АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Программа, методические указания и контрольные задания по психологии

(для студентов заочного отделения всех специальностей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2006

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина, Д.С.Орынбекова. Психология.

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов  всех специальностей заочной формы обучения. -    Алматы: АИЭС, 2006. – 36  с.

 

 

 

 

 

         Предлагаемые программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей, изучающих курс  психологии,  содержат программу курса, методические указания к изучаемой дисциплине, тематику контрольных работ, методические рекомендации по написанию контрольных, литературу к каждой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: кандидат философских наук,  доцент  В.Л.Шицко

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2006 г.

 

 

 

 

 

                         Алматинский институт энергетики и связи, 2005 г.

                      

 

 

                                                                            

 

Введение

 

Формирующемуся демократическому обществу открытого типа с рыночными отношениями необходимы личности, способные творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, руководить коллективами, эффективно взаимодействовать в самых разных ситуациях с представителями всех слоев и этнических групп населения. В решение этих пробоем существенный вклад может и должна внести психологическая наука, являющаяся неотъемлемой частью многомерной системы знаний о человеке.

Настоящее методическое пособие представляет собой программу, методические указания и контрольные задания по разделу психологии. В приводимых ниже сетках часов по курсу указан общий объем часов, количество аудиторных занятий, дистанционного обучения и т.д.

В контексте изучения данного курса должны быть сформированы знания об объектах исследования психологии, т.е. о человеке и разнообразных общностях – группах, коллективах, этносах, о предмете психологии, понимаемого как система закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы и психологические характеристики этих групп.

Задачами изучения курса «Психология» являются:

- четкое уяснение значения психологических знаний в системе человековедческих и обществоведческих наук;

- овладение основными достижениями психологии, закономерностями и механизмами общения, взаимодействия в группе и в различных социальных общностях;

- побуждение студентов к применению психологических знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в различных областях жизни и деятельности и к самостоятельному, более глубокому изучению этой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетка часов по курсу психологии

 

Количество часов:  всего 80 часов, из них:

- аудиторные занятия – 8 часов;

- СРС – 72 часа;

- контрольные работы – 1.

 

 

Название темы

Лекции

(к-во часов)

Семинары

(к-во часов)

Предмет психологии

 

 

История психологических учений

 

2

Развитие психики и сознания

 

 

Деятельность

 

 

Общение

 

 

Личность как субъект психологии

 

 

Психология межличностных отношений

2

 

Психология массовых коммуникаций

 

 

Основы психологии труда и инженерной психологии

2

 

Психологические аспекты управления в инженерной деятельности

 

2

                                   

                                    Итого:                                     4 час.                 4 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Программа по курсу психологии

 

1.1 Предмет психологии

 

Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Методологические основы психологии. Основные принципы психологии: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие, связь теории и практики, учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей. Категории психологии: человек, личность, индивид, индивидуальность, сознание, деятельность, развитие, общение, межличностные отношения.

Основные функции психологии: раскрытие закономерностей развития психики человека и формирование личности. Основные направления психологической науки. Роль и место психологии в современных науках о человеке.

Современная психология и ее место в системе наук. Особенности познания психики, методы психологии. Лабораторный и естественный эксперимент, наблюдение, тесты, анкеты, интервью и др.

Донаучные и научные психологические знания в технических текстах и несловесной продукции людей. Психология как ориентировочная основа становления специалиста технического профиля.

Значение психологического образования в профессиональном становлении будущего специалиста и всестороннем развитии его личностных качеств. Личностно-ориентированный подход в подготовке кадров высшей квалификации.

 

 

1.2  История психологических учений

 

Возникновение и развитие психологических знаний в русле ранних социально-философских и социологических учений. Общественные, научные и идеологические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Первые самостоятельные социально-психологические теории – «психология народов» М. Лацаруса и Х. Штейнталя, специфика ее трактовки В. Вундтом, концепция «психологии масс» Г. Тарда, ее развитие в работах С. Сигеле и Г. Лебона, теория «инстинктов социального поведения» У. Макдауголла.

Влияние достижений отечественной и зарубежной экспериментальной психологии ХХ века на развитие психологических исследований.

