Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра русского и казахского языков

 

 

 

 

 Ю.Г.Смирнова 

Русский язык-1 

Научный стиль. Справочные материалы для самостоятельной работы

(для всех специальностей)

 

 

 

Алматы 2010

Составитель: Ю.Г.Смирнова. Русский язык-1. Научный стиль. Справочные материалы для самостоятельной работы (для всех специальностей). – Алматы, АИЭС, 2010. – 28 с.  

 

Методическое пособие включает справочные материалы по дисциплине «Русский язык-1» по программным темам курса и предполагает активную самостоятельную работу студентов (в том числе в Интернете), нацеленную на самостоятельное приобретение знаний теоретического и практического характера, необходимых современному специалисту технического профиля в научной и учебной коммуникации.

Для студентов бакалавриата всех направлений подготовки и всех форм обучения АИЭС.

  

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова У.А.Жанпейсова 

 

Технический консультант:

кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой телекоммуникационных систем АИЭС С.В.Коньшин

 

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский институт энергетики и связи» на 2010 г.  

 

ã НАО Алматинский институт энергетики и связи», 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

О русском языке                                                                                                                 4

Стили речи: понятие, функции, сфера употребления                                            4

Современный официально-деловой стиль                                                             10

Научный стиль речи, его особенности                                                                    11

Лексика научного стиля речи                                                                                   13

Терминологическая лексика русского языка                                                           15

Грамматика научного стиля речи                                                                             16

Подстили научного стиля                                                                                         17

Научный текст                                                                                                           19

Типы монологической речи                                                                                       21

Тезисы, их виды                                                                                                       22

Конспект                                                                                                                    24

Аннотация как жанр научного стиля                                                                        26

Рецензия как жанр научного стиля                                                                                   27

Реферат. Виды реферата                                                                                         27

Библиография, электронные ресурсы, Интернет-источники                                  28

 

 

& § 1. О русском языке

¿ 1.1. Изучите «Атлас русского языка» на сайте http://www.gramota.ru/book/rulang/. Найдите информацию о русском языке в мире, выберите понравившуюся страну, обоснуйте свой выбор и подготовьте на основе электронных материалов сообщение о роли русского языка в ней (например, «Русский язык в Казахстане», «Русский язык в Германии», «Русский язык в Израиле», «Русский язык в Японии», «Русский язык в Китае» и т.д.).

¿ 1.2. Посетите сайт http://www.svetozar.ru/index/id/38697/index.html. Ознакомьтесь с текстом «Сколько языков знает билингв?» Прочитайте текст выразительно вслух, проговаривая окончания, следите за логическим ударением.[1] Какова основная идея текста? Укажите на особенности синтаксических конструкций текста, объясняя знаки препинания. Найдите и охарактеризуйте изобразительные средства. Перескажите текст.

¿ 1.3. Прочитайте высказывания известных людей о русском языке на web-странице http://gramota.ru/class/citations/. Выберите понравившийся афоризм, аргументируя свой выбор, запишите его в тетрадь.

¿ 1.4. Посетите сайт http://www.gramota.ru/slovari и ознакомьтесь с его содержанием. Расскажите, какие разновидности словарей сегодня существуют.

¿ 1.5. Посетите сайт http://www.svetozar.ru/index/id/38699/index.html. Прочитайте текст «Сколько родных языков может быть у человека?». Расскажите, кого сегодня называют билингвами и сколько родных языков может быть у человека? Как вы думаете, кого называют носителем языка и почему?

¿ 1.6. Посетите сайт http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_84. Прочитайте текст «Как правильно конспектировать?». Выясните в словаре значение слова конспект.

& § 2. Стили речи: понятие, функции, сфера употребления

¿ 2.1. Посетите сайт http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm#18.  Составьте в тетради детальный конспект о стилях русского языка.

@ 2.2. Изучите таблицу «Функциональные стили». Запишите в тетрадь. Обратите внимание: в научном стиле могут выделять подстили: научно-технический, научно-деловой, научно-популярный, научно-учебный и др. В деловом (официально-деловом) выделяют официально-документальный и обиходно-деловой. Публицистический различается по форме использования (газетный, ораторский), разнообразен по жанрам, может сближаться и с речью научной, и с разговорной, и с художественной. В разговорном различают речь литературно-разговорную и обиходно-бытовую, говорят о нем как о стиле сниженном, в отличие от книжного, высокого. Спорным является вопрос о включении стиля художественной литературы (художественно-беллетристического) в систему функциональных стилей: он не имеет своих особенностей, как положено функциональному стилю, если не считать его спецификой как раз «многостильность», внутреннюю неоднородность, индивидуализацию в творчестве разных писателей.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

       Стиль

    Сфера

  Эмоц.окраска

       Лексика

    Синтаксис

    Фразеология

                                               книжный

научный

научные

труды,

учебники,

лекции

        Нет

научная (термины)

+ нейтральная;

абстрактная

лексика,

однозначные

слова

много СПП,

обособленных

уточнений,

вводных слов,

перечислений с

обобщающим

словом

фразеологические

термины

 

деловой

 

документы:

законы, акты,

деловые

бумаги,

инструкции и

др.

        Нет

официально-

деловая

+ нейтральная,

условные

сокращения,

однозначные

слова

повествоват.

предложения со

сложной синтакс.

связью, назывные

предложения,

перечисления

специфические

выражения

делового языка

(штампы)

публицисти-

ческий

статьи

газетные и

журнальные,

выступления

на обществен-

но-политичес-

кие темы

       Есть

публицистическая

+ прочая книжная

+ нейтральная

+ отчасти

разговорная,

устаревшие слова,

переносные

значения слов

вопросительные,

восклицательные,

побудительные

предложения,

распространенные

обращения,

параллелизм

построения,

повторы, инверсия

афоризмы,

пословицы,

риторические

вопросы

разговорный

повседневные

разговоры,

записки,

письма

       Есть

разговорная

+ нейтральная

+ отчасти

просторечная,

диалектная,

жаргонная, уменьш.

и увелич. формы,

переносные

значения слов

неполные,

односоставные,

вопросительные,

восклицательные

предложения,

слова-

предложения,

вводные слова,

обращения,

повторы,

инверсия,

нарушение форм

синтаксической

связи

пословицы,

поговорки

художественной

литературы

 

литературные

произведения

       Есть

вся, кроме

узкоспециальной,

крайне диалектной

и нецензурной

 

 

все конструкции,

все средства

стилистического

синтаксиса

(повторы,

инверсия,

параллелизм,

вставные и

присоед.констр. и пр.)

