>

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания к семинарским занятиям

(для студентов всех специальностей очной формы обучения)

Алматы 2004

            Составитель: С.Н. Кумисбаев. Экономическая теория. Методические указания к семинарским занятиям (для студентов всех специальностей очной формы обучения). - Алматы: АИЭС, 2004. – 19 с.

Цель методического пособия – оказать помощь студентам в изучении курса «Экономическая теория». В нем в соответствие с учебной программой курса по каждой теме семинарского занятия даны перечень основных вопросов, рекомендации к изучению и конспектированию литературы, методические советы в связи с рассмотрением наиболее сложных проблем, указания, относящиеся к выяснению сущности теоретических положении.

Рецензент: кандидат экономических наук  Л. М. Сметанникова

            Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2004 год.

                              ©   Алматинский институт энергетики и связи, 2004 г.

  Введение

Семинарские занятия по курсу «Экономическая теория» рассчитаны на 10 часов. Объем же учебного материала, который предстоит изучить значителен. Ограниченное количество часов семинарских занятий позволяет рассмотреть только наиболее сложные и важные вопросы той или иной темы. Лекции, семинары, консультации и другие формы учебной работы, а также методическая литература, направлены на то, чтобы способствовать этим занятиям, правильной их организации. Всестороннее изучение курса требует также упорной самостоятельной работы студентов над литературными источниками. Вот почему правильная организация работы студента – решающее условие успешного освоения предмета.

Как показывает многолетняя практика кафедры, условиями правильной организации самостоятельных учебных занятий студентов являются:

-    систематическая работа над учебным материалом;

-    глубокое изучение первоисточников и их конспектирование;

-    самоконтроль.

Руководящим документом при изучении курса «Экономической теории» является учебная программа. Опыт работы кафедры показывает, что не все студенты достаточно ясно представляют роль и значение учебной программы. Это ведет к ненужной трате времени, к снижению усвоения учебного материала. Поэтому, начиная работу, следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с учебной программой и руководствоваться ею, т.е. усвоить вопросы, которые сформулированы в каждой теме, при работе учитывать их последовательность, изучить литературу, рекомендованную к ним. Исходя из вопросов учебной программы, следует осуществлять и самоконтроль.

Можно рекомендовать следующий порядок работы над первоисточниками. Предварительно по программе выясняется круг вопросов, входящих в данную тему, затем читается соответствующая глава в учебнике и дополнительная литература, указанные к теме. Читать учебники надо вдумчиво, добиваясь полного усвоения основных положений. Не рекомендуется пропускать текст и переходить к следующим разделам и главам, не поняв основных положений предыдущих тем. Более подробно о конспектировании будет сказано ниже.

Самопроверка – важный этап в организации самостоятельной работы. Она предполагает ответы студентов на вопросы, сформулированные в каждой теме данного методического указания. Вопросы, указанные в начале каждой темы, являются наиболее существенными. В методологическом подходе к рассмотрению  вопроса, представлена их детализация.


1 Планы семинаров и методические указания к ним

Тема 1. Отношения собственности в рыночной экономике

План

1 Собственность как экономическая категория

2 Место и роль отношений собственности в экономической системе

3 Виды и формы собственности

Темы рефератов

1. Частная собственность - экономический фундамент рыночной экономической системы.

2. Необходимость и современные тенденции развития государственного сектора экономики.

3. Акционерная собственность и принцип ее формирования.

Основная литература

1. Склоновский К.И. О сущности собственности // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1.

2. Дмитриев В. Собственность меняет структуру // Каржы-Каражат. –1999. – № 3.

3. Музапарова Л.М., Келимбетова Ф.Т. Приватизация государственного сектора экономики: опыт  Казахстана  // Саяхат. –1998. – № 4.

4. Супян В.Б. Эволюция форм собственности в США: современные особенности // США. Канада. – 2001. – № 1.

