АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

«ПСИХОЛОГИЯ» 

Методические  указания  к семинарским занятиям

(для магистрантов очного отделения всех специальностей, обучающихся по программе бакалавриата)

 

Алматы, 2009

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина, Д.С.Орынбекова. «ПСИХОЛОГИЯ» Методические  указания  к семинарским занятиям (для магистрантов очного отделения всех специальностей). - Алматы: АИЭС, 2009. – 13 с. 

         Предлагаемые методические рекомендации по курсу психологии к семинарским занятиям (для магистрантов очного отделения всех специальностей) содержат планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы студентам по подготовке к каждой теме. Предназначены для магистрантов очного отделения всех специальностей. 

Введение

Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу психологии содержат полные планы занятий, тематику докладов, списки литературы и краткие методические советы магистрантам по подготовке к каждой теме.

Они ориентированы на изучение теоретических категорий и анализ современной  ситуации в мире, СНГ, Республике Казахстан. Здравый смысл и чувство реализма требуют также и психологической  оценки  процесса модернизации общества. Трудно переоценить значение психологических  знаний в системе высшего образования.

Главная задача занятий заключается в том, чтобы магистранты овладели основами  знаний по психологии, закономерностями и  механизмами общения. Взаимодействия в группе и в  различных  социальных общностях  способно побудить магистрантов к применению  психологических  знаний, умений и навыков в профессиональной практике, в  различных  областях жизни.

         Предназначены для магистрантов, обучающихся в научно-педагогической магистратуре, всех специальностей.

 

Тема 1. Психология как наука. Объект, предмет и задачи психологии

 

1.     Предмет и задачи психологии.

2.     Исторические формы социально-психологического знания.

3.     Современная психология и ее место в системе наук.

          

Темы  докладов и выступлений

    

1. Определение психологии как науки.

2. Основные методологии и методы психологии.

3. Категории психологии и их характеристики.

4. Основные функции психологии.

5. Экспериментальный период развития социальной психологии.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Битенова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.

3.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

4.     Вопросы экспериментальной психологии и ее история. – М., 1974.

5.     Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1.

6.     Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. – В 2-х томах.

7.     Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Наука, 1994.

8.     Ждан А.Н. История психологии. – М., 1985.

9.     Методические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

10.  Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

11.  Немов Р.С. Психология. – М., 1995.

12.  Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.

13.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

14.  Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.

 

Методические  советы

   

 Изучение  первого вопроса  предполагает рассмотрение структуры и содержания психологической науки. Необходимо изучить теоретические аспекты психологической науки, выделить предмет, задачи и основные методы исследования в психологии, раскрыть структуру и основные отрасли психологической науки.

При  изучении  второго вопроса  следует обратить внимание на основные этапы становления и развития психологии. Проанализировать изменение представлений о психологии в истории человечества, начиная с первобытных представлений о душе и заканчивая основными идеями и школами 20 и 21 веков. Отдельно следует рассмотреть этапы становления психологической мысли в Казахстане.  

Подготовку  третьего вопроса  уместно начать  с основных разделов психологии как науки. Далее следует  остановиться на современных направлениях развития научной психологии, затронуть вопрос об  инженерной психология как отрасли психологической науки и показать роль и место психологии в теории и практике современности.       

 

Тема 2. Психологические проблемы современной высшей школы

 

1.     Актуальные проблемы современной высшей школы.

2.     Нравственно-психологический образ педагога современного вуза.

3.     Роль и место психологии и психологической службы в системе образования.

          

Темы  докладов и выступлений

    

1. Основные принципы Болонской Декларации.

2. «Плюсы» и «минусы» двухступенчатой системы образования.

3. Поиски новой модели образования и воспитания.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970.

3.     Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1975.

4.     Методология и методы социальной психологии / Под ред. В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1977.

5.     Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1977.

6.     Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. – М.: Инлт, 1958.

7.     Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984.

