ФИЛОСОФИЯ

Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра Социальных дисциплин

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические  указания  к семинарским  занятиям 
для студентов всех специальностей

 

 

Алматы 2013

 

СОСТАВИТЕЛИ: В.Л.Шицко, Г.Д.Шаракпаева. Философия. Методические  указания  к семинарским  занятиям  для студентов всех специальностей. - Алматы: АУЭС, 2013. – 30 с.

 

         Данная методразработка включает тематику и планы семинарских занятий по философии общим объемом 15 часов. Всего тем семинарских занятий – 4 по основным вопросам курса. К ним дается список литературы к каждой теме, тематика докладов и тестовых заданий по каждой проблеме. В конце даются методические советы к темам семинаров. Методическая разработка предназначена для студентов 1,2 курсов всех специальностей дневного  отделения АУЭС, обучающихся по системе бакалавриата, и для студентов 1-2 курса ускоренного дневного и  заочного отделения, изучающих  дисциплину «Философия».  

 

Рецензент: док. филос. наук, проф. Кабылова А.С.   

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2013 год.

 

 

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013г.

 

Введение

 

Дисциплина "Философия" изучается на первом и втором курсах дневного  отделения  студентами  всех специальностей общим объемом 135 часов – 3 кредита,  из которых 30 часов – лекционные, 15 часов выделяются на семинарские занятия, и  остальные  90 часов  отводятся на самостоятельную  работу студентов. Количество РГР – 3.

Курс «Философия» изучают студенты ускоренного дневного и заочного отделений на первом и втором курсах всех специальностей общим объемом в 90 часов - 2 кредита. Из них для ускоренников дневного отделения – 15 часов-лекционные, 15 часов выделяется на семинарские занятия и 60 часов – самостоятельная работа студентов. На заочном отделении число кредитов 2 – 90 часов.   Из них 6 часов лекционные, 4 часа семинарских занятий и 80 часов – самостоятельная работа студентов. Количество РГР – 2. 

В данные методические указания включены те разделы учебной дисциплины "Философия",  которые  отражают сущность  основных  философских  и научно – технических  проблем, с которыми  должен  быть знаком  современный  инженер. Это, прежде всего, возникновение и эволюция философских  и научных  школ,  направлений, концепций, являющихся  источниками  гуманитарного  знания и гуманитарной культуры.

Цель  преподавания  курса "Философия" – выработка знаний, позволяющих осмыслить условия  формирования  личности, определить  нравственные  ориентиры человека по отношению  к другим  людям и  самому себе. В настоящих  методических  указаниях разработаны  планы  семинарских  занятий, их  содержание, список рекомендуемой литературы  и  методические советы к темам семинаров.      

 

1 Тематика семинарских занятий

 

1. Возникновение и особенности философского мировоззрения.  - 2 часа 

2. Исторические типы философствования в контексте культуры - 8 часов

3.Философская антропология. Основные образы человека в философии. - 2 часа

4.Познание: общие проблемы. Духовный мир общества. Сознание. -3 часа

Итого -15  часов

 

2 Содержание  семинарских занятий

 

Семинарские занятия по философии предполагают  формирование  у студентов навыков философского анализа теоретического и  практического  материала. Отсюда цель  семинара -  развитие способности творческого мышления студентов, привитие им навыков  использования  всей совокупности  научной методологии,  анализа проблем на основе принципов  диалектического мышления. Семинарские  занятия по философии выполняют познавательную и воспитательную функции, а также вспомогательную по отношению к ним функцию контроля.

 

3 Планы семинарских занятий по  философии

 

3.1 Тема 1. Возникновение и особенности философского мировоззрения  (2 часа)

 

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и роль в жизни людей. Мифология, религия, философия.

2. Рождение философско-теоретической мысли как понимание мира и человеческой жизни с позиций разума.

3. Смысл и назначение философии. Философия и обыденное сознание. Родственность и различие философии и религии.

4. Философия и наука. Нравственная проблематика и своеобразие философского  познания.

5. Философия в системе культуры. Функции философии.

 

3.1.1 Темы докладов.

1. Язык и стиль философского мышления.

2. Особенности мифологического миропонимания.

3. Социальные  функции религии.

4.  Природа философских проблем.

5. Философия и искусство.

6.  Диалектический и метафизический типы философского  мышления.

7. Теоретическая объективность и научная   обоснованность философского  разума. 

8. Основные темы философских размышлений как ориентация на социальные ценности человека.

 

Список литературы

 

1.      Артемьев А.Н., Мырзалы С.К. История и философия науки. – Алматы, 2010.

2.     Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2008.

3.     Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. – Москва, 2012.

4.     Зеленов Л.А. История и философия науки. – М.: Наука, 2008.

5.     Кабаева Ж.А. Философия. – Алматы, 2010.

6.     Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – Москва, 2008.

7.     Крюков В.В. Философия. – Новосибирск, 2006.

8.     Канке В.А. Философия: Учебник для  XXI века. – М., 2000.

9.     Канке В.А. Философия для технических специальностей. – Учебник. – М., 2008.

10.  Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

11.  Мир  философии. - ч.1. – М., 1991.

12. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. – М., 1991.

13. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

14. Панов В.Г. Эмоции. Мифы.Разум. – М., 1992.

15.  Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Москва, 2009.

16. Ушаков Е.В. Введение ф философию и методологию науки. – Москва, 2008.

17. Философия: Учебник  для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2004.

18.  Философия  культуры: Становление и развитие. – СПб., 1998.

19. Философия. Под ред. проф.  Митрошенкова О.А. – М., 2004. – раздел 1.      

 

3.1.2 Тестовые задания по теме.

1.  Типы мировоззрения, исторически предшествовавшие философской мысли.

2.  Когда и где зарождается философская мысль?

3.  Что в переводе с древнегреческого означает слово «философия»?

4.  Что является предметом философии?

5.  Выделите два  основных философских  направления. В чем их различие?

6.  В чем отличие философского мировоззрения от религиозного?

7.  Выделите основные темы философских размышлений.

8.  Каково соотношение категорий «мировоззрение» и «философия»?

9.  Кто впервые ввел термин «философия».

10.  В чем выражается мироощущение человека?

11.  К какому уровню знания относится философия.

12.  Роль философии в формировании научного мировоззрения.

13.  Функции философии, раскрывающие познавательную и ценностную ориентации человека к миру.

 

3.2 Тема 2. Исторические типы философствования в контексте культуры (8 часов)

 

Занятие 1-е

1. Культурные предпосылки и основные  черты  древнеиндийской философии и философии Древнего Китая.

2. Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство.

3. Философия древней Индии. Социально-философская проблематика в творчестве представителей индийской философии.

4. Общая характеристика античной философии. Первые греческие философы.

5. Классическая греческая философия. Сократ, Платон, Аристотель. 

