Некоммерческое акционерное общества

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра русского и казахского языков

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Методические разработки семинарских занятий

 для магистрантов всех специальностей

 

 

Алматы, 2013

СОСТАВИТЕЛЬ:  Н.С. Саньярова.  Психология. Методические разработки семинарских занятий (для магистрантов всех специальностей). –  Алматы: «АУЭС», 2013. -   34 с.

 

В методических разработках семинарских занятий для магистрантов отражены разнообразные формы проведения занятий с применением интерактивных методов обучения, а также указан перечень форм, методов и приемов, используемых на семинарских занятиях. 

В семинарских занятиях определены тема и цели занятия, даны методические рекомендации, которые помогут магистрантам сориентироваться в теоретических вопросах, а также предложены задания практического характера с целью научить магистрантов использовать теоретические знания на практике, в сложившейся ситуации.

 

Рецензент: канд. пед.наук, профессор  Р.К. Букейханова

 

Печатается по дополнительному плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи», 2013 г.

  

Введение 

Психология рекомендована Государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО РК) в качестве обязательной учебной дисциплины для магистрантов профильной подготовки - преподаватель высшей школы. Психология входит в обязательный компонент блока базовых дисциплин  (БД ОК).

В разработанных семинарских занятиях указаны цели занятия, даны методические рекомендации для магистрантов, а также предложены задания практического характера, сопровождаемые целями. Семинарское занятие разбито на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает обсуждение магистрантами теоретических положений лекции в частности и  знания курса в целом, что достигается за счет организации непосредственной проверки усвоения ими основных понятий, положений посредством фронтального опроса. Практическая часть вызвана необходимостью реализации магистрантами практических умений и навыков при решении различного вида профессиональных задач и ситуаций с опорой на содержание лекций и учебных пособий.

На семинарских занятиях рекомендуется активно применять индивидуализированные и интерактивные методы обучения, которые  дают возможность раскрыться творческим возможностям магистрантов, активизируют их работоспособность, мышление.

 

Методические рекомендации по разработке семинарских занятий

Семинарские занятия – это одна из форм организации учебного процесса, дополняющая знание магистрантами теоретического материала.

Преподаватель курса «Психология» организует семинарские занятия согласно требованиям кредитной технологии.

Магистрантам даются задания по разделам и темам курса с указанием формы контроля. К каждому заданию определены цель, вопросы, методические рекомендации и рекомендуемая литература. По методическим рекомендациям преподавателя магистранты самостоятельно выполняют задания, используя источники по данному вопросу, изучая рекомендованную литературу.

Семинарские занятия предполагают различные формы контроля: контрольные работы, доклады, сообщения, рефераты, собеседование.

При определенном отношении магистрантов к семинарским занятиям у них активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению знаний по психологии и этике, в том числе и этикету и культуре общения, и развитию психолого-этического сознания. При этом у них вырабатываются умения самостоятельной работы: анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение источников.

Цели и задачи:

-     организовать работу стимулирующих самостоятельную деятельность магистрантов в рамках оптимизации учебного процесса;

-     уделить внимание анализу познавательных способностей магистрантов и способам развития у них интереса к предмету;

-     развивать умения работать с источниками и литературой;

-     выработать способность анализировать литературу, аргументированно и самостоятельно  излагать    свое мнение, вести дискуссию, делать выводы;

-     развивать навыки реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Методические рекомендации:

-     организация работы магистрантов нацелена на развитие мыслительной и познавательной деятельности;

-     объем работы предусматривает изучение дополнительного материала.

 

Семинар  № 1.  Психология как наука

 

Цели занятия:

1) получить знания о психологии как науке и об основных отраслях психологии;

 2) познакомиться с методами научных исследований психологии;

 3) уяснить направления психологических учений и психологических концепций второй половины XX века.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)  Дайте определение психологии. Какая разница наблюдается между отраслями общей психологии и отраслями психологических исследований? Как называется отрасль, изучающая  профессии технических вузов?

2)  Что означает понятие «методы научных исследований»? В каких других науках эти методы встречаются и почему?

3)  Какие требования предъявляются к достоверности сведений?

4)  Охарактеризуйте эксперимент, его виды. С какой целью их применяют?

5)  Охарактеризуйте опрос, беседу. С какой целью их применяют?

6)  Дайте определение анкетирования, охарактеризуйте его виды. С какой целью их применяют?

7)  Дайте определение теста, охарактеризуйте  классификацию тестов. С какой целью их применяют?

8)  С какой целью используется социометрия и анализ процесса и продуктов деятельности?

9)  Расскажите о становлении психологии как науки.

10)   Охарактеризуйте три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

11)   Охарактеризуйте психологические кон­цепции второй половины ХХ в. (когнитивная психология, неофрейдизм, генетическая психология)

Методические рекомендации. При подготовке к семинару следует дать обоснование того, почему отрасль,  касающаяся технических вузов, выделена в специальную отрасль психологического исследования. Правильный ответ на второй вопрос предполагает знание таких учебных дисциплин, в которых объектом изучения является человек. Критерии, предлагаемые к достоверности сведений в психологии, а также методы научных исследований являются обязательными и универсальными и для  других наук.  При этом социометрическая процедура используется в основном для выявления межличностных отношений в группе, коллективе. Внимательно изучите таблицу психических явлений и понятий, попробуйте применить ее к себе. В дальнейшем мы остановимся на ее более подробном  изучении. Знакомство с психологическими учениями и психологическими исследованиями XX века позволит Вам лучше понять развитие психологии как науки, ее значимость для специалиста технического вуза и всего человечества в целом.

 

Практическая часть

Задание № 1. Составить анкету из 6-7 вопросов на тему: «Что Вы знаете о психологии и с какой целью Вы ее изучаете?».

Цель: сформировать навык составления анкет, используя полученные знания на практике, развивать логическое мышление.

Задание № 2. Выразите свое мнение относительно часто встречаемого утверждения: «Каждый человек - в душе психолог». 

Цель:  уметь убеждать других в своей правоте,  понять, что человек действительно является на житейском уровне психологом при условии, если он внимателен к окружающим.

Задание 3. Деловая игра «Интервью при устройстве на работу».

Цель: отработать на практике метод научного исследования – интервью.

 

Интервью при устройстве на работу (деловая игра)

Цель игры: научить слушателей правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу в службу персонала.

Условия и правила игры: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала во вновь создаваемый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютерного оборудования в следующие группы: планирования и найма сотрудников; мотивации, стимулирования и оплаты труда;  трудовых и дисциплинарных отношений;  профориентации и социальной адаптации;  подготовки и продвижения кадров;  изучения и оценки кадров;  повышения качества трудовой жизни;  охраны труда и техники безопасности (количество групп можно сократить до двух).

Для отбора претендентов используется интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление. В своем выступлении он должен: охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе, объяснить свой выбор конкретной группы;  продемонстрировать профессиональную компетентность;  рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.

Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе. Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

Литература по теме:  2, 10, 17, 37, 59.

Примечание. Семинар состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть семинара магистранты должны подготовить заранее. Для этого магистрантам следует внимательно ознакомиться с материалами лекции. Практическая часть выполняется в аудитории под контролем преподавателя, чтобы научиться использовать теоретические знания на практике, в сложившейся ситуации.

 

Семинар  № 2.  Психология познавательной деятельности

 

Цели занятия:

 1) получить знания о познавательной деятельности человека в процессе обучения;

 2) уточнить представление о гносеологических и онтологических проблемах образовательного процесса, в том числе и в профессии инженера;

  3) по-новому взглянуть на знакомые психологические методы и средства повышения эффективности и качества образования в современных условиях.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)       Охарактеризуйте познавательность деятельность человека с позиции обучения.

