Некоммерческое акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра информационных систем
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
специальности 5В060200 – Информатика
Алматы 2011
Составители: Бельгибаев Б.А.-д.т.н., зав.кафедрой ИС АУЭС. Букесова А.М.-к.т.н., доцент кафедры ИС АУЭС. Программа практики по специальности 5В060200- «Информатика». - Алматы: АУЭС, 2011 г.
Утверждено на заседании кафедры ИС «___» ______ 2010 года, протокол №___
В программе рассмотрены цели и задачи учебной практики, порядок организации, прохождения и отчетности по учебной практики студентов для 1 курса специальности 5В060200-Информатика. Изложен тематический план учебной практики, приведены индивидуальные задания и даны требования по выполнению и защите отчета.
Рецензент: КазАТК. канд.техн. наук Куандыкова Д.Р.
© НАО «Алматинский университет энергетики и связи» 2011 г.
Введение
Учебная практика студентов специальности 5В060200 - Информатике является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в АУЭС, направленной на реализацию важного положения «Послания Президента РК» о широком развитии высшего образования в стране на основе связи обучения с производством..
Программа является основой для составления рабочих программ применительно к конкретным базам практик. Программы практики разрабатываются кафедрой ИС АУЭС вузов и утверждаются деканом факультета информационных технологий. Они должны охватывать все разделы типовой программы. Комплекс практик должен обеспечить приобретение необходимых практических навыков и умений, закрепление знаний по общеобразовательным и профилирующим дисциплинам, необходимых для, последующей практической деятельности по выбранной специальности.
В результате прохождения всех практик студент по специальности 5В060200-Информатика должен овладеть навыками работы на одном-двух рабочих местах ЦИТО, а также начальными сведениями по руководству коллективом программистов в отделе и центре информационных технологий.
Настоящая программа составлена с учетом 10-дневной продолжительности учебной практики. Учебная практика связана единой целью с другими видами практик, обеспечивающей требуемую практическую подготовку студентов, необходимую для последующей производственной деятельности на должностях программистов. Календарный график прохождения практик составляется кафедрой «Информационные системы» АУЭС, кафедра также закрепляет преподавателя ответственного за проведение учебной практики, он согласовывает с ВЦ и ЦИТО порядок прохождения практики, индивидуальные задания, которые затем утверждаются заведующим кафедрой.
Продолжительность учебной практики
Продолжительность учебной практики определяется в часах и составляет для 2 семестра 45 часов и для 4 семестра также 45 часов.
В соответствии с графиком прохождения учебной практики в период с 20 июня по 1 июля текущего учебного года на базе АУЭС проводится учебная практика. Учебной базой практики студентов 1-2 курса специальности «Информатика» является ЦИТО и другие подразделениях университета, оснащённых необходимым компьютерным оборудованием.
Цель и задачи учебной практики
Целью учебной практики является закрепления умений и навыков практической работы на ПЭВМ как технического устройства освоение предмета «Информатика» и получение практических навыков по использованию и работе на ПК, необходимых для последующего углубленного изучения дисциплин специальности и успешного проведения последующих практик. В соответствии с поставленной целью задачами учебной практики являются:
- приобретение студентами навыков организации работы ЦИТО для практического организаций работ по программированию на языках Turbo Pascal, С++ программа расчетного характера:
- изучение мероприятий и правил по организации труда программистов и технике безопасности на рабочих местах.
Организация проведения практики
До начала практических работ студенты должны быть ознакомлены с программой учебной практики, правилами внутреннего распорядка в ИВЦ, а также пройти инструктаж по технике безопасности.
Выполнению студентами заданий должны предшествовать короткие вводные беседы, проводимые преподавателем, и показ практических приёмов работы в ЦИТО.
Из вводных бесед студенты получают сведения о сущности изучаемых информационных процессов, назначении ПО ВЦ, комплектацию компьютерного оборудования, применяемых при выполнении заданий руководства, о требованиях, предъявляемых к качеству ПО и результатов реализации информационных процессов.
Демонстрация практических приемов по организации работы ЦИТО проводится для всей группы.
