Алматинский институт энергетики и телекоммуникации

 Кафедра экономики, организации и управления производством

 

МЕНЕДЖМЕНТ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ

 

Программа, методические указания и контрольные задания  для студентов специальности 050719 –Радиотехника, электроника и телекоммуникации   заочной формы обучения

 

Алматы 2007г.

 

СОСТАВИТЕЛИ: Алибаева С.А., Бабич А.А. Менеджмент в телекоммуникациях. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 050719 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации   заочной формы обучения. – Алматы: АИЭС,   2007.-  25с.

 Методические указания  предназначены для оказания помощи в изучении дисциплины «Менеджмент в телекоммуникациях». Содержат рабочую программу, контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению для студентов специальности 050719 –Радиотехника, электроника и телекоммуникации  заочной формы обучения.

 

 Введение

 Английское слово «менеджмент» переводится на русский язык как «управление». Однако термин «управление» является более широким, чем термин «менеджмент», и означает организацию целенаправленных действий.

В связи с этим процессы управления наблюдаются повсюду: в живых организмах, машинах, предприятиях, в экономических, социальных и других сферах человеческого общества. Установлением общих принципов и законов управления объектами различной природы  на основе использования информации занимается кибернетика. Управление же специфическими системами (объектами), которыми являются организации, называются менеджментом.

Управление организациями — один из самых древних видов деятельности, поскольку очень давно возникла необходимость выполнять работы не в одиночку, а коллективно. Со временем такого рода умения накапливались, образуя область специфических знаний. Примерно сто лет назад появились необходимость и возможность эти знания систематизировать. Так родилась наука под названием «Менеджмент» или по-русски «Управление организациями». Поэтому с научной точки зрения, менеджмент - это область систематизированных знаний об управлении организациями и их составляющими.

Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

В качестве объекта менеджмента выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединение, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функции, а также техника и люди. Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, их необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики, где производство подчиняется запросам и интересам потребителей.

Для менеджмента важно не только производство само по себе, но и люди в производстве. Основная цель менеджмента - организовать работников выполнять производственные цели и задачи как собственные. Поэтому основная функция руководителя-менеджера  состоит в правильной организации работников на выполнение производственных заданий.

В настоящее время не инженерная, а именно управленческая деятельность является решающим фактором для успеха любой  организации.

Менеджмент  возник на стыке нескольких наук, он основан на синергетическом эффекте – способности добиваться нужных результатов на основе соединения научных знаний, таланта, личных качеств руководителя.

Изучение менеджмента требует знания  таких дисциплин  как экономика, математика, информатика,  психология, социология, философия и ряда других.  В тоже время сам менеджмент служит основой для изучения ряда специальных дисциплин таких как: управление персоналом, организационное поведение, теория организации, стратегическое планирование и других.

Основная цель изучения дисциплины - формирование у студентов системного представления о теоретических и практических основах менеджмента, а также о современных тенденциях его развития и  отраслевых  особенностях.

1  Рабочая  программа  и методические  рекомендации по изучению курса  Менеджмент в телекоммуникациях

Общее количество часов, отведенных для изучения дисциплины, составляет 50 часов. Из них: 38 часов - самостоятельной работы, 12 часов – аудиторных занятий, из них:  6 часов – лекций,  6 часов – практических занятий. В соответствии с учебным планом студенты выполняют 1 контрольную работу, форма итогового контроля – зачет.

Т а б л и ц а 1 -   Рабочая программа курса «Менеджмент в телекоммуникациях»

Наименование тем

Кол-во часов, всего

В том числе

Лекции

Практическиезанятия

Самостоятель-ная работа (СРС)

1Теоретические и методологические основы менеджмента. Функции менеджмента: планирование, организация управления, теории мотивации, контроль в системе менеджмента

8

2

-

6

2.Особенности менеджмента в телекоммуникационной сфере. Современные подходы к управлению в телекоммуникационных компаниях

10

2

-

8

 Продолжение таблицы 1                                                                                         

3 Специальные вопросы менеджмента в телекоммуникациях: маркетинговый процесс, финансовые рычаги управления организацией

10

2

-

8

4 Мотивация к труду персонала организации

7

-

2

5

5 Основные элементы менеджмента с ориентацией на клиента

7

-

2

5

6 Управление инвестиционной и инновационной деятельностью организаций в  телекоммуникации

8

-

2

6

Всего:

50

6

6

38

Тема 1. Теоретические и методологические основы менеджмента. Функции менеджмента: планирование, организация управления, теории мотивации, контроль в системе менеджмента.

Сущность и цель менеджмента. Управленческие отношения. Взаимосвязь управления, бизнеса и предпринимательства. Менеджер и его функции.

 Краткая история становления управленческой мысли. Принципиальные инструменты воздействия на людей в современном этапе: иерархия, культура, рынок.

Основные подходы, принципы, функции и методы управления. Взаимосвязь объекта и субъекта управления в системе управления производством. Понятие принципов управления и их значение.

