АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

   Кафедра теоретических основ электротехники

                     

 

ТОЭ 1. Исследование линейных электрических цепей.

Методические указания и задания к лабораторным работам

для студентов специальности 5В0718 – Электроэнергетика

 

 

Алматы 2010

     Составители: В.И. Денисенко, Л.П.Болдырева. ТОЭ 1. Исследование линейных электрических цепей. Методические указания и задания к лабораторным работам. – Алматы: АИЭС, 2010.- 24 с.

 

Методическая разработка содержит основные положения по подготовке, выполнению и оформлению лабораторных работ по дисциплине ТОЭ 1.

Каждая лабораторная работа включает следующие разделы: цель работы, подготовка к работе, порядок выполнения работы, оформление и анализ экспериментальных результатов и выводы о проделанной работе.

Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся  в бакалавриате  по специальности 5В0718 – Электроэнергетика.

 

 Содержание

  Введение                                                                                                                     4

1 Порядок выполнения и правила оформления отчетов лабораторных работ         6

2 Лабораторная работа №1. Исследование цепей постоянного тока с помощью законов Ома и Кирхгофа   8

3 Лабораторная работа №2. Исследование линейной электрической цепи постоянного тока   12

 4 Лабораторная работа №3. Исследование цепей однофазного синусоидального тока     14

5 Лабораторная работа №4. Исследование резонанса напряжений                    21

Список литературы                                                                                                  25

  

Введение

Для повышения качества подготовки специалистов, формирования у студентов творческого мышления и инженерных навыков большое значение имеют лабораторные занятия.

Данная методическая разработка содержит описание обязательных лабораторных работ по ТОЭ1  для студентов специальности Электроэнергетика”. Лабораторные задания представляют собой комплекс работ экспериментального и расчетного характера по исследованию линейных электрических цепей постоянного и однофазного синусоидального токов. Все лабораторные работы выполняются фронтальным методом после того, как материал данной темы изложен на лекции.

Практическая реализация лабораторных занятий на кафедре ТОЭ обеспечивается универсальными учебно-исследовательскими лабораторными стендами УИЛС – 2. 

Стенд УИЛС-2 представляет собой стол, на котором закреплен пульт, состоящий из корпусов активных и пассивных блоков, соединенных наборным полем. В корпусах установлены соответствующие блоки.  В состав стенда входят 29 наборных элементов и соединительные провода со штекерами.

Пульт представляет собой металлический корпус активных блоков, содержащий блок постоянного напряжения БПН, блок переменного напряжения БПрН, блок трехфазного напряжения БТН, корпус пассивных блоков, содержащий блок переменного сопротивления БПС, блок переменной индуктивности БПИ, блок переменной емкости БПЕ, соединенных между собой наборным полем НП.

БПН содержит:

- регулируемый источник постоянного стабилизированного напряжения с напряжением на выходе от 0 до 25 В;

- нерегулируемый источник постоянного напряжения с напряжением на выходе около 20 В;

- «электронный ключ», применяемый для исследования переходных процессов.

Оба источника напряжения снабжены схемой защиты от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты

БПрН представляет собой источник однофазного переменного напряжения  регулируемой частоты синусоидальной, прямоугольной и треугольной формы.

Схема снабжена электронной защитой от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты

БТН является источником трехфазного напряжения промышленной частоты. Все фазы электрически не зависят друг от друга.

Каждая фаза снабжена электронной защитой от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты

БПС состоит из трех нерегулируемых резисторов  и трех регулируемых схем резисторов . Регулирование сопротивления  осуществляется ступенчато с помощью соответствующих переключателей.

БПИ состоит из трех нерегулируемых катушек индуктивности  и трех регулируемых схем индуктивности . Регулирование индуктивности осуществляется ступенчато с помощью соответствующих переключателей.

БПЕ состоит из трех нерегулируемых конденсаторов и трех регулируемых емкостей .  Регулирование емкости осуществляется ступенчато с помощью соответствующих переключателей.

На лицевых панелях блоков расположены органы сигнализации (индикаторы, лампы), органы управления (ручки переключателей, тумблеры, кнопки) и измерительные приборы.

