Некоммерческое акционерное общество
“Алматинский университет энергетики и связи”
Кафедра электроснабжения промышленных предприятий
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Методические указания и задания к расчетно-графическим работам
для студентов всех форм обучения специальности 6М071800 – Электроэнергетика
Алматы 2010
СОСТАВИТЕЛЬ: Фадеев В.Б. Теория и практика технического эксперимента.
Методические указания и задания к расчетно- графическим работам для студентов всех форм обучения специальности 6М071800 – Электроэнергетика. - Алматы: АУЭС, 2010. – 34 с.
Данная работа включает в себя задания к расчетно-графическим работам и методические указания по их выполнению.
Выполнение данных работ предназначено для выработки у студента практических навыков по обработке экспериментальных данных: определению необходимого объема измерений, нахождению грубых ошибок эксперимента, проверке данных на достоверность и воспроизводимость и прочее, а также умение применять встроенные инструменты Excel для обработки результатов эксперимента и нахождению эмпирических формул к опытным данным.
Содержание
|
Введение |
1 |
Расчетно- графическая работа №1. Основные положения и понятия теории вероятности и математической статистики |
1.1 |
Задания к работе 1 |
1.2 |
Методические указания к работе 1 |
2 |
Расчетно- графическая работа №2. Теория случайных ошибок. Обработка экспериментальных данных результатов измерений |
2.1 |
Задания к работе 2 |
2.2 |
Методические указания к работе 2 |
3 |
Расчетно- графическая работа №3. Статистическая обработка результатов экспериментальных исследований |
3.1 |
Задания к работе 3 |
3.2 |
Методические указания к работе 3 |
4 |
Расчетно- графическая работа №4. Методы графической обработки результатов экспериментальных исследований |
4.1 |
Задания к работе 4 |
4.2 |
Методические указания к работе 4 |
5 |
Таблицы вариантов исходных данных к заданиям |
|
Список литературы |
Введение
В соответствии с учебным планом по курсу « Теория и практика технического эксперимента» учащиеся должны выполнить 4 самостоятельные расчетно-графические работы (РГР).
Исходные данные – варианты заданий по каждой РГР определяются по последней цифре зачетной книжки.
Подробное описание работы с приведенными ниже функциями и процедурами Excel можно найти в [2, 3 , 5, 6, 13, 14].
1. Расчетно графическая работа №1. Основные положения и понятия теории вероятности и математической статистики
Теоретический материал по данной теме содержится в лекциях 2 – 4. Примеры выполнения заданий по данной теме рассматриваются на практических занятиях 1-3.
В результате изучения темы учащиеся должны знать и уметь объяснять основные понятия и определения теории вероятности и математической статистики в пределах лекционного материала по теме.
А также должны уметь:
- вычислять основные параметры исследуемых данных: математическое ожидание, дисперсию, среднее арифметическое выборочной и генеральной совокупности, стандартную ошибку и прочие параметры в пределах материала темы;
- использовать инструменты Excel для определения основных статистических характеристик выборки и построения кривых нормального распределения и гистограмм.
1.1 Задания к работе
1.1.1 Задание. Расчет основных характеристик для непрерывных и дискретных случайных величин
Исходными данными являются возможные значения экспериментального ряда и вероятности их появления , а также функция для непрерывных случайных величин.
Исходные данные к заданию 1 приведены в таблицах 1.1 и 1.2.
Требуется:
- рассчитать математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратичное отклонение для заданных значений экспериментального ряда;
- по найденным значениям математического ожидания и среднего квадратичного отклонения построить кривую нормального распределения.
1.1.2 Задание. Построение выборочных характеристик распределения экспериментального ряда с использованием Excel
Исходными данными являются результаты замеров электрической нагрузки фидера промышленного предприятия, приведенные в таблице 1.3.
Требуется по данным выборки рассчитать и построить эмпирические функции распределения относительных частот электрической нагрузки фидера.
1.1.3 Задание. Определение основных статистических характеристик выборок с использованием пакета анализа Excel
Исходными данными являются результаты замеров электрической нагрузки фидера промышленного предприятия, приведенные в таблице 1.3.
Требуется:
определить все характеристики заданной выборки и интервал, в котором будет находиться исследуемая величина для следующих доверительных вероятностей: 0,683; 0,95 и 0,997.
1.2 Методические указания по выполнению заданий
Методические указания к заданию 1.1.1
Краткие теоретические сведения
В теории вероятностей изучаются закономерности для случайных событий. Случайные события – это такие события, результат которых заранее предсказать невозможно. В теории вероятностей каждое такое событие принято характеризовать численной мерой возможности события. Эта численная мера называется вероятностью. Вероятность — это число в диапазоне от 0 до 1.
Случайные величины бывают дискретными и непрерывными. Возможными реализациями дискретной случайной величины являются отдельные числа, в то время как непрерывная случайная величина может принимать непрерывный набор значений.
Важное место в наборе числовых характеристик случайных величин занимает математическое ожидание, которое для непрерывной случайной величины, определяется по формуле:
, (1.1)
а для дискретной величины по формуле:
. (1.2)
Математическое ожидание характеризует центр, вокруг которого группируются случайные величины.
Кроме математического ожидания важной характеристикой является дисперсия.
Дисперсией случайной величины называют ее числовую характеристику, которая определяется для непрерывной случайной величины по формуле:
, (1.3)
а для дискретной случайной величины по формуле:
. (1.4)
Дисперсия характеризует степень разброса или отклонений случайных величин от своего центра – математического ожидания.
Большинство экспериментальных исследований в технике и в различных областях естественных наук связаны с измерениями, результаты которых могут быть описаны с помощью кривой нормального распределения, которое задается формулой Гаусса:
.
Здесь а - математическое ожидание;
- среднее квадратичное отклонение. (1.5)
График нормальной кривой представлен на рисунке 1
Рисунок 1.1 - Нормальная кривая распределения
Порядок выполнения задания
Для нахождения математического ожидания дискретных случайных величин следует применить формулу (1.2). После чего по формуле (1.4) найти дисперсию, а затем по формуле (1.5) среднее квадратичное отклонение.
Для нахождения математического ожидания для непрерывных случайных величин следует применить формулу (1.1). После чего по формуле (1.3) найти дисперсию и далее по формуле (1.5) среднее квадратичное отклонение.
Зная математическое ожидание и среднее квадратичное отклонение, можно построить и кривую нормального распределения по формуле Гаусса.
Для этой цели можно воспользоваться функцией НОРМРАСП, находящейся в группе статистических функций Excel.
Методические указания к заданию 1.1.2
Краткие теоретические сведения
Математической статистикой называется раздел математики, посвященный методам сбора, анализа и обработки статистических данных.
Статистические данные представляют собой данные, полученные в результате обследования большого числа объектов или явлений.
По охвату статистической совокупности исследование может быть сплошное или несплошное. При сплошном статистическом исследовании группа наблюдения формируется путем полного охвата всех единиц изучаемого явления.
Множество всех единиц наблюдения, охватываемых таким сплошным наблюдением, называется генеральной совокупностью.
Если интересующая совокупность слишком многочисленна, либо ее элементы малодоступны, прибегают к изучению какой-то части этой совокупности. Эта выбранная для исследования группа элементов называется выборкой или выборочной совокупностью.
Основным методом не сплошного наблюдения является выборочный метод. Задача выборочного метода состоит в том, чтобы сделать правильные выводы относительно свойств генеральной совокупности.
В Excel для построения выборочных функций распределения используются процедура пакета анализа Гистограмма.