 

Методические  советы

 

Изучение  первого вопроса "Актуальные проблемы современной высшей школы" включает в себя рассмотрение различных моделей образования, подходов и принципов, на которых может основываться эта система. Необходимо провести сравнительную характеристику академической и кредитной системы обучения, выявить достоинства и недостатки каждой из них. Обсудить вопрос о специфике переживаемого отечественной системой обучения этапа.

При  изучении  второго вопроса  "Нравственно-психологический образ" педагога современного вуза необходимо  выявить основные составляющие этого образа, а также критерии, по которым следует оценивать современного педагога.

Подготовку  третьего вопроса "Роль и место психологии и психологической службы в системе образования" уместно начать с характеристики такого нового явления в нашей жизни, как психологическая служба в организациях. Привести примеры успешного ее функционирования в детских садах, школах, крупных фирмах и т.д.  Далее следует  проанализировать необходимость подобной службы и в системе высшего образования.    

     

Тема 3. Личность как объект психолого-педагогического анализа

 

1.     Различие в содержании понятий индивид, индивидуальность, личность.

2.     Индивидуально-психологические особенности личности.

3.     Понятие социализации и ее особенности в процессе вузовского обучения.

 

Темы  докладов и выступлений

    

1. Этапы, институты и механизмы социализации.

2. Гендерные, возрастные, социальные и этнические особенности процесса социализации в вузе.

3. Проблема адаптации бывших школьников к вузовской системе обучения.

4. Наследственные факторы развития индивидуально-психологических особенностей.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

2.     Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

3.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций  // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 3.

4.     Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.     Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

6.     Хьюстон М., Штебе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М., 2001. – Гл. 1.

7.     Немов Р. Психология. Кн. 1. – М., 1997.

8.     Дилигенский Г.Т. социально-политическая психология. – М., 1996.

9.     Психологическая наука в России ХХ века. – М., 1997.

10. Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

      

     Методические  советы

 

Изучение  первого вопроса "Различие в содержании понятий индивид, индивидуальность, личность" можно начать с характеристики  каждого из указанных понятий, проанализировать различные подходы к этим категориям и только после этого провести сравнение с целью выработки  ясной позиции по данному вопросу.

При  изучении  второго вопроса "Индивидуально-психологические особенности личности" следует помнить, что к индивидуально-психологическим особенностям личности относят темперамент, характер, способности. Необходимо рассмотреть их свойства, типы, дать их характеристику. Обратить внимание на наследственные факторы развития индивидуально-психологических особенностей. Рассказать о необходимости знания типов темперамента и использовании этих знаний в работе с людьми.

Подготовку  третьего вопроса "Понятие социализации и ее особенности в процессе вузовского обучения"  уместно начать с характеристики самого феномена социализации. Далее следует  остановиться на особенностях  процесса социализации на разных возрастных этапах развития личности, в различных условиях и о роли внешних факторов в данном процессе.    

     

Тема 4.  Формирование личности студента как специалиста с высшим образованием

 

1.     Психологические аспекты процесса формирования профессиональной направленности личности студента.

2.     Трансформация мотивов в контекстном обучении.

3.     Формирование готовности студентов к практической деятельности после окончания вуза.

 

Темы  докладов и выступлений

    

1. Организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов в вузе.

2. Методы стимуляции и развития творческой деятельности студентов.

3. Творчество в учебной деятельности студентов.

4. Формирование у студентов профессиональных знаний, умений, навыков.   

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

2.     Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

3.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций  // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 3.

4.     Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.     Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

6.     Хьюстон М., Штебе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М., 2001. – Гл. 1.

7.     Немов Р. Психология. Кн. 1. – М., 1997.

8.     Дилигенский Г.Т. социально-политическая психология. – М., 1996.

9.     Психологическая наука в России ХХ века. – М., 1997.

10. Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

 

     Методические  советы

 

Изучение  первого вопроса "Психологические аспекты процесса формирования профессиональной направленности личности студента" включает расшифровку  понятия профессиональная направленность, знакомство с основными составляющими данного явления. Следует  разобраться  в  процессе возникновения  и развития данного феномена.

При  изучении  второго вопроса "Трансформация мотивов в контекстном обучении" необходимо  разобраться в структуре мотивов студентов в процессе обучения, их приоритетности и необходимой логике изменения, а также принципах и методах.

Подготовку  третьего вопроса "Формирование готовности студентов к практической деятельности после окончания вуза" уместно начать с характеристики уровней готовности студентов к практической деятельности. Далее следует  дифференцировать группы студентов по выделенным уровням, а затем остановиться на особенностях  перехода от одного уровня готовности к следующему.    

    

Тема 5.  Психологические характеристики педагогического мастерства и пути его формирования

 

1.     Психологические составляющие и критерии педагогического мастерства преподавателя вуза.

2.     Пути формирования профессиональной компетенции и педагогического мастерства.

3.     Проблема педагогического творчества в деятельности преподавателя высшей школы.

 

Темы  докладов и выступлений

    

1. Психологические аспекты профессиональной подготовки преподавателя вуза.

 

Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4.

2.     Артемов В.А. Введение в социальную психологию. – М., 1997.

3.     Выготский Л.С. История развития высших психических функций  // Собр. соч. – М., 1983. – Т. 3.

4.     Вемыковский Б.И. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

5.     Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

6.     Хьюстон М., Штебе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. – М., 2001. – Гл. 1.

7.     Немов Р. Психология. Кн. 1. – М., 1997.

8.     Дилигенский Г.Т. социально-политическая психология. – М., 1996.

9.     Психологическая наука в России ХХ века. – М., 1997.

10. Розин В.М. Психология: Теория и практика. – М., 1997.

11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

      

Методические  советы

 

Подготовка  первого  вопроса "Психологические составляющие и критерии педагогического мастерства преподавателя вуза" включает в себя изучение таких характеристик личности преподавателя, которые могут дать целостное представление о его человеческих, профессиональных и педагогических качествах. Рассмотрение данного вопроса включает в себя учет уровня профессионального мастерства педагога, его темперамент, манеры ведения занятий и т.д.

При  изучении второго вопроса "Пути формирования профессиональной компетенции и педагогического мастерства" необходимо  получить представление  об основных путях и способах повышения педагогического мастерства, которые включают в себя не только умение работать с литературой, но и специальную подготовку(дыхательные упражнения, работа над голосом, использование невербальных средств и т.д.)

Подготовку  третьего вопроса "Проблема педагогического творчества в деятельности преподавателя высшей школы"  уместно начать с общего подхода, касающегося проблемы творчества вообще и его преломления в плане педагогических мероприятий. Следует четко уяснить, что готовых шаблонов и рецептов на все случаи жизни  ни одна наука предложить не может. Поэтому творчество в педагогическом плане – это прежде всего индивидуальные наработки с использованием уже апробированных и авторитетных методик.

 

Тема 6. Ораторское искусство как необходимый элемент психологической подготовки  преподавателя

      

1. Ораторское искусство как специфическая форма общения.

2. Составные элементы ораторского искусства.

3. Стратегии, приемы и методы оратора со студенческой  аудиторией.

                                                            

          Темы  докладов и выступлений

 

           1. Работа с голосом.

          2. Расширение словарного запаса.

           3. Логика выступления.

           4. Приемы привлечения внимания аудитории.

 

  Список литературы

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2.     Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1984.

3.     Богомолов Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». – М., 1989.

4.     Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1997.

5.     Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

6.     Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  Межличностное общения: Учебник для вузов – Санкт – Петербург, 2001.

7.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

8.     Психология и этика делового общения. – М., 1997.

9.     Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

11. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.

12. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.

13. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. – М.:АЛЬПИНА, 1998.