НП представляет собой панель с 67 парами определенным образом соединенных гнезд, предназначенных для подключения и установки наборных элементов НЭ, представляющих собой элементы исследуемых цепей. НЭ выполнены в виде прозрачных пластмассовых коробочек, в торце которых имеется вилка, а внутри впаяны элементы электрических цепей.

Для включения активного блока тумблер СЕТЬ установить в положение ВКЛ, при этом загорится индикатор СЕТЬ.

Измерительные приборы БПН и БПрН предназначены для контроля величины тока и напряжения регулируемых источников напряжения. Регулирование осуществляется с помощью потенциометра.

Частота в БПрН регулируется переключателем ступенчато через 1 кГц и потенциометром плавно. Когда потенциометр ЧАСТОТА ПЛАВНО находится в крайнем правом положении, то частота выходного напряжения соответствует величине, указанной на переключателе ступенчатой регулировки с точностью .

Величину напряжения на выходе каждой фазы БТН можно регулировать ступенчато с помощью переключателей от 1 до 9 В и от 0 до 30 В.

При возникновении короткого замыкания либо перегрузки (неправильно собрана схема) в блоках срабатывает электронная защита, при этом загораются индикаторы ЗАЩИТА. После устранения причин возникновения короткого замыкания либо исправления ошибки в набранной схеме необходимо, нажав кнопку ЗАЩИТА, вернуть схему блока в рабочее положение, при этом индикатор гаснет.

 

 1 Порядок выполнения и правила оформления отчетов по лабораторным работам

    Задание на выполнение соответствующей лабораторной работы студент получает на предыдущем занятии (за 1-2 недели).

Каждый студент самостоятельно готовит отчет для выполнения  лабораторной работы, знакомится с целью лабораторного задания, основными теоретическими положениями проводимого эксперимента.

Перед выполнением экспериментальной части студент проходит собеседование по вопросам подготовки, показывает преподавателю подготовленный отчет для выполнения лабораторной работы и получает допуск к работе.

После выполнения экспериментальной части, отчет дооформляется: проводится сравнение теории с экспериментом, строятся необходимые графики, проводится анализ результатов и делаются выводы по работе.

Отчет по лабораторной работе защищается каждым студентом на текущем  или на следующем лабораторном занятии, или на консультации.

К выполнению следующей лабораторной работы допускается студент, выполнивший и защитивший предыдущую лабораторную работу.

 

Отчет содержит титульный лист и следующие разделы:

- цель работы;

- основные теоретические положения и ответы на вопросы подготовки;

- краткие сведения об эксперименте;

- принципиальная схема исследуемой цепи;

- перечень приборов  и элементов;

- расчетные формулы, вычисления, предполагаемые графики исследуемых электрических величин и режимов цепи;

- результаты исследования (таблицы, графики, числовые значения параметров и электрических величин);

- выводы.

Отчеты оформляются на листах белой или линованной бумаги формата А4 (210х297 мм), которые заполняются с одной стороны. В тексте, написанном четко и аккуратно пастой одного цвета, допускается применение только общепринятых обозначений или сокращений, расшифрованных при первом упоминании.

 Предлагается примерная форма титульного листа. 

 

         АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

                                          КАФЕДРА ТОЭ

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ по лабораторной работе по ТОЭ1 №

 

 

_________________________________________________________________

(полное наименование работы)

_________________________________________________________________

 

 

  

 

 

 

 

                                                     Работа выполнена _______________________

                                                                                        (дата выполнения)

                                      

                                          Студентом______________________________

                                                                                 (фамилия и инициалы)

 

                                           Группа ______________________________                                                                  

                                                                                 (шифр группы)

                                                                                                                                                                                                                 

                                           Совместно со студентами________________

 

                                         Отчет принят__________________________

                                                                                 (дата принятия отчета)

 

                                         Преподаватель_________________________

                                                                                                      (Ф.И.О.) 

 

                                       Алматы 201...

 2 Лабораторная работа №1.

Исследование цепей постоянного тока с помощью законов Ома и Кирхгофа

2.1 Цель работы:

Получение навыков экспериментального исследования цепей постоянного тока.

 2.2 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Линейные электрические цепи постоянного тока»:

//Л1// с. 9-38;

//Л2// с. 28-39;

//Л3// с. 129-160.