Дополнительная литература

1. Попов А.И. Экономическая теория – СПб.: Питер, 2001. – Тема 3.

2. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. – М.: ИНФРА, 1985. – Гл. 5.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – Гл. 3.

4. Хайек Ф.А. Дорога к рабству – М., 1992.

5. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. – М.: Новости, 1992.

6. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1990.

Методические указания к теме

Рассмотрение вопросов темы начинается с исходных понятий и определений.

Вначале надо уяснить, что категория «собственность» исторически вошла в научный оборот официально как объект юриспруденции, прежде всего, гражданского права.

Право собственности включает в себя триаду правовых отношений: владения, пользования и распоряжения. Отношение владения означает определение   кому, что принадлежит. Отношения пользования выражает возможность пользоваться в собственных интересах и управлять ею. Отношение распоряжения отражает возможность изменения формы собственности на объект ее владельцем. Определяющей характеристикой каждого элемента права собственности является понятие исключительности. Исключить других от свободного доступа к ресурсу или же благу, что означает свести к нулю для них все множество решений по поводу данного ресурса, можно только путем четкого определения прав собственности.

 Далее следует отметить, что со временем по мере появления и развития  качественно новых форм предпринимательской деятельности понятие собственность приобретает большую значимость в экономическом аспекте.

Требуется дать  различие собственности как в юридическом, так экономическом понимании. Здесь важно подчеркнуть, что в большинстве случаев, у студентов происходит подмена понятия собственности как экономического отношения понятием «право собственности», выражающего имущественные отношения.

Во втором вопросе следует раскрыть механизм  действия категории собственность во взаимосвязи с другими категориями и показать ее развитие в исторической плоскости. Это позволит понять экономическую природу отношений собственности, а также ее место и роль в становлении и развитии рыночной экономической системы.

Так, частная собственность  признает за индивидом право окончательного слова при принятии решения, как использовать данный ресурс в хозяйственной деятельности. Экономический аспект категорий собственность заключается в передаче прав собственности в натурально-вещественной или же стоимостной форме  в процессе производства, обмена, распределения и потребления и процесс получения дохода от собственности между участниками его формирования. Наряду с этим, на собственников экономических ресурсов и благ падает все бремя по их содержанию и  вся ответственность положительных и отрицательных последствий его действий. Это создает стимул максимального учета возможных рисков и задает критерий рациональности экономического поведения – максимизации выгод и минимизации издержек. Всякое благо при его приобретении на рынке передается в частную собственность тому, кто предложит за него самую высокую цену. В результате обеспечивается эффективное распределение постоянно ограниченных ресурсов общества между пользователями, обладающими относительными преимуществами в рациональном использовании по назначению.

Отношения собственности в системе хозяйственной деятельности и внутренних взаимосвязей есть основа и  исходный пункт, определяющий природу экономических отношений и характер их возникновения. Допустим, объект государственной или же частной собственности в экономической деятельности можно производить и потреблять, продавать и покупать, распределять и перераспределять, сберегать и накапливать, давать в заем или брать в заем и т.д.

При обсуждении третьего вопроса, надо обратить внимание на то, что студенты часто отождествляю виды и формы собственности на экономические блага и факторы их производства. Чтобы достичь понимания в дальнейшем изложении, следует попытаться сначала определить, что такое вид или форма собственности, по какому критерию они определяются, и какие формы собственности следует различать между собой.

Видом собственности будем называть правовую принадлежность разнообразных объектов субъекту единой природы. Исходя из такого определения, согласно Конституции Республики Казахстан выделяют два вида собственности - государственная и частная. Здесь собственность, как объект,  разделена по критерию целое и часть. Они служат экономическим фундаментом формирования экономической системы, именуемой рыночной системой смешанного типа.

Когда речь идет о формах проявления категории собственность, следует постараться выяснить принцип или критерий, по которому выделяются данные формы, понять, почему важно выделять эти формы государственной и частной собственности в экономике.

