АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин 

 

 

ИСТОРИЯ  КАЗАХСТАНА 

Методические указания к семинарским занятиям

для студентов очной формы обучения всех специальностей

БАКАЛАВРИАТ 

                                                                 

Алматы 200

СОСТАВИТЕЛИ: Джагфаров Н.Р., Утегалиева А.Д.  Методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса очной формы обучения всех специальностей бакалавриат. – Алматы: АИЭС, 2009. – 26 стр. 

         Предлагаемая методическая разработка содержит планы семинарских занятий по курсу История Казахстана, список рекомендуемой  литературы, а также методические рекомендации к каждому  семинарскому занятию. 

 Введение 

Семинар является активной формой обучения в высшей школе, когда под руководством преподавателя студент проверяет достоверность знаний, полученных в результате  самостоятельной  работы. Каждая тема семинара  содержит три вопроса, которые не дублируют  темы лекции, но дополняют их,  носят относительно самостоятельный, локальный характер.

К семинару нужно готовиться основательно, т.к. здесь происходит непосредственный контроль работы студента и оценка его знаний. Подготовка к семинару требует определенных усилий, самостоятельного изучения достаточно большого круга материалов и источников, которые приводятся в списке литературы. Причем студенту нужно уяснить для себя, что на каждом семинаре осуществляется фронтальный опрос всех и в обязательном порядке выставляется оценка каждому. Поэтому к семинару надо готовиться всегда, а не от случая к случаю, как это было в средней школе. 

При подготовке к семинарскому занятию студенту нужно внимательно ознакомиться с методическими указаниями по семинарским занятиям. Здесь по каждой теме выделяются главные проблемы в каждом вопросе, определяется  основные направления, концептуальные подходы и положения, освещение которых и должно составить содержание предстоящего ответа. Затем следует основательно изучить  рекомендуемую литературу, на основе которой составить полный ответ на поставленные вопросы. В списке литературы к каждому семинару звездочкой отмечены те книги, которые имеются в библиотеке АИЭС. Основополагающие моменты конспектируются в отдельной тетради и представляются периодически на проверку преподавателю. Конспект должен содержать не менее половины источников из списка литературы. 

На семинаре студент должен кратко, но полно осветить  вопрос, при этом он может пользоваться своими записями в конспектах. Ему могут задавать уточняющие вопросы, в процессе ответа на них могут возникнуть дискуссии, различные точки зрения на одну и ту же проблему. Все это способствует возникновению творческой атмосферы на семинаре. Студенты, способствующие своими знаниями возникновению такой творческой атмосферы, поощряются особо.

Каждого студента обязательно опрашивают по 1, 2 или же по всем 3 вопросам семинара. По результатам работы в конце семинара выставляется итоговая оценка по 9 балльной системе. Критерии оценки ответов: во-первых,  студент должен свободно излагать материал, пользуясь записями в конспектах, зачитывая исторические факты, ссылаясь на источник или  на конкретного автора и его работу. Во-вторых, проверяя конспект, который должен быть обязательно на семинаре у студента, преподаватель выявляет степень его готовности по всем трем вопросам, степень использования рекомендованной литературы. В-третьих, студент, который имеет полный конспект, отвечает по вопросам семинара, постоянно дополняет каждый вопрос, предлагая новые факты и излагая свои суждения по проблеме, претендует на более высокую оценку.

По предмету «История Казахстана» предусмотрено 12 семинарских занятий, по всем 12 занятиям студент должен иметь положительные оценки и полные  конспекты. Студенты, пропустившие семинар или получившие на нем неудовлетворительную оценку, отрабатывают их в обязательном порядке в специально отведенные для этого дни СРСП. Только студенты, имеющие положительные оценки по всем 12 семинарским занятиям и представившие перед экзаменом полный конспект по требованию преподавателя, а также выполнившие качественно и своевременно 3 семестровые работы, получают допуск к  экзамену. Рейтинг допуска к экзамену составляется на основе суммы показателей: работа на  семинарах составляет 40%, выполненные качественно и в срок 3 РГР оцениваются по 16 %, лекции - 12%. Оценка Государственного экзамена составляет 40%. На основе суммы рейтинга допуска и оценки Госэкзамена выставляется итоговая оценка по дисциплине «История Казахстана». 

За преподавателем остается право выбора формы организации семинарского занятия, что зависит от уровня подготовки, эрудиции, активности студентов.

Предлагаемое методическое издание содержит планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, а также методические указания и темы для самостоятельной работы студентов к каждому семинару. 

 

1. Казахстан в древности

 

1.1 История изучения палеолита Казахстана. Памятники эпохи камня на территории Казахстана. Сложение древних родоплеменных объединений. Хозяйственная эволюция.

1.2. Казахстан в эпоху бронзы. Казахстанский ареал андроновской культуры: характерные черты, совершенствование земледелия и скотоводства, горное дело, ремесла, поселения. Особенности нуринского и атасуского этапов андроновской культуры.

1.3. Культура поздней бронзы (Бегазы, Дандыбай). Переход от пастушеского к кочевому скотоводству. Патриархально-семейная община. Искусство и верования. Протогорода Ботай, Токсамбай, Аркаим.

 

Список литературы

    

1. Алексеев В.П. Становление человечества – М., 1984.

2. Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий.- СПб., 2005.

3.Кадырбаев М., Марьяшев А.И. Наскальные изображения хребта Каратау. – Алматы, 1977.

4. Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. – Алматы, 1976.

5. Кадырбаев М.К. и др. Культура древних скотоводов металлургов Сары-Арки. А., 1992.

6. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.Н. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1966.

7. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1976.

8. Маргулан А.Х  Сочинения. 14 т. 2 т: Сарыарка.А., 2001.

9. Маргулан А.Х., Басенов Т., Мендикулов М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959.

10.Нарымбаева А.К. Аркаим–очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками. Алматы, 2007.

11. Прошлое Казахстана по археологическим источникам. – Алматы, 1988.

12. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб./ Под ред. С.Д.Асфендиарова. А.,1997.

13. Путенихин В.П. Тайны Аркаима.Наследие древних ариев. – Ростов –на- Дону, 2006.  

14. Самашев З. Петроглифы Казахстана. А., 2002.  

 

Методическое указание

 

Ответ на первый вопрос должен содержать анализ формирования естественно-географической среды, формирования родовых и племенных объединений, социогенез и этногенез на Евразийском пространстве. Раскройте периодизацию эпохи камня на территории Казахстана, хозяйственную и культурную эволюцию, орудия труда, предметы быта, поселения. Рассмотрите эволюцию древнего общества и социальных отношений, матриархата, зачатки системы управления. Проанализируйте закономерности перехода к земледелению (регионы, выращиваемые культуры), пастушескому скотоводству, особенности культуры и верований эпохи камня.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с краткой характеристики бронзы как сплава, состава и методов его получения, изложения хронологии и периодизации эпохи бронзы, особенностей природно-климатической среды на территории Казахстана. Охарактеризуйте андроновскую культуру, географию её распространения. Проанализируйте закономерности перехода к  земледельческо-скотоводческому хозяйству андроновцев, раскройте особенности нуринского и атасуского этапов. Раскройте уровень развития горного дела, металлургии, ткачества, гончарного дела, различных промыслов и т.д. Рассмотрите поселения, жилища, материальную и духовную культуру, погребальный обряд и верования андроновцев. Для этого используйте богатые археологические данные стоянок того времени (Атасу, Бугулы, Садчиковская, Алексеевская, Аркаим и др.).

Отвечая на третий вопрос, покажите отличия Бегазы-Дандыбаевской культуры как более высокого этапа развития, раскройте общее и особенное в характеристике придомного, пастушеского и яйлажного скотоводства. Опираясь на имеющиеся антропологические данные, рассмотрите внешний облик населения эпохи бронзы. Определите понятия: семья, род, община, племя. Охарактеризуйте духовный мир, верования, погребальный обряд,  «звериный стиль» в искусстве на примере могильника Бегазы-Дандыбай, комплекса Тамгалы, протогородов Ботай, Токсамбай.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Город Аркаим – памятник эпохи бронзы Казахстана.

2. Тамгалы – как отражение мировоззрения населения  эпохи бронзы.

3. Вклад А.Маргулана в изучение эпохи бронзы Казахстана.

 

2. Эпоха раннего кочевничества  (1 тыс. до н.э. – нач.1 тыс. н.э.)

 

2.1.Политическая история, социальное устройство, хозяйство и быт саков. Военная организация. Взаимоотношения саков с соседними государствами.

2.2. Политическая история, социальное устройство, хозяйство и быт хунну (гунну). Военная организация и военное искусство. Локализация и миграция хунну.

2.3. Материальная и духовная культура, письменность,  верования, изобразительного искусства, города саков и хунну (гуннов).

 

Список литературы

 

1.     Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. – Алматы, 1963.

2.     Акишев К.А.  Искусство и мифология саков. – Алматы, 1984.

3.     Акишев К.А. Курган Иссык: искусство саков Казахстана. – М., 1978.

4.  Алтаев А.Ш. История Казахстана. Хрестоматия. Т.1. А., 2008.

5.Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий.- СПб., 2005

6. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. – М., 1988.

7. Гумилев Л.Н. Хунну. – М., 1950.

8. Евразийский народ саки- Алматы., 2006

9. Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. – Алматы, 1998.

10. Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. – Алматы, 1998.

11. Агапов П.,Кадырбаев. Сокровища древнегоКазахстана. А.,1979.

12. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

12. Материалы по истории сунну по китайским источникам. – Вып.1-2. – М., 1968-1973.

13. Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. – Алматы, 1960.

14. Петухов Ю.Д. Васильева Н.Н. Евразийская империя скифов. М. «Вечер». 2007

15. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. – Алматы, 1997.  

 

Методическое указание

 

Отвечая на первый вопрос, надо отметить, что в VIII-VII вв. до н.э. на территории Казахстана произошло главное событие – началась эпоха железа.

На основе  письменных и археологических данных раскройте расселение на территории Казахстана племен  саков: хаомаварга, тиграхауда, парадарайя по древнеперсидским источникам, сопоставьте с расселением по древнегреческим источникам племен массагеты, аримаспы, агрипей, исседоны, скифы, саки-дая и др.

Возникновение древних государственных образований – особый этап развития общества. Покажите, что возникновение государства было обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями. Совершенствование производства, появление частной собственности, развитие торговли, разделение общества на различные социальные группы, появление прибывочной стоимости привело к  неравенству и т.д. Учитывая эти изменения, раскройте особенности политической истории саков, их войны с персами, участие в греко-персидских войнах, завоевания А.Македонского. Рассмотрите войну как промысел, военное дело саков, вооружение, тактику ведения войн, эпоху боевых колесниц. Попытайтесь дать  подробный анализ социальной структуры, общественно-политического строя саков. Раскройте особенности хозяйственного развития и быта саков. 

Отвечая на второй вопрос, опираясь на сведения письменных источников и археологических памятников, рассмотрите территорию расселения гуннов, процесс создания и развития государства хунну, хозяйство и быт. Охарактерезуйте социальную структуру, систему управления, принципы наследования и формирования правящей династии, военную организацию, военное искусство гуннов. Раскройте этнические миграционные процессы, переселение хунну на территорию Казахстана, создание государства Юебань на территории Восточного и Центрального Казахстана. Рассмотрите процесс Великого переселения народов и роль гуннов, их миграцию на запад.

Ответ на третий вопрос необходимо построить на основе сравнительного подхода  при рассмотрении духовного мира саков и гуннов, письменности, верований, погребальных обрядов, изобразительного искусства, мифологии и мировоззрения.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Берельский курган – памятник скифской культуры Казахстана.