Исследовательские программы экспериментальной социальной психологии, предложенные Г. Меде и Ф. Олпортом. Причины и значение переориентации психологических исследований с изучения больших общностей на анализ малых групп и наоборот. Влияние психоаналитической и психотерапевтической практики на психологию. Современные гуманистические и когнитивистские версии психологии.

1.3  Развитие психики и сознания

 

Формы и уровни отражения в живой и неживой природе. Особенности психического отражения: сигнальный характер этого отражения. Развитие психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики и ее уровни. Формы интеллектуального поведения животных. Психологическая характеристика сознания человека. Становление человеческой материальной и духовной культуры.

Понятие психики. Соотношение субъективной и объективной реальности. Современные представления об этапах развития психики. Структура психики человека. Понятие о сознании. Воля как характеристика сознания. Психика и человеческий организм.

Психология познавательных процессов: ощущения и восприятие. Внимание. Закономерности памяти. Мышление.

 

 

1.4  Деятельность

 

Понятие о деятельности. Деятельность субъекта как основа развития и формирования личности. Ведущие виды деятельности.

Психологическая структура деятельности. Потребностно-мотивационная сфера как ядро формирующейся личности. Классификация мотивов. Характеристика действия и операций.

Отличие деятельности от активности и реактивности. Общественный продуктивный и творческий (преобразовательный) характер человеческой деятельности. Связь деятельности с сознанием и речью, с изготовлением и использованием орудий. Концепция А.Н. Леонтьева. Виды действий: внутренние и внешние, теоретические и практические. Мотивы и цели деятельности. Этапы и элементы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, выполнение, контроль осуществления, сверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. Освоение деятельности. Формирование навыков. Структура и взаимодействие навыков. Привычки и их роль в поведении человека.

Сознание и самосознание. Когнитивная, аффективная и поведенческая составляющие сознания и самосознания. Самосознание, самореализация, саморазвитие, самовоспитание, самодостаточность и самоактуализация личности.

 

 

1.5  Общение

 

Понятие об общении. Многоплановый характер общения – коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Педагогическое общение и его особенности. Единство общения и деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие (авторитарный, манипулятивный, партнерский стили общения). Общение как понимание людьми друг друга. Психологические механизмы восприятия человека человеком.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Содержание и структура общения. Многообразие форм общения людей и их механизмы.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Строение коммуникативного процесса. Виды коммуникации. Средства и условия эффективной коммуникации. Вербальные и невербальные  компоненты коммуникации. Этнокультурные различия в процессе общения. Понятие о компетентности в общении. Социально-психологические методы обучения компетентности в общении, развитие навыков общения.

Психология делового общения, переговоров. Межличностные отношения. Психология взаимодействия людей. Группы и коллективы. Межличностные отношения в группе. Психологические феномены коллектива. Статус личности в группе, проблема лидерства и руководства.

Конфликты и их основные причины. Виды, стадии и функции конфликтов. Межличностные, групповые. Производственные конфликты и эффективные способы их разрешения.

 

 

1.6  Личность как субъект психологии

 

Человек: индивид, личность, индивидуальность. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Свобода воли. Психологическая структура личности. Общее и индивидуальное в психике человека. Типология личности.

Содержательная характеристика личности. Сложность и многомерность личностной структуры, взаимосвязь всех ее компонентов. Психологическая характеристика понятий «развитие», «формирование», «коррекция» личности. Факторы, движущие силы и закономерности развития, формирования, коррекции личности. Активность как движущая сила развития личности.

Множественность свойств, которыми обладает человек. Основные параметры личности: устойчивость, единство и активность. Направленность личности, ее структура. Потребности. Виды потребностей: естественные (природные), духовные и социальные. Мотивы, цели и интересы, их психологическая характеристика. Идеалы и убеждения. Мировоззрение личности.

Психические свойства личности. Личность и характер, динамический подход в его формировании. Темперамент. Способности. Одаренность, талант и их значение в профессиональном становлении специалиста.

Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности. Личность предпринимателя. Психология личности в бизнесе.

 

 

1.7  Психология межличностных отношений

 

Группа как субъект и система деятельности и как поле общения. Понятие о группах и коллективах. Свойства и виды групп и коллективов. Возникновение и развитие «мы-чувства». Феноменология «группового сознания». Социально-психологические признаки выделения и изучения группы.

