АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

  

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические  указания  к семинарским  занятиям и СРС

(для  бакалавриата всех  специальностей дневного  отделения)

 

Алматы 2008 

СОСТАВИТЕЛИ: В.Л. Шицко, Г.Д. Шаракпаева. Культурология. Методические  указания  к семинарским  занятиям и СРС для  студентов очной формы обучения  всех  специальностей. - Алматы: АИЭС, 2008. – 28с.

          Предлагаемая методическая разработка включает методику  подготовки  и оформления  семестровой  работы по курсу «Культурология». Преподаватели разработали планы  семинарских занятий по данному предмету к  пяти  темам с указанием вопросов темы,  вопросов для  самостоятельной работы,  тематики докладов,  списка литературы и тестовых  заданий по  каждой проблеме. К каждой теме  даются  методические  советы. Кроме  того, в данную  методразработку включена  тематика  одной  семестровой работы по этой дисциплине  с указанием  рекомендуемой  литературы для самостоятельной работы  студентов. Всего тем семестровых  работ 106, разделенных на шесть блоков по тематическим проблемам.

 

Рецензент: канд. филос. наук, проф. З.А. Абдуллина. 

  

Введение 

          Культурология   как  социогуманитарная  научная  дисциплина  дает  возможность целостного видения проблем взаимоотношения человека с миром на основе систематизированного  знания о культуре.

          Целью  культурологии в рамках  учебного  процесса является  ориентация студентов на знание культурных  достижений человечества,  на  понимание и усвоение ими  форм  и закономерностей формирования и  развития  культуры,  на выработку  у них  навыков самостоятельного  постижения  ценностей мировой  культуры  для  самосовершенствования  и профессионального  роста.

         Общий объем  часов по курсу «Культурология», который является дисциплиной  по  выбору,  для студентов дневной и заочной форм  обучения в Алматинском  институте  энергетики  и связи  составляет 51 час. Кредит – 1. На  дневном  отделении  аудиторный объем  составляет 17 часов,  из  которых  8 часов – лекционные,  9 часов выделяется  на семинарские занятия и  34 часа  отводится  на самостоятельную  работу  студентов.

         В настоящих  методических  указаниях  преподаватели  кафедры  социальных  дисциплин  обращают внимание  студентов на методику  подготовки  и оформления  семестровой  работы по курсу «Культурология», разработали планы  семинарских занятий по данному предмету к  пяти  темам с указанием вопросов темы,  вопросов для  самостоятельной работы,  тематики докладов,  списка литературы и тестовых  заданий по  каждой проблеме. К каждой теме  даются  методические  советы. Кроме  того, в данную  методразработку включена  тематика  одной  семестровой работы по этой дисциплине  с указанием  рекомендуемой  литературы для самостоятельной работы  студентов.

         1 Тематика  семинарских занятий

  1.1 Предмет  и задачи  культурологии – 2 часа

  1.2 Культура  цивилизаций Древнего мира – 2 часа

  1.3 Особенности  античной культуры – 2 часа

  1.4 Культура 5 – 17 веков – 2 часа

  1.5 Культура Казахстана – 2 часа

   Итого – 10 часов

           2 Содержание семинарских  занятий  

         Задачей семинарских занятий по культурологии является формирование у студентов понимания культуры как единого мирового процесса. На семинарах реализуется главная цель курса - приведение культурологических знаний студентов в стройную систему, закрепление уважительного и бережного отношения к культуре других народов и стран.

Семинарские занятия по культурологии выполняют познавательную и воспитательную функции, позволяют осуществлять контроль за изучением студентами материала.

 3 Планы семинарских  занятий по  культурологии

 3.1 Тема 1. Предмет  и задачи  культурологии (2 часа)

 1. Этапы  становления культурологического  знания. Культура  как объект  и предмет  культурологии.

2. Структура и функции  культуры. Культура  как  деятельность.

3. Формы культуры: искусство, религия,  мораль, право, наука и их роль  в жизни общества.

4. Многообразие  подходов к определению  категории «цивилизация». Цивилизация  и культура.

5. Типологические классификации культуры ХХ века. Современные  культурологические теории.

 3.1.1 Вопросы для  самостоятельного  изучения 

 1. Место культурологии  в системе гуманитарного знания.

2. Субъекты культуры, их  специфика.

3. Соотношение  понятий «культура», «природа», «цивилизация».

           3.1.2 Темы  докладов

 1. Единство и многообразие мировой культуры.

2. Механизмы преемственности и трансляции культурного опыта.

3. Первые  исторические формы культуры.

4. Культура как сфера свободного  выбора ценностей.

5. Специфика молодежных  субкультур.

6. Концепции локальных  цивилизаций.

7. Формирование  экологической  культуры в рамках  современной цивилизации.

 

                                          Список  литературы

 1. Арнольдов А.И. Культурология: наука понимания человека и культуры. – М., 1995.

2.  Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

3.  Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). – М., 2000.

4.  Габитов Т. Культурология. –  Алматы, 2003.

5.  Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

6.  Запад и Восток: Традиции и современность. – М., 1993.

7.  Коган А.Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

8.  Культурология / Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов – на – Дону, 2001.

9.  Культура: теории и проблемы. – М., 1995.

10.Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

11.Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой.  – М., 2000.

12.Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. –  М., 1998.

13.Мировая художественная культура / Под ред. проф. Б.А. Эренгросса. – М., 2001.

14.Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов – на – Дону, 2000.

15.Нуржанов Б.Г. Культурология. – Алматы, 1994.

16.Полищук В.И. Культурология.  – М., 1999.

17.Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – М., 1994.

18.Современные теории цивилизаций. – М., 1995.

19.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

20.Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

21.Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

22.Философия культуры. – СПб., 1995.

23.Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов – на – Дону, 1997. – С. 6-29.

24.Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

25.Яковец Ю.В. История цивилизаций. – гл. 1. – М., 1997.

 

3.1.3 Тестовые  задания  по теме

 1. Время формирования культурологии как самостоятельной научной  дисциплины.

2. Что  является  предметом культурологии?

3. Что в научной литературе  обозначается  понятием «вторая  природа»?

4. Переведите с латинского термин «цивилизация».

5. Назовите  основные  функции культуры.

6. Авторы произведений «Закат Европы» и «Россия и Европа».

  

3.2 Тема 2. Культура  цивилизаций Древнего мира (2 часа)

 1. Архаическая культура первобытного  общества. Происхождение искусства.

2. Древние культуры Средиземноморья и Месопаталии: Египет, Шумеры, Вавилон, Ассирия.

