Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра математики

 

 

 

 

МАТЕМАТИКА  1 

Методические указания и задания к расчетно-графической работе

для студентов всех форм обучения и  специальностей 5В071800 – Электроэнергетика, 5В071700- Теплоэнергетика и 5В071900 -  Радиотехника, электроника и телекоммуникации и 5В070200 – Автоматизация управления

Часть 1

  

 

 

Алматы 2010 

СОСТАВИТЕЛЬ: А.Ж. Масанова, Г.А. Ултаракова.  Математика 1. Часть 1. Векторная и линейная алгебры. Аналитическая геометрия. Методические указания и задания к расчетно-графической работе для студентов всех форм обучения  всех специальностей, -Алматы: АУЭС, 2010.- 25 с. 

 

Методические указания и задания к расчетно-графической работе содержат раздел программы первого семестра курса математики для студентов всех форм обучения  всех специальностей АУЭС: векторная и линейная алгебры, аналитическая геометрия.

Приведены основные теоретические вопросы программы. Дано решение типового варианта.

Эти методические указания могут быть использованы студентами специальностей 5В071800 – Электроэнергетика, 5В071700- Теплоэнергетика и 5В071900 -  Радиотехника, электроника и телекоммуникации и 5В070200 – Автоматизация управления в качестве РГР №1 (по курсу «Математика 1») в первом семестре обучения.

 

 

1 Типовой расчёт. Векторная и линейная алгебры. Аналитическая геометрия

1.1 Теоретические вопросы

1 Определители, их свойства, вычисление.

2 Матрицы, действия над ними, обратная матрица.

3 Векторы, их длина, линейные операции над векторами. Коллинеарность.

4 Скалярное, векторное, смешанное  произведения векторов, их приложения.

5 Различные уравнения прямой на плоскости и в пространстве.

6 Уравнения плоскости.

7 Угол между прямыми, плоскостями, прямой и плоскостью.

8 Расстояние от точки до прямой и до плоскости.

9 Эллипс, гипербола, парабола. Их канонические уравнения.

10 Поверхности второго порядка.

11 Приведение общих уравнений кривых и поверхностей второго порядка к каноническому виду.

12 Ранг матрицы и его вычисление.

13 Различные методы решения систем линейных уравнений:

а) правило Крамера;

б) метод Гаусса;

в) с помощью обратной матрицы.

14 Однородные системы линейных уравнений.

1.2 Расчётные  задания

1 Дан определитель третьего порядка. Требуется найти:

а) минор  и алгебраическое дополнение  элемента ;

б) определитель по правилу треугольника (правилу Саррюса).

Т а б л и ц а 1

1.1

1.2 

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10     

1.11

1.12

продолжение таблицы 1

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

1.18

1.19 

1.20

1.21

1.22 

1.23

1.24

1.25

1.26

1.27 

1.28

1.29

1.30

 

2 Даны матрицы А, В, С. Требуется найти:

а) произведение матриц АВ или ВС, если возможно. Объяснить почему, если невозможно;

б) матрицу , обратную матрице А.

Т а б л и ц а 2

2.1

  А=  В=  С=

2.2

  А=  В=  С=


продолжение таблицы 2

2.3

  А=  В=  С=

2.4

  А=  В=  С=

2.5

  А=  В=  С=

2.6

  А=  В=  С= 

2.7

  А=   В=  С=

2.8

  А=  В=  С=.

2.9

  А=  В=  С=

2.10

 А=,  В=  С=.