Функции менеджмента: планирование, организация управления, теории мотивации, контроль в системе менеджмента

Методические указания

Материал темы излагается в  [6,10,13].

Начать изучение темы надо с определения понятия «менеджмент», выявления этапов становления менеджмента как науки. 

Менеджмент - вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Менеджмент - это область знаний со своим предметом, методологией и методами.

В ходе изучения темы студент должен усвоить основные термины и понятия дисциплины: менеджмент, менеджер, предприниматель, бизнесмен, организация, управление, школы управления, методы управления, функции менеджмента.

Основа мира менеджмента - организация, т.е. группа людей деятельность которых сознательно координируется для  достижения общих целей. В общих чертах цели всякой организации заключаются в преобразовании ресурсов (трудовых, капитала, материалов, технологий и информации) для достижения  определенных результатов. При этом организация теснейшим образом связана с окружающей средой как с точки зрения возможности получения ресурсов, так и в отношении потребителей своей продукции (услуг).

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы (финансовые, материальные, людские, информационные, временные). Управление – это процесс распределения и движения всех видов ресурсов.

Объектом  управления или управляемой подсистемой применительно к менеджменту может быть отдельный работник, группа людей и весь персонал фирмы в целом. Субъектом управления может  быть отдельно руководитель, группа руководителей. Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда или информация от субъекта к объекту управления. Обратная связь то информация, которая поступает от объекта к субъекту управления. С помощью прямых и обратных связей осуществляется управление. Субъект и объект составляют вместе систему управления.

Методы управления это конкретные приемы воздействия субъектов на объекты управления, при помощи методов реализующих функции управления. Методы, используемые в менеджменте, разделяется на три группы: экономические, организационно – распорядительные, социально психологические. Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей с их помощью осуществляются  функции как планирование и мотивация. Организационно - распорядительные методы основаны на властных и правовых мотивациях. С их помощью реализуются такие функции как организация и контроль. Социально психологические методы основаны на нравственных мотивациях. С их помощью осуществляется мотивация как функция управления.

Наиболее характерной чертой современной организации является разделение труда двух типов. Первое - горизонтальное, т.е. разделение общего производственного  процесса на относительно самостоятельные части. Второе – вертикальное, т.е. работа по  координированию действий этих частей. В связи с этим можно сказать, что деятельность по координированию работы людей и составляет сущность управления организацией. И чем крупнее организация, чем разнообразнее ее деятельность, тем ощутимее необходимость отделения собственно управленческой деятельности (т.е. таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль) от  производственной или коммерческой.

Менеджмент как наука и определенная сфера практической деятельности развивался этапами, каждый из которых принято называть «школой» теории менеджмента выделяют следующие школы управления.

1.Классическая (традиционная) школа управления. Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли.

2.Школа человеческих отношений. Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда.

3.Эмпирическая школа управления. Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности.

4.Школа социальных систем. Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда.

5.Новая школа управления. Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

 Существует несколько подходов в управлении:

 а)процессный подход: управление рассматривается как процесс,

 например планирование, организация, мотивация, контроль;

 б) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели.

Процесс управления- это циклически повторяющийся процесс, т.е. в нем можно выделить последовательно повторяющиеся взаимосвязанные элементы управленческой деятельности (функции), общие для всех управленческих задач: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование - определение целей, возможностей и путей достижения целей. Организация - это создание структуры. Чтобы фирма могла выполнить свои планы и тем самым достичь цели, необходимо структурировать многие элементы. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям Контроль- это процесс соизмерения достигнутых результатов с целями.

             Контрольные вопросы

1.Дайте определение менеджмента.

2.В чем отличие менеджера от предпринимателя?

3.Что является объектом и субъектом управления?

4.Какие основные школы менеджмента вы знаете?

5.Каковы основные принципы управления?

6.     Назовите и охарактеризуйте основные методы управления.

7.     Каковы основные функции  управления?

Тема 2. Особенности менеджмента в телекоммуникационной сфере. Современные подходы к управлению в телекоммуникационных компаниях.

Отраслевые особенности производственного менеджмента. Системное представление телекоммуникационной сферы.  Цели создания и функционирования телекоммуникационной системы. Организация и функционирование операторов телекоммуникационной отрасли. Организационные структуры в телекоммуникациях. Процессный подход к управлению организациями телекоммуникаций. Тенденции экономического развития сферы телекоммуникации в мире.

Материал темы излагается в  [1,7,8,13].

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на место отрасли связь в системе национальной экономики. Характерными особенностями отрасли является   единство предоставления услуги связи и ее потребления, всеобщий характер пользования услугами и средствами связи, повсеместное размещение предприятий связи в соответствии с размещением производительных сил страны. При этом предприятия связи – это комплексная система взаимосвязанных сетей связи, средств передачи различных видов информации от отправителя до получателя.

