ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра Социальных дисциплин

 

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Методические указания к семинарским занятиям 
(для магистрантов всех специальностей)

 

Алматы 2013

 

СОСТАВИТЕЛИ: А. Сагикызы, Г.Д. Шаракпаева, В.Л.Шицко. История и философия науки. Методические указания к семинарским занятиям (для магистрантов всех специальностей). – Алматы: АУЭС, 2013. – 22 с.

 

Данная методразработка включает тематику лекций и семинарских занятий по предмету «История и философия науки», планы семинарских занятий, рассчитанные на 15 часов, с указанием необходимой литературы по различным разделам философского и научного знания, а также подробные методические рекомендации к каждой теме семинара и тематику семестровых  работ. Всего тем - 95.

 

Методразработка предназначена для магистрантов АУЭС.

 

Рецензент: канд. фил. наук, проф. Мухамеджан К.Ш.

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2013 год.

 

 

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013г.

 

Введение

 

Происходящие сегодня в обществе сложные политические и социально-экономические процессы свидетельствуют, что разумное осмысление и изменение действительности возможно только на основе продуманной, комплексной, научной системы подготовки специалистов в соединении с усилиями и инициативой самой личности. Каждая наука и область техники, общественной практики выдвигают свои мировоззренческие и методологические проблемы. Мировоззрение каждого человека может складываться либо стихийно, под влиянием окружающих условий или накопленных сведений научного характера, и может формироваться под воздействием объективных условий в результате целенаправленного педагогического и воспитательного процесса.

Все вышесказанное обуславливает повышение ответственности магистрантов за уровень научной квалификации, усиление требований к их подготовке, и здесь немаловажную роль играют экзамены по общенаучным дисциплинам. Цель экзаменов – установить широту научного и культурного кругозора, подготовленность к самостоятельной научно-исследовательской работе, способность анализировать современные общественные явления на теоретическом уровне.

Магистрантам АУЭС с 2008-2009 учебного года преподается курс «История и философия науки». Учебный план по этому курсу включает: число кредитов для научно – педагогической  магистратуры – 2. Всего часов – 150. Из них аудиторные – 30 часов: лекции – 15 часов, семинары – 15 часов, число часов на самостоятельную работу – 120, из них 60 часов – СРСП.

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями секции философии кафедры социальных дисциплин. В нее включены тематика лекций и семинарских занятий по предмету «История и философия науки» для магистрантов, планы семинарских занятий с указанием основной и дополнительной литературы, а также методические рекомендации к каждой теме семинара. В конце дается тематика семестровых работ  по указанной дисциплине. Всего тем - 95. Количество семестровых – 2. Каждый магистрант должен подготовить и сдать 1 работу научно – исследовательского характера.

Методические указания составлены в соответствии с Программой кандидатского экзамена по истории и философии науки, утвержденной Президиумом ВАК 29 января 2004 г.

 

1 Тематика лекций по курсу «История и философия науки»

 

Тема 1. Предмет истории и философии науки. Наука, её сущность и происхождение - 2 часа.

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее развития – 3 часа

Тема 3. Структура науки. Научная картина мира  – 2 часа.

Тема 4. Научная теория: сущность и структура – 2 часа

Тема 5. Естествознание, обществознание и технические науки – 2 часа

Тема 6. Основные регулятивы познавательной деятельности – 2 часа

Тема 7. Основные тенденции в развитии современной науки – 2 часа

Всего: 15 часов

 

2 Тематика семинарских занятий по курсу «История и философия науки»

 

Тема 1. Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы развития науки – 4 часа.

Тема 2. Наука как социальный институт. Структура научного знания – 2 часа.

Тема 3. Взаимосвязь философии и науки – 2 часа

Тема 4. Научные и вненаучные формы знания – 2 часа

Тема 5. Философия техники и методология технических наук – 3 часа

Тема 6.  Социальная ответственность ученых. Этика науки – 2 часа. Всего: 15 часов

 

 

3 Планы и литература к семинарским занятиям

 

Тема 1. Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы развития науки (2 часа)

 

1.      Роль и функции науки в обществе. Наука в системе культуры.

2.      Наука и философия. Влияние философских концепций на развитие науки. Философия в истории научных идей.

3.      Древняя Греция как место рождения науки. Античная логика и античная математика: историческое, культурное и научное значение.

4.      Научное познание на Западе в эпоху средневековья. Восточная средневековая наука.