2. «Золотой человек» - памятник культуры Западного Казахстана.

3. Военная организация и военное искусство саков и гуннов: сравнительный анализ.

 

3. Казахстан в средневековье

 

3.1 Карлуки и Империя Караханидов: экономика, социальная культура, политическая организация, идеология и религия. Денежное обращение и торговля.

3.2. Дешт-и-Кипчак. Политический и общественный строй Восточного Кипчакского ханства, их племенной состав. Складывание этнического ядра казахской народности. Половецко-русские, кипчако-хорезмийские взаимоотношения. Кипчаки в Евразии.

3.3. Великий Шелковый путь и развитие городской культуры.

 

Список литературы

 

1. Аджи М. Полынь половецкого поля. М., 1994.

2. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. М., 2004.

3.Акинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы, 1989.

4. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. – Алма-Ата, 1971.

5.Байпаков К.М, Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья: VI – начало VIII вв. – Алма-Ата, 1986.

6. Бартольд В.В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии.- Алматы., 1993.

7.Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. – М., 1988.

8. Гумилев А.Н. Древние тюрки. – М., 1993.

9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.1992.

10. Золотая Орда. Казахское ханство. Дешт-и-Кыпшак. Х-ХV века. А., 2004.

11. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках ( V в. до  н.э. – XV в. н.э.). – Алматы, 1997.

12. Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. – Алматы, 1997.

13. Караев О. История Караханидского каганата X-начало XIII вв. – Фрунзе, 1983.        

14. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

15. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. – Алматы, 1972.

16. Кумеков Б.Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков VIII – XIV вв. – Алма-Ата, 1987.

17. Тажутов А. Куманы, половцы, кипчаки и казахи. – Алматы, 1998.

Методическое указание

 

В первом вопросе нужно отметить, что калейдоскопическая смена государств на политической арене отнюдь не означала миграцию новых этносов или племен на территорию Казахстана. Попытайтесь доказать это положение, чем была вызвана столь частая смена государственных образований. Рассмотрите государство карлуков: территорию расселения, систему государственного  управления, политическую историю. Охарактеризуйте хозяйство карлуков, развитие торговли, ремесел, городской культуры. Рассмотрите территорию и политическую историю государства Караханидов, социальную структуру, систему государственной власти, военно-ленную систему, хозяйство и быт. Раскройте особенности культуры и религии,  развития городов и торговли в государстве Караханидов.

Во втором вопросе следует рассмотреть концепции происхождения, сложения и развития  кипчакского этноса. На рубеже VIII–IХ веков здесь сложился кимако-кыпчакский союз, до начала ХI века кыпчаки находились под влиянием кимакского каганата, а уже в ХI-ХII веках установилась гегемония кыпчакской конфедерации в Дешт-и-Кипчаке и далее в Восточной Европе. Студенту необходимо внимательно проследить весь процесс сложения кыпчакской конфедерации, ход развития и консолидации этноса, географию его расселения на основе исторических источников. Особое внимание следует уделить социальной структуре, системе управления государством и обществом. Рассмотреть взаимоотношения кипчаков с Хорезмом, Русью, государствами Кавказа, Восточной Европы. Расцвет и упадок кипчакского ханства. Раскройте роль алано-кипчако-русского союза в борьбе против монгольских завоеваний; роль кипчаков в этногенезе казахского народа.

Третий вопрос следует начать с краткого изложения процесса  и времени формирования Великого Шелкового пути, его маршрутов. Но главное внимание уделите казахстанским участкам Великого Шелкового пути, с указанием государств и городов на его трассе, их роли не только в торговле, но и в цивилизационном развитии. Указать, какие товары, наряду с согдийцами доставлялись, какую роль сыграли тюркские племена (карлуки, огузы, кимеки, кыпчаки и др.) в развитии Шелкового пути. Раскройте влияние Великого Шелкового пути на установление и развитие международных дипломатических, политических, торговых, культурных, религиозных отношений со странами и регионами мира (укажите, какими). Когда и почему происходит угасание Великого Шелкового пути.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1.Тенгриантство–религия древних тюрков как отражение их мировоззрения.

2. Кипчаки в русских и европейских источниках.

3. Великий Шелковый путь как отражение дипломатии и политики.

4. Формирование и развитие казахского этноса и Казахского ханства во второй половине XIV- XVII вв

 

4.1. Закономерности и этапы образования Казахского ханства, расширение и закрепление его территории: ханы Керей и Жанибек, Бурындык и Касым.

4.2. Расцвет Казахского ханства: ханы Акназар и Тауке.

4.3. Образование          казахского этноса и казахских жузов.

 

Список литературы

 

1.Абиль Е. Политическая организация кочевников Казахстана: Опыт системного подхода.- Астана, 2001.

2.Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв. – Алматы, 1998.

3.Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. – Алматы, 1998.

4. Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. – Алматы., 1998.

5.Ашимбаев Д., Хлюпин В. Казахстан. История власти. Опыт реконструкции. Алматы., 2008.

6. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

7. Галиев А.А. Керей мен Жанібек: тарих, тұлға, уақыт.- А., 2004.

8. Ерофеева И.В. Казахские ханы XVIII – середины XIX века. – Восток. 1997.– №3.

9. Карибаев Б.Б. Касым хан. – А., 2004.

10.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

11. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

12. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы, 1995.

13. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. – Алматы, 1969.

14. Оразбаева А.И. Цивилизация кочевников евразийских степей._ Алматы, 2005.

15. Пищулина К.А Юго-Восточный Казахстан  в середине ХIV-начале ХV вв.- Алма-Ата, 1977.

16. Салгарин К. Династии ханов. – Алматы, 1992.

17. Сұлтанов Т. Қазақ мемлекеттілігінің құрылуы. Қазақ хандығының тарихы. А., 2003.

