АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

 

                           

 

                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                            Проректор по учебно–методической

                                                             работе  Э.А. Сериков _____________

                                                      “____” ________________ 2006 г.

 

 

 

 

 

Актуальные социально-политические проблемы XXI века

(политология, социология, психология)

Методические  указания  к семинарским занятиям

(для студентов очного отделения всех специальностей, обучающихся по программе бакалавриата)

 

 

 

 

 

 

        Согласовано                                      Утверждено на заседании 

Начальник УМО                                       кафедры социальных дисциплин

___________ О.З. Рутгайзер                    Протокол №  __________ 2006 г.

                                                                     Заведующий кафедрой

“____” ____________ 2006г                     социальных дисциплин

                                                                    ______________Н.Р. Джагфаров

 

 

             Редактор                                                  Составители

 

___________                                            _____________ З.А. Абдуллина

 

“____”___________ 2006 г.                    _____________ Д.С.Орынбекова

 

 

 

 

Алматы 2006

 

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина, Д.С.Орынбекова. Актуальные социально-политические проблемы XXI века (политология, социология, психология). Методические указания по подготовке к семинарским занятиям (для студентов очной формы обучения  всех специальностей).

- Алматы: АИЭС, 2006. – 33  с.

 

 

 

 

 

    Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Актуальные социально-политические проблемы XXI века (политология, социология, психология)» содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме. Предназначены для студентов 3 курса всех специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: канд. филос. наук,  доц.  Г.Д.Шаракпаева.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2006 г.

 

 

 

 

                 

                                   

 

                                       © Алматинский институт энергетики и связи, 2006г.

                     

Введение

 

Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу АСПП XXI века  содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме.

     Они ориентированы на изучение теоретических категорий и анализ современной  политической ситуации в мире, СНГ, Республике Казахстан. Здравый смысл и чувство реализма требуют социологической  оценки  процесса модернизации общества. Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Трудно переоценить также значение и психологических  знаний в системе человековедческих и  обществоведческих наук.

Главная задача занятий заключается в том, чтобы студенты получили представление о власти и политических режимах, гражданском обществе и правовом государстве, политической социализации личности и политическом лидерстве. Специальное занятие выделено для темы "Политическая система Республики Казахстан". Невозможно иметь четкую гражданскую позицию и быть политически активным без знания и понимания политической ситуации в мире вообще и в своем государстве, в частности.

    Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Социология должна служить улучшению взаимопонимания между людьми, способствовать совершенствованию общественных отношений. В этом случае проявляется гуманистическая функция социологии.

Овладение  основами  знаний по психологии, закономерностями и  механизмами общения. Взаимодействия в группе и в  различных  социальных общностях  способно побудить студентов к применению  психологических  знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в  различных  областях жизни.

         Предназначены для студентов 3 курса  всех специальностей, обучающихся по системе бакалавриата.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Власть

   

1        Власть: сущность, структура и формы проявления.

2        Виды власти. Особенности политической власти.

3        Теории власти.

                                        

Темы докладов и выступлений

 

1 М.Вебер о власти и ее легитимных типах.

2 Власть и менеджмент.

3 Принцип разделения властей.

      4 Структурно-функциональные теории власти.

 

 

Список  литературы

 

 

1.     Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

2.     Халипов И.Ф. Власть: Основы кратологии. - М., 1995.

3.   Бозов Н. Власть и богатство в системе управленческих отношений // Мысль. – 2000. – №5.

4.   Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. – 2000. – №1.

5.   Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. – 2000. – №2.

6.   Чесноков С.В. "Социология господства" Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова // Полис. – 2000. – №2.

7.   Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №1.

8.   Ашин Г.К. Дискуссии о структуре власти и структуре элит в США // Общественные науки и современность. – 2001. – №1.

9.   Согрин В.В. Ветви государственной власти в США: эволюция, взаимодействие, соперничество // Общественные науки и современность. – 2001. – №1.

10.        Чудинова И.М. Власть и олигархии в современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6.

11. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1.

12. Васильева Л.Н. Модернизация и элита (синергетическая модель развития) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №4.

 

 

 

 

Методические советы

 

Отвечая на первый вопрос, помните, что власть – это центральная проблема политологии и вообще древнейшая проблема философского знания, литературы, изобразительного искусства. Найдите как можно больше определений власти, используя различные словари: энциклопедический, русского языка, философский, социологический, политологический и т.д. Подумайте, почему наиболее  универсальным признается определение власти знаменитого немецкого социолога Макса Вебера. Оперируя найденными определениями, выведите свойства власти. Проанализируйте формы проявления власти, проиллюстрируйте примерами этот перечень.

При ответе на второй вопрос вспомните, на каких критериях может основываться классификация видов власти, какая из них является наиболее содержательной. Не забудьте разобраться в ресурсах власти. При подготовке второй половины данного вопроса следует помнить о том, что политическая власть занимает особое место в череде видов власти. Выделите и проанализируйте ее основные признаки.  

При подготовке третьего вопроса следует помнить, что многочисленные теории власти пытаются ответить на вопрос о механизмах властеотношений и основах властвования. Обратите внимание на то, что все теории подчеркивают многогранность, многослойность и многомерность власти. Раскройте содержание  реляционистских, бихевиористских, системных и структурно-функциональных теорий.

 

 

Тема 2. Политические режимы

 

1 Понятие политического режима.

2 Типология политических режимов.

                               

Темы докладов и выступлений

 

1  Тоталитарные режимы ХХ века.

2  Авторитарные режимы и их разновидности.

3  Плюсы и минусы тоталитаризма и авторитаризма.

4 Демократические режимы: президентская, парламентская, смешанная

 формы правления (по выбору).                     

5  Недостатки демократии как формы правления.

 

 

Список  литературы

 

1.     Коломийцев В.Ф. Демократический режим // Социально-гуманитарные

знания. – 2000. – №5.   

2.     Гаджиев К.С. Феномен тоталитаризма ХХ веке // Вопросы философии.

- 1992.  – №2. 

3. Абенова Б. Время подведения итогов: социализм в ХХ в. и на пороге нового столетия // Саясат. – 1999. – № 8.

4. Водянова Г. Политическая стабильность в условиях автократии // Мысль. – 2000. – №2.

