АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 Кафедра социальных дисциплин

  

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ  

Конспект лекций

(для всех специальностей)

 

 

Алматы 2010 

Под ред. Н.Р. Джагфарова.

СОСТАВИТЕЛИ: В.Л. Шицко, Г.Д. Шаракпаева. Культурология.  Конспект лекций для всех специальностей. - Алматы: АУЭС, 2010. – 30 с. 

 

Введение 

Предлагаемый конспект лекций по культурологии написан в соответствии с типовой программой курса «Культурология» и адресуется студентам дневного и заочного отделений для пользования в «Электронной библиотеке».

Гуманизация современного общественного сознания сопряжена с воспитанием активной личности, стремящейся гармонизировать свои интересы с разнообразным миром. Сегодняшний день в особой степени требует от личности осознания истинных  ценностей культуры, межличностных, межнациональных и общечеловеческих связей. Этому способствует в немалой степени усвоение теоретических знаний о достижениях мировой и отечественной культуры.

Задачей курса ''Культурология'' является систематизация культурологических знаний, получаемых в процессе изучения смежных дисциплин и других источников. Вместе с этим задача курса преследует уяснение вопросов специфики и уникальности, преемственности и единства национальных культур в контексте мировых историко-культурных связей. Курс призван дать не только культурологические знания, но и воспитывать чуткость и уважение к духовным ценностям человечества, соотносить себя с миром культуры.

Курс «Культурология» преподается в Алматинском институте энергетики и связи на втором, третьем и четвертом курсах дневного отделения для студентов всех специальностей общим объемом в 45 часов, из которых – 8 часов лекционные; 8 часов выделяется на семинарские занятия и 29 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Число кредитов – 1.

Конспект лекций подготовлен коллективом авторов под общей редакцией Н.Р. Джагфарова. Отдельные  конспекты лекций написаны: Шаракпаева Г.Д. – лекции 1,3; Шицко В.Л. – лекции 2,4. Благодарим за все замечания и пожелания, которые будут  высказаны в адрес конспекта лекций. пособенно заочного  отделения, не всегда  удается  усвоить  главное в существующей разноголосице взглядов и воззрений. философс

 

Лекция 1. Предмет и задачи  культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания

 

Вопросы:

1.     Предмет и метод культурологии. Сущность, смысл и основные функции культуры.

2.     Основные школы и направления в культурологии.

 

В результате научно – технического прогресса в ХХ веке усилились интегративные процессы в мыслительной деятельности человечества, что нашло отражение во взаимодействии далеких  друг от друга наук и появлении на их  стыке  новых: биосоциологии, экономической географии, культурологии, экологии и т.д. Культурология – это интегративная наука, которая  возникла на стыке культурфилософии,  культурпсихологии, истории культуры.  Базисом  культурологического знания, ее истоком  выступают  отдельные  науки о культуре, в рамках  которых  формируется  первоначальный  аналитический синтез  разнообразных  фактов и феноменов  культуры.  Культурология  тяготеет к социально – гуманитарному знанию, однако,  в ней активно используются методы  естественных  и технических наук.  Поэтому культурология  выступает в качестве  интегративной  методологической  основы, объединяющей  все многообразие аспектов  изучения  культуры в целостную систему. Культурология выступает  системообразующим фактором всего комплекса  наук о культуре, его методологической основой. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры,  сравнительный анализ культуры, межкультурную коммуникацию, изучение истоков общего и специфического,  устойчивого и изменчивого в культуре.

Целью культурологического исследования является понимание своей и иной  культуры, а предметом  становится содержание общественной жизни.  Культурология изучает  взаимодействие  элементов  культуры: традиций, норм, обычаев, социальных  институтов, культурных  кодов, идеологий, технологий, изучает  разумную человеческую форму  существования, то есть те смыслы, которыми  наполнен для человека мир.

Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

- анализ культуры  как системы  культурных феноменов;

- исследование  ментального содержания культуры;

- выявление типов  связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем  культурной  динамики;

- исследование культурных  ходов и коммуникаций.