Письменно ответить на следующие вопросы:

2.2.1Привести формулировки законов Ома и Кирхгофа.

2.2.2 Каковы особенности применения законов Кирхгофа при анализе цепей с источниками тока?

2.2.3 Какой источник энергии называется источником напряжения (ЭДС) и какой источником тока? Привести электрические схемы реальных и идеальных источников напряжения и тока.

2.2.4 Каким образом экспериментально определить ЭДС источника напряжения?

2.2.5 Как с помощью вольтметра определить величину и знак потенциала любой точки цепи по отношению к точке, потенциал которой принят равным нулю?

2.2.6 Что такое потенциальная диаграмма цепи, как ее получить экспериментально?

 

2.3 Порядок выполнения работы

2.3.1 Собрать цепь (рисунок 1.1).

2.3.2 Измерить ток в цепи, ЭДС , сопротивления всех резисторов и напряжения на них.

Таблица 1.1

Ток в цепи I=                          ЭДС Е=

Резистор

 

Напряжение,В

 

 

 

 

 

 

Сопротивление,Ом

(эксперимент)

 

 

 

 

 

 

Проводимость, См

 

 

 

 

 

 

Сопротивление,Ом

(расчеты)

 

 

 

 

 

 

2.3.3 Согласно варианту задания (рисунок 1.2-1.7) изобразить исследуемую схему, задаться положительными направлениями токов в ветвях. Собрать цепь из резисторов, использованных в п.2.3.2, и источников напряжения. При сборке предусмотреть клеммы для подключения измерительных приборов. Ампервольтметры подключить в соответствии с выбранными направлениями токов.

2.3.4 Измерить токи в ветвях, э.д.с. источников и напряжения на всех резисторах.

   

Таблица 1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

2.3.5 Принять условно потенциал одного из узлов за нуль. Измерить потенциалы всех точек, указанных на схеме. Результаты занести в таблицу 1.3.

 

Таблица 1.3

,

,

,

,

,

,

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Оформление и анализ результатов работы

2.4.1 Используя закон Ома, определить величины сопротивлений ,сравнить полученные значения с экспериментальными. Рассчитать проводимости Результаты занести в таблицу 1.1.

2.4.2 Рассчитать токи в ветвях, используя любой метод расчета цепей постоянного тока.

2.4.3 Построить потенциальную диаграмму для внешнего контура исследуемой цепи (рисунок 1.2-1.7).

  

Таблица 1.4

Узлы

 

1

2

3

Сумма токов

мA

 

 

 

Максимальный ток в узле

мА

 

 

 

Погрешность

%

 

 

 

 

2.4.4.Проверить выполнение 1 закона Кирхгофа для цепи (рисунок 1.2-1.7). Рассчитать для каждого узла погрешность измерения токов

где - наибольший из токов данного узла. Результаты занести в таблицу 1.4

2.4.5 Проверить выполнение второго закона Кирхгофа для цепи (рисунок 1.2-1.7). Рассчитать для каждого контура погрешность измерения напряжений

где  - наибольшее из напряжений данного контура. Результаты занести в таблицу 1.5.

 

Таблица 1.5

Контуры

 

1

2

3

Сумма напряжений

В

 

 

 

Максимальное напряжение в контуре

В

 

 

 

Погрешность

%

 

 

 

 

2.4.6 Сделать выводы о проделанной работе.

3 Лабораторная работа №2.

 Исследование линейной электрической цепи постоянного тока

 3.1 Цель работы:

Получение навыков экспериментального исследования цепей постоянного тока методами наложения и активного двухполюсника.

 

3.2 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Линейные электрические цепи постоянного тока»:

//Л1//с. 39-61; //Л2//с. 40-69.

Письменно ответить на следующие вопросы:

3.2.1 В чем суть принципа наложения?

3.2.2 Что такое входная проводимость ветви, взаимная проводимость двух ветвей?

3.2.3 Как опытным путем определяются входные и взаимные проводимости ветвей?

3.2.4  Как записать ток в какой-либо ветви при помощи ЭДС источников, входных и взаимных проводимостей ветвей?