2)       Какова роль проблемных ситуаций в познавательной деятельности человека?

3)       На основе каких процессов осуществляется познавательная деятельность? Расскажите кратко о роли сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов.

4)       Какова структура познавательной деятельности?

5)       Почему гносеологические и онтологические проблемы философии стали предметом внимания образовательного процесса?

6)       Почему онтологический подход наиболее развит в информационных системах? Чем это вызвано?

7)       Дайте определение понятию «метод» в процессе обучения. Чью классификацию Вы предпочли бы? Кто стоит у истоков «традиционной» классификации?

8)       В чем суть интерактивных методов обучения? Дайте их характеристику. Почему интерактивные методы обучения являются более эффективными и действенными в процессе обучения в отличие от традиционных? 

9)       В каких случаях преподавателю следует использовать традиционные методы, а в каких – интерактивные? Объясните выбор преподавателя.

10)     Какие методы обучения и почему в процессе преподавания предпочли бы Вы?

Методические рекомендации.  При усвоении  темы «Психология познавательной деятельности» надо помнить, что затронут лишь один из ее аспектов – учебный. Познавательная деятельность не состоится, если  не будет целей и мотивов. Основным мотивом выступает потребность. Познавательная активность повышается за счет проблемных ситуаций, которые вынуждают человека познать новое, неизведанное.  Любая познавательная деятельность имеет содержание. В учебной деятельности ее основой является знание, которое, в свою очередь, существует в форме образов, представлений, мыслей, идей, те­орий, концепций, гипотез, проектов и т.д. Кроме этого, надо помнить, что любая деятельность состоит из структуры, осуществляемой посредством гностических (греч. gnostikos – знающий, т.е. «познающих» действий или действий, направленных на познание) действий, которые в отличие от практической деятельности могут быть не только внутренними, но и внешними. Продукты этих действий надо четко различать. В основе обучения находится гносеология, которая развивает идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения.  Гносеология тесно связана с онтологий, которая представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего. В настоящее время онтология широко применяется в науке и в инженерии. Сейчас делается попытка представить онтологию по каждой учебной дисциплине. Что касается познавательной деятельности обучения, то на нее существенно влияют определенные методы и приемы обучения. Знание традиционных методов позволит Вам положительно оценить технологию индивидуализированного обучения, которая нацелена на образовательные интересы, индивидуальные особенности и общее развитие каждого студента. Практическая реализация индивидуализации обучения должна начаться с высших учебных учреждений, которые должны подготовить педагогов, учитывающих в свою очередь индивидуальные особенности учеников. 

 

Практическая часть

Задание 1. Дискуссия на тему «Какой компонент познавательной деятельности Вы считаете наиболее значимым в процессе познания?». Приведите аргументы. Выступающему отводится 3 минуты.

Цель:  уметь участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, приводя убедительные аргументы.

         Задание 2.  Выскажите свое мнение относительно индивидуализации обучения. Как Вы считаете, почему преподаватели вуза не используют более активно этот метод на практике?

         Цель: понять, что индивидуализация обучения требует определенных усилий не только от преподавателей, но  и от студентов, которые должны взять на себя ответственность за свой индивидуально-образовательный маршрут.

         Литература по теме:  12, 13, 21, 35, 38, 43, 48, 59, 60, 65, 69, 70.

 

Семинар № 3. Конфликты в педагогическом процессе и их разрешение

 

Цели занятия:

1) уяснять суть педагогического общения и его цели;

2) запомнить  фазы  протекания конфликта в педагогическом процессе; 

3)  признать, что одной из главных причин конфликта является оценка;

4)  разобраться в пяти конфликтных ситуациях и предметах конфликта;

5) проанализировать  причины возникновения педагогического конфликта в высшей школе и его особенности;

6) расширить представление о профессиограмме и психограмме специалиста в сфере будущей профессиональной деятельности.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)       Что означает педагогическое общение?

2)     Что означает императив И. Канта?

3)     Дайте определение конфликта в психологи. Как называется конфликт между преподавателем и обучаемым?

4)     Как проходят фазы конфликта? Какая фаза является решающей и почему?

5)     Что значит педагогический конфликт? В чем заключена их специфика?

6)     Что является одной из противоречивых сторон образовательной деятельности? С  чем должен соотносить свои возможности учащийся?

7)     Охарактеризуйте предметы конфликта. Есть ли у Вас возражения по поводу их объяснения?

8)     Какие причины конфликта являются характерными  для высшей школы? Согласны ли Вы с приведенными доводами?

9)     В чем заключена особенность конфликтов в высшей школе? Вы тоже так считаете?

10) Что мешает нормальному общению «педагог – обучаемый»?

11) Какие требования предъявляет общество к специалисту?

12)       Что означает понятие «модель специалиста»?

13)       Какое содержание вкладывается в понятие  профессиограммы?

14)       Какое содержание вкладывается в понятие психограммы?

15)       Что Вы знаете о типологии  Е.А. Климова? В каких случаях  она активно используется?

Методические рекомендации. При подготовке к данному семинару обратите  внимание на цель педагогического общения, которая состоит не только в передаче социального и профессионального опыта от педагога учащимся, но и в обмене жизненными ценностями. В общении происходит взаимное становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Немаловажное значение придается эмотивной функции, которую педагог должен  использовать грамотно и тактично в силу ее  существенного влияния на его собственные переживания состояние. Исход конфликта зависит от 2 фазы, когда происходит ответная реакция преподавателя или студента, поэтому если это реакция  преподавателя, то он должен уметь контролировать свои слова и действия и не пользоваться своим статусом. В таком случае он роняет достоинство не только перед «соперником», но всей аудиторией, то есть ответственность за конфликт возлагается прежде всего на преподавателя. Одной из причин конфликта является неадекватная реакция студента на оценку, то есть его ожидания не оправдываются. Тем не менее, на наш взгляд, в основе конфликта лежит отсутствие элементарных норм речевой и поведенческой культуры: чаще - студента, реже - преподавателя.  И последнее. В профессиональной деятельности бывший студент почувствует огромную разницу  педагогического общения и делового, профессионального. В этом легко убедиться, сравнив общение преподавателя со студентом или с магистрантом. В отличие от педагогов, требования и ожидания руководства будут иными, более жесткими. Одно из требований будет предъявлено к нему, в частности,  посредством профессиограммы и психограммы.  Это тоже своего рода  оценка, только конфликтовать по ее поводу будет намного сложнее.

 

Практическая часть

Задание 1. Поделитесь, каким образом Вы разрешаете конфликты? Назовите основную причину Ваших конфликтов.

Цель: осознать причину конфликта, утвердиться во мнении, что при желании конфликт можно разрешить.

Задание 2. Выполнить тестовое задание «Конфликтная ли Вы личность?»

Цель: проверить себя, являетесь ли Вы конфликтной личностью.

Конфликтная ли Вы личность?

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах.   Ваша реакция?

а) не принимаю участия;  б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;  в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2.   Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?

а) нет;  б) только если для этого имею веские основания;  в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3.  Часто ли спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;  б) лишь по принципиальным вопросам;  в) споры - моя стихия.

4.   Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от замечаний.

5.  Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу...

а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

6.  Если кто-то из близких  купил вещь, которая Вам не понравилась...

а) промолчу;  б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал.

7.  Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;  б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Каждое «а» - 4 балла; «б» - 2 балла; «в» - 0 баллов.От 20 до 28 баллов – Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может, поэтому иногда Вас называют приспособленцем.

От 10 до 18 баллов – Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле Вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.