Результат работы процедуры приведен на рисунке 1.2
Порядок выполнения задания
По имеющимся экспериментальным данным, приведенным в таблице 1.3, с помощью процедуры пакета анализа Гистограмма построить эмпирическую функцию распределения. При анализе полученной диаграммы, следует помнить, что эмпирическое распределение случайных величин с увеличением числа данных приближается к теоретической – кривой нормального распределения.
Рисунок 1.2- Диаграмма, построенная с помощью процедуры Гистограмма
.
Методические указания к заданию 1.1.3
Краткие теоретические сведения
К основным характеристикам выборки можно отнести: среднее арифметическое, дисперсию, стандартное отклонение и стандартную ошибку.
Средним значением выборки называется величина
(1.6)
Дисперсией выборки называется величина
(1.7)
Стандартным отклонением или средним квадратичным отклонением называется величина:
. (1.8)
При достаточно большой выборке, при числе элементов n > 30, с помощью стандартного отклонения задается доверительный интервал.
Доверительный интервал обозначает диапазон, в который с определенной вероятностью попадает исследуемая величина (среднее генеральной совокупности) и определяется по формуле:
(1.9)
где
t - нормированный коэффициент, определяемой из таблицы Лапласа, исходя из задаваемой доверительной вероятности.
Например, 95%-ный доверительный интервал, равный , обозначает диапазон, в который с вероятностью р = 0,95 при условии достаточно большого числа наблюдений (n > 30) попадает среднее значение генеральной совокупности.
В этом случае можно сказать, что с вероятностью р = 0,95 из 100 случаев в 95 результат испытания будет попадать в интервал , и только в 5 случаях результат испытания будет за пределами интервала.
При небольшом числе элементов в выборке n < 30 границы доверительного интервала определяют по формуле:
(1.10)
где - стандартная ошибка (или ошибка среднего), определяется по формуле:
. (1.11)
Стандартная ошибка — это параметр, характеризующий степень возможного отклонения среднего значения исследуемой выборки от истинного среднего значения генеральной совокупности элементов.
- табличное значение распределения Стьюдента.
Порядок выполнения задания
Используя формулы 1.6 -1.11, рассчитать все основные статистические характеристики выборочной совокупности и сравнить их с аналогичными характеристиками, полученными с помощью процедуры Описательная статистика Excel. Сравнение оформить в виде таблицы.
2 Расчетно - графическая работа №2. Теория случайных ошибок. Обработка экспериментальных данных результатов измерений
Теоретический материал по данной теме содержится в лекциях 5-7. Примеры выполнения заданий по теме рассматриваются на практических занятиях 4-6.
В результате изучения темы, учащиеся должны:
- иметь представления о доверительном интервале и доверительной вероятности;
- уметь определять предельную ошибку выборки с помощью таблиц Лапласа и Стьюдента, а также, используя функции и процедуры Excel;
- уметь определять необходимый объем выборки для требуемой точности измерений и заданной доверительной вероятности;
- находить грубые ошибки экспериментального ряда, используя существующие методы для их определения;
- уметь проверять экспериментальные данные на достоверность и воспроизводимость;
- уметь находить погрешности результатов серии измерений при заданной доверительной вероятности;
- уметь обрабатывать результаты экспериментальных данных при однократном измерении.
2.1 Задания к работе
2.1.1Задание. Методы оценки случайных погрешностей в измерениях
Исходные условия: При выполнении эксперимента по снятию параметров электрической сети были получены следующие результаты:
- произведено n замеров силы тока;
- вычисленное значение стандартного отклонения составило s ампер;
-допускаемая погрешность измерительного прибора равна ампер.
Требуется:
1) Определить, с какой доверительной вероятностью (достоверностью) оцениваются результаты измерения.
2) Определить минимальное количество измерений, которое необходимо выполнить в данном эксперименте с доверительной надежностью = 0,95 при использовании прибора с относительной погрешностью .
Варианты задания, приведены таблице 2.1.
2.1.2 Задание. Интервальная оценка с помощью доверительной вероятности
Исходные данные:
На ТОО с электролампового завода поступило партия из n электроламп.
Для проверки качества изделий было проведено испытание 100 ламп.
Средняя продолжительность их горения составило часов со средним квадратичным отклонением S часов.
Количество электроламп горевших менее установленного лимита составило n1 штук.
Требуется:
1) Определить количество электроламп во всей партии, продолжительность горения которых будет меньше низшего предела интервала, найденного с доверительной вероятностью = 0,95.
2) Определить с той же доверительной вероятностью долю ламп, срок службы которых будет меньше установленного лимита.
Варианты задания, приведены таблице 2.2.
2.1.3 Задание. Методы определения грубых ошибок экспериментального ряда
Исходные условия:
Выполнено 18 измерений тока в линии ЛЭП 35 кВ.
Варианты заданий приведены в таблице 2.3.
Требуется выполнить анализ экспериментальных данных.
При проведении анализа необходимо:
- выполнить статистическую обработку данных для исходного статистического ряда;
- выявить грубые ошибки в данных эксперимента. Удалить при необходимости из статистического ряда найденные ошибки, т.е. выполнить очистку ряда;
- вычислить относительные погрешности результатов измерения для исходного и очищенного ряда;
- задаваясь относительной точностью прибора равной соответственно 3 и 5 %, найти минимальное количество опытов, необходимое для обеспечения такой точности при доверительной вероятности р = 0,95.
2.1.4 Задание. Исследование экспериментальных данных на достоверность
Исходные данные:
Известны средние арифметические прочности изделия до и после испытания, а также значения предельных ошибок измерения прочности до и после испытания изделия.
Требуется выполнить анализ экспериментальных данных и ответить на вопрос: является ли изменение прочности изделия достоверным, а не следствием разброса опытных данных?
Варианты заданий приведены в таблице 2.4.
2.1.5 Задание. Исследование экспериментальных данных на воспроизводимость результатов эксперимента
Исходные данные:
имеется 4 серии опытов. В каждой серии проведено по 5 замеров электрического тока в цепи. Варианты заданий приведены в таблице 2.5.
Требуется: используя критерий Кохрена, сделать вывод о воспроизводимости опытов.
2.2 Методические указания к работе
Методические указания к заданию 2.1.1
Краткие теоретические сведения
Анализ случайных погрешностей при измерениях основывается на теории случайных ошибок. Теория случайных ошибок дает возможность с определенной гарантией вычислить действительное значение измеренной величины и оценить возможные ошибки при ее вычислении.
Для большой выборки и нормального закона распределения оценочными характеристиками выполненных измерений являются среднее арифметическое выборки, стандартное отклонение и средняя ошибка выборки:
(2.1)
где
s - среднеквадратичное отклонение (стандартное отклонение) выборки;
n - количество выполненных замеров.
Ошибка выборки для выборочной относительной величины (доли) определяется по выражению:
. (2.2)
В теории ошибок достаточно важными являются понятия доверительной вероятности и доверительного интервала.
Доверительной вероятностью (достоверностью) измерения называется вероятность того, что истинное значение измеряемой величины попадает в интервал, называемый доверительным интервалом.
Доверительный интервал определяет точность измерения и называется предельной ошибкой выборки.
Предельная ошибка выборки определяется по формуле:
(2.3)
где
- гарантийный коэффициент или нормированное отклонение.
Значения t и соответствующие им доверительные вероятности приведены в справочной литературе. При числе опытов n > 30 их значения определяются по таблице Лапласа, а при n < 30 - по таблице Стьюдента.
