АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра Электроники и компьютерных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ,  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКИ

Программа и методические указания к проведению практик для студентов специальности 350140 – Электронные системы и технологии,

3703 – Организация и технология защиты информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2006


АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

КАФЕДРА
ЭЛЕКТРОНИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

___________ Сериков Э.А

«____» ___________2006 г.

 

 

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ,  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Программа и методические указания к проведению практик для студентов специальности 350140 – Электронные системы и технологии,

3703 – Организация и технология защиты информации

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Начальник УМО

 

__________О. З. Рутгайзер

«___»__________2006 г.

Рассмотрено и одобрено на
заседании кафедры
ЭКТ

Протокол № ___ от _____2006 г

Зав. кафедрой ЭКТ

______________ А.Берикулы

 

Специалист по стандартизации

_______________Н.М. Голева

«___»___________2006 г.

Согласовано:

Зав. кафедрой ЭКТ

_______________ А.Берикулы

“__ ” ________ 2006 г

Редактор

___________Ж.М.Сыздыкова

 «___»__________2006 г.

Составитель:

_______________ Жолшараева Т.М.


СОСТАВИТЕЛЬ: Жолшараева Т.М. Учебно-производственная,

производственная и преддипломная практики. Программа и методические

указания к проведению практик (для студентов очной формы обучения

специальностей 350140 – Электронные системы и технологии, 3703 –

Организация и технология защиты информации).– Алматы: АИЭС, 2006.

 16с.

 

 

Рассматриваются цели, задачи и содержание учебно-производственной, производственной и преддипломной практик для студентов специальности 350140 – Электронные системы и технологии, 3703 – Организация и технология защиты информации.

Рассмотрены вопросы охраны труда и окружающей среды, экономики, организации и управления производством, а также требования к дневнику и отчету, подведение итогов практики.

Библиогр. – 14 назв.

 

Рецензент: канд. техн. наук, доцент З.А. Жунусов.

 

 

 

Печатается по дополнительному плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Алматинский институт энергетики и связи, 2006г.


Введение

Производственная практика является одним из важнейших этапов обучения, где студенты специальности 350140 – Электронные системы и технологии, 3703 – Организация и технология защиты информации получают знания о реальных условиях работы и практические навыки для последующей деятельности в сфере создания и эксплуатации средств вычислительной техники и радиоэлектроники.

В соответствии с учебным планом специальности установлены следующие виды практик и их продолжительность:

учебно-производственная практика на 3-курсе (6-ой семестр) – 5 недель;

производственная практика на 4-курсе (8-й семестр) – 5 недель;

преддипломная практика на 5-ом курсе (9-семестр) – 2 недели.

Производственная практика должна проводиться на предприятиях и фирмах, работающих в области компьютерных и информационных технологий, производства радиотехнических и электронных изделий, и на соответствующих кафедрах вузов.

 

1 Организация и руководство практикой

1.1 Руководство практикой

1.1.1 Учебно-методическое руководство практикой осуществляется профилирующей кафедрой "Электроника и компьютерные технологии".

1.1.2 Руководство практикой от института возлагается приказом ректора на опытных преподавателей кафедры, знающих производство.

1.1.3 Приказом по предприятию назначается руководитель практики от предприятия, который осуществляет общее руководство, и назначаются руководители практики на рабочих местах, осуществляющие непосредственный контроль над практикой бригады студентов или отдельного студента (в тесном контакте с руководителем практики от предприятия и от вуза).

1.2 Организация практики

Подготовительная работа по организации практики начинается с момента назначения руководителя. Она предполагает изучение преподавателем контингента студентов, которым предстоит руководить, изучение действующих инструктивных и руководящих материалов по организации практики, подготовку тем индивидуальных заданий, оценку возможностей базы практики по выполнению задач практики. Кроме того, после окончания экзаменационной сессии перед началом практики руководителю необходимо:

а) провести организационное собрание со студентами, на котором разъясняются цели, задачи, порядок прохождения практики, требования по правилам поведения и т.д.;

б) выдать оформленные в соответствии с приказом дневники, программы практики.

Совместно с руководителем практики от предприятия составляются календарный план прохождения практики, программы лекционных занятий и экскурсий, разрабатывается схема перемещения студентов по технологической цепочке.

Учебные занятия для студентов по организации и управлению производством, технологии и экономике производства, современным методам проектирования, испытания и изготовления электронной аппаратуры, а также производственные экскурсии организуются руководителем практики от предприятия.

