Алматинский институт энергетики и связи

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента в связи

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО СПЕЦИФИКА В ОТРАСЛИ

 

Программа, методические указания и задания к выполнению контрольной  работы

(для студентов  заочно - очной формы обучения

специальности 070841 - Экономика и управление на предприятии)

 

 

 

 

 

Алматы 2005г.


СОСТАВИТЕЛИ: Алибаева С.А., Бабич А.А. Основы менеджмента и его специфика в отрасли. Программа, методические указания и контрольные задания (для студентов специальности 070841 - Экономика и управление на предприятии заочно - очной формы обучения). – Алматы: АИЭС, 2005.  -  18   с.

 

 

 

 

 

 

Методические указания  предназначены для оказания помощи в изучении дисциплины «Основы менеджмента и его специфика в отрасли». Содержат рабочую программу, контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению для студентов заочно - очной формы обучения специальности 070841 - Экономика и управление на предприятии

 

 

 

 

 

Рецензент: канд. экон. наук, доц. кафедры  ЭОиУП  АИЭС  Т.М. Попова

 

 

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2005 г.

 

 

 

 

©    Алматинский институт энергетики и связи, 2005 г.


Введение

 

Менеджмент – это управление,  которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

В качестве объекта менеджмента выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединение, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функции, а также техника и люди. Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, их необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики, где производство подчиняется запросам и интересам потребителей.

В настоящее время не инженерная, а именно управленческая деятельность является решающим фактором для успеха организации. И здесь особенно важно не только зафиксировать объективно существующие условия, но  и, используя определенные закономерности,  принципы и методы управления организациями, наилучшим способом организовать деятельность людей для  достижения сформулированных целей.

Общее количество часов, отведенных для изучения дисциплины, составляет 100 часов. Из них: 82 часа - самостоятельная работа, 12 часов - лекции, 6 часов – практические занятия, 1 контрольная работа, форма контроля – экзамен.

 

1 Программа курса «Основы менеджмента и его специфика в отрасли»

Таблица 1 -   Рабочая программа курса «Основы менеджмента  и его специфика в отрасли»

Наименование тем

Кол-во часов

лекции

практ.

1Теоретические и методологические основы менеджмента

2

 

2 Функции менеджмента: планирование, организация управления, теории мотивации, контроль в системе менеджмента

4

2

3 Интеграционные процессы в менеджменте

1

1

 

Продолжение таблицы 1                                                               

4 Групповая динамика

1

1

5 Основные факторы, определяющие формирование отраслевых особенностей менеджмента в отрасли телекоммуникации

1

2

6 Тенденции экономического развития сферы телекоммуникации в мире

1

 

7 Современные подходы к управлению телекоммуникационных компании

1

 

8 Основные принципы регулирования телекоммуникационных рынков

1

 

ИТОГО

12

6

 

 

Тема 1.1 Теоретические и методологические основы менеджмента

 Сущность и цель менеджмента. Понятие управления. Предмет науки управления производством.   Управленческие отношение. Место науки управления в системе смешанных наук. Взаимосвязь управления, бизнеса и предпринимательства. Цель менеджмента. Менеджер и его функции.

 Краткая история становления управленческой мысли. Принципиальные инструменты воздействия на людей в современном этапе: иерархия, культура, рынок.

 Основные подходы, принципы, функции и методы управления.   Подход на основе выделения различных школ управления. Ситуационный подход. Процессный подход. Системный подход. Взаимосвязь объекта и субъекта управления в системе управления производством. Значение обратной связи для осуществления управления  в экономических системах. Понятие принципов управления и их значение.

 

Тема1.2 Функции менеджмента: планирование, организация управления, теории мотивации, контроль в системе менеджмента

Планирование –  основная из общих функции управления.Особенности планирования в различных государственных системах: административной и демократической. Стратегическое планирование- основа для управленческих решений. Модель процесса стратегического планирования. Сущность стратегии. Особенности формирования миссии и целей организации. Ключевые компоненты планирования. Этапы и основные элементы планирования. Механизм реализации стратегического плана 

Понятие  и виды организации. Основные черты и виды организации. Формальные и неформальные организации. Общие характеристики организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Масштаб управляемости организации. Основные уровни организации. Организация, взаимодействия и полномочия. Организация как функция управления. Полномочия и ответственность. Распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе менеджмента.