все имеющиеся

в языке

фразеологизмы,

фигуры речи

N 2.3. Прочитайте тексты I, II и III. Определите тему каждого текста, выделите главную мысль. Определите, к какому стилю речи относится каждый из текстов.  Укажите стилевые особенности текстов.

I. В американском штате Нью-Йорк русский язык получил официальный статус (сокр. репортаж Владимира Ленского от 11.09.09 г.).

В Нью-Йорке вышел закон об использовании русского языка на выборах. Отныне на него, наряду с испанским или китайским, будут переводиться все соответствующие документы.

Центральное телевидение Китая заговорило по-русски. Круглосуточное вещание в Поднебесной, которое уже давно стало многоязычным, теперь дублируется и на русском языке. Теперь великий и могучий осваивают и по другую сторону океана – в Америке.

Нью-Йоркский район Брайтон-Бич – столица русской Америки. Основной язык здесь уже давно не английский. К этому приспособились и сети городских аптек, и телефонные компании, и банки – у всех есть русскоязычный персонал, и даже меню в банкоматах здесь русское. То, что давно признавали де-факто, сегодня официально стало законом.

Дэвид Патэрсон, губернатор штата Нью-Йорк: «Мы стараемся сделать все, чтобы обеспечить право на выбор для наших граждан инвалидов, слепых, как я сам, людей, говорящих на разных языках. Сегодня к ним присоединяется великий русский язык».

В спортзале местной школы губернатор Дэвид Патэрсон подписал закон об использовании русского языка во всех документах на выборах в штате Нью-Йорк. Места для голосования, сам закон о выборах, список кандидатов и все инструкции на всей территории штата теперь должны быть и на русском языке.

Подписание сегодня закона фактически означает, что русский стал официальным языком в одном из самых крупных и значительных штатов, в Нью-Йорке, который только по территории размером с две Португалии.

Статус языка упростит для его носителей участие в выборах. Чем больше русскоязычных избирателей, тем больше может появиться и русскоязычных политиков.

Русский – третий по распространенности иностранный язык в Нью-Йорке. Он стал одним из официальных языков штата после английского, испанского и китайского.

Карл Крюгер, сенатор законодательной ассамблеи штата Нью-Йорк: «Этот закон вносит небывалые изменения в то, как мы проводим выборы в Нью-Йорке. Впервые в истории этой страны русский язык станет частью избирательного процесса».

Русский уже давно стал одним из ведущих языков в Нью-Йорке в мире искусства и спорта, теперь его влияние распространится и на сферу политики.

II. Русский — язык синтетического типа, для него характерна развитая система словоизменения с помощью окончаний (флексий) и приставок. Имя обладает категориями рода, одушевлённости, числа и падежа.

Морфология русского языка несколько упрощена по сравнению с праславянской. К настоящему времени русский язык фактически утратил двойственное число, старую форму звательного падежа (которая устойчиво сохраняется лишь в некоторых словах). С другой стороны, в современном разговорном языке иногда наблюдается новая, ограниченно употребляемая звательная форма некоторых одушевлённых существительных, образуемая усечением окончания именительного падежа или имён собственных (и некоторых нарицательных), относящихся к 1-му склонению (мам!, Юр!, дядь Петь!), реже у множественного числа 2-го склонения на : (ребят!). Эта форма совпадает с родительным падежом множественного числа.

 

III. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить удобно. Но если бы он российскому языку был искусен, <…> то нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. (По М.В.Ломоносову)

N 2.4. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он относится. Укажите, по каким приметам вы определили его стилевую принадлежность. Найдите в тексте слова-неологизмы, жаргонные слова и выражения. С какой целью их использует автор статьи?

«Новые русские» – в жизни и словаре

«Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир». Мне очень нравится этот образ, а вам? В последние годы модно видеть жизнь в «розовом свете» – язык прямо следует идеям дизайнеров. Посмотришь – вокруг гламурный рай с явными признаками «нового сладостного стиля» жизни – парти, афтерпарти с мартини и виски, а потом – расслабляющие пузырьки джакузи… И все такое элитарное, престижное, пафосное! И иностранцы, иностранцы кругом, и все – как в Голливуде, у каждой истории есть приквел и сиквел, а жизнь напоминает блокбастер – и пышностью, и, увы, уровнем затрат. Впрочем, как в кино, в жизни – не только гламур, есть место и «крутому» боевику с «братками»…

Если серьезно, язык меняется вместе с нами. У каждой эпохи – свой словарь, в наше время появились «Словарь перестройки», «Словарь новых значений и слов языка газеты», «Словарь перифраз русского языка», «Словарь общего жаргона» и словари арго, «Толковый словарь иноязычных слов», «Новый словарь иностранных слов», «Современный толковый словарь иностранных слов»… То, что так много внимания к «иностранцам», ставшим «новыми русскими», объясняется просто: «состав иностранных слов очень неоднороден, очень пестр и подвижен; это самая людная, самая ярмарочная, самая быстро меняющаяся словарная область; здесь больше событий и толчеи, здесь больше можно напутать и заблудиться, здесь все неустойчиво и из разных мест», – сказано в предисловии к одному из справочников. Но есть среди новых слов и «братки», которые «давят авторитетом» – «разводят» язык, «опускают», «кидают»… Ученые стонут: в речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать караул. Что в ней намешано? Молодежный сленг, «приколы» компьютерщиков, немного блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы, короче говоря, на любой вкус. (По О.Северцевой)

N 2.5. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он принадлежит. Аргументируйте свой ответ. Расскажите, о чем говорится в тексте, озаглавьте его. Какие изобразительно-выразительные средства в тексте вы заметили?

На стенах висели натюрморты, пейзажи, портреты. Реалистические картины, но все они, как смазанные, как будто написаны сквозь слезы. Я посмотрел на таблички – имена художников были русские.

Из глубины галереи вышла хозяйка, высокая стройная женщина, одетая строго и экстравагантно.

– Нравится? – спросила она с легким русским акцентом.

– Да, – ответил я по-русски.

Она тут же перешла на русский.

В галерее продавались картины только петербургских художников. Мы болтали о чем-то совершенно неважном для меня, а я все смотрел на эту плачущую живопись, никогда мною ранее невиданную. Как будто художник, рисовавший эти картины, рыдал в ностальгической тоске. Особенно хороши были розы, белые розы в вазах дробящегося гранями хрусталя, живые, плачущие, в легкой дымке печали и нежности, умирающие и в этой смерти бессмертные, как танец классического балета: у нас в Денвере однажды выступал Мариинский балет, и отец меня дважды возил на его спектакли. Еще я видел картины с нагими девушками, спокойно, из какого-то давно прошедшего времени, тоже заплаканного и смазанного красками, спокойно, доверчиво, но испытующе смотревших на меня – все кругом неясно и смазано – и только их глаза – отчетливо и грустно выступают из полупрозрачного небытия, из слабого свечения памяти.