2.11

 А=  В=  С= 

2.12

 А=  В=  С= 

2.13

 А=  В=  С=


продолжение таблицы 2

2.14

 А=  В=  С=

2.15

 А=  В=  С=

2.16

 А=  В=,  С=

2.17

 А=  В=  С=

2.18

 А=  В=  С= 

2.19

 А=  В=  С=

2.20

 А=  В=  С= 

2.21

 А=  В=  С=

2.22

 А=  В=  С= 

2.23

 А=  В=  С=

2.24

 А=  В=  С= 


продолжение таблицы 2

2.25

 А=  В=  С= 

2.26

 А=  В=  С=

2.27

 А=  В=  С=

2.28

 А=  В=  С= 

2.29

 А=  В=  С=

2.30

 А=  В=  С=

3 Даны точки А и В; и вектора . Требуется найти:

а) модуль (длину) вектора  и середину отрезка АВ;

б) проекцию вектора;

в) площадь параллелограмма, полученного из векторов  ;

г) объем пирамиды, построенной из  векторов .

Т а б л и ц а 3

3.1

А(5, -4, 3), В(1, 2, -8),

 =(0, 1, 4), =(5, 2, -3)

3.2

А(-3, 1, 0), В(7, 1, -5),        =(7, 1, 4), =(5, 8, -3)

3.3

А(0, 4, 5), В(3, -2, 1),

=(6, 4, 4), =(0, 2, -2)

3.4

 А(3, -2, 5), В(4, 5, 7),

=(5, 1, 4), =(5, -3, -3)

3.5

А(2, -3, 7), В(3, 2, 8),

 =(6, 4, 6),  =(0, 6, -2)

3.6

А(2, -1, 7), В(6, 3, 4) ,

 =(4, 5, 4), =(7, 8, 5)

3.7

А(3, 1, 7), В(2, -3, 9),

=(9, 1, 4), =(8, 2, -3)

3.8

А(2, 1, -6), В(1, 4, 9) ,

=(1, 1, 8), =(5, -3, 9)

3.9

А(2, -4, 8), В(5, 4, 7),

=(6, 3, 4), =(7, 2, -2)

3.10

А(3, 2, 5), В(4, 0, -3) ,

=(7, 2, 4), =(5, 8, 4)


продолжение таблицы 3

3.11

А(2, 3, -1),В(-6, 4, 2),

=(2, 9, 6), =(0, 6, 4)

3.12

А(-4, 2, 3), В(8, 7, -2),

=(5, 3, 4), =(5, 3, 4)

3.13

А(5, 3, 6), В(-2, 3, 5),

 =(6, 2, 4), =(7, 2, -7)

3.14

А(0, 6, 0), В(5, 3, -4),

=(8, 5, 3), =(7, 8, 7)

3.15

А(4, 2, 0), В(1, -7, 8),

 =(2, 8, 6), =(0, 6, 3)

3.16

 А(4, 2, 5), В(-1, 0, 6),

=(2, 1, 8), =(5, 9, 9)

3.17

А(3,-5, 8), В(6, 3, 9),

=(7, 3, 4),  =(3, 2, -2)

3.18

А(7, 2, 2), В(-5, 7, -7) ,

 =(6, 1, 3), =(1, 8, 7)

3.19

А(5, -3, 1), В(2, 3, 7),

 =(2, 7, 6), =(7, 6, 4)

3.20

А(8, -6, 4), В(10, 5, 1),

=(9, 1, 8), =(4, 9, 1)

3.21

А(5, 6,-8), В(8, 10,7),

 =(1, 3, 4), =(3, 6, -2)

3.22

 А(1, -1, 3), В(6, 5, 8),

=(7, 8, 3), =(1, 8, 9)

3.23

А(3, 5,-7), В(8, 4, 1),

=(2, 5, 6), =(7, 6, 8)

3.24

А(6, -6, 5), В(4, 9, 5),

=( 6, 1, 4), =(0, 9, 1)

3.25

А(4,6,11), В(9,3,-4),

=(3, 7, 6), =(8, 6, 4)

3.26

А(5, 7, 4),В(4,-10, 9),

 =(8, 1, 7), =(4, 5, 1)

3.27

А(-9, 8, 9),  В(7, 1,-2),

=(7, 2, 4), =(5, 2, -1)

3.28

А(5, 2, 6), В(1, 8, -2),

=(4, 2, 3), =(2, 3, 7)

3.29

А(2, 8, -9),  В(7, 5,-5),

=(8, 1, 6), =(6, 1, 4)

3.30

А(-2, 7, 0), В(6, 3, 5),

=(2, -3, 8), =(3, 9, 2)

4 Даны точки  на плоскости и уравнение прямой . Записать уравнение прямой:

а) -проходящей через эти точки;

б) - в виде общего уравнения прямой;

в)  - в виде  уравнения прямой с угловым коэффициентом;

г)  - в виде  уравнения прямой в отрезках;

д)  , проходящей через точку  и перпендикулярную .

