Задания для СРС по разделу политологии

Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра Социальных дисциплин

                                                                      

 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические  указания к семинарским  занятиям

для бакалавриата всех специальностей 

 

 

Алматы 2013

СОСТАВИТЕЛИ: Д.С. Орынбекова., Социология. Методические  указания к семинарским  занятиям для бакалавриата всех специальностей. -  Алматы: АУЭС, 2013. – 27 с.

 

Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме. Предназначены для студентов всех специальностей.

 

 Рецензент: д-р фил. наук., проф. Сагикызы А.

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2013г.

 

     © НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013г.

Введение

Формирование социологии как науки произошло на основе существовавших традиций в исследовании общества. Еще в трудах древневосточных и древнегреческих мыслителей рассматривался вопрос о возникновении и сущности общества, его организации и развитии. Древние ученые пытались не только определить, но и заложить основы для формирования принципов "моделирования" социальных процессов, осуществить эмпирический анализ отдельных социальных факторов и процессов, структуры общества, связей и отношений между людьми, различными социальными группами. В новое время были поставлены вопросы о взаимоотношениях личности и общества, по-новому переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства.

На отыскание этих законов общественного бытия, исследование социальных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.

Рационалистический, разумный характер социологии неизменно противостоит присутствующим, в любом обществе, иррационалистическим тенденциям, общественному хаосу и аномии. Подобно другим формам независимой научной деятельности, социология выживает и продуктивно развивается только в условиях свободы творчества.

Здравый смысл и чувство реализма требуют реальной оценки социологии в процессе модернизации общества.

Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Прежде всего, социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общество не как предельно общую абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.

Социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов.

Единство теории и практики – характерная черта социологии. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

Функции социологии подразделяются на теоретические и прикладные. Одной из важных функций социологии является познавательная. Социология на всех уровнях обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

Практическая направленность социологии отражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития

социальных процессов в будущем. В этом – прогностическая функция социологии.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

 

1 Предмет и метод социологии

 

1.  Предпосылки возникновения социологии.

2. Специфика объекта  и предмета социологии.  Понятие «социального» в социологии.  

3. Структура и функции социологии.

4. Место социологии в системе общественных наук.

 

Темы докладов и выступлений

 

1 Связь социологии с философией,        политологией, историей,

психологией.

2 Роль социологии в реформировании общества.

3 Специфика социологического знания.

 

Список  литературы

 

1.      Аитов Н.А. Основы социологии. – Алматы, 1997.

2.      Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3.      Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

4.      Основы социологии: Курс лекций. – ч. 1. – М., 1994.

5.      Нейл Смелзер. Социология. – М., 1994.

6.      Социология: наука об обществе //Под ред. А. Андрущенко, Н. Горлач. – Харьков, 1996.

7.      Ян Щепаньски. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

8.      Козлова О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 1.

9.      Пашинцев Е.В. Природа социальных отношений и социологический вектор мировой истории //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5.

10.  Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4.

11.  Козлова О.Н. О социологическом знании //Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1.

 

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый  в содержании, системе теорий, законов, категорий и т.д. Современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой является социология.

Подготовку первого вопроса необходимо начать с предпосылок возникновение социологии.

Изучение своеобразия социологии как самостоятельной науки, изучающей общество, его  функционирование и развитие сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии. Уясните, что означает «социальное»?

Второй вопрос. Подготовка данной проблемы связана с изучением категорий социологии как наиболее общих понятий данной науки, охватывающей в целом  ее предмет,  в значительной мере определяя ее границы. Социальные отношения, социальные связи, социальное взаимодействие, социальная общность, как категории социологии – дайте им характеристику.

Важными категориями социологии, своеобразными  сложными общностями являются социальные институты и социальные организации. Остановитесь на категории «социальное действие».

Прежде всего, социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общество не как предельно общую абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.

Третий вопрос. Социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов.

Единство теории и практики – характерная черта социологии. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

Социология с момента своего возникновения претендовала: а) на изучение общества как целостной системы в совокупности всех его элементов и процессов; б) на изучение общества позитивными методами научно-инструментального исследования, результаты которого доступны строгой проверке. Остановитесь на отличии социологии от философии, истории, культурологи, политологии и др.

