Некоммерческое  акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра теоретических основ электротехники

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ 2
Методические указания и задания к лабораторным работам
для студентов специальности 5B071800 – Электроэнергетика

Алматы 2014

Составители: Л.П. Болдырева, Г.К. Смагулова. Теоретические основы электротехники 2. Методические указания и задания к лабораторным работам. - Алматы, АУЭС: 2014.-  23 с.

Методическая разработка содержит основные положения по подготовке, выполнению, анализу результатов и оформлению лабораторных работ по дисциплине  ТОЭ 2.

Каждая лабораторная работа включает следующие разделы: цель работы, подготовка к работе, порядок выполнения работы, оформление и анализ экспериментальных  результатов, и выводы о проделанной работе.

Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся  в бакалавриате  по специальности 5B071800 – Электроэнергетика.

Ил. 10,  табл. 9, библиогр. -  8 назв.

 Рецензент: доц. М.В. Башкиров

 Печатается по плану издания НАО «Алматинского университета энергетики и связи» на 2014 г.

Ó НАО «Алматинский университет  энергетики и связи», 2014 г.

Содержание

1 Лабораторная работа № 1. Исследование трехфазной цепи  при соединении фаз источника и приемника звездой 

2 Лабораторная работа № 2. Исследование трехфазной цепи  при соединении треугольником 

3 Лабораторная работа № 3. Переходные процессы в цепях первого порядка            

4 Лабораторная работа № 4. Переходные процессы в цепи R-L-C             

Список литературы   

1 Лабораторная работа №1. Исследование трехфазной цепи при соединении фаз источника и приемника звездой

Цель работы: получение навыков экспериментального исследования трехфазных цепей при соединении источника и приемника звездой, экспериментально изучить основные соотношения фазных и линейных величин в симметричных и несимметричных режимах, роль нейтрального провода.

1.1 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Трехфазные цепи».

[Л1] с. 169-177; 179-182; 185-186; пример 10.1.

[Л2] с. 184-199.

Ответить на вопросы:

1) Какое соединение фаз источника и приемника называется «соединение звездой»?

2) Какие точки на схеме трехфазной цепи называют нейтральными, какой провод называют нейтральным (нулевым) проводом?

3) Какие провода называются линейными, какие величины токов и напряжений называют фазными, какие линейными?

4) Какой режим трехфазной цепи называется симметричным?

5) Какие соотношения между фазными и линейными величинами токов и напряжений при симметричном режиме, какому значению равны ?

6) Записать формулу для расчета напряжений  по методу двух узлов.

7) Построить векторные диаграммы токов и топографические диаграммы напряжений для трехфазной цепи без нейтрального провода при следующих режимах:

- симметричный режим (во всех фазах активные сопротивления);

- аварийные режимы – обрыв и короткое замыкание одной из фаз приемника согласно варианту, сопротивления двух других фаз активные и равные.

Определить по топографическим и векторным диаграммам, как изменяются токи и напряжения в аварийных режимах по сравнению с симметричным режимом.

8) Построить годограф потенциала точки n для следующих режимов:

- сопротивление R в одной из фаз согласно варианту  изменяется от 0 до , сопротивления двух других фаз активные и равные;

- емкость С в одной из фаз  изменяется от 0 до , сопротивления двух других фаз активные и равные.

9) Построить векторные диаграммы токов и топографические диаграммы напряжений для трехфазной цепи с нейтральным проводом при следующих режимах:

- симметричный режим (во всех фазах приемника активные сопротивления);

- аварийный режим – обрыв одной из фаз нагрузки согласно варианту, сопротивление двух других фаз активные и равные;

- неоднородная нагрузка согласно варианту.

Пользуясь топографическими и векторными диаграммами, определить, как изменяются по сравнению  с симметричным режимом токи и напряжения  в несимметричных  режимах.

10) Нарисовать схемы трехфазной цепи при соединении «звезда-звезда» с нейтральным проводом и без нейтрального провода (см. рисунок 1.1-1.2).

Нарисовать таблицы 1.1,1.2.

1.2 Порядок выполнения работы

1.2.1 Измерить параметры используемых в работе сопротивлений резисторов R1, R2, R3. Подобрать равные сопротивления резисторов R1=R2=R3.

