АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра социальных дисциплин 

     

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

 для студентов всех  форм обучения  всех специальностей

 

Алматы, 2008

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина. Политология. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям  для студентов всех форм обучения  всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2008. –  33 с.

 

    Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу политологии содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме, а также задания для СРС. Предназначены для студентов 3 курса всех форм обучения, всех специальностей.

    

Введение 

Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Политология» содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы, краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме, задания на СРС и методические рекомендации по их выполнению.

     Они ориентированы на изучение теоретических категорий и анализ современной политической ситуации в мире, СНГ, Республике Казахстан. В связи с небольшим количеством часов, выделенных для семинаров, на обсуждение вынесены наиболее важные категории и проблемы  политической науки. 

Главная задача занятий первого блока «Теория политологии» заключается в том, чтобы студенты получили представление о власти и политических режимах, гражданском обществе и правовом государстве, политической социализации личности и политическом лидерстве. Отдельный блок  выделен  по разделу  «Политическая жизнь Казахстана». Невозможно иметь четкую гражданскую позицию и быть политически активным без знания и понимания политической ситуации в мире вообще и своем государстве, в частности.  Тема доклада для выступления на  семинарском  занятии выбирается  студентом  по желанию и согласовывается с преподавателем.

Представленные задания на СРС и методические рекомендации по их выполнению являются вторым, переработанным изданием. Изменения внесены в содержание каждой темы СРС и тематику семестровых работ. Уточнены задания, четче сформулированы вопросы, обновлена литература. Все это позволит студентам быстрее и лучше справиться с предлагаемыми заданиями.

  

    Планы семинарских занятий 

     Раздел 1.Теория политологии 

Тема 1. Власть         

1 . Власть: сущность, структура и формы проявления.

2 . Виды власти. Особенности политической власти.

3 . Теории власти.

                                                Темы докладов и выступлений

 1 М.Вебер о власти и ее легитимных типах.

2 Власть и менеджмент.

3 Принцип разделения властей.

4 Структурно-функциональные теории власти. 

Список  литературы 

1. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1.

2. Васильева Л.Н. Модернизация и элита (синергетическая модель развития) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №4.

3. Ахметов К. Разделение власти: Теория  и казахстанский опыт. – Мысль, 2005г.№3.

4. Досмагамбетова Г. Государственная власть и местное  самоуправление. – Мысль, 2006г. №9.

5. Ашин Г.К. Дискуссии о структуре власти и структуре элит в США // Общественные науки и современность. – 2001. – №1.

6. Бозов Н. Власть и богатство в системе управленческих отношений // Мысль. – 2000. – №5.

7.Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

8.Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №1.

9.Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. – 2000. – №2.

10.Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. – 2000. – №1.      

11.Согрин В.В. Ветви государственной власти в США: эволюция, взаимодействие, соперничество // Общественные науки и современность. – 2001. – №1.

12.Халипов И.Ф. Власть: Основы кратологии. - М., 1995.

13.Чесноков С.В. "Социология господства" Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова // Полис. – 2000. – №2.

14.Чудинова И.М. Власть и олигархии в современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6.

 

    Методические советы 

Отвечая на первый вопрос, помните, что власть – это центральная проблема политологии и вообще древнейшая проблема философского знания, литературы, изобразительного искусства. Найдите как можно больше определений власти, используя различные словари: энциклопедический, русского языка, философский, социологический, политологический и т.д. Подумайте, почему наиболее  универсальным признается определение власти знаменитого немецкого социолога Макса Вебера. Оперируя найденными определениями, выведите свойства власти. Проанализируйте формы проявления власти, проиллюстрируйте примерами этот перечень.

При ответе на второй вопрос вспомните, на каких критериях может основываться классификация видов власти, какая из них является наиболее содержательной. Не забудьте разобраться в ресурсах власти. При подготовке второй половины данного вопроса следует помнить о том, что политическая власть занимает особое место в череде видов власти. Выделите и проанализируйте ее основные признаки.  

При подготовке третьего вопроса следует помнить, что многочисленные теории власти пытаются ответить на вопрос о механизмах властеотношений и основах властвования. Обратите внимание на то, что все теории подчеркивают многогранность, многослойность и многомерность власти. Раскройте содержание  реляционистских, бихевиористских, системных и структурно-функциональных теорий.

 

Тема 2. Политические режимы 

1. Понятие политического режима.

2. Типология политических режимов.                                

Темы докладов и выступлений 

1  Тоталитарные режимы ХХ века.

2  Авторитарные режимы: и их разновидности.

3  Плюсы и минусы тоталитаризма и авторитаризма.

4 Демократические режимы: президентская, парламентская, смешанная        формы правления (по выбору).

5  Недостатки демократии как формы правления. 

Список  литературы 

1.   Назарбаев Н. Научиться жить по Конституции – это высшая школа демократии. – Мысль, 2005г. №10.

2.   Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации (Наброски к теории) // Полис. – 2001. – № 1.

3.   Капустин Б.Г. Посткоммунизм как постсовременность (Российский вариант) // Полис. – 2001. – № 5.

4.   Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. – 2001. – № 3, 4, 5.

5.   Казанцев А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий // Полис. – 2001. – № 5.

6.   Кирк Р. Какая форма правления является наилучшей для счастья человека? (Предисловие М.П. Кизимы) // Полис. – 2001. – № 3.

7.   Кузнецов И.И. Парадигма транзитологии (Плюсы и минусы объяснительной концепции переходного периода) // Общественные науки и современность. – 2000. – №5.

8.   Бутенко А.П. Почему у нас не получился социализм в ХХ столетии? // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 3, 4.

9.   Вендт А. Анархия – это то, что делают из нее государства: социальное конструирование политики с позиции силы // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 5.

10.   Котов А. Конституция – паспорт  государства, выданный народом. – Мысль, 2005г. №6.

11.   Бодио Тадеуш. Посттоталитарная трансформация в перспективе системной методологии // Саясат. – 2000. – № 8-9.

12.   Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. – 2000. – № 5.

13.   Кулагин В.М. Мир в ХХ1 веке: многополюсный баланс сил или глобальный Pax democratica (Гипотеза "демократического мира" в контексте альтернатив мирового развития) // Полис. – 2000. – № 1.

14.   Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1.

15.   Уолт Ст. М. Никогда не говори никогда. Дискуссия о демократии и войне: принятие желаемого за действительное // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 3.

16.   Кудайбергенов У. Место и роль  законодательства в системе  права РК. – Мысль, 2005г. №2.