3. Культура Древней Индии: ее особенности и основные направления.

4. Культура Древнего Китая. Этика, архитектура, изобразительное искусство.

 

Вопросы для самостоятельного изучения 

1. Миф и его роль  в жизни первобытных людей.

2. Изобразительные и музыкальные формы первобытного  искусства.

3. Феномен первобытных религий.

4. Писменность как  историко – культурный феномен  древних  цивилизаций Востока.

5. Варно – кастовый строй и его влияние на социально – культурное развитие Индии.

6. Религиозно – философские системы древнекитайского общества.

 

Темы докладов  

1. Мировосприятие, мировоззрение древнего человека. Роль  мифов.

2. Архитектура Древнего  Египта.

3. Мифология  древнеиндийского эпоса.

4. Храмовая архитектура и эротическая скульптура в Древней Индии.

5. Идеология и политическая  система Месопотамии.

6. Конфуцианство и даосизм. Система ценностей  китайского общества.

7. Ритуально – этические нормы общения в менталитете древневосточных культур.

 Список литературы  

1.     Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1983.

2.     Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М., 1993.

3.     Древние цивилизации. – М., 1989.

4.     Доброклонский М.В. История искусства зарубежных стран. – М., 1979.

5.     Древние цивилизации. – М., 1989.

6.      Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

7.      Загорский А.В. Япония и Китай: пути общественного развития. – М.: Наука. – 1991.

8.     Культурология: Словарь. – М., 1994.

9.     Культура Древнего Египта. – М., 1976.

10. Культурология. Антология.– М., 1994.

11.  Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. – М.: Наука, 1990.

12. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1985.

13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

14. Малюга Ю.Л. Культурология. – М., 1998.

15. Моисеева Л.А. История цивилизации. – Ростов – на - Дону, 2000.

16. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М., 2000.

17. Оппенхейм А. Древняя Месопатамия. – М., 1990.

18. Переламов Л.С. Слово Конфуция. – М., 1992.

19. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. 

20.  Тюлев С. Искусство Индии. – М., 1968.

  

Тестовые  задания по теме  

1. Какие отрасли знания наиболее эффективно развивались в Древнем  Египте?

2. Кто является  творцом даосизма?

3. Древней литературный памятник культуры Двуречья.

4. Как называется ранняя  форма религии,  сущностью которой является поклонение  неодушевленным предметам,  обладающим сверхестественными  свойствами?

          5. Достоянием какой цивилизации являются эти технические изобретения: водяная мельница, магнитный прибор, фарфор, глобус, насос, сейсмограф?

          6. Наследницей какой цтвилизации была Вавилония.

          7. Как называли  царей в Древнем Египте.

 

3.3 Тема 3. Особенности античной культуры (2 часа)

            1. Этапы  эволюции древнегреческой культуры. Классический период и эллинизм.

2. Древнегреческий полис – уникальное явление в истории Греции, непреходящая ценность культуры.

3. Преемственность и новаторство культуры античного Рима. Наследие древнеримской культуры.

4. Вклад  античной цивилизации в мировую культуру.

 

3.3.1 Вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Система  ценностей греческой античности.

2. Особенности  мифологии древнегреческой культуры.

3. Время расцвета философии, театра и науки  в Древней Греции.

4. Ораторское искусство Древнего Рима: особенности  и представители.

 

            3.3.2 Темы докладов

 

1. Нравственно – политические нормы афинской  демократии.

2. Положение  женщины в Древней Греции.

3. Архитектура Греции как  синтез  искусства.

4. Римское  право и его  основные  черты.

5. Римская религия: развитие христианских  мотивов в культуре.

6. Упадок нравов в эпоху Римской  империи.

 

                                                    Список  литературы 

 

1.                 Античная культура. Словарь-справочник. – М., 1995.

2.                 Античная культура и современная наука. – М., 1986.

3.                 Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

4.                 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. – М., 1988.

5.                 Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 192-270.

6.                 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.

7.                 Габитов Т. Культурология.– раздел 2. – Алматы, 2003.

8.                 Грималь П. Цицерон. – М., 1991.

9.                 Голубцева Е.С. Культура Древнего Рима. – М., 1985.

10.            Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

11.            Дрейзин И.Г. История эллинизма. – М., 1993.

12.            Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

13.            Иванов В.Г. История этики древнего мира. – Л., 1989.

14.            Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

15.            Ковалев С.И. История Рима. – М., 1986.

16.            Культура Древнего Рима. – т. 1, 2. – М., 1985.

17.            Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, 2001.

18.            Круглова Л.К. Основы культурологии. – раздел 2. – СПб., 1995.

19.            Маринович Л.П. Древнегреческая цивилизация. – М., 1989.

20.            Малюга Ю.А. Культурология. – гл. 5. – М., 1998.

21.            Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов–на–Дону, 2000.

22.            Полевой В.М. Искусство Греции (Древний мир). – М., 1986.

23.            Полищук В.И. Культурология. – раздел 2. – темы 11, 12. – М., 1999.

24.            Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1986.

25.            Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.

 

 

         3.3.3 Тестовые  задания   по теме

 

1. В каком  веке греческая  культура  и цивилизация достигли  своего расцвета?

2. Основные  произведения  древнегреческого поэта Гомера.

3. Где рождается трагедия как  жанр и  мироощущение.

4. Что  означает  термин  «древнегреческий полис»?

5. Какому богу посвящались Олимпийские игры в Древней Греции?

6. Какая  религия  возникла в І – м веке н.э. в Палестине, в Римской  империи?

7. Где был  построен Колизей?

 

       3.4 Тема 4. Культура 5 – 17 веков (2 часа)

 

       1. Особенности западноевропейской культуры средневековья.

       2. Арабо – мусульманский  ренессанс. Система мусульманских ценностей.

       3. Культура эпохи Возрождения. Апофеоз искусства и культ художника – творца.  

       4. Ценностно – культурные  ориентации Нового  времени. Архитектура, живопись, музыка.

 

       Вопросы для самостоятельного  изучения

 

       1. Какое  влияние религия и церковь  оказали  на формирование культуры, образования, науки в эпоху  Средневековья?

       2. Гуманизм  эпохи Возрождения.

       3. В чем  особенности  Северного, Французского, Испанского Возрождения?

       4. Наследие  аль – Фараби.

       5. Культурный феномен классицизма.

       6. Национальные  школы в искусстве ХVII века.

       7. Наука и философия в Новое  время.