Зная предельную ошибку выборки , можно рассчитать интервал, в котором с доверительной вероятностью находится измеряемая величина А:
. (2.4)
Порядок выполнения задания
Для нахождения доверительной вероятности, с которой оцениваются результаты измерения необходимо выполнить следующее.
По формуле (2.1) вычисляем среднюю ошибку выборки.
По формуле (2.3) для предельной ошибки выборки находим нормированный коэффициент .
По таблице Лапласа для полученного нормированного коэффициента t находим доверительную вероятность, с которой оцениваются результаты измерения.
Для того чтобы определить минимальное количество измерений, которое необходимо выполнить в данном эксперименте с доверительной надежностью = 0,95 при использовании прибора с относительной погрешностью воспользуемся формулой
.
Неизвестное значение коэффициента вариации вычисляется по формуле
.
Методические указания к заданию 2.1. 2
Для оценки качества продукции по формуле 2.1 определяем среднюю ошибку выборки
С вероятностью 0,95 предел возможной ошибки можно найти по формуле 2.3:
Далее по формуле 2.4 можно рассчитать доверительный интервал, который с доверительной вероятностью 0,95 определяет продолжительность горения электроламп. После чего, используя правило 3 стандартов, можно найти количество электроламп, срок горения которых будет меньше низшего предела доверительного интервала.
Для нахождения доли ламп из всей партии, срок службы которых будет меньше установленного лимита, выполним следующее.
В соответствии с условием вычисляем долю некачественных ламп по формуле
где
n – количество испытанных электроламп (в нашем случае ).
Средняя возможная ошибка для выборочной относительной величины (доли) определяется по формуле (2.2)
С вероятностью 0,95 предел ошибки доли некачественных электроламп составит
.
Следовательно, во всей партии с доверительной вероятностью 0,95 можно ожидать долю электроламп, срок горения которых меньше установленного лимита, равную .
Методические указания к заданию 2.1. 3
Краткие теоретические сведения
Известно несколько методов определения грубых ошибок статистического ряда.
Наиболее простым способом исключения из ряда резко выделяющегося измерения является правило трех стандартов, согласно которому разброс случайных величин от среднего значения не должен превышать
. (2.5)
Более достоверными, как считают некоторые авторы, являются методы, базируемые на использовании критериев появления грубых ошибок.
Пусть имеется статистический ряд малой выборки, подчиняющийся закону нормального распределения. При наличии грубых ошибок критерии их появления вычисляются с помощью формул:
, (2.6)
. (2.7)
где - наибольшее и наименьшее значения из n измерений.
По таблице «Критерии появления грубых ошибок», в зависимости от заданной доверительной вероятности находят значение , возникающее вследствие статистического разброса. Если , то значение необходимо исключить из статистического ряда как грубую погрешность. Если - исключается величина. После исключения грубых ошибок определяют новые значения и из (n - 1) или (n - 2) измерений.
Следующий метод установления грубых ошибок основан на использовании критерия В. И. Романовского и применим также для малой выборки. Методика выявления грубых ошибок сводится к следующему: задаются доверительной вероятностью и по таблице «Коэффициент для вычисления предельно допустимой ошибки измерения» в зависимости от числа измерений n находят коэффициент q.
Вычисляют предельно допустимую абсолютную ошибку отдельного измерения
Если , то данное измерение исключают из ряда наблюдений. Этот метод более требователен к очистке ряда.
В настоящее время, в связи с внедрением в практику обработки данных статистических программ, нахождение грубых ошибок экспериментального ряда (выпадающих вариант) может быть выполнено следующим образом.
С помощью программы Описательная статистика из пакета анализа Excel определяются статистические характеристики для исследуемого ряда данных и вычисляется диапазон, в котором с задаваемой доверительной вероятностью находится измеряемая величина по формуле:
(2.8)
где
- уровень надежности для заданной доверительной вероятности;
n – число измерений.
Все данные, которые находятся вне найденного диапазона, считаются, с точностью до заданной вероятности, грубыми ошибками.
Порядок выполнения задания
Грубые ошибки следует определять по формулам (2.5-2.8). Необходимые для этой цели таблицы приведены в [2].
Статистические характеристики экспериментального ряда рекомендуется находить с помощью процедуры «Описательная статистика».
Округление результатов следует выполнять с обязательным применением установленных правил [1,2].
Методические указания к заданию 2.1.4
Краткие теоретические сведения
В исследованиях часто возникает вопрос о достоверности данных, полученных в опытах. Решение такой задачи можно проиллюстрировать следующим примером.
Пусть установлена прочность контрольных образцов бетона до виброперемешивания и прочность бетонных образцов после перемешивания . Прирост прочности составляет 15%. Это упрочнение относительно небольшое и его можно отнести за счет разброса опытных данных. В этом случае следует провести проверку на достоверность экспериментальных данных по условию:
. (2.9)
Разница средних значений равна 23 – 20 = 3,0, а разница ошибок измерения равна 0,78, поэтому 3 /0,78 = 3,84 > 3.
Следовательно, полученный прирост прочности бетона является достоверным, а не случайным.
Порядок выполнения задания
Для выполнения задания следует применить формулу 2.9.
Методические указания к заданию 2.1.5
Краткие теоретические сведения
Ответственные эксперименты должны быть проверены также и на воспроизводимость результатов, т.е. на их повторяемость в определенных пределах измерений с заданной доверительной достоверностью. Суть такой проверки сводится к следующему. Имеется несколько параллельных опытов (серий). Для каждой серии вычисляют среднеарифметическое значение . Далее вычисляют дисперсию. Чтобы оценить воспроизводимость, рассчитывают критерий Кохрена:
(2.10)
где - наибольшее значение дисперсии из всех опытов;
m – число серий опытов;
- сумма дисперсий m серий.
Рекомендуется принимать .
Опыты считают воспроизводимыми при выполнении условия
где - табличное значение критерия Кохрена принимаемое в зависимости от доверительной вероятности и числа степеней свободы
где n – число измерений в серии.
Порядок выполнения задания
При выполнении задания по формуле 2.10 следует рассчитать критерий Кохрена и затем сравнить его с табличным значением. Таблица Кохрена, необходимая для выполнения задания приведена в [2].
3 Расчетно- графическая работа №3. Статистическая обработка результатов экспериментальных исследований
Теоретический материал по данной теме содержится в лекциях 8-10. Примеры выполнения заданий по теме рассматриваются на практических занятиях 7-9.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- уметь применять статистические критерии Стьюдента, Фишера и Пирсона для анализа экспериментальных данных;
- уметь применять корреляционный анализ для оценки степени стохастической взаимосвязи между параметрами данных выборок;
- уметь применять регрессионный анализ для оценки формы стохастической взаимосвязи между параметрами данных выборок.
3.1 Задания к работе
3.1.1 Задание. Применение статистических гипотез для проверки соответствия экспериментальных данных нормальному закону распределения
Исходные данные: известны результаты замера электрических нагрузок, которые приведены в таблице 3.1.
Требуется проверить соответствие данных эксперимента нормальному закону распределения.
3.1.2 Задание. Применение критерия Стьюдента для анализа двух выборок
Исходные условия: известны данные о продажах электрооборудования до проведения рекламной компании и после. Данные приведены в таблице 3.2.
Требуется: дать оценку эффективности рекламной компании, используя для этой цели критерий Стьюдента.