17.   Кудайбергенов У. Потенциал  Конституции  РК и совершенствование правовой  системы. – Мысль, 2005г. №7.

18.   Водянова Г. Политическая стабильность в условиях автократии // Мысль. – 2000. – №2.

19.   Малиновский В. Потенциал действующей Конституции  еще не реализован. – Мысль, 2005г. № 8.

20.   Абуева Н. Становление властвующей элиты в либерально-демократических странах // Мысль. – 2000. – №9.

21.   Калмырзаев А. Манкуртизм и манипуляция сознанием масс // Мысль. – 2000. – №8.

22.   Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая система трансформации: проблемы, концепции, периодизация // Полис. – 2000. – № 4.

23.   Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце ХХ века) // Полис. – 2000. – № 1.

24.   Коломийцев В.Ф. Демократический режим // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №5.

 

Методические советы 

При подготовке к первому вопросу, обратите внимание, что проблема политических режимов начала разрабатываться и изучаться только 30 – 40 лет назад, да и то на Западе, тогда как советское обществоведение рассматривало эту тему только в рамках политической системы общества. Необходимо уяснить, что категория политического режима (ПР) раскрывает реальные методы осуществления власти. Проанализируйте основные компоненты ПР: принцип легитимности, структуру политических институтов, систему партий, форму и роль государства.

Рассмотрение второго вопроса предполагает достаточно ясное понимание сути трех основных политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического. Для этого попытайтесь заполнить таблицу в заданиях для СРС. Кроме того, этот вопрос можно разобрать в форме деловой игры. Для этого, предпочтительнее разыграть дебатный турнир, в соответствии с американским парламентским форматом по одной из следующих резолюций:

1 . Тоталитаризм - это случайный  зигзаг в истории человечества.

2 . Авторитаризм неизбежен как этап перехода от тоталитаризма к демократии.

3 . Демократия и модернизация – несовместимы.

Проведение занятия в такой форме позволит глубже разобраться сущности каждого политического режима, а также степени его продуктивности, живучести. 

 

Тема 3. Гражданское общество и правовое государство

 

1. Гражданское общество: сущность, основы, структура и  сферы.

2. Правовое государство и его признаки.

3. Проблемы развития гражданского общества и правового государства в условиях Казахстана.

 

Темы докладов и выступлений 

1 Гражданское общество в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж, Локк, Ж.-Ж. Руссо).

2 Особенности формирования гражданского общества в Казахстане.

3 Права человека: история понятия; первые документы.

4 Социальное государство и его признаки.  

Список литературы 

1.   Ахметов К. Разделение власти: Теория  и казахстанский опыт. – Мысль, 2005г. №3.

2.   Котов А. Конституционная  реформа – начало политической  модернизации общества. – Мысль, 2006г. №8.

3.   Аюпова З.К. Правовая система – основа концепции современного демократического правового государства // Саясат. – 2000. – № 2-3.

4.   Машан М.С. Политическая модернизация на постсоветском пространстве: предварительные итоги // Саясат. – 2000. – № 2-3.

5.   Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12. Политические науки. – 2000. – № 6.

6.   Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №2.

7.   Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №6.

8.   Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

9.   Кадырбекулы Д. Сравнительный анализ развития гражданского общества в Казахстане и западных странах // Мысль. – 2000. – № 4.

10.   Народовластие как таковое // Мысль. – 2000. – № 8 -9.

11.   Ирмуханов Б. Казахская  государственность  и государственность  казахов. – Мысль, 2006г. №3.

12.   Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Полис. – 2000. – № 3.

13.   Бозов Н. Власть и богатство в системе управленческих отношений // Мысль. – 2000. – № 5.

14.   Кулагин В.М. Мир в ХХ1 веке: многополюсный баланс сил или глобальный Pax democratica (Гипотеза "демократического мира" в контексте альтернатив мирового развития) // Полис. – 2000. – № 1.

15.   Внук В.К. Влияние распада биполярного мира на кризис региональных политических систем (на примере современного Балканского кризиса) // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12, Политические науки. – 2000.

16.   Коновалов А. Государство сильно единением // Мысль. – 2000. – № 8-9.

17.   Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. – 2001. – № 4.

18.   Соловьев А.И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. – 2001. – № 5.

19.   Ирмуханов Б.  Казахская  государственность  и государственность казахов (окончание). – Мысль, 2006г. №4.

20.   Кубаев К. Механизм  взаимодействия  государственной власти и администрирования. – Мысль, 2005г. №5.

21.   Ахметов К. Разделение власти: Теория  и казахстанский опыт. – Мысль, 2005г. №3.

22.   Шагирова А. НПО против бюрократии. – Мысль, 2005г. №12.

23.   Малинин Г. Социальная  трансформация  казахстанского  общества: особенности  и тенденции. – Саясат – Полис, 2006г. №12.  

Методические советы 

При подготовке к первому вопросу перед студентами стоят две задачи: а) уяснить сущность гражданского общества; б) изучить, как идея гражданского общества формировалась в истории политической мысли. 

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся объединений и организаций граждан, которая ограждена соответствующими законами от прямого вмешательства со стороны органов государственной власти. Другими словами, гражданское общество - это сфера неполитического бытия людей.

Необходимо уяснить, что функционирование гражданского общества требует определенных условий: 1) свободы личности; 2) наличия собственности, делающей личность независимой; 3) наличия многообразной социальной структуры, которая отражает множество интересов различных слоев и групп.

Помните, что всесторонняя разработка концепции гражданского общества - явление, связанное с эпохой перехода человечества к буржуазному обществу и включает открытия целой плеяды крупнейших мыслителей - Т. Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, М. Вебера и др.

При подготовке ко второму вопросу надо иметь в виду, что истоки идеи правового государства уходят в античность, хотя теоретические концепции сложились в Западной Европе в ходе буржуазных революций ХУП-ХУШ вв. Необходимо усвоить, что идейно-теоретическим фундаментом учений о правовом государстве послужили концепции о разделении властей (Ш. Монтескье), о народном суверенитете (Ж.-Ж .Руссо), о государстве как объединении людей, подчиненных правовым законам (И. Кант) и др.

Обратите внимание, что ключевой проблемой в теории и практике правового государства является проблема соотношения государства и права. Найдите в словарях определения и сравните между собой понятия "право" и "'закон". Подумайте, какое из этих понятий должно быть определяющим в теории правового государства? Дайте характеристику правового государства, раскройте его признаки. Раскройте связь между правовым государством и гражданским обществом.

