АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра социальных дисциплин 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 Конспект лекций

  

 

Алматы 2010

СОСТАВИТЕЛИ: Абдуллина З.А., Орынбекова Д.С. Психология. Конспект лекций для  всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2010. – 36 с. 

Предлагаемые конспекты лекций для магистрантов всех специальностей, обучающихся по программе профильной и педагогической магистратуры по курсу психологии содержат тексты лекций по каждой теме курса в расчете на изучение данного предмета в объеме одного или двух кредитов, а также  литературу по данному курсу.

 

Введение 

Формирующемуся демократическому обществу открытого типа с рыночными отношениями необходимы личности, способные творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, руководить коллективами, эффективно взаимодействовать в самых разных ситуациях с представителями всех слоев и этнических групп населения. В решение этих проблем существенный вклад может и должна внести психологическая наука, являющаяся неотъемлемой частью многомерной системы знаний о человеке.

В контексте изучения данного курса должны быть сформированы знания об объектах исследования психологии, т.е. о человеке и разнообразных общностях – группах, коллективах, этносах, о предмете психологии, понимаемого как система закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы и психологические характеристики этих групп.

Задачами изучения курса «Психология» являются:

- четкое уяснение значения психологических знаний в системе человековедческих и обществоведческих наук;

- овладение основными достижениями психологии, закономерностями и механизмами общения, взаимодействия в группе и в различных социальных общностях;

- побуждение магистрантов к применению психологических знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в различных областях жизни и деятельности и к самостоятельному, более глубокому изучению этой науки.

Настоящее методическое пособие представляет собой конспекты лекций по психологии для магистрантов.

 

1 - Лекция. Теоретико-методологические основы психологии.

 

1.1  Предмет психологии, ее структура

1.2  Отрасли и основные методы психологии

1.3  Этапы развития психологии

 

Цель лекции: дать студентам представление о психологии как науке, о ее предмете, месте в системе современных наук о человеке, о значении психологии для человеческой практики.

Содержание: в лекции рассматривается психология, история ее становления, основные структурные элементы; анализируются основные вехи ее развития в ходе исторического развития.

 

1.1 В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных явлений. Позднее в XVII-XIX вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы и деятельность человека. В ХХ веке психологией называется наука о поведении, поступках, реакциях человека.  И только после этого психологией становится наука, изучающая объективные закономерности проявления и функционирования психики.

Психология  ("психе" – душа,  "логос" – наука) наука о душе - изучает мир субъективных (душевных) явлений,  процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Что же такое психика? Это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий мир в его связях и отношениях. Психика понимается и как системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи,  как субъективный образ объективного мира,  как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Как известно, нервная система – центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся на коже, глазах и т.д.) и эффекторы (железы и мышцы). Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов – от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга.

Основные разделы психологии как науки. При непосредственном участии таких психических явлений,  как ощущение и восприятие,  внимание и воображение,  память и мышление, человек познает себя и окружающий мир. Потому раздел психологии,  изучающий эти явления,  называется психологией познавательных процессов. Раздел,  изучающий психологические свойства и состояния  личности (способности,  характер, потребности,  мотивы и другие) называется психологией личности. Формы межличностных отношений изучает психология человеческого общения.

1.2 В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Инженерная психология – одна из самых молодых отраслей психологической науки. Зародилась около 40 лет назад, все еще находится в состоянии формирования. Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека,  выявляя требования к созданию технических устройств, которые вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачи приспособления техники и условий труда к человеку. Причины возникновение инженерной психологии. С развитием современного производства на научной основе возникла необходимость учитывать психологические и другие особенности человека, участвующего в производственном процессе.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению системы «человек-машина» в целом вытекают из особенностей челове­ческой деятельности, т.е. решает задачи приспособления техники и ус­ловий труда к человеку. Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, пультов управления, кабины и машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и психофизиологическим свойствам человека - опера­тора в системе «человек-техника».

Все методы психологического исследования можно  подразделить на 4 группы: организационные (действуют на протяжении всего исследования): сравнительные (поперечный срез),  лонгитюдные (продольный срез),  комплексные методы; эмпирические способы добывания научных данных: наблюдение,  самонаблюдение,  эксперимент (лабораторный,  естественный,  формирующий),  психодиагностические методы (стандартизированные и проективные тесты,  анкетирование,  социометрия,  интервью,  беседа и т.д.); приемы обработки данных: количественный (математико-статистический),  качественный; интерпретационные методы (анализ материала,  с выделением фаз,  стадий,  критических моментов,  установление взаимозависимостей).

1.3 Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Основные этапы развития психологии. 1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека. 2) Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3) Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задачи психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. 4) Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г. до н. э.), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384-322 г.г.). Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма). Чувственные восприятия составляют начало познания.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX - XII вв. Авиценны и Аверроэса. Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин "психология".

XVII в. начинается новая эпоха в развитии педагогического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его  телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Г.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

Зарождение эмпирической психологии. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X.Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Д. Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений, об аффектах (Б.Спиноза). В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д.Дидро, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищего и других прогрессивных мыслителей.

XIX век: психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Главными центрами ее разработки становятся специальные экспериментальные лаборатории. Первая из них была организована В.Вундом. Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И.М.Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально психологическую работу в России.

В начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация, обусловленная ломкой старых понятий. Попытки преодоления этого кризиса привели к появлению психологических течений Бихевиоризма (Джон Уотсон), Гештальпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), Глубинной психологии (З. Фрейд).