 

       Темы докладов   

       1. Искусство как специфический язык христианства. Основные  виды и жанры искусства.

       2. Выдающиеся  мыслители  средневекового  Востока и их роль  в истории  культуры.

       3. Лирика восточного средневековья.

       4. Основные  черты культуры эпохи Возрождения.

       5. Социальные  теории мыслителей эпохи  Возрождения (Николо Макиавелли, Пико делла Мирандола).

       6. Абсолтизация роли  науки и техники в Новое  время.

       7. Реформация: смена культурных парадигм.

 

Список литературы   

1.      Быстрова Г.В. Основы культурологии. – М., 2000.

2.      Бичурин И.К. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии  в древности. – n. 1-2. – М., 1950.

3.      Светлов Г.Е. Синто: история и современность // Новая и новейшая история. – 1992. – № 5.

4.      Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. – М., 1997.

5.      Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

6.      Гофф М. Средневековый человек. – М., 1992.

7.      Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994.

8.      Ислам: словарь. – Алматы, 1989.

9.      История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения /Под. ред. Л.М. Брашной. – М., 2001.

10. Ислам: религия, общество, государство. – М., 1984.

11. Кляшторный С.Г., Султанов Г.К. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – М., 1995.

12. Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПб., 1995.

13. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000.

14. Курманбаева Н. Культура Востока и Запада. – Алматы, 1996.

15. Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории Степи. – Алматы, 1995.

16. Лобковиц Н. Христианство и культ // Вопросы философии. – 1993. – № 3.

17. Мировая художественная культура /Под. ред. Б.А. Эренгросса. – М., 2001.

18.  Мамонтов С.С. Основы культурологии. – М., 1994.

19.  Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.

20. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992.

21.  Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. – Алматы, 1991.

22.  Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.  

        Тестовые задания по теме   

        1. Как  называлась  средневековая университетская  наука?

        2. Свод религиозно – этических предписаний ислама.

       3. Как  в средние века во Франции  называли  бродячих поэтов?

       4. Представитель  Раннего Возрождения в Италии, автор знаменитего произведения «Божественная комедия».

       5. Основные  направления в культуре XVII века.

       6.  Автор трfгедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»,  представитель английского  Возрождения.

 

       3.5 Тема 5. Культура Казахстана (2 часа)       

       1. Древняя  культура Казахстана. Номадизм как  тип культуры.

       2. Особенности формирования средневековой культуры Казахстана.  Нравы,  обычаи, архитектура, искусство,  жилище.

       3. Культура  Казахстана в XVIIIXIX веках. Научная и культурная мысль Росии  в культуре Казахстана.

       4. Современные  культурные  процессы в Казахстане. Проблемы диалога национальных культур.

 

       Вопросы для  самостоятельного изучения.  

        1. Влияние культуры мусульманского Востока на культуру Казахстана.

        2. Культура  периода золотой Орды.

        3. Символика мира в традиционном искустве кочевников.

        4. Казахский героический эпос.

        5. Орхоно – енисейские памятники.

        6. Музыкальная культура Казахстана ХVІІІ – ХІХ веков.

       

       Темы докладов  

       1. Различие систем  ценностей в кочевой и оседлой культурах.

       2. Особенности казахского Просвещения.

       3. Устно – поэтическая  традиция в духовной культуре казахов.

       4. Материальная культура казахов ХVІІІ - начала ХХ веков.

       5. Выдающиеся деятели культуры  Казахстана начала ХХ века.

       6. Общечеловеческие идеалы и ценности как фактор культуры.

       7. Евразийская концепция.

 

Список литературы   

1.      Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия: конец XIX – ХХ в.в. – М., 1998.

2.      Алтынсарин И. Собрание сочинений в 3 - х томах. – Алматы, 1976.

3.      Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. – Л., 1987.

4.      Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия (IXXIX века). – М., 1997.

5.      Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1987.

6.      Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

7.      Казахи. Историко-этнографическое исследование. – Алматы, 1996.

8.      Кочевники. Эстетика. – Алматы, 1993.

9.      Кубланор М.М. Возникновение христианства. – М., 1974.

10. Қазақ  II тарау. Менталитет. – Алматы, 1994.

11. Кенесбеков Д. Кочевjе общество. Генезис. Развитие. Упадок. – Алматы, 194.

12. Культурные  контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

13. Кшибеков Д. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. – Алматы, 1984.

14. История культуры России. – М., 1993.

15. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы, 1995.

16. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М., 2000.

17. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. – Алматы, 1994.

18. Орынбеков М.С. Ежелгі қазақтардың дүниетанымы. –Алматы, 1996.

19. Очерки по истории Республики Казахстан. – Алматы, 1992.

20. Сейдимбек А. Мир казахов. – Алматы: Рауан, 2001.

21. Сулейменов О.О. Аз и Я. – Алматы, 1995.

22. Хасанов М.Ш., Каракузова Ж. Космос казахской культуры. – Алматы, 1993.

 

          Тестовые задания по теме   

          1. Что такое номадизм?

          2. Символ продолжения рода  у казахов.

          3. Какой символ искользовали древние  тюрки на своих знаменах?

          4. Кто  является автором утверждения: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни».

          5. Автор романа – эпопеи «Путь Абая».

          6. Излюбленный инструмент казахских народных  музыкантов.

          7. Верховное божество,  принадлежащее верхнему миру.

       4 Методические советы к темам семинарских занятий

          При изучении темы 1 «Предмет и задачи культурологии», прежде всего необходимо обратить внимание на следующие вопросы: Что изучает наука культурология и какие этапы в своем становлении и развитии она прошла; акцент надо сделать на том, что культурология – это наука о теории и истории культуры. Далее, надо ознакомиться с различными трактовками понятия культуры на разных этапах развития философской и научной мысли, включая анализ культуры в основных культурологических концепциях ХХ века (например, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского). Для более детального ознакомления с этими вопросами вы можете использовать учебник «Культурология» автора Полищука В.И. – М., 1999. – раздел 1, и научно-учебное пособие «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Б.А. Эренгросса. – М., 2001. – С. 7-52.

          Здесь также необходимо рассмотреть такие вопросы, как а) структура культуры, выделив в ней материальную и духовную культуру, а также мировую и национальные культуры; б) функции культуры, что означает ее существование и развитие в системе целостного общественного организма и воздействие на него. Основными функциями являются человекотворческая или гуманистическая, нормативная, информационная, аксиологическая, познавательная, коммуникативная и др.; в) анализируя культуру как ценностную систему, необходимо исследовать такие ее основные формы, как искусство, религия, мораль, право, политика, наука. Подробнее об этом читайте в учебниках Габитова Т. Культурология. – раздел 1. – Алматы, 2003. и Быстровой А.Н. Мир культуры (основы культурологии). – раздел первый. – гл. 1–5. – М., 2000, а также в книге Соколова Э.В. «Понятие, сущность и функции культуры». – М., 1994.