 

Методические советы 

 

Изучение  первого  вопроса включает в себя уяснение сущности феномена  общения  и его  многопланового  характера. В общении выделяют  три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.  Следует разбираться в видах  и уровнях  общения, а также  специфике каждого из них.

При  изучении  второго  вопроса   обратите внимание на проблему  восприятия. Что означает  термин  "синтония"  и что означает  синтоническая модель общения и какие умения необходимы для успешного общения. Общение, будучи  сложным  социально – психологическим процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по  следующим  основным  каналам: речевой (вербальный) и неревой  (невербальный) каналы общения. Обратите внимание, что входит  в структуру речевого общения.

Подготовку  третьего  вопроса  уместно начать с выделения, основных стратегий  общения с аудиторией  и дать им  характеристику.   Выделить, например, этапы деловой дискуссии и проанализировать роль   ведущего. Обратить внимание на психологические закономерности ведения занятия или встречи, прояснить значение хронометража.

 

Тема  7. Развитие мастерства

 

1. Практическое занятие, отработка навыков ораторского искусства.

 

Список литературы

 

1.      Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

2.      Аникеева Н.М. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

3.      Богомолов Н.Н. Докторина  «человеческих отношений». – М., 1970.

4.      Донцов А.И.  О понятии «группа» в социальной психологии

 // Вестник  МГУ.Сер.14. Психология. – 1997. – №4.

5.      Психологические  механизмы регуляции социального поведения  /

Под  ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М.: Наука, 1989.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2002. – гл. 1. 

6. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ, 1992.

7.  Психологическая  теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

8. Роббер М. – А., Тильман Ф. Психология  индивида и группы / пер. с фр. – М., 1988. – ч. 4,6,7.

9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

10. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы. – М., 1988.

 

      Методические  советы

 

Поскольку занятие является практическим, необходимо заранее определиться с темами выступлений, оговорить формат, выработать сообща основные принципы и критерии  оценки выступления.

В начале занятия следует провести непродолжительный тренинг (дыхательная гимнастика), а также  работу с голосом.

Только потом можно приступать к  индивидуальным выступлениям и оценке их психологического воздействия.

В конце занятии должна пройти общая дискуссия, где магистрантами должен быть выработан общий подход к оценке эффективности психологического воздействия личности преподавателя на аудиторию.   

     

Тема  8. Использование психологических приемов и технологий в процессе преподавания

 

1. Практическое занятие, отработка психологических приемов и технологий в процессе преподавания.

 

Список литературы

 

1.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983.

2.     Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3.     Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.

4.     Психологические механизмы регулирования социального поведения / Под ред. М.К. Бобневой, В.В. Шороховой. – М., 1979.

5.     Психология: Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.

6.     Скрипкина Т. Психология доверия. – М.: ACADEMIA, 2000.

7.     Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. – ИНИОН, РАН, 1995.

8.     Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

9.     Шострам Э Анти-Карнеги, или Человек – Манипулятор / Пер. с англ. – Минск: Полифакт, 1992.

10. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996.

 

Методические советы 

 

Поскольку данное занятие также практическое, его главное назначение – характеристика и использование основных приемов психологического воздействия на студенческую аудиторию, отработка навыков взаимодействия с аудиторией на уровне психологического контакта, использование технологий НЛП, транзактного анализа Э.Берна.

  

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……3 

Тема 1. Психология как наука. Объект, предмет и задачи психологии……….4 

Тема 2. Психологические проблемы современной высшей школы…………...5

Тема 3. Личность как объект психолого-педагогического анализа……………6 

Тема 4.  Формирование личности студента как специалиста с высшим образованием………7 

Тема 5.  Психологические характеристики педагогического мастерства и пути его формирования……..8

 Тема 6. Ораторское искусство как необходимый элемент психологической подготовки  преподавателя…..10

Тема  7. Развитие мастерства……………………………………………………11    

Тема  8. Использование психологических приемов и технологий в процессе преподавания…….12