Культурология опирается  на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной  жизни и изучает  культурные объекты и процессы. Культурология развивается в общем интегративном процессе социальных, естественных, технических наук и гуманитарного знания.  При этом усиливаются ее связи с частными  науками о культуре. Наиболее значительных  результатов  культурологические исследования достигли в социальной и культурной антропологии, как общей науки о человеке. В становлении культурологического знания выделяют  несколько этапов: этнографический (1800-1860гг), эволюционистский (1860-1895гг) и исторический (1895-1925гг) этапы.

Основоположником антропологии можно считать французского философа Жан Жака Руссо, а его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между  людьми» - первым научным  исследованием по общей  антропологии. В работе «Опыт о происхождении языков» он  утверждал, что для  изучения людей нужно смотреть вокруг  себя, чтобы изучать человека,  нужно  смотреть  вдаль, а чтобы обнаружить свойства,  нужно  наблюдать различия. Это правило можно считать  методологическим  законом антропологии. Целью антропологии при изучении человека является задача увидеть «свой собственный образ, отраженный в других людях».

Основоположником  антропологического подхода к изучению  культуры считается  американский  этнограф, лингвист и археолог Франс Боас (1858 – 1942), который противопоставил  сравнительно – историческому  методу  эволюционной школы  в изучении культуры свой «исторический  метод»,  который  можно назвать  эмпирическим. Отрицая законы  социального развития  и возможность  теоретических обобщений, Ф. Боас утверждал, что изучение культуры связано с описанием культурных  феноменов.

Различия между социальной и культурной антропологией связаны с различными теоретическими  устремлениями. Культурная  антропология  характеризуется  большим  вниманием  к духовным, чем к материальным феноменам культуры, историческо – описательной  методологией исследования и выдвижением на первый  план  механизмов трансляции культурного опыта, проблем  динамики культуры.

В рамках  другого  направления – социальной антропологии – изучаются примитивные  и традиционные  общества с учетом этнических  особенностей культур. Основы социальной  антропологии сформированы  американским  ученым  А.Л.  Кребером, который  считал  культуру суперорганичной, стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность  социальной  антропологии заключается в том, что главное место  в исследованиях занимает  этнологический анализ  культуры. В 70-е годы ХХ века происходит  сближение исследовательских  установок социальной  и культурной  антропологии.

Основной категорией культурологии является  понятие культуры. Основные  методы  анализа  культуры: исторический, сравнительно – исторический, морфологический, цивилизационно – типологический, структурно – функциональный, семиотический, структуральный. Долгое время преобладал дистриптивно – классифицирующий метод исследования культуры, описывающий элементы и черты культуры, а не ее саму как систему. Например, в исследованиях Дж. Фрезера и Э.Б. Тайлора культура предстает как простое перечисление разнородных явлений, на ее структуру и функции внимание не обращалось. Системный подход к анализу культуры акцентирует значение не столько отдельных  элементов, сколько подчеркивает связь между ними.  Развитие системного подхода в социальных  и гуманитарных  науках обусловлено  накоплением  эмпирического  материала, описывающего жизнедеятельность различных  культур.  В исследованиях  культуры ХIХ века преобладал  феноменологический подход, то  в ХХ веке преобладает структурно – функциональная  интерпретация  культуры.  Специфика культурологии  заключается  в том, что это  интегративная  дисциплина, для которой характерны  целостность, системность и комплексный подход  к изучению всех явлений культуры. Целостность предполагает рассмотрение  культуры  в ее внутреннем  единстве, когда  свойства целого не сводятся к свойствам  частей. Принцип системности  позволяет  проанализировать культуру как систему, раскрывающую  целостность, выявлять  типы  связей  между элементами культуры.  Культурологическое знание  обладает  системностью, то есть это  целостный взгляд  на бытие человека, оно носит теоретический характер  по содержанию и по функции: оно объясняет явления, их генезис, прогнозирует появление новых.

Культура всегда осознается как то, что создано самим человеком, в отличие от того, что  существует  независимо  от него.  В этом смысле  можно  сказать, что в открытии культуры  нашло выражение осознание человеком  своей  зависимости от  самого себя, от своей  трудовой  деятельности, от творчески – продуктивной  мощи.  Этот вывод подтверждается и историей самого слова «культура». У большинства лингвистов не вызывает  сомнения, что оно произошло  от латинского cultura (возделывание, обработка, уход).  В классической  латыни  слово «культура» употребляется  в значении  обработка  почвы, земледельческого труда. Однако уже у Цицерона в трактате «Тускланские беседы» 45г. до н.э. встречается  выражение, «но культура духа есть  философия». В этих беседах  римской  оратор и философ говорит о том, что разум  необходимо обрабатывать  так же, как крестьянин  обрабатывает землю. В дальнейшем  слово «культура» стало употребляться и в смысле  просвещенности, образованности, воспитанности человека.

