АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Методические указания к семинарским занятиям

(для студентов очной формы обучения всех специальности)

Алматы 2004

СОСТАВИТЕЛИ: Н.Р. Джагфаров, Б.Ж.  Кабдушев. Методические указания к семинарским занятиям (для студентов очной формы обучения всех специальностей). - Алматы: АИЭС, 2004. –  25  с.

         Предлагаемая методическая разработка содержит планы семинарских занятий по курсу Истории Казахстана, список рекомендуемой литературы, а также методические рекомендации к каждому семинарскому занятию.

Рецензент: канд. филос. наук, доц. К.Ш.Мухамеджан

       Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2004 г.

©   Алматинский институт энергетики и связи

Содержание

Введение ……………………………………………………………..   4

1 Казахстан в древности …………………………………………….   5

2 Эпоха раннего кочевничества (1 тыс. до н.э. – нач. 1 тыс.н.э.)….  7

3 Казахстан в средние века ………………………………………….  9

4 Казахстан XIV-XVII в.в. ………………………………………….. 10

5 Казахстан в  XVIII веке …………………………………………… 11

6 Казахстан в XVIIIXIХ в.в. ……………………………………… 13

7 Казахстан в последней четверти XIХ и начале ХХ в.в. ………… 15

8 Казахстан в новейшее время ……………………………………… 16

9 Государственное строительство в крае в 20-30-ые годы ………...17

10 Культурное строительство в Казахстане в 20-30-ые годы.

Народное образование ……………………………………………………. 19

        11 Казахстан в период Великой Отечественной войны …………… 21

        12 Общественно-политическое и политико-экономическое

положение Казахстана в 1946-1980 г.г. …………………………………. 22

        13 Казахстан – суверенное, независимое государство ……………. 23

Введение

Самостоятельно под руководством преподавателя получить необходимые знания, привить будущему специалисту вкус к пополнению своих знаний на протяжении всей активной творческой жизни – одна из главных составляющих концепции современного образования. Семинар как раз и является такой активной формой обучения в высшей школе.

Семинар должен был следовать за лекцией, более того, практически повторять ее содержание, тем самым, закрепляя пройденный материал. Так было раньше. Теперь же тема лекции и семинара не должны повторять друг друга, они могут лишь дополнять и углублять друг друга, но не дублировать. На лекции выносятся, как правило, наиболее крупные, узловые проблемы, а семинар призван дополнять их частными вопросами, подкрепляющими общетеоретические положения.

К семинару нужно готовиться основательно. На нем происходит непосредственный контроль работы студента и оценка его знаний. Причем студенту нужно для себя уяснить, что на каждом семинаре осуществляется фронтальный опрос всех и всегда. Поэтому к семинару надо готовиться всегда, а не от случая к случаю, как это было в средней школе. 

В ходе подготовки к семинарскому занятию студент должен прежде всего внимательно ознакомиться с вопросами, которые выносятся на обсуждение. Их, как правило, три. Выделить для себя проблемы, на которые следует обратить особое внимание. Их краткий перечень, а также   содержание даны в методических указаниях к каждому семинарскому занятию. Поэтому нужно вначале хорошо изучить эти методические указания, в них заложены основные положения, которых надо придерживаться при подготовке ответа на каждый вопрос. Затем следует основательно изучить всю рекомендуемую литературу, не ограничивая свой кругозор одним лишь учебником, найти ясный и полный ответ на все  поставленные вопросы. Основополагающие моменты конспектируется в отдельной тетради и представляются периодически преподавателю на проверку.

Выступая на семинаре, студент должен кратко, но полно осветить содержание вопроса, при этом он может пользоваться своими записями в конспектах. Ему могут задавать уточняющие вопросы преподаватель и студенты, в процессе ответа на них могут возникнуть дискуссии при  наличии различных точек зрения на одну и ту же проблему, что способствует возникновению творческой атмосферы на семинаре. Студенты, способствующие своими знаниями возникновению такой творческой атмосферы, поощряются особо.

По программе Истории Казахстана предусмотрено 13 семинарских занятий. Студенты, пропустившие семинар или получившие на нем неудовлетворительную оценку, отрабатывают их в обязательном порядке в специально отведенные для этого дни. Только имеющие положительные оценки по всем 13 семинарским занятиям, а также выполнившие 2 семестровые работы могут рассчитывать на получение допуска к сдаче Госэкзамена по предмету.

За преподавателем остается право выбора формы организации семинарского занятия, что зависит от уровня подготовки, эрудиции, активности студентов.

Предлагаемое методическое издание содержит планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, а также методические указания к каждому семинару.        

1 Казахстан в древности

      1.1 Каменный век, его периодизация. Памятники палеолита, неолита и энеолита на территории Казахстана. Формы хозяйства древнейших насельников на территории Казахстана и их орудия.

1.2 Казахстан в эпоху бронзы. Казахстанский очаг Андроновской культуры: совершенствование земледелия и скотоводства, горное дело, ремесла.

1.3 Культура поздней бронзы (Бегазы, Дандыбай). Переход от пастушеского к кочевому скотоводству. Патриархально-семейная община. Искусство и верования.

Список литературы

Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана. – Алматы, 1979.

Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.Н. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1966.

Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1976.

Маргулан А.Х., Басенов Т., Мендикулов М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959.

Прошлое Казахстана по археологическим источникам. – Алматы, 1988.

Кадырбаев М., Марьяшев А.И. Наскальные изображения Хребта Каратау. – Алматы, 1977.

Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. – Алматы, 1976.

Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 1992.

Методическое указание

Ответ на первый вопрос должен содержать анализ периодизации каменного века. Далее на примере археологических данных необходимо выявить специфику классификации и периодизации палеолита на территории Казахстана. Вам следует иметь четкое представление об археологической карте Казахстана, что даст возможность сделать анализ степени изученности палеолита, неолита, энеолита на территории  Казахстана. После чего нужно подробно рассмотреть южно-казахстанский, центрально-казахстанский и восточно-казахстанский очаги палеолитической культуры, основные неолитические культуры Казахстана: кельтемировская, усть-нарымская, атбасарская, маханджарская.

 Ответ на второй вопрос необходимо начать с краткого изложения – хронологии и периодизации андроновской культуры, географические границы ее распространения. Отмечая особенности природно-климатических условий и производственных процессов на территории Казахстана во ІІ тысячелетии до н.э., вам следует дать анализ закономерности перехода к  скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев. Показать уровень развития горного дела, металлургии, ткачества, гончарного дела различных промыслов и т.д. Поселения и жилища. Для этого используйте богатые археологические данные стоянок того времени (Атасу, Бугулы, Садчиковская, Алексеевская, Аркаим и др.)

Отвечая на третий вопрос, студент должен показать отличия Дандыбай-Бегазинской культуры как более высокого этапа развития, отметить общее и особенное в характеристике придомного, пастушеского и   яйлажного скотоводства. Опираясь на имеющиеся антропологические данные, попробуйте для себя восстановить внешний облик андроновцев. Попытайтесь дать определение к понятиям семья, род, община, племя. Охарактеризуйте духовный мир андроновцев: верования, погребальный обряд,  «звериный стиль» в искусстве.  

2 Эпоха  раннего кочевничества  (1тыс. до н.э. - нач. 1 тыс. н.э.)

2.1 Политическая история, социальное устройство, хозяйство и быт  саков. Письменные источники (китайские, персидские и греческие) о населении племен на территории Казахстана.

      2.2  Канглы, усуни, хунны на территории Казахстана и их роль в этно и социогинезе казахского народа.

2.3    Материальная и духовная культура, верования, изобразительное искусство саков, усуней, канглов и хуннов.

Список литературы

1.   Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. – Алматы, 1963.

2.   Акишев К.А.  Искусство и мифология саков. – Алматы, 1984.

3.   Акишев К.А, Курган Иссык: искусство саков Казахстана. – М., 1978.

4.   Гумилев Л.Н. Хунну. – М., 1950.

        5. Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. – Алматы, 1998.

               6. Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. – Алматы, 1998.

        7. Материалы по истории сунну по китайским источникам. – Вып.1-2. – М., 1968-1973.

        8. Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. – Алматы, 1960.

         9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. – Алматы, 1997.

Методическое указание

         VIII-VII в.в. до н.э. на территории Казахстана произошло главное событие – началась эпоха железа. К этому периоду относятся и  первые письменные источники, которые дают обширные сведения о саках, населявших всю территорию Казахстана. Вам следует на основе  письменных и археологических данных расселить на территории Казахстана племена  саков: хаомаварга, тиграхауда, парада райя по древнеперсидским источникам и сопоставить их с древнегреческими племенами: массагеты, аримаспы, агрипей исседоны, скифы, саки-дая и др. Попытайтесь сформулировать свои взгляды на концепцию социогенетической преемственности андроновцев эпохи бронзы и скифо-сакского социума на территории Казахстана. Попытайтесь дать  анализ социальной структуры, общественно-политическому строю саков. Обратите внимание на особенности хозяйственного развития, охарактеризуйте быт саков, культуру и верования. Война как промысел, военное дело, вооружение, тактика ведения войн. Эпоха боевых колесниц.

         Отвечая на второй вопрос, нужно помнить, что возникновение древних государственных образовании – особый этап развития общества. Покажите, что возникновение государства было обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями:  совершенствование производства, появление частной собственности, развитие торговли, разделение общества на различные социальные группы, неравенство и т.д. Опираясь на сведения письменных источников и археологических памятников, попытайтесь проследить за этническими миграционными процессами, структурой хозяйства, социальной структурой и общественным строем. Система управления канлы – усуни – хунны: общее, различия, преемственность. Война, военное искусство. Хунны и великое переселение народов. Аргументировано обоснуйте  роль канглов, усуней, хуннов в  этногенезе казахов.

         Ответ на третий вопрос должен содержать следующие проблемы: духовный мир саков, искусство, жилища, сакский звериный стиль, верования, способы захоронения, погребальные обряды, ритуалы, символика саков, усуней, канглов, гуннов.

 3 Казахстан в средние века

3.1 Возникновение, становление и распад Тюркских империй (Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Восточно-Тюркский каганат, Уйгурский каганат).

3.2 Социально-политическое, экономическое и культурное развитие Казахстана в VIII - XII веках (Тюргешский каганат - 704-746 г.г., Государство карлуков – 766-940 г.г., Империя Караханидов – в нач. X- середине XII веков, Огузы – IX – нач. XI веков, Кимаки – IX – X в.в., Дешт-и-Кыпчак., Кидани (Карахытай), Найманы и Керейты).

3.3 Великий Шелковый путь и развитие городской культуры.

Список литературы

1.   Акинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы, 1989.

2.   Аджи М. Полынь половецкого поля. – М., 1994.

3.   Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. – Алма-Ата, 1971.

4.   Байпаков К.М, Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья: VI – начало VIII вв. – Алма-Ата, 1986.

