АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

СОЦИОЛОГИЯ

(Методические  указания к семинарским  занятиям

для бакалавриата всех специальностей  дневного отделения)

 

 

Алматы 2008

СОСТАВИТЕЛИ: Д.С. Орынбекова., Социология. Методические  указания к семинарским  занятиям для студентов очной формы обучения всех специальностей. -  Алматы: АИЭС, 2008. – 23с.

     Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме. Предназначены для студентов  дневного отделения всех специальностей.

 

Введение

          Формирование социологии как науки произошло на основе существовавших традиций в исследовании общества. Еще в трудах древневосточных и древнегреческих мыслителей рассматривался вопрос о возникновении и сущности общества, его организации и развитии. Древние ученые пытались не только определить, но и заложить основы для формирования принципов "моделирования" социальных процессов, осуществить эмпирический анализ отдельных социальных факторов и процессов, структуры общества, связей и отношений между людьми, различными социальными группами. В Новое время были поставлены вопросы о взаимоотношениях личности и общества, по-новому переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства.

   На отыскание этих законов общественного бытия, исследование социальных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.

   Рационалистический, разумный характер социологии неизменно противостоит присутствующим, в любом обществе, иррационалистическим тенденциям, общественному хаосу и аномии. Подобно другим формам независимой научной деятельности, социология выживает и продуктивно развивается только в условиях свободы творчества.

   Здравый смысл и чувство реализма требуют реальной оценки социологии в процессе модернизации общества.

   Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

   Прежде всего, социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общество не как предельно общую абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.

   Социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов.

   Единство теории и практики – характерная черта социологии. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

   Функции социологии подразделяются на теоретические и прикладные. Одной из важных функций социологии является познавательная. Социология на всех уровнях обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

   Практическая направленность социологии отражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития

социальных процессов в будущем. В этом – прогностическая функция социологии.

   Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

 

Тема 1. Предмет и метод социологии

 1. Специфика объекта социологии.  Понятие «социального» в социологии.  

2. Социологические законы и категории.

3. Место социологии в системе общественных наук.

4. Структура и функции социологии.

  

Темы докладов и выступлений

 1 Связь социологии с философией,  политологией, историей, психологией.

2 Роль социологии в реформировании общества.

3 Специфика социологического знания.

 

Список  литературы

1.  Аитов Основы социологии. – Алматы, 1997.

2.  Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3.  Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

4.  Основы социологии: Курс лекций. – ч. 1. – М., 1994.

5.  Нейл Смелзер Социология. – М., 1994.

6.  Социология: наука об обществе // Под ред. А. Андрущенко, Н. Горлач. – Харьков, 1996.

7.  Ян Щепаньски Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

8.  Козлова О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 1.

9.  Пашинцев Е.В. Природа социальных отношений и социологический вектор мировой истории //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5.

10.      Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4.

11.      Козлова О.Н. О социологическом знании //Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1.

 

        Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый  в содержании, системе теорий, законов, категорий и т.д. Современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой является социология.

     Подготовку первого вопроса необходимо начать с изучения своеобразия социологии как самостоятельной науки, изучающей общество, его  функционирование и развитие сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии. Уясните, что означает «социальное»?

     Второй вопрос. Подготовка данной проблемы связана с изучением категорий социологии как наиболее общих понятий данной науки, охватывающей в целом  ее предмет,  в значительной мере определяя ее границы. Социальные отношения, социальные связи, социальное взаимодействие, социальная общность, как категории социологии – дайте им характеристику.

     Важными категориями социологии, своеобразными  сложными общностями являются социальные институты и социальные организации. Остановитесь на категории «социальное действие».

     Прежде всего, социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общество не как предельно общую абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.

    Третий вопрос. Социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов.

    Единство теории и практики – характерная черта социологии. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

    Социология с момента своего возникновения претендовала: а) на изучение общества как целостной системы в совокупности всех его элементов и процессов; б) на изучение общества позитивными методами научно-инструментального исследования, результаты которого доступны строгой проверке. Остановитесь на отличии социологии от философии, истории, культурологи, политологии и др.

