АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 Кафедра русского и казахского языков

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Языковые и речевые упражнения для развития и 

 

совершенствования владения техническим языком.

 

Методические указания

 

(для студентов всех специальностей)

 

Алматы 2004

Сводный план 2003 г., поз._80____

 

Маржан Калжановна Нурмаханова

Маржан Аугангалиевна Ажибаева

Редактор В.В. Шилина

Подписано в печать ____.____.____.                        Формат 60х84  1/16 

Тираж__50______экз.                                                 Бумага типографическая №

Объём 2,0 уч.-изд.л.                                                    Заказ____.Цена_______.

Копировально-множительное бюро

             Алматинского института энергетики и связи                 

480013 Алматы, Байтурсынова, 126

     СОСТАВИТЕЛИ: М.К. Нурмаханова, М.А. Ажибаева. Русский язык.        Языковые        и речевые упражнения для развития и       совершенствования       владения техническим языком. Методические указания (для студентов всех специальностей). Алматы: АИЭС, 2004 г. -  30.с.                  

     Методические указания составлены с учётом целей и задач обучения  русскому языку студентов национальных групп технического вуза и состоит из трёх разделов. Они включают тексты, притекстовые и послетекстовые упражнения. Тексты и упражнения ориентированы на развитие устной речи..

I раздел содержит тексты и упражнения для электроэнергетического факультета;

II раздел – для радиотехнического факультета;

III раздел – для теплоэнергетического факультета. 

     Рецензент: кандидат филологических наук Г.М. Чумбалова.

     Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2003 г.

     Алматинский институт энергетики и связи, 2004 г.

I раздел

Упражнение 1. Прочитайте текст, выделите в нём основные информативные предложения.

Развитие инженерного дела

         Термин «инженер» происходит от латинского «ingenium», которое можно перевести как «изобретательность». Вероятно, первыми инженерами можно назвать тех безвестных изобретателей, которые стали приспосабливать камни и палки для охоты, а первая инженерная задача заключалась в обработке этих орудий.

         В рабовладельческом обществе вместе с искусством ведения войн развивалось искусство создания технических средств нападения и защиты. К числу парадоксов истории можно отнести тот факт, что первоначально инженерами называли лишь специалистов по созданию военных технических средств.

         Но не войнами едиными издревле жил человек. Такое творение инженерной мысли, как водяная мельница, известно было уже до нашего летоисчисления. Архимед прославился не только своими военными машинами, но и винтовыми подъёмниками для орошения полей.

         В XVXVI вв. совершенствуются и изобретаются новые механизмы и машины. Известны сотни изобретений гениального Леонардо да Винчи. Среди изобретений Леонардо да Винчи можно указать ременные и цепные передачи, колёсные опоры для осей, механический ткацкий станок и прядильную машину для шерсти. Сейчас мы называем Леонардо да Винчи учёным и инженером, его техническое творчество является блестящим образцом инженерной деятельности.

         Усложнение технических изделий и совершенствование производства, углубление специализации труда и рост технического творчества, разделение труда на физический и умственный явились предпосылкой для появления новой профессии, профессии инженера.

         Профессия гражданского инженера появилась впервые в XVI веке в Голландии. Поначалу гражданскими инженерами называли специалистов по строительству мостов и дорог, вслед за ними появились горные инженеры. В XVII в. были созданы специальные технические школы, готовящие инженеров. Инженерами стали называть лиц, получивших специальное техническое образование.

         С развитием производства растёт количество инженерных специальностей, охватывающих различные сферы технической деятельности общества.

         Усложнение науки и техники повышает требования к уровню подготовки инженера. Широкие и глубокие знания являются первым условием успешной инженерной деятельности в наше время.

Упражнение 2. Прочитайте и запомните слова и словосочетания:

инженер, изобретатель, изобретательность, инженерная задача, технические средства, специалист, механизмы и машины, профессия, гражданский инженер, военный инженер, инженерная деятельность.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы.

1.     Что означает само слово «инженер»?

2.     Какое направление получило инженерное дело в рабовладельческих государствах?

3.     Как развивается инженерия в средние века, в эпоху Возрождения?

4.     Кто такие гражданские инженеры?

