АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра социальных дисциплин

   

ФИЛОСОФИЯ  

Методические  указания  к выполнению самостоятельных работ

(для всех форм обучения) 

 

Алматы 2008

 СОСТАВИТЕЛИ: В.Л. Шицко, Г.Д. Шаракпаева, К.Ш. Мухамеджан. Философия.  Методические  указания  к выполнению самостоятельных работ для студентов всех форм обучения всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2008. –  33 с.

          Данная методразработка включает тематику трех семестровых заданий по философии с указанием необходимой литературы для самостоятельной работы студентов и методику подготовки, написания и оформления семестровой работы. Преподаватели разработали методические рекомендации к темам семестровых работ. Методическая разработка предназначена для студентов 1,2 курсов всех специальностей дневного  отделения АИЭС, обучающихся по системе бакалавриата, и для студентов 1 – го курса  заочного отделения, изучающих  дисциплину «Философия».   

Введение 

          Современный этап общественного  развития, новые политические и социально – экономические задачи,  стоящие перед народом нашей Республики свидетельствуют, что  разумное  осмысление  и изменение  действительности  возможно  только  на основе  продуманной,  комплексной,  научной системы подготовки  специалистов. В системе высшего образования вышесказанное должно найти выражение в усилении требований к подготовке специалистов и повышении их ответственности  за уровень  научной квалификации.

           И здесь  немаловажную роль  играет преподавание  философии. В Алматинском  институте энергетики и связи дисциплина «Философия»  изучается на первом и втором  курсах  дневного отделения  студентами всех  специальностей общим  объемом  в  153 часа, из которых 34 часа – лекционных, 17 часов – семинарских занятий и остальные  102 часа отводятся на самостоятельную  работу студентов. Число кредитов – 3.

          Задача преподавания философии  заключается в выработке у студентов – будущих  инженеров представления о сущности,  назначении  и смысле жизни  человека; о многообразии форм  человеческого  знания и особенностях  его функционирования в современном обществе, об  отличии  научной, философской и религиозной картин мира. Итогом  является  сдача  всеми  студентами  экзамена  по курсу «Философия»,  цель которого  установить  широту научного  и культурного кругозора, способность  анализировать  современные  общественные  явления на теоретическом  уровне.

           Поскольку в рамках  выделенных  на самостоятельную  работу часов  каждый студент  выполняет  три  письменные  семестровые  работы, в данную  методическую  разработку  включена тематика трех  семестровых  заданий с указанием  необходимой литературы  для  самостоятельной работы  студентов и методика подготовки, написания и оформления  семестровой  работы по философии. Данная тематика  является одновременно и тематикой контрольных работ по философии  для студентов заочной формы обучения.

          1 Содержение  семестровой и контрольной работ

          Семестровая и контрольная работы по философии являются  письменной  самостоятельной  работой,  посвященной анализу определенной проблемы на основе ряда монографий, книг, статей и учебных  пособий. Содержание семестровой  работы должно быть связано с тематикой курса «Философия»; это может  быть одна из  теоретических  проблем,  освещаемых  под  определенным  углом зрения, связанным со специализацией студентов или с текущими  социально – политическими  событиями. Это может быть также обобщение результата  научных  социологических  исследований,  проведенных  студентом под  руководством  преподавателя.

          Подготовка семестровой работы требует  значительных усилий со стороны студентов  и преподавателей. Поощряя самостоятельный поиск студента,  преподаватель  обязан  помочь ему в подборе  литературы, в составлении содержания, дать верное направление в планировании  семестрового  задания,  ознакомиться с работой предварительно с тем,  чтобы в случае необходимости внести коррективы в ее содержание. Качество семестровой работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

          Семестровая работа по философии способствует формированию у студентов навыков исследовательской работы,  активизирует изучение курса философии, позволяет  связывать изучение философских проблем с профилирующими науками  и с производством. Главное ее достоинство – это  возможность  установления тесного контакта  между преподавателем  и студентами,  оказание соответсвующего  влияния на склонности, интересы и мировоззрение студентов. Если преподаватель  сочтет  необходимым пригласить  студента на собеседование, он должен  явиться и защитить  изложенную им в письменной форме тему исследования устно, что может быть  связано с корректировкой преподавателем некоторых  аспектов этой проблемы прежде всего для самих студентов.

 2 Методика написания и оформления семестрового задания и контрольной работы по философии студентами дневного и заочного  отделений 

          В соответствии с новыми учебными  планами студенты 1 – го и 2 – го курсов факультета радиотехники  и связи,  электроэнергетического и теплоэнергетического  факультетов выполняют  по курсу «Философия» три  семестровых  задания. Существуют  определение  требования,  предъявляемые  к его выполнению.

а) объем семестровой работы  по философии должен составлять от 10 до 20 страниц формата А4;

б) в каждой семестровой работе студенты могут  использовать  учебники  и учебные  пособия, дополнительную  философскую, общественно – политическую  и специально – научную  литературу, имеющую  отношение к избранной теме, а также первоисточники по истории и современной философии;

в) семестровое задание  является  одним из  видов самостоятельной  творческой работы студентов,  поэтому она должна быть  написана  грамотно и  по возможности своими  словами.  Списывание  с чужой семестровой работы не  разрешается, в этом  случае работа  не  зачитывается.

Прежде всего студенту следует  выбрать тему. Для этого  он должен  руководствоваться тематикой семестровых  заданий по философии,  включенной в данную методразработку. После того как выбрана тема,  студенту необходимо  подобрать  соответствующую  литературу. После каждого  из блоков тем по проблемам  имеется подробный список  литературы, из  которого каждый студент  может  выбрать  необходимую  для  него  литературу  по изучаемой проблеме. Приветствуется  возможность изложения  студентами  собственного  понимания тех или иных вопросов, однако оно должно  быть  продуманным  и аргументированным.

В начале каждой работы должен быть  план, и все пункты плана  должны  найти  свое отражение в тексте. При написании работы студент  должен стремиться  к полноте раскрытия  избранной темы, в работе не  допустимы формальные  противоречеия, нечеткие формулировки, стилистические и т.п. неточности.

Важное значение  имеет  оформление семестрового задания. Неправильно  оформленная работа не может  быть оценена  положительно и принята как зачтенная. Основные  требования, предъявляемые  к оформлению,таковы:

а) семестровая работа должна быть  написана  удобным  для чтения почерком, либо набрана  на компьютере и не должна  содержать  грамматических  ошибок;

б) страницы текста должны быть  пронумерованы, при его написании  необходимо соблюдать  определенный интервал  между строками  и обязательно оставлять поля  для заметок преподавателя, желательно с левой стороны;

в) первым оформляется титульный лист  семестрового задания, где указывается название выбранной студентом темы, факультет, группа, его фамилия и инициалы, а также  институт, кафедра, по которой студент изучает  данную  дисциплину, фамилии  и инциалы преподавателя, проверяющего  выполненую работу, и год  ее выполнения;

г) на второй странице  дается план  работы, который самостоятельно составляется студентами.  Все пункты  плана  должны быть  выделены в тексте  работы. Предваряет  изложение пунктов  введение, а завершает  заключение;

