АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ  

Методические  указания  к семинарским  занятиям 

для студентов всех форм обучения

  

 

Алматы 2009

 

СОСТАВИТЕЛИ: В.Л. Шицко, Г.Д. Шаракпаева, К.Ш.  Философия.  Методические  указания  к семинарским  занятиям  для студентов всех форм обучения. - Алматы: АИЭС, 2009. –  32 с. 

         Данная методразработка включает тематику трех семестровых заданий по философии с указанием необходимой литературы для самостоятельной работы студентов и методику подготовки, написания и оформления семестровой работы. Преподаватели разработали методические рекомендации к темам семестровых работ. Методическая разработка предназначена для студентов 1,2 курсов всех специальностей дневного  отделения АИЭС, обучающихся по системе бакалавриата, и для студентов 1 – го курса  заочного отделения, изучающих  дисциплину «Философия».  

 

Введение 

Дисциплина "Философия" изучается на первом и втором курсах дневного  и заочного отделений  студентами  всех специальностей общим объемом 135 часов – 3 кредита,  из которых 32 часа – лекционные, 16 часов выделяются на семинарские занятия, и  остальные  87 часов  отводятся на самостоятельную  работу студентов.

В данные методические указания включены те разделы учебной дисциплины "Философия",  которые  отражают сущность  основных  философских  и научно – технических  проблем, с которыми  должен  быть знаком  современный  инженер. Это, прежде всего, возникновение и эволюция философских  и научных  школ,  направлений, концепций, являющихся  источниками  гуманитарного  знания и гуманитарной культуры.

         Цель  преподавания  курса "Философия" – выработка знаний, позволяющих осмыслить условия  формирования  личности, определить  нравственные  ориентиры человека по отношению  к другим  людям и  самому себе. В настоящих  методических  указаниях разработаны  планы  семинарских  занятий, их  содержание  и  методические советы к темам семинаров.    

 

          1 Тематика семинарских занятий  

                     

1. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества.    - 2 часа 

 2. Этапы  развития  мировой философской  мысли.   - 8 часов

3.    Познание как  предмет  философского анализа. Методология научного познания.    - 2 часа

4.Бытие человека как проблема философии.  -2 часа

5. Сознание как способность и условие жизнедеятельности человека.  - 2 часа 

                                                                                        Итого                  -16  часов

  

2 Содержание  семинарских занятий

 

Семинарские занятия по философии предполагают  формирование  у студентов навыков философского анализа теоретического и  практического  материала. Отсюда цель  семинара -  развитие способности творческого мышления студентов, привитие им навыков  использования  всей совокупности  научной методологии,  анализа проблем на основе принципов  диалектического мышления. Семинарские  занятия по философии выполняют познавательную и воспитательную функции, а также вспомогательную по отношению к ним функцию контроля.

 

3 Планы семинарских занятий по  философии

 

3.1 Тема 1. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества  (2 часа)

1. Мировоззрение, его сущность  и  роль в жизни людей. Исторические типы мировоззрения.

2. Специфика философского мировоззрения. Смысл и назначение философии.

3. Генезис философской мысли, ее  культурно – исторические предпосылки.

4. Природа философских проблем и место философии в системе культуры.

5. Философия, ее предмет, объект и функции.

 

3.1.1 Темы докладов

 

1. Язык и стиль философского мышления.

2. Мифология как первый исторический тип мировоззрения.

3. Общественно – историческая природа и социальные  функции религии.

4.  Философия и искусство.

5.  Философия и нравственность.

6.  Философия и частные науки.

7. Диалектический и метафизический типы философского  мышления.

8. Теоретическая объективность,  научная   обоснованность философского  разума и ориентация на социальные ценности. 

 

Список литературы

 

1.     Бибихин В.В. Язык философии. – М., 1993.

2.     Канке В.А. Философия: Учебник для  XXI века. – М., 2000.

3.     Канке В.А. Философия для технических специальностей. – Учебник. – М., 2008.

4.     Легенды и сказания Древней Греции и Древного Рима. – М., 1990.

5.     Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

6.     Мамардашвили М.К. Как я понимаю  философию. – М., 1990.

7.     Мир  философии. - ч.1. – М., 1991.

8.     Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. – М., 1991.

9.     Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

10. Панов В.Г. Эмоции. Мифы.Разум. – М., 1992.

11. Философия: Учебник  для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1999.

12.  Философия  культуры: Становление и развитие. – СПб., 1998.

13. Философия. Под ред. проф.  Митрошенкова О.А. – М., 2004. – раздел 1.      

14. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1997.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – Часть 1,3.

 

3.1.2 Тестовые задания по теме

 

1. Назовите типы мировоззрения, исторически предшествовавшие философской мысли.

2. Когда и где зарождается философская мысль?

3. Что в переводе с древнегреческого означает слово «философия»?

4. Что является предметом философии?

5. Выделите два  основных философских  направления. В чем их различие?

6. В чем отличие философского мировоззрения от религиозного?

7. Выделите основные темы философских размышлений.

8. Каково соотношение категорий «мировоззрение» и «философия»?

9. Кто впервые ввел термин «философия».

10. В чем выражается мироощущение человека?

      

3.2 Тема 2. Этапы развития мировой философской   мысли   (8 часов)

Занятие 1-е

1. Культурные предпосылки и основные  черты  древнеиндийской философии и философии Древнего Китая.

2. Сущность философских и социальных  учений в древней Индии и Китае.

3. Становление и особенности эволюции античной философии.  Школы и представители.

4. Своеобразие средневековой  Западно – европейской философии,  основные этапы ее развития. Философия и теология.

5. Учение Аврелия  Августина, Фомы Аквинского. Проблема универсалий. Номинализм и реализм.  

 

3.2.1 Темы докладов 

 

1. Сущность конфуцианства и буддизма.

2. Религия Древней  Индии.

3. Космос и человек в даосизме.

4. Эпистемологическая  проблематика в  творчестве Мо – цзы.

5. Значение атомистического учения Демокрита  для  развития современного естествознания.

6. Наука в античных государствах.

7. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

8. Софистика как явление философии.

9. Философские и этические идеи Библии.

10. Человек и природа в средневековой  философии.

11. Философские  и теологические воззрения Ф. Аквинского.

12.  Номинализм Уильяма Оккама, Иоганна Буридана и Николая из Отрекура.

 

Список литературы 

1.     Боннар Андре. Греческая цивилизация. -  Т. 1, 2, 3. – М., 1991,1992.

2.     История философии в кратком изложении  /Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. 

3.     Ильин В.В. Философия: учебник в 2 – х томах. - Ростов -  на - Дону, 2006.

4.     Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М., 2008.

5.     Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Алма – Ата, 1985.

6.     Михайлов Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1989.

7.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

8.     Скирбек Г., Гилье Н. История  философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

9.     Философия: Учебник  / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996.

10.  Философия: Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004. –  Раздел 2.

11.  Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. – Ч. 1. – М., 1997.

12. Чанышев А.Н.  Курс лекций  по древней философии. – М., 1981.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

14. Человек: Мыслители прошлого и настоящего  о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т. Фролов и др. Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991.