Значительный вклад в развитие психологии XX в. России внесли ученые Б.Г.Ананьев (1907-1972), А.Н.Леонтьев (1903-1979), П.Я.Гальперин (1902-1988), Л.С.Выготский  (1896- 1934),  А.Р.Лурия (1902-1977), С.Л.Рубинштейн(1889-1960)   и другие. Основные проблемы инженерной психологии решались видными учеными Б.Ф.Ломовым, В.П.Зинченко, Н.Д.Заваловой, Б.Л.Понамаренко, В.Д.Шадриковым и другими.

Этапы становления психологической мысли в Казахстане. Первый  этап - характерны на этом этапе фольклорная традиция Казахского народа, берущая свои истоки, психологические идеи поэтов эпохи XVXVIII вв. Этот период можно назвать предысторией казахской психологической мысли. Второй  этап - охватывает время с середины XIX в. до установления советской власти. Казахские просветители, продолжая замечательные фольклорные традиции своего народа, формулируют оригинальные положения по вопросам общей, детской, педагогической и общественной психологии. Третий этап - развития советской психологии в Казахстане, можно подразделить на два периода: 1) формирование основ научной психологии (1917-1945гг) и 2) развитие психологической науки в послевоенное время (с 1945 по настоящее время).

В 20-х годах в качестве учебных материалов преподносились сочинения Ж. Аймаутова  «Психология» и «Психология и выбор профессии». В 30-е годы складываются определенные предпосылки для создания такой ведущей отрасли психологии, как педагогическая психология.

 

2 - Лекция.  Теоретические основы понятия личность

 

2.1  Понятие человека, личности и индивидуальности

2.2  Структура личности

2.3  Развитие личности, сущность и этапы

 

Цель лекции: дать студентам представление о личности, ее структуре и этапах развития.

Содержание: в лекции проводится сравнительный анализ понятий человек, личность и индивидуальность,  рассматриваются основные и наиболее значимые элементы ее структуры, дается характеристика развития личности, ее основных этапов и их содержания.

 

2.1 Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и т.д.  Каждая из них изучает личность в своем специфическом аспекте. Личность как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Однако, личность не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Человек, с одной стороны, биологическое существо, с другой стороны, общественное существо. Индивид – это единственный представитель вида "Homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. К.Платонов дает следующее определение: «Личность – человек как носитель сознания». В характеристику понятия «личность» входит еще и достаточный уровень социальной зрелости (младенец и психически больной человек не могут считаться личностью).

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляется еще и понятие «индивидуальность».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры. Существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Личность имеет свои психологические характеристики: 1) устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации; 2) единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение; 3) активность личности. Активность выражается в многообразной деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы.

2.2 Связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности представляют ее структуру.

С.Л. Рубинштейн в структуре личности выделил три основных компонента: 1) направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении); 2) знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности); 3) индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности).  Структуру личности К.Платонов представляет как  некую биосоциальную иерархическую систему, выделяет следующие подструктуры: 1) направленность, опыт (знания, умения, навыки); 2)  индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущение, восприятие, память и т.д.); 3) объединенные свойства поведения (темперамент, характер). А.В. Петровский выдвинул гипотезу о трехмерном подходе к изучению личности. В ней личность выступает, как центральное и системное качество индивид и включает 3 аспекта: индивидуальный – этот аспект представлен в строении темперамента, характера, способностей человека, включает в себя системную организацию личности (внутренний аспект); интериндивидуальный – в связи индивида с другими людьми, проявляющийся в социальных поступках (внешний аспект); метоиндивидуальный – идеальная представленность индивида, проявляющаяся в деяниях. Здесь в центре внимания то, что личность "вложила" в других людей (активный процесс продолжения себя в другом человеке).

В западной теории личности структура личности представлена З.Фрейдом и имеет три составляющие: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" – составляет движущую силу поведения, источник энергии, мотив. "Я" – вторичный слой, именуемый обычно сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающем и соизмеряет влечения с требованиями социальной сферы в интересах его самосохранения. "Я" и "Оно" контролирует "Сверх-Я" – источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказуемый агент, нравственный самоограничитель.

2.3 Родившись, человек растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека.

Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоззрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти - количественные и качественные - изменения и характеризуют процесс развития человека.

Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Развитие личности осуществляется под воздействием определенных факторов. Наука не отрицает влияния биологического на развитие личности. Однако это влияние ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу профессор К.К.Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете, развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Ведущим основанием для периодизации (по Д.Б.Эльконину) является ведущая деятельность  - деятельность, которая обуславливает изменения психических процессов и особенностей на данной стадии развития (игра, учение, общение, труд). Сензитивный период – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Кризисы развития – время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых образований (новообразований).

В разные исторические периоды возрастная периодизация имела абсолютно различные основания. Так, например, древнекитайская периодизация делила жизнь человека по десятилетиям: молодость  (до 20 лет),  возраст вступления в брак (до 30), возраст выполнения общественных обязанностей  (до 40), познание собственных заблуждений (до 50), последний период творческой жизни (до 60), желанный возраст (до 70), старость  (от 70). Классификация по Платону (6 век до н.э.) по 20 лет: период становления (весна), молодой человек (лето), человек в расцвете сил (осень), старый и угасающий человек (зима). Гиппократ классифицировал возраста по 7 лет.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегрированная концепция развития, принимающая во внимание согласованное,  системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делается в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной. Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Представленная возрастная периодизация не является единственной совершенной классификацией возрастов. Однако, следует отметить, что развитие личности  это закономерный процесс, и в то же время сугубо индивидуальный. Э.Фромм писал, что развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям - важнейшая задача воспитания.