    Подготовку данного вопроса начните с характеристики структуры социологии.

    Функции социологии подразделяются на теоретические и прикладные. Одной из важных функций социологии является познавательная. Социология на всех уровнях обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

    Практическая направленность социологии отражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития

социальных процессов в будущем. В этом – прогностическая функция социологии.

    Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

   

   Тема 2. Основные этапы развития социологии

1. Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества, социальной статике и социальной динамике.

2. Классическая социология  начала ХХ века. “Понимающая” социология М. Вебера. Социологизм Э. Дюркгейма.

3. Современные социологические школы.

4. Основные течения в русской социологии XIX в. 

 

Темы  докладов и выступлений

1  Г. Спенсер – основоположник социологии.

2 Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии.

3 П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.

4 Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв.

5 Основные направления современных социологических школ.

 

Список литературы

1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62.

5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532.

8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913.

          9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. -№1.

         10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. – 2004. – №1.

         11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189.

12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. – 2003.– №3.

13.Фливберг Б. Хабермас и Фуко – теоретики гражданского

общества //    Социс. – 2000. – №2.

   

    Методические советы

   История социологии – не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.

   Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки.

   Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905). Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм?

   Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области.

 

Ключевые идеи западноевропейской социологии

XIX – начала ХХ века

 

Огюст Конт

Основатель социологии и позитивизма

Карл Маркс

Задача ученых не только объяснить, но и изменить мир – путем революции

Герберт Спенсер

Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение

Эмиль Дюркгейм

Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов

Макс Вебер

Основатель “понимающей социологии”, сторонник идей всеобщей рационализации

 

Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните: какие объективные предпосылки способствовали  этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии.

Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она выдвигает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?

Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина – виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

 

   Тема 3. Социальная структура общества

1. Сущность социальной структуры общества.

2. Социальная стратификация.

3. Социальная мобильность

 

Темы  докладов и выступлений

1 Социальная структура общества стран СНГ.

2 Социальная стратификация в Казахстане и средний класс.

3 Социальная стратификация индустриального общества.

4 Типология общества.

 

Список литературы

1. Антипина Г.С. Теоретико – методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1988.

2. Аитов Н.А. Социальная структура населения стран СНГ. – Уфа, 1995.

3. Аитов Н.А. Общество переходного периода. – Алматы, 1993.

4. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденция социальной мобильности. Американская социология. – М., 1972. – С. 235–247.

5. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. – 1993. – №10.

6. Беляева Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. – 1999. – №7.

7. Бектурганова Б. Трансформация социальной структуры казахстанского общества и средний класс // Аль-пари. – 1998. – №1.

8. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – №11.

10. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 2, 3, 4.

11. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 295–424.

12. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. – 2000. – №3.

          13.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальная структура и социальная стратификация. – М.: Инфра, 2000.

14.      Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания. // Социс. – 1998. – №12.

15.      Руткевич М.Н. трансформация социальной структуры российского общества. // Социс. – 2004. –№12.

 

Методические советы

Первый вопрос можно начать с того, что социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Далее выясните, что является основными элементами социальной структуры общества, т.к. каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Выделите основные компоненты социальной структуры.

Демонтаж существовавшей социальной структуры, ее институтов находит проявление в маргинализации общества и появлении промежуточных слоев.

Попытайтесь выделить эти промежуточные слои.

Второй вопрос начните с постановки вопроса: Почему в обществе есть слои богатых, есть бедность?

Отметьте, какие существуют два типа неравенства и причины их возникновения.

 

                                              * доход

           критерии                   * богатство

     стратификации               * власть  

                                              * образование

                                              * профессия

 

Постарайтесь отметить, как самые различные социологи трактовали способ организации неравенства (К. Маркс, М. Вебер, Г. Моски и др.).

Рассмотрите вертикальный срез стратификации иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был бы наиболее полным. Социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институционным (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.д.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычай и т.п.) механизмами и правилами социального контроля.