3.1.3 Задание. Применение критерия Фишера для анализа двух выборок
Исходные условия:
известны данные о зарплате персонала в электротехнической компании. Данные приведены в таблице 3.3
Требуется: используя критерий Фишера, оценить фактор влияния образования на уровень зарплаты сотрудников в компании.
З.1.4 Задание. Корреляционный анализ экспериментальных данных
Исходные условия: имеются результаты семимесячных наблюдений о количестве грозовых дней и аварий на ЛЭП 6 кВ. Данные приведены в таблице 3.4.
Требуется, используя корреляционный анализ, найти коэффициент корреляции и оценить наличие взаимосвязи между количеством грозовых дней и количеством аварий на ЛЭП.
3.1.5 Задание. Дисперсионный анализ экспериментальных данных
Исходные условия: имеются результаты семимесячных наблюдений о количестве грозовых дней и аварий на ЛЭП 6 кВ. Данные приведены в таблице 3.4.
Требуется, используя дисперсионный анализ, оценить взаимосвязь между количеством грозовых дней и количеством аварий на ЛЭП и найти регрессионное уравнение к этой связи.
3.2 Методические указания к работе
Методические указания к заданию 3.1.1
Краткие теоретические сведения
Статистическая гипотеза — это предположение о виде или отдельных параметрах распределения экспериментального ряда, которое подлежит проверке на базе полученных данных. Методы проверки гипотез называются критериями. В большинстве случаев рассматривают так называемую нулевую гипотезу (нуль-гипотезу - Но), о том, что рассматриваемые события произошли случайным образом и полученные данные носят стохастический характер и изменяются по нормальному закону.
Альтернативная гипотеза (H1) состоит в том, что события случайным образом произойти не могли, и имело место воздействие некого фактора, а поэтому экспериментальные данные имеют не случайный характер и не могут изменяться по нормальному закону.
Обычно нулевая гипотеза формулируется таким образом, чтобы на основании эксперимента или наблюдений ее можно было отвергнуть с заранее заданной вероятностью ошибки . Эта, заранее заданная вероятность ошибки, называется уровнем значимости.
Уровень значимости - максимальное значение вероятности появления события, которое считается практически невозможным. В статистике наибольшее распространение получил уровень значимости, равный . Поэтому, если вероятность, с которой интересующее нас событие может произойти случайным образом равно р < 0,05, то принято считать это событие маловероятным, но если оно все же произошло, то это не было случайным.
Важной задачей, возникающей при анализе экспериментальных данных, является оценка меры соответствия полученных экспериментальных данных нормальному закону распределения. Для оценки соответствия имеющихся экспериментальных данных нормальному закону распределения обычно используют критерии согласия. Среди критериев согласия большое распространение получил критерий (хи-квадрат). Он основан на сравнении эмпирических частот с теоретическими частотами, рассчитанными по формулам нормального распределения.
В MS Excel критерий хи-квадрат реализован в функции ХИ2ТЕСТ. Функция ХИ2-ТЕСТ вычисляет вероятность совпадения экспериментальных (фактических) значений и теоретических (гипотетических) значений.
Если полученная вероятность будет ниже уровня значимости (0,05), то нулевая гипотеза отвергается и утверждается, что полученные данные не соответствуют нормальному закону распределения.
Если же вычисленная вероятность будет больше 0,05, а тем более близка к 1, то можно говорить о высокой степени соответствия экспериментальных данных нормальному закону распределения.
Порядок выполнения задания 3.1.1
Используя теоретические сведения и опыт выполнения заданий 1 РГР, следует вначале определить относительные частоты экспериментальных данных, затем найти среднее арифметическое и стандартное отклонение.
После этого, используя функцию НОРМРАСП, найти теоретические частоты, соответствующие нормальному распределению. Затем с помощью функции ХИ2ТЕСТ сравнить теоретические и эмпирические частоты исследуемого параметра и сделать вывод о характере изучаемого явления (имеет он стохастический характер или нет?)
Методические указания к заданию 3.1.2
Краткие теоретические сведения
Важной задачей статистического анализа, решаемой после определения основных выборочных характеристик и анализа одной выборки, является совместный анализ нескольких выборок. Важнейшим вопросом, возникающим при анализе двух выборок, является вопрос о наличии различий между этими выборками. Обычно для этого проводят проверку статистических гипотез о принадлежности обеих выборок одной генеральной совокупности. Для решения задач такого типа используются так называемые критерии различия. При проверке гипотезы о равенстве генеральных средних (математических ожиданий) часто используется t-критерий Стьюдента.
Критерий Стьюдента позволяет найти вероятность того, что средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности. Если эта вероятность р ниже уровня значимости (р < 0,05), то принято считать, что сравниваемые данные носят случайный характер и не связаны между собой.
При использовании t - критерия выделяют два случая.
В первом случае применяется двухвыборочный t-критерий. Он используется для анализа двух независимых и несвязанных выборок. В этом случае при выполнении эксперимента имеются контрольная и опытная группы.
Во втором случае используется так называемый парный t – критерий.
Он применяется, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал. Выборки при этом называют зависимыми. Например, в эксперименте измеряется содержание лейкоцитов у здоровых животных, а затем у тех же самых животных после облучения.
В MS Excel для оценки достоверности отличий по критерию Стьюдента используется специальная функция ТТЕСТ и процедуры из пакета анализа Excel
Порядок выполнения задания 3.1.2
Для выполнения задания следует воспользоваться функцией ТТЕСТ, находящейся в категории статистических функций Excel.
В качестве параметров функции ввести данные о продажах электрооборудования до и после проведения рекламной компании.
По полученному значению критерия Стьюдента следует сделать вывод об эффективности рекламной компании. Если Критерий Стьюдента будет меньше уровня значимости (α = 0,05), то нулевая гипотеза отвергается. Следовательно, различия между выборками считаются не случайными, и средние выборок считаются статистически достоверно отличающимися друг от друга.
Методические указания к заданию 3.1.3
Краткие теоретические сведения
Критерий Фишера используют для проверки гипотезы о принадлежности двух дисперсий одной генеральной совокупности и, следовательно, их равенстве. При этом предполагается, что данные независимы и распределены по нормальному закону. Гипотеза о равенстве дисперсий принимается, если отношение большей дисперсии к меньшей меньше критического значения распределения Фишера.
где зависит от уровня значимости и числа степеней свободы для дисперсий в числителе и знаменателе.
Критерий Фишера используют для проверки гипотезы о принадлежности двух дисперсий одной генеральной совокупности и, следовательно, их равенстве. В Excel для проведения однофакторного дисперсионного анализа используется процедура «Однофакторный дисперсионный анализ».
Порядок выполнения задания 3.1.3
Для выполнения задания следует воспользоваться процедурой Однофакторный дисперсионный анализ. В качестве вводных параметров следует ввести данные к заданию, т.е. данные таблицы 3.3 .
Если выходной параметр P-Значение будет меньше уровня значимости , то влияние исследуемого фактора считается статистически доказанным.
Методические указания к заданию 3.1.4
Краткие теоретические сведения
Важным разделом статистического анализа экспериментальных данных является корреляционный анализ, служащий для выявления взаимосвязей между данными выборок. Одна из наиболее распространенных задач статистического исследования состоит в изучении связи между исследуемыми переменными. Знание взаимозависимостей отдельных признаков дает возможность решать одну из кардинальных задач любого научного исследования: возможность предвидеть, прогнозировать развитие ситуации при изменении конкретных характеристик объекта исследования.