 

3 - Лекция. Индивидуально-психологические особенности личности

 

3.1  Понятие темперамента и его типы

3.2  Характер личности

3.3  Способности человека и их классификация

 

Цель лекции: дать студентам представление об индивидуально-психологических особенностях личности, в которые входят темперамент, характер и способности человека.

Содержание: в лекции проводится анализ сущности темперамента, его типов и различных классификаций темпераментов,  рассматриваются основные составляющие характера, проводится анализ способностей человека, их соотношение с задатками.

 

3.1 Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. К основным характеристикам индивидуальности относят: темперамент, характер, способности. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.

Темперамент – (лат. Temperamentum – надлежащее отношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) совокупность индивидуальных особенностей,  характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека,  его деятельности и общения. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков» жизни – крови, лимфы, желтой и черной желчи – входящих в его состав. Тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Согласно этому выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sangius – кровь), флегматика (от греч. phlegma – флегма), холерика (от греч. chole – желчь) и меланхолика (от греч. melas chole – черная желчь).

И.П.Павлов изучая особенности выработки условных рефлексов, обратил внимание на индивидуальные различия, в основе которых лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов – сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. На основе свойств нервных процессов И.П.Павлов выделил типы высшей нервной деятельности, которые соответствуют основным классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;  сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; сильный, неуравновешенный, возбудимый – холерик; слабый, неуравновешенный  – меланхолик. 

Темперамент имеет свои основные свойства.

1)  Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

2)  Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

3)  Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

4)  Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

5)  Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

6)  Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Краткая характеристика типов темперамента. Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстротой, скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях. Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв. Именно поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Второй - приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля.

3.2 Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, это своеобразие склада психической деятельности,  проявляющегося в особенностях социального поведения личности и,  в первую очередь,  в отношениях к людям,  к делу,  к самому себе. В структуре сложившегося характера выделяют,  прежде всего,  две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

Характер человека  -  это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которой предпочитает заниматься человек. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.  Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависит от обстоятельств.

Содержание характера составляет жизненную направленность личности,  т.е. ее материальные и духовные потребности,  интересы,  идеалы и социальные установки. А в формах характера выражаются различные способы проявления отношений,  темперамента,  закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Наряду с темпераментом и характером в структуру личности входят способности.

3.3 Способности – это индивидуально-психологические особенности личности,  обеспечивающие успех в деятельности,  в общении и легкость овладения ими. От способностей зависит успешность приобретения знаний,  умений,  навыков,  но которые не сводятся к наличию этих знаний,  умений и навыков,  по отношению к ним способность выступает как некоторая.

В классификации способностей различают: природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные,  связанные  с врожденными задатками,  формирующиеся на их базе,  при помощи жизненного опыта; специфические человеческие способности,  имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные,  высшие, интеллектуальные способности,  в основе которых лежит пользование речью,  логикой,  теоретические и практические,  учебные и творческие).

Специфические человеческие способности, в свою очередь, делятся на: общие (умственные способности,  память,  речь,  точность движений и т.д.), специальные (математические,  технические,  лингвистические и т.д.).

Кроме того,  общие способности личности выступают как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

Инженерно-технические способности позволяют успешно работать  с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с общей способностью (технической одаренностью) или опытом,  существуют независимые факторы: пространственные представления (способность оперировать зрительными образами) и техническое понимание (восприятие пространственных моделей и т.д.).

Различают аналогично  теоретические (склонность  к абстактно-логическому мышлению) и практические (склонности к конкретно-практическим действиям),  а также учебные (влияющие на успешность педагогического воздействия,  усвоения знаний) и творческие (связанные с успешностью в  создании произведений материальной и духовной культуры). На развитие личности оказывает влияние биогенетический (наследственные задатки) и социальный факторы (среда,  воспитание). Платонов считал, что,  в конечном счете,  развитие личности определяется теми возможностями,  которые заключают в себе внешние условия. Воспитание выступает в качестве важного средства,  с помощью которого реализуется социальная программа развития личности,  ее задатков и способностей. Среда действует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. Огромное значение имеет активность самой личности,  его творческо-потребляющей  деятельности.

 

4 - Лекция. Познавательные процессы и их значение в профессиональной  деятельности

 

4.1  Понятие и виды ощущений, восприятие

4.2  Внимание и память: свойства и виды

4.3  Мышление и воображение и их роль в деятельности инженера

 

Цель лекции: дать студентам представление об индивидуально-психологических особенностях личности, в которые входят темперамент, характер и способности человека.

Содержание: в лекции проводится анализ сущности темперамента, его типов и различных классификаций темпераментов,  рассматриваются основные составляющие характера, проводится анализ способностей человека, их соотношение с задатками.

Познавательные процессы поставляют и составляют материал  внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что, являются средствами познания. Отсюда название – «познавательные процессы».

4.1 Ощущение считается элементарным познавательным процессом, отражающим отдельные свойства предметов и явлений, материального мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней  внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, но которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Наиболее используемой является систематизация ощущений, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основные группы: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.д.); 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Что касается чувствительности органа чувств, то она вызывается минимальной и максимальной силой раздражителя, определяемой порогами чувствительности. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, то, что мы только способны ощущать. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость. Чем ниже порог, тем выше чувствительность (Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р - пороговая величина раздражителя). Верхним  абсолютным  порогом  чувствительности  называется максимальная сила раздражителя, при которой возникает адекватное соответствующее  раздражителю  ощущение. 

