АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Методические указания  к  семестровым работам

(для  всех специальностей)

 

 

 Алматы 2010

 

СОСТАВИТЕЛИ: Л.М. Сметанникова, К.М. Жараспаева, С.М. Жараспаева. Экономическая теория. Методические указания  к  семестровых работ для всех специальностей. – Алматы: АИЭС, 2010. –  38 с.

 Методические указания содержат тематику семестровых заданий  и методические рекомендации по их выполнению.

Методические указания предназначены для студентов всех  специальностей очной формы обучения.

 

Введение 

При изучении курса «Основы экономической теории» значительное место отводится  самостоятельной работе студентов, в том числе выполнению семестровой  работы,  являющейся одной  из эффективных форм  изучения и усвоения отдельных проблем курса. В процессе подготовки семестровой  работы студентами более глубоко изучаются важнейшие и наиболее сложные проблемы экономической теории, критически осмысливаются достижения мировой экономической мысли, обобщается практический опыт функционирования рыночной экономики. У них формируется научное экономическое мышление рыночного типа.

Целью выполнения семестровых заданий также являются: выработка у студентов навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, обобщения и конспектирования теоретического материала, сбора и анализа статистического и фактического материала, логически стройного изложения исследуемых  проблем, правильного оформления работы.

Успешное выполнение семестровой работы во многом зависит от того, насколько четко студент представляет основные требования, предъявляемые к ней, а также порядок работы над ее выполнением. Написание качественной работы зависит от умения правильно составить план работы, подобрать и изучить необходимую экономическую литературу, обработать цифровой и фактический материал. Необходимо также знать, как правильно составить текст работы и оформить ее.  Цель данной методической разработки – вооружить студентов знанием правил написания и оформления такого рода работ.

 

1 Темы рефератов для выполнения семестровых работ по курсу «Основы экономической теории»

 

1.     Смешанная экономика и ее формирование в РК

2.     НТР и применение ее достижений в РК

3.     Природные ресурсы РК и направления их эффективного использования

4.     Развитие человеческих ресурсов в РК

5.     Инвестиционные  ресурсы в РК

6.     Состояние предпринимательства в РК

7.     Малый бизнес в РК: состояние и перспективы развития

8.     Приватизация государственной собственности РК в условиях перехода к рынку

9.     Интеллектуальная собственность и ее роль в современной экономике РК.

10. Особенности функционирования акционерных обществ в Казахстане.

11. Денежная реформа РК

12. Современные проблемы денежного обращения в РК.

13. Современное состояние инфраструктуры рынка в РК

14. Роль государства в современной экономике РК.

15. Конкуренция и ее роль в современной рыночной экономике Казахстана.

16. Естественные монополии в Казахстане

17. Предпринимательская деятельность в Казахстане

18. Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане.

19. Товарные биржи в Казахстане.

20. Современное состояние информационного рынка в Казахстане.

21. Доходы и их распределение в рыночной экономике РК.

22. Рынок труда: современные тенденции  в Казахстане.

23. Особенности рентных отношений в современной экономике   Казахстана.

24. Процентная политика банков РК на современном этапе.

25. Ценные бумаги в РК: виды, роль в современной казахстанской экономике.

26. Формирование и современное состояние казахстанского рынка ценных бумаг.

27. Инвестиционные фонды и их деятельность в РК.

28. Цикличность развития экономики и государственное антикризисное  регулирование.

29. Инфляция в Казахстане: особенности и динамика за годы рыночных реформ.

30. Антиинфляционная политика в Казахстане.

31. Безработица в Казахстане: современные тенденции.

32. Государственная политика занятости в Казахстане в современных условиях.

33. Экономическая роль государства в Казахстане.

34. Цели макроэкономической политики в РК в современной экономике.

35. Проблемы становления и укрепления национальной валюты в РК.

36. Денежно-кредитная политика Национального банка Казахстана на современном этапе.

37. Структура кредитной системы Казахстана.

38. Государственный бюджет Казахстана.

39. Государственный  долг Казахстана и проблемы его погашения.

40. Налоговая политика  Казахстана на современном этапе.

41. Агропромышленный сектор в Казахстане.

42. Ценообразование в РК при переходе к рынку.

43. Система социальной защиты РК

44. Уровень и качество жизни в РК.

45. Государственный сектор в Казахстане.

46. Планирование и его особенности в Казахстане на современном этапе.

47. Экономический рост  и его особенности  в Казахстане.

48. Теневая экономика в Казахстане.

49. Индустриально-инновационная политика в Казахстане.

50. Цели, этапы и результаты экономической реформы в Казахстане.

51. Глобализация мировой экономики: направления  и  проблемы.

52. Развитие конкурентоспособности казахстанской экономики и усиление ее экспортного потенциала. 

53. Казахстан в системе международного разделения труда.

54. Современное состояние внешней торговли Республики Казахстан и направления ее совершенствования.

55. Международная миграция капитала. Приток иностранных инвестиций в Казахстан.

56. Взаимоотношения Казахстана с ВТО.

57. Участие Казахстана в интеграционных процессах.

58.    Виды собственности  РК и современные формы хозяйствования.

59. Промышленная    политика    в Республике Казахстан.

60.    Торговый капитал и особенности его формирования в Республике Казахстан.

61. Заработная плата в условиях рыночной экономики  РК.

62. Проблемы  занятости различных  групп  населения РК.

63.    Прибыль как экономическая категория. Формы прибыли.

64.    Антимонопольное       регулирование,        его особенности в развитых странах.

65.    Роль   экономической   теории   в   формировании   экономической
политики государства.

66.    Банковская система Казахстана

67.    Антиинфляционная политика в Республике Казахстан.

68.    Социальная политика, ее критерии и показатели, особенности в РК.

69.    Антикризисная политика  РК в условиях современного кризиса.

70.    Электронные деньги и формы их использования.

71.    Финансовые посредники и их роль в рыночной экономике Казахстана.

72.    Фондовая биржа в РК.

73.    Система социальной защиты: генезис и эволюция в условиях РК.

74. Концепция социально-ориентированного рынка и ее применение в
различных странах.

75.    Важнейшие направления индустриально-инновационной политики
в Республике Казахстан.

76.    Кластерная политика в РК.

77. Небанковские   финансово-кредитные   институты РК.

78. Бедность: проблемы измерения и пути преодоления.

79. Развитие рынка труда в Республике Казахстан.

80.    Уровень     жизни     населения     как     важнейший     социально-экономический   показатель   в   государственной   экономической политике РК.

81. Влияние мировых рынков на развитие национальной экономики Республики Казахстан.

82. Специфика социальной политики в Казахстане.

83. Приоритеты индустриально-инновационной программы развития Казахстана до 2015 г.

84. Система национальных счетов: понятие и структура и применение в РК.

85. Рынок туристских услуг в РК:  Особенности и проблемы становления  в РК.

86. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления.

87. Налоговая политика как  инструмент государственного регулирования экономики РК.

88. Стабилизационная политика и ее особенности в Казахстане

89.  Участие РК в международных экономических организациях.

90.  Внешнеэкономическая политика РК.

91.  Экономический потенциал Казахстана.

92. Агропромышленный комплекс и его роль в экономике.

93. Совместные предприятия и перспективы их развития в Казахстане.

94. Экономические проблемы повышения качества продукции.

95. Пенсионные фонды РК .

96. Роль аренды в современном сельском хозяйстве РК

97. Фальшивомонетничество и борьба с ним в современной экономике.

98. Финансово-промышленные группы и их роль в обеспечении устойчивого развития экономики в РК.

 

 

Методические указания к выполнению первой семестровой работы

 

По курсу Основы экономической теории выполняются две семестровые работы. Срок выдачи семестровых заданий: 1-2 недели семестра. Срок сдачи  семестровых работ: первая работа – 4 неделя; вторая работа – 6 неделя. Соблюдение графика сдачи семестровых работ является условием аттестации студента и допуска его к экзамену.                           