Производственный менеджмент — это деятельность, связанная с созданием, функциониро­ванием, развитием и совершенствованием производственных процессов организации, а так­же с эффективным и рациональным управлением ими. Производственный менеджмент можно рассматривать как непрерывный циклический процесс, один цикл которого охваты­вает жизненный цикл технологии от ее предполагаемого появления до стадии зрелости, а затем и деградации. Производственному менеджменту присущи как общие принципы и закономерности, так и отраслевые отличия и особенности, обусловленные видом деятель­ности, масштабом и структурой организации.

Общая модель производственной структуры организации в условиях рынка включает пять основных ресурсов, которые в производственном менеджменте получи­ли названия 5P's от следующих слов: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и контроля (Planning and Control Systems).

Все решения,  связанные с производственным  менеджментом, делят на три большие группы: стратегические, тактические и связанные с планированием производственных операций, их осуществлением и управлением.

Предметом производственного ме­неджмента являются не только основные производственные процессы, но и различные вспомогательные операции, выполнение которых необходимо для качественного функцио­нирования организации в целом.

Организации электросвязи взаимодействуют, создавая систему электросвязи, или телекоммуникационную систему, которую можно определить как совокупность технических средств для передачи сообщений в виде электрических сигналов, и людей, обеспечивающих нормальное функционирование этих средств и поддерживающих взаимоотношения с потребителями.

Система электросвязи определяется как совокупность организаций и обладает большим набором системообразующих признаков, таких, как организационная подчиненность, территория, способ создания услуги и др. Важнейшей характеристикой системы является ее разнообразие, которое определяется числом различных состояний, элементов и связей, структурным разнообразием, называется сложной системой.

Систему электросвязи, или телекоммуникационную систему, можно определить не    только как большую и сложную, но и как динамическую систему.

Для отрасли связи в целом и для телекоммуникаций, в частности, характерно то, что основной эффект деятельности отрасли проявляется за ее пределами. Другими словами, примерно 90-95% суммарного эффекта получают потребители услуг и лишь порядка 5% остается в отрасли в виде прибыли, что выдвигает особые требования к качеству услуг и                       защищенности информации и клиента.

Таким образом, можно утверждать, что электросвязь является инфраструктурой, главная цель которой заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей всех пользователей в передаче всех видов сообщений.

Можно выделить следующие особенности управления системой электросвязи:

- сравнительно малые управляющие воздействия позволяют привести в движения мощ­ные потоки материи, энергии и информации. Например, набор нескольких цифр телефонного номера заставляет заработать десятки коммутационных и иных приборов на территории разных стран;

- сложность системы управления должна соответствовать сложности управляемой сис­темы. Поэтому для обеспечения функционирования современных сетей электросвязи создаются сети управления сетями электросвязи;

- механизм управления может размещаться вдали от управляемой системы. Это означа­ет, например, что развитием сети электросвязи страны можно управлять из одного центра.

Наука об управлении и опыт промышленно развитых стран доказывают, что главные предпосылки успешной деятельности лю­бой организации находятся не внутри, а вне ее, т.е. успех деятельности обусловлен тем, на­сколько удачно организация приспосабливается к внешнему окружению — экономическо­му, научно-техническому, социально-политическому и т.п.

          Любую организацию отличают некоторые общие важнейшие системные свойства. Во-первых, наличие цели. Достижение цели предполагает преобразование ресурсов для получения результата, что и определяет характер и задачи деятельности организации. Во-вторых, характерным для организации свойством является иерархическая структура, которая, с одной стороны, должна быть достаточно стабильной, а с другой — допускать смену элементов, составляющих систему внутренних переменных организации, (организационная структура, организационная культура).

В-третьих, общим системным свойством является обмен потоками информации, вещества и энергии между элементами организации, между организацией и окружающей средой.

В-четвертых, важным свойством является способность к развитию, росту, усложнению, делению или слиянию с другой организацией, что тесно связано с принципом адаптации к изменяющимся внешним условиям путем изменения структуры, обмена потоками и развития.

В-пятых, организация стремится к самосохранению на основе деятельности и выполнения внешней полезной функции.

Далее необходимо изучить существующие организационные структуры (линейно-штабные, дивизиональные, матричные), обратив внимание на их достоинства и недостатки.  Организационная структура  отражает порядок взаимосвязи подразделений. В отрасли связи наиболее распространенными являются линейно-штабные и  дивизиональные структуры, матричные структуры  менее распространены, но встречаются в проектных организациях.

В настоящее время  выделяют корпоративное управление- это комплекс структур и процессов, обеспечивающих руководство  компанией  и контроль над ней. Корпоративное управление –это система соглашений между органами  акционерного общества и его владельцами о способах управления компанией.

Далее нужно  обратить внимание на  процессный подход к управлению, то есть на необходимость использования новых технологий в управлении организациями – инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Инжиниринг и реинжиниринг предполагают взгляд на построение организации как на инженерную деятельность и базируются не на бумажных, а на электронных технологиях моделирования организаций. Бизнес-процесс – это устойчивая, целенаправленная  последовательность взаимосвязанных работ, которые по определенной технологии  преобразуют входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. При процессном подходе организацию представляют как совокупность основных или ключевых бизнес-процессов.