Т а б л и ц а 4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

6

4.7

4.8

4.9

4.10

 

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16


продолжение таблицы 4

4.17

4.18

4.19

4.20

4.21

4.22

4.23

4.24

4.25

4.26

4.27

4.28

4.29

4.30

 

5 Даны точки . Требуется:

а) составить уравнение плоскости

б) записать  в виде общего уравнения плоскости;

в) записать  в виде уравнения  плоскости  в отрезках;

г) записать  в виде общего уравнения  плоскости, проходящей через точку ;

д) составить  каноническое уравнение прямой

е) записать параметрическое уравнение прямой ;

д) составить  каноническое уравнение прямой ;

е) записать параметрическое уравнение прямой ;

ж) составить уравнение прямой , перпендикулярной  плоскости .

Т а б л и ц а 5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

5.15

5.16

5.17

5.18

5.19

5.20

5.21

5.22

5.23

5.24


продолжение таблицы 5

5.25

5.26

5.27

5.28

5.29

5.30

6. Решить систему:

а) методом Крамера;

б) матричным методом (с помощью обратной матрицы).

Т а б л и ц а 6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

6.10

6.11

6.12

6.13

6.14

6.15

6.16

6.17

6.18

6.19

6.20

6.21

6.21

6.23

6.24

6.23

6.26

6.27

6.28

6.29

6.30

7 Дана система уравнений. Требуется:

а) проверить совместность системы методом Гаусса;

б) решить систему, если она совместна:

в) найти ранг матрицы коэффициентов и расширенной матрицы системы.

 

 

Т а б л и ц а 7

7.1

7.2

7.3    

7.4    

7.5

7.6

 7.7

7.8

7.9

7.10

7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

7.17

7.18

7.19

7.20

7.21

7.22

7.23

7.24

 

продолжение таблицы 7

7.25

7.26

7.27

7.28

7.29

7.30

 

8 Даны точка А; радиус окружности R; полуоси кривых - a,b; уравнение прямой – D. Требуется:

а) записать уравнение окружности с центром в точке А и радиусом R;

б) записать каноническое уравнение эллипса с полуосями а и  b. Найти координаты его фокусов, эксцентриситет;

в) записать каноническое уравнение гиперболы с действительной полуосью а и мнимой - b. Найти координаты его фокусов, эксцентриситет, уравнения асимптот;

г) записать каноническое уравнение параболы с вершиной в начале координат и если  D ее директриса. Найти координаты его фокуса, эксцентриситет;

д) сделать схематический чертеж эллипса, гиперболы, параболы.

