Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок

 

 

 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА И АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

 Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения

специальности 5В071800 – Электроэнергетика

 

 

Алматы 2011

СОСТАВИТЕЛИ: П.И. Сагитов, Р.М. Шидерова, Ж.Ж. Тойгожинова. Электрические машины. Исследование машины постоянного тока и асинхронных двигателей. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальности 5В071800 – Электроэнергетика. - Алматы: АУЭС, 2011.– 30 с.

 

Методические указания содержат необходимые технические сведения о стендах, программе выполнения работ, методику подготовки, проведения экспериментов и анализа полученных результатов и контрольные вопросы.

Методические указания предназначены  для студентов всех форм обучения специальности 5В071800 – Электроэнергетика.

Ил. 3, табл. 9, библ. – 11 назв.

 

Рецензент: кан. тех. наук, К.О. Гали   

 

Печатается по дополнительному плану издания НАО «Алматинского университета энергетики и связи» на 2012 г.

 

 

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2011г.

.

Содержание

 

 

Введение

4

1

Лабораторная работа. Исследование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

6

2

Лабораторная работа. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением

14

3

Лабораторная работа. Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

20

4

Лабораторная работа. Исследование сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах работы                                                            

26

 

Список литературы

30

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Целью лабораторных занятий является ознакомление студентов с методикой испытания электрических машин, с экспериментальными приемами исследования характеристик и параметров машин. Лабораторные занятия способствуют углублению теоретических знаний студентов, дают навыки по составлению и монтажу электрических схем, развивают умение теоретически объяснять и анализировать результаты опытов.

 

Описание лабораторного стенда

 

Стенд предназначен для проведения лабораторных занятий по курсу «Электрические машины» в высших и средних специальных учебных заведениях.

Конструктивно стенд состоит из корпуса, в который установлено электрооборудование, электронные платы, лицевая панель и столешница интегрированного рабочего стола.

 

В корпусе стенда размещены:

- плата выпрямителей;

- модуль нагрузочных резисторов;

- трехфазный лабораторный автотрансформатор (0,48 кВА);

- трехфазный исследуемый трансформатор (0,3 кВА).

 

На лицевой панели изображены электрические схемы объектов исследования. Все схемы, изображенные на панели, разбиты на группы в соответствии с тематикой проводимых работ. На панели установлены коммутационные гнёзда, стрелочные щитовые приборы, коммутационная аппаратура, а также органы управления, позволяющие изменять параметры элементов при проведении лабораторной работы.

 

К органам управления относятся:

- переключатель трехфазного лабораторного автотрансформатора (ЛАТРа), который позволяет изменять напряжение в пределах 0..20В с шагом 2 В и 130..250В с шагом 30 В;

- переключатели однофазных лабораторных автотрансформаторов (ЛАТРов), которые позволяют изменять напряжение в пределах 50..110В с шагом 10 В;

- переключатели блока нагрузочных резисторов, позволяющие подключать резисторы различных сопротивлений.

 

На панели стенда установлены электрические машины:

- асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором УАД-052 (PНОМ=20Вт, nНОМ=3000 об/мин) 1 шт.;

- двигатели постоянного тока независимого возбуждения СЛ-221 (PНОМ=13Вт, nНОМ=4500 об/мин) 2 шт.;

- тахогенератор с возбуждением от постоянных магнитов;

- бесконтактные сельсины БД1404 (fПИТ=50Гц, I=0,44А).

 

Для проведения работы необходимо собрать схему объекта исследования с помощью унифицированных перемычек, позволяющих собирать схемы без потери их наглядности.

Измерения производятся с помощью стрелочных щитовых приборов. На панели стенда установлено 10 щитовых измерительных приборов, среди них:

- амперметр переменного тока (предел измерения 0,2/0,5/1 А, класс точности 2,5) 1 шт.;

- амперметры постоянного тока (предел измерения 1 А, класс точности 2,5) 2 шт.;

- амперметр постоянного тока (предел измерения 0,2 А, класс точности 2,5) 1 шт.;

- вольтметры переменного напряжения (предел измерения 50/250/500В, класс точности 2,5) 2 шт.;

- вольтметр постоянного тока (предел измерения 100 В, класс точности 1) 1 шт.;

- вольтметр постоянного тока (предел измерения 200 В, класс точности 1) 1 шт.;

- ваттметр переменного тока (предел измерения 60/450 Вт, класс точности 2,5) 1 шт.;

- измеритель частоты вращения (предел измерения 5000 об/мин., класс точности 4) 1 шт.

 

Технические характеристики стенда

Питание

3~ 220/127 В, 50Гц

Потребляемая мощность, кВт не более

0.5

Габаритные размеры стенда:

Ширина, мм

1310

Высота, мм

1460

Глубина, мм

600

Вес оборудования, кг., не более

80

 

1 Лабораторная работа. Исследование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением

 

Цель работы:

1) Изучить устройство двигателя постоянного тока. Записать паспортные данные двигателя.

