Некоммерческое акционерное  общество

алматинский УНИВЕРСИТЕТ энергетики и связи

Кафедра тепловых энергетических установок

 

 

 

ПРОГРАММА

практики для магистрантов специальности 6М071700 – Теплоэнергетика, направление подготовки магистратура научно-педагогическая

(специализация – Тепловые электрические станции)

 

 

 

Алматы 2011

Дополнительный план 2011 г. Поз._______ 

СОСТАВИТЕЛИ: А.А. Кибарин, Н.Г. Борисова, Т.В. Ходанова Программа практики для магистрантов специальности 6М071700 - Теплоэнергетика, выбравших специализацию – Тепловые электрические станции - научно-педагогическая магистратура. - Алматы: АУЭС, 2011. - 14 с. 

 

Педагогическая практика магистрантов является одной из составляющих частей учебного процесса в подготовке магистров по специальности 6М071800 «Электроэнергетика»- научно-педагогическая магистратура. В программе педагогической практики изложены указания по организации практики, оформлению отчетов, ее содержание, дан перечень рекомендуемой литературы.

В соответствии с учебным планом предусмотрено 3 кредита (90ч.), практика проводится в течение 3-го семестра.

Исследовательская практика магистрантов является одной из составляющих частей учебного процесса в подготовке магистров по специальности 6М071800 «Электроэнергетика»- научно-педагогическая магистратура. В программе исследовательской)практики изложены указания по организации практики, оформлению отчетов, ее содержание, дан перечень рекомендуемой литературы.

В соответствии с учебным планом предусмотрено 3 кредита (90ч.), практика проводится после завершения 2-го семестра 

 

Рецензент: канд. техн. наук, доц. В.В. Стояк. 

 

Печатается по дополнительному плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2011 г. 

 

Ó НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2011 г.

 

Содержание

 

Введение

4

1 Педагогическая практика

4

1.1 Цели и задачи педагогической практики

4

1.2 Организация практики

5

1.3 Обязанности руководителя практики от кафедры

7

1.4 Обязанности и права магистранта

7

1.5 Содержание практики

7

1.6 Подведение итогов практики

8

2 Исследовательская практика

9

2.1 Цели и задачи исследовательской практики

9

2.2 Организация практики

10

2.3 Обязанности руководителя практики от кафедры

10

2.4 Обязанности руководителя практикой от предприятия

11

2.5 Обязанности и права магистранта

11

2.6 Содержание практики

12

2.7 Подведение итогов практики

13

Список литературы

14

 

 

 Введение

 

Образовательная программа научно-педагогической магистратуры включает два вида практической работы:

- педагогическую практику – в организации образования;

- исследовательскую практику – по месту выполнения диссертации.

Исследовательская практика вид научно-исследовательской деятельности, направленный на углубление и систематизацию теоретико-методологической подготовки магистранта, практическое овладение им технологией научно-исследовательской деятельности, приобретение и совершенствование практических навыков выполнения опытно-экспериментальной работы в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра.

Исследовательская практика магистранта проводится по месту обучения или в научных организациях, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области магистерской подготовки. В ходе практики магистрантам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной программе. Предпочтительным является проведение исследований по теме магистерской диссертации.

Педагогическая практика направлена на формирование функциональных компетенций, на развитие способностей к выполнению задач в профессиональной и образовательной сферах. В ходе практики магистранты составляют и реализуют план образовательной деятельности с группой обучающихся, разрабатывают и проводят систему занятий, отражающих завершенный отрезок процесса обучения на базе содержания профильных дисциплин, демонстрируют владение современными технологиями и методиками обучения.

Теоретической основой для проведения практик является изучение следующих курсов: история и философия науки, педагогика, психология, современные научно-технические проблемы теплоэнергетики, теория и практика научного эксперимента, а также ряда профильных дисциплин по выбору: актуальные экологические проблемы теплоэнергетики, тепловые схемы ТЭС и методы их расчета основы проектирования ТЭС. Согласованная и утвержденная рабочая программа по производственной практике является документом, выполнение которой обязательно для кафедры, предприятия, магистранта.

 

1 Педагогическая практика

 

1.1 Цели и задачи педагогической практики

 

Цель педагогической практики: приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

Задачи педагогической практики:

- сформировать у магистранта представление о планировании содержании учебного процесса кафедры;

- совершенствовать аналитическую и профессиональную деятельность начинающих преподавателей;

- сформировать умения в проведении учебных занятий со студентами;

- формировать адекватную самооценку, ответственность за результаты своего труда.