1.2.2  Включить блок трехфазных напряжений и установить значение фазных ЭДС в соответствии с заданием преподавателя. Собрать фазы источника звездой.

1.2.3 Собрать трехфазную цепь при соединении фаз источника и приемника  звездой с нейтральным проводом.  Нейтральные точки источника и приемника соединить накоротко через амперметр. Сопротивления всех фаз приемника активные и равные: RA=R1, RB=R2, RC=R3  (симметричный режим). Измерить токи в фазах приемника, ток в нейтральном проводе , фазные и линейные напряжения приемника. Результаты измерений занести в таблицу 1.1.

1.2.4 Экспериментально исследовать аварийный режим, возникающий в цепи с нейтральным проводом при обрыве одной из фаз приемника (согласно варианту). Сопротивление двух других фаз приемника такие же, как в п. 1.2.3. Измерить токи в фазах приемника, , фазные и линейные напряжения приемника. Результаты измерений занести в таблицу 1.1.

1.2.5 Экспериментально исследовать несимметричный режим в трехфазной цепи с нейтральным проводом при изменении активного сопротивления в одной из фаз приемника (согласно варианту). Сопротивление двух других фаз приемника такие же, как в п. 1.2.3. Измерить токи в фазах приемника, ток , фазные и линейные напряжения приемника. Результаты измерений занести в таблицу 1.1.

1.2.6 Экспериментально исследовать несимметричный режим в трехфазной электрической цепи с нейтральным проводом. Включить в фазы приемника активное сопротивление R, индуктивность L, емкость С (согласно варианту). Результаты измерений занести в таблицу 1.1.

1.2.7 Собрать симметричную трехфазную цепь при соединении фаз  источника и приемника звездой. Оборвать нейтральный провод. Между нейтральными точками источника и приемника подключить вольтметр. Сопротивление всех фаз приемника такие же, как в п. 1.2.3. Измерить токи в фазах приемника, фазные и линейные напряжения приемника, напряжение смещения нейтрали  . Результаты измерений занести в таблицу 1.2.

1.2.8 Экспериментально исследовать аварийный режим, возникающий в трехфазной цепи без нейтрального провода при обрыве одной из фаз приемника, фаза та же, что и в п. 1.3.4 (режим «холостого хода»). Сопротивления двух других фаз нагрузки такие же, как в п.1.2.3 Измерить токи, фазные и линейные напряжения приемника, напряжение смещения нейтрали . Результаты измерений занести в таблицу 1.2.

1.2.9 Экспериментально исследовать аварийный режим, возникающий в трехфазной электрической цепи без нейтрального провода при коротком замыкании одной из фаз нагрузки (фаза та же, что и в п. 1.2.4). Сопротивление двух других фаз приемника такие же, как в п. 1.2.3. Измерить токи, фазные и линейные напряжения приемника, напряжение смещения нейтрали . Результаты измерений занести в таблицу 1.2.

1.2.10 Экспериментально исследовать несимметричный режим в трехфазной электрической цепи без нейтрального провода. Включить в одну из фаз (фаза та же, что и в п. 1.2.4) переменное активное сопротивление, сопротивления других фаз приемника одинаковые и такие же, как в п. 1.2.3. Измерить токи, фазные и линейные напряжения, напряжение смещения нейтрали  для 2-х значений переменного активного сопротивления. Результаты измерений занести в таблицу 1.2.

1.2.11 Экспериментально исследовать несимметричный режим в трехфазной электрической цепи без нейтрального провода. Включить в одну из фаз (фаза та же, что и в п. 1.2.4) переменную емкость С, сопротивление двух других фаз активные и одинаковые (такие же, как в п. 1.2.3). Измерить токи,  фазные и линейные напряжения, напряжение смещения нейтрали  для 2-х значений емкости С. Результаты измерений занести в таблицу 1.2.

1.3 Оформление и анализ результатов работы

 

1.3.1 По экспериментальным данным п. 1.2.3 построить топографическую диаграмму напряжений (на топографической диаграмме указать положение нейтральной точки N источника и приемника n), векторную диаграмму токов.

Проверить соотношение между линейными и фазными напряжениями в симметричном режиме.

По известным значениям фазных напряжений и сопротивлений фаз нагрузки рассчитать действующее значение токов в  фазах нагрузки. Ток в нейтральном проводе  определить из векторной диаграммы, убедиться, что в симметричном режиме ток . Результаты расчета занести в таблицу 1.1. Сравнить теоретические значения с экспериментальными.