Подготовку данного вопроса начните с характеристики структуры социологии.

Функции социологии подразделяются на теоретические и прикладные. Одной из важных функций социологии является познавательная. Социология на всех уровнях обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

Практическая направленность социологии отражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом – прогностическая функция социологии.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

   

2 Основные этапы развития социологии

 

1. Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества, социальной статике и социальной динамике.

2. Классическая социология  начала ХХ века. “Понимающая” социология М. Вебера. Социологизм Э. Дюркгейма.

3. Современные социологические школы.

4. Основные течения в русской социологии XIX в.

 

Темы  докладов и выступлений

 

1.   Г. Спенсер – основоположник социологии.

2.   Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии.

3.   П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.

4.   Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв.

5.   Основные направления современных социологических школ.

 

Список литературы

 

1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62.

5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532.

8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913.

9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. -№1.

10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. – 2004. – №1.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189.

12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. – 2003.– №3.

13.    Қарабаев Ш.К. Әлеуметтану негіздері. Оқу құралы. – Экономика баспасы. – Алматы, 2009.

14.   Фливберг Б. Хабермас и Фуко – теоретики гражданского общества    //Социс. – 2000. – №2.

        

Методические советы

 

История социологии – не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.

Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905). Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм?

Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области.

 

Ключевые идеи западноевропейской социологии

XIX – начала ХХ века

 

Огюст Конт

Основатель социологии и позитивизма

Карл Маркс

Задача ученых не только объяснить, но и изменить мир – путем революции

Герберт Спенсер

Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение

Эмиль Дюркгейм

Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов

Макс Вебер

Основатель “понимающей социологии”, сторонник идей всеобщей рационализации

 

Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните, какие объективные предпосылки способствовали  этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии.

Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она выдвигает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?

Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина – виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

 

3 Методика и техника  проведения социологического исследования

 

1. Понятие социального и социологического исследования.  Виды социологического исследования.

2. Разработка программы исследования. Структура программы.

3. Методы сбора первичной социологической информации.

4. Методика  обработки информации и анализ ее результатов.

 

 Темы  докладов и выступлений

 

1. Место и роль  прикладных исследований в структуре социологического знания.

2. Выборочные методы социологического исследования

3. Организация группового опроса в студенческой группе

 

Список литературы

 

1.  Аитов Н.А. Основы социологии. – Алматы, 1997.

2. Социология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Алматы: Санат, 1997.

3. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 1998.

4. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов – на – Дону, 1996.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебн. пос. – М., 1988.

7. Рабочая книга социолога. – изд.П. – М.,1983.

8. Как провести социологическое исследование. – М.,1990.

9. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. – М., 1975. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999.

10. Морено Дж. Социометрия. Эксперментальный метод и наука об обществе. – М., 1958.

11. Методы анализа документов в  социологических исследованиях. – М., 1987.

12. Огрызко-Вевюровский Г. Версии вопроса  при исследовании общественного мнения // Социс. – 2003. - №6.

13.  Эфендиев А.Г. Основы социологии. – М., 1994.

14. Ядов Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.

 

Методические советы

 

Цель семинара: разобраться в современных  методах  проведения социологического исследования, приобрести навыки и умения в составлении анкеты, бланка интервью, социометрического опроса.

 

Первый вопрос.  Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпи­рическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.п.

   По характеру поставленных целей и задач, а также по  широте  и  глубине анализа  социального  явления  или  процесса  социологические   исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Дайте характеристику видам исследования.

Далее необходимо  обратить  внимание на подготовку   и организацию социологического исследования. Выясните  из каких этапов  и задач состоит процедура  подготовки  исследования.

При подготовке второго вопроса необходимо понять, что проведение социологического исследования требует его  тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

Из каких разделов состоит  программа социологического исследования? Дайте им подробную характеристику.

Третий вопрос. Современная социология имеет в своем арсенале самые разнооб­разные эмпирические методы, используемые в комплексе. Основными методами являются анализ письменных источников информации (до­кументов), наблюдение, методы опроса. Опишите каждый метод сбора первичной социологической информации

Более подробно остановитесь на таком распространенном виде, как  анкета. Укажите специфические особенности анкетирования и интервьюирования. Назовите их основные разновидности. В каких случаях они применяются?

