Введение
Дисциплина "Радиопередающие
устройства" изучается студента-
ми заочниками специальности 3805
"Радиосвязь, радиовещание и
телевидение"
на 5 курсе
(ускоренная форма обучения на 3 курсе).
Общий объем часов учебных занятий, предусмотренных для ра-
боты
студентов-заочников с
преподавателем по этой
дисциплине
составляет 36
часов. Из них: 10 часов - лекции, 16 часов - лабо-
раторные занятия,
10 часов - практические занятия.
Для контроля по дисциплине "Радиопередающие устройства" на
5 курсе
предусмотрены зачет, экзамен и курсовой
проект (для ус-
коренного
обучения соответственно на 3 курсе).
1
Цели и задачи дисциплины
Любая радиотехническая система
содержит радиопередающие
устройства (РПдУ),
основным назначением которых является генери-
рование и
управление (модуляция) высокочастотными колебаниями.
Поэтому
представление о радиопередающих устройствах должен иметь
специалист любой
радиотехнической специальности.
Дисциплина "Радиопередающие
устройства" является профилиру-
ющей для
специальности 3804 "Радиосвязь, радиовещание и телеви-
дение", т.к.
на ней базируются большинство специальных дисциплин
подготовки
радиоинженера, занимающегося инженерной деятельностью
в промышленных и
эксплуатационных предприятиях различных минис-
терств и
ведомств.
По этой дисциплине читаются лекции,
проводятся практические
и лабораторные занятия, выполняется курсовое проектирование,
проводится
преддипломная практика и дипломное проектирование.
После изучения курса "Радиопередающие устройства" студент
обязан знать
простейшие схемы генераторов с внешним возбуждением
(ГВВ) и
автогенераторов, амплитудных, частотных
и фазовых моду-
ляторов, принципы
работы этих устройств и элементы теории ГВВ;
уметь, пользуясь литературой и справочниками, рассчитать пара-
метры режимов
ГВВ, выбирать необходимые электронные приборы,
рассчитывать
элементы схем ГВВ; иметь представление
о структур-
ных схемах типовых передатчиков для
радиосвязи, радиовещания и
телевидения, радиорелейной и спутниковой радиосвязи, о
требова-
ниях
электромагнитной совместимости, о конструктивном выполнении
радиопередающих
устройств.
Программа курса составлена с учетом знаний студентами всех
дисциплин, предусмотренных учебным планом
для специальности
3804,
предшествующих изложению курса РПдУ, в частности по мате-
матике, физике,
теории электрических цепей, электромагнитным
полям и
волнам, по теории электрической связи,
электропитанию и
др.
2
Программа дисциплины "Радиопередающие устройства"
2.1
Введение
Основное назначение РПдУ, терминология относящаяся к РПдУ.
Требования к
РПдУ, предъявляемые МККР. Место и
функции радиопе-
редающих
устройств в системах радиосвязи и радиовещания. Основ-
ные этапы
развития техники и теории РПдУ.
2.2
Структурные схемы радиопередающих устройств
Основные пользователи современных
РПдУ, типовые упрощенные
структурные схемы
радиопередатчиков.
2.3
Генератор с внешним возбуждением (ГВВ)
Простейшая схема ГВВ
работающего на избирательную
(резо-
нансную)
нагрузку.
Электронные приборы применяемые
в ГВВ и их особенности.
Статические
характеристики.
Методы расчета режимов ГВВ:
графоаналитический, использова-
ние компьютерных
программ, кусочно-линейная аппроксимация (идеа-
лизация) статических
характеристик токов ламп и
транзисторов.
Определение
усредненных параметров идеализированных
характерис-
тик. Уравнения
идеализированных статических характеристик. Дина-
мические
характеристики ГВВ по напряженности и углу отсечки вы-
ходного тока.
Аналитическое уравнение для тока в
выходной цепи. Коэффици-
енты разложения в
ряд периодической последовательности импульсов
выходного
тока. Порядок расчета параметров
режима. Практические
рекомендации для
выбора напряженности режимов,
угла отсечки в
ГВВ различного
назначения.