– Заходи еще, – сказала хозяйка.

– Ага, – сказал я.

Я вышел из галереи потрясенный и ошарашенный: «Так вот она, какая, настоящая Россия», – думал я, остро переживая и вспоминая розы, девушек и этот мир, дрогнувший и тронувшийся в какой-то никому неведомый путь.

Потом я еще несколько раз попадал в Кармел и непременно находил эту маленькую галерею, вежливо здоровался с хозяйкой и подолгу простаивал среди картин, вдыхая духовный воздух своей истинной родины, вспоминая своего прадеда и всех тех Кузнецовых, что были до него: в отличие от меня, они там жили, они так чувствовали, они дышали воздухом, порождающим эти картины. (По А.Левинтову).

N 2.6. Прочитайте и озаглавьте текст. Расскажите о литературной норме. Остается ли литературная норма неизменной? Какое отношение литературная норма имеет к стилистике?

Речевая деятельность людей регулируется языковыми нормами, которые складываются исторически и в значительной степени обусловлены культурной традицией. Нормы предписывают выбор одного из вариантов языкового знака как предпочтительного. Они обеспечивают относительную стабильность языка и лучшее взаимопонимание людей в процессе общения.

Существуют нормы русской речи, объединяющие всех говорящих и пишущих на русском языке: наличие категории рода, числа, изменение существительных и прилагательных по падежам (склонение), изменение глагола по лицам (спряжение) и т. д. От этих общенациональных норм следует отличать нормы литературного языка, противостоящие диалектам и просторечию. Соблюдение этих норм ― признак носителя литературного языка. К нормам литературного языка относятся правила орфографии и пунктуации, правила употребления деепричастных оборотов и причастий, правила абзацного членения речи и иные ― для письменной речи; правила орфоэпии (правильное произношение и ударение) и интонирования ― для устной. Разумеется, в нормы литературного языка входят правильное словоупотребление, правильное словообразование и формообразование.

Нормы не остаются неизменными. Изменения заметны не только на протяжении одного-двух веков, но и одной человеческой жизни: за вторую половину ХХ в. стали иными нормы произношения безударного гласного после шипящих (было [шы]ры, [шы]ги, стало [ша]ры, [ша]ги, управление при глаголе «отчитываться» (было ― «в чем?») и т. д. Как правило, побеждает среднелитературная норма, вытесняющая элитарную как более старую.

Нарушения орфоэпических норм литературного языка могут выражаться не только в неверной постановке ударения (квартал, жалюзи, средства, обеспечение, включенный, сироты, каталог), но и в неправильном произношении некоторых слов (т[э]ма, коне[чн]о, ради[в]о, инци[н]дент).

Морфологические нормы нарушаются чаще всего при образовании падежных форм, а также форм рода и числа имен существительных (На встречу пришли матеря солдат; В ту пору он был юношем) и при согласовании их с другими словами (Какая красивая тюль!).

Наиболее типичные нарушения синтаксических норм появляются при разных видах согласования (Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты), управления (Я очень сожалею за случившееся). Управление с предлогом о характерно для глаголов речи, мысли (говорить, рассказать), но глаголы, для которых значение речи не является основным, с предлогом о не должны употребляться: пояснить, указать на что.

Лексические ошибки вызваны в основном незнанием значения слов и правил их смысловой, а также стилистической сочетаемости. (Благодаря урагану многие дома остались без кровли).

Широко распространилось явно излишнее (т. е. как слово-паразит) употребление показателя неточности как бы (Я хочу как бы поблагодарить СМИ за то, что они делают (как бы опровергает сказанное).

Стилистические нормы, охватывающие все языковые уровни, определяют соответствие используемых средств требованиям каждого стиля, не допускают немотивированного смешения разностилевых элементов, например: Прием бутылок осуществляться не будет (объявление на ларьке).

Нормы литературной речи зафиксированы в словарях и справочниках разного типа. Ни один человек не знает всех норм, но культурный человек обязан постоянно сверяться со словарями, проверять себя. Нормы меняются, поэтому лучше пользоваться изданиями ХХI в.

¿ 2.7. Посетите сайт http://www.gramota.ru/lenta/news/8_2489. Прочитайте статью «А был ли йогурт?». Какие изменения произошли в правилах русского языка за последние годы?

¿ 2.8. Хотите знать о русском языке больше? Посетите Интернет-сайты:

www.filolingvia.com/news/1-0-10 – Интернет-портал «Филолингвия», новости о русском языке.

www.slovari.ru – Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН).

& § 3. Современный официально-деловой стиль

¿ 3.1. Посетите web-страницу http://doc-style.ru/DO/?id=1.8 и прочитайте текст «Современный официально-деловой стиль». Подготовьте его пересказ.

¿ 3.2. Посетите web-страницу  http://www.gramota.ru/spravka/letters/ и ознакомьтесь в разделе «Деловой стиль» с пунктами: «Как писать заявление?», «Как составить доверенность?», «Как писать автобиографию?», «Как составить резюме?», «Как составить характеристику?». Составьте конспект из пяти частей в тетради.

¿ 3.3. Посетите web-страницу http://doc-style.ru/DO/?id=1.3 и прочитайте текст «Редактирование деловых бумаг». Охарактеризуйте этапы работы по редактированию деловых документов.

¿ 3.4. Просмотрите краткий частотный словарь сочетаемости русской деловой лексики на web-странице http://doc-style.ru/DO/?id=1.10. Обратите внимание на употребление предлогов с определенными существительными. Выпишите незнакомые слова в тетрадь. Выясните значение незнакомых слов в электронном словаре «ABBYY Lingvo x3» в компьютерных классах АИЭС.

¿ 3.5. Прочитайте текст «Типичные грамматические ошибки в деловых бумагах» на web-странице http://doc-style.ru/DO/?id=1.4. Кратко запишите в тетрадь примеры верного употребления слов с точки зрения грамматики в деловых текстах.

¿ 3.6. Прочитайте текст «Элементы административного речевого этикета» на web-странице http://doc-style.ru/DO/?id=1.2. Расскажите, что представляет собой современный административный речевой этикет. Чем речевой этикет отличается от этикета поведения?

¿ 3.7. Прочитайте текст «Типичные лексические ошибки в деловых бумагах» на web-странице http://doc-style.ru/DO/?id=1.5. Расскажите, какие лексические ошибки в деловой документации допускаются чаще всего. Приведите примеры.