Существует несколько  разновидностей вопросов при подготовке анкеты. Они различаются характером постановки, а также целями, для которых они используются. Охарактеризуйте различные виды вопросов, укажите цели их применения, сформулируйте  примеры подобных вопросов.

 Заключительный этап эмпирического социологического иссле­дования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомен­даций.  Глубина интерпретации данных зависит и от того, насколько исследователь в ходе анализа результатов анкетного опроса, умело воспользуется современными математико-статистическими методами обработки социологической информации. Какие моменты включает в себя обработка данных?

 

4 Социальная структура общества

 

1. Сущность социальной структуры общества.

2. Социальная стратификация.

3. Социальная мобильность.

 

Темы  докладов и выступлений

 

1 Социальная структура общества стран СНГ.

2 Социальная стратификация в Казахстане и средний класс.

3 Социальная стратификация индустриального общества.

4 Типология общества.

 

Список литературы

 

1. Антипина Г.С. Теоретико – методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1988.

2. Аитов Н.А. Социальная структура населения стран СНГ. – Уфа, 1995.

3. Аитов Н.А. Общество переходного периода. – Алматы, 1993.

4. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденция социальной мобильности. Американская социология. – М., 1972. – С. 235–247.

5. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. – 1993. – №10.

6. Беляева Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. – 1999. – №7.

7. Бектурганова Б. Трансформация социальной структуры казахстанского общества и средний класс // Аль-пари. – 1998. – №1.

8. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – №11.

10. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 2, 3, 4.

11. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 295–424.

12. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. – 2000. – №3.

13.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальная структура и социальная стратификация. – М.: Инфра, 2000.

14.  Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания. // Социс. – 1998. – №12.

15.  Руткевич М.Н. трансформация социальной структуры российского общества. // Социс. – 2004. –№12.

 

Методические советы

 

Первый вопрос можно начать с того, что социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Далее выясните, что является основными элементами социальной структуры общества, т.к. каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Выделите основные компоненты социальной структуры.

Демонтаж существовавшей социальной структуры, ее институтов находит проявление в маргинализации общества и появлении промежуточных слоев.

Попытайтесь выделить эти промежуточные слои.

Второй вопрос начните с постановки вопроса: Почему в обществе есть слои богатых, есть бедность?

Отметьте, какие существуют два типа неравенства и причины их возникновения.

 

 

 

 

 

Постарайтесь отметить, как самые различные социологи трактовали способ организации неравенства (К. Маркс, М. Вебер, Г. Моски и др.).

Рассмотрите вертикальный срез стратификации иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был бы наиболее полным. Социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институционным (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.д.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычай и т.п.) механизмами и правилами социального контроля.

Устоявшимися в достаточной мере являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, которые включают три основных уровня.

 

 

 

 

 

 

 

Дайте характеристику всем трем уровням.

И последний четвертый вопрос начните с определения “социальная мобильность”.

Рассмотрите горизонтальные и вертикальные перемещения и выясните, с чем связаны массовые групповые перемещения по вертикали.

Современное общество обладает достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали (приведите примеры по Республике Казахстан).

 

5 Социология труда

 

1. Труд, содержание труда и его виды.

2. Категории социологии труда.

3. Трудовой коллектив – социальный институт.

 

Темы  докладов и выступлений

 

1 Место социологии труда в системе социологии.

2 Социальная сущность труда.

3 Труд и развитие общества.

4 Труд и культура.

5 Человек в управлении трудовой деятельности.

 

Список литературы

 

1. Социология труда: Учебное пособие для студентов технических вузов / Габдуллина К.Г. и др. –Алматы: Гылым, 1995.

2. Аитов Н.А., Раисов Е.Р. Отношение к труду рабочих в переходный период. – Алматы: Брог, 1994.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высшая школа, 1989.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

7. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. – М., 1991.

8. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2003.- № 3.

9. Лапин В.И. Проблема неформальной группы и “индустриальной социологии” // Социологические исследования. – Вып. 2. – М., 1988.

10. Маркович Д. Социология труда. – М.: Прогресс, 1998.