Работа выполняется письменно. Выбор номера темы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки.

Основные требования, предъявляемые к семестровой  работе №1 по  Основам экономической теории:

-    самостоятельное творческое выполнение работы;

-    глубокое, научное освещение вопросов темы;

-         тесная связь рассматриваемых теоретических вопросов с зарубежной  и         отечественной экономической практикой ;

-         обязательное исследование особенностей протекания и использования анализируемых экономических явлений и процессов в экономике  Казахстана;   

-         использование цифрового и фактического материала для иллюстрации теоретических положений работы;                            

-         семестровая работа  должна быть написана простым, ясным языком, но при этом студент должен показать, что он освоил экономическую терминологию и свободно ею владеет;

-         недопустимо текст работы полностью переписывать из учебников, учебных пособий; копировать с сайтов Интернет, предлагающих  готовые учебные работы;

необходимо избегать использования устаревших положений и утверждений, не отвечающих требованиям современного уровня развития экономической науки.

После выбора темы, ее необходимо изучить по учебникам, а также по специально подобранной дополнительной литературе. Эта предварительная работа поможет лучше представить  содержание и основные вопросы данной темы.

При подборе источников следует опираться на рекомендуемый в конце данного издания список литературы, обратив особое внимание на труды Президента РК Н.А. Назарбаева, официальные материалы Правительства РК, Законы РК, труды ученых – экономистов Казахстана. Самостоятельно работать над поиском необходимой литературы можно при помощи библиотечных каталогов и справочных библиографических изданий. При возникновении трудностей при подборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Прежде, чем приступить к  написанию работы, продумайте и составьте ее план. План – это логическая основа, костяк письменной работы. От правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей, глубина раскрытия темы. План – важный показатель того, насколько глубоко студент изучил литературу и весь необходимый материал и отобрал из всего этого главное, существенное. Поэтому правильно составленный план является уже, в определенной степени, свидетельством понимания автором работы содержания рассматриваемой проблемы в целом и отдельных ее частей. Из этого следует, что  качество плана оказывает существенное влияние на оценку работы. В план выносится 2-3 наиболее важных,  на Ваш  взгляд, вопроса темы. Большее количество вопросов выносить в план нецелесообразно,  так как это не позволит достаточно полно раскрыть вопросы при ограниченности объема работы. Не следует также прибегать к механическому переписыванию в план вопросов, которые даются в программе курса основ экономической теории, ибо это может увести от существа рассматриваемой проблемы.

Например, по теме «Макроэкономическая теория Дж. М. Кейнса» примерный план может быть следующим:

 

Введение

 

1. Методологические основы и содержание теории Дж.М.Кейнса.

2. Кейнсианские принципы экономической политики и практика их использования правительствами разных стран.

3.  Критика кейнсианства.

 

Заключение

 

Работы по экономической теории, как правило, предполагают рассмотрение в первом вопросе основных теоретических положений проблемы, в последующих вопросах необходимо рассмотреть практический аспект проблемы, привязать теорию к практике хозяйствования в Казахстане.

    Работа должна иметь введение и заключение. Во введении следует показать актуальность темы, место и значение ее в теории, ее практическое  значение в экономической жизни, выделить наиболее важные  аспекты проблемы, сформулировать основную задачу, которая ставится в работе. Неправильно рассматривать во введении историю возникновения и развития явления, давать определения основных категорий, излагать  содержательные аспекты темы. Заключение должно содержать основные выводы, вытекающие из работы. Неправильно рассматривать в заключении проблемы, о которых не шла речь в основной части работы. Введение и заключение в плане работы не нумеруются.

Объем работы составляет 15 страниц компьютерного текста. Текст набирается шрифтом 14 кегль с интервалом 1,5. Структура работы такова: титульный лист, план работы (содержание), введение, основная часть   с выделением вопросов плана, заключение, список литературы. Страницы должны быть пронумерованы.

Список литературы должен содержать не менее трех источников, в том числе не менее двух наименований дополнительной литературы. Следует использовать материалы периодических изданий: экономических журналов, газет. Необходимые материалы по экономическим вопросам можно найти в журналах: Российский экономический журнал, Вопросы экономики, Мировая экономика и международные отношения, ЭКО, Экономист, Мысль, Аль-Пари, Транзитная экономика, Саясат, Каржы-Каражат; в узкоспециализированных журналах: например, Деньги и кредит, Финансы и статистика, Рынок ценных бумаг Казахстана, Банки Казахстана, Труд в Казахстане и других, а также в газетах: Деловая неделя, Деловой Казахстан, Казахстанская правда и    других. Цифровой и фактический материал публикуется в статистических сборниках, а также в вышеперечисленных изданиях.

Допускается использование материалов из Интернета в том случае, если они творчески перерабатываются и в работе дается ссылка на соответствующий сайт.

Подбирая литературу, необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу, изданную в последние годы. Использование устаревшей литературы нередко приводит  к снижению качества  работ. В то же время некоторые темы требуют использования литературных источников более ранних лет издания. Например, темы, посвященные развитию экономической теории, эволюции взглядов экономистов на отдельные экономические проблемы. Значительно повышает ценность таких семестровых работ использование первоисточников, то есть работ экономистов, исследовавших данную проблему. Например, при написании работы по теме «Макроэкономическая теория Дж. М. Кейнса» следует опираться на основной труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Тексты многих первоисточников также можно найти в Интернете.

Довольно часто нормативная экономическая теория характеризуется различием взглядов экономистов на одну и ту же проблему. Если у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, то следует привести в работе имеющиеся в литературе различные точки зрения, сравнить их, дать критическую оценку и обосновать наиболее правильный взгляд. Это значительно повышает уровень семестровой работы.

Недопустимо переписывание работы из учебника, использование готовых работ из компьютерных источников, а также представление идентичных по тексту работ на одну и ту же тему. Такие работы не зачитываются и возвращаются на доработку.

Следует стремиться формулировать свои мысли самостоятельно, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями, приводимым фактическим и цифровым материалом.             Работа должна носить поисковый, творческий характер. Автор должен продемонстрировать умение самостоятельно  излагать рассматриваемые вопросы, сопоставлять имеющиеся точки зрения, выбирать, на его взгляд, правильное мнение и обосновывать свой выбор, иллюстрировать теоретические положения фактическим материалом, примерами, выделять проблемы, требующие решения.

Научно обоснованные и правильные выводы о происходящих в обществе экономических процессах можно сделать лишь на основе изучения и анализа  фактического материала. Анализ этого материала обеспечивает связь теории с практикой, которая удачно подчеркнута в следующем высказывании: «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, то есть реальное поведение индивидов и институтов в экономике, со временем изменяются. Поэтому постоянно необходимо сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой.

Вот почему необходимо с большим вниманием отнестись к подбору фактического материала и статистических данных, необходимых для анализа экономических явлений. Количественный анализ экономических явлений содействует лучшему проникновению в их качественную сущность. Факты должны быть не случайными, а типичными, для данных условий. Произвольно взятые факты не могут служить основой для правильных выводов. Они должны быть тщательно подобраны и глубоко проанализированы. В связи с этим, очень важно, правильно анализировать цифровой и фактический материал, уметь его научно обработать, сгруппировать, привести к сопоставимым единицам измерения.

При обработке фактического материала и отражении его в работе, в том случае, если анализируются большие массивы данных, следует  применять табличный и графический методы анализа, то есть цифровые данные должны быть сгруппированы и представлены в работе в виде таблиц, диаграмм, графиков. Последние представляют собой неоценимые инструменты экономического анализа. Они позволяют четко изображать и комбинировать зачастую весьма сложные связи.

