АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра социальных дисциплин 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ  

Методические указания к выполнению

к семестровых работ для магистрантов всех специальностей

 

Алматы 200

СОСТАВИТЕЛИ: Орынбекова Д.С., З.А. Абдуллина. Психология. Методические указания к выполнению семестровых работ для магистрантов всех специальностей. – Алматы: АИЭС, 2009г. – 36 с.       

Предлагаемые методические указания по курсу содержат методические рекомендации по написанию семестровых работ, тематику, планы и список литературы к каждой теме. Предназначены для магистрантов.  

 

Введение

Формирующемуся демократическому обществу открытого типа с рыночными отношениями необходимы личности, способные творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, руководить коллективами, эффективно взаимодействовать в самых разных ситуациях с представителями всех слоев и этнических групп населения. В решение этих пробоем существенный вклад может и должна внести психологическая наука, являющаяся неотъемлемой частью многомерной системы знаний о человеке.

В контексте изучения данного курса должны быть сформированы знания об объектах исследования психологии, т.е. о человеке и разнообразных общностях – группах, коллективах, этносах, о предмете психологии, понимаемого как система закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы и психологические характеристики этих групп.

Задачами изучения курса «Психология» являются:

- четкое уяснение значения психологических знаний в системе человековедческих и обществоведческих наук;

- овладение основными достижениями психологии, закономерностями и механизмами общения, взаимодействия в группе и в различных социальных общностях;

- побуждение магистрантов к применению психологических знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в различных областях жизни и деятельности и к самостоятельному, более глубокому изучению этой науки.

Настоящее методическое пособие представляет собой методические указания и тематику семестровых заданий по психологии для магистрантов. Приведена таблица, в соответствии с которой необходимо выбирать тему семестровой. Каждая тема содержит в себе вопросы, которые следует раскрыть при написании работы, а также литературу, которую следует использовать.

           Методические рекомендации по написанию семестровых работ

 

Предлагаемая тематика контрольных  работ разработана в соответствии с институтской программой курса психологии. Магистрант обязан выполнить 1 семестровую работу в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к семестровым.

В каждой теме выделены 2–3 узловых вопроса проблемы, тема сопровождается списком литературы, которым мы ни в коей мере не рекомендуем ограничиваться. Это лишь базовый минимум.

Обращаем внимание лишь на то, что при написании работы не разрешается использовать учебники и учебные пособия в качестве основного источника информации. Тем более, что таковые в списке литературы отсутствуют. Главным источником должны стать рекомендуемые монографии, сборники, журнальные статьи, статистические данные. Также можно пользоваться энциклопедическими словарями по психологии.

Цель семестровой  работы – самостоятельный анализ теоретических и конкретных проблем политического развития общества.

Основные требования к работе:

1 Научно-теоретический уровень. Работа должна продемонстрировать, с одной стороны, глубокое знание автором теории вопроса, с другой – его умение осмысливать (анализировать и обобщать) явления общественной жизни. На этой основе в работе должна быть раскрыта сущность, содержание и пути решения взятой автором проблемы.

2 Самостоятельность. В работе необходимо аргументировано выразить личные взгляды и позицию автора. Не следует опасаться нестандартных суждений. Главное – обосновать и доказать свою точку зрения.

3 Связь с жизнью. Реальная жизнь намного разнообразнее и богаче любой теории. Научная теория призвана видеть самое главное и существенное в жизни, поэтому нет необходимости использовать только те факты, которые опубликованы. Активно используйте в работе собственный жизненный опыт.

4 Логика изложения. Помимо указанных вопросов, которые следует раскрыть, работа должна иметь введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы и личная заинтересованность автора в ней. В 2–3 вопросах темы раскрывается ее содержание. В заключении делаются выводы из проведенного анализа.

5 Популярность, доступность изложения и точность языка. Необходимо ориентироваться не только на выражение своих мыслей, но и на то, как они будут поняты.

6 Оформление работы. Объем работы – 13-17 листов,  включая введение, заключение, список использованной литературы, титульный лист и план. Обязательно необходимы поля на каждой странице, название каждого вопроса в тексте, наличие ссылок и сносок (в тексте, в нижней части страницы или в конце работы - нужно использовать один из предложенных вариантов -  при  использовании цитат, мыслей, статистических данных, реальных фактов и т.д.). В конце работы должна стоять дата и  подпись автора.