Малая группа, ее возникновение. Классические подходы к изучению малой группы: социометрический (Дж. Морено), социологический (Э. Мэйо), динамический (К. Левин). Стратометрическая концепция коллектива (А.В. Петровский). Феномены «конформности» и «внушаемости», группового давления и сплоченности. Развитие малой группы. Теория деятельностного опосредования групповой активности. Руководство и лидерство в малой группе. Теория лидерства. Понятие стиля лидерства. Ингрупповой фаворитизм.

Виды групп по внутриструктурным свойствам:

по численности – большие и малые; по контактности – реальные и условные; по организованности – формальные и неформальные; по сплоченности – высокоразвитые и слаборазвитые; по устойчивости – устойчивые и неустойчивые; по личной значимости группы – эталонные и нейтральные.

Виды групп по внешнеструктурным свойствам:  по форме деятельности – игровые, учебные, трудовые; по отношению к законам общества – официальные и неофициальные; по отношению группы к развитию общества – прогрессивные и регрессивные.

Уровни развития группы: диффузная (группа конгломерат), ассоциация, кооперация, коллектив. Виды коллективов. Особенности межличностных отношений в группах. Лидерство.

Психология межгрупповых отношений. Психологические особенности этнических групп. Проблема национального характера. Формирование национального самосознания. Этнические стереотипы, их функции. Феномен этноцентризма.

 

 

1.8  Психология массовых коммуникаций

 

Массовые общественные явления и их социально-психологическая специфика. Долговременные и ситуативные (геобиосферные, социально-экономические, политические, миграционно-демографические, религиозные, этнические) предпосылки возникновения этих явлений. Устойчивые социальные группы в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы и маргинальные образования). Структура общественной психологии больших социальных групп. Общественное мнение и общественное настроение, механизмы их формирования. Соотношение общественной психологии, идеологии и культуры.

 

 

1.9  Основы психологии труда и инженерной психологии

 

Инженерная деятельность, ее преобразовательная и социально-обусловленная сущность. Научная обоснованность инженерной деятельности. Обобщенная модель инженерной деятельности, инженерные (профессиональные) задачи. Личность инженера и особенности технического мышления.

Предмет и задачи инженерной психологии. Связь инженерной психологии с эргономикой и наукой управления. Инженерно-психологические вопросы построения комплексов «человек – техника».

 

 

1.10        Психологические аспекты управления в инженерной      деятельности

 

Сущность и содержание управленческой деятельности. Психологические особенности управления в малых группах.

Проблема лидерства и руководства в коллективе. Функции руководителя, круг его обязанностей. Принятие управленческих решений и его этапы. Типология управленческих решений. Учет психологических свойств работников коллектива, мотивации их участия в работе.

Типы руководителей. Стили руководства. Культура управленческого труда.

 

 

 

 

 

2 Методические рекомендации к изучению дисциплины

 

 

При рассмотрении первой темы «Предмет психологии» необходимо обратить внимание на предмет и задачи психологии, уяснить основные принципы психологии, ее функции, а также методы и значение психологических знаний для технических специальностей.

При изучении второй темы «История психологических учений» следует понять логику становления психологических знаний в истории человеческой мысли. Необходимо уяснить специфику основных школ и направлений в истории психологии и различий между ними.

В третьей теме «Развитие психики и сознания» наиболее важным является понимание форм и уровней отражения, особенностей психического отражения. Следует знать, что такое психика человека и ее структура; иметь представление о сознании, мышлении, ощущении, восприятии, внимании и памяти.

При изучении четвертой темы «Деятельность» необходимо разобраться в том, что собой представляет деятельность, в чем заключается ее сущность, каковы ее виды, элементы, этапы и др. Следует разобраться в классификации мотивов деятельности, видах действий и т.д.

Изучение пятой темы «Общение» включает в себя уяснение сущности феномена общения и его многопланового характера. Следует разбираться в видах и уровнях общения, а также специфике каждого из них. Необходимо уяснить, что такое конфликты,  причины их возникновения, виды и способы разрешения.

Изучение темы шестой «Личность как субъект психологии» имеет особое значение, так как проблема личности является центральной в любой гуманитарной науке, а в психологии  в особенности. В связи с этим следует глубоко разобраться в понятии личности и ее связи с такими категориями, как индивид, субъект, индивидуальность, рассмотреть основные параметры личности, ее направленность и структуру, виды потребностей, мотивы поступков личности.