          При изучении 3-его  вопроса 1-ой темы необходимо вначале определить сущность категории «цивилизация» и особенности ее трактовки в XVIII веке, в частности французским просветителем Ж.Ж. Руссо и немецким философом и ученым И. Кантом. Далее, надо проследить эволюцию этого понятия в XIX веке в работах английского позитивиста Г. Спенсера и немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса. Выделяя современный этап общественного развития, нужно будет осмыслить особенности и противоречия современной мировой цивилизации. Представляет интерес трактовка цивилизации конца XIX – первой половины ХХ века в трудах немецкого философа О. Шпенглера, который цивилизацией обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры, а также  его последователей англичанина А. Тойнби и русских философов и ученых Н. Данилевского, П. Сорокина, Н. Бердяева, которые называли цивилизацию «смертью духа культуры». Обратитесь к работе Тойнби А. «Постижение истории». – М.. 1991, и к «Антологии культурологической мысли». Авторы–составители С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1996. – С. 94-102, 194-201, 226-232.

           В результате осмысления предыдущих вопросов выделите определение цивилизации как ступени в развитии общества, следующей за варварством, как ступени в развитии культуры. Определяя соотношение категорий «культура» и «цивилизация», обратите внимание на три трактовки этой проблемы. Согласно первой, названные понятия практически отождествляются. Представители второй противопоставляют эти понятия – к цивилизации относят технику и технические достижения, к культуре – всю человеческую деятельность в области нравственности, в философско-гуманитарном и художественном творчестве.

          В третьем направлении ведется поиск точек соприкосновения культуры и цивилизации, раскрытия их диалектической связи, тождества и различия. Отсюда следует вывод, что понятие культура характеризует человека, определяет меру его развития, способ самовыражения в деятельности, творчестве, цивилизация же характеризует социальное бытие самой культуры. Цивилизация – это внешний, культура – это внутренний мир человека. Еще одной очень важной социальной категорией, наряду с вышеназванными, является «формация». Необходимо понимать различие между формационным и цивилизационным подходом к процессу культурно-исторического развития. Формация и цивилизация характеризуют разные среды в развитии общества как целостной системы. Формация больше социоэкономическая  категория, цивилизация – социокультурная категория.  Подробнее об этом читайте в книге Сорокина П.А. «Человек. Цивилизация. Общество». – М., 1992.

               При изучении темы 2 необходимо акцентировать внимание на том, что большая часть истории человечества приходится на период первобытности. На протяжении этой эпохи были заложены основы дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества. Самые древние орудия труда человека датируются около 2,5 млн лет назад. По материалам, из которых изготовлены орудия, историю первобытного  мира делят на три века – каменный, бронзовый и железный. Главной особенностью первобытной культуры был ее синкретический характер, т.е. неразделимость различных ее видов см. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

          Одной из основных, ранних форм духовной культуры первобытных людей был миф (от греч. предание, сказание). Мифологизированное сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления  мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей их природной и социальной стихии, сущности человека. Мифология выполняла важные культурные и социальные функции, служила средством духовной связи через передачу традиций, соблюдения определенных норм в обществе. С этими вопросами следует подробнее ознакомиться в следующих источниках: 1. Культурология. История мировой культуры / под ред. проф. А.Н. Марковой. – гл. 1. – М., 2000. 2. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов–на–Дону, 1997. – С. 29-41.

          Изучая культуру Древнего Египта, обратите внимание на следующие вопросы: какие отрасли знания развивались в этом государстве эффективно. Затем выясните, что представляли собой изобразительное искусство и архитектура (самая знаменитая и значительная по размерам пирамида Хеопса – высота 147 м, сейчас – 137 м, площадь около 55000 м2).  Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода 2 тыс. лет до н.э. является изображение фараона Тутанхамона и его юной жены в Сазу. Далее вспомните особенности религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти, бессмертию, культу фараона? Для более детального ознакомления с культурой Древнего Египта посмотрите учебник «Культурология», автор Полищук В.И. – М., 1999. – раздел 2, или книгу Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997. – гл. 2.

           Одной из древнейших мировых культур является культура Древней Месопотамии (Двуречья) – культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Северной Месопотамии). По мнению большинства современных востоковедов, именно эта культура является родоначальником всей вавилонской культуры; «история начинается в Шумере», писал С.Н. Крамер. Именно там в конце IV тыс. до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии – земледельческие поселения, привязанные к водным артериям – рекам и каналам, по которым осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и  ремесленников.

           Выделите своеобразие шумерской письменности (клинопись), которая была древнейшей на Земле. (Об этом подробнее можно посмотреть в учебнике «Культурология». История мировой культуры под редакцией Марковой А.Н. – М., 2000.). И, наконец, необходимо показать специфику верований, научных знаний и художественной культуры Шумер и Аккада.

          Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. века до н.э. при царе Хаммурапе (правил в 1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При нем появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразилась хозяйственная жизнь, быт, права и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Изучая культуру Вавилона, необходимо, обратить внимание на  специфику религиозных верований (вавилоняне верили в заклинания, в магические формулы, которые могут победить несчастья или болезни, напавшие на человека), на достижения в астрономии и математике. Замечательным было монументальное искусство народов Двуречья, высокого развития достигли гуманитарные науки.

              Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. Изучая культуру ассирийцев, обратите внимание, на жестокость нравов ассирийского общества, попытайтесь объяснить, чем это было обусловлено. Ассирийское искусство 1 тыс. до н.э. было исполнено пафосом силы и прославляло мощь и победы завоевателей. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня (см. учебник «Культурология» автора Малюга Ю.А. – М., 1998. – гл. 2, 3 или книгу Оппенхейма А. Древняя Месопотамия. – М., 1993).

          Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. На ее территории обнаружено значительное количество остатков материальной культуры, соответствующей периоду первобытнообщинного строя (разнообразные орудия охоты, тесла, зернотерки, остатки тканей, черепки разнообразных глиняных сосудов и др.). Раскопки в долине реки Инда доказывают наличие здесь уже в IIIII тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры (культура Мохенджо Даро и Хараппы, названа так по месту обнаружения древнейших городских поселений). С глубокой древности в Индии складывается богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. века до н.э. известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (пиктограф – рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков.

