АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

Казахстан в современном мире

(Социально-политические проблемы перехода к демократии)

 

Методические  указания  к семинарским занятиям

(для студентов очного отделения всех специальностей, обучающихся по программе бакалавриата)

  

Алматы, 2007

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина, Д.С. Орынбекова. Казахстан в современном мире (Социально-политические проблемы перехода к демократии). Методические указания по подготовке к семинарским занятиям  для студентов очной формы обучения  всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2007. –  26 с.

     Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу Казахстан в современном мире (Социально-политические проблемы перехода к демократии) содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме. Предназначены для студентов 3 курса всех специальностей.

 

Рецензент: канд. филос. наук,  доц.  Г.Д.Шаракпаева.

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества  «Алматинский институт энергетики и связи» на 2007г.

 

© НАО «Алматинский институт энергетики и связи», 2007г.

   Св. план,   2007.  поз. 92

               Введение

Предмет Казахстан в современном мире (Социально-политические проблемы перехода к демократии) включает в себя три раздела: «Политическая жизнь Казахстана», «Социальные трансформации в РК» и «Психология инженерного труда». На изучение данного предмета на разных специальностях выделено различное количество часов и соответственно различное количество семинарских занятий.

   Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу СПП содержат полные планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме.

   Они ориентированы на изучение теоретических категорий и анализ современной  политической ситуации в мире, СНГ, Республике Казахстан. Здравый смысл и чувство реализма требуют социологической  оценки  процесса модернизации общества. Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Трудно переоценить также значение и психологических  знаний в системе человековедческих и  обществоведческих наук.

   Главная задача занятий заключается в том, чтобы студенты получили представление о власти и политических режимах, гражданском обществе и правовом государстве, политической социализации личности и политическом лидерстве. Невозможно иметь четкую гражданскую позицию и быть политически активным без знания и понимания политической ситуации в мире вообще и в своем государстве, в частности.

    Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

   Овладение  основами  знаний по психологии, закономерностями и  механизмами общения. Взаимодействия в группе и в  различных  социальных общностях  способно побудить студентов к применению  психологических  знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в  различных  областях жизни.

         Предназначены для студентов 3 курса  всех специальностей, обучающихся по системе бакалавриата.

  Тема 1. Политическая система  Республики Казахстан: становление, основные черты и развитие (4 часа)

           Занятие первое (2 часа)

          Историческое значение Декларации (1990г.) и Конституционного               закона (1991г.) о государственной независимости.

          1 Декларация Верховного Совета от 25.10.90г. и ее значение.

         2 Конституционный закон РК от 16.12. 91г. и обретение Республикой  Казахстан полной  государственной независимости. 

                                              

                               Темы докладов и выступлений

          1 Исторические предпосылки обретения независимости Казахстаном.

         2 Декларация ВС Каз ССР о государственном суверенитете Каз ССР и ее историческое  значение.

         3 Конституционный Закон от 16.12.91 г. и его особенности.

 

 Список  литературы

          1. Декларация о Государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. 25.10.1990 // Казахстанская правда. - 1990. - 28 октября.

         2. Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости Республики Казахстан. 16.12.1991 // Казахстанская правда. - 1996. - 30 августа.

         3. Назарбаев Н.А. На пороге XХI века. - Алматы, 1996.

         4. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999.

         5. Тасмагамбетов И. Основные тенденции политической  трансформации казахстанского общества // Саясат. - 1997. - № 6.

         6. Машан и др. Трансформация системы правления в Казахстане // Саясат. – 1999. – № 10.

         7. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. - Алматы, 1995.

  

         Методические советы

          При подготовке к первому вопросу следует изучить не только Декларацию о Государственном суверенитете Казахской ССР, но и обратиться к тексту  Конституции СССР (1977г.) и Конституции КазССР (1978 г.).

         Подумайте, почему вообще было необходимо принимать Декларацию о суверенитете, если в Конституции СССР была запись о суверенитете союзных республик?  Следует разобраться, какую роль сыграла в характере и динамике центробежных процессов в СССР перестройка. Вспомните, что такое “парад суверенитетов”, каковы  его причины. Только после этого станет возможным понимание роли и значения Декларации ВС о государственном суверенитете КазССР.

         При анализе и разборе основных положений Декларации обратите внимание на то, какое содержание вкладывается в понятие суверенитет, как определяются отношения с центром и т.д.

При подготовке ко второму вопросу  необходимо прежде всего изучить текст Конституционного Закона РК о государственной независимости. Сравните его с Деклараций ВС о государственном суверенитете. Обратите внимание на различия между этими двумя важнейшими документами. Следует уяснить, что значение Конституционного закона и необходимость его принятия связана с тем, что только после этого (принятия Закона) Казахстан обрел подлинную независимость, стал самостоятельным государством. Уже не входящим в состав какого-либо другого государственного образования. Обратите внимание на новое название страны, вспомните дискуссию вокруг этой проблемы, тщательно проанализируйте текст Конституционного закона, его основные пункты. Пометьте себе, какие новые функции появились у Казахстана. Не забудьте, что Конституционный закон, с одной стороны, приравнен к Конституции, с другой стороны, представляет из себя основу для разработки собственно Конституции РК.