Устоявшимися в достаточной мере являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, которые включают три основных уровня.

 


с   н               высшее                                                          

о   ы

ц   е

и                   среднее

а   с

л   л

ь   о               низшее         

     и                                   

                                            традиционные                      современные

                                                 общества                             общества

 

Дайте характеристику всем трем уровням.

И последний четвертый вопрос начните с определения “социальная мобильность”.

Рассмотрите горизонтальные и вертикальные перемещения и выясните, с чем связаны массовые групповые перемещения по вертикали.

Современное общество обладает достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали (приведите примеры по Республике Казахстан).

 

Тема 4. Социология труда

1. Труд, содержание труда и его виды.

2. Категории социологии труда.

3. Трудовой коллектив – социальный институт.

 

 Темы  докладов и выступлений

1 Место социологии труда в системе социологии.

2 Социальная сущность труда.

3 Труд и развитие общества.

4 Труд и культура.

5 Человек в управлении трудовой деятельности.

 

Список литературы

1. Социология труда: Учебное пособие для студентов технических вузов / Габдуллина К.Г. и др. –Алматы: Гылым, 1995.

2. Аитов Н.А., Раисов Е.Р. Отношение к труду рабочих в переходный период. – Алматы: Брог, 1994.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высшая школа, 1989.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

7. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. – М., 1991.

8. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2003.- № 3.

9. Лапин В.И. Проблема неформальной группы и “индустриальной социологии” // Социологические исследования. – Вып. 2. – М., 1988.

10. Маркович Д. Социология труда. – М.: Прогресс, 1998.

11. Мухамбетов Т.И. Мотивационные механизмы управления трудом. – Алма-Ата, 1991.

12. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия / Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.

13. Свенцицкий А. Социальная психология управления. – Л., 1986.

14. Субочева О.Н. Субъективность производственного коллектива // Социологические исследования. – 1993. – №11.

15. Херцберг Ф., Майнер М. Пробуждение  к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. – 1990. – №1.

16.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. – 2003. – №3 .

17.Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. – 2003- № 5.

18.                Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства к новой социологии рынка // Социс. – 2003. - № 9.

 

Методические советы

Первый вопрос. Понимание того, что труд – основное условие жизни человека и общества, что труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Дайте характеристику, что такое материальное производство и духовное производство.

Проследите, каким образом труд стал общественным, и его результат зависит от труда многих людей. Понимание труда как производство, вообще связано с расширением его содержания до системы общественных отношений.

Второй вопрос. Социология труда – отрасль, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияния технико-технологических и социальных условий на отношения людей к труду. Выделите три аспекта труда, основные категории социологии труда.

Рассмотрите мотивы трудовой деятельности, стимулы и мотивы трудовой активности: а) на базе теории Фреда Тейлора (научный менеджмент); б) на роли человеческого и группового фактора Элтона Мэйо (хоторыский эксперимент); в) подход – влияние материальных, социальных факторов на поведение работников (Фредерик Скипнер).

Обратите внимание на основные мотивы трудовой деятельности, разработанной в отечественной социологии труда А. Здравомысловым, и дайте характеристику каждому уровню.

Третий вопрос начните  с того, что дайте характеристику трудовому коллективу. Отметьте основные признаки коллектива и его две основные функции: производственно-экономическая и социальная.

 

     Тема 5. Социальные проблемы инженерного труда

1. Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.

2. Труд инженера.

3. Профессиональная мобильность инженера.

4. Требования к личности инженера.

 Темы  докладов и выступлений 

1 Социальное проектирование  как составляющая социоинженерной деятельности.

2 Социальное планирование.

3 Особенности  инженерного труда современных условиях.

4 Социально – психологический портрет инженера ХХІ века. 

 

Список литературы

1. Аитов Н.А., Александров Г.Н. Высшее техническое образование в условиях НТР. – М., 1993.

2. Аитов Н.И., Мавлютов Р.Р., Назарова З.М. ВУЗ, студент, преподаватель. – М., 1992.

3. Вестник статистики, 1988.