 

3.2.1 Темы докладов. 

1. Сущность конфуцианства.

2. Религия Древней  Индии.

3. Космос и человек в даосизме.

4. Эпистемологическая  проблематика в  творчестве Мо – цзы.

5. Значение атомистического учения Демокрита  для  развития современного естествознания.

6. Наука в античных государствах.

7. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

8. Софистика как явление философии.

9. Апории Зенона.

10. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели.

 

Список литературы 

       

1.    Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия – Часть первая. История философии. – Алматы, 2007.

2.    Боннар Андре. Греческая цивилизация. -  Т. 1, 2, 3. – М., 1991,1992.

3.    Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4.    История философии в кратком изложении  /Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. 

5.    Ильин В.В. Философия: учебник в 2 – х томах. - Ростов -  на - Дону, 2006.

6.    Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М., 2008.

7.    Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Алма – Ата, 1985.

8.    Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

9.    Скирбек Г., Гилье Н. История  философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

10.Философия: Учебник  / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996.

11. Философия: Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004. –  Раздел 2.

12. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. – Ч. 1. – М., 1997.

13.Чанышев А.Н.  Курс лекций  по древней философии. – М., 1981.

14.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

15.Человек: Мыслители прошлого и настоящего  о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т. Фролов и др. Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991.

 

3.2.2 Тестовые  задания по теме.

1. Центральная проблема философии и культуры Древнего Востока.

2. Кем были  сформулированы основные положения буддизма?

3. Самая известная философская школа Древнего Китая.

4. Какой характер носила древнегреческая философия?

5. Кто автор  фраз: «Познай самого себя?», «Я знаю, что  я  ничего не знаю?»

6. К  какому  направлению  в  философии относился Демокрит?

7. Что в переводе с греческого означает термин « софисты»?

8. Автор первой в истории человечества теории идеального государства?

9. С чем в древнем Китае сравнивали искусство государственного управления?

10. Кто автор фразы: «холодное становится теплым, теплое холодным, влажное сухим, сухое – влажным»?

 

Занятие 2-е

1. Своеобразие средневековой Западно-европейской философии, основные этапы ее развития.

2. Проблема универсалий. Номинализм и реализм. Учение Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

3. Арабская философия эпохи средневековья. Особенности становления и развития. 

4. Религиозный и светский варианты философского мышления на Востоке. Основные течения и представители.

5. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.

 

Темы докладов

 

1. Ибн – Сина – философ бытия.

2. Научно – философское наследие Аль – Фараби.

3. Теория двойственной истины Ибн – Рушда.

4. Философские и этические идеи Корана.

5. Аль – Кинди  - основоположник восточного перипатетизма.

6. Ценностно – моральные акценты философии  и литературы эпохи  Возрождения.

7. Философские и этические идеи Библии.

8. Человек и природа в средневековой философии.

9. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

10. Номинализм Уильяма Оккама и Иоганна Буридана.

 

Список литературы

 

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2.    Вально М.В. Философия: Учебник. – М., 2003.

3.    Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2008.

4.    Жизнь Мухаммеда. Книга  о пророке. – Алма – Ата: Жазушы, 1990.

5.    Ибн – Сина. Избранные  философские произведения. – М., 1989.

6.    Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991.

7.    История философии  в кратком  изложении /Пер. И.И. Богута. – М., 1995.

8.    Касымжанов А.Х. Портреты. – Алматы, 1995.

9.    Касабеков А., Алтаев Ж. Введение в историю казахской философии. – Алматы, 1994.

10.Кузнецов В.Н. История западной философии. – М., 1993.

11.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

12.Рассел Б. История западной философии. В2т. – М., 1993.

13.Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебное по пособое для  студентов  высших учебных заведений. – М., 2001.

14.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII в.в. – М., 1996.

15.Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

16.Серик Мырзалы. Философия. – Алматы, 2008. – Главы 4,5,6,7,8.

 

 

Тестовые задания по теме

 

1.  С каким религиями связана философская мысль средних веков?

2. Какой характер носило средневековое мышление?

3. Что в переводе с греческого языка означает термин «схоластика»?

4. Кого из представителей номинализма вы знаете?

5. Кого из арабских философов называли «Аристотель Востока»?

6. Какое теолого-философское течение, зародившиеся в VIII веке н.э., называют «Ислам интеллектуалов»?

7. Как называется главное философское сочинение Ибн-Сины?

8. Какой характер носило философское мышление эпохи Возрождения?

9. Назовите наиболее известных представителей философии и науки эпохи Возрождения?

10. Автор произведения «О бесконечности Вселенной и мирах»?

 

Занятие 3-е

1. Новое время (17 век). Философское сознание  и научная революция (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

2. Эпоха Просвещение в Англии и во Франции. Общественно-правовой идеал Просвещения. 

3. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

4. Марксизм.  Концепция диалектики в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Темы докладов

 

1. Разработка индуктивного метода Ф. Бэконом.

2. Социально-философские концепции Дж. Локка и Т. Гоббса.

3. Рационализм Ренэ Декарта.

4.Трактовка проблемы человека и общества П. Гольбахом и Д. Дидро.

5. Философское и научное творчество Ф. Вольтера.

6. Социально – философские воззрения Ж.Ж. Руссо и К. Гельвеция.

7. Морально – этические и религиозные воззрения И. Канта.

8. Проблема отчуждения в творчестве К. Маркса.

9. Марксисткая концепция практики.

10. Разработка Ф. Энгельсом проблем диалектики природы.

 

Список литературы

 

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2.    Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия – Часть первая. История философии. – Алматы, 2007.

3.    Вальяно М.В. Философия. Учебник. – Москва, 2003.

4.    Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. – М., 1988.

5.    Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. – Москва, 2012.

6.    Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2008.

7.      Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

8.      История философии в кратком изложении  /Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. 

9.      Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М., 2008.

10.  Кузнецов В.Н. История западной философии. – М., 1993.

11.  Рассел Б. История западной философии. – М., 2006.

12.  Скирбек Г., Гилье Н. История  философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

 

Тестовые задания по теме

 

1. Кому из философов Нового времени принадлежит высказывание «Знание – сила»?

2. Кто является автором произведения «Рассуждение о методе»?

3. О ком из представителей Нового времени можно сказать: его монизм предстал в форме пантеизма?

4. Какой век в развитии философской мысли называют эпохой Просвещения?

5. Автор произведения «Человек – машина»?

6. Какое произведение Ж.Ж. Руссо явилось теоретическим обоснованием гражданского общества?

7. Сколько законов диалектики сформулировал  Г.Гегель?

8. Название философского направления Л. Фейербаха, в центре которого находится человек?

9. В какой период времени сформировалась  марксистская  философия?

10. Автор произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства»? 