 Организационные структуры управления.  Понятие организационной структуры управления. Виды структур, их достоинства  и недостатки. Основные методы проектирования организационных структур управления.

Мотивация: определение и назначение. Мотивация по типу «кнута и пряника». Главный и второстепенные факторы мотивации. Первичные, вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Понятие содержания вознаграждения. Современная теория мотивации. Содержательная теория мотивации: иерархия потребностей по Маслоу, теория Мак Клеллонда, двухфакторная теория мотивация Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидании Виктора Врума, теория справедливости, модель Портера - Лоурера.

Функция контроля в механизме менеджмента. Понятие и необходимость контроля. Формы и средства реализации контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.  Процесс и поведенческие аспекты контроля.  Этапы процесса контроля: установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов со стандартами, принятие корректирующих действий.

 

Тема 1.3 Интеграционные процессы в менеджменте

Информационное обеспечение менеджмента. Роль информации в управлении. Информация, ее свойство и роль. Влияние информации на эффективность управления. Требования к качеству управления. Информационные системы управления.

Коммуникации в менеджменте. Коммуникации и их роль в управлении. Коммуникации между организацией и ее средой. Коммуникации между уровнями и подразделениями. Элементы и объекты процесса коммуникации. Обратная связь и помехи.  Пути совершенствования коммуникации в организации.  Управленческие решения в менеджменте. Классификация управленческих решений. Этапы принятия и реализации управленческих решений. Модели и методы принятия решений.

 

Тема 1.4 Групповая динамика

Руководство, власть и партнерство. Полномочия и личное влияние, руководство в организации  и власть. Баланс власти. Формы власти и влияния. Убеждение и участие. Влияние путем убеждения. Влияние через убеждение. Практическое использование  влияния. Влияние примером в работе.
Теории лидерства в управлении. Обзор теорий лидерства. Подход с позиции личных качеств. Поведенческий подход. Ситуационный подход. Лидер как социальный архитектор (структура и бюрократия: лидер в условиях неопределенности: компоненты кадровых систем).

 

Тема 1.5  Основные факторы, определяющие формирование отраслевых особенностей менеджмента в отрасли телекоммуникации

Отраслевые особенности развития системы общественного развития труда в рыночной среде. Место и роль отрасли в горизонтальной дифференциации. Определение и назначение системы электросвязи. Цели создания и функционирования системы электросвязи. Средства достижения цели  электросвязи.

 

Тема 1.6 Тенденции экономического развития сферы телекоммуникации в мире 

Анализ состояния и перспектив развития мирового рынка телекоммуникации. Стратегии развития телекоммуникационных компаний. Анализ внедрения среды. Модель корпоративного управления.

 

Тема 1.7 Современные подходы к управлению телекоммуникационных компаний

 Демонополизация телекоммуникационного рынка: закономерности и особенности. Реформа организационно-экономического механизма  функционирования телекоммуникационных компаний. Корпоративное управление и закономерности в телекоммуникационных компаниях. Управление финансами и инвестиционная политика телекоммуникации.

 

 

Тема 1.8 Основные принципы регулирования телекоммуникационных рынков

Роли и задачи регулирования телекоммуникации в условиях рынка. Принципы эффективного регулирования: принцип минимизации регуляторного вмешательства после внедрения конкуренции: гармонизация региональных и международных стандартов, внедрение конкуренции и. т. д. 

 

 

2 Контрольная работа и методические указания по ее выполнению

 

В соответствии с учебным планом студенты выполняют контрольную работу. Целью контрольной работы является проверка теоретических знаний студентов и способности применять их на практике. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить рекомендованный  учебный материал.  В  процессе выполнения задания студент может пользоваться  консультациями преподавателей кафедры «Экономика и менеджмент в связи». Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовых и контрольных работ.

 Контрольная работа состоит из  трех заданий.

Задание №1 - ответ на теоретический вопрос.

Задание №2 - организационный анализ предприятия.

Задание№ - оценка степени удовлетворения основных потребностей человека.

 

2.1 Задание 1. Теоретическая часть

Ответьте на теоретический вопрос. Номер теоретического вопроса выбирается по 3  букве фамилии (если фамилия состоит из двух букв, то по второй.)  Ответ на теоретический вопрос должен содержать ссылки на использованную  литературу.

 

А. Какова сущность управления производством и управления персоналом на предприятиях связи и их особенности?

Б. Что общего и чем отличаются централизованная и децентрализованная системы управления в связи?