          Занятие второе (2 часа)

         Основные этапы и характерные черты становления и развития казахстанской демократии.

        1 Конституции РК о демократии  в Казахстане.

         2 Казахстан - президентская республика. Особенности системы правления.

          Темы докладов и выступлений

          1 Конституция Республики Казахстан (1995) о характере государственности независимого Казахстана.

         2 Казахстан - президентская республика.

         3 Парламентаризм в Казахстане.

         4 Исполнительная власть в Казахстане: структура и особенности.

         5 Послание Президента народу Казахстана о путях дальнейшей демократизации политической жизни Казахстана.

Список  литературы

          1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1993.

         2. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

         3. Назарбаев Н.А. Конституция служит народу // Казахстанская правда. - 1996. – 30 августа.

         4. Назарбаев Н.А. На пороге XХI века. - Алматы, 1996.

         5. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Послание Президента Казахстана народу страны. - Алматы, 1997.

         6. Абдильдин С. Парламент Казахстана: от Союза к государственности. - Алматы, 1993.

         7. Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. - Алматы, 1996.

         8. Калмырзаев А. Демократия с лицом анархии или авторитаризм с демократическим лицом? // Мысль. – 1995. –  № 10.

         9. Котов А. Особенности президентской республики по Конституции 1995 года // Мысль. – 1995. – № 10.

         10. Салимбаева Ж.И. Казахстан - президентская республика // Саясат. - 1996. – № 8.

         11. Тасмагамбетов И. Основные тенденции политической  трансформации казахстанского общества // Саясат. -

1997. – № 6.

         12. О президенте Республики Казахстан. Указ президента Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 1995. – 28 декабря.

         13. Машан и др. Трансформация системы правления в Казахстане // Саясат. - 1999. – № 10.

         14. Чеботарев А. Проблемы становления оппозиции как полномочного элемента политической системы РК // Саясат. – 1998. – № 11.

         15. Жасанов Р. Президентская власть в Казахстане: французский опыт // Саясат. - 1999. – № 5.

         16. Давлетьяров Б. Демократизация казахстанского общества // Мысль. - 2000. – № 1.

  

         Методические советы

          При подготовке к первому вопросу помните, что речь идет о двух последних Конституциях: 1993 и 1995 г. Поэтому следует изучить текст обеих Конституций и сравнить их по интересующим Вас параметрам. Сравните основные положения Конституций и нормами и требованиями основных международных документов, касающихся прав и свобод личности,  развития и укрепления принципов демократии. Проследите как развивался процесс демократизации в нашей стране, изучив содержание Конституционных поправок 1998г  и 2007г.

         При подготовке ко второму вопросу, обратите внимание, на изменение формы правления за прошедшие годы независимости. Для этого потребуется освежить в памяти все основополагающие документы, начиная с Декларации ВС о государственном суверенитете и заканчивая Конституционными поправками 2007 г.  по этому аспекту проблемы.

         Попытайтесь разобраться почему  практически во всем постсоветском пространстве установились президентские формы правления, в том числе и в Казахстане. С чем это связано? Могло ли быть по-другому?

         Обратите внимание на специфику системы правления в РК. Сравните ее с аналогичными системами в других странах. (Например, США, Россия). Для этого, следует взять книгу “Конституции 16 стран мира” - Алматы, 1995. В литературе встречаются такие определения: “Казахстан - государство с сильной президентской властью”, “РК - суперпрезидентская республика”. Прокомментируйте их, сравнив с ныне действующими формулировками в  Конституционных поправках 2007 г.       

                   Тема 2. Проблема прав и свобод в Казахстане (2 часа)

          1  Конституция РК о приоритете прав и свобод личности.  Конституционные гарантии прав и свобод.

         2 Основные права и обязанности граждан РК. Уровень правосознания в РК.

         3 Национальная политика Республики Казахстан и соблюдение прав народов.

          Темы докладов и выступлений

          1 Конституция о правах и свободах человека и гражданина.

         2 Правовой нигилизм: корни и формы проявления.

         3 Вклад Казахстана в борьбу за права человека.

         4 Права человека в Казахстане: состояние и перспективы.

         5 Правозащитные организации в Казахстане.

         6 Современная этно-демографическая ситуация в Казахстане: причины и факторы.

         7 Президент Н.Назарбаев о политике межнационального согласия.

         8 Национально-культурные центры в Казахстане (по выбору).

         9 Казахстанский патриотизм как условие и результат эффективной национальной политики.