5.   Восточный Туркестан в древности и ранней средневековье. – М., 1988.

6.   Гумилев А.Н. Древние тюрки. – М., 1993.

7.   Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках (V в. до н.э. – XV в.н.э.). – Алматы, 1997.

8.   Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. – Алматы, 1972.

9.   Кумеков Б.Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков VIII – XIV вв. – Алма-Ата, 1987.

10.   Караев О. История Караханидского каганата X-начало XIII вв. – Фрунзе, 1983.

11.   Тажутов А. Куманы, половцы, кипчаки и казахи. – Алматы, 1998.

     Методическое указание

          Первая четверть  IV в н.э. – время становления империи тюрков. Территория расселения, политическая история, система управления, хозяйство. Вклад в мировую цивилизацию: руническое письмо, седло с жестким основанием и стремя, панцирная гвардия Ашина. Война и военное дело, совершенствование оружия.    Как и когда образовались Тюркские каганаты? Подробно следует остановиться на системе государственных органов и социальной структуре общества. Причины распада тюркских государств, их историческое значение.

         Второй вопрос следует начать с краткого анализа источников (китайских, арабских, иранских). Ответ по каждому государству желательно выстроить по следующей схеме:

   а) образование племенных объединений и государств;

   б) экономическая и политическая история;

   в) государственный и общественный строй;

   г) ислам и его роль в консолидации этносов, его влияние на менталитет населения.

Калейдоскопическая смена государств на политической арене отнюдь не означала миграцию новых этносов или племен на территорию Казахстана. Попытайтесь доказать это положение, чем же была вызвана столь частая смена государственных образований.

Третий вопрос следует начать с краткого изложения процесса образования Великого Шелкового пути. Но главное внимание обратите казахстанским участкам Великого Шелкового пути, с указанием городов на его трассе, их роли не только в торговле, но в цивилизационном развитии. Указать, какие товары доставлялись, наряду с согдийцами какую роль сыграли тюркские племена (карлуки, огузы, кыпчаки, караханиды и др.) в развитии Шелкового пути, установлению международных контактов с зарубежными странами (укажите, какими).   

 4 Казахстан X IVXVII в.в.

         4.1 Распад Золотой Орды, образование Ак Орды, Ногайской Орды, Моголистана и государства Тимуридов. 

         4.2 Социально – экономическое и политическое отношение, социальная структура, система  государственного управления казахского ханства.

         4.3 Культура XVIXVII в.в.

Список литературы

         1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. – Алматы, 1998.

         2. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. – М., 1965.

         3 Джагфаров Н.Р. Монголо-татарское нашествие. Казахстан в составе Монгольской империи. – Алматы: АИЭС, 1998.

         4. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингис хана и его преемников. – Алматы, 1992.

         6. Казахи. – Алматы, 1995.

         7. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

         8. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы, 1995.

         9. Салгарин К. Династии ханов. – Алматы, 1992.

         10. Шахматов Б.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. – Алматы, 1964.

         Методическое указание

         На данном семинаре главное не татаро-монгольское нашествие, не личность Чингис хана, а политическая ситуация, которая сложилась после окончания завоевательного похода Батыя. Процесс улусного деления завоеванной территории между сыновьями Чингис хана привел к образованию на территории Казахстана независимых государств, таких, как Золотая Орда, Ак Орда, Могулистан, государство Тимура, Ногайская Орда и  кочевое ханство Абулхаира. Необходимо подробно рассмотреть политическую историю названных государств, уметь четко разграничивать их территорию, родоплеменной состав, который в дальнейшем полностью вошел в состав казахского ханства.

         Отвечая на второй вопрос, следует кратко охарактеризовать причины возникновения казахского ханства, дать ясный ответ на вопрос о закономерности или случайности образования казахского ханства. При этом следует учесть особенности социальной структуры Казахского общества: Аул – Ата, Аймак – Ру – Арыс – ¦лыс – Жуз. Это поможет студенту понять особенности политико-административного устройства казахского ханства: старейшины (аксакалы) – народное собрание – совет биев, хан и судоустройство. Подробнее следует остановиться на социальной  структуре казахского общества: «Ак суйек» - ханы, султаны (торе), ходжи (кожа); «Кара-суйек» - би, батыр, бай, кедей, кул, малшы, жалшы, жатак-егинши.

         При освещении третьего вопроса необходимо придерживаться такого плана изложения:

а) города и поселение (ремесло, сельское хозяйство, торговля, денежное обращение, домашние промыслы,  жилища, пища, одежда, архитектура);

         б) устное поэтическое творчество казахов (Сыпыра жырау, Шалкииз жырау, Доспамбет жырау, Жиенбет, Кодан-Тайши, Асан кайгы, Казтуган жырау). Героический эпос. Музыкальное искусство. Ислам и традиционное верование.                   

5 Казахстан в XVIII веке

 5. 1  Казахско–джунгарские отношения второй половины XV -XVIII в.в.

      5.2  Внутренняя и внешняя политика Аблая в 40-70 годы XVIII века.   

    5.3  Культура Казахстана в XVIIIIХ в.в., хозяйство, города и торговля, обычаи, обряды.

Список литературы

1.   Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв. – Алматы, 1998.

2.   Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. – Алматы, 1998.

3.   Ерофеева И.В. Казахские ханы XVIII – середине XIX века. – Восток.- 1997.- №3.

4.   Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик. – Алматы, 1999.

5.   Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII в.в. – Алматы, 1969.