5.     Чем занимались горные инженеры?

6.     Какие требования предъявляются к инженеру в современном обществе?

Упражнение 4. Составьте назывной план к тексту.

Упражнение 5. Найдите и выпишите согласованные и несогласованные определения.

Упражнение 6. Выпишите из текста данные глаголы вместе с зависимыми словами.

Происходить, развивать, изобретать, называть, повышать, появиться.

Упражнение 7. Составьте предложения из текста, употребив конструкции:

что происходит от чего; к чему можно отнести что; кто прославился чем; что принадлежит кому; что появилось когда; что повышает что.

Упражнение 8. Укажите от каких глаголов образовались данные существительные:

нападение, создание, творение, усложнение, требование.

Упражнение 9. Укажите типы сказуемого (простое глагольное, составное именное, составное глагольное) в предложениях:

     а) В XVII в. были созданы специальные технические школы, готовящие     

     инженеров.

     б) Инженерами стали называть лиц, получивших специальное

      техническое образование

      в) Но не войнами едиными издревле жил человек.

      Упражнение 10. Расскажите о своей будущей специальности:

       инженер – радиотехник, инженер – электроэнергетик, инженер –

      теплоэнергетик.          

          Упражнение 11. Прочитайте текст. Расскажите об истории усовершенствования ламп накаливания.

Лампы накаливания

         Самым важным применением нагревательных действий тока является электрическое освещение.

         Электрическое освещение было изобретено в 1872 г. русским электротехником Александром Николаевичем Лодыгиным в Петербурге. Он укрепил между толстыми медными проволоками угольный стерженёк и заключил его, вместе с концами проволок, внутрь закрытого стеклянного шара. При пропускании тока стерженёк раскалялся и давал свет.

         В 1879 г. Томас Эдисон, американский изобретатель, создал более совершенную лампочку накаливания, заменив угольный стерженёк обугленной нитью бамбука и улучшив технику откачки воздуха из стеклянного шара.

         В первоначальных лампочках температура нити не могла быть выше 1500-1600 градусов С, поэтому они были мало экономичны: потребляли около 6 вт на каждую свечу силы света. Для повышения экономичности требовалось изыскать новые материалы для нити, которые позволили бы повысить температуру накала.

         В 1890 г. Лодыгиным была изобретена лампа накаливания с металлической вольфрамовой нитью.

         В 1913 году американский физикохимик Ирвинг Ленгюмер предложил наполнять баллоны лампочек инертным газом, присутствие которого замедляет испарение нити. Кроме того, Ленгюмер предложил свёртывать нить в виде спирали, благодаря чему значительно уменьшается отдача тепла при соприкосновении с газом, наполняющим баллон, и, следовательно, повышается температура нити.

         Применение вольфрамовых спиралей и инертных газов позволило повысить температуру накала до 2400 градусов С и этим снизить расход энергии в мощных лампах до 0,6 вт на каждую свечу.

Упражнение 12. Запишите следующие слова и словосочетания:

электрическое освещение, лампочка накаливания, инертный газ, вольфрамовая спираль; составьте с тремя из них (по выбору) предложения.

Упражнение 13. К словам:  применение, накаливание, испарение, освещение подберите однокоренные.

Упражнение 14. Составьте предложения, используя конструкции: было изобретено кем; создал что; требовалось изыскать что для чего; позволило повысить что.

Упражнение 15. Ответьте на вопросы:

1.     Кем было изобретено электрическое освещение?

2.     В каком году и кто создал совершенную лампочку накаливания?

3.     Кому принадлежит идея наполнения лампочки инертным газом?

4.     Какую электрическую лампу применяют в наше время?

Упражнение 16. Найдите в тексте и запишите сложноподчинённые предложения, укажите вид придаточного.

Упражнение 17. Определите, на сколько абзацев можно разделить данный текст. Составьте назывной план.

Упражнение. 18. Разберите данные слова по составу:  электротехник, первоначальный, нагревательный, физикохимик, экономичность, предложил, наполняющий.

Упражнение 19. Найдите числительные в тексте, определите к какой группе по составу они относятся?