В. Укажите преимущества и недостатки основных видов управленческих структур в отрасли связи и операторов связи.

Г. Какие экономико-правовые формы организации фирмы эффективны, конкурентоспособны в отрасли связи?

Д.  Основные принципы управления в отрасли связи.

Е.  Действующая организационная структура  связи  в РК.

Ж. Укажите предпосылки стратегических изменений в связи в современных преобразовательных условиях.

З. Каковы общие принципы подбора и расстановки кадров? Как они выполняются на предприятиях связи?

И  Какие формы и методы руководства применимы на различных предприятиях связи, а также в отрасли в целом?

К.   Какие факторы оказывают влияние на управленческую деятельность операторов связи в современных условиях?

Л. Установите логическую связь между изменениями организации управления и требованиям к менеджеру оператора связи в современных условиях.

М.  Перечислите систему корпоративных ценностей операторов связи нашей республики и их отличие от аналогичных предприятий развитых стран или СНГ.

Н.  Конфликты, классификация конфликтов и типы конфликтов в работе менеджера.

О.  Связь Республики Казахстан в новых социально-экономических условиях.

П.  Структурное реформирование связи.

Р.  Современная организационная структура связи.

С.  Основные принципы деятельности в области связи.

Т.  Совершенствования стратегии управления в связи.

У.  Приватизация и акционирование в связи.

Ф.  Управление акционерными обществами связи и их особенности.

Х.  Сотрудничество в области связи на пространстве СНГ (РСС).

Ц. Принципы построения и функционирования систем управления. Отрасль связи как система.

Ч. Роль  информации  в процессе управления.  Виды информации и требования, предъявляемые к информации.

Ш. Сравнительная характеристика и оценка зарубежных и отечественных требований к менеджерам.

Щ. Оценка сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ на предприятиях связи.

Ы. Роль управления в обществе и общественном производстве.

Э.  Понятие этики менеджмента. Разработка этического кодекса организации.

Ю.Коммуникация и ее виды. Межличностные и организационные коммуникации на предприятиях связи.

Я. Совершенствование системы управления  связью  на современном этапе.

 

2.2. Задание  2  Организационный анализ предприятия

Задание 2 представляет собой организационный анализ предприятия, которое студент выбирает самостоятельно. Работа состоит из следующих  7  разделов:

1) организация как объект управления;

2) ресурсы организации;

3) миссия и цели организации;

4) внешняя среда организации;

5) внутренняя среда организации;

6) структура управления организацией;

7) рекомендации по организационной перестройке.

В качестве объекта исследования в рамках самостоятельной работы может быть выбрана любая формальная хозяйственная организация РК, производящая товары или услуги. Ниже даны краткое  изложение существа вопроса  и рекомендации по выполнению разделов задания

2.2.1 Организация как объект управления

Можно выделить ряд признаков, отражающих понятие “организация”. Во-первых, организация - это объединение людей. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - совместная деятельность, которая осуществляется в различных формах взаимодействия. В-четвертых, организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других формирований подобного рода, не позволяющих ей рассеяться в окружающей среде. Границы определяются видами деятельности, численностью работающих, производственной площадью, территорией, ресурсами и т.п. Обычно они закрепляются в таких регламентах, как устав, учредительный договор, положение.

 

Задание

Ответьте на вопросы:

1.На основании какого регламента действует организация?

2.К какому типу относится организация в соответствии с законодательством РК (АО, товарищество и т.д.)?

3.Какова численность организации?

4.Какие товары (услуги) производит организация?

 

2.2.2 Ресурсы организации

Любая организация преобразует пять видов ресурсов для достижения результатов, которыми являются продукция или услуги: капитал, материалы, технология, люди, информация.

Капитал - те средства, на которые существует организация. Источники: бюджетные ассигнования, частный капитал, банковские кредиты, собственные средства производства и др.

Материалы - средства производства (то из чего изготавливают конечный продукт).

Технология - сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах информации или людях. По сути, технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование.

Люди. Говоря о людских ресурсах, следует отметить, что люди индивидуальны и имеют разные способности, одаренности, восприятия, ценности, ожидания. Поэтому для достижения целей организации необходимо направлять поведение работников, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и одновременно необходимо создавать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Информация. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает определить наиболее перспективный вид продукции. Информация приобретается и распространяется в процессе коммуникации.

Задание

Ответьте на вопросы

1.Каковы источники капитала вашей организации (размер капитала указывать не обязательно).