 

Занятие 4-е

1. Казахская философия Просвещения. Особенности становления и развития. Основные идеи и представители.

2. Социально-политическая мысль в Казахстане об обществе и человеке в конце ХIХ и в ХХ веке (Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов, А. Букейханов и т.д.).

3. Русская философия ХIХ-первой половины ХХ веков. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность. 

4. Основные модели современного философского мышления. Неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

5. Проблема нерационального. Бессознательное и психоанализ.  

 

Темы докладов

 

1. Характеристика философии всеединства Владимира Соловьева и Павла Флоренского.

2. Нравственная философия Л. Толствого.

3. Онтологическая проблематика в творчестве М. Хайдеггера и К. Ясперса.

4. Огюст Конт – основоположник позитивизма.

5. Жизнь и творчество Альбера Камю.

6. Русский космизм – философия «общего дела».

7. Религиозная  философия в XX веке: традиционализм и попытки обновления.

8. Концепция  одномерного человека Герберта Маркузе.

9. Принцип  верификации. Замысел «проверяемой» философии.

10. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда.

 

Список литературы 

 

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2.    Вальпо М.В. Философия: Учебник. – М.. 2003.

3.    Голубинцев В.Л., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2010.

4.    Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.. 1995.

5.    Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2005.

6.    Ильин В.В. Философия: учебник в 2-х томах. – Ростов – на – Дону, 2006.

7.    Конт О. Курс позитивной философии. – Спб., 1900.

8.    Камю А. Бунтующий человек. – М., 1993.

9.    Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

10.Ницше, Фрейд, Камю, Сартр. Сумерки богов. – М., 1992.

11.О России и русской философской культуре (Н.А. Бердляев, П.А. Сорокин и др). – М., 1990.

12.Поппер К. Открытое общество и его враги. – Т 1,2. – Алматы, 1996.

13.Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

14.Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

15. Философия: Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004. – Гл. 3.

16.Философия: Учебник /Под ред В.Д. Губина. – М., 1996.

17.Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

18.Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. – М., 1997.

 

Тестовые задания по теме

 

1. Кем была представлена философия русского космизма?

2. Автор произведения «Россия и Европа».

3. Чьи  философские традиции продолжали почвенники?

4. Кто из русских  философов обращал внимание  на «географический фактор» в общественном развитии?

5.Какое философское направление представляет Жак Деррида?

6. Автор произведения: «Экзистенциализм – это гуманизм».

7. Сколько этапов в своем  развитии прошла философия позитивизма.

8. Создатели концепции информационного общества в ХX веке.

9. Представители постмодернизма  в философии ХХ века.

10. Какое из философских течений ХХ века в центр изучения ставит  проблемы существования человека? 

 

3.3 Тема  3. Философская антропология. Основные образы человека в философии  (2 часа)

 

1. Философия о природе и сущности человека. Проблема человека в истории философской мысли.

2. Общество как система. Деятельность как специфический способ  существования социального.

3. Биологическое и социальное  в человеке. Исторические типы взаимоотношений человека и общества.

4. Специфика философского понимания предназначения человека и смысл его жизни.

5. Социализация личности и социальные ценности.

 

3.3.1 Темы докладов. 

1. Мифы о человеке.

2.  Философия и медицина о проблеме жизни и смерти: дискуссии  об эвтаназии.

3.  Философия Древнего Востока о человеке. 

4.  Философская антропология о смысле и цели жизни человека.

5. Немецкая классическая философия о человеке. Нравственный императив И. Канта.

6. Воздействие научно – технической революции на условия существования человека в современном мире.

7. Соотношение  понятий «человек – индивид – личность – индивидуальность».

8. Личность и социальные ценности.

9. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества.

10. Проблема антропогенеза. Эволюционная и синтетическая теория эволюции. 

Список литературы

 

1.    Абишев К. Философия: Учебник. – Алматы, 1999.

2.    Голубинцев В.Л., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2008.

3.    Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М., 2008.

4.    Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

5.    Нысанбаев А.Н., Абжанов Т. Путь к человеку. – Алма – Ата, 1992.

6.    О человеческом  в человеке. – М., 1991.

7.    Петрова А.М. Проблемы человека в философии. – СПб., 1994.

8.    Проблема человека в западной философии. – М.. 1988.

9.    Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1995.

10.Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

11. Франк С.Л. Духовные основы общества: мыслители ХХ века. – М., 1992.

12. Человек: мыслители  прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

13.Человек в мире и мир человека: культура личности. – Алматы, 1991.

14. Человек в мире отчуждения. – Алматы, 1996. – разд.2,4

15. Философия: Курс лекций. /Под ред. Е.Ф. Солопова. – М., 1997.

16. Хорни К. Невротическая личность нашего  времени. Самоанализ /Пер. с англ. – М., 1993/.

 

          3.3.2 Тестовые  задания по теме. 

         1.   Что изучает  наука антропология?

         2.  Кто из философов определил сущность  человека как «совокупность общественных отношений»?

         3.  Каким понятием характеризуется человек,  рассматриваемый в качестве  единичного представителя человеческого рода?

         4.  В каком  течении современной западной философии основной темой является ситуация  личностного выбора?

         5.  В творчестве  какого казахского  Просветителя ХIХ века  проблема  человека является  центральной.

6. Главная  особенность  философского мышления  эпохи Возрождения.

7. Кто открыл  мотивацию бессознательного у человека?

8. Как  понимался  человек в древнекитайской, индийской и греческой философии?

9. Кто из древнегреческих философов утверждал, что «человек – это общественное животное, наделенное разумом»?  

10. Назовите две полярные  концепции человека, сформировавшиеся в ХХ веке.

 

3.4 Тема  4. Познание: общие проблемы. Духовный мир общества. Сознание (3 часа)

  

1. Сущность познания как вида деятельности человека. Субъект и объект познания.

2. Многообразие форм познания. Единство чувственного и рационального в познании.

3. Проблема истины в философии и науке. Истина, заблуждение и ложь. Конкретность истины.

4. Наука как специализированная форма познания. Структура научного познания. Методы эмпирического и теоретического исследования.

5. Духовность как проблема человеческого существования. Понятие духовной сферы жизни общества, ее элементы.

6. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира. Сознание и самосознание.

7. Понятие общественного и индивидуального сознания. Структура общественного сознания, его уровни и формы.

 

3.4.1 Темы докладов. 

1.   Остроумие и интуиция как способы и  формы познания.

2.   Техническая деятельность как форма практики.

3.   Математическое моделирование как метод научного исследования.

4.   Логика и творчество.

5.    Соотношение знания и веры.

6.    Наука и нравственность

7.    Агностицизм И. Канта.

8.   Теоретическое познание и его формы: проблема, гипотеза, теория, идея.

9.   Эволюция  разума. Может ли мыслить природа?

10.   Этика науки. Наука и искусство.