Проблема изучения взаимосвязей показателей различного рода является одной из важнейших в научном и статистическом анализе. В общем случае взаимосвязь между переменными может носить не функциональный, а вероятностный, стохастический характер. В этом случае нет строгой, однозначной зависимости между величинами. Для изучения стохастических связей между переменными применяется корреляционный и регрессионный анализ.
С помощью регрессионного анализа определяется форма (характер) зависимости между случайной величиной Y и значениями одной или нескольких переменных величин X. С помощью корреляционного анализа определяют степень связи между двумя случайными величинами X и Y. В качестве меры такой связи используется коэффициент корреляции.
Для оценки степени взаимосвязи большое распространение получил коэффициент линейной корреляции Пирсона, предполагающий нормальный закон распределения экспериментальных данных
Коэффициент корреляции (R) это параметр, характеризующий степень линейной взаимосвязи между двумя выборками. Коэффициент корреляции изменяется от -1 (строгая обратная линейная зависимость) до 1 (строгая прямая пропорциональная зависимость). При значении 0 линейной зависимости между двумя выборками нет.
На практике коэффициент корреляции принимает некоторые промежуточные значения между 1 и -1.
Для оценки степени взаимосвязи рекомендуется руководствоваться следующими эмпирическими правилами. Если коэффициент корреляции по абсолютной величине (без учета знака) больше, чем 0,95, то можно считать, что между параметрами существует практически линейная зависимость (прямая - при положительном R и обратная - при отрицательном R).
Если коэффициент корреляции R лежит в диапазоне от 0,8 до 0,95, говорят о сильной степени линейной связи между параметрами.
Если 0,6 < R < 0,8, говорят о наличии линейной связи между параметрами. При R < 0,4 обычно считают, что линейную взаимосвязь между параметрами выявить не удалось.
В MS Excel для вычисления парных коэффициентов линейной корреляции используется специальная функция КОРРЕЛ.
Порядок выполнения задания 3.1.4
Для выявления статистической связи между количеством грозовых дней и количеством аварий на ЛЭП следует воспользоваться функцией КОРРЕЛ.
В качестве параметров функции ввести исходные данные. По полученному коэффициенту корреляции сделать вывод о наличии или отсутствии связи.
Методические указания к заданию 3.1.5
Краткие теоретические сведения
При исследовании взаимосвязей между выборками помимо корреляции различают также и регрессию. Регрессия используется для анализа воздействия на отдельную зависимую переменную значений одной или нескольких независимых переменных. Соответственно, наряду с корреляционным анализом еще одним инструментом изучения стохастических зависимостей является регрессионный анализ. С помощью регрессионного анализа устанавливается форма зависимости между случайной величиной Y (зависимой) и значениями одной или нескольких переменных величин (независимых), причем значения последних считаются точно заданными. Такая зависимость обычно определяется некоторой математической моделью (уравнением регрессии), содержащей несколько неизвестных параметров. В ходе регрессионного анализа на основании экспериментальных данных находят оценки этих параметров, определяются статистические ошибки оценок или границы доверительных интервалов и проверяется соответствие (адекватность) принятой математической модели экспериментальным данным. В линейном регрессионном анализе связь между случайными величинами предполагается линейной. В самом простом случае в линейной регрессионной модели имеются две переменные X и Y.
Можно сказать, что линейный регрессионный анализ заключается в подборе графика и его уравнения для имеющихся экспериментальных данных. Мерой эффективности регрессионной модели является коэффициент детерминации R2 , где R коэффициент линейной корреляции.
Коэффициент детерминации определяет, с какой степенью точности полученное регрессионное уравнение описывает (аппроксимирует) экспериментальные данные. Например, R2=0,98 означает, что на 98% значение Y определяется исследуемым фактором Х, а на 2 % - другими причинами (случайными факторами).
Если R2 > 0,95, то говорят о высокой точности аппроксимации (модель хорошо описывает явление). Если R2 лежит в диапазоне от 0,8 до 0,95, говорят об удовлетворительной аппроксимации (модель в целом адекватна описываемому явлению). Если R2 < 0,6, принято считать, что точность аппроксимации недостаточна и модель требует улучшения (введения новых независимых переменных, учета нелинейностей и т. д.).
В случае, когда рассматривается зависимость между одной зависимой переменной и несколькими независимыми , говорят о множественной линейной регрессии.
В этом случае регрессионное уравнение имеет вид
где
- требующие определения коэффициенты при независимых переменных ;
- константа.
В регрессионном анализе все переменные, входящие в уравнение, должны иметь непрерывную, а не дискретную природу.
Для выполнения регрессионного анализа и получения коэффициентов регрессии используется процедура Регрессия из пакета анализа Excel.
Значимость регрессионной модели оценивается с помощью F - критерия Фишера. Если величина F-критерия значима (р < 0,05), то и регрессионная модель является значимой.
Достоверность отличия коэффициентов от нуля проверяется с помощью критерия Стьюдента. В случаях, когда p > 0,05, коэффициент может считаться нулевым, а это означает, что влияние соответствующей независимой переменной на зависимую переменную статистически недостоверно, и эта независимая переменная может быть исключена из уравнения.
Порядок выполнения задания 3.1.5
Для выполнения следует воспользоваться процедурой Регрессия.
Ввести в качестве входных параметров исходные данные и по выданным коэффициентам составить регрессионное уравнение.
4 Расчетно - графическая работа №4. Методы графической обработки результатов экспериментальных исследований
Теоретический материал по данной теме содержится в лекциях 11-12. Примеры выполнения заданий по теме рассматриваются на практических занятиях 10-11.
В результате изучения темы, учащиеся должны уметь, используя процедуры Excel: Линия тренда, Регрессия и Поиск решения – находить эмпирические формулы к исследуемым экспериментальным данным.
4.1 Задания к работе
4.1.1 Задание. Аппроксимация и интерполяция экспериментальных данных с помощью процедуры Линия тренда
Исходные условия: в результате проведения эксперимента получена таблица двух параметров X и Y
Требуется: используя процедуру Линия тренда, подобрать эмпирическую формулу к экспериментальным данным.
Варианты заданий приведены в таблице 4.1.
4.1.2 Задание. Аппроксимация и интерполяция экспериментальных данных с помощью процедуры Регрессия
Исходные условия: в результате проведения эксперимента получена таблица двух параметров X и Y
Требуется: используя утилиту Регрессия из пакета анализа Excel, подобрать интерполирующий полином к экспериментальным данным.
Варианты заданий приведены в таблице 4.2.
4.1.3 Задание. Применение метода наименьших квадратов для нахождения эмпирических формул
Исходные условия: в результате проведения эксперимента получена таблица двух параметров X и Y.
Требуется: используя метод наименьших квадратов, подобрать эмпирическую формулу к экспериментальным данным.
Варианты заданий приведены в таблице 4.2.
4.2 Методические указания к работе
Методические указания к заданиям 4.1.1 и 4.1.2
Краткие теоретические сведения
К одной из важных задач, встречающихся при обработке экспериментальных данных, относится задача нахождения по набору экспериментальных значений функции в узловых точках аргумента аналитической зависимости или, как еще ее часто называют, эмпирической формулы. Обычно функция ищется в таком виде, чтобы график, построенной на основании найденной функции, проходил бы через все узловые точки (т.е. ).
Такая задача называется задачей интерполяции, а сама функция - интерполяционной.
Достаточно популярным для решения этой задачи является применение степенной функции, т.е. полинома имеющего порядок степени равный количеству узловых точек минус единица. При выполнении этого условия функция будет проходить через все узловые точки. Если возможности (или необходимости) в том, чтобы функция проходила через все узловые точки, нет, функцию выбирают из условия минимальности отклонений от экспериментальных значений, исходя при этом из принимаемой погрешности и практических потребностей.