По прибытии на базу практики студенты проходят вводный инструктаж и инструктаж на каждом рабочем месте по технике безопасности с соответствующей записью в журнале о прохождении инструктажа по технике безопасности.

 

2 Учебно-производственная практика

Учебно-производственная практика проводится на 3-курсе по окончании 6-го семестра продолжительностью 5 недель. Она проводится на предприятиях и фирмах, работающих в области компьютерных и информационных технологий, предприятиях по разработке, выпуску, ремонту и обслуживанию радиоэлектронных и информационных устройств, и на соответствующих кафедрах вузов.

2.1 Цель и задачи учебно-производственной практики

Цель практики:

- закрепить теоретические знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин на 1-3 курсах, связанных с изучением электронных приборов, микроэлектроники, а также основ преобразовательной, аналоговой, цифровой и микропроцессорной техники. Подготовить их к восприятию последующих профилирующих и инженерно-экономических дисциплин 4-курса.

Во время практики необходимо ознакомиться:

-         cо структурой и общими вопросами организации и управления производством;

-         с современными способами обработки материалов, применяемых при изготовлении полупроводниковых приборов;

-         c номенклатурой полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, пассивных компонентов схем, их маркировкой;

-         c видами монтажа и пайки компонентов схем и узлов электронной аппаратуры;

-         c основными контрольно – измерительными приборами;

-         c практикой использования микропроцессорной и компьютерной техники в производстве.

Необходимо овладеть производственными навыками на некоторых этапах технологического процесса, а также изучить вопросы охраны труда и техники безопасности при выполнении конкретных видов работ.

 

2.2 Содержание практики

В содержание практики должно войти:

- знакомство с историей и структурой управления предприятия, перспективой его развития, видами выпускаемой продукции;

- непосредственное участие в изготовлении продукции при работе на различных участках предприятия.

Рекомендуется предусмотреть перемещение студентов по рабочим местам (2-3 рабочих места).

Рекомендуемое распределение времени практики:

-      знакомство с предприятием, проведение общего инструктажа по охране труда и технике безопасности, оформление на рабочие места – 1-2 дня;

-      работа на рабочих местах (2-3 рабочих места) по 5 - 10 рабочих дней на каждом;

-      работа над индивидуальным заданием в течение всего времени практики;

-      теоретические занятия, экскурсии – 2-4 часа в неделю;

-      оформление отчета, зачет по практике – 3-5 дней.

 

2.3 Индивидуальное задание

Цель – более глубокое изучение вопросов изготовления электронных устройств и организации производства.

Индивидуальное задание состоит из трех разделов:

-      организация и управление производством;

-      конкретно выполняемая студентом работа;

-      охрана труда и техники безопасности.

 


2.4 Содержание теоретических занятий и экскурсий

Примерная тематика:

-                  характеристика предприятия (история, традиции, структура управления, уровень технологии, экономические связи и т.п.);

-                  использование микропроцессорной техники и компьютеров в производстве и управление;

-                  монтаж и пайка компонентов электронных схем, технология печатного монтажа;

-                  основные мероприятия по охране труда и технике безопасности на предприятии и на рабочем месте.

 

3 Производственная практика

3.1 Цель и задачи производственной практики

Цель практики:

закрепить теоретические знания, полученные при изучении общетехнических и специальных дисциплин на 1-3 курсах, подготовить их к восприятию последующих профилирующих и инженерно-экономических дисциплин 4-курса;

более детально изучить условия и технологию производства радиоэлектронных устройств, его экономику и организационную структуру;

ознакомиться с основными этапами разработки электронной аппаратуры и составлением проектно-конструкторской документации;

более глубоко изучить одно из направлений компьютерных и информационных технологий.

В задачи практики должны войти следующие основные вопросы:

ознакомление студентов с современным оборудованием, технологией, организацией производства 1-2 типов изделий, его технико-экономическими показателями;

более глубокое изучение сетевых технологий (оборудование Cisco, Intel, HP, D-Link  и др.);

более глубокое изучение электронного документооборота (Lotus Notes, MS Exchange);

ознакомление студентов с защитой и безопасностью информации (IP Sec, Kerberos, Common Criteria, Firewall (программные и аппаратные));

ознакомление студентов с вопросами разработки, наладки и настройки электронного оборудования;

приобретение навыков выполнения основных инженерных расчетов;

приобретение навыков макетирования, проведения и постановки  экспериментальных исследований, обработки и анализа экспериментальных данных с использованием средств вычислительной техники;

ознакомление с организацией охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды;

приобретение навыков организаторской работы в коллективе.