В вводных беседах и при выполнении практических работ должны быть объяснены и показаны наиболее целесообразные приемы выполнения операции и работ, даны сведения о методах и приемах работы в среде Turbo Pascal , С++, а также обращено внимание на необходимость проведения самостоятельного анализа выполненных расчетных операций, сравнения между собой различных приемов расчета, обоснования и выбора оптимальных алгоритмов.
Самостоятельная работа студентов следует за демонстрационными занятиями; в процессе ее студенты получают необходимый инструктаж от преподавателя. На рабочих местах, где студента выполняют различные работы расчетного характера, они должны быть ознакомлены и с последовательностью выполнения этих операций и с алгоритмами автоматизирующими их.
Права и обязанности руководителя от кафедры и от предприятия
Руководитель практики от кафедры ИС АУЭС совместно с руководителем практики от ЦИТО в соответствии с программой и графиком прохождения практики организуют занятия по изучению должностных инструкций, требований по охране труда и технике безопасности, прием экзамена по техминимуму, чтение лекций и проведение семинаров, а также проведение производственных экскурсий.
Обязанности студентов в процессе учебной практики
В процессе прохождения учебной практики студенты должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в учебных компьютерных классах, выполнять требования техники безопасности и охраны труда, проявлять творческую инициативу и организованность при выполнении заданий.
Содержание учебной практики
Содержание учебной практики определяется как вычислительная практика на ИВЦ с последующим оформлением в виде отчета результатов изучение организации работ в ЦИТО и индивидуальных расчетов на ПК.
Тематики занятий
при прохождении учебной практики темы
№ п/п |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Оформление результатов отчета |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Изучение инструкции по ТБ |
1 |
|
2 |
Изучение структуры учреждения образования, ЦИТО, места прохождения практики |
1 |
Структурная схема, отражающая подчиненность подразделений |
3 |
Изучение структуры ЦИТО, его подразделений. |
1 |
Структурная схема |
4 |
Изучение должностных инструкций оператора ЭВМ, техника-программиста, программиста, системного программиста. |
1 |
Изложить кратко |
5 |
Ознакомление со структурой АИС, АСУП, АСУПТ, программных комплексов, функционирующих в ЦИТО |
1 |
Структурная схема, краткое описание |
6 |
Освоение элементов машинописи по слепому десятипальцевому методу в специальных обучающих текстовых редакторах |
4 |
|
7 |
Изучение текстовых редакторов, применяемых в ЦИТО |
1 |
|
8 |
Изучение методов подготовки информации для обработки на ПЭВМ, способов обеспечения достоверности информации, применяемые ЦИТО. Подготовка исходной информации. |
1 |
Краткое описание |
9 |
Работа в должности оператора по подготовке информации для обработки на ПЭВМ по имеющимся инструкциям. Ведение журнала по учету машинного времени: записи об использованном машинном времени и замеченных дефектах в работе ЭВМ |
2 |
|
10 |
Углубленное изучение команд операционной системы MS Windows. |
2 |
|
11 |
Операционные оболочки |
2 |
|
12 |
Системное обслуживание ПК: разбиение жесткого диска на разделы; драйверы внешних устройств; конфигурирование системы. |
2 |
|
13 |
Изучение характеристик ПК. Работа с пакетами тестирования ПК. Работа с пакетами тестирования ПК и ее устройств |
1 |
|
14 |
Изучение используемых на ВЦ методов антивирусной защиты информации |
1 |
Краткое описание |
15 |
Работа с антивирусными программами, обеспечивающими сохранность информации на ЭВМ |
1 |
|
16 |
Знакомство с обслуживанием, лечением и восстановлением файловой системы на жестких МД. Создание эталонных системных дискет |
1 |
Краткое описание |
17 |
Выполнение работ, связанных с обеспечением целостности и восстановлением файловой системы |
2 |
|
18 |
Знакомство с должностными обязанностями администратора информационной системы |
1 |
Краткое описание |
19 |
Изучение правил и методов хранения информации: создание и ведение архивов |
1 |
Краткое описание |
20 |
Выполнение работ по архивации информации и ведению архивов |
1 |
|
21 |
Ознакомление с используемыми в АУЭС ОС, изучение существующей конфигурации ОС и работа в одной из них в роли оператора ПЭВМ |
1 |
Краткое описание |
22 |
Ознакомление с имеющимися на АУЭС локальными сетями. Знакомство с принципами работы в сети. Работа в сети. |
2 |
Краткое описание |
23 |
Ознакомление с ПО, используемым для разработки программ: языки программирования; системы программирования; современные СУБД. |
2 |
Краткое описание |
24 |
Знакомство и работа с имеющейся на АУЭС программной документацией: постановками задач; описаниями программ; руководствами программиста; руководствами оператора; инструкциями по эксплуатации программ. |
1 |
|
25 |
Выполнение работ по просчету задач, используя документы: руководство оператора; инструкцию по эксплуатации программ. |
4 |
|
26 |
Изучение способов определения экономической себестоимости и эффективности разработки ПО |
2 |
Краткое описание |
27 |
Разработка предложений по улучшению технологии обработки информации ЦИТО, написание отчета (не менее 15 стр.) |
3 |
Кратко изложить суть предложений |
|
Итого: |
45 |
|
Итоговая аттестация по учебной практике
По окончании всех работ и оформлении отчета студенты сдают экзамен, по результатам которого каждому из них выставляется дифференцированная оценка по 100-балльной системе. Оценка выставляется с учетом качества выполнения работы и оформления отчета, содержания и глубины ответа на вопросы, заданные в процессе экзамена.