4. Управление – это наука, искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и Г. форд. – М., 1992.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Рабочий и инженер. – М., 1985.

7. Социально-психологический портрет инженера. – М., 1977.

8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

9. Социальное управление: Словарь. – М., 1994.

         10. Розенберг Т., Сыдыков Л. Социология инженерного труда. – Алматы: КазНТУ, 2003.  

   

Методические советы

Первый вопрос. Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название “социоинженерной деятельности”, практическая сфера применения которой усиливает ее социологическую ориентацию. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера (социоинженерия).

Постарайтесь определить задачи, которые решает он, как социолог и как инженер.

Затем выясните, какие существуют способы для управления, регулирования социальных процессов.

Что входит в понятие инжиниринг?

Определите еще, в чем особенности инженерного труда?

Третий вопрос. НТР ведет к росту профессиональной мобильности. половина инженеров работает по полученной специальности вуза. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации.

Переход к рынку приводит к росту профессиональной мобильности.

Приведите примеры профессиональной мобильности.

Четвертый вопрос. Какие качества необходимы современному инженеру? Приведите новые данные по этой проблеме.

Определите, какая существует зависимость  качества работы от качества учебы. Приведите данные социологических опросов.

Значение добросовестного отношения к труду инженеров растет. Ошибка инженера может привести к человеческим потерям. Ценностная ориентация – главное в работе инженера, она определяет успешность профессионального роста. Хорошо можно работать лишь любя свою работу.

Какие группы  существуют внутри инженерного корпуса? Дайте им характеристику.

 

  Тема  6. Социология личности 

1. Основные подходы изучения социологии личности.

2. Социализация и ее основные этапы.

3. Социальная роль. Конфликт социальных ролей.

4. Девиация: причины, виды, пути выхода.

 

 Темы докладов и выступлений 

         1 Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

         2 Структура духовного мира личности.

          3 Ценностные ориентации  и проблема  активности личности.

         4 Социальные проблемы развития личности.

         5 Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности.

         6 Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.

 

                                           Список  литературы 

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии.1994.№5.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М., 1994.

3. Вайман С. Человеческая ценность в перепитиях диалога // Человек. 1004. – №3.

4. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

5. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях // Социально-политический журнал.1994.№ 11 – 12.

6. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Социально-гуманитарные науки.1994. – №2.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социтологический этюд.М., 1994.

8. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности.М., 1997.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.М., 1993.

10. Юнг К. Архетип и символ.М., 1991.

 

Подготовку первого вопроса необходимо начать с уяснения того, что личность – одно из центральных понятий в социологии. Оно играет важную роль в  «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при  условии сохранения индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Остановитесь на основных подходах изучения социологии личности и дайте им  характеристику.

Актуальность проблемы социализации личности вне сомнения в современных условиях. Постарайтесь уяснить: в чем суть социализации личности. Дайте характеристику модальной и нормативной личности социального антрополога  Р.Линтона. Выделите  уровни социализации личности.

Освещение  третьего вопроса начните с определения, что  такое социальная роль, в чем суть «ролевых концепций» личности.  Известные исследователи М.Мид и Ч.Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

а) имитация; б) игра; в) групповое членство.

Девиантное, или отклоняющееся  поведение ( от латинского deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Каковы теоретические объяснения причин девиантного поведения? Каковы конкретные формы девиантного поведения? Что понимается под аддитивными формами девиантного поведения?

 

     Тема 7. Социология образования 

1.     Учение  как  социокультурная деятельность.

2.     Образование  и социализация.

3.     Социальные  функции и цели  образования.     

Темы  докладов и выступлений

     1 Образование  как объект социологического  исследования.

     2 Образование  как ценность.

     3 Критерии качества  образования.

     4 Современные  концепции  социологии  образования.

     1 Подготовку  вопроса  целесообразно  начать  с постановки  вопроса, что составляет  предмет  исследований социологии  образования, совершить  экскурс  в историю  развития  образования,  выделив, что  социология  образования  имеет  свои  специфические  задачи: изучение  потребностей в образовании,  понимание и оценка  его роли  в жизни общества  и личной жизни; отношение  общества к  образованию,  изучение его  социальной ценности  и др.