Особенности расчета параметров режима анодного тока в тет-
родных ГВВ.
Методы расчета параметров режима управляющих и экра-
нирующих сеток в
триодных и тетродных ГВВ.
ГВВ по схеме с общей сеткой, особенности
расчета режима.
Использование
высших гармоник для повышения полезной
мощности и
КПД ГВВ. Математическое моделирование ГВВ. Особенности
работы
транзисторов в
ГВВ при большом сигнале. Эквивалентные схемы
транзисторов. Расчет параметров режима транзисторного
резонанс-
ного ГВВ
(усилителя) с учетом частотной зависимости параметров
транзистора. Ключевой режим ламп и
транзисторов, особенности
расчета.
Зависимость характеристик ГВВ от
изменения параметров режи-
ма и элементов
схемы.
Умножители частоты на
транзисторах и варикапах, область
применения.
2.4
Схемы генераторов с внешним возбуждением
Проблема электромагнитной
совместимости (ЭМС), требования
стандартов, нормы
допустимых побочных излучений.
Требования к колебательным системам (КС)
выходных каскадов
передатчиков.
Построение КС в виде связанных контуров. КПД КС.
Особенности конструкций элементов КС для
передатчиков раз-
личной
мощности, назначений и диапазонов
частот. Контурные кон-
денсаторы, вариометры, катушка со скользящим контактом,
катушки
с подвижным
медным сердечником, объемные
резонаторы, полосковые
линии. Элементы связи с нагрузкой и схемы их
включения. Краткие
сведения о
расчете КС на ЭВМ.
Схемы питания анодной (коллекторной) цепи
ГВВ: параллельная
и
последовательная, достоинства и
недостатки, области примене-
ния, расчет
элементов.
Схемы питания сеточных и базовой цепей в ГВВ,
прохождение
составляющих
тока, расчет элементов. Автоматическое смещение,
влияние на режим
ГВВ, схемы реализации. Схемы
межкаскадных свя-
зей.
Схемы питания цепей накала ламп. Меры для уменьшения пара-
зитной модуляции
при питании накалов переменным током.
Измерительные приборы для контроля режима
и настройки коле-
бательных систем
в ГВВ. Типы приборов, блокировочные элементы.
Параллельное и последовательное включение электронных при-
боров (ЭП) в
схемах ГВВ. Особенности работы и цели
применения
этих схем:
повышение мощности и надежности
каскада. Мостовые
схемы для
сложения мощности передатчиков в пространстве, модуль-
ное построение
РПдУ, схемы деления мощности.
Широкополосные усилители мощности и их
место в передатчи-
ках. Схемы
коррекции АЧХ таких усилителей. Использование искусс-
твенной длинной
линии, усилители с
распределенным усилением,
транзисторные
широкополосные усилители (ШПУ).
Построение ШПУ на
транзисторах для
ОВЧ и УВЧ диапазонов. Интегральные
транзистор-
ные усилители.
Автоматическая настройка передатчиков и
автоматическое сог-
ласование
передатчиков с антенной.
2.5 Возбудители радиопередатчиков
Требования к стабильности частоты для
передатчиков различ-
ных
назначений, установленных стандартами.
Задающий генератор и
возбудитель, их
место в схеме РПдУ.
Автогенераторы (АГ), применяемые в возбудителях. Схемы ав-
тогенераторов. Обобщенная трехточечная схема. Уравнение неста-
бильности частоты
АГ. Основные факторы, приводящие к
нестабиль-
ности частоты
АГ, методы ослабления их действия:
термокомпенса-
ция, кварцевая стабилизация, термостатирование.
Кратковременная
и долговременная
стабильность частоты.
Кварцевый резонатор, эквивалентная схема. Схемы АГ с квар-
цевой
стабилизацией на основной частоте и на механических гармо-
никах.