 

Список литературы

          1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

         2. Закон Казахской Советской Социалистической Республики о языках в Казахской ССР. – Алма-Ата, 1989.

         3. Назарбаев Н.А. Выступление на Ассамблее народов Казахстана. -  Казахстанская правда. – 1995.

         4. Назарбаев Н.А. Конституция служит народу. Доклад на торжественном собрании, посвященном 1 годовщине принятия Конституции Республики Казахстан // Каз. правда. - 1996. – 30 августа.

         5. Аюпова З. Права человека - прежде всего // Мысль. – 1995. –  № 3.

         6. Баймаханов М. Право, сознание,  поведение // Мысль. – 1993. – № 4.

         7. Воронов В. Чтобы защитить права человека // Мысль. – 1993. – № 2.

         8. Давлетьяров В. Можно ли считать Казахстан правовым государством // Юридическая газета. – 1996. –  № 12. – 4 марта.

         9. Национальные процессы и межнациональные противоречия в СССР и Восточной Европе // МО иМО. – 1992. – № 21.

         10. Перепелкин П., Шкаратан О. Переход к демократии в политическом обществе // ПОЛИС. – 1991. – № 5.

         11. Абдильдин Ж., Нысанбаев А. Политика национальных отношений в Центральной Азии // Мысль. – 1994. – № 2-3. 

         12. Татимов М. Влияние демографических и миграционных процессов на внутриполитическую стабильность в Республике Казахстан // Саясат. – 1995. – № 5.

         13. Нысанбаев А. Историческая практика защиты прав и свобод человека в Казахстане // Мысль. – 1999. – № 4. 

 

         Методические советы

          При подготовке к первому вопросу необходимо разобраться в эволюции представлений о правах и свободах граждан в Конституциях нашей страны. Для этого следует изучить Конституцию РК (1993г.) и Конституцию РК (1995г.), а также сравнить их с Конституцией Каз ССР (1978г). Важно выяснить соответствие действующей Конституции РК (1995г) основным международным документам по правам человека. Выясните, как и в каких формах Казахстан  участвует в работе ООН и ее организаций, в общем процессе международного сотрудничества по защите прав человека, какие международные документы  по правам человека были ратифицированы нашим государством, а какие еще нет.

         При подготовке второго вопроса основным источником информации должна стать действующая Конституция РК. Разберите и прокомментируйте права граждан, записанные в Конституции, уясните перечень и содержание обязанностей граждан нашего государства. Попробуйте их сопоставить.

На семинарском занятии было бы интересным по этому вопросу провести “Круглый стол” или деловую игру “Знаешь ли ты свои права?”. Рассматривая  проблему уровня правосознания в РК, изучите статью. Здесь также можно провести игру “Умеешь ли ты защитить себя?”, для чего заранее надо согласовать эту идею с преподавателем, распределить роли и определить направления подготовки. Постарайтесь разобраться в роли Конституционного Суда и Конституционного Совета в становлении правового государства в Казахстане. Подготовьте доклад о деятельности Комитета по правам человека, института омбудсмена в Казахстане.

         При подготовке к третьему вопросу следует помнить, что Казахстан - государство многонациональное и поэтому для него является чрезвычайно важным соблюдение межнационального согласия. Изучите, каким образом решается эта проблема в Конституции Казахстана, каковы основные принципы национальной политики нашего государства. Подготовка не будет полной без анализа вопроса о причинах полиэтничности Казахстана. Разберитесь, что сделано в стране для обеспечения равенства всех наций и народностей; созданы ли условия для развития культуры каждой нации, проживающей в Казахстане. Для этого необходимо вспомнить об основных документах, регламентирующих эти вопросы: Закон о языках, государственную программу развития языка и т.д. Следует охарактеризовать роль Национальных культурных центров. Особо следует разобраться в статусе и значении Ассамблеи народов Казахстана, для чего следует изучить соответствующие изменения в Конституции РК за 2007 г.  

 

         Тема 3. Становление и развитие многопартийности в Казахстане

          1 Многопартийность в Казахстане: возникновение и особенности развития.

         2 Политические партии Казахстана и их типология.

 

          Темы докладов и выступлений

          1 Развитие политического плюрализма в Казахстане.

         2 Возникновение и особенности развития многопартийности в Казахстане.

         3 Этапы становления многопартийности в Казахстане.

         4 Анализ программы и деятельности одной партии (по выбору).

         5 Анализ целей и деятельности общественного движения (по выбору).

         6 Закон РК о политических партиях и его особенности.

 Список   литературы

          1. Закон о политических партиях в РК // Казахстанская правда. – 2002.

         2. Пономарев В.А. Общественные организации в Казахстане и Кыргызстане (1987-91). Опыт справочника. - Алма-Ата: Глагол, - 1991. –

100 с.