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие, иначе называемое перцепцией, зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека.

Свойства восприятия:  1. Субъективность восприятия. Закономерность субъективности восприятия выражается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. 2. Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. 3. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. 4. Структурность восприятия. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.  5. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 6. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов,  времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

4.2 Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающие повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать.  Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания:  Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Память как психофизиологический и культурный процесс выполняет функции, называемые также процессами памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

В соответствии с этим различают виды памяти.

1.       Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

2.       Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что произошедших событий, воспринятых явлений.

3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, рассчитанный  на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

К видам памяти также относится: 1. Непроизвольная память. 2. Произвольная память. Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит:

1. от целей запоминания;

2. от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение, б) логический пересказ, в) образные приемы запоминания, г) мнемотехнические приемы запоминания.

4.3 Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования  человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.  Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Виды мышления.Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в  результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Творческое мышление имеет следующие особенности: оригинальность, необычность высказываемых идей, семантическая гибкость, т.е. создание нового функционального назначения, образная адаптивная гибкость, т.е. изменение формы восприятия объекта, семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи.

Техническое мышление, как и творческий потенциал, не сво­дится к какому-то одному уровню деловых качеств специалиста. Главное в техническом  мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач, причем решение, дающее наиболее экономичный, эффективный, качественный и, добавим, изящный результат. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и оперативность пространственными образами технических объектов. Техническое мышление имеет трехкомпонентную структуру, в которой понятийный,  образный  и  практический  компоненты  мыслительной деятельности занимают равноправное место и находятся в сложной зависимости между собой.

 

 

 

 


Рисунок 4 - Структура технического мышления

 

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо сделать и как делать.

Можно выделить несколько видов воображения, среди  которых основные - пассивное и активное. Пассивное,  в  свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидение,  фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

 

5 - Лекция. Социально-психологический климат в коллективе и его значение в жизни коллектива

 

5.1  Понятие и виды малых групп, климат в коллективе

5.2  Конфликты в коллективе, их причины и стратегии выхода

 

Цель лекции: дать студентам представление о сущности социально-психологического климата и его значении для успешного функционирования коллектива.

Содержание: в лекции проводится анализ понятия малой группы,  ее видов и типов, а также этапов трансформации малой группы в коллектив, рассматривается сущность конфликта, его виды, причины, проводится анализ успешных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

 

5.1 Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характери­стик.

Признаки, отличающие группу от простого скопления людей:  некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры; осознание входящими в группу индивидами себя как "мы" или
своего членства в группе.

Выделяют большие (макро) и малые (микро) группы. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и др. признакам.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Под малой (микро) группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социально-психологической деятельностью и находиться в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Рассмотрим классификацию малых групп. Условные или номинальные - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность номинальным группам выделяются реальные группы. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Термин «референтная» группа, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Нереферентной считается малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для нее.

Коллектив - это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, полезной для общества. Понятие «коллектив» употребляется в широком и узком смысле. В первом случае оно приложимо к любому официально организованному объединению людей, занятых каким-либо полезным видом деятельности.

Общие качества коллектива: интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция); микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней; референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов; лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач; интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей; интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы; направленности группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного
восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего
языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять
трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма, высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.к. как группа дает людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него,  сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращающая ее в коллектив. Это объективный закон, проявляется во всех коллективах и самоукрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности с учетом его индивидуально - психологических особенностей. Задача педагога - психолога или руководителя содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него.

Термин «производственный коллектив» используется для характеристики соответствующей группы людей, функционирующих в сфере  промышленного производства. Коллектив предприятия, называемый основным коллективом, состоит из более мелких структурных подразделений. Так, выделяют первичные коллективы, т.е. неразложимые далее в системе официальной организации структурные ячейки (бригада, отдел, лаборатория), и вторичные коллективы, состоящие из ряда первичных (цех).

Деятельность производственного коллектива характеризуется многообразием стоящих перед ним задач. Сюда входит выпуск определенной продукции, ее совершенствование на основе достижений науки и техники, рационализация и изобретательство, психологическое совершенствование организационной структуры предприятия, педагогическое повышение квалификации работников и подготовка новых кадров, участие в формах управления производством, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников и ряд других производственных задач. Можно выделить следующие функции производственного коллектива: производственно-экономическая функция является, целевой функцией коллектива предприятия (выпуск соответствующей продукции с целью удовлетворения общественных и личных потребностей); социально-интегративная функция заключается в обеспечении сочетания интересов общества и членов производственного коллектива; управленческо-воспитательная функция состоит в целенаправленном воздействии производственного коллектива на молодого специалиста.

В свете сказанного производственный коллектив можно рассматривать и как социальную, и как психолого-педагогическую систему. «Педагогические и психологические цели, - как верно отмечает Н.В.Кузьмина, - неизменно присутствуют в деятельности современного предприятия». Такой подход к производственному коллективу нашел отражение в работах по психолого-педагогическому планированию, которое предусматривает специальные мероприятия, направленные на воспитание членов коллектива и развитие профессиональной активности.

5.2 Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.