15.  Яйленко В.П. Архаическая Греция и ближний Восток. – М., 1990.

 

3.2.2 Тестовые  задания по теме

 

1. Центральная проблема философии и культуры Древнего Востока.

2. Кем были  сформулированы основные положения буддизма?

3. Самая известная философская школа Древнего Китая.

4. Какой характер носила древнегреческая философия?

5. Кто автор  фраз: «Познай самого себя?», «Я знаю, что  я  ничего не знаю?»

6. К  какому  направлению  в  философии относился Демокрит?

 

7. Что в переводе с греческого означает термин « софисты»?

8. С какими религиями связана философская мысль средних веков?

9. Какой характер носило средневековое мышление?

10. Кого из философов средневековья  называли систематизатором средневековой схоластики?

 

Занятие 2-е

1. Арабская  философия  эпохи  средневековья. Особенности становления и развития.

2. Основные  течения и представители  арабоязычной философии.

3. Философия  эпохи Возрождения. Антропоцентризм  и гуманизм.

4. Новое время. Философское  сознание  и научная революция.

5. Проблема метода познания в философии ХVII века. (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Понятие субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

 

Темы докладов 

1. Ибн – Сина – философ бытия.

2. Научно – философское наследие Аль – Фараби.

3. Теория двойственной истины Ибн – Рушда.

4. Философские и этические идеи Корана.

5. Аль – Кинди  - основоположник восточного перипатетизма.

6. Ценностно – моральные акценты философии  и литературы эпохи  Возрождения.

7. Натурфилософские  взгляды Николая Коперника и Джордано Бруно.

8. Галилео Галилей – «Колумб неба».

9. Разработка  индуктивного  метода Ф. Бэконом.

10. Изложение философской концепции Б. Спинозы в его главном произведении «Этика».

11. Рационализм Ренэ Декарта.

12. Социально – философские концепции Дж. Локка и Т. Гоббса.

 

Список литературы

 

1.     Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2.     Вально М.В. Философия: Учебник. – М., 2003.

3.     Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2008.

4.     Жизнь Мухаммеда. Книга  о пророке. – Алма – Ата: Жазушы, 1990.

5.     Ибн – Сина. Избранные  философские произведения. – М., 1989.

6.     Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991.

7.     История философии  в кратком  изложении /Пер. И.И. Богута. – М., 1995.

8.     Касымжанов А.Х. Портреты. – Алматы, 1995.

9.     Касабеков А., Алтаев Ж. Введение в историю казахской философии. – Алматы, 1994.

10. Кузнецов В.Н. История западной философии. – М., 1993.

11. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

12. Рассел Б. История западной философии. В2т. – М., 1993.

13. Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебное по пособое для  студентов  высших учебных заведений. – М., 2001.

14. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII в.в. – М., 1996.

15. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

16. Серик Мырзалы. Философия. – Алматы, 2008. – Главы 4,5,6,7,8.

 

Тестовые задания по теме

 

1.  Какое теолого – философское течение, зародившиеся в VIII веке н.э., называют «Ислам интеллектуалов?».

2. Как называется главное философское сочинение Ибн – Сины?

3. Какой характер  посило философское мышление эпохи  Возрождения?

4. Назовите наиболее известных представителей философии и науки эпохи  Возрождения.

5. Кому из философов Нового  времени  принадлежит  высказывание «Знание – сила»?

6. Кто является автором произведения «Рассуждение о методе»?

7. В чем видел Ф. Бэкон источник знаний и критерий их  истинности?

8. О ком из представителей философии Нового времени можно сказать: его монизм предстал  в форме  пантеизма?

9. Автор произведения «Монадология».

10. Что в переводе с греческого языка означает термин «эмпиризм»?

 

Занятие 3-е

1. Просветительский характер  философии XVIII века. Основные идеи и представители.

2. Немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Антропологическая  философия Л. Фейербаха.

3. Формирование и развитие философии  марксизма.  Концепция  диалектики в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

4. Казахская философия Просвещения. Особенности становления и развития. Основные представители.

5. Общественно – политическая мысль в Казахстане об обществе и человеке в конце ХIX – первой половине ХХ веков (Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов, А. Букейханов).  

 

Темы докладов  

1. Трактовка проблемы человека и общества П. Гольбахом и Д. Дидро.

2. Философское и научное творчество Ф. Вольтера.

3. Социально – философские воззрения Ж.Ж. Руссо и К. Гельвеция.

4. Онтологическая проблематика в философии Ж. Ламетри, Д. Дидро и П. Гольбаха.

5. Морально – этические и религиозные воззрения И. Канта.

6. Учение об абсолютной идеи Г.Гегеля.

7. Проблема отчуждения в творчестве К. Маркса.

8. Марксисткая концепция практики.

9. Разработка Ф. Этельсом проблем диалектики природы.

10.Нравственно – этическая проблематика в произведении Абая Кунанбаева «Слово назидания».

11. Жизнь и творчество И. Алтынсарина.

12. Гуманистические ценности и духовные идеалы в философии Шакарима.

 

Список литературы

 

1.Абай. Книга слов. – Алматы, 1995.

2.Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

3.Валиханов Ч. Собр. соч. в 3-х т. – Алматы, 1996.

4.Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. – М., 1988.

5.Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2008.

6.Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

7. История философии в кратком изложении /Пер. И.И. Богута. – М., 1995.

8. Касымжанов А.Х. Портреты. – Алматы, 1995.

9.Мамардашвили М.К. Картезнанские  размышления. – М., 1993.

10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

11. Соколов В.В. Европейская философия  XV-XVIIIв.в. – М., 1996.

12. Сегизбаев О.А. История казахской философии: Учебник для вузов. – Алматы, 2001.

13. Сулейменов И. Лекции по философии. – Алматы, 1999.

14. Серик Мырзалы. Философия. – Алматы. 2008.

15.  Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1993.

 

Тестовые задания по теме

 

1. Какой век в развитии философской мысли называют эпохой Просвещения?

2. Представитель казахского Просвещения, занимавшийся разработкой нравственно – этических проблем.

3. Философ эпохи  Просвещения, автор произведения «Человек – машина».

4. Какое произведение Ж.Ж. Руссо явилось теоретическим обоснованием гражданского общества?

5. Философ XVIII века, редактор первого энциклопедического издания во Франции.

6. Кого вы знаете из представителей немецкой классической философии?

7. Сколько законов диалектики сформулировал  Г.Гегель?

8. Название философского направления Л. Фейербаха, в центре которого находится человек.

9. В какой период времени сформировалась  марксистская  философия?

10. Казахский мыслитель ХХ века, автор произведения «Три истины».

 

Занятие 4-е

1. Истоки русской философии. Славянофилы и западники.

2. Русская философия конца ХIX-первой половины XX в.в. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность.

3. Основные  модели  современного философского мышления.

4. Экзистенциальная философия и ее разновидности.

5. Позитивизм и его исторические формы. Структурализм  и герменевтика. 

 

Темы докладов

 

1. Философия истории П.Я. Чаадаева.