2.Какие материалы использует организация? Какова специфика этих материалов (возобновимы, уникальны по своим свойствам и т.д.)?

3.Какого типа технология применяется для изготовления конечного продукта (услуги)?

4.Какие черты людей наиболее желательны для выполнения задач организации?

5.Какую информацию организация получает из внешней среды и какую направляет во внешнюю среду?

2.2.3  Миссия и цели организации

Миссия - основная общая цель или задача организации.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Цели. В организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

Цели должны иметь следующие характеристики:

а) они должны быть конкретными и измеримыми, не всякую цель можно измерить прямым способом , поэтому надо находить косвенные методы;

б) цели должны быть ориентированы во времени. Необходимо определить какие цели и когда должны быть достигнуты;

в) цели должны быть достижимыми. Цель ставится с учетом возможностей организации и внешних факторов.

У современных организаций редко бывает одна цель, чтобы выжить организации должны иметь несколько целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

-  общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

-  при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

-  при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

-  подцели разного уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга.

Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархического построения ее менеджмента.

Задание

1.Сформулируйте миссию организации.

2.Изобразите графически “дерево целей” организации.

             

2.2.4 Внешняя среда организации

Оценка внешней среды необходима для того, чтобы выявить, какие факторы представляют угрозу и какие благоприятны для достижения целей организации.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно сгруппировать в 7 областей (наиболее общих):

а)экономические факторы (здесь рассматривают темпы инфляции, уровень занятости, платежеспособность предприятия, стабильность денежной единицы, налоговую ставку и т.д);

б)политические (анализируются отношения политиков к предпринимательской деятельности, соглашения по тарифам и торговле между странами, нормативные акты местных органов власти и центрального правительства, кредитная политика местных властей, ограничения на получение ссуд и наем рабочей силы и т.д);

в)рыночные факторы (исследуют демографические условия, уровень доходов населения и их распределение, жизненный цикл изделия, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую организацией, и т.д.);

г)технологические (изменение технологии за пределами организации, изменение конструкционных материалов, применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации). Анализ технологической внешней среды особенно важен потому, что изменения в ней могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции;

д)международные (изменение валютного курса, изменение политики других стран, предусматривающее усилия по защите или расширению национального рынка);

е)факторы конкуренции (любая организация должна изучать своих реальных и потенциальных конкурентов);

ж)факторы социального поведения (меняющиеся ценности, установки, отношения, ожидания и нравы общества).

Задание

Составьте перечень внешних опасностей и возможностей, с которыми сталкивается организация. Для наглядности и облегчения работы все факторы можно разместить в два столбца: один - факторы возможностей, другой - факторы угроз, расположите по степени убывания значимости.

2.2.5 Внутренняя среда организации

В этом разделе необходимо оценить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

Для анализа сильных и слабых сторон организации чаще всего исследуют пять функциональных зон: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационную культуру и имидж организации.

Финансы (бухгалтерский учет). Анализ финансового состояния организации помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации (выявляются методом финансовой ревизии).

Производство. При анализе производства необходимо получить ответ на некоторые ключевые вопросы.

1. Может ли организация производить товары и услуги по более низким ценам, чем конкурент? Если нет, то почему?

2. Какой доступ она имеет к новым материалам? Зависит ли она от единственного поставщика или у нее есть выбор?

3. Является ли оборудование фирмы современным? Хорошо ли оно обслуживается?

4. Подвержена ли продукция организации сезонным колебаниям спроса?

5. Какая величина материальных запасов необходима организации?

6. Насколько эффективно спроектирован процесс производства? Можно ли его улучшить?

7. Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать ее конкуренты?

Персонал (людские ресурсы). Чтобы выявить проблемы, связанные с человеческими ресурсами, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Какого типа сотрудники работают в вашей организации в настоящее время? Что от них потребуется в будущем (речь идет о ценностях)?

2. Какова компетентность и подготовка высшего руководства организации?

3. Имеется ли в организации эффективная система вознаграждения?

4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих должностей?

5. Эффективна ли система подготовки и повышения квалификации руководящих работников?

6. Можно ли улучшить работу организации, привлекая рядовых работников к участию в управлении?

Организационная культура и имидж организации.  Культура организации отражает преобладающие в ней модели поведения, обычаи, нравы и ожидания. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенного типа и для стимулирования определенных типов поведения.