2) Испытать двигатель методом нагрузочного генератора, получить его механическую и рабочие характеристики.

3) Освоить способы регулирования частоты вращения двигателя.

4) Исследовать регулировочные свойства двигателя.

 

Объект исследования

 

Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением СЛ-221 (PНОМ=13Вт, nНОМ=4500 об/мин), нагруженный двигателем постоянного тока СЛ-221 в режиме динамического торможения.

 

1.1 Общие сведения

 

Двигатели постоянного тока находят широкое применение в промышленных, транспортных и др. установках, где необходимо глубокое и плавное регулирование частоты вращения (прокатные станы, металлорежущие станки, электрическая тяга на транспорте и т.д.).

По способу возбуждения двигатели постоянного тока аналогично генераторам подразделяются на двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешенного возбуждения. Все типы двигателей в соответствии с разнообразными требованиями, предъявляемыми к ним различными типами приводов, имеют весьма разнообразные характеристики.

Основные характеристики двигателя - механическая, регулировочная и рабочие.

Мощность Р1 потребления двигателем электрической энергии из  сети вычисляют по формуле:

(1.1)

 

 

Мощность Р2 на валу двигателя определяют методом нагрузочного генератора, соединенного с исследуемым двигателем муфтой.

Измеряя мощность генератора

(1.2)

 

 

работающего при напряжении U0 и токе I0, и, зная его к.п.д. для различных нагрузок, т.е. зависимость h0), находят мощность на валу двигателя так:

(1.3)

 

Момент двигателя вычисляют так:

 

(1.4)

 

К.п.д. двигателя определяют:

 

(1.5)

 

1.2 Порядок выполнения работы

 

1.2.1 Исследование рабочих характеристик двигателя постоянного тока.

Рабочими характеристиками двигателя называют зависимость тока двигателя  IАД, частоты вращения n, вращающего момента М, подводимой к двигателю мощности Р и к.п.д. ηД от полезной мощности на валу Р при неизменных значениях напряжения на зажимах двигателя и тока возбуждения:

 

IАД, n, М, Р, ηД = f (P) при UН = const, IВД = const.

 

Рабочими характеристиками являются характеристики:

 

n(Р2); М(Р2), Iя(Р2), h2),

 

которые получают при напряжении UН = const и IВ = const.

Исследование рабочих характеристик двигателя постоянного тока проводим по схеме изображенной на рисунке 1.1, где на рисунке изображенной  М3 нагружается генератором М1.


Подпись: 8Рисунок 1.1 - Исследование рабочих характеристик двигателя постоянного тока


Порядок снятия рабочих характеристик

 

Установите переключатели R3, R2 в позицию ”1”, перемычку П3. Для нагрузки двигателя используется генератор М2, который нагружается резистором R1.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Перед проведением работы убедитесь что все галетные переключатели ЛАТРов (Т1, Т1.1, Т1.3) установлены в поз.“0”. При работе с однофазными ЛАТРами Т1.1 и Т1.3 не допускается одновременное использование трехфазного ЛАТРа Т1.

Включите стенд тумблером “Сеть”. Включите питание обмотки возбуждения двигателя тумблером S7. Включите ЛАТР Т1.3 тумблером S5. Увеличивая напряжение на якоре двигателя (контролируется прибором V4), установить его скорость вращения около 3000об/мин. Включить ЛАТР Т1.1 тумблером S6, увеличивая напряжение в обмотке возбуждения генератора, довести напряжение на якоре генератора (прибор V3) до 60-75В. Провести измерения при этом значении Uo и Io=0. Установить перемычку П1. Далее, изменяя нагрузочное сопротивление R1 от позиции 11 до позиции 1, провести измерения и занести данные в таблиции 1.1:

1)                ток двигателя М3  (прибор А3);

2)                частоту вращения n (прибор n);

3)                напряжение на якоре двигателя М3 (прибор V4);

4)                напряжение на генераторе М1 (прибор V3);

5)                ток генератора М1 (прибор А2).

 

Таблица 1.1 - Исследование рабочих характеристик двигателя постоянного тока

Измерено

Вычислено

Двигатель

Генератор

U,B

IЯ ДВ

n,об/мин

U0

I0

Р1,Вт

Р2,Вт

hДВ.

М,Нм

РГ,Вт

1

…7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Исследование регулировочных характеристик двигателя.

Зависимость частоты вращения от подводимого к двигателю напряжения при неизменных тока возбуждения и момента на валу двигателя

 

n =f(UД) при IВД = IВН = const и М = const.

 

Уравнение механической характеристики:

 М.                

(1.6)

 

 

Механическая характеристика двигателя постоянного тока независимого возбуждения:

 

 

 

(1.7)

 

 

Из уравнения механической характеристики следует, что регулировать частоту вращения ДПТ можно изменением подводимого напряжения, изменением тока возбуждения и изменением величины добавочного  сопротивления в цепи якоря.