   

Методическое указание

 

Ответ на первый вопрос нужно начать с рассмотрения особенностей образования Казахского ханства во второй половине ХIV в. Дайте анализ причин откочевки султанов Жанибека и Керея, территории их расселения в Могулистане, истоков создания Казахского ханства. Рассмотрите процесс укрепления власти  ханов Керея и Жанибека,  борьбы с потомками Абулхаир хана, расширения границ Казахского ханства. Расширение границ  и укрепление Казахского ханства, борьба за южные территории, централизация власти при  Касым-хане. Внешнеполитическая обстановка на границах Казахского ханства в ХV в. Взаимоотношения Казахского ханства с могольскими ханами, ногайскими мурзами, установление дипломатических связей с Московским государством.

Во втором вопросе нужно раскрыть динамику и особенности процесса дальнейшего развития Казахского ханства в ХVI- ХVII вв. Рассмотрите  особенности внутриполитического развития государства при правлении ханов Акназара, Тауекеля, Есима, Джангира, Тауке. Раскройте особенности внешнеполитической обстановки на границах Казахского ханства в ХVI- ХVII вв.

Ответ на третий вопрос нужно начать с определения понятий «этнос», «этноним», «этногенез». Рассмотрите содержание этнонима «казах», происхождение казахского народа на основе письменных источников. Рассмотрите истоки этногенеза казахского народа, процесс формирования казахского этноса, его периоды. Раскройте этногенез  казахов в двух аспектах – лингвистическом и антропологическом.  Необходимо рассмотреть феномен казахских жузов, истоки их формирования. Источники о происхождении казахских жузов. Охарактеризуйте территориальный, хозяйственный, функциональный принципы создания и развития трех казахских жузов – Старшего, Среднего и Младшего. Рассмотрите родоплеменной состав казахских жузов.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Дипломатия Казахского ханства ХV- ХVII вв.

2. Казахско-китайские отношения в ХVIII в.

3. Европейские источники о казахах.

 

5. Экономика и культура Казахстана  в ХV- ХVII вв

 

5.1.  Кочевое скотоводство. Земледельческие оазисы. Города и торговля, ремесло и промыслы.

5.2. Система государственного управления, правовая основа, социальная структура казахского общества.

5.3.  Материальная и духовная культура казахского народа.

 

Список литературы

 

1.Абиль Е. Политическая организация кочевников Казахстана: Опыт системного подхода.- Астана, 2001.

2.Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв. – Алматы, 1998.

3. Ерофеева И.В. Казахские ханы XVIII – середины XIX века. – Восток.– 1997.– №3.

4. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. – Алматы, 1969.

5. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

6.  Казахи. – Алматы, 1995.

7. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы, Евразия, 1993.

8.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

 9.Кондыбай С. Казахская мифология. – Алматы, 2005.

10. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества.  А., 1995.

11. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

12.  Салгарин К. Династии ханов. – Алматы, 1992.

13. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы., 2001.

14.Шахматов Б.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. –Алматы, 1964.

 

Методическое указание

 

Основным видом хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство. Охарактеризуйте пастбищное скотоводство, которое предполагало существование нескольких видов пастбищ. Необходимо глубоко проанализировать развитие традиционного хозяйства казахов: овцеводство, коневодство, верблюводство, их продукцию, способы обработки и использования,  характер выпаса, пища, жилища одежды казахов. Вторым видом хозяйства, особенно в южных и юго-восточных районах, было земледелие. Охарактеризуйте его. Центрами торговли были Присырдаринские города Сауран, Созак, Отрар, Туркестан, Ташкент и др. где проиходил обмен товрами.  Денежное обращение, серебрянные и медные деньги. Система налогов. Все эти вопросы предстоит  обстоятельно обсудить.

Во втором вопросе вам необходимо рассмотреть политическую и общественную систему казахского общества: аул – Ата-аймак – Род – Арыс – Улыс Жуз. Старейшины («Аксакалы») – народное собрание – совет биев – хан. Аксуек: хан, султаны (торе); ходжи (кожа). Карасуек: би, батыр, бай, кедей,  кул, кун, малшы, жалшы, жатаки, егинши. Именно такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи. Казахское общество не было социально однородным. По каким признакам шло деление? Что из себя представляли правовые институты казахского общества ХҮІ –ХҮІІ веков, система судоустройства? Рассмотрите эти вопросы на основе свода законов «Жеты-Жаргы».

В третьем вопросе раскройте специфику мировоззрения казахов как гармоничного единства кочевника и природы. Рассмотрите такие вопросы, как астрономия и астрология - звезды и небо казахов, звездочеты и их функции. Летоисчисление, природные циклы, календарь казахов. Раскройте особенности казахского эпоса, музыкального искусства. Рассмотрите специфику казахского устного творчества акынов, жырау, сал, сере.  Охарактеризуйте обычаи и нравы, ритуалы и обряды казахов. Раскройте особенности ислама, традиционных верований и их синтеза.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Принцип патрономии традиционного казахского общества.

2. Традиционное мировоззрение казахов.

3. Традиционное музыкально-поэтическое искусство казахов.

 

6. Казахстан в составе Российской империи

 

6.1. Принятие Казахскими жузами Российского патроната: исторические предпосылки, процесс присоединения, значение.

6.2. Российский протекторат. Ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах: сравнительный анализ Устава о Сибирских (1822г.) и Оренбургских (1824 г.) киргизах.

6.3.Прямое российское управление. Колонизация края. Административные и судебные  реформы царизма 1867-1868 гг., 1891-1893 гг.

                                           

Список литературы

 

1. Абдрахманова Б.М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX в. – Астана, 1998.

2. Абылай хан: Өмірі мен қызметіне қатысты құжаттар мен материалдар. Петропавл, 2005.

3. Абылай хан (1711-1781). А., 1992.

4.Ашимбаев Д., Хлюпин В. Казахстан. История власти. Опыт реконструкции. Алматы., 2008.

5.Жиренчин К. Политическое развитие Казахстана в XIX – начале ХХ вв. – Алматы, 1996.