Упражнение 20. Укажите и запишите типы сказуемого из текста (простое глагольное, составное именное, составное глагольное ).

Упражнение 21. Найдите в тексте  согласованные определения и замените несогласованными.  

 Упражнение 22. Прочитайте текст, составьте назывной план.

Основные электротехнические материалы

Основные части электрических машин, аппаратов и электротехнических устройств изготовляют из специальных электротехнических материалов. Эти материалы, наряду с обычными свойствами, должны обладать определёнными электрическими и магнитными свойствами.

Способность проводить электрический ток (электропроводность) является главным  свойством электротехнических материалов, которые делят на три группы.

Первую группу электротехнических материалов составляют проводниковые материалы (проводники), к которым относятся чистые металлы и сплавы металлов. Эти материалы хорошо проводят электрический ток, поэтому из них изготовляют токоведущие части электрических машин и аппаратов.

Вторую группу составляют электроизоляционные материалы, которые называют диэлектриками. Они обладают большим электрическим сопротивлением, поэтому с помощью диэлектриков изолируют токоведущие части друг от друга и от заземлённых частей электрооборудования. В конденсаторах диэлектрики используют для создания электрической ёмкости.

Третью группу составляют полупроводниковые материалы (полупроводники). По своей способности проводить электрический ток эта группа занимает промежуточное место между проводниками и диэлектриками. Полупроводники используют для изготовления выпрямителей, усилителей, фотоэлементов и других полупроводниковых приборов, применяемых в различных областях электротехники.

Способность электротехнических материалов проводить электрический ток не является их единственным свойством. Среди электротехнических материалов есть группа материалов, которые обладают способностью намагничиваться. Это магнитные материалы, применяемые для создания среды с малым магнитным сопротивлением, т.е. для концентрации магнитной энергии. Из магнитных материалов изготовляют магнитопроводы (сердечники) для электрических машин, аппаратов и приборов.

Упражнение 23. Составьте предложения по содержанию текста, употребив конструкции: что используют для чего; для чего используют что; что изготовляют из чего; что делят на что; к чему относится что.

Упражнение 24. В данных словах найдите корень и подберите к ним однокоренные слова из текста:

проводить, магнитный, создать.

Упражнение 25. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксом  -тель.

Образец: усилить – усилитель.

переключать, выключать, указать, измерить, выпрямить. 

Упражнение 26. Задайте вопросы к выделенным словам и словосочетаниям.

1. Основные части электрических машин изготавливают из специальных электротехнических материалов. 2. Электротехнические материалы делят на три группы. 3. Первую группу электротехнических материалов составляют проводниковые материалы. 4. К проводниковым материалам относятся чистые металлы и сплавы металлов.

Упражнение 27. Из данных слов и словосочетаний составьте предложения, употребив конструкцию что составляет что.

Образец: Первая группа электротехнических материалов; проводники. – Первую группу электротехнических материалов составляют проводники.

1. Вторая группа электротехнических материалов; диэлектрики. 2. Третья группа электротехнических материалов; полупроводники. 3. Группа магнитных материалов; материалы, обладающие способностью намагничиваться.

Упражнение 28. Ответьте на вопросы к тексту.

1. Из каких материалов (из чего) изготовляют основные части электрических машин, аппаратов и электротехнических устройств?

2. Какое свойство электротехнических материалов является главным?

3. Какие электротехнические материалы относятся к проводниковым материалам?

4. Какие электротехнические материалы называются диэлектриками?

5. Для чего используют диэлектрики?

6. Для чего применяют полупроводники?

7. Какие из электротехнических материалов называют магнитными?

8. Что изготовляют из магнитных материалов?

Упражнение 29. Найдите сложноподчинённые предложения в тексте. Укажите вид придаточного.

Упражнение 30. Найдите и замените согласованные определения в тексте несогласованными.

Упражнение 31. Найдите сложные слова в тексте и разберите по составу.

Упражнение 32. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.     Для чего применяются электроизмерительные приборы?

2.     Какие приборы являются приборами непосредственного отсчёта?

3.     Чем характеризуются электроизмерительные приборы сравнения?

4.     К каким системам относятся электроизмерительные приборы в зависимости от принципа действия?