Контрольные вопросы

1. Что изучает производственный менеджмент и каковы его основные направления?

2. Какова связь между целями организации и стратегией производственного менеджмента?

3. Что представляет собой система электросвязи?

4.Назовите отраслевые особенности менеджмента в телекоммуникациях?

5. В чем заключается сущность системного подхода в управлении организациями?

6. Какие организационные структуры  вы знаете и какие из них характерны для отрасли телекоммуникаций?

7. В чем сущность процессного подхода к управлению, что такое бизнес-процесс, инжиниринг и реинжиниринг?

8. Каковы основные тенденции развития телекоммуникаций в мире?

Тема 3.Специальные вопросы менеджмента в телекоммуникациях: маркетинговый процесс, финансовые рычаги управления организацией

Маркетинг как инструмент ориентации компании на клиента. Маркетинговый процесс. Исследование рынка телекоммуникаций. Финансовые рычаги управления организацией. Принципы и основные функции финансового менеджмента. Особенности ценообразования в телекоммуникации. Общие условия инвестиционной деятельности в телекоммуникациях.  Экономическая ценность инноваций. Общая характеристика рисков.

 Материал темы излагается в  [2,7,12,13].

 Развивающаяся конкуренция в электросвязи, существенные изменения конъюнктуры рын­ков услуг связи являются важнейшими факторами современной внешней среды телекомму­никационных операторов.

 Что делает организацию успешной на рынке? Прежде всего — ориентация на клиента, маркетинговый подход к управлению организацией, а также хорошая организация баз дан­ных о клиентах и тесные контакты с ними при условии высокого качества услуг и обслужи­вания, умение довести информацию о себе и услугах до пользователей, что в конечном сче­те приводит к росту объемов продаж.

Интегрировать клиента внутрь компании, предоставить ему реальное индивидуальное обслуживание, поставить его первым в очереди — задача, которую пытается решить каж­дый субъект мирового бизнес-сообщества. В рамках этой задачи и родилась стратегия, ко­торая смещает концентрацию усилий бизнеса по наведению порядка внутри компании в сторону обслуживания клиентов.

Основное назначение маркетинга как концепции управления заключается в том, чтобы «предвидеть, идентифицировать и с пользой для производителя удовлетворять по­требности покупателей», используя при этом практический инструмент, позволяющий «про­изводить то, что надо, там, где надо, когда надо и по цене, какой надо". Маркетинг выпол­няет две основные функции: во-первых, ориентирует  на удовлетворение суще­ствующих и потенциальных потребностей клиентов, во-вторых, формирует и стимулирует спрос. Ориентация компании на маркетинговый подход к управлению предполагает использо­вание определенных методов и осуществление определенных видов деятельности:

- по исследованию и оценке рынков товаров или услуг;

- по мотивации покупателей вести себя на рынке так, а не иначе.

Специфика сервисного продукта отрасли связи, представляющего собой услугу, заклю­чается в наличии ряда особенностей, которые накладывают отпечаток на деятельность мар­кетологов:

- абсолютная невещественность (не путать с не материальностью). Услуга объективно существует, но практически не обладает предметными атрибутами (запах, вес, размер и т.п.);

- неотделимость процесса производства от процесса потребления;

- гетерогенность (неоднородность);

- несохраняемость;

- непревращаемость в собственность.

Какую бы услугу операторы связи не предоставляли клиенту, получаемое им благо при­нимает форму доступа к системе связи (информационной системе) и передачи и приема ин­формации для управления собственным бизнесом, общения, развлечения, образования, по­купки и продажи и т.п. Все это должно сопровождаться обслуживанием, т.е. предоставлени­ем услуг в наиболее удобной для клиента форме.

В целях повышения эффективности функционирования фирмы маркетинг как определен­ная деятельность должен обеспечивать процесс сопровождения товара или услуги по всем этапам его формирования — от поиска идеи до сервисного обслуживания у потребителя — и выполнять следующие функции: стратегические; исследовательские; исполнительские.

В практическом плане на маркетинг смотрят как на гибкую многостороннюю, саморегу­лирующуюся систему удовлетворения рыночного спроса при обеспечении прибыльности компании путем приспособления того, чем она располагает, к рыночным возможностям. С этой точки зрения маркетинг выполняет две основные функции: во-первых, ориентирует производство на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей в товарах и услугах, во-вторых, формирует и стимулирует спрос.

Финансы — это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении ор­ганизации, и одновременно — система их формирования, распределения и использования.

Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане — процесс образования капитала организаций во всех его формах. Финансирование деятельности организаций связи — это совокупность форм, методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспро­изводства услуг связи. Под финансовым обеспечением хозяйственной деятельности органи­заций связи следует понимать гарантированное поступление финансовых и материальных ценностей в организацию в достаточном количестве для устойчивого ее существования и развития. Так же, как деятельность любого оператора связи происходит в рамках опреде­ленной структуры управления организацией, то и финансовый менеджмент — это прежде всего система, в рамках которой осуществляется деятельность по управлению финансовыми ресурсами и увеличению стоимости компании (капитала).