3.2.5 В чем суть метода активного двухполюсника?

3.2.6 Как рассчитать входное сопротивление активного двухполюсника?

3.2.7 Каково условие передачи максимальной мощности от активного двухполюсника к нагрузке?

3.2.8 Привести формулы расчета эквивалентного сопротивления при последовательном, параллельном, смешанном соединении сопротивлений, а также формулы преобразования треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду сопротивлений и наоборот.

3.2.9 Привести графики зависимостей  для рисунка 2.2.

 3.3 Порядок выполнения работы

3.3.1 Измерить ЭДС источников энергии и собрать цепь (рисунок 2.1).

3.3.2 Измерить токи  при действии первого источника ЭДС Е1.

3.3.3 Измерить токи  при действии второго источника ЭДС Е2.

3.3.4 Измерить токи при действии двух источников ЭДС. Результаты занести в таблицу 2.1

 Таблицу 2.1

Вид исследования

Экспериментально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретически

 

 

 

 

 

 

  

 

3.3.5 Собрать цепь (рисунок 2.2).

3.3.6 Изменяя сопротивление R от бесконечности (режим холостого хода-ветвь разомкнута) до нуля (режим короткого замыкания –сопротивление закорочено), снять 5-6 значений тока  тока , напряжения  Результаты занести в таблицу 2.2.

 Таблица 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Оформление и анализ результатов работы

3.4.1 Используя 1 закон Кирхгофа и экспериментальные значения токов , рассчитать токи в остальных ветвях. Результаты занести в таблицу 2.1.

3.4.2 Применяя принцип наложения, рассчитать все токи при действии двух источников ЭДС Е1 и Е2 . Результаты расчета сравнить с экспериментальными данными.

3.4.3 По данным таблицы 2.1 рассчитать входные и взаимные проводимости ветвей . Используя эти значения, написать выражение для токов  и  через ЭДС Е1 и Е2 согласно принципу наложения.

3.4.4 Рассчитать мощность Р, выделяемую на сопротивление R, по данным п. 3.6. Результаты занести в таблицу 2.2.

3.4.5 По данным таблицы 2.2 построить графики .

3.4.6 Рассчитать входное сопротивление активного двухполюсника относительно ветви с током  двумя способами:

а) по значениям ;

б) как эквивалентное сопротивление двухполюсника.

3.4.7 Сделать выводы о проделанной работе.

 

4 Лабораторная работа №3.

 Исследование цепей однофазного синусоидального тока

 4.1 Цель работы:

Получение навыков экспериментального исследования неразветвленных и разветвленных цепей однофазного синусоидального тока.

4.2 Подготовка к работе

При подготовке к работе необходимо изучить разделы курса ТОЭ, относящиеся к цепям однофазного синусоидального тока.

//Л1//.с. 63-85; 92-100; 161-164.

Выполнить следующее:

4.2.1 Записать закон Ома в комплексной форме и для действующих значений  неразветвленной цепи  (рисунок 3.1).

4.2.2 Составить уравнения по законам Кирхгофа в комплексной форме для одной из цепей на рисунках 3.3ч3.8 (в соответствии с вариантом задания).

4.2.3 Построить векторные диаграммы токов и напряжений для цепей, представленных на рисунках 3.1,3.2 и для одной из цепей рисунков 3.4ч3.8 (в соответствии с вариантом).

4.2.4 Построить качественно топографическую диаграмму для одной из схем рисунков 3.3ч3.8 (в соответствии с вариантом).

4.2.5 Построить круговую диаграмму токов для схемы (рисунок 3.9), при изменении сопротивления емкости

4.2.6 Написать формулы для расчета активной, реактивной и полной мощностей, а также уравнение энергетического баланса в цепях синусоидального тока.

 

4.3 Порядок выполнения работы

4.3.1 Собрать цепь по схеме  (рисунок 3.1.). Установить напряжение на входе в пределах от 5 до 15 В, частоту источника  порядка 1000Гц. Активное сопротивление .; индуктивность катушки , емкость  Измерить ток и напряжения на всех элементах, а также активное сопротивление катушки индуктивности . Результаты измерений занести в таблицу3.1.