5.      Социокультурные предпосылки становления экспериментальной (опытной) науки в Новое время.

6.      Особенности современной науки и изменение мира науки. Общие черты современной науки. Единство науки и связи отдельных ее областей.

 

Список литературы

 

1. Абу Насыр аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алматы: Ғылым, 1979.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

3. Генезис категориального аппарата науки. – Алматы: Наука, 1990.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. – М.: Прогресс, 1990.

5. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистрантов и аспирантов). – Алматы, 1997.

6. Методология науки в контексте взаимодействия восточной и западной культур. – Алматы, 1998.

  7. Наука в Казахстане: история и современность (философское исследование в двух книгах). Кн. 1. Алматы, 2006.

8. Нысанбаев А.Н., Сулейменов Ф.М. Между мифом и разумом. –   Алматы, 1991.

9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

10. Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.

11. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Наука, 1988.

12. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарика, 1996.

14. Кун Томас. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001.

15. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов / Под ред. К.Х. Рахматуллина и др.  – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

16. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

17. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. «Философия науки» в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 2008.

 

Тема 2. Наука как социальный институт. Структура научного знания   (2 часа)

 

1. Представления о науке как о социальном институте. Формы и способы трансляции научного знания: историческая динамика.

2. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном мире. Наука и социальная ответственность.

3. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.

4. Научная теория как компонент науки. Философские основания науки.

5. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира. Проблема классификации наук.

 

Список литературы

 

1.    Абу Насыр аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алматы: Ғылым, 1979.

2.    Абдильдин Ж.М., Насанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. – Алматы, 1973.

3.    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. – М.: Прогресс, 1990.

4.    Изотов М.З. Социально-культурные детерминанты интеграции современной науки. – Алматы: Контакт, 1993.

5.    Методы научного познания. – Алматы: Ғылым, 1996.

6.  Наука в Казахстане: история и современность (философское исследование в двух книгах). Кн. 1. Алматы, 2006.

7.    Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ в контексте социокультурной трансформации общества. – Алматы, 1995.

8.    Нысанбаев А.Н., Курбанов Р.О. Социологические и этические проблемы современной науки. – Алматы: Ғылым, 1988.

9.    Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Наука, 1988.

10.           Рахматуллин К.Х. Научная картина мира как высшая форма интеграции знания // Философско-методологические проблемы науки. – Алматы: Наука, 1986.

11.          Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов / Под ред. К.Х. Рахматуллина и др.  – Алматы: Қазақ университеті, 1999.

12.           Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

13.          Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. «Философия науки» в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 2008.

14.          Ушаков Е.В. «Введение в философию и методологию науки». – М., 2008.

15.          Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.

 

Тема 3. Взаимосвязь философии и науки (2 часа)

 

1. Философия науки  как особый вид междисциплинарного знания. Предмет и структура философии науки. Прогностическая роль философского знания.

2. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: редукционистская, антиинтеракционистская, диалектическая.

3. Сущность позитивистской концепции: наука – сама себе философия. Ее различные варианты в ходе эволюции позитивизма, их критический анализ.

4. Относительная самостоятельность философии и науки и их внутренняя взаимосвязь. Механизм и формы взаимосвязи философии и науки.

 

Список литературы

 

1.  Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

2.  Гейзенберг В. Часть и целое. – М., 1989.

3.  Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

4.  Колчигин С.Ю. Методологические проблемы взаимодействия наук //Вопросы философии, 1986, № 1.

5.  Лебедев С.А. Современные концепции естествознания и философия // Высшее образование в России. 2003. № 4.

6.  Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

7.  Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.

8.  Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

9.  Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

10.          Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.

11.          Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. – М., 1967.

 

Тема 4. Научные и вненаучные формы знания (2 часа)

 

1.      Обыденное знание. Специализированные виды вненаучного знания.

2.      Отношение науки к вненаучному знанию. Влияние герметической традиции на формирование науки Нового времени.         

3.      Активизация вненаучных форм мировоззрения (религия, мифология, мистика).

4.      Контрнаучные концепции (астрология, парапсихологическая теория и практика, магия и др.) как проявление роста контркультуры в современной научно-технической цивилизации.

 

Список литературы

 

1.      Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. –

Киев, М., 1998.

2.      Герметизм и формирование науки. Реферативный сборник. – М., 1983.

3.      Горбовский А. А. Факты, догадки, гипотезы. – М., 1988.