         3. Политические партии Казахстана и их программные документы (сборник. - вып. I, II). - Алматы, 1994.

         4. Сейдуманов С.Т. Феномен многопартийности в Казахстане. - Алматы, 1997.

         5. Бабакумаров Е. Динамика партийной системы Казахстана в 1985-99 гг. (опыт историко- политического анализа). – Алматы, 1994.

         6. Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан сегодня: мир политических партий.  - Алматы, 1995.

         7. Булуктаев Ю, Дьяченко С.. Кармазина Л. Политические партии Казахстана:  Справочник. - Алматы, 1998.

         8. Дьяченко С., Кармазина Л. Многопартийность: проблемы и  перспективы // Мысль. - 1998. - № 2.

         9. Ахметов К.Г. Что следует за Декларациями ( о партиях ПНКК и ДПК) // Мысль. - 1997. - № 10.

         10. Государство и политические партии: история и современность: Сб. материалов респ. научно-практической конференции. - Алматы, 1998.

         11. Ахметов К.Г. Исчезнувшая партия // Мысль. - 2000. - № 5.

         12. Машан М и др. - Партийная система Казахстана: партологические и системные аспекты // Саясат. - 1999. - № 2-3.

         13. Исмаилова С., Чеботарев А. Особенности партийного строительства в Казахстане в 1997-1999 гг. // Саясат. - 1999. - № 4.

         14. Мурзалин Ж. Куда движется партийная система Казахстана? //

 Саясат. - 1999. - № 4.

         15. Карсаков И. Государство и партии. Классификация и правовое регулирование общественно-политических объединений в Казахстане // Мысль. - 1995. - № 9.

         16. Партия поддержки реформ. Беседа с и.о.  председателя партии “Отан”.  Терещенко С.А. //  Мысль. - 1999. - № 5.

         17. Партия “Отан” будет поддерживать проводимые в стране реформы // Мысль. - 1999. - № 4. 

 

          Методические советы

          При подготовке к первому вопросу следует помнить, что в условиях тоталитарного режима в бывшем СССР не могло быть речи о многопартийности, так как тогда вообще не было политического плюрализма, имело место монопольное господство одной партии - КПСС и ее идеологии. Возникновение предпосылок для многопартийности связано с процессом демократизации, начатой “горбачевской перестройкой” (развитие гласности, плюрализм, переход к новой избирательной системе, отмена статьи в Конституции СССР о монополии КПСС в политической системе) страны. Задача студента - осмыслить отражение этого процесса в условиях  Казахстана (как составной части тогдашнего СССР) и уяснить основные этапы развития политического плюрализма  в республике (появление клубных и других неформальных структур, общенациональных общественных движений, появление первых политических партий в 1990 году).

         Далее проследите процесс развития многопартийности и его основные этапы уже в условиях независимого Казахстана. Обратите внимание на последний период в развитии партий, когда они получили право участия в выборах в мажилис по партийным спискам. Проанализируйте результаты последних выборов в Мажилис Парламента РК 18 августа 2007 г. и сравните их с результатами предыдущих выборов. Выводы обоснуйте.

         Подготовка по второму вопросу требует ознакомления с программными положениями партий и их анализа с точки зрения стратегических и ближайших целей и методов их достижения, а также чтения литературы о практической деятельности различных партий. На этой основе продумайте,  как  можно было  типологизировать (классифицировать) наши партии по идеологическому критерию. Кроме того, попробуйте классифицировать партии и по другим критериям: по месту, занимаемому партиями в политической борьбе (правые, левые, центр), по отношению к власти (проправительственные,  оппозиционные)  и  т.д. 

 

         Тема 4. Стратегия “Казахстан - 2030”

          1 Послание Президента РК народу Казахстана (октябрь 1997) и провозглашение стратегии  “Казахстан - 2030”. Ее необходимость, цели, задачи.

         2 Президент Н.А. Назарбаев «О миссии Казахстана».

         3 Долгосрочные приоритеты стратегического курса “Казахстан - 2030”.

                  

          Темы докладов и выступлений

          1 Назарбаев Н.А. «О необходимости долгосрочной стратегической программы для развития независимого Казахстана».

         2  Факторы, благопрятствующие продвижению  Казахстана вперед.

         3  Негативные факторы, способные сдерживать развитие страны.

         4  Историческая миссия Казахстана.

         5  Долгосрочные приоритеты стратегии “Казахстан - 2030” ( по выбору из семи  приоритетов).

 

Список  литературы

          1. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента Народу Казахстан от 10.10. 1997. // Казахстанская правда. - 1997.- 11 октября.

         2. Назарбаев Н.А. Стабильность и безопасность страны в новом столетии. Послание народу Казахстана. - Казахстанская правда. - 1999.- 15 декабря.

         3. Кекилбаев А. Без полной мобилизованности нет всеобновления // Мысль. - 1998. - № 2.