До 8 баллов – конфликты и споры – это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивают людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

Задание 3.  Расскажите, были ли у Вас конфликты с преподавателями? Кто, по-Вашему мнению, спровоцировал его? Как разрешился конфликт, и какие чувства Вы испытали? Скажите откровенно,  были ли случаи, когда Вы сознательно провоцировали скандал в учебном процессе, зная о своей безнаказанности? Приносило ли Вам это моральное удовлетворение? 

Цель:  1) уметь быть честным, откровенным, зная, что никто не осудит, 2) понять, что в конфликте не бывает победителей, 3) уметь переступить  через себя,  прощая преподавателю его слабости.

Литература по теме:  3, 34, 40, 42, 48, 49, 51, 56, 67.

 

Семинар № 4. Психология деятельности и познавательных процессов

 

Цели занятия:

1) углубить знания о деятельности, ее основных характеристиках и структуре деятельности;

 2) запомнить основные виды деятельности;

 3) расширить представление о  психических процессах, участвующих в деятельности;

 4) научиться   различать умения и навыки;

 5) познакомиться с предстоящей адаптацией в своей будущей профессиональной деятельности.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)  Расскажите о роли человека в деятельности.

2)  Что является стимулом для любой деятельности?

3)  Охарактеризуйте  мотивы  деятельности.

4)  Что является продуктом деятельности?

5)  Охарактеризуйте структуру деятельности.

6) Охарактеризуйте виды деятельности. Почему общение считают главным видом деятельности?

7)  Какова роль психических процессов в деятельности?

8)  Какая разница между умениями и навыками? Приведите примеры.

9)  Как происходит адаптация молодого специалиста в коллективе?

10) Какие негативные и позитивные факторы влияют на адаптацию?

11) Как следует реагировать, если адаптация проходит сложно?

Методические рекомендации. При подготовке к семинару следует прочитать предыдущую лекцию № 2 «Психология познавательной деятельности», продолжением которой является настоящая.  В структуре деятельности не  следует отождествлять действие и операцию, первое является частью деятельности, а второе – способом действия. Общение также является одним из видов деятельности, в котором действие происходит при помощи речи.  Активность и продуктивность деятельности напрямую зависит от индивидуальных особенностей человека, а именно от развития его психических процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, которые не только участвуют в деятельности, но и сами развиваются в процессе действия. Относительно умения и навыков, а именно что первично, а что вторично, до сих пор идут дискуссии. Однако большинство ученых считают, что умения шире, чем навыки. Последние, будучи автоматизированными действиями, являются в качестве компонентов неотъемлемой частью умения. Умение - контролируемое действие, а навык – автоматизированное. Чем лучше сформированы навыки, тем лучше осуществляется умение чего-либо. Что касается профессиональной сферы, то она неразрывно связана с адаптационным периодом молодого специалиста. Если адаптация проходит легко, тогда есть желание работать, остаться в  компании и т.д. Если же адаптация проходит мучительно трудно, тогда у молодого специалиста имеются варианты: увольняться, терпеть работу и коллег или же тайно подыскивать другую работу. По большому счету все три варианта неприемлемы. Нет гарантии, что на новой работе все не повторится по знакомой схеме. Есть другой вариант, беспроигрышный: любить свою работу, стараться делать ее лучше всех, чувствовать рост и позволить себе быть снисходительным к слабостям коллег. Известно, что ничто так не стимулирует эффективнее работать, чем недоброжелательность коллег, за что мы должны быть им благодарны и признательны.

 

Практическая часть

Задание 1. Выполните тестовое задание «Ваше место в коллективе».

Цель:  понять, что мы заслуживаем такое отношение, какие мы есть.

 

Ваше место в коллективе

Этот тест поможет Вам разобраться, какое место Вы занимаете в коллективе, насколько ценят Вас Ваши коллеги и как относится к Вам начальство. Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.

Вопросы

1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются Ваши коллеги. Как долго Вы будете его посещать?

а) с упорством будете добиваться лучших показателей; б) все зависит от настроения;  в)  не продержитесь и недели.

2.  Если кто-то попытается влезть в очередь перед Вами, что Вы сделаете?

а)  выразите свое недовольство;  б) промолчите, но не пропустите;  в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.

3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором Вы отлично разбираетесь. Как Вы себя поведете?

а) поможете коллегам разобраться;  б)  не станете вмешиваться, пока не спросят Вашего мнения;  в)  останетесь в стороне, потому что уверены, что Ваше мнение никого не интересует.

4.  На улице к Вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Ваша реакция?

а) спокойно ответите на вопросы; б) будете разговаривать, только если тема вам интересна;  в)  откажитесь от разговора.

5. Парикмахер предложил Вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли Вы на эксперимент?

а) полностью доверитесь мастеру;  б) только если Вы сами придумаете стрижку;  в)  останетесь верны привычной стрижке.

6. На работе Вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от Вас одного. Будете ли Вы волноваться по этому поводу?

а) нет, любое задание Вам по силам;  б)  все зависит от того, что Вам предстоит сделать;  в) да, постараетесь отказаться от задания.

7.  На какое время Вы запланируете важную встречу?

а) на раннее утро;  б)  на вторую половину дня;  в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с Вами.

8. Вы занялись интересным для Вас делом, но Вам нужно завершить работу с бумагами. Ваши действия?

а) работа важнее всего; б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу;  в)   будете заниматься своим личным делом.

9. Вы дали другу почитать Вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что Вы предпримете?

а) не станете делать из этого трагедии; б) потребуете компенсации; в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Инструкции.

За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла. Суммируйте полученные баллы.

Результаты теста.

До 13 баллов. Вы незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без Вашего непосредственного участия. Вы с легкостью справляетесь с любыми заданиями руководства. При полной загруженности Вы еще успеваете дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Вы - лидер по своей природе. Вас часто задействуют в новых проектах, так как Вы легко ориентируетесь в незнакомой обстановке и быстро реагируете на меняющиеся обстоятельства. Вы уже давно завоевали авторитет среди коллег, и у начальства Вы на хорошем счету.

13-20 баллов. Вы обладаете определенной амбициозностью, но Вам не хватает целеустремленности. Вы никогда не откажетесь от нового задания, но и особого энтузиазма не будете проявлять при его выполнении. Коллеги Вас уважают, но за советом обращаются редко. Вы не являетесь для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе не предвидится. Вы добиваетесь уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании. Ваши старания будут вознаграждены.

21-27 баллов. Вас можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Вам трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми выбивает Вас из привычной колеи. Вы довольствуетесь тем малым, что имеете, и к большему даже не стремитесь. Ваши коллеги часто сваливают на Вас всю рутинную работу. Вероятнее всего, Вы так и будете занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает Вас настолько, что Вы будете держаться за прежнее место даже в том случае, если Вам полгода не будут платить заработную плату. Вам просто необходимо поменять свои жизненные принципы.

 

Задание 2. Выполните тестовое задание «Пятьдесят причин, по которым не получают работу» (игра-тест).

Цель:

1) задуматься, почему нас иногда не приглашают на работу;

2) осознать, что причина не в «плохом» руководстве, а в нас самих;

3) понять, что следует исправить в самом себе, чтобы нас охотно брали на работу.

 

Пятьдесят причин, по которым не получают работу (игра-тест)

Участникам предлагается 50 основных причин, по которым обычно не получают работу.   Задача участников - оценить себя по каждому показателю.