Ответ на третий вопрос требует знания современных тенденций в развитии гражданского общества. Раскрывая этот вопрос, следует помнить, что утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества, но далеко не последним. Негативная свобода, обеспечиваемая на уровне правового государства, приводит к глубокому фактическому неравенству. Необходимо уяснить, что конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Подумайте, в чем заключаются преимущества социального государства. Для этого раскройте его основные признаки и черты. Сравните между собой правовой и социальный принцип. Подумайте, как они могут сочетаться между собой.

Некоторые политологи считают, что наиболее развитые государства входят в экологическую стадию. Подумайте, что это означает. Сформулируйте свой ответ. Дайте характеристику этатистской и деэтатистской тенденций в развитии современных государств. Попытайтесь разобраться в одном из основных тезисов марксизма, что с постепенным развитием демократии необходимость в государстве отпадает. Обоснуйте свой ответ.

 

Тема 4. Личность и политика  

1. Политическая социализация личности.

2. Политическое участие и его формы.  Политическое лидерство.

3. Влияние политической культуры на течение политических процессов.  

Темы докладов и выступлений 

1 Пути формирования политического сознания личности.

2 М. Вебер о типах политического лидерства.

3 Марксизм о роли личности в истории.

4 Политическое поведение личности и определяющие его факторы.

5 Политические лидеры (по выбору).

6 Тенденции развития политической культуры в постсоветских обществах.

Список литературы 

1.       Малинова О.Ю. «Политическая  культура» в российском  научном и публичном  дискурсе. – Полис, 2006г. №5.

2.       Артемьев А.И. Политическая культура в реалиях современного казахстанского общества // Саясат. – 2000. – № 4-5.

3.       Шакерова А.Д. Политическое лидерство в период модернизации // Саясат. – 2000. – № 4-5.

4.       Уталиева Ж.Т. Ценностные ориентации казахстанских подростков в изменяющемся мире // Саясат. – 2000. – № 10-11.

5.       Тесленко А.Н. Социализация молодежи на пороге ХХ1 в. // Саясат. – 2000. – № 10-11.

6.       Кретов Б.И. Политологическая теория лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №2.

7.       Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

8.       Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4.

9.       Шпак В.Ю. Лидерские технологии в зеркале политической культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

10.   Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6.

11.   Бабочкин П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы (обзор конференции) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1.

12.   Ашин А.Г. Основы элитологии. - Алматы, 1996.

13.   Сыдыков У., Мукашева А., Омарова А. Право быть избирателем. О политической культуре студентов. – Мысль, 2005г. №11.

14.   Фатенков А.Н.  Кто должен  править: люди или законы,  массы или  личности? (Апология экзистенциальной автократии).  – Полис, 2005г. №2.

15.   Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. – 2000. – № 3.

16.   О.И. Зазнаев. Индексный анализ  полупрезидентских  государств Европы и постсоветского  пространства. – Полис, 2007г. №2.

17.   3. Белая кость прошлого. Наши современники: просветительско-рекламная серия "Звезды Казахстана. - Алматы, 1994.

18.   Валовой Д. Кремлевский тупик и Назарбаев. - М., 1993.

19.   Самай А. Понятийно – историографический обзор политического лидерства. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

20.   Кто есть кто в Казахстане. - Алматы, 1995.

21.   Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье. - М., 1993.

22.   Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис. – 2000. – №4.

Методические советы 

Подготовку к  первому вопросу семинарского занятия необходимо начать с выяснения понятия "социализация" вообще. Найдите в философском, социологическом и политологическом словарях определения данного термина, сравните и определите в чем заключается разница. Обратите внимание на вопрос о механизмах политической социализации и ее направленности. Разберитесь, какие факторы оказывают влияние на человека и способствуют формированию политического "Я". Рассмотрите вопрос о политической структуре личности. Раскройте содержание политического сознания, политических интересов, политической воли и политического поведения. Подумайте, к какому из названных элементов относится политический поступок, от чего он зависит. Проанализируйте основные типы личности, формирующиеся в результате политической социализации. Охарактеризуйте каждый из этих типов, рассмотрите их признаки.

Основная проблема второго вопроса - это личность как субъект политики. Главным показателем завершения процесса политической социализации является политическое участие (ПУ). Найдите в политологическом словаре определение ПУ и проанализируйте его. Подумайте, какие могут быть у человека мотивы для участия в политической жизни. Обоснуйте свою точку зрения. Раскройте основные формы ПУ и охарактеризуйте их. Необходимо также уяснить факторы, которые влияют на степень и характер ПУ, делают его активным или пассивным.

Рассматривая проблему политического лидерства, учтите, что к ней есть разные подходы. Раскройте содержание психологического, властного, функционального и др. подходов. Подумайте над определением политического лидерства, а также над вопросом, чем оно отличается от лидерства вообще. Чрезвычайно важным представляется вопрос о типологии лидерства. Проанализируйте типологии М. Вебера, Р. Такера и др. Далее можно поразмышлять о критериях определения лидера. Интересным было бы обсуждение фигур некоторых политических деятелей с точки зрения их соответствия тому или иному типу политического лидера.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с рассмотрения самой категории политической культуры, введенной в оборот в западной политологии в 50-60-е годы ХХ века. Это необходимо сделать потому, что иначе сложно понять, почему одинаковые по форме политические институты в разных странах, у разных народов действуют по-разному. Рассматривая политическую культуру как часть общей культуры, проанализируйте основные уровни, на которых она проявляется. Проиллюстрируйте каждый уровень примерами.  Проанализируйте другие определения, встреченные в литературе. Сформулируйте свое понимание. Рассмотрите вопрос о типологии культур. Проанализируйте типологии Е. Вятра, Ф. Бурлацкого, а также Г. Алмонда и С. Верба. Попытайтесь найти реальные аналоги к указанным типам, учитывая историческое время. И с другой стороны, на основе данных типологий охарактеризуйте политические культуры известных стран. Чтобы окончательно разобраться в роли политической культуры,  рассмотрите вопрос об основных тенденциях развития политической культуры в постсоветских обществах.

  

Раздел 2.  Политическая жизнь Казахстана         

Занятие первое (2 часа)                                     

Тема 1. Историческое значение Декларации (1990г.) и Конституционного закона (1991г.) о государственной независимости. 

          1. Декларация Верховного Совета от 25.Х.90г. и ее значение.

          2. Конституционный закон РК от 16.ХII. 91г. и обретение Республикой  Казахстан полной  государственной независимости. 

                                               

                                Темы докладов и выступлений 

          1 Исторические предпосылки обретения независимости Казахстаном.