Для выполнения программы педагогической практики магистрант должен владеть знаниями по педагогике и технологии профессионального обучения, психологии обучения взрослых.

Педагогическая практика вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:

- ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;

- ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета;

- дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

- самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;

- использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;

- владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере менеджмента, государственного и муниципального управления;

- строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

- владеть культурой речи, общения.

В соответствии с учебным планом предусмотрено 3 кредита (90 ч.) практика проводится в течение 3-го семестра.

 

1.2 Организация практики

 

Магистранты направляются на практику в соответствии с приказом ректора о проведении практики.

Практика проводится на кафедре, по профилю которой магистрант проходит обучение. Руководство практикой магистрантов возлагается на руководителей их магистерской диссертацией из числа ведущих преподавателей кафедры, имеющих степень доктора или кандидата технических наук, а также академическую степень PhD (доктора философии).

На кафедре издаётся распоряжение о содержании педагогической практики, с указанием вида проводимых занятий с бакалаврами (лабораторные и практические занятия), постановке и модернизации лабораторных работ, подготовкой методических указаний к лабораторным или расчетно- графическим работам и т.д.

Педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:

-     проектирование рабочих программ (их разделов) учебных дисциплин, постановка и модернизация лабораторных работ, подготовка методических указаний к лабораторным или расчетно- графическим работам;

-     участие магистранта в подготовке лекций по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

-     подготовка и проведение практических занятий и лабораторных работ по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

-     подготовка материалов для практических работ, составление
задач и т.д.
;

-     участие в проверке курсовых работ;

-     другие формы работ, определенные научным руководителем.

В процессе прохождения практики магистранты ведут дневники по педагогической практике, которые периодически проверяет руководитель и оценивает качество работы, выполняемой магистрантом. Кроме того, магистрант должен ознакомиться с работой эдвайзера и соответствующей  документацией, принимать участие в заседаниях кафедры и методических семинарах, в мероприятиях проводимых кафедрой, факультетом, институтом (день кафедры, конференции, семинары и т.д.).

До начала практики кафедра проводит собрание магистрантов, на котором они знакомятся, со сроками практики и ее содержанием, с требованиями к отчетам и обязанностями в период практики, формами руководства и контроля. Практиканты получают необходимые документы (направление, дневник прохождения практики, выписку из приказа по практике.).

Каждый магистрант, кроме основных вопросов практики, получает индивидуальное задание. Выполнение индивидуальных заданий во время прохождения практики контролируется руководителем от кафедры.

Магистранты во время прохождения практики полностью подчиняются графику работы, правилам внутреннего распорядка, установленного для работников данного предприятия. Срыв графика прохождения практики по неуважительной причине является основанием о повторном ее прохождении, либо оставление магистранта на повторный год обучения с оплатой.

 

1.3 Обязанности руководителя практики от кафедры

 

Руководитель практики:

- осуществляет руководство практикой магистрантов, обеспечивает выполнение ими программы практики;

- до начала практики обеспечивает магистрантов соответствующими документами  (программами, дневниками);

-перед выходом на практику проводит с магистрантами организационное собрание;

- осуществляет контроль прохождения практики магистрантов, обеспечивает нормальные условия труда, проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда, следит за выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

- проверяет дневники по практике магистрантов, дает отзывы об их работе, рассматривает отчеты по практике, представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.

 

1.4 Обязанности и права магистранта

 

Магистрант обязан:

- строго подчиняться требованиям внутреннего распорядка подразделения, где он проходит практику;

- неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда на рабочем месте;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- представить руководителю практики письменный отчет;

- ежедневно вести дневник практики и представить его, с подписью руководителя на защиту отчета по практике.

Магистрант имеет право:

- не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики, связанных с нарушениями техники безопасности и охраны труда;

- быть принятым при наличии вакансии на оплачиваемые должности по специальности на период практики.

 

1.5 Содержание практики

 

Педагогическая  практика магистранта проводится по месту обучения с целью формирования практических навыков и методики преподавания, знакомства с новейшими теоретическими и методическими достижениями отечественной и зарубежной науки в области образования, с современными методами подготовки специалистов.