Изучение темы седьмой «Психология межличностных отношений»  предполагает понимание особенностей межличностных отношений, роли малой группы в жизни индивидов. Необходимо разобраться в основных подходах к изучению малых групп, в классификации по различным критериям.

В теме восьмой «Психология массовых коммуникаций» делается акцент на массовых общественных явлениях и их социально-психологической специфике.  Изучение темы предполагает знание устойчивых социальных групп в системе общественных отношений, структуры общественной психологии больших социальных групп.

Тема девятая «Основы психологии труда и инженерной психологии» имеет прикладной характер, так как в ней предпринята попытка уже изученный теоретический материал применить к практике инженерного труда. Предлагается с иной, научной точки зрения, взглянуть на инженерную деятельность, ее преобразовательную сущность. Представляет интерес рассмотрение личности инженера и особенностей технического мышления.

Как и предыдущая тема, десятая тема «Психологические аспекты управления в инженерной деятельности» носит прикладной характер, так как изученный прежде материал предлагается применять в повседневной деятельности руководителя низшего и среднего звена. Знание основ психологии управления позволит быстрее и эффективнее решать производственные задачи, стоящие перед коллективом. Для этого следует иметь представление о типах и стилях руководства, функциях руководителя, культуре управленческого труда и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методические рекомендации по написанию контрольных работ

 

Предлагаемая тематика контрольных  работ разработана в соответствии с институтской программой курса психологии. Студент обязан выполнить 1 контрольную работу в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к контрольным.

В каждой теме выделены 2–3 узловых вопроса проблемы, тема сопровождается списком литературы, которым мы ни в коей мере не рекомендуем ограничиваться. Это лишь базовый минимум.

Обращаем внимание лишь на то, что при написании работы не разрешается использовать учебники и учебные пособия в качестве основного источника информации. Тем более что таковые в списке литературы отсутствуют. Главным источником должны стать рекомендуемые монографии, сборники, журнальные статьи, статистические данные. Также можно пользоваться энциклопедическими словарями по политологии.

Цель контрольной  работы – самостоятельный анализ теоретических и конкретных проблем политического развития общества.

Основные требования к работе:

- научно-теоретический уровень. Работа должна продемонстрировать, с одной стороны, глубокое знание автором теории вопроса, с другой – его умение осмысливать (анализировать и обобщать) явления общественной жизни. На этой основе в работе должны быть раскрыты сущность, содержание и пути решения взятой автором проблемы;

- самостоятельность. В работе необходимо аргументировано выразить личные взгляды и позицию автора. Не следует опасаться нестандартных суждений. Главное – обосновать и доказать свою точку зрения;

- связь с жизнью. Реальная жизнь намного разнообразнее и богаче любой теории. Научная теория призвана видеть самое главное и существенное в жизни, поэтому нет необходимости использовать только те факты, которые опубликованы. Активно используйте в работе собственный жизненный опыт;

- логика изложения. Помимо указанных вопросов, которые следует раскрыть, работа должна иметь введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы и личная заинтересованность автора в ней. В 2–3 вопросах темы раскрывается ее содержание. В заключении делаются выводы из проведенного анализа;

- популярность, доступность изложения и точность языка. Необходимо ориентироваться не только на выражение своих мыслей, но и на то, как они будут поняты;

- оформление работы. Объем работы – 1 школьная тетрадь(12 л.), включая введение, заключение, список использованной литературы, титульный лист и план. Обязательно необходимы поля на каждой странице, название каждого вопроса в тексте, наличие ссылок и сносок (в тексте, в нижней части страницы или в конце работы, нужно использовать один из предложенных вариантов  при  использовании цитат, мыслей, статистических данных, реальных фактов и т.д.). В конце работы должна стоять дата и  подпись автора;

- принцип выбора темы. Тема контрольной работы выбирается в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки (таблица №1);

 

