АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

                           

 

                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                            Проректор по учебно–методической

                                                             работе  Э.А. Сериков _____________

                                                      “____” ________________ 2005 г.

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания к семестровой работе и СРС

 (для бакалавриата всех специальностей )

 

 

 

 

 

 

        Согласовано                                      Утверждено на заседании 

Начальник УМО                                       кафедры социальных дисциплин

___________ О.З. Рутгайзер                    Протокол №  __________ 2005 г.

                                                                     Заведующий кафедрой

“____” ____________ 2005г                     социальных дисциплин

                                                                    ______________Н.Р. Джагфаров

 

 

  Редактор                                                       Составители

 

                     Ж.М.Сыздыкова                     _____________ В.Л.Шицко

 

“____”___________ 2005 г.                         _____________ Г.Д.Шаракпаева

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания к семестровой работе и СРС

 (для бакалавриата всех специальностей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005

 

СОСТАВИТЕЛИ: В.Л.Шицко, Г.Д.Шаракпаева. Философия. Методические указания к семестровой работе и СРС  (для бакалавриата всех специальностей). -   Алматы: АИЭС, 2005. – 29 с.

 

 

 

 

 

          Данная методразработка включает тематику трех семестровых заданий по философии с указанием необходимой литературы для самостоятельной работы студентов, перечень и анализ двух тем, выносимых на СРС, и методику подготовки, написания и оформления семестровой работы. К каждой теме курса, выносимой на СРС, даются подробные методические рекомендации. Методическая разработка предназначена для студентов 2го   курса всех специальностей дневного  отделения АИЭС, обучающихся по системе бакалавриата.

 

 

 

 

 

 

Рецензент: канд. философских наук,  доцент К.Ш.Мухамеджан  

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

         Ó           Алматинский институт энергетики и связи, 2005 г.

                      

                                                                         

Введение

 

                Современный этап общественного развития, новые политические и социальные-экономические задачи, стоящие перед народом нашей Республики свидетельствуют, что разумное осмысление и изменение действительности возможно только на основе продуманной, комплексной, научной системы подготовки специалистов. В системе высшего образования вышесказанное должно найти выражение в усилении требований к подготовке специалистов и  повышении их ответственности за уровень научной квалификации.

          И здесь немаловажную роль играет преподавание философии. В Алматинском институте энергетики и связи дисциплина философия изучается на втором курсе дневного отделения для студентов всех специальностей общим объемом в 135 часов, из которых 34 часа – лекционных, 17 часов – семинарских занятий и остальные 84 часа отводятся на самостоятельную работу студентов. Число кредитов – 3.

          Задача преподавания философии заключается в выработке у студентов – будущих инженеров представления о сущности, назначении и смысле жизни человека; о многообразии форм человеческого знания и особенностях его функционирования в современном обществе, об отличии научной, философской и религиозной картин мира. Итогом является сдача всеми студентами экзамена по курсу «Философия», цель которого установить широту научного и культурного кругозора, способность анализировать современные общественные явления на теоретическом уровне.

          Поскольку в рамках выделенных на самостоятельную работу часов каждый студент выполняет три письменные семестровые работы, в данную методическую разработку включена тематика трех семестровых заданий с указанием необходимой литературы для самостоятельной работы студентов и методика подготовки, написания и оформления семестровой работы по философии. Выделяются также две темы курса, выносимые на самостоятельное изучение с разработанным к ним перечнем вопросов, указанием списка рекомендуемой литературы по каждой проблеме, вопросов для самопроверки и методических рекомендаций к изучению каждой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Перечень тем, выносимых на СРС

 

1.1   Бытие мира и духа. Основные понятия и принципы онтологии.

1.2   Основы философии культуры. Культура и цивилизация.

 

2     Содержание семестровой работы

 

Семестровая работа по философии есть письменная самостоятельная работа, посвященная анализу определенной проблемы на основе ряда монографий, книг, статей и учебных пособий. Содержание семестровой работы должно быть связано с тематикой курса «Философия»; это может быть одна из теоретических проблем, освещаемых под определенным углом зрения, связанным со специализацией студентов или с текущими социально-политическими событиями. Это может быть также обобщение результата  научных социологических исследований, проведенных студентом под руководством преподавателя.

Подготовка семестровой работы требует значительных усилий со стороны студентов и преподавателей. Поощряя самостоятельный поиск студента, преподаватель обязан помочь ему в подборе литературы, в составлении содержания, дать верное направление в планировании семестрового задания, ознакомиться с работой предварительно с тем, чтобы в случае необходимости внести коррективы в ее содержание. Качество семестровой работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

Семестровая работа по философии способствует формированию у студентов навыков исследовательской работы, активизирует изучение курса философии, позволяет связывать изучение философских проблем с профилирующими науками и с производством. Главное достоинство семестровой работы – это возможность установления тесного контакта между преподавателем и студентами, оказание соответствующего влияния на склонности, интересы и мировоззрение студентов. Если преподаватель сочтет необходимым пригласить студента на собеседование, он должен явиться и защитить изложенную им в письменной форме тему исследования устно, что может быть связано с корректировкой преподавателем некоторых аспектов этой проблемы прежде всего для самих студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3                    Методика написания и оформления семестрового задания по философии студентами дневного отделения

 

В соответствии с новыми учебными планами студенты 2-го курса факультета радиотехники и связи, электроэнергетического и теплоэнергетического факультетов выполняют по курсу “Философия” три семестровых задания. Существуют определенные требования, предъявляемые к выполнению семестрового задания:

а) объем семестровой работы по философии должен составлять от 10 до 20 страниц формата А 4;

б) в каждой семестровой работе студенты могут использовать учебники и учебные пособия, дополнительную философскую, общественно-политическую и специально-научную литературу, имющую отношение к  избранной теме, а также первоисточники по истории и современной философии;  

в)  семестровое задание является одним из видов самостоятельной творческой  работы студентов, поэтому она должна быть написана грамотна и по возможности своими словами. Списывание с чужой семестровой работы  не разрешается, в этом  случае работа не зачитывается.