50 причин, по которым не получают работу (по порядку значимости):

-          жалкий внешний вид;

-          манеры всезнайки;

-          неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки;

-          отсутствие плана карьеры, четких целей и задач;

-          недостаток искренности и уравновешенности;

-          отсутствие интереса и энтузиазма;

-          невозможность участия в делах, помимо обусловленного графика;

-          чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате;

-          низкая успеваемость во время учебы;

-          нежелание начать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро;

-          стремление к самооправданию, уклончивость;

-          ссылки на неблагоприятные факторы;

-          недостаток такта;

-          недостаточная зрелость;

-          недостаточная вежливость;

-          презрительные отзывы о предыдущих работодателях;

-          недостаточное умение ориентироваться в обществе;

-          выраженное нежелание учиться;

-          недостаточная живость;

-          нежелание смотреть в глаза собеседнику;

-          вялое, «рыбье» рукопожатие;

-          нерешительность;

-          бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжных удовольствий;

-          неудачная семейная жизнь;

-          трения с родителями;

-          неряшливое общение;

-          отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко);

-          желание получить работу на короткое время;

-          мало чувство юмора;

-          мало знаний по специальности;

-          несамостоятельность (родители принимают за него решения);

-          отсутствие интереса к компании или отрасли;

-          подчеркивание того, с кем имеет знакомство;

-          нежелание отправляться туда, куда потребуется;

-          цинизм;

-          низкий моральный уровень;

-          лень;

-          нетерпимость при сильно развитых убеждениях;

-          узость интересов;

-          неумение ценить время (например, проводит много времени в кино);

-          плохое ведение собственных финансовых дел;

-          отсутствие интереса к общественной деятельности;

-          неспособность воспринимать критику;

-          отсутствие понимания ценности опыта;

-          радикальность идей;

-          опоздание на собеседование без уважительной причины;

-          отсутствие каких-либо сведений о компании - работодателе;

-          невоспитанность (не благодарит собеседника за уделенное время;

-          отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю;

-          сильно давящий тип;

-          неопределенность ответов на вопросы;

-          после того, как каждый оценил себя или в процессе этого можно проводить обсуждение каждой причины и способы их устранения.

-          как вариант данного упражнения можно использовать способ оценки друг друга участниками.

Литература по теме:  3, 10, 15, 18, 37, 39, 46, 48.

 

Семинар № 5. Психология и трудовая деятельность

 

Цели занятия:

1) понять отличия между психологией труда и психологией трудовой деятельности;

2) запомнить психологические основы системы «человек-машина-среда»;

3) расширить представление об эргономике, ее целях и задачах;

4) уяснить, в чем заключается надежность профессиональной деятельности.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)  Приведите определение психологии труда.

2) Охарактеризуйте объект, предмет, категорию, функции, задачи психологии труда.

3) Приведите определение психологии трудовой деятельности

4) Охарактеризуйте цель и предмет и задачи психологии трудовой деятельности.

5) Раскройте суть  основных научных дисциплин, занимающихся   изучением трудовой деятельности человека.

6)  Расскажите о системе  «человек-машина-среда».

7)  Расшифруйте принципы построения системы «человек-машина».

8)  Расскажите о классификации типов профессии  Е.А. Климова.

9) Какие профессии можно отнести к технономическим, с чем они связаны?

10) В чем, на Ваш взгляд,  заключается специфика технономических профессий?

11) Охарактеризуйте эргономику. Почему интерес к данному научному направлению с каждым годом усиливается? Приведите конкретные примеры.

12) В чем выражаются преимущества  и недостатки человека и техники как субъектов профессиональной деятельности?

13) Что значит «надежность профессиональной деятельности»?

14) Каким образом связаны между собой надежность профессиональной деятельности и психологические механизмы работника - самоконтроль и саморегуляция.

Методические рекомендации. При подготовке надо понять, что отношения между психологией труда и психологией трудовой деятельности  складываются как родовое и видовое. Психология труда разрабатывает как общие рекомендации, так и конкретные для определенной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется явлениям психики работника, формированию его профессиональных способностей. Смежными дисциплинами психологии трудовой деятельности будут, прежде всего, психология труда, затем инженерная психология, эргономика, психология управления. Что касается эргономики, то она взаимодействует со всеми указанными направлениями, так как ее задачей является оптимизация орудий, условий и процессов труда, направленных на обеспечение удобства человека, повышающих его работоспособность. Профессиональная деятельность человека, связанная с техникой, должна отвечать критерию надежности, в основе которой лежит понятие ошибки, которые могут проявляться для техники в виде поломок, повреждений, для технологической системы в виде невыполнения в срок задания, для человека в виде травм, несчастных случаев, психической напряженности.  Надежность работы целиком зависит от человека, который является главным звеном в этой цепи. Психологическими механизмами, обеспечивающими надежность специалиста, являются самоконтроль, выраженный в способности предотвращения ошибок, и саморегуляция, выраженная  в управлении человеком своего поведения,  эмоций.

 

Практическая часть

Задание 1. Как Вы считаете, почему миллионеры каждый день ходят на работу? Если бы Вы были богатым человеком, стали бы трудиться?

Цель: осознать созидательную и облагораживающую силу труда.

Задание 2. Почему у нас к труду в целом плохое отношение (большинство людей ненавидят свою работу)? Почему, когда мы работаем, даже на себя, мы нередко употребляем глаголы негативной оценки: пахать, ишачить, вкалывать, колупаться, мантулить, надрываться, горбатиться, корпеть, коптеть, мучиться, потеть, левачить, халтурить, шабашить, калымить и пр., а не глаголы позитивные, возвышающие, восхваляющие наш труд и нас: творить, создавать, изобретать, сочинять, выдумывать, созидать и пр.? О чем это свидетельствует?

Цель: 1) задуматься над тем, что свою работу любят лишь те, кто занимается своим делом, 2) обратить внимание на то, что люди, получающие удовлетворение от своей работы, в целом негативные глаголы не употребляют.

Задание 3. Если бы у Вас была возможность, поменяли бы Вы свою профессию?

Цель: понимать, что профессии – это дело всей жизни, и к выбору надо относиться с большой ответственностью, не уповая на поговорку: стерпится – слюбится.

Задание 4. Групповая работа. Каждая подгруппа знакомится с пословицами и поговорками о труде, работе и быстро распределяет их по трем колонкам с: позитивным, негативным и нейтральным смыслами. Скажите, какое отношение к труду превалирует и почему? Можно ли сказать, что многие из половиц и поговорок не актуальны?

Цель: сделать правильный вывод: в современном мире имеется много самых разнообразных профессий. Перед молодым человеком стоит широкий выбор своей профессии, важно не ошибиться, чтобы полнее реализовать свои возможности и способности.

Задание 5. Можете ли Вы утверждать, что это выражение про Вас: «счастливый человек тот, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью идет домой»?

Цель: осознать, что работа занимает большую часть жизни человека, и поэтому с нелюбимой работой лучше расстаться.

Литература по теме:  4, 15, 26, 27, 31, 44, 54, 57.

 

Семинар № 6.  Психология личности и межличностных отношений

 

Цели занятия:

1) уяснить разницу между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

 2) разобраться в психологической направленности личности и ее составляющих;

 3) понять, что темперамент и характер не являются синонимическими понятиям, запомнить типы темперамента;

 4) уметь различать психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства;

 5) понять обусловленность способностей от задатков;

 6) расширить представление о межличностных отношениях в коллективе.

 

Теоретическая часть

Вопросы для  подготовки и обсуждения:

1)       Какая разница заключена в понятиях «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?

2)       Что означает понятие «психологическая структура личности»?

3)       Из каких подструктур состоит психологическая структура личности?

4)       Охарактеризуйте «Я-концепцию» и ее составляющие.

5)       Почему «Я-концепция» считается важным структурным компонентом  личности?

6)       Что значит направленность личности?  В каких формах она проявляется?

7)       Охарактеризуйте потребности по А. Маслоу. Какая потребность и почему составляет ее вершину?

8)       Как соотносятся между собой темперамент и характер? Что из них остается неименным, а что – с годами меняется?