7 Принцип выбора темы. Тема семестровой работы выбирается в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки. См. таблицу.

 

Номер зачетки

Номер темы

Номер зачетки

Номер темы

Номер зачетки

Номер темы

00

01

34

05

67

08

01

02

35

06

68

09

02

03

36

07

69

10

03

04

37

08

70

11

04

05

38

09

71

12

05

06

39

10

72

13

06

07

40

11

73

14

07

08

41

12

74

15

08

09

42

13

75

16

09

10

43

14

76

17

10

11

44

15

77

18

11

12

45

16

78

19

12

13

46

17

79

20

13

14

47

18

80

21

14

15

48

19

81

22

15

16

49

20

82

23

16

17

50

21

83

24

17

18

51

22

84

25

18

19

52

23

85

26

19

20

53

24

86

27

20

21

54

25

87

28

21

22

55

26

88

29

22

23

56

27

89

30

23

24

57

28

90

01

24

25

58

29

91

02

25

26

59

30

92

03

26

27

60

01

93

04

27

28

61

02

94

05

28

29

62

03

95

06

29

30

63

04

96

07

30

01

64

05

97

08

31

02

65

06

98

09

32

03

66

07

99

10

33

04

 

 

Тематика семестровой работы №1

 

Тема 1. Психология как наука. Объект, предмет и задачи психологии

 

1.     Определение психологии как науки.

2.     Предмет и задачи психологии.

3.     Современная психология и ее место в системе наук.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Битенова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.

3.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

4.     Вопросы экспериментальной психологии и ее история. – М., 1974.

5.     Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1.

6.     Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. – В 2-х томах.

7.     Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Наука, 1994.

8.     Ждан А.Н. История психологии. – М., 1985.

9.     Методические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

10.  Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

11.  Немов Р.С. Психология. – М., 1995.

12.  Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.

13.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

14.  Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

 

Тема 2. Методологические основы психологии

 

1.     Основные методологии и методы психологии.

2.     Категории психологии и их характеристики.

3.     Основные функции психологии.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970.

3.     Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1975.

4.     Методология и методы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1977.

5.     Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1977.

6.     Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. – М.: Инлт, 1958.

7.     Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984.

 

Тема 3. История формирования социально-психологических идей

 

1.     Предпосылки возникновения социальной психологии.

2.     Исторические формы социально-психологического знания.

3.     Экспериментальный период развития социальной психологии.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

2.     Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

3.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций  // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 3.

4.     Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.     Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

6.     Хьюстон М., Штебе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М., 2001. – Гл. 1.

7.     Немов Р. Психология. Кн. 1. – М., 1997.

8.     Дилигенский Г.Т. социально-политическая психология. – М., 1996.

9.     Психологическая наука в России ХХ века. – М., 1997.

10. Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 4. Развитие психики и сознания

 

1.     Формы и уровни отражения в живой и неживой природе.

2.     Особенности психологического отражения.

3.     Психологическая характеристика сознания человека.

 

Список литературы

 

1.     Блонский П.П. Очерк научной психологии. – М., 1924.

2.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 3.

3.     Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987.

4.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1992.

5.     Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб., 1997.

6.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1966.

7.     Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

8.     Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М., 1977.

9.     Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.

 

Тема 5. Структура психики человека

 

1.     Понятие психики. Соотношение субъективной и объективной реальности.

2.     Структура психики человека.

3.     Основные этапы развития человеческой психики.

 

Список литературы

 

1.     Аронсон э. Общественное животное / Пер. с англ. – М., 1998.

2.     Алексеева А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991.

3.     Берк Э. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.

4.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 2.

5.     Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994.

6.     Психология и психоанализ характера. – Саратов, 1997.

7.     Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997.

8.     Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

9.     Мясинцев В.Н. Психология отношений. Избр. Псих. Труды. – М., 1996.

10.  Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 6. Сознание

 

1.     Понятие сознания. Воля как характеристика сознания.

2.     Психология познавательных процессов: ощущения и восприятия.

3.     Внимание. Закономерности памяти и мышления.

 

Список литературы

 

1.     Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. – М., 1980.

2.     Васильев И.А., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.

3.     Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 3.

