АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра теоретических основ электротехники
Теоретические
основы электротехники 1.
(для студентов специальности
050702-Автоматизация и управление)
Алматы 2006
СОСТАВИТЕЛИ: С.Ю.
Креслина, Л.П. Болдырева.
Теоретические основы
электротехники 1. Методические указания к выполнению лабораторных работ. (для студентов всех форм обучения
специальности 050702-Автоматизация и управление) - Алматы, АИЭС: 2006.-27 с.
Методическая разработка содержит
основные положения по подготовке, выполнению и оформлению лабораторных работ по
дисциплинам ТОЭ1.
Каждая лабораторная работа включает
следующие разделы: цель работы, подготовка к работе, порядок выполнения работы,
оформление и анализ результатов работы и выводы о проделанной работе.
Методическая разработка предназначена
для студентов, обучающихся по специальности бакалавриата 050702 – Автоматизация
и управление.
Ил. 17,
табл. 13, библиогр. - 5 назв.
Рецензент: канд. техн. наук, доцент
кафедры ИК А.А. Копесбаева
Печатается по плану издания
Алматинского института энергетики и связи на 2006 г.
Ó Алматинский институт энергетики и связи, 2006г.
Содержание Введение......................................................................................................................3
1 Порядок выполнения и правила оформления отчетов лабораторных
работ.............................................................................................................................6
2 Лабораторная работа №1. Исследование цепей постоянного тока...............................................................................................................................8
3 Лабораторная работа №2.
Исследование цепей однофазного синусоидального тока.............................................................................................................................11
4 Лабораторая работа №3.Исследование резонанса напряжений.......................16
5 Лабораторная работа №4. Исследование трехфазной цепи при соединении фаз
источника и приемника звездой.......................................................................17
Список литературы...................................................................................................27
Введение
Для повышения
качества подготовки специалистов, формирования у студентов творческого мышления
и инженерных навыков большое значение имеют лабораторные занятия.
Данная методическая
разработка содержит описание обязательных лабораторных работ по ТОЭ1 для
студентов специальности “Автоматизация и управление”. Лабораторные задания
представляют собой комплекс работ экспериментального и расчетного характера по
исследованию линейных электрических цепей постоянного, синусоидального
однофазного и трехфазного токов. Все лабораторные работы выполняются
фронтальным методом после того, как материал данной темы изложен на лекции.
Практическая
реализация лабораторных занятий на кафедре ТОЭ обеспечивается универсальными
учебно-исследовательскими лабораторными стендами УИЛС - 2
Стенд УИЛС-2 представляет собой стол, на котором
закреплен пульт, состоящий из корпусов активных и пассивных блоков, соединенных
наборным полем. В корпусах установлены соответствующие блоки. В состав стенда входят 29 наборных элементов
и соединительные провода со штекерами.
Пульт представляет собой металлический корпус активных
блоков, содержащий блок постоянного напряжения БПН, блок переменного напряжения
БПрН, блок трехфазного напряжения БТН, корпус пассивных блоков, содержащий блок
переменного сопротивления БПС, блок переменной индуктивности БПИ, блок
переменной емкости БПЕ, соединенных между собой наборным полем НП.
БПН содержит:
- регулируемый источник постоянного стабилизированного
напряжения с напряжением на выходе от 0 до 25 В;
- нерегулируемый источник постоянного напряжения с
напряжением на выходе около 20 В;
- «электронный ключ», применяемый для исследования
переходных процессов.
Оба источника напряжения снабжены схемой защиты от
короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты
БПрН представляет собой источник однофазного
переменного напряжения регулируемой
частоты синусоидальной, прямоугольной и треугольной формы.
Схема снабжена электронной защитой от короткого
замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты
БТН является источником трехфазного напряжения
промышленной частоты. Все фазы электрически не зависят друг от друга.
Каждая фаза снабжена электронной защитой от короткого
замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты
БПС состоит из трех нерегулируемых резисторов и трех регулируемых
схем резисторов . Регулирование сопротивления осуществляется
ступенчато, с помощью соответствующих переключателей.
БПИ состоит из трех нерегулируемых катушек
индуктивности и трех регулируемых
схем индуктивности . Регулирование индуктивности осуществляется ступенчато, с
помощью соответствующих переключателей.
БПЕ состоит из трех нерегулируемых конденсаторов и трех регулируемых емкостей . Регулирование
емкости осуществляется ступенчато, с помощью соответствующих переключателей.
На лицевых панелях блоков расположены органы
сигнализации (индикаторы, лампы), органы управления (ручки переключателей,
тумблеры, кнопки) и измерительные приборы.
НП представляет собой панель с 67 парами определенным
образом соединенных гнезд, предназначенных для подключения и установки наборных
элементов НЭ, представляющих собой элементы исследуемых цепей. НЭ выполнены в
виде прозрачных пластмассовых коробочек, в торце которых имеется вилка, а
внутри впаяны элементы электрических цепей.
Для включения активного блока тумблер СЕТЬ установить
в положение ВКЛ, при этом загорится индикатор СЕТЬ.