          Прежде всего студенту следует выбрать тему. Для  этого  он должен руководствоваться  тематикой семестровых  заданий  по философии, включенной  в данную методразработку. После того как выбрана тема, студенту необходимо подобрать соответствующую литературу. После каждого из блоков тем по проблемам имеется подробный список литературы, из которого каждый студент  может выбрать необходимую для него литературу по изучаемой проблеме. Приветствуется возможность изложения студентами собственного понимания тех или  иных вопросов, однако  оно должно быть продуманным и аргументированным.

         В начале каждой работы должен быть план, и все пункты плана должны найти свое отражение в тексте. При написании работы студент должен стремиться  к полноте раскрытия избранной темы, в работе не допустимы формальные противоречия, нечеткие формулировки, стилистические и т.п. неточности.

          Важное значение имеет оформление семестрового задания. Неправильно оформленная работа не может быть оценена положительно и принята как зачтенная. Основные требования, предъявляемые к оформлению, таковы:

         а) семестровая работа должна быть  написана удобным для чтения почерком, либо набрана на компьютере и не должна содержать грамматических ошибок;

         б) страницы текста должны быть пронумерованы, при его написании необходимо соблюдать определенный интервал между строками  и обязательно оставлять поля для заметок преподавателя желательно с левой стороны;

         в) первым оформляется титульный лист семестрового задания, где указывается название выбранной студентом темы, факультет, группа, его фамилия и инициалы, а также институт, кафедра, по которой студент изучает данную дисциплину, фамилии и инициалы преподавателя, проверяющего выполненую работу, и год ее выполнения;

         г) на второй странице дается план работы, который самостоятельно составляется студентами. Все пункты плана должны быть выделены в тексте  работы. Предваряет изложение пунктов введение, а завершает заключение;

        д) заканчивается  семестровая работа по философии библиографией или списком использованной литературы. В него включаются все цитированные работы, а также вся та литература, которая привлекалась при подготовке к ее написанию. Существует определенный порядок указания использованных источников. Сначала даются первоисточники известных философов, если студент ими пользовался, с указанием года издания, тома и по необходимости страниц, а затем уже вся дополнительная литература в алфавитном порядке;

          е) выполненное семестровое задание как вид самостоятельной учебной работы контролируется преподавателем в форме защиты в устной форме в специально выделенное для контроля СРС время. Рецензии на семестровые работы письменно не пишутся. В зависимости от уровня знаний, которые проявил студент при защите, оформлении и изложении содержания выполненного им задания, контролируемого преподавателем, последний либо оценивает положительно проделанную студентом работу и его знания по данной теме,  или делает замечания, но считает возможным зачесть работу, либо ставит незачет и письменно или устно излагает замечания, по которым студент должен доработать текст и более основательно подготовиться к его сдаче.     

 

 

4                    Тематика семестровых заданий по философии

 

4.1             Темы семестрового задания по философии № 1

             

      4.1.1 Сущность и роль философии в современном мире

 

1 В чем сущность групповых и индивидуальных черт мировоззрения?

 

2 Особенности мифологического миропонимания. Функции мифа.

      3 Представление о добре и зле, идея Бога в религиозном мировоззрении.

4 Своеобразие философского познания. Природа философских проблем.

5                    Гуманизм – основная идея философского мировоззрения.

6                    Обладает ли философия практической действенностью.

7                    В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?

8                    Философская идея мудрости – это понимание мира и человека с позиции  разума.

9                    Изменение предмета философии в ходе развития общества.

10 Философия, религия, политика, современность.

 

 

Список литературы

1.                  Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М.,1988.

2.                  Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

3.                  Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

4.                  Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

5.                  Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

6.                  Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М.,1991.

7.                  Чанышев А.Н. Начало философии. – М.,1985.

8.                  Заблуждающийся разум. – М., 1990.

9.                  Мир философии. – М.,1991.

10.              На переломе. – Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990.

11.             Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – часть  І, ІІІ. - раздел І.

12.             Философия. Под ред. проф.Митрошенкова О.А. – М., 2004. – раздел І.

 

 

4.2.1 Проблема развития философии. Древний мир, эпоха Просвещения, основные идеи немецкой философии XVIII-XIX в.в.

 

1 Своеобразие философских идей в Древней Индии и Древнем Китае.

2 Особенности индийского типа философствования.

3 Анализ моральных принципов семьи и государства в философской мысли Китая.

4 В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

5 Чем отличается древний атомизм от современного?

6 В чем суть основных идей  философии Платона?

7 Постановка проблем бытия, человека и общества в древнегреческой философии.

          8 Сократ, софисты – создатели античной диалектики.

    9 Каковы философские идеи теоцентризма?

          10 Изменение роли и социальных функций философии западноевропейского средневековья.

          11 Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

    12 Сущность арабоязычного перипатетизма.

    13 Приспособление наследия античной философии к условиям ислама.

          14 Основные философские течения на средневековом мусульманском Востоке.

          15 Сущность антропоцентризма как главного принципа возрожденческой философии. 

          16 Почему эстетический аспект доминирующий в возрожденческой  философии?

           17  Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной  Н.Коперника, Дж.Бруно и  Г.Галилея.

           18 Критика религии, догматизма, средневековой схоластики в философии Нового времени.

           19 Каковы общие и отличительные черты в философии Ф.Бэкона и Р. Декарта?

           20 Проблема человека в философии Просвещения «Частный интерес» и «Общая справедливость».

           21 Активно-деятельное понимание человека в немецкой  классической философии.

                 22 Основные достоинства философской концепции Гегеля.

          23 Этические взгляды и гуманизм Л.Фейербаха.

          24 Марксизм: концепция социально-исторической практики и общественной эволюции.

 

 

Список литературы

1.     Аристотель. Метафизика. // Соч. т.1. – М., 1975.

2.     Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

3.     Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

4.     Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1-2. – СПб., 1993.

5.     Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 т.- М., 1969-1991.