     Основы  понимания учения «как усвоения знаний», «как  усвоения  опыта» заложены какими  выдающимися учеными?

     Какой опыт  усваивается  в ходе учения?

     Приведите  примеры (из  результатов социологических  исследований).

     Вместе  с тем,  раскройте значение института  становления  института «школы».

     2 Изучение данной  проблемы  связано с  пониманием  значения  термина  «социализация». Социализация  предполагает  усвоение  широкого  круга  ценностей,  понятий и ожиданий, на основе которых  складывается  повседневная жизненная  модель. Образование – часть  этого процесса. Какими  социальными  институтами поддерживаются  функционирование  школы,  ее статус?

     Образование  выступает  фактором  воспроизводства  социально – профессиональной структуры общества. Кроме того,  образование  является  каналом, социальных  перемещений и социальной  мобильности. Приведите  примеры влияния  образования на  социализацию личности.

     3  Обратите  особое  внимание  на цели  образования  и его  функции. Что означает  функция  социального  контроля?

     Вместе с тем, современная система образования  выполняет  функцию генератора  и хранителя культурного  достояния общества. Что  составляет  фонд  культуры?

     Среди  разнообразных  представлений о целях  образования в общественном  мнении   можно  выделить  три  наиболее устойчивые  модели. Назовите  и дайте  им  характеристику.

                                                 

Список  литературы

1.     Абдыманапов С. Роль социологических исследований в условиях реформирования образования // Вестник Высшей школы Казахстана. – 1996. – №5.

2.     Гаврилюк В.В. Социология образования: Учеб. пособие. – Тюмень, 2003.

3.        Гилинский Я.М., Смолинский Л.Т. Социодинамика самоубийств //Социологические исследования. – 1988. – №5.

4.     Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социс. – 1998. – №9.

5.     Дореньков В.И., Нечаев В.Я. Общество  и образование. – М., 2003.

6.        Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – М.,1996.

7.        Зиятдинова Ф.Г. Социальные  проблемы  образования. – М., 1999.

8.        Глава VIII. Формирование  и становление современной модели образования в Казахстане (доц. Орынбекова Д.С.) // Казахстан: особенности  перехода к демократии. – Алматы, 2004.

9.        Рубан Л.С. Девиация как проблема  безопасности // Социс. – 1999. – №5.

10.     Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965 – 2002). – М., 2002.

11.     Сидков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. – 2000. – №4.

12.     Современная западная социология: Словарь. – М., 1998.   

13. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. – 1999. – №11.

14.     Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования. – 1999. – №8.

15. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество //  Социологические исследования. – 2000. – №6.

16. Социология образования перед новыми вызовами (Круглый стол) // Социологические исследования. – 2000. – №6.

17. Филипов Ф.Р. Социология образования. – М., 1989.  

18. Шегери Ф.Э. Социология образования: Прикладные  исследования. – М., 2001.

19. Шуклина Е.А. Самообразование как отрасль социологического знания // Социологические исследования. – 1999. – №4.

 

     Тема 8. Социология  организаций

1. Принципы и задачи социологии организаций. Организация как социальное явление в обществе. Основные черты социальной организации.

                2. Типология организаций. Бюрократия как социальное явление.

3.Государство как наиболее общая форма социальной организации. Государство и гражданское общество.

  

Темы докладов и выступлений 

1. Роль управленческих инноваций в преодолении социальных кризисов.

2. Современные стили управления.

3. Теория бюрократии М.Вебера.

4. Власть и авторитет.

 

Список  литературы 

1. Вебер М. Избранные произведения. –  М., 1990.

2.Волков Ю.Г., Дудкин Ф.Ю., Шершунов А.И. Проблемы современного управления.М., 1996.

3.Голднер А. Социология организаций // Американская социология.М., 1972.