          2 Декларация ВС  КазССР о государственном суверенитете КазССР и ее историческое  значение.

          3 Конституционный Закон от 16.XII.91 г. и его особенности.

 

Список  литературы 

1.   Г. Асылханова. О процессах  политического  развития Казахстана. Саясат – Полис, 2005г. №12.

2.   Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. 25.10.1990 // Казахстанская правда. - 1990. - 28 октября.

3.   Е. Байльдинов. Политические  партии: позиции или  амбиции? – Мысль, 2007г. №3.

4.   Котов А. Конституционная  реформа – начало политической  модернизации общества. – Мысль, 2006г. №8.

5.   Сапаргалиева Г. Президентская  форма  правления  себя  оправдывает. – Мысль, 2005г. №7.

6.   Т. Омаров. Государственный  суверенитет Казахстана  и становление  общеказахстанского  патриотического  сознания граждан. Саясат – Полис, 2005г. №12.

7.   Г. Асылханова. О процессах политического развития Казахстана. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

8.   О. Юров. Этнополитические  предпосылки  интеграции постсоветского  пространства. – Саясат – Полис, 2007. №3.

9.   Ахметов К. Разделение власти: Теория  и казахстанский опыт. – Мысль, 2005г. №3.

10.        Калмырзаев А. Послание Президента  - важный программный  документ,  наполненный идеями  обновления и созидания. – Мысль, 2005г. №5.

11.        Султанов С. Состояние  представительной  демократии в Казахстане на современном этапе. – Саясат – Полис, 2006г. №12.

12.        Кубаев К. Механизм  взаимодействия  государствеенной власти и администрирования. – Мысль, 2005г. №5.

13.        О.И. Зазнаев. Индексный анализ  полупрезидентских  государств Европы и постсоветского  пространства. – Полис, 2007г. №2.

14.        Фатенков А.Н.  Кто должен  править: люди или законы,  массы или  личности? (Апология экзистенциальной автократии).  – Полис, 2005г. №2.

15.        Шагирова А. НПО против бюрократии. – Мысль, 2005г.№12.

16.        Д. Шарипова. Президентская  и парламентская  формы  правления: о праве выбора. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

17.        Досмагамбетова Г. Государственная власть и местное  самоуправление. – Мысль, 2006г. №9.

18.        Султанов С. Состояние  представительной  демократии в Казахстане на современном этапе. – Саясат – Полис, 2006г. №12.

19.        Ирмуханов Б. Казахская  государственность  и государственность  казахов. – Мысль, 2006г. №3.

20.        Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости Республики Казахстан. 16.12.1991 // Казахстанская правда. - 1996. - 30 августа.

21.        Мелешкина Е.Ю. Политические  партии  на постсоветском  пространстве: опыт  коллективного исследования. – Полис, 2006г. №6.

22.        Т. Асанов. Новый этап политической модернизации в Казахстане. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

23.        Ф. Жармакина. Социальная цена  казахстанской  модернизации. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

24.        Ирмуханов Б.  Казахская  государственность  и государственность казахов (окончание). – Мысль, 2006г. №4.

25.        Назарбаев Н.А. На пороге XХI века. - Алматы, 1996.

26.        Досмагамбетова Г. Государственная власть и местное  самоуправление. – Мысль, 2006г. №9.

27.        Жумабеков Н. Сельские  неправительственные  организации Казахстана: социологический портрет. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

28.        Назарбаев Н. Научиться жить по Конституции – это высшая школа демократии. – Мысль, 2005г. №10.

29.        Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999.

30.        Котов А. Конституция – паспорт  государства, выданный народом. – Мысль, 2005г. №6.

31.        Мацупа Л. Народный избранник или... . - Мысль,  2006г.№2.

32.        Тасмагамбетов И. Основные тенденции политической  трансформации казахстанского общества // Саясат. - 1997. - № 6.

33.        Кудайбергенов У. Потенциал  Конституции  РК и совершенствование правовой  системы. – Мысль, 2005г. №7.

34.        Адилова Р. Парламентаризм в системе  представительной  власти  Казахстана (парламентские  слушания  как явление  парламентаризма). – Саясат – Полис, 2007г. №3.

35.        Малиновский В. Потенциал действующей Конституции  еще не реализован. – Мысль, 2005г. № 8.

36.        Аршабеков Н. Культурная  политика  как  механизм  системной  трансформации общества.  – Саясат – Полис, 2006г. №12.

37.        Еремин А.  Коррупция:  сдаст ли она позиции? – Мысль, 2005г. №6.

 

          Методические советы 

          При подготовке к первому вопросу следует изучить не только Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР, но и обратиться к тексту  Конституции СССР (1978г.).

          Подумайте, почему вообще было необходимо принимать Декларацию о суверенитете, если в Конституции СССР была запись о суверенитете союзных республик?  Следует разобраться, какую роль сыграла в характере и динамике центробежных процессов в СССР перестройка. Вспомните, что такое “парад суверенитетов”, каковы  его причины. Только после этого станет возможным понимание роли и значения Декларации ВС о государственном суверенитете КазССР.

          При анализе и разборе основных положений Декларации обратите внимание на то, какое содержание вкладывается в понятие суверенитет, как определяются отношения с центром и т.д.

          При подготовке ко второму вопросу  необходимо прежде всего изучить текст Конституционного Закона РК о государственной независимости. Сравните его с Деклараций ВС о государственном суверенитете. Обратите внимание на различия между этими двумя важнейшими документами. Следует уяснить, что значение Конституционного закона и необходимость его принятия связана с тем, что только после этого (принятия Закона) Казахстан обрел подлинную независимость, стал самостоятельным государством.  (Уже не входящим в состав какого-либо другого государственного образования).  Обратите внимание на новое название страны, вспомните дискуссию вокруг этой проблемы, тщательно проанализируйте текст Конституционного закона, его основные пункты. Пометьте себе, какие новые функции появились у Казахстана. Не забудьте, что Конституционный закон, с одной стороны, приравнен к Конституции, с другой стороны, представляет из себя основу для разработки собственно Конституции РК.

 

          Занятие второе (2 часа) 

          Тема 2. Основные этапы и характерные черты становления и развития казахстанской демократии.

           1. Конституции РК о демократии  в Казахстане.

          2. Казахстан - президентская республика. Особенности системы правления. 

Темы докладов и выступлений 

          1 Конституция Республики Казахстан (1995) о характере государственности независимого Казахстана.

          2 Казахстан - президентская республика.

          3 Парламентаризм в Казахстане.