6.        Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

7.      Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

8.        Платон. Апология Сократа. – Тимей. – Государство // Соч. в 3 т. – М.,1971-1973.

9.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

10. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

11.  Мир философии в кратком изложении. – М., 1991.

12. Мир философии. Кн. 1-2. – М., 1991.

13. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989 (1983).

14. Браг М.А. Эпохи и идеи. – М.,1987.

15.        Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

16.  Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

17.   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

18.  Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алматы, 1970.

19.    Ахметов Э.М. Арабо-мусульманская философия средних веков. – Баку, 1970.

20.   Бируни. Избранные произведения. В 2 т. – Ташкент, 1957, 1963.

21.   Ибн-Сина. Избранные произведения. – М.,1980.

22.   Коран. – Пер. с арабского. – Алматы, 1992.

23.   Баткин Л.И. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

24.   Горфункель А.Х. Философия Возрождения. – М., 1980.

25.   Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

26.   Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950.

27.   Дидро Д. Избранные произведения. – М.,1951.

28.   Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., 1963-1966.

29.   Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. – М.,1955.

30.   Маркс. Философия. Современность. – М.,1988.   

 

 

4.1.3      Основные проблемы русской и казахской философии

 

    1    Практически  нравственная ориентация русской философии.

    2  Историософия П.Чаадаева в его «Философических письмах».

          3 Философские воззрения революционеров-демократов. (Н.Чернышевский, Н.Добролюбов).

4       Своеобразие религиозной философии в творчестве Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева.

5       Философия преобразования во взглядах М.А.Бакунина.

6       В чем специфика отражения проблем гносеологии в произведении Абая  «Слова назидания».

7       Просветительская деятельность И.Алтынсарина, противоречивость его взглядов.

8       Взгляды С.Торайгырова, А.Танынбергенова и С.Донентаева на мир и проблему познания.

9       Анализ основного философского сочинения Ш.Кудайбердиева «Три истины».

10   Значение духовного наследия казахского просвещения для современной философской мысли Казахстана.

 

 

Список литературы

1.                  Абай. Слова назидания. – Алма-Ата, 1982.

2.                  Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1972.

3.                  Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. – Алматы, 1993.

4.                   Валиханов Ч. Избранные произведения. – М., 1986.

5.                  Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ХІ-ХІХ в.в. – М., 1989.

6.                  Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). – М.: Знание, сер. Философия и жизнь. – 1990. - №1.

7.                  Кайназаров Е.К., Кайназарова А.Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. – Алматы, 1992.

8.                    Касымжанов А.Х. Великий мыслитель Востока. – Алма-Ата, 1975.

9.                  Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории степи. – Алматы, 1995.

10.           Кувакин В.А. Религиозная философия в России. – М., 1980.

11.              Кудрявцев Ю.Н. Проблема «Личность и общество» в мировоззрении Ф.М.Достоевского В кн. «Проблема нравственного воспитания». – М., 1990.

12.             Нурпеисов К. История Казахстана. – Алматы, 1994.

13.             О России и русской философской культуре (Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и др.). – М., 1990.

14.             Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 гг. – Алма-Ата: Ғылым, 1991. – С.19-38.

15.             Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. – М., 1986. – С.16-42.

16.             Русские философы (конец ХІХ – середина ХХ века): Антология. – Вып. І / Сост. А.П.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. – М.,1993.

17.             Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. – Алма-Ата, 1973.

18.             Сегизбаев О.А. Казахская философия XV – начала ХХ века. – Алматы: Ғылым, 1996.

19.             Сулейменов И. Лекции по философии. Краткий исторический и систематический курс по мировой и казахской философии. – Алматы, 1999. – С.72-192.

20.             Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад: Учебное пособие. – Алматы, 2001. – С.150-155.

21.             Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. – С.138-151.

22.              Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998. – С.217-235.

23.             Философия / Под. редакцией В.Н.Лавриенко. – М.,1999. – С.232-309.

24.             Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С. 138-152.

25.             Введение в философию: Учебник. – ч. I, глава ІІ. – С. 192-208.

26.             Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

27.             Акбаева Л. Проблема человека в мировоззрении С.Торайгырова. – Алматы, 1993.

28.             Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1993.

 

 

4.2             Темы семестрового задания № 2

 

4.2.1 Философская антропология. Человек. Личность. Общество. Особенности современной философии      

 

1 В чем отличие биологической природы человека от социальной?

2 Продолжается ли биологическая эволюция человека?

    3 Какое влияние оказывают  на продолжительность жизни человека экологические и социальные стрессы?

    4 Нравственные и религиозные устремления человека как формы ценностной  ориентации.

    5 Человек и мир человека в современных зарубежных концепциях.

    6 Размышления о смысле и назначении человеческой жизни в философии Альбера Камю.

    7 Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

    8 Проблема смысла жизни человека в искусстве.

    9 Продолжается ли жизнь после смерти?

    10 Искусство как поле деятельности человека и модель формирования личности.

    11 Политические и эстетические устремления человека как выражение его духовного мира.

    12 Как личность усваивает и творит культуру?

    13 Инженерная деятельность – форма выражения творческого развития личности.

    14 Какова  роль человека в сохранении цивилизации и жизни на Земле?

    15 В чем назначение человеческого разума во Вселенной и значение концепции ноосферы?

    16 Гуманизм “нового политического мышления” и проблема выживания человечества.

    17 Проблема личности как одна из приоритетных в современной философии.

    18 Соотношение общественных ролей, выполняемых личностью в обществе.

    19 Социальная среда и личность: проблема самореализации человека.

    20 Сущность идеологии индивидуализма и ее историческое значение.

    21 Свобода и ответственность. Разработка в философии  проблемы внешней и внутренней свободы.

    22 Концепция личности: основные идеи и принципы персонализма, экзистенциализма, психоанализа, фрейдомарксизма.

    23 Сущность экзистенциальной философии и ее разновидности (экзистенциализм, персонализм, философская антропология).

    24 Эволюция религиозной философии в ХХ столетии.  Неотомизм.