4.      Гроф Ст. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция. – М., 1993.

5.      Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. – М., 1989.

6.      Есекеев Б. Ж. Культурно-исторические образы познания. – Алматы, 1999.

7.      Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. – М., 1988.

8.      Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

9.      Знание за пределами науки. – М., 1990.

10.  Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. – М., 2000.

11.  Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. – Спб., 1994.

12.  Капра Ф. Паутина жизни. Новое  научное понимание живых систем. – Киев, М., 2003.

13.  Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М., 2001.

14.  Комиссаров В. С. Зов Стоунхенджа. Шифровка из Космоса. –  М., 2007.

15.  Лаплас П. С. Изложение системы мира. – Л., 1982.

16.  Ответственность религии и науки в современном мире. – М., 2007.

17.  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

18.  Пукшанский Б. А. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. – Л., 1987.

19.  Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. – Спб, 1999.

20.  Рерих Е. И. Сакральное Знание. Агни Йога о человеке, космосе, жизни. – М., 2006.

 

Тема 5. Философия техники и методология технических наук (3 часа)

 

1. Техника: истоки и эволюция понятия, его современная трактовка. Специфика философского осмысления техники.

2. Познание и практика. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность. Специфика технической и инженерной деятельности.

3.    Специфика технических наук. Сущность и природа современных научно – технических дисциплин.

4.              Человек в развивающейся системе техники. Техника в системе природы: единство техники и природной среды.

5.              Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Проблемы гуманизации и экологизации  современной техники.

 

Список литературы

 

1.    Анисимов К.Л. Человек и техника. Современные проблемы. – М., 1995.

2.    Горюнов В.П. Техника и природа. – Л., 1980.

3.    Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М.: Инфра, 2000.

4.    Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., 1998.

5.              Гусев С. С., Гусева Е. А. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. – Л., 1989.

6.    Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – Л.: Наука, 1977.

7.    Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. – Л.: Наука, 1988.

8.    Митчам К. Что такое философия техники? – М., 1995.

9.    Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

10.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

11.Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. – 2001. – № 5.

12.Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. – Томск: Изд-во Томского университета, 1981.

13.Шаповалов В.А. Курс лекций по философии техники. – Спб., 1998.

14.     Шаповалов В.В. Философия науки и техники. – М., 2004.

15.     Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. «Основы философии науки». – Ростов на – Дону, 2007.

16.     Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. «Философия науки» в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 2007.

17.     Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. «Философия науки» в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 2008.

18.     Ушаков Е.В. «Введение в философию и методологию науки». – М., 2008.

 

Тема 6. Социальная ответственность ученых. Этика науки (2 часа)

 

1.  Идеалы и нормы научного исследования, их влияние на процесс научного познания и оценку его результатов. Социально-коммуникативный характер научного познания.

2.  Когнитивные ценности: определенность, непротиворечивость, их категориальный статус, историческая, предметная и социальная обусловленность.

3.  Этика науки и техники. Соотношение познавательных и этических норм в научно-технической деятельности.

4.  Правовое регулирование научной деятельности. Законы о науке и научной деятельности. Права и обязанности государства по отношению к науке и ученым.

5.  Социальная ответственность ученых за технологические риски и информация общественности об их возможных размерах. Техногенные катастрофы XX века.

 

4 Методические рекомендации к темам семинаров

 

Тема семинарского занятия 1 «Наука в культуре и цивилизации. Основные этапы развития науки» предполагает освещение роли науки в жизни общества, а также раскрытие всевозрастающего влияния науки на все сферы современной общественной жизни. «Наука» в переводе с латинского языка означает «знание». Изучая вопросы этой темы, необходимо отметить, что наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе, человеке, законах их развития. Необходимо отметить, что наука является не только системой знаний, но и результатом специфической деятельности людей по производству знаний, научного творчества. Определяющей причиной возникновения науки являются материальные и духовные потребности человека, цивилизации в целом. В настоящее время исследование современной науки осуществляется в рамках дисциплин, сформировавшихся во второй половине ХХ века. Это философия науки, психология науки, социология науки и науковедение.

Непосредственным предметом философии науки является наука, рассматриваемая с особой философской точки зрения. При этом наука понимается как совокупность специализированных знаний, прежде всего теоретического характера, а также как особый социальный институт и одна из важнейших частей культуры. По своему методу философия науки не отличается от любого другого раздела философского знания: она представляет собой рациональный способ понимания и объяснения действительности. Знание философии науки состоит не только в практической полезности, но и в нравственном, мировоззренческом, социальном и методологическом аспектах.