6.  История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Т. 2. – Алматы, 1997.

7. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

8. Казахи. – Алматы, 1995.

9. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

10. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы, 1995.

11. Масанов Н. Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII – XIX в.в. – Алматы, 1984.

12. Салгарин К. Династии ханов. – Алматы, 1992.

13. Шахматов Б.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. – Алматы, 1964.

Методическое указание

Первый вопрос следует начать с краткого изложения истории образования Джунгарии. Охарактеризовать хозяйственную и социальную общность Казахского и Джунгарского ханств, какие противоречия  привели к вторжению джунгаров в Казахстан. Покажите последствия джунгарских вторжений 1710-1717, 1718 г.г.  Подробно раскройте процесс консолидации сил казахского общества,  назовите организаторов отпора вражеской агрессии. Есим-хан, Жангир-хан, Жалан-төс багатура и др. Годы великого бедствия  (1723г), итог борьбы.

Отвечая на второй вопрос, студент должен изучить широкий круг литературы, на основе чего  раскрыть всю сложность той исторической эпохи и  ту роль, которую в ней сыграл султан Аблай. Уяснить сущность внешней политики Аблая в отношениях с Россией, Джунгарией, Китаем, феодальными государствами  Средней Азии. Внутренняя политика Аблая, его  роль в консолидации казахского общества,  экономическое и политическое положение Казахского ханства в период правления Аблай хана, его личный вклад в развитие самобытной казахской культуры.

При ответе на третий вопрос особое внимание следует обратить на  изменения, произошедшие в хозяйственной жизни казахов, показать характер экономических различий и специфику хозяйственного развития регионов Казахстана (Юго-Восточный, Западный, Центральный, Северный, Восточный, Присырдаринский). Охарактеризуйте  развитие торговых связей Казахстана с Китаем и Россией.  Какие изменения произошли в традициях, казахских обычаях, нравах, ритуалах и обрядах.      

6 Казахстан в XVIII – XIX в.в.

  6.1 Принятие казахскими жузами российского протектората: исторические предпосылки, процесс присоединения, значение.

 6.2 Колонизация края. Административные и судебные реформы 20–90-х годов XIX в.

       6.3 Национально-освободительные движения в Казахстане 30-50 годов ХІХ века.

                                           Список литературы

1. Абдрахманова Б.М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX в. – Астана, 1998.

2. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20 – 40 годы XIХ в. – Алматы, 1992.

3. Жиренчин К. Политическое развитие Казахстана в XIX – начале ХХ в.в. – Алматы, 1996.

     4. Елагин А.С. Казачество и казачьи войска в Казахстане. – Алматы, 1993.

     5. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. – Алма-Ата, 1982.

6. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. – Алматы, 1995.

7. Кенесарин А. Кенесары и Садык. – Ташкент, 1988.

8. Кенжалиев И. Исатай. Махамбет. – Алматы, 1991.

9. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836-1838гг.). – Алма-Ата, 1991.

10. Сапаргалиев В.С. Карательная политика царизма в Казахстане. – Алма-Ата, 1966.

11. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII – ХХ вв. – Алматы, 1981.

12. Шахматов В.Ф. Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова. – Алма-Ата, 1964.

13. Царская колонизация в Казахстане: по материалам русской периодической печати XIХ в. – Алматы, 1995.

Методическое указание

Для ответа на первый вопрос студенту следует изучить большой массив литературы и попытаться в хронологическом порядке восстановить процесс и характер присоединения Младшего, Среднего и Старшего жуза к России. Студент должен  поэтапно показать, как шло присоединение, вылившееся позже (когда?) в колонизацию, завоевание края. Стратегические цели России, ее конкретные шаги по колонизации: строительство укреплений, организация казачьих войск, переселенческая политика, посылка научно-военных экспедиций и др. Политические и социально-экономические последствия Российского патроната, протектората, колонизации.  

По второму вопросу студент должен изучить «Устав о Сибирских киргизах» 1822 года, «Устав об Оренбургских киргизах» 1824 года, «Положение об управлении Семиреченской и Сырдаринской областей» 1867 года, «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» 1868 года.

Эти документы наглядно показывают как была ликвидирована ханская власть, как  Казахстан стал колонией России, окончательно утратив свою политическую независимость. Студент должен уяснить и сформулировать основные  цели  и  задачи судебных и  административных  реформ  1867-68 и 90 г.г,  что дала новая система власти и управление в степи. Политика русификации, попытки крещения казахов.

В третьем вопросе  выделены 3 восстания: С.Датова, И.Тайманова и М.Утемисова и национально-освободительное восстание К.Касымова. Покажите причины, характер и движущие силы восстании. Для этого  следует внимательно изучить рекомендованную литературу. Сравните восстания, дайте оценку военным действиям, покажите причины поражения, раскройте значение восстаний.     

 7 Казахстан в последней четверти  ХІХ и начала ХХ в.в.

 7.1 Переселенческая политика царизма и ее социально-экономические последствия.

 7.2 Зарождение и развитие промышленности.

 7.3 Культура,  народное образование, литература, наука.

Список литературы

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. – Алматы, 1997.

2. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

3. Баишев С.Б. Развитие капитализма в России и его влияние на экономику Казахстана в пореформенный период. – Алма-Ата, 1982.

4. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма: 60-е годы ХІХ в. 1917г. – М., 1986.

5. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867–1914 гг. – Алматы, 1965.

6. Игибаев С. Промышленные рабочие дореволюционного Казахстана 1861-1917 г.г. – Алматы, 1991.