¿ 3.8. Прочитайте текст «Ошибки при использовании фразеологизмов» на web-странице http://doc-style.ru/DO/?id=1.6. Как вы считаете, возможно ли употребление фразеологизмов в деловой речи? Какие фразеологизмы могут употребляться в официально-деловом стиле?

& § 4. Научный стиль речи, его особенности

¿ 4.1. Прочитайте текст «Научный стиль» на web-странице  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_75. Подготовьте сообщение о научном стиле.

¿ 4.2. Посетите web-страницу  http://www.gramota.ru/spravka/letters/ и ознакомьтесь в разделе «Научный стиль» с пунктами «Как оформлять цитаты?», «Принципы рубрикации текста», «Как оформить библиографическую ссылку и составить библиографию?», «Как оформить ссылку на Интернет-источник?». Составьте в тетради конспект из четырех частей.

N 4.3 а. Прочитайте тексты I, II и III (см. далее). Определите тему каждого текста, выделите главную мысль. Определите, к какому стилю речи относится каждый из текстов. Укажите признаки, по которым вы определили стилевую принадлежность.

@. 4.3 б. Выпишите из текстов I, II и III непонятные слова в тетрадь.

¿ 4.3 в. Пользуясь электронным словарем «ABBYY Lingvo x3» в компьютерных классах АИЭС, найдите значения (при необходимости посмотрите перевод на казахский) непонятных слов.

I. В день летней грозы многих и теперь, как в древние времена, охватывает оторопь, ощущение угрозы. Сколько раз за лето каждый из нас видит вспышку молнии на небесах, и всякий раз ее огонь кажется таинственным. Да и ученый мир подтвердит, что, как ни прытка наука, познавшая все от атомов до созвездий, перед феноменом молнии — электрического разряда, возникающего между грозовой тучей и поверхностью Земли — долго пасовала и она. В этой области исследований еще не прошел описательный период.

Стоило дождаться космической эпохи, чтобы узреть, что пылающая стрела метит не только в одинокие дубы или башни, но и летит ввысь. Лишь в 1989 году были впервые сфотографированы «спрайты» — слабо светящиеся молнии, вспыхивающие на доли секунды в верхних слоях атмосферы, примерно в 65-80 километрах от Земли. Эти молнии, окрашенные в синий или красный цвета, сверкают под аккомпанемент необычного — инфразвукового — грома. Наблюдения за ними удобно вести с околоземной орбиты. На снимках, сделанных из космоса, видны невероятной величины огненные столпы. Их диаметр порой достигает 90 километров, но сила свечения невелика, а потому с поверхности Земли их не увидать. Спрайты нередко сравнивают со сполохами полярного сияния. Но если те возникают при проникновении из космоса высокоэнергетичных протонов и электронов, то для спрайтов источником энергии становятся грозовые разряды. Очевидно, при вспышке молнии распространяется электромагнитный импульс, возбуждающий слабое свечение молекул воздуха. Многочисленные исследования показали, что спрайты почти всегда сопровождают грозу.

II. Сильнейшие грозы обрушились на юг Франции в пятницу вечером, пострадали несколько человек, серьезно нарушено транспортное сообщение, передают французские СМИ.

На юго-востоке страны из-за ливней вышли из берегов небольшие реки. Город Сент-Максим в департаменте Вар затопило на несколько часов, уровень воды в некоторых районах поднялся на один метр. Пострадали также города Фрежюс и Монтору. Наводнение прекратилось вскоре после того, как утихла гроза.

В департаменте были затоплены или унесены течением от 150 до 200 автомобилей, пострадали промышленные и коммерческие предприятия, 40 человек на ночь были вынуждены покинуть свои дома.

В департаменте Буш-дю-Рон дожди вызвали сходы селевых потоков и нарушили железнодорожное сообщение. Сошел с путей региональный экспресс, шесть пассажиров получили легкие ранения. В результате поезда между Ниццей и Бордо следовали с большими задержками.

«Meteo France» предупредило, что в субботу сильные грозы вновь обрушатся на регион Прованс-Лазурный берег.

Наводнения произошли и в департаменте Приморские Альпы. Были блокированы на путях два поезда, повреждены несколько десятков автомобилей.

В ночь на субботу было прервано железнодорожное сообщение на Атлантическом побережье между городами Дакс и Биарриц, которое сейчас восстановлено.

По данным французской метеослужбы «Meteo France», за сутки в Байонне на юго-западе Франции выпало 267 миллиметров осадков, что вдвое больше, чем среднее количество осадков в регионе за сентябрь месяц. Вода и грязь заполнили первые этажи домов, наибольшие повреждения получила городская клиника.

Мэр Байонны потребовал объявить город зоной стихийного бедствия.

III.

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Ф.Тютчев

¿ 4.4. Прочитайте текст «Безупречная логика» на web-странице http://www.svetozar.ru/index/id/38560/index.html. Расскажите, какую речь мы называем логичной? Как вы думаете, почему логика должна присутствовать в научно-технических текстах?

& § 5. Лексика научного стиля речи

N 5.1. Прочитайте текст. Расскажите о лексических особенностях научного стиля речи.

В лексике научного стиля речи выделается несколько пластов. К первому  относят слова, которые обозначают наиболее общие категориальные понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Они отражают наиболее общие объекты (предметы, признаки, связи) и имеют общенаучный характер. Например: система, функция, значение, элемент, процесс, множество, время, вещество, величина, условие, тело, движение, свойство, скорость, результат, количество, качество и т.п. В научной лексике эти слова употребляются чаще всего.

Ко второму пласту относят слова, которые обозначают понятия, общие для ряда смежных наук: вакуум, генератор, дисперсия, нейтрон, термический, электролит и др. Такие понятия служат связующим звеном между науками одного более или менее широкого профиля (физико-математические, физико-химические, геологические и пр.), и их можно определить как профильно-специальные.

К третьему слою следует отнести узкоспециальные понятия, характерные большей частью для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность ее объекта или специфичность объекта исследования: стоячая волна, возбуждение постоянными магнитами, выпрямительная схема, метод межузловых напряжений, генератор постоянного тока, замкнутая электрическая сеть и т.д.

В русских научных текстах иногда могут встречаться слова и выражения на латинском языке (perpetuum mobile, terra incognita, a priori, et cetera). Использование латинских фраз связано с тем, что в европейских странах  довольно долго латинский язык считался языком научного изложения. Использование его в современных текстах науки на русском языке является скорее данью традиции, хотя и не является обязательным.