Задание

Описать внутреннюю среду организации и определить:

-функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства;

-зоны, которые могут подождать;

-зоны, на которые можно опираться, чтобы использовать возможности, имеющиеся во внешней среде.

 

2.2.6 Структура управления организацией

      

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуравневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Организационная структура изображается в виде схемы, на которой прямоугольниками обозначаются подразделения или органы управления, располагающиеся в горизонтальных и вертикальных направлениях. Связи между подразделениями изображаются в виде линий.

На схемах изображаются только линейные связи, которые отображают линейные полномочия. Другие связи на схемах не изображаются, а описываются в должностных инструкциях.

Основные типы ОСУ

1. Бюрократические структуры. Имеют много разновидностей (линейные, функциональные). Типы бюрократических структур, наиболее часто встречающиеся:

а) линейно-функциональные ( штабные);

б) дивизиональные, которые могут быть:

1)производственные;

2)потребительские;

3)географические.

2. Адаптивные структуры:

а) проектные (программно-целевые);

б) матричные.

3. Бесструктурная организация (типа команды).

Задание

Изобразить схему структуры организации и определить:

-каким принципам не соответствует данная структура?

-какие трудности в работе организации вызывает существующая структура?

 

2.2.7 Рекомендации по организационной перестройке

По результатам проделанной работы студенту необходимо разработать (если в этом есть необходимость) рекомендации по организационной  перестройке анализируемого предприятия. Рекомендации должны быть конкретны и четко сформулированы. Необходимость изменений должна быть обоснована.

 

2.3 Задание 3.  Мотивация. Оценка степени удовлетворенности основных потребностей человека

 

Мотивация  - это процесс определения потребностей и мотивов действий работников и создание условий для удовлетворения этих потребностей. Общепринятая  иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу отражает их количественное убывание от простых физиологических к сложным духовным.

Предлагается 15 основных потребностей человека. Необходимо определить степень удовлетворенности предложенных потребностей для каждого индивидуально.

Потребности:

1        Добиться признания и уважения.

2        Иметь теплые отношения с людьми.

3        Обеспечить себе будущее.

4        Зарабатывать на жизнь.

5        Иметь хороших собеседников.

6        Упрочить свое положение.

7        Развивать свои силы и способности.

8        Обеспечить себе материальный комфорт.

9        Повышать уровень мастерства и компетентности.

10   Избегать неприятностей.

11   Стремиться к новому и неизвестному.

12   Обеспечить себе положение влияния.

13   Покупать хорошие вещи.

14   Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15   Быть понятым другим.

 

Порядок выполнения задания:

а) перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить попарно, сравнивая их между собой. Необходимо определить степень удовлетворенности каждой потребности, сравнивая поочередно каждую с последующими. То есть сначала первую потребность сравниваем со 2-ой и записываем более предпочтительный для себя вариант в столбец  1 (строка 1), затем сравниваем  1 потребность с 3-ей и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 2), затем сравниваем 1 потребность с 4-ой и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 3) и т.д. до тех пор, пока не будет заполнен 1-ый столбец. В столбце 1 будут стоять цифры: или 1, или номер сравниваемой предпочтительной потребности.

После этого переходим к сравнению потребности 2 со всеми остальными следующими потребностями (3-ей , 4-ой и т.д.) и заполняем столбец 2.

После этого сравниваем 3-ю потребность со всеми последующими (4-ой, 5-ой и т.д.), заполняя столбец 3.

Аналогично следует проработать со всеми потребностями таблицы и заполнить все 15 столбцов.

Для более эффективного сравнения рекомендуется перед сравнением ставить фразу:"Я хочу больше … (потребность 1 и т.д.), чем … (сравниваемая потребность)".

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 -   Таблица  сравнения потребностей.

           После заполнения таблицы необходимо определить, сколько раз вы отдали предпочтение каждой потребности во всей таблице, не учитывая цифр первой заглавной строки, т.е. сколько раз во всей таблице встречается единиц (потребность 1) и указывается в итоговой строке в столбце 1; сколько раз во всей таблице встречается цифра 2 (потребность 2) и указывается в итоговой строке в столбце 2; сколько раз во всей таблице встречается цифра 3 (потребность 3) и указывается в итоговой строке в столбце 3 и т.д.

Максимальное число в итоговой строке таблицы может быть 14.

Выберите 5 потребностей, получивших наибольшее значение, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности, т.е. то, чего вы желаете больше всего.