5. Абуева Н. Становление властвующей элиты в либерально-демократических странах // Мысль. – 2000. – №9.

6. Калмырзаев А. Манкуртизм и манипуляция сознанием масс // Мысль. – 2000. – №8.

7. Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая система трансформации: проблемы, концепции, периодизация // Полис. – 2000. – № 4.

8. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамичной модели // Полис. - 1996. – № 5.

9. Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце ХХ века) // Полис. – 2000. – № 1.

10. Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации (Наброски к теории) // Полис. – 2001. – № 1.

11. Капустин Б.Г. Посткоммунизм как постсовременность (Российский вариант) // Полис. – 2001. – № 5.

12. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис - 1992. – № 1-2.

13. Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией // Полис - 1995. – №2. 

14. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. – 2001. – № 3, 4, 5.

15. Казанцев А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий // Полис. – 2001. – № 5.

16. Кирк Р. Какая форма правления является наилучшей для счастья человека? (Предисловие М.П. Кизимы) // Полис. – 2001. – № 3.

17. Кузнецов И.И. Парадигма транзитологии (Плюсы и минусы объяснительной концепции переходного периода) // Общественные науки и современность. – 2000. – №5.

18. Бутенко А.П. Почему у нас не получился социализм в ХХ столетии? // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 3, 4.

19. Вендт А. Анархия – это то, что делают из нее государства: социальное конструирование политики с позиции силы // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 5.

20. Бодио Тадеуш. Посттоталитарная трансформация в перспективе системной методологии // Саясат. – 2000. – № 8-9.

21. Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. – 2000. – № 5.

22. Кулагин В.М. Мир в ХХ1 веке: многополюсный баланс сил или глобальный Pax democratica (Гипотеза "демократического мира" в контексте альтернатив мирового развития) // Полис. – 2000. – № 1.

23. Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1.

24. Уолт Ст. М. Никогда не говори никогда. Дискуссия о демократии и войне: принятие желаемого за действительное // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 3.

25. Л. Даймонд. Прошла ли "третья волна" демократизации? // Полис. – 1999. – № 1.

26. Р. Сакве. Режимная система и западное общество // Полис. – 1997. – № 3.

 

 

 

Методические советы

 

При подготовке к первому вопросу обратите внимание, что проблема политических режимов начала разрабатываться и изучаться только 30 – 40 лет назад, да и то на Западе, тогда как советское обществоведение рассматривало эту тему только в рамках политической системы общества. Необходимо уяснить, что категория политического режима (ПР) раскрывает реальные методы осуществления власти. Проанализируйте основные компоненты ПР: принцип легитимности, структуру политических институтов, систему партий, форму и роль государства.

Рассмотрение второго вопроса предполагает достаточно ясное понимание сути трех основных политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического. Для этого попытайтесь заполнить таблицу.

 

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

плюсы

признак

минусы

плюсы

признак

минусы

плюсы

признак

минусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, этот вопрос можно разобрать в форме деловой игры. Для этого предпочтительнее разыграть дебатный турнир в соответствии с американским парламентским форматом по одной из следующих резолюций:

1        Тоталитаризм - это случайный  зигзаг в истории человечества.

2        Авторитаризм неизбежен как этап перехода от тоталитаризма к демократии.

3        Демократия и модернизация  несовместимы.

Проведение занятия в такой форме позволит глубже разобраться в сущности каждого политического режима, а также степени его продуктивности, живучести. 

 

 

Тема 3. Гражданское общество и правовое государство

 

1 Гражданское общество: сущность, основы, структура и  сферы.

2 Правовое государство и его признаки.

3 Проблемы развития гражданского общества и правового государства в условиях Казахстана.

 

 

 

Темы докладов и выступлений

 

1 Гражданское общество в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж, Локк, Ж.-Ж. Руссо).

2 Особенности формирования гражданского общества в Казахстане.

3 Права человека: история понятия, первые документы.

4 Социальное государство и его признаки.

 

 

Список литературы

 

1. Правовое государство и гражданское общество. - Свердловск, 1991.

2. Нерсенянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. – 1990. - №2.

3. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. - 1991. -№ 6.

4. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. – 1991.-№7.

5. Берман Хоральд. Дж. (США). Верховенство права и правовое государство //  Кентавр. – 1992. - № 9-10.

6. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейших исследований // Полис. – 1995. – № 3.

7. Перегудов С.П. Институты гражданского общества и государства // Социс. - 1995, -    № 3.

8. Левин И Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис., – 1996. - № 5.

9. Чешков М.А. Феномен неоэтатизма (Мировые и локальные изменения) // Полис. - 1996.- № 2.

10. Балгимбаев А.С. Институты гражданского общества и правового государства как механизмы борьбы с коррупцией // Саясат. – 1999. – №4.

      11.  Аюпова З.К. Правовая система – основа концепции современного демократического правового государства // Саясат. – 2000. – № 2-3.

      12.  Машан М.С. Политическая модернизация на постсоветском пространстве: предварительные итоги // Саясат. – 2000. – № 2-3.

 13. Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12. Политические науки. – 2000. – № 6.

14. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №2.

15. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №6.

16. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

17. Кадырбекулы Д. Сравнительный анализ развития гражданского общества в Казахстане и западных странах // Мысль. – 2000. – № 4.

18. Народовластие как таковое // Мысль. – 2000. – № 8 -9.

19.  Жотабаев Н. Профсоюзы в политической системе Казахстана // Мысль. – 2000. – № 1.

20. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Полис. – 2000. – № 3.

21. Исмагамбетов И. Гражданское общество в Казахстане // Саясат. – 1998. – № 9.

22. Кудряшова М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12, Политические науки. – 2001.

23. Попов А.И. Специфика самоуправления – в единстве государственного и муниципального управления // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2, 3.

24. Бозов Н. Власть и богатство в системе управленческих отношений // Мысль. – 2000. – № 5.

25. Кулагин В.М. Мир в ХХ1 веке: многополюсный баланс сил или глобальный Pax democratica (Гипотеза "демократического мира" в контексте альтернатив мирового развития) // Полис. – 2000. – № 1.

26. Коновалов А. Государство сильно единением // Мысль. – 2000. – № 8-9.