Регулирование частоты вращения якоря изменением величины добавочного сопротивления RД в цепи якоря неэкономично из-за значительных тепловых потерь в этом же резисторе. Лучше регулировать частоту вращения якоря изменением напряжения U на обмотке якоря или изменением магнитного потока двигателя, изменяя ток возбуждения.

Регулировочные свойства двигателя обычно характеризуются регулировочной характеристикой n0 = f(IВ) либо IЯ = f(IВ) при U = UН и постоянной нагрузкой на валу двигателя, в частности, в режиме холостого хода.

 

а) Регулировочная характеристика

 

IВ = f(IЯ) при n = const; U = const.

 

Порядок выполнения работы регулировочных характеристик

 

Установите на схеме R2 в позицию1 (см. рисунок 1.1). При тех же положениях переключателей ЛАТРов Т1.1, Т1.3, перемычка П3 – установлена, П1 – отсутствует, вновь включить в той же последовательности тумблеры. Провести измерения, отметить величину скорости. Убрать перемычку П3. Уменьшить ток возбуждения двигателя до 80мА, при этом скорость увеличится. Установить перемычку П1 и, изменяя R1 от позиции 11 до позиции 1 (R1 – уменьшается), понизить скорость приблизительно до прежнего значения. Вновь уменьшить ток возбуждения резистором R2 и, уменьшая R1, вернуться к прежней скорости. Измерения провести при токах возбуждения около 60 мА, 40 мА и запишите в таблицу 1.2. измеряемые параметры:

1)  ток якоря двигателя;

2)     ток возбуждения двигателя.

 

Таблица 1.2 – Данные опыта регулировочной характеристики

 

Номер опыта

1

2

3

4

5

6

Ток якоря IЯ, А

 

 

 

 

 

 

Ток возбуждения IВ, А

 

 

 

 

 

 

 

б) Исследование возможности регулирования частоты вращения двигателя, изменением тока возбуждения: n = f(IВ) при UН= const.

 

В рисунке 1.1 перемычка П1 и П3 отсутствуют. R2 в позиции 1, изменяя величину сопротивления R2 от позиции1 до позиции 11, запишите в таблицу 1.3. измеряемые величины:

1)  частоту вращения двигателя;

2) ток возбуждения двигателя;

3) ток якоря двигателя.

Для этого произвести включение работы как и в предыдущих опытах. Резистором R2 последовательно получить значения тока возбуждения около 100, 80, 60 мА. При этом замерить скорость и ток якоря.

 

Таблица 1.3 – Данные опыта регулировочной характеристики

 

Номер опыта

1

2

3

4

5

6

Ток якоря IЯ, А

 

 

 

 

 

 

Частота вращения n, об/мин

 

 

 

 

 

 

Ток возбуждения IВ, А

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ полученных результатов

 

Анализ режимов работы двигателя можно произвести на базе основных уравнений, описывающих его работу:

 

 

 

(1.8)

 

 

 

где U - напряжение питания двигателя;

ЕЯ - противо - э.д.с., индуктируемая в обмотке якоря;

IЯ - ток якоря;

RЯ - сопротивление обмотки якоря;

СЕ - конструктивная постоянная двигателя:

 

                 

(1.9)

где Р - число пар главных полюсов двигателя;

N - число активных проводников якоря;

А - число параллельных ветвей обмотки якоря;

N - частота вращения якоря;

М - электромагнитный момент двигателя;

СМ  - моментная постоянная двигателя:

 

(1.10)

Ф – магнитный поток обмотки возбуждения.

 

Из первого уравнения легко определить ток якоря:

 

(1.11)

 

В начальный момент пуска, когда n = 0 и в соответствии с уравнением ЕЯ = СЕФn = 0, ток якоря в режиме пуска равен:

 

(1.12)

 

и т.к. сопротивления якорной цепи мало, ток IЯП достигает опасной  для двигателя величины, поэтому силовые двигатели постоянного тока  запускают с помощью пускового реостата, который ограничивает пусковой ток до безопасного значения (обычно до (2,5...3)IЯН). И только по мере разгона двигателя, сопровождаемого увеличением Ея, сопротивление пускового реостата уменьшается до 0.

 

(1.13)

 

Для обеспечения по возможности быстрого пуска при ограниченном токе якоря, ток возбуждения при пуске делают максимальным, полностью выводя регулировочный реостат в цепи возбуждения двигателя.

Из выражения для электромагнитного момента следует, что для изменения направления вращения существуют два способа:

1) изменить направление тока якоря, не изменяя направление тока возбуждения;

2) изменить направление тока возбуждения, не изменяя направление тока якоря.

 

1.4 Обработка результатов лабораторной работы

 

1.4.1 Сделать необходимые расчеты для построения рабочих характеристик двигателя.

1.4.2 Построить механическую характеристику двигателя:

 

М = f (n) при RД  = 0.

 

1.4.3 Построить рабочие характеристики двигателя.

1.4.4 Построить регулировочную характеристику двигателя.

