Некоммерческое акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра электроснабжения промышленных предприятий
Несимметричные режимы электрических сетей.
Динамические и статические параметры
электроэнергетических систем
Методические указания к выполнению курсовой работы для магистрантов специальности 6М0718-Электроэнергетика
Алматы 2010
СОСТАВИТЕЛЬ: Н.Н. Арыстанов. Несимметричные режимы электрических сетей. Динамические и статические параметры электроэнергетических систем. Методические указания к выполнению курсовой работы для магистрантов специальности 6М0718-Электроэнергетика. – Алматы: АИЭС, 2010. - 11 с.
Методические указания соответствуют курсу «Несимметричные режимы электрических сетей. Динамические и статические параметры электроэнергетических систем», включают задание на выполнение курсовой работы, исходные данные, указания и перечень рекомендуемой литературы.
Содержание
1 Задание на курсовую работу 4
2. Методические указания 6
2.1. Расчет статических характеристик мощности 6
2.1.1. Асинхронные двигатели 6
2.1.2. Синхронные двигатели 8
2.1.3. Нагрузка прочих электроприемников 8
2.1.4. Узел нагрузки 9
2.2. Построение зависимостей Еэ=f(U) 9
2.3. Определение коэффициентов запаса статической устойчивости 10
Список литературы 11
Расчет статической устойчивости узла нагрузки
1. Задание на курсовую работу
В курсовой работе необходимо выполнить следующее:
1) рассчитать и построить статические характеристики мощности отдельных видов нагрузки (асинхронной, синхронной и прочих электроприемников) и узла нагрузки в целом;
2) определить коэффициент запаса статической устойчивости узла нагрузки:
а) при питании ГПП по ВЛ 110 кВ;
б) при питании ГПП по ВЛ-35 кВ;
в) при питании ГПП по ВЛ-35 кВ и полной компенсации реактивной мощности узла нагрузки батареями статических конденсаторов;
г) при питании ГПП по ВЛ-35 кВ и отсутствии синхронных двигателей.
Исходная схема показана на рисунке 1. Исходные данные выбираются из таблиц 1-5.
Количество и мощность асинхронных двигателей определяется следующим образом.
Определяется суммарная мощность асинхронных двигателей
РSАД=Sном.тр.*b1 (МВт)
где Sном.тр – мощность трансформатора ГПП (МВА).
Количество асинхронных двигателей
NАД= РSАД/Рном.ад.
где Рном.ад. – мощность асинхронного двигателя (МВт). Число NАД округляется до ближайшего целого.
Количество и мощность синхронных двигателей определяется аналогично.
Определяется суммарная мощность синхронных двигателей
РSСД=Sном.тр.*b2 (МВт).
Количество синхронных двигателей
МСД= РSСД/Рном.сд.
где Рном.сд. – мощность синхронного двигателя (МВт). Число МСД округляется до ближайшего целого.
Мощность электроприемников прочей нагрузки
Sнагр.=b3*Sном.тр. (МВА),
коэффициент мощности прочей нагрузки следует принимать cosj=0,8.
Для случая, когда синхронные двигатели отсутствуют, суммарная мощность и количество асинхронных двигателей пересчитываются
РSАД=Sном.тр.*(b1+b2) (МВт).
Рисунок 1 – Схема питания узла нагрузки
Таблица 1
Первая буква фамилии |
А, Д |
В,Г, Я |
Б,Е |
Ж,З, И,Л |
К,Щ |
М,О |
Н,П |
Р,Т, У,Ф |
С,Ч |
Х,Ц,Ш,Э,Ю |
Длина ВЛ, км |
20 |
60 |
25 |
55 |
30 |
50 |
35 |
45 |
40 |
15 |
Доля АД, β1, % |
40 |
50 |
45 |
70 |
55 |
40 |
50 |
60 |
65 |
70 |
Доля СД, β2, % |
20 |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
20 |
20 |
15 |
15 |
Доля прочих электроприемников, β3, % |
40 |
35 |
40 |
20 |
35 |
50 |
30 |
30 |
30 |
15 |
Таблица 2
Предпоследняя цифра зачетной книжки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Мощность трансформатора ГПП, МВА |
40 |
32 |
10 |
16 |
25 |
40 |