1.3.2 По экспериментальным данным п. 1.2.4 построить топографическую диаграмму  напряжений и векторную диаграмму токов в фазах нагрузки. Определить по векторной диаграмме ток . Результат занести в таблицу 1.1 (в строку «Теоретические исследования»), определить значения напряжений и токов при обрыве одной из фаз нагрузки (фаза та же, что в п. 1.2.4). Результаты занести в таблицу 1.1.

1.3.3 По экспериментальным данным п. 1.2.5 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов. По векторной диаграмме токов определить ток в нейтральном проводе . Сравнить с током , определенным экспериментально. Результаты занести в таблицу 1.2.

1.3.4 По экспериментальным данным п. 1.2.6 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов. По векторной диаграмме токов определить ток в нейтральном проводе . Сравнить с током , определенным экспериментально. Результаты занести в таблицу 1.2.

1.3.5 По экспериментальным данным п. 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5 построить график зависимости  от тока в фазе с переменным сопротивлением.

1.3.6 По экспериментальным данным п. 1.2.7 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов, определить значения напряжений и токов. Результаты занести в таблицу 1.2 (в строку «Теоретические исследования»).

1.3.7 По экспериментальным данным п. 1.2.8 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов, определить теоретические значения напряжений и токов. Результаты занести в таблицу 1.2  (в строку « Теоретические исследования»).

1.3.8 По экспериментальным данным п. 1.2.9 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов, определить теоретические значения напряжений и токов. Результаты занести в таблицу 1.2 (в строку «Теоретические исследования»).

1.3.9 По экспериментальным данным п. 1.2.10 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов. Рассчитать напряжение смещения нейтрали  для двух значений переменного активного сопротивления (значения сопротивлений такие, как п. 1.2.10), отложить эти напряжения на топографической диаграмме и отметить на диаграмме нейтральные точки приемника n для этих же значений сопротивлений. Определить по диаграмме теоретические значения фазных напряжений приемника . По найденным значениям фазных напряжений приемника рассчитать токи . Результаты занести в таблицу 1.2 (в строку «Теоретические исследования»). Показать, что годографом n является прямая линия.

1.3.10 По экспериментальным данным п. 1.2.11 построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов. На топографической диаграмме построить годограф потенциала точки n (круговую диаграмму), определить положение точки n на круговой диаграмме для двух значений емкости С (как в п. 1.2.11) и фазные напряжения приемника ; рассчитать токи . Результаты занести в таблицу 1.2 (в строку «Теоретические исследования»).

1.3.11 Для всех исследуемых режимов работы трехфазной цепи:

- сравнить экспериментальные значения с теоретическими и сделать выводы;

- сравнить значения токов и напряжений в трехфазной цепи с нейтральным проводом и при его обрыве, сделать выводы и оценить роль нейтрального провода.   

Рисунок 1.1

Рисунок 1.2

Таблица 1.1

Ре

жим

ра-

бо-

ты

Вид

ис-

сле-

дов.

Значение напряжения, В

Значения

токов, мА

экс-пер.

теоре-

тич.

Таблица 1.2

Ре

жим

ра-

бо-

ты

Вид

ис-

сле-

дов.

Значение напряжения, В

Значения

токов, мА

экс-пер.

теоре--тич

Таблица 1.3

Вариант

Режим работы цепи

Обрыв и короткое замыкание

Переменное сопротив-

ление

R в фазе

Переменная емкость С

в фазе

Неоднородная

нагрузка

фаза А

фаза В

Фаза

 С

1

2

3

4

5

6

В

A

C

B

A

C

В

A

C

B

A

C

В

A

C

B

A

C

L

C

R

R

C

L

C

R

C

L

L

R

R

L

L

C

R

C

2 Лабораторная работа №2. Исследование трехфазной цепи при соединении треугольником

Цель работы: получение навыков экспериментального исследования трехфазных цепей при соединении треугольником.

2.1 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Трехфазные цепи».

[Л1]с.169-178; 180; 185-186; пример 10.2;

[Л2]с. 184-199.