 

1.5  Контрольные вопросы

 

1.5.1 Рассказать об устройстве ДПТ.

1.5.2 Рассказать о принципе действия ДПТ.

1.5.3 Для чего применяется пусковой реостат?

1.5.4 Рассказать о способах регулирования частоты вращения ДПТ.

1.5.5 Что называется механической характеристикой ДПТ?

1.5.6 Объясните регулировочную характеристику ДПТ.

1.5.7 Объясните рабочие характеристики ДПТ.

1.5.8 Как определяется полезная мощность на валу двигателя?

1.5.9 Классификация двигателей постоянного тока по способу возбуждения.

1.5.10 Влияние реакции якоря на рабочие и скоростные характеристики двигателя.

1.5.11 Способы регулирования частоты вращения двигателя параллельного возбуждения и их анализ.

1.5.12 Почему пусковой ток двигателя значительно превышает номинальное значение?

1.5.13 Какими способами можно изменить жесткость скоростных характеристик двигателя параллельного возбуждения?

 

2 Лабораторная работа. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением

 

Цель работы:

1) Изучить конструкцию, параметры, режимы работы генератора постоянного тока (ГПТ) независимого возбуждения.

2) Снять характеристику холостого хода Е0 = f(IВ).

3) Снять внешнюю характеристику U = f(IВ).

4) Снять регулировочную характеристику IВ= f(IН).

 

Объект исследования

 

Генератор постоянного тока СЛ-221 (PНОМ=13Вт, nНОМ=4500 об/мин), приводимый во вращение двигателем постоянного тока СЛ-221. В лабораторной работе снимаются характеристика холостого хода, внешняя и регулировочная характеристики генератора.

 

2.1 Общие сведения

 

Генераторы постоянного тока широко используются в настоящее время в самых различных промышленных, транспортных установках (для питания электроприводов с широким диапазоном регулирования скорости вращения, в электролизной промышленности, на судах, на железнодорожном транспорте и т.д.).

Генераторы постоянного тока приводятся во вращение электродвигателями, паровыми и гидравлическими турбинами или двигателями внутреннего сгорания.

При вращении якоря в неподвижном магнитном поле генератора в обмотке якоря наводится переменная э.д.с., которая с помощью коллектора и системы токопроводящих щеток преобразуется в э.д.с. постоянного напряжения:

(2.1)

 

Из формулы следует, что э.д.с., наводимая в обмотке якоря, вращаемого с постоянной частотой вращения, зависит только от магнитного потока главных полюсов или от тока возбуждения. Зависимость:

 

 при IН = 0

 

 

 

 

называют характеристикой холостого хода .

Зависимость напряжения U генератора, работающего на переменную нагрузку, от тока IН приемников при неизменном сопротивлении цепи возбуждения и постоянной частоте вращения якоря, представленная графиком:

U = f(IН),

называется внешней характеристикой генератора.

Процентное изменение напряжения генератора U% при переходе от номинальной нагрузки к режиму холостого определяют по формуле:

 

(2.2)

Регулирование напряжения ГПТ при переменной нагрузке достигается принудительным изменением тока возбуждения. Зависимость:

IВ = f(IН),

 

показывающая изменение тока возбуждения от тока нагрузки IН для поддержания напряжения U = const при n = const, называется регулировочной характеристикой генератора.

Напряжение генератора определяется по формуле:

 

(2.3)

 

2.2 Порядок выполнения работы

 

2.2.1 Опыт холостого хода.

Характеристикой холостого хода называют зависимость напряжения на зажимах генератора U0 от тока возбуждения IВ при отключенной внешней цепи и постоянной скорости вращения:

U0 = f(I) при I = 0 и n = const.

 

Соберите схему согласно рисунку 2.1.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Перед проведением работы убедитесь что все галетные переключатели ЛАТРов (Т1, Т1.1, Т1.3) установлены в поз.“0”. При работе с однофазными ЛАТРами Т1.1 и Т1.3 не допускается одновременное использование трехфазного ЛАТРа Т1.

 

Установите R1 = ¥ (перемычки П1 и П2 – отсутствуют), в цепи питания обмотки возбуждения генератора перемычки подключения самой обмотки установлены в позицию “пр”. Включите стенд тумблером “Сеть”, подайте питание на обмотку возбуждения двигателя тумблером S7, включите ЛАТР питания якоря двигателя Т1.3 тумблером S5. Увеличиваете напряжение на двигателе (он начнет вращаться в прямом направлении) до получения скорости около 3000 об/мин (исходные установки). Зафиксируете показания вольтметра V3 для тока IВ = 0. Включите ЛАТР Т1.1 тумблером S6, и увеличиваете ток возбуждение генератора до величины около 80 мА. Проведите измерения при токе возбуждения около 40, 60 и 80 мА Запишите в таблицу измеренные параметры:

1) ток возбуждения генератора;

2) напряжение генератора.