          Анализируя  культуру Древнего Китая, необходимо обратить внимание на следующие моменты: 1. Чем была обусловлена регламентация быта древних китайцев, каковы ее истоки и результаты? 2. Какое влияние на жизнь древнекитайского общества оказали основные религиозно-философские системы (отвечая на второй вопрос, сравните учение Конфуция, Лао Цзы, Шан Яна и др.). 3. Назовите основные достижения культуры Древнего Китая. 4. Ознакомьтесь с достижениями китайцев в астрономии, математике, технике. Для этого необходимо вспомнить, что китайцы изобрели фарфор, глобус, сейсмограф, магнитный прибор (прародитель компаса), водяную мельницу, построили «Великую китайскую стену», «Большую пагоду диких гусей», «Храм неба» в Пекине» и т.д. Ознакомиться более подробно с достижениями своеобразной китайской культуры можно по учебнику Быстровой А.Н. «Мир культуры (основы культурологии). – раздел второй. – гл. IX, Х. – М., 2000, или по книге Кучера С. «Древнейшая и древняя история Китая». – М., 1996.

         Тема 3  посвящена культуре античности и называется «Особенность античной культуры». Изучая эту тему, необходимо, прежде всего, проанализировать само понятие «античность», выяснить, когда оно было введено в научный оборот и с чем его появление связано. Далее надо ознакомиться с основными этапами развития античной культуры. Это крито-микенский период (рубеж IIIII тыс. века до н.э.), культура гомеровского периода (VIII в до н.э.), культура архаического периода (VIIIVI в.в. до н.э.), культура в классический период (период расцвета 500 – 449 гг. до н.э.), культура Греции в эпоху кризиса (IV в. до н.э.), культура эпохи эллинизма (конец IV в. до н.э. – I в. до н.э.). Подробный материал об основных этапах развития античной культуры можно найти в учебнике «Культурология» автора Марковой А.Н. – М., 1995. – С. 47-68).

Обратите внимание на уникальное явление в истории Греции – древнегреческий полис (город–государство). Основными ценностями полиса были – демократия, Народное собрание граждан (экклесия), ареопаг (по своему составу был органом аристократическим, состоял из нескольких десятков чинов, ареопаг следил за состоянием нравов, разбирал дела об умышленном убийстве, ранении, подлоге и т.д.), суд присяжных (гелиэя). Уникальным духовным явлением Древней Греции была философия, которая была представлена философами одиночками (Гераклит, Демокрит, Фалес) и философскими школами, например, школами Платона и Аристотеля. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Значительными достижениями отмечены греческие архитектура, скульптура, зодчество, керамика, литература, театр, историография, медицина и т.д. Материал о культурных достижениях периода античности можно найти в учебнике «Культурология» автора Малюга Л.П. – М., 1998. – гл. 5 или в книге «История культуры Древней Греции и Рима» автора Куманецкого К. – М., 1990.

Древнейшей культурой на территории Апенинского полуострова считается этрусская (римская культура 1 тыс. века до н.э.). При изучении этого типа культуры необходимо выделить самобытную уникальность древнеримской культуры. Для этого необходимо выяснить, что представляли собой достижения римлян в различных видах деятельности: градостроительстве, искусстве (в частности римском портрете), римском праве и философии. Особенно пристального внимания заслуживает римское право, которое делилось на публичное и частное. Известно, что в формуле закона римляне различали три составные части: а) имена инициаторов закона и вид народного собрания; б) нормативное предписание; в) последствия нарушения закона. Система ценностей римских граждан предполагала быть мужественными, стойкими, дисциплинированными, и самое главное, римлянин должен быть патриотом. (Более детальную характеристику вышеуказанных особенностей этрусской культуры можно найти в учебнике «Культурология» под ред. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, 2001. – С. 157-174, или в книге Соколова Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1986.

           При изучении четвертой темы  предполагается анализ социокультурной ситуации в Западной Европе в средние века (4 – 14 века н. э.). Несомненно, что вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV веке становится государственной религией в Риме. Далее надо уяснить, какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры и науки в эпоху Средневековья, каким было образование в средние века. Почему иконопись была главным жанром искусства, что такое литургическое пение, какую роль в жизни простых людей играли народные праздники, и в первую очередь карнавалы. (Подробный материал по этим вопросам можно найти в учебнике «Культурология» под ред. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, 2001. – С. 176-194, или в книге «Мировая художественная культура»: Учебное пособие под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 192-213).

           Период в развитии культуры на мусульманском востоке, -  с VII в. н. э. по XIV в. н. э. При изучении этого вопроса необходимо выделить следующие аспекты: почему возникновение ислама является началом арабской культуры (вспомните историю становления и распространения ислама, значение и роль пророка Мухаммеда (570-632 гг.) в развитии этой мировой религии, выясните, что составляет мусульманскую систему ценностей, что является ее основой). Уточните, какие направления существуют в исламе (сравните их общие и отличительные черты). Далее необходимо выяснить, каких успехов достигла арабоязычная философия, наука, поэзия, музыка, архитектура. Особенное внимание уделите арабоязычной философии и художественному творчеству (например, представителям философской мысли аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда и представителям художественной культуры, таким как Омар Хайям, Абдулкасим Фирдоуси, Нуриддин Абдуррахман Джаллин). (Подробно об исламской культуре периода средневековья можно прочитать в учебнике «Культурология» автора Тимошинова В.И. – Алматы, 2003. – Разделы 2-3, в книге «Ислам: дозволенное и запретное». – Алматы, 1994. Есть монография Еремеева Д.Е. «Ислам: образ жизни и стиль мышления». – М., 1990).

          Необходимо обратить внимание  на особенности эпохи Возрождения (XIVXVI века) и ответить на следующие вопросы: каковы были социально-экономические  предпосылки культуры Возрождения, в чем нашел свое отражение гуманизм этой эпохи, почему XV – начало XVII века называли эпохой титанов (вспомните творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля? М. Буанаротти), и далее выясните, какое значение для мировой культуры в целом имела культура Ренессанса. Подробный материал о культуре этого периода вы найдете в учебнике «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» автора Брагиной Л.М. – М., 2001. – С. 17-159, или в книге «Культура эпохи Возрождения  и Реформации». – М., 1981.