5.     О чём сообщают условные знаки на шкале каждого электроизмерительного прибора?

Назначение и типы электроизмерительных приборов

         Электроизмерительные приборы применяются для контроля режима работы электрических установок, их испытания и учёта расхода электрической энергии.

         В зависимости от назначения электроизмерительные приборы подразделяют на амперметры (измерители тока), вольтметры (измерители напряжения), ваттметры (измерители мощности), омметры (измерители сопротивления), частотомеры (измерители частоты переменного тока), счётчики электрической энергии и другие.

         В зависимости от способа отсчёта электроизмерительные приборы подразделяются на приборы непосредственного отсчёта и приборы сравнения.

         Приборы непосредственного отсчёта позволяют производить отсчёт измеряемой величины непосредственно по шкале. К ним относятся амперметры, вольтметры, ваттметры и другие. Измерительный механизм является основной частью каждого такого прибора. При воздействии измеряемой электрической величины (тока, напряжения, мощности и др.) на измерительный механизм прибора стрелка, установленная на его оси, поворачивается на некоторый угол, и по шкале прибора определяют значение измеряемой величины.

         Электроизмерительные приборы сравнения характеризуются тем, что измерения осуществляются путём сравнения измеряемой величины с какой-либо образцовой мерой (эталоном). К ним относятся мосты для измерения электрического сопротивления и компенсационные измерительные устройства.

         В зависимости от вида (характера изменения) измеряемого тока приборы подразделяются на измеряющие переменный ток, постоянный ток, а также  измеряющие переменный и постоянный токи.

         В зависимости от принципа действия электроизмерительные приборы относятся к магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, индукционной и другим системам. На шкале каждого электроизмерительного прибора условными знаками указаны необходимые сведения о конструкции и эксплуатации прибора.

Упражнение 33. В данных сложных словах выделите корни.

Электроизмерительный, магнитоэлектрический, электромагнитный, электродинамический.

Упражнение 34. К данным существительным подберите согласованные определения из текста.

Прибор, установка, энергия, механизм, устройство, ток, система.

Упражнение 35. Выпишите из текста данные глаголы вместе с зависимыми словами.

Делить, подразделять, позволять, производить, относиться, поворачиваться, определять, характеризовать.

Упражнение 36. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова и словосочетания в нужной форме. Пользуйтесь словами для справок.

1. Омметр – измеритель… 2. Амперметр – измеритель … 3. Ваттметр – измеритель … 4. Вольтметр – измеритель … 5. Частотомер – измеритель …

Слова для справок: сопротивление, мощность, ток, напряжение, частота переменного тока.

Упражнение 37. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Пользуйтесь словами для справок.

1. Защитные средства, которые применяются для защиты работающих от поражения электрическим током, …на основные и дополнительные. 2. Огнестойкие металлические ограждения…, работающих от неизолированных токоведущих частей электроустановок. 3. В зависимости от способа отсчёта электроизмерительные приборы … на приборы непосредственного отсчёта и приборы сравнения. 4. В зависимости от назначения электроизмерительные приборы … на амперметры, вольтметры, ваттметры, омметры и другие.

Слова для справок: делиться, отделять, подразделять.

Упражнение 38. Из данных слов и словосочетаний составьте предложения, употребив конструкции к чему относится что, что относится к чему.

Образец: Приборы непосредственного отсчёта; амперметры, вольтметры и ваттметры. – К приборам непосредственного отсчёта относятся амперметры, вольтметры и ваттметры. – Амперметры, вольтметры и ваттметры относятся к приборам непосредственного отсчёта.

1. Электроизмерительные приборы; омметры, амперметры, частотомеры и другие. 2. Электроизмерительные приборы сравнения; мосты для измерения сопротивлений и компенсационные измерительные устройства. 3. Неблагоприятные обстоятельства при работе с электроустановками; сырость, повышенная температура в помещении, наличие влажных или грязных полов. 4. Защитные элементы при работе с электроустановками; специальные щиты, шкафы и кожуха. 5. Защитные средства, применяемые при работе с электроустановками; изолирующие клещи, электрические перчатки, диэлектрические боты, изолирующая подставка.