Применительно к формам собственности, надо четко видеть, что это деление построено по признаку хозяйствующего субъекта и   направлено на то, чтобы раскрыть природу экономической обособленности и  способ организации и управления капиталом предприятия. Так, основные формы государственной собственности в РК – республиканская собственность и коммунальная собственность. Основные формы частной собственности: индивидуальная, кооперативная, товарищества, акционерная и других различных ассоциации.  

В качестве вывода следует подчеркнуть единство и различие видов и форм собственности, которые раскрывают многообразие сторон экономических отношений, образующих экономическую основу современного рыночного хозяйства.

Тема 2. Основные формы организации экономики

План

1 Товар и его свойства

2 Сущность денег и их функции

3 Действие закона стоимости в рыночной экономике

Темы рефератов

1. Закон стоимости: его модификация и ограничители.

2. Основные положения теории предельной полезности.

3. Национальная валюта: становление и развитие.

Основная литература

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. – М.: Эконов,1993. – Т.1. – Гл. 3, 4.

2. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения. Антология экономической классики. -  М.: Эконов,1993. – Гл. 1.

Дополнительная литература

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. –  Т. 1, 2, 3.

2. Милль Дж. С. Основы политической экономии – М.: Прогресс, 1980. – Т. 3.

3. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – Т.1. – Гл. 15.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993. – Гл. 26.

5. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992.

6. Носова С.С. Экономическая теория – М.: Владос, 2000. – Гл. 29.

7. Попов А.И. Экономическая теория – СПб.: Питер, 2001. – Тема 4.

8. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: ИНФРА, 2002. – Гл. 6.

Методические указания к теме

Исследование первого вопроса следует начать с  определения товара, анализа его отличия  от продукта труда и осмыслить причины превращения продукта в товар. В связи с этим важно понять, что такое общественное разделение труда и почему все же его недостаточно для возникновения товарного производства. Второе обязательное условие превращения продукта в товар - обмен между частными собственниками как производителями и потребителями, как  продавцами и покупателями.

Затем перейти к выяснению внутренне присущего товару противоречия между потребительной стоимостью и трудовой стоимостью, и проследить движение этого противоречия вплоть до его разрешения, когда стоимость получает свое самостоятельное существование в виде денег, то мир товаров расчлениться на две части – товары и деньги. Вопрос этот трудный, требующий изучения теории трудовой стоимости Адама Смита и Давида Рикардо, Карла Маркса.

Раскрытие сути второго вопроса предполагает уяснение происхождения и природы понятия «деньги». Для этого, в самом общем виде необходимо проследить исторический процесс развития обмена и форм стоимости.

Анализируя вопрос о деньгах, рекомендуется уделить особое внимание раскрытию их экономической сущности. Их сущность проявляется  в выполнении экономических функциях. Поэтому при освещении функции денег должно быть ясно, что их надо приводить не в любом порядке, а в той логической последовательности в какой выясняется ее специфика как особого рода товара, которая исторически отражает  ступени ее возникновения и развития:

На первой исторической ступени деньги явились на свет как мера стоимости товара, на следующей ступени развития  добавилась функция средства обращения, и затем в более зрелой  ступени появилась еще одна функция  средства денежного накопления.

В качестве меры стоимости деньги как всеобщий товарный эквивалент способствует измерению стоимости товаров и можно мысленно выразить объем продукции. В процессе обмена товаров на деньги идеальные цены должны превратиться в реальные деньги, получив общественное признание.

Функция средства обращения позволяет понять, чем определяется количество денег, необходимых для  обращения. Функция средства накопления в  рыночных отношениях осуществляет накопление богатства не в имущественной форме, а в форме накопления денег.

Выяснив экономическую природу товарно-денежных отношений в условиях рыночной системы, можно перейти к рассмотрению сущности, механизма и последствий действия закона стоимости. Суть проблемы объяснение механизма ценообразования, т.е. как устанавливаются цены на товары.