Нарисовать схему трехфазной цепи при соединении треугольником. На схеме указать линейные и фазные токи, напряжения (см. рисунок 2.1).

Ответить на вопросы:

1) Как связаны линейные и фазные токи, напряжения в трехфазной цепи при соединении треугольником?

2) Каково соотношение между линейными и фазными токами в симметричном режиме?

3) Построить топографическую диаграмму и векторную диаграмму токов в симметричном режиме, сопротивления нагрузки во всех фазах активные и равные .

4) Нарисовать схему и построить векторную диаграмму токов и напряжений в аварийном режиме при обрыве линейного провода согласно варианту.

5) Нарисовать схему и построить векторную диаграмму токов и напряжений в аварийном режиме при обрыве фазы приемника согласно варианту.

6) Нарисовать схему и построить топографическую диаграмму и векторную диаграмму токов трехфазной цепи с нагрузкой, соединенной треугольником, состоящей из резистора, индуктивности и емкости согласно варианту.  

7) Нарисовать таблицу 2.1. Определить по диаграммам, как изменяются токи и напряжения в несимметричных режимах по сравнению с симметричным.

2.2 Порядок выполнения работы

2.2.1 Собрать трехфазную цепь с нагрузкой, соединенной треугольником, состоящей из трех резисторов с одинаковыми сопротивлениями Rab, Rbc, Rca . Установить значения фазных ЭДС по указанию преподавателя. Предусмотреть  приборы для измерения напряжений и токов. Измерить значения фазных и линейных токов и напряжений в симметричном режиме и занести их в таблицу 2.1.

2.2.2 Экспериментально исследовать аварийный режим в цепи при обрыве одного из линейных проводов согласно варианту. Сопротивления нагрузки такие же, как в п. 2.2.1. Измерить значения напряжений источника и приемника, токов в аварийном режиме и занести их в таблицу 2.1.

2.2.3 Экспериментально исследовать аварийный режим в цепи при обрыве одной из фаз нагрузки согласно варианту. Сопротивление двух других фаз нагрузки такие же, как в п. 2.2.1. Измерить значение напряжений приемника и источника, токов в аварийном режиме и занести их в таблицу 2.1.

2.2.4 Собрать трехфазную цепь, соединенную треугольником, состоящую из резистора, индуктивности и емкости согласно варианту. Измерить значения напряжений и токов и занести их в таблицу 2.1.

2.3 Оформление и анализ результатов работы

2.3.1 Построить по экспериментальным данным п. 2.2.1 топографическую диаграмму и векторную диаграмму токов. Проверить соотношение между линейными и фазными токами в симметричном режиме. По известным значениям фазных напряжений и сопротивлений фаз приемника рассчитать токи. Результаты расчета занести в таблицу 2.1.

2.3.2 Построить по экспериментальным данным п. 2.2.2 топографическую диаграмму фазных напряжений источника и приемника. Построить векторную диаграмму фазных токов и найти из нее линейные токи. Значения, найденные по топографической и векторной диаграммам, занести в таблицу 2.1.

2.3.3 Построить по экспериментальным данным п. 2.2.3 топографическую диаграмму и векторную диаграмму фазных токов, найти из нее линейные токи, сравнить с измеренными значениями. Значения токов, найденные по диаграмме, занести в таблицу 2.1.

2.3.4 Построить по экспериментальным данным п. 2.2.4 топографическую диаграмму и векторную диаграмму фазных токов, найти из нее линейные токи и сравнить с измеренными значениями. Значения токов, найденные из диаграммы, занести в таблицу 2.1.

2.3.5 По опытным данным и диаграммам сделать расчет активной и полной мощностей в симметричном и аварийных режимах, исследуемых в лабораторной работе. Сравнить эти мощности, сделать вывод.

2.3.6 Рассчитать по опытным данным и топографической диаграмме активную, реактивную и полную мощности в исследуемом несимметричном режиме п. 2.2.4.

2.3.7 Сделать выводы по работе полностью. Сравнить экспериментальные значения с расчетными и полученными из векторных диаграмм. Обратить внимание на изменение напряжений на отдельных фазах приемника, фазных и линейных токов в аварийных режимах.

Таблица 2.1

Ре

жим

ра-

бо-

ты

Вид

ис-

сле-

дов.