4.     Ловиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1987.

5.     Михайлов В.Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

6.     Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

7.     Петренко В.Ф. Семантика психосознания. – М., 1988.

8.     Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: просвещение, 1986.

9.     Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 1976.

10.  Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.. 1977.

 

Тема 7. Деятельность

 

1.     Деятельность субъекта как основа развития и формирования личности.

2.     Виды деятельности.

3.     Потребностно – мотивационная сфера как ядро формирующейся личности.

 

Список литературы

 

1.     Общая психология. – М., 2004.

2.     Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: МГУ, 1979.

3.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

4.     Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983.

5.     Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л.: Наука, 1983.

6.     Майерс С. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб., 1997.

7.     Общение и деятельность / Под ред. Г.М. Андреевой  и Я. Яноушека. – Прага: Изд-во Карлова университета. 1981.

8.     Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

9.     Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

 

Тема 8. Общественный и творческий характер человеческой деятельности

 

1.     Связь деятельности с сознанием и речью.

2.     Концепция деятельности А.Н. Леонтьева.

3.     Общественный и творческий характер человеческой деятельности.

 

Список литературы

 

1.     Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1979.

2.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1972.

3.     Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980.

4.     Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.

5.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

6.     Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ., – СПб., 1997.

7.     Немов Р. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984.

8.     Общение и деятельность / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – Прага: Изд-во Карлова университета, 1981.

9.     Петровский А.В. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1989.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

 

Тема 9. Общение и деятельность

 

1.     Понятие об общении. Многоплановый характер общения.

2.     Единство общения и деятельности.

3.     Общение как межличностное взаимодействие.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1984.

3.     Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1989.

4.     Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1997.

5.     Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

7.     Психология и этика делового общения. – М., 1997.

8.     Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

9.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

10. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

11. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

 

Тема 10. Индивидуально-психологические особенности личности

 

1.     Индивид, индивидуальность, личность.

2.     Темперамент, характер, способности.

3.     Определение индивидуально-психологических особенностей с помощью психологических методов.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

2.     Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие. – Пермь, 1990.

3.     Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

4.     Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.

5.     Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самовоспитание. – М.: Политиздат, 1984.

6.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

7.     Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

8.     Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие. – Пермь, 1988.

9.     Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

11. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М., 1982.

 

Тема 11. Процесс формирования и развития личности

 

1.     Понятие о развитии.

2.     Роль наследственности в развитии человека.

3.     Роль среды в формировании личности.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2.     Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

3.     Бейли А. Эзотерическая психология. – М., 1994.

4.     Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

5.     Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1993.

6.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – МГУ, 1990.

7.     Тойч Ч.К., Тойч Д.М. Второе рождение или искусство познать и изменить тебя. – М., 1994.

8.     Франкл. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

9.     Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

10. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

11. Психология развития / Под ред. т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

12. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. – М., 2002.

 

Тема 12. Темперамент и его особенности

 

1.     Понятие темперамента. Роль возбуждения и торможения в формировании темперамента.

2.     Типология темпераментов человека.

 

 

Список литературы

 

1.     Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2.     Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3.     Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4.     Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5.     Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6.     Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7.     Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8.     Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 13. Характер и его воспитание

 

1.     Понятие характера и его значение для человека.

2.     Виды и типы характеров.

3.     Воспитание характера. Роль привычек.

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 14. Способности и их развитие

 

1.     Задатки и их значение.

2.     Способности и их виды.

3.     Развитие способностей: теории, методы, трудности.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 15. Структура личности

 

1.     Психологическая структура личности.

2.     Темперамент. Типы темперамента.

3.     Роль темперамента в деятельности.

 

Список литературы

 

1.     Берн Э. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.

2.     Бороздина А.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997.

3.     Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1999.

4.     Психология и психоанализ характера. – Саратов, 1997.

5.     Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. – М., 1992.

6.     Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. – М., 1994.

7.     Корнилова Т. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

8.     Фрейд З. Психология сексуальности. – Минск, 1993.

9.     Тайна характера. Психологические типы. – Харьков, 1996.

10. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

11. Лютер. Цвет вашего характера. – М., 1997.

 

 

Тема 16. Пути развития личности в современном мире

 

1.     Понятие «личность»: основные подходы изучения.

2.     Современные теории личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн).

3.     Проблемы современной личности.