Изучая теорию трудовой стоимости, надо исходить из  закономерности ее действия,  согласно которому стоимость товара измеряется общественно необходимым трудом. Стоимость товара как общественное свойство обнаружить в товаре нельзя. Она проявляется лишь в экономических отношениях товарного обмена и при определении количественных соотношений обмена  товара на  другой товар по сопоставимой стоимости. С появлением денег все товары стали приравниваться к деньгам, а стоимость любого товара выражаться в деньгах. Тем самым стоимость товара в денежной форме получила название «цена» товара.

После этого, следует выяснить  регулирующую роль механизма действия  закона стоимости в форме рыночных цен, т.е. влияние его на распределение факторов производства и экономических благ в обществе.

Под влиянием соотношения спроса и предложения  на конкурентном рынке отклонение рыночных цен обмениваемых товаров  от их стоимости приобретает экономическую закономерность и проявляется каждый раз при покупке или же продаже на рынке данного товара. Таким образом, как утверждает теория трудовой стоимости, отклонение цен товаров от их стоимости происходит не по предложению производителей, а регулируется колебанием спроса потребителей и демонстрирует необходимость установления равновесной цены, которую предлагает рынок  всем частным субъектам по реализации данного продукта.

Тема 3. Сущность и механизм функционирования рыночной экономики

 

План

1 Основные принципы рыночной системы экономики

2 Механизм действия спроса и предложения

3 Роль ценового механизма в решении фундаментальных проблем организации экономики

4 Преимущества и недостатки рыночной системы

Темы рефератов

1. Спрос индивидуального потребителя.

2. Предложение отдельной фирмы.

3. Ценовой механизм – рыночный механизм координации и согласования деятельности субъектов экономических отношений.

Основная литература

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики – М.: Эконов,1993. – Т. 1. – Гл . 7.

2. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения. Антология экономической классики. –  М.: Эконов, 1993. – Гл. 4.

Дополнительная литература

1. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – Т.1. – С. 61-75.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993.

3. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Т. 2. – С. 3-66.

4. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: ИНФРА, 2002. – Гл. 3, 4.

5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 1992. – Гл. 2, 4.

Методические указания к теме

Рассмотрение первого вопроса предполагает ознакомление с основными принципами рыночной системы ведения хозяйства, что позволит понять требования предъявляемые рынком к хозяйствующим субъектам и стимулы их развития.

Существует три основных принципа теории рынка:

-    принцип предельного анализа;

-    принцип экономической рациональности;

-    принцип издержек альтернативного выбора.

Принцип предельного анализа утверждает, что решающее воздействие на поведение рыночных субъектов оказывают не средние величины спроса и предложения, а предельные величины. На основе сопоставления предельных значений выгод и издержек индивид или предприятие осуществляют экономически рациональный выбор. Критерий рациональности определяет доход от собственности. Это требование выдвигает условие, учитывать все благоприятные и нежелательные последствия совершаемых действий, либо вся ответственность  за принятие решения ложится на того, кто взял его на себя.  Предприятия стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек производства, индивиды, как собственники факторов производства, к получению высокого дохода за их использование в сфере бизнеса, как потребители, к достижению наивысшего благосостояния. Экономически рациональный выбор требует оценки альтернатив, причем предельно точной.

Издержки альтернативного выбора представляют собой совокупность явных издержек, связанных с данным решением, и оценку недополученных выгод, связанных с отказом от прочих способов действия. Принцип рациональности утверждает, что из всего перечня упущенных возможностей следует выбрать наихудший, приносящий наименьшую прибыль. Это и будет гарантией того, что сделанный выбор, по крайней мере, не самый худший из всех возможных вариантов. Принцип учета альтернативного выбора вызван исключительностью права отчуждения своей собственности, заставляющего искать эффективное применение располагаемым ресурсам.

Вышеописанные принципы позволяют построить целостную теорию функционирования рыночного механизма. Они являются отражением наиболее общих экономических отношений, присущих рыночной системе хозяйства.