Значение напряжения

Значения токов

 

*

В

*

В

*

В

В

В

В

*

мА

мА

*

мА

мА

мА

мА

 

экс-пер.

 

теор

 

Таблица 2.2

Вариант

Режим работы цепи

 

Обрыв  линейного

провода

Обрыв фазы

Неоднородная

нагрузка

 

Фаза ав

Фаза

 вс

Фаза

 са

 

1

2

3

4

5

6

А

В

C

A

В

C

вс

ав

са

са

вс

ав

R

C

L

L

C

R

L

R

R

C

L

C

C

L

C

R

R

L

 

Рисунок 2.1 – Схема соединения приемника треугольником


Рисунок 2.2 – Схема соединения обмоток генератора треугольником

3 Лабораторная работа № 3. Переходные процессы в цепях первого порядка

 

Цель работы: получение навыков экспериментального исследования переходных процессов в цепи с одним накопителем энергии.

3.1 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Переходные процессы в цепях R-L, R-C».

[Л.6] с.17-27.

[Л.8] с.234-243.

Ответить на вопросы и выполнить следующее:

1) Что такое переходные процессы и в результате чего они возникают? В каких цепях имеют место переходные процессы?

2) Записать законы коммутации.

3) Что такое переходный, принуждённый и свободный токи?

4) Каков физический смысл постоянной времени цепи? Чему равна постоянная времени цепи R-L,  цепи R-C? Как экспериментально определить постоянную времени цепи?

5) Что называют  коэффициентом затухания цепи?

 6) Привести уравнения, по которым изменяются uC(t), iC(t) при коротком замыкании цепи R-C, начертить графики uC(t), iC(t).

7) Чему равна постоянная времени цепи (см. рисунок 3.2) после размыкания ключа?

8)  Привести уравнения, по которым изменяются uL(t), iL(t) для цепи (см. рисунок 3.2) после размыкания ключа и начертить их графики.

3.2 Порядок выполнения работы

3.2.1 Собрать цепь (см. рисунок 3.1).

3.2.2 Установить значения Uвх, R и C согласно варианту (см. таблицу 3.1), R1=100-300 Ом.

3.2.3 На вход осциллографа подать напряжение с конденсатора.

3.2.4 Срисовать в масштабе полученную кривую uC(t).

3.2.5 На вход осциллографа подать напряжение с резистора, срисовать в масштабе полученную кривую uR(t).

3.2.6 Изменить согласно варианту один из параметров цепи (см. таблицу 3.2), срисовать в масштабе новую кривую uC(t).

3.2.7 Собрать цепь (см. рисунок 3.2).

3.2.8 Установить значения Uвх, L=L1 согласно варианту (см. таблицу 3.3). Сопротивление R1=1¸4 Ом, R2=50¸200 Ом.

3.2.9 На вход осциллографа подать напряжение с резистора R1, срисовать в масштабе полученную кривую uR1(t), которая в соответствующем масштабе представляет собой кривую тока:

.

3.2.10 На вход осциллографа подать напряжение с индуктивности.

3.2.11 Срисовать в масштабе полученную кривую uK(t) (если пренебречь активным сопротивлением катушки Rк, можно считать, что uK(t)=uL(t).

3.2.12 Изменить согласно варианту индуктивность L=L2 (см. таблицу 3.3), срисовать в масштабе новую кривую uR1(t).

3.3 Оформление и анализ результатов работы

3.3.1 Рассчитать постоянную времени tС1 и коэффициент затухания цепи aС1 для параметров цепи согласно заданному варианту (см. таблицу 3.1) и tС2, aС2 согласно варианту (см. таблицу 3.2).

3.3.2 По изображению кривой напряжения uC(t) определить постоянную времени tС1 и коэффициент затухания цепи aС1 (пункт 3.2.4) и tС2, aС2 (пункт 3.2.6).

3.3.3 Рассчитать напряжение uC(t) на основе известных параметров цепи согласно заданному варианту (см. таблицу 3.1).

3.3.4 Расчётную и экспериментальную зависимости uC(t) привести на одном графике.

3.3.5 Рассчитать постоянную времени tL1 и коэффициент затухания aL1 цепи RL для параметров цепи, согласно заданному варианту и tL2, aL2 согласно варианту (см. таблицу 3.3). Учесть, что сопротивление цепи R=R1+R2+Rк, где Rк – активное сопротивление  катушки индуктивности.