           При рассмотрении темы 5 прежде всего надо обратить внимание на то, что казахская культура, как форма кочевой культуры, представляла собой своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине превосходила так называемую оседлую культуру. Современные исследования кочевой культуры, (в трудах Н. Гумилева,  А. Жаксылыкова, М.С. Орынбекова, О. Сулейменова, А. Сейдимбекова, Ж. Таймагамбетова), традиционного мировоззрения, говорят о его открытости, близости к природе, о поэтичности, космичности, непосредственности, реалистичности и цельности.

           Казахи – одна из ветвей древних тюрков, которые получили в наследство от предков не письменную культуру, а устную поэзию. Этот прием чрезвычайно развил художественное образное и абстрактное мышление. Но между устной поэзией, сочинениями видных ее представителей, и тенденцией мирового развития, обнаружились резкие противоречия, особенно во второй половине XIX века (экспансия оседлых культур в казахскую среду). И это стало одной из главных проблем развития казахской духовной культуры. Поэтому закономерно, что Абай, Валиханов, Шакарим, Байтурсынов и др. были критиками существующих общественных отношений. С именем Абая связана эпоха формирования казахской классической литературы, философии. На рубеже XIX – ХХ вв. получила распространение просветительская идея. Нужно отметить влияние русской и европейской культуры на казахскую культуру.

          Также, в истории культуры казахов особое место занимает музыкальное искусство. Обратите внимание на творчество Курмангазы, Таттимбета, Даулеткерей, Дина, Ахан сери,  Жаяу Муса и др. Именно в этот период развития казахской культуры формируются основные направления в казахской литературе и общественной мысли, в лице А. Букейхан, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева, С. Торайгырова, М. Чокая, Ж. Аймауытова, М. Ауэзова и др.

          За годы советской власти культура Казахстана получила дальнейшее развитие наряду с культурой других союзных республик. Если в области материальной культуры были свои достижения и вклады в общечеловеческую культуру, то в области духовной культуры произошли противоположно направленные тенденции развития. Проанализируйте рост уровня образования и развития искусства в условиях административно-командной системы, которая держала под строгим контролем все участки культурного строительства, идеологический диктат центра сковывал развитие национальной культуры.

          На культуре современного Казахстана не могло не сказаться то, что происходит в динамике развития мировой культуры. Особенностью современной культуры Казахстана является свобода от идеологических догм и стереотипов. Возвращаются из небытия духовные и материальные ценности народов, населяющих Казахстан, возрождаются национальные культурные достижения, восстанавливаются исторические и социальные права народа на развитие собственной культуры. В республике строится демократическое общество с рыночной экономикой, открывающей человеку возможности реализации его экономических, социальных, национальных, политических и культурных интересов. В этом аспекте следует остановиться на развитии языковой культуры, свободы вероисповедания, на диалоге культур разных народов, живущих в нашем многонациональном государстве. Обратитесь к следующим источникам: 1. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991. 2. Культурные контексты Казахстана. История и современность. – Алматы, 1998. 3. Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2001.

 

5 Методические рекомендации по  выполнению  семестрового  задания

 В соответствии с новыми учебными планами студенты 3-го курса факультета радиотехники и связи, 2-го курса электроэнергетического и  4-го курса теплоэнергетического факультетов выполняют по курсу “Культурология” одно семестровое задание. Существуют определенные требования, предъявляемые к выполнению семестрового задания:

а) объем семестровой работы должен составлять от 10 до 20 страниц формата А 4;

б) в каждой семестровой работе студенты могут использовать учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, имющую отношение к  избранной теме, а также первоисточники;

в)  семестровое задание является одним из видов самостоятельной творческой  работы студентов, поэтому она должна быть написана грамотна и по возможности своими словами. Списывание с чужой семестровой работы  не разрешается, в этом  случае работа не зачитывается.

          Прежде всего студенту следует выбрать тему. Для  этого,  он должен руководствоваться  тематикой семестрового  задания, включенной  в данную методразработку. После того как выбрана тема, студенту необходимо подобрать соответствующую литературу. После каждого из блоков тем по проблемам имеется подробный список литературы, из которого каждый студент  может выбрать необходимую для него литературу по изучаемой проблеме.

          Важное значение имеет оформление семестрового задания. Неправильно оформленная работа не может быть оценена положительно и принята как зачтенная. Основные требования, предъявляемые к оформлению, таковы:

         а) семестровая работа должна быть  написана удобным для чтения почерком, либо набрана на компьютере и не должна содержать грамматических ошибок;

         б) страницы текста должны быть пронумерованы, при его написании необходимо соблюдать определенный интервал между строками  и обязательно оставлять поля для заметок преподавателя желательно с левой стороны;

         в) первым оформляется титульный лист семестрового задания, где указывается название выбранной студентом темы, факультет, группа, его фамилия и инициалы, а также институт, кафедра, по которой студент изучает данную дисциплину, фамилии и инициалы преподавателя, проверяющего выполненую работу, и год ее выполнения;

         г) на второй странице дается план работы, который самостоятельно составляется студентами. Все пункты плана должны быть выделены в тексте  работы;

        д) заканчивается  семестровая работа библиографией, или списком использованной литературы. В него включаются все цитированные работы, а также вся та литература, которая привлекалась при подготовке к ее написанию;

е) выполненная работа должна показать, во-первых, глубокое знание студентом сущности вопроса, теории и истории исследуемой проблемы; во-вторых, умение автора осмысливать, анализировать и обобщать проблемы культуры, цивилизации и понимание позиций, с точек зрения различных ученых и направлений по этому вопросу; в-третьих, актуальность изучения данных явлений, истории культуры, ее значение для современности. В семестровой работе необходимо выделить различные концепции и суждения по данной проблеме, указать их авторов и название произведений, пронумеровать ссылки, приведенные в тексте работы. Особую ценность работе придает личная позиция студента по тому или иному вопросу, аргументированность суждений, умение акцентировать внимание на существенных моментах;

ж) содержание работы должно строго соответствовать составленному плану и логически правильно построено. В структуру работы входит, кроме основной части, введение и заключение. Во введении автор должен подчеркнуть цель и задачу работы, актуальность темы, в заключении делаются основные выводы, на основании которых дается резюме, что и завершает семестровую работу;

и) студенты по культурологии  выбирают тему одной семестровой работы из 106  предложенных  самостоятельно, по интересующему их  вопросу, но с согласованием  с преподавателем, ведущим  у них занятия и проверяющим выполнение  самостоятельной работы. Темы семестровой работы в каждой студенческой группе не должны повторяться. Каждый студент  работает  над  индивидуальной проблемой, отличной  от тем, выбранных другими  студентами. 