д) заканчивается семестровая работа по философии  библиографией или  списком использованной литературы. В него  включаются  все  цитированные  работы, а также вся та  литература,  которая привлекалась  при  подготовке  к ее  написанию. Существует  определенный порядок  указания  использованных  источников. Сначала даются  первоисточники  известных  философов, если  студент  ими пользовался, с указанием  года издания, тома и по  необходимости  страниц, а зетем уже вся дополнительная  литература  в альфавитном  порядке;

е) выполненное  семестровое и контрольное задание  как вид самостоятельной учебной работы контролируется преподавателем  в форме защиты в устной  форме в  специально выделенное для контроля СРС время. Рецензии на семестровые  работы письменно не пишутся. В зависимости  от уровня  знаний, которые  проявил студент при защите, оформлении  и изложении содержания  выполненного им задания,  контролируемого  преподавателем,  последний либо  оценивает положительно проделанную студентом работу и его знания по данной теме, или  делает  замечания, но считает  возможным зачесть  работу, либо ставит незачет и письменно или устно  излагает  замечания,  по которым студент должен доработать текст и более основательно  подготовиться к его сдаче;

ж) содержание работы должно строго соответствовать составленному плану и логически правильно построено. В структуру работы входит, кроме основной части, введение и заключение. Во введении автор должен подчеркнуть цель и задачу работы, актуальность темы, в заключении делаются основные выводы, на основании которых дается резюме, что и завершает семестровую работу;

з) студенты по философии  выбирают темы семестровых работ из  предложенных  самостоятельно, по интересующему их  вопросу, но по согласованию  с преподавателем, ведущим  у них занятия и проверяющим выполнение  самостоятельной работы. Темы семестровой работы в каждой студенческой группе не должны повторяться. Каждый студент  работает  над  индивидуальной проблемой, отличной  от тем, выбранных другими  студентами.   

3 Тематика семестровых и контрольных  заданий по философии 

3.1 Темы семестрового задания по философии №1 

3.1.1 Сущность и роль  философии в жизни человека и общества   

1 Сущность и структура мировоззрения.

2 Место и роль  религии в истории  культуры.

3 Своеобразие  философского  познания и его основные  проблемы.

4 Роль философии  в гуманизации человеческого  общества.

5 Философия – это искусство движения красоты.

6 Соотношение веры и разума в истории  философии.

7 Роль науки и практики в философском  мировоззрении.

8 Основные  концепции о генезисе философии.

9 Рационализм и иррационализм в современной философии.

10 Основные  функции философии в системе культуры.

11 Изменение  предмета философии в ее историческом  развитии.

12 Актуальность философских проблем в жизни человека и общества.

13 Специфика идеалистического и материалистического миропонимания.

14 Творчество как родовая способность человека и его роль в развитии  философии.

15 Философия нравственности.

16 Философская идея мудрости и развитие человеческого общества.

17 Философское самопознание  сущности человека.

18 Философия политики.

19 Философия права.

20 Проблема гуманизма и гуманитаризации образования в современной философии.

21 Практическая  ценность философского мировоззрения в жизни человека.

22 Отличительная  особенность философских  методов познания.

23 Марксистское понимание предмета  философии.

24 Функции религии  в развитии культуры.

25 Роль поэзии и художественной литературы в истории развития  философии.

26 Роль  мифа в истории  мышления. Миф и логос.

27 Аксиологические функции  философии. 

Список литературы 

1.                 Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М.,1988.

2.                 Заблуждающийся разум. – М., 1990.

3.                 Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

4.                 Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

5.                 Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

6.                 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

7.                 Мир философии. – М.,1991. – ч. 1,2.

8.                 На переломе. – Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990.

9.                 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М.,1991.

10.            Философия. Под ред. проф.Митрошенкова О.А. – М., 2004. – раздел 1.

11.            Чанышев А.Н. Начало философии. – М.,1985.

12.            Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – часть  1, 3. - раздел 1. 

4.1.2 История возникновения и развития восточной и западной философии.

 1 Отличие конфуцианского и даосского  объяснения мира.

2 Особенности древнеиндийской космогонии и философия брахманизма.

3 Философия буддизма и джайнизма.

4 Специфика восточного  миропонимания и стиль  мышления.

5 Элементы диалектического мышления в античной философии.

6 Проблема человека и общества в древнегреческой философии.

7 Теоцентризм философии средних веков.

8 Философия и теология  А.Августина.

9 Соотношение  веры и разума в учении Фомы Аквинского.

10 Эразм Роттердамский о глупости.

11 Средневековая философия  мусульманского  Востока и ее  социально – культурное значение.

12 Восточный перипатетизм и философия Аль – Фараби.

13 Классификация наук в учении Аль – Фараби.

14 Теория божественной эманации в философии Ибн – Сины.

15 Учение  суфизма о смысле жизни.

16 Антропоцентризм и гуманизм  в философии эпохи Возрождения.

17 Пантеизм и диалектика Николая Кузанского.

18 Критика религиозного сознания и схоластики в философии Нового времени.

19 Особенности утопической философии Т. Мора, Ф. Бэкона и  Т. Кампанеллы.

20 Механистический детерминизм в философии ХVІІІ века.

21 Просветительская практика проблемы человека в философии Просвещения (В. Вольтер, Ж. – Ж. Руссо).

22 Категорический императив И. Канта.

23 Диалектика  и логика Гегеля.

24  Проблема отчуждения в философии Гегеля и Маркса.

25 Теория общественно – экономической формации в философии марксизма.

26 Иррационализм в философии Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.

27 Философия позитивизма и неопозитивизма.

28 Сциентизм  и антисциентизм в философии ХХ века.

29 Теория  локальных цивилизаций О. Шпенглера.

30 Философия  неотомизма.

31 Проблема человека и мира в философии постмодернизма (Деррида, Фуко, Бодрияр).

32 Постпозитивизм в науке и философии.

33 Философия и кризис современной западной культуры. 

Список литературы 

1.     Аристотель. Метафизика. // Соч. т.1. – М., 1975.

2.     Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

3.     Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

4.     Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1-2. – СПб., 1993.

5.     Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 т.- М., 1969-1991.

6.        Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

7.      Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

8.        Платон. Апология Сократа. – Тимей. – Государство // Соч. в 3 т. – М.,1971-1973.

9.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

10. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

11.  Мир философии в кратком изложении. – М., 1991.

12. Мир философии. Кн. 1-2. – М., 1991.

13. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989 (1983).

14. Браг М.А. Эпохи и идеи. – М.,1987.

15.        Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

16.  Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

17.   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

18.  Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алматы, 1970.

19.    Ахметов Э.М. Арабо-мусульманская философия средних веков. – Баку, 1970.

20.   Бируни. Избранные произведения. В 2 т. – Ташкент, 1957, 1963.

21.   Ибн-Сина. Избранные произведения. – М.,1980.

22.   Коран. – Пер. с арабского. – Алматы, 1992.

23.   Баткин Л.И. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

24.   Горфункель А.Х. Философия Возрождения. – М., 1980.

25.   Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

26.   Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950.

27.   Дидро Д. Избранные произведения. – М.,1951.

28.   Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., 1963-1966.

29.   Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. – М.,1955.

30.   Маркс. Философия. Современность. – М.,1988.   

31.   Аль – Фараби. Философские трактаты. – Алматы, 1970.

32.   Аль – Фараби. Социально – этические трактаты. – Алматы, 1973.