6. Елагин А.С. Казачество и казачьи войска в Казахстане. – Алматы, 1993.

7. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. – Алма-Ата, 1982.

8.Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

9.Сапаргалиев В.С. Карательная политика царизма в Казахстане. – Алма-Ата, 1966.

10. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII – ХХ вв. – Алматы, 1981.

11. Царская колонизация в Казахстане: по материалам русской периодической печати XIХ в. – Алматы, 1995.

 

Методическое указание

 

Для ответа на первый вопрос студенту следует изучить большой массив литературы и попытаться в хронологическом порядке восстановить процесс и характер отношений Младшего, Среднего и Старшего жуза с Россией. Студент должен  поэтапно показать, как  вылившееся позже (когда?) в колонизацию, завоевание края. Стратегические цели России, ее конкретные шаги по колонизации: строительство укреплений, организация казачьих войск, переселенческая политика, посылка научно-военных экспедиций и др. Политические и социально-экономические последствия Российского патроната, протектората, колонизации.  

По второму вопросу студент должен изучить «Устав о Сибирских киргизах» 1822 года, «Устав об Оренбургских киргизах» 1824 года. Эти документы наглядно показывают, как была ликвидирована ханская власть, как  Казахстан стал колонией России, окончательно утратив свою политическую независимость. 

В третьем вопросе рассматривается «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» 1867 года, «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» 1868 года. Студент должен уяснить и сформулировать основные  цели  и  задачи судебных и  административных  реформ  1867-68 и 1890 гг.,  что дала новая система власти и управление в степи. Политика русификации, попытки крещения казахов. Политические и социально-экономические последствия Российской колонизации. 

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Строительство российских форпостов в Казахстане: цель, задачи, значение.

2. Русские исследователи Казахстана в ХIX в.

3. Букеевская Орда в истории Казахстана ХIX в.

 

7. Казахстан в последней четверти ХIX- началеХX вв

 

7.1 Переселенческая политика царизма и ее социально-экономические последствия.

  7.2 Зарождение и развитие промышленности.

  7.3 Культура,  народное образование, литература, наука.

 

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. – Алматы, 1997.

2. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

3. Баишев С.Б. Развитие капитализма в России и его влияние на экономику Казахстана в пореформенный период. – Алма-Ата, 1982.

4. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма: 60-е годы ХІХ в. 1917г. – М., 1986.

5. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867–1914 гг. – Алматы, 1965.

6. Игибаев С. Промышленные рабочие дореволюционного Казахстана 1861-1917 гг. – Алматы, 1991.

7. Ирмуханов Б.Б. Исторические воззрения мыслителей ХХ века. – Алматы, 1999.

8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – т. 3. – Алматы, 2000.

9. Дильмухамедов Л., Маликов Ф. Очерки истории рабочего класса дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1968 .

10. Чуланов Г. Промышленность дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1960.

 

Методическое указание

 

Отмена крепостного  права в России (1861г.) создавала предпосылки для массового переселения русских крестьян в Казахстан. Студенты должны сформулировать ответ на вопрос, какие колониальные цели преследовала  Россия. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать принятые в те годы документы «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» 1968 года, в Сырдарьинской области 1886 года, Акмолинской и Семипалатинской областях 1889 года. По ним попытаться выделить особенности переселенческой политики. Цели и задачи аграрной реформы Столыпина. В итоге студент должен выделить и охарактеризовать последствия переселенческой политики царизма: массовое обезземеливание казахов, их пауперизация, ломка традиционной экономической структуры, значительное  уменьшение удельного веса коренного населения Казахстана, русификация и др.

При ответе на второй вопрос надо обратить внимание на специфические черты экономической политики Российского правительства в национальных окраинах империи. Нужно на фактах показать процесс проникновения в край капиталистических элементов, появление признаков экономической специализации отдельных регионов Казахстана (Запад, Центр, Восток). Студенту необходимо отметить роль ярмарок, городов, кредитно-банковских учреждений и особенно железных дорог (их сеть, протяженность и т.д.). Зарождение национального рабочего класса, его численность, социальное положение. Проникновение марксистских идей, возникновение социал-демократических организаций. Начало политической борьбы.

Освещение третьего вопроса необходимо начать с того, что царское правительство было вынуждено готовить чиновников для местной колониальной администрации.  Эти меры требовали увеличения численности русско-казахских школ, училищ, гимназии и т.д. Студенту нужно кратко охарактеризовать традиционную систему образования, проанализировать образовательную политику  Российского правительства в отношении казахов. Творчество выдающихся представителей казахской интеллигенции первой волны: А.Байтурсынов, Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, А.Букейханов, Ж.Аймауытов, С. Кубеев, М.Жумабаев, С.Торайгыров и др. 

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Слом традиционного кочевого хозяйства казахов в ХIX- началеХX вв.

2.Зарождение и развитие металлургической промышленности Казахстана в ХIX- началеХX вв.

3. Литература Казахстана в ХIX- началеХX вв.

 

  8.  Казахстан в новейшее время

      

8.1 Политические партии и движения в крае в начале ХХ в. Особенности установления Советской власти в Казахстане.

8.2 Казахская  АССР. Идея единого Туркестана (Т.Рыскулов, М.Султангалиев, М.Шокай и др.).

8.3 Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии, образование Каз.ССР.

 

Список литературы

 

1. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия.История движения Алаш – Алматы, 1994.

2. Алаш қозғалысы -Движение Алаш: сб. документов и материалов Т.2.А., 2005.

3. Алаш Орда. Сб. документов/ Сост.Н. Мартыненко.  А., 1992.

4. Бакаев А.Н., Аманжолов К.Р. Казахские национальные части Красной Армии в годы гражданской войны (1918-1920гг).–  Алматы, 1994.

5. Бурабаев М.С. Общественная мысль в Казахстане в 1917-1940 гг. – Алматы, 1991.

6. История Казахстана: белые пятна. – Алматы, 1991.