В понятии «культура» было  закреплено главное открытие нового  времени: «открытие человека». В данном понятии зафиксирована прежде всего  область  действительности, существование которой  детерминировано не природной необходимостью и не божественным предопределением, а деятельностью человека как самостоятельного и свободного  существа. Мир культуры – это мир самого человека,  от начала и до конца создаваемый им самим. Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей  жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь  в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи  ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура  означает  приобщение человека к социуму, обществу.  Культуре присущи собственные  законы  функционирования.  И именно эти законы  помогают  объяснить  изменения, происходящие в культуре, так как это невозможно объяснить  одними социальными  причинами.  Такой  подход  позволяет  выделить в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи.

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура – это синтез личных достижении всех  национальных  культур различных  народов. Национальная культура, в свою  очередь, выступает синтезом культур  различных классов, социальных  слоев и групп определенного общества. Своеобразие национальной  культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются  как в духовной, так и в  материальной  сферах  жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями  выделяются культуры социальных  общностей, семьи, отдельного  человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Отсюда выделяется материальная и духовная культура.  Материальная культура – это культура труда и материального производства. Духовная культура – это многослойное образование, которое включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, религиозную.  Сложная структура культуры позволяет ей осуществлять несколько функцией. Рассмотрим основные функции культуры:

1)     Функция познавательная. Заключается в том, что культура  характеризует степень  познания человеком  окружающего мира.  Культура способствует осуществлению эвристических целей человека, т.е. его поискам наиболее продуктивных  форм познания нового.

2)     Функция исторической преемственности или информационная. Общество  не имеет другого механизма  передачи социального опыта, помимо культуры. Для этой цели в обществе на каждом этапе его развития, складывается  объективно  обусловленная «социальная программа». Социальная  программа вещественно представлена технологией, памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других очеловеченных предметов. Она выражена  и в знаковых системах – научной  и художественной литературе,  живописи, музыке, нормах права.

3)     Функция коммуникативная непосредственно вытекает из функции информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках  материальной  и духовной  культуры, человек тем самым  выступает  в косвенное общение с людьми, создавшими эти памятники.

Средством  общения людей выступает  словесный язык.  Слово сопровождает деятельность  людей, литературный язык является «ключом» к овладению национальной культуры.

4)     Функция регулятивная,  нормативная. Эта функция культуры поддерживается такими нормативными системами  ее структуры, как мораль и право.

5)     Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве противоположных, но органически связанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения каждый человек осваивает по – своему, в неповторимой, индивидуальной форме.

2в. Среди попыток выработки научного понимания культуры важное место занимали следующие школы и направления в культурологии. Рассмотрим содержание некоторых из них:

а) школа эволюционная, основателем которой явился английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор. Считается, что Э.Б. Тайлор дал первое научное определение культуры: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом  смысле слагается в своем целом из знания,  верований, искусства, нравственности. законов, обычаев и некоторых  других  способностей и привычек, усвоенных человеком  как членом общества» (Первобытная культура. – М., 1989. с 18.). У него культура отождествляется с цивилизацией и определяется не как целостная система, а через простое перечисление разнопорядковых, неодинаковых по значению элементов;

б) в 18 – 19 веках культуру и общество нередко  рассматривали как организм. Английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), понимая общество  и культуру как организм в прямом смысле слова, выделял в них три системы: «питательную», «распределительную» и «регулятивную». По его мнению, этим системам соответствуют производство, торговля и государственный аппарат. Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – основатель современной истории культуры. Культура есть внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа. По Шпенглеру, культура – это  организм, и как каждый организм проходит свой  жизненный цикл от рождения до смерти;

в) антропологический функционализм.  Понимая социокультурную систему как живой организм в действии, Браун полагал, что изучение ее структуры должно  включать в себя и изучение функций, то есть исследование культуры – это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу в целом;

г) функциональная школа – основатель английский антрополог Бронислав Малиновский (1884 – 1942). Культура единая  гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную функцию для всей системы в целом.  Функциональный метод  в исследовании культуры выступает  как совокупность специфических правил, которые  указывают на направление поисков.