Тщательно отредактированный текст  работы необходимо правильно оформить. Для этого самостоятельная  работа должна быть набрана на компьютере. На титульном листе указывается наименование вуза, название кафедры, по которой выполняется работа, – кафедра социальных дисциплин, номер работы, название темы работы, а также фамилия и инициалы автора работы, факультет и группа, в которой он учится, номер шифра зачетной книжки, фамилия  и инициалы преподавателя, проверяющего работу. Внизу на титульном листе пишется  город и год написания работы: Алматы,  2008. На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов (вопросов). Далее  идет изложение текста работы с разбивкой по вопросам плана, причем каждый раздел должен быть снабжен соответствующими подзаголовками. Текст работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей для возможных замечаний преподавателя.

Все приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты. Ссылки оформляются следующим образом. Возле цитаты, таблицы или массива цифровых данных, различных точек зрения, приводимых в работе, в квадратных скобках указывается номер ссылки. Ссылки, как правило, имеют  сквозную нумерацию по всей работе. В списке литературы под данным номером помещается источник, из которого взят данный материал, с указанием страницы, на которой он помещен.

Список использованной литературы оформляется  в соответствии  с ГОСТом. В нем указывается фамилия и инициалы автора работы, ее название, место и год издания, страницы, на которые делается ссылка. Для журнальных статей указывается фамилия автора, название статьи, название журнала, в котором она помещена, год издания и номер журнала, страницы. Аналогичные требования для газетных материалов, только вместо номера газеты здесь целесообразнее указывать число и месяц ее выхода. Ниже приведены образцы записи литературных источников в списке:

 

1.     Баймуратов У. Национальная экономическая система. – Алматы: Fылым , 2000. – С. 46.

2.     Елубаева Ж.М. Экономическое содержание понятия «налоговая политика» // Налоговый эксперт. –2001. - № 6. – С. 12.

3.     Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы) / Отв. ред. М.Б.Кенжегузин. – Алматы:      ИЭ МОН РК, 2002. – С. 93-101.

 

Обратите внимание на расстановку знаков (точки, запятые, тире) в записи литературных источников. Их наличие на указанных местах обусловлено требованиями ГОСТа, и этих требований следует придерживаться.

В конце семестровой  работы студент ставит свою подпись, указывает дату выполнения работы. Затем работа передается преподавателю на проверку. В тех случаях, когда  работа имеет серьезные недостатки и не зачтена, студент обязан выполнить новую работу или существенно переработать старую.

В случае, когда работа оценена как  незачтенная,  преподаватель в рецензии  дает  рекомендации о том, какие вопросы требуют доработки и в каком направлении эта работа должна осуществляться, какие источники следует изучить дополнительно, какой следует использовать дополнительный фактический материал, как лучше сформулировать вопросы плана, указывает на недостатки в оформлении и т.д.

После устранения недостатков, отмеченных преподавателем, работа сдается на повторную проверку с первой рецензией.

 

Методические указания к выполнению второй семестровой работы

 

Студент может выбрать по номеру в списке группы один из 25-ти вариантов семестровых работ. 

Семестровая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Размер левого поля страницы, на котором напечатан текст - не менее 20 мм, правого-10 мм, верхнего-20 мм, нижнего-20 мм.

При рассмотрении работы следует переписать условия задания, комментировать основные понятия и формулы необходимые для выполнения заданий, ход решения задачи. При написании формул следует использовать стандартные или общепринятые обозначения и символы. Если общепринятые обозначения заменяются, это специально оговаривается в перечне условных сокращений и обозначений символов.

Пояснения к значениям символов приводятся непосредственно под формулой, написание, которой заканчивается запятой. Пояснение (экспликацию) начинают после слова «где», двоеточие при этом не ставится. Слово «где» пишется ниже формулы непосредственно от левого поля. Значение первого символа пишется после слова «где» с отделением от него на один пробел.

Одновременно с расшифровкой указывается и единица измерения показателя. Между символом и текстом расшифровки ставят тире, располагая их друг под другом. Например:

где Ц -цена продукции, руб.;

А – расходы на сырье, материалы, топливо и т.д., руб.;

Б – расходы на оплату труда рабочих, руб.;

В – прочие расходы, руб.

Графики оснащаются координатной сеткой и на осях указываются буквенные обозначения, числовые значения и единицы измерения величин.

Оси обозначаются лишь буквенными обозначениями или их наименованиями. При отсутствии числовых величин на осях допускается применять стрелки для характеристики положительного направления изменения величин.

 

Вариант 1

 

Задача 1.      В городе  работают четыре завода по переработке и упаковке молока. Завод № 1 закончил реконструкцию, установил новое производственное оборудование, которое позволяет ему предлагать в продажу  ежедневно 10 тыс. пакетов молока по цене 8 руб. за пакет. Завод № 2 располагает возможностями поставлять 8 тыс. пакетов в день по цене 10 руб. за штуку. На заводе № 3 стоят две линии мощностью по 5 тыс. пакетов в день: старая и новая. Цена пакета со старой линии – 12 руб., а с новой – 9 руб. Завод № 4 совсем старый и может производить только 8 тыс. пакетов в день по 13 руб. каждый.

Постройте кривую рыночного предложения расфасованного молока в городе, откладывая по горизонтальной оси количество пакетов, предлагаемых в день (объем), а по вертикальной – цену пакета.

Ответьте на следующие вопросы:

1.                Какие экономические процессы произойдут, если местные жители хотят покупать 25 тыс. пакетов в день? На какие действия это подтолкнет производителей молока?

2.                Может ли так случиться, что в городе К при спросе 25 тыс. пакетов в день будут покупать продукцию всех четырех заводов, и при каких условиях это может произойти?

3.                Постройте новые кривые совокупного предложения для случаев, когда:

а) завод № 1 ввел техническое усовершенствование, позволяющее уму производить 12 тыс. пакетов в день по той же цене;

б) на заводе № 3 сломалась старая линия и действует только новая;

в) заводу № 2 удалось снизить себестоимость пакета молока до 9 руб. при той же производительности.

Для каждого случая ответьте на вопросы 1, 2.

 

Задача 2. Для типичного потребителя в г. Алматы объем спроса на товары Х и У имеет функциональные зависимости, представленные в таблице. Связаны ли нижеперечисленные товары между собой? Если да, то, каким образом?

 

Функция спроса на товар Х, шт.

Цена товара Х

х, долл.)

Цена товара У

у, долл.)

Qd= - 2Рх + 0,7Ру +3

2

5

Qd= - 1,3Рх -  0,2Ру +16

4

10

Qd=1,5Рх - 0,6Ру – 3,4

4

1

Qd= - 3Рх + 2Ру +5

2

6

Qd= - 1,5Рх + 0,3Ру +84

3

2

 

Задача 3.   Предположим, что фирма «Лимузин сервис», предлагающая автомобили на прокат, намеревается приобрести автомобиль эксплуатировавшийся  1 год, который будет приносить ей ежегодный чистый доход (за вычетом затрат на оплату труда водителей, бензин и техобслуживание) в размере 4000 долл. в течение  трех  лет, а затем может быть продан за 10 000 долл. Какую сумму фирма готова уплатить за этот автомобиль при 10% - й  ставке процента ?      

 

Вариант 2.

 

Задача 1. За мясо птицы три потребителя готовы заплатить на рынке разную цену за одно и то же количество продукции:

 

Qd, КГ

Р1, тенге

Р2, тенге

Р3, тенге

20

220

170

130

30

200

150

110

40

170

130

100

50

150

120

90

60

120

100

80

 

Опираясь на эти данные,  постройте таблицу рыночного спроса на мясо птицы и начертите кривую рыночного спроса, откладывая на горизонтальной оси Qdа на вертикальной – Р.Определите величину общей выручки продавцов при каждом уровне цены.

 

Задача 2. Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. На последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50 000 тенге, а переменные издержки в зависимости от объема производства составят:

 

Объем реализации, шт.

Переменные издержки,тенге

Объем реализации, шт.

Переменные издержки,тенге

1 000

75 000

5 000

305 000

2 000

138 000

6 000

390 000

3 000

180 000

7 000

500 000

4 000

230 000

8 000

625 000

 

Рыночная цена 100 тенге/шт.