4. Дизель Р., Мак-Кинли Раньян У.Поведение человека в организации. М., 1993.

5. Друкер П. Эффективный управляющий.М., 1994.

6. Новые концепции общей теории управления.М., 1995.

7. Мескон МХ., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.М.,1992.

8.Мостовая И. В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве: Развитие социальных технологий.Ростов на Дону, 1998.

9. Пригожин А.И. Социология организаций.М., 1980.

10. Пригожин А.И. Современная социология организаций.М., 1995.

11. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.М., 1989.

12. Пригожин А.И. Феномен катастрофы (Дилеммы кризисного управления) //Общественные науки и современность.1994.№2.

13. Сейтов И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.М., 1990.

14. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления.Л., 1986.

15. Слепеньков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.М., 1990.

               

                Изучение первого вопроса начните, с выяснения сущности социальной организации и что является ее определяющим признаком. Какие атрибуты характеризуют цели,  иерархию  и управление в организациях?

                При подготовке данного вопроса, обратите внимание на то, что  такое организационная культура, которая открывает  целую палитру понятий, описывающих и объясняющих поведение людей  в организации или организационное поведение. Какова роль  компетентности, престижа  и других черт, характеризующих организацию.

                Рассмотрение второго вопроса предполагает знание итогов Хоторнских экспериментов Э.Мэйо, впервые обнаружившим, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Дайте им характеристику и приведите примеры.

                Известно, что доминирующая черта бюрократии- четко установленная иерархия позиций, в которой низшие позиции  контролируются и подчиняются высшим. Выделите основные черты  и дисфункции бюрократии.

                 

               Тема 9. Социология массовых коммуникаций 

1. Объект, предмет, законы и категории. Сопоставление понятий «коммуникация», «общение», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог».

2. Закономерности и механизмы массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (кино, печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода и др.).

3. Социокультурная роль массовой коммуникации. 

Темы докладов и выступлений 

       1 Средства массовой информации в жизни индивида и общества.

       2 СМИ как «четвертая власть».

       3 Проблемы формирования и функционирования единого информационного пространства в странах СНГ.

       4 Особенности  постсоветского общественного мнения.

       5 Интернет как социальное явление.

       6 Проблема социологического изучения места и роли Интернета в жизни современного общества.

                                                

Список  литературы 

1.  Берн Э. Игры, в которые играют люди.СПб., 1992.

2.  Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?М.,1990.

3.  Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.М.,1991.

4.  Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.,1988.

5.  Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М.,1998.

6.  Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.М., 1995.

фрагменты.М., 1997.

7.  Средства массовой информации в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально-экономических структур. М.,1999.

8.  Молодежь. Общество. Реформы.М.,1994.

9.  Моль А. Социодинамика культуры.М.,1979.

10.     Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания.1999.№5.

11.     Новожилова Т.Ф. Психология человеческого взаимодействия: что полезно знать руководителям и журналистам СМИ.М., 1996.

12.     Овчинников Т.К. Массовое сознание как объект социологического анализа.М.,1974.

13.     Организация массовых информационных процессов.М., 1988.

14.     Осипов Г.Е. Социология и политика.М., 1995.

15.     Связи с общественностью в сфере бизнеса.М., 1999.

16.     Пищулин Н.П., Левашов В.И. Общественное мнение и рынок.М.,1993.

17.     Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением.М.,1998.

18.     Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ: Сб.статей.СПб.,1996.

19.     Рассохин Д., Лебедев А. Всемирная информационная паутина в сети Internet.М., 1997.

20.     Рейзема Я.М. Информационный анализ социальных процессов. М.,1982.

21.     Саганенко Г.Н. Социологическая информация.Л., 1977.

22.     Самарцев О.Р. Феномены глобальной коммуникации. Тенденции современного телевидения.М., 1998.

23.     Саппак В. Телевидение и мы.М., 1988.

24.     Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации.М., 1998.

25.     Сеферова М.В. Реклама в средствах массовой информации Японии 1995-1996 гг. // Вестник Моск.ун-та.Сер.10.1999.№1.