7. Ирмуханов Б.Б. Исторические воззрения мыслителей ХХ века. – Алматы, 1999.

8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Т. 3. – Алматы, 2000.

9. Дильмухамедов Л., Маликов Ф. Очерки истории рабочего класса дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1968 .

10. Чуланов Г. Промышленность дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1960.

 Методическое указание

         Отмена крепостного  права в России (1861г.) создавала предпосылки для массового переселения русских крестьян в Казахстан. Вы должны сформулировать ответ:  какие колониальные цели преследовала  Россия? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать принятые в те годы документы «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» 1968 года, в Сырдаринской области 1886 года, Акмолинской и Семипалатинской областях 1889 года. По ним попытаться выделить особенности переселенческой политики. Цели и задачи аграрной реформы Столыпина. В итоге студент должен выделить и охарактеризовать последствия переселенческой политики царизма: массовое обезземеливание казахов, их пауперизация, ломка традиционной экономической структуры, значительное  уменьшение удельного веса коренного населения Казахстана, русификация и др.

         При ответе на второй вопрос надо уделить внимание на специфические черты экономической политики Российского правительства в национальных окраинах империи. Нужно на фактах показать процесс проникновения в край капиталистических элементов, появление признаков экономической специализации отдельных регионов Казахстана (Запад, Центр, Восток). Студенту необходимо отметить роль ярмарок, городов, кредитно-банковских учреждений и особенно железных дорог (их сеть, протяженность и т.д.). Зарождение национального рабочего класса, его численность, социальное положение. Проникновение марксистских идей, возникновение социал-демократических организации. Начало политической борьбы.

         Освещение третьего вопроса необходимо начать с того, что царское правительство было вынуждено готовить чиновников для местной колониальной администрации.  Эти меры требовали увеличения численности русско-казахских школ, училищ, гимназии и т.д. Студенту нужно кратко охарактеризовать традиционную систему образования, проанализировать образовательную политику  Российского правительства в отношении казахов. Творчество выдающихся представителей Казахской интеллигенции первой волны:  А.Байтурсынов, Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, А.Букейханов, Ж.Аймауытов, С. Кубеев, М.Жумабаев, С.Торайгыров и др.       

 

 

 

       8  Казахстан в новейшее время 

8.1 Победа Февральской и Октябрьской революций. Особенности установления Советской власти в Казахстане.

8.2 Гражданская война и иностранная военная интервенция. Политика «военного коммунизма».

8.3 НЭП в Казахстане. Социально-экономические итоги НЭПа.

Список литературы

1.   Бакаев А.Н., Аманжолов К.Р. Казахские национальные части Красной Армии в годы гражданской войны (1918-1920гг.) – Алматы, 1994.

2.   История Казахстана: белые пятна. – Алматы, 1991.

3. Куртов И.А. Новая экономическая политика в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.

4. Козыбаев М.К. Социализм, несбывшиеся надежды. – Алматы, 2000.

5. Туркестан в начале ХХ века: К истории истоков национальной независимости. / Абдуллаев Р.М., Агзамходжаев С.С. и др. Авторский коллектив. – Ташкент, 2000. 

6. Литвиненко Ю.С. Власть тоталитаризма в Евразии. – Костанай, 2002. 

7. Нурпейсов К.Н. Становление Советов в Казахстане (март 1917 – июнь 1918гг). – Алма-Ата, 1987.

8. Покровский С.Н. Разгром иностранных военных интервентов и внутренней контрреволюции в Казахстане. – Алматы, 1967.

9. Чокаев М. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1993.

          10. Новейшая история Казахстана: Сб. докум. и материалов (1917-1937 г.г.): Учебное пособие / Составители: Каражанов К., Такенов А. – Алматы. Санат, 1998.

          11. История Центральной Азии и Казахстан. – Алматы, 2001.

Методическое указание

Глубокий, системный кризис, начавшийся  в 1913 г., привел Россию к последней черте, за ней были Февральская и Октябрьская революции. Показать их объективный и закономерный характер. Особенности протекания в Казахстане. 

Подробно следует остановиться на деятельности различных политических организаций и партий: «Алаш», «Уш-жуз», «Шуро-и-исламия», «Шуро-и-Улемия», эсеров, кадетов, социал-демократов, Сибирского, Уральского, Семиреченского, Оренбургского казачества, а также рабоче-крестьянских Советов и казахских комитетов. Анализ содержания политической платформы Народного Совета «Алаш-Орда» и «Кокандской автономии» поможет студенту понять цели,  сущность и задачи автономных образований, выявить его этно-социальную базу. Далее, рассматривая  сущность понятий «социалистическая революция», «диктатура пролетариата», «большевизм», «власть Советов», особое внимание следует обратить на своеобразие форм и методов «советизации» Казахстана.

Ответ на второй вопрос следует начать с определения понятия: что такое гражданская война? Мятеж чехословакского корпуса (кто, сколько, как они оказались в Казахстане?), военные действия армии Колчака, атамана Дутова и др. В ходе образования Семиреченского, Уральского, Актюбинского, Восточного и Туркестанского фронтов формируется специальные части Красной Армии из казахов, которые возглавили Мухаммедияр Тунганшин (Букеевская Орда), Алиби Джангелдин (Тургай), Токаш Бокин (Семиречье).  Следует показать масштабы катастрофы гражданской войны. Попытайтесь проанализировать противоречия во взглядах и действиях лидеров правительства «Алаш-Орда». Политика «военного коммунизма, ее цели и задачи, результат.