           

            6 Тематика семестровой работы

             6.1 Культурология как  система  знаний

             1. Факторы, оказавшие влияние  на появление в ХХ веке  особого  знания о культуре – «культурологии».

 2. Какие задачи  должен решить  учебный  курс культурологии?

3. В чем  различие объекта и предмета культурологии как научной дисциплины.

4 Сущность  и значение  труда английского этнографа и историка культуры Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871 год).

5. Культурология  как основа наук о культуре.

6. Ценности:  понятие, классификации и изменение  в ходе общественной эволюции.

7. Теоретический  анализ  сущности и смысла культуры.

8. Культура  и цивилизация:  тождество  и различие понятий.

9. Культура:  особенности  традиционного  и новаторского в ней.

10. Психоанализ  в исследовании  культуры.

11. Соотношение  индивидуального  мира культуры и культуры общества.

12. Через  что  можно  выразить  структуру культуры.

13. Идеально – типический метод  исследования культуры М. Вебером.

14. Культурологические идеи  западников и славянофилов – дилемма в русской культуре.

15. Теории культуры мыслителей Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина и  Н.А. Бердяева.

16. Концепция локальных  цивилизаций А. Тойнби.

17. Особенности  философии культуры Ортега – и – Гассета.

18. Теория «осевого  времени» К. Ясперса.

19. Культурологические  концепции О. Шпенглера и П. Сорокина.

20. Теоретическая  концепция культуры  Л.Н. Гумилева.

 

                                                      Список литературы 

1.                 Багдасарян Н.Г. Культурология. – М., 1998.

2.                 Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

3.                 Гумилев Л.Н. Коне туріктер. – Алматы, 1995.

4.                 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

5.                 Гумилев В.И. Загадки погибших цивилизаций. Проблемы философии культуры. – М., 1984.

6.                 Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2003.

7.                 Григорьев В.И. Человек. Культура. Творчество. – М., 1991.

8.                 Давидович В.Е. Сущность культуры. – Ростов – на – Дону, 1979.

9.                 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

10.            Миллер О.В. Мировая культура: Традиции и современность. – М., 1991.

11.            Межуев В.М. Культура и история. – М., 1983.

12.            Ортега – и – Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

13.            Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

14.            Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992.

15.            Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

16.            Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

17.             Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

18.            Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

19.             Актуальные  проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

20.            Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

21.            Кравченко А.Н. Культурология. – М., 2000.

22.            Малюга Я. Очерки  теории и истории культуры. – М., 1992.

23.            Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

24.            Человек и культура. – М., 1990.

25.            Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов – на – Дону, 1997.

 

          6.2 Культура как  мера  развития человека. 

 1. Анализ  категории «культура» в трудах  греческих  философов.

2. Произведение  римского мыслителя Марка Цицерона «Тускуланские  беседы».

3. Средневековый  культурный идеал и его  реальность.

4. Средневековая  картина мира и ценностные  ориентации христианства.

5. Переходный характер  культуры Возрождения.

6. Возрождение  и средневековье – родственность  и альтернативность.

7. Торжество  индивидуализма в культуре Возрождения.

8. Ценностно – культурные  ориентации Нового времени (ХVIІ век).

9. Общественно – правовой идеал  эпохи  Просвещения.

10. Ключевые  проблемы в русском  культурном  мировосприятии.

11. Проблема культуры в трудах  казахских  просветителей.

12. Казахская  литература и общественная мысль в первой половине ХХ века.

13. Культура  личности и массовая культура.

14. Культура и коммуникации.

15. Наука  в системе  современной культуры: противоречие  или единство.

16. Необходимость  формирования  экологической культуры в условиях  современной цивилизации.

17. Либерализация  духовной жизни  в современном мире.

18. Китч: его особенности  и формы проявления.

19. Авангард как  социокультурное  явление.

20. Биосферная  концепция культуры.

21. Техника и техническая  культура ХХ века.

22.  Экзистенциализм  и его  роль  в культуре ХХ века.

23. Формы  отчуждения человека   от культуры.

24. Столкновение цивилизаций: восточный и  западный типы  образа жизни и мировосприятия.

25. Культурологическое измерение модернизаторской стратегии Казахстана.

26. Отражение культуры в языке.

27. Кризис гуманизма: искусство и мораль.

28. Соотношение  права и морали  как форм культуры.

29. Нравственность как  определяющая основа культуры.

30. Место  и роль  религии  в культуре ХХ – ХХI в.в.

31. Политика  как  общественное  явление. Особенности  политической  культуры.

32. Искусство  и технические  новации.

33. Специфика архитектуры как  формы культуры.

34. Модернизм и постмодернизм: сравнительный анализ.

35. Духовность  и культурность – путь  и  перспектива цивилизации ХХI века.

 

Список литературы

 

1.                 Античность в европейской живописи XV – начала ХХ в. – М., 1984.

2.                 Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм  XVXVIII вв. – М.: Прогресс, 1992. – т. 3.

3.                 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1990.

4.                 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989.

5.                 Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – М., 1990.

6.                 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л.: Наука, 1990.

7.                 Грибнина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь, 1993.

8.                 Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.

9.                 Гоголев К.М. Мировая художественная культура. – М., 1997.

10.            Жанпеисов Е.Н. Этно-культурная лексика казахов. – Алматы, 1991.

11.            Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПб., 1995.

12.            Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

13.            Культурология. Антология. – т. 1–4. – М., 1994.

14.            Лейбин В. «Модели мира» и образ человека (критический анализ Римского клуба). – М., 1988.

15.            Мамонтов С.С. Основы культурологии. – М., 1994.

16.            Нуржанов Б.Г. Культурология: Курс лекций. – Алматы, 1994.

17.            Поппер К. Открытое общество, его друзья и враги. – М., 1992.

18.            Постмодернизм и культура. – М., 1993.

19.            Печчей А. Человеческие качества. – М., 1980.

20.            Руменбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1997.

21.            Силичев Д.А. Культурология. – М., 1998.

22.            Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

23.            Тахтаров К.М. Сравнительная история развития человеческого общества и общих форм. – Алматы, 1996.

24.            Толубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. – Алматы, 1991.

25.             Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1989. 

 

6.3 Этапы развития культур и цивилизаций.

 1.  Традиции и обычаи в первобытной культуре.

2.  Особенности первобытного искусства.

3.  Шумерская письменность и ее значение для мировой культуры.

4.  Архитектура и искусство Древнего Вавилона.

5.  Каковы особенности культуры ассирийцев?