N 5.2. Прочитайте текст. Расскажите о происхождении слова «инженер», об этой профессии. Объясните, почему вы решили связать свое будущее с технической специальностью.

Профессия – инженер

Инженер...  Откуда взялось это слово? Это слово произошло от латинского «ingenium», что означает «способность, изобретательность». Русское слово «догадка» и его синонимы «сметливость», «сообразительность» означают почти то же самое. Главное в инженере – это умение взяться за дело и провести его.

Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная деятельность имеет творческий характер, она связана с созданием новой техники, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений. Именно поэтому сегодня в качестве инженеров могут работать преимущественно выпускники магистратуры.

Инженерное образование предполагает подготовку специалистов, которые обладают умением создавать материальные ценности, будут проектировать, строить, монтировать, эксплуатировать оборудование, сооружения, организовывать и вести технологические процессы.

Инженерная деятельность оставила глубокий след в истории человеческой культуры. В Древнем Египте с помощью инженерной мысли были созданы дороги и мосты, дворцы и храмы, грандиозные пирамиды и величественные статуи, выстоявшие тысячелетия, которые до сих пор поражают людей своими размерами и красотой. Древние греки также строили прекрасные мореходные корабли, возводили оборонительные и гражданские сооружения, создавали хитроумные механизмы и инструменты.

В XVIII-XX вв. создается крупная промышленность, основанная на машинной технике. Она превращает инженерный труд в массовую профессию, так как ведущей силой в развитии материального производства становится инженерное искусство.

Применение в промышленности электрической энергии и двигателей внутреннего сгорания ускорило темпы развития техники и привело к новому качественному скачку.

Современная цивилизация использует атомную и другие виды энергии, внедряет вычислительную технику и электронику, создает замкнутые технологические циклы и безотходные технологии. Итак, значение инженерной деятельности неизмеримо возрастает, инженер становится все более значимой фигурой производства. (По И.Н.Орлову)

¿ 5.3. Прочитайте текст «Написание наименований физических величин в научно-технических текстах» на web-странице http://doc-style.ru/SPR/?id=1.12 и запишите в тетради правильные варианты написания названий физических величин в научно-технических текстах.

& § 6. Терминологическая лексика русского языка

N 6.1. Прочитайте текст. Расскажите о терминах, специфике их употребления и процессе детерминологизации (перехода терминов в общеупотребительную сферу). Какие слова называют межотраслевыми омонимами? 

Термин (от лат. terminus – граница, предел) – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, в совокупности термины образуют терминологию. Термины обладают рядом особенностей: системность, наличие специального определения, однозначность, отсутствие экспрессии, стилистическая нейтральность.

Иногда один и тот же термин употребляется в нескольких сферах и имеет разные значения: функция в математике, физиологии и лингвистике, операция в военном деле, хирургии и банковской сфере. Такие слова называют межотраслевыми омонимами.

Нередки случаи, когда термины переходят в общеупотребительную лексику (цепная реакция, калибр) и наоборот (память в информатике, тяжелая вода в химии). 

¿ 6.2. Прочитайте текст «Специальная лексика» на web-странице http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm#10 и составьте в тетради конспект. 

¿ 6.3. Прочитайте текст «Правила использования сокращений в научных текстах» на web-странице http://doc-style.ru/SPR/?id=1.10. Запишите в тетради сокращения, которые вам часто встречаются в научно-технических текстах.

& § 7. Грамматика научного стиля речи

N 7.1. Вспомните, что представляет собой грамматика как научная дисциплина, какие разделы языкознания она включает. Прочитайте текст о грамматических особенностях научного стиля речи. Подготовьте его пересказ.

В научной речи первое место по употребительности занимает существительное (35%). Большая часть существительных в научной речи представляет понятия движений, процессов, состояний, связей, отношений. Эти существительные лексически соотносимы с глаголами (зависеть – зависимость, давить – давление, открывать – открытие и др.). Объем существительных увеличивается также за счет прилагательных и наречий, обозначающих признак (равный – равенство, точный – точность, скоро – скорость, точно рассчитать – точность расчета и т.д.). Поскольку в научной речи исключительно актуально обозначение видового признака, употребление прилагательных составляет 13%.

Для научного стиля характерно повышенное употребление причастий, заменяющих глагол (6%), личных местоимений 3-го лица, заменяющих существительное, адъективных местоимений, заменяющих прилагательное, количественных числительных. Глагол и наречие в научной речи употребляются на уровне 12% (9+3).

Научный стиль обладает рядом синтаксических особенностей. Простое предложение усложнено по составу и связям: широко употребляются причастные и деепричастные обороты, используются однородные члены с характером перечисления, а сложные предложения не так многочисленны. В среднем количественно простых предложений в научной речи столько же, сколько и сложных (49,7% и 50,3%), притом средний размер простого предложения – около 20 слов, а сложного – около 30. Среди сложноподчиненных предложений абсолютно преобладают предложения с одним придаточным (74,2%). Синтаксису простого предложения в научной речи свойственна двусоставность.

¿ 7.2. Прочитайте текст «Оформление написания чисел и знаков» на web-странице http://doc-style.ru/SPR/?id=1.13. Запишите в тетради верные варианты написания числительных в научно-технических текстах.

& § 8. Подстили научного стиля

N 8.1. Прочитайте текст. Постройте в тетради таблицу с делением подстилей научного стиля и жанров. 

Научный стиль  имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник, учебное пособие, реферат  и др.).  В научном стиле выделяют следующие подстили: научно-популярный или научно-публицистический (научные статьи, обзоры в газетах и журналах; научные передачи, встречи, круглый стол и др. на радио и телевидении);  научно-информативный (аннотации к товару, инструкции к использованию того или иного товара, проспекты и рекламы), научно-справочный (энциклопедии, справочники), научно-фантастический (рассказы, романы, фильмы), научно-учебный (учебники, учебные пособия, программы, силлабусы, методические разработки, рекомендации)  и собственно научный (монографии, книги по специальности, диссертации, дипломы, рефераты, научные статьи и др.). В свою очередь собственно научный подстиль  подразделяется на подвиды: естественно-научный (физика, география, химия, геология и т.п.), научно-технический (математика, информатика, начертательная геометрия, инженерная графика и т.п.), научно-гуманитарный (языкознание, философия, история, культурология,  валеология, социология, право, инженерная педагогика и т.п.).

     Далее, если рассмотреть тексты по физике, химии, математике, то они заметно отличаются по характеру изложения от текстов по истории, языкознанию, культурологии или философии. Вследствие чего  в научном стиле выделяются  подъязыки различных наук: подъязык физики, подъязык  филологии, подъязык геологии и др., каждый из которых отличается своим  запасом терминов, фразеологических оборотов, способом изложения (описание, повествование, рассуждение: объяснение, доказательство, размышление)  и т.п.