          4 Исполнительная власть в Казахстане: структура и особенности.

          5 К вопросу о политическом режиме Республики Казахстан (о соотношении авторитаризма и демократии. По книге Н.Назарбаева “На пороге XXI века”).

          6 Послание президента народу Казахстана от 30.09.98г. о проблемах дальнейшей демократизации политической жизни Казахстана.

 

Список  литературы     

1.  Е. Байльдинов. Политические  партии: позиции или  амбиции? – Мысль, 2007г. №3.

2.  Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1993.

3.  Котов А. Конституционная  реформа – начало политической  модернизации общества. – Мысль, 2006г. №8.

4.  Сапаргалиева Г. Президентская  форма  правления  себя  оправдывает. – Мысль, 2005г. №7.

5.  Салимбаева Ж.И. Казахстан - президентская республика // Саясат. - 1996. - № 8.

6.   О президенте Республики Казахстан. Указ президента Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 1995. - 28 декабря.

7.  Машан и др. Трансформация системы правления в Казахстане // Саясат. - 1999. - № 10.

8.  Давлетьяров Б. Демократизация казахстанскогно общества // Мысль. - 2000. - № 1.

9.  Ахметов К. Разделение власти: Теория  и казахстанский опыт. – Мысль, 2005г.№3.

10.   Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

11.   Мелешкина Е.Ю. Политические  партии  на постсоветском  пространстве: опыт  коллективного исследования. – Полис, 2006г. №6.

12.   Сапаргалиева Г. Президентская  форма  правления  себя  оправдывает. – Мысль, 2005г. №7.

13.   Досмагамбетова Г. Государственная власть и местное  самоуправление. – Мысль, 2006г. №9.

14.   Назарбаев Н.А. Конституция служит народу // Казахстанская правда. - 1996. - 30 августа.

15.   Жумабеков Н. Сельские  неправительственные  организации Казахстана: социологический портрет. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

16.   Назарбаев Н.А. На пороге XХI века. - Алматы, 1996.

17.   Мацупа Л. Народный избранник или... . - Мысль,  2006г.№2.

18.   Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Послание Президента Казахстана народу страны. - Алматы, 1997.

19.   Абдильдин С. Парламент Казахстана: от Союза к государственности. - Алматы, 1993.

20.   Сиврюкова В.А. Роль  Палаты общественных  экспертов при Мажилисе Парламента РК в законотворческом процессе. – Саясат – Полис, 2006г. №12.

21.   Ударцев С.Ф. Палата общественных  экспертов при Мажилисе: пути  совершенствования ее  деятельности. – Саясат – Полис, 2006г. №12.

22.                 Адилова Р. Парламентаризм в системе  представительной  власти  Казахстана (парламентские  слушания  как явление  парламентаризма). – Саясат – Полис, 2007г. №3.

         

          Методические советы 

          При подготовке к первому вопросу помните, что речь идет о двух последних Конституциях: 1993 и 1995 г. Поэтому следует изучить текст обеих Конституций и сравнить их по интересующим Вас параметрам.

          При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на изменение формы правления за прошедшие годы независимости. Для этого потребуется освежить в памяти все основополагающие документы, начиная с Декларации ВС о государственном суверенитете и заканчивая последним Посланием Президента народу Казахстана.

          Попытайтесь разобраться почему  практически на всем постсоветском пространстве установились президентские формы правления, в том числе и в Казахстане. С чем это связано? Могло ли быть по-другому?

          Обратите внимание на специфику системы правления в РК. Сравните ее с аналогичными системами в других странах. (Например, США, Россия). Для этого следует взять книгу “Конституции 16 стран мира” - Алматы, 1995.

          Тема 3. Проблема прав и свобод в Казахстане (2 часа) 

          1.  Конституция РК о приоритете прав и свобод личности.  Конституционные гарантии прав и свобод.

          2. Основные права и обязанности граждан РК. Уровень правосознания в РК.

          3. Национальная политика Республики Казахстан и соблюдение прав народов.

 

Темы докладов и выступлений 

          1 Конституция о правах и свободах человека и гражданина.

          2 Правовой нигилизм: корни и формы проявления.

          3 Вклад Казахстана в борьбу за права человека.

          4 Права человека в Казахстане: состояние и перспективы.

          5 Правозащитные организации в Казахстане.

          6 Современная этно-демографическая ситуация в Казахстане: причины и факторы.

          7 Президент Н.Назарбаев о политике межнационального согласия.

          8 Национально-культурные центры в Казахстане (по выбору).

          9 Казахстанский патриотизм как условие и результат эффективной национальной политики. 

Список литературы 

1.       Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

2.       Закон Казахской Советской Социалистической Республики о языках в Казахской ССР. Алма-Ата, 1989.

3.       Назарбаев Н.А. Выступление на Ассамблее народов Казахстана. -  Казахстанская правда. - 1995.

4.       Назарбаев Н.А. Конституция служит народу. Доклад на торжественном собрании, посвященном 1 годовщине принятия Конституции Республики Казахстан // Каз. правда. - 1996. - 30 августа.

5.       Искакова Г. Права и свободы человека в Казахстане:  государственная политика  и общество. – Саясат – Полис, 2006г. №12.

6.       Меркушев В.Н. Права  человека в мировой  политике:  современные  теоретические модели. – Полис,  2006г. №4.

 

          Методические советы 

          При подготовке к первому вопросу необходимо разобраться в эволюции представлений о правах и свободах граждан в Конституциях нашей страны. Для этого следует изучить Конституцию РК (1993г.) и Конституцию РК (1995г.), а также сравнить их с Конституцией Каз ССР (1978г.). Важно выяснить соответствие действующей Конституции РК (1995г) основным международным документам по правам человека. Для этого  необходимо изучить книгу “Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов”. - М.: 1990. Выясните, как и в каких формах Казахстан  участвует в работе ООН и ее организаций, в общем процессе международного сотрудничества по защите прав человека, какие международные документы  по правам человека были ратифицированы нашим государством а какие еще нет.

          При подготовке второго вопроса основным источником информации должна стать Конституция РК (1995г.). Разберите и прокомментируйте права граждан, записанные в Конституции, уясните перечень и содержание обязанностей граждан нашего государства. Попробуйте их сопоставить.

На семинарском занятии было бы интересным по этому вопросу провести “Круглый стол” или деловую игру “Знаешь ли ты свои права?” Здесь также можно провести игру “Умеешь ли ты защитить себя?”, для чего заранее надо согласовать эту идею с преподавателем, распределить роли и определить направления подготовки. Постарайтесь разобраться в роли Конституционного Суда и Конституционного Совета в становлении правового государства в Казахстане. Подготовьте доклад о деятельности Комитета по правам человека.