6.    Какую роль сыграла кастовая система в развитии культуры Древней Индии.

7.    Сущность конфуцианства и даосизма. Система ценностей китайского общества.

8.    Сравните систему духовных ценностей Древней Индии и Древнего Китая.

9.  Нравы, обычаи, семейные отношения, образ жизни древних греков.

10. Каковы особенности мифологии в Древней Греции.

11. Ценности античного полиса.

12.   Римская идеология и религия. Развитие христианских мотивов в культуре.

13. Особенности западноевропейской средневековой цивилизации.

14.  Характерные черты средневековой европейской науки и образования. Школы и университеты.

15. Возникновение ислама – культурный феномен.

16. Выдающиеся мыслители средневекового Востока и их роль в истории цивилизации.

17. Основные черты культуры эпохи Возрождения. Новое отношение к миру.

18. Ценностно-культурные ориентации Нового времени.

19. Барокко и классицизм – основные направления в культуре 17 века.

20. Правовая наука 18 века об обществе и государстве.

21. Рококо, революционный классицизм и сентиментализм – направления в искусстве Просвещения.

22. Христианский и исламский тип культуры – общее и особенное.

23. Техническая цивилизация ХХ века.

24. Массовая и элитарная культура.

25. Виртуальная культура.

26. Основные тенденции развития культуры ХХ – ХХ1 в.в.

27. Современный этикет.

 

Рекомендуемая литература

1.  Античная культура. Словарь-справочник. – М., 1995.

2.     Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995.

3.  Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

4.  Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М., 2000.

5.  Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2001.

6.  Дмитриева Н.А., Виноградова И.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

7.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1990.

8.  Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989.

9.  Дрейзин И.Г. История эллинизма. – М., 1993.

10. Жан Кристиан. Египет великих фараонов. – М., 1992.

11. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

12.  История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 2001.

13. Исчезнувшие цивилизации. Египет: земля фараонов. – М., 1987.

14. Индуизм: традиция и современность. – М., 1986.

15. История Европы. Средневековая Европа. – т. 2. – М., 1992.

16. Корнеев С.М. Древний Египет. – М., 1991.

17. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1985.

18.  Куманицкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

19.  Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов – на – Дону, 2001. – С. 176-193.

20.  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

21.  Маркова А.Н. и др. Культурология. История мировой культуры. – М., 2000.

22. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов - на – Дону, 2000.

23. Маринович Л.П. Древнегреческая цивилизация. – М., 1989.

24.   Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001.

25. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

26. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. – М., 1991.

27. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.

28. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

29. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.

 

 6.4 Культура мусульманского Востока. Особенности отечественной культуры. 

 

1.  Возникновение ислама – начало арабской культуры. История ислама.

2.  Основные направления и течения в исламе.

3.  Сущность вероучения ислама.

4.  Этические идеи Корана.

5.  Пророк Мухаммед, его жизнь, образ и деятельность.

6.  Древнетюркские письменные памятники.

7.  Особенности художественной культуры средневековой мусульманской цивилизации.

8.  Исламская наука. Исламское право.

9.  Развитие и степень влияния религии ислам в Казахстане.

10. Место и роль исламской культуры в современной цивилизации.

 

Рекомендуемая литература

1.  Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

2.  Быстрова Г.В. Основы культурологии. – М., 2000.

3.  Васильев Л.С. История Востока. В 2-х  т. – М., 1993.

4.     Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева Т. Культурология: Учебник. – Алматы, 2002.

5.  Жизнь Мухаммеда. Книга о пророке. – Алма-Ата: Жазушы, 1990.

6.  Ислам в истории народов Востока. – М., 1981.

7.  Ислам: религия, общество, государство. – М., 1984.

8.  Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994.

9.  Коран и его современная наука. – М., 1996.

10. Курманбаева Н. Культура Востока и Запада. – Алматы, 1996.

11. Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

12. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.

13. Послание Президента РК народу Казахстана от 28 февраля 2007 года. – Алматы, 2007. «Новый Казахстан в Новом мире».

14. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М., 1987.

15.  Тимошинов В.И. Культурология. – Алматы, 2003.

 

6.5 Отечественная культура и цивилизация: история становления и развития

 

1.  История казахской цивилизации.

2.  Космогония и мифология древних кочевников.

3.  Номадизм. Символика казахской культуры.

4.  Основные черты средневековой городской культуры Казахстана.

5.     Полюсность русской культуры и ее взаимосвязь с цивилизацией кочевников.

6.  Казахский героический, лирико - эпический эпос.

7.  Ораторское искусство в истории казахской культуры.

8.  Музыкальная культура и литература Казахстана XVIIXIX веков.

9.  Выдающиеся деятели культуры Казахстана начала ХХ века.

10. Ч. Валиханов – крупнейший исследователь восточных культур.

11. Национальная интеллигенция и культура.

12. Проблемы развития казахского языка и литературы.

13. Евразийская концепция.

14. Национальная культура в мире постмодерна.

 

Рекомендуемая литература

1.  Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. – Л., 1987.

2.  Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2003.

3.  Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1987.

4.   История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 1995.

5.  Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994.

6.  Ислам: дозволенное и запретное. – Алматы, 1994.

7.  Казахи. Историко-этнографическое исследование. – Алматы, 1995.

8.   Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

9.  Касымжанов А.Х. Портреты (штрихи к истории степи). – Алматы, 1995.

10.            Кенесбеков Д. Кочевое общество. Генезис. Развитие. Упадок. – Алматы, 1994.

11. Курманбаева Н. Культура Востока и Запада. – Алматы, 1996.

12. Очерки по истории Республики Казахстан. – Алматы, 1992.

13. Сейдимбек А. Мир казахов. – Алматы, 2001.

14. Сулейменов О.О. Аз и Я. – Алматы, 1995.

15. Соловьев В.С. Магомет: жизнь и религия. – Алматы, 1990.

16. Тимошинов В.И. Культурология. – Алматы, 2003.

17. Хасанов М.Ш., Каракузова Ж. Космос казахской культуры. – Алматы, 1993.

18. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. – Алма-Ата, 1990.

 

                                        Содержание

 Введение......................................................................................................................3   

1 Тематика  семинарских  занятий………………………………………………....

2 Содержание семинарских занятий……………………………………………….

3 Планы семинарских занятий……………………………………………………...4 

4 Методические советы к темам семинарских занятий………………………….12 

5 Методические  рекомендации по выполнению  семестрового  задания……...19 

6 Тематика семестровой работы………………………………………………..21