    25 Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии.

 

 

Список литературы

 

1.                  Абишев К. Философия: Учебник. – Алматы, 1999. – С.23-53, 110-162.

2.                  Гречко П.К. Диалектический гуманизм или о природе человека. Человек как философская проблема: Восток-Запад (сборник статей). – М.,1991. – С.164-179.

3.                  Григорьев В.И. Человек – культура – творчество – природа: гармония или конфликт. – Человек как философская проблема: Восток-Запад (сборник статей). – М.,1991. – С.180-196.

4.                   Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С.179-185, 236-253, 304-310.

5.                  Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

6.                  О человеческом в человеке. – М.,1991.

7.                  Петрова А.М. Проблемы человека в философии. – СПб., 1994.

8.                  Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

9.                  Радугин Н.П. Философия: Курс лекций. – М.,1997.

10.             Салини Ю. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность. – 1995. - №4. – С.125-130.

11.             Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М.,1995.

12.             Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М., 1992.

13.             Скиркин А.Г. Философия. – М.,1998. – С.570-575, 599-619.

14.             Сумерки богов. – М.,1990.

15.             Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.,1987.

16.             Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. - №11.

17.             Франк С.Л. Духовные основы общества: мыслители ХХ века. – М., 1992.

18.             Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.

19.             Человек в мире и мир человека: культура личности. – Алматы,1991.

20.             Человек в мире отчуждения. Разд. 2, 4. – Алматы, 1996.

21.             Философия: Учебник под ред. В.Д.Губина. – М.,1996. – С.245-275, 284-333.

22.             Философия: Учебник под ред. В.Н.Лавриенко. – М.,1999. – С.437-447, 506-557.

23.             Философия: Учебник под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.212-297.

24.             Философия: Курс лекций / Под ред. Е.Ф.Солопова. – М.,1997. – С.17-26, 145-159, 299-315.

25.             Введение в философию: Учебник. – ч. ІІ. гл. IX, XVI, XVII.

26.             Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. – М.,1983.

 

 

4.2.2 Общие проблемы познания. Истина как цель познания

 

1 Трактовка сущности познания в различных философских школах.

2 Что такое “агностицизм” и в каких формах он существует?

3 Какую роль играет интуиция в процессе познания?

4 Различие понятий “чувственное” и “эмпирическое” познание.

5 Философская концепция истины: понятие, типология.

6 Научное познание и его специфические признаки. 

      7 Социально-историческая природа рационального познания, его связь с практикой.

8 Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой жизнедеятельности.

9 Истина, оценки и ценности и их влияние на познавательный процес.

10 Отличие  научного познания от художественного освоения действительности.

11 Структура эмипирческого и теоретического уровней знания.

12 Ествественно-научные картины мира и философские основания науки.

13 Включенность современной науки в процессы социального развития.

          14 Этические нормы и ценности современной науки.

          15 Специфика социального познания.

16 Предметная деятельность. Фомирование и развитие категорий “субъект” и “объект”.

 

 

Список литературы

1.                  Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.,1991.

2.                  Автомонова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М.,1988.

3.                  Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М.,1989.

4.                  Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. – М., 1987.

5.                  Загадка человеческого понимания. – М.,1991.

6.                  Ильин В.В. Теория познания. – М.,1994. – гл. І.

7.                  Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М.,1978.

8.                   Косиченко А.Г. Философия и методология науки. – Алматы, 1997.

9.                  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. – М.,1996. – часть ІІ, главы 2,6.

10.               Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.,1980.

11.             Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальность. – М.,1977.

12.              Методы научного познания. – Алматы, 1996.

13.             Петров Ю.А. Азбука логического мышления. – М., 1991.

14.             Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1983.

15.             Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М.,1985.

16.              Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.,1988.

17.             Теория и жизненный мир человека. – М.,1995.

18.              Философия и методология науки. – М.,1996.

19.              Французова Н.П. Методология научного познания. – М.,1996.

20.              Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

21.              Философия. Основные идеи и принципы. – М.,1990. – С.295-312.

22.              Философия: Учебное пособие. / Под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 1998. – гл. 12, 13, 14 

23.             Философия. / Под ред. проф.Митрошенкова О.А. – М.,2004.- разделы IV, V.

24.             Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой  деятельности. – СПб., 1993.

25.             Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М.,1988.

26.             Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.,1989.

 

 

4.3             Темы семестрового задания №3

 

        4.3.1 Проблема сознания в философии. Духовный мир общества и человека

     

1 Развитие представлений о сознании в истории философии.

2 Происхождение сознания. Проблема идеального в философии.

3 Сознание и формы психической деятельности: мышление, память, воля, эмоции.

         4 Феноменология бессознательного. Сознание и самосознание.

         5 Структура общественной психологии, ее специфика.

         6 Типы идеологии и ее функции.

         7 Сравнительный анализ функций общественной психологии и идеологии.

         8 Понятие духовного производства и его место в системе общественного производства.

         9 Понятие “духовная сфера” и ее структурные элементы.

         10 Искусство как специфическая форма сознания и выражения эстетических отношений человека.     

   11 Роль общественного мнения в жизни общества и человека.

         12 Взаимосвязь духовного и материального производства: сходство и различие.

         13 Соотношение религиозного и научного мировоззрения и деятельность церкови на современном этапе.

   14 Роль духовности и интеллигентности в деятельности человека.

         15 Общее и различное в понятиях “духовный мир личности” и “духовный мир общества”.

          16 Феномен повседневного мира. Обыденный мир: миф или реальность.

          17 Нравственная жизнь общества – исторически сложившаяся система неписаных законов.

    18 Долг, совесть и счастье как проявление человеческой сущности.

          19 Развитие взглядов на прекрасное в истории философии. Сущность прекрасного.

          20 Особенности развития искусства в век научно-технической революции.

          21 Истина, добро и красота в общественном и индивидуальном сознании.

          22 Природа религиозного сознания: особенности современной философии религии.

         23 Приготовление пищи как вид эстетической деятельности.

         24 Основные эстетические принципы инженерного отношения к миру.