Измерительные приборы БПН и БПрН предназначены для
контроля величины тока и напряжения регулируемых источников напряжения.
Регулирование осуществляется с помощью потенциометра.
Частота в БПрН регулируется переключателем ступенчато
через 1 кГц и потенциометром плавно. Когда потенциометр ЧАСТОТА ПЛАВНО
находится в крайнем правом положении, то частота выходного напряжения
соответствует величине, указанной на переключателе ступенчатой регулировки с
точностью .
Величину напряжения на выходе каждой фазы БТН можно
регулировать ступенчато с помощью переключателей от 1 до 9 В и от 0 до 30 В.
При возникновении короткого замыкания либо перегрузки
(неправильно собрана схема) в блоках срабатывает электронная защита, при этом
загораются индикаторы ЗАЩИТА. После устранения причин возникновения короткого
замыкания либо исправления ошибки в набранной схеме необходимо, нажав кнопку
ЗАЩИТА, вернуть схему блока в рабочее положение, при этом индикатор гаснет.
1 Порядок выполнения и правила оформления отчетов лабораторных работ
Задание на выполнение соответствующей лабораторной
работы студент получает на предыдущем занятии (за 1-2 недели).
Каждый студент самостоятельно готовит отчет для выполнения
лабораторной работы, знакомится с целью
лабораторного задания, основными теоретическими положениями проводимого
эксперимента.
Перед выполнением экспериментальной части студент
проходит собеседование по вопросам подготовки, показывает преподавателю
подготовленный отчет для выполнения лабораторной работы и получает допуск к
работе.
После выполнения экспериментальной части отчет
дооформляется: проводится сравнение теории с экспериментом, строятся
необходимые графики, проводится анализ результатов и делаются выводы по работе.
Отчет по лабораторной работе защищается каждым
студентом на текущем или на следующем
лабораторном занятии, или на консультации.
К выполнению следующей лабораторной работы допускается
студент, выполнивший и защитивший предыдущую лабораторную работу.
Отчет содержит титульный лист и следующие разделы:
- цель работы;
- основные
теоретические положения и ответы на вопросы подготовки;
- краткие сведения об
эксперименте;
- принципиальная
схема исследуемой цепи;
- перечень
приборов и элементов;
- расчетные формулы,
вычисления, предполагаемые графики исследуемых электрических величин и режимов
цепи;
- результаты исследования (таблицы, графики, числовые значения параметров
и электрических величин);
- выводы.
Отчеты оформляются на листах белой или линованной
бумаги формата А4 (210х297 мм), которые заполняются с одной стороны. В тексте,
написанном четко и аккуратно пастой одного цвета, допускается применение только
общепринятых обозначений или сокращений, расшифрованных при первом упоминании.
Предлагается примерная форма
титульного листа.
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ СВЯЗИ
КАФЕДРА ТОЭ
ОТЧЕТ по работе №
_________________________________________________________________
(полное наименование работы)
_________________________________________________________________
Работа выполнена _______________________
(дата
выполнения)
Студентом______________________________
(фамилия и инициалы)
Группа ______________________________
(шифр группы)
Совместно со
студентами________________
Отчет
принят__________________________
(дата принятия отчета)
Преподаватель_________________________
(Ф.И.О.)
Алматы 200...
2 Лабораторная работа №1. Исследование цепей постоянного тока
2.1Цель работы
Получение навыков экспериментального исследования
цепей постоянного тока.
2.2 Подготовка к работе
Повторить раздел курса ТОЭ «Линейные электрические
цепи постоянного тока»:
Письменно ответить на следующие вопросы:
2.2.1Привести формулировки законов Ома и Кирхгофа.
2.2.2Каковы особенности применения законов Кирхгофа при анализе цепей с
источниками тока?
2.2.3Какой источник энергии называется источником напряжения (ЭДС) и
какой источником тока? Привести электрические схемы реальных и идеальных
источников напряжения и тока.
2.2.4 В чем суть принципа наложения?
2.2.5 Как записать ток в какой-либо ветви при помощи ЭДС источников и
входных, и взаимных проводимостей ветвей?
2.2.6 Что такое потенциальная диаграмма цепи, как ее получить
экспериментально?
2.2.7 Привести формулы расчета эквивалентного сопротивления
при последовательном, параллельном, смешанном соединении сопротивлений, а также
формулы преобразования треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду
сопротивлений и наоборот.
2.3 Порядок выполнения работы
2.3.1 Измерить сопротивления всех резисторов, заполнить таблицу 1.1
Таблица 1.1
Резистор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3.2 Согласно варианту задания (рисунок 1.1-1.6), изобразить исследуемую
схему, задаться положительными направлениями токов в ветвях. Собрать цепь из
резисторов, использованных в п.2.3.1, и источников напряжения. При сборке
предусмотреть клеммы для подключения измерительных приборов. Ампервольтметры
подключить в соответствии с выбранными направлениями токов.
2.3.3 Измерить токи в ветвях.
Таблица 1.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3.4 Принять условно потенциал одного из узлов за нуль. Измерить
потенциалы всех точек, указанных на схеме. Результаты занести в таблицу 1.3.