Финансовый менеджмент является составной частью системы управления организацией и выполняет соответствующие функции. Независимо от структуры, размеров и организационно-правовой формы, организация финансового обеспечения деятельности (как определенная система отношений) должна строиться на общих базовых принципах, к которым можно отнести: экономическую самостоятельность в принятии финансовых ре­шений и несение ответственности за них, самофинансирование, контроль, включая внутрен­ний аудит, резервирование.

Основная деятельность компании, технологии предоставления услуг связи и конкурентное положение на рынке формируют набор факторов, влияющих на ее финансовую структуру, т.е. на денежные потоки и финансовые отношения.

Часто решения, которые выглядят первоначально как чисто финансовые, могут оказать и оказывают существенное влияние на основные процессы деятельности компании, ее тех­нологию и конкурентное поведение на рынке. Так, например, способ, при помощи которого организация формирует свой инвестиционный портфель, может повлиять на технологию предоставления услуги. Верно и обратное. Выбранные услуги и оцененный как привлека­тельный сегмент рынка, на который вышла компания, могут оказать влияние на ее прибыль­ность и ликвидность.

 В той мере, в которой в организациях связи разного типа (по размеру, сфере деятельности, степени участия государства или иностранных инвесторов) различаются организационно-экономические процессы, будут различаться и финансовые отношения, их опосредующие: структуры и источники финансирования, включая доступ к финансовым рынкам и банковским кредитам, наборы активов и степень их ликвидности, скорость оборота капитала, объемы и интенсивность денежных потоков, структура издер­жек, доходность операций и уровень рисков и, конечно, финансовые цели.

Контрольные вопросы

1.  Каковы  основные функции маркетинга в телекоммуникациях?

2. Перечислите основные методы ориентации на клиента в отрасли?

3. В чем заключается управленческий  и поведенческий  аспекты  маркетинга?

4. В чем заключается специфика сервисного продукта отрасли связи и как это влияет на организацию маркетинга?

5. Перечислите и опишите  составляющие маркетингового микса?

6. Каковы основные принципы и функции финансового менеджмента?

8.     Какие признаки указывают на проблемные ситуации в управлении

финансами?

Т а б л и ц а 2  -  Перечень тем практических занятий

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

1 Мотивация к труду персонала организации

2

 Мотивация труда как инструмент управления.

Мотивация по типу «кнута и пряника». Главный и второстепенные факторы мотивации. Первичные, вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Понятие содержания вознаграждения. Основные категории персонала организации. Экономическая и морально психологическая  мотивация персонала к труду. Карьерная политика.

2  Основные элементы менеджмента с ориентацией на клиента

2

Система управления взаимоотношениями с клиентами. Управление качеством в телекоммуникациях. Адаптация персонала к преобразованиям. Ориентация на клиента посредством маркетинга.

3  Управление инвестиционной и инновационной деятельностью организаций в  телекоммуникации

2

Параметры инвестиционного планирования. Определение стоимостных характеристик инвестиционного проекта. Бизнес-план. Современные методы определения  экономической эффективности инвестиционного проекта. Определение экономической ценности инноваций.

2 Контрольная работа и методические указания по ее выполнению

 Студенты выполняют контрольную работу в соответствии с учебным планом. Целью контрольной работы является проверка теоретических знаний студентов и способности применять их на практике. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить рекомендованный  учебный материал.  В  процессе выполнения задания студент может пользоваться  консультациями преподавателей кафедры ЭО и УП. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению  контрольных работ.

Контрольная работа состоит из  трех заданий.

Задание №1 -  ответ на теоретический вопрос.

Задание №2 – оценка степени удовлетворения основных потребностей человека.

Задание №3-  задача - оценка экономической эффективности инвестиций современными  методами.

 

2.1 Задание 1. Теоретическая часть

Ответьте на теоретический вопрос. Номер теоретического вопроса выбирается по 3  букве фамилии (если фамилия состоит из двух букв, то по второй).  Ответ на теоретический вопрос должен содержать ссылки на использованную  литературу.

A.Инновационные процессы в телекоммуникациях и пути их совершенствования.

Б.Сущность, цели и задачи менеджмента в телекоммуникации.

В.Организация и функционирование операторов в телекоммуникационной отрасли.

Г.Правовое регулирование телекоммуникаций и направления его совершенствования.

Д.Основные принципы менеджмента  в отрасли телекоммуникации.

Е. Риск-менеджмент как система.

Ж.Организация телекоммуникаций как объект менеджмента.

З.Каковы общие принципы подбора и расстановки кадров? Как они выполняются на предприятиях телекоммуникации?

И.Общая характеристика методов и моделей эффективного принятия решений.

К.Какие факторы оказывают влияние на управленческую деятельность операторов телекоммуникации в современных условиях?