         25 Техника и проблемы социальной и эстетической ответственности инженера.

        26 Является ли идеал конкретным образом конкретного будущего?

 

 

Список литературы

1.   Борев Ю. Эстетика. – М., 1981. – С.18-46, 313-319.

2.   Гегель Г.В. Философия духа. / Энциклопедия философских наук. – М., 1977. - т.3.

3.   Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. – С. 3-21, 256-271.

4.   Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983.

5.   Зинченко  В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. – 1991. – № 10.

6.   Ильенков Э.В. Культура и мышление. – М.,1991.   

7.   Каган М.С., Холостова Г.В. Культура. Философия. Искусство. – М.: Знание, 1988.

8.                  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,1997. – С.219-236, 281-304.

9.                  Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М.,1989. – С.4-23, 212-273.

10.             Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. – 1993. - №3.

11.             Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. - № 10.

12.             Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии. – 1989. - №1.

13.             Одинцов Н. Личность. Политика. Мораль // Мысль. – 1995. - №3.

14.              Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 1995. – С.257-297.

15.              Родословная красоты: прекрасное и целесообразность. – М., 1988.

16.             Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М.,1989. – С.266-315.

17.              Скрипник А.В. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.,1992.

18.              Смирнов Н.Н., Титов В.Ф. Философия. – М.,1998. – С.41-58, 148-159.

19.              Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

20.              Спиркин А.Г. Философия. – М.,1998. – С. 583-588, 606-612, 726-770.

21.              Угринович Л.М. Искусство и религия. – М., 1983.

22.             Чучайкина И.Е. и др. Искусство как феномен культуры. – В кн.: Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. – М.,1998. – С.157-194.

23.              Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

24.             Философия: Основные идеи и принципы: Популярный очерк / Под общ. ред. А.И.Ракитова. – гл. XVII. – М., 1990.

25.              Философия / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на- Дону, 1997.

26.              Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко – Ростов-на- Дону, 1997.

27.              Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.

28.              Философия техники в ФРГ. – М.,1989. – С. 364-450.

29.              Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990. – С. 45-113.

30.              Мир философии. – М., 1990. – кн.1.

 

 

4.3.2  Общество и природа. Глобальные проблемы современности

 

1 Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм.

2 Проблема объективности идеального в общественных процесах.

      3 Понятие общественных отношений: их сущность, генезис, структура.

4 Отличие законов социума от законов природы.

      5 Формы и способы реализации причинных связей в общественной жизни.

6 Необходимость и случайность, возможность и действительность в условиях социальной реальности.

          7 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие и особенности социальных законов.

          8 Ключевые понятия, раскрывающие природу и сущность общества.

          9 Добро и зло в истории общества. Проблема насилия в общественном развитии.

         10 Природные предпосылки   возникновения и эволюции человека. Человек как живой организм.

         11 Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.

         12 Изменение нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории.

         13 Противоречия в системе “общество-природа” в современную эпоху – результат стихийности и неравномерности общественного развития второй половины ХХ столетия.

         14 Угроза экологического кризиса: различные концепции путей выхода из него.

         15 Социальной прогресс и ускорение ритма истории – закономерность поступательного развития общества.

         16 Теория ноосферы В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардена.

         17 Идеи Римского клуба и их роль в осмыслении глобальных проблем современности.

         18 Проблема единства человека, общества и природы в философии и естествознании.

         19 Экологические и демографические проблемы развития человечества.

         20 Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?

         21 Исторические формы взаимодействия природы и общества (присваивающий и производящий типы хозяйствования).

         22 Общество постмодерна. Социальная трасформация и социальная модернизация.

 

Список литературы

1.   Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

2.   Вебер М. Избранные произведения. – М.,1989.

3.   Гегель. Философия истории. – Спб., 1993.

4.   Губман Б.Л. Смысл истории. – М.,1991.

5.   Карсавин Л.П. Философия истории. – М.,1992.

6.   Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

7.   Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.,1992.

8.   Социальная философия Франкфуртской школы. – М.- Прага,1975.

9.   Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М.,1988.

10.              Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

11.             Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. – М., 1985.

12.             Общественная практика и общественные отношения. Философский анализ проблем социального детерминизма. – М., 1989.

13.              Баландин Р.К. Природа и цивилизация. – М., 1988.

14.             Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.

15.             Гольбах П. Система природы // Сочинения. – М., 1974.

16.             Карпинская Р.С. Человек и природа – проблема коэволюции // Вопросы философии. – 1988. - №7.

17.             Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990.

18.              Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. – М., 1992.

19.              Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

20.              Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1957.

21.             Платонов Г.А. Диалектика взаимодействия общества и природы. – М., 1989.

22.             Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

23.             Мир философии. Кн.2. – М., 1991.

24.             НТР: новая волна. – Вып.1. – М., 1989.

25.             Андреев И.Д. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

26.             Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М., 1988.

27.             Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М., 1989.

28.             Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

29.             Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

30.             Озмитин В.Д. Материальное производство – основа существования и развития общества. – ч.1. – М., 1997.

31.             Философия. / Под ред. проф. Митрошеникова О.А. – М., 2004.

32.             Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М., 2001. – раздел 9.

 

     

5 Содержание тем курса, выносимых на СРС

     

          Тема 1. Бытие мира и духа. Основные понятия и принципы онтологии

 

          1 “Бытие” как философская категория: ее смысл и специфика. Формы бытия: природа, человек, идеальное, социальное.

          2 Формирование научно-философского понятия материи. Современная наука о сложной системной организации материи.

          3 Философский смысл категорий “движение”, “пространство”, “время”. Формы движения материи.

          4 Особенности социального пространства и социального времени.

 

 

Список литературы

1.   Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

2.                  Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986.

3.                  Дубровский В.Н. Концепции пространства и времени. – М., 1991.

4.                  Мир философии. – разд. II. – М., 1991. – ч.I.

5.                  На переломе. – Философские дискуссии 20-х годов. – раздел 3. Философские проблемы бытия. – М., 1990.