7. Козыбаев М.К. Социализм, несбывшиеся надежды. – Алматы, 2000.

8. Новейшая история Казахстана: Сб. докум. и материалов (1917-1937 гг.): Учебное пособие / Составители: Каражанов К., Такенов А. – Алматы: Санат, 1998.

9. Образование КазАССР. – Алматы, 1957.

10. Рыскулов Т.Р. Собрание сочинений в трех томах. – Алматы, 1998.

11. Сартаев С. Образование и становление казахской советской государственности. – Алматы, 1960.

12. Туркестан в начале ХХ века: К истории истоков национальной независимости. / Абдуллаев Р.М., Агзамходжаев С.С. и др. Авторский коллектив. – Ташкент, 2000. 

15. Чокаев М. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1993.

16. История Центральной Азии и Казахстана. – Алматы, 2001.

 

Методическое указание

 

Глубокий, системный кризис, начавшийся  в 1913 г., привел Россию к последней черте, за ней были Февральская и Октябрьская революции. Показать их объективный и закономерный характер. Особенности протекания в Казахстане. 

В первом вопросе подробно следует остановиться на деятельности различных политических организаций и партий: «Алаш», «Уш-жуз», «Шуро-и-исламия», «Шуро-и-Улемия», эсеров, кадетов, социал-демократов, Сибирского, Уральского, Семиреченского, Оренбургского казачества, а также рабоче-крестьянских Советов и казахских комитетов. Анализ содержания политической платформы Народного Совета «Алаш-Орда» и «Кокандской автономии» поможет студенту понять цели,  сущность и задачи автономных образований, выявить его этно-социальную базу. Далее, рассматривая  сущность понятий «социалистическая революция», «диктатура пролетариата», «большевизм», «власть Советов», особое внимание следует обратить на своеобразие форм и методов «советизации» Казахстана.

При ответе на второй вопрос студенту необходимо изучить широкий круг литературы  по проблеме, в особенности труды Т.Рыскулова, М.Чокая и др. Далее, анализируя процесс образования Казахской АССР и Туркестанской АССР, следует иметь в виду, что были и другие, альтернативные идеи. Кому они принадлежали? Дайте подробный ответ, каким они (Т.Рыскулов, М.Чокай, С.Садвакасов и др.) видели будущие формы правления, государственного устройства в республике.

Отвечая на третий вопрос, студент должен вспомнить, какие территориальные изменения произошли в ходе царских реформ 1867-1868 г.г., 1880-90 г.г. в Казахстане, в результате которых были отторгнуты огромные регионы (какие?), потеряны признаки национальной государственности,  а край стал колонией Российской империи. После Октябрьской революции произошло возрождение Казахстана в статусе  республики, и началось оно с собирания казахских земель. Эта работа началась с 1919 года, когда постановлением СНК РСФСР был утвержден Ревком по управлению Киргизским (Казахским) Краем. В обстановке гражданской войны в ведении Ревкома оказался один Ак-Булакский район (Актюбинской губ.) В дальнейшем в 1919 г и в начале 1920 года Ревком принял сначала Уральскую губернию, затем Тургайскую. Именно это территория представляла собою КазАССР к октябрю 1920 года, когда собрался 1-й Учредительный съезд Советов Киргизии. В таком порядке студенты должны рассмотреть вопросы (где, когда, на основании какого решения?) были переданы Акмолинская, Семипалатинская, Джетысуйская, Сырдарьинская губернии в состав КазАССР. Особо следует отметить роль государственных деятелей Т.Рыскулова, А.Байтурсынова, М.Сералина, А.Букейханова, А.Ермекова С.Садвакасова, которые на богатой документальной основе раскрыли истинный процесс колонизации края и всесторонне доказали  необходимость возвращения исконно казахских земель. 

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Партия «Алаш» и ее лидеры в истории Казахстана.

2. Политическое наследие Мустафы Чокая.

3.Национально-территориальное устройство Казахстана в наследии Т.Рыскулова, С.Садвакасова, С.Мендешева.

 

9.  Советский  Казахстан в 1950-е гг. - 1984 г

 

9.1. Социально-политическое развитие Казахстана в 1950-е – 1964 гг. Хрущевская оттепель.

9.2. Экономическое развитие Казахстана в послевоенный период. Целина. Экономическая реформа 1960-х гг.

9.3. Нарастание кризисных тенденций в 1970-80-е гг. В Казахстане. Экологические проблемы.

 

Список литературы

 

1.     Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2.     Баишев С.Б. Целинная эпопея Казахстана: основные итоги и историческое значение. – Алматы, 1979.

3.     Вопросы политической и социально–экономической теории. – Алматы, 1977.

4.     Козыбаев М.К. История и современность. – Алматы, 1990.

5.     Козлов Г. “Застой” // Казахстанская правда. – 1989, 3 февраля.

6.     Кольцов В.И. Развитие промышленности Казахстана в послевоенный период (1946 – 1955 гг.). – Алматы, 1970.

7.     Кунаев Д.А. О моем времени. – Алматы, 1991.

8.     Кулаков В. Исторический опыт освоения целинных земель. – М.,

9.     Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

Методическое указание

 

В послевоенные годы в СССР начинается следующий виток массовых репрессий. Раскройте их причины, цели, особенности проведения репрессий в Казахстане. Рассмотрите их политические и нравственные последствия. Установление двуполярной системы на международной арене, политическое противостояние и «холодная» война. Рассмотрите историю создания ядерного полигона в Семипалатинске, испытания оружия,  последствия его деятельности. Смерть Сталина и ХХ съезд партии, осуждение культа личности. Процессы десталинизации и демократизации. Хрущевская оттепель и социально-политические изменения в Казахстане. СССР – первая космическая держава мира, создание космодрома «Байконур» и освоение космоса.