1.                Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации, используя для этого:

а) метод сопоставления валовых показателей;

б) метод сопоставления предельных показателей.

2.                Покажите на графике кривую валовой выручки продавца и кривую валовых издержек. Покажите прибыль при наиболее выгодном для предприятия объеме реализации.

3.                Покажите на одном и  том же графике кривые предельных издержек и предельного дохода продавца. Покажите значение наиболее прибыльного для предприятия объема реализации.

4.                Какова наименьшая цена реализации, которую может принять предприятие:

а) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде?

 

Задача 3. Предположим, Вы  планируете поездку на Гавайские острова через четыре года (в конце четвертого года). Ее цена определяется в 12 тыс.долл. Ваши сбережения находятся сейчас в банке, который начисляет Вам 12% годовых. Какова должна быть минимальная сумма сейчас у Вас на счете, чтобы Вы смогли позволить себе это путешествие в намеченный срок?

 

Вариант 3.

 

Задача 1. В США в 1970-м году кривая предложения пшеницы имела вид:  Qs=1800+24P, где Р - долл./бушель; Qs – млн.бушелей в год.

Статистические данные показывают также, что кривая спроса в этом же году задавалась выражением: Qd = 3540 – 266P.Определите равновесную цену и доход, который будут получать производители пшеницы, находясь в равновесии.

К середине 80-х годов внутренний спрос на пшеницу поднялся незначительно, а внешний – резко упал и имел явную тенденцию к дальнейшему сокращению. В 1986 г. уравнение кривой спроса на пшеницу имело вид: Qd = 2454 – 194Р. Характер кривой предложения остался таким же, как в 1970 году. Проанализируйте, как изменилась рыночная ситуация.

 

Задача 2. Владелец фермы сам работает на этой ферме и тратит на это 40 часов в неделю, обрабатывая свои 200 акров земли. У фермера трое рабочих наняты на полный рабочий день. Им он выплатил в течение года заработную плату в сумме  40 000 долларов. Он также брал ссуду в банке, чтобы  финансировать приобретение оборудования, удобрений и семян. В целом выплата процентов составляет 10 000 долларов в год. Первоначальная стоимость капитала ( например, тракторы, поливалки, сараи, уборочные комбайны, машины и плуги) составляла 100 000 долларов. Для его приобретения был взят кредит в банке в размере 50 000 долларов. Сейчас  рыночная стоимость капитала – 80 000 долларов. Оборудование будет применяться в течение 5 лет до того, как его придется заменить. Другие виды денежных затрат: на страхование, материалы, бензин, рабочую одежду и др. – 20 000 долларов.

Фермер подсчитал, что, работая управляющим на другой ферме, он мог бы заработать 30 000 долларов. Жена фермера, которая работает 20 часов в неделю на ферме,  за такую работу в другом месте могла бы получать 10 000 долларов. Если бы фермер сдавал свою землю в аренду, то ежегодная арендная плата с этой земли составила бы 200 долларов за акр. Фермер может также получать 10%  с собственного капитала, если вложит эти средства в другое предприятие.

Подсчитайте бухгалтерские и экономические издержки  фермера. Поясните различие между ними.

 

Задача 3. Имеется два варианта финансирования строительства с разным распределением общей суммы финансирования по годам, млрд. тенге:

 

Вариант

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Вариант 1

250

250

250

250

Вариант 2

50

150

300

500

Процентная ставка за кредиты – 20 % в год.    Какой вариант выгоднее и какова реальная стоимость проекта?

 

Вариант 4.

 

Задача 1. В таблице представлены данные о различных товарах.

На основании приведенных данных определите:

1.     Какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке?

2.     Коэффициенты эластичности.

3.     К какому виду относится товар, представленный на рынке В?

4.     Какими по отношению друг к другу являются товары, представленные на рынке Г?

 

 

Рынок А

Рынок Б

Рынок В

Рынок Г

P0

10 долл.

400 долл.

 

25 долл. за 1 шт. товара Х

Q0

15 млн. шт.

600 тыс. шт.

16 шт.

160 шт. товара

P1

16 долл.

800 долл.

 

35 долл. за 1 шт. товара Х

Q1

10 млн. шт.

1800 тыс. шт.

40 шт.

160 шт. товара Z

Y0

 

 

20   000 долл.

 

 

Y1

 

 

40 000 долл.

 

 

(P0, P1 – прежняя и новая цены за единицу товаров; Q0, Q1 – прежние и новые объемы спроса (предложения); Y0, Y1 – прежние и новые доходы потребителей).

 

Задача2. Фирма «Джайгэнтик Глоуб Компани» производит глобусы. Единственным переменным ресурсом является труд. Все прочие ресурсы постоянны.  В таблице представлены издержки и выпуск в производстве глобусов.

 

Выпуск глобусов в неделю

Затраты труда, занятых в неделю

Стоимость 1ед. труда, долл.

Постоянные издержки, долл. в неделю

0

0

200

500

1

1,7

200

500

2

2,8

200

500

3

3,6

200

500

4

4,5

200

500

5

5,6

200

500

6

7,0

200

500

7

8,9

200

500

Определите переменные, общие, предельные издержки, а также средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки для каждого объема выпуска глобусов. Отразите полученные данные в таблице, дополнив ее соответствующими  столбцами. Начертите кривые постоянных, переменных и общих издержек. Объясните, каким образом закон убывающей отдачи воздействует на форму кривых переменных и общих издержек?  Начертите кривые средних общих, средних постоянных, средних переменных и предельных издержек. Объясните, почему кривая МС пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их минимума?

 

Задача 3. Следующая таблица показывает номинальный ВНП и соответствующие индексы цен для ряда лет. Рассчитайте реальный ВНП. Укажите в каждом конкретном случае, что вы делаете с показателем номинального ВНП – инфлируете или дефлируете.

 

Год

Номинальный ВНП (млрд.долл.)

Индекс цен (в %;

1982 г.=100)

Реальный ВНП

(млрд. долл.)

1947

235,2

22,1

-

1956

428,2

28,1

-

1967

816,4

35,9

-

1973

1359,3

49,5

-

1978

2249,7

72,2

-

1983

3405,7

103,9

-

 

Вариант 5.

 

Задача 1. Заполните следующую таблицу:

Объем выпуска(Q)

ТС

МС

АС

10

-

неизвестно

44

15

-

20

-

25

750

-

-

30

-

30

-

50

-

-

35

 

Задача 2. Приведенная ниже сопроводительная таблица показывает шкалу спроса, с которой сталкивается монополист, производящий с постоянными предельными издержками в размере 5 долл.

Шкала спроса, с которой сталкивается монополист

 

Цена, долл.

Объем спроса

9

0

8

1

7

2

6

3

5

4

4

5

3

6

2

7

1

8

0

9

1.                Рассчитайте и постройте шкалу предельного дохода фирмы.

2.                Какова величина максимизирующего прибыль выпуска для монополиста?

3.                Каково значение оптимальной цены для монополиста?                          

4.                Какими были бы равновесная цена и равновесный объем выпуска для конкурентной отрасли?

5.                Объясните, почему монополист производит меньше, а цену назначает более высокую, чем конкурентная отрасль?

6.                Решение проиллюстрируйте графически.

 

Задача 3. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.)

 

Показатель

Первый год

Пятый год

Рабочая сила

84889

95453

Занятые

80796

87524

Безработные

-

-

Уровень безработицы (%)

-

-

Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода. Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы? Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

 

Вариант 6.

 

Задача 1. Заполните следующую таблицу:

 

Q

ТС

FC

VC

AFC

AVC

МС

0

20

 

 

 

 

 

2

50

 

 

 

 

 

5

100

 

 

 

 

 

7

154

 

 

 

 

 

 

Задача 2. Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год такие показатели:

Цена реализации, тг./шт. …      400      375       350        325       300

Объем  реализации, тыс.шт.        40        50        70          95        105

Валовые издержки, тыс. тг.    17 500   19 700  22 800  26 000  28 000

Постоянные издержки – 7 500 тыс. тенге

1.                Найдите с помощью метода сопоставления валовых и предельных показателей наиболее выгодные для предприятия цену и объем реализации.