3.2 Содержание практики

В содержание практики должны войти: знакомство с
 деятельностью лабораторий и отделов предприятия. Во время практики
студенты знакомятся с деятельностью КБ, ОТК, лабораторий и отделов предприятия. Они могут работать на рабочих местах монтажников и настройщиков аппаратуры, контролеров ОТК, лаборантов, техников, операторов ЭВМ, программистов и под руководством инженеров принимать участие в разработке новых электронных схем, их наладке и испытаниях, разработке программного обеспечения, создания сайтов.

Рекомендуемое распределение времени практики:

общее знакомство с предприятием, проведение инструктажа по ТБ, оформление на рабочие места  2-3 дня;

 теоретические занятия 1 раз в неделю по 2-3 часа;

экскурсии 1 раз в неделю по 1-2 часа;

работа над индивидуальным заданием в течение всего времени практики;

оформление отчета и зачет  – 3 дня.

Основную часть времени студенты работают на рабочих местах и в то же время должны ознакомиться с деятельностью предприятия в целом.

3.3 Индивидуальное задание

Индивидуальное задание включает следующие разделы:

задание по конкретно выполняемой практикантом работе;

задание по технологии и экономике производства электронного устройства, отдельного узла электронной аппаратуры;

задание по организации службы охраны труда на предприятии, мероприятия по охране окружающей среды и противопожарной безопасности.

3.4 Теоретические занятия и экскурсии

Теоретические занятия и экскурсии должны охватывать основные вопросы, связанные:

с проектированием, изготовлением, настройкой и испытанием радиоэлектронных устройств;

с изучением сетевых технологий, электронного документооборота, с защитой и безопасностью информации и др.

Примерные темы лекций и экскурсий:

основные виды изделий, выпускаемых предприятием, их технические характеристики;

организация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

необходимая техническая документация;

использование ЭВМ при проектировании, автоматизация проектирования, обработка результатов экспериментального исследования опытных образцов электронных изделий;

перспективные технологические процессы производства электронных изделий, необходимое оборудование;

сетевые технологии;

электронный документооборот;

защита и безопасность информации;

экономические аспекты освоения прогрессивных технологий, затраты на подготовку изделия к серийному производству;

охрана труда и охрана окружающей среды на предприятии.

 

4 Преддипломная практика

Преддипломная практика в 7 семестре продолжительностью 5 недель проводится, как правило, в соответствии с распределением на предприятия, в НИИ, КБ и на кафедры института. Особенность ее в том, что характер работы студента максимально приближен к инженерному.

Для специальности 050719 это означает участие в разработке
электронных промышленных устройств, соответствующих специализации.

 

4.1 Цель и задачи преддипломной практики

Цель практики  – подготовка студента к самостоятельному решению конкретной научно-технической и инженерной задачи, поставленной перед дипломником, уровень сложности которой требует квалификации инженера вычислительной техники или радиоэлектроники.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

закрепить и расширить знания, полученные в процессе обучения, используя их для решения инженерно-технических задач, связанных с темой дипломного проекта;

изучить организацию научно-исследовательской, проектно- конструкторской и изобретательской деятельности, а также работу экономической службы предприятия в новых экономических условиях;

собрать необходимый фактический материал по теме дипломного проекта;

ознакомиться с организацией охраны труда, охраны окружающей среды, профгигиены на предприятии.

 

4.2 Содержание практики

Содержание практики определяется работой студента в коллективе инженерно-технических работников на одной из штатных должностей или в качестве дублера. Он участвует в исследованиях, разработках и проектировании устройств радиоэлектроники или компьютерных технологий, соответствующих теме дипломного проекта. Содержание практики определяется индивидуальным заданием и календарным планом ее прохождения.

 

4.3 Индивидуальное задание

Индивидуальное задание на преддипломную практику выдается руководителем практики от предприятия, который является консультантом по дипломному проекту.

Индивидуальное задание согласуется с руководителем практики от института и включает:

– изучение состояния разработок по тематике дипломного проекта (патентная проработка, изучение и подбор необходимой технической литературы и документации);

проведение теоретических и экспериментальных исследований по тематике дипломного проекта (разработка структурной и принципиальной схем электронного устройства, узла; экспериментальные исследования макета и обработка результатов; составление программ расчетов на ЭВМ, их отладка и т.п.);

подбор и анализ необходимых материалов по разделам экономики, охраны труда, входящим в дипломный проект;

изучение материалов по конструкторской части проекта.