         4. Котов А. Стратегия - 2030: власть, общество,  конституция // Мысль. -1998. - № 6.

          Методические советы

          Для хорошего уяснения проблемы, вынесенной на семинар, необходимо внимательно изучить текст Послания Президента народу Казахстана (октябрь 1997) «О стратегии развития страны в XXI веке», законспектировать  его.

         При подготовке к  первому вопросу надо разобраться: как обосновывает Президент необходимость стратегической программы на первую треть XXI века? Главное здесь в том, что страна обрела независимость и начала широкомасштабные политические и  экономические реформы и теперь следует определить долгосрочные цели и ориентеры, к которым необходимо стремиться.

         Обратите особое внимание на президентские идеи о факторах, которые могут благоприятствовать или, напротив, сдерживать развитие страны на пути к прогрессу  и вытекающих из  этого  задачах.

         Второй вопрос требует уяснения исторической миссии Казахстана. Ответы вы найдете в соответствущем разделе президентского послания. Обратите внимание на символ “Казахстанский барс”, который предложил  Президент: как вы его могли бы осмыслить (сравните, например, с символом  “Тигры Юго-Восточной Азии”).

         При подготовке к третьему вопросу надо проделать очень трудоемкую работу – не только хорошо уяснить долгосрочные приоритеты стратегической проблемы “Казахстан-2030”(Все  они указаны и охарактеризованы в Послании Президента), но и проанализировать основные Послания Президента РК народу Казахстана за последние годы для того, чтобы разобраться в какой степени выполняются долгосрочные приоритеты, какие из них уточнены, скорректированы и развиты. Отдельно следует обсудить вопрос о тех успехах, которые достигнуты на этом пути, в особенности за последние 7-10 лет.

 Тема 5. Основные этапы развития социологии

 1 Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества, социальной статике и социальной динамике.

2 Классическая социология  начала ХХ века. “Понимающая” социология М. Вебера. Социологизм Э. Дюркгейма.

3 Современные социологические школы.

4 Основные течения в русской социологии XIX в.

          Темы  докладов и выступлений

 1 Г. Спенсер – основоположник социологии.

2 Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии.

3 П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.

4 Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв.

5 Основные направления современных социологических школ.

 

Список литературы

 1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62.

5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532.

8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913.

     9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. –№1.

         10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное  состояние // Социс. – 2004. – №1.  

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189.

         12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. – 2003. – №3. 

    13.Фливберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества //    Социс. – 2000. – №2. 

  Методические советы

    История социологии  не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.

   Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки.

   Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905. Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм?

  Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области.

 

Ключевые идеи западноевропейской социологии

XIX – начала ХХ века.  

Огюст Конт

Основатель социологии и позитивизма

Карл Маркс

Задача ученых не только объяснить, но и изменить мир путем революции

Герберт Спенсер

Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение

Эмиль Дюркгейм

Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов

Макс Вебер

Основатель “понимающей социологии”, сторонник идей всеобщей рационализации

   Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века, США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните, какие объективные предпосылки способствовали  этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии.

 Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она рассматривает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?

  Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина, виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

 Тема 6. Социоинженерная деятельность и методы ее осуществления

 1 Социоинженерия  как составная часть управленческой  деятельности.

2 Особенности инженерного труда.

3 Профессиональная мобильность инженера.

4 Требования к личности инженера ХХ1 века.

     Темы  докладов  и выступлений

     1 Социоинженерный подход как  организационно – технологическая функция  социологии.

    2 Личность  инженера и социальные резервы производства.

    3 Профессиональная мобильность инженера.

 Список литературы

 1. Аитов Н.А., Александров Г.Н. Высшее техническое образование в условиях НТР. – М., 1993.

2. Аитов Н.И., Мавлютов Р.Р., Назарова З.М. ВУЗ, студент, преподаватель. – М., 1992.

3. Вестник статистики, 1988.

4. Управление – это наука, искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и Г. Форд. – М., 1992.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Рабочий и инженер. – М., 1985.

7. Социально-психологический портрет инженера. – М., 1977.

8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

9. Социальное управление: Словарь. – М., 1994.

    Методические советы

    Первый вопрос. Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название “социоинженерной деятельности”, практическая сфера применения которой усиливает ее социологическую ориентацию. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера (социоинженерия).

   Второй вопрос. Постарайтесь определить задачи, которые решает он как социолог и как инженер. Затем выясните, какие существуют способы для управления, регулирования социальных процессов. Что входит в понятие инжиниринг? Определите еще, в чем особенности инженерного труда.

  Третий вопрос. НТР ведет к росту профессиональной мобильности, половина инженеров работает по полученной специальности вуза. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации. Переход к рынку приводит к росту профессиональной мобильности. Приведите примеры профессиональной мобильности.