6.                  Новое видение мира в контексте жизнедеятельности человека // Диалектика формирования современной научной картины мира. – Л., 1989.

7.                  Паркер Б. Мечта Эйнштейна. – М., 1991.

8.                  Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М., 1987.

9.                  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.,1998. – глава 9. – С.242-285.

10.             Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 1998. – глава 3. – С. 58-69.

11.             Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

12.             Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

13.             Хайдеггер  М. Бытие и ничто. – М., 1983.

14.             Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. – М., 1974.

15.             Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И.Лавриенко. – М., 1996. – глава 3. – С. 201-288.

16.             Введение в философию: Учебник. – ч. II, гл. V, VI.

 

 

 Вопросы для самопроверки

 

1 Назовите основные формы бытия и покажите их специфику.

2 Одинаковы ли по значению понятия материи в философии и естественных науках?

3 Какое значение для развития понятия о материи имели открытия в физике на рубеже ХІХ –ХХ веков?

4  В чем сущность понятия субстанции и какова ее роль в философии?

5  Почему изменяются наши представления о строении материи?

6  Может ли наука до конца познать Вселенную, мироздание, сформировать окончательные и неизмененные понятия о строении, структуре материи?

7                    Философский и естественно-научный статусы проблемы единства мира.

8                    Раскройте источник движения, его свойства и характеристики.

9                    Назовите формы движения материи, раскройте их сущность и покажите их качественную специфику.

          10 Какие законы выражают количественно и качественно неуничтожимость материи и движения?

          11 Выделить важнейшие свойства пространства и времени.

          12 В чем специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах?

          13 Обоснуйте единство материи, движения, пространства-времени.

          14 В чем значение теории относительности А. Эйнштейна для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени?

          15 Покажите различие понятий монизм, дуализм, плюрализм в философии.

 

 

          

Тема 2 Основы философии культуры. Культура и цивилизация

 

1 Философское понятие культуры и понятие “философия культуры”.

          2 Осмысление структуры культуры в философии. Социальные функции культуры.

3                    Цивилизация и культура. Понятие цивилизации и проблема типологии цивилизаций: марксистский и немарксистский подходы.

4          Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. “Восток- Запад” и проблема диалога культур.

 

 

Список литературы

1.   Библер В. Цивилизация и культура. – М., 1993.

2.   Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

3.   Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. – М.: Просвещение, 1992.

4.   Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. – С.10-35.

5.                  Каракузов Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. – Алматы, 1993.

6.                  Каган М.С., Холостова Г.В. Культура. Философия. Искусство. – М.: Знание, 1988.

7.                  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С. 216-219, 307-310.

8.                  Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

9.                  Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

10.             Мустафина Р.М. Представления, культура, обряды у казахов. – Алма-Ата, 1992.

11.             Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности (материал “круглого стола”) // Вопросы философии. – 1989. - №1.

12.             Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана от 18 февраля 2005г. – Алматы, 2005.

13.             Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. – С.230-248.

14.             Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М., 1992.

15.             Сейтахметов Н.К. Личностный смысл философской культуры. – Алматы, 1993.

16.             Философия и культура. – М., 1987.

17.             Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – М., 1990. – глава XVII.

18.             Человек и культура. – М., 1990.

19.             Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1991.

20.             Введение в философию: Учебник. – часть II, глава XVI.

          Вопросы для самопроверки

 

         1 Что такое культура? Существует ли преемственность в развитии культуры?

         2 Гибнет ли культура с прогрессом науки и техники?

         3 Существует ли взаимосвязь между понятиями “культура” и “идеология”? Если да, то какая?

         4 Есть ли различие между материальной и духовной культурой?

         5 В чем отличие культуры эпохи Возрождения и современного этапа развития культуры?

         6 Что понимается под цивилизацией?

         7 Какова сущность взаимоотношения между категориями “цивилизация” и “культура”?

         8 Являются ли ренессансы и спады закономерными явлениями культурно-исторического процесса?

         9 С решением каких основных проблем сегодня связано осознание особенностей современной цивилизации?

         10 Кто и в каких работах проанализировал проблему перехода от первобытности к цивилизации?

         11 Какое место занимает религия в культуре ХХ-ХХІ в.в.?

         12 В чем проявляется диалектика традиций и инноваций в культуре?

         13 Необходимо ли формирование экологической культуры в рамках современной  цивилизации?

         14 Наука в системе культуры: противоречие или единство.

         15 Каковы особенности массовой и молодежной культуры конца ХХ- начала ХХІ в.в.?

         16 Выделите основные направления развития духовной культуры Казахстана сегодня.

 

 

6 Методические рекомендации к изучению тем, выносимых на СРС

 

Тема 1. Проблема философского понимания мира является одной из центральных проблем философии. Человек неизбежно обращается к вопросу о том, что представляет собой окружающий его мир. Сущность философского понимания мира раскрывается  через содержание таких фундаментальных категорий, как «бытие» и «материя». Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует. Мы говорим о бытии вещей, окружающей нас природе, о бытии человека, его сознании, о бытии общества, в котором мы живем и т.п. Иначе говоря, бытие охватывает собой как материальное, так и духовное без всякого исключения. Бытие – это все то, что существует: это и материальные явления, и социальные процессы, и сознание человека.

Первые философские концепции бытия были выдвинуты древнегреческими философами: Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Платоном и Аристотелем. Древние мыслители разграничивали бытие и небытие, признавали множественность бытия: мир чувственно воспринимаемых материальных вещей и мир неизменных и вечных идей.

Далее необходимо проследить историю взглядов по проблеме бытия в периоды развития философии Нового времени (XVII-XVIII в.в.) и немецкого классического идеализма.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

а) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний, природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

б) бытие человека, которое подразделяется  на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное  (внеиндивидуальное)  духовное;

г) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Исследование основных форм и специфики бытия расширяют наши представления о сущности мира и о месте человека в нем. В подготовке первого вопроса семинара большую помощь окажет кн. Доброхотова А.А. «Категория бытия в классической западно-европейской философии». – М., 1986.