Важнейшим следствием всех перечисленных принципов выступает особый статус концепции равновесия – центрального мотива поведения хозяйствующих субъектов в исследовании механизма действия рыночных отношений. Равновесие означает реализацию принципа рациональности при заданных ограничениях для всех участников обмена товарной собственностью /деньги и товары/. Иначе говоря, это идея об эффективности рынка как способа регулирования экономических отношений и распределения ограниченных ресурсов общества. Именно эта идея породила мысль о возможности представления рыночного механизма в виде модели двух противоположных сил – спроса и предложения и ключевой роли цен в механизме достижения их баланса.

При углублении изучения природы рыночного хозяйства, теперь следует выяснить, к каким выводам приводят нас фундаментальные положения, сформулированные ранее. Сначала выясним определение понятия рынок и его составляющих спрос и предложение.

Это позволит нам уяснить, что состояние рыночной экономики, прежде всего, описывается с помощью таких категории, как спрос и предложение, способы их координации и приспособления друг к другу множества хозяйствующих субъектов.

Итак, рынок как экономическая категория есть модель взаимодействия спроса и предложения,  в результате которого объект обмена /товар/ получает цену – денежное выражение стоимости.

Рынок отвечает на вопрос: Кто может стать субъектом рыночных отношений? На что устанавливается цена /сфера действия рыночных отношений/? При каких условиях цена становится рыночной /уровень равновесия спроса и предложения/?

Субъектами рынка являются продавец и покупатель, а не производитель или же потребитель. Поскольку при изучении рыночного механизма используется «модель экономики обмена без производства». Объектом купли-продажи становятся товары и деньги, общее количество которых ограничено. Каждый участник обмена  может выменять необходимые ему блага в обмен на какое-то количество благ из располагаемого наличия, которым он обладает. Рыночные цены устанавливаются на товары и услуги, когда участники обмена договорились о равновесной цене, которая определяет количественное соотношение обмена.

Спрос и предложение – центральные звенья рыночного механизма.

Спрос – раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по сложившейся на рынке цене предложения.

Предложение -  характеризует продукты, которые производитель желает произвести и продать по складывающейся на рынке цене спроса в данный период времени.

Изучая третий вопрос, надо понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике.

Следует обратить внимание на то, что взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к образованию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Следует объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие. Отсюда, можно уяснить каким образом ценовой механизм решает фундаментальные проблемы экономической организации общества: что, как и для какого производить? Рыночные цены отражают предпочтение потребителей, а это заставляет предпринимателей и собственников факторов производства приспосабливаться к ним.

Таким образом, ценовой механизм координирует и согласовывает действия всех участников рыночных отношений и процесс распределения дефицитных и ходовых товаров по отраслям и регионам страны, между различными слоями населения и предприятиями. Его экономическая эффективность зависит от числа покупателей и продавцов, от степени свободы в принятии решений его участниками. Проблема того, «что, сколько, как и для кого производить» в рыночной системе хозяйствования решается на основе ценовых сигналов. Ресурсы направляются в те отрасли, где при данном уровне цен имеется повышенный спрос, что дает наивысшую прибыль производителям. Сложившийся уровень рыночных цен, создавая благоприятные условия для эффективно работающих предприятий, определяет технологию производства, стимулирует ее совершенствование и рост эффективности экономичности. Рыночные цены оказывают решающее воздействие на распределение поступающих на рынок страны ресурсов общества. Поскольку, цена, с одной стороны  – важный критерий потребительского выбора, с другой формирует доходы собственников факторов производства, она тем самым определяет покупательную способность населения.

Подчеркивая роль ценового механизма как организатора и координатора рыночного хозяйства, необходимо иметь в виду что, цены играют свою роль в полной мере только в  условиях свободной рыночной конкуренции.

Далее, в четвертом вопросе предлагаем раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования.