Таблица 1

Номер зачетки

Номер темы

Номер зачетки

Номер темы

Номер зачетки

Номер темы

00

01

34

05

67

08

01

02

35

06

68

09

02

03

36

07

69

10

03

04

37

08

70

11

04

05

38

09

71

12

05

06

39

10

72

13

06

07

40

11

73

14

07

08

41

12

74

15

08

09

42

13

75

16

09

10

43

14

76

17

10

11

44

15

77

18

11

12

45

16

78

19

12

13

46

17

79

20

13

14

47

18

80

21

14

15

48

19

81

22

15

16

49

20

82

23

16

17

50

21

83

24

17

18

51

22

84

25

18

19

52

23

85

26

19

20

53

24

86

27

20

21

54

25

87

28

21

22

55

26

88

29

22

23

56

27

89

30

23

24

57

28

90

01

24

25

58

29

91

02

25

26

59

30

92

03

26

27

60

01

93

04

27

28

61

02

94

05

28

29

62

03

95

06

29

30

63

04

96

07

30

01

64

05

97

08

31

02

65

06

98

09

32

03

66

07

99

10

33

04

 

-          способ предоставления контрольной работы. Контрольная работа высылается по почте или предоставляется лично по адресу: 050013, г.Алматы, ул.Байтурсынулы, 126,  АИЭС, кафедра социальных дисциплин (А – 314).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Тематика контрольных работ

 

Тема 1. Психология как наука. Объект, предмет и задачи психологии

 

1.     Определение психологии как науки.

2.     Предмет и задачи психологии.

3.     Современная психология и ее место в системе наук.

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Битенова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.

3.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

4.     Вопросы экспериментальной психологии  и ее история. – М., 1974.

5.     Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – М.: Педагогика, 1982. – т. 1.

6.     Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. – В 2-х томах.

7.     Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Наука, 1994.

8.     Ждан А.Н. История психологии. – М., 1985.

9.     Методические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

10.  Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

11.  Немов Р.С. Психология. – М., 1995.

12.  Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.

13.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

14.  Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

 

 

Тема 2. Методологические основы психологии

 

1.     Основные методологии и методы психологии.

2.     Категории психологии и их характеристики.

3.     Основные функции психологии.

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970.

3.     Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1975.

4.     Методология и методы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1977.

5.     Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1977.

6.     Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. – М.: Инлт, 1958.

7.     Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984.

 

 

Тема 3. История формирования социально-психологических идей

 

1.     Предпосылки возникновения социальной психологии.

2.     Исторические формы социально-психологического знания.

3.     Экспериментальный период развития социальной психологии.

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

2.      Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

3.      Выготский Л.С. История развития высших психических функций  // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 3.

4.      Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.      Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

6.      Хьюстон М., Штебе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М., 2001. – Гл. 1.

7.      Немов Р. Психология. Кн. 1. – М., 1997.

8.      Дилигенский Г.Т. Социально-политическая психология. – М., 1996.

9.      Психологическая наука в России ХХ века. – М., 1997.

10.  Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11.  Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

 

Тема 4. Развитие психики и сознания

 

1.     Формы и уровни отражения в живой и неживой природе.

2.     Особенности психологического отражения.

3.     Психологическая характеристика сознания человека.

 

Литература

 

1.     Блонский П.П. Очерк научной психологии. – М., 1924.

2.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 3.

3.     Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987.

4.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1992.

5.     Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб., 1997.

6.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1966.

7.     Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

8.     Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М., 1977.

9.     Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.

 

 

Тема 5. Структура психики человека

 

1.     Понятие психики. Соотношение субъективной и объективной реальности.

2.     Структура психики человека.

3.     Основные этапы развития человеческой психики.

 

Литература

 

1.     Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. – М., 1998.

2.      Алексеева А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991.

3.      Берк Э. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.

4.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 2.

5.     Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994.

6.     Психология и психоанализ характера. – Саратов, 1997.

7.     Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997.

8.     Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

9.     Мясинцев В.Н. Психология отношений. Избр. псих. труды. – М., 1996.

10.  Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

 

Тема 6. Сознание

 

1.     Понятие сознания. Воля как характеристика сознания.

2.     Психология познавательных процессов: ощущения и восприятия.

3.     Внимание. Закономерности памяти и мышления.

 

 

 

Литература

 

1.     Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. – М., 1980.

2.     Васильев И.А., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.

3.     Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 3.

4.     Ловиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1987.

5.     Михайлов В.Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

6.     Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

7.     Петренко В.Ф. Семантика психосознания. – М., 1988.

8.     Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986.