          При подготовке к третьему вопросу следует помнить, что Казахстан - государство многонациональное и поэтому для него является чрезвычайно важным соблюдение межнационального согласия. Изучите, каким образом решается эта проблема в Конституции Казахстана, каковы основные принципы национальной политики нашего государства. Подготовка не будет полной без анализа вопроса о причинах полиэтничности Казахстана. Разберитесь, что сделано в стране для обеспечения равенства всех наций и народностей; созданы ли условия для развития культуры каждой нации, проживающей в Казахстане. Для этого необходимо вспомнить об основных документах, регламентирующих эти вопросы: Закон о языках, государственную программу развития языка и т.д. Следует охарактеризовать роль Национальных культурных центров. Особо следует разобраться в статусе и значении Ассамблеи народов Казахстана.  

 

          Тема 4. Становление и развитие многопартийности в Казахстане 

          1. Многопартийность в Казахстане: возникновение и особенности развития.

          2. Политические партии Казахстана, их типология и роль в обществе. 

Темы докладов и выступлений 

          1 Развитие политического плюрализма в Казахстане.

          2 Возникновение и особенности развития многопартийности в Казахстане.

          3 Этапы становления многопартийности в Казахстане.

          4 Анализ программы и деятельности одной партии (по выбору).

          5 Анализ целей и деятельности общественного движения (по выбору).

          6 Закон РК о политических партиях и его особенности.                            

Список   литературы 

1.     Закон о политических партиях в РК // Казахстанская правда. - 1996.

2.     Закон о политических партиях в РК // Казахстанская правда. - 2002.

3.     Сейдуманов С.Т. Феномен многопартийности в Казахстане. - Алматы, 1997.

4.     Бабакумаров Е. Динамика партийной системы Казахстана в 1985-99 гг. (опыт историко- политического анализа) - Алматы, 1994.

5.     Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан сегодня: мир политических партий.  - Алматы, 1995.

6.     Булуктаев Ю, Дьяченко С.. Кармазина Л. Политические парти Казахстана:  Справочник. - Алматы, 1998.

7.      Ахметов К.Г. Что следует за Декларациями ( о партиях ПНКК и ДПК) // Мысль. - 1997. - № 10.

8.      Государство и политические партии: история и современность: Сб. материалов респ. научно-практической конференции. - Алматы, 1998.

9.      Ахметов К.Г. Исчезнувшая партия // Мысль. - 2000. - № 5.

10.  Машан М и др. - Партийная система Казахстана: партологические и системные аспекты // Саясат. - 1999. - № 2-3.

11.  Исмаилова С., Чеботарев А. Особенности партийного строительства в Казахстане в 1997-1999 гг. // Саясат. - 1999. - № 4.

12.  Мурзалин Ж. Куда движется партийная система Казахстана? //

13. Саясат. - 1999. - № 4.

14.  Карсаков И. Государство и партии. Классификация и правовое регулирование общественно-политических объединений в Казахстане // Мысль. - 1995. - № 9.

15.  Партия поддержки реформ. Беседа с и.о.  председателя партии “Отан”.  Терещенко С.А. //  Мысль. - 1999. - № 5.

16.  Партия “Отан” будет поддерживать проводимые в стране реформы // Мысль. - 1999. - № 4. 

17.  Е. Байльдинов. Политические  партии: позиции или  амбиции? – Мысль, 2007г. №3.

18.  Мелешкина Е.Ю. Политические  партии  на постсоветском  пространстве: опыт  коллективного исследования. – Полис, 2006г. №6.

 

         Методические советы 

При подготовке к первому вопросу следует помнить, что в условиях тоталитарного режима в бывшем СССР не могло быть речи о многпартийности, так как тогда вообще не было политического плюрализма, имело место монопольное господство одной партии - КПСС и ее идеологии. Возникновение предпосылок для многопартийности связано с процессом демократизации, начатой “горбачевской перестройкой” (развитие гласности, плюрализм, переход к новой избирательной системе, отмена статьи в Конституции СССР о монополии КПСС в политической системе) страны. Задача студента - осмыслить отражение этого процесса в условиях  Казахстана (как составной части тогдашнего СССР) и уяснить основные этапы развития политического плюрализма  в республике (появление клубных и других неформальных структур, общенациональных общественных движений, появление первых политических партий в 1990 году).

          Далее следует проследить процесс развития многопартийности и его основные этапы уже в условиях независимого Казахстана. Обратите внимание на тот период в развитии партий, когда они получили право участия в выборах в мажилис по партийным спискам.

          Подготовка по второму вопросу требует ознакомления с программными положениями партий и их анализа с точки зрения стратегических и ближайших целей и методов их достижения, а также чтения литературы о практической деятельности различных партий. На этой основе продумайте,  как  можно было  типологизировать (классифицировать) наши партии по идеологическому критерию. Кроме того, попробуйте классифицировать партии и по другим критериям: по месту, занимаемому партиями в политической борьбе (правые, левые, центр), по отношению к власти (проправительственные,  оппозиционные)  и  т.д. 

 

         Тема 5. Стратегия “Казахстан - 2030” 

          1. Послание Президента РК народу Казахстана (октябрь 1997) и провзглашение стратегии  “Казахстан - 2030”. Ее необходимость, цели, задачи.

          2. Президент Н.А. Назарбаев о миссии Казахстана.

          3. Долгосрочные приоритеты стратегического курса “Казахстан - 2030”.

 

Темы докладов и выступлений 

          1 Назарбаев Н.А. о необходимости долгосрочной стратегической программы для развития независимого Казахстана.

          2  Факторы, благопрятствующие подвижению  Казахстана вперед.

          3  Негативные факторы, способные сдерживать развитие страны.

          4  Историческая миссия Казахстана.

          5  Долгосрочные приоритеты стратегии “Казахстан - 2030” ( по выбору из семи  приоритетов).

 

Список  литературы

 

1.  Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента Народу Казахстан. 10.Х. 1997. // Казахстанская правда. - 1997.- 11 октября.

2.  Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. – Мысль, 2007г. №4.

3.  В. Алесин. Стратегия  ответа Казахстана на вызовы глобализации в свете Послания  Президента. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

4.  Кошанов А. Союз  центральноазиатских  государств:  исходные  условия  и проблемы. – Мысль, 2005г.№6.