Т а б л и ц а 8

8.1

A(2,-4), R=4, a=1, b=3, D:  x=-5

8.2

A(-8,2), R=1, a=6, b=5, D: x=-5

8.3

A(1,-4), R=5,  a=8, b=3, D: y=-6

8.4

A(5,-4), R=2, a=6, b=4, D: y=-2

8.5

A(2,-5), R=7, a=3, b=2, D: x=4

8.6

A(1,8), R=5 , a=3, b=2, D: x=-3

8.7

A(3,-4), R=9, a=7, b=6, D: y=-2

8.8

A(10,1), R=8, a=1, b=6, D: y=-4

8.9

A(5,-4), R=1, a=6, b=4, D: x=-5

8.10

A(6,3), R=8 , a=2, b=3, D: x=-5

8.11

A(1,-3), R=5 , a=8, b=2, D: y=6

8.12

A(5,5), R=2, a=1, b=3, D: y=-7

8.13

A(2,-6), R=7, a=3, b=4, D: x=5

8.14

A(12,6), R=7, a=6, b=2, D: x=-5

8.15

A(3,4), R=9 , a=2, b=6, D: y=-8

8.16

A(0,5), R=4, a=6, b=4, D: y=8

8.17

A(2,-9), R=7, a=5, b=2, D: x=6

8.18

A(-5,0), R=7, a=4, b=5, D: x=1

8.19

A(8,4), R=6 , a=8, b=5, D: y=2

8.20

A(5,1), R=2, a=9, b=1, D: x=-1

8.21

A(5,-4), R=4, a=6, b=4, D: x=1

8.22

A(-3,2), R=4, a=8, b=4, D: y=1

8.23

A(1,8), R=5, a=9, b=4, D: y=-6

8.24

A(9,1), R=6, a=4, b=7, D: x=-3

8.25

A(2,-5), R=7, a=7, b=4, D: x=9

8.26

A(-9,2), R=7, a=1, b=8, D: y=7

8.27

A(7,4), R=5, a=1, b=7, D: y=8

8.28

A(11,-4), R=2, a=2, b=4, D: x=8

8.29

A(-2,5), R=5, a=7, b=1, D: x=8

8.30

A(12,4), R=7, a=3, b=5, D: y=-9

 

9 Определить вид (название) поверхности второго порядка и сделать схематический чертеж.

 

Т а б л и ц а 9

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

9.6

9.7

9.8

9.9

9.10

9.11

9.12

9.13

9.14

9.15

9.16

9.17

9.18

9.19

9.20

9.21

9.22

9.23

9.24

9.25

9.26

9.27

9.28


продолжение таблицы 9

9.29

9.30

 

10 Привести к каноническому виду уравнение кривой второго порядка, построить эту кривую

Т а б л и ц а 10

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

10.7

10.8

10.9

10.10

10.11

10.12

10.13

10.14

10.15

10.16

10.17

10.18

10.19

10.20

10.21

10.22

10.23

10.24

10.25

10.26

10.27

10.28

10.29

10.30

 

1.3 Решение типового варианта

1 Дан определитель третьего порядка . Требуется найти:

а) минор  и алгебраическое дополнение  элемента ;

б) определитель по правилу треугольника (правилу Саррюса).

Решение:

a) минор Mэлемента a равен определителю, полученному из данного после вычёркивания i-ой строки и j-го столбца. Таким образом, вычёркиваем в нашем определителе вторую строку и третий столбец, получаем  . Алгебраическое дополнение элемента a вычисляем по формуле   A=(-1)M.  Значит А=(-1)11= -11;

б) правило треугольника: определитель третьего порядка равен сумме шести членов; члены со знаком плюс получают при перемножении по три элемента определителя, взятых

по схеме , члены со знаком минус – по схеме. Поэтому   

 Формула разложения по третьему столбцу имеет вид . Таким образом, вычисляем определитель третьим способом:

= 2 – 88 – 12=            =- 98;

2 Даны матрицы А=, В=, С=. Требуется найти:

а) произведение матриц АВ или ВС, если возможно. Объяснить почему, если невозможно;

б) матрицу , обратную матрице А;

Решение:

а) произведение матриц АВ возможно, если число столбцов матрицы А равно числу строк матрицы В. Размеры матриц: А, В, С. Таким образом,  АВ=  – произведение невозможно.    ВС=  – произведение возможно. Произведением матриц ВС является матрица Е, число строк которой равно числу строк матрицы В, число столбцов равно числу столбцов матрицы : . Элемент матрицы Е равен сумме произведений i–ой строки матрицы А на j–ый столбец матрицы В. Таким образом

ВС = = , где     .