33.   Дж. Реале и Д. Антиссери. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1995.

34.   Рассел Б. История западной философии. В 2 – х  частях. – М., 1993.

35.   Сумерки богов. – М., 1990.

36.   Таранов П.С. Антология мудрости: 120 философов. В 2 – х книгах. – Симферополь, 1996.  

3.1.3 История развития отечественной философии 

1 Влияние  кочевой культуры на стиль  мышления древних  народов Евразии.

2 Своеобразное философское осмысление мира у кочевников.

3 Преобладание образного, интуитивного мышления в мировоззрении казахов.

4 Синкретическая природа философии древних  тюрков.

5 Роль  народного  твочества в духовной культуре казахов.

6 Эстетическое  и нравственное сознание  казахского народа.

7 Гуманистическая  философия Абая.

8 Бытие Бога и бытие человека в философии Абая.

9 «Книга  слов» Абая и его место в истории казахской философии.

10 Философское мировоззрение  Ч. Валиханова.

11 Проблема  общественных идеалов в творчестве акынов и жырау ХV – ХІХ веков.

12 Традиции и особенности  русской философии ХІХ – ХХ в.в.

13 Славянофилы и западники в рамках  русской философской мысли.

14 Философия Всеединства и свободная теософия Вл. Соловьева.

15 Социальная философия Н. Бердяева, Л. Шестова.

16 Проблема человека  в философии  Шакарима Кудайбердиева («Три истины»).

17 Влияние Европейской просветительской философии ХVІІІ  века на творчество казахских мыслителей ХІХ – ХХ веков.

18 Особенности  развития философской  мысли в Казахстане в период советской власти.

19 Социально – этические взгляды А. Бокейханова; М. Шокай; А. Байтурсынова; М. Дулатова; М. Жумабаева и др.

20 Марксистско – ленинская философия в условиях тоталитаризма.

21 Атеизм и политическая схоластика в советской идеологии.

22 Отражение социально – духовного кризиса в философско – научном мировоззрении советских  людей в период  застоя  70 – х  и 80 – х годов ХХ века.

23 Возрождение философии свободы и ценностей классического  либерализма  в постсоветском Казахстане.

24 Восстановление  духовных  ценностей народов и их влияние на общественное сознание в современном Казахстане.

25 Развитие религиозного сознания и его влияние на духовную культуру общества.

26 Кризис современной западной культуры и его влияние на развитие современного  Казахского общества.

27 Слияние Восточных  и Западных культурных ценностей в современной отечественной  философии.  

28 Проблемы и перспективы развития отечественной философии в ХХІ веке. 

Список литературы 

1.      Абай. Слова назидания. – Алма-Ата, 1982.

2.      Абай. Книга слов. – Алматы: Ел, 1993.

3.      Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1972.

4.      Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. – Алматы, 1993.

5.       Валиханов Ч. Избранные произведения. – М., 1986.

6.      Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ХІ-ХІХ в.в. – М., 1989.

7.      Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). – М.: Знание, сер. Философия и жизнь. – 1990. - №1.

8.      Кайназаров Е.К., Кайназарова А.Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. – Алматы, 1992.

9.        Касымжанов А.Х. Великий мыслитель Востока. – Алма-Ата, 1975.

10. Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории степи. – Алматы, 1995.

11. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. – М., 1980.

12.  Кудрявцев Ю.Н. Проблема «Личность и общество» в мировоззрении Ф.М.Достоевского в кн. «Проблема нравственного воспитания». – М., 1990.

13. Нурпеисов К. История Казахстана. – Алматы, 1994.

14. О России и русской философской культуре (Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и др.). – М., 1990.

15. Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 гг. – Алма-Ата: Ғылым, 1991. – С.19-38.

16. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. – М., 1986. – С.16-42.

17. Русские философы (конец ХІХ – середина ХХ века): Антология. – Вып. І / Сост. А.П.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. – М.,1993.

18. Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. – Алма-Ата, 1973.

19. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV – начала ХХ века. – Алматы: Ғылым, 1996.

20. Сейдимбеков А. Казахи. – Алматы, 1998.

21. Сулейменов И. Лекции по философии. Краткий исторический и систематический курс по мировой и казахской философии. – Алматы, 1999. – С.72-192.

22. Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад: Учебное пособие. – Алматы, 2001. – С.150-155.

23. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. – С.138-151.

24.  Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998. – С.217-235.

25. Философия / Под. редакцией В.Н.Лавриенко. – М.,1999. – С.232-309.

26. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Т.Х. Габитов. – Алматы, 2003.

27. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С. 138-152.

28. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

29. Акбаева Л. Проблема человека в мировоззрении С.Торайгырова. – Алматы, 1993.

30. Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1993. 

3.2 Темы семестрового  задания №2  

3.2.1 Бытие мира и духа.  

1. Бытие  как философская категория: ее смысл и специфика.

2. Анализ категории бытия в истории философии.

3. Формы бытия: природа,  человек, идеальное, социальное.

4. Современная наука о сложной системной  организации материи.

5. Формирование научно – философского  понятия материи.

6. Философский смысл  категорий «движение», «пространство», «время».

7. Современная наука об основных формах движения материи.

8. Особенности социального  пространства и социального времени.

9. Значение  теории относительности А. Эйнштейна для развития философских  представлений о единстве  материи,  пространства и времени?

10. Концепции пространства и времени: истоки и эволюция.

11. Философский и естественно – научный статусы проблемы единства мира.  

Список литературы 

1.   Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

2.                 Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986.

3.                 Дубровский В.Н. Концепции пространства и времени. – М., 1991.

4.                 Мир философии. – разд. 2. – М., 1991. – ч.1.

5.                 На переломе. – Философские дискуссии 20-х годов. – раздел 3. Философские проблемы бытия. – М., 1990.

6.                 Новое видение мира в контексте жизнедеятельности человека // Диалектика формирования современной научной картины мира. – Л., 1989.

7.                 Паркер Б. Мечта Эйнштейна. – М., 1991.

8.                 Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М., 1987.

9.                 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.,1998. – гл. 9. – С.242-285.

10.            Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 1998. – гл. 3. – С. 58-69.

11.            Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

12.            Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

13.            Хайдеггер  М. Бытие и ничто. – М., 1983.

14.            Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. – М., 1974.

15.            Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И.Лавриенко. – М., 1996. – гл. 3. – С. 201 - 288.

16.            Введение в философию: Учебник. – ч. 2, гл. 5, 6. 

3.2.2 Философская антропология  

1. Биологическое и социальное в человеке. Сущность и существование.

2. Проблемы человека в истории философии.  Античность. Средние века.

3. Человек Нового времени  в Европейской философии.

4. Человек и мир человека в современных зарубежных концепциях.

    5. Нравственно – этические и религиозные устремления человека как формы ценностной  ориентации.

    6. Размышления о смысле и назначении человеческой жизни в философии  Л.Н. Толстого и А. Камю.

    7. Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

    8. Толпа и ее психология.

    9. Продолжается ли жизнь после смерти?

    10. Искусство как поле деятельности человека и модель формирования личности.

    11. Политические и эстетические устремления человека как выражение его духовного мира.

    12. Личность и социальные ценности.

    13. Инженерная деятельность – форма выражения творческого развития личности.

    14. Роль человека в сохранении цивилизации и жизни на Земле.