Философия науки выполняет две основные функции: мировоззренческо - просветительскую и методологическую. 3,4 и 5 вопросы  предлагаемой для изучения темы посвящены проблеме становления науки как особой сферы человеческой деятельности, истории науки и роли философии в развитии научных идей. Здесь необходимо обратить внимание на предысторию предмета «История и философия науки», а также вопросы, связанные с историческими предпосылками философии науки как особого раздела философии.

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Месопотамии, Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь были накоплены эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики и логики. Это достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки являлась объяснительная функция. В Древней Греции, в период античности, философия науки еще не сложилась  как отдельная область философского знания. Античные философы в большинстве случаев занимались вопросами не строгого научного знания, а познания вообще. Как философская дисциплина, философия науки начала складываться в Европе в Новое время  (17–18 века) и получила динамичное развитие с конца 19 века. Особое значение она приобретает в современную эпоху (См.: Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004).

Семинар темы 2 «Наука как социальный институт. Структура научного знания» При изучении вопросов семинарского занятия, необходимо обратить внимание на то, что оформление науки в качестве социального института произошло в 17 – начале 18 веков. В этот период в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже 19 – начала 20 в.в. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, что приблизило научную деятельность к формам современного индустриального труда. Современная наука связана со всеми без исключения социальными институтами, промышленностью, сельским хозяйством, политикой и военной сферой.

Рассматривая первый и второй вопросы темы семинарского занятия, нужно иметь в виду, что наука как особый вид деятельности социально организована и представляет собой сложнейший социальный институт, она включает в себя три основных составляющих компонента исследования: производство нового знания; приложения (доведения новых знаний до их практического использования); подготовку научных кадров. Все эти составляющие науки организованы в виде соответствующих учреждений: университетов, научно-исследовательских институтов, академий, конструкторских бюро и т.д. Далее в рамках этого семинарского занятия важно подчеркнуть, как велика роль ученых в современном мире. Именно они обладают теми знаниями, которые необходимы для ускорения научно-технического прогресса, и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо всего человечества.

Наиболее важным вопросом семинарского занятия является четвертый: «Научная теория как компонент науки. Философские основания науки». Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Их осмысление ведет к построению теории, которая представляет собой важнейшую составную часть любой науки. Теория, в переводе с греческого языка, означает – рассматриваю, исследую. В широком смысле теория – комплекс взглядов, идей, направлений для объяснения какого-либо явления. В узком смысле теория – высшая форма организации научного знания, дающая представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. При сопоставлении научной и философской картины мира важно помнить, что между ними нет противоречия, они гармонично дополняют друг друга.

Рассматривая третий вопрос семинарского занятия, необходимо иметь в виду, что современная наука – сложнейшее социальное явление. Отдельные науки различаются прежде всего тем, что исследуется и как исследуется. По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д. В целом классификацию наук можно представить так: естественные и технические (прикладные) науки, социальные науки и философские науки. Каждая из перечисленных наук – это целая область знания, включающая в себя десятки различных дисциплин.

Главный вопрос – какова структура научного знания? Что такое научная картина мира, концепции, гипотезы, проблемы, факты? В самом простом виде структуру научного знания можно представить в виде следующего ряда: фактический материал; первоначальные обобщения в понятиях и других абстракциях; научные предложения (гипотезы); законы, принципы и теории; философские установки; методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания; стиль мышления.

Научное знание можно структурировать и по степени обобщенности материала. В структуре научной картины мира выделяют также понятийную и чувственно-образную составляющие. Далее следует определить, какие уровни научного знания существуют, как они соотносятся, чем отличаются эмпирический и теоретический уровни знания, где пролегает граница между этими видами знания.

Рассматривая уровни научного познания, нельзя не выделить основные методы научного познания такие, как формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод и ряд эмпирических методов познания. Любая научная теория выполняет большое количество функций. Поэтому такие вопросы: как что такое теория и каковы ее функции, - также требуют изучения. Еще одним важным вопросом является проблема классификации наук и различные концепции развития науки и научного знания.