Но в этом случае говорят не о решении задачи интерполяции, а о решении задачи аппроксимации. А найденную функцию называют аппроксимирующей функцией.
Порядок выполнения заданий 4.1.1 и 4.1.2
Для выполнения задания 4.1.1 следует применить процедуру Линия тренда, для выполнения задания 4.1.2 утилиту Регрессия из пакета анализа.
Более подробно материал изложен в [3].
Методические указания к заданию 4.1.3
Краткие теоретические сведения
На практике часто приходится сталкиваться с задачей аппроксимации экспериментальных данных. Аппроксимацией называется процесс подбора эмпирической формулы для установленной из опыта функциональной зависимости .
Эмпирические формулы служат для аналитического представления опытных данных.
Обычно задача аппроксимации распадается на две части.
1. Сначала устанавливают вид зависимости и, соответственно, вид будущей эмпирической формулы. Решают, является ли она линейной, квадратичной, логарифмической или какой-либо другой.
2. После выбора вида формулы определяют ее параметры.
Для наилучшего выбора параметров задают меру близости аппроксимации экспериментальных данных.
Обычно определение параметров при известном виде зависимости осуществляют по методу наименьших квадратов, предложенному Гауссом.
При этом функция считается наилучшим приближением к f(х), если для нее сумма квадратов невязок δ, или отклонений «теоретических» значений , найденных по эмпирической формуле, от соответствующих опытных значений имеет наименьшее значение:
Как мы видим, данное выражение представляет собою целевую функцию, а сама задача является разновидностью задачи оптимизации, поэтому для ее решения можно использовать надстройку Excel « Поиск решения».
Порядок выполнения заданий 4.1.3
Для нахождения параметров эмпирической формулы методом наименьших квадратов необходимо применить процедуру « Поиск решения».
5 Таблицы исходных данных
Таблица 1.1 – Значения экспериментального ряда
Номер варианта |
Значения |
|||||||||
1 |
5 |
8 |
11 |
13 |
16 |
19 |
21 |
24 |
27 |
29 |
2 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
3 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
17 |
4 |
7 |
9 |
11 |
12 |
14 |
15 |
17 |
19 |
20 |
22 |
5 |
8 |
11 |
14 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
34 |
37 |
6 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
24 |
26 |
28 |
7 |
4 |
6 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
24 |
8 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
11 |
12 |
14 |
15 |
17 |
9 |
4 |
8 |
12 |
15 |
19 |
23 |
27 |
30 |
34 |
38 |
0 |
5 |
7 |
10 |
13 |
15 |
18 |
21 |
24 |
26 |
29 |
Таблица 1.2 – Значения вероятности появления
Номер варианта |
Значения |
|||||||||
1 |
0,32 |
0,37 |
0,43 |
0,48 |
0,53 |
0,05 |
0,08 |
0,11 |
0,13 |
0,16 |
2 |
0,32 |
0,37 |
0,43 |
0,48 |
0,53 |
0,05 |
0,08 |
0,11 |
0,13 |
0,16 |
3 |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
0,29 |
0,32 |
0,05 |
0,11 |
0,16 |
0,21 |
0,27 |
4 |
0,05 |
0,27 |
0,48 |
0,69 |
0,91 |
0,11 |
0,19 |
0,27 |
0,35 |
0,43 |
5 |
0,21 |
0,27 |
0,32 |
0,37 |
0,43 |
0,11 |
0,21 |
0,32 |
0,43 |
0,53 |
6 |
0,27 |
0,32 |
0,37 |
0,43 |
0,48 |
0,11 |
0,20 |
0,30 |
0,40 |
0,49 |
7 |
0,21 |
0,32 |
0,43 |
0,53 |
0,64 |
0,21 |
0,32 |
0,43 |
0,53 |
0,64 |
8 |
0,16 |
0,27 |
0,37 |
0,48 |
0,59 |
0,05 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
0,18 |
9 |
0,13 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
0,37 |
0,13 |
0,19 |
0,25 |
0,30 |
0,36 |
0 |
0,19 |
0,25 |
0,32 |
0,38 |
0,44 |
0,06 |
0,14 |
0,21 |
0,29 |
0,36 |
Таблица 1.3 – Результаты замеров электрических нагрузок
|
Номер варианта |
|||||||||
Номер опыта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1 |
64 |
65 |
176 |
176 |
170 |
176 |
57 |
156 |
160 |
153 |
2 |
62 |
64 |
174 |
176 |
193 |
176 |
58 |
158 |
159 |
158 |
3 |
65 |
72 |
178 |
175 |
175 |
175 |
58 |
156 |
161 |
169 |
4 |
68 |
63 |
174 |
185 |
169 |
175 |
57 |
156 |
159 |
160 |
5 |
67 |
68 |
179 |
168 |
181 |
174 |
60 |
159 |
159 |
158 |
6 |
68 |
65 |
179 |
170 |
179 |
176 |
59 |
158 |
159 |
156 |
7 |
61 |
65 |
177 |
172 |
190 |
176 |
60 |
158 |
157 |
161 |
8 |
65 |
61 |
176 |
175 |
172 |
175 |
57 |
161 |
160 |
158 |
9 |
67 |
64 |
175 |
179 |
184 |
176 |
58 |
156 |
151 |
159 |
10 |
63 |
64 |
175 |
174 |
174 |
174 |
58 |
155 |
161 |
156 |
11 |
64 |
66 |
176 |
171 |
171 |
174 |
58 |
159 |
160 |
156 |
12 |
62 |
63 |
176 |
177 |
176 |
176 |
59 |
157 |
157 |
157 |
13 |
61 |
65 |
177 |
174 |
168 |
177 |
59 |
161 |
159 |
154 |
14 |
63 |
63 |
173 |
169 |
166 |
175 |
59 |
157 |
155 |
157 |
15 |
63 |
63 |
174 |
181 |
176 |
175 |
58 |
159 |
157 |
152 |
16 |
61 |
64 |
178 |
175 |
166 |
174 |
59 |
162 |
157 |
162 |
17 |
64 |
66 |
173 |
173 |
167 |
177 |
59 |
158 |
159 |
167 |
18 |
64 |
71 |
177 |
175 |
178 |
176 |
59 |
154 |
164 |
154 |
19 |
65 |
68 |
176 |
173 |
185 |
175 |
60 |
160 |
166 |
156 |
20 |
64 |
70 |
181 |
176 |
185 |
174 |
60 |
158 |
161 |
160 |
21 |
64 |
59 |
176 |
174 |
162 |
174 |
60 |
161 |
158 |
154 |
22 |
64 |
62 |
175 |
180 |
174 |
176 |
60 |
160 |
160 |
160 |
23 |
68 |
65 |
176 |
164 |
193 |
174 |
59 |
159 |
160 |
153 |
24 |
65 |
62 |
175 |
177 |
180 |
175 |
59 |
158 |
161 |
158 |
25 |
65 |
66 |
173 |
175 |
168 |
174 |
61 |
156 |
158 |
171 |
26 |
64 |
62 |
176 |
173 |
166 |
173 |
58 |
159 |
155 |
154 |
27 |
69 |
67 |
170 |
166 |
185 |
178 |
60 |
159 |
155 |
154 |
28 |
67 |
74 |
178 |
175 |
184 |
175 |
57 |
157 |
154 |
150 |
29 |
70 |
61 |
171 |