Упражнение 39. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги. Пользуйтесь словами для справок.

1. Электроизмерительные приборы применяются, например, … учёта расходуемой электрической энергии. 2. В зависимости … назначения электроизмерительные приборы делятся … амперметры, вольтметры, ваттметры и другие. 3. ….приборам непосредственного отсчёта относятся такие приборы, которые позволяют производить отсчёт измеряемой величины непосредственно … шкале. 4. … воздействии измеряемой электрической величины … измерительный механизм прибора стрелка, установленная … его оси, поворачивается … некоторый угол. 5. … шкале каждого электроизмерительного прибора условными знаками указаны необходимые сведения … конструкции и эксплуатации прибора. 6. Этот вольтметр предназначен … измерения переменного напряжения … пределах …0 … 250 В. 7. … измерениях напряжения некоторые вольтметры следует устанавливать вертикально.

Слова для справок: до, в, о, при, к, на, от, для, по.

Упражнение 40. Вместо точек вставьте причастие измеряемый или измеряющий в нужной форме.

1. Прибор, … напряжение, называется вольтметром. 2. … напряжение воздействует на измерительный механизм вольтметра. 3. Стрелка прибора поворачивается на некоторый угол, и по шкале прибора определяют значение … величины. 4. Измерительные приборы делятся на приборы, … переменный ток, постоянный ток, и приборы … переменный и постоянный токи. 5. Амперметр позволяет производить отсчёт … тока непосредственно по шкале.

Упражнение 41. С данными словами и словосочетаниями составьте вопросы, используя конструкцию для чего применяется что. Ответьте на эти вопросы.

Амперметр, вольтметр, ваттметр, омметр, частотомер, счётчик электрической энергии.

 

II раздел

Упражнение 42. Запишите план к тексту. Прочитайте текст и укажите, какая часть текста раскрывает соответствующий пункт плана.

План

1. Связь радиотехники с электротехникой.

2. Радиотехника как техника передачи сообщений на расстоянии.

3. Радиотехника как «слаботочная техника.

4. Электромагнитное поле излучения.

Что такое радиотехника?

Радиотехника, как и электроника, начинается с электрона. Действительно, множество движущихся электронов образуют электрический ток, а все процессы в радиотехнике связаны с токами и напряжениями или созданными ими магнитным и электрическим полями.

Однако из такого ответа не видно, чем радиотехника отличается от электротехники.

Ещё недавно можно было сказать, что радиотехника отличается от электротехники использованием более высокочастотных колебаний. Но сегодня это не совсем так, потому что в радиотехнике используют колебания вплоть до единиц герц.

Возможно радиотехника – это техника передачи на расстояние сообщений: речи, музыки, изображений, телеграмм? Этот ответ более точен, но не полон, потому что радиотехника используется также для передачи и преобразования энергии, в технологических процессах обработки металлов и других материалов (закалка, сушка), в медицине, биологии, химии и в ряде других областей, где информацию воспринимать некому и более существенна энергетическая сторона явлений.

Иногда говорят, что радиотехника это «слаботочная» техника, когда токи, протекающие в приборах, измеряются тысячными долями ампера. Однако токи в антеннах и оконечных (выходных) каскадах радиопередатчиков могут составлять сотни ампер, а в импульсных (кратковременных) режимах достигать и значительно больших значений. Кроме того, начаты исследования по передаче солнечной энергии от космических фотоэлементов на Землю с помощью радиоволн, сконцентрированных в узкие пучки. Здесь радиотехнические приборы не уступают по мощности устройствам энергетики.

У радиотехники в отличие от электротехники, электроники, автоматики и других смежных «электронных» дисциплин имеется достаточно ярко выраженный особый признак.

Большинство радиотехнических систем основано на непосредственном использовании электромагнитного поля или, согласно другой терминологии, радиоволн для передачи информации (связь, вещание, телевидение) или её извлечения (радиолокация, радиотелеизмерения и др.). Собственно слово «радио» означает «излучение».

Электромагнитное поле излучения (ЭПИ) было открыто совсем недавно. За истекшее столетие это открытие привело к существенным изменениям в жизни общества.

Упражнение 43. Прочитайте словосочетания, найдите значение незнакомых слов в словаре.