9)       Охарактеризуйте типы темперамента. К какому типу относитесь Вы?

10)   Что означают такие понятия, как «психические процессы», «психические состояния» и «психические свойства» личности?

11)   Какую роль выполняют задатки по отношению к способностям?

12)   Считаете ли Вы, что гением нужно родиться? Назовите гениальных людей -  наших современников.

13)   Что означает понятие «межличностные отношения» в коллективе, группе?

14)   Чем отличаются деловые отношения от личных? В каких случаях они могут исчерпать себя?

Методические рекомендации. Многие склонны часто смешивать или же не видеть существенной разницы между понятиями «личность», «индивид», «человек». В природе не бывает  двух одинаковых личностей, каждый человек уникален, благодаря «от природы» наделенной индивидуальности. Отличительной чертой одной личности  от другой является  составляющие структуры личности, направленности личности, которые могут быть как похожими, так и различными. В осуществлении наших желаний, побуждении к деятельности большая роль принадлежит потребности, именно она вынуждает человека действовать без принуждения,  добровольно. Потребности человека формируют определенные мотивы. Что касается неизменности темперамента, то, в определенных жизненных ситуациях жизнерадостный сангвиник может «сломаться» и стать на время флегматиком, затем преобладающий тип темперамента проявится с обычной для данной личности потенцией. Нет плохих темпераментов, тот же меланхолик как никто лучше сможет посочувствовать тебе, и он не стремится сознательно причинить кому-либо вред: у него повышенная эмпатия. 

На развитие характера влияет уклад семьи, отношения близких людей, занимавшихся его воспитанием. Работая над собой, человек может улучшить свой характер, хотя, например, холерику трудно всегда быть сдержанным человеком, что вызывает неприятие  другими его резких суждений и излишней эмоциональности. И только хорошо знающие его люди, коллеги прощают ему его «слабости», акцентируя внимание на его положительных чертах. Надо понимать,  что психические явления только в методических целях даются изолировано. На самом же деле они существуют и проявляются как единый, целостный процесс. Иногда мы огорчаемся относительно своих способностей, восхищаемся способностями других. Не следует забывать, что способности можно развить, если человек прикладывает к этому труд, волю, упорство и т.д. И последнее, на что следует обратить серьезное внимание – это межличностные отношения в коллективе. И если в личных отношениях мы можем позволить себе не зацикливаться по принципу «хозяин – барин», то межличностными отношениями на работе не следует  пренебрегать, над ними стоит работать, анализировать ситуации, делать выводы и т.д. Иначе расплатой может стать добровольный уход с работы или даже увольнение, но уже по желанию коллег.

 

Практическая часть

Задание 1. Расскажите, какие межличностные отношения складываются у Вас на работе с коллегами.  Что Вам хотелось бы изменить в отношениях? Какие меры предпринимаете Вы, если отношения не складываются?

Цель: задуматься над своим поведением в коллективе, выработать правильную стратегию общения, чтобы избежать конфликта.

Задание 2. Есть такое распространенное мнение, что люди устают не столько от работы, сколько от межличностных отношений. Именно поэтому большинство людей ждут с нетерпением выхода на пенсию, чтобы обрести так называемую свободу, независимость. Ваше мнение по этому поводу?

Цель: понять, что качество общения с коллегами существенно влияет на самочувствие человека, желание ходить на работу и радоваться жизни. 

Задание 3. Выполните тестовое задание «Методика изучения темперамента». Согласны ли Вы с его результатами?

Цель: закрепить знания о типах темперамента, выяснить свой тип.

 

Методика изучения темперамента

Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее Вам свойственное:  понять

1) а) неусидчивы, суетливы; б) веселы и жизнерадостны; в) спокойны и хладнокровны;  г) стеснительны и застенчивы.

2) а) невыдержанны и вспыльчивы;  б) энергичны и деловиты;  в)  последовательны и обстоятельны;  г) теряетесь в новой обстановке.

3) а) нетерпеливы; б) не доводите начатое дело до конца; в) осторожны и рассудительны;  г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4) а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;  б) склонны переоценивать себя;  в) умеете ждать;  г)  не верите в свои силы.

5) а) решительны и инициативны; б) способны быстро схватывать новое; в) молчаливы и не любите попусту болтать;  г) легко переносите одиночество.

6) а) упрямы;  б) неустойчивы в интересах и склонностях;  в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками;  г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

7) а) находчивы в споре; б) легко переживаете неудачи и неприятности; в) сдержанны и терпеливы;  г) склонны уходить в себя.

8) а)  склонны к риску;  б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

в) доводите начатое дело до конца;  г)  быстро утомляетесь.

9)  а) работаете рывками;  б) с увлечением беретесь за любое новое дело;  в)  не растрачиваете попусту сил; г) обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся.

10) а) незлопамятны и боязливы; б) быстро остываете, если что-то перестает Вас интересо¬вать; в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;  г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11) а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;  б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключае¬тесь на другую; в) легко сдерживаете порыв;  г)  впечатлительны до слезливости.

12) а) неуравновешенны и склонны к горячности; б) тяготитесь однообразием будничной  кропотливой работы; в) мало восприимчивы к одобрению или порицанию;  г)  предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

13) а) бываете агрессивным забиякой; б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности; в) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к  колкостям в свой адрес;  г) склонны к подозрительности, мнительны.

14) а)  нетерпимы к недостаткам;  б)  выносливы и работоспособны;  в)  постоянны в своих интересах;  г)  болезненно чувствительны и легко ранимы.

15) а) обладаете выразительной мимикой; б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;  в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;  г)  чрезмерно обидчивы.

16) а) способны быстро действовать и решать; б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обста¬новке; в) ровны в отношениях со всеми;  г)  скрытны и необщительны.

17) а) неустанно стремитесь к новому;  б) обладаете всегда бодрым настроением; в)  любите аккуратность во всем;  г)  малоактивны и робки.

18) а) обладаете резкими порывистыми движениями; б) быстро засыпаете и пробуждаетесь; в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;  г)  безропотны, покорны.

19) а) несобранны, проявляете поспешность в решениях; б) настойчивы в достижении поставленной цели; в) инертны, малоподвижны, вялы;  г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.

20) а) склонны к резким сменам настроения; б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

Итоги. Подсчитайте, сколько раз Вы выбрали вариант «а», сколько «б», сколько «в» и «г».  Умножьте каждую из 4 сумм на 5.

Например:

-     Вы выбрали вариант «а» 6 раз х 5 = 30.

-     Вариант «б» 3 раза х 5 = 15.

-     Вариант «в» 10 раз х 5 = 50.

-     Вариант «г» 1 раз х 5 = 5.

Таким образом, Вы получили процентное содержание ответов; в нашем примере - варианта «а» - 30 %, варианта «б» - 15 %, «в» - 50 %, варианта «г» - 5 %.

Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100 %

Четыре варианта ответов соответствуют четырем типам темперамента:  

«а» -  холерический тип темперамента,  «б» - тип сангвиника; «в» - тип флегматика;  «г» - тип меланхолика.

Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40 %,  этот тип доминирует (в примере меланхолический - 50 %).

30-35 % - этот тип темперамента ярко выражен.

20-29 % -  качество достаточно выражено и надо учитывать.

20 % - слабо выражено.

10 % - не в счет.

Кто же такой холерик? Сангвиник?

Характерные черты представителей 4 типов темперамента.

Холерик - безудержный, неуравновешенный тип. Эмоции бурные, вспышками. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому.

Сангвиник - «живой,  уравновешенный». Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен,  легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но в решениях часто несобран.

 Флегматик - «уравновешенный, малоподвижный тип». Эмоции слабовыражены, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

Меланхолик - «неуравновешенный, малоподвижный тип». Все эмоции внутри, как правило, это его переживания. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Движения рук стеснительные. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке и деятельности не теряется.