При подготовке к 3-теме «Основные варианты философии науки» необходимо учесть то, что наука – феномен весьма сложный и многогранный. Не случайно существует не один вариант философии науки. Эти варианты различаются прежде всего по тем философско-мировоззренческим основаниям, на которых они строятся. Различие таких оснований ведёт к тому, что по-разному понимается сама сущность науки, её функции и назначение в составе культуры, взаимосвязь с другими сферами культуры – философией, религией, искусством и т.д. Данное различие обусловливает также различие в акцентах и аспектах, которые считаются главными в феномене науки. Здесь необходимо рассмотреть некоторые варианты философии науки.

Позитивистская, неопозитивистская и постпозитивистская философия науки. Под позитивизмом в философии понимается философское направление, которое оформилось в 30-е годы XIX в. и которое сохраняет своё влияние вплоть до настоящего времени. Основанием данного направления был О. Конт, который ввёл и сам термин «позитивизм». Позитивизм в своём историческом движении прошёл три стадии: «первый», или классический, позитивизм, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм, и «третий позитивизм», или неопозитивизм. На всех этих стадиях лейтмотивом позитивизма было положение о том, что всё подлинное (на языке позитивизма – «позитивное») знание может быть получено лишь как результат отдельных наук или как результат их синтетического объединения и что философия как особая наука или даже «наука наук», претендующая на содержательное исследование действительности, не имеет смысла, а потому и лишена права на существование. «Наука – сама себе философия» – таково кредо позитивизма на всех стадиях его существования.

Феноменологическая и марксистская философии науки. Основатель феноменологии как философского направления Э. Гуссерль уже в первом томе своих «Логических исследований» (1900) выражал недовольство современным ему состоянием «науки, когда нельзя отделить индивидуальные убеждения от общеобязательной истины…». А в последнем своём фундаментальном произведении, изданном посмертно, Гуссерль говорит о кризисе всех европейских наук и даже о кризисе европейского человечества. Под кризисом науки он понимает «утрату её жизненной значимости». Отсюда видно, что феноменологическая философия науки разрабатывалась под знаком критики наличной науки. В её основании лежат основные принципы его философии, и прежде всего его учение об интенциональной активности сознания. В известном смысле феноменологическая философия науки по своим установкам альтернативна неопозитивистской философии науки. В её центре сосредоточены проблемы, которые непосредственно связаны с активностью сознания и которые не поддаются решению с помощью неопозитивистской методологии.

В некотором смысле марксистская философия науки близка феноменологической. Однако, если в феноменологическом варианте философии науки эта действительность берётся в крайне усечённом виде, то в марксистском варианте она берётся и исследуется во всей полноте. Наука здесь понимается как особая относительно автономная сфера культуры, испытывающая на себе влияние других сфер культуры и в то же время оказывающая влияние на них.

Классики марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) специально проблемами философии науки не занимались. Но они создали тот фундамент, на котором впоследствии сформировалась марксистская философия науки. Некоторые исследования, которые могут быть отнесены к философии науки, велись в Советском Союзе, начиная с 20-х годов ХХ в. Здесь можно назвать имена В. И. Вернадского и Б. М. Гессена. Однако в собственном смысле исследования в области философии науки начали вестись с середины 60-х годов.

Важной тематикой марксистской философии науки была тематика, которую можно обозначить как «наука и культура» или «наука и общество». В этой тематике можно выделить два главных блока проблем. Во-первых, проблема статуса науки в социуме и связи науки с другими его сферами (с материальным производством, с религией, искусством, моралью, политикой, правом и т.д.). Во-вторых, это проблема взаимосвязи науки и культуры в плане влияния последней (и её сфер) на науку – на её структуру, на характер познавательной деятельности, на оформление научной картины мира и т.д. Особенно здесь следует выделить спектр проблем, связанных с социокультурной и культурно-исторической природой и обусловленностью научного познания и знания.

Тема 4 семинарского занятия - «Научные и вненаучные формы знания». Исторически науке предшествует массив донаучного знания, и была дана общая характеристика этого знания. Однако появление и последующее развитие науки и научного знания не вытесняет из культуры различные виды знания, часть из которых составляют донаучные знания, а часть которых появляется и существует наряду с наукой, подчас даже соперничая с ней. Весь массив вненаучных знаний можно разделить на два разряда:

1) неспециализированные;

2) специализированные.

К неспециализированным относится так называемое обыденное знание, к специализированным – многие другие.