Положительно оценивая эффективность стимулов и принципов хозяйствования, присущих рыночной системе, нельзя игнорировать свойственные ей минусы. Они - следствие законов рынка, которые вызывают к жизни тенденции к нестабильности в развитии экономики.

Так, сбои в рыночном механизме порождают излишки или дефицит, которые снижают эффективность рыночной системы регулирования экономических отношений (инфляцию, безработицу, падение темпов роста, неравенство в доходах, ограничение производства общественных благ, загрязнение окружающей среды и прочее).

Тема 4. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция

План

1 Экономический цикл и его основные фазы

2 Безработица при полной занятости

3 Инфляция и дефляция, их  влияние на производство валового национального продукта

 

Темы рефератов

1. Единство и различие экономического роста и экономического развития.

2. Безработица: причины и закономерности.

3. Инфляция и  современные тенденции ее развития.

Основная литература

1. Леонтьев В. Экономические эссе. – М.: ИПЛ, 1990.

2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989. – С. 48.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 18, 20.

4. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. – М.: ИЛ., 1959. – С. 248-449.

Дополнительная литература

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс-Универс,1993.

2. Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс, 1990. – С. 90-91, 453.

3. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – Т.1. – С. 163-173, Т. 2. – С. 346-357.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993.

5. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Т. 1. – С. 179-197, Т. 2. – С. 315-328.

6. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 1993. – С. 438, 453.

Методические указания к теме

В рыночной системе действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице и инфляционном процессе.

При изучении первого вопроса, следует уяснить, что такое экономический цикл и раскрыть содержание его основных фаз. Экономический цикл, включает такие основные фазы как кризис, депрессия, оживление и подъем. Далее, нужно акцентировать внимание на том, почему продолжительность и масштабы  развития фаз различаются в зависимости от тех конкретных исторических условий, в которых он происходит.

Обратите внимание на понятия «современные условия», «современный цикл», «современный кризис». Каковы их особенности по сравнению с прежними классическими формами рынка и экономического  цикла? Какие периоды, ступени в развитии этих явлений подлежат сравнению? Какова совокупность факторов, воздействующих на ход экономического развития в современных условиях? Какие структурные сдвиги произошли в последние годы  и каково их влияние на экономический цикл?

Существуют множество экономических школ и направлений, которые выдвигают различные объяснения причин цикличного развития экономики. Одной из них  является учение американского экономиста Джона М. Кейнса, который считает, что динамика объема производства и занятости ресурсов в обществе зависит от «совокупных расходов», изменения их величины, определяющих «эффективный совокупный спрос».

Во втором вопросе, чтобы правильно понять категорию «безработица» и измерять ее уровень, надобно различать понятия «незанятое и самодеятельное население». Последнее в современной экономической теории общепринято называть «совокупной рабочей силой» общества, и она представляет собой сумму работающего населения и безработных. Тогда как незанятое население официально не зарегистрировано в центрах занятости в качестве безработных, которые ищут работу и не имеют средств к существованию, которым положено получать пособие по безработице.

Сложными для понимания являются категории «полная занятость» и «естественный уровень безработицы». Теорию, описывающую их, обычно называют «безработица при полной занятости». Чтобы освоить особенности характерного для данной теории методологического  подхода к категории «полная занятость», надо разобраться с различиями циклической, структурной и фрикционной безработицы и их  нормальным явлением - «естественным уровнем» с точки зрения принципов функционирования рыночной экономики. Понять значимость  последней как мобильной  резервной армии труда в решении вопросов стабильного экономического развития, в определении потенциального объема ВНП страны в данный период.