Список литературы
1. Microsoft Access 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999.
2. Microsoft Excel 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999, 480 с.
3. Microsoft Office 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999 .
4. Microsoft Word 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999, 352 с.
5. Андердал Б. Самоучитель Windows 98. Изд. 2-е. — СПб.: Питер, 1999, 400. с
6. Березин С., Раков С. Internet у вас дома. Изд. 2-е. — СПб.: BHV – Санкт – Петер-бург, 1999, 736 с.
7. Бобровский С. Самоучитель программирования на языке C++ в системе Borland C++ Builder 4.0. - М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999, 288 с.
8. Бобровский С. Программирование на языке QBASIC для школьников и студентов. — М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999, 208 с.
9. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98 (второе издание). — СПб.: Питер, 1999, 896 с.
10. Борланд Р. Знакомство с Windows 98. — М.: Microsoft Press Русская редакция, 1997, 376 с.
11. Борланд Р. Эффективная работа с Word 97. — СПб.: Питер, 1998, 960 с.
12. Борланд Р. Эффективная работа с Word 2000. — СПб.: Питер, 2000.
13. Винтер П. Microsoft Access 97: справочник. — СПб.: Питер, 1998, 416 с.
14. Винтер П. Microsoft Word 97: справочник. - СПб.: Питер, 1999, 320 с.
15. Габбасов Ю. Internet 2000. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1999, 440 с.
16. Гук М. Аппаратные средства PC: Энциклопедия. — СПб.:Питер, 1999, 816 с.
17. Денисов A. Microsoft Internet Explorer 5: справочник. — СПб.: Питер, 1999, 448 с.
18. Додж М., Кината К, Стинсон К. Эффективная работа с Excel 2000. — СПб.: Питер, 2000 .
19. Додж М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Excel 97. — СПб.: Питер, 1998, 1072 с.
20. Келли Дж. Самоучитель Access 97. - СПб.: Питер, 1999, 336 с.
21. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 8. — СПб.: Питер, 1998, 912с.
22. Коварт Р., Уотерс Б. Windows NT Server 4: Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999, 448 с.
23. Крейнак Дж., Хейбрекен Дж. Интернет: Энциклопедия. — СПб.: Питер, 1999, 560с.
24. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2000. — СПб.: Питер, 1999 .
25. Маров М. 3D Studio MAX 2.5: справочник. - СПб.: Питер, 1999, 672 с.
26. Маров М. 3D Studio MAX 3: Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999, 608 с.
27. Миронов Д. CorelDRAW 9 : Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999, 464 с.
28. Муллен P. Microsoft Office 97: справочник. — СПб.: Питер, 1998, 448 с.
29. Мураховский В. Сборка, настройка, апгрейд современного компьютера. — М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999, 256 с.
Содержание
Введение |
|
Продолжительность учебной практики |
|
Цель и задачи учебной практики |
|
Организация проведения практики |
|
Права и обязанности руководителя от кафедры и от предприятия |
|
Обязанности студентов в процессе учебной практики |
|
Содержание учебной практики |
|
Итоговая аттестация по учебной практике |
|
Список литературы |
|