    15. Назначение человеческого разума во Вселенной и значение концепции ноосферы.

    16. Гуманизм “нового политического мышления” и проблема выживания человечества.

    17. Проблема личности как одна из приоритетных в современной философии.

    18. Соотношение общественных ролей, выполняемых личностью в обществе.

    19. Социальная среда и личность: проблема самореализации человека.

    20. Сущность идеологии индивидуализма и ее историческое значение.

    21. Свобода и ответственность. Разработка в философии  проблемы внешней и внутренней свободы.

    22. Концепция личности: основные идеи и принципы психоанализа и  фрейдомарксизма.

    23. Сущность экзистенциальной философии и ее разновидности (персонализм, философская антропология). 

Список литературы 

1.                 Абишев К. Философия: Учебник. – Алматы, 1999. – С.23-53, 110-162.

2.                 Гречко П.К. Диалектический гуманизм или о природе человека. Человек как философская проблема: Восток-Запад (сборник статей). – М.,1991. – С.164-179.

3.                 Григорьев В.И. Человек – культура – творчество – природа: гармония или конфликт. – Человек как философская проблема: Восток-Запад (сборник статей). – М.,1991. – С.180-196.

4.                  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С.179-185, 236-253, 304-310.

5.                 Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

6.                 О человеческом в человеке. – М.,1991.

7.                 Петрова А.М. Проблемы человека в философии. – СПб., 1994.

8.                 Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

9.                 Радугин Н.П. Философия: Курс лекций. – М.,1997.

10.            Салини Ю. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность. – 1995. - №4. – С.125-130.

11.            Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М.,1995.

12.            Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М., 1992.

13.            Скиркин А.Г. Философия. – М.,1998. – С.570-575, 599-619.

14.            Сумерки богов. – М.,1990.

15.            Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.,1987.

16.            Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. - №11.

17.            Франк С.Л. Духовные основы общества: мыслители ХХ века. – М., 1992.

18.            Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.

19.            Человек в мире и мир человека: культура личности. – Алматы,1991.

20.            Человек в мире отчуждения.  – разд. 2, 4. – Алматы, 1996.

21.            Философия: Учебник под ред. В.Д.Губина. – М.,1996. – С.245-275, 284-333.

22.            Философия: Учебник под ред. В.Н.Лавриенко. – М.,1999. – С.437-447, 506-557.

23.            Философия: Учебник под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.212-297.

24.            Философия: Курс лекций / Под ред. Е.Ф.Солопова. – М.,1997. – С.17-26, 145-159, 299-315.

25.            Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. – М.,1983. 

3.2.3 Общие проблемы познания 

1. Трактовка сущности познания в различных философских школах.

2. Что такое “агностицизм” и в каких формах он существует?

3. Интуиция и ее роль в процессе познания.

4. Различие понятий “чувственное” и “эмпирическое” познание.

5. Научное познание и его специфические признаки. 

6. Социально-историческая природа рационального познания, его связь с практикой.

      7. Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой жизнедеятельности.

8. Истина, оценки и ценности и их влияние на познавательный процесс.

9. Отличие  научного познания от художественного освоения действительности.

10. Структура эмпирческого и теоретического уровней знания.

11. Ествественно-научные картины мира и философские основания науки.

12. Включенность современной науки в процессы социального развития.

13. Этические нормы и ценности современной науки.

          14. Специфика социального познания.

          15. Предметная деятельность. Фомирование и развитие категорий “субъект” и “объект”.

16. Методы научного познания: экперимент и моделирование.

17. Моделирование мышления как проблема  современной науки.

18. Н. Виннер. – основоположник кибернетики.

19. Особенности современного этапа в развитии науки: информатика, компьютерная информатика.

20. Научные, преднаучные и вненаучные  формы познания.  

Список литературы 

1.      Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.,1991.

2.      Автомонова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М.,1988.

3.      Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М.,1989.

4.      Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. – М., 1987.

5.      Загадка человеческого понимания. – М.,1991.

6.      Ильин В.В. Теория познания. – М.,1994. – гл. 1.

7.      Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М.,1978.

8.       Косиченко А.Г. Философия и методология науки. – Алматы, 1997.

9.      Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. – М.,1996. – часть 2, гл. 2,6.

10.   Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.,1980.

11. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальность. – М.,1977.

12.  Методы научного познания. – Алматы, 1996.

13. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. – М., 1991.

14. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1983.

15. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М.,1985.

16.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.,1988.

17. Теория и жизненный мир человека. – М.,1995.

18.  Философия и методология науки. – М.,1996.

19.  Французова Н.П. Методология научного познания. – М.,1996.

20.  Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

21.  Философия. Основные идеи и принципы. – М.,1990. – С.295-312.

22.  Философия: Учебное пособие. / Под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 1998. – гл. 12, 13, 14 

23. Философия. / Под ред. проф.Митрошенкова О.А. – М.,2004.- разделы 4, 5.

24. Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой  деятельности. – СПб., 1993.

25. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М.,1988.

26. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.,1989. 

3.3 Темы семестрового задания №3  

        3.3.1 Сознание  как  способность и условие жизнедеятельности человека.      

1 Развитие представлений о сознании в истории философии.

2 Проблема идеального в философии.

3 Сознание, язык и общение.

         4 Феноменология бессознательного.

         5 Сознание и самосознание.

         6 Структура общественной психологии, ее специфика.

         7 Сравнительный анализ функций общественной психологии и идеологии.

      8 Понятие духовного производства и его место в системе общественного производства.

         9 Понятие “духовная сфера” и ее структурные элементы.

         10 Искусство как специфическая форма выражения эстетических отношений человека.     

   11 Роль общественного мнения в жизни общества и человека.

         12 Взаимосвязь духовного и материального производства: сходство и различие.

         13 Соотношение религиозного и научного мировоззрения. Деятельность церкви на современном этапе.

    14 Общее и различное в понятиях “духовный мир личности” и “духовный мир общества”.

         15   Феномен повседневного мира.      

         16 Обыденный мир: миф или реальность.

         17   Нравственная жизнь общества – исторически сложившаяся система неписаных законов.

   18 Долг, совесть и счастье как проявление человеческой сущности.

   19  Традиционная этика казахов.

   20 Развитие взглядов на прекрасное в истории философии. Сущность прекрасного.

         21 Особенности развития искусства в век научно-технической революции.

         22   Природа и формы религиозного сознания.

         23    Особенности современной философии религии.

         24    Приготовление пищи как вид эстетической деятельности.

         25   Основные эстетические принципы инженерного отношения к миру.

         26    Является ли идеал конкретным образом конкретного будущего?

         27 Проблемы  политической  и нравовой реформы в независимом Казахстане.  

Список литературы 

1.   Борев Ю. Эстетика. – М., 1981. – С.18-46, 313-319.

2.   Гегель Г.В. Философия духа. / Энциклопедия философских наук. – М., 1977. - т.3.

3.   Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. – С. 3-21, 256-271.

4.   Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983.

5.   Зинченко  В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. – 1991. – № 10.

6.   Ильенков Э.В. Культура и мышление. – М.,1991.   

7.   Каган М.С., Холостова Г.В. Культура. Философия. Искусство. – М.: Знание, 1988.

8.      Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,1997. – С.219-236, 281-304.

9.      Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М.,1989. – С.4-23, 212-273.

10. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. – 1993. - №3.

11. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. - № 10.

12. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии. – 1989. - №1.

13. Одинцов Н. Личность. Политика. Мораль // Мысль. – 1995. - №3.

14.  Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 1995. – С.257-297.

15.  Родословная красоты: прекрасное и целесообразность. – М., 1988.

16. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М.,1989. – С.266-315.

17.  Скрипник А.В. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.,1992.

18.  Смирнов Н.Н., Титов В.Ф. Философия. – М.,1998. – С.41-58, 148-159.

19.  Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

20.  Спиркин А.Г. Философия. – М.,1998. – С. 583-588, 606-612, 726-770.

21.  Угринович Л.М. Искусство и религия. – М., 1983.

22. Чучайкина И.Е. и др. Искусство как феномен культуры. – В кн.: Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. – М.,1998. – С.157-194.

23.  Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

24. Философия: Основные идеи и принципы: Популярный очерк / Под общ. ред. А.И.Ракитова. – гл. 17. – М., 1990.

25.  Философия / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на- Дону, 1997.

26.  Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко – Ростов-на- Дону, 1997.

27. Философия техники в ФРГ. – М.,1989. – С. 364-450.

28. Философия: ученик /Под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2004.

29.  Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.

30. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990. – С. 45-113.

31.  Мир философии. – М., 1990. – кн.1. 

3.3.2  Социальное  прогнозирование и глобальные пробемы современного мира.  

1 Философские основания теоретической модели общества.

2 Проблема объективности идеального в общественных процесах.

      3 Понятие общественных отношений и  их  формы.

4 Отличие законов социума от законов природы.

      5 Формы и способы реализации причинных связей в общественной жизни.

6 Возможность и действительность в условиях социальной реальности.

          7 Ключевые понятия, раскрывающие природу и сущность общества.

          8 Добро и зло в истории общества.

          9 Проблема насилия в общественном развитии: формы выражения.

         10 Теория общественного договора о сущности  и происхождении общества (ХVІІ – ХVІІІ в.в).

         11 Методология формационного анализа: возможности и границы ее применения.

         12 Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.

         13    Изменение нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории.

         14 Противоречия в системе “общество-природа” в современную эпоху – результат стихийности и неравномерности общественного развития второй половины ХХ столетия.

         15    Социальной прогресс и ускорение ритма истории – закономерность поступательного развития общества.

         16 Теория ноосферы В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардена.

         17    Идеи Римского клуба и их роль в осмыслении глобальных проблем современности.    

         18     Проблема единства человека, общества и природы в философии и естествознании.

         19 Демографические проблемы развития человечества.

         20 Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?

         21 Исторические формы взаимодействия природы и общества (присваивающий и производящий типы хозяйствования).

         22 Проблемы экологической этики в исскустве.

         23 Роль инженера в экологизации  производства.

         24 Анализ некоторых аспектов экологической ситуации в Казахстане.

         25 Гуманистический потенциал научно – технического прогресса  человечества.  

Список литературы 

1.   Андреев И.Д. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

2.   Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М.,1988.

3.   Баландин Р.К. Природа и цивилизация. – М., 1988.

4.   Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М., 1989.

5.   Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

6.   Вебер М. Избранные произведения. – М.,1989.

7.   Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.

8.   Гегель. Философия истории. – Спб., 1993.

9.   Гольбах П. Система природы // Сочинения. – М., 1974.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990.

11. Губман Б.Л. Смысл истории. – М.,1991.

12. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

13. Карсавин Л.П. Философия истории. – М.,1992.

14. Карпинская Р.С. Человек и природа – проблема коэволюции // Вопросы философии. – 1988. - №7.

15. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. – М., 1992.

16.  Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

17.  Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1957.

18. Мир философии. – М., 1991. – Кн.2.

19. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

20. Научно – техническая революция: новая волна. – Вып.1. – М., 1989.

21. Общественная практика и общественные отношения. Философский анализ проблем социального детерминизма. – М., 1989.

22. Озмитин В.Д. Материальное производство – основа существования и развития общества. – ч.1. – М., 1997.

23. Платонов Г.А. Диалектика взаимодействия общества и природы. – М., 1989.

24. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

25. Социальная философия Франкфуртской школы. – М.- Прага,1975.

26. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

27. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.,1992.

28. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

29. Философия. / Под ред. проф. Митрошеникова О.А. – М., 2004.

30. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. – М., 1985.

31. Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М., 2001. – раздел 9. 

4.3.3 Философский анализ категорий  «культура» и «цивилизация».  

1 Смысл понятии «философия культуры».

2 Существует  ли преемственность в развитии  культуры?

3 Диалектика традиционного и новаторского в культуре.

4 Многообразие, единство и взаимодействие культур.

5 Что в  философии понимается под цивилизацией?

6 Культура и этика.

7 Культура и человек,  духовность и интеллигентность.

8 Взаимосвязь  между понятиями «культура» и «идеология».

9 Гибнет  ли культура с прогрессом науки и техники?

10 Особенности  массовой и молодежной культуры конца ХХ – начала ХХІ в.в.

11 Являются ли  ренессансы и спады закономерными  явлениями  культурно – исторического  процесса?

12 Место религии  в культуре ХХ – ХХІ в.в 

13 С решением каких  основных  проблем  сегодня связано осознание  особенностей современной  цивилизации?

14 Необходимость формирования  экологической культуры в рамках  современной цивилизации.

15 Выделите основные направления развития духовной культуры Казахстана сегодня.  

Список литературы  

1.   Библер В. Цивилизация и культура. – М., 1993.

2.   Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

3.   Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. – М.: Просвещение, 1992.

4.   Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. – С.10-35.

5.      Каракузов Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. – Алматы, 1993.

6.      Каган М.С., Холостова Г.В. Культура. Философия. Искусство. – М.: Знание, 1988.

7.      Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997. – С. 216-219, 307-310.

8.      Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

9.      Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

10. Мустафина Р.М. Представления, культура, обряды у казахов. – Алма-Ата, 1992.

11. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности (материал “круглого стола”) // Вопросы философии. – 1989. - №1.

12. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана от 6 февраля 2008г. – Алматы, 2008.

13. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. – С.230-248.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М., 1992.

15. Сейтахметов Н.К. Личностный смысл философской культуры. – Алматы, 1993.

16. Философия и культура. – М., 1987.

17. Человек и культура. – М., 1990.

18. Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1991.

19. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1983.

20. Новикова Л.И. Цивилизация и  исторический процесс. – М., 1988.

21. Угринович Л.М. Искусство и религия. – М., 1985.

22. Шалабаев Ж. Политическая  культура и ценность общества. // Мысль. – 1995. – №5.

23. Философия: Курс лекций /Под ред. В.Л. Калашникова. – М.,  2004.

24. Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2003.

25. Жоль К.К. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.  

4 Методические  рекомендации к темам  семестровых и  контрольных работ 

         Философия как высшая форма  мировоззрения  возникла на  определенном  этапе социокультурного  развития в рамках  предыдущих  форм  мировосприятия. Объектом ее интереса выступают  человек и мир,  их  отношение.  Первоначально это  отношение  предстало  перед  человеком  в форме фантастического  мироощущения (миф – фантазия, предание), где действительные  связи  и отношения человека и природы,  человека и космоса заменяются на вымышленные (древнекитайская,  древнеиндийская,  древнегреческая мифология, казахский эпос, которые  очеловечивали  весь мир, наделяли его доброй и злой, белой и черной душой,  силой и т.д.).