N 8.2. Прочитайте текст. Определите, к какому подстилю он принадлежит. Расскажите, в каком году была открыта Академия наук РК, какие основные этапы развития науки в Казахстане вы можете назвать? Какие выдающиеся ученые занимались изучением истории и этнографии Казахстана? Каких известных  ученых Казахстана вы знаете?

  

Из истории научных исследований в Казахстане

Полвека прошло с того дня, когда состоялось торжественное открытие Академии наук, ставшей координатором научно-исследовательских работ в Казахстане. В первые же годы после ее создания Академия развернула широкие научные изыскания по освоению богатейших природных ресурсов; установила связи с производством; вносила свой весомый вклад в развитие производительных сил страны.

Научное изучение истории и этнографии казахского народа и региона имеет историческую традицию. Начало ей было положено еще в XVII в. трудами видных российских и европейских ученых И.К.Кириллова, В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и др.

С середины XIX в. важную роль в развитии исторических исследований на территории региона начинают играть высокообразованные представители казахского населения. Одним из первых исследователей-казахов был Ч.Валиханов. Его исследования – весомый вклад в разработку многих актуальных проблем этнической истории, материальной и духовной культуры казахского народа.

На рубеже XIX-XX вв. казахстанская тематика стала занимать видное место в исследованиях российских историков, экономистов, этнографов того времени. Благодаря трудам А.Е.Алекторова, А.Х.Диваева, Г.Н.Потанина, А.Н.Букейханова и других ученых вопросы науки стали широко освещаться на страницах местной и центральной периодики, в российских энциклопедических изданиях. Так, 1 том энциклопедии «Россия. Полное географическое описание» (1903 г.) был посвящен Киргизскому (Казахскому) краю. Том содержал характеристику строения земной коры; растительного и животного мира; населения, этнографического состава, быта и культуры; промыслов и занятий населения; путей сообщения.

Действительное становление науки Казахстана произошло в ХХ в., когда сформировался многочисленный отряд национальной научной интеллигенции, организационно структурно выросли три ветви науки – академическая, отраслевая, вузовская. В 1919-1920 гг. в Казахстане начались исследования Эмбенского нефтеносного района, Карагандинского угольного бассейна, Голодной степи, Муюнкумов. Здесь работали маршрутные экспедиции, одну из которых возглавлял ученый-геолог И.М.Губкин. В крае проводились важные исследования быта, расселения и истории народов и племен, издавна населявших территорию республики. Одним из организаторов науки в Казахстане был просветитель-ученый, видный общественный деятель А.Байтурсынов, который в 1921 г. был первым председателем Академцентра, в 1922-1925 гг. – наркомом просвещения Казахстана.

Южные районы Казахстана исследовали ученые Туркестанского университета в Ташкенте. Их работа главным образом была связана с сельским хозяйством. Это плодово-ягодная станция в Семиречье, Краевая станция защиты растений и др.

По решению правительства и Министерства просвещения Казахстана в 1934 году  был открыт первый технический вуз – горно-металлургический институт, целью которого была подготовка кадров для промышленности, для поиска, разработки и переработки полезных ископаемых.

Большое научное и народнохозяйственное значение имели исследования геологов по выявлению запасов угля, нефти и цветных металлов, раскрытию закономерностей и особенностей геологической структуры Казахстана, созданию научной базы для дальнейшего прогнозирования месторождений полезных ископаемых. Геологами выявлены месторождения высококачественных фосфоритов Каратау; интенсивно изучают гидроресурсы региона. Большой вклад  в развитие науки Казахстана в этом направлении внес К.И.Сатпаев.

В 1941 г. учеными республики было внесено около сорока практических предложений оборонного и народнохозяйственного значения. В тяжелых условиях военного времени ученые отдавали все свои силы обеспечению фронта.

В настоящее время ученые трудятся над проблемами добычи и переработки цветных и черных металлов, производства стройматериалов, химической технологии, энергетики, водоснабжения и очистки вод, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, экологии и здоровья. (По материалам печати)

    & § 9. Научный текст

N 9.1. Прочитайте текст. Расскажите, какие признаки текста вы знаете? В какой форме преимущественно существует текст? На какие группы делят научные тексты? Какие жанры представлены в каждой из этих групп? Что представляет собой сложное синтаксическое целое в тексте и чем оно отличается от абзаца? Охарактеризуйте цепную и параллельную синтаксическую связь в тексте.  

Учебный (научный) текст всегда раскрывает содержание определенной темы. Основные признаки текста – это единство темы, относительная законченность высказывания, связность и целостность.

Текст принадлежит преимущественно письменной форме речи, а его устная форма (лекция, например) выступает как вторичное образование. Заголовок текста отражает основную его тему.

Для удобства научные тексты делят на три группы.

I группа – малые формы. Сюда относятся аннотации, резюме, краткие рецензии, тезисы докладов, рефераты работ, короткие энциклопедические статьи и прочие краткие сообщения разного рода.

II группа – средние формы. К ним относятся три типа статей: узкоспециальные статьи, общие (теоретические) статьи, обзорные статьи. Кроме того, доклады, развернутые рецензии, энциклопедические статьи, отдельные лекции, юбилейные статьи.

III группа – крупные формы. К ним принадлежат руководства, справочники, специальные словари, учебники, курсы лекций, общие сводки, монографии, коллективные монографии.

Говоря о научном тексте, следует обратить внимание на сложное синтаксическое целое. Под сложным синтаксическим целым подразумевается такое сочетание тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, которые относительно полно выражают содержание определенной микротемы текста.

Предложение вне контекста, как правило, не вполне закончено. Оно приобретает полный смысл лишь в речи. В отличие от предложения сложное синтаксическое целое, извлеченное из контекста, не меняет своего смысла. Например: Особо важными были исследования Менделеевым взаимоотношений между атомными весами различных элементов. Изоморфизм, удельные (или атомные) объемы, формы кислородных соединений и отношения в атомных весах - это были «четыре стороны дела», по выражению Менделеева, которые характеризовали будущий закон периодичности и вместе с тем те пути, двигаясь по которым, Менделеев неуклонно приближался к его открытию.

В сложном синтаксическом целом между предложениями встречаются два вида связи – цепная и параллельная.