 

Список литературы

 

1.     Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

2.     Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1984.

3.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

4.     Корнилова Т. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

5.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – ЛГУ, 1990.

6.     Франкл. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

7.     Фрейд З. Психология сексуальности. – Минск, 1993.

8.     Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

9.     Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

10. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

11. Блюм Г. Психологические теории личности. – М., 1996.

12. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М., 1997.

13. Руткевич А.М. Психоанализ. Курс лекций. – М., 1997.

14. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и ОНО. – СПб., 1998.

15. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. – СПб., 1998.

16. Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.

17. Брайченко С.Л. Основные зарубежные психологические концепции ХХ века. – СПб., 1996.

 

Тема 17. Свобода выбора и волевое воспитание

 

1.     Проблема свободы выбора в психологии.

2.     Понятие воли и ее свободы.

3.     Воспитание воли у человека.

4.      

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 18. Личная и социальная ответственность

 

1.     Содержание и сущность понятия «ответственность».

2.     Виды ответственности и их соотношение.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

 9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

Тема 19. Психология группы

 

1.     Группа как субъект и система деятельности и поле общения.

2.     Феноменология «группового сознания».

3.     Социально-психологические признаки изучения группы.

 

Список литературы

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Аникеева Н.М. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

3.     Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1970.

4.     Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

5.     Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

6.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2002. – Гл. 1.

7.     Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.

8.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М.. 1979.

9.     Робер М.–А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. – М., 1988. – Ч. 4, 6, 7.

10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. – М., 1988.

 

Тема 20. Психология малой группы

 

1.     Классические подходы к изучению малой группы (Дж. Морено, Э. Мэйо, К. Левин).

2.     Развитие малой группы. Теория деятельностного опосредования групповой активности.

3.     Лидерство в малой группе. Понятие стиля лидерства.

 

Список литературы

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

3.     Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология. Хрестоматия (Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая). – М., 1999.

4.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001. – Гл. 3, 4, 5.

5.     Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в коллективе. – М., 1985.

6.     Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М., 1984.

7.     Робер М.–А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. – М., 1988. – Ч. 4, 6, 7.

8.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

9.     Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.

10. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Воронеж, 1997.

 

Тема 21. Психология межгрупповых отношений

 

1.     Психологические особенности этнических групп. Проблема национального характера.

2.     Формирование национального самосознания.

3.     Этнические стереотипы, их функции. Феномен этноцентризма.

 

Список литературы

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.     Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

3.     Кон И.С. Национальный характер. Миф или реальность? // Иностранная литература. – 1970. – С. 3.

4.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1978.

5.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.

6.     Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. -  №4.

7.      Лук Н.А. Эмоции и личность. М., 1982.

8.     Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

9.     Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

10.  Бромлей Ю.В. этнос и этнография. М., 1973.

11.  Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

 

Тема 22. Психология массовых коммуникаций

 

1.     Массовые общественные явления и их социально-психологическая специфика.

2.     Устойчивые социальные группы в системе общественных отношений.

3.     Структура психологии больших организованных групп.

 

Список литературы

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983.

2.     Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3.     Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.

4.     Психологические механизмы регулирования социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М., 1979.

5.     Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

6.     Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – ИНИОН, РАН, 1995.

7.     Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

8.     Шострам Э Анти-Карнеги, или Человек – Манипулятор / Пер. с англ. – Минск: Полифакт, 1992.

9.     Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

 

Тема 23. Принципы исследования психологии больших социальных групп

 

1.     Социальные слои и классы, и их характеристики.

2.     Этнические группы.

3.     Гендерные и возрастные группы и их психологическая характеристика.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

3.     Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: Новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире. – М., 2002.

4.     Введение в гендерные исследования / Под ред. И. Жеребкиной. – СПб., 2001.

5.     Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. – М., 1998.

6.     Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1994.

7.     Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.

8.     Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

9.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

10. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – М.: ИНИОН РАН, 1995.

 

Тема  24. Психология делового общения

 

1.     Роль традиций и обычаев делового общения и деловой этики.

2.     Психология личности в бизнесе.

3.     Личность предпринимателя.

 

Список литературы

 

1.     Азбука делового общения. – М., 1991.

2.     Аткинсон В.А. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. – Орел, 1992.

3.     Битенова М.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

4.     Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1990.