Ответ на третий вопрос следует начать с краткой характеристики проблем, возникших в ходе реализации политики «военного коммунизма». Студенту необходимо подробно проанализировать сущность НЭПа, показать развитие арендных отношений, развитие сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации, хозрасчета, налоговой политики,  раскрыть конкретные социально-экономические результаты НЭПа.      

 9 Государственное строительство в крае в  20-30-ые годы

9.1 Казахская АССР. Идея единого Туркестана (Т.Рыскулов и М.Султангалиев, М.Шокай и др.). 

9.2 Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии, образование Каз.ССР.

9.3 Общественно-политическая и идейная борьба в крае. «Малый Октябрь» Ф.Голощекина и насильственная советизация Казахского аула.

Список литературы

         1. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. – М., 1994.

  2. Абылхожин Ж., Козыбаев М., Татимов М. Казахстанская трагедия // Вопросы истории. – 1989, №7.

3. Бурабаев М.С. Общественная мысль в Казахстане в 1917-1940 гг. – Алматы, 1991.

4.  История Казахстана: белые пятна. – Алматы, 1991.

  5. История индустриализации Казахской ССР.  – Алматы, 1967.

  6. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. – Алматы, 1992.

         7. Коллективизация сельского хозяйства в республиках Средней Азии и Казахстана: опыт и проблемы. – Алма-Ата, 1990.

         8. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.А., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. – Алматы, 1992.

  9. Михайлов Б.Ф. Хроника великого джута. – Алматы, 1996.

         10. Образование КазАССР. – Алматы, 1957.

         11. Рыскулов Т.Р. Собрание сочинений в трех томах. – Алматы, 1998.

12.   Сартаев С. Образование и становление казахской советской государственности. – Алматы, 1960.

13.   Чокаев М. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1993.

14.   История Центральной Азии и Казахстана. – Алматы, 2001.

 Методическое указание

 При ответе на первый вопрос студенту необходимо изучить широкий круг литературы  по проблеме, в особенности труды Т.Рыскулова, М.Чокая и др. Далее, анализируя процесс образования Казахской АССР и Туркестанской АССР, вам следует иметь в виду, что были и другие, альтернативные идеи. Кому они принадлежали? Дайте подробный ответ, каким они видели будущие формы правления, государственного устройства в республике.

Отвечая на второй вопрос, студент должен вспомнить, какие территориальные изменения произошли в ходе царских реформ 1867-1868 г.г., 1880-90 г.г. в Казахстане, в результате которых были отторгнуты огромные регионы (какие?), потеряны признаки национальной государственности,  а край стал колонией Российской империи. После Октябрьской революции произошло возрождение Казахстана в статусе  республики и началось оно с собирания казахских земель. Эта работа началась с 1919 года, когда постановлением СНК РСФСР был утвержден Ревком по управлению Киргизским (Казахским) Краем. В обстановке гражданской войны в ведении Ревкома оказался один Ак-Булакский район (Актюбинской губ.) В дальнейшем в 1919 г и в начале 1920 года Ревком принял сначала Уральскую губернию, затем Тургайскую. Именно это территория представляла собою КАССР к октябрю 1920 года, когда собрался 1-й Учредительный Съезд Советов Киргизии. В таком порядке вы должны рассмотреть вопросы (где, когда, на основании какого решения?) были переданы Акмолинская, Семипалатинская, Джетысуйская, Сырдаринская губернии в состав КАССР. Особо следует отметить роль государственных деятелей Т.Рыскулова, А.Байтурсынова, М.Сералина, А.Букейханова, А.Ермекова С.Садвакасова, которые на богатой документальной основе раскрыли истинный процесс колонизации края и всесторонне доказали  необходимость возвращения исконно казахских земель.  

В третьем вопросе  студенту необходимо проанализировать, что собой представляет курс «советизация аула». Став во главе республиканской партийной организации, Голощекин Ф.И. стал насаждать идею «Малого Октября», в чем суть так называемого «Малого октября»? Были ли учтены местные условия при осуществлении коллективизации, какие позиции отстаивали противники курса Голощекина (Т. Рыскулов, С.Садвакасов, С. Кожанов, Ж.Мынбаев и др.), каковы экономические, политические, социально-психологические и этнодемографические последствия этого антинародного эксперимента?

 10  Культурное строительство в Казахстане в  20-30-ые годы. Народное образование

10.1 Становление системы народного образования, научных учреждений и учебных заведений.

10.2 Становление казахской национальной литературы.

10.3 Массовые репрессии. Трагическая судьба казахской национальной интеллигенции.

Список литературы

1.   Ауанасова А.М. Национальная интеллигенция Туркестана в первой четверти ХХ века. – Алматы:  Қазақ университеті, 2001.

2.   Абрамов Д. Места заключения и репрессированные. – Алматы: Глобус, 2001.

3.   Страницы трагических судеб: Сборник воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950 гг. / Составители: Грибанов Е.М., Зулкашева А.С., Ипагамбетова А.Н. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

4.   Сарсекеев  К.С. Тридцать седьмой год. – Алматы, 1998.

5.   Кунантаева К.К. Развитие народного образования в Казахстане (1917-1999 г.г.): Учебное пособие. – Алматы, 1997.

6.   Шаймуханова С.Д. Политические репрессии в Казахстане (30-40-е начало 50-х г.г.) – Караганда, 2000.

7.   Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли в Казахстане: Учебное пособие. – Алматы, 1998.