5.  Жабина  Ж. Деятельность Республики Казахстан  по обоспечению  международной  безопасности. -  Саясат – Полис, 2006г. №12.

6.  Шерьязданова Г.  Идея  евразийства:  классическая  теория и современность. – Саясат – Полис, 2007г. №3.

7.  А. Бакаев. Постсоветское  пространство: геополитические  тенденции и проблемы.  – Мысль, 2007г. №1.

8.  В. Алесин. Стратегия  ответа Казахстана на вызовы глобализации в свете Послания  Президента. – Саясат – Полис, 2005г. №12.

9.   Ерекешева Л.  Южноазиатский цивилизационный фактор в совремнной системе междунардных  отношений. -   Саясат – Полис, 2005г. №12.  

 

          Методические советы

 

          Для глубокого уяснения проблемы, вынесенной на семинар, необходимо внимательно изучить текст Послания Президента народу Казахстана (октябрь 1997) о стратегии развития страны в XXI веке, законспектировать  его.

          При подготовке к  первому вопросу надо разобраться: как обосновывает Президент необходимость стратегической программы на первую треть XXI века? Главное здесь в том, что страна обрела независимость и начала широкомасштабные политические и  экономические реформы и теперь следует определить долгосрочные цели и ориентеры, к которым необходимо стремиться.

          Обратите особое внимание на президентские идеи о факторах, которые могут благоприятствовать или, напротив, сдерживать развитие страны на пути к прогрессу  и вытекающих из  этого  задачах.

          Второй вопрос требует уяснения исторической миссии Казахстана. Ответы вы найдете в соответствующем разделе Президентского Послания. Обратите внимание на символ “Казахстанской барс”, который предложил  Президент: как вы его могли бы осмыслить (сравните, например, с символом  “Тигры Юго-Восточной Азии”).

          При подготовке к третьему вопросу надо проделать очень трудоемкую работу - хорошо уяснить долгосрочные приоритеты стратегической проблемы “Казахстан-2030”. Все  они указаны и охарактеризованы в ежегодных Посланиях Президента, являющихся конкретизацией, уточнением и развитием стратегических целей и задач, сформулированных в программе «Казахстан – 2030»..

 

Методические указания по выполнению СРС

 

Особенностью данного издания является то, что обновлены и уточнены задания по каждой теме. Дана более четкая формулировка вопросов, есть новые задания. Работа, проведенная по корректировке содержания, позволит студентам лучше и быстрее выполнить задания.

При подготовке к сдаче той или иной темы по СРС предварительно изучите соответствующие разделы рекомендуемой литературы по данной теме, и только после этого приступайте к выполнению заданий.

Обратите внимание, что количество заданий в каждой теме неодинаково. Также имеет значение количество граф и строк в ряде заданий.

При выполнении заданий необходимо использовать следующие учебные пособия:

1.   Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.

2.   Политология / Под ред. А.Н. Нысанбаева. – Алматы, 1999.

3.   Основы политологии. Конспекты лекций. – Ч. 1 и Ч. 2. – АЭИ, 1993 – 1994.

4.   Казахстанская политологическая энциклопедия. – М., 1998.

5.   Политология. Энциклопедический словарь. – Алматы, 1993.

6.   Даниленко В.И. Современный политологический словарь. Липецк, 2000.

7.   Антология мировой политической мысли. – Т. 1. – М.: Мысль, 1997.

8.   История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1995.

9.   История политических и правовых учений: Домарксистский период /Под ред. О.Э. Лейсби. – М., 1991.

10.             Азаркин Н.Н. и др. История политических учений. – Вып. 1. – М., 1994.

11.             Телебаев Г., Жулин Ю. Партийная ситуация в Казахстане в контексте нового закона о партиях //Саясат – 2003. – № 2

12.             Сегизбаев О.А. История казахской философии. Алматы, 2001.

  

Задания на СРС

 Тема 1. Из истории политической мысли

Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся

мыслителей в истории человечества (Заполните таблицу).

Мыслители

Основные политические идеи

Содержание и сущность идей

1.  Конфуций (552/551 – 479 г. до н.э.)

1          Об идеальном правлении и его принципах

2          Патерналистская концепция управления государством

3          Идея меритократии

4          О 5 качествах, необходимых правителю

 

2.   Платон (427 – 347 г. до н.э.)

1 Об идеальном и отрицательном государстве и их признаках

1          О роли закона

 

3.   Аристотель

(384-322  г. до н.э.)

1 Человек как политическое животное

2 О политике (определение, цель)

3 О государстве; о правильных и неправильных формах гос. управления; о лучшей форме правления

4 О законе

 

4.   Цицерон

(106–43 г.до н.э.)

1     О государстве

2     О законе

3     Идея правового государства

4     О наилучшей форме правления

 

5.   Августин

(354–430 гг.)

1 Теория «двух градов»

 

6.   Абу-Наср

аль-Фараби (870–950 гг.)

1     О политической науке (специфика, задачи).

2     Учение о добродетельном городе

3     О 12 качествах правителя

4     О законе

 

7.   Юсуф Баласагуни

(ок. 1021 – ?)

1     Об основе государства

2     О законе

3     О власти бека

4     О качествах бека

5     О долге подданных

 

8.  Ибн-Хальдун Абд ар-Рахман Абу Зейд

(1332–1406)

1     Учение о государстве, его происхождении и закономерностях развития

2     Классификация форм правления; о лучшей из них

 

9.   Н. Макиавелли

(1469–1527)

1     Новое понимание политики и политической науки

2     Макиавеллизм, его формула

3     О наилучшей форме правления

 

10.   Т. Гоббс            

(1588 – 1679)

1     О государстве и гос. власти

2     Идея общественного договора

3     О наилучшей форме правления

 

11.   Дж. Локк

(1632– 1704)

1 Основы идеологии либерализма

2 Идея народного суверенитета

3 О праве народа на смену правителей

4 О разделении власти

 

12.   Ш. Л. Монтескье

(1689– 1755)

1 Идея разделения власти

2 О законе

3     О формуле свободы

4     О типах правления и лучшей из них

5     О привлечении людей из народа в состав суда

 

13.   Ж.Ж. Руссо

(1712–1778)

1 Идея народного суверенитета

2 Идея прямого народовластия

2     О праве народа на замену гос. власти

3     Имущественное неравенство как препятствие для демократии

 

 

14.   И. Кант             

(1724 – 1804)

1 Развитие идеологии либерализма

2 О правовом государстве

3 О соотношении политики и морали

4     О разделении власти

5     Идея вечного мира

 