26. Внук В.К. Влияние распада биполярного мира на кризис региональных политических систем (на примере современного Балканского кризиса) // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12, Политические науки. – 2000.

27. Павлов Ю.М. Мировой политический процесс: современные тенденции и пути их изучения // Вестн. Моск. Универ. Сер. 12, Политические науки. – 2001.

28. Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. – 2001. – № 4.

29. Соловьев А.И. политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. – 2001. – № 5.

 

 

Методические советы

 

При подготовке к первому вопросу перед студентами стоят две задачи:

а) уяснить сущность гражданского общества; б) изучить, как идея гражданского общества формировалась в истории политической мысли. 

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся объединений и организаций граждан, которая ограждена соответствующими законами от прямого вмешательства со стороны органов государственной власти. Другими словами, гражданское общество - это сфера неполитического бытия людей.

Необходимо уяснить, что функционирование гражданского общества требует определенных условий: 1) свободы личности; 2) наличия собственности, делающей личность независимой; 3) наличия многообразной социальной структуры, которая отражает множество интересов различных слоев и групп.

Помните, что всесторонняя разработка концепции гражданского общества - явление, связанное с эпохой перехода человечества к буржуазному обществу, и включает открытия целой плеяды крупнейших мыслителей - Т. Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, М. Вебера и др.

При подготовке ко второму вопросу надо иметь в виду, что истоки идеи правового государства уходят в античность, хотя теоретические концепции сложились в Западной Европе в ходе буржуазных революций ХУП-ХУШ вв. Необходимо усвоить, что идейно-теоретическим фундаментом учений о правовом государстве послужили концепции о разделении властей (Ш. Монтескье), о народном суверенитете (Ж.-Ж .Руссо), о государстве как объединении людей, подчиненных правовым законам (И. Кант) и др.

Обратите внимание, что ключевой проблемой в теории и практике правового государства является проблема соотношения государства и права. Найдите в словарях определения и сравните между собой понятия "право" и "'закон". Подумайте, какое из этих понятий должно быть определяющим в теории правового государства? Дайте характеристику правового государства, раскройте его признаки. Раскройте связь между правовым государством и гражданским обществом.

Ответ на третий вопрос требует знания современных тенденций в развитии гражданского общества. Раскрывая этот вопрос, следует помнить, что утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества, но далеко не последним. Негативная свобода, обеспечиваемая на уровне правового государства, приводит к глубокому фактическому неравенству. Необходимо уяснить, что конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Подумайте, в чем заключаются преимущества социального государства. Для этого раскройте его основные признаки и черты. Сравните между собой правовой и социальный принцип. Подумайте, как они могут сочетаться между собой.

Некоторые политологи считают, что наиболее развитые государства входят в экологическую стадию. Подумайте, что это означает. Сформулируйте свой ответ. Дайте характеристику этатистской и деэтатистской тенденций в развитии современных государств. Попытайтесь разобраться в одном из основных тезисов марксизма, что с постепенным развитием демократии необходимость в государстве отпадает. Обоснуйте свой ответ.

 

 

Тема 4. Личность и политика

 

1 Политическая социализация личности.

2 Политическое участие и его формы.  Политическое лидерство.

3 Влияние политической культуры на течение политических процессов.

 

Темы докладов и выступлений

 

1 Пути формирования политического сознания личности.

2 М. Вебер о типах политического лидерства.

3 Марксизм о роли личности в истории.

4 Политическое поведение личности и определяющие его факторы.

5 Политические лидеры (по выбору).

6 Тенденции развития политической культуры в постсоветских обществах.

 

Список литературы

 

1. Гаджиев К. Политическая культура - концептуальный аспект // Полис. – 1991.  - № 6.

2. Ашин А.Г. Основы элитологии. - Алматы, 1996.

3. Белая кость прошлого. Наши современники: просветительско-рекламная серия "Звезды Казахстана. - Алматы, 1994.

4. Валовой Д. Кремлевский тупик и Назарбаев. - М., 1993.

5. Кто есть кто в Казахстане. - Алматы, 1995.

6. Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье. - М., 1993.

7. Политическая антропология. – М., 1995.

8. Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис. – 2000. – №4.

9. Мурзалин Ж.А. Традиции как фактор политической безопасности (Опыт для Казахстана) // Саясат. – 1999. – № 6.

10. Артемьев А.И. Политическая культура в реалиях современного казахстанского общества // Саясат. – 2000. – № 4-5.

11. Шакерова А.Д. Политическое лидерство в период модернизации // Саясат. – 2000. – № 4-5.

12. Уталиева Ж.Т. Ценностные ориентации казахстанских подростков в изменяющемся мире // Саясат. – 2000. – № 10-11.

13. Тесленко А.Н. Социализация молодежи на пороге ХХ1 в. // Саясат. – 2000. – № 10-11.

14. Кретов Б.И. Политологическая теория лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №2.

15. Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

16. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4.

17. Шпак В.Ю. Лидерские технологии в зеркале политической культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3.

18. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6.

19. Бабочкин П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы (обзор конференции) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1.

20. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. – 2000. – № 3.

 

Методические советы

 

Подготовку к  первому вопросу семинарского занятия необходимо начать с выяснения понятия "социализация" вообще. Найдите в философском, социологическом и политологическом словарях определения данного термина, сравните и определите, в чем заключается разница. Обратите внимание на вопрос о механизмах политической социализации и ее направленности. Разберитесь, какие факторы оказывают влияние на человека и способствуют формированию политического "Я". Рассмотрите вопрос о политической структуре личности. Раскройте содержание политического сознания, политических интересов, политической воли и политического поведения. Подумайте, к какому из названных элементов относится политический поступок, от чего он зависит. Проанализируйте основные типы личности, формирующиеся в результате политической социализации. Охарактеризуйте каждый из этих типов, рассмотрите их признаки.

Основная проблема второго вопроса - это личность как субъект политики. Главным показателем завершения процесса политической социализации является политическое участие (ПУ). Найдите в политологическом словаре определение ПУ и проанализируйте его. Подумайте, какие могут быть у человека мотивы для участия в политической жизни. Обоснуйте свою точку зрения. Раскройте основные формы ПУ и охарактеризуйте их. Необходимо также уяснить факторы, которые влияют на степень и характер ПУ, делают его активным или пассивным.