б) расположим потребности в соответствии с 5-уровневой иерархией потребностей А.Маслоу.

 

                                          

 

                                                                        5 - потребности в самовыражении

                                                                               (самореализации)

                                        

4 - потребности в признании и уважении 

 

3- социальные потребности (в общении)

                                               

                                                                       2 - потребность в безопасности

                                               

                                                                        1  - материальные потребности

Рисунок 2 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

Для определения степени удовлетворенности 5-и главных потребностей необходимо подсчитать сумму цифр по 5-и уровням следующим образом:

1) материальные потребности определяются как сумма итоговых цифр столбцов  - ст.4+ст.8+ст.13;

2)  потребность в безопасности  -  ст.3+ст.6+ст.10;            

3)  социальные потребности  - ст2+ст.5+ст.15;

        4)  потребность в признании  - ст.1+ст.9+ст.12;

        5) потребность в самореализации  - ст.7+ст.11+ст.14.

 

в) подсчитайте суммы баллов по каждому из 5 уровней. По полученным результатам строим график степени удовлетворенности потребностей, откладывая полученные значения  по вертикальной оси, а потребности по горизонтальной оси.

Значение

 

  42   

            Зона неудовлетворенности

 

  28     

            Зона частичного удовлетворения

 

  14     

           Зона удовлетворенности

                                                     

Потребности

         1          2          3          4          5      

Рисунок  3 - График удовлетворения потребностей

 

Построенный график  покажет 3 зоны удовлетворенности по 5 потребностям. Сумма баллов не выше 14  отражает удовлетворенность данной потребности, от 15 до 27 – частичную удовлетвореность, свыше 28 – неудовлетворенность потребности.

 

 

 

Список литературы

 

1.Базылов К.Б., Алибаева С.А., Аманжолова К.Б. Организация управления и регулирования в связи общего пользования РК: Учебное пособие/ АИЭС.- Алматы, 2005.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник,-3-е изд.- М:

 Гардарика,1998.

3.Виханскии О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу

 «Менеджмент»/под ред. А.И. Наумова.-М.: Гардарика, 1998.

3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер:

Для руководителей-практиков: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991

4.     Герчикова Н.И. Менеджмент: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 1995.

5. Демина Е.В., Резникова Н.П., Добронравов А.С., Макаров В.В. Менеджмент предприятий связи: Учебник для вузов.-М:РиС,1997.

6.     Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах.-М.:

Финпресс,2001.

 7.  Любимова Н.Т. Менеджмент - путь к успеху. - М.: Агропромиздат, 1992.

7.     Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело

 1998.

9.       Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов /Научный ред.

 А.А.Радугин.- М.:Центр,1997.

10.   Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях.-М.:

 Экотренд,2002.

11.   Резникова Н.П., Демина Е.В. и др. Менеджмент в

 телекоммуникациях: Учебное пособие/МТУСИ.- М., 2002.

12.  Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.: ИНФРАМ,2002.

13.  Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов .-М.: Банки и биржы, ЮНИТИ,1997.

14. Эндрюс Гроув. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с англ. - М.: Дело, 2004.

15. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева и др.-М.:ИНФРА-М, 1999.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1 Программа курса «Основы менеджмента и его специфика в отрасли»...... 3

2 Контрольная работа и методические указания по ее выполнению.............. 5

      2.1 Задание 1. Теоретическая часть........................................................... 6

  2.2. Задание  2  Организационный анализ предприятия............................. 7

  2.3 Задание 3.  Мотивация. Оценка степени удовлетворенности основных

потребностей человека................................................................................ 11

Список литературы........................................................................................ 15

 

 

 

 

Сводный план 2005 г., поз.

 

 

 

 

Сагира Алибаевна Алибаева

Антонина Алексеевна Бабич

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО СПЕЦИФИКА В ОТРАСЛИ

 

Программа, методические указания и контрольные задания

(для студентов специальности 070841 - Экономика и управление на предприятии

заочно - очной формы обучения)

 

 

 

 

 

Редактор   Сыздыкова Ж.М.

 

 

 

 

Подписано в печать                                   Формат 60х84 1/16

Тираж      экз.                                             Бумага типографская №1

Объем 1,0 уч.-изд.л.                                  Заказ       Цена      тенге

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро  Алматинского института энергетики и связи

050013,  Алматы, Байтурсынова, 126