Итак, ;

б) обратная матрица для квадратной матрицы существует, если определитель матрицы не равен нулю; не существует, если =0. Обратная матрица А для матрицы А =  находится по формуле  , где  – определитель матрицы А;  – алгебраические дополнения элементов . Найдём определитель матрицы А: =  = -300, следовательно А существует. Определим алгебраические дополнения всех элементов матрицы А:

Составим  А по вышеуказанной формуле

А= =

3 Даны точки А(7, -9, 3) и  В(1, 0, -5); и вектора . Требуется найти:

а) модуль (длину) вектора  и середину отрезка АВ;

б) проекцию вектора;

в) площадь параллелограмма, полученного из векторов  ;

г) объем пирамиды, построенной из  векторов .

Решение:

а) для точек А() и В() координаты вектора  находят по формуле = (). Таким образом, (1-7, 0-(-9), -5-3) = (-6, 9, -8); модуль (длина) вектора : . Значит,  == ; cередина  отрезка АВ имеет координаты С== С( 4, -9/2, -1 );

б) проекция вектора есть: ; где  - скалярное произведение векторов . Если векторы ортогональны, то ; , так как , то векторы  и  не ортогональны; вычисляем далее ;

в) площадь параллелограмма, полученного из векторов , есть модуль вектора, полученного  от их векторного произведения векторов: ;  сначала находим координаты

 ;

; далее определяем модуль вектора: ;

г) объем пирамиды, построенной из  векторов , , ,  находится из модуля их смешанного произведения:  

Так как , то эти векторы не компланарны.

4 Даны точки А(4, -2),  А(8, 1) на плоскости и уравнение прямой L: -x + 4y + 5 = 0.  Записать уравнение прямой:

а) -проходящей через эти точки;

б) - в виде общего уравнения прямой;

в)  - в виде  уравнения прямой с угловым коэффициентом;

г)  - в виде  уравнения прямой в отрезках;

д)  , проходящей через точку  и перпендикулярную .

Решение:

a) уравнение прямой, проходящей через две точки () и (), находится по формуле  . Значит, уравнение прямой L имеет вид   или  ;

б) запишем уравнение прямой L в общем  виде Ax+By+C=0:   , (A=3, B=-4, C=-20).

 Геометрический смысл коэффициентов: А, В, – это координаты нормального (перпендикулярного) вектора прямой L, т. е. вектор ;

в)  через угловой коэффициент y=kx+m: , ( k=, m=-5 );

г)  в виде отрезков x/a+y/b=1:

, ( a = 20/3, b = -5 );

д) уравнение прямой , проходящей через точку  ()  и параллельно  вектору , имеет вид:  . Если вектор перпендикулярный прямой  есть =(A;B)=(-1;4), а прямая  также перпендикулярна , тогда в нашем случае получаем, что направляющим вектором   будет  и уравнение  имеет вид  .

 

5 Даны точки А(1, 2, -1), А(3, 3, 2), А(2, -3, 7). Требуется:

а) составить уравнение плоскости

б) записать  в виде общего уравнения плоскости;

в) записать  в виде уравнения  плоскости  в отрезках;

г) записать  в виде общего уравнения  плоскости, проходящей через точку ;

д) составить  каноническое уравнение прямой ;

е) записать параметрическое уравнение прямой ;

ж) составить уравнение прямой , перпендикулярной  плоскости .

Решение:

а) уравнение плоскости, проходящей через точки (), (), () имеет вид: .

В нашем случае Р    (*);

б) раскрыв определитель в правой части равенства (*), получим уравнение плоскости Р в общем виде Ax+By+Cz+D=0:

23x – 13y – 11z – 8 = 0, (A=23, B=-13, C=-11, D=-8).

Геометрический смысл коэффициентов: А, В, С – это координаты нормального (перпендикулярного) вектора плоскости, т. е. вектор

в) перенесём в общем уравнении плоскости свободный член –8 в правую часть и разделим обе части на 8. Получим уравнение плоскости в отрезках  x/a+y/b+z/c=1:

,

где а=8/23, в=-8/13, с=-8/11 – это величины отрезков, отсекаемых  плоскостью на координатных осях, считая от начала координат;

г) раскроем определитель в левой части равенства (*) по элементам первой строки: .