16 |
32 |
25 |
10 |
Мощность АД, кВт |
2000 |
500 |
400 |
320 |
630 |
1600 |
800 |
1250 |
1000 |
250 |
Механический момент АД, Мад, о.е. |
0,75 |
0,95 |
0,9 |
0,85 |
0,8 |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
0,75 |
Таблица 3
Последняя цифра зачетной книжки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Мощность СД, кВт |
700 |
575 |
1250 |
1000 |
450 |
500 |
800 |
630 |
320 |
360 |
Механический момент СД, Мсд, о.е. |
1,0 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
09 |
0,85 |
0,8 |
0,75 |
1,0 |
0,9 |
Таблица 4
Тип |
Рном, кВт |
Uном, В |
sНОМ, % |
η, % |
Cos φНОМ |
Iпуск Iном |
Ммакс Мном |
А-12-52-10 |
250 |
6000 |
1,66 |
91,0 |
0,82 |
5,9 |
2,5 |
А-12-52-8 |
320 |
6000 |
1,33 |
92,0 |
0,86 |
5,2 |
2,2 |
А-12-49-6 |
400 |
6000 |
1,5 |
92,5 |
0,89 |
5,7 |
2,4 |
А-13-52-8 |
500 |
6000 |
2,0 |
93,0 |
0,865 |
5,0 |
2,0 |
АН-15-51-16 |
630 |
6000 |
2,67 |
93,2 |
0,76 |
4,8 |
2,0 |
А-13-46-4 |
800 |
6000 |
1,0 |
94,0 |
0,91 |
5,4 |
2,1 |
А-13-59-4 |
1000 |
6000 |
0,66 |
94,0 |
0,91 |
6,2 |
2,5 |
АН-15-44-8 |
1250 |
6000 |
1,33 |
94,4 |
0,87 |
5,2 |
2,0 |
АН-16-44-10 |
1600 |
6000 |
1,66 |
94,5 |
0,87 |
5,1 |
2,0 |
АТД-2000 |
2000 |
6000 |
0,66 |
95,8 |
0,9 |
5,5 |
2,5 |
Таблица 5
Тип |
Рном, кВт |
Sном, кВА |
Uном, В |
η, % |
Ммакс Мном |
Iном, А |
Iпуск Iном |
СД-12-46-8А |
320 |
383 |
6000 |
92,5 |
1,9 |
36,8 |
5,6 |
СД-12-46-6А |
360 |
428 |
6000 |
93,0 |
1,8 |
41,3 |
7,2 |
СД-13-52-10А |
450 |
535 |
6000 |
93,0 |
1,9 |
51,6 |
6,6 |
СДН-14-44-12 |
500 |
590 |
6000 |
93,6 |
2,1 |
57,5 |
5,5 |
СД-13-52-8А |
575 |
680 |
6000 |
94,0 |
1,9 |
65,5 |
6,6 |
СД-14-44-10 |
630 |
745 |
6000 |
93,8 |
2,05 |
71,5 |
5,4 |
СД-13-52-6А |
700 |
822 |
6000 |
94,5 |
1,8 |
79,0 |
7,1 |
СДН-17-31-24 |
800 |
960 |
6000 |
93,5 |
2,04 |
92,5 |
4,5 |
СД-17-39-24 |
1000 |
1190 |
6000 |
93,5 |
2,14 |
115,0 |
5,0 |
СДН-18-44-32 |
1250 |
1490 |
6000 |
93,6 |
2,22 |
144,0 |
4,8 |
2 Методические указания
2.1. Расчет статических характеристик мощности
2.1.1. Асинхронные двигатели
Определяется величина критического скольжения:
где Ммакс – это отношение Ммакс/Мном из таблицы 4.
Критическое напряжение, при котором наступает опрокидывание двигателя:
где Ммех - механический момент АД (Мад в таблице 2).
Определяются значения скольжения двигателя при различном уровне подведенного напряжения:
где U* - напряжение подводимое к двигателю [о.е.]; принимается от Uкр до 1,1; берется несколько точек для построения графика.
Реактивная мощность, потребляемая двигателем из сети, состоит из двух составляющих: реактивной мощности рассеяния Qs и реактивной мощности намагничивания Qμ:
QАД=Qs+Qm.
Определяется мощность рассеяния:
.
Мощность намагничивания при номинальном напряжении:
.
Реактивное сопротивление цепи намагничивания (без учета насыщения магнитной системы):
=const.
Определяется реактивная мощность намагничивания при различном уровне подведенного напряжения:
.
Результаты расчета s, Qs, Qмн, QАД заносятся в таблицу.
Принимается базисная мощность SБ равная номинальной мощности трансформатора ГПП.
Значения активной и реактивной мощности асинхронных двигателей приводятся к базисной.
Активная мощность (без учета изменения потерь мощности в двигателях при изменении напряжения):
.
Реактивная мощность:
.
Результаты расчетов также заносятся в таблицу.
По данным таблицы строятся характеристики РΣАД(Б), QΣАД(Б), s, Qs, Qмн, QАД.
2.1.2. Синхронные двигатели
Определяется величина синхронного индуктивного сопротивления в продольной оси:
где Ммакс – это отношение Ммакс/Мном из таблицы 5.