После второй мировой войны произошла переоценка ценностей: ко второй половине 20 века становилась все более популярной идея равенства  культур, оформившаяся и развившаяся в рамках культурного релятивизма;

д) теория культурного релятивизма активно развивалось в 50-е годы  американским исследователем М. Херсковицем. Смысл этой  концепции можно охарактеризовать следующим образом: каждый народ творит свою собственную культуру, и она обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Такая оценка всегда будет субъективна и относительна, поскольку любой народ имеет свою специфику и свои представления о «правильном» и «хорошем». Изучение ценностей, которые  существуют изначально у каждого народа, сведение их в систему связаны с эмпирическим материалом, опросом конкретных  людей для выяснения взаимоотношений «человек – мир»;

е) психологическая школа – основатель З. Фрейд (1856 – 1936). По Фрейду, культура обозначает сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь  от жизни наших  животных  предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между  людьми. Культура выступает  в качестве системы норм и запретов. Ей присущ психологический  конфликт  между  устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими  во имя интересов социума запретами. В рамках этой школы  предметом анализа становится личность в культуре;

ё) неоэволюционизм – Лесли Уайт (1900 – 1975). Большое влияние на взгляды Уайта  оказал  марксизм, поэтому  главную  роль в его концепции играет  материально – техническая   культура. Это базис любой культуры. В книге «Эволюция культуры» (1959) Л. Уайт выделил  четыре  подсистемы культуры: социальную, которая включает  в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства; технологическую, включающую орудия производства,  материалы для постройки жилищ; идеологическую, включающую в себя  верования, идеи, знания;  поведенческую, охватывающую типы коллективного и индивидуального поведения людей;

ж) рациовитализм - Хосе Ортега – и – Гассет (1883 – 1955). Культура – это жизненная активность, подчиняющаяся двум  императивам – требованию жить и требованию быть нравственным. Х. Ортега – и – Гассет, исходя из этого, выдвигает тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной.

з) структурализм – Клод Леви Строс (1908). Краеугольным камнем концепции основоположника французской структуральной антропологии Клода Леви Строса выступает  использование метода  структурной лингвистики при воссоздании системы  символов, содержательно  отражающих  структуру культуры во всем  многообразии ее элементов.  Культура есть та особая  область, которая противопоставляется природе. Причем «естественно – природное» в структурализме  выступает  в качестве основы для культуры. Таким образом, культура  понимается как результат стремления и способности человека особым образом  обозначить среду своего обитания.

 

Список литературы

 

1.     Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). – М.: 2000.

2.     Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2003.

3.     Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: 1995.

4.     Коган А.Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

5.     Культурология /Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов – на – Дону., 2001.

6.     Культура: теория и проблемы. – М.: 1995.

7.     Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

8.     Философия культуры. – СПб., 1995.

9.     Шпенглер О. Закат Европы. – М.: 1993.

 

Лекция 2. Цивилизация как социокультурное образование

 

Вопросы:

1.                Понятие категории «цивилизация» и многообразие подходов к определению сущности цивилизации.

2.                Цивилизация и культура: их взаимосвязь, тождество и различие.

 

1. Понятие «цивилизация» утверждается в середине XVIII в., т.е.  в период  активного формирования капиталистических общественных  отношений и соответствующих им институтов. Перед  идеологами тогда  стояла задача обосновать и доказать их разумный, всеобщий  и прогрессивный  характер. В этом контексте  и определилось понятие «цивилизация». Оно происходит  от латинского термина «ciortas», обозначающего: город, граждане, городская община, государство. В контексте с такими понятиями, как общежитие, общественное благо, общественный договор, просвещение, культура, оно обрело новый смысл, характеризующий общественное состояние, противоположное «естественному состоянию» и определяющее основание общественного прогресса. В качестве  критерия прогресса цивилизации утверждается  идея общественного блага и совершенствования общественного состояния.