181 |
167 |
175 |
59 |
159 |
159 |
158 |
30 |
64 |
60 |
175 |
182 |
164 |
174 |
59 |
162 |
161 |
163 |
Таблица 2.1 – Исходные данные к заданию 2.1
Номер варианта |
Число изделий в выборке, шт. |
Стандартное отклонение s, часов |
Средняя продолжительность работы изделия t, часов |
Всего изделий в партии, тыс. шт. |
1 |
100 |
40 |
1500 |
5 |
2 |
200 |
50 |
1400 |
7 |
3 |
150 |
30 |
1300 |
10 |
4 |
300 |
50 |
1450 |
6 |
5 |
200 |
40 |
1300 |
5,4 |
6 |
100 |
60 |
1400 |
4,8 |
7 |
200 |
50 |
1500 |
2,5 |
8 |
100 |
40 |
1300 |
3,8 |
9 |
250 |
55 |
1200 |
4,2 |
0 |
400 |
65 |
1100 |
5,1 |
Таблица 2.2 – Исходные данные к заданию 2.2
Номер варианта |
Число опытов n |
Стандартное отклонение s, А |
Погрешность прибора ∆ , А |
1 |
35 |
0,4 |
0,1 |
2 |
24 |
0,5 |
0,2 |
3 |
48 |
0,3 |
0,1 |
4 |
52 |
0,5 |
0,2 |
5 |
60 |
0,15 |
0,1 |
6 |
75 |
0,25 |
0,2 |
7 |
84 |
0,3 |
0,1 |
8 |
75 |
0,4 |
0,2 |
9 |
80 |
0,28 |
0,15 |
0 |
25 |
0,31 |
0,25 |
Таблица 2.3 – Исходные данные к заданию 2.3
|
Номер варианта |
|||||||||
Номер опыта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
2 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
3 |
68 |
65 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
4 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
5 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
6 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
7 |
71 |
72 |
77 |
76 |
74 |
79 |
56 |
72 |
63 |
71 |
8 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
73 |
9 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
74 |
10 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
11 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
12 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
77 |
13 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
14 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
79 |
15 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
16 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
81 |
17 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
82 |
18 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
Таблица 2.4 – Исходные данные к заданию 2.4
Номер варианта |
Среднее арифметическое до испытания изделия |
Среднее арифметическое после испытания изделия |
Предельная ошибка измерения до испытания изделия |
Предельная ошибка измерения после испытания изделия |
1 |
21 |
20,8 |
5 |
6 |
2 |
10,6 |
12 |
2,1 |
0,6 |
3 |
38,1 |
45,7 |
3,0 |
2,3 |
4 |
24,8 |
99,1 |
5,0 |
1,5 |
5 |
48,5 |
58,2 |
2,0 |
2,9 |
6 |
5,7 |
22,9 |
1,1 |
0,3 |
7 |
23,5 |
94 |
4,7 |
1,4 |
8 |
32,3 |
38,8 |
2,0 |
1,9 |
9 |
45,1 |
54,1 |
1,5 |
2,7 |
0 |
17,5 |
69,8 |
3,5 |
1,0 |
Таблица 2.5- Исходные данные к заданию 2.5
Для вариантов 0-3
№ серии опытов |
Результаты измерения тока в цепи, А |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
2,5 |
1,2 |
2,0 |
1,0 |
2,2 |
2 |
4,9 |
2,5 |
3,9 |
2,0 |
4,4 |
3 |
7,4 |
3,7 |
5,9 |
3,0 |
6,7 |
4 |
9,9 |
4,9 |
7,9 |
3,9 |
123,3 |
Для вариантов 4 -7
№ серии опытов |
Результаты измерения тока в цепи, А |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
2,1 |
1,0 |
1,6 |
0,8 |
1,9 |
2 |
4,1 |
2,1 |
3,3 |
1,6 |
3,7 |
3 |
6,2 |
3,1 |
4,9 |
2,5 |
5,6 |
4 |
8,2 |
4,1 |
6,6 |
3,3 |
102,8 |
Для вариантов 8 – 9
№ серии опытов |
Результаты измерения тока в цепи, А |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
3,5 |
1,8 |
2,8 |
1,4 |
3,2 |
2 |
7,1 |
3,5 |
5,7 |
2,8 |
6,4 |
3 |
10,6 |
5,3 |
8,5 |
4,3 |
9,6 |
4 |
14,2 |
7,1 |
11,3 |
5,7 |
12,8 |
Таблица 3.1 – Исходные данные к заданию 3.1
|
Номер варианта |
|||||||||
Номер опыта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1 |
64 |
65 |
176 |
176 |
170 |
176 |
57 |
156 |
160 |
153 |
2 |
62 |
64 |
174 |
176 |
193 |
176 |
58 |
158 |
159 |
158 |
3 |
65 |
72 |
178 |
175 |
175 |
175 |
58 |
156 |
161 |
169 |
4 |
68 |
63 |
174 |
185 |
169 |
175 |
57 |
156 |
159 |
160 |
5 |
67 |
68 |
179 |
168 |
181 |
174 |
60 |
159 |
159 |
158 |
6 |
68 |
65 |
179 |
170 |
179 |
176 |
59 |
158 |
159 |
156 |
7 |
61 |
65 |
177 |
172 |
190 |
176 |
60 |
158 |
157 |
161 |
8 |
65 |
61 |
176 |
175 |
172 |
175 |
57 |
161 |
160 |
158 |
9 |
67 |
64 |
175 |
179 |
184 |
176 |
58 |
156 |
151 |
159 |
10 |
63 |
64 |
175 |
174 |
174 |
174 |
58 |
155 |
161 |
156 |
11 |
64 |
66 |
176 |
171 |
171 |
174 |
58 |
159 |
160 |
156 |
12 |
62 |
63 |
176 |
177 |
176 |
176 |
59 |
157 |
157 |
157 |
13 |
61 |
65 |
177 |
174 |
168 |
177 |
59 |
161 |
159 |
154 |
14 |
63 |
63 |
173 |
169 |
166 |
175 |
59 |
157 |
155 |
157 |
15 |
63 |
63 |
174 |
181 |
176 |
175 |
58 |
159 |
157 |
152 |
16 |
61 |
64 |
178 |
175 |
166 |
174 |
59 |
162 |
157 |
162 |
17 |
64 |
66 |
173 |
173 |
167 |
177 |
59 |
158 |
159 |
167 |
18 |
64 |
71 |
177 |
175 |
178 |
176 |
59 |
154 |
164 |
154 |
19 |
65 |
68 |
176 |
173 |
185 |
175 |
60 |
160 |
166 |
156 |
20 |
64 |
70 |
181 |
176 |
185 |
174 |
60 |
158 |
161 |
160 |
21 |
64 |
59 |
176 |
174 |
162 |
174 |
60 |
161 |
158 |
154 |
22 |
64 |
62 |
175 |
180 |
174 |
176 |
60 |
160 |
160 |
160 |
23 |
68 |
65 |
176 |
164 |
193 |
174 |
59 |
159 |
160 |
153 |
24 |
65 |
62 |
175 |
177 |
180 |
175 |
59 |
158 |
161 |
158 |
25 |
65 |
66 |
173 |
175 |
168 |
174 |
61 |
156 |
158 |
171 |
26 |
64 |
62 |
176 |
173 |
166 |
173 |
58 |
159 |
155 |
154 |
27 |
69 |
67 |
170 |
166 |
185 |
178 |
60 |
159 |
155 |
154 |
28 |
67 |
74 |
178 |
175 |
184 |
175 |
57 |
157 |
154 |
150 |
29 |
70 |
61 |
171 |
181 |
167 |
175 |
59 |
159 |
159 |
158 |
30 |