9.     Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 1976.

10.  Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.. 1977.

 

 

Тема 7. Деятельность

 

1.     Деятельность субъекта как основа развития и формирования личности.

2.     Виды деятельности.

3.     Потребностно-мотивационная сфера как ядро формирующейся личности.

 

 

Литература

 

1.     Общая психология. – М., 2004.

2.     Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: МГУ, 1979.

3.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

4.     Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983.

5.     Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л.: Наука, 1983.

6.     Майерс С. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб., 1997.

7.     Общение и деятельность / Под ред. Г.М. Андреевой  и Я. Яноушека. – Прага: Изд-во Карлова университета. 1981.

8.     Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

9.     Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

 

 

 

Тема 8. Общественный и творческий характер человеческой деятельности

 

1.     Связь деятельности с сознанием и речью.

2.     Концепция деятельности А.Н. Леонтьева.

3.     Общественный и творческий характер человеческой деятельности.

 

 

Литература

 

1.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.

2.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1972.

3.     Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980.

4.     Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.

5.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

6.     Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ., – СПб., 1997.

7.     Немов Р. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984.

8.     Общение и деятельность / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – Прага: Изд-во Карлова университета, 1981.

9.     Петровский А.В. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1989.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

 

 

Тема 9. Общение и деятельность

 

1.     Понятие об общении. Многоплановый характер общения.

2.     Единство общения и деятельности.

3.     Общение как межличностное взаимодействие.

 

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1984.

3.     Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1989.

4.     Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1997.

5.     Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

7.     Психология и этика делового общения. – М., 1997.

8.     Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

9.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

10. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

11. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

 

 

 

Тема 10. Индивидуально-психологические особенности личности

 

1.     Индивид, индивидуальность, личность.

2.     Темперамент, характер, способности.

3.     Определение индивидуально-психологических особенностей с помощью психологических методов.

 

 

Литература

 

1.     Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

2.     Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие. – Пермь, 1990.

3.     Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

4.     Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.

5.     Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самовоспитание. – М.: Политиздат, 1984.

6.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

7.     Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

8.     Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие. – Пермь, 1988.

9.     Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

11. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М., 1982.

 

 

 

Тема 11. Процесс формирования и развития личности

 

1.     Понятие о развитии.

2.     Роль наследственности в развитии человека.

3.     Роль среды в формировании личности.

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2.     Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

3.     Бейли А. Эзотерическая психология. – М., 1994.

4.     Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

5.     Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1993.

6.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – МГУ, 1990.

7.     Тойч Ч.К., Тойч Д.М. Второе рождение или искусство познать и изменить тебя. – М., 1994.

8.     Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

9.      Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

10. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

11. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. – М., 2002.

 

 

Тема 12. Темперамент и его особенности

 

1.     Понятие темперамента. Роль возбуждения и торможения в формировании темперамента.

2.     Типология темпераментов человека.

 

 

Литература

 

1.     Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2.     Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3.     Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4.     Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5.     Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6.     Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7.     Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8.     Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12.       Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13.       Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14.       Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

 

Тема 13. Характер и его воспитание

 

1.     Понятие характера и его значение для человека.

2.     Виды и типы характеров.

3.     Воспитание характера. Роль привычек.

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11.  Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

12. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

13. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 14. Способности и их развитие

 

1.     Задатки и их значение.

2.     Способности и их виды.

3.     Развитие способностей: теории, методы, трудности.

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

 

 

Тема 15. Структура личности

 

1.     Психологическая структура личности.

2.     Темперамент. Типы темперамента.

3.     Роль темперамента в деятельности.

 

Литература

 

1.     Берн Э. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.

2.     Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997.

3.     Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1999.

4.     Психология и психоанализ характера. – Саратов, 1997.

5.     Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. – М., 1992.

6.     Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. – М., 1994.

7.     Корнилова Т. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

8.     Фрейд З. Психология сексуальности. – Минск, 1993.

9.     Тайна характера. Психологические типы. – Харьков, 1996.

10. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

 

 

 

Тема 16. Пути развития личности в современном мире

 

1.     Понятие «личность»: основные подходы изучения.

2.     Современные теории личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн).

3.     Проблемы современной личности.

 

 

Литература

 

1.     Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

2.     Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1984.

3.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

4.     Корнилова Т. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

5.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – ЛГУ, 1990.