Обыденное знание составляет часть обыденного сознания, т. е. такого сознания, которое формируется и функционирует в сфере обыденной, т. е. неспециализированной жизнедеятельности. Оно является выражением и, до известной степени, регулятором этой жизнедеятельности. В ней формируется специфический обыденный опыт. В ходе этого опыта формируется и соответствующее ему знание, которое и называется обыденным знанием.

Видов специализированного вненаучного знания (т.е. своеобразных аналогов науки и научного знания) существовало и существует множество. Одни из них более известны, другие – менее. Одни приобретают известность и даже популярность в одних культурно-исторических условиях, другие – в других. Скажем, если в XVIII и XIX веках распространены были френология (учение о взаимосвязи между формой черепа человека и его психическими особенностями), месмеризм (учение о так называемом животном магнетизме; назван по имени врача Фр. А. Месмера), спиритизм, то в начале XX в. популярными стали теософия, Арканы Таро и др., а во второй половине этого века – астрология, хиромантия, парапсихология, уфология (учение о НЛО и так называемых «пришельцах» из космоса).

Тема 5 связана с анализом проблем философии техники и методологии технических наук. Здесь прежде всего надо выделить проблему смысла и сущности техники. В узком смысле слово «техника» – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией. Есть и широкий смысл термина «техника», имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный; она есть техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. Философия техники исследует феномен техники в целом, ее место в общественном развитии, принимая во внимание широкую историческую перспективу.

Необходимо сделать акцент на эволюции понятия «техника» с древнего мира до современного этапа общественного развития. Представляют интерес трактовки техники в античной культуре, в средние века и в эпоху Возрождения, а также в Новое время. Последние выдвигают идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Это и привело в конечном счете к дисциплинарной организации науки и техники. Развитие современной техники в большей степени, чем когда-либо, обусловлено развитием науки. Технические новшества появляются и совершенствуются путем приложения научно-теоретических знаний. С другой стороны, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования, особенно прикладного характера. Современная техника, наряду с функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции, становится способной выполнять управленческие функции. См. источник «Философия техники: История и современность». – М., 1997.

Важным является анализ техники и технологии как социальных явлений их взаимоотношения. Технология – совокупность знаний о способах и процессах обработки или переработки материалов. Технология пронизывает всю практическую деятельность людей и интегрирует в себе наиболее абстрактные стороны этой деятельности – познание и мышление. Технология тесно связана с другими науками. Она объединяет естествознание, науку и технику, экономику, политику и управление. Видна диалектика взаимосвязи техники и технологии – технология детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе. Функционирование техники вызывает заранее намеченные изменения в технологическом движении.

Проблема закономерностей развития техники и технического прогресса непосредственно связана с категорией «практика» как преобразовательной деятельностью людей, направленной на изменение природы, общества и самого человека. Выделяя различные виды практической деятельности, сформировавшиеся в процессе эволюции познания, необходимо назвать такой ее вид, как техническая и тесно связанная с ней  инженерная деятельность. Развитие техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой. Техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек – соучастником эволюции.

В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, сформированы различные концепции философии техники. Из всего многообразия философских концепций техники можно выделить наиболее значимые: антропология техники, натуралистическая антропология техники, онтология техники и культурология техники. Представляют интерес в этом плане взгляды представителей экзистенциализма – Хосе Ортега-и- Гассета, испанского философа, и К. Ясперса и М. Хайдеггера, немецких философов–экзистенциалистов. С точки зрения последнего, техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопряжена с истинным познанием (См.: «Философия Мартина Хайдеггера и современность». Сб. ст. – М., 1991).

В наше время влияние техники на общество и человека как главного элемента в системе техники происходит не только через сферу материального производства. Под ее воздействием преобразуются система образования, искусство, быт, культура. Современная цивилизация – это техногенная цивилизация всего человечества, поскольку сегодня налицо глобализация технической системы. Но надо учитывать, что развитие техники в современном мире все более проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника – мощная сила, способная вызвать негативные, даже трагические последствия. На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной. Сегодня уже нельзя пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер сегодня должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией, быть служителем гуманности.

Необходимо понимать, что человечество все больше оказывается зависимым от последствий научно-технического развития. Поэтому управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, оценка результатов оказываются не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах научно-технического развития, о мерах его возможного ограничения. Подробнее об этом смотри: Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Тема 6. Социальная ответственность ученых. Этика науки». Наука есть сфера общества и культуры, а потому, выполняя вполне определённые предписанные ей функции, не может не подчиняться основным нормам этического и юридического порядка, а потому и не нести некоторую ответственность перед обществом (опять же этического и юридического характера. То же самое распространяется и на людей науки – учёных. Этическая же ответственность учёных (как и других граждан) не регулируется юридическими кодексами.