11. Мухамбетов Т.И. Мотивационные механизмы управления трудом. – Алма-Ата, 1991.

12. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия / Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.

13. Свенцицкий А. Социальная психология управления. – Л., 1986.

14. Субочева О.Н. Субъективность производственного коллектива // Социологические исследования. – 1993. – №11.

15. Херцберг Ф., Майнер М. Пробуждение  к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. – 1990. – №1.

16.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. – 2003. – №3 .

17. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. – 2003- № 5.

18.  Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства к новой социологии рынка // Социс. – 2003. - № 9.

 

Методические советы

 

Первый вопрос. Понимание того, что труд – основное условие жизни человека и общества, что труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Дайте характеристику, что такое материальное производство и духовное производство.

Проследите, каким образом труд стал общественным и его результат зависит от труда многих людей. Понимание труда как производство, вообще связано с расширением его содержания до системы общественных отношений.

Второй вопрос. Социология труда – отрасль, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияния технико-технологических и социальных условий на отношения людей к труду. Выделите три аспекта труда, основные категории социологии труда.

Рассмотрите мотивы трудовой деятельности, стимулы и мотивы трудовой активности:

а) на базе теории Фреда Тейлора (научный менеджмент);

б) на роли человеческого и группового фактора Элтона Мэйо (хоторнский эксперимент);

в) подход – влияние материальных, социальных факторов на поведение работников (Фредерик Скиннер).

Обратите внимание на основные мотивы трудовой деятельности, разработанной в отечественной социологии труда А. Здравомысловым, и дайте характеристику каждому уровню.

Третий вопрос начните  с того, что дайте характеристику трудовому коллективу. Отметьте основные признаки коллектива и его две основные функции: производственно-экономическая и социальная.

 

6 Социальные проблемы инженерного труда

 

1. Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.

2. Труд инженера.

3. Профессиональная мобильность инженера.

4. Требования к личности инженера.

 

Темы  докладов и выступлений

 

1.   Социальное проектирование  как составляющая социоинженерной деятельности.

2.   Социальное планирование.

3.   Особенности  инженерного труда современных условиях.

4.   Социально – психологический портрет инженера ХХІ века. 

 

Список литературы

 

1.  Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента Народу Казахстан. 10.Х. 1997. // Казахстанская правда. - 1997.- 11 октября.  

2. Аитов Н.А., Александров Г.Н. Высшее техническое образование в условиях НТР. – М., 1993.

3. Аитов Н.И., Мавлютов Р.Р., Назарова З.М. ВУЗ, студент, преподаватель. – М., 1992.

4. Вестник статистики, 1998.

5. Управление – это наука, искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и Г. форд. – М., 1992.

6. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов-на-Дону, 1996.

7. Рабочий и инженер. – М., 1985.

8. Социально-психологический портрет инженера. – М., 1977.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

10. Социальное управление: Словарь. – М., 1994.

11. Розенберг Т., Сыдыков Л. Социология инженерного труда. – Алматы: КазНТУ, 2003.   

   

Методические советы

 

Первый вопрос. Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название “социоинженерной деятельности”, практическая сфера применения которой усиливает ее социологическую ориентацию. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера (социоинженерия).

Постарайтесь определить задачи, которые решает он, как социолог и как инженер.

Затем выясните, какие существуют способы для управления, регулирования социальных процессов.

Что входит в понятие инжиниринг?

Определите еще, в чем особенности инженерного труда?

Третий вопрос. НТР ведет к росту профессиональной мобильности. половина инженеров работает по полученной специальности вуза. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации.

Переход к рынку приводит к росту профессиональной мобильности.

Приведите примеры профессиональной мобильности.

Четвертый вопрос. Какие качества необходимы современному инженеру? Приведите новые данные по этой проблеме.

Определите, какая существует зависимость  качества работы от качества учебы. Приведите данные социологических опросов.

Значение добросовестного отношения к труду инженеров растет. Ошибка инженера может привести к человеческим потерям. Ценностная ориентация – главное в работе инженера, она определяет успешность профессионального роста. Хорошо можно работать, лишь любя свою работу.

Какие группы  существуют внутри инженерного корпуса? Дайте им характеристику.