Основные типы конфликтов: внутриличностный конфликт - основой являются психологические факторы внутреннего мира личности; межличностный конфликт - несходство характеров членов коллектива; конфликт между личностью и группой - отступление от принятых норм расценивается как негативное явление; межгрупповой конфликт - это конфликт между группами; производственный конфликт – взаимоотношения в первичном коллективе.

Проблема производственных конфликтов занимает особое место в психологии управления. Она связана с вопросами совершенствования взаимоотношений в первичном коллективе и оптимизации его психологического климата. Поскольку конфликта не избежать, надо его использовать, как среду воспитания и развития личности.

Управленческие отношения - это отношения руководителя и подчиненных, которые образуются в процессе труда. Они представляют собой один из аспектов производственных отношений. Управленческие отношения проявляются как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, обращение к личности со всем ее сложным комплексом желаний, эмоций, особенностями характера, мышления, темперамента.

 

6 - Лекция. Социально-психологические проблемы управления и руководства

 

6.1  Понятие управления, управление малой группой

6.2  Стили и методы управления

 

Цель лекции: дать студентам представление об управлении и его особенностях применительно к малым группам

Содержание: в лекции проводится анализ сущности управления, проводится разграничение понятий лидера и руководителя, рассматриваются основные стили управления коллективом, характеризуются наиболее эффективные.

 

6.1 При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический «рисунок» деятельности по управлению группой. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии и педагогики управленческой деятельности. Любая малая группа, в том числе и коллектив, существует, действует и развивается, пока ею руководят. Руководство коллективом - дело сложное, оно требует от руководителя знания своей роли, которая должна соответствовать требованиям действительности, а также известной подготовленности и определенных индивидуально - психологических особенностей и личностно-профессиональных качеств.       

Можно определить социально-психологические и педагогические различия в содержании понятий лидер и руководитель: лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой организации; лидерство констатируется в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, руководитель реальной группы назначается или избирается, и этот процесс является целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от психического состояния группы, в то время как руководство - явление более стабильное; руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; сфера деятельности лидера - в основном малая группа.

Где он и является лидером. Сфера действия руководителя шире. Поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Управление – это умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, способности, навыки, мотивы поведения других людей. В условиях рыночной экономики управляющие составляют определенную категорию людей, и этот социальный слой общества превращается в весьма влиятельную общественную силу. В настоящее время управление представляет собой сложное социально-психологическое явление, которое отражается практически на всех сторонах жизни общества. Поэтому управление необходимо и в спорте, и в шоу-бизнесе, и в сфере производства. Характерными чертами современного развития управления являются: его компьютеризация; сокращение избыточных звеньев административной системы; децентрализация функций (самоуправление). Особенное внимание уделяется совершенствованию управления на трех основных уровнях: групповом, индивидном и организационном.

Цель производственного управления, в общем виде, можно сформулировать как достижение производственных целей. То есть целью управления на производстве является поддержание хода производства, изменение хода производства для эффективного достижения целей.

6.2 Основные функции руководителя: организация и контроль деятельности подчиненных; принятие решений; представительство во внешней социальной среде; экспертно-консультативная функция; воспитательная функция.

Наряду с понятиями управление и руководство существует понятие, порождаемое неформальными отношениями в группе, формируемое спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных предпочтений. Лидер обладает наивысшим статусом в группе.  Неформальный лидер обладает личностным притяжением. При благоприятном стечении обстоятельств лидер приобретает авторитет. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Независимо от этих уровней руководителей традиционно делят на три категории:

1.Руководитель низового звена – над конкретными исполнителями работ (частные переходы от одной задачи к другой, краткость действий, больше общения с подчиненными, намного меньше – со своим начальством). Управленческие функции: производственно-технологические; нормирование, сырьевое обеспечение; разрядка работ; контроль сроков исполнения; календарное планирование.

2.Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев; руководители участвующие в принятии решений: определяют проблемы, начинают обсуждение, дают рекомендации по организации деятельности, возглавляют подразделение организации, начальники служб. Основная управляющая функция: формирование кадровой политики; набор персонала, определение системы заработной платы; профессиональная подготовка и подготовка кадров.

3. Высший организационный уровень – руководители высшего звена (даже в самых крупных организациях всего несколько человек). Функции: целеполагание, прогнозирование, определение миссии организации, принятие управленческих решений. Они отвечают за принятие решений, важнейших для организации.

Важнейшей характеристикой организации является организационная культура – явление духовной и материальной жизни коллектива, моральные нормы. Деловое кредо коллектива – некоторая совокупность основных целей. Деловое кредо определяется поведенческим кодексом (отношением к организации, к коллегам, самому себе).

Эффективность и комфортность взаимоотношений в группе зависит от практикуемого стиля руководства.

Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия; манера, характер исполнения этих методов. Искусство руководства состоит в том, чтобы в данное время, в данном месте подобрать такой комплекс управленческих воздействий, который обеспечит максимальную эффективность работы группы. Это образует своеобразный характер делового общения с подчиненными. Это и есть стиль руководства. В основном руководители вырабатывают свой собственный стиль руководства по большей мере интуитивно, методом «проб и ошибок», годами накапливая положительный опыт. Различают несколько основных стилей руководства.

Авторитарный стиль руководства уместен при производственной необходимости, согласии персонала, обеспечивает четкость и оперативность управления. Однако при этом бюрократизм аппарата, подавление инициативы, громоздкая система контроля, командные методы, централизация полномочий, предпочтение наказаниям.