Внутри науки существуют как правовые регулятивы поведения и деятельности учёных, так и общеэтические. Осуществляя научно-исследовательскую деятельность и выдавая её результаты, учёный на каждом шагу сталкивается с явными и неявными этическим аспектами этой деятельности и её результатов. Эта сторона его деятельности регулируется совокупностью, этических норм, которые Р. Мертон назвал этосом науки. Задача науки, отмечает он, состоит в приумножении истинного и достоверного знания. Её решению служат, с одной стороны, методы исследования, а с другой – набор императивов (нравы), вытекающих из этой задачи и средств её решения. «Нравы науки, – пишет Мертон, – имеют методологическое рациональное оправдание, однако обязывающими они являются не только в силу своей процедурной эффективности, но и потому, что считаются правильными и хорошими. Они в такой же степени моральные, в какой и технические предписания».

Проблема социальной ответственности науки и учёного особую остроту обрела в ХХ столетии, особенно в связи со сбросом атомных бомб на японские города Хиросима и Нагасаки. Наука показала свою оборотную сторону: с этого времени расхожие формулы: «Наука есть благо», «Наука нейтральна по отношению к этической проблематике» и им подобные обнаружили свою несостоятельность. Наука в лице естествознания внедрилась в такие уровни организации живой и неживой природы, что каждый шаг на пути их познания таит в себе непредсказуемые последствия. Как отметил известный физик М. Борн, «какой бы отдалённой от технических приложений ни выглядела работа исследователя, она представляет собой звено в цепи действий и решений, определяющих судьбу всего рода человеческого».

И чем больше развивается наука, тем теснее её связь со всеми сферами и уровнями общественного целого, тем более существенными являются последствия внедрения её достижений в практику. И эти последствия бывают как глубоко положительными, так и глубоко отрицательными. Разумеется, ответственность вменяется науке и учёным за отрицательные последствия. Бесспорно, отрицательным является внедрение научных достижений в разработку и совершенствование всевозможных видов оружия. Даже простое испытание этого оружия наносит вред окружающей среде и здоровью людей. Но сегодня на службе у передовых армий мира имеется не только ядерное, химическое и биологическое оружие. Появилось климатическое, психотронное и другие виды оружия, некоторые из которых держатся в секрете. Отрицать причастность к этому науки и учёных бессмысленно.

Можно коснуться и других достижений современной науки. Речь идёт о биомедицинских и генетических исследованиях. Биологические и социальные последствия этих исследований пока неясны даже самим учёным. Тем не менее некоторые из них пытаются внедрять биотехнологии в жизнь. Ещё одним достижением современных биотехнологий является производство и использование генетически модифицированных источников питания (ГМИП). К ним относятся растения, животные и даже микроорганизмы.

Сама по себе социальная и культурная ответственность науки и учёных является хотя и необходимым, но отнюдь не достаточным условием для того, чтобы полностью искоренить злоупотребления достижениями науки. Ответственность науки перед культурой и обществом не должна быть односторонней: «культура ответственна перед наукой в той же мере, в какой наука ответственна перед культурой. По сути, речь идёт об одной и той же ответственности – об осознании реальности кризиса и стремлении к его преодолению» (Порус В. Ответственность двуликого Януса (наука в ситуации культурного кризиса) // Высшее образование в России. - 2005. - Т. 12. - C. 97-108.).

 

          5 Тематика семестровых работ по «Истории и философии науки»

 

1.    Философия науки: предмет, метод,  функции.

2.    Проблема социальной оценки научных  исследований.

3.    Понятие науки и научного мировоззрения.

4.    Компьютерная  революция:  проблемы и задачи.

5.    Философские  проблемы науки и методы их исследования.

6.    Наука – основа развития современного общества.

7.    Искусство в век науки.

8.    Герменевтика как методология.

9.    Структурализм и герменевтика.  Особенности современного этапа развития.

10. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

11. Теории  технократического  детерминизма.

12. Классификация наук в учении Аль – Фараби.

13. Предмет и структура методологии науки.

14. Историческое  развитие  философского  понятия материи.

15. Единство  прерывности  и непрерывности в современном учении  о строении  материи.