Таблица 3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

4.3.2 Собрать цепь по схеме (рисунок 3.2). Напряжение на входе установить в пределах от 5 до 15 В, частоту источника  порядка 1000Гц. Активное сопротивление .; индуктивность катушки , емкость  Измерить ток и напряжения на всех элементах, а также активное сопротивление катушки индуктивности . Результаты измерений занести в таблицу 3.2.

Таблица 3.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.3 Собрать цепь в соответствии с вариантом задания (таблица 3.3) по одной из схем, представленных на рисунках 3.3ч3.8 . Установить напряжение на входе в пределах от 5 до15 В, частоту источника  порядка 1000Гц. Параметры элементов выбрать в соответствии с данными таблицы 3.3. Измерить токи во всех ветвях, напряжения на всех элементах цепи и на параллельном участке . Результаты измерений представить в виде таблицы, в которой указать величину напряжения, частоту источника, параметры всех элементов (сопротивлений, индуктивностей и емкостей), величину токов во всех ветвях и напряжений на всех участках цепи, активное сопротивление катушки индуктивности.

 

 Таблица 3.3

Ва

ри

ант

№ схемы

1

3.3

50ч100

50ч100

 

10ч20

10ч30

 

 

 

2ч4

2

3.4

50ч100

 

50ч100

 

20ч30

 

2ч4

 

2ч3

3

3.5

50ч100

50ч100

 

10ч20

 

20ч30

 

2ч4

 

4

3.6

50ч100

50ч100

 

 

10ч30

 

2ч4

 

2ч4

5

3.7

50ч100

50ч100

50ч100

10ч30

 

10ч30

 

2ч4

 

6

3.8

50ч100

50ч100

50ч100

 

10ч30

 

2ч4

 

2ч4

 

       4.3.4 Собрать цепь по схеме (рисунок 3.9). Напряжение на входе установить в пределах от 5 до 15 В, частоту источника  порядка 1000Гц. Активное сопротивление .; индуктивность . Изменяя сопротивление емкости от 0 до ¥, снять показание амперметров и вольтметра. Напряжение на входе необходимо поддерживать неизменным. Результаты измерений для 4-5 значений емкости занести в таблицу 3.4.

 

Таблица 3.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 Оформление и анализ результатов работы

4.4.1 По данным таблицы 3.1 построить векторную диаграмму тока и напряжений для схемы рисунка 3.1. Проверить выполнение второго закона Кирхгофа.

4.4.2 Используя данные таблицы 3.2, построить векторную диаграмму напряжений и токов для схемы  (рисунок 3.2). По векторной диаграмме проверить выполнение первого закона Кирхгофа.

4.4.3 По данным пункта 3.3 построить векторную диаграмму токов и напряжений для исследуемой цепи.

Рассчитать активную, реактивную и полную мощности источника. Проверить соотношение, связывающее эти мощности.

 Составить уравнение баланса активной мощности для исследуемой цепи и проверить его выполнение.

4.4.4 Используя данные таблицы 3.4, построить геометрическое место конца вектора тока I на входе цепи, представленной на рисунке 3.4, при

 

 

 

 

 

 


         
5 Лабораторная работа № 4.

Исследование резонанса напряжений

5.1 Цель работы:

Получение навыков экспериментального исследования резонансных явлений в электрических цепях.  

5.2 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Резонанс в электрических цепях». Л1. с. 105-113; Л2 с.108-116; Л3. с.302-317.

Письменно ответить на следующие вопросы:

 5.2.1 Какой режим работы электрической цепи называется резонансом? Записать условие резонанса.

5.2.2 В каких электрических цепях возникает резонанс напряжений, резонанс токов? Нарисовать электрические схемы этих цепей.

5.2.3 При каком условии в электрической цепи возникает резонанс напряжений?

5.2.4 Как рассчитать резонансную угловую частоту  и резонансную частоту ?

5.2.5 Какая величина называется характеристическим сопротивлением контура?

5.2.6 Записать формулы для расчета полного сопротивления цепи и тока в режиме резонанса напряжений.

5.2.7 Как рассчитать напряжение на индуктивности и емкости при резонансе напряжений?