Автогенераторы на туннельных диодах.
Основные методы построения возбудителей:
кварц-волна; с ин-
терполяционным
генератором; с дискретной сеткой частот.
Синтезаторы частоты, принципы
построения. Синтезаторы с
идентичными декадами, синтезаторы, построенные по методу анали-
за. Цифровые синтезаторы частоты. Использование систем ФАПЧ и
ИФАПЧ в
синтезаторах, основные параметры этих систем.
Ввод информации в возбудитель, тракт переноса модулирован-
ных колебаний в
рабочий диапазон. Использование элементов микро-
электроники в
схемах синтезаторов.
Квантовые стандарты частоты и их
применение.
2.6
Устойчивость работы ГВВ
Основные принципы неустойчивой работы
ГВВ, влияние внешних
полей, взаимодействие каскадов, влияние проходной емкости ЭП и
индуктивностей
выводов.
Коэффициент усиления мощности в схемах ОК
и ОС с учетом ус-
тойчивости.
Самовозбуждение на рабочей и паразитных
частотах. Меры по-
давления
самовозбуждения: нейтрализация
проходной емкости, при-
менение ГВВ с ОС
и экранированными лампами,
введение антипара-
зитных
сопротивлений и др.
2.7
Радиопередатчики с амплитудной модуляцией
Области применения передатчиков с АМ:
радиовещание, телеви-
дение. Параметры и характеристики модулирующих
сигналов: полосы
частот,
динамический диапазон, статические параметры, пикфактор.
Требования к передатчикам с АМ. Основные
свойства амплитуд-
но-модулированного
колебания: аналитическое
выражение, спектр,
векторная
диаграмма, эпюры, энергетические соотношения.
Статическая модуляционная, амплитудно- и
фазо-частотная характеристики передатчиков с АМ.
Методы получения колебаний с АМ:
Модуляция изменением смещения на
управляющей сетке. Стати-
ческие
модуляционные характеристики, характеристики мощности,
КПД. Выбор
напряженности, углов отсечки в
режиме максимальной
мощности. Сеточная цепь модулируемой ступени. Пути
уменьшения
нелинейных и
частотных искажений. Схемы модуляторов. Общие поня-
тия о расчете
режимов.
Усиление модулированных колебаний. Статические модуляцион-
ные
характеристики при разных углах отсечки. Моделирование ГВВ с
использованием
реальных характеристик ЭП.
Анодная модуляция. Статические
модуляционные характеристики
для токов,
мощности и КПД. Влияние на эти характеристики автома-
тического
смещения. Влияние синфазной модуляции в
предваритель-
ном каскаде
на режим управляющей сетки и нелинейные искажения.
Расчет параметров
режима каскада с ААМ. Компьютерное моделирова-
ние каскада и расчет
режимов.
Анодно-экранная модуляция. Выбор режима и расчет его пара-
метров.
Особенности схем модуляторов с анодной и анодно-экранной
модуляцией, расчет элементов схем. Коллекторная модуляция
в
транзисторных передатчиках. Статические характеристики коллек-
торного
тока, причины нелинейности
характеристики первой гармо-
ники
коллекторного тока. Синфазная
амплитудная модуляция в двух
каскадах.
Возможность модуляции на защитную сетку в
пентодных каска-
дах. Принцип
работы, выбор максимального режима. Частотные и не-
линейные
искажения в таком модуляторе.
Диодные балансные модуляторы
с малой амплитудно-фазовой
конверсией.
2.8
Радиопередатчики с однополосной модуляцией
Виды излучений при однополосной модуляции
ОМ. Энергетичес-
кие и
спектральные преимущества ОМ. Способы
формирования ОМ ко-
лебаний: фильтровой, фазофильтровой, цифровой с
трансформатором
Гильберта.
Требования к ОМ передатчикам.
Однополосный фильтровой модулятор: схема,
элементы, выбор
режима ЭП.
Цифровой однополосный модулятор: схема, выбор элемен-
тов, частоты
тактового генератора.