Руководствуясь Разумом, индивиды посредством общественного договора вступают в гражданское  состояние для обеспечения и защиты своих интересов, к которым  просветители, в духе своего времени, относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Объединение  в гражданское  общество, цивилизацию, дает, по словам Руссо, роду человеческому недосягаемые  преимущества по сравнению с другими «тварями» - индустрию, просвещение, культуру, способные  обеспечить  его процветание, счастье и прогресс. Если же до сих пор человечество  не достигло совершенного состояния, то только  потому, что индивиды недостаточно образованы, культурны, а законодатели корыстны и жестокосердны.

Первым мыслителем, обнаружившим противоречия в развитии цивилизации, был Жан – Жак Руссо. Сопоставляя современное ему состояние  общества  с идеальным, «истинным» состоянием, он пришел к выводу, что вопреки логике Разума гражданский союз в лице государства закрепил экономическое неравенство и политическое насилие. Народы Европы, первыми достигшие цивилизации, впали в «варварство» во много раз худшее, чем то, которое они клеймят этим именем. Цивилизация из условия благоденствия превратилась в бич народов, в оковы тирании и рабства. Этот коренной порок разлагает культуру, которая «цветами искусства и наук» лишь прикрывает железные цепи цивилизации. заставляя людей  любить свое  рабство. Однако за пределы социально – философской мысли  своего времени Руссо выводит  не столько  открытие социального неравенства, сколько  усмотрение в этом противоречии внутреннего источника развития цивилизации.

Ж.Ж. Руссо принадлежит заслуга и в разведении понятий «цивилизация» и «культура». Дух, согласно Руссо, имеет  свои потребности, как и тело. Потребности тела, составляющие основание общества, обеспечиваются цивилизацией посредством законодательства, государственного устройства, системы  безопасности. Потребности духа в самосовершенствовании призвана удовлетворять культура посредством искусства и наук.

Проблема соотношения цивилизации и культуры встает  в трудах И. Канта. Культура, по Канту, есть цель, которую природа ставит себе в человеческом роде, но которой он достигает сам посредством  цивилизации, т.е.  всеобщего гражданского общества. Цивилизация же в этой связи  рассматривается как социальные условия реализации культуры, которые обеспечивают  индивидам свободу по отношению  к внешним законам, однако, ценой подчинения ее внутренним законам общежития.  Осуществление цели, предписанной  природой  человеческому роду, требует не только  совершенного гражданского устройства внутри  государства, но и законосообразных  внешних  отношений между  государствами. Только такое  объединение  народов способно  обеспечить вечный мир. Однако социальный опыт  немецкой  действительности того времени не давал Канту оснований для оптимизма. Утверждение совершенного гражданского общества он переносит в необозримо отдаленное будущее, рассматривая его как результат длительного эволюционного  процесса.

Во второй половине XIX в. идея развития цивилизации как прогрессивного в целом  прогресса уступила место идее эволюции или даже  отказу от характеристики какой – либо направленности исторического  процесса.  Начало этой новой  ориентации  положил  английский  философ – позитивист Г. Спенсер. Отталкиваясь  от теории  происхождения  видов  Ч. Дарвина, он пришел  к утверждению, что общественное развитие  также  происходит  в соответствии  с общими законами  эволюции, имея  в виду не совершенствование различных  сторон жизни, а лишь движение общества и его отдельных структур от однородности к разнородности. На этом основании Г. Спенсер решительно выступал против любого революционного вмешательства в эволюционный процесс, видя в нем нарушение законосообразного порядка. Надо сказать, что эта теория оказала большое влияние на формирование и развитие более поздних  теорий цивилизации, ориентированных  на позитивное знание.

Обращение ученых  к конкретному  этнографическому материалу  при добросовестном научном подходе к его анализу стихийно влекло их к материалистическому объяснению истории. Так, Л. Морган, американец (1818-1881гг.) в своем  фундаментальном  труде «Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», по свидетельству Ф. Энгельса, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс»1. Распространив идею развития на «древнее общество»,  Л. Морган раскрыл действительную, а не воображаемую предысторию цивилизации. Он рассматривал цивилизацию как стадию  развития  общества, наступившую за дикостью и варварством.

Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем  разделения  умственного и физического труда, формированием классовой структуры общества,  образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, наличия городов как центров экономической и культурной жизни, развитой общей религией и т.д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание  как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода – это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственного – временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.