Проделайте те же операции при изменении полярности обмотки  возбуждения генератора М1. Для этого в цепи питания обмотки возбуждения генератора перемычки подключения самой обмотки установить в позицию “обр”.

Данные сводят в таблицу 2.1 и строят характеристику.

 

Таблица 2.1 – Данные опыта холостого хода

U Г

Iв

Примечение

1

6

 

 

I = 0, nн=const

 

2.2.2 Опыт короткого замыкания.

Характеристика короткого замыкания – это зависимость тока короткого замыкания IКЗ от тока возбуждения IВ, снятая при замкнутых накоротко через амперметр якорной цепи (U =0) и постоянной скорости вращения генератора:

 

U кз = f(Iв) при U = 0, и n=nн=const.

 

 

Закоротите якорь генератора, установив перемычки П1, П2. Для построения характеристики достаточно снять две точки: при двух значениях тока возбуждения генератора измеряется ток короткого замыкания генератора. По измеренным величинам строится характеристика короткого замыкания. При исходных установках Т1.3 повторите все операции и проведите измерения для тока возбуждения 40 и 60мА.

При существенном изменении скорости двигателя (более 20%) увеличивайте напряжение на якоре двигателя переключателем ЛАТРа Т1.3 до восстановления значения скорости с допуском 20%.

Данные сводят в таблицу 2.2 и строят характеристику.

 

Таблица 2.2 – Данные опыта короткого замыкания

IКЗ

IВ

Примечaние

1

2

 

 

UН, nН=const

 

 

 

2.3.3 Внешняя характеристика.

Внешняя характеристика представляет собой зависимость напряжения на зажимах генератора U от тока нагрузки I при постоянном токе возбуждения IВ и n=const.

U = f(I) при IВ = const.

Установите перемычку П1, перемычка П2 отсутствует. Проведите измерения при различных значениях R1 и при исходных установках Т1.3.

При существенном изменении скорости двигателя (более 20%) увеличивайте напряжение на якоре двигателя переключателем ЛАТРа Т1.3 до восстановления значения скорости с допуском 20%.

Изменяя величину сопротивления R1 измерьте:

1) напряжение генератора М1;

2) ток генератора.

 

Данные опытов сводят в таблицу 2.3 и строить характеристики.

 

Таблица 2.3 – Внешние характеристики

U

I

Примечение

1

6

 

 

n=const

 

 

 

 

2.2.3 Регулировочная характеристика.

Регулировочная характеристика показывает, как необходимо изменить ток возбуждения IВ генератора при изменении тока нагрузки I, чтобы напряжение на зажимах генератора оставалось постоянным:

 

IВ= f(I) при U = UН = const, n = nН= const.

 

На рисунке 2.1, перемычка П1 – установлена, П2 – отсутствует. При исходных установках Т1.3 установите напряжение на выходе генератора около 50 В, изменяя величину нагрузки резистором R1. Изменяя напряжение на обмотке возбуждения ЛАТРом Т1.1 при значениях тока возбуждения около 40, 60, 80 мА, измерить:

1) ток возбуждения генератора;

2) ток якоря генератора.

Данные опытов сводят в таблицу 2.4 и строят характеристики.

 

Таблица 2.4 – Регулировочные характеристики

I

IВ

Примечение

1

6

 

 

UН=const, nН=const


                                                  Подпись: 18

Рисунок 2.1. - Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением


2.3 Обработка результатов лабораторной работы

 

2.3.1 Построить характеристику холостого хода генератора.

2.3.2 Построить внешнюю характеристику генератора.

2.3.3 Вычислить процентное изменение напряжения генератора U% при переходе от номинальной нагрузки к режиму холостого хода.

2.3.4 Построить регулировочную характеристику генератора.

 

2.4  Контрольные вопросы

 

2.4.1 Назначение и устройство ГПТ.

2.4.2 Как происходит преобразование механической энергии в  электрическую?

2.4.3 От чего зависит э.д.с. генератора?

2.4.4 Какие причины вызывают уменьшение напряжения на генераторе при увеличении нагрузки?

2.4.5 Как можно использовать генератор независимого возбуждения для измерения частоты вращения машин и механизмов?

2.4.6 Перечислить способы изменения полярности напряжения  нагрузки генератора независимого возбуждения.

2.4.7 Назначение коллектора в ГПТ.

2.4.8 Написать уравнение электрического равновесия в цепи якоря ГПТ.

2.4.9 Как определить и на какие характеристики влияет коэффициент насыщения.

2.4.10 Как изменяется характер размагничивающего действия реакции якоря при изменении насыщения?

2.4.11 Чем объясняется нелинейность характеристики холостого хода?

2.4.12 В чем отличие опытного к.з. от эксплутационного?

 

 3 Лабораторная работа. Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

 

Цель работы:

1) Ознакомиться с устройством асинхронного двигателя с к.з. ротором.

2) Снять и построить рабочие и механическую характеристики двигателя.