2. Антропоцентризм и персонализм Ф.М. Достоевского.

3. Характеристика философии всеединства Владимира Соловьева и Павла Флоренского.

4. Социальная  философия А. Герцена, Н. Чернышевского.

5. Нравственная философия Л. Толствого.

6. Онтологическая проблематика в творчестве М. Хайдеггера и К. Ясперса.

7. Сущность  сциентизма и антисциентизма.

8. Огюст Конт – основоположник позитивизма.

9. Жизнь и творчество Альбера Камю.

10. Философия интуитивизма А. Бергсона.

11. Русский космизм – философия «общего дела».

12. Религиозная  философия в XX веке: традиционализм и попытки обновления.

13. Жизнь  и творчество  Рудольфа Карнапа.

14. Концепция  одномерного человека Герберта Маркузе.

15. Принцип  верификации. Замысел «проверяемой» философии.

16. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда.

 

Список литературы 

 

1.     Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2.     Вальпо М.В. Философия: Учебник. – М.. 2003.

3.     Голубинцев В.Л., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2008.

4.     Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.. 1995.

5.     Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2005.

6.     Ильин В.В. Философия: учебник в 2-х томах. – Ростов – на – Дону, 2006.

7.     Конт О. Курс позитивной философии. – Спб.. 1900.

8.     Камю А. Бунтующий человек. – М., 1993.

9.     Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

10. Ницше, Фрейд, Камю, Сартр. Сумерки богов. – М. 1992.

11. О России и русской философской культуре (Н.А. Бердляев, П.А. Сорокин и др). – М., 1990.

12. Поппер К. Открытое общество и его враги. – Т 1,2. – Алматы, 1996.

13. Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

14. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

15.  Философия: Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004. – Гл. 3.

16. Философия: Учебник /Под ред В.Д. Губина. – М., 1996.

17. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

18. Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. – М., 1997.

 

Тестовые задания по теме

 

1. Кем была представлена философия русского космизма?

2. Автор произведения «Россия и Европа».

3. Чьи  философские традиции продолжали почвенники?

4. Кто из русских  философов обращал внимание  на «географический фактор» в общественном развитии?

5.Какое философское направление представляет Жак Деррида?

6. Автор произведения: «Экзистенциализм – это гуманизм».

7. Сколько этапов в своем  развитии прошла философия позитивизма.

8. Создатели концепции информационного общества в ХX веке.

9. Представители постмодернизма  в философии ХХ века.

10. Какое из философских течений ХХ века в центр изучения ставит  проблемы существования человека?   

 

          3.3 Тема  3. Познание как  предмет  философского анализа. Методология научного познания (2 часа)

  

           1. Сущность и смысл познания. Проблема познаваемости  мира и философский скептицизм.

           2. Субъект и объект познания. Формы чувственного и рационального познания.

           3. Проблема истины в философии. Относительная и абсолютная истина.

           4. Научное познание и его особенности. Уровни научного знания.

           5. Методы и приемы эмпирического и теоретического исследования.

 

          3.4.1 Темы докладов 

 

1.     Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.

2.     Остроумие и интуиция как способы и  формы познания и творчества.

3.     Социальные факторы в развитии научного  познания.

4.     Техническая деятельность как форма практики.

5.     Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание.

6.     Математическое моделирование как метод научного исследования.

7.     Наука  как специализированная форма познания.

8.     Логика и творчество.

9.      Соотношение знания и веры.

10.  Наука и нравственность

11.  Гипотеза как форма развития научного знания.

12.  Эксперимент, его  виды и функции в научном познании.

 

Список литературы

 

1.     Алексеев П.В., Панин А.С. Теория  познания и диалектика. – М.,

1991.

         2. Злобин Д.Ф.  Основы философии: Учебное пособие. 2-е изд. Алматы: Ғылым, 2004.

         3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии. Познание и ценности человеческого существования. – М., 2008.

         4. Косиченко А.Г. Философия и методология науки. – Алматы, 1997.

         5. Методы научного познания. – Алматы, 1996.

         6. Философия. Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарика, 2004.

         7. Липкина А.И. Философия науки. – М., 2007.

         8. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

         9. Философия  и методология науки. Учебник для магистрантов. – Алматы, 1999.

          10. Вамно М.Р. Философия. – М., 2003.

          11. Голубинцев В.О., Данцев А.А. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2003. – Гл. 5.

          12. Кохановский В.П.. Лешкевич Т.Г. Основы философии науки. – Ростов – на – Дону, 2008.

 

         3.4.2 Тестовые  задания по теме 

 

1.     Как называется метод перехода от  общих   положений к частным?

2.     Что является критерием истины?

3.     Какие формы чувственного познания вы знаете?

4.     Какое философское течение отрицает возможность познания мира?

5.     Назовите 2 уровня научного знания, различающиеся по  полноте, глубине и форме своего выражения.

6.     Что в переводе с греческого языка означает  термин «практика»?

7.     Автор работы «Новый органон».

8.     Что такое  аксиомы?

9.     Кого из представителей эмпиризма вы знаете?

10.  Автор фразы: «Познание начинается с удивления». 

 

3.4 Тема  4. Бытие человека как проблема философии  (2 часа)

 

1. Философия о природе и сущности человека. Понятие человека в истории философской мысли.

2. Общество как подсистема объективной реальности. Деятельность как специфический способ  существования социального.

3. Биологическое и социальное  в человеке. Исторические типы взаимоотношений человека и общества.

4. Специфика философского понимания предназначения человека и смысл его жизни.

5. Современный человек, его важнейшие черты и специфические особенности.

 

3.4.1 Темы докладов 

 

1. Мифы о человеке.

2.  Философия и медицина о проблеме жизни и смерти: дискуссии  об эвтаназии.

3.  Жизнь человека: судьба или случай?

4.  Продолжается ли биологическая эволюция человека?

5. Компьютерная революция и будущее человечества.

6. Воздействие научно – технической революции на условия существования человека.

7. Соотношение  понятий «человек – индивид – личность – индивидуальность».

8. Диалектика  исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.

9. Общество как саморазвивающаяся система.

10. Гуманизм как философская традиция. Ее предистория и эволюция.  

 

Список литературы

 

2.     Абишев К. Философия: Учебник. – Алматы, 1999.

3.   Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М., 2008.

4.     Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

5.     Нысанбаев А.Н., Абжанов Т. Путь к человеку. – Алма – Ата, 1992.

6.     О человеческом  в человеке. – М., 1991.

7.     Петрова А.М. Проблемы человека в философии. – СПб., 1994.

8.     Проблема человека в западной философии. – М.. 1988.

9.     Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1995.

10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

11.  Франк С.Л. Духовные основы общества: мыслители ХХ века. – М., 1992.

12.  Человек: мыслители  прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

13. Человек в мире и мир человека: культура личности. – Алматы, 1991.

14.  Человек в мире отчуждения. – Алматы, 1996. – разд.2,4

15.  Философия: Курс лекций. /Под ред. Е.Ф. Солопова. – М., 1997.

16.  Хорни К. Невротическая личность нашего  времени. Самоанализ /Пер. с англ. – М., 1993.