 

7 Социология личности. Девиантное поведение

 

1. Основные подходы изучения социологии личности.

2. Социализация и ее основные этапы.

3. Социальная роль. Конфликт социальных ролей.

4. Девиация: причины, виды, пути выхода.

 

Темы докладов и выступлений

 

1.   Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

2.   Структура духовного мира личности.

3.   Ценностные ориентации  и проблема  активности личности.

4.   Социальные проблемы развития личности.

5.   Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности.

6.   Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.

 

                                           Список  литературы 

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности //Вопросы философии. – 1994. – №5.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1994.

3. Вайман С. Человеческая ценность в перепитиях диалога //Человек. –  1004. – №3.

4. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

5. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях //Социально-политический журнал. – 1994. – № 11 – 12.

6. Гидденс Э. Современность и самоидентичность //Социально-гуманитарные науки. – 1994. – №2.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социтологический этюд. – М., 1994.

8. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.

10. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

 

Подготовку первого вопроса необходимо начать с уяснения того, что личность – одно из центральных понятий в социологии. Оно играет важную роль в  «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при  условии сохранения индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Остановитесь на основных подходах изучения социологии личности и дайте им  характеристику.

Актуальность проблемы социализации личности вне сомнения в современных условиях. Постарайтесь уяснить: в чем суть социализации личности. Дайте характеристику модальной и нормативной личности социального антрополога  Р.Линтона. Выделите  уровни социализации личности.

Освещение  третьего вопроса начните с определения: что  такое социальная роль, в чем суть «ролевых концепций» личности.  Известные исследователи М.Мид и Ч.Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

а) имитация; б) игра; в) групповое членство.

Девиантное, или отклоняющееся  поведение (от латинского deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Каковы теоретические объяснения причин девиантного поведения? Каковы конкретные формы девиантного поведения? Что понимается под аддитивными формами девиантного поведения?

 

8 Социология семьи

 

1. Семья как социальный институт и малая группа.

2. Структура и функции семьи.

3. Модели семьи. Проблема власти и авторитета в семье и способы решения.

4. Женщина и семья.

 

Темы  докладов и выступлений

 

1. Модели семьи в современном обществе.

2. Условия стабильности брака и причины развода.

3. Современная семья и права ребенка.

4. Истоки и перспективы гендерной социологии.

 

Список литературы

1.      Антонов А.И. Возродить семейную жизнь //Социологические исследования. – 1992. – № 10.

2.      Антонов А.И. Семья и время //Вестник Московского университета, серия 18. Социология и политология. – 1997. – № 2.

3.      Гумилев И.Л. Древние тюрки. – М., 1993.

4.      Базарханова Ш. Семья – основа всех основ //Мысль. – 1994. – № 9. Богданова Л.П.,Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической  ситуации // Социс. – 2003. – №7.

5.      Богданова Л.П.,Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической  ситуации // Социс. – 2003. – №7.

6.      Вдовина М.В. Межноколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.

7.       Габдуллина К. Женщина и общество: социологические и политические аспекты // Саясат. – 2003 г. – №4.

8.      Дементьева И.В. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье //Социс. – 2001. – №11.

9.      Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. – №8.

10. Мацковский М.С. Социология семьи. – М., 1998.

11. Мониторинг.Семейные ориентации //Социс. – 2001. – №2.

12. Мустафаев Н.Н. Социально-демографические процессы в Казахстане: 1990-2000гг. // Саясат. – 2002 г. – №5

13.  Первякова И.К. Женщины - жертвы преступлений // Социс. –2000. – №9.

14. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

15. Татимов М. Влияние демографических и миграционных процессов на внутриполитическую стабильность в Республике Казахстан //  Саясат. – 1995. – №5.

16. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? //Социс. – 2005. – №1.

17. Шеденова Н. Воздействие глобализации на экономическое положение женщин // Саясат. – 2002

 

 Подготовку  первого вопроса занятия  целесообразно  начать  с постановки  вопроса, что составляет  предмет  исследований социологии  семьи. Процессы формирования семьи и ее распада, специфика воспитания детей и подростков в семье, особенности взаимоотношений супругов и причина семейных конфликтов, взаимодействие поколений в семье, социокультурные и социоэкономические факторы, определяющие образ жизни семьи   - вот далеко не полный      перечень лишь основных проблем, к которым обращаются социологи.