Демократический стиль стимулирует инициативу, удовлетворенность исполнителей, приемлем в творческом, инициативном, стабильном, устоявшемся коллективе, коллегиальность в решениях, умеренный контроль, терпимость к критике.

Нейтральный, попустительский стиль: уход от принятия стратегически важных решений, предоставление делам возможности идти своим чередом, незначительный контроль подчиненных, равнодушие к критике, безразличие к персоналу (приемлем в научных, творческих коллективах при сильных и исполнителях и дисциплинированных).

Непоследовательный (алогичный) — проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то де­мократический, то вновь авторитарный, и т. п.), что обу­словливает крайне низкие результаты работы и максималь­ное количество конфликтов и проблем.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уро­вень психологического развития подчиненных и коллекти­ва. Эффективным стилем управления (по мнению большин­ства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий стиль). Этот стиль це­лесообразен в наукоемких производствах, в фирмах нова­торского типа, в научных организациях.

Критерием эффективности руководства является сте­пень авторитета руководителя. Выделяют три формы авто­ритета руководителя: 1) формальный авторитет; обуслов­лен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, долж­ностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100%-ную отдачу от работника руководитель может полу­чить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психо­логический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя, 2) его деловыми каче­ствами, 3) его отношением к своей профессиональной де­ятельности. Низкий функциональный авторитет руководи­теля приводит, как правило, к потере его влияния на под­чиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрес­сивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

 

7 – Лекция. Психологические основы инженерной деятельности

 

7.1  Специфика инженерной деятельности

7.2  Этапы развития инженерной деятельности

7.3 Функции инженерной деятельности и понятие технического творчества

 

Цель лекции: дать студентам представление об инженерной деятельности, ее особенностях и специфике.

 Содержание: в лекции проводится анализ сущности инженерной деятельности, ее соотношения с деятельностью, как таковой,  рассматриваются основные этапы развития инженерной деятельности, проводится анализ ее функций, рассматривается вопрос технического творчества.

 

7.1 В психолого-педагогической науке большое место занимает учение о деятельности. Начало исследования деятельности связано с именами А.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Э.Г.Юдина, С.А.Рубинштейна. Деятельность - процесс, побуждаемый и направляемый мотивом, тем, в чем опредмечена та или иная потребность (А.Н.Леонтьев). Деятельность  С.А.Рубинштейн понимает как процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к задачам, которые перед ним стоят.

Деятельность человека носит преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества и самого человека. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется в ее деятельности. Деятельность - процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. В процессе развития личности и усложнения деятельности структура  последней может изменяться: самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и входить в роли структурного элемента в более сложную деятельность. И наоборот - отдельные действия могут разворачиваться и превращаться в самостоятельную деятельность (например, вычисление при решении различных задач - в деятельность вычислителя). Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

Виды действий: двигательные действия, с целью удержания и перемещения тела; мыслительные, при помощи, которой происходит решение мыслительных задач; перцептивные, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; имажитивные,  (образ) деятельность воображения в процессе творчества; мнемические,  которые входят в состав деятельности запоминания.

История инженерной деятельности тесно связана с историей цивилизации. Достижения цивилизации, ее памятники в значительной степени созданы трудом и творчеством инженеров. К периоду 13-4 тыс. лет до н. э. относится изобретение первых сложных орудий труда - каменных топоров, лука и стрел, а также первых технологических приемов - шлифования, сверления, пиления. Эти изобретения резко повысили психологическую эффективность инженерно-технической деятельности. 40-30 тыс. лет назад, когда закончился процесс становления человеческого общества, естественное разделение труда, характерное для общественного производства того периода, уже содержало некоторые предпосылки инженерной деятельности.

7.2 Отмеченные аспекты истории инженерной деятельности позволяют выделить несколько этапов ее развития. Первый этап - связан со строительством и архитектурой. Создавались первые  в истории инженерной деятельности инженерные архитектурные сооружения, городские системы и шахты Шумерейского государства, ирригационные каналы и загадочные пирамиды Египта. Специалистами способными руководить технической деятельностью, на практическом уровне были: египетский жрец Имхотеп (ок. 2700 г. до н. э.), китайский гидростроитель Великий Юя (ок. 2300 г. до н. э.), греческий зодчий Эвпалиния (VI в. до н. э.), гениальный ученый и инженер древности Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э).

Второй этап инженерной деятельности был связан со строительством военной техники. На этом этапе инженеры - практики руководили созданием военных машин и фортификационных сооружений и артиллерии (Леонардо да Винчи, Леон Батиста, Альберти, Никколо Тарталья, Джироламо Кардано, Джон Непер, разработавший систему фортификаций английский инженер Джон Смитон, французский военный инженер Марк Рене Монталамбер, французский инженер создатель графического языка инженеров Гаспар Монж).

Третий этап - становление инженерной профессии в социальном плане. В условиях процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, инженерная деятельность становится научно - технической деятельностью. И с конца XIX века инженерная деятельность существует как социальный институт. Именно на этом этапе возникает настоятельная необходимость научной подготовки инженеров, т.е. специальное высшее образование.

Четвертый этап - развитие инженерной деятельности рассматривалось на основе системы машин и технических наук. С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженерная деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства и, прежде всего - проектирование. Инженерами данного этапа являются - изобретатель микроскопа Гук, создатель новой аппаратуры для регистрации и получения электромагнитных волн  Герц, конструктор часов Гюйгенс.              