А. Тойнби (1899 – 1975 гг.), английский философ и культуролог, писал, что исторический процесс во многом  определяется географическими условиями, что и создает неповторимый  облик каждой цивилизации, т.е. существуют региональные  обособленные цивилизации. Но не всем  

 

1 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 25.

цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования (возникновение, рост,  расцвет, надлом, упадок). Одни умирают, не достигнув расцвета, другие остаются  на одной  фазе долгое время.

Сегодня сложившаяся в мире ситуация поставила перед  социальными науками и общественным  мнением  ряд глобальных  проблем, от позитивного  решения  которых  зависит само существование цивилизации и жизни на Земле.  В этих условиях  складывается  новая  ориентация  в обсуждении проблем  цивилизации. Связанная  с осознанием  единства  мирового  исторического  процесса и ответственности человечества за судьбу мира.

В современной западной социальной науке и философии эта новая  ориентация  получила наиболее  яркое  выражение в научной  и пропагандистской  деятельности Римского клуба. Главные  результаты  работы  клуба  сводятся  к следующему: глобальный  кризис, перед лицом  которого оказалась  современная мировая цивилизация, имеет отчетливо выраженные причины и может быть преодолен путем  социальной реконструкции и культурной переориентации общества на основе  своеобразного общественного договора.

2. Сегодня в литературе нет единого мнения по вопросу соотношения культуры и цивилизации. Определилось в основном три направления во взглядах на этот счет. Первое существует в официальной литературе, философских и других словарях, где названные понятия  практически отождествляются.  Второе направление основываются если не на противопоставлении этих понятий, то на их размежевании, когда к цивилизации относят технику и технические достижения, к культуре  же – всю человеческую деятельность в области нравственности, в философско – гуманитарном  и художественном творчестве. И уже теперь  можно  говорить о третьем направлении, наметившемся в ряде исследований,  где ведется поиск точек соприкосновения культуры и цивилизации, раскрытия их диалектической связи. К нему можно отнести  работы А.К. Угледова, Л.И. Новиковой, А.И. Сухарева, Д. Белла и др.

В первой половине ХХ столетия О. Шпенглер, А. Тойнби и П. Сорокин выступают с циклическими теориями общественного развития. Здесь  нет единой линии исторического развития, а существуют  локальные  культуры, которые не  связаны между собой. Период разложения культуры, период упадка культуры О. Шпенглер называет  цивилизацией. По мнению А. Тойнби, циклические процессы внутри цивилизации совершенствуются  в силу целого ряда  случайностей. В истории, по его мнению, реализуется новая  трансцендентальная  цель, божественный план, и поэтому душой каждой цивилизации является ее религия.

В современной западной социологической литературе прослеживается тенденция и стремление понятия  культуры и цивилизации оторвать  друг от друга  и противопоставить их.  Сторонники западной «философии культуры» в понятие цивилизации вкладывают все то, что  связано с техникой, техническим прогрессом, а проявлениями культуры считают философию, искусство и науку, т.е. высшие духовные блага. Это особенно наглядно  выражено у А. Вебера, который считал, что культура представляет собой форму выражения духовного начала, а цивилизация носит исключительно служебный характер.

Начало такому противопоставлению положил русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев  писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках  его концепции культура символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными  формами неотвратимо  влечет к выходу за пределы  культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих  путях «совершается  переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В процессе исторического развития культура сыграла важнейшую  роль в становлении и развитии цивилизации. В то же время  она всегда  являлась  показателем  уровня  развития цивилизации и высшим ее достоянием. Цивилизация же создавала условия для развития культуры, т.е. цивилизация  служит  основой развития культуры, придает ей продуктивный и всеобщий  характер. Она  представляет  возможности экономического и социального порядка в развитии  культуры и  регулирует культурный процесс. Отсюда следует, что каждый общественный строй, каждая цивилизация  создают различные условия формирования культуры.

Культура каждой цивилизации существует не изолированно. Обладая определенной самостоятельностью и развиваясь по своим внутренним законам и принципам, она имеет тесную связь со всей экономической, социальной  жизнью цивилизации и оказывает  огромное влияние  на все ее стороны. И здесь надо сказать, что наиболее  емким критерием, с помощью  которого  можно определить точки их соприкосновения и различия, может служить человек как главное богатство и главная ценность общества. Человек выступает  связующим звеном  в этих явлениях. Сегодня о достижениях западной  и восточной цивилизацией судят не только по уровню развития производительных сил, компьютерной техники, хотя и это очень важно, а прежде всего по положению человека, его социальной защищенности, его роли и значению в обществе.