2.                Покажите на графике кривые валовой выручки фирмы и валовых издержек. Покажите прибыль при найденном в п.1 объеме реализации.

3.                 Покажите на графике кривую сбыта, кривую предельных издержек и предельного дохода, а также значение цены и объема реализации, при которых достигается максимальная прибыль.

 

Задача 3. В таблице показана доля в доходах каждой из десяти групп населения. Вычертите  кривую Лоренца, показывающую степень дифференциации доходов различных групп населения.

 

Группа

населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доля в населении, %

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Доля в доходах, %

2

3

6

7

7

8

8

9

20

30

О чем говорит данная дифференциация?

 

Вариант 7.

 

Задача1. На рынке некоторого товара два производителя имеют две разные шкалы предложения:

Qs (1)

0

10

20

30

40

50

Qs (2)

10

40

55

65

70

70

Р, тыс.тенге

1

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

Определите равновесную цену при функции спроса Qd = 103 – 20Р

Проиллюстрируйте решение графически.

 

Задача 2. Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия составляет 100 млн. тенге, в том числе:

Здания – 20 млн.тг (норма амортизации 7%);

Оборудование  - 15 млн.тг (10%);

ЭВМ – 5млн.тг (12%);

Транспорт – 50 млн.тг (10%);

Прочие – 10млн.тг (12%).

Стоимость произведенной за год продукции120 млн.тенге. определите годовую сумму амортизации, начисляемую прямо линейным методом, и фондоотдачу.

 

Задача 3. Допустим, население одной страны составляет 15 млн.человек. из них:

- детей до 16 лет -4,5 млн.;

- лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях,

- 0,3 млн.человек;

-пенсионеров – 3,2 млн. человек;

- занятых неполный рабочий день – 0,3 млн.человек.

Определите уровень безработицы.

 

Вариант 8.

 

Задача 1. На бирже торгуют стандартным товаром –фьючерсами на 100 т нефти, то есть документами на поставку товара в будущем. Брокеры-покупатели получили следующие заявки от своих клиентов на покупку фьючерсов со сроком поставки через три месяца:

Цена тыс.долл

14,4

14,5

14,6

14,7

14,8

14,9

15,0

15,1

15,2

15,3

15,4

Число заказов

1

2

3

4

5

4

3

2

2

1

1

 

При этом брокеры-продавцы получили следующие заказы:

Цена тыс.долл

14,5

14,6

14,7

14,8

14,9

15,0

15,1

15,2

15,3

15,4

15,5

Число предлагаемых фьючерсов

1

2

3

4

5

4

2

2

2

2

1

Постройте шкалы и графики спроса и предложения. Найдите равновесную цену и равновесное предложение.

 

Задача 2. Фермер может выращивать на своем участке земли в среднем 400т картофеля в год. Цена из года в год одна и та же – 0,2 долл. за 1 кг. Банковский процент устойчиво держится на уровне 10%. За какую цену имеет смысл фермеру продать землю, если затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля оцениваются в 50 тыс. долл. в год?

 

Задача 3. Вычислите валовой национальный продукт, если известны следующие данные в целом по народному хозяйству, в трлн. Руб.: амортизация – 15; экспорт – 2; косвенные налоги на бизнес – 13; государственные расходы – 23, процентный доход – 2; рентные платежи – 4; частные инвестиции – 9; прибыль – 16; импорт – 3, конечное потребление – 52.

 

Вариант 9

 

Задача 1.    Некий гражданин Н., отказавшись от должности инженера с окладом 500 долл.  в месяц, организовал малое предприятие. Для этого он использовал личные сбережения в сумме 1500 тыс. долл.  Кроме того, был привлечен кредит в размере 5000 долл. Какую величину составят экономические и бухгалтерские издержки соответственно, если годовой процент за кредит составляет 20%, а по вкладам граждан – 12% годовых?

        

Задача 2. Сумма цен товаров, подлежащих реализации в течение года составляет 148 млн.ден. единиц., сумма цен товаров, проданных в кредит – 38 млн., сумма платежей по кредиту, срок которых наступил  - 13 млн. единиц. Среднее число оборотов денежной единицы – 7. В обращение выпущено 23 млн. денежных единиц в форме золотых монет. Сколько денег должно уйти в сокровище?

 

Задача 3.  В таблице представлен объем спроса на мороженое при разных уровнях цен:

 

Цена (Р)

Объем спроса (Q)

Выручка от продажи (TR)

Коэффициент ценовой эластичности (ED)

2,1

10

 

 

1,8

20

 

 

1,5

30

 

 

1,2

40

 

 

0,9

50

 

 

0,6

60

 

 

0,3

70

 

 

     

1.Начертите кривую спроса.

2. Рассчитайте выручку от продажи и коэффициент ценовой эластичности.

3. Начертите кривую выручки от продажи и определите, при какой цене она окажется максимальной?

 

 

Вариант 10

 

Задача 1. Ниже представлена функция общих издержек совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

 

Выпуск продукции

Q (шт.)

0

1

2

3

4

5

Общие издержки

ТС ($)

5

7

10

16

24

35

Какой объем выпуска продукции выберет фирма, если рыночная цена товара Р составит 6 долл.? Какую прибыль получит фирма при этой цене?

 

Задача 2. Определить возможное увеличение плана производства и реализации продукции в условиях расширения рынка сбыта во втором квартале. В первом квартале на предприятии средний остаток (среднеквартальная стоимость) оборотных средств составил 10 млн. руб.; план реализации – 65 млн. руб. Во втором квартале предполагается направить на пополнение оборотных средств за счет собственных источников 1,5 млн. руб. и, кроме того, сократить период оборота (длительность оборота) оборотных средств на 2 календарных дня.

 

Задача 3. Функция рыночного спроса на товар: Pd = 12 – 2Q, а функция предложения: Ps = 4 + 2Q. Государство введо налог с продаж в размере 2 ден. единицы. Какова будет новая равновесная цена и новое равновесное количество продукции?

 

Вариант 11

 

Задача 1. Рассчитайте по таблице издержки: постоянные (FC),  переменные (VC), предельные (MC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC).

 

Выпуск шт.

Общие издержки ТС

ТFC

ТVC

MC

ATC

AFC

AVC

0

30

 

 

 

 

 

 

1

50

 

 

 

 

 

 

2

60

 

 

 

 

 

 

3

75

 

 

 

 

 

 

4

120

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. Рассчитайте величины предельных продуктов факторов производства и их отдачу (производительность). Производственная функция данного предприятия представлена в таблице, объемы производства, выражены в тыс. руб. Какие тенденции изменения показателей обнаружены?

Рассчитайте:

а) каков будет оптимальный объем привлечения фактора L при K=2 и цене L= 75 тыс. руб.?;

б) каков рациональный объем капитала при L=3 и стоимости K= 60 т. д. ед.?;

в) какой объем факторов производства вовлечет фирма при цене

L= 40 тыс. д.е., цене K= 45 тыс. д.е. Каков будет при этом объем производства?

K/L

1

2

3

1

50

90

120

2

95

150

195

3

130

200

250

 

         Задача 3. Заполните пропуски в следующей таблице.

Выпуск продукции

Q (шт.)

Цена ед. продукции

Общий доход

TR.