Функциональная схема классического ОМ
передатчика: возбуди-
тель и мощный
линейный усилитель. Ввод сигналов
информации в
возбудитель. Принцип
построения многоканального передатчика.
Расположение
каналов в занимаемой полосе.
Функциональная схема вещательного
передатчика с ОМ, постро-
енного по методу
Кана. Особенности возбудителя. Мощный усилитель
огибающей: схема,
выбор элементов, понятие о расчете
режима и
элементов.
Особенности построения транзисторных ОМ
передатчиков. Функ-
циональные схемы.
Цифровые передатчики на транзисторах.
2.9 Радиопередатчики с угловой модуляцией
Области применения передатчиков с
частотной и фазовой моду-
ляцией. Функциональные схемы передатчиков с прямым и косвенным
способами
получения ЧМ колебаний. Требования
к передатчикам с
ЧМ.
Частотный модулятор на варикапе:
схема, принцип работы,
Статические и
динамические модуляционные характеристики.
Расчет
режимов АГ и
варикапа, методы повышения линейности модуляционной
характеристики, необходимость умножения частоты. Повышение
ста-
бильности средней
частоты в передатчике ЧМ: применение
систем
ФАПЧ и АПЧ,
использование фазовых модуляторов и кварцевой стаби-
лизации.
Особенности передатчиков с ЧМ для моно- и
стереофонического
вещания, звукового сопровождения телевидения, низовой
радиосвя-
зи. Особенности
усиления ЧМ колебаний.
Передатчики дискретных
сигналов.
Особенности построения возбудителей этих передатчиков.
Использование транзисторов в
передатчиках с ЧМ для связи,
вещания и
телевидения.
2.10 Передатчики телевизионных сигналов изображения
Особенности телевизионных сигналов. Вид модуляции. Спектр
сигнала на выходе
передатчика. Структурные схемы
передатчиков
изображения.
Требования к передатчикам.
Формирование частотной характеристики тракта передатчика.
Модуляция на
низком уровне. Особенности построения
модуляторов.
Меры борьбы с
фидерным эхо.
Совместная работа передатчиков на одну
антенну. Особенности
и проблемы
построения передатчиков с совместным усилением сигналов изображения и звукового
сопровождения.
2.11
Передатчики для радиорелейной и космической радиосвязи
Возможности радиорелейной и спутниковой
связи. Рекомендации
МККР. Структурные
схемы передатчиков с частотным и временным
разделением
каналов. Усилители мощности на транзисторах, ЛПД,
ЛБВ и
клистронах. Передатчики цифровой
связи. Функциональные
схемы. Бортовые передатчики. Функциональные схемы. Особенности
работы бортовых передатчиков в системах с
многостанционным дос-
тупом. Наземные
РПдУ тропосферной и космической связи.
2.12
Надежность радиопередатчиков
Понятие надежности в
применении к РПдУ. Методы
повышения
надежности: резервирование, блочное построение с
независимыми
блоками,
оптимальный выбор режима ЭП.
Понятие о методике расчета надежности.
Системы диагностики.
Применение микропроцессоров в РПдУ.
2.13
Радиопередающие устройства и
охрана окружающей среды
Существующие нормы на излучение
электромагнитных волн. Ме-
тоды уменьшения
мощности излучений:
экранирование, понижение
уровня излучения
несущей, переход к однополосной системе модуля-
ции с
ослабленной несущей. Вынос мощных передатчиков из мест
массового
скопления людей, экранирование
технических зданий ра-
диоцентров.
Перспективы развития техники
радиопередающих уст-
ройств. Основные
проблемы.