5.2.8 Как определяется добротность последовательного колебательного контура? Во сколько раз напряжение на индуктивности и емкости в режиме резонанса превышает входное напряжение при добротностях ?

5.2.9 Построить векторные диаграммы для электрической цепи с последовательно соединенными участками :

а) при резонансе;

б) до и после резонанса.

5.2.10 Как рассчитать угол сдвига фаз  между током и напряжением на входе последовательного колебательного контура?

5.2.11 Построить график зависимости . Какому значению равен угол сдвига фаз   при резонансе?

5.2.12 Построить частотные характеристики цепи .

5.2.13 Построить резонансные кривые .

5.2.14 Построить резонансные кривые  для последовательных колебательных контуров с разной добротностью.

5.2.15 Как определить полосу пропускания последовательного колебательного контура?

Рассчитать согласно заданному варианту (таблица 4.1) резонансные частоты   и ; характеристическое сопротивление контура; активное сопротивление контура для  двух значений добротности .

 

 Таблица 4.1

Вариант

1

0,02

1

2

0,01

3

3

0,01

3,5

4

0,02

2

5

0,01

2

6

0,02

3

       

                                         

 

5.3 Порядок выполнения работы

5.3.1 Собрать последовательный колебательный контур (рисунок 4.1). Установить напряжение на входе В. В качестве резистора, катушки и конденсатора использовать блоки переменных сопротивления, индуктивности и емкости или элементы наборного поля. Установить номинальные значения параметров согласно варианту задания (таблица 4.1). Сопротивление резистора определяется по формуле , где R- активное сопротивление контура, рассчитанное для добротности ;  - активное сопротивление катушки индуктивности.

5.3.2 Изменяя частоту входного напряжения, снять зависимости  для контура с добротностью . Измеренные значения занести в таблицу 4.2. Во время работы действующее значение входного напряжения поддерживается неизменным.

5.3.3 Установить сопротивление резистора в контуре для добротности . Изменяя частоту входного напряжения, снять зависимость . Измеренные значения занести в таблицу 4.2.

5.3.4 Установить частоту источника , входное напряжение 3-5 В, сопротивление резистора, соответствующее добротности . Изменяя емкость, снять зависимость . Измеренные значения занести в таблицу 4.3.

 

5.4 Оформление и анализ результатов работы

5.4.1 По экспериментальным данным таблицы 4.2 построить резонансные кривые  . Напряжение  рассчитать по формуле , сравнить с теоретическими кривыми, сделать выводы.

5.4.2 Рассчитать зависимости  для добротностей и  по данным таблицы 4.2. Построить графики зависимости . По резонансным кривым   определить граничные частоты для двух значений добротности 2,5 и 5, сделать выводы.

5.4.3 Определить по экспериментальным данным (таблица 4.2) резонансную частоту по максимальному значению тока в цепи при неизменном входном напряжении.

5.4.4 Рассчитать и построить график зависимости угла  от частоты;  где . Сравнить с теоретической кривой, сделать выводы.

5.4.5 Рассчитать полную и активную мощности при резонансе по экспериментальным данным (таблица 4.2), сделать выводы.

5.4.6 По экспериментальным данным (таблица 4.2) определить добротность контура . Сравнить с заданными значениями.

5.4.7 По экспериментальным данным (таблица 4.3) построить зависимости .

5.4.8 Сделать выводы по работе.

 

Таблица 4.2

Добротность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Таблица 4.3

 

 

 

 

 

 

                  

  

Список рекомендуемой литературы 

1. Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.В. Основы         теории цепей.- М.: Энергоатомиздат, 1989. -528с.

2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники.-М.: Гардарики, 1999. - 638с.

 3. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В., Чечурин В.Л. Теоретические основы электротехники.- т.1. - СПб.: Питер, 2003.-463с. 

 4. Сборник задач по теоретическим основам электротехники/ Л.А.Бессонов, И.Г.Демидова, М.Е.Заруди идр.-М.:Высшая школа, 2003.-528с.

5. Прянишников В.А. ТОЭ: Курс лекций: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000. – 368 с.

6. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: Практикум на Electronics Workbench. В 2-х томах/ Под ред. Д.И. Панфилова.– М.: ДОДЭКА, 1999.- т.1-Электротехника. – 304с.