Среди руководителей чаще встречаются сангвиники - это наиболее подходящий тип темперамента для линейного руководителя (начальников цехов, участков, прорабов, мастеров). Для этих категорий руководителей наименее подходят меланхолики - их встречается меньше всего. Хотя в каждом конкретном случае нужно рассматривать индивидуально, с учетом других особенностей личности  

В работе приемлем и холерик, но у него обычно возникают трудности во  взаимоотношениях с коллективом из-за своего взрывного характера и эмоциональной неуравновешенности. Флегматику в работе линейным руководителем могут мешать спокойствие, его «толстокожесть» и медлительность в решении  оперативных  проблем.  Но зато  ему нет равных  в обдумывании решений  и планировании.  Поэтому он лучше справляется со стратегическими задачами. Или обычно он подбирает себе быстрых, оперативных подчиненных.

   Для деятельности начальников отделов, заместителей, ведущих инженеров и других функциональных руководителей не найдено различий по успешности деятельности в зависимости от темперамента, то есть любой тип темперамента может подойти этим профессиям.

Задание 4. Каких людей называют «солнечными», а каких – «недоразумением природы»? Есть ли среди Ваших близких такие люди?  Какие отношения складываются у Вас с ними?

Цель: обратить внимание, почему нас тянет к «солнечным» людям, брать с них пример, и, понимая меланхоликов, по возможности вселять в них уверенность в свои силы, поддерживать их в трудную минуту.

Литература по теме:  9, 14, 16, 32, 33, 36, 47, 52, 63, 64, 68.

 

Семинарское занятие  № 7. Психология управления

 

Цели занятия:

1) расширить представление о психологии управления;

2) усвоить этапы формирования управления, подходы;

3) понять отличия в моделях управления;

4) запомнить отличительные черты основных стилей руководства.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1) Какие Вы знаете первые теории управления?

2) В чем состоит сущность «тейлоризма»?

3) Каково значение хотторнских исследований?

4) Какие существуют направления в исследованиях управленческой деятельности в настоящее время?

5) Что является предметом психологии управления?

6) В чем состоит сущность управления?

7) Каковы функции управления?

8) Какова структура процесса управления?

9) В чем состоит проблема выделения объекта управления?

10) Что обеспечивает успешность управления?

11) Укажите разницу в значении таких понятий, как «управление», «руководство», «лидерство».

12) Характеризуйте типы стилей руководства по К. Левину и условия их применения.

13) Какого «стиля руководства» и почему придерживается Ваш эдвайзер, преподаватели? Устраивает ли Вас выбранный ими стиль руководства?

14) Наблюдается ли взаимосвязь между темпераментом, характером человека и стилем руководства? Какой стиль руководства предпочитаете Вы?

 

Практическая часть

Задание 1. Обсудите в микрогруппах вопрос: может ли быть управление без манипуляции? Представьте результаты своего обсуждения.

Цель: зная, что в любом виде общения часто используется манипуляция, задуматься над тем,  к каким последствиям могут привести манипуляции в управлении.

Задание 2. Проанализируйте процесс управления на знакомом Вам уровне (школа, вуз, предприятие, где Вы работали или работаете) с точки зрения его структуры и функций.

Цель: уметь применять полученные знания на практике, взглянуть на структуру и  функции управления своей организации по-новому.

         Задание 3. Выполните тестовое задание «Эффективный руководитель».

Цель: проверить, насколько Вы являетесь эффективным или неэффективным руководителем.

Эффективный руководитель

         Если хотите узнать, насколько Вы - эффективный руководитель, ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы. Подсчитайте общее количество положительных ответов.

1.   Стремитесь ли к использованию в работе новейших достижений в области профессиональной деятельности?

2.   Ориентированы ли на сотрудничество с другими людьми?

3.   Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4.   Поясняете ли причины, заставившие Вас принять то или иное решение?

5.   Доверяют ли Вам подчиненные?

6.   Вовлекаете ли всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности  и т.д.?

7.   Поощряете ли сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения или высказывать замечания?

8.   Помните ли имена всех деловых партнеров, с которыми общаетесь?

9.   Представляете ли свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10. Контролируете ли ход выполнения задания?

11. Помогаете ли подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12. Выражаете ли свою благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?

13.  Стремитесь ли в людях найти лучшие качества?

14. Знаете ли, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15.  Знаете ли устремления и интересы Ваших подчиненных?

16.  Умеете ли быть внимательным слушателем?

17.  Благодарите ли сотрудника в присутствии его партнеров по работе?

18.  Делаете ли своим подчиненным критические замечания наедине?

19. Отмечаете ли хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководству?

20. Стремитесь ли дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

21. Поясняете ли сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

22. Оставляете ли время себе и подчиненным для планирования работы?

23.  Есть ли у Вас план самосовершенствования, по крайней мере, на год вперед?24. Существует ли в Вашей фирме, банке, предприятии план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?

25. Регулярно ли читаете специальную литературу по своей специальности?

26. Имеете ли достаточную библиотеку по специальности?

27. Заботитесь ли о состоянии своего здоровья и работоспособности?

28. Любите ли выполнять сложную, но интересную работу?

29. Эффективно ли проводите беседы со своими подчиненными по вопросам   улучшения их работы?

30. Доверяете ли своим подчиненным?

31. Занимаетесь ли с готовностью проблемами, жалобами своих подчиненных?

32. Знаете ли, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

33.  Держите ли определенную дистанцию со своими подчиненными?

34. Относитесь ли к сотрудникам с пониманием и уважением?

35. Вы уверены в себе?

36.   Хорошо ли знаете свои сильные и слабые стороны?

37. Часто ли применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

38.    Регулярно ли повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39.    Достаточно ли гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

40.    Готовы ли изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

         Если Вы набрали:

         Больше 33 баллов – у  Вас высокий управленческий потенциал.

         От 15 до 32 баллов – Вы успешный руководитель, но необходимо подумать над выработкой собственного индивидуального стиля.

         Меньше 14 баллов – Ваш стиль должен быть существенно изменен.    Литература по теме:  1, 6, 11, 20, 23, 29, 50, 55, 61, 62, 66.

 

Семинарское занятие № 8. Психология менеджмента

 

Цели занятия:

1) разобраться в понятиях «управление» и «менеджмент»;

2) уяснить историю возникновения менеджмента;

3) запомнить отличительные черты современного менеджмента;

4) расширить представление о менеджере и его характеристиках;

5) понять роль организационной (корпоративной) культуры в успехе предприятия.

 

Теоретическая часть

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1)  Охарактеризуйте отличительные черты управления и менеджмента.

2)  Расскажите, что послужило причиной выделения менеджмента в самостоятельную разновидность управления?

3)  Каковы условия появления менеджмента?

4)  Охарактеризуйте виды менеджмента и его отличительные черты.

5)  Охарактеризуйте менеджера и  его социальные функции.

6)  Каким образом характеризуют менеджера основатели менеджмента Ф. Тейлор и А. Файоль?

7)  Какова позиция американских авторов относительно качеств менеджера?

8)  Что понимается под  организационной (корпоративной) культурой в менеджменте?

9)  Каковы функции организаторской культуры?

10)   Почему организационной культуре придается большое значение?