  Четвертый вопрос. Какие качества необходимы современному инженеру? Приведите новые данные по этой проблеме. Определите, какая существует зависимость  качества работы от качества учебы. Приведите данные социологических опросов. Какие группы  существуют внутри инженерного корпуса? Дайте им характеристику.

    Тема 7. Социальная структура общества. Социальная стратификация

    1 Сущность социальной структуры общества.

         2 Социальная стратификация и ее критерии.

         3 Социальная мобильность. Виды мобильности.

         4 Проблемы построения среднего  класса в Казахстане.

         Темы  докладов и выступлений

   1 Социальная структура общества стран СНГ.

   2 Социальная стратификация в Казахстане и средний класс.

   3 Социальная стратификация индустриального общества.

   4 Типология общества.

 Список литературы

 1.   Антипина Г.С. Теоретико – методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1988.

2.   Аитов Н.А. Социальная структура населения стран СНГ. – Уфа, 1995.

3.    Аитов Н.А. Общество переходного периода. – Алматы, 1993.

4.    Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденция социальной мобильности. Американская социология. – М., 1972. – С. 235–247.

5.    Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. – 1993. – №10.

6.  Беляева Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. – 1999. – №7.

7.   Бектурганова Б. Трансформация социальной структуры казахстанского общества и средний класс // Аль-пари. – 1998. – №1.

8.   Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – №11.

9.   Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 2, 3, 4.

10.  Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 295–424.

11.   Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. – 2000. – №3.

12.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальная структура и социальная стратификация. – М.: Инфра, 2000.

13.  Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания. // Социс. – 1998. – №12.

14.  Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социс. – 2004. –№12.

      Методические советы

     Первый вопрос можно начать с того, что социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

   Далее выясните, что является основными элементами социальной структуры общества, т.к. каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

   Выделите основные компоненты социальной структуры.

   Демонтаж существовавшей социальной структуры, ее институтов находит проявление в маргинализации общества и появлении промежуточных слоев.

   Попытайтесь выделить эти промежуточные слои.

   Второй вопрос начните с постановки вопроса: "Почему в обществе есть слои богатых?, есть бедность?"

  Отметьте, какие существуют два типа неравенства и причины их возникновения.

 

                                              * доход

           критерии                   * богатство

     стратификации               * власть  

                                              * образование

                                              * профессия

  Постарайтесь отметить, как самые различные социологи трактовали способ организации неравенства (К. Маркс, М. Вебер, Г. Моски и др.).

  Рассмотрите вертикальный срез стратификации, иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был бы наиболее полным. Социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институционным (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.д.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычай и т.п.) механизмами и правилами социального контроля.

   Устоявшимися в достаточной мере являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, которые включают три основных уровня.

 


с   н               высшее                                                           

о   ы

ц   е

и                   среднее

а   с

л   л

ь   о               низшее        

     и                                   

                                            традиционные                      современные

                                                 общества                             общества

    Дайте характеристику всем трем уровням.

   Рассмотрение  третего  вопроса  начните с определения “социальная мобильность”.

   Проанализируйте горизонтальные и вертикальные перемещения и выясните, с чем связаны массовые групповые перемещения по вертикали.

   При подготовке четвертого вопроса помните, что современное общество обладает достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали, а в условиях становящейся демократии (как,  например, в Республике Казахстан) эти процессы имеют свои закономерности.

    Тема 8. Социология труда

  1 Труд, содержание труда и его виды.

 2 Категории социологии труда.

 3 Трудовой коллектив – социальный институт.

  Темы  докладов и выступлений

  1 Место социологии труда в системе социологии.

 2 Социальная сущность труда.

 3 Труд и развитие общества.

 4 Труд и культура.

 5 Человек в управлении трудовой деятельности.

 

 Список литературы

 1. Социология труда: Учебное пособие для студентов технических вузов / Габдуллина К.Г. и др. –Алматы: Гылым, 1995.

2. Аитов Н.А., Раисов Е.Р. Отношение к труду рабочих в переходный период. – Алматы: Брог, 1994.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высшая школа, 1989.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

7. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. – М., 1991.

8. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально - гуманитарные знания. – 2003.  – №3. 

9. Лапин В.И. Проблема неформальной группы и “индустриальной социологии” // Социологические исследования. – Вып. 2. – М., 1988.

10. Маркович Д. Социология труда. – М.: Прогресс, 1998.

11. Мухамбетов Т.И. Мотивационные механизмы управления трудом. – Алма-Ата, 1991.

12. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия / Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.

13. Свенцицкий А. Социальная психология управления. – Л., 1986.

14. Субочева О.Н. Субъективность производственного коллектива // Социологические исследования. – 1993. – №11.

15. Херцберг Ф., Майнер М. Пробуждение  к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. – 1990. – №1.

16.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. – 2003. – №3.