При цепной связи предложения как бы цепляются одно за другое. Они тесно взаимосвязаны по смыслу, а также лексически, грамматически, интонационно, а также раскрывают одну микротему: Нефтегазопроявления – следы нефти и продуктов ее превращения, выходы горючего газа, наблюдаемые на поверхности Земли или при бурении скважины. К видимым проявлениям относятся струйные истечения нефти, пленки на поверхности воды, выходы коренных пород, насыщенных нефтью или вязкими и твердыми битумами, скопления асфальта, озокерита, выходы горючего газа и др. 

При параллельной связи предложения не цепляются одно за другое. В них дается описание ряда одновременно происходящих или сменяющихся явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Для таких предложений характерен структурный параллелизм, то есть строятся они одинаково: В лаборатории ацетилен получают при действии воды на карбид кальция. В промышленности ацетилен получают путем разложения метана. Цепная и параллельная связь могут сочетаться в одном и том же синтаксическом целом.

Сложное синтаксическое целое нельзя смешивать с абзацем. Это единицы разных языковых уровней. Абзац – не синтаксическая, а композиционно-стилистическая единица.

В правильно организованном тексте абзацные фразы заключают в себе главные мысли всего текста.

Иногда абзац и сложное синтаксическое целое совпадают по своим границам. Бывают случаи, когда сложное синтаксическое целое делится на несколько абзацев. Однако чаще всего абзац включает в себя два и более синтаксических целых.

¿ 9.2. Прочитайте рубрику «Композиция научного текста» на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.1. Какие элементы выделяются в академическом научном тексте? Как влияет композиция научного текста на характер его восприятия?

¿ 9.3. Прочитайте рубрику «Как составить план к тексту?» на web-странице   http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_81. Расскажите, какие виды плана вам известны.

 & § 10. Типы монологической речи

N 10.1. Прочитайте текст. Запишите в тетради определения слов, выделенных курсивом.

Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По способу изложения информации выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях.  Отличительная особенность повествования – его динамичность.

Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др. В научных текстах повествование обычно встречается: а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны  и др.

Описание – это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета / явления / события.  Отличительная особенность описания – его  статичность. Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым  и  художественным. Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др.

Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах событий, свойств или явлений. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргументы), затем в виде примеров; 3) вывод. Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как, ибо; 3) вводные слова: таким образом, итак, следовательно и др.

¿ 10.2. Прочитайте текст «Учимся рассуждать... Зачем? О чём? Как?» http://www.svetozar.ru/index/id/51616/index.html. Расскажите, как следует составлять текст рассуждения, план рассуждения?

& § 11. Тезисы, их виды

N 11.1. Прочитайте текст. Перескажите его содержание.

Тезисы необходимы для предварительного ознакомления с основными положениями доклада, сообщения, статьи, исследования. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого текста объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов – в очень сжатой (до самого минимума) форме изложить только основные итоги исследования (статьи, доклада и т.п.). Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц машинописного текста), то можно дать более подробное описание «центральной идеи».

Процесс составления тезисов представляет собой свертывание (компрессию) научной информации (основной процесс аналитико-синтетической переработки материала), направленное на то, чтобы выявить и выбрать из содержания материала наиболее существенную информацию и представить ее в краткой форме по принципу «минимум знаков – максимум информации». Проводится синтез информации, ее логическое комплексирование, обобщение, поиск емких и точных средств и форм ее представления.

Компрессия текста достигается за счет устранения избыточной информации, уменьшения (исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний. В тексте тезисов не используются дополнительные средства активизации внимания (типа «Важно отметить, что…», «Заметим, что…» и др.), риторические вопросы, фразеологизированные сочетания и иностилевые элементы.

Для сокращения текста могут использоваться и такие приемы: слияние 2-3 абзацев в один, что дает экономию не менее 1 строки; расположение в подбор через точку с запятой перечислений по пунктам или отделяемых друг от друга дефисом каждый раз с новой строки; совмещение 2-3 фраз в одной, перестановка местами отдельных предложений или их частей, сокращение длины предложений.

Очень полезны с точки зрения нетекстовые средства компрессии: использование аббревиатур и буквенные обозначения терминов (символы).

@ 11.2. Прочитайте текст и запишите тезисы к нему.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

Внедрение НИРС в учебный процесс обеспечивает повышение качества подготовки специалистов через привитие им навыков самостоятельной творческой работы.

НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает высокие деловые и моральные качества.

Формы и направленность НИРС с каждым годом совершенствуются и развиваются. Какими бы совершенными ни были учебные планы в современном вузе, какие бы рациональные формы учебных занятий они ни предусматривали, настоящее научное творчество студентов возможно лишь тогда, когда оно не ограничивается рамками учебного расписания занятий. Те студенты, которые хотят после окончания вуза работать творчески, должны активно заниматься научной работой, участвуя в студенческих конструкторских бюро, в семинарах, олимпиадах, конференциях.

Подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается усложнением заданий и все более возрастающим уровнем самостоятельности. Так, на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию. На старших курсах студенты составляют научные обзоры по тематике той или иной профилирующей кафедры. Постепенно студентам поручается самостоятельное решение конкретных задач, определяемых программой производственной/преддипломной практики.

Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студенты оформляют в виде законченных научных работ (рефератов, докладов) и представляют их на ежегодные научные студенческие конференции.

Во многих вузах расширилось включение элементов творчества в лабораторные работы, а при выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, анализирует результаты эксперимента, составляет научный отчет.

Большой научный интерес у студентов вызывают специальные научные семинары, на которых происходит творческое общение студентов с ведущими учеными и практиками. Участие в работе таких семинаров расширяет кругозор студента, закрепляет и углубляет навыки работы с научной литературой, вырабатывает умение выступать с докладами, вести научную дискуссию.

Правильная организация НИРС способствует более эффективной подготовке будущих специалистов.

& § 12. Конспект

N 12.1. Прочитайте текст. Расскажите о составлении конспекта, его разновидностях.

Как ни странно, но сегодня далеко не каждый знает правила написания конспекта. При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. Конспекты при своей обязательной краткости должны содержать не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана текста, и каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат, и особенно целесообразно использовать этот вид конспекта при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения материала, но это достаточно трудоемкая работа, требующая глубокого осмысления материала. Тематический конспект составляется на основе материала различных источников на определенную тему, и такой конспект помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения, мобилизовать свои знания.

Чаще всего конспекты комбинируются, включая план, цитаты и т.д. Поэтому умение составления различного вида конспектов необходимо каждому студенту.

Большая роль при составлении конспекта отводится плану. План представляет собой краткую запись текста и отражает самое главное в содержании. Планы бывают простыми (вопросный план, назывной план) и сложными (развернутый план, тезисный план).