Получили уравнение плоскости в виде A(x-x)+B(y-y)+C(z-z)=0 ();

д) каноническое уравнение прямой, проходящей через две точки () и () находится по формуле  . Значит, уравнение прямой L имеет вид   или  ;

е) уравнения прямой в виде  называются каноническими, где  a(m,n,p) –   ее направляющий вектор. В  предыдущем пункте уже найдены канонические уравнения прямых. Параметрическими называются уравнения прямой в виде . Чтобы получить параметрические уравнения прямой, приравняем канонические уравнения к параметру t и из полученных равенств найдём x, y, z.

L:= .

         Итак, параметрическое уравнение L:;

ж) так как , то  вектор   оказывается направляющим вектором прямой . Тогда каноническое уравнение прямой  имеет вид:.

 

6. Решить систему

а) методом Крамера;

б) матричным методом (с помощью обратной матрицы).

Решение:

а) решение системы  по правилу Крамера имеет вид , где - определитель системы, , - вспомогательные определители, полученные из определителя системы заменой первого и второго столбцов столбцом свободных членов.

         В нашем случае , , . Таким образом, х = -1/5, у =3/5. Ответ можно записать в виде вектора: ;

         б) в матричном виде решение системы записывается так:,  где   - матрица–столбец неизвестных, - матрица-столбец свободных членов, - матрица, обратная для матрицы системы .

Найдём обратную матрицу (см. пример 2б) для матрицы системы . Так как определитель системы , то обратная матрица существует и  равна . Тогда . Или ответ в обычном виде: х=-1/5, у=3/5.

7 Дана система уравнений.  .

Требуется:

а) проверить совместность системы методом Гаусса;

б) найти ранг матрицы коэффициентов и расширенной матрицы системы;

в) решить систему, если она совместна.

Решение:

а) метод Гаусса заключается в последовательном исключении неизвестных из уравнений системы с помощью элементарных преобразований и приведении её к ступенчатому  (треугольному) виду расширенной матрицы системы. Матрица коэффициентов системы есть , расширенная матрица - . Так как матрица  содержится в матрице , то достаточно производить элементарные преобразования только над строками матрицы : умножим первую строку на -2 и прибавим ко второй, затем умножим первую строку на -3 и прибавим к третьей. Получим, что матрица , а вместе с ней и матрица, приводится к ступенчатой матрице, имеющей три ненулевые строки: .

         По теореме Кронекера-Капелли система совместна (т.е. имеет хотя бы одно решение), если ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы ; система не совместна (т.е. не имеет решений), если ;

б) далее, по количеству ненулевых строк в ступенчатых матрицах определяются  ранги  матриц . Значит,   и система совместна. Так как число неизвестных n равно 3 и равен рангу матрицы системы (n=r), то система имеет одно решение;

в) таким образом, данная система сводится к системе, соответствующей последней матрице: ;

поднимаясь по этой системе снизу вверх, найдём из последнего уравнения ; из предпоследнего ; из первого .   Ответ: (-4; -2; 1).

8 Даны точка А(3, -7); радиус окружности R=6= 2;   = 3 – полуоси кривых; D: у = -3 – уравнение прямой. Требуется:

а) записать уравнение окружности с центром в точке А и радиусом R;

б) записать каноническое уравнение эллипса с полуосями а=2 и  b=3. Найти координаты его фокусов, эксцентриситет;

в) записать каноническое уравнение гиперболы с действительной полуосью а=2 и мнимой – b=3. Найти координаты его фокусов, эксцентриситет, уравнения ассимптот;

г) записать каноническое уравнение параболы с вершиной в начале координат и если  D: у = -3  ее директриса. Найти координаты его фокуса, эксцентриситет;

д) сделать чертеж эллипса, гиперболы, параболы.