64 |
60 |
175 |
182 |
164 |
174 |
59 |
162 |
161 |
163 |
Таблица 3.2 – Исходные данные к заданию 3.2
Номер варианта 0-3
Данные о продажах электрооборудования до проведения рекламной компании |
Данные о продажах электрооборудования после проведения рекламной компании |
83 |
85 |
81 |
87 |
79 |
86 |
81 |
85 |
86 |
89 |
82 |
87 |
Номер варианта 4-7
Данные о продажах электрооборудования до проведения рекламной компании |
Данные о продажах электрооборудования после проведения рекламной компании |
60 |
61 |
58 |
63 |
56 |
62 |
58 |
61 |
62 |
64 |
59 |
62 |
Номер варианта 8-9
Данные о продажах электрооборудования до проведения рекламной компании |
Данные о продажах электрооборудования после проведения рекламной компании |
90 |
92 |
88 |
95 |
85 |
93 |
87 |
92 |
93 |
97 |
89 |
94 |
Таблица 3.3 – Исходные данные к заданию 3.3
Номер варианта 0-3
Образование |
Зарплата |
|||||
Магистратура |
229196 |
214872 |
186222 |
143248 |
136085 |
136085 |
Бакалавриат |
186222 |
143248 |
143248 |
136085 |
128923 |
121761 |
Колледж |
143248 |
136085 |
136085 |
128923 |
121761 |
121761 |
Номер варианта 4-7
Образование |
Зарплата |
|||||
Магистратура |
239021 |
224083 |
194205 |
149388 |
141919 |
141919 |
Бакалавриат |
194205 |
149388 |
149388 |
141919 |
134450 |
126980 |
Колледж |
149388 |
141919 |
141919 |
134450 |
126980 |
126980 |
Номер варианта 8-9
Образование |
Зарплата |
|||||
Магистратура |
136968 |
128408 |
111287 |
85605 |
81325 |
81325 |
Бакалавриат |
111287 |
85605 |
85605 |
81325 |
77045 |
72764 |
Колледж |
85605 |
81325 |
81325 |
77045 |
72764 |
72764 |
Таблица 3.4 – Исходные данные к заданию 3.4
Номер варианта 0-3
№ |
Количество грозовых дней |
Количество аварий |
1 |
120 |
20 |
2 |
121 |
15 |
3 |
105 |
18 |
4 |
92 |
16 |
5 |
113 |
19 |
6 |
90 |
16 |
7 |
80 |
15 |
Номер варианта 4-7
№ |
Количество грозовых дней |
Количество аварий |
1 |
200 |
20 |
2 |
121 |
15 |
3 |
30 |
5 |
4 |
92 |
16 |
5 |
150 |
19 |
6 |
90 |
16 |
7 |
80 |
15 |
Номер варианта 8-9
№ |
Количество грозовых дней |
Количество аварий |
1 |
5 |
2 |
2 |
121 |
15 |
3 |
105 |
18 |
4 |
40 |
16 |
5 |
113 |
19 |
6 |
30 |
16 |
7 |
80 |
15 |
Таблица 4.1 – Исходные данные к заданию 4.1
Xi |
Значения Yi по вариантам |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
|
0,5 |
1,2 |
10,2 |
10,1 |
1,7 |
6,4 |
0,4 |
0,2 |
9,9 |
9,6 |
0,4 |
1,0 |
2,4 |
10,4 |
10,2 |
3,2 |
6,7 |
1,0 |
0,4 |
9,8 |
9,7 |
0,9 |
2,0 |
4,0 |
10,5 |
10,5 |
5,8 |
7,4 |
2,2 |
0,9 |
9,5 |
9,4 |
1,7 |
3,0 |
6,0 |
11,0 |
10,7 |
7,7 |
8,1 |
3,3 |
1,5 |
9,4 |
9,0 |
2,4 |
4,0 |
8,0 |
11,5 |
11,1 |
9,3 |
8,8 |
4,5 |
2,1 |
9,1 |
8,5 |
3,0 |
5,0 |
10,0 |
12,1 |
11,5 |
10,5 |
9,5 |
5,8 |
2,7 |
7,9 |
8,2 |
3,4 |
6,0 |
12,0 |
12,9 |
11,7 |
11,7 |
10,2 |
6,7 |
3,3 |
6,1 |
8,2 |
3,8 |
7,0 |
15,0 |
13,9 |
12,5 |
12,0 |
10,9 |
5,4 |
4,0 |
7,4 |
8,3 |
4,0 |
8,0 |
12,0 |
15,2 |
14,0 |
16,0 |
11,6 |
4,3 |
4,7 |
8,4 |
8,5 |
3,5 |
9,0 |
7,0 |
17,0 |
11,7 |
15,4 |
13,0 |
2,3 |
6,1 |
7,6 |
8,7 |
3,3 |
Таблица 4.2 – Исходные данные к заданию 4.2-4.3
Xi |
Значения Yi по вариантам |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,15 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,2 |
0,16 |
0,18 |
0,15 |
0,12 |
0,165 |
0,31 |
0,33 |
0,4 |
0,38 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,46 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,4 |
0,38 |
0,39 |
0,41 |
0,42 |
0,42 |
0,61 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,77 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,72 |
0,92 |
0,75 |
0,75 |
0,68 |
0,7 |
0,74 |
0,71 |
0,73 |
0,65 |
0,75 |
0,75 |
1,01 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
1,16 |
0,95 |
0,95 |
0,94 |
0,95 |
0,96 |
0,95 |
0,95 |
0,98 |
0,97 |
0,92 |
1,32 |
0,96 |
0,94 |
0,96 |
0,92 |
0,93 |
0,99 |
0,93 |
0,96 |
0,93 |
0,96 |
1,47 |
0,99 |
1,2 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
Список литературы
Основная
1. Фадеев В.Б. Теория и практика технического эксперимента в электроэнергетике. Конспект лекций.- Алматы: АУЭС, 2010. -52 с.
2. Фадеев В.Б. Теория и практика технического эксперимента в электроэнергетике. Методические указания и задания к практическим работам 1-6.- Алматы. АУЭС, 2010.-46с. Электронная версия.
3. Фадеев В.Б. Теория и практика технического эксперимента в электроэнергетике. Методические указания и задания к практическим работам 7-12.- Алматы. АУЭС, 2010.-52с. Электронная версия.
Дополнительная
4. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере.- М.: Финансы и статистика.- Инфра – М, 1995.
5. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. –М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Решение математических задач средствами Excel: Практикум /В.Я. Гельман.- СПб.: Питер, 2003.
7. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятности и прикладная статистика. Т.1: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001.
8. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Романовский В.И. Основные задачи теории ошибок. Гостехиздат, М. – Л., 1947.
10.Яковлев К.П. Математическая обработка результатов измерений.- М - Л., Гостехиздат, 1950.
11.Гутер Р.С. Овчинский Б.В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. - М.: Физматгиз, 1962.
12.Щеголев Б.М. Математическая обработка наблюдений.- М.: Физматгиз, 1962.
13.Гончаров А. Excel 97 в примерах – СПб.:Питер, 1997.
14.Васильев А.Н. Научные вычисления в Microsoft Excel. –М.:Издательский дом «Вильямс», 2004.