Рассматривая проблему политического лидерства, учтите, что к ней есть разные подходы. Раскройте содержание психологического, властного, функционального и др. подходов. Подумайте над определением политического лидерства, а также над вопросом, чем оно отличается от лидерства вообще. Чрезвычайно важным представляется вопрос о типологии лидерства. Проанализируйте типологии М. Вебера, Р. Такера и др. Далее можно поразмышлять о критериях определения лидера. Интересным было бы обсуждение фигур некоторых политических деятелей с точки зрения их соответствия тому или иному типу политического лидера.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с рассмотрения самой категории политической культуры, введенной в оборот в западной политологии в 50-60-е годы ХХ века. Это необходимо сделать потому, что иначе сложно понять, почему одинаковые по форме политические институты в разных странах, у разных народов действуют по-разному. Рассматривая политическую культуру как часть общей культуры, проанализируйте основные уровни, на которых она проявляется. Проиллюстрируйте каждый уровень примерами.  Проанализируйте другие определения, встреченные в литературе. Сформулируйте свое понимание. Рассмотрите вопрос о типологии культур. Проанализируйте типологии Е. Вятра, Ф. Бурлацкого, а также Г. Алмонда и С. Верба. Попытайтесь найти реальные аналоги к указанным типам, учитывая историческое время. И с другой стороны, на основе данных типологий охарактеризуйте политические культуры известных стран. Чтобы окончательно разобраться в роли политической культуры,  рассмотрите вопрос об основных тенденциях развития политической культуры в постсоветских обществах.

 

 

Тема 5. Политическая система Республики Казахстан

 

1 Об особенностях становления государственности независимого  Казахстана.

2 Президентская система правления в Казахстане и ее характерные черты.

3 О политических партиях Казахстана.

 

 

      Темы  докладов и выступлений

 

1 Конституция Республики Казахстан (1995г.) о характере государственности независимого Казахстана.

2 Казахстан - президентская республика.

3 Парламентаризм в Казахстане.

4 Послание Президента РК от 30.09.98 г. как шаг на пути к дальнейшей демократизации политической жизни страны.

5 К вопросу о политическом режиме Казахстана (о соотношении авторитаризма и демократии по книгам Н. Назарбаева «На пороге ХХ1 века», « В потоке истории»).

 

 

 

Список литературы

 

1.   Алексеев Ю. Парламентаризм: этапы становления // Мысль. – 2000. – №5.

2.    Сергиенко С. Специфика внутриполитического развития Казахстана в условиях переходного периода // Мысль. – 2000. – № 2.

3. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. 25.10.1990 // Казахстанская правда. - 1990. - 28 октября.

4. Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости Республики Казахстан. 16.12.1991 //Казахстанская правда. - 1991. - 18 декабря.

5. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1993.

6. Конституция Республики Казахстан - Алматы, 1995.

7. Назарбаев Н.А. На пороге ХХ1 века. - Алматы, 1996.

8. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Послание Президента Казахстана народу страны. – Алматы, 1998.

9. Назарбаев Н. Пять лет независимости. - Алматы, 1996.

10. Абдракулов Е. Суверенитет Казахстана: истоки проблемы // Мысль. – 1995. – № 3.

11. Абдыгалиев Б., Сериков А. Партии и парламент // Мысль.-1996. - № 4.

12. Абельдинов А., Конабаев О.  Президент республики - символ и гарант незыблемости Конституции // Мысль. - 1996. - № 8.

13. Ахметов К.Г., Ахметова Г.К.  Что скрывается за декларациями (о политических партиях Казахстана) // Мысль. - 1997. - № 10.

14. Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К.  Казахстан сегодня: мир политических партий. - Алматы, 1995.

15. Бектурганова Б., Панкратова Е. Общенациональные ориентиры модернизации Казахстана // Мысль. – 1995. - №11.

16. Булуктаев Ю.О. Выборы президента Республики Казахстан: опыт сравнительного политико-правового анализа. - Алматы, 1994.

17. Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. - Алматы, 1996.

18. Калмырзаев А. Демократия с лицом анархии или авторитаризм с демократическим лицом? // Мысль. – 1995. - № 10.

19. Конституции 16 стран мира. – Алматы, 1995.

20. Котов А. Особенности президентской республики по Конституции 1995 года // Мысль. – 1995. - № 10.

21. Об общественных объединениях. 0фициальный текст Закона Республики Казахстан. - Алматы, 1996.

22. О политических партиях. Официальный текст Закона Республики Казахстан. - Алматы, 1996.

23. Сапаргалиев Г. С. Этапы становления конституционного законодательства Республики Казахстан // Саясат. Политика. – 1996. - № 8.

24. Салимбаева Ж.И. Казахстан - президентская республика // Саясат. - 1996 - № 8.

25. Баймагамбетов Ж.З., Темирбулатов С.Г. О роли парламента в обеспечении верховенства Конституции и конституционной законности // Саясат. - 1997. - № 1.

26. Чеботарев А. Многопартийность - реальная или декоративная // Мысль. – 1997.  - № 1. 

27. Машан М.С. Политическая модернизация на постсоветском пространстве: предварительные итоги // Саясат. – 2000. – № 2-3.

28. Мурзалин Ж.А. Шансы и барьеры модернизации в Республике Казахстан  // Саясат. – 2000. – № 2-3.

29. Сергиенко С. Специфика внутриполитического развития Казахстана в условиях переходного периода // Мысль. – 2000. – № 2.

30. Итоги и уроки президентских выборов в Казахстане // Саясат. – 1999. – № 1.

31. Айталы А.А., Уталиева Ж.Т. Выборы Президента и демократический процесс в Казахстане: общие и региональные проблемы // Саясат. – 1999. – №4.

32. Чеботарев А.Е. Казахстанская оппозиция в президентских выборах // Саясат. – 1999. – № 2, 3.

33. Мурзалин Ж.А. Куда движется партийная система Казахстана? // Саясат. – 1999. – № 4.

34. Исмаилова С., Чеботарев А. Особенности партийного строительства в Казахстане в 1997–1999 гг. // Саясат. – 1999. – № 4.

35. Чеботарев А.Е. Казахстанская оппозиция в президентских выборах // Саясат. – 1999. – № 3.