17.Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. – 2003. – №5. 

18. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства к новой  Социологии рынка // Социс. – 2003. – №9.

 

Методические советы

    Первый вопрос. Понимание того, что труд – основное условие жизни человека и общества, что труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

   Дайте характеристику, что такое материальное производство и духовное производство.

   Проследите, каким образом труд стал общественным, и его результат зависит от труда многих людей. Понимание труда как производства вообще связано с расширением его содержания до системы общественных отношений.

   Второй вопрос. Социология труда – отрасль, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияния технико-технологических и социальных условий на отношения людей к труду. Выделите три аспекта труда, основные категории социологии труда.

  Рассмотрите мотивы трудовой деятельности, стимулы и мотивы трудовой активности: а) на базе теории Фреда Тейлора (научный менеджмент); б) на роли человеческого и группового фактора Элтона Мэйо (хоторыский эксперимент); в) подход – влияние материальных, социальных факторов на поведение работников (Фредерик Скипнер).

  Обратите внимание на основные мотивы трудовой деятельности, разработанной в отечественной социологии труда А. Здравомысловым, и дайте характеристику каждому уровню.

  Третий вопрос начните  с того, что дайте характеристику трудовому коллективу. Отметьте основные признаки коллектива и его две основные функции: производственно-экономическая и социальная.

  Тема 9. Психология общения

         1 Структура, функции, виды  и средства общения.

        2 Общение как межличностное взаимодействие.

        3 Психология делового общения, переговоров.

             Темы  докладов и выступлений

         1 Сущность общения  как процесса.

           2 Виды общения и их значение.

           3 Организация коммуникативного процесса.

           4 Барьеры общения.

           5 Особенности делового общения в разных странах.

 

  Список литературы

 1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1984.

3. Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1989.

4. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1997.

5. Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  Межличностное общения: Учебник для вузов. – Санкт – Петербург, 2001.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

8. Психология и этика делового общения. – М., 1997.

9. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

12. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

13. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. – М.:АЛЬПИНА, 1998.

 

           Методические советы 

 Изучение  первого  вопроса включает в себя уяснение сущности феномена  общения  и его  многопланового  характера. В общении выделяют  три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, перспективная.  Следует разбираться в видах  и уровнях  общения, а также  специфике каждого из них. Выделите, какие существует стратегии  общения, и дайте им  характеристику.

 Общение, будучи  сложным  социально – психологическим процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по  следующим  основным  каналам: речевой (вербальный) и неречевой  (невербальный) каналы общения. Обратите внимание, что входит  в структуру речевого общения.

 При  изучении  второго  вопроса,   обратите внимание, на проблему  восприятия. Что означает  термин  "синтония"  и что означает  синтоническая модель общения и какие умения необходимы для успешного общения.

Подготовку  третьего  вопроса  уместно начать с характеристики понятия "дискуссия". Выделите этапы деловой дискуссии и отметьте роль   ведущего. Обратите внимание на психологические закономерности ведения деловой беседы. Необходимо  уяснить, что такое конфликты, причины их возникновения, виды   и способы разрешения.

  Тема  10. Психология межличностных отношений

 1 Группа как субъект и система деятельности и как поле общения.

 2 Малая группа, ее возникновение. Виды групп.

 3 Уровни развития группы. Психология межгрупповых отношений.

Тема докладов и выступлений

 1 Феноменология «группового сознания».

2 Социально-психологические признаки изучения группы:

      а) классические подходы к изучению малой группы (Дж. Морено, Э.Мэйо, К.Левин);

      б) развитие малой группы. Теория деятельностного опосредования  групповой активности;

       в) лидерство в малой группе. Понятие стиля лидерства.

 

Список литературы

 1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Аникеева Н.М. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

3.     Богомолов Н.Н. Докторина  «человеческих отношений». – М., 1970.

4.     Донцов А.И.  О понятии «группа» в социальной психологии

// Вестник  МГУ.Сер.14. Психология. – 1997. – №4.

5.     Психологические  механизмы регуляции социального поведения  /

Под  ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2002. – гл. 1. 

7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.

8.  Психологическая  теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

9. Роббер М. – А., Тильман Ф. Психология  индивида и группы / пер. с фр. – М., 1988. – ч. 4,6,7.

10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы. – М., 1988.

    Методические  советы

    Изучение  первого вопроса  включает формирование  понятия о группах и коллективах, знакомство со  свойствами  и видами групп и коллективов. Следует  разобраться  в  процессе возникновения  и развития «мы – чувства», в  феномене «группового сознания».

    При  изучении  второго вопроса  необходимо  получить  представление о  малой  группе и специфике  ее  возникновения. Для  этого надо знать, какие  существуют основные подходы в понимании  данного вопроса  в науке (социометрический  (Дж.Морено), социологический (Э.Мэйо),  динамический  (К.Левин) и т.д.).  Дайте  классификацию  видов групп по  внутриструктурным  и  внешнеструктурным свойствам.

