Некоммерческое акционерное общество 

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра информационных систем

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 специальности 5В060200 – Информатика

 

 

 

Алматы 2011

Составители: Бельгибаев Б.А.-д.т.н., зав.кафедрой ИС АУЭС.  Букесова А.М.-к.т.н., доцент кафедры ИС АУЭС. Программа практики по  специальности 5В060200- «Информатика». - Алматы: АУЭС, 2011 г.

 

Утверждено на заседании кафедры  ИС  «___» ______ 2010 года, протокол №___

В программе  рассмотрены цели и задачи учебной практики, порядок организации, прохождения  и отчетности по учебной практики студентов для 1 курса специальности 5В060200-Информатика. Изложен тематический план учебной практики, приведены индивидуальные задания и даны требования по выполнению и защите отчета.

 

 

Рецензент: КазАТК. канд.техн. наук  Куандыкова Д.Р.

 

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи» 2011 г.

 

Введение 

Учебная практика студентов специальности 5В060200 - Информатике является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в АУЭС, направленной на реализацию важного положения «Послания Президента РК» о широком развитии высшего образования в стране на основе связи обучения с производством..

Программа является основой для составления рабочих программ применительно к конкретным базам практик. Программы практики разрабатываются кафедрой ИС АУЭС вузов и утверждаются деканом факультета информационных технологий. Они должны охватывать все разделы типовой программы. Комплекс практик должен обеспечить приобретение необходимых практических навыков и умений, закрепление знаний по общеобразовательным и профилирующим дисциплинам, необходимых для, последующей практической деятельности по выбранной специальности.

В результате прохождения всех практик студент по специальности 5В060200-Информатика должен овладеть навыками работы на одном-двух  рабочих местах ЦИТО, а также  начальными сведениями по руководству коллективом программистов в отделе и центре информационных технологий.

Настоящая программа составлена с учетом 10-дневной продолжительности учебной практики. Учебная практика связана  единой целью с другими видами практик, обеспечивающей требуемую практическую подготовку студентов, необходимую для последующей производственной деятельности на  должностях программистов. Календарный гра­фик прохождения практик составляется кафедрой «Информационные системы» АУЭС, кафедра также закрепляет преподавателя ответст­венного  за проведение учебной практики, он  согласо­вывает с  ВЦ и ЦИТО порядок прохождения практики, индивидуальные задания, которые затем  утверждаются заведующим ка­федрой.

  

 Продолжительность учебной практики 

Продолжительность учебной практики определяется  в часах и составляет для 2  семестра 45 часов и для 4 семестра также 45 часов.

В соответствии с  графиком  прохождения учебной практики в период с 20 июня по 1 июля текущего учебного года на базе АУЭС проводится учебная практика. Учебной базой  практики студентов 1-2 курса  специальности «Информатика» является ЦИТО и другие подразделениях университета, оснащённых необходимым  компьютерным оборудовани­ем.

  

Цель и задачи учебной практики

 

Целью учебной практики является закрепления умений и навыков практической работы на ПЭВМ как технического устройства освоение предмета «Информатика» и  получение практических навыков по использованию и работе на ПК, необходимых для последующего углубленного изучения дисциплин специальности и успешного проведения последующих практик. В соответствии с поставленной целью задачами учебной практики являются:

- приобретение студентами навыков организации работы ЦИТО для практического организаций работ по программированию на языках  Turbo Pascal, С++ программа  расчетного характера:

 - изучение мероприятий и правил по организации труда программистов и технике безопасности на рабочих местах. 

 

Организация проведения практики

 

До начала практических работ студенты должны быть ознакомлены с программой учебной практики, правилами внутреннего распорядка в ИВЦ, а также пройти инструктаж по технике безопасности.

Выполнению студентами заданий должны предшествовать короткие вводные беседы, проводимые преподавателем, и показ практических приёмов работы в ЦИТО.

Из вводных бесед студенты получают сведения о сущности изучаемых информационных  процессов, назначении ПО ВЦ, комплектацию компьютерного оборудования, применяемых при выполнении заданий руководства, о требованиях, предъявляемых к качеству ПО и результатов реализации информационных процессов.

Демонстрация практических приемов по организации работы ЦИТО проводится для  всей группы.