Полагая, что насыщение магнитной системы отсутствует, сопротивление принимается неизменной:
Xd=const.
Определяются значения sinδ и cosδ при различном уровне подведенного напряжения на зажимах двигателя:
,
где Ммех - механический момент СД (Мсд из таблицы 3).
Определяются значения реактивной мощности, которую генерирует синхронный двигатель при изменении напряжения:
.
Значения активной и реактивной мощности синхронных двигателей приводятся к базисной мощности:
, .
Результаты расчетов sinδ, cosδ, Qсд, РΣСД(Б), QΣСД(Б) заносятся в таблицу и по ним строятся характеристики.
2.1.3. Нагрузка прочих электроприемников
Активная и реактивная мощности, потребляемые нагрузкой при различном уровне подведенного напряжения:
, .
Результаты расчетов заносятся в таблицу и по ним строятся характеристики.
2.1.4. Узел нагрузки
Статические характеристики мощности узла нагрузки получаются суммированием соответствующих значений мощности отдельных видов потребителей:
РУЗ(Б)(U)=РАДΣ(Б)(U)+РСДΣ(Б)(U)+РНАГР(Б)(U),
QУЗ(Б)(U)=QАДΣ(Б)(U)+QСДΣ(Б)(U)+QНАГР(Б)(U).
Результаты расчетов заносятся в таблицу и по ним строятся характеристики.
2.2. Построение зависимостей Еэ=f(U)
Эквивалентная схема замещения показана на рисунке 2.
Сопротивление трансформатора ГПП:
.
Сопротивление воздушной линии 110(35) кВ:
,
где Хо=0,4 Ом/км – удельное сопротивление линии; Uср=115(37) кВ - среднее напряжение линии.
Эквивалентное сопротивление от шин питающей системы до шин 6 кВ ГПП:
Хвн=Хтр+Хл.
Рисунок 2
Задаваясь рядом значений U*, при соответствующих значениях РУЗ(Б) и QУЗ(Б), определяются значения эквивалентных ЭДС питающей системы:
.
Рассчитываются и строятся зависимости Еэ=f(U) для случаев питания ГПП по ВЛ-110 и ВЛ-35 – Е110Э и Е35Э соответственно.
Для случая питания ГПП по ВЛ-35 и полной компенсации реактивной мощности узла (cosφ=1) сначала рассчитывается мощность конденсаторной батареи, она равна реактивной мощности узла при значении подведенного напряжения U*=1:
Qк=QУЗ(Б)/U=1.
Мощность конденсаторной батареи при различном уровне подведенного напряжения:
.
Реактивная мощность узла нагрузки при наличии батареи:
.
Значения Qкu, и заносятся в таблицу и по ним строятся характеристики.
Для случая питания ГПП по ВЛ-35 и отсутствии в узле нагрузки синхронных двигателей сначала пересчитывается количество асинхронных двигателей:
РSАД=Sном.тр.*(b1+b2), NАД= РSАД/Рном.ад.
Затем пересчитываются активная и реактивная мощности асинхронных двигателей:
, .
Пересчитываются активная и реактивная мощности узла нагрузки:
РУЗ(Б)(U)=РАДΣ(Б)(U)+РНАГР(Б)(U),
QУЗ(Б)(U)=QАДΣ(Б)(U)+QНАГР(Б)(U).
По пересчитанным значениям мощностей вычисляется . Результаты вычислений заносятся в таблицу и по ним строят характеристики.
2.3. Определение коэффициентов запаса статической устойчивости
Запас статической устойчивости может быть определен как превышение фактического значения напряжения над его критическим значением, то есть значением при котором .
Эквивалентное ЭДС Еэ должно иметь наименьшее значение при критическом значении напряжения Uкр. Однако в рассматриваемых условиях (Хвн≠0) изменение напряжения на шинах нагрузки не характеризует устойчивости, так как напряжение не является независимой переменной и поэтому не может выявить влияния величины внешнего сопротивления и батарей статических конденсаторов на устойчивость. В связи с вышесказанным запас устойчивости нагрузки определяется по исходному Еэ.о и критическому значению Еэ.мин эквивалентной ЭДС питающей системы:
.
За исходное Еэ.о можно взять значение при U*=1.
Необходимо определить Кз для всех рассмотренных случаев, сравнить их и сделать выводы о влиянии параметров электрической сети и нагрузки на статическую устойчивость узла нагрузки.
Список литературы
1. Веников В.А. Переходные электромеханические процессы в электрических системах. – М.: «Высшая школа», 1985.
2. Справочник по проектированию электроснабжения / Под ред. Круповича В.И., Барыбина Ю.Г., Самовера И.Л. – М.: Энергия, 1980.