Категории инфляция и дефляция имеют  множество определений как денежное явление. Однако, мало кто задумывается при изучении данной проблемы, что в большинстве случаев, определение инфляции дается с точки зрения причинно-следственных связей, определяющих их закономерность, а не экономической природы проявления тенденции движения цен. Тенденция роста цен в экономической науке получило название «инфляция», а тенденция падения  - «дефляция». В зависимости от высоты взлета и его скорости в каждый конкретный промежуток времени различают виды протекания инфляционных процессов: гиперинфляция, галопирующая и  умеренная инфляция. По форме проявления различают «инфляцию спроса», вызванную чрезмерным спросом и со стороны предложения, называемую «инфляция издержек».

Выяснение отличий между двумя формами инфляции позволяет понять различие методов борьбы с инфляционными процессами и механизмы их реализации – инструменты фискальной и монетарной политики.

Затем, следует обратить внимание на то, что экономисты по-разному оценивают влияние инфляции на экономический рост. Приверженцы концепции инфляции спроса утверждают, что умеренная инфляция способствует повышению темпов роста экономики и преодолению депрессии. Сторонники концепции инфляции издержек производства, напротив, полагают, что ее развитие приведет к сокращению производства и в целом ВНП. При этом те и другие признают, что гиперинфляция может привести к краху финансовой системы и национальной экономики страны.

Тема 5. Финансовый механизм регулирования экономики

План

1 Концепции бюджетной политики: цели и инструменты

2 Мультипликатор как механизм измерения вклада бюджетной политики в  экономическое развитие страны

3 Цели и инструменты денежной политики

4 Регулирование денежного предложения и его влияние на ход экономического развития

Темы рефератов

1. Современные концепции бюджетной политики.

2. Монетаризм как экономическая доктрина.

3. Центральный банк и его влияние на объем денежной массы.  

Основная литература

1. Петти В. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической классики. - М.:  Эконов, 1993. – Гл. 1, 4.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики – М.: Эконов, 1993. – С. 493.

3. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения. Антология экономической классики. - М.: Эконов, 1993. – С. 298.

Дополнительная литература

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. – Т. 3. – С. 256.

2. Милль Дж. С. Основы политической экономии – М.: Прогресс, 1980.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978, Экономика, 1993. – Гл. 3.

4. Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс, 1990. – Гл. 4.

5. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – Т.1. – Гл. 6, 8, Т. 2. –  Гл. 23.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993. – Гл. 3.

7. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Т. 1. – С. 280.

8. Носова С.С. Экономическая теория – М.: Владос, 2000. – Гл. 31, 32.

9. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: ИНФРА, 2002. – Гл. 15.

10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – Тема 22.

Методические указания к теме

При рассмотрении первого вопроса в качестве основного финансового механизма, как правило, принято анализировать теоретическую модель государственного бюджета. Затем, надо ознакомиться с основными концепциями бюджетной политики, на их основе объяснить концептуальную цель бюджетной политики и раскрыть механизм ее воздействия  на  динамику масштаба и темпов развития  национального  производства. Несмотря на такой абстрактный подход к бюджетной политике, он позволяет  составить общее представление о ней как механизме и его влиянии на ситуацию в экономике страны.

Инструментами бюджетной политики являются:

-    государственные закупки товаров и услуг;

-    государственные трансферты;

-    государственный долг и его обслуживание;

-    государственные налоги.

Во втором вопросе нужно подробно остановиться на том,  каким образом бюджетная политика может манипулировать государственными расходами и доходами в целях достижения стабильного развития экономики.

Изучая теоретический аспект государственного бюджета, следует обратить особое внимание на то, что основным доходом государственного бюджета является налоговые поступления (Т), а главными расходами – правительственные нужды – государственные закупки товаров и услуг (G). Равенство между Т = G называют бюджетным балансом.      Разница между ними определяет сальдо бюджетного баланса. Если T превышает  G, то в этом случае, получаем понятие бюджетный профицит. Если же T будет меньше, чем G, то возникает бюджетный дефицит.