         При  выборе темы №1 из первой части необходимо остановиться на структуре мировоззрения, нужно  выяснить, как  в истории  философии  трактуется  основная проблема философии,  ее предмет. Надо  обращать  внимание  на два сложившихся в истории  философии  метода – диалектику и догматику. Раскрывая сущность  основных  функций  философии,  таких, как экспликация, рационально – теоретическая форма мировоззрения, систематизация и критическая, следует  особо отметить то, что выполняя  те или иные  функции, философия  берет  на себя  определенную задачу, тем  самым обусловливая  развитие культуры  в целом. Эти функции  свидетельствуют  о тесной связи  философии и науки.

          Особое внимание  нужно  обратить  на положение философии в современном мире,  подчеркивая, что функции философии начинают играть все большую роль в связи  с гуманизацией человеческого  общества. Важно выделить  связь  философии с искусством, религией, где можно  сделать  исторический анализ  развития философии разных эпох.

         Перечень тематики семестровой работы №1 из второй части охватывает  всю историю  мировой философии за исключением  истории отечественной философии. Темы семестровых и контрольных работ  сформированы таким  образом,  что они  отражают либо философские идеи отдельных  школ  или  направлений, либо  философские взгляды  отдельного  мыслителя  по тем или иным  проблемам.

         При  написании  работы всегда  надо  исходить  из того, чтобы были  соблюдены определенные  требования и принципы раскрытия сути  данного  вопроса, отвечающие единству логического  и исторического. Такое требование обязательно включает  в себя, во – первых,  онтологические, гносеологические, антропологические  и социологические стороны данной проблемы, во – вторых, сравнительную оценку позиций рассматриваемой школы или конкретного  мыслителя, и в – третьих,  актуальность  и значение данной философской идеи в истории  развития философии в целом.

         Так, например, философия Нового времени  отличается тем, что к началу ХVII века в Западной Европе  наука восторжествовала главным образом благодаря своей  практической полезности, и на этой почве возникла  попытка разделить  два аспекта науки: эмпирический  и теоретический. Надо показать, что в этот  период  так же происходит  бурное развитие производительных  сил, научная революция, следовательно,  в философии  на первый план выдвигается  гносеология.

          Классическая немецкая  философия занимает важное место в истории  мировой философии, поскольку проблема  человека и проблема  развития  получают здесь  качественно новое звучание по  сравнению  с предшествующим временем. В философии Гегеля надо выделить  абсолютный идеализм и учение о развитии, т.е.  диалектику.  Надо обратить   внимание на то, как рассматривается  проблема отчуждения у Гегеля и Маркса. Краеугольным камнем марксистского  учения  является теория общественно – экономической формации.

Рассматривая философию ХХ века, нужно проанализировать  различие между рационализмом  и иррационализмом. Как происходит  «переоценка ценности» в «философии жизни». Попытку преодоления кризиса в классической философии необходимо рассматривать  в контексте развития науки  и техники. Здесь нужно  провести  сравнительный анализ  сциентистских  и антисциентистских концепций,  различных направлений  позитивизма, антропологических  и религиозных – философских  течений.  Особое  внимание  нужно сосредоточить  на философских взглядах представителей феноменологии и экзистенциализма, постструктурализма и постмодернизма.

В разделе «История развития отечественной философии» тематика семестровых и контрольных работ  составлена в основном  по истории казахской и русской философии. Прежде всего надо обратить  внимание на то, что  казахская  культура  как форма кочевой культуры  уходит  своими  корнями  в далекую  древность и представляла собой своеобразное философское осмысление мира,  по своей глубине превосходила так называемую оседлую  культуру. Преобладание  предметного и интуитивного  мышления в мире воззрений, космологическое  понимание жизни во всей простоте и чистоте придает  мировосприятию и миропониманию казахов неповторимую  форму и оригинальность. Современные  исследования казахской культуры,  традиционного  мировоззрения говорят о его  открытости, поэтичности, непосредственности,  близости к природе,  космичности, реалистичности и целостности.

Современные западные  философские  направления иррационалистического  характера (феноменология,  экзистенциализм и др.), открыто  выступая против классической философии,  основанной  на  рационализме, используют вместо  понятийного мышления интуитивное или предметное (Э. Гуссерль) мышление. 

Здесь надо обратить  внимание на то, что казахский народ,  сохранив традиции кочевого уклада жизни,  взяли из  религии только  самое необходимое. Мировоззрение  народа, любовь к Аллаху трансформировалась в любовь человека к человеку. Доказательство этому  эпос, творчество  акынов и жырау. Устная  поэзия чрезвычайно развила  художественно образное и абстрактное  мышление.

С именем Абая связана эпоха Ренессанса в истории казахской культуры.  Этический рационализм составляет  сущность учения Абая. Исследуя  творчество Абая, Шакарима, Шортанбая, Дулата и других  мыслителей, с уверенностью можно  утверждать, что казахская философия  не отделена от морали.

Особо нужно подчеркнуть  то, что основными темами русской философии  стали проблемы личности,  свободы и этической социализации. Начиная с В. Розанова, в русской философии  принято различать  философию  академическую – философию университетских  кафедр,  зависимую  от  западных  прототипов и имеющую свой язык и категориальный аппарат, и «философию сектантскую», тесно связанную  с литературой, с бессистемными  системами  религиозно настроенных  русских  писателей    Л. Толстого,  исповедовавшего  философию жизни, и Ф.М. Достоевского, писавшего о «русском Христе» и «всемирной отзывчивости» русского народа.

Развитие отечественной философии в советский период отличается тем, что в это время единственно обязательной, а потому специфически идеологической была «марксистско – ленинская философия» состоявшая из двух основных доктрин – диалектического и исторического материализма. Философия  оказалась  служанкой политики  командно – административной системы. Все это  показывает, насколько неблагополучным и сложным оказалось  в  целом положение отечественной философии к началу перестройки  существующей тоталитарной системы.

При выборе второй темы семестровой  работы из блока  4.2.1  «Бытие мира и духа» необходимо обратить  внимание  на то, что философия исследует  мир  как целое,  стремится выяснить  вопрос о бытие мира и человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира,  человека, сознания. Бытие – это все то, что существует. Как  философская категория  «бытие» появилось  тогда, когда философская мысль  поставила  перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему.

В истории  философии проблеме бытия в своем  творчестве уделяли  внимание  Парменид, Гераклит из Эфеса, философы – материалисты Левкипп и его ученик  Демокрит, Платон и т.д.

Для религиозной философии (4 – 15 века н.э.) принципиально важным является  выделение двух форм бытия: бытие Бога, вневременное,  внепространственное, абсолютное, надприродное  бытие с одной стороны, и сотворенной им  природы – с другой. Принципиально иная ситуация сложилась в 40 – 50 - х годах  ХІХ века,  когда были  разработаны основы  диалектического  материализма и  сформулированы основные  принципы материалистического  понимания  истории. В 20 – 30 – х годах ХХ века в Германии значительный вклад  в осмысение  проблемы бытия внесли  два немецких  философа – Николай Гартман и М. Хайдеггер. Формами бытия  являются  природа,  человек,  идеальное и социальное. Конкретизация  понятия  бытия осуществляется в понятии «материя».