Методические рекомендации. При усвоении психологии управления и психологии менеджмента значительную трудность вызывает их непоследовательное разграничение. Несмотря на то, что в отдельных учебниках данные понятия трактуются как синонимичные, их все-таки следует разграничивать, хотя по многим параметрам они совпадают. Главным их отличительным признаком является то, что управление – это более широкое понятие, чем менеджмент, который является его частью и преимущественно занимается управлением людьми с целью воздействия на их работоспособность и эффективность. Подготовка второго вопроса непосредственно связана с первым: она поясняет, почему менеджмент стал самостоятельной наукой.  В управлении человеческий фактор, конечно, тоже учитывается, но не в такой степени, как в менеджменте, потому что менеджмент, хотя и занимается  техническими вопросами управления, главная его задача - управление трудовыми коллективами, учет  психологических факторов. Различные задачи менеджмента повлекли за собой его размежевание на самостоятельные, но в тоже время взаимосвязанные виды, что наглядно подчеркивается принципами менеджмента. Принципы, или отличительные черты менеджмента, отражают сущность менеджмента, его двусторонний подход:  технический и психологический. Большую роль играет личность менеджера, который является главным звеном в менеджменте. Можно без преувеличения сказать:  «скажи мне, кто твой менеджер, и я скажу, какой у тебя менеджмент». В истории много примеров, когда фирмы, находящиеся на грани разорения, стали не только успешными, но и процветающими. Не случайно отцы менеджмента подчеркивали личностные качества менеджеров.  И последнее, на что следует обратить внимание, это на роль организационной культуры, которая на первый взгляд является несущественной в менеджменте. Не стоит забывать, что любую работу выполняют обыкновенные люди, то есть мы с Вами. И от того, как мы себя будем чувствовать на работе, комфортно или отвратительно, зависит наша работоспособность, отдача, инициативность и многое другое. Именно поэтому человеческому фактору в менеджменте уделяется первостепенное значение.

  

Практическая часть

Задание 1. Сравните основные модели менеджмента, выделите преимущества и недостатки каждой из них. Не случайно в последнее десятилетие американцы прилагают большие усилия для выяснения сущности японских методов управления и применения элементов этого опыта на своих предприятиях. А ведь был период, когда фирмы Японии (в 50-60-гг ХХ в.) перенимали американские принципы органи­зации производства.

 

Характеристика

Менеджмента 

Особенности менеджмента

Япония

США

1. Планирование

Долгосрочное

Краткосрочное

2. Организация управления

Нестандартная, гибкая. Плоская структура. Партисипативный стиль. Мягкое управление

(см. лекцию № 7 «Основы психологии управления»)

Формализованная. Строгая иерархичность оргструктуры с акцентом на автократизм. Использование «стратегий, хозяйственных центров» по каждому новому виду продукции

3. Состав менеджеров

Преобладание инженеров

Преобладание экономистов и юристов

4. Найм на работу

Долгосрочный, система пожизненного найма  

Краткосрочный

5. Разделение труда

Совмещение профессий

Четкое разделение труда

6. Форма ответственности

Коллективная

Индивидуальная

 

7. Заинтересован ность

Успехи организации в целом

Успехи конкретного участка

 

8. Формы стимулирований

Моральное, продвижение по службе, материальное (по результатам коллективного труда) 

Материальное стимулирование по личному успеху

 

9. Принятие решений

Коллективное согласование

Единоличное

 

10. Разрешение конфликтов

Переговоры с помощью посредника, нахождение консенсуса

Переговоры с помощью юристов и суда

 

Цели:

1) познакомиться с моделями двух развитых держав;

2) понять, что совершенных методов управления не бывает, к ним стремятся;

3) обратить внимание на состав менеджеров и сделать вывод, почему Япония лидирует;

4) понять, что японский коллективизм, основанный на партисипативном стиле, более результативен, чем американский индивидуализм с его жестким прагматизмом.

Задание 2. Известно, что крупные фирмы в Японии дважды в год выплачивают работникам вознаграждение, составляющее одинаковый процент от их зарплаты. Этот процент зависит только от деятельности фирмы в целом. Если фир­ма работала плохо, выплаты меньше, если хорошо - больше. В США же зарплата зависит от конкретного вклада работника, и она может расти, хотя у фирмы могут идти дела хуже.

Поделитесь своим мнением относительно выплат: 1. чей метод выплат Вас устраивает больше и почему? 2. наблюдается  ли связь между выплатами и делами фирм? 3. какой метод вознаграждения предложили бы Вы, если бы фирма принадлежала Вам?

Цели:

1) примерить на себя роли менеджера и работника;

2) почувствовать отличия японского и американского менеджмента, в основе которых лежит коллективная и индивидуальная ответственность;

3) понять, что распределение чужих денег происходит  значительно легче, чем своих.

Задание 3. Приведите примеры казахстанского менеджмента. Как Вы думаете, какие черты присущи нашему менеджменту? Какие меры предприняли бы Вы, будь Вы главой фирмы?

Цели:

1) обратить внимание на казахстанский менеджмент, на его достоинства и недостатки;

2) попытаться применить полученные знания на практике.

Литература по теме:  5, 22, 24, 25, 30, 45, 53, 58. 

 

Список литературы 

1. Антонова, Н.В. Психология управления [Текст]:  учебное пособие / Н.В. Антонова. - М.: Высшая школа экономики, 2010. – 269 с.

2. Богачкина, Н.А. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Богачкина. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

1.   Богданов, И.В. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов и др.  //   Режим доступа: http://www.myword.ru, свободный.

2.   Бодров, В.А. и др. Психология и надежность: человек в системах управления техникой [Текст] / В.А. Бодров и др. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 285с.

3.   Большаков, А.С. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.С. Большаков. - СПб.: «Питер», 2000. - 160 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»)

4.   Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / Г.В. Бороздина. -  М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.

5.   Боронова, Г.Х., Прусова, Н.В. Психология труда [Текст]:  конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. -  М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

6.   Бурганова, Л.А., Корнилов, П.А. Практикум по теории управления [Текст]: учебное пособие / Л.А. Бурганова П.А. Корнилов. – Казань: Казанский гос. технологический университет, 2005. – 83 с. 

7.        Варрра, Ю. Межличностные отношения [Электронный ресурс] / Ю. Варра // Режим доступа: http://www.sextherapy.ru/stat-i/interpersonal.html, свободный.

8.        Введение в психологию  [Текст]  / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Ака­демия, 1996. - 496 с.

9.        Воеводина, Н.А. и др. Социология и психология управления. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / Н.А. Воеводина. -  М.: Омега-Л, 2010. – 208 с. – (Серия: Библиотека высшей школы).

10.   Вознюк, Д. Онтология – философская наука о бытии отдельного индиивдума в обществе и целом [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fb.ru/article/2844/ontologiya---filosofskaya-nauka-o-byitii-otdelnogo-individuuma-i-obschestva-v-tselom, свободный.

11.   Волков, Е.Н. Консультирование и психотерапия как социальная инженерия, часть 3: Некоторые основы инженерного подхода к теории и практике консультирования // Здоров’я України - ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 4 (19), декабрь 2011. - С. 42-43. (0,5 п.л.) // Режим доступа: http://health-ua.com/articles/8050.html, свободный.

12.   Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

13.   Григорьева,  М.В. Психология труда [Текст]: конспект лекций / М.В. Григорьева. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

14.   Гусева, Т.И.,  Каратьян,  Т.В.  Психология  личности.  Конспект  лекций  [Текст]: учебное пособие / Т.И. Гусева, Т.В. Каратьян. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

15.    Дмитриева, Н.Ю. Общая психология.  Конспект лекций [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. - Эксмо, 2007. - 128 с.

16.   Дружинин, В. Психология [Текст]:  учебник / В. Дружинин. -  СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

17.   Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]: учебное пособие / С.М.  Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

18.   Иванова, B.C. Социология и психология управления. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / В.С. Иванова. - Томск: ТПУ, 1999. - 59 с.