Цивилизация – это социокультурное образование. Понятие культура  характеризует человека, определяет меру его развития, способ самовыражения в деятельности, творчестве, цивилизация же характеризует социальное бытие самой культуры. Цивилизация – это внешний мир человека, а культура – его внутренний, сущностный мир.

 

Список рекомендуемой литературы ко второй  лекции

 

1.     Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. – М.: 1984.

2.     Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. – Алматы, 1992.

3.     Библер В. Цивилизация и культура. – М.: 1993.

4.     Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: 1993.

5.     Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева Т. Культурология. Учебник. –

Алматы, 2002.

6.      Древние цивилизации. – М.: 1989.

7.      Кармин А. Культурология. – СПб.: Питер, 2004.

8.      Культурология. Под.ред. А.Н.Марковой. – М.: 2000.

9.      Культурология. Под ред. Н.Т. Багдасарьяна. – М.: 1998.

10.  Малюга Я. Очерки теории и истории культуры. – М.: 1992.

11.  Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.

12.  Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: 1989.

13.  Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2001.

14. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 1998.

15.  Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: 1997.

 

Лекция 3. Культура древних цивилизацией. Античность как тип культуры

 

Вопросы:

1.     Первобытная, архаичная  культура. Верования, мифы, ритуалы, символы, искусство.

2.     Культура древних цивилизацией. Месопотамия. Египет.

3.     Понятие античности. Гуманизм как мировоззренческое кредо античности.

 

Эпоха формирования первобытных отношений играет огромную роль в истории человечества. Первыми  занятиями  человека были собирательство и охота, которые  привели к выращиванию растений и земледелию, к скотоводству, т.е. к окультуриванию  природы.  Рука  стала основным  рабочим  органом. Изменилось форма черепа, постепенно возникла  новая  форма  общения между  людьми – речь.

В эпоху верхнего палеолита  орудиями  труда были проколки, скребки, ножевидные  пластинки. Памятники первобытного искусства рассказывают о жизни  первобытного  человека, его верованиях. Человек почитал  силу природы и прежде всего культ зверя. Первобытные художники передавали не только вид животного, но и его повадки. В Казахстане найдено более 130 скоплений наскальных изобретений животных и сцен охоты.

Археологически прослеживается возникновение и таких  видов искусства, как музыка и танец. Танцы были  ритуальными, военными, охотничьими. Главной  особенностью  религиозного миропонимания людей было то, что они не отделяли себя из окружающей среды и приписывали природе человеческие свойства. Это нашло отражение в рамках  религиозных верований: тотемизме, анимизме, фетишизме, магии.

1.     Тотемизм – это вера в существование тесной  связи между сородичами и их  тотемом, который  мог быть  определенным видам  животных, реже растений. Род носил  имя своего тотема и верил, что  находится  с ним в родстве. Тотему не поклонялись, но считали его «отцом», помогающим сородичам.

2.     Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие – либо  тела (души) или действующие  самостоятельно (духи). Анимистические верования связаны с  одушевлением природы.

3.      Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства, некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, а позднее и специально изготовленных культовых  предметов.

4.     Магия – вера в способность человека особым образом  воздействовать на людей, животных, растения, даже на явления природы.  Человек полагал, что с помощью  определенных действий и слов он может  помогать  или вредить  людям. Магия разделялось  на «белую» (охранительную) и «черную» (вредоносную). По характеру воздействия  магия могла  быть  производственной, любовной, лечебной.  С развитием  и усложнением культа выделилась  особая  категория его служителей – жрецов. В связи с этим  получил   развитие шаманизм. Древнейшее искусство  неотделимо от  мифологии, магии, ритуалов. Художественная деятельность  существовала  на всех  этапах первобытной культуры. Искусство было постоянным способом   бытия человека, что позволяет говорить о его биопсихологических корнях, о инстинктивной потребности человека украшать себя и свое  жилище, придавать предмету  привлекательный характер.

Что же такое искусство?