11.   Сознательное и бессознательное в жизни человека. 

12.   Религия в современном мире и в жизни человека.

13.   Индивидуальность духовного мира.

14.   Сознание и формы психической деятельности: память, воля, эмоции.

15.  Сознание творчество. Специфика социального творчества.

16.  Специфика политического сознания. Политическое сознание и политическая культура.

17.  Роль правового сознания людей в современных условиях.

18.  Проблемы  политической и правовой реформы в независимом Казахстане.

 

Список литературы

 

1.     Артемьев А.Н., Мырзалы С.К. История и философия науки. – Алматы, 2010.

2.     Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Часть вторая. Теория философии. Социальная философия. – Алматы, 2010.

3.     Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2008.

4.     Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. – Москва, 2012.

5.     Злобин Д.Ф.  Основы философии: Учебное пособие. 2-е изд. – Алматы: Ғылым, 2004.

6.     Философия. Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004.

7.     История и философия науки. Под ред. А.С. Мамзина. – СПб., 2008.

8.     Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.

9.     Кабаева Ж.А. Философия. – Алматы, 2010.

10. Канке В.А. Философия для технических специальностей. – Учебник. – М., 2008.

11. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – Москва, 2008.

12. Косиченко А.Г. Философия и методология науки. – Алматы, 1997.

13. Категория  мышления и индивидуальное  развитие. - Алматы, 1991. – Гл.2.

14. Кимилеев Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989.              

15. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону, 2008.

16. Липкина А.И. Философия науки. – М., 2007.

17. Методы научного познания. – Алматы, 1996.

18. Молдабеков Ж. Философия религии и идеология ее реализации //Мысль. – 1995. - №9.

19. Одинцов Н. Личность Политика. Мораль //Мысль. – 1995. - №3.

20.  Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

21. Сознание как условие форм жизнедеятельности. Сборн. АГУ. – Алматы, 1996.

22. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – Москва, 2008.

23. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – Москва, 2004.

24. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

25. Хабермас Ю. Демократия. Разум.  Нравственность. – М., 1995.

26. Шалабаев Ж. Политическая культура и ценность общества //Мысль. – 1995. - №5.

27. Этика кочевья. – Алматы, 1993.

 

         3.4.2 Тестовые  задания по теме. 

1.    Назовите методы познания, присущие только теоретическому уровню.

2.    Что является критерием истины?

3.    Какие формы чувственного познания вы знаете?

4.    Какое философское течение отрицает возможность познания мира?

5.    Назовите 2 уровня научного знания, различающиеся по  полноте, глубине и форме своего выражения.

6.    Что в переводе с греческого языка означает  термин «гносеология»?

7.    Автор работы «Новый органон».

8.    Что такое  аксиомы?

9.    Кого из представителей эмпиризма вы знаете?

10. Выделите верное определение понятий «метод» и методология». 

11. Какова эволюция форм отражения в природе и обществе.

12. Генезис и причины возникновения сознания.

13. Какое основное понятие отражает философский смысл категории «сознание».

14.В чем проявляется творческая активность сознания?

15.Выделите два уровня структуры общественного сознания.

16.Что  характерно для  самосознания?

17. Отличие нравственного  регулирования поведения людей от правового.

18.Назовите формы  общественного сознания. 

19. Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только  человеческий мозг.

20.Что объединяет психику человека с психикой животных?

21.К какой сфере общественной жизни относится категория «общественное сознание»?

22. Какие основные функции выполняет наука?

23.Кто авторы учения о ноосфере?

24. В чем сходство и различие категорий «общественное» и «индивидуальное» сознание.

25.К какому уровню общественного сознания относится «идеология».

26. Роль политического сознания людей в современных условиях.

 

4 Методические советы к темам  семинаров.

 

4.1 Тема

 

При изучении первой темы обратите внимание на следующее.  Мировоззрение  - это комплексная форма сознания, объемлющая самые  разные  «пласты» человеческого  опыта. Оно способно раздвигать узкие рамки повседневности,  конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми,  включая  тех, что  жили раньше, и тех, что будут  жить потом. Таким  образом, в  мировоззрении  в обобщенном,  комплексном виде представлены  познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы и их взаимосвязь.  В мировоззрении  воедино соединяются  чувства и разум человека, сомнения  и убеждения, знания и оценки, целостное  понимание  человеком  мира и  осознание самого себя в нем.

Мировоззрение носит исторический характер. История   духовного   развития  человечества знает несколько основных форм мировоззрения: мифологическое,  религиозное, жизненно – практическое и научно – философское.

Философия – особый способ духовного освоения мира, это есть  теоретически сформулированное мировоззрение и система взглядов. Исторически – это первая форма  теоретических взглядов  на мир, места в нем  человека, выявления различных форм отношения человека к миру. Она дает теоретическое обобщение  практической деятельности людей и данных  наук о мире и человеке, результатом  которого  является особое философское знание о формах  всеобщего.  Философия раскрывает, исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Она   изучает  не отдельные стороны,  свойства, отношения,   а  наиболее общие для  всех предметов и явлений свойства,  отношения и связи.

Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком  значении, чем  закрепившееся за ним  позднее. По сути это был синоним зарождающейся тогда науки и теоретической мысли, знания вообще. Именовавшееся философией знание древних охватывало не только практические  наблюдения и выводы, зачатки наук, но  так же раздумья людей о мире и о себе. Все это  доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий  к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном (плюралистическом) характере. Это особенно  отчетливо проявилось в  XIX – XX вв., когда возникли различные по своему характеру философские школы и направления, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого  существования.

Так исторически  сложился предмет  философии, т.е. круг ее специфических  разделов и проблем, так  теоретически и практически,  т.е. организационно  и  педагогически,  дифференцировались  ее разделы. Естественно, что это деление носит в известной мере условный характер, и предмет  философии – не одна  какая – нибудь сторона сущего , а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия  нацелена на то, чтобы  понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира. Таким образом,  основные усилия осознавшей  себя  философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы  найти  высшее начало и смысл бытия.

В современных  условиях  философия уже не может  претендовать на роль науки  наук, включать в себя  все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и  методы, свой уровень обобщения  знания. Философия  же предметом  своего  анализа  делает  обобщения  частных  наук, т.е. имеет  дело  с более высоким,  вторичным уровнем  обобщения, задача  которого – выявление общих закономерностей и тенденций. Основным методом при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук,  если сама  философия претендует на научность.  Крупнейшие открытия в конкретных науках,  в свою очередь, способствовали интенсивному развитию философии.