5.     Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

6.     Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. – М., 1989.

7.     Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

8.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997.

9.     Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

10. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.

11. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999.

 

Тема 25. Психология общения

 

1.     Структура, функции, виды и средства общения.

2.     Вербальные и невербальные средства общения.

3.     Общение как восприятие людьми друг друга.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.

2.     Морозов А.В. Деловая психология. – СПб., 2000.

3.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

4.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

5.     Крижанская Ю.С., Третьякова В.Н. Грамматика общения. – Л., 1990.

6.     Петровская л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

7.     Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.

8.     Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.

9.     Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ, 1984.

10.  Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1984.

11.  Ночевник М.Н. Психология общения в бизнесе. М., 1994.

12.  Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологические тренинги. М., 1982.

13. Психология и этика делового общения: учебник для вузов под ред. В.Н. Лавриненко

 

Тема 26. Инженерная психология

 

1.     Предмет и задачи инженерной психологии.

2.     Методы исследования инженерной психологии.

3.     Связь инженерной психологии с эргономикой и наукой управления.

 

Список литературы

 

1.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

2.     Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез отображения информации. – М., 1977.

3.     Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1976.

4.     Дмитриева Н.А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

5.     Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. – М., 1971.

6.     Инженерно-психологическое проектирование. – АСУ, 1973.

7.     Коженцев Ю.Т. Основы эргономики. – Новочеркасск, 1993.

8.     Основы инженерной психологии. – М.: ВШ, 1986.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

 

 

 

Тема 27. Инженерная деятельность

 

1.     Инженерная деятельность: модель, инженерные (профессиональные) задачи.

2.     Личность инженера и особенности технического мышления.

 

Список литературы

 

1.     Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

2.     Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

3.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

4.     Холодная М.А. Психология интеллекта. – М., 1997.

5.     Кривицкий Б.Х. Технические средства контроля и управления обучение. – М., 1986.

6.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

7.     Валеева Н.Ш., Рогов М.Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. – Казань, 1996.

8.     Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

9.     Матерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

 

Тема 28. Личность инженера и особенности технического мышления 

 

1. Психологические аспекты профессионального становления личности.

2.     Методы исследования инженерной психологии.

3.     Связь инженерной психологии с эргономикой и наукой управления.

 

Список литературы

 

1.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. – Т. 3. – М., 1983.

2.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

3.     Дмитриева Н.А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

4.     Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – МГУ, 1990.

5.     Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

6.     Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. – СПб., 1996.

7.     Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. – М., 1971.

8.     Коженцев Ю.Т. Основы эргономики. – Новочеркасск, 1993.

9.     Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. – М., 1990.

10. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

 

Тема 29. Межличностные отношения и сплочение коллектива

 

1.     Сущность и виды межличностных отношений.

2.     Понятие морально-психологического климата в коллективе.

3.     Методы исследования МПК.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. – Казань, 1992.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. – Казань, 1992.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.

5. Зейверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время / Пер. м нем. – М., 1990.

6. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – Санкт-Петербург, 1993.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.

10. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, 1995.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

12. Психология: Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд. – М., 1990.

13. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. – М., 1990.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

 

 

 

Тема 30. Значение психологического образования в профессиональном образовании специалиста

 

1.     Роль психологического образования в профессиональном становлении будущего специалиста.

2.     Личностно-ориентированный подход в подготовке кадров высшей квалификации.

 

Список литературы

 

1.     Бахтин М.М. Этика словесного творчества. – М., 1979.

2.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. – М., 1983.

3.     Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 186.

4.     Кадыров Б.Р. Способности и склонности. – Ташкент, 1990.

5.     Психология производственной подготовки. – СПб., 1993.

6.     Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. – М., 1985.

7.     Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

8.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

9.     Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. – Л., 1990.

 

 Тематика семестровой работы №2

 

Тема 1. Предмет педагогической психологии и предмет  педагогики

 

1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики.

2. Основные понятия дидактики процесс обучения.

 

Список литературы

 

1.     Берн Э. Люди которые играют в игры. – СПб., 1992.

2.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на – Дону., 1997.

3.     Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

4.     Основы педагогического мастерства. – Киев, 1987.

5.     Педагогика (Под. Ред. П.И. Пидкасистого). – М, 1996.