4.4 Теоретические занятия предполагают самостоятельное
изучение научно-технической литературы в соответствии с индивидуальным заданием и консультации с руководителями практики от предприятия и института.

Целесообразно проведение бесед на уровне начальника лаборатории (отдела) о необходимости выполняемой студентом работы, ее месте в программе разработок и перспективах.

 

5 Охрана труда и окружающей среды

5.1 Цель и задачи практической подготовки по вопросам охраны труда

Цель  – сформировать у студента четкое представление о неразрывности связи задач совершенствования производства и задач охраны труда, об ответственности ИТР всех уровней за обеспечение безопасных условий труда, привить навыки безопасных приемов работы при изготовлении и наладке радиоэлектронных устройств, подготовить студентов к восприятию дисциплин "Охрана труда и окружающей среды".

В задачи практической подготовки (в зависимости от вида практики) должны войти:

ознакомление с организацией службы охраны труда на производстве, в цехе и на рабочем месте;

изучение правильной организации рабочего места (рабочая поза, размещение объектов труда, комплектующих изделий, оборудования, инструментов, приборов);

изучение освещения и микроклимата на рабочем месте, их соответствие санитарным нормам;

изучение безопасных приемов работы, правил охраны труда (основы законодательства по охране труда, расследование и учет
несчастных случаев, ответственность за нарушение правил, требований и норм);

изучение правил техники безопасности при работе с электрооборудованием, приемов оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током;

ознакомление с защитными мероприятиями и индивидуальными
средствами защиты;

изучение влияния на человека вредных веществ и излучений, связанных с технологией электронной промышленности, их источники и способы защиты;

ознакомление с организацией пожарной охраны, возможными
источниками возгорания и средствами пожаротушения.

Методическое обеспечение при изучении вопросов охраны труда осуществляется кафедрой "Охраны труда и окружающей среды".

Вопросы охраны труда включаются в индивидуальное задание и отражаются в отчетах практик.

 

5.2 Цель и задачи практической подготовки по вопросам охраны окружающей среды.

Цель – формирование у студентов понимания взаимодействия производства и его продуктов с окружающей средой, внимательного отношения к проблемам экологии.

В задачи практики необходимо включить:

изучение организации охраны окружающей среды на предприятии (правовые и нормативные документы, санитарные нормы и т .п.);

изучение воздействия производства и его продуктов на окружающую среду;

изучение влияния действующих устройств радиоэлектроники и вычислительной техники на живую природу (в особенности мощных источников ВЧ и СВЧ излучений);

ознакомление с вопросами хранения и использования вредных веществ, применяемых в технологическом процессе производства радиоэлектронных, приборов и устройств;

выявление возможных причин попадания вредных продуктов производства в окружающую среду, защитные мероприятия;

ознакомление с вопросами использования отходов производства.

Вопросы охраны окружающей среды должны быть затронуты в лекциях и беседах на предприятии и включены в разделы индивидуального задания.

 

6 Экономика, организация и управление производством

6.1 Цель и задачи практической подготовки по вопросам экономики, организации и управления производством

Цель – ознакомление студентов с работой предприятия, его организационной структурой, с мероприятиями, направленными на повышение эффективности производства, качества продукции, с требованиями к экономической подготовке инженера радиоэлектронной техники.

В задачи практической подготовки (в зависимости от вида практики) следует включить следующие вопросы:

организация управления цехом, участком, предприятием;

организация труда и система морального и материального стимулирования;

основные экономические показатели предприятия.

Во время производственной практики студенты должны:

более детально изучить связь технологии с экономикой и организацией производства;

ознакомиться с применением научной организации труда, мероприятиями по повышению производительности и качества продукции;

ознакомиться с мероприятиями, направленными на экономии материалов и энергии;

ознакомиться с вопросами маркетинга.

Во время преддипломной практики студенты закрепляют знания по дисциплинам "Экономика производства", "Экономика и менеджмент", "Организация и планирование производства. Управление предприятием" и используют их при подготовке и анализе материала по экономическому обоснованию дипломного проекта.

Методическое руководство по изучению вопросов экономики, формулировка индивидуальных заданий по экономике осуществляется преподавателями экономических дисциплин перед началом производственной практики. Вопросы экономики и организации производства рассматриваются в лекциях и беседах работников соответствующих подразделений предприятия.