36. Чеботарев А., Исмаилова С. Предвыборная борьба правящей элиты и оппозиции // Саясат. – 1999. – № 7.

37. Чеботарев А., Исмаилова С. Выборы прошли. Что дальше? // Саясат. – 1999. – № 10.

38. Мурзалин Ж.А. Тенденции развития партийной системы в Казахстане // Саясат. – 1999. – № 10.

39. Машан М.С. Партийная система Казахстана: партийные и системные аспекты // Саясат. – 1999. – № 2, 3.

40. Карин Е.Т. Диагностика политической безопасности Казахстана // Саясат. – 1999. – № 6.

41. Темирболат Б.Б. Политическое представительство в Республике Казахстан: состояние и перспективы // Саясат. – 1999. – № 3.

42. Жасанов Р.А. Президентская власть в Казахстане: французский опыт // Саясат. – 1999. – № 5.

43. Карин Е.Т., Машан М.С., Мурзалин Ж.А. Стабильность политической системы Республики Казахстан // Саясат. – 1999. – № 11-12.

44. Гулямова Д.Р. Конституционный Совет Республики Казахстан: анализ эффективности новой модели конституционного контроля // Саясат. – 2000. – № 8-9.

45. Насимова Г.О. Электоральное поведение казахстанских избирателей // Саясат. – 2000. – № 1.

46. Машан Б.С. Регламентация участия политических партий в избирательном процессе // Саясат. – 2000. – № 2-3.

47. Адилова Л.Ф. Выборы как микрокосмос демократии // Саясат. – 2000. – № 4-5.

48. Проблемы формирования новой политической идеологии в Казахстане // Саясат. – 2000. – № 12.

49. Мурзалин Ж.А. Традиция и модернизация в Казахстане: подходы к изучению // Саясат. – 2000. – № 8-9.

50. Ертысбаев Е. "Национальный диалог" как форма политической игры // Саясат. – 2000. – № 10-11.

51. Шауенов Е. Политическая стабилизация в переходном обществе (опыт стран "третьей волны" демократизации и посткоммунистического транзита) // Саясат. – 2000. – № 12.

52. Белиспаев А.М. Децентрализация власти и развитие местного самоуправления в Республике Казахстан // Саясат. – 2000. – № 4-5.

53. Тезекбаев Г.Ж. Социально-политические факторы формирования и функционирования представительной демократии // Саясат. – 2000. – № 6-7.

54. Давлетьяров Б. Демократизация казахстанского общества // Мысль. – 2000. – № 1.

55. Ахметов К. Исчезнувшая партия // Мысль. – 2000. – №5.

56. Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" // Мысль. – 2000. – № 7.

57. Истаев А. Конституционно-правовое положение правительства РК // Мысль. – 2000. – №5.

58. История живет в нас. Материалы  Международной научно-практической конференции "Государственная независимость и перспективы развития Республики Казахстан", посвященной 10-летию суверенитета РК // Мысль. – 2000. – № 7.

59. Кадыржанов Р. Институт президентства на постсоветском пространстве // Мысль. – 2000. – №8.

60. Касымбеков М. Межнациональное согласие как стратегическое направление нашей политики // Мысль. – 2000. – № 1, 2.

61. Жайшибекова К. Язык как важный фактор межэтнического общения // Мысль. – 2000. – № 11.

62. Л. Даймонд. Прошла ли "третья волна" демократизации? // Полис. – 1999. – № 1.

63. Р. Сакве. Режимная система и западное общество // Полис. – 1997. – № 3.

 

Методические советы

 

Для освещения первого вопроса необходимо иметь представление об основных политических событиях и принятых законах Республики Казахстан, способствовавших юридическому закреплению независимости и суверенности нашего государства. Кроме того, необходимо обрисовать ситуацию в стране в этот период. Большую помощь в подготовке может оказать Конституция РК. Сравните и проанализируйте тексты Конституций (1993 г. и 1995 г.). Чем они отличаются, что их объединяет? Обратите внимание на принципы формирования верховной законодательной и исполнительной власти. Проведенный анализ даст возможность определить, какая модель – президентская, парламентская или смешанная – сложилась в Казахстане. Опишите систему местного управления в республике. Раскройте (по конституции) полномочия местных представительных и исполнительных властей. Опишите ситуацию в судебной власти. Подумайте, какие есть тенденции в развитии нашей государственности. Свой ответ обоснуйте.

При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на изменение формы правления за прошедшие годы независимости. Для этого потребуется освежить в памяти все основополагающие документы, начиная с Декларации ВС о государственном суверенитете и заканчивая Посланием Президента народу Казахстана от 30.09.98 г. по этому аспекту проблемы.

Параметры

Конституция

Конститут.поправки 1998 г.

Вывод (оценка)

 

1993 г.

1995 г.

 

 

1 Характер государственности

 

 

 

 

2 Президент и его функции

 

 

 

 

3 Парламент и  его функции

 

 

 

 

4 Правительство и его функции

 

 

 

 

5 Судебная власть

 

 

 

 

6 Политический режим и т.д.

 

 

 

 

Попытайтесь разобраться, почему практически на всем  постсоветском пространстве установились президентские формы правления, в том числе и в Казахстане. С чем это связано? Могло ли быть по-другому? Помочь разобраться в этом может книга Назарбаева "На пороге ХХI века", часть II, а также любые работы по теории и практики модернизации. Для более прочного усвоения материала лучше заполнить небольшую таблицу, которая позволит проследить динамику развития системы правления в Казахстане.

         При подготовке не забудьте проработать книгу Нурпеисова Е.К. и Котова А.Н., статьи Давлетьярова Б., Машан М. и др.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с выделения этапов в развитии политического самодеятельного движения, выявления последовательной логики этого процесса. Можно опереться на книгу В.А. Пономарева "Общественные организации в Казахстане и Киргизстане" (Алма-Ата, 1991 г.), где автор выделяет три основных этапа: клубных структур, общенациональных движений и политической дифференциации. Подробно остановитесь на каждом из этих этапов.