3
Перечень тем практических занятий
3.1
Структурные схемы РПдУ
3.2
Генератор с внешним возбуждением
(ГВВ)
3.3
Возбудители радиопередатчиков
3.4
Устойчивость работы усилителей ВЧ (ГВВ)
3.5
Радиопередатчики с амплитудной модуляцией
3.6
Радиопередатчики с однополосной
модуляцией
3.7
Радиопередатчики с угловой
модуляцией
3.9
Передатчики телевизионных сигналов изображения
3.10
Передатчики радиорелейной и космической связи
4. Перечень тем лабораторных занятий
4.1
Исследование работы ГВВ с помощью осциллографа.
4.2
Исследование ГВВ на транзисторе в ключевом режиме.
4.3
Исследование широкополосного усилителя.
4.4
Изучение схем и рабочих характеристик каскадов с амп-
литудной
модуляцией.
4.5
Изучение формирования однополосного сигнала.
4.6
Изучение характеристик частотного модулятора.
4.7
Изучение типового возбудителя с синтезатором частоты.
4.8. Изучение типовых радиопередатчиков
радиовещательных,
связных и
телевизионных, измерение основных показателей.
5 Основные требования к курсовому проекту
Курсовой проект должен содержать
технические требования,
предъявляемые к
проектируемому передатчику, краткое технико-эко-
номическое
обоснование принятых в проекте решений и
примененных
элементов, обоснованную структурную схему
проектируемого уст-
ройства, обоснованный выбор типов и номиналов ЭП,
схемных реше-
ний, электрический расчет двух каскадов передатчика (выходного
каскада и
моделирующего), расчет промышленного КПД.
Пояснительная записка к курсовому проекту
должна содержать
задание на
проектирование, полную структурную схему ВЧ части пе-
редатчика и
других рассчитанных каскадов,
спецификацию к схеме,
обоснование
выбора элементов, последовательное
изложение выпол-
ненных расчетов.
При проектировании и оформлении проекта должны соблюдаться
рекомендации
МККР. Комплектующие изделия, радиодетали, лампы,
транзисторы и др.
должны выбираться согласно нормалям.
Оформление пояснительной записки
и принципиальной схемы
должно
соответствовать ЕСКД. Объем
пояснительной записки не бо-
лее 30-40
стр. Принципиальная схема исполняется
на листе А3 или
А2.
5.3
Перечень тем курсовых проектов
- pадиопеpедающее устpойство для
pадиовещания с частотной
модуляцией;
- pадиопеpедающее устpойство для
стеpеовещания ;
- pадиопеpедающее устpойство для
pадиовещания с одной боко-
вой полосой и несущей;
- pадиопеpедающее устpойство для
звукового сопpoвождения
телевизионных пpoгpамм 1-2 диапазонов ;
- pадиопеpедающее устpoйство для
звукового сопpoвождения
телевизионных пpoгpамм 3 диапазона ;
- pадиопеpедающее устpoйство для
звукового сопpовождения
телевизионных пpoгpамм 4-5 диапазонов ;
- pадиопеpедающее устpойство для пеpедачи
изобpажения
телевизионных пpогpамм 1-2 диапазонов ;
- pадиопеpедающее устpойство для пеpедачи
изобpажения
телевизионных пpoгpамм 3 диапазона ;
- pадиопеpедающее устpoйство для пеpедачи
изобpажения
телевизионных пpoгpамм 4-5 диапазонов ;
-
pадиопеpедающее устpойство для пеpедачи четыpех
телефонных
сообщений ;
- pадиопеpедающее устpoйство для пеpедачи
сигналов ампли-
тудной телегpафии со скоpoстью 1000 Бод
;
- pадиопеpедающее устpoйство низовой
связи ;
-
pадиопеpедающее устpойство оконечной станции
радиоpелейной линии ;
- pадиопеpедающее устpoйство
pадиолокационной станции с
импульсной модуляцией ;
- pадиопеpедающее устpoйство
pадиолокоционной станции с
угловой модуляцией ;
- pадиопеpедающее устpoйство наземной
станции спутниковой
системы связи ;
- pадиопеpедающее устpoйство оконечной
станции тpoпосфеpной
линии связи ;
- боpтовое pадиопеpедающее устpoйство
спутниковой системы
связи ;
- pадиопеpедающее устpойство для пеpедачи
сигналов относи-
тельной фазовой телегpафии со скоpoстью
10000 Бод ;
- pадиопеpедающее устpoйство для пеpедачи
сигналов частот-
ной телегpафии со скоpoстью 5000 Бод ;
- синтезатоp частоты пеpедающего
устpoйства ;
- возбудитель pадиопеpедатчика
магистpальной связи ;
- низкочастотный тpакт вещательного
pадиопеpедатчика с
амплитудной модуляцией ;
- модуляционное устpoйство телевизионого
pадиопеpедатчика
с совместным усилением сигналов
изобpажения и звука ;
- импульсный модулятоp pадиопеpедающего
устpoйства pадио-
локационной станции .