Главное свойство  мира, фиксируемое  с помощью  категории  «материя», состоит  в его  самостоятельном, независимом от человека и от  познания существовании. Категория «материя» обозначает  объективную  реальность, все то, что  существует  вне сознания человека  и независимо  от него. Материя – бесконечное  множество всех  существующих  явлений,  объектов и систем, субстрат всех многообразных  свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Атрибутами  материи являются  пространство, время и движение. Категории «пространство» и «время» относятся к числу фундаментальных философских и общенаучных категорий. Они являются таковыми прежде всего потому, что отражают и выражают наиболее общее состояние бытия.

Определить, что такое движение – задача трудная. Поэтому в ходе изучения надо уяснить, как на протяжении длительного пути развития естествознания и философии постепенно вырабатывалась научная концепция движения. Диалектико-материалистическое учение рассматривает движение как способ существования материи. Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Подумайте над вопросами: в чем ограниченность метафизического понимания движения, в чем состоит сущность покоя для материального мира и особенно – для органической жизни?

Естествознание ХХ в. существенно изменило наши знания об окружающем мире. Открыты и исследуются различные структурные уровни материальных систем, высказываются новые идеи. В частности, наука выделила и изучает ряд новых форм движения материи: минеральную, геологическую, термоядерную, планетарную и другие; уточняет их место в существующей классификации форм, выявляет условия их возникновения и развития.

Рассматривая данный вопрос, необходимо также выяснить сущность  учения о единстве пространства, времени и движущейся материи. В философии понятие времени отлично от физического понятия. В философии время рассматривается не как параметр физического измерения длительности, а как общее условие человеческого бытия, как реальность человеческой жизнедеятельности.

При освещении вопроса социального пространства и времени надо понять, что эти понятия характеризуют мир человека в истории развития его культуры. Социальное время понимается как путь развития человека к подлинной гуманности, саморазвитию. Под социальным ритмом времени следует понимать насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей. Специфика и особенности социального пространства также связаны с развитием человеческой деятельности, особенно в сфере производства в разные исторические эпохи.  Рассматривая социальное пространство, можно выделить становление и развитие мирового рынка. Особое внимание следует обратить на проблему «распадения связи времен», что характерно в эпоху исторических переломов, гибели и рождения цивилизаций, социальных революций. См.: Волков А.М. Человеческое измерение прогресса. – М., 1990.

При выборе  2 – ой темы семестрового задания из блока 4.2.2. «Философская антропология» необходимо  обратить  внимание на то, что проблема человека является одной из самых  важных для всей философии. «Антропология» учение о человеке, а «философская антропология» - философское учение о человеке или  философия  человека. Проблема человека в истории  философии ставилась  представителями  философской  мысли Древнего Китая, Индии, Древнейшей Греции, в эпоху  средневековья и в Новое время (17 век).

В ХХ веке в рамках  антропологической философии сформировалась  экзистенциальная философия,  философия существования человека. Изучая проблемы философской антропологии,  необходимо  обратить  внимание  на соотношение сущности и существования,  биологического  и социального в человеке. При рассмотрении  проблемы социального  и биологического следует  избегать  двух  крайных  точек зрения: абсолютизации социального  фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. По мнению современных социобиологов, принципиальные  изменения во взглядах на природу человека должна внести «теория генно – культурной коэволюции». Суть ее в том, что  процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно (см. подробнее Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2002.).

Проблема личности  в философии – это  проблема  формирования сущности  человека,  осознания своего  места в мире,  истории, творчестве. Деятельность человека  является той основной, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных  социальных  ролей в обществе. Необходимо обратить  внимание  на то, что  личность  имеет  сложную  структуру и интерпретацию  в общей психологии,  социологии, философии (см. Петрова А.М. Проблема человека в философии. – СПб., 1994; Человек в мире и мир человека: культура личности. – Алматы, 1991). Важной характеристикой личности является ее нравственно – духовные  ценностные ориентации. Чем ярче у человека выражены  интеллектуально – нравственные и волевые  качества, чем больше его жизненные  ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями.

Философская антропология не может  обойти вопрос о смысле и цели  жизни. При  рассмотрении этой проблемы  необходимо  обратить  внимание  на то, что особенно  много  внимания вопросу о сымсле жизни уделялось в философии экзистенциального  направления (см. Сумерки богов. – М., 1990; Камю А., Бунтующий человек. – М., 1990; Человек в мире отчуждения. – Алматы, 1996.).

Выбирая  тему семестрового задания №2 из блока 4.2.3 «Общие проблемы познания» необходимо  обратить  внимание  на то, как определялась сущность  познания в различных  философских  школах, что  такое «агностицизм» и в каких формах  он существует. Подробно  рассмотрите  вопрос о том, с помощью  каких  средств  осуществляется процесс познания,  какими  способами  добывается истина.

Специфическим  видом человеческой деятельности  является наука. Целью  научного  познания является производство  новых знаний о природе, обществе и мышлении.  Наука не ограничивается  естественными или «точными» науками, как считали  неопозитивисты. Она должна рассматриваеться  как целостная система,  включающая исторически  подвижное соотношение частей:  естествознание  и гуманитарные  науки, метод и теория, теоретическое и прикладное  исследование.

В системе  методологических  средств, при помощи которых  осуществляется анализ  науки и научного  познания,  выделяют и различают эмпирической и теоретический  уровни  исследования. В тексте семестровой работы необходимо  проанализировать  особенности  эмпирического исследования и теоретического исследования (см. Митрошенкова О.А. Философия. – М., 2004.). Анализ процесса научного познания позволяет  выделить общелогические методы познания и эмпирические  методы исследования (см. Методы научного познания. – Алматы, 1996.).  Наибольшие  трудности при осмыслении теоретического уровня познания вызывает понимание  метода восхождения от абстрактного к конкретному, который может  использоваться как в общественных, так и естественных науках.  

Выбирая тему семестрового задания №3 из первого блока, обратите  внимание  на следующее. История философской и психологической мысли в значительной мере связана с тем или иным решением проблемы сознания. Поэтому, приступив к разработке современной теории сознания, имеет смысл прежде всего проследить ее историю.

  Все многообразные решения проблемы сознания в истории философии и психологии тяготеют к двум полюсам – материалистическому и идеалистическому его пониманию. В идеализме разум помещается где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком  чувственный мир – как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и представители религий отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души.

  Материализм же, напротив, утверждает, что разум не может быть демиургом мира, потому что сам он является продуктом высшей формы его организации. Понимание сознания в материалистической философии и психологии исходило, таким образом, из двух принципов: из признания сознания функцией мозга, и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира; самосознание есть качество человеческой природы.

Анализируя категорию “сознание”, необходимо исходить из того, что сущность сознания социальна. Его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических и физиологических предпосылок. Сознание человека могло возникнуть только на уровне отражения в обществе, а способность человека мыслить – лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и овладением миром культуры. В сознании же современного человека аккумулирован опыт многих поколений людей.

Сознание, как правило, может  носить индивидуальный и общественный характер.