Анализ партий будет не полным без содержательного анализа деятельности и их классификаций. Здесь важную познавательную роль может сыграть типология партий. Вспомните из теоретического курса, какие типологии Вам известны. Попытайтесь применить их к реалиям Казахстана. Кроме того, познакомьтесь с вариантами, предлагаемыми политологами Казахстана (А. Гунашев, Г. Козлов, С. Куттыкадам, К. Ахметов). Вместе с тем необходимо разобраться с теми специфическими чертами, которые отличают партии, входящие в один тип. Программные цели лучше изложить по подлинным документам или по материалам печати (список литературы).

 

 

Тема 6. Основные этапы развития социологии

 

1 Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества, социальной статике и социальной динамике.

2 Классическая социология  начала ХХ века. “Понимающая” социология М. Вебера. Социологизм Э. Дюркгейма.

3 Современные социологические школы.

4 Основные течения в русской социологии XIX в.

 

     Темы  докладов и выступлений

 

1 Г. Спенсер – основоположник социологии.

2 Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии.

3 П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.

4 Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв.

5 Основные направления современных социологических школ.

 

 

Список литературы

 

1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62.

5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532.

8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913.

 9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. –

№1.

10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и

современное  состояние // Социс. – 2004. – №1.  

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189.

12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России //

Социс. – 2003. – №3. 

13.Фливберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества //   

Социс. – 2000. – №2. 

 

 

 

Методические советы

 

История социологии  не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.

Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905. Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм?

Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области.

 

Ключевые идеи западноевропейской социологии

XIX – начала ХХ века.

 

Огюст Конт

Основатель социологии и позитивизма

Карл Маркс

Задача ученых не только объяснить, но и изменить мир путем революции

Герберт Спенсер

Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение

Эмиль Дюркгейм

Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов

Макс Вебер

Основатель “понимающей социологии”, сторонник идей всеобщей рационализации

 

Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века, США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните, какие объективные предпосылки способствовали  этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии..

Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она рассматривает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?

Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина, виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

 

 

Тема 7. Социальная структура общества

 

1 Сущность социальной структуры общества.

2 Социальная стратификация.

3 Социальная мобильность.

 

      Темы  докладов и выступлений

 

1 Социальная структура общества стран СНГ.

2 Социальная стратификация в Казахстане и средний класс.

3 Социальная стратификация индустриального общества.

4 Типология общества.

 

Список литературы

 

1. Антипина Г.С. Теоретико – методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1988.

2. Аитов Н.А. Социальная структура населения стран СНГ. – Уфа, 1995.

3. Аитов Н.А. Общество переходного периода. – Алматы, 1993.

4. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденция социальной мобильности. Американская социология. – М., 1972. – С. 235–247.

5. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. – 1993. – №10.

6. Беляева Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. – 1999. – №7.

7. Бектурганова Б. Трансформация социальной структуры казахстанского общества и средний класс // Аль-пари. – 1998. – №1.

8. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – №11.

10. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 2, 3, 4.

11. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – с. 295–424.

13. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. – 2000. – №3.

1.           Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальная структура и социальная стратификация. – М.: Инфра, 2000.

2.            Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания. // Социс. – 1998. – №12.

3.            Руткевич М.Н. трансформация социальной структуры российского общества. // Социс. – 2004. –№12.

 

 

 

Методические советы

 

Первый вопрос можно начать с того, что социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Далее выясните, что является основными элементами социальной структуры общества, т.к. каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Выделите основные компоненты социальной структуры.

Демонтаж существовавшей социальной структуры, ее институтов находит проявление в маргинализации общества и появлении промежуточных слоев.

Попытайтесь выделить эти промежуточные слои.

Второй вопрос начните с постановки вопроса: "Почему в обществе есть слои богатых? есть бедность?"

Отметьте, какие существуют два типа неравенства и причины их возникновения.

 

                                              * доход

           критерии                   * богатство

     стратификации               * власть  

                                              * образование

                                              * профессия

 

Постарайтесь отметить, как самые различные социологи трактовали способ организации неравенства (К. Маркс, М. Вебер, Г. Моски и др.).

Рассмотрите вертикальный срез стратификации, иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был бы наиболее полным. Социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институционным (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.д.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычай и т.п.) механизмами и правилами социального контроля.

Устоявшимися в достаточной мере являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, которые включают три основных уровня.

 


с   н               высшее                                                          

о   ы

ц   е

и                   среднее

а   с

л   л

ь   о               низшее         

     и                                   

                                            традиционные                      современные

                                                 общества                             общества

 

Дайте характеристику всем трем уровням.

И последний третий вопрос начните с определения “социальная мобильность”.

Рассмотрите горизонтальные и вертикальные перемещения и выясните, с чем связаны массовые групповые перемещения по вертикали.

Современное общество обладает достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали (приведите примеры по Республике Казахстан).

 

Тема 8. Социология труда

 

1 Труд, содержание труда и его виды.

2 Категории социологии труда.

3 Трудовой коллектив – социальный институт.

 

       Темы  докладов и выступлений

 

1 Место социологии труда в системе социологии.

2 Социальная сущность труда.

3 Труд и развитие общества.

4 Труд и культура.

5 Человек в управлении трудовой деятельности.

 

 

Список литературы

 

1. Социология труда: Учебное пособие для студентов технических вузов / Габдуллина К.Г. и др. –Алматы: Гылым, 1995.

2. Аитов Н.А., Раисов Е.Р. Отношение к труду рабочих в переходный период. – Алматы: Брог, 1994.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высшая школа, 1989.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

7. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. – М., 1991.

8. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные

знания. – 2003.  – №3. 

9. Лапин В.И. Проблема неформальной группы и “индустриальной социологии” // Социологические исследования. – Вып. 2. – М., 1988.

10. Маркович Д. Социология труда. – М.: Прогресс, 1998.

11. Мухамбетов Т.И. Мотивационные механизмы управления трудом. – Алма-Ата, 1991.

12. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия / Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.

13. Свенцицкий А. Социальная психология управления. – Л., 1986.

14. Субочева О.Н. Субъективность производственного коллектива // Социологические исследования. – 1993. – №11.

15. Херцберг Ф., Майнер М. Пробуждение  к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. – 1990. – №1.

16.Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. – 2003. – №3.

17.Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы //

Социс. – 2003. – №5. 

18. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства к новой

Социологии рынка // Социс. – 2003. – №9.