Магнитное и электрическое поле, высокочастотное колебание, преобразование энергии, радиотехническое устройство, радиотехнические приборы, радиотехнические системы, электромагнитное поле излучения, «слаботочная» техника, сконцентрированные радиоволны.

Упражнение 44. Найдите приставку (префикс) в следующих словах. Попытайтесь определить её значение.

Преобразование, излучение, использование.

Упражнение 45. Прочитайте группы однокоренных слов. Укажите существительные, обозначающие процесс.

Двигаться, движение, двигатель, движущийся.

Польза, использование, пользоваться, использующийся.

Преобразователь, преобразование, преобразовать, преобразующийся.

Создавать, создать, создание, созданный.

Эксплуатация, эксплуататор, эксплуатировать, эксплуатационный.

Упражнение 46. Из данных слов выделите слова, относящиеся к понятию «радио».

Техника, передача, развитие, улучшение, связь, вещание, волны, измерение, телевидение.

Упражнение 47. Преобразуйте записанный вами назывной план в вопросный и прочитайте ответы на эти вопросы.

Упражнение 48. Замените в данных сочетаниях отглагольное существительное инфинитивом (неопределённой формой глагола).

Отличие радиотехники от электротехники, передача сообщений на расстояние, преобразование энергии, исследования о передаче солнечной энергии, обработка металлов, использование электромагнитного поля.

Упражнение 49. Перечислите проблемы, стоящие перед радиотехнической наукой в наши дни.

Упражнение 50. Запишите предложения, используя конструкции: что начинается с чего; что отличается от чего; достигать чего; в отличие чего имеется что; что основано на чём.

 

Упражнение 51. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Сделайте синтаксический разбор данных предложений.

Упражнение 52. Прочитайте текст и составьте к нему план.

Радиотехнические системы

         В настоящее время существует большое количество радиотехнических систем различного назначения. Основными из них являются: системы радиосвязи, радиовещания, телевизионные, радиолокационные, радионавигационные, радиотелеметрические, системы радиоуправления.

         Радиосвязь – это двухсторонняя связь между корреспондентами. Радиовещание в отличие от радиосвязи – это односторонняя связь.

         Телевизионные системы могут быть как вещательными, так и предназначенными для связи между отдельными абонентами. В последнем случае, это промышленное телевидение ( в космосе, под водой, в радиоактивных и химических вредных средах).

         Радиолокационные системы (РЛС) впервые были применены и предназначались для военных нужд. В настоящее время их область применения значительна. Это наблюдение в метеорологии, обеспечение поведения самолётов, диспетчеризация движения судов, стыковка космических кораблей, ориентировка на местности в отсутствии видимости.

         Радиотелеметрические системы предназначены для дистанционного измерения различных физических параметров на удалённом объекте.

         Системы радиотелеуправления являются в настоящее время одними из самых распространённых систем, используемых в различных областях техники. Так весьма интересна по содержанию и техническим решениям задача управления движения космического корабля, самоходных космических лабораторий.

Упражнение 53. Прочитайте словосочетания, выделите незнакомые слова, определите их значение по словарю.

Двухсторонняя связь между корреспондентами, односторонняя связь, радиотелеметрические системы, диспетчеризация движения, дистанционное измерение физических параметров, радиолокационные системы (РЛС).

Упражнение 54. Следующие слова разберите по составу.

Местонахождение, диспетчеризация, дистанционный, двухсторонний, радиотелеметрический.

Упражнение 55. Из данных слов выделите слова, относящиеся к понятию «система».

Радиотехника, радиосвязь, радиовещание, телевидение, радиолокация, радионавигация, радиотелеметрия, радиоуправление.

Упражнение 56. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о применении: а) системы радиосвязи; б) радиовещания; в) телевидения; г) радиолокации; д) радионавигации; е) радиотелеметрии; ж) радиотелеуправления.

Упражнение 57. Составьте и запишите вопросный план к данному тексту.

Упражнение 58. Расскажите об использовании радиотехнических систем в народном хозяйстве.

Упражнение 59. Найдите в тексте предложения с конструкцией:

что предназначено для чего; что – это что.