Изменение величины налоговых поступлений ведет к изменению совокупных расходов, воздействуя, таким образом, на величину совокупного спроса, которая в свою очередь, оказывает влияние на величину равновесного ВНП.  И вот здесь необходимо обратить особое внимание на значение таких категорий как   мультипликатор государственных закупок, мультипликатор государственных трансфертов, мультипликатор государственных налогов. Посредством мультипликатора измеряется  влияние указанных факторов на изменение величины равновесного ВНП.

При изучении третьего вопроса надо исходить из того, что следующим финансовым механизмом регулирования экономики выступает денежная политика. Здесь необходимо изучить цели и инструменты денежной политики, также механизм ее использования.

Целью денежной политики является стабильность национальной валюты, и денежного обращения которая обеспечивается регулированием денежной массы в обращении со стороны Центрального банка страны. Поэтому надобно выяснить единство и различие категории «денежная база» и «денежная масса», также определить роль и место денежных агрегатов в денежной системе.

Используя денежную политику, государство стремится к достижению устойчивого экономического развития. Для решения этой задачи  Центральный банк страны должен осуществлять контроль над предложением денег. В регулировании денежного предложения Центральный банк применяет различные инструменты, прежде всего, такие как:

-    изменение учетной ставки;

-    изменение резервных нормативных требований;

-     операции на открытом рынке ценных бумаг;

-    эмиссия денег.

Четвертый вопрос предполагает выяснение того, как регулирование размера предложения денег может активно воздействовать на динамику реального объема национального производства и цен в различных фазах экономического цикла. На их основе выявить, в чем заключается политика «дешевых денег» и политика «дорогих денег».                  

 

2 Методические указания по работе с литературой

Конспектирование является важной частью самостоятельной работы студентов при изучении учебного курса. Оно позволяет более глубоко усвоить материал, облегчает его запоминание, повторение, способствует овладению методом изложения научного материала, точной и краткой его формулировке и т.д. Безусловно, все это достигается лишь тогда, когда вполне ясно, что надо записать. Вот почему конспект не может быть составлен при первом чтении изучаемого материала. Только после того, как он прочитан и продуман, следует приступать к составлению конспекта.

Записи изучаемого материала могут быть различны:

-    можно составить план, т.е. краткий перечень вопросов в том порядке, как он дается автором;

-    можно дать развернутый план, в котором кроме главных вопросов записываются и вопросы, развивающие основные мысли изучаемой работы.

Одной из форм записей служат тезисы. В них дается краткая формулировка того или иного авторского положения. Как правило, тезисы составляются в соответствии с вопросами плана.

Все эти формы записи имеют свои положительные  стороны, однако возможности их ограничены. В том случае, когда надо иметь краткое изложение содержания книги, главы, параграфа, необходим конспект. Конспект – это совершенный вид записи, который может включать план, тезисы, выписки /цитаты/ из изучаемого произведения, выводы и т.д. Конспект – хороший помощник в подготовке к семинару, зачету, экзамену. Он позволяет быстро вспомнить прочитанный материал, привести в систему знания, мобилизовать их для беседы с преподавателем. Конспектировать надо только первоисточники. Тратить время на записи из учебника нецелесообразно. В начале конспекта надо обязательно указать название произведения, его автора, время написания данной работы и год издания. Конспект нужно составлять по отделам, главам, параграфам в той последовательности, как они идут в первоисточнике. Записывать можно своими словами и словами автора, если это относится к определению закономерностей, категорий, выводам. В конспект вносятся лишь главные положения. Не обязательно должен быть связный пересказ, но следование логике изложения, взаимосвязи между отдельными главами и внутри их очень важно.

Важна и техническая сторона оформления конспекта. Следует вести его в толстой тетради, оставлять поля, чтобы записывать туда добавочные сведения по изучаемому вопросу. В конспекте надо выделять заголовки, подчеркивать основные положения и т.д. Наглядность очень важна. Она помогает сократить время на повторение материала, а, следовательно, такой конспект принесет больше пользы.                                             

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1 Планы семинарских занятий и указания к ним                                                 4             

2 Методические указания по работе с литературой                                           17