6.     Фрейд З. Психология сексуальности. – Минск, 1993.

7.     Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

8.     Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

9.     Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

10. Блюм Г. Психологические теории личности. – М., 1996.

11. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М., 1997.

12. Руткевич А.М. Психоанализ: Курс лекций. – М., 1997.

13. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и ОНО. – СПб., 1998.

14. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. – СПб., 1998.

15. Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.

16. Брайченко С.Л. Основные зарубежные психологические концепции ХХ века. – СПб., 1996.

 

 

Тема 17. Свобода выбора и волевое воспитание

 

1.     Проблема свободы выбора в психологии.

2.     Понятие воли и ее свободы.

3.     Воспитание воли у человека.

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая само регуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 18. Личная и социальная ответственность

 

1.     Содержание и сущность понятия «ответственность».

2.     Виды ответственности и их соотношение.

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

 9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

  14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

 

 

Тема 19. Психология группы

 

1.     Группа как субъект и система деятельности и поле общения.

2.     Феноменология «группового сознания».

3.     Социально-психологические признаки изучения группы.

 

 

 

Литература

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Аникеева Н.М. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

3.     Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1970.

4.     Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

5.     Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

6.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2002. – гл. 1.

7.     Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.

8.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

9.     Робер М.–А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. – М., 1988. – ч. 4, 6, 7.

10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. – М., 1988.

 

 

Тема 20. Психология малой группы

 

1.     Классические подходы к изучению малой группы (Дж. Морено, Э. Мэйо, К. Левин).

2.     Развитие малой группы. Теория деятельностного опосредования групповой активности.

3.     Лидерство в малой группе. Понятие стиля лидерства.

 

 

Литература

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

3.     Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология. Хрестоматия (Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая). – М., 1999.

4.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001. – гл. 3, 4, 5.

5.     Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в коллективе. – М., 1985.

6.     Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М., 1984.

7.     Робер М.–А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. – М., 1988. – ч. 4, 6, 7.

8.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

9.     Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.

10. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Воронеж, 1997.

 

 

 

Тема 21. Психология межгрупповых отношений

 

1.     Психологические особенности этнических групп. Проблема национального характера.

2.     Формирование национального самосознания.

3.     Этнические стереотипы, их функции. Феномен этноцентризма.

 

 

Литература

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

3.     Кон И.С. Национальный характер. Миф или реальность? // Иностранная литература. – 1970. – С. 3.

4.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1978.

5.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.

6.     Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. – 1990. -  №4.

7.      Лук Н.А. Эмоции и личность.- М., 1982.

8.     Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

9.     Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.

10.  Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973.

11.  Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.

 

 

Тема 22. Психология массовых коммуникаций

 

1.     Массовые общественные явления и их социально-психологическая специфика.

2.     Устойчивые социальные группы в системе общественных отношений.

3.     Структура психологии больших организованных групп.

 

Литература

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983.

2.     Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3.     Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.

4.     Психологические механизмы регулирования социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М., 1979.

5.     Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

6.     Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – ИНИОН, РАН, 1995.

7.     Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

8.     Шострам Э. Анти-Карнеги, или человек – манипулятор / Пер. с англ. – Минск: Полифакт, 1992.

9.     Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

 

 

Тема 23. Принципы исследования психологии больших социальных групп

 

1.     Социальные слои и классы и их характеристики.

2.     Этнические группы.

3.     Гендерные и возрастные группы и их психологическая характеристика.

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

3.     Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: Новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире. – М., 2002.

4.     Введение в гендерные исследования / Под ред. И. Жеребкиной. – СПб., 2001.

5.     Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. – М., 1998.

6.     Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1994.

7.     Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.

8.     Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

9.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

10. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – М.: ИНИОН, РАН 1995.

Тема  24. Психология делового общения

 

1.     Роль традиций и обычаев делового общения и деловой этики.

2.     Психология личности в бизнесе.

3.     Личность предпринимателя.

 

 

Литература

 

1.     Азбука делового общения. – М., 1991.

2.     Аткинсон В.А. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. – Орел, 1992.

3.     Битенова М.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

4.     Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1990.

5.     Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

6.     Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. – М., 1989.

7.     Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

8.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997.

9.     Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

10. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.

11. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999.

 

 

 

Тема 25. Психология общения

 

1.     Структура, функции, виды и средства общения.

2.     Вербальные и невербальные средства общения.