Материалы по экономике и организации производства, изученные во время практики (экономические характеристики и оценка технологий, разработок и т.п.) освещаются в отчетах по практике.

 

7 Требования к дневнику и отчету, подведение итогов практики

7.1 Требования к дневнику и отчету по практике

Дневник выдается каждому студенту и является основой для составления отчета по практике. В дневник ежедневно заносятся рабочие записи о ходе практики (производственная работа за день, записи о выполнении индивидуального задания, содержание лекций, бесед и экскурсий). Дневник практики систематически (1  – 2 раза в неделю ) проверяется руководителями практики от предприятия и института. По окончании практики в дневнике дается отзыв о работе студента.

Результаты практической подготовки (в соответствии с программой практики), выполнение всех разделов индивидуального задания оформляются в виде отчета по практике. Техническая часть задания должна содержать эскизы, схемы, графики, выполненные с соблюдением стандартов. Студент работает над отчетом в течение всего периода практики и за 2-3 дня до окончания практики представляет его на рецензию руководителю практики от предприятия, который оценивает его качество. Окончательную оценку отчета дает руководитель практики от института.

 

7.2 Подведение итогов практики

Дифференцированный зачет по окончании практики проводится в форме защиты перед комиссией на предприятии, в состав которой входит руководитель практики от института. При оценке итогов практики студента учитывается выполнение программы практики, включая разделы по экономике и охране труда, его производственная работа, регулярность ведения дневника, качество отчета и ответов на зачете.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно.


Список литературы

1.        Работы учебные. Фирменный стандарт ФС РК 10352-1910-У-е-001-2002. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию. – Алматы, АИЭС, 2002. – 31 с.

2.        Единая программа сквозной практической подготовки студентов специальности 0612Промышленная электроника. – М.: МЭИ, 1984.

3.        Троянкин Ю. В., Началин А. А. Методические указания по составлению рабочих программ производственных практик студентов. – М.: МЭИ, 1984.

4.        С.В. Коньшин, Б.Б. Агатаева. Программа и правила прохождения производственной и преддипломной практик (для студентов специальностей 380240 – Многоканальные телекоммуникационные системы, 380940 – Радиосвязь и радионавигация). – Алматы: АИЭС, 2003. – 22 с.

5.        Пантелеймонов А.Е. Организация и проведение производственной практики в вузе. – М.; Высшая школа, 1977.

6.        Айтмагамбетов А.З., Ералиев Н.Н. Программа сквозной практической подготовки студентов по специальности 0701  – Радиотехника. – Алма-Ата: КазПТИ –АЭИ, 1987.

7.        Харченко Ю.И. Программа сквозной практической подготовки студентов специальности 20.05 – Промышленная электроника. – Алма-Ата.: АЭИ,1990.

8.        Петрищенко С.Н. Программа по производственной и преддипломной практикам (для студентов специальности 3503 Промышленная электроника). – Алматы.:АЭИС, 1998.

9.        Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 3-изд. – СПб.: «Питер», 2006. – 958 c.

10.    Компьютерные сети. Учебный курс/Пер. с англ. – М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». – 2-е издание, 1998. – 696 c.

11.    Основы современных компьютерных технологий: Учебник / Под ред. Проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 672 с.

12.    Соломенчук В., Соломенчук П. «Железо» ПК 2005. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 480 с.

13.    Гук М. Аппаратные средства IBM PC – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 816 с.

14.    Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 576 с.

 

 

Содержание

Введение. 3

1 Организация и руководство практикой. 3

2 Учебно-производственная практика. 4

3 Производственная практика. 6

4 Преддипломная практика. 8

5 Охрана труда и окружающей среды.. 10

6 Экономика, организация и управление производством. 11

7 Требования к дневнику и отчету, подведение итогов практики. 12

Список литературы.. 14

 


 

Дополнительный план 2006 г, поз. ___

 

 

 

 

 

 Жолшараева Тамара Маруповна

 

 

 

 

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ,  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКИ

Программа и методические указания к проведению практик для студентов специальностей 350140 – Электронные системы и технологии,

3703 – Организация и технология защиты информации

 

 

 

 

Редактор Ж.М. Сыздыкова

 

Подписано в печать _____                   Формат 60х84 1/16

Тираж ____ экз.                   Бумага типографская №1

Объем 1,0 уч.-изд. л.                   Заказ _____ Цена____ тн

 

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро Алматинского института энергетики и связи

050013, Алматы, Байтурсынулы, 126

 

наверх назад