Пятый этап - этот этап связан с развитием и формированием инженерной деятельности нового типа, окончательно сложившимся в условиях научно-технической революции (НТР). И для современной инженерной деятельности характерна глубокая дифференциация по различным отраслям и функциям, которая привела к разделению ее на целый ряд взаимосвязанных видов деятельности. Отмеченные этапы становления и развития инженерной деятельности означают лишь основные вехи ее мировой истории.            В целом, инженерная деятельность является результатом исторического процесса труда, «развитым телом» трудовой деятельности. Инженерная деятельность возникла на определенном этапе развития общества, когда производство орудии труда не могло основываться только на смекалке и ловкости рук, а потребовалась ориентация на науку.

7.3 Из всего этого вытекает важнейшие функции инженерной деятельности: конструирование и проектирование новых видов продукции; техническая подготовка производства; комплексная автоматизация производственных процессов; разработка управленческих решений; организация технологических процессов (нормирование, оплата, стимулирование) труда; осуществление технического контроля на производстве; контроль за технологической дисциплиной, качеством продукции, эксплуатацией и обслуживанием оборудования, его наладкой и ремонтом; участие в управлении производством.

В психологических особенностях инженерной деятельности можно выделить следующие три основных компонента: формирование психологической культуры, психологической компетентности в профессиональной инженерной деятельности и умения человека представить себя на рынке труда. Психологическая культура - это систематическая забота о своем психическом здоровье, включающее основные моменты: познание самого себя (темперамент, характер, способности), другого человека, общую культуру психического поведения и общения. Для каждой инженерной специальности должен быть подготовлен и освоен свой комплекс психологических знаний. Особенно, это касается подготовки современных специалистов (системщиков, технологов, программистов, конструкторов).

Неотъемлемым аспектом инженерной деятельности является техническое творчество. Проблема классификации различных видов творчества тесно связана с его сущностью. Выделяя творчество как специфический феномен, одновременно, так или иначе, выделяли и особые его разновидности. Аристотель различал научное и художественное творчество, а также творчество в области жизненных отношений, кроме того, он видел возможность творчества в ремесле.

Техническое творчество есть создание новой идеи, воплощенной, прежде всего в проекте. Оно выступает не как познание мира, а как творческое соединение уже имеющихся знаний о возможностях мира и уже имеющихся сведений о потребностях человека. Поэтому познавательный момент не является главным в техническом творчестве. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Психолого-педагогический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, - это тип творческой личности. Особенностью творческой личности является креативность. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей: когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям, чувствительность к уникальному, память, воображение); эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности); мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, автономии и независимости); коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

 

8 - Лекция. Социально-психологические особенности общения

 

8.1  Понятие и сущность общения

8.2  Особенности управленческого общения

 

Цель лекции: дать студентам представление о понятии и сущности общения.

Содержание: в лекции проводится анализ понятия и сущности общения,  рассматриваются основные особенности управленческого общения.

 

 

8.1 Исторически общение в процессе деятельности явилось фактором возникновения и развития такого психического процесса как язык, а язык и деятельность формировали сознание человека. Общение необходимо для развития производства, науки, искусство и самого человека. Под общением, в прямом и узком смысле этого слова, исключая связь человека с природой и предметами производства (общение в широком смысле слова), следует понимать непосредственный речевой контакт одного или нескольких людей в целях решения какой-либо практической или теоретической проблемы (производственной, научной, воспитательной…), обмена впечатлениями, мнениями и чувствами (в целях психонервной разрядки).

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Содержание общения - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения - определяются как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от одного к другому.

В зависимости от содержания, цели и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям общение делится на биологическое (подержание, сохранение  организма) и социальное (укрепление межличностных контактов) в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. По средствам общение может быть непосредственным (с помощью рук, голосовых связок) и опосредствованным (использование специальных средств и орудий для общения).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин­формацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собесед­ника; перцептивная сторона общения — процесс воспри­ятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, кото­рая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3 Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы 4. Жесты как средства общения могут быть как обще­принятыми, т. е иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е служить для большей вырази­тельности речи. 5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) по­буждает человека вступить в контакт с другими людьми; 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации обще­ния; 3. Ориентировка в личности собеседника; 4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет; 5 Бессознательно (иногда сознательно) человек выби­рает конкретные средства, речевые фразы, которыми бу­дет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести; 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 7. Корректировка направления, стиля, методов обще­ния.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения на­зывают «социальным интеллектом», «практически-психо­логическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

8.2 Управленческое общение. Если подходить строго, то управлять и руководить значит воздействовать на объект с целью изменить его, преобразовать, заставить двигаться. Мы говорим: управлять техникой, управлять технологическими процессами, управлять коллективом. Термин «руководить» применим только по отношению к людям, а «управлять» более широкий, он включает все те объекты, к которым применим и термин «руководить». Отсюда управленческое общение - это общение с целью руководить людьми, изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении. Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы: отдавать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать; получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания; дать оценку выполнения задания подчиненным.

Основные функции управленческого общения:

* выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);

* получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;

* выдача оценочной информации об итогах реализации задания.

Первая функция в управленческом общении присутствует всегда, она главная и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.  Управленческое общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.  Изучение общения показывает сложность этого социального феномена. Эта сложность требует выделения отдельных составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения как социального феномена. Одним из удачных является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

* интерактивную (то есть взаимодействие партнеров по общению);

* перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);

* коммуникативную (то есть взаимообмен информацией).