Таблица 1.3
, |
, |
, |
, |
, |
, |
|
|
|
|
|
|
2.3.5 Измерить токи при действии первого
источника ЭДС .
2.3.6 Измерить токи при действии первого
источника ЭДС .
2.3.7 Измерить токи при действии двух источников ЭДС.
Результаты занести в таблицу 1.4
Таблица 1.4
Вид
исследования |
|
|
|
Экспериментально |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретически |
|
|
|
2.4 Оформление и анализ результатов работы
2.4.1 Проверить выполнение 1 закона Кирхгофа для цепи (рисунок 1.1-1.6).
Рассчитать для каждого узла погрешность измерения токов.
где - наибольший из токов данного узла. Результаты занести в таблицу
1.4
2.4.2 Проверить выполнение второго закона Кирхгофа для цепи (рисунок
1.1-1.6). Рассчитать для каждого контура погрешность измерения напряжений.
где - наибольшее из
напряжений данного контура. Результаты занести в таблицу 1.5.
Таблица 1.5
Узлы |
|
1 |
2 |
3 |
Сумма
токов |
мA |
|
|
|
Максимальный
ток в узле |
мА |
|
|
|
Погрешность
|
% |
|
|
|
Таблица 1.6
Контуры |
|
1 |
2 |
3 |
Сумма
напряжений |
В |
|
|
|
Максимальное
напряжение в контуре |
В |
|
|
|
Погрешность
|
% |
|
|
|
2.4.3 Построить потенциальную диаграмму для внешнего
контура исследуемой цепи (рисунок 1.1-1.6).
2.4.4 По данным таблицы 1.4 рассчитать входные и взаимные проводимости
ветвей . Используя эти значения, написать выражение для токов и через ЭДС Е1 и
Е2 согласно принципу наложения.
2.4.5 Сделать выводы о проделанной работе.
3 Лабораторная
работа №2. Исследование цепей однофазного синусоидального тока
3.1 Цель работы
Получение навыков экспериментального исследования
цепей однофазного синусоидального тока.
3.2 Подготовка к работе
При подготовке к работе необходимо изучить разделы
курса ТОЭ, относящиеся к цепям однофазного синусоидального тока.
//Л1//.с. 63-85; 92-100; 161-164.
Выполнить следующее:
3.2.1 Записать закон Ома в комплексной форме и для действующих значений неразветвленной цепи (рисунок 2.1).
3.2.2 Составить уравнения по законам Кирхгофа в комплексной форме для
одной из цепей на рисунках 2.3÷2.8 (в соответствии с вариантом задания).
3.2.3 Построить векторные диаграммы токов и напряжений для цепей,
представленных на рисунках 2.1,2.2 и для одной из цепей рисунков 2.4÷2.8
(в соответствии с вариантом).
3.2.4 Написать формулы для расчета активной, реактивной и полной
мощностей, а также уравнение энергетического баланса в цепях синусоидального
тока.
3.3 Порядок выполнения работы
3.3.1
Собрать цепь по схеме (рисунок 2.1.). Установить напряжение на входе в
пределах от 5 до 15 В, частоту источника 1000Гц. Активное
сопротивление .; индуктивность катушки , емкость Измерить ток и
напряжения на всех элементах, а также активное сопротивление катушки
индуктивности . Результаты измерений занести в таблицу2.1.Таблица 2.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.2 Собрать цепь по схеме (рисунок 2.2).
Напряжение на входе установить в пределах от 5 до 15 В, частоту источника 1000Гц. Активное
сопротивление .; индуктивность катушки , емкость Измерить ток и
напряжения на всех элементах, а также активное сопротивление катушки
индуктивности . Результаты измерений занести в таблицу 2.2.
Таблица
2.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.3 Собрать цепь
по схеме, представленной на рисунках 2.3÷2.8. Установить напряжение на
входе в пределах от 5 до15 В, частоту источника 1000Гц. Активное
сопротивление .; индуктивность катушки , емкость Измерить токи во
всех ветвях, напряжения на всех элементах цепи и на параллельном участке . Результаты измерений представить в виде таблицы, в которой
указать величину напряжения, частоту источника, параметры всех элементов
(сопротивлений, индуктивностей и емкостей), величину токов во всех ветвях и
напряжений на всех участках цепи, активное сопротивление катушки индуктивности.
3.4 Оформление и анализ результатов работы
3.4.1 По данным таблицы 2.1 построить векторную диаграмму тока и
напряжений для схемы (рисунок 2.1). Проверить выполнение второго закона
Кирхгофа.
3.4.2 Используя данные таблицы 3.2, построить
векторную диаграмму напряжений и токов для схемы (рисунок 3.2). По векторной диаграмме проверить выполнение
первого закона Кирхгофа.
3.4.3 По данным пункта 3.3 построить векторную диаграмму токов и
напряжений для исследуемой цепи.
Рассчитать активную, реактивную и полную мощности
источника. Проверить соотношение, связывающее эти мощности.
Составить
уравнение баланса активной мощности для исследуемой цепи и проверить его
выполнение.
3.4.4 Сделать выводы о проделанной работе