6
Методические указания
При изучении курса основное внимание
следует уделить прин-
ципиальным вопросам
и физическим представлениям.
Приводимые в
литературе
расчетные формулы и числовые
значения учитывать не
нужно. При
самостоятельной проработке рекомендованной литературы
материал курса
целесообразно конспектировать.
На зачете студент должен предъявить отчеты
о выполненных ла-
бораторных
работах. Для сдачи экзамена студент
должен подгото-
виться в
соответствии с программой дисциплины РПдУ и изучить
тестовые задания
по курсу РПдУ /9/.
Как было
указано ранее, при изучении курса студент должен
выполнить
курсовой проект. При расчете и оформлении
курсового
проекта следует руководствоваться методическими
указаниями /10/
и основной
литературой приведенной ниже. Выполняя
курсовой про-
ект студент может
пользоваться не только рекомендованной литера-
турой , но и
любой доступной ему учебной и технической литерату-
рой открытого
пользования. открытого пользования. В конце проек-
та должен быть
приведен список литературы,
которой пользовался
студент.
Чертежы должны быть сброшюрованы
(подшиты) с пояснительной
запиской жестко (
не на канцелярских скрепках ).
В случае возникновения затруднений при
выполнении курсового
проекта, студент
может обращаться в институт за устной или пись-
менной
консультацией.
Список литературы
1. Радиопередающие устройства / Под ред.
В.В. Шахгильдяна -
М.: Связь, 1995.
2. Устройства генерирования и формирования радиосигналов.
2-е издание/ Под
ред. Г.М. Уткина, В.Н. Кулешова, М.В.
Благове-
щенского - М.: Радио
и связь, 1994.
3. Проектирование радиопередающих устройств / Под
ред.
В.В.Шахгильдяна -
М.: Радио и связь, 1993.
4. Каганов В.И. Транзисторные радиопередатчики - М.: Энер-
гия, 1976.
5. Каганов В.И. СВЧ полупроводниковые
передатчики - М.: Ра-
дио и связь, 1981
г.
6. Шумилин М.С. и др. Радиопередающие устройства - М.: Ра-
дио и связь,
1990.
7. Проектирование и техническая эксплуатация радиопередаю-
щих устройств /
М.А. Сиверс, Г.А.Зейтленок и др.- М.:
Радио и
связь, 1983.
8. Проектирование радиопередающих
устройств с применением
ЭВМ / Под ред.
О.В. Алексеева - М.: Радио и связь, 1987.
9. Радиопередающие устройства. Устройства генерирования и
формирования радиосигналов: Методическое указание к
программе
контроля
начального уровня знаний / Сост.
Д.А. Бакеев, С.В.
Коньшин; АЭИ -
Алматы, 1995.
10. Радиопередающие устройства:
Методические указания к
курсовому проекту
/ Сост. С.В. Коньшин; АИЭС - Алматы, 1998.
Содержание
Введение 3
1 Цели и задачи дисциплины 3
2 Программа дисциплины "Радиопередающие
устройства" 4
3 Перечень тем практических занятий 10
4 Перечень тем лабораторных занятий 11
5 Основные требования к курсовому
проекту 11
6 Методические указания 13
Список литературы 14