 

Объект исследования

 

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором УАД-052 (PНОМ = 20Вт, nНОМ = 3000 об/мин), нагруженный двигателем постоянного тока СЛ-221 в режиме динамического торможения. В лабораторной работе снимаются рабочие и механические характеристики двигателя.

 

3.1 Общие сведения

 

Асинхронные двигатели в настоящее время являются основным типом электродвигателя, применяемым для привода различных механизмов в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйство. Объясняется это тем, что асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором значительно проще по устройству и обслуживанию, а также дешевле и надежнее в работе, чем другие типы двигателей.

Трехфазный асинхронный двигатель состоит из двух основных  частей: статора и ротора. Статор - неподвижная часть двигателя, служит для создания вращающегося магнитного поля. Схема соединения трехфазной статорной обмотки - звезда или треугольник. Магнитное поле статора пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них  переменную э.д.с. Поскольку обмотка ротора замкнута, эта э.д.с. вызывает в ней ток того же направления, что и э.д.с. В результате взаимодействия тока ротора с вращающимся магнитным полем возникает электромагнитная сила, действующая на проводники ротора. Сила создает вращающий момент, действующий в ту же сторону, что и сила.

Под действием момента вращения ротор приходит в движение и  после разбега вращается в том же направлении, что и магнитное поле с несколько меньшей частотой вращения, чем поле:

 

(3.1)

 

 

где    n1 - частота вращения магнитного поля статора, или синхронная частота вращения;

         n2 - частота вращения ротора.

Синхронная частота вращения определяется частотой тока (f1) источника питания двигателя и числом пар полюсов статора (Р):

(3.2)

Частота вращения ротора определяется скольжением:

 

где S - скольжение:                                     (3.3)

 

 

3.2 Порядок выполнения работы

 

 3.2.1  Опыт холостого хода.

Характеристики холостого хода представляют собой зависимости I0, P0, cosφ0 = f(U1) при вращении ротора без нагрузки М2 = 0.

Собрать схему согласно рисунку 3.1.

Включите стенд тумблером “Сеть”, схему лабораторной установки тумблером S2, асинхронный двигатель кнопкой S4.

Генератор постоянного тока М1 не включать (перемычки П1 и П2 отсутствуют, регулятор ЛАТРа Т1.1 в положение “0” тумблер S6 отключен).

В этом режиме измеряются следующие параметры двигателя:

1)       мощность холостого хода;

2)       ток холостого хода;

3)       напряжение статора.

По измеренным величинам рассчитываются параметры схемы замещения двигателя в режиме холостого хода.

 


Рисунок. 3.1 - Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором


3.2.2 Рабочие характеристики двигателя и опыт короткого замыкания.

 

Измерьте параметры асинхронного двигателя:

1)       фазный ток статора;

2)       мощность, потребляемую из сети.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Перед проведением работы убедитесь что все галетные переключатели ЛАТРов (Т1, Т1.1, Т1.3) установлены в поз.“0”. При работе с однофазными ЛАТРами Т1.1 и Т1.3 не допускается одновременное использование трехфазного ЛАТРа Т1.

Для снятия рабочих характеристик установите перемычку П1. Включите стенд тумблером “Сеть”, схему лабораторной установки тумблером S2, асинхронный двигатель кнопкой S4. Тумблером S6 включите ЛАТР Т1.1 и установите его регулятор в положение “50” и  изменяйте нагрузку генератора резистором R1 (положения 1-6) и при необходимости получить R1 = 0 установить перемычку П2. Изменяя положение регулятора ЛАТРа Т1.1, можно увеличивать нагрузку на асинхронный двигатель, при проскальзывании пассика по шкивам – уменьшить напряжение ЛАТРа. Данные измерений занести в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 – Данные опыта холостого хода

Опытные данные

Результаты вычисления

Двигатель

Генератор

UДВ.

IДВ.

РФ

n1

UГ

IГ

Р2

М

S

hДВ.

hГ.

cosj1

В

А

Вт

об/м

В

А

Вт

Нм

-

-

-

-

1

2

3

 

 

3.3.3 Опыт короткого замыкания.

Зафиксируйте рукой шкив асинхронного двигателя. (При необходимости установить какой из двигателей является искомым, снимите пассик со шкивов и запустите двигатель кнопкой). Включите стенд тумблером “Сеть”, схему лабораторной установки тумблером S2, осуществите кратковременный запуск асинхронного двигателя кнопкой S4. Запомните поочередно показания приборов и отключите двигатель кнопкой S3. Данные измерений занести в таблицу 3.2.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Проведение опыта требует осторожности! Шкив двигателя при поданном на него напряжении не отпускать! Время включения двигателя не должно превышать 10 сек. Паузы между экспериментами не менее 1 мин.

 

Таблица 3.2  – Данные опыта короткого замыкания

Опытные данные

Результаты вычисления

Двигатель

Генератор

UК

IК

РК

n2

UГ1

IГ1

РКН

МК

SК

hД.К

hГ.К

cosj

В

А

Вт

об/м

В

А

Вт

Нм

-

-

-

-

1

2

3

 

 

По результатам измерений рассчитываются и строятся рабочие характеристики и характеристика короткого замыкания асинхронного двигателя.