26.     Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,1998.

27.     Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебное пособие.М., 1998.

28.     Словарь по прикладной социологии.М., 1990.

29.     Смирнова М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах.М., 1984.

30.     Социология средств массовой коммуникации.М., 1991.

31.     Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров.М., 1995.

32.     Средства массовой информации в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально-экономических структур. М., 1999.

33.     Судас Л.Г. Массовое сознание в поисках новой парадигмы.М., 1996.

34.     Таранов П. Приемы влияния на людей.М., 1997.

35.     Тощенко Ж.Т. Социология СМИ // Социология.М., 1994.

36.     Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность.М., 1995

37.     Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра.М., 1997.

38.     Штомпка П. Социология социальных изменений.М., 1996.

 

       Первый вопрос. Охарактеризуем понятие: «массовая коммуникация». Коммуникация – процесс обмена  информацией между системами. Массовая коммуникация – исторически сложившийся и развивающийся во времени  технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия  информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом  (коммуникантом).

       Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце ХХ столетия. Связано это, во – первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках  такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во – вторых, с техногенным фактором: появлением  принципиально новых средств передачи информации.

       Дайте характеристику понятиям: «общение», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог»:

       Второй вопрос. Основными  видами коммуникаций в  доиндустриальном обществе были – невербальная, вербальная (словесная и письменная), появляется книгопечатание. На первых  стадиях развития  человека тексты массовой коммуникации сводились к минимуму. Это были, в основном, внесловесные тексты.

       Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии (конец ХVIIIв.), затем перекинувшейся  на Францию (начало XIX в.), далее – Германию (с 40 – х гг. XIX в.) и другие  страны. Это был  переход от ручного труда к машинному производству, от манифактуры к капиталистической фабрике.

      Под массовой  в социологии обычно понимают большую и разношерстную  группу (даже просто сосвкупность) людей, не имеющих  четкой социальной ориентации и организации, но  стереотипно, унифицированным образом  реагирующих на общие стимулы – события,  обстоятельства, те или иные  факторы среды. «Массификация» производно от «массы», но  имеет более широкий смысл. Это не только масса людей, но и масса товаров, услуг,  сведений – сообщений. А еще макрофилия – горячая любовь к циклопическим масштабам, числам, потоком, к большим величинам и мощностям. Эйфелева башня в Париже, английский пароход Титаник, небоскребы типа Эмпайр стейт билдинг – все это убедительнейшие примеры макрофилии или гигантомании индустриальной эпохи в развитии человечества.

       Подготовку второго вопроса начните с определения  закономерностей и механизмов массовой коммуникации. Опишите средства  массовой коммуникации (кино, печать,  Интернет, театр, радио, телевидение, музыка и др.)

       Третий вопрос. Главной ценностью  постиндустриального общества  является человек. Но опять  же не в прежнем, традиционно – гуманистическом  смысле, а как саморазвивающееся существо (selfdeveloper). Саморазвитие, с одной стороны, самодостаточно (цель в самом себе, не только подготовка к труду, социализация, но и средство  самоутверждения личности), а с другой – оказывается  ответом  на радикальный динамизм, беспрецедентнуб мобильность нового общества.

       Если для  индустриального общества  типичным является  конфликт «бедные богатые», то для постиндустриального – «хорошо образованные – плохо образованные». Образование и самообразование в информационном обществе – непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством  или  юностью, но является чем – то  неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при  этом  научиться учиться.

  

Содержание  

Введение.............................................................................................................3

 Тема 1. Предмет и метод социологии.................................................................5 

Тема 2. Основные этапы развития социологии...................................................7 

Тема 3. Социальная структура общества............................................................9 

Тема 4. Социология труда..................................................................................11 

Тема 5. Социальные проблемы инженерного труда.......................................... 13 

Тема  6. Социология личности..........................................................................14 

Тема 7. Социология образования.......................................................................16 

Тема 8. Социология  организаций.....................................................................18 

Тема 9. Социология массовых коммуникаций...................................................19