За время прохождения педагогической практики магистрант должен провести занятия со студентами (бакалаврами) в объёме, установленном в распоряжении по кафедре, подготовить методические указания к выполнению лабораторной работы или практического занятия или внедрить новый лабораторный стенд.

 

1.6 Подведение итогов практики

 

С целью ведения контроля за прохождением производственной практики, а также итоговой оценки эффективности деятельности магистранта должна быть оформлена следующая организационная документация:

а) дневник по производственной практике;

б) отчет по педагогической практике.

 

1.6.1 Оформление дневника по педагогической практике

Дневник по педагогической практике прилагается к отчету и оформляется индивидуально на каждого магистранта с указанием фамилии, имени, отчества, места и сроков прохождения практики. Дневник заверяется подписями декана факультета, заведующего кафедрой и печатью ВУЗа.

Руководитель практики заносит в дневник индивидуальное задание магистранта. Во время прохождения практики в дневник заносится информация по видам и краткому содержанию выполненных работ с указанием даты выполнения и подписью руководителя практики.

По окончании практики руководитель указывает в дневнике замечания о ходе практики, и составляет на магистранта характеристику прохождения практики, в которой делает заключение  работе магистранта за ее период.

Дневник заверяется подписью руководителя практики и печатью деканата. После защиты магистрантом отчета о педагогической практике руководитель практики заносит в дневник отзыв об отчете магистранта с указанием достоинств, недостатков отчета, выводов с рекомендуемой оценкой. После выставления оценки, отзыв заверяется подписью руководителя комиссии по защите отчета с указанием даты защиты.

 

1.6.2 Оформление отчета по педагогической практике и требования к нему

Оформление отчета является итоговым этапом производственной практики. Отчет должен содержать все разделы программы практики. Отчет должен быть написан технически грамотным языком в соответствии с требованиями СТ НАО 103521910-03-2007 [1]. Работа над отчетом должна вестись магистрантом в течение всей практики.

Отчет должен выполнятся на стандартных листах формата А-4, содержать 15-20 страниц машинописного текста с рисунками и схемами.

1.6.3 Порядок проведения защиты отчета по производственной практике

Защита отчета по педагогической практике магистрантом производится на месте прохождения практики путём собеседования по проделанной работе. По результатам собеседования комиссией подводится итог выполнения педагогической практики магистранта, с учетом заключения научного руководителя. Защита отчета по педагогической практике может проходить в виде «круглого стола» с привлечением к обсуждению магистрантов.

 

2 Исследовательская практика

 

2.1 Цели и задачи исследовательской практики

 

Основными целями исследовательской практики являются: закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации; приобретение первоначального практического опыта по избранному направлению.

Задачи исследовательской практики:

а) изучить:

патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;

методы исследования и проведения экспериментальных работ;

правила эксплуатации приборов и установок;

методы анализа и обработки экспериментальных данных;

физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

требования к оформлению научно-технической документации;

порядок внедрения результатов научных исследований и разработок;

б) выполнить:

анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;

анализ достоверности полученных результатов;

сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;

анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;

подготовить заявку на патент или статью для публикации в журнале.

в) приобрести навыки:

формулирования целей и задач научного исследования;

выбора и обоснования методики исследования;

работы с прикладными научными пакетами и редакторскими программами, используемыми при проведении научных исследований и разработок;

оформления результатов научных исследований (оформление отчёта, написание научных статей, тезисов докладов);

работы на экспериментальных установках, приборах и стендах.

 

2.2 Организация практики

 

Магистранты направляются на практику в соответствии с приказом ректора о проведении практики.

Исследовательская практика магистранта проводится по месту обучения или в научно-производственных организациях. Руководство практикой магистрантов возлагается на руководителей их магистерских диссертаций из числа ведущих преподавателей кафедры, имеющих степень доктора или кандидата технических наук, а также академическую степень PhD (доктора философии) или от научно- производственных  организаций.

На кафедре издаётся распоряжение о содержании исследовательской практики. В процессе прохождения практики магистранты ведут дневники по исследовательской практике. Дневник периодически проверяет руководитель практики, он также оценивает качество работы, выполняемой магистрантом. До начала практики кафедра проводит собрание магистрантов, на котором они знакомятся со сроками практики и ее содержанием, с требованиями к отчетам и обязанностями в период практики, формами руководства и контроля. Практиканты получают необходимые документы (направление, дневник прохождения практики, выписку из приказа по практике.).