 

          3.4.2 Тестовые  задания по теме 

 

         1.   Что изучает  наука антропология?

         2.  Кто из философов определил сущность  человека как «совокупность общественных отношений»?

         3.  Каким понятием характеризуется человек,  рассматриваемый в качестве  единичного представителя человеческого рода?

         4.  В каком  течении современной западной философии основной темой является ситуация  личностного выбора?

         5.  В творчестве  какого казахского  Просветителя ХIХ века  проблема  человека является  центральной.

6. Главная  особенность  философского мышления  эпохи Возрождения.

7. Кто открыл  мотивацию бессознательного у человека?

8. Как  понимался  человек в древнекитайской, индийской и греческой философии?

9. Русский мыслитель ХVIII века,  написавший философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии».

10. Назовите две полярные  концепции человека, сформировавшиеся в ХХ веке.

 

3.5 Тема 5. Сознание как способность  и условие жизнедеятельности человека  (2 часа)

        

          1. Постановка проблемы сознания в философии. Происхождение сознания. Сознание как осознанное бытие.

          2. Сознание и самосознание. Сознательное  и бессознательное. Концепция З. Фрейда.  

          3. Определение  духовной жизни общества как сферы общественной жизни. Виды духовной деятельности.   

          4. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Структура общественного сознания и его уровни.    

5. Формы общественного сознания, их возникновение и эволюция.    

          3.5.1 Темы докладов 

 

1. Эволюция  разума. Может ли мыслить природа?

2. Проблема идеального в обществе.

3. Этика науки. Наука и искусство.

4. Сознательное и бессознательное в жизни человека. 

5. Многообразие форм религиозного  сознания.

6. Религия в современном мире и в жизни человека.

7. Духовность  и свобода убеждений.

8. Индивидуальность духовного мира.

9. О проблемах массового  сознания.

10. Специфика политического сознания. Политическое сознание и политическая культура.

11. Роль правового сознания людей в современных условиях.

12. Проблемы  политической и правовой реформы в независимом Казахстане.

 

Список литературы

 

1.     Грушин Б.А. Массовое сознание. – М., 1987.

2.     Ильенков  Э.В. Культура  мышления. – М., 1991.

3.     Категория  мышления и индивидуальное  развитие. - Алматы, 1991. – Гл.2.

4. Канке В.А. Философия: Учебник для XXI века. – М., 2001.

5. Кимилеев Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989.              

6. Молдабеков Ж. Философия религии и идеология ее реализации //Мысль. – 1995. - №9.

7. Одинцов Н. Личность Политика. Мораль //Мысль. – 1995. - №3.

8. Симонов П.В., Ершов П.М. Происхождение духовности. – М., 1989.

9. Сознание как условие форм жизнедеятельности. Сборн. АГУ. – Алматы, 1996.

10. Философия: Учебник  /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1999. – гл.7.

11.   Философия и политика в современном мире. – М., 1989.

12. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

13. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

14.  Хабермас Ю. Демократия. Разум.  Нравственность. – М., 1995.

15. Шалабаев Ж. Политическая культура и ценность общества //Мысль. – 1995. - №5.

16. Этика кочевья. – Алматы, 1993.

 

3.5.2 Тестовые  задания по теме 

 

1. Философский смысл категории «сознание».

2. В чем проявляется творческая активность сознания?

3. Выделите два уровня структуры общественного сознания.

4. Что  характерно для  самосознания?

5.  Отличие нравственного  регулирования поведения людей от правового.

6. Назовите формы  общественного сознания.  

7. Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только  человеческий мозг.

8. Что объединяет психику человека с психикой животных?

9. К какой сфере общественной жизни относится категория «общественное сознание»?

10. Какие основные функции выполняет наука?

 

4 Методические советы к темам  семинаров. 

           4.1 Тема 1 При изучении первой темы обратите внимание на следующее.  Мировоззрение  - это комплексная форма сознания, объемлющая самые  разные  «пласты» человеческого  опыта. Оно способно раздвигать узкие рамки повседневности,  конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми,  включая  тех, что  жили раньше, и тех, что будут  жить потом. Таким  образом, в  мировоззрении  в обобщенном,  комплексном виде представлены  познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы и их взаимосвязь.  В мировоззрении  воедино соединяется  чувства и разум человека, сомнения  и убеждения, знания и оценки, целостное  понимание  человеком  мира и  осознание самого себя в нем.

          Мировоззрение носит исторический характер. История   духовного   развития  человечества знает несколько основных форм мировоззрения: мифологическое,  религиозное, жизненно – практическое и научно – философское.

         Философия – особый способ духовного освоения мира, это есть  теоретически сформулированное мировоззрение и система взглядов. Исторически  это первая форма  теоретических взглядов  на мир, места в нем  человека, выявления различных форм отношения человека к миру. Она дает теоретическое обобщение  практической деятельности людей и данных  наук о мире и человеке, результатом  которого  является особое философское знание о формах  всеобщего.  Философия раскрывает, исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Она   изучает  не отдельные стороны,  свойства, отношения,   а  наиболее общие для  всех предметов и явлений свойства,  отношения и связи.

         Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком  значении, чем  закрепившееся за ним  позднее. По сути это был синоним зарождающейся тогда науки и теоретической мысли, знания вообще. Именовавшееся философией знание древних охватывало не только практические  наблюдения и выводы, зачатки наук, но  так же раздумья людей о мире и о себе. Все это  доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий  к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном (плюралистическом) характере. Это особенно  отчетливо проявилось в  XIX – XX вв., когда возникли различные по своему характеру философские школы и направления, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого  существования.

         Так исторически  сложился предмет  философии, т.е. круг ее специфических  разделов и проблем, так  теоретически и практически,  т.е. организационно  и  педагогически,  дифференцировались  ее разделы. Естественно, что это деление носит в известной мере условный характер, и предмет  философии – не одна  какая – нибудь сторона сущего , а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия  нацелена на то, чтобы  понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира. Таким образом,  основные усилия осознавшей  себя  философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы  найти  высшее начало и смысл бытия.

В современных  условиях  философия уже не может  претендовать на роль науки  наук, включать в себя  все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и  методы, свой уровень обобщения  знания. Философия  же предметом  своего  анализа  делает  обобщения  частных  наук, т.е. имеет  дело  с более высоким,  вторичным уровнем  обобщения, задача  которого – выявление общих закономерностей и тенденций. Основным методом при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук,  если сама  философия претендует на научность.  Крупнейшие открытия в конкретных науках,  в свою очередь, способствовали интенсивному развитию философии.