Методические советы

 

Первый вопрос. Понимание того, что труд – основное условие жизни человека и общества, что труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Дайте характеристику, что такое материальное производство и духовное производство.

Проследите, каким образом труд стал общественным, и его результат зависит от труда многих людей. Понимание труда как производства вообще связано с расширением его содержания до системы общественных отношений.

Второй вопрос. Социология труда – отрасль, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияния технико-технологических и социальных условий на отношения людей к труду. Выделите три аспекта труда, основные категории социологии труда.

Рассмотрите мотивы трудовой деятельности, стимулы и мотивы трудовой активности: а) на базе теории Фреда Тейлора (научный менеджмент); б) на роли человеческого и группового фактора Элтона Мэйо (хоторыский эксперимент); в) подход – влияние материальных, социальных факторов на поведение работников (Фредерик Скипнер).

Обратите внимание на основные мотивы трудовой деятельности, разработанной в отечественной социологии труда А. Здравомысловым, и дайте характеристику каждому уровню.

Третий вопрос начните  с того, что дайте характеристику трудовому коллективу. Отметьте основные признаки коллектива и его две основные функции: производственно-экономическая и социальная.

 

 

 

      Тема 9. Социальные проблемы инженерного труда

 

1 Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.

2 Труд инженера.

3 Профессиональная мобильность инженера.

4 Требования к личности инженера.

 

Темы  докладов  и выступлений

 

1 Социоинженерный подход как  организационно – технологическая

функция  социологии.

2 Личность  инженера и социальные резервы производства.

3 Профессиональная мобильность инженера.

Список литературы

 

1. Аитов Н.А., Александров Г.Н. Высшее техническое образование в условиях НТР. – М., 1993.

2. Аитов Н.И., Мавлютов Р.Р., Назарова З.М. ВУЗ, студент, преподаватель. – М., 1992.

3. Вестник статистики, 1988.

4. Управление – это наука, искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и Г. форд. – М., 1992.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Рабочий и инженер. – М., 1985.

7. Социально-психологический портрет инженера. – М., 1977.

8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

9. Социальное управление: Словарь. – М., 1994.

 

 

 

Методические советы

 

Первый вопрос. Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название “социоинженерной деятельности”, практическая сфера применения которой усиливает ее социологическую ориентацию. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера (социоинженерия).

Второй вопрос. Постарайтесь определить задачи, которые решает он как социолог и как инженер. Затем выясните, какие существуют способы для управления, регулирования социальных процессов. Что входит в понятие инжиниринг? Определите еще, в чем особенности инженерного труда.

Третий вопрос. НТР ведет к росту профессиональной мобильности, половина инженеров работает по полученной специальности вуза. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации. Переход к рынку приводит к росту профессиональной мобильности. Приведите примеры профессиональной мобильности.

Четвертый вопрос. Какие качества необходимы современному инженеру?. Приведите новые данные по этой проблеме. Определите, какая существует зависимость  качества работы от качества учебы. Приведите данные социологических опросов. Какие группы  существуют внутри инженерного корпуса? Дайте им характеристику.

 

 

      Тема 10. Психология общения

          1 Структура, функции, виды  и средства общения.

          2 Общение как межличностное взаимодействие.

          3 Психология делового общения, переговоров.

                                                             

             Темы  докладов и выступлений

 

           1 Сущность общения  как процесса.

           2 Виды общения и их значение.

           3 Организация коммуникативного процесса.

           4 Барьеры общения.

           5 Особенности делового общения в разных странах.

 

 

  Список литературы

 

1.                Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.                Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1984.

3.                Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1989.

4.                Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1997.

5.                Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6.                Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.              Межличностное общения: Учебник для вузов – Санкт – Петербург, 2001.

7.                Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

8.                Психология и этика делового общения. – М., 1997.

9.                Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

10.            Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11.            Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

12.            Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

13.            Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. – М.:АЛЬПИНА, 1998.

 

 

      Методические советы 

 

Изучение  первого  вопроса включает в себя уяснение сущности феномена  общения  и его  многопланового  характера. В общении выделяют  три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.  Следует разбираться в видах  и уровнях  общения, а также  специфике каждого из них. Выделите, какие существует стратегии  общения, и дайте им  характеристику.

 

 Общение, будучи  сложным  социально – психологическим процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по  следующим  основным  каналам: речевой (вербальный) и неревой  (невербальный) каналы общения. Обратите внимание, что входит  в структуру речевого общения.

 

 При  изучении  второго  вопроса   обратите внимание на проблему  восприятия. Что означает  термин  "синтония"  и что означает  синтоническая модель общения и какие умения необходимы для успешного общения.

 

Подготовку  третьего  вопроса  уместно начать с характеристики понятия "дискуссия". Выделите этапы деловой дискуссии и отметьте роль   ведущего. Обратите внимание на психологические закономерности ведения деловой беседы. Необходимо  уяснить, что такое конфликты, причины их возникновения, виды   и способы разрешения.

 

 

    Тема  11. Психология межличностных отношений

 

    1 Группа как субъект и система деятельности и как поле общения.

    2 Малая группа, ее возникновение. Виды групп.

    3 Уровни развития группы. Психология межгрупповых отношений.

 

Тема докладов и выступлений

 

          1 Феноменология «группового сознания».

          2 Социально-психологические признаки изучения группы:

      а) классические подходы к изучению малой группы (Дж. Морено,

      Э.Мэйо, К.Левин);

      б) развитие малой группы. Теория деятельностного опосредования  

       групповой активности;

       в) лидерство в малой группе. Понятие стиля лидерства.

 

Список литературы

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Аникеева Н.М. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

3.     богомолов Н.Н. Докторина  «человеческих отношений». – М., 1970.

4.     Донцов А.И.  О понятии «группа» в социальной психологии

 // Вестник  МГУ.Сер.14. Психология. – 1997. – №4.

5.     Психологические  механизмы регуляции социального поведения  /

Под  ред. М.К. бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

          6. Кричевский Р.Л., дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2002. – гл. 1. 

          7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.

          8.  Психологическая  теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

           9. Роббер М. – А., Тильман Ф. Психология  индивида и группы / пер. с фр. – М., 1988. – ч. 4,6,7.