    Подготовку  третьего вопроса  уместно начать с характеристики уровней развития группы. Далее следует  остановится на особенностях  межличностных  отношений  в группах и проблемах лидерства, затронуть вопрос о  психологии  межгрупповых  отношений,  психологических  особенностях этнических  групп и проблемах национального  характера.    

     

Тема 11. Психология массовых коммуникаций

     1 Массовые общественные явления и их социально-психологическая специфика.

   2 Устойчивые социальные группы в системе общественных отношений.

   3 Структура психологии больших организованных групп.

    Темы  докладов и выступлений

 

    1.Формы проявления психологии больших социальных групп.

    2.Психология толпы.

         3.Психология паники.

         4.Психологические особенности поведения человека в толпе.

 Список литературы

 1.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983.

2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.

4. Психологические механизмы регулирования социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М., 1979.

5. Психология: Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.

6. Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

7. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – ИНИОН, РАН, 1995.

8. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

9. Шострам Э Анти-Карнеги, или Человек – Манипулятор / Пер. с англ. – Минск: Полифакт, 1992.

10. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

Методические советы 

При подготовке первого вопроса  необходимо остановиться  на массовых общественных явлениях и их социально-психологической специфике.  Изучение темы предполагает знание устойчивых социальных групп системы общественных отношений, структуры общественной психологии больших социальных групп. Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические  социально-психологические особенности групп. Что является основанием для разделения этих видов? По каким признакам классифицируются большие социальные группы?  В своем развитии  социальные группы проходят ряд этапов. Назовите их и дайте характеристику.

           Второй вопрос требует изучения процесса образования многочисленных скоплений людей (толпа). Какие типичные  жизненные  ситуации и обстоятельства приводят к их образованию? Дайте определение, что такое большая диффузная группа, какова ее структура (состав). Опишите, какие существуют психологические особенности поведения человека  в толпе.

           Третий вопрос. Массовыми явлениями в больших диффузных группах являются: слухи, паника. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах? В чем состоят основные функции слухов? Что предрасполагает к возникновению  панических состояний людей?

            Тема 12. Психологические аспекты управления в инженерной   деятельности

 1.     Социально – психологический климат  в коллективе.

2.     Конфликты в коллективе, их типы и способы решения.

3.     Стиль  руководства. Культура управленческого  труда.

 

            Темы  докладов  и  выступлений

          1 Психологические  аспекты профессионального становления личности. 

           2 Сущность  и виды межличностных  отношений.

           3 Методы  исследования  МПК.

 

Список  литературы

 1. Абрамова Г.С. Введение  в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2.  Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной  личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение  переговоров  и  разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как   эффективно использовать рабочее время  / Пер. с  нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт – Петербург, 1993.

7.  Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки  российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

          8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение,  1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой  группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под  ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12.  Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко: Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского,  2-е изд. – М., 1990.

13. Социально – психологические методы практической работы в  коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.    

 

         Методические  советы

           Подготовка  первого  вопроса  включает в себя формирование  понятия о социально – психологическом  климате в коллективе, его сущности и специфики  формирования.  

           При  изучении второго вопроса  необходимо  получить представление  о   конфликтах  и их    основных  причинах, разобраться  в видах, стадиях и  функциях  конфликтов. А также способах  их разрешения.

Подготовку  третьего вопроса  уместно начать с характеристики сущности  и содержания  управленческой деятельности, психологических  особенностях  управления в малых  группах. Далее следует  остановиться  на характеристике различных типов руководителей и стилях  руководства, разобраться в  значимости уровня культуры  управленческого труда.

Содержание 

 Введение...................................................................................................................3

План  семинарских  занятий...................................................................................4

Тема 1.     Политическая система  Республики Казахстан: становление, основные черты и развитие..............................................................................4

Занятие первое. Историческое значение Декларации (1990г.) и Конституционного закона (1991г.) о государственной независимости..........................................................................................................4

Занятие второе. Основные этапы и характерные черты становления и развития казахстанской демократии.......5

Тема 2. Проблема прав и свобод в Казахстане.....................................................7  

Тема 3. Становление и развитие многопартийности в Казахстане....................9

Тема 4. Стратегия “Казахстан - 2030”.................................................................11

Тема 5. Основные  этапы  развития  социологии...............................................12

Тема 6. Социальная структура общества............................................................15

Тема 7. Социология труда....................................................................................16

Тема 8. Социальные проблемы инженерного труда..........................................18

Тема 9. Психология   общения.............................................................................20

Тема 10. Психология межличностных   отношений..........................................21

Тема 11. Психология массовых  коммуникаций................................................23

Тема 12. Психологические  аспекты  управления в инженерной деятельности........24