Во втором вопросе рассмотрите экономическое развитие в послевоенный период, сложности обеспечения продовольствием и возможные пути решения проблемы. Проанализируйте позиции сторонников (Хрущев Н.С.) и противников (Шаяхметов Ж.Ш.) освоения целины в Казахстане, этапы и методы ее освоения. Раскройте ее последствия: экологические, этнополитические, экономические. Цена целины и  казахстанского хлеба - оправданы ли затраты?  Раскройте экономическое развитие страны 1960-х гг., Пленум ЦК КПСС (март 1965г.), необходимость хозяйственной реформы, ее  содержание, проведение и последствия. Раскройте причины половинчатости, незавершенности реформы.

В третьем вопросе рассмотрите особенности социально-политического и экономического развития Казахстана в 1970-е – начале 1980-х гг. Раскройте причины кризисных явлений в различных сферах жизни, тенденции их нарастания. Рассмотрите содержание командно-административных методов управления, диктата Центра и партийных органов, потери динамизма в развитии экономики, падения темпов производства, ухудшения качества продукции и увеличения количества. Проанализируйте нарастание негативных процессов в социальной сфере, деформации в национальной политике, языковая ситуация в республике.  Раскройте  причины экологических проблем в регионах Аральского моря, Семипалатинского полигона и их последствия. 

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Космодром «Байконыр»: история и современность.

2. Семипалатинский ядерный полигон в истории Казахстана.

3. Экологические проблемы Аральского моря: история и современность. 

 

10. Общественно-политическое и экономическое положение  Казахстана в 80-90-ые годы ХХ века

 

10.1. Декабрьская трагедия 1986 г. в Казахстане. Современная оценка.

10.2. Нарастание кризисных явлений в экономической и социально-политической сферах. Распад СССР и образование СНГ.

10.3. Казахстан -  независимое суверенное государство.

      

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2. Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущим.– Алматы, 1994.

3. Аяганов Б.Т. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. – Алматы, 1993.

4. Казахстан: особенности перехода к демократии./ под ред.проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

5. Козыбаев М.К. Декабрь 1986г. Факты и размышления. – Алматы, 1997.

6.Козыбаев М.К. Декабрь 1986 г. Факты и размышления. – Алматы, 1997.

7.Алма-Ата, 1986, декабрь: Книга-хроника. – Алма-Ата, 1991.

8. Кунаев Д.А. О моем времени. – Алма-Ата, 1991.

9. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М., 1991.

10. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. – Алматы, 1995.

11. История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001.

12. Казахстан: особенности перехода к демократии. – Алматы, 2004.

13. Толепберген Б. Біз білмейтін Желтоқсан. – Алматы, 2006.

14. Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002).- Алматы, 2003.

 

Методическое указание

 

В марте 1985 г. к руководству страной пришел М.С.Горбачев. Вскоре был принят курс на ускорение социально-экономического развития. Его основой  стали технический прогресс, модернизация машиностроения и активизация человеческого фактора. Необходимо глубже раскрыть эти проблемы, показать причины неудач в реализации принятой концепции, что включает в себе понятие «перестройка?» Раскрыть ее основные направления: расширение границ самостоятельности предприятий, их переход на полный хозрасчет и самофинансирование, развитие кооперативного движения. Реформа политической системы (демократизация и гласность). Антиалкогольная компания и др. Первый вопрос предполагает характеристику ситуации в Казахстане во второй половине 80-х годов: экономическое развитие, отношение к новому политическому курсу Д.А.Кунаева, диктат центра и др. Смена политического руководства, назначение Г.В.Колбина. Массовое недовольство молодежи, кровавые события 17-18 декабря 1986г. в Алма-Ате и др. городах Казахстана, их политические последствия. «Казахский национализм», политические гонения на молодежь, национальную интеллигенцию и их последствия. Современная оценка декабря 1986г.

Второй вопрос должен подвести итог всему семинарскому занятию. Студент должен подвести итог неудачным попыткам М.С.Горбачева провести кардинальную реформу в стране. В чем же причина провала реформ в экономике, политической системы? Кризис Центра, парад суверенитетов, попытка разработать новый Союзный договор, путч в августе 1991г. и его провал. Новая политическая ситуация в национальных республиках, нарастание требований  выхода из Союзного договора. Беловежские соглашения Российской Федерации, Белоруссии и Украины 8 декабря 1991г. Попытки Казахстана сохранить Союз, встречи 13 декабря 1991г. в Ашхабаде, 20 декабря 1991г. в Алма-Ате. Алма-атинская декларация и ее основные положения. Образование СНГ. Сам перечень вопросов говорит о том, что студенту предстоит просмотреть  значительный массив литературы и уяснить основополагающие политические принципы, по которым живут ныне суверенные государства.

Ответ на третий вопрос предполагает глубокое  изучение двух важных политических документов: «Декларации о государственном суверенитете КазССР» и Конституционного закона «О государственной независимости РК». Необходимо сопоставить содержание таких понятий, как суверенитет и реальная независимость. Далее следует проследить, как по-новому выстраивалась политическая система РК, система государственного управления, признание страны на международной арене, вступление РК в международные организации, установление дипломатических отношений и т.д. Принятие новых государственных символов (флаг, герб, гимн), их символический смысл, происхождение.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Вклад Д.А.Кунаева в развитие советского Казахстана.

2.Перестройка 1986г: основные принципы, проведение, итоги и значение.

3. Республика Казахстан и интеграционные процессы на постсоветском пространстве: варианты,реалии и перспективы.

 

11. Республика Казахстан в годы независимости

 

11.1. Политические реформы. Конституция РК 1995г.

11.2. Экономические реформы.

11.3. Республика Казахстан в мировом сообществе.

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2. Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущим.– Алматы, 1994.

3. Аяганов Б.Т. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. – Алматы, 1993.

4. Джунусова Ж. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы, 1996.

5. Декларация о государственном суверенитете КазССР. – Алматы, 1990.

6. Ибрашев Ж.У., Енсенбаева Э. Европейский Союз  и Казахстан. - А.2004.

7. История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001.