Упражнение 60. Дайте определение понятию «радиотехнические системы».

Упражнение 61. Пользуясь записанным вопросным планом, передайте полное содержание текста.   

Упражнение 62. Составьте и запишите назывной план к данному тексту.

 

Радиотехнические системы для передачи информации без проводов. Основные принципы

         Радиотехнические системы для передачи информации без проводов основаны на главных принципах передачи информации: использование электромагнитных волн, применение высокочастотных колебаний и модуляции высокочастотных колебаний.

         Сущность модуляции заключается в наложении конкретной информации на гармонический носитель (несущее колебание) при искусственном изменении основных характеристик несущего колебания – амплитуды, частоты и фазы.

         Различают амплитудную и частотную модуляции.

         Созданные радиопередатчиком модулированные сигналы усиливаются, затем преобразуются с помощью передающих антенн в излучение.

         Назначение радиоприёмного устройства (РПУ) состоит в преобразовании сигналов, поступивших в форме электромагнитного поля в сообщение. В РПУ последовательно осуществляется ряд основных операций: превращение поля излучения в напряжение, селекция необходимого сигнала, усиление сигналов и преобразование их в сообщение, усиление сообщения и преобразование их в необходимую физическую форму (звуков, световых изображений, печатных знаков и др.).

         Преобразование поля излучения в напряжение производят с помощью приёмных антенн.

         Селекция необходимого сигнала производится обычно с помощью резонансных систем.

         Усиление радиосигналов производится в следующих каскадах РПУ. При этом используют два варианта: либо непосредственное усиление сигнала, либо усиление после предварительного изменения (чаще понижения) его несущей частоты, соответствующие этим вариантам приёмники называют приёмниками прямого усиления или супергетеродинными.

         Преобразование сигналов в сообщение осуществляется с помощью процесса демодуляции или детектирования. Основные радиотехнические процессы – модуляция (в передатчике), преобразование частоты сигналов (в приёмнике), детектирование сигналов (в приёмнике), генерирование колебаний (в передатчике) – осуществляется с помощью активных нелинейных элементов. Активными нелинейными элементами являются: электронные лампы, транзисторы, диоды и специальные активные устройства сверхвысоких частот. Кроме этого используются пассивные линейные элементы: катушки индуктивности, конденсаторы, резисторы, трансформаторы.

Упражнение 63. Прочитайте словосочетания, выделите незнакомые слова, определите их значения по словарю.

Высокочастотная модуляция, гармонический носитель, модулированные сигналы, селекция необходимого сигнала, процесс демодуляции, детектирование, генерирование колебаний, каскады РПУ (радиоприёмного устройства).

Упражнение 64. Следующие слова разберите по составу.

Демодуляция, передатчик, детектирование.

Упражнение 65. Подумайте, как образованы данные слова.

Усилитель, преобразователь, носитель.

Упражнение 66. Ответьте на вопросы.

1.     Для чего используются радиотехнические системы?

2.     В чём заключается сущность модуляции?

3.     В чём состоит назначение радиопередающих устройств (РПУ)?

4.     Как осуществляется усиление радиосигналов?

5.     Как осуществляется преобразование радиосигналов?

Упражнение 67. Уточните информацию, содержащуюся в следующих предложениях (с опорой на текст).

1.     В РПУ осуществляется последовательно ряд операций: (укажите, какие).

2.     Усиление каскадов производится в следующих каскадах РПУ (укажите, какие).

3.     Основные радиотехнические процессы – (укажите, какие).

4.     Активными нелинейными элементами являются: (укажите, какие).

5.     Кроме того используют пассивные элементы: (укажите, какие).

Упражнение 68. Образуйте прилагательные от данных существительных.

Амплитуда, частота, модуляция, резонанс, транзистор, резистор, свет, звук.

Упражнение 69. Замените сочетание «существительное + существительное» сочетанием «прилагательное + существительное».

Колебания высокой частоты, преобразование сигналов, процесс демодуляции, процессы в радиотехнике.

Упражнение 70. Преобразуйте глагольные сочетания в именные.

Преобразовать сигналы, усилить сообщение (радиосигналы), изменить частоту, генерировать колебания, осуществлять демодуляцию.