При подготовке вопроса необходимо разобраться – в чем различия в основных подходах изучения семьи как социального института и малой группы? В связи с чем в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института и семья утрачивает свои ведущие позиции  в социализации индивидов?

Второй вопрос. Далее необходимо разобраться, что понимается под структурой семьи.

Почему традиционная расширенная семья стала уступать место  нуклеарной, состоящей  из  представителей двух поколений – родителей и детей.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о общественных результатах жизнедеятельности миллионов людей. Нельзя  делить функции семьи на главные и второстепенные, все функции семьи главные, однако, различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привели к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Выделите  специфические и неспецифические функции семьи, дайте им характеристику.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья  оказалась  принужденной или приспособленной в определенных  исторических  обстоятельствах. Специфические  функции  семьи,  к которым относятся  рождение  (репродуктивная функция), содержание и социализация  детей, остаются  при всех  изменениях общества,  хотя  характер связи  между семьей и обществом  может  изменяться в ходе истории.

Третий вопрос. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. На развитие семьи как социального института влияет социально – экономическая ситуация в обществе. Дайте характеристику современной модели семьи.

Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация. Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных  ролей супругов, и особенно женщины, в семейной жизни.

Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней  высокие требования.           

Умение строить  семью – особый дар женщины. Отметьте роль женщины в семье. Какие есть пути укрепления семьи? Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

Методические указания по выполнению СРС

В данном разделе  метод.указаний предложены  темы и задания  к каждой теме СРС. Выделены вопросы, выносимые на СРС.

При подготовке к сдаче той или иной темы по СРС предварительно изучите соответствующие разделы рекомендуемой литературы по данной теме, и только после этого приступайте к выполнению заданий.

При выполнении заданий необходимо использовать следующие учебные пособия:

1)  Социология Учебник для вузов /Под ред. проф.В.Н.Лавриненко. – М., 1998. 

2)  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология? Учебник для вузов. – М., 1998.

3)  Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технология. - Ростов-на Дону, 1998.

4)  Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.,2004.

5)  Мостовая И. В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве: Развитие социальных технологий. – Ростов на Дону, 1998.

6)  Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

7)  Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1984.

 

Задания на СРС

 

Тема 1. Развитие социологической мысли в Казахстане

 

Вопросы для изучения:

1)  Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей ХIХ-ХХ вв.: Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова и др.

2)  Институционализация социологической мысли в Казахстане.

3)  Современный этап развития социологии в Казахстане

 

Тема 2. Социальная организация и управление

 

Вопросы для изучения:

1)  Принципы и задачи социологии организаций. Основные черты социальной организации.

2)  Типология организаций. Бюрократия как социальное явление.

3)  Государство как наиболее общая форма социальной организации. Государство и гражданское общество.

- По  названным проблемам необходимо выделить  существенные характеристики социальной организации:

Социальное управление — это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

- Назовите принципы функционирования  формальной и неформальной организации.

- Перечислите принципы управления по А. Файолю. Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

- Назовите современные стили управления.

Авторитарный руководитель считает, что увеличение его власти:

-       минимизирует ошибки руководства;

-       увеличивает эффективность руководства;

-       повышает качество работы.

Демократичный руководитель убежден, что ориентированный на  человека подход обеспечивает максимальную производительность, так как люди способны быстро перестроить работу и добиться повышения эффективности труда. Кроме того, этот стиль руководства увеличивает удовлетворенность сотрудников. Однако не всегда демократический стиль ведет к повышению эффективности труда. Следует помнить, что участие работников в принятии решений, снижение контроля, делегирование полномочий порой снижают эффективность работы.

- Какова роль управленческих инноваций в преодолении социальных

кризисов?

Тема 3. Социология конфликта

 

Изучите вопросы, предложенные по данной проблеме, и  постарайтесь ответить на вопросы:

1)  Понятие конфликта, его социальные предпосылки.

2)  Классификация социальных конфликтов и их функции.

3)  Субъекты, стадии, цели и механизм регулирования конфликтов.