В вводных беседах и при выполнении практических работ должны быть объяснены и показаны наиболее целесообразные приемы выполнения операции и работ, даны сведения о методах и приемах работы в среде Turbo Pascal  , С++, а также обращено внимание на необходимость проведения самостоятельного анализа выполненных  расчетных операций, сравнения между собой различных приемов  расчета, обоснования и выбора оптимальных алгоритмов.  

Самостоятельная работа студентов следует за демонстрационными занятиями; в процессе ее студенты получают необходимый инструктаж от преподавателя. На рабочих местах, где студента выполняют различные работы расчетного характера, они должны быть ознакомлены и с последовательностью выполнения этих операций и с алгоритмами автоматизирующими их.

  

Права и обязанности руководителя от кафедры и от предприятия

 

Руководитель практики от кафедры ИС АУЭС совместно с руково­дителем практики от ЦИТО в соответствии с програм­мой и графиком прохождения практики организуют занятия по изучению должностных инструкций, требований по охране труда и технике безопасности, прием экзамена по техмини­муму, чтение лекций и проведение семинаров, а также проведение произ­водственных экскурсий.

 

 Обязанности студентов в процессе учебной практики

 

В процессе прохождения учебной практики студенты долж­ны строго соблюдать правила внутреннего распорядка, уста­новленные в учебных компьютерных классах, выполнять требования тех­ники безопасности и охраны труда, проявлять творческую инициативу и организованность при выполнении заданий.

 

 Содержание учебной практики

 

Содержание учебной практики определяется как вычислительная  практика на ИВЦ  с последующим оформлением в виде отчета результатов изучение организации работ  в ЦИТО и  индивидуальных расчетов на ПК.

 

Тематики занятий

при прохождении учебной практики темы

 

№ п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Оформление результатов отчета

1

2

3

4

1

Изучение инструкции по ТБ

1

 

2

Изучение структуры учреждения образования, ЦИТО, места прохождения практики

1

Структурная схема, отражающая подчиненность подразделений

3

Изучение структуры ЦИТО,  его подразделений.

1

Структурная схема

4

Изучение должностных инструкций оператора ЭВМ, техника-программиста, программиста, системного программиста.

1

Изложить кратко

5

Ознакомление со структурой  АИС, АСУП, АСУПТ, программных комплексов, функционирующих в ЦИТО

1

Структурная схема, краткое описание

6

Освоение элементов машинописи по слепому десятипальцевому методу в специальных обучающих текстовых редакторах

4

 

7

Изучение текстовых редакторов,

применяемых в ЦИТО

1

 

8

Изучение методов подготовки информации для обработки на ПЭВМ, способов обеспечения достоверности информации, применяемые  ЦИТО. Подготовка исходной информации.

1

Краткое описание

9

Работа в должности оператора по подготовке информации для обработки на ПЭВМ по имеющимся инструкциям. Ведение журнала по учету машинного времени: записи об использованном машинном времени и замеченных дефектах в работе ЭВМ

2

 

10

Углубленное изучение команд операционной системы MS Windows.

2

 

11

Операционные оболочки

2

 

12

Системное обслуживание ПК:

разбиение жесткого диска на разделы;

драйверы внешних устройств;

конфигурирование системы.

2

 

13

Изучение характеристик ПК. Работа с пакетами тестирования ПК. Работа с пакетами тестирования ПК и ее устройств

1

 

14

Изучение используемых на ВЦ методов антивирусной защиты информации

1

Краткое описание

15

Работа с антивирусными программами, обеспечивающими сохранность информации на ЭВМ

1

 

16

Знакомство с обслуживанием, лечением и восстановлением файловой системы на жестких МД. Создание эталонных системных дискет

1

Краткое описание

17

Выполнение работ, связанных с обеспечением целостности и восстановлением файловой системы

2

 

18

Знакомство с должностными обязанностями администратора информационной системы

1

Краткое описание

19

Изучение правил и методов хранения информации: создание и ведение архивов

1

Краткое описание

20

Выполнение работ по архивации информации и ведению архивов

1

 

21

Ознакомление с используемыми в АУЭС ОС, изучение существующей конфигурации ОС и работа в одной из них в роли оператора ПЭВМ

1

Краткое описание

22

Ознакомление с имеющимися на АУЭС локальными сетями. Знакомство с принципами работы в сети. Работа в сети.