3.3.6 По изображению кривой для цепи RL определить постоянную времени tL1 и коэффициент затухания aL1 (см. пункт 3.2.9) и tL2, aL2 (см. пункт 3.2.12).

3.3.7 Рассчитать ток  в цепи RL и напряжение uR1(t) на основе известных параметров цепи согласно заданному варианту (см. таблицу 3.3).

3.3.8 Расчетную и экспериментальную кривые uR1(t) привести на одном графике.

3.3.9 Сделать выводы по проделанной работе: проанализировать влияние величины сопротивления R или ёмкости С на постоянную времени цепи t и соответственно на скорость протекания переходного процесса; определить время разрядки конденсатора; проанализировать влияние величины индуктивности L на постоянную времени tL цепи RL и соответственно на скорость протекания переходного процесса.


Рисунок 3.1 - Экспериментальная схема цепи RC

Рисунок 3.2 - Экспериментальная схема цепи RL

Таблица 3.1-Параметры цепи RC (вариант 1)

№ варианта

Uвх,В

R,Ом

С,мкФ

1

10

300

4

2

15

400

2

3

20

200

5

4

10

600

5

5

15

500

3

Таблица 3.2-Параметры цепи RC (вариант 2)

№ варианта

Uвх,В

R,Ом

С,мкФ

1

10

600

4

2

15

400

4

3

20

400

5

4

10

300

5

5

15

500

6

Таблица 3.3-Параметры цепи RL

№ варианта

Uвх,В

L1,мГн

L2,мГн

1

10

20

10

2

15

15

30

3

20

30

15

4

20

10

20

5

15

40

20

Методические указания.

 Масштаб по оси времени определяется из условия, что электронный ключ (ЭК) замыкается и размыкается с частотой:

f=50 Гц

и   с периодом 

.

Постоянная времени tС определяется по экспериментальной кривой uС(t) для цепи RC (см. рисунок 3.3), где t3- время, в течение которого ЭК замкнут (t3»0,01с).


Рисунок 3.3 - Кривая Uc(t)

Постоянная времени tL определяется по экспериментальной кривой uR1(t) для цепи RL (см. рисунок 3.4), где tP- время, в течение которого ЭК разомкнут (tР»0,01 с).

Рисунок 3.4 - Кривая UR1(t)

4 Лабораторная работа № 4. Переходные процессы в цепи R-L-C

Цель работы: получение навыков экспериментального исследования апериодического и колебательного разрядов конденсатора.

4.1 Подготовка к работе

Повторить раздел курса ТОЭ «Переходные процессы в цепи R-L-C».

[Л.6] с.27-37.

[Л.8] с.244-250.

Ответить на вопросы и выполнить следующее:

1) Записать уравнение по второму закону Кирхгофа для свободных составляющих напряжений цепи R-L-C и соответствующее ему характеристическое уравнение.

2) При каких корнях характеристического уравнения в цепи R-L-C возникает апериодический разряд конденсатора? Написать уравнения для uC(t), i(t), uL(t) при апериодическом разряде конденсатора. Привести графики этих величин.

3) При каких корнях характеристического уравнения в цепи R-L-C возникает колебательный разряд конденсатора? Написать уравнения для uC(t), i(t), uL(t) при колебательном разряде конденсатора. Привести графики этих величин.

4) Что такое логарифмический декремент колебания?

5) Как определить коэффициент затухания a и частоту собственных (свободных) колебаний wсв расчётным и опытным путём (по графику)? Как эти величины зависят от R, L и C?

6) Что такое критическое сопротивление цепи R-L-C? Что такое критический режим цепи R-L-C?

4.2 Порядок выполнения работы

4.2.1 Собрать цепь (см. рисунок 4.1).

4.2.2 Установить значения R, L и C согласно варианту (см. таблицу 4.1). Измерить сопротивление катушки Rк. Напряжение на входе Uвх установить порядка 20-30 В, R1=50-300 Ом.

4.2.3 На вход осциллографа подать напряжение с конденсатора.

4.2.4 Исследовать колебательный разряд конденсатора, срисовать в масштабе осциллограмму напряжения uC(t).

4.2.5 Срисовать осциллограммы тока i (t), uL(t) при колебательном разряде конденсатора.