Л.Место финансового менеджмента в деятельности организации телекоммуникации.

М.Перечислите систему корпоративных ценностей операторов телекоммуникации нашей республики и их отличие от аналогичных предприятий развитых стран или СНГ.

Н. Задачи менеджмента в телекоммуникациях в XXI  веке.

О. Международные аспекты взаимодействия в сфере телекоммуникаций

П.Особенности стратегического управления  организациями телекоммуникаций

Р.Сравнение американской и японской моделей менеджмента.

С.Современные методы оценки экономической эффективности инвестиций в телекоммуникациях

Т.Функции менеджмента в телекоммуникации.

У.Функции мотивации и теории мотивации персонала.

Ф.Конфликты, классификация конфликтов и типы конфликтов в работе менеджера.

Х.Международные организации в телекоммуникационной сфере.

Ц. Планирование деятельности организаций телекоммуникаций.

Ч.Роль  информации  в процессе управления.  Виды информации и требования, предъявляемые к информации.

Ш.Назначение и структура бизнес-плана.

Щ.Оценка сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ на предприятиях телекоммуникации.

Ъ.Системный подход к организации управления и оценка его эффективности.

Ы.Управление  качеством в телекоммуникациях.

Ь.Управление инвестиционной деятельностью организации телекоммуникаций

Э.Управление персоналом организации телекоммуникации.

Ю.Маркетинг – как современная концепция управления организацией телекоммуникаций.

Я.Функционирование и жизненный цикл  организаций  телекоммуникаций.

 2.2  Задание 2.  Мотивация. Оценка степени удовлетворенности основных потребностей человека

Мотивация  - это процесс определения потребностей и мотивов действий работников и создание условий для удовлетворения этих потребностей.

Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. Все  определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся чего-либо достичь или избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» – это свободные, обусловленные внутренним побуждениям действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

 Общепринятая  иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу отражает их количественное убывание от простых физиологических к сложным духовным.

Предлагается 15 основных потребностей человека. Необходимо определить степень удовлетворенности предложенных потребностей для каждого индивидуально.

 Потребности

1.     Добиться признания и уважения.

2.     Иметь теплые отношения с людьми.

3.     Обеспечить себе будущее.

4.     Зарабатывать на жизнь.

5.     Иметь хороших собеседников.

6.     Упрочить свое положение.

7.     Развивать свои силы и способности.

8.     Обеспечить себе материальный комфорт.

9.     Повышать уровень мастерства и компетентности.

10.            Избегать неприятностей.

11.            Стремиться к новому и неизвестному.

12.            Обеспечить себе положение влияния.

13.            Покупать хорошие вещи.

14.            Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15.            Быть понятым другим.

Порядок выполнения задания:

а) перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить попарно, сравнивая их между собой. Необходимо определить степень удовлетворенности каждой потребности, сравнивая поочередно каждую с последующими. То есть сначала первую потребность сравниваем со 2-ой и записываем более предпочтительный для себя вариант в столбец  1 (строка 1), затем сравниваем  1 потребность с 3-ей и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 2), затем сравниваем 1 потребность с 4-ой и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 3) и т.д. до тех пор, пока не будет заполнен 1-ый столбец. В столбце 1 будут стоять цифры: или 1, или номер сравниваемой предпочтительной потребности.

После этого переходим к сравнению потребности 2 со всеми остальными следующими потребностями (3-ей , 4-ой и т.д.) и заполняем столбец 2.

После этого сравниваем 3-ю потребность со всеми последующими (4-ой, 5-ой и т.д.), заполняя столбец 3.

Аналогично следует проработать со всеми потребностями таблицы и заполнить все 15 столбцов.

Для более эффективного сравнения рекомендуется перед сравнением ставить фразу:"Я хочу больше … (потребность 1 и т.д.), чем … (сравниваемая потребность)". 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 -   Таблица  сравнения потребностей.

     

 

 

                                           

5 - потребности в самовыражении  (самореализации)

4 - потребности в признании и уважении 

3- социальные потребности (в общении)

2 - потребность в безопасности

 1  - материальные потребности

Рисунок 2 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

После заполнения таблицы необходимо определить, сколько раз вы отдали предпочтение каждой потребности во всей таблице, не учитывая цифр первой заглавной строки, т.е. сколько раз во всей таблице встречается единиц (потребность 1) и указывается в итоговой строке в столбце 1; сколько раз во всей таблице встречается цифра 2 (потребность 2) и указывается в итоговой строке в столбце 2; сколько раз во всей таблице встречается цифра 3 (потребность 3) и указывается в итоговой строке в столбце 3 и т.д.

Максимальное число в итоговой строке таблицы может быть 14.

Выберите 5 потребностей, получивших наибольшее значение, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности, т.е. то, чего вы желаете больше всего;

б) расположим потребности в соответствии с 5-уровневой иерархией потребностей А.Маслоу.