 

4.2 Тема

 

Занятие 1-е.  Возникновение  и  расцвет  философии  в  Китае (1 тыс. до н. э.) связан с периодом  Чжаньго – «золотым веком китайской философии». Это было время ломки традиционных  общинных  отношений, вызванных  экономическим прогрессом, ростом  научных знаний в области математики, медицины и астрономии. Благоприятной  почвой духовных  перемен  воспользовались  аскеты, бродячие  мудрецы. Это время  практически  одновременного  существования шести  философских  школ:

1) конфуцианства;

2) моизма;

3) школы  закона (фа – цзя); по – европейски – легизм;

4) даосизма;

5) школы «инь – ян» (натурфилософы);

6) школы имен  (мин – цзя).

Для большинства школ  характерной   была  практическая  философия, тесно связанная  с  проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.  Такое направление  характерно  полностью конфуцианству, моизму, легизму. Из шести школ  наиболее  философской был даосизм.  Основная борьба между школами древнекитайской философии велась  вокруг представлений о «тянь» - небо, о соотношении идеального начала «мы» (закон, природа) и материального  начала ци  (первоматерия), о «дао» - путь, который был одновременно и космическим и нравственным законом. 

В  Древней  Индии  возникновение философии  («даршаны»)  относится примерно  к середине  I тысячелетия  до н. э, в  период    формирования государств. Древнейшим литературным  памятником индийского народа являются  Веды. Их  тексты  не  содержат  единую систему взглядов и идей. Они представляют собой  различные течения, мысли и взгляды от  архаических  мифологических образов до первых  попыток формировать  философские взгляды на мир и место человека в нем. Для древнеиндийской философии  характерно  развитие в рамках  определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы:  ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Ортодоксальными  школами были  веданта,  миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные  школы –  это: джайнизм, буддизм, чарвака – локаята. Из множества школ  всеиндийское значение приобрели прежде всего джайнизм и буддизм.

Греческая или  античная  философия  сформировалась в VII-VI  веках до н. э. Это была первая  в истории попытка рационального  постижения  окружающего  мира. В развитии античной философии можно условно  выделить  четыре  основных  этапа: а) зарождение и формирование  (6 век до н. э.);  б) зрелость  и расцвет (5-4 века до н. э.);  в) закат – это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 века до н. э.)  и  г) период упадка и гибели в эпоху Римской империи  (1-5 века н. э.).

Древнегреческая  философия  возникла не в самой Греции, а в ионийских  городах  западного побережья малой Азии, основанных  греками.

Ионийская философия представлена, в основном, Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др.) и  философом - одиночкой Гераклитом. Расцвет  античной философии приходится  на  вторую  половину  V конец IV в.в до н.э. Это  был  период  расцвета классической греческой рабовладельческой  демокритии. Величайшими представителями  философии  этого  периода были афинянин Сократ, Платон, Аристотель,  Эпикур. Древнегреческая философия сыграла огромную  роль в культурном  развитии человечества. Прогрессивные идеи  древних философов  до сих пор оказывают большое влияние на развитие современной науки.

В развитии философии на Западе и Востоке можно выделить несколько  общих закономерностей. Во – первых, и на Востоке, и на Западе  философская мысль зарождается на фоне мифологии как формы общественного сознания. Во – вторых, философия  Запада и Востока зарождается как форма  общественного сознания с возникновением классового  общества и государства. В – третьих,  философия  Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она  интересовалась проблемами добра и зла,  прекрасного и безобразного, любви и ненависти, справедливости и несправедливости, дружбы, товарищества  и  т.д.

Занятие 2-е. Средневековая философия Запада (III-XIV века) – это философия  феодального, доиндустриального  общества, для   которого характерно  господство  теологии и  религии, исходным пунктом философских  размышлений были догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не  знанию, религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его сущности, как  первопричине и  первооснове  мира. Крупнейшими представителями  средневековой западно – европейской схоластики были А.Августин,  Р. Бэкон, Ф. Аквинский, У.Оккам, Д. Скотт. Схоластика (греч. Schola – учебная  беседа) – интеллектуальный феномен  средневековой и  постсредневековой европейской культуры в рамках теолого – философской традиции, ставившей  своей  целью рациональное обоснование западно – христианского  вероучения. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли,  благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение получило название  креационизма – что значит «творение», «создание».

Многие характерные  особенности средневековой философии проявились  в  происходящей на протяжении нескольких веков  борьбе    реализма и номинализма. Под реализмом  подразумевалось  учение, согласно  которому  подлинной реальностью  обладают только  общие  понятия, или  универсалии, а не единичные предметы, существующие в  эмпирическом  мире. Противоположенное направление носило название номинализм. Термин «номинализм»  происходит  от латинского слова «nomen»,  что значит  «имя». Согласно  номиналистам, общие понятия только  имена. Они  не обладают   никаким  самостоятельным  существованием  и образуются  нашим умом  путем абстрагирования  признаков, общих для целого ряда эмпирических  вещей  и явлений.

Средневековое мышление на Востоке,  как  и  европейское, было, по  преимуществу, теоцентричным, ибо связывалось с  монотеизмом  ислама. Тем не менее здесь имелся  ряд обстоятельств, сказавшихся благотворно на  развитии философской мысли. Это интенсивное развитие экономики,  обширные внешнеторговые связи, взаимообогащение  культур, расцвет  теоретических  и прикладных наук. Немаловажную роль  играли  также  и конфессиональные   особенности    ислама : отсутствие единого  религиозного  центра, института духовенства в строгом смысле этого слова, процедуры канонизации  решения спорных вопросов, и др.

В результате появилась возможность развития не только  религиозных, но и светских  вариантов философского мышления. К разряду первых  относятся  калам (буквально – «слово»,  «речь»,  «литературный диалог»),  исмаилизм и суфизм. Светский вариант  решения мировоззренческих  проблем  получил  название «фальсафа», он сформировался под  воздействием греческой  философии. Наиболее известными  представителями философской мысли Востока были ученый – энциклопедист Аль – Фараби,  великий ирано – таджикский философ и врач  Ибн – Сина (Авиценна), астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям, арабо – испанский врач  и философ  Ибн – Рушд  (Аверроэс) и  многие другие.

XV в.в Европе, прежде всего в Италии, стал  веком непокорности и выхода  из-под абсолютной власти Церкви. Отныне центр тяжести в философских  размышлениях  перешел от Бога к человеку. Возродился и получил развитие  антропоцентризм, зародыши которого имели место еще в учениях античных  философов, например, у Сократа, Пифагора, софистов и др. Постепенно возрос интерес к древнему культурному наследию, которое было предано забвению в средние века. Эпоха, получившая название  Возрождение, охватывает период приблизительно  XIV-XVI вв. Выработанный в эпоху Возрождения новый тип философского мировоззрения  связан с творчеством таких выдающихся философов,  как Николай Кузанский (1404 – 1464 гг.), Марсилио Фичино (1433 – 1499), Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.0, Микеланджело  (1475 – 1564 гг.), Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) и др.