 

3.3 Обработка результатов лабораторной работы

 

3.3.1 Построить характеристики холостого хода.

3.3.2 Построить характеристики короткого замыкания.

3.3.3 Построить рабочие характеристики двигателя.

3.3.4  Построить механическую характеристику двигателя:

 

n2 = f(М), либо S = f(М).

 

3.3.5 Указания по определению расчетных величин.

 

3.3.5.1 Подводимая мощность к двигателю:

 

(3.4)

 

где Рw1 и Рw2 - показания ваттметров.

 

3.3.5.2  Мощность на валу двигателя:

(3.5)

где hг - к.п.д. генератора.

 

3.3.5.3 Вращающий момент на валу двигателя:

(3.6)

 

3.3.5.4 Скольжение двигателя:

(3.7)

 

3.3.5.5 К.п.д. двигателя:

(3.8)

 

3.3.5.6 Коэффициент мощности двигателя:

 

(3.9)

 

где    UДВ  - линейное напряжение,

IДВ - линейный ток статора.

 

3.4 Контрольные вопросы

 

3.4.1 Устройство асинхронного двигателя и принцип его действия.

3.4.2 От чего зависит скорость вращения магнитного поля статора?

3.4.3 Объясните, почему ротор асинхронного двигателя не может вращаться синхронно с магнитным полем статора?

3.4.4 Что называется скольжением?

3.4.5 Почему в момент пуска ток статора наибольший?

3.4.6 Каковы способы снижения пускового тока?

3.4.7 От каких параметров зависит момент вращения двигателя?

3.4.8 Как изменится вращающий момент двигателя, если напряжение в сети снизится на 10%?

3.4.9 Что такое критическое скольжение?

3.4.10 Объяснить механическую характеристику двигателя.

3.4.11 Каковы способы регулирования частоты вращения двигателя?

3.4.12 Объяснить рабочие характеристики двигателя.

 

4 Лабораторная работа. Исследование сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах работы

 

Цель работы:

1) Ознакомиться с конструкцией и принципом работы сельсинов.

2) Исследовать работу сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах.

 

4.1 Общие сведения

 

В современной технике часто возникает необходимость в синхронизации вращения или поворота осей механизмов.

Для дистанционного управления, регулирования или контроля  применяются индукционные электрические машины - трехфазные или  однофазные сельсины.

Однофазные сельсины - это обычно небольшие индукционные машины, которые имеют однофазную обмотку возбуждения и трехфазную обмотку синхронизации

В схемах автоматики используются две системы синхронной связи передачи угла: индикаторная и трансформаторная.

Индикаторная система синхронной связи применяется там, где  момент сопротивления на ведомой оси мал по величине.

Трансформаторная схема синхронной связи применяется там, где  на ведомой оси имеется значительный момент сопротивления. По конструкции сельсины делятся на контактные, имеющие скользящие контакты, кольца, и бесконтактные, не имеющие скользящих контактов. Сельсины выпускаются на частоты: 50, 400, 500 Гц.

 

4.1.2 Работа сельсинов в индикаторном режиме.

Простейшая индикаторная схема синхронной связи для дистанционной передачи угла состоит из двух совершенно одинаковых сельсинов (приемника и датчика) и линии связи. Обмотки возбуждения ОВ обоих сельсинов подключаются к однофазной сети переменного тока. Концы фаз обмотки синхронизации приемника соединяются линией связи с концами фаз обмотки синхронизации датчика.

Переменный ток обмотки возбуждения сельсинов создает магнитный поток, который индуктирует в обмотках синхронизации сельсинов э.д.с.. Величина э.д.с. той или иной фазы обмотки синхронизации  зависит от ее пространственного расположения относительно обмотки возбуждения.

Если фазы обмоток синхронизации датчика и приемника расположены одинаково относительно соответствующих обмоток возбуждения     (aД = aп), то в соединенных между собой линией связи фазах обмоток синхронизации приемника и датчика индуктируются одинаковые и встречно-направленные э.д.с. Эти э.д.с. уравновешивают друг друга, и в цепи обмоток синхронизации ток отсутствует. Такое положение ротора сельсинов называется согласованным.

Если ротор датчика поворотом на некоторый угол вывести из  согласованного режима, то равновесие э.д.с., индуктируемых в фазах  обмоток синхронизации, нарушится. При этом в обмотках синхронизации и линии связи появятся токи. В результате взаимодействия этих токов с потоком обмотки возбуждения сельсина - приемника возникает  вращающий момент (синхронизирующий), который будет поворачивать ротор приемника до тех пор, пока он не придет в согласованное с ротором датчика положение. Величина синхронизирующего момента, развиваемого сельсином - приемником, зависит от угла рассогласования и параметров сельсинов, входящих  в систему.