Решение:

а) уравнение окружности с центром в точке  радиуса R имеет вид , значит в нашем варианте: ;

б) каноническое уравнение эллипса с полуосями  и  имеет вид ; значит в нашем варианте:  .

Фокусы эллипса – это точки , если  и  ,  и        эксцентриситет  эллипса равен ,   или, если  , то  и , .

         Итак, в нашем варианте, поскольку , то,  эксцентриситет равен , (). Фокусы лежат на оси Оу: . Изобразим эллипс на координатной плоскости (см.рисунок 1), где  - вершины эллипса.

 

Рисунок 1

 

в) каноническое уравнение гиперболы с действительной полуосью , мнимой полуосью  имеет вид ; с действительной полуосью  и мнимой полуосью :  или . Для гиперболы с действительной полуосью , эксцентриситет равен , где ; уравнения асимптот гиперболы имеют вид ; фокусы – это точки , расположенные на действительной оси.

По условию =2, =3, поэтому каноническое уравнение гиперболы с действительной полуосью  будет . Для неё полуфокусное расстояние ; эксцентриситет равен ; фокусы: ;  уравнения асимптот: .

Гиперболу легко построить следующим образом: строим прямоугольник со сторонами  (у нас ). Диагонали прямоугольника являются асимптотами гиперболы, точки пересечения сторон прямоугольника с действительной осью гиперболы – вершинами гиперболы (см.рисунок 2):

Рисунок 2

 

г) по условию, если директриса параболы y=-p/2, то  осью симметрии параболы с вершиной в начале координат является ось Ох. Значит, её каноническое уравнение имеет вид ; если директриса параболы x=-p/2, то  осью симметрии параболы с вершиной в начале координат является ось Оy. Значит, её каноническое уравнение имеет вид . Так как директриса параболы имеет уравнение у = -3, то  и уравнение параболы будет: . Фокус параболы – это точка , лежащая на оси симметрии. В нашем случае фокус - . Построим параболу(см.рисунок 3).

Рисунок 3

 

9 Определить вид (название) поверхности второго порядка и сделать схематический чертёж:

а) ;  б) .

Решение:

а)  - это каноническое уравнение однополостного гиперболоида с осью симметрии Ох. Его схематический чертёж (см.рисунок 4);

Рисунок 4

б)  - это каноническое уравнение конуса второго порядка с осью симметрии Оz и вершиной в начале координат. Его схематический чертёж (см.рисунок 5);

Рисунок 5

 

10 Привести к каноническому виду уравнение кривой второго порядка  и  построить эту кривую.

Решение:

Уравнение вида

Определяют соответственно эллипс, гиперболу и параболу, которые имеют центр симмметрии (эллипса и гиперболы) или вершину параболы в точке . Для этого применим  метод выделения полных квадратов:

Дополним члены, содержащие x, и члены содержащие y, до полных квадратов ,

,

,

,   ,

т. е. имеем гиперболу, с центром  в точке С(-1;-2), действительной полуосью b=3/2 (по оси 0y) и мнимой полуосью  a=2. Построим его схематический чертёж  (см. рисунок 6).

 

Рисунок 6

  

Список литературы

1. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: в 2 ч. – М.: Высшая школа, 2003. – ч. 1,2.-352 с.

2. Сборник индивидуальных заданий по высшей математике: в 3 ч. (Рябушко А.П., Бархатов В.В. и др.). Под ред. Рябушко А.П. – Минск: Высш. школа, 2000.-ч.1.-396 с.

3. Кузнецов А.А. Сборник заданий по высшей математике: Типовые расчеты. –М.:Высш. Шк., 1983.-176с.

4. Хасеинов К.А. Каноны математики: Учебник. – Алматы, 2003.-686 с. 

 

Содержание

1 Типовой расчёт. Векторная и линейная алгебра. Аналитическая  геометрия.

1.1 Теоретические вопросы                                                                                  3

1.2 Расчётные задания                                                                                           3

1.3 Решение типового варианта                                                                           12

Список литературы                                                                                               25