 

Вопросы:

-       Какие типы социальных конфликтов вам известны?

-       Назовите основные причины конфликтов?

-       Как отражается на социуме несовпадение ценностей индивидов и общества? Приведите примеры.

-       Какие функции в обществе выполняет социальный конфликт?

-       Объясните тезис Л.Козера: »Группы  или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции».

    Жизнь любого общества постоянно меняется и наполнена противоречиями, поэтому социальные разногласия неизбежны. Более того  они нормальный, а подчас и необходимый элемент личностного и общественного развития человека.

 

Вопросы:

-   В чем сущность конфликтов  с точки зрения классиков социологии?

-       Раскройте двоякую (позитивную и негативную) роль конфликтов в обществе.

-       Какие пути разрешения и регулирования конфликта существуют?

Постарайтесь сделать логический вывод:  конфликтология признает социальный конфликт решающим или одним из важнейших факторов развития обществ.

 

Тема 4. Социология девиантного поведения

 

Вопросы для изучения:

1)  Девиация. Содержание понятия  девиантного поведения.

2)  Биологические и психологические трактовки причин девиации.

3)  Формы девиантного поведения и аномия.

-       Подготовку начните с выяснения содержания понятия "девиантное поведение".

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий, распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

В социологии различают положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную девиацию.

- Приведите примеры, как позитивной, так и негативной девиации.

-  Подготовьте сообщение по теме "Наркомания – социальное зло".

-  Каждая форма девиации имеет свою специфику. К примеру, изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, деклассирование и т.д.

-  Остановитесь на таких формах девиации, как пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, суицид. Приведите результаты социологических исследований по этим проблемам.

 

Вопросы:

-       Каково социологическое объяснение девиации?

-       Что такое аномия?

-       Существует ли зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, культурных факторов?

-       В связи с чем проблемы девиации приобретают особую остроту в переходном обществе?

Как известно, суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Выясните причины такой тенденции.

-       Что понимается под аддитивными формами девиантного поведения?

-       Формы девиации в Казахстане и пути их разрешения.

 

Тема 5. Социология образования

 

Вопросы для изучения:

1)  Учение как социокультурная деятельность.

2)  Образование и социализация.

3)  Социальные функции и цели образования.

 

-       Подготовку вопроса целесообразно начать с постановки вопроса, что изучает социология образования, что составляет предмет ее исследований. Кратко резюмируя область ее интересов, необходимо отметить, что она изучает образование как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры сферы образования, ее взаимодействие с другими общественными институтами и сферами жизни человека:

-       Каково содержание понятия "социология образования"?

Основы понимания учения "как усвоения знаний", как "усвоения опыта" заложены выдающимися учеными С. Рубинштейном, Ж. Пиаже и др.

-       Какой опыт усваивается в ходе учения? Приведите примеры (из результатов социологических исследований).

-       Учение, образование – структурные составляющие социализации.

-       Раскройте значение становления института "школы":

-       Какими социальными институтами поддерживаются функционирование школы, ее статус?

-       Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом, "лифтом" социальных перемещений и социальной мобильности:

-       Какие проблемы стоят сегодня перед отечественным образованием?

-       Перечислите проблемы инженерного образования.

Мониторинг казахстанского рынка труда показывает, что трудоустройство выпускников вузов очень часто связано с уровнем квалификации, приоритетны требования к теоретической  и практической подготовке выпускников.

-       Какие наиболее устойчивые модели образования существуют на сегодняшний день? Дайте каждой модели характеристику.

-                     Какая модель реализуется в АУЭС?

-       Что означает "brain drain"? Чем это вызвано? Приведите данные результатов социологических исследований.

 

Тема 6. Социология культуры

 

Вопросы для изучения:

1)  Культура как социальное явление.

2)  Культура и социализация. Функции культуры.

3)  Социологический анализ особенностей казахской культуры.

 

-       Подготовку вопроса целесообразно начать  с объяснения терминов «культура» и «цивилизация» и сделать вывод, что в широком смысле культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

Заполните таблицу. Основные элементы культуры общества.

Материальные ценности        общества

Культура

Духовные ценности общества

 

 

 

 

Как и само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и культура содержит различные пласты и сферы. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую:

- Охарактеризуйте основные формы культуры общества?