При рассмотрении второго вопроса семинара следует обратить внимание на различие между категориями бытия и материи. Категория материи служит для характеристики только тех явлений реального мира, которые существуют объективно, независимо от сознания человека.

Начать следует с анализа развития учений о материи в рамках прежних систем философского материализма: «наивного» материализма античности и метафизического материализма XVII-XVIII в.в. Необходимый материал можно найти в учебнике, в статье о материи в «философской энциклопедии». При этом важно не просто констатировать имевшиеся в истории философии представления о материи, а раскрыть внутреннюю логику их развития, связанную с изменением форм материализма и накоплением научных знаний о реальном мире. Осмыслите сущность философского определения материи, которое явилось результатом обобщения основных достижений естествознания того периода. По данному вопросу необходимо привлечь материал по современным естественно-научным представлениям о материи и ее конкретным  формам. См. статью «Новое видение мира в контексте жизнедеятельности человека» // Сб. Диалектика формирования современной научной картины мира. – Л., 1989.

Определить, что такое движение – задача трудная. Поэтому в ходе изучения надо уяснить, как на протяжении длительного пути развития естествознания и философии постепенно вырабатывалась научная концепция движения. Диалектико-материалистическое учение рассматривает движение как способ существования материи. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Подумайте над вопросами: в чем ограниченность метафизического понимания движения?, в чем состоит сущность покоя для материального мира и особенно – для органической жизни?

Естествознание ХХ в. существенно изменило наши знания об окружающем мире. Открыты и исследуются различные структурные уровни материальных систем, высказываются новые идеи. В частности, наука выделила и изучает ряд новых форм движения материи: минеральную, геологическую, термоядерную, планетарную и другие – уточняет их место в существующей классификации форм, выявляет условия их возникновения и развития.

Рассматривая данный вопрос, необходимо также выяснить сущность диалектико-материалистического учения о единстве пространства, времени и движущейся материи. В философии понятие времени отлично от физического понятия. В философии время рассматривается не как параметр физического измерения длительности, а как общее условие человеческого бытия, как реальность человеческой жизнедеятельности. Надо отметить, что человек понимает внешний мир - материю, пространство-время - одновременно как собственный, человеческий мир. Уделите внимание важнейшим свойствам пространства-времени: объективность, абсолютность и относительность; свойства пространства: трехмерность и обратимость. Изучению данного вопроса вам поможет рекомендованная литература: 1) Грибанов Д.П. Философские основания теории относительности. – М., 1982; 2) Готт В.С. Философские вопросы современной физики. – М., 1988.

При освещении вопроса социального пространства и времени надо понять, что эти понятия характеризуют мир человека в истории развития его культуры. Социальное время понимается как путь развития человека к подлинной гуманности, саморазвитию. Под социальным ритмом времени следует понимать насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей. Специфика и особенности социального пространства также связаны с развитием человеческой деятельности, особенно в сфере производства в разные исторические эпохи.  Рассматривая социальное пространство, можно выделить становление и развитие мирового рынка. Особое внимание следует обратить на проблему «распадения связи времен», что характерно в эпоху исторических переломов, гибели и рождения цивилизаций, социальных революций. См.: Волков А.М. Человеческое измерение прогресса. – М., 1990.

      При изучении первого и второго вопросов  темы 2 необходимо ознакомиться с различными трактовками понятия культуры на разных этапах развития философской и научной мысли, включая анализ культуры в основных культурологических концепциях ХХ века (например, О.Шпенглера, П.Сорокина, Н.Данилевского). Для более детального ознакомления с этими вопросами вы можете использовать учебник Шаповалова В.Ф. Основы философии. – М., 2001. – раздел 8, и научно-учебное пособие «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Б.А. Эренгросса. – М., 2001. – С. 7-52.

      Определяя сущность понятия «философия культуры», надо обратить внимание на то, что системное единство знаний о культуре было сформировано философией, которая явилась координатором их взаимодействия и основанием принципов и подходов к изучению культуры. Каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения, уточняя объект  осмысления в предмете. Философия же всегда была и остается особым видом творчества человека. Она, задаваясь вечными вопросами, определяет векторы движения научного интереса вообще и всегда исследует проблемы бытия предмета и его понимания, осмысления.

      Все определения философии культуры сводятся к тому, что это такая философская дисциплина, которая ориентирована на философское осмысление сущности и значения культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Культурфилософия исследует идею культуры, ее предпосылки, цели и принципы. Термин «культурфилософия» был введен немецким мыслителем А.Мюллером в начале ХІХ в. Время ее появления датируется ХІХ веком, но это условно, поскольку философия с момента своего появления исследовала вопросы, так или иначе связанные с культурой. Сама же «философия культуры», выделенная в самостоятельный раздел философского знания, была подготовлена всем предшествующим опытом этого знания.

      Здесь также необходимо рассмотреть такие вопросы, как а) структура культуры, выделив в ней материальную и духовную культуру, а также мировую и национальные культуры; б) функции культуры, что означает ее существование и развитие в системе целостного общественного организма и воздействие на него. Основными функциями являются человекотворческая, или гуманистическая,  нормативная, информационная, аксиологическая, познавательная, коммуникативная и др. Обратите внимание на то, что одной из основных, ранних форм духовной культуры первобытных людей был миф (от греч. предание, сказание). Мифологизированное сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.  В третьем вопросе необходимо вначале определить сущность категории «цивилизация» и особенности ее трактовки в XVIII веке, в частности французским просветителем Ж.Ж.Руссо и немецким философом и ученым И.Кантом. Далее надо проследить эволюцию этого понятия в ХІХ веке в работах английского позитивиста Г.Спенсера и немецких философов К.Маркса и Ф.Энгельса.  