6.     Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

7.     Смирнов В. Психология и педагогика высшего образования. – М., 1995.

8.     Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

10. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. – МГУ, 1987.

 

Тема 2. Стратегии формирования знаний и способностей учащихся

 

1.     Задачи и основные  этапы формирования умственных действий.

2.     Стратегия экстериоризации.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.

2.     Безруких М.М. Я и другие. Правила поведения для всех. – М., 1991.

3.     Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1986.

4.     Кадыров Б.Р. Способности и склонности. – Ташкент, 1990.

5.     Немов р.С. Психология. – М., 1995.

6.     О деловой этике и этикете. – М., 1994.

7.     Одаренные дети. – М., 1991.

8.     Педагогическая и возрастная психология. – М., 1988.

9.     Психология и этика делового общения. – М., 1997.

10. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

11.  Психология профессиональной подготовки. – СПб., 1993.

12. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

13. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 3. Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения

 

1.     Методы и формы обучения.

2.     Недостатки традиционного обучения.

3.     Программированное обучение.

 

Список литературы

 

1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного  творчества. – М., 1979.

2.     Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1986.

3.     Захарова Л.Н. Психологическая  подготовка педагога. – Н. Новгород, 1993.

4.     Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. – СПб., 1992.

5.     Кривицкий Б.Х. Технические  средства контроля  и управления обучением. – М., 1986.

6.     Матюшкин А.М. Загадки  одаренности. Проблемы практической  диагностики – М., 1993.

7.     Основы педагогического мастерства. – Киев, 1987.

8.     Педагогическая  и возрастная  психология. – М., 1988.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

10. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М., 1969.

 

Тема 4. Проблемное обучение и деловые игры

 

1.     Проблемное обучение: задачи и основные методы.

2.     Деловая игра: задачи и виды.  

 

         Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

2.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на – Дону, 1997.

3.     Основы психологии и педагогики высшей школы. – МГУ, 1986.

4.     Практическая психология образования (Под. Ред. И.В. Дубравиной). – М., 1997.

5.     Психология  профессиональной подготовки – СПб., 1993.

6.     Смирнов В. Психология и педагогика высшего образования. – М.. 1995.

7.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

8.     Якунин В.А.  Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

 

Тема 5. Психология деятельности

 

1.     Учение как деятельность.

2.     Основные этапы познавательного процесса.

3.     Структура  мотивации обучения.

 

Список литературы

 

1.     Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

2.     Белухин Д.А. Основы личностно – ориентированной педагогики. – М., 1997.

3.     Брунер Д. Психология познания. – М., 1987.

4.     Выготский Л.С. Воображение  и творчество  в детском возрасте. – СПб., 1997.

5.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологи. – М., 1998.

6.     Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

7.     Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.

8.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

9.     Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

 

Тема 6. Техника и приемы общения

 

1.     Понятие техники и приемов общения.

2.     Понятие и механизмы действий обратной связи  в общении.

3.     Возрастные  и профессиональные  особенности  техники и приемов общения.

 

Список литературы

 

1.     Генетические  проблемы социальной психологии. – Минск, 1987.

2.     Лабунская В.А. Невербальные  поведение: социально – персептивный подход. – Ростов – на – Дону, 1986.

3.     Лабунская  В.А. Психология экспрессивного поведения. – М., 1989.

4.     Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1979.

5.     Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

6.     Мелибруда Е.Я. Я – ТЫ – МЫ. Психологические  возможности улучшения общения. – М., 1986.

7.     Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально – психологический тренинг. – М., 1989.

8.     Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. – М., 1988.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 7. Психология и этика делового общения

 

1.     Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры.

2.     Психологические  особенности  делового общения.

3.     Психологические и этические нормы и принципы делового  общения.

 

Список литературы

 

1.     Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

2.     Бернс Р. Развитие. – Я – концепции и воспитание: Пер. с анг. – М., 1986.

3.     Горянина В.А. Психология  общения. – М., 2004.

4.     Крижанская Ю.С., Третьякова В.Н. Грамматика общения. – Л., 1990.

5.     Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6.     Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.

7.     Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

8.     Леонтьев А.А. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

9.     Ломов Б.Ф. Общение как проблема // Методологические  проблемы  социальной психологии. – М., 1975.