Прсдсльн. доход

MR

 

0

200

0

 

1

175

 

 

2

 

300

 

3

135

 

 

4

 

480

 

5

105

 

 

6

90

 

 

 

Вариант 12

 

Задача 1. Заполните пропуски в таблице:

Объем переменного ресурса

Общий выпуск продукции

Предельный продукт переменного ресурса

Средний продукт переменного ресурса

3

96

 

 

4

 

24

 

5

140

 

 

6

 

 

25

 

Задача 2. По данным эмпирических исследований эластичность спроса по цене на следующие товары и услуги выглядит так:

а) 0,6 – эластичность спроса на медицинское оборудование;

б) 4,0 – эластичность спроса на зарубежные поездки;

в) 1,2 – эластичность спроса на телевизоры.

Рассчитайте, на сколько изменится спрос при увеличении цены на 2 %.   Выгодно ли продавцу увеличивать цену данных товаров и услуг в каждом из перечисленных случаев?

 

Задача 3. Определите, как изменится физический объем национального производства, если:

а) номинальный ВВП увеличился на 10%, а рост цен составил 7%;

б) номинальный ВВП вырос на 20%, а дефлятор равен 1,3.

 

Вариант 13

 

Задача 1. Заполните пропуски в следующей таблице.

Выпуск продукции

Q (шт.)

Цена сд. Продукции Р

Общий доход

TR.

Прсдсльн. доход

MR

 

0

200

. . .

. . .

1

175

. . .

. . .

2

. . .

300

. . .

3

135

. . .

. . .

4

. . .

480

. . .

5

105

. . .

. . .

6

90

. . .

. . .

 

Задача 2. Покажите на графиках спроса и предложения (единично эластичные кривые) может ли сохраниться рыночное равновесие и каковы его параметры при:

а) росте доходов потребителя;

б) росте налогов с производителей;

в) снижении издержек производства;

г) снижении числа потребителей.

 

Задача 3. Предположим, что сталелитейный завод продал сталь автомобильной фирме за 3 тыс. долл. и эта сталь была использована в  производстве автомобиля, который был продан дилеру за 12 тыс. долл. Дилер продал автомобиль семье за 14 тыс. долл. На сколько эти сделки увеличили ВНП?

 

Вариант 14

 

Задача 1.  Человек, благодаря своим способностям может зарабатывать 20 т. долл. в год на протяжении 40 лет. В качестве альтернативы он может с отрывом от производства окончить трехлетние курсы, оплата которых составит 7 т. долл. в год. Какова должна быть величина будущей ежегодной надбавки к доходам, чтобы окупить произведенные инвестиции в человеческий капитал, если он получит беспроцентную ссуду на финансирование учебы?

 

Задача 2. Как изменится выручка от реализации товаров всеми фирмами конкурентного рынка, если цена равновесия возрастет с 10 до 15 руб., а кривая спроса описывается уравнением: Q d = 900 – 2 p

 

Задача 3. Рассчитайте возможные макроэкономические показатели на базе следующих данных: ВВП = 2000 д. ед., амортизация – 25 д. ед., косвенные налоги на бизнес – 50 д. ед., налоги на прибыль – 60 д. ед., социальные налоги – 130 д.ед., нераспределенная прибыль – 20 д. ед., социальные трансферты – 300 д.ед.

 

Вариант 15

 

Задача 1. Допустим, фирма полностью монополизировала производство холодильников. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход MR = l000 — 20 Q,

Общий доход (выручка) TR = l000Q — lOQ2

Предельные издержки МС = l00 + l0 Q.

где Q — объем выпуска холодильников (шт,)

Сколько холодильников будет продано, и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия?

 

Задача 2. Товары X и Y для покупателя являются совершенными заменителями в пропорции 1:1. Цена товара X - 1 руб., товара Y – 1,5 руб. В каком случае покупатель достигает максимальной полезности?

Задача 3. Сумма цен обращающихся в стране товаров за год составила 400 млрд. тг., стоимость проданных в кредит товаров, сроки платежей по которым наступят в будущих периодах – 40 млрд. тг., сумма взаимопогашаемых платежей – 100 млрд. тг., а сумма платежей, срок уплаты которых наступил в данном году – 60 млрд. тг. При этом одноименные денежные единицы совершили восемь оборотов в год. Рассчитайте количество денег, необходимое для обращения.

 

Вариант 16

 

Задача 1. Владелец концертного зала стремится получить максимальную выручку от продажи билетов на концерт популярной рок группы. Спрос на концерт описывается уравнением Qd = 100 – P, где Q – количество билетов, в десятках штук; P – цена одного билета, руб. Какую цену установит владелец концертного зала и какую выручку он получит?

        

Задача 2. Определите изменение себестоимости единицы продукции в плановом году за счет снижения постоянных расходов при увеличении объема выпуска на 20 %, используя следующие данные:

1. Объем выпуска продукции в базовом году тыс. шт. 10

2. Полная себестоимость товарной продукции в базовом году, всего тыс. руб. 1200

3. В том числе переменные затраты тыс. руб. 1000

 

Задача 3. Рассчитайте средние издержки на производство единицы продукции, если известны следующие закономерности изменения постоянных и переменных издержек.

Объем производства (тыс.шт.)

10

20

30

40

50

60

Объем постоянных издержек (тыс.руб.)

100

100

100

100

100

100

Объем переменных издержек (тыс.руб.)

20

460

660

985

1350

1698

Какие закономерности изменения средних издержек Вы обнаружили?

 

Вариант 17

 

Задача 1. Имеются три инвестиционных проекта:

А: Издержки равны 150 долл. Будущая прибыль — 10 долл. в год.

Б: Издержки равны 150 долл. Будущая прибыль — 15 долл. в год.

В: Издержки равны 1000 долл. Будущая прибыль — 75 долл. в год.

а) Рассчитайте норму прибыли для данного проекта (А, Б, В).

б) Если уровень процента за капитал, полученный в кредит, равен, 5, 7, 11%, то при каком уровне этих процентных ставок реализация проектов А, Б, В будет выгодна (В) или невыгодна (Н) для предпринимателя?

 

Задача 2.    Предприниматель Иванов открывает собственную прачечную. За аренду помещения он платит 32 тыс. руб. в год; за аренду оборудования – 64 тыс. руб. в год. Для того чтобы получить лицензию и открыть прачечную, предпринимателю пришлось израсходовать 50 тыс. руб. собственных сбережений, сняв их со счета в Сберегательном банке, где на сумму вклада начислялось 10% годовых. Расходы на сырье и материалы составляют приблизительно 10 тыс. руб. в год.

Годовая выручка предпринимателя – 160 тыс. руб. Если бы Иванов работал по найму, он получал бы 24 тыс. руб. в год. Определите сумму бухгалтерской и экономической прибыли Иванова.

 

Задача 3. Используя закон Оукена, рассчитайте величину потерь ВВП при фактическом уровне безработицы 9,4%, фактическом объеме производства 585,3 млрд. руб., при условии, что естественный уровень безработицы равен 4% и коэффициент чувствительности динамики ВВП к динамике циклической безработицы равен 3.

 

Вариант 18

 

Задача 1.  Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Од = 30 — Р, где QD — величина спроса на мясо в день (кг), а Р — Цена в долларах  за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs = 15 + 2Р, где Qs — величина предложения мяса в день (кг).

1.Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите  это графически.

2.                Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 долларов?

 

Задача 2. Исходные данные приведены в таблице.

Объем

производства, т

Постоянные издержки, долл.

Переменные издержки, долл.

Общие издержки, долл.

Средние издержки

Предельные издержки

10

 

150

250

 

 

 

20

 

150

470

 

 

 

 

30

150

660

 

 

 

40

150

830

 

 

 

50

150

1020

 

 

 

60

150

1250

 

 

 

70

150

1500

 

 

 

80

150

1800

 

 

 

90

150

2130

 

 

 

100

150

2510

 

 

 

Рассчитайте общие, средние, предельные издержки производства. Постройте кривые общих средних, предельных  издержек

 


Задача 3.  За данный год было произведено 120 единиц това­ра Л (предмет потребления) по цене 8 долл., и 50 еди­ниц товара В (средство производства) по цене 30 долл. В конце данного года 12 единиц товара В должны быть заменены новыми.