2

Краткое описание

23

Ознакомление с ПО, используемым для разработки программ:

языки программирования;

системы программирования;

современные СУБД.

2

Краткое описание

24

Знакомство и работа с имеющейся на АУЭС программной документацией:

постановками задач;

описаниями программ;

руководствами программиста;

руководствами оператора;

инструкциями по эксплуатации программ.

1

 

25

Выполнение работ по просчету задач, используя документы:

руководство оператора;

инструкцию по эксплуатации программ.

4

 

26

Изучение способов определения экономической себестоимости и эффективности разработки ПО

2

Краткое описание

27

Разработка предложений по улучшению технологии обработки информации  ЦИТО, написание отчета (не менее 15 стр.)

3

Кратко изложить суть предложений

 

Итого:

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация по учебной практике

 

По окончании всех работ и оформлении отчета студенты сдают экзамен, по результатам которого каждому из них выставляется дифференцированная оценка по 100-балльной системе. Оценка выставляется с учетом качества вы­полнения работы и оформления отчета, содержания и глуби­ны ответа на вопросы, заданные в процессе экзамена. 

 

Список литературы 

1. Microsoft Access 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.:   Питер, 1999.

2. Microsoft Excel 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999, 480  с.

3. Microsoft Office 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999 .

4. Microsoft Word 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999, 352 с.

5. Андердал Б. Самоучитель Windows 98. Изд. 2-е. — СПб.: Питер, 1999, 400. с 

6. Березин С., Раков С. Internet у вас дома. Изд. 2-е. — СПб.: BHV – Санкт – Петер-бург,  1999, 736 с.

7. Бобровский С. Самоучитель программирования на языке C++ в системе Borland C++ Builder 4.0. - М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999,  288 с.

8. Бобровский С. Программирование на языке QBASIC для школьников и сту­дентов. — М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999, 208 с.

9. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98 (второе издание). — СПб.: Питер, 1999, 896 с.

10. Борланд Р. Знакомство с Windows 98. — М.: Microsoft Press Русская редакция, 1997, 376 с.

11. Борланд Р. Эффективная работа с Word 97. — СПб.: Питер, 1998, 960 с.

12. Борланд Р. Эффективная работа с Word 2000. — СПб.: Питер, 2000.

13. Винтер П. Microsoft Access 97: справочник. — СПб.: Питер, 1998, 416 с.

14. Винтер П. Microsoft Word 97: справочник. - СПб.: Питер, 1999, 320 с.

15. Габбасов Ю. Internet 2000. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1999, 440 с.

16. Гук М. Аппаратные средства PC: Энциклопедия. — СПб.:Питер, 1999, 816 с.

17. Денисов A. Microsoft Internet Explorer 5: справочник. — СПб.: Питер, 1999, 448 с.

18. Додж М., Кината К, Стинсон К. Эффективная работа с Excel 2000. — СПб.: Питер, 2000 .

19. Додж М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Excel 97. — СПб.: Питер, 1998, 1072 с.

20. Келли Дж. Самоучитель Access 97. - СПб.: Питер, 1999, 336 с.

21. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 8. — СПб.: Питер, 1998, 912с.

22. Коварт Р., Уотерс Б. Windows NT Server 4: Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999, 448 с.

23. Крейнак Дж., Хейбрекен Дж. Интернет: Энциклопедия. — СПб.: Питер, 1999, 560с.

24. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2000. — СПб.: Питер, 1999 .

25. Маров М. 3D Studio MAX 2.5: справочник. - СПб.: Питер, 1999, 672 с.

26. Маров М. 3D Studio MAX 3: Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999, 608 с.

27. Миронов Д. CorelDRAW 9 : Учебный курс. - СПб.: Питер, 1999,  464 с.

28. Муллен P. Microsoft Office 97: справочник. — СПб.: Питер, 1998, 448 с.

29. Мураховский В. Сборка, настройка, апгрейд современного компьютера. — М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999,  256 с.

 

Содержание 

Введение

 

Продолжительность учебной практики

 

Цель и задачи учебной практики

 

Организация проведения практики

 

Права и обязанности руководителя от кафедры и от предприятия

 

Обязанности студентов в процессе учебной практики

 

Содержание учебной практики

 

Итоговая аттестация по учебной практике

 

Список литературы