Занятие 3-е. Начало  Нового  Времени (XVII в.) является для Западной Европы временем революционной ломки практически во всех сферах  общественной жизни. Самая характерная черта этого времени – это активное, деятельное отношение ко всему существующему: предметам, обстоятельствам,  событиям.  Отсюда изменение отношения общества к науке, изменение целевой ориентации науки. Теперь от науки требуется не только  описание, объяснение существующего мира, что было характерно для  периода от античности по эпоху Возрождения, но и активное воздействие  на производственную деятельность человека. «Знание – сила» - вот девиз  этого  времени. (Подробнее: История философии в кратком изложении. – М., 1995).

В философии в этот период происходит  определенный разрыв  со  схоластикой и религией, возникает  учение о безграничных  возможностях  научного  исследования.  Крупными  философами  в Европе  XVII века были  Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк  (Англия), Р.Декарт (Франция), Б.Спиноза (Голландия),  Г.Лейбниц  (Германия).  Для  философии  Нового  времени  характерной была  материалистическая  тенденция, вытекающая, прежде всего, из  экспериментально – опытного естествознания. Наука теперь  должна  была помочь  человеку поставить силы природы себе на службу. Но для этого она должна обладать истинным методом исследования природы. Поэтому проблема истинного  научного метода становится основной проблемой для философии того времени.

Философия  и общественная мысль XVIII века отражают  процессы социальных изменений, происшедших  за относительно короткий исторический срок и изменивших весь образ жизнедеятельности и строй мышления людей того  времени  в сравнении с XVII веком.  Это столетие носит имя века Разума, века Просвещения. Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо  авторитета и традиции, начатые  в  XVII веке, были  продолжены и углублены  в XVIII столетии.  На знамени просветителей написаны два лозунга – наука и прогресс. Обращаются они прежде всего  не просто к разуму, как в XVII веке, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только  от религиозных предрассудков, но и от метафизических  сверхопытных «гипотез».

Период Просвещения охватывает  конец  XVII – начало XIXв.в., т.е. время английской буржуазной революции 1688 г. и Великой французской революции 1789 г. Еще  в середине  XVII в. в Англии сложилась  характерная для  Просвещения критика религии, основанная на терпимости,  рационалистическая эмпирическая философия, покоящаяся  на  естественном праве, и исключающая абсолютизм общественно – политическая  концепция. Для  раннего  французского  Просвещения была характерна  борьба с религиозными  предрассудками,  сочетавшаяся с иллюзиями в отношении просвещенного  абсолютизма, в позднем же Просвещении преобладали  радикальные общественно – политические требования и острая критика абсолютистской власти.

Немецкая классическая философия – это этап в развитии философской мысли, которой охватывает период  с конца  XVIII – первую  половину XIX веков. В это время был  создан преемственный ряд систем  философского  идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Л. Фейербаха.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил  Кант (1724 – 1804 гг.). В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». В работах докритического периода наряду с философскими произведениями важное место  занимают  произведения, посвященные  вопросам естествознания. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) Кант  разработал  гениальную  гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Основными работами  Канта "критического периода" являются "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического  разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790). В первой из этих книг  Кант  изложил  учение о познании, во второй – этику, в  третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. 

Немецкая классическая  философия  после И.Канта разрабатывалась  И.Г. Фихте  (1762 – 1814) и Ф. Шеллингом (1775 – 1854). Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831).  Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812 – 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817).   Исходным  положением философии Гегеля является  принцип тождества бытия и мышления. Мышление это не только  субъективная, человеческая  деятельность, но  и  независимая от человека объективная  сущность, первооснова  всего существующего. 

Ценнейшим  приобретением философии   Гегеля была диалектика,  изложенная особенно полно в  «Науке логики» (1812 – 1816). В этом  произведении  Гегель дал  анализ важнейших законов и категорий  диалектики, обосновал  тезис о  единстве диалектики, логики  и теории  познания,   создал  первую  в истории философской мысли развернутую систему  диалектической логики. Велик вклад  Гегеля  в теорию  познания;  в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений.

Последним представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах. Его перу  принадлежат  такие философские  произведения, как «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), «Сущность христианства» (1841),  «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843). Он был первым философом,  который подверг критике философскую  систему объективного  идеализма Гегеля, возродил  передовые традиции материализма 18 века. Согласно Фейербаху, единственными  объективными реальными  вещами  являются природа  и человек. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах  сам назвал свою философию  «антропологией».

Основоположниками нового  философского  направления, которое впоследствии получило   название  диалектического и исторического материализма, являлись  К.Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). При этом  они опирались  на  достижения предшествующей философской мысли. Особенно  важную  роль в формировании их философского творчества сыграли Гегель и Фейербах.  Маркс и Энгельс считали  наиболее ценными в философии Гегеля  рациональное зерно его философии – диалектический метод, а также  «историческое чутье» немецкого философа, которое  позволило ему представить  развитие общества  как единый закономерный процесс. У Фейербаха особенно ценными были его материализм и критика религии.

Переходя к анализу некоторых философских положений и идей, выдвинутых  марксизмом, необходимо назвать следующие: а) попытка материалистической переработки  диалектики; б) материалистическая идея практики;  в) материалистическое понимание истории; г) трактовка места  философии в общественной жизни и определение предмета философии;

д) философский  анализ  ряда  научных  положений и открытий в естественных  науках (физике, химии, математике, биологии, геологии) и др. Эти и другие идеи  были  изложены  Марксом  и  Энгельсом  в  таких  произведениях,  как  «Немецкая  идеология», работах  К.Маркса «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе»,книгах Ф. Энгельса «Диалектика природы», «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Занятие 4-е. В Казахстане прошлого столетия одним из великих  мыслителей был Абай Кунанбаев. Выходец из Среды знатных степных  феодалов, он всю жизнь  провел в борьбе за  интересы казахской бедноты, народных масс и тех  социальных  сил, которые поддерживали его и пользовались его поддержкой на окраинах русской империи.  Абай  Кунанбаев предстает  как  мыслитель, предельно адекватно  отразивший в своем творчестве, и в философии особенно, дух  своей эпохи. Все скрытые и явные противоречия своего  времени он отразил   сполна в своей  поэзии и прозе. Он был великим человеком,  наследие которого еще долго будет  служить  основой духовного совершенствования и развития  не одного  поколения людей.

Чокан Чингисович Валиханов – один из первых  выдающихся представителей научной и общественно – политической мысли  Казахстана, внесший неоценимый  вклад не только  в казахскую, но и мировую  культуру своего времени. Его перу принадлежит немало превосходных работ по проблемам географии,  этнографии,  социологии, политики и т.д. Многие из этих исследований не утратили своего значения и по сей день.