Найти:

1)     ВНП;

2)     ЧНП;

3)     объем потребления;

4)     объем валовых частных внутренних инвестиций;

5)     объем чистых частных внутренних инвестиций.

 

 

Вариант 19

 

Задача 1. Функция спроса задана формулой Qd= 8 - 2/ЗР, фун­кция предложения Qs = 0,4Р - 0,8. Найти величину де­фицита или профицита товаров, если:  Р,= 3;  Р2=9.

 

Задача 2.  Зависимость общих издержек предприятия выпуска продукции представлена в таблице.

Выпуск, шт.

Общие издержки, руб.

0

50

1

90

2

120

3

145

4

180

5

235

6

325

а) Для каждого объема производства рассчитайте:

- общие постоянные издержки;

- общие переменные издержки;

- средние общие издержки;

- средние постоянные издержки;

- средние переменные издержки;

- предельные издержки.

б) Изобразите кривые средних и предельных издержек на гра­фике

 

Задача 3. Предположим, национальное производство включает два то­вара: Хи Y. X— потребительский товар, Y— инвестиционный товар. I) текущем году было произведено 200 ед. товара Хпо цене 2 долл. за единицу и 10 единиц товара 7по цене 4 долл. за ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

Рассчитайте: а) ВВП; б)ЧВП;

в)      объем потребления и объем валовых инвестиций;

г)      объем чистых инвестиций.

               

Вариант 20

 

Задача 1. Линии спроса и предложения (заданные линейны­ми функциями) пересекаются при равновесной цене, равной 50. Если Р = 80, то Qpro = 40. Найти Qdef, если Р =35.

 

Задача 2. Рассмотрим деятельность фирмы и ее издержки в краткосрочном периоде. Условные данные выпуска продукции за определенный период времени представлены в таблице.

 

Q, ед.

FC

VC

TC

Cредн. изд.ки, руб.

MC, руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

AFC

AVC

ATC

 

 

0

600

0

 

 

 

 

 

6

600

540

 

 

 

 

 

12

600

1020

 

 

 

 

 

18

600

1440

 

 

 

 

 

24

600

1800

 

 

 

 

 

30

600

2220

 

 

 

 

 

36

600

2700

 

 

 

 

 

42

600

3240

 

 

 

 

 

48

600

3900

 

 

 

 

 

54

600

4680

 

 

 

 

 

60

600

5580

 

 

 

 

 

66

600

6660

 

 

 

 

 

72

600

7920

 

 

 

 

 

78

600

9420

 

 

 

 

 

84

600

11220

 

 

 

 

 

Выполните расчет общих, средних и предельных издержек производства

 

Задача 3.  Рассмотрите данные, представленные в таблице:

Год

Номинальный ВВП (милд. долл.)

Дефлятор (в%, 1982 = 100)

Реальный ВВП

1980

1700

50

 

1983

2100

70

 

1984

3200

100

 

1986

4800

120

 

 

Вариант 21

Задача 1.  Функция спроса задана формулой Qd = 12,5 —1,5Р, функция предложения Qs = 2 + 2Р. Определить:

1)        насколько необходимо увеличить цену, чтобы объем спроса уменьшился на 30%;

2)   насколько необходимо увеличить цену, чтобы объем предложения увеличился на 40%.

 

Задача 2.

Заполнить                                таблицу:

 

 

 

 

 

Q

FC

VC

ТС

AFC

AVC

АТС

МС

1

10

2

 

 

 

 

 

2

 

5

 

 

 

 

 

3

 

9

 

 

 

 

 

4

 

14

 

 

 

 

 

5

 

20

 

 

 

 

 

6

 

27

 

 

 

 

 

7

 

35

 

 

 

 

 

8

 

44

 

 

 

 

 

 

Задача 3. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд. руб. до 600 млрд. руб., а дефлятор ВВП - с 120% до 150%. При таких условиях величина реального ВВП:

а)      не изменится;

б)      увеличится;

в)      уменьшится;

г)      не может быть рассчитана на основе этих данных. Аргументируйте выбранный Вами ответ.

 

Вариант 22

Задача 1. Данные о зависимости объема спроса и предло­жения от цены товара приведены в таблице.

Цена 1кг , тнг

Объем спроса, т

Объем предложения, т

Превышение объема спроса(+) и предложения (-), т

1

10000

500

 

2

7000

3000

 

3

4250

4250

 

4

2500

5000

 

5

1250

5500

 

 

 

 

 

Рассчитайте превышение объема спроса (+) и предложения (-).

Нарисуйте кривые спроса и предложения

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Определите, каков будет объем продаж при цене 2 руб. и при цене 4 руб.

 

Задача 2. Заполнить таблицу (при условии, что фирма дей ствует в условиях совершенной конкуренции, a FC = 16)

 

 

 

Q

ТС

АТС

МС

Р

TR

MR

PR

1

18

 

 

12

 

 

 

2

22

 

 

 

 

 

 

3

28

 

 

 

 

 

 

4

36

 

 

 

 

 

 

5

46

 

 

 

 

 

 

6

58

 

 

 

 

 

 

7

72

 

 

 

 

 

 

8

88

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3. Предположим, что номинальный ВВП уменьшится с 500 млрд. долл. до 450 млрд. долл., а дефлятор ВВП - со 125% до 100%. При таких условиях величина реального ВВП:

а)      не изменится;

б)      увеличится;

в)      уменьшится;

г)      не может быть рассчитана на основе имеющихся данных;

д)      все предыдущие ответы неверны.

 

Вариант 23

        

Задача 1. Функция спроса населения на сливочное масло описывается формулой: Qd= 200 - Р. Функция предложения дан­ного продукта: Qs = - 130 + 2Р, где Qd — объем спроса, млн кг в год; Qs — объем предложения в млн кг в год; Р — цена, руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Ответьте, что случится, если цена на сливочное масло соста­вит 95 руб.

 

Задача 2. Заполнить таблицу:

 

Q

VC

ТС

AFC

АТС

МС

1

 

 

 

12

 

2

9

 

 

 

 

3

 

27

3

 

 

4

 

 

 

 

12

 

 

 

Задача 3. Имеются следующие данные:

 

Год

Номинальный

Индекс уровня    Реальный ВВП

 

ВВП, млрд. долл.

цен, в %

1980

105

121                         -

1984

54

91                          -

1989

98

100                        -

а)  который год из трех является базисным?

б)      рассчитайте реальный ВВП для каждого года.

в)      в каком случае Вы проводили операцию дефлирования, и в
каком — инфлирования?

Ответ дайте по каждому году.

 

Вариант 24

 

Задача 1. Функция спроса населения на товар: Qd = 4 - Р, функция предложения данного продукта: Qs = - 5 + Р, где Qd объем спроса, млн кг в год; Qs — объем предложения, млн кг в год; Р — цена в руб.

Нарисуйте кривые спроса и предложения .

Определите равновесный объем продаж.

 

Задача 2. Площадь доступных земельных угодий составляет 120 га. Спрос на землю описывается уравнением Q=180-3R гдеQ –площадь используемой земли  в гектарах, а R-ставка ренты в тыс тенге за гектар. Ставка банковского процента составляет 10% годовых.

 

Задача 3.

 

Стадии экономического процесса

Выручка от продажи

Стоимость промежуточного продукта

Добавленная стоимость

Сырье

10

 

 

Пряжа

18

 

 

Шерстяная ткань

36

 

 

Шерстяной костюм

44

 

 

а)       заполните пустые столбцы таблицы;

б)      что такое двойной счет?

в)       что означают категории промежуточной и конечной продук­
ции?

г)       в чем смысл сопоставления показателей общей стоимости
продаж и добавленной стоимости?

 

Вариант  25

 

Задача 1. Спрос на товар описывается формулой QD = 30 — Р, а предложение Qs = 50 + 2Р.

1. Определите равновесный объем и равновесную цену.