8.   Гуревич Л.Е. Тоталитаризм против интеллигенции. – Алматы, 1991.

9.   История Казахстана: белые пятна. – Алматы, 1991.

10.   Политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.г. – Сборник документов. – Алматы, 1998.

11.    Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. – М., 1991.

12.        Шаймуханов Д.А. Карлаг. – Караганда, 1995.

         Методическое указание

         Следует обратить внимание на общую характеристику  динамики развития народного образования и науки в Казахстане в 20-30 г.г. ХХ века. Речь должна идти о строительстве системы общеобразовательных, начальных, средних, специальных учебных заведений, о росте сети культурно-просветительных учреждений, о путях и методах решения проблем  ликвидации безграмотности взрослого  населения, о переводе казахской письменности с арабского алфавита на латинский, о подготовке первых учебников для национальной школы. Раскрыть огромную финансовую и организаторскую помощь России. Что касается высших учебных заведений, здесь надо учесть, что научные кадры первые высшие учебные заведения были сосредоточены в Ташкенте, позже на базе Казпедвуза ПИНО было принято решение открыть в Алма-Ате 1928 году Казахский Государственный университет, позже названный - Педагогический институт им.Абая. в последующие годы были открыты институты: сельскохозяйственный, зооветеринарный, медицинский, КазГУ и др. Наряду со становлением высших учебных заведений усиливается роль науки. Вам  необходимо отметить базовые направления казахстанской науки: история, языкознание, геология и др.

         Ответ на второй вопрос требует внимательного изучение творчества Ж.Аймауытова, А.Байтурсынова, Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, Б.Майлина, И.Джансугурова, С.Сейфуллина, М.Ауезова, С.Муканова, Г.Мусурепова, Г.Мустафина.       

Массовые политические репрессий: случайность или закономерность? Что послужило поводом к их развязыванию? Какие цели они преследовали? Особенности политических репрессий в Казахстане. Начало репрессий - это судебный процесс над «Алашордынцами» в 1930 году. По этому делу приговорены к расстрелу 5 человек из 30, остальные осуждены на различные сроки. Разгар репрессий начался в 1937-38 г.г. Назовите наиболее «громкие» процессы. Масштаб репрессий, их политический и нравственный итог. 

11  Казахстан в период Великой Отечественной войны

11.1 Начало Великой Отечественной войны. Героический подвиг казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны. Казахстан в планах фашистской Германии.

11.2      Подвиг тыла. «Все для фронта, все для Победы!».

11.3 Депортация народов в Казахстане.

Список литературы

        1. Абдакимов А. Тоталитаризм: депортация народов и репрессия интеллигенции. – Караганда, 1997.

2.Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне (1941-1945). – Алма-Ата, 1958; Под знаменем Родины. – Алма-Ата, 1967.

5.   Белан П.С. Казахстанцы в боях за Ленинград. – Алма-Ата, 1973; Участие казахстанцев в завершающих сражениях Великой Отечественной войны. – Алма-Ата, 1979; На всех фронтах. – Алматы, 1995.

6.     Казахстан в Великой Отечественной войне. – Алматы, 1968

7.     Козыбаев М.К. Казахстан – арсенал фронта. – Алматы, 1970

8.   Козыбаев М.К. История и современность. – Алматы, 1991.

9.   Козыбаев М.К., Едыгенов М.Е. Труд во имя победы. – Алматы, 1995

10. Кульбаев Н.А., Хегай А.Ю. Депортация. – Алматы, 2000 

11. Назарбаев Н.А. Победа в Великой Отечественной войне – немеркнущий народный подвиг // Казахстанская правда. – 1995, 11 мая.

         Методическое указание

          Начало Великой Отечественной войны, цели и задачи в войне. Проблема готовности страны к войне, новые взгляды на эту проблему. Плана «Барбаросса» германского рейха, причины т.н. «молниеносной войны». Место Казахстана в немецких планах. Лозунги Советского Союза в войне. Формирование казахстанских воинских соединений. Процент мобилизации в Казахстане. Почему он был выше общесоюзного? Подробно осветите участие казахстанцев в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны: Обороне Москвы, Сталинграда, наступательных операциях 1942-43 г.г,  в освободительной миссии в Европе, штурме Берлина. Участие казахстанцев в партизанском движении, движении сопротивления в Европе и др. Назовите героев - казахстанцев.

         Отвечая на второй вопрос, необходимо осветить ход эвакуации в Казахстан промышленных предприятий России, Украины и Белоруссии. Надо показать роль страны в снабжении армии металлом, топливом, продовольствием, сельскохозяйственным сырьем. Сбор средств в фонд Обороны, фронтовые бригады, сбор теплых вещей, посылок и подарков бойцам. Помощь госпиталям и др.

         Ответ на третий  вопрос необходимо выстроит по такой схеме:

         а) депортация корейцев с Дальнего Востока (1937-38гг.);

         б) депортация поляков, народов Прибалтики в 1940 году;

         в) депортация немцев в 1941 году;

         г) насильственное переселение ингушей, чеченцев, балкарцев, турок-месхетинцев, крымских татар, греков и других  в 1944 году. Нужно показать всю сложность социально-экономического и политического положения, в котором  оказались депортированные народы. Сочувствие, помощь и поддержка казахского народа в трудные годы по существу спасли эти народы от гибели.  

        12 Общественно- политическое и политико- экономическое положение  Казахстана в 1946-1980 гг.

         12.1 Концепция ускорения социально-экономического развития. Курс на перестройку.