8. Казахстан: особенности перехода к демократии./под ред.проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

9. Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. – Алматы, 1991.).

10. Конституция (Основной закон) Республики Казахстан. – Алматы, 1995.

11.Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М., 1991.

12. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. – Алматы, 1995.

13. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.

14. Токаев К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

15. Токаев К.К. Полвека служения миру. Алматы, 1999г.

16.  Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002).- Алматы, 2003.                       

 

Методическое указание

 

Ответ на первый вопрос предполагает анализ таких важных вопросов, как Конституционная реформа. Попытайтесь проанализировать содержание Конституции. Как шла реформа  парламента (от Верховного Совета КазССР к профессиональному двухпалатному парламенту), демократические реформы, политические партии и общественные движения?  Какие изменения ждут нас впереди?

Во втором вопросе необходимо отметить, что наиболее сложной для РК была проблема перевода экономики на новые рыночные отношения. Принятие 15 декабря 1990г. Закона «О собственности», кардинальное изменение структуры управления экономикой, либерализация цен, введение национальной валюты – тенге. Реформа сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Принятие стратегической программы «Казахстан – 2030», ее основные направления, цели и задачи. На основе юбилейных материалов к 10-летию независимости Казахстана подвести некоторые итоги динамики развития страны.

В третьем вопросе рассмотрите важность геополитического положения РК в центре Евразии. Роль  РК как коммутатора и переводчика цивилизаций и культур, транспортного моста между Азией и Европой. Рассмотрите внешнеполитическую деятельность Казахстана. РК признали около 120 государств, со 105-тью из них установлены дипломатические отношения. В РК функцинирует более 55 посольств и представительств, за рубежом 26 казахских посольств. РК вступил международные организации в ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИК (Организация Исламская Конференция), ЕврАзЭС. Основные направления сотрудничества со странами: Казахстан–США, Казахстан–Россия, Казахстан–Китай, Казахстан–Европа, Казахстан–СНГ.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1. Ядерный фактор во внешней политике РК.

2. Каспийская нефть и дипломатия РК.

3. Межэтническое согласие и поликонфессиональная толерантность в Республике Казахстан.

 

12.  Казахстанский путь развития

 

12.1. Вклад Н.А.Назарбаева в  модернизацию современной политической системы Республики Казахстан. Создание основ новой системы государственного управления.

12.2. Роль Н.А.Назарбаева в организации экономической реформы, перехода к  рыночной экономике.  

12.3. Выработка Н.А.Назарбаевым многовекторной внешней политики суверенного Казахстана.    

 

Список литературы

 

1.     Джунусова Ж. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы, 1996.

2.Казахстан: особенности перехода к демократии /Под ред. проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

3. Декларация о государственном суверенитете КазССР. – Алматы, 1990.

4. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана. Учебное пособие. – Алматы. 1997.

Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. – Алматы, 1991.

5. Токаев К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

6. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.

7. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Послание  Президента страны народу Казахстана. – Алматы, 1997.

8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 2003.

9. 10 лет независимости Казахстана: итоги и перспективы развития. – Алматы, 2001.

10. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Народу Казахстана Новый Казахстан в новом мире. Алматы, 2009.

11. Современный Казахстан: экономика, политика, общество. – т.1,2 – Алматы, 1997.

        

Методическое указание

 

В первом вопросе попытайтесь проанализировать ход модернизации современной политической системы  Республики Казахстан,  процесс создания основ новой системы государственного управления. По инициативе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева обществом рассматриваются новые шаги к демократизации политической системы: это расширения полномочий парламента, развитие многопартийности, выборы и подотчетность акимов на местах, развитие местного самоуправления, независимость судов и т. д.   

         Во втором вопросе нужно рассмотреть проведенные экономические реформы, инвестиции в экономику РК, развитие нефтегазового сектора. Принятие стратегической программы «Казахстан – 2030», ее основные направления, цели и задачи. Рассмотрите предлагаемые президентом РК программы инновационного развития, создания кластерного развития экономики, перехода от  сырьевой экономики к диверсификационной, создание электронного правительства. Подведите некоторые итоги динамики развития страны.

         Во третьем вопросе нужно отметить, что президент РК определяет внешнюю политику государства. В основе развития внешней политики РК лежит принцип многовекторности. В связи с этим, рассмотрите  основные внешнеполитические приоритеты РК. Рассмотрите внешнеполитические инициативы Главы государства: добровольный отказ РК от ядерного оружия,  созыв Совещания о взаимодействии и мерам доверия в Азии (СВМДА), стремление развивать итеграцию в СНГ, идея создания Евразийского Союза и др. Роль Президента Н.А.Назарбаева в становлении и укреплении РК.

 

Темы для самостоятельной работы студентов

 

1.     Идея Н.А.Назарбаева о создании системы коллективной безопасности в Азии – СВМДА.

2. История создания тенге- национальной валюты Республики Казахстан.

3. Астана –столица суверенной Республики Казахстан

 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………...….......3  

1   Казахстан в древности …………………………………………………...........4  

2   Эпоха раннего кочевничества (1 тыс. до н.э. – нач. 1 тыс.н.э.)……….........6

3   Казахстан в  средневековье  ……………………..............……………….......8

4   Формирование казахского этноса и Казахского ханства во второй

половине  ХІV - ХVІІ вв. ………………………………………………….....…10 

5   Экономика и культура Казахстана в XV – XVII вв................................…...11

6   Казахстан в составе Российской империи.....................................................13

7.  Казахстан в последней четверти ХIХ – начале ХХ вв. ................................14

8   Казахстан в новейшее время...........................................................................16

9   Советский Казахстан в 1950-е - 1984 гг. .......................................................18

10 Общественно-политическое и экономическое положение 

Казахстана в 1980-90-ые годы. ........................………………………................20

11 Республика Казахстан в годы независимости...............................................21

12 Казахстанский путь развития …. . . . . . . . . . . . . . . . . .…………………......23