Для определения степени удовлетворенности 5-и главных потребностей необходимо подсчитать сумму цифр по 5-и уровням следующим образом:

1) материальные потребности определяются как сумма итоговых цифр столбцов  - ст.4+ст.8+ст.13;

2)  потребность в безопасности  -  ст.3+ст.6+ст.10;            

3)  социальные потребности  - ст2+ст.5+ст.15;

        4)  потребность в признании  - ст.1+ст.9+ст.12;

        5) потребность в самореализации  - ст.7+ст.11+ст.14.

в) подсчитайте суммы баллов по каждому из 5 уровней. По полученным результатам постройте  график степени удовлетворенности потребностей, откладывая полученные значения  по вертикальной оси, а потребности по горизонтальной оси.

 

    Значение

 

  42    Зона неудовлетворенности

 28       Зона частичного удовлетворения

 

14         Зона удовлетворенности

                                                       Потребности

         1          2          3          4          5      

Рисунок  3 - График удовлетворения потребностей

Построенный график  покажет 3 зоны удовлетворенности по 5 потребностям. Сумма баллов не выше 14  отражает удовлетворенность данной потребности, от 15 до 27 – частичную удовлетвореность, свыше 28 – неудовлетворенность потребности. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

2.3   Задание 3 - Оценка экономической эффективности инвестиций современными  методами

 Выбор варианта задачи  производится по последней цифре зачетной книжки,  выбор поправочного коэффициента – по сумме двух последних цифр зачетной книжки. Все  значения таблицы 3 по варианту умножаются на поправочный коэффициент из таблицы 4. Например,  если последние цифры зачетной книжки ХХХХ24, то студент выбирает вариант  4  из таблицы 3  и умножает на поправочный коэффициент 1,13, определяемый по таблице 4 (сумма двух последних цифр равна 6).

Задача

Определить экономическую эффективность инвестиционного проекта предприятия телекоммуникаций при единовременных капитальных затратах (I)  в первом году проекта и поступлении доходов (Рt) в течение всего периода проекта. Жизненный цикл проекта – 5 лет. Норма дисконта (r) – 25%.  Рассчитать дисконтированный срок окупаемости (DPB), чистый дисконтированный доход (NPV), индекс прибыльности проекта (PI), а также внутреннюю норму доходности инвестиций (IRR).  Построить график окупаемости проекта. Обосновать полученные результаты   и сделать заключение о принятии  решения по  проекту.

Т а б л и ц а 3 – Исходные данные к задаче

№ варианта

Инвестицион-ные затраты,  млнг

Значения Рt , млн. тг.

Т=0

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

120

47

48

49

54

55

2

128

55

57

59

60

62

3

136

65

67

73

77

78

4

124

48

49

50

55

50

5

137

56

58

60

63

63

6

144

51

52

53

53

55

7

132

55

61

65

68

65

8

122

48

49

50

55

50

9

141

41

42

45

48

55

10

135

59

61

65

68

61

Т а б л и ц а 4 - Поправочные коэффициенты     к задаче                               

Сумма двух последних цифр зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

поправочный коэффициент

0,95

0,75

1,2

1,15

1,12

1,01

1,13

1,05

0,85

1,1

Сумма двух последних цифр зачетной книжки

10

11

12

13

14

15

17

16

17

18

поправочный коэффициент

0,9

1,25

1,3

1,45

0,65

1,35

1,55

1,7

0,25

0,55

 2.3.1 Методические указания к выполнению задания   3

При принятии решений в бизнесе о долгосрочных инвестициях возникает потребность в прогнозировании их эффективности. Для этого необходим долгосрочный анализ доходов и издержек, на основании которых рассчитываются следующие показатели:

-       чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);

-       индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);

-       внутренняя норма  доходности - IRR (Internal Rate of Return);

-       дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP

(Discounted Payback Period).

Международная практика оценки эффективности проектов базируется на концепции временной стоимости денег. Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта и исходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал.

Инвестируемый капитал равно как и денежный поток приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который как правило предшествует началу реализации проекта).

Дисконтированием называется процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей (современной стоимости).

Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. Нормы дисконта могут устанавливаться  инвестором исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал. В процессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционных проектов используются различные ставки дисконтирования, которые зависят от следующих четырех факторов: средней, реальной депозитной ставки; темпа инфляции (или премии за инфляцию); премии за риск; премии за низкую ликвидность.

Коэффициент дисконтирования рассчитывается  по формуле

                                                        (1)

где at -  коэффициент дисконтирования;

r - норма дисконта;

t - номер шага расчета.

Чистая приведенная стоимость (Net Present Value NPV) относится к группе методов дисконтирования денежных потоков или DСF-методов.

Пусть I0 — сумма первоначальных затрат, т.е. сумма инвестиций на начало проекта;

РV  —   современная   стоимость   денежного   потока   на   протяжении экономической жизни проекта.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов  рассчитывается по формуле

                                                                          (2)

где   r - норма дисконта;

п число периодов реализации проекта;

 — чистый поток платежей в периоде t.