Многогранное творческое  наследие Шакарима, весьма разнообразное по  форме своего  выражения,  является достаточно  сложным по содержанию. Шакарим использовал нравственные аспекты человеческого существа, которые необходимо развивать, чтобы оздоровить общество. Это, во – первых, честный труд; во – вторых, чистая совесть и, наконец, в – третьих, искреннее  сердце. Фундаментальным качеством человека является чистая совесть, без которой все его другие качества либо вообще не состоятся, либо же  утратят всякий смысл. Поэтому, считает Шакарим, совесть должна внедряться в человеческую душу  с рождения и всегда. 

Русская философия  - сравнительно позднее образование русской национальной культуры, хотя  предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире – славянской) истории. Однако предпосылки ( к ним  мы отнесем прежде всего  историческое  сознание  и самосознание народа) еще не  само явление, они лишь подготавливают ее рождение и развитие. Само  же  явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию. Если руководствоваться  таким  критерием, философия в России начинается  не в XI и  даже не в XVIII вв., а только в XIX столетии ( в полную  силу во второй его  половине). Но это было поистине  великое начало, ибо связано  оно  с  именами  Ф.М. Достоевского,   Л.Н. Толстого,

В. Соловьева. В их лице  и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно  самостоятельный голос, вносящий свою  тему и свою собственную тональность в диалог культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации. Ее сущность – нравственное вето на любой «прогресс»,  любой социальный проект, если они   рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Для современной западной философии характерно  разнообразие школ, направлений, концепций, появившихся в конце  XIX  - начале  XX  веков и ставших доминирующими  после 1-ой мировой войны.  Современная философия  представляет   собой довольно сложное духовное образование. Ее плюрализм  расширился и обогатился за счет  дальнейшего  развития науки и практики, развития  самой  философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине  XIX века.  Философия  в  настоящее время предстает в  различных  направлениях. Среди  них такие, как  идеализм  и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм  и антисциентизм. Основными моделями  современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм  и др.  Отчего  эти  философские  модели,  возникшие  в XIX -  XX  вв.,  оказались  жизнестойкими  и не были  опровергнуты  современной наукой и  практикой?  Видимо, потому, что и позитивизм, и  неотомизм, и экзистенциализм рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую  ценность: роль философского  и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного,  свобода и необходимость,  необходимость и случайность,  свобода и ответственность и т.д. 

Позитивизм, экзистенциализм, неотомизм содержат в себе  современные  модели  философского мышления, из которых  произрастают философские теории, идеи, концепции, образуя школы, течения. Так, например,  позитивизм сегодня представлен  «критическим  рационализмом» К.Поппера, теорией "научных революций" С.Куна, концепций «эпистемологического анархизма» П. Фейербанда, теориями  структурализма, концепциями герменевтики, идеями научного  материализма и др. В более классическом виде в настоящее время  представлен  экзистенциализм (от  позднелат. exsistentia  - существование), или философия  существования. Он заявил  о себе прежде всего работам К.Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А. Камю, которые привлекают своей актуальностью.  Современный неотомизм, или философия католицизма, претерпела  довольно  существенные изменения: в ней появились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии., философско – антропологические концепции, «нонкогнитивистские» теории и др.

 

Тема 3

 

Изучая вопросы темы 3, выделите следующие аспекты. Функционирование и развитие  человека включено  в   определенную систему общественных отношений, имеющую свои особые законы, определяющие специфическую сущность общества, составляющих его людей. В процессе  взаимодействия общества и природы последняя оказывает определенное  влияние на общество, а общество – на природу. Тем не менее, познание общества имеет свою специфику, оно не может быть  отождествлено  с природой.

Попытки сведения законов общества  к законом   природы имеют место в социальной науке.  У исследователей  этой  проблемы   возникло искушение видеть человека как представителя биологического вида. А  общество  как  совокупность  индивидов, подчиненных,  главным  образом, биологическим    законам  развития. Социальной составляющей в человеке и обществе  отводилась  второстепенная роль. Сюда можно  отнести взгляды создателя   теории  психоанализа   З. Фрейда,  неофрейдистов,  в  частности,

Э. Фромма,  представителей  философской  антропологии  М. Шеллера  и  А. Гелена, органическую  теорию  общества  (Г.Спенсер и А. Шеффле) и др.

Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая  среда, в структуре которой выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой  подразумевают неживую  и живую части природы – геосферу и биосферу. Биосфера  есть сфера действия всего живого. Она включает населенную  организмами  верхнюю часть земной коры, воды рек, озер,  морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи  самоорганизующейся, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего  живого. Причем, ее эволюционный процесс имеет необратимый характер.

Искусственная среда обитания – это все то,  что создано человеком. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Но несмотря на кажущуюся  независимость  общества, все  произведенное  человеком (а масштабы созданного  им огромны) было бы,  конечно,  невозможно  без  природы. И  в результате  появляется  новое   понятие  «ноосфера»,  которое ввел  выдающийся естествоиспытатель и мыслитель  В.И. Вернадский,  исследовавший проблему перехода биосферы в ноосферу. Эти идеи развивал далее, но в этом же духе, француз  П.Тейяр де Шарден  и русский ученый   А.П. Чижевский в произведении «Земное эхо солнечных бурь».

Включенность человека сразу в два мира –  в мир  общества и мир природы порождает  немало  проблем, заключающихся в том, какое  из этих начал является доминирующим,  каким образом  осуществляется взаимосвязь, взаимодействие биологического и социального  в человеке.

В ходе этой дискуссии высказывается множество мнений,  заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято  называть  биологизаторскими, сторонники которых  абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых роль  социальных  факторов играет превалирующую роль.

Человечество в эпоху НТР весьма  преуспело в создании средств, подавляющих биологические основы человеческого существа – это  и нервно – психологические стрессы, и химические препараты, загрязняющие воду, почву, атмосферу,  и многое  другое. Во взаимодействии биологического и социального  биологическое как продукт  длительной эволюции является началом  консервативным.  В условиях  современной высокоразвитой технической цивилизации возможности  адаптации человеческого организма  близки к  исчерпанию. Поэтому  не случайно в наши дни одной из глобальных проблем стала проблема сохранения человека как биологического  вида.

Глобальные проблемы современности  порождены бурным развитием мировой  цивилизации, когда технологическое  и техногенное могущество  человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации,  политическое  мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности  весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

 

4.4 Тема

 

Проблема  познания является одной из важнейших,  которыми занимается философия, наряду с такими проблемами,  как  сущность бытия, человека  и общества. Проблемы теории  познания разрабатывали  Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В. Лейбниц, Д.Юм, И.Кант, Т.Гексли, К.Маркс и другие. Гносеологическая проблематика формулировалась практически  во  всех течениях  и  направлениях, существовавших  в истории философии и существующих  в современной  философской  мысли. Как же осуществляется  познание? Процесс познания возможен лишь тогда, когда имеются:  а)объективный мир, его явления,  процессы;  б) человек,  который  воздействует на  эти явления, процессы и изучает их.