10.  Ломов Б.Ф. Общение  и социальная  регуляция  поведения  индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

11.  Петровский ЫВ.А. Личность в психологии: парадигма субъектность. – Ростов – на – Дону, 1996.

12.  Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

13.  Юнг  К.Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. – СПб., 1994.

 

Тема 8. Психология конфликта

 

1.     Понятие и сущность конфликта.

2.     Поведение  в конфликтах.

3.     Стресс и его особенности.

 

 

Список литературы

 

1.     Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3.     Битянова Р.М. Социальная психология. – М., 1995.

4.     Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.

5.     Богомолов Н.Н. Доктрина "человеческих отношений". – М., 1970.

6.     Бодалев А.А. Личность и общество. – М., 1983.

7.     Виткин Дж. Женщина и стресс. – СПб, 1996.

8.     Виткин Дж. Мужчина и стресс. – СПб, 1996.

9.     Голизек Э. Преодоление  стресса за 60 секунд. – М., 1995.

10. Гришина Н.В. если возникает  конфликт // Психология в  управлении. – Л., 1983.

11. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1993.

12. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию  конфликта. – М., 1989.

13. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель  без конфликтов. – М., 1990.

14.  Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть  может  каждый. – Пермь, 1992.

15. Левин К.  Типы  конфликтов //Психология личности. – М., 1982.

16. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. – М., 1973.

17. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск, 1986.

18. Лурия А.Р. Экспериментальные  конфликты у человека // Проблемы  современной  психологии. – М.: Л., 1930.

19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Управление  конфликтами,  изменениями и стрессами. – М., 1992.

20. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

21. Обозов Н.Н. Психология конфликта  и способы его разрешения. – Л., 1991.

22.  Роберт М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

23.  Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991.

24.  Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

25. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность – Красноярск, 1996.

26. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

27. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов  улучшить свое  самочувствие за 3 минуты. – М., 1992.

 

Тема 9. Психология управления

 

1.     Личность и коллектив как объекты управления.

2.     Личность и коллектив как субъекты управления.

3.     Искусство управлять людьми.

 

         Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

3.     Общение и деятельность / Под ред. Г.М. Андреевой  и Я. Яноушека. – Прага: Изд-во Карлова университета. 1981.

4.     Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

5.     Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологические тренинги. М., 1982.

6.     Петровский А.В. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1989.

7.     Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

8.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М.. 1979.

9.     Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

10. Психология производственной подготовки. – СПб., 1993.

11. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

12. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999.

13. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

14. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

 

Тема 10. Психология и этика деловых отношений в бизнесе

 

1.     Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

2.     Управленческая этика.

 

Список литературы

 

1.     Азбука делового общения. – М., 1991.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

3.     Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

4.     Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.     Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. – СПб., 1996.

6.     Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

7.     Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

8.     Общая психология. – М., 2004.

9.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997.

10. Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11. Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

12. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

13. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

14. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.

15. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

16. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999.

17. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

18. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

 

Тема 11. Психология инженерного труда

 

1.     Психологические аспекты профессионального становления личности.

2.     Личность инженера ХХI века и техническое системное мышление.

 

Список литературы

 

1.     Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез отображения информации. – М., 1977.

2.     Дмитриева Н.А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

3.     Морозов А.В. Деловая психология. – СПб., 2000.

4.     Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

5.     Основы инженерной психологии. – М.: ВШ, 1986.

6.     Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

7.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

 

Тема 12. Психология труда

 

1.     Объект, предмет изучения и задачи психологии труда.

2.     Категории "деятельность" и "труд" в психологии.

3.     Парадигмы психологии труда.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М.. Социальная психология. – М., 1980.

2.     Копытин С. Психология организации // Мысль. – 1998. – № 5.

3.     Климов Е.А.  Введение в психологии труда. – М., 1988.

4.     Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М., 1997.

5.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

6.     Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.

7.     Толочек В.А. Современная психология труда. – Питер, 2005.

8.     Файоль Ф., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусства. – М., 1992.

 

Тема 13. Психология толпы

 

1.     Социально – психологическая сущность толпы.

2.     Характеристика различных видов толпы.

 

Список литературы

 

1.     Безсонов Д.Д. Массовые преступления в общем и военно – уголовном праве. – СПб., 1902.

2.     Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1896.

3.     Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова А.А. Деркача/. – М., 2005.