          4.2 Тема  2 Занятие 1-е.  Возникновение  и  расцвет  философии  в  Китае

 (1 тыс. до н. э.) связан с периодом  Чжаньго – «золотым веком китайской философии». Это было время ломки традиционных  общинных  отношений, вызванных  экономическим прогрессом, ростом  научных знаний в области математики, медицины и астрономии. Благоприятной  почвой духовных  перемен  воспользовались  аскеты, бродячие  мудрецы. Это время  практически  одновременного  существования шести  философских  школ: 1) конфуцианства, 2) моизма; 3) школы  закона (фа – цзя); по – европейски – легизм; 4) даосизма; 5)школы «инь – ян» (натурфилософы); 6) школы имен  (мин – цзя). Для большинства школ  характерной   была  практическая  философия, тесно связанная  с  проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.  Такое направление  характерно  полностью конфуцианству, моизму, легизму. Из шести школ  наиболее  философской был даосизм.  Основная борьба между школами древнекитайской философии велась  вокруг представлений о «тянь» - небо, о соотношении идеального начала «мы» (закон, природа) и материального  начала ци  (первоматерия), о «дао» - путь, который был одновременно и космическим и нравственным законом. 

         В  Древней  Индии  возникновение философии  («даршаны»)  относится примерно  к середине  I тысячелетия  до н. э, в  период    формирования государств. Древнейшим литературным  памятником индийского народа являются  Веды. Их  тексты  не  содержат  единую систему взглядов и идей. Они представляют собой  различные течения, мысли и взгляды от  архаических  мифологических образов до первых  попыток формировать  философские взгляды на мир и место человека в нем. Для древнеиндийской философии  характерно  развитие в рамках  определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы:  ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Ортодоксальными  школами были  веданта,  миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные  школы –  это: джайнизм, буддизм, чарвака – локаята. Из множества школ  всеиндийское значение приобрели прежде всего джайнизм и буддизм.

            Греческая или  античная  философия  сформировалась в VII-VI  веках до н. э. Это была первая  в истории попытка рационального  постижения  окружающего  мира. В развитии античной философии можно условно  выделить  четыре  основных  этапа: а) зарождение и формирование  (6 век до н. э.);  б) зрелость  и расцвет (5-4 века до н. э.);  в) закат – это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 века до н. э.)  и  г) период упадка и гибели в эпоху Римской империи  (1-5 века н. э.).

         Древнегреческая  философия  возникла не в самой Греции, а в ионийских  городах  западного побережья малой Азии, основанных  греками.

         Ионийская философия представлена, в основном, Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др.) и  философом - одиночкой Гераклитом. Расцвет  античной философии приходится  на  вторую  половину  V конец IV в.в до н.э. Это  был  период  расцвета классической греческой рабовладельческой  демокритии. Величайшими представителями  философии  этого  периода были афинянин Сократ, Платон, Аристотель,  Эпикур. Древнегреческая философия сыграла огромную  роль в культурном  развитии человечества. Прогрессивные идеи  древних философов  до сих пор оказывают большое влияние на развитие современной науки.

        В развитии философии на Западе и Востоке можно выделить несколько  общих закономерностей. Во – первых, и на Востоке, и на Западе  философская мысль зарождается на фоне мифологии как формы общественного сознания. Во – вторых, философия  Запада и Востока зарождается как форма  общественного сознания с возникновением классового  общества и государства. В – третьих,  философия  Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она  интересовалась проблемами добра и зла,  прекрасного и безобразного, любви и ненависти, справедливости и несправедливости, дружбы, товарищества  и  т.д.

          Средневековая философия Запада (III-XIV века) – это философия  феодального, доиндустриального  общества, для   которого характерно  господство  теологии и  религии, исходным пунктом философских  размышлений были догматы Священного писания. Предпочтение отдавались вере, а не  знанию, религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его сущности, как  первопричине и  первооснове  мира. Крупнейшими представителями  средневековой западно – европейской схоластики были А.Августин,  Р. Бэкон, Ф. Аквинский, У.Оккам, Д. Скотт. Схоластика (греч. Schola – учебная  беседа) – интеллектуальный феномен  средневековой и  постсредневековой европейской культуры в рамках теолого – философской традиции, ставившей  своей  целью рациональное обоснование западно – христианского  вероучения. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли,  благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение получило название  креационизма – что значит «творение», «создание».

        Многие характерные  особенности средневековой философии проявились  в  происходящей на протяжении нескольких веков  борьбе    реализма и номинализма. Под реализмом  подразумевалось  учение, согласно  которому  подлинной реальностью  обладают только  общие  понятия, или  универсалии, а не единичные предметы, существующие в  эмпирическом  мире. Противоположенное направление носило название номинализм. Термин «номинализм»  происходит  от латинского слова «nomen»,  что значит  «имя». Согласно  номиналистам, общие понятия только  имена. Они  не обладают   никаким  самостоятельным  существованием  и образуются  нашим умом  путем абстрагирования  признаков, общих для целого ряда эмпирических  вещей  и явлений.

         Занятие 2. Средневековое мышление на Востоке,  как  и  европейское, было, по  преимуществу, теоцентричным, ибо связывалось с  монотеизмом  ислама. Тем не менее здесь имелся  ряд обстоятельств, сказавшихся благотворно на  развитии философской мысли. Это интенсивное развитие экономики,  обширные внешнеторговые связи, взаимообогащение  культур, расцвет  теоретических  и прикладных наук. Немаловажную роль  играли  также  и конфессиональные   особенности    ислама : отсутствие единого  религиозного  центра, института духовенства в строгом смысле этого слова, процедуры канонизации  решения спорных вопросов, и др.

         В результате появилась возможность развития не только  религиозных, но и светских  вариантов философского мышления. К разряду первых  относятся  калам (буквально – «слово»,  «речь»,  «литературный диалог»),  исмаилизм и суфизм. Светский вариант  решения мировоззренческих  проблем  получил  название «фальсафа», он сформировался под  воздействием греческой  философии. Наиболее известными  представителями философской мысли Востока были ученый – энциклопедист Аль – Фараби,  великий ирано – таджикский философ и врач  Ибн – Сина (Авиценна), астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям, арабо – испанский врач  и философ  Ибн – Рушд  (Аверроэс) и  многие другие.

        Готовясь  к теме 2 занятию 2-ему, выделите для себя  следующие моменты. XV в.в Европе, прежде всего в Италии, стал  веком непокорности и выхода  из-под абсолютной власти Церкви. Отныне центр тяжести в философских  размышлениях  перешел от Бога к человеку. Возродился и получил развитие  антропоцентризм, зародыши которого имели место еще в учениях античных  философов, например, у Сократа, Пифагора, софистов и др. Постепенно возрос интерес к древнему культурному наследию, которое было предано забвению в средние века. Эпоха, получившая название  Возрождение, охватывает период приблизительно  XIV-XVI вв. Выработанный в эпоху Возрождения новый тип философского мировоззрения  связан с творчеством таких выдающихся философов,  как Николай Кузанский (1404 – 1464 гг.), Марсилио Фичино (1433 – 1499), Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.0, Микеланджело  (1475 – 1564 гг.), Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) и др.

           Начало  Нового  Времени (XVII в.) является для Западной Европы временем революционной ломки практически во всех сферах  общественной жизни. Самая характерная черта этого времени – это активное, деятельное отношение ко всему существующему: предметам, обстоятельствам,  событиям.  Отсюда изменение отношения общества к науке, изменение целевой ориентации науки. Теперь от науки требуется не только  описание, объяснение существующего мира, что было характерно для  периода от античности по эпоху Возрождения, но и активное воздействие  на производственную деятельность человека. «Знание – сила» - вот девиз  этого  времени. (Подробнее: История философии в кратком изложении. – М., 1995).