То, на  что  направлена  практическая  и  познавательная  деятельность  человека (природный и социальный мир), называется объектом познания. Активно же действующий и познающий человек и есть субъект познания. В процессе    познания выделяют две основные ступени.: живое содержание и абстрактное мышление. Основными  формами  чувственного познания являеются ощущения, восприятия, представления,  эмоции. Рациональное познание не является результатом непосредственного взаимодействия человека с внешним миром. В рациональном познании человек путем абстракции (лат. абстрактно – отвлечение) отвлекается от всего второстепенного и  не главного, выделяя наиболее существенное в явлениях и процессах.

Главным признаком рационального познания выступает абстрактная  деятельность мысли. Рациональное познание существует в следующих формах: понятие, суждение, умозаключение. Чтобы ориентироваться  в сложной сети явлений окружающего мира, нужны истинные  знания. Истина есть верное отражение действительности. Учение об истине как соответствии наших знаний, представлений действительности  возможно только  при правильном  понимании роли  практики. Поэтому практика – это  вся деятельность  людей, в ходе  которой они  воздействуют на мир   и преобразуют его: производственная, общественная, техническая, научные  наблюдения, опыты и эксперименты. Практика играет  решающую  роль в познавательной деятельности человека. Можно сказать: практика – основа и цель познания.

В своей познавательной деятельности, и прежде всего в научной, люди осознанно  или неосознанно используют самые  разнообразные методы. Ясно, что осознанное  применение  методов, основанное  на понимании их возможностей и границ, делает  деятельность человека более рациональной  и эффективной. Метод в специально – философском значении, как  средство  познания, есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. Методологический анализ процесса научного  познания позволяет  выделить два  типа приемов и методов исследования. Первый – это  приемы и методы, присущие человеческому  познанию  в целом, на базе которых  строится как научное, так и обыденное знание. Условно их  можно назвать общелогическими методами. Второй – существуют особые  приемы, характерные только для научного познания, – научные  методы исследования. Последние можно подразделить на методы  построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

Сознание является одной  из самых  сложных  и трудных проблем философии. Оно является актуальной и для современного естествознания. Цель данного семинара состоит в том, чтобы дать философский анализ сущности сознания, его  происхождения, выявить активную роль сознания в деятельности  человекам, а также  выяснить, как решалась проблема сознания с материалистических и идеалистических позиций.

 Необходимо акцентировать внимание на том положении, что сущность  сознания социальна. Сознание человека, его способность  мыслить могли  возникнуть только в обществе,  при взаимосвязи человека с другими людьми, с возникновением общественных  отношений и овладением миром культуры.  Следует показать активную роль сознания в общественной жизни.  Раскрывая содержание этого вопроса, используйте работу Жукова Н.И. Проблема сознания: философский и социально – научный аспекты. Минск, 1993.

Пятый вопрос семинара посвящен выяснению содержания  понятия духовной жизни общества. Духовная жизнь общества – вся  деятельность  людей на данной ступени развития общества по духовному освоению  внешнего мира (как природного, так и социального) и преобразованию внутреннего мира человека, формированию определенного типа личности.

Духовная жизнь – это одна из сторон единого  исторического  процесса, второй стороной которого является сфера материальной жизни общества. Взаимодействие двух сторон общественной  жизни имеет сложный  диалектический  характер.  Материальная жизнь общества – общественное бытие – лишь  в конечном счете определяет степень развития духовной жизни.  В то же время ни одно общественное явление не может оцениваться без учета теорий, концепций, взглядов, мнений людей, которые как раз и представляют собой духовную культуру.

 При  изучении седьмого вопроса семинара надо обратить внимание на то, что категория «общественное сознание» принадлежит к фундаментальным понятиям философии, с ее помощью можно  глубже понять процессы духовной жизни общества. Общественное сознание представляет собой  сложное образование. Оно включает в себя знания, накопленные  человечеством, политические. правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию и общественную психологию. Рассматривая  взаимосвязь общественного и индивидуального сознания, надо выяснить, под воздействием чего формируется  сознание  индивида, почему  общественное сознание является первичным  по отношению к индивидуальному сознанию, объяснить, почему  общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний, а индивидуальное сознание не есть простая частичка общественного сознания.

Раскрывая  структуру общественного сознания,  следует выделить два его уровня – общественную психологию и идеологию. При изучении содержания  этих  уровней нужно  показать их отличие друг от друга. Общественная  психология выражает, главным образом, ближайшие повседневные   интересы людей; это массовое сознание классов, наций, социальных  групп складывается стихийно   в процессе жизни и деятельности людей. Идеология представляет более высокий уровень        общественного сознания, она вырастает  из науки  и обосновывается идеологами  класса, социальной группы  или общества в целом.

Далее необходимо перечислить и проанализировать формы общественного сознания.  Политическое сознание отражает сложившиеся политические отношения между классами, нациями, государствами. В политическом сознании непосредственно проявляются экономические отношения и интересы классов, отражаются отношения людей к государственной власти и правительству. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, представлений, выражающих отношение людей к существующему праву как системе устанавливаемых  государством юридических  норм и практической деятельности юридических учреждений. Следует обратить  внимание на то, что правовое сознание представляет взгляды людей о законном и незаконном,   справедливом и несправедливом,  о должном и обязательном в отношениях  между людьми.

Моральное сознание – совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем  поведении. Необходимо знать основные функции морали, ее роль в обществе.  Особое внимание следует  обратить на общественное мнение, как совокупность  нравственных требований, оценок, суждений, выражающих  общественные  интересы. Религиозное сознание представляет собой как бы удвоение мира, поскольку  наряду с реальным  признается существование потустороннего мира. Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественные силы. Выясните основные функции религии: иллюзорно – компенсаторную, она   дает человеку успокоение, но при этом  сама жизнь не меняется; мировоззренческую и  регулирующую. Обратите внимание на роль религии в современном обществе.

Эстетическое сознание (искусство) – отражение действительности посредством   художественных образов. Раскройте основные функции искусства: познавательную, мировоззренческую, воспитательную, эстетическую, гедонистическую, а также рассмотрите  взаимодействие   искусства с другими формами общественного сознания (с нравственностью, с религией). Покажите воздействие искусства на формирование духовного мира людей.  

 

Содержание

 

 Введение                                                                                                       3

1 Тематика семинарских занятий                                                                4

2 Содержание  семинарских  занятий                                                          4

3 Планы семинарских  занятий по философии                                           4

4 Методические советы к темам семинаров                                             16

 

Сводный план 2013г., поз 215