15.  Т. Джефферсон

(1743–1826)

 

1 О естественных правах человека и их неотчуждаемости

2     О назначении гос. власти и ее задачах

3     Отношение к рабству

4     Политический идеал

5     О свободе печати

 

16.  Г.В.Ф.Гегель               (1770 – 1831)

1     О государстве и гражданском обществе

2     О лучшей форме правления

3     О разделении власти

 

17.    К. Маркс

(1818– 1883)

1 Новое понимание политики и политической власти

2     О государстве и гражданском обществе

3     Теория перехода к коммунистическому обществу

 

18.   В.И. Ленин

(1870–1924)

1 О политике

2     О государстве

3     Определение класса

 

19.   Р. Михельс

(1876 – 1936)

1 О невозможности демократии

2     О железном законе олигархии

 

20.   Г. Моска

(1858 – 1941)

1 Теория элит

2  Об утопичности демократии

 

21.   М. Вебер

(1864 – 1920)

1 Определение политики

2 Концепция легитимного господства и его типы

3     Теория бюрократии

4     Концепция плебисцитарной демократии

 

22.   Д. Белл (р. 1919)

1     Теория постиндустриального общества

2     О меритократии

 

23.   С. Хантингтон

(р. 1927)

1     Теория столкновения цивилизаций

2     Концепция «трех волн демократии»

 

 

24. Партия «Алаш» (по программе партии

 

 

 

Тема 2. Политические режимы

 

Заполните таблицу, касающуюся сути трех основных политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

 

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

плюсы

признак

минусы

плюсы

признак

минусы

плюсы

признак

минусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Политические партии и партийные системы

 

Задание 1. Политическая партия как общественная организация и элемент политической системы.

а) определение партии;

б) основные признаки партии;

в) функции, выполняемые политическими партиями.

 

Задание 2. Заполните схему:

 

Типология политических партий

Критерии типологии

Партии

Характерные черты

Политическая идеология

 

 

Выражение интересов различных социальных слоев и групп

 

 

Организационный принцип

 

 

Отношение к власти

 

 

 

 

 

Задание 3. Заполните схему:

 


         

 

 

 

 

Задание 4. Политические партии в Казахстане

 

4.1. Перечислите все зарегистрированные политические партии Казахстана и их лидеров.

Полит. партия

Программные положения

Лидер

 

 

 

 

 

 

4.2. Что изменилось в  «Законе о политических партиях» (2002 г.) по сравнению с предыдущим Законом (1996 г.)?

 

Тема 4. Демократия. Современные концепции и политическая практика

 

Задание 1. Сущность и содержание демократии:

 

1.1.           Сравните различное понимание демократии у различных мыслителей и политических деятелей:

Перикл:                                                      Маркс, Ленин:

Линкольн:                                                  Черчилль:

 

1.2.           Заполните схему о различном понимании демократии в современной политической науке:

 

1.3.           Перечислите основные принципы демократии в ее современном понимании (не менее пяти–шести пунктов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Исторические формы демократии (Заполните схему и  расшифруйте):

 

 

 

 

 

 


Задание 3. Составьте логическую схему по современным концепциям демократии:

Концепция

Основные черты

1. Плюралистическая демократия

 

2. Элитарная

 

3. Партисипаторная

 

4. Социалистическая

 

 

Задание 4. Кратко охарактеризуйте следующие исторические политико-правовые документы с точки зрения их значения для развития прав и свобод человека.

Название документа

Дата принятия

Основные идеи

Значение

 

1. «Великая хартия вольностей» (Англия)

 

 

 

2. Билль о правах (США)

 

 

 

3. Билль о правах (Хабеус корпус) Англия.

 

 

 

4. Декларация прав человека и гражданина (Франция)

 

 

 

5. Всеобщая Декларация прав человека (ООН)

 

 

 

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН)

 

 

 

7. Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН)

 

 

 

Тема 5. Политология международных отношений

 

Задание 1. Дайте определение следующих категорий:

 

а) «Международные отношения»;

б) «Мировая политика».

 

Задание 2. Перечислите концепции (теории) международных отношений, наиболее распространенные в современной политологии (ХХ век),  и дайте их краткую характеристику.

 

Концепция (теория)

Содержание

1.

Марксистско-ленинская концепция

 

2.

Концепция «политического идеализма»

 

3.

Концепция «исторического реализма»

 

4.

Модернистские теории

 

 

Задание 3. Глобализация как тенденция современного мирового развития. В чем ее смысл? (Раскройте).

 

Задание 4. Охарактеризуйте цели (задачи) следующих международных политических организаций:

 

Аббревиатура (сокращенное название)

Полное название

Основные цели и задачи

ООН

Организация объединенных наций

 1.

 2.

ЮНЕСКО

 

 

НАТО

 

 

ОБСЕ

 

 

СНГ

 

 

ЕвразЭС

 

 

ДКБ

 

 

ШОС

 

 

СВМДА

 

 

АСЕАН

 

 

 

Тема 6. Внешняя политика Республики Казахстан: принципы и основные направления

 

Заполните таблицу

Принципы

Кто определяет

Направления

Кто определяет

1.

 

1.

 

2.

 

2.

 

3.

 

3.

 

4.

 

4.

 

5.

 

5.

 

 

Тема 7. Политическая система Казахстана

 

Задание 1. Для более прочного усвоения материала лучше заполнить небольшую таблицу, которая позволит проследить динамику развития системы правления в Казахстане.

Параметры

Конституция

Конституц.

поправки

Вывод (оценка)

 

 

1993 г.

1995 г.

1998 г.

2007 г.

 

1.

Характер государственности

 

 

 

 

 

2.

Президент и его функции

 

 

 

 

 

3.

Парламент и  его функции

 

 

 

 

 

4.

Правительство и его функции

 

 

 

 

 

5.

Судебная власть

 

 

 

 

 

6.

Политический режим и т.д.

 

 

 

 

 

 

 Тема 8. Права и свободы граждан в РК

 

Разберите и прокомментируйте права граждан, записанные в Конституции, уясните перечень и содержание обязанностей граждан нашего государства. Попробуйте их сопоставить. Для этого составьте таблицу:       

 

Конституции

Права  и  свободы

гражданские       

политические

экономические

социальные

1. Конституция КазССР  1978г.

 

 

 

 

2. Конституция РК 1993г.

 

 

 

 

 

3. Конституция РК     1995г.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………...........................3

Планы семинарских занятий……………………………………………………4

Методические указания по выполнению СРС …..........………………............24

Задания для СРС …………………………………………………..................25