3.     Общение как восприятие людьми друг друга.

 

 

Литература

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.

2.     Морозов А.В. Деловая психология. – СПб., 2000.

3.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

4.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

5.     Крижанская Ю.С., Третьякова В.Н. Грамматика общения. – Л., 1990.

6.     Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

7.     Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.

8.     Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.

9.     Донцов А.И. Психология коллектива. - М.:МГУ, 1984.

10.  Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., 1984.

11.  Ночевник М.Н. Психология общения в бизнесе. - М., 1994.

12.  Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологические тренинги. - М., 1982.

13. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов: Под ред. В.Н. Лавриненко.

 

 

 

Тема 26. Инженерная психология

 

1.     Предмет и задачи инженерной психологии.

2.     Методы исследования инженерной психологии.

3.     Связь инженерной психологии с эргономикой и наукой управления.

 

 

Литература

 

1.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

2.     Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез отображения информации. – М., 1977.

3.     Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1976.

4.     Дмитриева Н.А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

5.     Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. – М., 1971.

6.     Инженерно-психологическое проектирование. – АСУ, 1973.

7.     Коженцев Ю.Т. Основы эргономики. – Новочеркасск, 1993.

8.     Основы инженерной психологии. – М.: ВШ, 1986.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

 

 

 

Тема 27. Инженерная деятельность

 

1.     Инженерная деятельность: модель, инженерные (профессиональные) задачи.

2.     Личность инженера и особенности технического мышления.

 

 

Литература

 

2.     Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

3.     Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

4.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

5.     Холодная М.А. Психология интеллекта. – М., 1997.

6.     Кривицкий Б.Х. Технические средства контроля и управления обучением. – М., 1986.

7.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

8.     Валеева Н.Ш., Рогов М.Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. – Казань, 1996.

9.     Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

10.  Матерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

 

 

 

Тема 28. Личность инженера и особенности технического мышления 

 

2.     Психологические аспекты профессионального становления личности.

3.     Методы исследования инженерной психологии.

4.     Связь инженерной психологии с эргономикой и наукой управления.

 

 

Литература

 

1.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. – Т. 3. – М., 1983.

2.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

3.     Дмитриева Н.А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

4.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – МГУ, 1990.

5.     Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

6.     Зеленский В. Аналитическая психология: Словарь. – СПб., 1996.

7.     Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. – М., 1971.

8.     Коженцев Ю.Т. Основы эргономики. – Новочеркасск, 1993.

9.     Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. – М., 1990.

10. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

 

 

Тема 29. Межличностные отношения и сплочение коллектива

 

1.     Сущность и виды межличностных отношений.

2.     Понятие морально-психологического климата в коллективе.

3.     Методы исследования МПК.

 

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. с нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

 

Тема 30. Значение психологического образования в профессиональном образовании специалиста

 

1.     Роль психологического образования в профессиональном становлении будущего специалиста.

2.      Личностно-ориентированный подход в подготовке кадров высшей квалификации.

 

Литература

 

1.     Бахтин М.М. Этика словесного творчества. – М., 1979.

2.      Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. - т. 3. – М., 1983.

3.     Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1986.

4.     Кадыров Б.Р. Способности и склонности. – Ташкент, 1990.

5.     Психология производственной подготовки. – СПб., 1993.

6.     Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. – М., 1985.

7.     Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

8.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

9.     Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – Л., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение ………………………………………………………….……………. 3

 

Сетка часов по курсу психологии ………………………………….……….....4

 

1 Программа по курсу психологии …………………………….….……..…….5

 

2 Методические рекомендации по изучаемой дисциплине ….…….…..…… 10

 

3 Методические рекомендации по написанию контрольных работ………..…………………………………………………………………….12

 

4 Тематика контрольных работ…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Св. план    2006г.,  поз. 56

                                                                               

 

 

Зарема Альфредовна Абдуллина

Дина Серикбековна Орынбекова

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов  всех специальностей заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор Сыздыкова Ж.М.

 

 

 

 

 

Подписано в печать _____________               Формат 60х84      1/16

Тираж   400 экз.                                                  Бумага типографская № 1

Объем  2,3  уч. -изд. л.                                       Заказ _____  Цена   126 тг_

 

 

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

050013  Алматы,  Байтурсынова, 126.