          10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

          11. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы. – М., 1988.

 

 

      Методические  советы

 

     Изучение  первого вопроса  включает формирование  понятия о группах и коллективах, знакомство со  свойствами  и видами групп и коллективов. Следует  разобраться  в  процессе возникновения  и развития «мы – чувства», в  феномене «группового сознания».

          При  изучении  второго вопроса  необходимо  получить  представление о  малой  группе и специфике  ее  возникновения. Для  этого надо знать, какие  существуют основные подходы в понимании  данного вопроса  в науке (социометрический  (Дж.Морено), социологический (Э.Мэйо),  динамический  (К.Левин) и т.д.  Дайте  классификацию  видов групп по  внутриструктурным  и  внешнеструктурным свойствам.

        Подготовку  третьего вопроса  уместно начать с характеристики уровней развития группы. Далее следует  остановится на особенностях  межличностных  отношений  в группах и проблемах лидерства, затронуть вопрос о  психологии  межгрупповых  отношений,  психологических  особенностях этнических  групп и проблемах национального  характера.     

     

 

 

Тема 12. Психология массовых коммуникаций.

 

    1 Массовые общественные явления и их социально-

    психологическая специфика.

   2 Устойчивые социальные группы в системе общественных

   отношений.

   3 Структура психологии больших организованных групп.

                                             

         Темы  докладов и выступлений

 

    1.Формы проявления психологии больших социальных групп.

    2.Психология толпы.

         3.Психология паники.

         4.Психологические особенности поведения человека в толпе.

 

 

Список литературы

 

1.                Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983.

2.                Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3.                Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.

4.                Психологические механизмы регулирования социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М., 1979.

5.                Психология: Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.

6.                Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

7.                Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – ИНИОН, РАН, 1995.

8.                Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

9.                Шострам Э Анти-Карнеги, или Человек – Манипулятор / Пер. с англ. – Минск: Полифакт, 1992.

10.            Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

 

 

 

Методические советы 

 

При подготовке первого вопроса  необходимо остановиться  на массовых общественных явлениях и их социально-психологической специфике.  Изучение темы предполагает знание устойчивых социальных групп системы общественных отношений, структуры общественной психологии больших социальных групп. Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические  социально-психологические особенности групп. Что является основанием для разделения этих видов? По каким признакам классифицируются большие социальные группы?  К своим развитии  социальные группы проходят ряд этапов. Назовите их и дайте характеристику.

            Второй вопрос требует изучения процесса образования многочисленных скоплений людей (толпа). Какие типичные  жизненные  ситуации и обстоятельства приводят к их образованию? Дайте определение, что такое большая диффузная группа, какова ее структура (состав). Опишите, какие существуют психологические особенности поведения человека  в толпе.

            Третий вопрос. Массовыми явлениями в больших диффузных группах являются: слухи, паника. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах? В чем состоят основные функции слухов? Что предрасполагает к возникновению  панических состояний людей?

   

 

 

           Тема 13. Психологические аспекты управления в инженерной 

            деятельности

 

1.     Социально – психологический климат  в коллективе.

2.     Конфликты в коллективе, их типы и способы решения.

3.     Стиль  руководства. Культура управленческого  труда.

 

   

            Темы  докладов  и  выступлений

 

           1 Психологические  аспекты профессионального становления

            личности. 

           2 Сущность  и виды межличностных  отношений.

           3 Методы  исследования  МПК.

 

 

 

Список  литературы

 

 

              1. Абрамова Г.С. Введение  в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

              2.  Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной  личности менеджера. – Казань, 1992.

              3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение  переговоров  и  разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

              4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

              5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как   эффективно использовать рабочее время  / Пер. м  нем. – М., 1990.

              6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт – Петербург, 1993.

              7.  Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки  российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

              8. Ивин А.А. искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение,  1990.

              9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. психология малой  группы. – М.: МГУ, 1991.

             10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

             11. Практикум по общей психологии / Под  ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

             12.  Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко: Под ред.

 А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского,  2-е изд. – М., 1990.

             13. Социально – психологические методы практической работы в  коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

             14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.    

 

 

             Методические  советы

 

 

             Подготовка  первого  вопроса  включает в себя формирование  понятия о социально – психологическом  климате в коллективе, его сущности и специфики  формирования.   

             При  изучении второго вопроса  необходимо  получить представление  о   конфликтах  и их    основных  причинах, разобраться  в видах, стадиях и  функциях  конфликтов. А также способах  их разрешения.

Подготовку  третьего вопроса  уместно начать с характеристики сущности  и содержания  управленческой деятельности, психологических  особенностях  управления в малых  группах. Далее следует  остановиться  на характеристике различных типов руководителей и стилях  руководства, разобраться в  значимости уровня культуры  управленческого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                    3

                                                                                                                  

План  семинарских  занятий                                                                        4

Тема 1. Власть                                                                                                   4

Тема 2. Политические режимы                                                                       5  

Тема 3. Гражданское общество и правовое государство                             8

Тема 4. Личность и политика                                                                         11

Тема 5. Политическая система Республики Казахстан                               13

Тема 6. Основные  этапы  развития  социологии                                         18

Тема 7. Социальная структура общества                                                      20

Тема 8. Социология труда                                                                              23

Тема 9. Социальные проблемы инженерного труда                                    25

Тема 10. Психология   общения                                                                     26

Тема 11. Психология межличностных   отношений                                    27

Тема 12. Психология массовых  коммуникаций                                          29

Тема 13. Психологические  аспекты  управления в инженерной

деятельности                                                                                                    30

 

 

 

 

 

              Св. план,   2006.  поз. 68

                                                                               

 

 

Зарема Альфредовна Абдуллина

Дина Серикбековна Орынбекова

 

 

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ  СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ

XXI ВЕКА

(ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ)

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

 (для студентов очной  формы обучения  всех специальностей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Редактор Курманбаева  Т.С.

 

 

 

 

 

Подписано в печать _____________               Формат 60х84      1/16

Тираж   400 экз.                                                  Бумага типографская № 1

Объем  2,0  уч. изд. л.                                        Заказ _____  Цена          __

 

 

 

 

 

Копировально – множительное бюро Алматинского института

энергетики и связи

050013,  Алматы,  Байтурсынова, 126.