         В философии в этот период происходит  определенный разрыв  со  схоластикой и религией, возникает  учение о безграничных  возможностях  научного  исследования.  Крупными  философами  в Европе  XVII века были  Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк  (Англия), Р.Декарт (Франция), Б.Спиноза (Голландия),  Г.Лейбниц  (Германия).  Для  философии  Нового  времени  характерной была  материалистическая  тенденция, вытекающая, прежде всего, из  экспериментально – опытного естествознания. Наука теперь  должна  была помочь  человеку поставить силы природы себе на службу. Но для этого она должна обладать истинным методом исследования природы. Поэтому проблема истинного  научного метода становится основной проблемой для философии того времени.

         Занятие 3. Философия  и общественная мысль XVIII века отражают  процессы социальных изменений, происшедших  за относительно короткий исторический срок и изменивших весь образ жизнедеятельности и строй мышления людей того  времени  в сравнении с XVII веком.  Это столетие носит имя века Разума, века Просвещения. Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо  авторитета и традиции, начатые  в  XVII веке, были  продолжены и углублены  в XVIII столетии.  На знамени просветителей написаны два лозунга – наука и прогресс. Обращаются они прежде всего  не просто к разуму, как в XVII веке, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только  от религиозных предрассудков, но и от метафизических  сверхопытных «гипотез».

        Период Просвещения охватывает  конец  XVII – начало XIXв.в., т.е. время английской буржуазной революции 1688 г. и Великой французской революции 1789 г. Еще  в середине  XVII в. в Англии сложилась  характерная для  Просвещения критика религии, основанная на терпимости,  рационалистическая эмпирическая философия, покоящаяся  на  естественном праве, и исключающая абсолютизм общественно – политическая  концепция. Для  раннего  французского  Просвещения была характерна  борьба с религиозными  предрассудками,  сочетавшаяся с иллюзиями в отношении просвещенного  абсолютизма, в позднем же Просвещении преобладали  радикальные общественно – политические требования и острая критика абсолютистской власти.

Немецкая классическая философия – это этап в развитии философской мысли, которой охватывает период  с конца  XVIII – первую  половину XIX веков. В это время был  создан преемственный ряд систем  философского  идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм

Л. Фейербаха.

        Основоположником немецкой классической философии является Иммануил  Кант (1724 – 1804 гг.). В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». В работах докритического периода наряду с философскими произведениями важное место  занимают  произведения, посвященные  вопросам естествознания. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) Кант  разработал  гениальную  гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Основными работами  Канта "критического периода" являются "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического  разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790). В первой из этих книг  Кант  изложил  учение о познании, во второй – этику, в  третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. 

         Немецкая классическая  философия  после И.Канта разрабатывалась  И.Г. Фихте  (1762 – 1814) и Ф. Шеллингом (1775 – 1854). Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831).  Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812 – 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817).   Исходным  положением философии Гегеля является  принцип тождества бытия и мышления. Мышление это не только  субъективная, человеческая  деятельность, но  и  независимая от человека объективная  сущность, первооснова  всего существующего. 

          Ценнейшим  приобретением философии   Гегеля была диалектика,  изложенная особенно полно в  «Науке логики» (1812 – 1816). В этом  произведении  Гегель дал  анализ важнейших законов и категорий  диалектики, обосновал  тезис о  единстве диалектики, логики  и теории  познания,   создал  первую  в истории философской мысли развернутую систему  диалектической логики. Велик вклад  Гегеля  в теорию  познания;  в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений.

          Последним представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах. Его перу  принадлежат  такие философские  произведения, как «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), «Сущность христианства» (1841),  «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843). Он был первым философом,  который подверг критике философскую  систему объективного  идеализма Гегеля, возродил  передовые традиции материализма 18 века. Согласно Фейербаху, единственными  объективными реальными  вещами  являются природа  и человек. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах  сам назвал свою философию  «антропологией».

         Основоположниками нового  философского  направления, которое впоследствии получило   название  диалектического и исторического материализма, являлись  К.Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). При этом  они опирались  на  достижения предшествующей философской мысли. Особенно  важную  роль в формировании их философского творчества сыграли Гегель и Фейербах.  Маркс и Энгельс считали  наиболее ценными в философии Гегеля  рациональное зерно его философии – диалектический метод, а также  «историческое чутье» немецкого философа, которое  позволило ему представить  развитие общества  как единый закономерный процесс. У Фейербаха особенно ценными были его материализм и критика религии.

          Переходя к анализу некоторых философских положений и идей, выдвинутых  марксизмом, необходимо назвать следующие: а) попытка материалистической переработки  диалектики; б) материалистическая идея практики;  в) материалистическое понимание истории; г) трактовка места  философии в общественной жизни и определение предмета философии;

д) философский  анализ  ряда  научных  положений и открытий в естественных  науках (физике, химии, математике, биологии, геологии) и др. Эти и другие идеи  были  изложены  Марксом  и  Энгельсом  в  таких  произведениях,  как  «Немецкая  идеология», работах  К.Маркса «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе»,книгах Ф. Энгельса «Диалектика природы», «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

          В Казахстане прошлого столетия одним из великих  мыслителей был Абай Кунанбаев. Выходец из Среды знатных степных  феодалов, он всю жизнь  провел в борьбе за  интересы казахской бедноты, народных масс и тех  социальных  сил, которые поддерживали его и пользовались его поддержкой на окраинах русской империи.  Абай  Кунанбаев предстает  как  мыслитель, предельно адекватно  отразивший в своем творчестве, и в философии особенно, дух  своей эпохи. Все скрытые и явные противоречия своего  времени он отразил   сполна в своей  поэзии и прозе. Он был великим человеком,  наследие которого еще долго будет  служить  основой духовного совершенствования и развития  не одного  поколения людей.

         Чокан Чингисович Валиханов – один из первых  выдающихся представителей научной и общественно – политической мысли  Казахстана, внесший неоценимый  вклад не только  в казахскую, но и мировую  культуру своего времени. Его перу принадлежит немало превосходных работ по проблемам географии,  этнографии,  социологии, политики и т.д. Многие из этих исследований не утратили своего значения и по сей день.

          Многогранное творческое  наследие Шакарима, весьма разнообразное по  форме своего  выражения,  является достаточно  сложным по содержанию. Шакарим использовал нравственные аспекты человеческого существа, которые необходимо развивать, чтобы оздоровить общество. Это, во – первых, честный труд; во – вторых, чистая совесть и, наконец, в – третьих, искреннее  сердце. Фундаментальным качеством человека является чистая совесть, без которой все его другие качества либо вообще не состоятся, либо же  утратят всякий смысл. Поэтому, считает Шакарим, совесть должна внедряться в человеческую душу  с рождения и всегда. 