16. Проблема движения в классической и современной физике.

17. Научно-философские  взгляды А. Эйнштейна.

18. Историческое  развитие  научных  понятий пространства и времени.

19. Проблема  конечного и бесконечного  в философии и современной науке.

20. Современная научная картина мира.

21. Особенности  гуманитарного знания.

22. Основатель течения «Позитивизм». Основные формы позитивизма.

23. Проблема  моделирования  мышления  в кибернетике. «Думают» ли машины?

24. Неклассическая наука и ее особенности.

25. Античная наука: социально – исторические условия и особенности.

26. Инженерное проектирование, его сущность и функции.

27. Функции государства в управлении развитием науки.

28.Отличие научного познания от художественного освоения действительности.

29. Структура  эмпирического и теоретического уровней научного  знания.

30. История техники. Роль техники  в развитии общества.

31.Инженерная  деятельность  и экологическое мышление.

32. Проблема творчества. Специфика инженерной  деятельности.

33. Развитие  понятия  причинности  в истории  науки и философии.

34. Причинность и вероятность.

35. Социальная и когнитивная ответственность ученого.

36. Роль  эксперимента  в современной науке.

37.  Моделирование как метод научного познания.

38. Наука как основа инновационной системы современного общества.

39. Проблема  классификации наук.

40. Философские  проблемы  современной  космологии.

41. Сущность  и роль  интуиции в научном  познании.

42. Особенности  математизации  современной науки.

43. Синергетика и прогнозы будущего.

44. Технократическое  мышление (проявление и социальные  последствия).

45. Сущность и основное содержание  проблемы взаимоотношения философии и науки.

46. Особенности древневосточной преднауки.

47. Особенности науки как социального института.  

48. Постнеклассическая наука.

49. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун,  И. Лакатос, М. Полани).

50. Экологическая проблематика в теориях общественного развития.

51. Миф, преднаука, наука.

52. НТР и проблемы  образования.

53. Наука и культура: механизмы взаимовлияния.

54. Научная деятельность и формы ее проявления.

55. Основные модели научного познания: индуктивизм, гипотетико- дедуктивизм, конструктивизм.

56. Методы философского анализа науки.

57. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония).

58.Биологические аспекты эстетики.

59. Биоэтика: мост в будущее.

60. Проблема  истины  в социальном  познании.

61. Демографические изменения и научно – технический прогресс.

62. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии  общества.

63. Казахстанская наука и ее место в современном мировом научном пространстве.

64. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

65. Наука и культура Казахстана в условиях постиндустриального общества.

66.   Парадигма и идеал научности.

67.  Нормы науки и ориентации учёного.

68.  Социокультурная детерминация познавательной деятельности.

69.  Объяснение, понимание и предсказание в научном исследовании.

70.  Идеалы науки и ценностная природа познания.

71.  Наука и псевдонаука.

72.  Природа научных революций.

73.  Методология научных исследовательских программ.

74.  К вопросу несравнимости и несоизмеримости теорий.

75.  Понятия эмпирического и теоретического знания.

76.  Понятие научной теории.

77.  Метатеоретический уровень научного исследования.

78.  Классический, неклассический и постнеклассический типы науки.

79.  Наука в эпоху Возрождения.

80.  Наука и глобальные проблемы человечества.

81.  Императивы научного эпоса.

82.  Специфика дисциплинарной структуры науки.

83.  Основные функции науки в составе культуры.

84.  Моральные проблемы технического прогресса и оценки его последствий для общества и человека.

85.  Роль социально-гуманитарного знания в комплексной оценке научно-технического развития.

86.  Формирование техногенной цивилизации.

87.  Традиционная научно-инженерная картина мира и

технократический дискурс.

88.  В поисках выхода из кризиса техногенной цивилизации.

89.  Современная казахстанская наука.

90.  Внутренняя и внешняя этика науки.

91.  Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигматизм.

92.  Диахронное и синхронное разнообразие науки.

93.  Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания.

94.  Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основания.

95.  Научная практика, ее виды и функции в научном познании.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                        3

1 Тематика лекций                                                                                         4

2 Тематика семинарских занятий                                                                  5

3 Планы и литература к семинарским занятиям                                          5

4 Методические рекомендации к темам семинаров                                   10

5 Тематика семестровых работ  по «Истории и философии науки»        19

 

 

Сводный план 2013г., поз 216