19.   Ильенков, Э. Технология индивидуализации обучения  (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)  [Электронный ресурс] / Э. Ильенков // Режим доступа: reriholga.ucoz.kz/load/0-0-0-226-20, свободный.

20.    Ильенкова, С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента [Текст]: учебно-методический комплекс / С.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов. - М.: ЕАОИ. 2008. - 262 с.

21.   Кабаченко, Т.С.  Психология  управления [Текст]: учебное  пособие / Т.С. Кабаченко. - М.:  Педагогическое  общество  России, 2000. - 384 с.

22.     Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. - 5-е изд., стереотип. - Минск: Новое знание, 2002. - 336 с.

23.   Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст]: учебное пособие / А.В. Карпов.  - М.: Гардарики, 2005. - 584 с: ил.

24.   Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения  [Текст]: учебное пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

25.   Климов, Е.Л. Введение в психологию труда [Текст]: учебник / Е.Л. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

26.   Кобызева, Г.Ю. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психолого-педагогический практикум» [Электронный ресурс] / Г.Ю. Кобызева // Режим доступа:  www.bigpi.biysk.ru/umkd/file/soc_17_11_2009_11_58_05.doc, свободный. - Бийский ПГУ имени В.М. Шукшина, 2008.

27.   Колобова, И.Н. Психология управления. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / И.Н. Колобова. - М.: РТА, 1996. -  432 с.

28.   Комарова, Н.В. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / Н.В. Кома­рова. - М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.

29.   Лукина,  А.К. Психология личности [Текст]: методические рекомендации / А.К. Лукина.  – Красноярский  государственный университет, 2004. -  54 с. (экспресс-издание).

30.   Макарова, И.В. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / И.В. Макарова. – М.: Высшее образование 2010. – 240 с.: ил. - (Серия «Хочу все знать!»).

31.   Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

32.   Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: учебное пособие / А.К. Маркова. -  М.: «Знание», 1996. – 308 c.

33.   Мишин, А.Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность [Текст] / А. Н. Мишин // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 187-190.

34.   Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций [Текст]: учебник / А.В. Морозов.  - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

35.   Немов,  Р.С.   Психология [Текст]:  учебное пособие / Р.С. Немов. - В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

36.   Новая философская энциклопедия    [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2017.html, свободный.

37.   Носкова, О.Г. Психология труда [Текст]: учебное пособие / О.Г. Носкова / Под ред. Е.А. Климова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

38.   Общая социально-психологическая характеристика труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.libsid.ru/sotsialno-psichologicheskaya-osnova-trudovoy-deyateln/obschaya-sotsialno-psichologicheskaya-charakteristika-truda, свободный.

39.   Оганян, К.М., Гукасова, Е.В. Психология управления: Практикум [Текст] / К.М. Оганян, Е.В. Гукасова. – Ставрополь: СКИ БУПК, 2008. -  94с.

40.   Огнетова, И.Ю. К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе [Текст] / И.Ю. Огнетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012. - С. 345-347.

41.   Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института [Электронный ресурс] // Режим доступ: www.kazedu.kz/referat/127409, свободный.

42.   Осадчук, О.Л. Формирование надежности профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О.Л. Осадчук // Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206657/, свободный.

43.   Основы менеджмента [Текст]: учебник / Под ред. А.И. Афоничкина. — СПб.: Питер, 2007. - 528 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

44.   Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Панченко. – Владивосток, Морской гос. ун-т имени адмирала Г.И. Невельского, 2006. – 35 с.

45.   Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология [Текст]: учебник / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Высшая школа, 2005. – 393 с.

46.   Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., пераб., доп. – Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. -  368 с.

47.   Профессиограмма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://anschool-8.ucoz.ru/publ/mir_professij/slovar_professij/professiogramma/9-1-0-163, свободный.

48.   Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

49.   Психология педагогического общения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/14.html, свободный.

50.   Реан, А., Бордовская, Н., Розум С. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

51.   Ревская, Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Ревская. - СПб.: Альфа, 2001. - 240 с.

52.   Рогов,  Е.И.  Выбор профессии: Становление профессионала [Текст]: пособие / Е.И. Рогов. - М.:  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с: ил. - (Азбука  психологии).

53.   Розанова, В.А. Психология управления [Текст]: учебное пособие / В.А. Розанова. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 384 с.

54.   Саньярова, Н.С., Верещагина, А.А. Психология и этика делового общения [Текст]: учебное пособие. В 2-х частях / Н.С. Саньярова, А.А. Верещагина. – Алматы: университет «Туран», 2011. – 706 с.

55.   Северин, А.В. Преподавание инженерной психологии и психологии труда в вузе в ракурсе проблемы взаимодействия человека и техники [Электронный ресурс] / А.В. Северин // Режим доступа: http://infomedia-kmp.ucoz.ru/2010/conf_2010/Severin.htm, свободный. - Брест, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

56.   Семенов, А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента [Текст]: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 556 с.

57.   Сорокун,  П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

58.   Становление и развитие философии образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/stanovlenie-i-razvitie-filosofii-obrazovaniya-page-12.html, свободный.

59.   Столяренко,  Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. -  Ростов-на-Дону:  Феникс, 2005. – 416 с.

60.   Столяренко, Л.Д.  Психология управления [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Сто­ляренко. - изд. 4-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 507, [1] с. - (Высшее образование).

61.   Тарасова, Л.Е. Общая психология. Конспект лекций [Текст]: пособие / Л.Е. Тарасова. – М.: Высшее образование, 2008. – 190 с.

62.   Тертель, А.Л. Психология Курс лекций [Текст]: учебное пособие / А.Л. Тертель. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 248 с.

63.   Уляев, С.И., Мовчанюк, С.В. Индивидуализация процесса обучения в вузе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncstu.ru, свободный. - Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки».  - 2007. - № 5.

64.   Урбанович, А.А. Психология управления [Текст]: учебное пособие / А.А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2003. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).

65.   Цыбульская, М.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие, руководство по изу­чению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / М.В. Цыбульская. – М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2007. - 150 с.

66.   Чередниченко, И.П., Тельных, Н.В. Психология управления [Текст]: учебное пособие / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с. - (Серия «Учебники для высшей школы»).

67.   Чернякова, И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Текст] / И.Л. Чернякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. - № 4. – С. 18–23.

68.   Шрейдер,  В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления  личности гражданина демократического общества [Электронный ресурс] / В.В. Шнейдер // Режим доступа:  www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm, свободный. 

Интернет-ресурсы

1.        Мир психологии (http://psychology.net.ru/) - на страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

2.        Psychology-online (http://psychology-online.net/) - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.

3.        Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm) - научный журнал с основополагающими статьями. Доступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

4.        Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/) - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

5.        Психея (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html) - интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

6.        Флогистон (http://www.flogiston.ru/) - обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов.

7.        Институт развития личности (http://www.ipd.ru/) - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.

8.        Psychology (http://www. psychology.ru/) – один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.

9.        Научная и популярная психология (psychology-online.net) - библиотека. Мастерская (компьютерная психодиагностика, психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online (6 тестов). Биржа труда и др.

10.   Психологический словарь (http://psi.webzone.ru/index.htm) - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.

11.   Психологический словарь (psi.webzone.ru) - содержит психологический словарь, психологический практикум и тестирование, ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                        3

Семинар № 1. Психология как наука                                                            4

Семинар №2. Психология познавательной деятельности                            6

Семинар №3. Конфликты в педагогическом процессе и их разрешение     8

Семинар №4. Психология деятельности и познавательных процессов       11

Семинар №5. Психология и трудовая деятельность                                     15

Семинар №6. Психология личности и межличностных отношений            18

Семинар №7. Психология управления                                                          23

Семинар №8. Психология менеджмента                                                       25

Список литературы                                                                                        29