8. Бискультанов К. Факторы устойчивого экономического роста // Транзитная экономика.  – 2004. - № 3.

9. Фрезоргер Е. Государственные институты в системе реализации устойчивого экономического роста Казахстана // Транзитная экономика.- 2004. - № 3.

 

На рубеже третьего тысячелетия  ряд стран, по убеждению большинства экономистов и политиков, находится в некоем переходном состоянии в движении от централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Анализу особенностей этого движения и посвящена данная тема. Начать  изучение следует с выяснения сущности переходной экономики., ее закономерностей и основных черт (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 505-510).

  Для более глубокого понимания сущности переходной экономики следует изучить общие макроэкономические условия, предшествующие началу переходного периода от централизованной экономики к рыночной экономике, то есть раскрыть сущность командно-административной  экономики (Курс экономической теории /Под ред. М. Н. Чепурина,  Е. А. Киселевой. - Киров, 1994. – гл.27, § 2). Покажите, чем отличается управление в административной и рыночной системах (Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 375-377).

  В течение переходного периода должны быть созданы предпосылки, необходимые для эффективного функционирования  рыночной экономики. Для этого  необходимо достичь ряд целей. Следует выделить те цели, которые ставило большинство стран с переходной экономикой на этом этапе своего развития (Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 385-389).

   Необходимо подчеркнуть, что переход к рыночной экономике до того момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений.

   Рассмотрение всех вопросов семинарского занятия следует увязать с процессом рыночных преобразований в Казахстане. Обратите внимание, что принято выделять следующие этапы экономической политики, проводившейся в республике: первый этап (1991 – 1994 гг.) – экономическая политика либерализации экономики; второй этап (1995 – 1997 гг.) – экономическая политика стабилизации; третий этап (1998 г. – по настоящее время) – политика экономического роста. Для оценки потенциала рыночной реформы в РК, определения  ее  основных направлений  используйте Стратегию 2030 (Назарбаев Н.А. Казахстан–2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997).

При рассмотрении  второго вопроса семинарского занятия следует охарактеризовать  основные пути либерализации экономической жизни, обратив особое внимание на переход к свободному рыночному ценообразованию и  приватизацию собственности. Объясните, почему  приватизация государственной собственности является важнейшим условием для включения рыночных механизмов саморегулирования. Покажите особенности приватизации в  Казахстане: этапы, методы, результаты. При подготовке данного вопроса используйте труды казахстанских ученых, указанные в списке основной литературы  к данному занятию.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия следует уяснить, что среди проблем, требующих немедленного решения в ходе  реализации программы стабилизации, одно из важнейших мест занимает проблема  сокращения темпов инфляции. Неизбежный «ценовой скачок» в ходе либерализации цен переводит инфляцию  из режима подавленной в режим открытого типа. В этих условиях необходима  жесткая антиинфляционная политика. Она невозможна без ликвидации бюджетного дефицита. Другой стороной стабилизационных действий правительства  является  регулирование спроса на макроуровне, которое сводится к  политике  жестких денежных ограничений. Следует понимать, что сущностью макроэкономической  стабилизации является взаимозависимость всех проводимых мер.  Важно обратить внимание на социально-политический аспект макростабилизаци, который связан с тем, что любое правительство не сможет избежать непопулярных мер  в ходе ее реализации.

         Покажите, как правительству РК удалось преодолеть «разгул инфляции" при проведении политики стабилизации, какие им осуществлялись  меры по сокращению дефицита бюджета, денежно-кредитному,  налоговому и валютному  регулированию (Айтказы Д. Денежно-финансовые проблемы макроэкономической стабилизации // Транзитная экономика.- 2005. - № 1).

В четвертом вопросе необходимо охарактеризовать современное состояние экономики Казахстана и показать основные направления ее развития на  перспективу ( Курманов О., Намазбаев Д., Талас И. Основные аспекты развития экономики Казахстана на современном этапе // Саясат. – 2005. - № 7; Космамбетова Р. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития экономики (теоретические и методологические аспекты) // Саясат. – 2005. - № 2; Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. – Астана, 2003; Алиев М. Регулирование структурных преобразований в промышленности Казахстана // Транзитная экономика.- 2005. - № 2).

 

 

  

 Содержание

 

Введение…..……………………………………………………………….… 3.

1 Тематический план курса «Основы экономики»…………………………4.

2 Методические указания к семинарским занятиям………………………..5.

2.1 Тема 1.Экономика: сущность, структура, проблемы……………5.

2.2 Тема 2. Рынок и государство в современной экономике …….....8.

2.3 Тема 3. Основы предпринимательства …………...……………..12.

2.4. Тема 4. Экономические основы деятельности фирмы ..…….. ..16.

2.5 Тема 5. Экономический рост. Безработица

       и инфляция.…………...................................................................19

2.6 Тема 6. Бюджет и налоги. Фискальная политика …...…………  24.

2.7 Тема 7. Социальная политика…………………………………….27.

2.8 Тема 8. Проблемы перехода от централизованной экономики

      к экономике рыночного типа (на примере Казахстана)…… …..30.