Каково же соотношение между индивидуальным и общественным сознанием? Согласно с одной точки зрения, реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный индивид. Иная точка зрения ориентирована на то, что общественное сознание есть нечто надличностное и поэтому в его трактовке нет необходимости обращаться к отдельному индивиду. Каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознания, которое обусловлено природными задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, характером, личными вкусами. Каждый из нас в процессе своей жизни наследует духовную культуру человечества. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром духовной культуры.

Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, право, нормы поведения. Общественное сознание не существует вне личного. При этом оно избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Аналогичным образом поступает и индивидуальное сознание. К идеям общественного сознания оно относится тоже избирательно, т.е. каждый человек создает сам себя и в то же время он – дитя своей эпохи, своего народа. (Здесь можно обратиться к учебнику Спиркина А.Г. «Философия». – М., 1998,2002гг.). Изучение общественного сознания позволяет раскрыть основные, узловые пункты формирования духовного мира человека, выявить закономерности общественного развития.

При выборе темы третьей семестровой работы из второго блока надо сделать акцент на следующем. Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимодействия общества и природы, тенденции в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди множества подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся в широком смысле слова – понимание природы как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. В узком же смысле слова, а именно – в соотношении с понятием “общества”, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связана.

В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствует естественная необходимость и закономерность. Эволюция философских представлений о взаимосвязи природы и общества во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

Искусственная среда обитания – это все то, что создано человеком. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Но несмотря на кажущуюся независимость общества, все произведенное человеком (а масштабы созданного им огромны) было бы, конечно, невозможно без природы. И в результате появляется новое понятие “ноосфера”, которое ввел выдающийся естествоиспытатаель и мыслитель В.И. Вернадский, исследовавший проблему перехода биосферы в ноосферу. Эти идеи развивал далее, но в этом же духе француз П. Тейяр де Шарден и русский ученый А.П. Чижевский в произведении “Земное эхо солнечных бурь”.

Историческое развитие подвело человечество сегодня к качественно новому и чрезвычайно ответственному моменту. Нарастающая аккумуляция знаний; гигантский научно-технический (в том числе военно-технический) прогресс; рост возможностей сознательного влияния человека на природные процессы и одновременно стихийное влияние на эти процессы ширящейся производственной и иной деятельности людей; приближающееся исчерпание некоторых видов невозобновляемых ресурсов и углубление диспропорций между добычей, производством и потреблением других их видов – все это (и многое другое) резко увеличивает степень ответственности человека за последствия своих действий.

Растущее осознание серьезности сложившегося положения привело к росту интереса к проблемам, о которых идет речь и которые обычно называются глобальными проблемами. В самом деле, само это понятие совсем недавно вошло в научную и публицистическую литературу. В настоящее время уже можно говорить о глобалистике как специфическом направлении научных исследований. Какие же проблемы относятся к числу глобальных? Можно выделить некоторые основные черты, присущие проблемам, имеющим глобальный характер.

Итак, к числу глобальных проблем относятся, во-первых, проблемы, которые по своей сути затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее всего человечества. В этом смысле можно сказать, что глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Во-вторых, к числу глобальных проблем относятся такие проблемы, которые в целом на деле приобретают всемирный характер, то есть проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех основных регионах мира. В-третьих, к числу глобальных следует отнести такие проблемы, нерешеность которых создает угрозу для будущего человечества и которые должны быть решены, чтобы обеспечить дальнейший прогресс общества. Наконец, в-четвертых, к числу глобальных можно отнести те проблемы естественнонаучного, научно-технического, социального и социально-политического характера, которые требуют для своего решения сопряженных, объединенных усилий всего человечества, то есть те, которые невозможно разрешить только в местном или региональном масштабе.

Сегодня речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. Старые ориентиры далеко не во всем убедительны, и с этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций. Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, констатируют, что в наиболее развитых цивилизациях ХХ века, а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а не техника. (Канке В.А. Философия. – М., 2000.).

Выбирая тему третьей семестровой работы из блока №3,  необходимо ознакомиться  с различными трактовками понятия культуры на разных  этапах  развития философской и научной мысли, включая анализ культуры в основных культурологических  концепциях ХХ века (например, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского). Для более  детального  ознакомления  с этими  вопросами  вы можете  использовать учебник Шаповалова В.Ф. «Основы философии». – М., 2001. – раздел 8, и научно – учебное пособие «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Б.А. Эренгросса. – М., 2001. – С. 7 – 52.

Определяя сущность понятия «философия культуры», надо обратить внимание  на то, что системное единство  знаний о культуре было сформировано  философией, которая явилась  координатором их взаимодействия и основанием принципов и подходов к изучению культуры. Каждая наука рассматривает  культуру под собственным углом  зрения, уточняя объект осмысления в предмете. Философия  же всегда  была и остается особым видом творчества человека. Она, задаваясь  вечными вопросами,  определяет  векторы движения научного интереса вообще и всегда исследует  проблемы бытия предмета и его понимания, осмысления. Все определения философии  культуры  сводятся к тому, что это такая философская дисциплина, котрая ориентирована на философское  осмысление сущности  и значения культуры как универсального и  всеобъемлющего феномена.

Необходимо определить сущность категории «цивилизация» и особенности ее трактовки в ХVІІІ века, в частности  французким  просветителем Ж.Ж. Руссо и немецким философом  и ученым И. Кантом. Далее надо проследить эволюцию этого  понятия в ХІХ веке в работах  английского позитивиста  Г.Спенсера  и немецких  философов К. Маркса и Ф. Энгельса.

 Представляет интерес  трактовка цивилизации конца ХІХ – первой половины ХХ века в трудах  немецкого  философа О. Шпенглера, который  цивилизацией обозначает  последнюю, неизбежную фазу всякой культуры,  а также его последователей: англичанина А. Тойнби и русских  философов и ученых Н. Данилевского.,  П. Сорокина., Л.Н. Гумилева., Н. Бердяева, который называл  цивилизацию «смертью духа культуры». В результате  осмысления предыдущих вопросов  выделите определение  цивилизации  как ступени в развитии общества,  следующей за варварством, как  ступени  в развитии культуры. Обратитесь к работе Тойнби А. «Постижение истории». – М., 1991.

На протяжении веков  научная и техническая деятельность считалась  морально нейтральными. Сегодня  мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого  или инженера. Инженер в современном мире должен  осознавать свою ответственность  перед  человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – служитель гуманности. Человечество  все больше оказывается  зависимым  от последствий технического  развития. В этой связи  управление  техническим  прогрессом,  его сдерживание,  регулирование, осуществление  его целей, оценка результатов оказываются сегодня  не только  инженерной,  государственной,  управленческой, но  и этической проблемой.     

 Содержание 

Введение ...............................................................................................................3       

1 Содержение  семестровой и контрольной работ.............................................4 

2 Методика написания и оформления семестрового задания и

контрольной работы по философии студентами дневного

и заочного  отделений.............................................................................................5 

3 Тематика семестровых и контрольных  заданий по философии.....................7 

3.1 Темы семестрового задания по философии №1............................................7 

3.2 Темы семестрового  задания №2....................................................................12  

3.3 Темы семестрового задания №3.....................................................................17  

4  Методические  рекомендации к темам семестровых и  контрольных

работ........................................................................................................................23