Интерактивная сторона (общение как взаимодействие) - в результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен ее воспринять на уровне побуждения к действию.

Перцептивная сторона (общение как восприятие людьми друг друга)- с точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта друг с другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчиненного. В управлении существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

Коммуникативная сторона (общение как обмен информацией) - в ходе совместной управленческой деятельности руководитель со своими подчиненными обменивается различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть изображен как процесс обмена информацией.

Управленческое общение - это деловое общение между объектом управления в группе, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью. Эффективное управленческое общение – это значит с меньшими временными и энергетическими затратами, достигать более высокого качества исполнения ваших распоряжений с большей отдачей для производства, с учетом теории и практики, которые объединяются в понятие психологическая и педагогическая науки, разработки и достижения которых таят в себя огромную потенциальную силу.

Важным аспектом в процессе организации общения является восприятие и понимание  межличностных особенностей партнеров по общению. Познание других людей в процессе межличностного общения являет­ся как результатом, так и условием общения. Познание другого челове­ка предполагает формирование преставления о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, спо­собностях человека, его отношении к различным сторонам действитель­ности, к себе, другим людям, а также говорящих о его социально-групповой принадлежности.

Гораздо более обоснованными являются представления о личности другого человека, сформировавшиеся на основе наблюдений за экспрес­сивными характеристиками внешности, поскольку последние функцио­нально связаны с психологическими качествами личности. И все же основными источниками формирования представления о личности дру­гого человека являются его поведение и деятельность. При этом содер­жание понятий о личности другого человека зависит от характера дея­тельности, ее результатов, особенностей протекания, от вклада каждого участника в общий результат. Исследования социальных психологов показывают, что наиболее точные, адекватные представления о других людях складываются у тех, для кого характерна направленность на другого человека. О большом значении для нормального общения наличия у партнеров направленно­сти на другого человека писал В.А.Сухомлинский: "Умей чувствовать рядом с собой человека, умей чувствовать его душу, его желания".

Воспринимая эти качества, мы определенным образом оцениваем их и делаем некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. В этих умозаключениях обязательно присутствует, во-первых, сумма свойств, приписываемых наблюдаемому, выражающаяся в оценке собеседника, и, во-вторых, формирование определенного отношения к нему (больше эмоциональное, в пределах «нравится — не нравится»). Другими словами, на основе восприятия внешности и поведения собеседника мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Какие же свойства собеседника являются для нас наиболее важными, информативными? На что обращается внимание, прежде всего? К таким, наиболее существенным, свойствам можно отнести:

* выражение лица собеседника (мимику);

* способы выражения чувств (экспрессию);

* жесты (пантомимику);

* позы, положение тела и походку;

* внешний вид (одежду, прическу и др.);

* особенности голоса и речи.

Нужно отметить, что важность и очередность восприятия изложенных шести свойств собеседника, оценка одного человека другим во многом зависит от индивидуальных, половых, возрастных и профессиональных различий. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности. Было установлено несовпадение при восприятии и оценке руководителями подчиненных и наоборот.

Закономерности формирования первого впечатления. Основная задача восприятия — формирование первого впечатления о человеке. На основе многочисленных исследований психологи пришли к выводу, что первое впечатление формируется под воздействием трех факторов — фактора превосходства, фактора привлекательности и фактора отношения к наблюдателю.

Действие фактора превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной, групповой др. Суть его в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнерами, которых они, по их мнению, в чем-то превосходят, то первые вторых недооценивают. Иначе говоря, происходит либо общая недооценка, либо общая переоценка партнера.

Еще одним фактором, который наряду с направленностью на другого человека обеспечивает способность адекватно понимать и оценивать других людей, является степень развития у человека познавательных и эмоциональных процессов. Среди познавательных процессов для эффек­тивного межличностного общения особое значение имеют внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Развитость эмоциональной сферы в ходе общения проверяется, прежде всего, тем, умеет ли человек сопереживать другим людям. Выбор способа поведения в ходе межличностного общения во мно­гом зависит и от уровня самопонимания и самооценки, на основе кото­рых формируется умение сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. Специальные исследования показывают, что неадекватная самооценка затрудняет межличностное общение. Ха­рактер ее неадекватности, в частности, сказывается на положении инди­вида в структуре группы: у людей с резко завышенной самооценкой социометрический статус в группе значительно ниже, чем у людей с заниженной самооценкой.

Процесс приближения представлений о себе и представлений других людей об этом человеке к наиболее адекватному - весьма сложный процесс, который включает познание самого себя и всестороннее по­знание другого.

Таким образом, можно говорить о субъективной оценке трудности той или иной ситуации общения для человека. Чаще всего люди испы­тывают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недос­таточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Со­стояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого чело­века. Однако если оно повторяется, то может перейти в чувство, а затем закрепиться уже как свойство личности. 

 

Содержание 

Введение                                                                                                           

Лекция 1. Теоретико-методологические основы психологии                        

Лекция 2.  Теоретические основы понятия личность                                     

Лекция 3. Индивидуально-психологические особенности личности           

Лекция 4. Познавательные процессы и их значение в профессиональной  деятельности      

Лекция 5.Психолого-педагогические основы социального взаимодействия личности     

 Лекция 6. Социально-психологические проблемы управления и руководства      

Лекция 7. Психологические основы инженерной деятельности                     

Лекция 8. Социально-психологические особенности общения