4.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

5.     Тард Г. Психология толпы. – СПб., 1914.

6.     Тард Г. Общественное мнение и толпы. – М., 1902.

 

Тема 14. Технология идеального  общения

 

1.     Возникновение  психогенетики.

2.     Основные  понятия и постулаты психогенетики.

3.     Инструменты коммуникации.

 

Список литературы

 

1.     Горянина В.А. Психология общения. – М., 2004.

2.     Горянина В.А. Психология взаимоотношений. – М., 1996.

3.     Леонтьев Д.А. Очерк психологии  личности. – М., 1993.

4.     Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского., М.Г. Ярошевского/. – М., 1990.

5.     Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровской/. – М., 1997.

6.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

7.     Юнг К.Г. Аналитическая психология: Пер с англ. – СПб., 1994.

 

Тема 15. Стили общения

 

1.     Стиль как константная характеристика общения.

2.     Проблема продуктивности стиля общения.

3.     Гуманистическое направление психологии.

 

Список литературы

 

1.     Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

2.     Бернс Р. Развитие. – Я – концепции и воспитание: Пер. с анг. – М., 1986.

3.     Горянина В.А. Психология  общения. – М., 2004.

4.     Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

5.     Крижанская Ю.С., Третьякова В.Н. Грамматика общения. – Л., 1990.

6.     Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.

7.     Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

8.     Леонтьев А.А. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

9.     Ломов Б.Ф. Общение как проблема // Методологические  проблемы  социальной психологии. – М., 1975.

10. Ломов Б.Ф. Общение  и социальная  регуляция  поведения  индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

11. Петровский ЫВ.А. Личность в психологии: парадигма субъектность. – Ростов – на – Дону, 1996.

12. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

13. Юнг  К.Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. – СПб., 1994.

 

Тема 16. Инженерно – психологическое проектирование  современной техники

 

1.     Инженерно – психологическое проектирование.

2.     Оценка  инженерно – психологического уровня СЧМ.

3.     "Оперативное мышление" инженера.

 

Список литературы

 

1.     Венда В.Ф. Инженерная  психология и синтез  систем отображения информации. – М., 1997.

2.     Введение  в эргономику /Под ред. В.П. Зипченко/. – М., 1976.

3.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

4.     Дмитриева Н.А.  и др. Психология труда  и инженерная  психология. – Л., 1979.

5.     Инженерная психология, методология, теория, практика. – М., 1977.

6.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 17. Типология психосоциотипов

 

1.     Типология личности К. Юнга.

2.     Характеристика психосоциотипов.

 

Список литературы

 

1.     Венда В.Ф. Инженерная  психология и синтез  систем отображения информации. – М., 1997.

2.     Введение  в эргономику /Под ред. В.П. Зипченко/. – М., 1976.

3.     Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. – М., 1968.

4.     Дмитриева Н.А.  и др. Психология труда  и инженерная  психология. – Л., 1979.

5.     Инженерная психология, методология, теория, практика. – М., 1977.

6.     Инженерно – психологические требования к системам управления. – М., 1967.

7.     Инженерно – психологическое проектирования АСУ. – М., 1973.

8.     Коженцев Ю.Т. Основы эргономики. – Новочеркасск, 1993.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

Тема 18. Морально – психологический  климат в коллективе

 

1.     Социально – психологические особенности рабочей группы.

2.     Типы взаимоотношений в коллективе.

3.     Морально – психологический климат и его динамика. 

 

Список литературы

 

1.     Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально – психологические проблемы. – М., 1990.

2.     Андреева Г.М.. Социальная психология. – М., 1980.

3.     Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е., К., МАУП, 2000.

4.     Дэвид Майерс. Социальная психология. С-Пр., 2002.

5.     Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. технология соперничества и противоборства. – Белгород, 1993.

6.     Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию  конфликтов.

7.     Казмиренко В.П. социальная психология организаций. К., МАУП, 1993.

8.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. социальная психология. – М., 2001.

9.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика /Для технологических вузов/. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

 Содержание

Введение ……………………….…………………………………………………. 3

Методические рекомендации по написанию семестровых работ…...…………4

Тематика семестровой работы №1 ..…………….………………………….……6

Тематика семестровой работы №2 ..…………….………………………….…..25