@ 12.2. Прочитайте текст. Как вы считаете, какова роль науки в обществе? Составьте конспект. Опираясь на конспект, расскажите о том, какое место занимает наука в деятельности государств? С каких исторических событий внимание властей к науке резко возросло? Может ли сегодня наука обходится без поддержки государства? Свободна ли наука в своем развитии? Могут ли ученые обрести свободу в исследованиях? Ответственны ли ученые за результаты науки? Могут ли ученые сегодня жить вне политики? Расскажите, что вы узнали нового о науке?

Наука и общество

В настоящее время наука является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание уделяют им даже президенты государств. Внимание властей к научным исследованиям стало резко возрастать после того, как 2 августа 1939 г. А.Эйнштейн сообщил Д.Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать атомную бомбу. Успех «Манхеттенского проекта», который привел к созданию атомной бомбы, а затем запуск Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого спутника Земли помогли всем странам осознать большую важность проведения государственной политики в развитии науки.

Наука сегодня не может обойтись без помощи общества, государства, так как на развитие ее нужны огромные деньги. Она требует не только подготовки научных кадров, оплаты труда ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами, информацией. Так наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем резко возросла и ее зависимость от общества. Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют на приоритеты в области научно-технических исследований. Ярчайшим свидетельством этого является то, что около 40% ученых так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам. Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов. Таких примеров привести можно много. Так, в СССР благодаря вмешательству в науку политиков, с одной стороны, стимулировались исследования, связанные с освоением космоса, с использованием атомной энергии, а с другой активно поддерживалась антинаучная позиция Т.Д.Лысенко в генетике, выступления против кибернетики. Идеологические догмы деформировали науки о культуре, человеке, обществе, фактически ликвидировав возможности их творческого развития. В итоге целый ряд крупных направлений  обществознания  оказался вне осмысления нашей наукой. Это относится, в частности, к изучению рыночной экономики, культурологии, философии человека и истории.

Могут ли ученые обрести свободу исследований? Пока нет. Дело обстоит так, что чем большее значение для общества приобретают достижения науки, тем в большей зависимости от него оказываются ученые. Постоянное давление общества требует от ученого результативности его исследований, а это создает излишнюю напряженность в его жизни и мешает творчеству.

Одной из важных проблем современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Насколько ответственны ученые за последствия применения их идей, технических разработок? В какой мере они причастны к многочисленным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX столетии? Ведь и массовые уничтожения людей на войнах, и разрушение природы не были бы возможны без использования современной науки и техники. По мнению бывшего президента США  Г.Трумэна, дело ученого – решать те задачи, которые перед ним ставит общество, власть, а остальное не должно его волновать. Вероятно, многие государственные деятели поддержали бы такую позицию. Но она неприемлема для ученых. Они не хотят быть марионетками, безропотно исполняющими чужую волю, и активно включаются в политическую жизнь. Прекрасные образцы такого поведения продемонстрировали выдающиеся ученые:  А.Эйнштейн, Б.Рассел, Ф.Жолио-Кюри,  А.Сахаров и др. Их активная борьба за мир и демократию была основана на ясном понимании того, что достижения науки и техники должны использоваться на благо всего человечества.

В наше время ученый не может жить вне политики. Активное участие ученых в жизни общества, их влияние на выработку и принятие политических решений необходимо, но ученый должен оставаться ученым. И это его высочайшее предназначение. Нам же необходимо построить такое общество, в котором была бы потребность и возможность при решении всех вопросов опираться на науку, учитывать мнение ученых. (По В. Купцову)

& § 13. Аннотация как жанр научного стиля

N 13.1. Прочитайте текст, расскажите, что представляет собой аннотация.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

¿ 13.2. Запишите в тетрадь из текста «Что такое аннотация?» на web-странице http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_85 определение аннотации.

¿ 13.3а. Прочитайте образец аннотации на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.2.  Подберите текст по своей специальности для составления аннотации.

¿ 13.3б. Просмотрите перечень клише на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.2. Пользуясь клише, составьте аннотацию к тексту по вашей специальности.

& § 14. Рецензия как жанр научного стиля

¿ 14.1. Ознакомьтесь с текстом «Как писать рецензию» на web-странице http://www.svetozar.ru/index/id/48692/index.html, запишите основные положения текста в тетрадь.

¿ 14.2. Посетите web-страницу  http://doc-style.ru/NTT/?id=1.5 и прочитайте текст «Рецензия и отзыв», подготовьте устное сообщение о составлении рецензии.

& § 15. Реферат

¿ 15.1. Прочитайте текст «Реферат» на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.3, подготовьте устное сообщение с характеристикой реферата как жанра научного стиля.

¿ 15.2. Прочитайте текст «Как составить реферат» на web-странице http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_80. Расскажите о видах реферата, его структуре.

¿ 15.3. В научной печати выберите статью по специальности. Пользуясь моделью реферата научной статьи на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.4,  самостоятельно составьте реферат выбранной статьи.

  

БИБЛИОГРАФИЯ

1.     Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М., 1976.

2.     Волков А. Время летних гамма-гроз. «Знание – сила», № 6, 2006. С.4-5.

3.     Герд А.С. Основы научно-технической лексикографии. Л., 1986.

4.     Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.

5.     Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972.

6.     Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М., 2000.

7.     Левинтов А.Е. Шпионская школа: дневник курсанта. М., 2007.

8.     Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1990.

9.     Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985.

10.                       Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М., 1988.

11.                       Русские писатели XVIII-XIX вв. о языке. Хрестоматия: В 2-х томах / Под редакцией Н.А.Николиной. М., 2000.

12.                       Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н.Караулова. М., 1997.

13.                       Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М., 2004.

14.                       Смирнова Ю.Г. Русский язык для технических вузов. Алм., 2009.

15.                       Туманова А.Б. Обучение научному стилю речи. Алм., 2005.

16.                       Штоль А.А. Русский язык в таблицах. Новосибирск, 2006.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1.     ABBYY Lingvo х3. М., «ABBYY Lingvo», 2009.

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1. Интернет-сайт «Грамота.ру» www.gramota.ru (дата обращения 03.04.2010)

2. Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramma.ru (дата обращения 07.01.2010)

3. Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru (дата обращения 21.01.2010)

4. Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru (дата обращения 18.01.2010)

5. Онлайн-олимпиада по русскому языку www.svetozar.ru (дата обращения 25.12.2009)

6. Онлайн-энциклопедия www.ru.wikipedia.org (дата обращения 02.01.2010)

 

[1] Логическое ударение ― это выделение слова или группы слов, важных с точки зрения смысла в данный фразе.