Магистранты во время прохождения практики полностью подчиняются графику работы, правилам внутреннего распорядка, установленного для работников данного предприятия. Срыв графика прохождения практики по неуважительной причине является основанием о повторном ее прохождении либо оставление магистранта на повторный год обучения с оплатой.

 

2.3 Обязанности руководителя практики от кафедры

 

Руководитель практики:

- осуществляет руководство практикой магистрантов, обеспечивает выполнение ими программы практики;

- до начала практики обеспечивает магистрантов соответствующими документами: программами, дневниками;

- перед выходом на практику проводит с магистрантами организационное собрание;

- осуществляет контроль за прохождением практики магистрантов , обеспечение предприятиями нормальных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда, выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

- проверяет дневники по практике магистрантов, дает отзывы об их работе, рассматривает отчеты по практике, представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.

 

2.4 Обязанности руководителя практикой от предприятия

 

Предприятие организует прохождение практики в соответствии с утвержденной программой практики, создает необходимые условия для получения магистрантами знаний по специальности в области технологии, экономики, организации планирования и управления производством, научной организации труда, организации научно - исследовательской и проектно-конструкторской работы. Предоставляет магистрантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической документацией, оказывает помощь в подборе материалов для написания магистерской диссертации. Проводит обязательные инструктажи по технике безопасности и охране труда, с оформлением соответствующей документации, обеспечивает соблюдение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка, установленного на данном предприятии. Налагает, в случае необходимости, взыскания и сообщает об этом в университет.

Предприятие несет полную ответственность за несчастные случаи с магистрантами в период прохождения практики.

Руководитель практики от предприятия контролирует ведение дневников, подготовку отчетов практикантов и составляет на них профессиональные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий.

Обязанности руководителя практики от предприятия отражаются в договоре на прохождение практики.

 

2.5 Обязанности и права магистранта

 

Магистрант обязан:

- строго подчиняться требованиям внутреннего распорядка предприятия и подразделения, где он проходит практику;

- неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда на территории предприятия и на рабочем месте;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- представить руководителю практики от вуза письменный отчет;

- ежедневно вести дневник практики и представить его, с подписью руководителя от предприятия, при защите отчета по практике.

Магистрант имеет право:

- не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики, связанных с нарушениями техники безопасности и охраны труда.

 

2.6 Содержание практики

 

Весь период прохождения практики делится на ряд этапов:

1) Составление индивидуального плана прохождения практики совместно с научным руководителем.

Магистрант самостоятельно составляет план прохождения практики и утверждает его у своего научного руководителя. Также на этом этапе формулируются цель и задачи экспериментального исследования.

2) Подготовка к проведению научного исследования.

Для подготовки к проведению научного исследования магистранту необходимо изучить:

- методы исследования и проведения экспериментальных работ;

- правила эксплуатации исследовательского оборудования;

- методы анализа и обработки экспериментальных данных;

- физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

- информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

- требования к оформлению научно-технической документации;

- порядок внедрения результатов научных исследований и разработок.

На этом же этапе магистрант разрабатывает методику проведения эксперимента.

3) Проведение экспериментального исследования.

На данном этапе магистрант собирает экспериментальную установку, производит монтаж необходимого оборудования, разрабатывает компьютерную программу, проводит экспериментальное исследование.

4) Обработка и анализ полученных результатов.

На данном этапе магистрант проводит статистическую обработку экспериментальных данных, делает выводы об их достоверности, проводит их анализ, проверяет адекватность математической модели.

5) Инновационная деятельность.

Магистрант анализирует возможность внедрения результатов исследования, их использования для разработки нового или усовершенствованного продукта или технологии. Оформляет заявку на патент, на участие в конкурсе научных работ, статью для публикации.

6) Заключительный.

Магистрант оформляет отчет о практике, готовит публикацию и презентацию результатов проведенного исследования. Защищает отчет по исследовательской практике.

2.7 Подведение итогов практики

 

Для подведения итогов прохождения исследовательской практики, а также выставления итоговой оценки по практике, магистрантом должны быть оформлены и представлены на кафедру следующие документы:

а) отчет по исследовательской практике;

б) заполненный дневник прохождения исследовательской практики.