          Занятие 4-е. Русская философия  - сравнительно позднее образование русской национальной культуры, хотя  предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире – славянской) истории. Однако предпосылки ( к ним  мы отнесем прежде всего  историческое  сознание  и самосознание народа) еще не  само явление, они лишь подготавливают ее рождение и развитие. Само  же  явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию. Если руководствоваться  таким  критерием, философия в России начинается  не в XI и  даже не в XVIII вв., а только в XIX столетии ( в полную  силу во второй его  половине). Но это было поистине  великое начало, ибо связано  оно  с  именами  Ф.М. Достоевского,   Л.Н. Толстого,

В. Соловьева. В их лице  и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно  самостоятельный голос, вносящий свою  тему и свою собственную тональность в диалог культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации. Ее сущность – нравственное вето на любой «прогресс»,  любой социальный проект, если они   рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Для современной западной философии характерно  разнообразие школ, направлений, концепций, появившихся в конце  XIX  - начале  XX  веков и ставших доминирующими  после 1-ой мировой войны.  Современная философия  представляет   собой довольно сложное духовное образование. Ее плюрализм  расширился и обогатился за счет  дальнейшего  развития науки и практики, развития  самой  философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине  XIX века.  Философия  в  настоящее время предстает в  различных  направлениях. Среди  них такие, как  идеализм  и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм  и антисциентизм. Основными моделями  современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм  и др.  Отчего  эти  философские  модели,  возникшие  в XIX -  XX  вв.,  оказались  жизнестойкими  и не были  опровергнуты  современной наукой и  практикой?  Видимо, потому, что и позитивизм, и  неотомизм, и экзистенциализм рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую  ценность: роль философского  и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного,  свобода и необходимость,  необходимость и случайность,  свобода и ответственность и т.д. 

         Позитивизм, экзистенциализм, неотомизм содержат в себе  современные  модели  философского мышления, из которых  произрастают философские теории, идеи, концепции, образуя школы, течения. Так, например,  позитивизм сегодня представлен  «критическим  рационализмом» К.Поппера, теорией "научных революций" С.Куна, концепций «эпистемологического анархизма» П. Фейербанда, теориями  структурализма, концепциями герменевтики, идеями научного  материализма и др. В более классическом виде в настоящее время  представлен  экзистенциализм (от  позднелат. exsistentia  - существование), или философия  существования. Он заявил  о себе прежде всего работам К.Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А. Камю, которые привлекают своей актуальностью.  Современный неотомизм, или философия католицизма, претерпела  довольно  существенные изменения: в ней появились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии., философско – антропологические концепции, «нонкогнитивистские» теории и др.

        4.3. Тема 3. Проблема  познания является одной из важнейших,  которыми занимается философия, наряду с такими проблемами,  как  сущность бытия, человека  и общества. Проблемы теории  познания разрабатывали  Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В. Лейбниц, Д.Юм, И.Кант, Т.Гексли, К.Маркс и другие. Гносеологическая проблематика формулировалась практически  во  всех течениях  и  направлениях, существовавших  в истории философии и существующих  в современной  философской  мысли. Как же осуществляется  познание? Процесс познания возможен лишь тогда, когда имеются:  а)объективный мир, его явления,  процессы;  б) человек,  который  воздействует на  эти явления, процессы и изучает их.

То, на  что  направлена  практическая  и  познавательная  деятельность  человека (природный и социальный мир), называется объектом познания. Активно же действующий и познающий человек и есть субъект познания. В процессе    познания выделяют две основные ступени.: живое содержание и абстрактное мышление. Основными  формами  чувственного познания являеются ощущения, восприятия, представления,  эмоции. Рациональное познание не является результатом непосредственного взаимодействия человека с внешним миром. В рациональном познании человек путем абстракции (лат. абстрактно – отвлечение) отвлекается от всего второстепенного и  не главного, выделяя наиболее существенное в явлениях и процессах.

        Главным признаком рационального познания выступает абстрактная  деятельность мысли. Рациональное познание существует в следующих формах: понятие, суждение, умозаключение. Чтобы ориентироваться  в сложной сети явлений окружающего мира, нужны истинные  знания. Истина есть верное отражение действительности. Учение об истине как соответствии наших знаний, представлений действительности  возможно только  при правильном  понимании роли  практики. Поэтому практика – это  вся деятельность  людей, в ходе  которой они  воздействуют на мир   и преобразуют его: производственная, общественная, техническая, научные  наблюдения, опыты и эксперименты. Практика играет  решающую  роль в познавательной деятельности человека. Можно сказать: практика – основа и цель познания.

        В своей познавательной деятельности, и прежде всего в научной, люди осознанно  или неосознанно используют самые  разнообразные методы. Ясно, что осознанное  применение  методов, основанное  на понимании их возможностей и границ, делает  деятельность человека более рациональной  и эффективной. Метод в специально – философском значении, как  средство  познания, есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. Методологический анализ процесса научного  познания позволяет  выделить два  типа приемов и методов исследования. Первый – это  приемы и методы, присущие человеческому  познанию  в целом, на базе которых  строится как научное, так и обыденное знание. Условно их  можно назвать общелогическими методами. Второй – существуют особые  приемы, характерные только для научного познания, – научные  методы исследования. Последние можно подразделить на методы  построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

      Тема 4 Изучая вопросы темы 4, выделите следующие аспекты. Функционирование и развитие  человека включено  в   определенную систему общественных отношений, имеющую свои особые законы, определяющие специфическую сущность общества, составляющих его людей. В процессе  взаимодействия общества и природы последняя оказывает определенное  влияние на общество, а общество – на природу. Тем не менее, познание общества имеет свою специфику, оно не может быть  отождествлено  с природой.

         Попытки сведения законов общества  к законом   природы имеют место в социальной науке.  У исследователей  этой  проблемы   возникло искушение видеть человека как представителя биологического вида. А  общество  как  совокупность  индивидов, подчиненных,  главным  образом, биологическим    законам  развития. Социальной составляющей в человеке и обществе  отводилась  второстепенная роль. Сюда можно  отнести взгляды создателя   теории  психоанализа   З. Фрейда,  неофрейдистов,  в  частности,

Э. Фромма,  представителей  философской  антропологии  М. Шеллера  и

А. Гелена, органическую  теорию  общества  (Г.Спенсер и А. Шеффле) и др.

Общество – не просто  совокупность  индивидов. Его характеристика гораздо  шире и глубже, нежели конституция совместной жизнедеятельности  людей. Сама  эта деятельность  предполагает использование многообразных предметов и процессов  живой и неживой природы. Сами по себе эти предпосылки не обладают  собственно социальными свойствами. Они приобретают социальные  качества тогда, когда включаются в общественные отношения. Общественные отношения -  главное, что отличает социальные  системы от других  систем  материального мира. Именно они  превращают индивида в общественного  человека,  придают социальное значение природным  предметам и процессам.       

 Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая  среда, в структуре которой выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой  подразумевают неживую  и живую части природы – геосферу и биосферу. Биосфера  есть сфера действия всего живого. Она включает населенную  организмами  верхнюю часть земной коры, воды рек, озер,  морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи  самоорганизующейся, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего  живого. Причем, ее эволюционный процесс имеет необратимый характер.