Упражнение 71. Дополните предложения, употребляя слова, данные справа в нужной форме.

1. Созданные радиопередатчиком                        помощь передающих антенн

модулированные сигналы усиливаются,            

затем, преобразуются … в излучение

2. Преобразование поля излучения                      помощь приёмных антенн

в напряжение производят …

3. Селекция необходимого сигнала                     помощь резонансных систем

производится обычно …

4. Преобразование сигналов в                            помощь процесса демодуляции

сообщение осуществляется …                           или детектирования

Упражнение 72. Составьте и запишите назывной план к данному тексту.

Аппаратура передачи речи

        В системе телефонной связи к аппаратуре передачи речи относятся устройства: преобразования звуковых сообщений в электрические сигналы, обратного преобразования сигналов в звуковые сообщения и ряд вспомогательных. В качестве первого устройства часто называемого акустоэлектрическим преобразователем, используется микрофон. В качестве второго устройства, называемого электроакустическим преобразователем, служит телефон. В системах телефонной связи наибольшее применение имеют угольные микрофоны и электромагнитные телефоны.

         Угольный микрофон – преобразователь звуковых колебаний в электрические. Принцип его действия основан на свойстве угольного порошка изменять сопротивление электрическому току в зависимости от его плотности, изменяющейся под действием звуковых колебаний воздушной среды. Основными элементами микрофона являются подвижный и неподвижный электроды, подключённые к электрической цепи, и угольный порошок, заполняющий пространство между электродами. Подвижный электрод жёстко связан с мембраной, воспринимающей колебания окружающего слоя воздуха. Элементы микрофона помещены в общий корпус, изготовленный из токонепроводящего материала. Звуковые колебания воздуха приводят к соответствующим колебаниям мембраны. Вместе с мембраной колеблется, совершая горизонтальные движения,  подвижный электрод, изменяющий плотность угольного порошка. При увеличении плотности порошка его сопротивление электрическому току уменьшается, а при уменьшении – увеличивается. Следовательно, ток в цепи будет изменяться прямо пропорционально изменению звукового давления.

         Основными элементами телефона являются: постоянный магнит, электромагнит, состоящий из двух обмоток с сердечниками, и мембрана. В телефонных аппаратах применяются так называемые капсюльные телефоны, размещаемые в микротелефонных трубках. Конструктивное исполнение их может быть различным.

Упражнение 73. Прочитайте слова и словосочетания, найдите значение слов в словаре.

звуковое сообщение, акустоэлектрический преобразователь, неподвижный электрод, электрическая цепь, угольный порошок, мембрана, сердечники, звуковое давление.

Упражнение 74. Найдите приставку (префикс) в следующих словах.

изменение, преобразование, подключённый, воспринимающий, изготовленный.

Упражнение 75. Найдите и перестройте предложения в тексте, заменяя причастный оборот, определительным придаточным.

Упражнение 76. Дополните предложения однородными членами.

1). Основными элементами микрофона являются ….

2). Основными элементами телефона являются ….

3). В системе телефонной связи к аппаратуре передачи речи относятся устройства ….

Упражнение 77. Ответьте на вопросы к тексту.

1) Какие устройства относятся к аппаратуре передачи речи?

2) Что называется угольным микрофоном?

3) Какие элементы относятся к микрофону?

4) С чем связан подвижный электрод, который воспринимает колебания окружающего слоя воздуха?

5) Какие элементы телефона являются основными?

Упражнение 78. Запишите предложения из текста, используя конструкции: в качестве чего используется что; что связано с чем; что основано на чём; что помещено куда; где применяется что.

Упражнение 79. Разберите данные слова по составу.

акустоэлектрический, преобразователь, окружающий, токонепроводящий, размещаемый.

Упражнение 80. Сделайте синтаксический разбор данного предложения: Принцип его действия основан на свойстве угольного порошка изменять сопротивление электрическому току в зависимости от его плотности, изменяющейся под действием звуковых колебаний воздушной среды.

Упражнение 81. Выпишите из текста подлежащее:

а) в сочетании существительное имя прилагательное + прилагательное

б) согласованное прилагательное + имя существительное.