 

2.7.1 Оформление дневника по исследовательской практике

Дневник по исследовательской  практике прилагается к отчету и оформляется индивидуально на каждого магистранта с указанием фамилии, имени, отчества, места и сроков прохождения практики. Дневник заверяется подписями декана факультета, заведующего кафедрой и печатью университета.

Во время прохождения практики в дневник заносится информация по видам и краткому содержанию выполненных работ с указанием даты выполнения и подписью руководителя практики.

По окончании практики руководитель указывает в дневнике замечания о ходе практики и составляет на магистранта характеристику прохождения практики, в которой делает заключение о работе магистранта за ее период.

Дневник заверяется подписью руководителя практики и печатью деканата. После защиты магистрантом в университете отчета о исследовательской практике руководитель практики заносит в дневник отзыв об отчете магистранта с указанием достоинств, недостатков отчета, вывод с рекомендуемой оценкой. После выставления оценки отзыв заверяется подписью руководителя комиссии по защите отчета с указанием даты защиты.

 

2.7.2 Оформление отчета по исследовательской практике и требования к нему

Отчет должен содержать все разделы программы практики. Наиболее полно и подробно должно быть отражено индивидуальное задание. Отчет должен быть написан технически грамотным языком в соответствии с требованиями СТ НАО 103521910-03-2007 [1], содержать чертежи, графики, эскизы. Работа над отчетом должна вестись магистрантом в течение всей практики.

В фирменном стандарте приведены все требования как к текстовой части расчетно-пояснительной записки, так и к графическим материалам. Кроме того, в стандарте даны примеры выполнения «Содержание», «Список литературы», основных надписей для текстовых документов, чертежей и схем. Отчет должен быть выполнен на стандартных листах формата А-4 и содержать 15-20 стр. машинописного текста с рисунками и схемами.

 

Список литературы 

1. СТ НАО 103521910-03-2007 – Учебно-методическая документация. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию учебно-методической документации, АИЭС, 2007.

2. Рыжкин В.Я. Тепловые электрические станции. -М.: Энергоатом, 1987. – 328 с.

3. Стерман Л.С. и др. Тепловые и атомные электрические станции. - М.: Издательство МЭИ, 2004.

4. Тепловые электрические станции: учебник для вузов / В.Д.Буров, Е.В.Дорохов, Д.П.Елизаров и др.; под ред. В.М.Лавыгина, А.С.Седлова, С.В.Цанева. – М.: Издательство МЭИ, 2005. –454 с.:ил.

5. Дукенбаев К. Энергетика Казахстана. Условия и механизмы её устойчивого развития. Второе издание. - Алматы, 2004. -604 с.

6. Тепловые и атомные электрические станции: Справочник. /под общ. ред. чл-корр. РАН А.В.Клименко и проф. В.М. Зорина. - 3-е изд. перараб. И доп. -М.: МЭИ, 2003. - 645 с.: ил. (Теплоэнергетика и теплотехника; Кн. 3).

7. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. - М.: МЭИ, 7-е изд. 2001. -465 с.

8. Соловьев Ю.П. Проектирование теплоснабжающих установок для промышленных предприятий. - М.: Энергия, 1979.-192 с.

9. Купцов И.П., Иоффе Ю.Р. Проектирование и строительство тепловых электростанций. - 3-е изд.-М.: Энергоатомиздат, 1985.-408 с.

10. Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций /ВНТП-81/. - М.: Минэнерго СССР, 1981.-172 с.

11. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Казахстан. РД 34.20.501-02. ТОО «Казэнергоналадка». - Алматы. 2002. -222 с.

12. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса. – М.: Высшая школа, 2003.

13. Экономика и управление в энергетике: Учебное пособие /Под общ. Ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: изд. центр «Академия», 2003.

14. Контроль вредных выбросов ТЭС в атмосферу: учеб.пособие / Под ред.П.В.Рослякова.- М.: МЭИ, 2004.- 228с.

15. Повышение экологической безопасности тепловых электростанций. Учебное пособие/А.И. Абрамов, Д.П. Елизаров, А.Н. Ремизов и др. Под. ред. А.С. Седлова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2001.

16. Тупов В.Б. Снижение шумового воздействия от оборудования в энергетике: Учебное пособие для вузов/В.Б.Тупов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2005.