      Представляет интерес  трактовка цивилизации конца ХІХ – первой половины ХХ века в трудах немецкого философа О.Шпенглера, который цивилизацией обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры, а также его последователей: англичанина А.Тойнби и русских философов и ученых Н.Данилевского, П.Сорокина, Л.Н.Гумилева, Н.Бердяева, который называл цивилизацию “смертью духа культуры”. В результате осмысления предыдущих вопросов выделите марксистское определение цивилизации как ступени в развитии общества, следующей за варварством, как ступени в разитии культуры. Обратитесь к работе Тойнби А. “Постижение истории”. – М., 1991, и к “Антологии культурологической мысли”. Авторы - составители С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов. – М., 1996. – С.94-102, 226-232.

      Определяя соотношение категорий “культура” и “цивилизация”, обратите внимание на три трактовки этой проблемы. Согласно первой, названные понятия практически отождествляются. Представители второй противопоставляют эти понятия – к цивилизации относят технику и технические достижения, к культуре – всю человеческую деятельность в области нравственноти, в философско-гуманитарном и художественном творчестве. Противопоставление цивилизации и культуры – одна из характерных тенденций трактовки их соотношения в концепциях Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.

      По-иному эта проблема решается у А.Тойнби. В истории существовало множество различных цивилизаций. Часть из них является уже мертвой. Они либо завершили свой жизненный цикл и сошли со сцены, либо были уничтожены, разрушены внешними силами. Но существуют и живые цивилизации, одухотворяемые своей культурой, которая представляет собой “душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации”. Из этих слов видно, что, взяв в качестве основополагающего понятия цивилизацию, Тойнби именно культуру считает ее конституирующим, формообразующим началом, что, по нашему мнению, больше соответствует истине, чем позиция Данилевского и Шпенглера в этом вопросе.

      В третьем направлении ведется поиск точек соприкосновения культуры и цивилизации, раскрытия их диалектической связи, тождества и различия. Отсюда следует вывод, что понятие культура характеризует человека, определяет меру его развития, способ самовыражения в деятельности, творчестве; цивилизация же характеризует социальное бытие самой культуры. Цивилизация – это внешний, культура – это внутренний мир человека. Еще одной очень важной социальной категорией, наряду с вышеназванными, является “формация”. Необходимо понимать различие между формационным и цивилизационным подходом к процессу культурно-исторического развития. Формация и цивилизация характеризуют разные среды в развитии общества как целостной системы. Формация больше социоэкономическая категория, цивилизация – социокультурная категория. Подробнее об этом читайте в книге Сорокина П.А. “Человек. Цивилизация. Общество”. – М., 1992.

      В четвертом вопросе, выделяя современный этап общественного развития, нужно будет осмыслить особенности и противоречия современной мировой цивилизации. Сегодня сложившаяся в мире ситуация поставила перед науками и общественным мнением ряд глобальных проблем, от позитивного решения которых зависит само существование цивилизации и жизни на Земле. В этих условиях складывается  новая ориентация в обсуждении проблем цивилизации, связанная с осознанием единства мирового исторического процесса и ответственности человечества за судьбу мира. В современной западной социальной науке и философии эта новая ориентация получила наиболее яркое выражение в научной и пропагандистской деятельности Римского клуба. Главные результаты работы клуба сводятся к следующему: глобальный кризис, перед лицом которого оказалась современная мировая цивилизация, имеет отчетливо выраженные причины и может быть преодолен путем социальной реконструкции и культурной переориентации общества на основе своеобразного общественного договора.

      Современная цивилизация характеризуется как техногенная цивилизация. Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника – мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.

      На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.

      Переломный характер современной эпохи, противоречивость и нелинейность процесса формирования всемирной цивилизации порождает идейную борьбу, столкновение восточного и западного типов мировосприятий. Каждый тип цивилизации оцениватся с точки зрения ее целей и ценностей. Сделайте акцент на основном различии, показывающем, что сущностные черты западной цивилизации связаны с духом точного рационального мышления, породившего науку, технику и “индустриальную цивилизацию” Запада. Восточные цивилизации основываются больше на духовно-культурных ценностях, в которых создаются лучшие условия для самореализации человека и культивирования духовных ценностей. См. учебник “Философия” / Под. ред. проф. Митрошенкова О.А. – М., 2004. – глава 20.  

      В сегодняшнем сложном и противоречивом мире, связанном с войнами, эмиграцией, распадом империй и рассеиванием по миру беженцев из многих стран, важное место должны занимать механизмы взаимодействия культур, или дилемма культур, в которой важное место принадлежит Казахстану, находящемуся в серединной, центральной части континента Евразия. Евразийская сущность нашей страны – это прежде всего возможность диалога между Западом и Востоком. С этими вопросами можете ознакомиться в материалах учебника Ильяса Сулейманова “Лекции по философии”. – Алматы, 1999. – Лекции 12,15,18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………...…… 3

 

1          Перечень тем, выносимых на СРС ………………………………….. 4

 

2          Содержание семестровой работы …………………………………… 4

 

3          Методика написания и оформления семестрового задания

           по философии ……………………………………………………… 5

 

4          Тематика семестровых заданий по философии ……………….……. 6

 

4.1    Темы и литература семестрового задания № 1….………………….. 6

 

4.2   Темы и литература семестрового задания № 2…………………….. 11

 

4.3 Темы и литература семестрового задания № 3…………….………..14

 

5         Содержание тем курса, выносимых на СРС …………...….……….. 18

 

6         Методические рекомендации к изучению тем,

 

     выносимых на СРС ……………………………………...…….……21   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Сводный план  2005 г.,  поз.69

                                                                             

 

 

 

 

Виктория Леонидовна Шицко

Гульнар Дмитриевна Шаракпаева

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания  к семестровой работе и СРС

 (для бакалавриата всех специальностей)

 

 

 

 

 

   Редактор Сыздыкова Ж.М.

 

 

 

 

 

Подписано в печать _____________               Формат 60х84      1/16

Тираж  150 экз.                                                  Бумага типографская № 1

Объем   1,8      уч. изд. л.                                  Заказ _____  Цена   58 тг. __

 

 

 

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

 Алматинского института энергетики и связи

050013,  Алматы,  Байтурсынова, 126.