4.2.6 Добиться критического режима в цепи, меняя сопротивление R. Записать величину полученного сопротивления Rкр(ЭКСП). Учесть сопротивление катушки Rк. Зарисовать полученную осциллограмму напряжения uC(t).

4.2.7 Увеличить сопротивление цепи R в 2 раза по сравнению с критическим. Зарисовать  осциллограммы тока i(t) и напряжений uC(t), uL(t) при апериодическом разряде конденсатора.

4.3 Оформление и анализ результатов работы

4.3.1 Рассчитать коэффициент затухания a(РАСЧ) и частоту собственных колебаний wСВ(РАСЧ) по заданным значениям RКОНТ= R+ RК, L, C (см. пункт 4.2.2).

4.3.2 По полученному изображению кривой напряжения  (см. пункт

4.2.4 Рассчитать экспериментальные значения a(ЭКСП) и wСВ (ЭКСП).

4.3.3 Рассчитать критическое сопротивление Rкр(РАСЧ) согласно варианту.

4.3.4 Сделать выводы по проделанной работе: сравнить расчётные значения a, wСВ, Rкр с экспериментальными, проанализировать влияние величины сопротивления RКОНТ на характер разряда конденсатора.

Рисунок 4.1 - Экспериментальная схема цепи RLC

Таблица 4.1-Параметры цепи RLC

№ варианта

R, Ом

L, мГн

С, мкФ

1

1

10

4

2

1

20

3

3

1

20

2

4

1

15

2

5

1

10

3

Методические указания.

Коэффициент затухания a(РАСЧ), частота собственных (свободных) колебаний wсв(РАСЧ) и критическое сопротивление Rкр(РАСЧ) определяется по формулам:

.

Экспериментальные значения a(РАСЧ) и wсв(ЭКСП) определяются по полученной кривой напряжения .      

Рисунок 4.2 - Зависимость Uc(t) при колебательном кондесаторе

Частоту свободных колебаний wсв(ЭКСП) можно рассчитать по формуле ,

где  определяется по осциллограмме, масштаб по оси времени находится так же, как и в лабораторной работе № 9;

t2- время,  в течение которого ЭК замкнут.

Экспериментальное значение a(ЭКСП) рассчитывается по логарифмическому декременту колебания:

;

  удобно взять для момента времени

где .

Список литературы

1. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В., Чечурин В.Л. Теоретические основы электротехники.- т.1. - СПб.: Питер, 2009.- 463 с. 

2. Атабеков Г.И. ТОЭ линейные и электрические цепи (7-е изд.). – М.: Лань, 2009. – 592 с.

3. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники.-М.: Гардарики, 2007. – 638 с.

4. Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.В. Основы теории цепей.- М.: Энергоатомиздат, 1989. -528 с.

5. Теоретические основы электротехники. -т.1.- Основы теории линейных цепей / Под ред. П.А. Ионкина - М.: Высшая школа, 1976. -544 с.

6. Прянишников В.А. ТОЭ: Курс лекций: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000. – 368 с.

7. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Н.В. Коровкин, В.Л. Чечурин. Теоретические основы электротехники. – том 2. – СПб.: Питер, 2003.-576 с.

8. Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В., Чечурин В.Л.. Теоретические основы электротехники. – том 3. – СПб.: Питер, 2003.-377 с.

9.В.И. Денисенко, С.Ю. Креслина. ТОЭ2. Конспект лекций. – Алматы: АИЭС, 2007.- 63 с.

10. В.И. Денисенко, Г.М. Светашев. ТОЭ3. Конспект лекций. – Алматы: АИЭС, 2007.- 90 с.

Сводный план 2014 г., поз.45

Любовь Павловна Болдырева
Гульдана Кашкинбаевна Смагулова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ 2
Методические указания и задания к лабораторным работам
для студентов специальности 5B071800 – Электроэнергетика

Редактор Л.Т. Сластихина
Специалист по стандартизации Н.К. Молдабекова

 Подписано в печать _________
Формат 60х84  1/16
Тираж 300 экз.
Бумага типографская№1
Объем 1,4 уч. - изд. л.        
Заказ ____. Цена 700 тенге.

Копировально-множительное бюро
Некоммерческого акционерного общества
«Алматинский университет энергетики и связи»
050013, Алматы, Байтурсынова 126.