Искусственная среда обитания – это все то,  что создано человеком. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Но несмотря на кажущуюся  независимость  общества, все  произведенное  человеком (а масштабы созданного  им огромны) было бы,  конечно,  невозможно  без  природы. И  в результате  появляется  новое   понятие  «ноосфера»,  которое ввел  выдающийся естествоиспытатель и мыслитель  В.И. Вернадский,  исследовавший проблему перехода биосферы в ноосферу. Эти идеи развивал далее, но в этом же духе, француз  П.Тейяр де Шарден  и русский ученый   А.П. Чижевский в произведении «Земное эхо солнечных бурь».

Включенность человека сразу в два мира –  в мир  общества и мир природы порождает  немало  проблем, заключающихся в том, какое  из этих начал является доминирующим,  каким образом  осуществляется взаимосвязь, взаимодействие биологического и социального  в человеке.

В ходе этой дискуссии высказывается множество мнений,  заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято  называть  биологизаторскими, сторонники которых  абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых роль  социальных  факторов играет превалирующую роль.

Человечество в эпоху НТР весьма  преуспело в создании средств, подавляющих биологические основы человеческого существа – это  и нервно – психологические стрессы, и химические препараты, загрязняющие воду, почву, атмосферу,  и многое  другое. Во взаимодействии биологического и социального  биологическое как продукт  длительной эволюции является началом  консервативным.  В условиях  современной высокоразвитой технической цивилизации возможности  адаптации человеческого организма  близки к  исчерпанию. Поэтому  не случайно в наши дни одной из глобальных проблем стала проблема сохранения человека как биологического  вида.

Глобальные проблемы современности  порождены бурным развитием мировой  цивилизации, когда технологическое  и техногенное могущество  человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации,  политическое  мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности  весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Если обратиться  к природе глобальных проблем, то видно, что эти проблемы как по своему происхождению, так и по своей сути имеют двойственный характер.  Они является одновременно  и естественно – природными и общественными,  социальными. Оторвать одну из  этих двух сторон от другой по сути дела невозможно. Поэтому, что вполне очевидно, для оптимального решения глобальных  проблем необходимы две группы предпосылок: научно – технические,  т.е. обеспечение научно – технического прогресса в степени,  необходимой для  нахождения ответов на  поставленные  жизнью  практические вопросы, и социально – политические, т.е. создание таких социально – политических  условий, которые дают возможность на деле решить эти проблемы.

4.5. Тема 5. Сознание является одной  из самых  сложных  и трудных проблем философии. Оно является актуальной и для современного естествознания. Цель данного семинара состоит в том, чтобы дать философский анализ сущности сознания, его  происхождения, выявить активную роль сознания в деятельности  человекам, а также  выяснить, как решалась проблема сознания с материалистических и идеалистических позиций.

 Необходимо акцентировать внимание на том положении, что сущность  сознания социальна. Сознание человека, его способность  мыслить могли  возникнуть только в обществе,  при взаимосвязи человека с другими людьми, с возникновением общественных  отношений и овладением миром культуры.  Следует показать активную роль сознания в общественной жизни.  Раскрывая содержание этого вопроса, используйте работу Жукова Н.И. Проблема сознания: философский и социально – научный аспекты. Минск, 1993.

Третий вопрос семинара посвящен выяснению содержания  понятия духовной жизни общества. Духовная жизнь общества – вся  деятельность  людей на данной ступени развития общества по духовному освоению  внешнего мира (как природного, так и социального) и преобразованию внутреннего мира человека, формированию определенного типа личности.

Духовная жизнь – это одна из сторон единого  исторического  процесса, второй стороной которого является сфера материальной жизни общества. Взаимодействие двух сторон общественной  жизни имеет сложный  диалектический  характер.  Материальная жизнь общества – общественное бытие – лишь  в конечном счете определяет степень развития духовной жизни.  В то же время ни одно общественное явление не может оцениваться без учета теорий, концепций, взглядов, мнений людей, которые как раз и представляют собой духовную культуру.

 При  изучении четвертого вопроса семинара надо обратить внимание на то, что категория «общественное сознание» принадлежит к фундаментальным понятиям философии, с ее помощью можно  глубже понять процессы духовной жизни общества. Общественное сознание представляет собой  сложное образование. Оно включает в себя знания, накопленные  человечеством, политические. правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию и общественную психологию. Рассматривая  взаимосвязь общественного и индивидуального сознания, надо выяснить, под воздействием чего формируется  сознание  индивида, почему  общественное сознание является первичным  по отношению к индивидуальному сознанию, объяснить, почему  общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний, а индивидуальное сознание не есть простая частичка общественного сознания.

Раскрывая  структуру общественного сознания,  следует выделить два его уровня – общественную психологию и идеологию. При изучении содержания  этих  уровней нужно  показать их отличие друг от друга. Общественная  психология выражает, главным образом, ближайшие повседневные   интересы людей; это массовое сознание классов, наций, социальных  групп складывается стихийно   в процессе жизни и деятельности людей. Идеология представляет более высокий уровень        общественного сознания, она вырастает  из науки  и обосновывается идеологами  класса, социальной группы  или общества в целом.

 Последний вопрос посвящен выяснению форм общественного сознания.  Политическое сознание отражает сложившиеся политические отношения между классами, нациями, государствами. В политическом сознании непосредственно проявляются экономические отношения и интересы классов, отражаются отношения людей к государственной власти и правительству. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, представлений, выражающих отношение людей к существующему праву как системе устанавливаемых  государством юридических  норм и практической деятельности юридических учреждений. Следует обратить  внимание на то, что правовое сознание представляет взгляды людей о законном и незаконном,   справедливом и несправедливом,  о должном и обязательном в отношениях  между людьми.

Моральное сознание – совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем  поведении. Необходимо знать основные функции морали, ее роль в обществе.  Особое внимание следует  обратить на общественное мнение, как совокупность  нравственных требований, оценок, суждений, выражающих  общественные  интересы. Религиозное сознание представляет собой как бы удвоение мира, поскольку  наряду с реальным  признается существование потустороннего мира. Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественные силы. Выясните основные функции религии: иллюзорно – компенсаторную, она   дает человеку успокоение, но при этом  сама жизнь не меняется; мировоззренческую и  регулирующую. Обратите внимание на роль религии в современном обществе.

Эстетическое сознание (искусство) – отражение действительности посредством   художественных образов. Раскройте основные функции искусства: познавательную, мировоззренческую, воспитательную, эстетическую, гедонистическую, а также рассмотрите  взаимодействие   искусства с другими формами общественного сознания (с нравственностью, с религией). Покажите воздействие искусства на формирование духовного мира людей.  

 

Содержание   

 Введение                                                                                                                 

1 Тематика семинарских занятий                                                                         

2 Содержание  семинарских  занятий                                                                 

3 Планы семинарских  занятий по философии                                                  

4 Методические советы к темам семинаров