         12.2 Декабрьские события 1986г. в Казахстане. Современная оценка.

         12.3 Нарастание кризисных явлений в экономической и социально-политической жизни страны. Распад СССР и образование СНГ.  

Список литературы

1.   Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2.   Казахстан: особенности перехода к демократии. - Алматы, 2004.                   

3.     Козыбаев М.К. Декабрь 1986г. Факты и размышления. – Алматы, 1997.

4.     Алма-Ата, 1986, декабрь: Книга-хроника. – Алма-Ата, 1991.

5.     Кунаев Д.А. О моем времени. – Алма-Ата, 1991.

6.     Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М., 1991.

7.     Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. – Алматы, 1995.

8.     История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001.

9.     История Казахстана (конспект лекций). – Алматы: АИЭС, 2001.

10.  Казахстан: особенности перехода к демократии. – Алматы, 2004.

Методическое указание

В марте 1985 г. к руководству страной пришел М.С.Горбачев. Вскоре был принят курс на ускорение социально-экономического развития. Его основой  стали: технический прогресс, модернизация машиностроения и активизация человеческого фактора. Глубже раскройте эти проблемы, покажите причины неудач в реализации принятой концепции, что включает в себе понятие «перестройка?» Раскройте ее основные направления: расширение границ самостоятельности предприятий, их переход на полный хозрасчет и самофинансирование, развитие кооперативного движения. Реформа политической системы (демократизация и гласность). Антиалкогольная компания и др.

Второй вопрос предполагает характеристику ситуации в Казахстане во второй половине 80-х годов: экономическое развитие, отношение к новому политическому курсу Д.А.Кунаева, диктат центра и др. Смена политического руководства, назначение Г.В.Колбина. Массовое недовольство молодежи, кровавые события 17-18 декабря 1986г. в Алма-Ате и др. городах Казахстана, их политические последствия. «Казахский национализм», политические гонения на молодежь, национальную интеллигенцию и их последствия. Современная оценка декабря 1986г.

Третий вопрос должен подвести итог всему семинарскому занятию. Студент должен подвести итог неудачным попыткам М.С.Горбачева провести кардинальную реформу в стране. В чем же причина провала реформ в экономике, политической системы? Кризис Центра, парад суверенитетов, попытка разработать новый Союзный договор, путч в августе 1991г. и его провал. Новая политическая ситуация в национальных республиках, нарастание требований  выхода из Союзного договора. Беловежские соглашения Российской Федерации, Беларусии и Украины 8 декабря 1991г. Попытки Казахстана сохранить Союз, встречи 13 декабря 1991г. в Ашхабаде, 20 декабря 1991г. в Алма-Ате. Алма-Атинская декларация и ее основные положения. Образование СНГ. Сам перечень вопросов говорит о том, что студенту предстоит просмотреть  значительный массив литературы и уяснить основополагающие политические принципы, по которым живут ныне суверенные государства.       

 13 Казахстан   - суверенное, независимое государство

13.1 Становление Казахстана как суверенного, независимого государства.

 13.2 Экономические реформы, переход к рыночной экономике. Стратегия «Казахстан - 2030».

 13.3 Внутренняя и внешняя политика Казахстана.

Список литературы

1.   Абдильдин С. Парламент Казахстана: от Союза к государственности. – Алматы, 1993.

2.   Джунусова Ж. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы, 1996.

3.   Казахстан: особенности перехода к демократии. - Алматы, 2004.                   

        4. Декларация о государственном суверенитете КазССР. – Алматы, 1990.

        5. Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. – Алматы, 1991.

 6. Конституция (Основной закон) Республики Казахстан. – Алматы, 1995.

        7. Токаев К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

8. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.

        9. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Послание  Президента страны народу Казахстана. – Алматы, 1997.

        10. 10 лет независимости Казахстана: итоги и перспективы развития. – Алматы, 2001.

        11. Современный Казахстан: экономика, политика, общество. – Т.1,2 – Алматы, 1997.

         Методическое указание

            Ответ на первый вопрос предполагает глубокое  изучение двух важных политических документов: «Декларации о государственном суверенитете КазССР» и Конституционного закона «О государственной независимости РК». Попытайтесь сопоставить содержание таких понятий, как суверенитет и независимость. Далее следует проследить, как по-новому выстраивалась политическая система РК, система государственного управления, признание страны на международной арене, вступление РК в международные организации, установление дипломатических отношений и т.д. Принятие новых государственных символов (флаг, герб, гимн). Подведите некоторые итоги 10 - летнего независимого развития.

         Наиболее сложной для РК была проблема перевода экономики на новые рыночные отношения. Принятие 15 декабря 1990г. Закона «О собственности», кардинальное изменение структуры управления экономикой, либерализация цен, введение национальной валюты – тенге. Реформа сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Принятие стратегической программы «Казахстан - 2030», ее основные направления, цели и задачи. На основе юбилейных материалов к 10-летию независимости Казахстана подведите некоторые итоги динамики развития страны.

         Третий вопрос предполагает анализ таких важных вопросов как Конституционная реформа. Попытайтесь сопоставить Конституции 1993 и 1995 г.г. Как шла реформа  парламента (от Верховного Совета КазССР к двухпалатному профессиональному парламенту), демократические реформы, политические партии и общественные движения. Внешнеполитическая деятельность РК в ООН, ОБСЕ, двухсторонние отношения (США, РФ, КНР, объединенная Европа), участие в многостороннем сотрудничестве, многовекторная политика РК и др.