2.Охарактеризуйте данную рыночную ситуацию и дайте ее графическую иллюстрацию.

Задача 2. Определите размер ВВП по потоку расходов и потоку дохо­дов, если известно, что процент за кредит составил 12 трлн руб., валовые частные инвестиции - 55, экспорт - 12, зарплата и жа­лованье — 218, нераспределенная прибыль корпораций - 113, косвенные налоги на бизнес - 22, рентные платежи - 20, налоги на прибыль корпораций - 50, импорт - 3, государственные за­купки товаров и услуг - 90, чистые частные инвестиции - 45, до ходы от собственности — 21, чистые субсидии государственным предприятиям — 2, трансфертные платежи населению — 23, пот­ребительские расходы — 310.

 

Задача 3. Имеется следующая информация:

Численность занятых 85 млн. человек. Численность безработных 15 млн. человек.

А) рассчитайте уровень безработицы

Б) месяц спустя из 85 млн человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите каковы теперь: численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.

 

Список литературы 

1.     Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. – Астана: Елорда, 2006.

2.     Назарбаев Н.А «Новый Казахстан в новом мире» Послание . народу Казахстана 28 февраля 2007 г.

3.     Назарбаев Н.А «Через кризис к обновлению и развитию » Послание Президента РК   народу Казахстана  2009 г.

4.     Назарбаев Н.А Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности. Послание Президента РК народу Казахстана 29 января 2010 г. 

5.     Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – Алматы:  Өнер, 1996.

6.     Назарбаев Н.А. Казахстан–2030. Процветание безопасности и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997.

7.     Назарбаев Н.А. «Казахстан на пути ускоренной экономической,  социальной и политической модернизации». Послание народу Казахстана (18.02.2005 г.)

8.     Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть. Особенная часть: по сост. на 20 янв. 2010 г.. - Алматы: Юрист, 2010. -308 с.

9.     Налоговый кодекс РК. О налогах и других обязательных платежах в бюджет: по сост. на 21 янв.  2010 г.- Алматы: Юрист, 2010.- 274 с.

10. О защите прав потребителей: закон КазССР с изм. и доп. от 26 июня 1992 г. - Алматы: Юрист, 2009. -20 с.

11. Приватизация в Республике Казахстан: сб. норматив. правовых актов. - Алматы: Юрист, 2009. -104 с.

12. О конкуренции: закон Респ. Казахстан. -Алматы: Юрист, 2009. -40 с.

13. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: закон Респ. Казахстан с изм. и доп. от 11 июля 2009 г.. -Алматы: Юрист, 2009. -72 с.

14. Налоговый кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2009.

15. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», Алматы, 2010 г.

16.  Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», Алматы, 2010 г.

17. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. –М., 2001.

18. Агабекян Р.В.Институциональная экономика: бизнес и занятость: учебное пособие. – М.: Магистр, 2008. – 464 с.

19. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. – Алматы: Гылым, 2000.

20. Белокрылова О.С.Теория переходной экономики: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

21. Бедность и безработица в Казахстане: проблемы, поиски и пути решения- Алматы, 2006. -257 с.

22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2005.- 400с.

23. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации:     Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001.

24. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации. – Алматы: Экономика, 2002.

25. Джумагельдиева Т.А. Конкуренция: теория и механизмы развития. – Алматы, 2003.

26. Долан Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.: - СПб., 1993.

27. Елисеев А.С. Современная экономика: Учеб. пособие. – М.: «Дашков и К», 2004.

28. Ефимова Е.Г. Экономика: учебник для студентов неэкономических специальностей. – М.:Флинта; МПСИ, 2008. – 392 с.

29. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

30. Кошелев А.Н. Национальная экономика: конспект лекций. – М.:Эксмо, 2008. -160 с.

31. Корниенко О.В. Макроэкономика : Учебник / Корниенко О.В . Ростов на Дону Феникс, 2008- 368 с.

32. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса:Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 608 с.

33. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие –Алматы: РГП  Казстатинформ, 2001 -240 с.

34. Курс экономической теории: учебное пособие / ред. А.В. Сидоровича. – 3-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 1040 с.

35. Лякин А.Н. Рынок ценных бумаг: Учеб.пособие / А.Н.Лякин, А.А.Лапинскас. – СПБ.: Поиск, 2001.

36. Макроэкономика: Учебное пособие / КазЭУ им. Т.Рыскулова : под ред. А.А. Абишева, К. А. Хубиева –Алматы : Экономика, 2009 -384 с.

37. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИРФРА-М, 2003. -970 с.

38. Михайлушкин А.И., Шамко П.Д. Экономика: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш.шк., 2001. -400 с.

39. Мамыров Н.К, Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. В 4-х кн. – Алматы: Экономика, 2002.

40. Национальные интересы Казахстана и вызовы глобализации / Под ред. Е.Б.Жатканбаев, К.И.Байзакова, Г.Т. Куренкеева. – Алматы, 2004.

41. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.- 520 с.

42. Носова С.с. «Экономическая теория: Элементарный курс»- М: Дощанов и К, 2004- 400 с.

43. Основы ведения малого бизнеса в Республике Казахстан. – Астана, 2001.

44. Пасс, Кристофер. COLLINS  Словарь по экономике: Пер. с англ. П.А.Ватника. – СПб: Экономическая школа, 2004.

45. Предпринимательство: Учеб./ М.Г.Лапуста и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.

46. Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум / С.М. Пястолов. – М: Академия, 2008.- 192 с.

47.  Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В 2-х томах /под ред. М.Б. Кенжегузина. - Алматы, 2001.

48. Румянцева, Е.Е. «Новая  экономическая энциклопедия»./ Румянцева, Е.Е. - 3-е издание – М.: ИНФРА-М, 2008-826 с.

49. Сабден О.С., Акбердин Р.З., Васильева Е.С. Рыночная экономика: Учебное пособие. – Алматы, 2001.

50. Сборник задач по экономической теории: Микроэкономика и макроэкономика/М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, С.В. Ермилова, и др. МГиМО перераб.- М.: ООО «АСА», 2009. -248с.

51. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): учебное пособие. –М.: Дело и Сервис, 2007-208с.

52. Трансформация экономики Казахстана /отв. ред. М.Б. Кенжегузин. – Алматы, ИЭМОН РК, 2002.

53. Худяков А.И. Теория налогообложения: Учеб. пособие. – Алматы: НОРМА –К, 2002.

54. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. –  Актобе, 2004.

55. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

56.            Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2005.-672 с.

57. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / ред. О.Ю.Мамедов. – 11-е изд. – Ростов-на /Д: Феникс, 2008. – 416 с.

58. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.Питер», 2001.

59. Ескараев О.К. Государственное регулирование рынка в республике Казахстан: Учебник. - Алматы: Экономика, 2007.

60. Ильясов А.А. Денежно-кредитная политика: учеб. пособие–Алматы: Экономика, 2007.

61. Сабден О., Кошанов А.К., Хусаинов Б.Д., Днишев Ф.М., Додонов В.Ю.. Аханов С.А.. Нурланова Н.К., Альжанова Ф.Г. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. – Алматы: Экономика, 2007.

62. Торегожина М.Б. Государственное регулирование экономики: курс лекций. – Алматы: Экономика, 2007.

63. Мамыров Н.К, Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. В 4-х кн. - Алматы: Экономика, 2002.

64. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. – Астана. – 2003.

65. Основы экономической теории. Конспект лекций (для всех специальностей). Алматы, АИЭС, 2010 -  53 с.

66. Основы экономики. Программа. Методические указания и контрольные задания (для студентов всех специальностей заочной формы обучения). – Алматы: АИЭС, 2005.

67. Экономическая теория. Методические указания к семинарским занятиям (для студентов очной формы обучения всех специальностей). – Алматы: АИЭС, 2007.

68. Экономическая теория. Методические указания  к  семестровым работам (для студентов всех специальностей очной формы обучения). – Алматы: АИЭС, 2008.