- Назовите основные элементы культуры и дайте им характеристику.

- Перечислите и охарактеризуйте основные функции культуры.

Т.Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о рельности.

- Какие универсальные элементы национальных культур выделили социологи?

- В чем особенности казахской культуры?

                  

Тема 7. Социология массовых коммуникаций

 

Вопросы для изучения:

1)  Объект, предмет, законы и категории. Сопоставление понятий «коммуникация», «общение», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог».

2)  Закономерности и механизмы массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (кино, печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода и др.).

3)  Социокультурная роль массовой коммуникации.

 

Важнейшей составляющей  социального взаимодействия является социальная коммуникация. Коммуникация – это обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен  не обязательно происходит на словесном  уровне.

- Какие виды коммуникации вам известны?

- Какие носители в ходе коммуникативного процесса вам известны?

 

Под массовым сознанием в философском, широком смысле понимается всю совокупность духовной жизни общества, все циркулирующие в обществе  взгляды, представления, идеи, теории, моральные и этические воззрения, религиозные концепции, суеверия, предрассудки, приметы и другие формы общественного сознания.

Массовое сознание в социологическом, более узком, смысле означает господствующую систему ценностей, определяющую отношение индивидов к миру и обществу, в котором они живут, и,  в конечном счете, социальное поведение личности.

-  Какую роль играют  средства массовой информации в жизни индивида и общества.

- Назовите проблемы формирования и функционирования единого информационного пространства в странах СНГ.

- Каковы  особенности  постсоветского общественного мнения.

- Интернет как социальное явление.

- Проблема социологического изучения места и роли Интернета в жизни современного общества.

 

Задачи

1. Многие люди боятся делать доклад перед большой аудиторией, даже тогда, когда перед ними рукопись и они в любое время могут посмотреть в нее. Но находясь в узком кругу, они абсолютно непосредственны и могут держать более длинную речь  о сложных предметах. Их не смущают вопросы оппонентов – они спокойно отражают выпады. Вызван ли их страх лишь большим числом людей? Меньше ли боятся маленькой аудитории?  Хотя именно здесь  можно найти  особенно компетентных и критически настроенных слушателей. Или  тут все дело в разных видах коммуникации? (Всегда ли процесс коммуникации опосредован символически?)

2. Как Вы думаете, почему известный социолог Ю.Хабермас назвал современное общество «коммуникативным»?  Согласны ли Вы с ним?  Обоснуйте свое мнение.

 

Тема 8. Этносоциология

 

Вопросы для изучения:

1)  Этносоциология как отрасль социологической науки.

2)  Современные тенденции в развитии этносов.

3)  Межнациональные отношения в Казахстане.

 

При подготовке первого вопроса обратите внимание на определение "этническая общность" и как в процессе исторического развития человечества последовательно выделились такие формы этнических общностей, как род, племя, народность и нация:

- Дайте характеристику основным формам этнических общностей и назовите основной период их существования.

- Назовите основные факторы, сплачивающие людей в нацию.

-       В процессе развития национальных отношений проявляются две взаимосвязанные тенденции. Первая – это этническая дифференциация, т.е. разделение этносов, каждый из которых стремится к обособленности и национальной самостоятельности, развитию собственной экономики, политик и культуры:

- Приведите примеры из истории  разных государств.

Вторая тенденция – это этническая интеграция, объединение наций. Ее называют интернациональной:

- Почему происходит объединение народов, интернационализация хозяйственной  и культурной  жизни современных обществ?

- На  примере  жизнедеятельности  наций и народностей  дайте характеристику современным национальным отношениям в Казахстане.

 

Содержание

Введение                                                                                                            3

1 Предмет и метод социологии                                                                        5

2 Основные этапы развития социологии                                                         7

3 Методика и техника  проведения социологического исследования                9

4 Социальная структура общества                                                                  11

5 Социология труда                                                                                        13

6 Социальные проблемы инженерного труда                                                15

7 Социология личности                                                                                  16

8 Социология семьи                                                                                        18

Методические указания по выполнению СРС                                                20

Задания на СРС                                                                                                21

                                                                            Сводный план 2013г., поз 218