Текущая стоимость затрат ( сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость проекта (NPV).

                                                                 (3)

Если рассчитанная таким образом чистая современная стоимость потока платежей имеет положительный знак (NPV > 0), это означает, что в течение своей экономической жизни проект возместит первоначальные затраты Iо, обеспечит получение прибыли согласно заданному стандарту г, а также ее некоторый резерв, равный NPV. Если < 0,   то проект имеет доходность ниже рыночной и поэтому проект следует отвергнуть. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

Индекс рентабельности (доходности) инвестиций (PI).  Индекс рентабельности представляет собой  отношение суммы приведенных эффектов к величине инвестиционных затрат.  Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле

                                  .                                               (4)

          Очевидно, что если:     РI > 1, то проект следует принять;

          РI< 1, то проект следует отвергнуть;

РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Логика критерия PI такова: он характеризует доход на единицу затрат.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем.

Внутренняя норма доходности  инвестиций (IRR) представляет собой ту норму  дисконта (r вн.) при которой дисконтированные доходы от проекта  равны инвестиционным затратам. IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0.

Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую  ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства  без каких-либо потерь для собственника. Её значения находят исходя из следующего уравнения

       .                                              (5)

IRR определяется методом итерации (перебора) значений норм дисконта (большим, чем заданная r) с тем, чтобы PV приблизительно сравнялось со значением I0   и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный проект оправданы, в противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.

Срок окупаемости инвестиций - один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений.

Он состоит в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат (расчет чистой текущей стоимости с нарастающим итогом) Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя  DPР имеет вид

DPР = t  , при котором Pt > I       (6)

где  Pt - чистый денежный поток доходов.

Все расчеты по  заданию удобно проводить с использованием персонального компьютера в   программе  MS Excel. Шаблон для выполнения расчетов  приведен в таблице 5.

 

Т а б л и ц а 5 – Шаблон для проведения расчетов по проекту

Показатели

Проектный период

1г.

2г.

3г.

4г.

5г.

Чистый денежный поток (CFt), млнг

 

 

 

 

 

Инвестиционные затраты (I), млнг

 

 

 

 

 

Норма дисконта

 

 

 

 

 

Коэффициент дисконтирования

 

 

 

 

 

Чистая  текущая стоимость

 (PV), млн. тг

 

 

 

 

 

Чистая приведенная стоимость

(NPV), млнг

 

 

 

 

 

Индекс доходности  (PI)

 

 

 

 

 

Внутренняя норма доходности (IRR)

 

 

 

 

 

Чистая  текущая стоимость 

с нарастающим итогом, млн. тг.

 

 

 

 

 

После  проведенных расчетов необходимо графически представить  точку окупаемости  инвестиционного проекта. Принятие решения по проекту  должно исходить из полученных результатов и  быть теоретически обосновано.

Список литературы

1. Аманжолова К.Б. Менеджмент в телекоммуникационном комплексе: Учебное пособие/ АИЭС.- Алматы, 2006.

2.Базылов К.Б., Алибаева С.А., Аманжолова К.Б. Организация управления и регулирования в телекоммуникации общего пользования РК: Учебное пособие/ АИЭС.- Алматы, 2005.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник,-3-е изд.- М:  Гардарика,1998.

4.Виханскии О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу.  «Менеджмент»/под ред. А.И. Наумова.-М.: Гардарика, 1998.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для  руководителей-практиков: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991

6.Герчикова Н.И. Менеджмент: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 1995.

7. Довгого С.А. Современные телекоммуникации.-М.: Эко-Трендз, 2003.

 8.Демина Е.В., Резникова Н.П., Добронравов А.С., Макаров В.В. Менеджмент предприятий телекоммуникации: Учебник для вузов.-М.:РиС,1997.

9.Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах.-М.: Финпресс,2001.

10.  Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело,  1998.

11.Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов /Научный ред.  А.А.Радугин.- М.:Центр,1997.

12.Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях.-М.: Экотренд,2002.

13.Резникова Н.П., Демина Е.В. и др. Менеджмент в  телекоммуникациях: Учебное пособие/МТУСИ.- М., 2005.

14.Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.:ИНФРАМ,2002.

15.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для  вузов .-М.: Банки и биржы, ЮНИТИ,1997.

16. Управление организацией: Учебникод ред. А.Г. Поршнева и др.-М.:ИНФРА-М, 1999.

 

 

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1  Рабочая  программа  и методические  рекомендации по изучению курса  Менеджмент в телекоммуникациях......................................................................................... 4

2 Контрольная работа и методические указания по ее выполнению......... 14

2.1 Задание 1. Теоретическая часть........................................................... 15

2.2  Задание 2.  Мотивация. Оценка степени удовлетворенности основных потребностей человека...................................................................................................... 16

2.3   Задание 3 - Оценка экономической эффективности инвестиций современными  методами..................................................................................................... 19

Список литературы....................................................................................... 24

 

  

Сагира Алибаевна Алибаева

Антонина Алексеевна Бабич