Точность сельсинов в статическом режиме определяется погрешностью Dq, которая представляет собой полусумму максимального положительного qмах1 и максимального отрицательного отклонений qмах2 (ошибок) при различных положениях ротора:

 

(4.1)

 

Погрешность сельсинов определяется в статическом режиме следующим образом: поворачивают ротор датчика на 360° сначала по часовой стрелке, а затем - против часовой стрелки, измеряя через каждые  10° угол рассогласования (ошибку). При этом определяют и qмах1 и qмах2. Затем по формуле определяют Dq.

 

4.1.3  Работа сельсинов в трансформаторном режиме.

Простейшая трансформаторная схема синхронной связи состоит из двух сельсинов - приемника и датчика, соединенных линией связи. В обмотку возбуждения сельсина - приемника подключается нагрузка (или измерительный вольтметр).

Согласованным положением сельсинов в трансформаторном режиме  называется такое положение роторов, при котором выходное напряжение приемника UВЫХ равно нулю. Однофазная обмотка возбуждения сельсина датчика (ОВД) подключается к сети переменного тока. Ток этой обмотки создает пульсирующее магнитное поле, которое, сцепляясь с обмоткой синхронизации, наводит в ее фазах э.д.с.:

 

(4.2)

(4.3)

(4.4)

 

 

величина которых зависит от положения фаз обмотки синхронизации  относительно обмотки возбуждения.

Под действием э.д.с. ЕАД, ЕВД, ЕСД в соединенных между собой одноименных фазах обмоток датчика и приемника и линии связи возникают токи IА, IВ, IС,, величина которых определяется величиной, соответствующей э.д.с., полными сопротивлениями фаз датчика ZФД, приемника ZФN и линии связи. Эти токи, протекая по фазам обмотки синхронизации приемника, создают пульсирующее магнитное поле ФАN, ФN, ФСN. Потоки фаз приемника ФАN, ФВN, ФСN складываясь, образуют результирующий магнитный поток ФN обмотки синхронизации приемника, направленный под зависящим от рассогласования углом к однофазной обмотке возбуждения приемника ОВп. Поток ФN, пульсируя с частотой сети, наводит в однофазной (выходной) обмотке приемника э.д.с. - выходное напряжение приемника UВЫХ.

За начало отсчета углов в сельсине - приемнике применяется  положение ротора, сдвинутого относительно ротора сельсина - датчика на 90°. Напряжение UВЫХ изменяется по закону синуса.

 

4.2 Порядок выполнения работы

 

4.2.1 Индикаторный режим работы сельсинов.

Соберите схему  согласно рисунку 4.1.

 

 

Рисунок 4.1 - Индикаторный режим работы сельсинов

 

Включите стенд переключателем S1, схему лабораторной работы  тумблером S10. Поворачивая сельсин - датчик М4, измерять угол поворота сельсин - приемника М5.

  

4.2.2 Трансформаторный режим работы сельсинов.

Соберите схему согласно рисисунку 4.2.

 

Рисунок 4.2 - Трансформаторный режим работы сельсинов

 

Включите стенд переключателем S1, схему лабораторной работы  тумблером S10. Поворачивая ротор сельсина-датчика М4 и зафиксировав ротор сельсина - приемника М5, снимается зависимость напряжения (вольтметр V1) от угла поворота М4.

 

4.3. Контрольные вопросы

 

4.3.1 Расскажите о принципе действия сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах.

4.3.2 Как определяется точность сельсинов?

4.3.3 Расскажите об устройстве сельсинов. 

 

Список литературы 

1.        Копылов И.П. Проектирование электрических машин. – М.: Энергия, 2002.

2.        Копылов И.П. Электрические машины. – М.: Высшая школа, Логос, 2000. – 607 с.

3.        Лихачев В.А. Электродвигатели асинхронные. – М.: Высшая школа, 2002.

4.        Кацман М.М. Расчет и конструирование электрических машин. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

5.        Гольдберг О.Д., Гурин Я.С., Свириденко И.С. Проектирование электрических машин. /Под ред. О.Д. Гольдберга. 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Высшая школа, 2001. - 430 с.

6.        Кравчук А.Э., Шлаф М.М., Афонин Е.И., Соболевская Е.А. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А. – М.: Энергоиздат, 1982.

7.        Государственные стандарты на электрические машины.

8.        Жерве Г.К. Расчет асинхронного двигателя при перемотке. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1980.

9.        Рубо Л.Г. Пересчет и ремонт асинхронных двигателей мощностью до 160 кВт. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1970.

10.    Лопухина Е.М., СеменчуковГ.А. Проектирование асинхронных двигателей с применением ЭВМ. - М.: Высшая школа, 1980. 359 с.

11.    Попов В.И., Ахунов Т.А., Макаров Л.Н. Современные асинхронные машины: Новая Российская серия РА. - М.: Издательство «Знак», 1999. - 256 с. 

 

Доп. план 2012г., поз ___