Существует множество определений искусства. Во – первых, искусство – это специфический вид художественного отражения, т.е. освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески  преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Во – вторых, искусство – это один  из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно – эстетические ценности. В – третьих, это форма чувственного познания мира. В – четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника – творца). В – пятых, искусство может  рассматриваться  как процесс освоения  человеком  художественных  ценностей, доставляющий ему  удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство  многогранно, это душа человека, искусство – это богатейший мир прекрасных  образов, это полет фантазии, это желание понять  смысл жизни и человеческого  бытия, это концентрация  творческих  сил человека. Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных  образах  отражается не только  действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.  Исследователи, пытаясь  понять  природу искусства, видели  в нем и реализацию  инстинкта украшения  и подражания природе, и средство  общения между людьми, и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в  нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность  художника. До 1879 года, до  открытия росписей в испанской  пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла, среди  этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только  поиском пищи. Однако уже английский  исследователь  первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив  эволюцию первобытного  искусства от простейших  спиралей и отпечатков рук на глине до росписей в пещерах на огромных  пространствах Европы. Искусство, фиксируя  ту меру социальности, которая свойственна человеку, становилось средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С. Выготский пришел к такому  выводу, что искусство есть социальное в нас. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна человеку разумному становилось и средством общения между людьми и закрепляло  свойственную  ему способность  давать  обобщенную  картину  мира в  художественных образах.  Первобытное искусство представляло собой  неразрывный синкретический комплекс, и все в дальнейшем  развившиеся  в самостоятельные формы культуры  существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой.

Точки зрения на происхождение искусства?

1.     игровая концепция восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее закончено эта точка зрения выражена в творчестве голландского  культуролога Йохана Хейзинги (1872 – 1945). Игра, как и искусство,  есть деятельность непринужденно – свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде  присуща ребенку, то игровое начало  не только  включено в  жизнь  отдельного человека,  но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются  в различных ритуалах, обрядах, где веселая игра  сливается с самой жизнью. Игра – состязание как импульс, более старый, чем сама  культура, издревле  заполняла жизнь и побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря  игровым  формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Вывод: культура в ее древнейших фазах «играется».

2.     «Имитативная теория» в ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, Аристотель).

2в. Одна из центральных  проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нас  в пространстве  и во времени. Теория осевого времени немецкого философа Карла Ясперса  позволяет  охарактеризовать  различия культур Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя их друг другу. Осевое время  знаменует  собой исчезновение великих культур  древности, существовавших  тысячелетиями. Ось мировой  истории, полагает  Ясперс, следует  отнести ко времени около 500 лет до н.э., к тем духовным событиям, которые  происходили между 800 и 200 гг. до н.э. на всем  протяжении от Запада до Востока.  Именно тогда  произошел  основной  исторический  поворот  - появился  человек  современного  типа.  Приходит конец  мифологической  эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается  борьба  рационального  опыта с мифом, вырабатываются  основные  понятия,  категории, которыми мы  пользуемся по настоящее  время,  закладываются  основы  мировых  религий. В Индии в это  время  возникли Упанишады, жил Будда; в Китае получили развитие  мощные  философские  школы; в Иране  учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукизида и Архимеда. Интенсивное духовное движение  К.Ясперс  обнаруживает в 4-х мирах: Китае, Индии, Элладе и Ближнем  Востоке. Здесь  традиции обновлялись  на основе  личного рационального опыта. В то же время осевое время ознаменовало исчезновение тех величественных  культур  древности, в которых  человек не достиг  подлинного самосознания, как это  произошло с египетской и вавилонской.

Культура Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Северной Месопотамии), которые покорили города Южной  Месопотамии, но ассимилировали и сохранили культуру шумеров. Истоки меспотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н.э., когда на смену первобытной культуре пришла культура городского типа.  Письменность в виде клинописи была стержнем  месопотамской  культуры. Шумерское письмо сначала было пиктографическим, т.е. отдельные  предметы  изображались в виде  рисунков, затем  пиктография превратилась в словесно – слоговое письмо. Основным  материалом  письма  была глина (таблички 7-9 см. в длину). Письменность в форме клинописи требовала  специальной подготовки, оставаясь  специальным  навыком узкой  специальной группы – писцов. Грамотность  в Месопотамии была  привилегией  незначительного  меньшинства.

Письменность служила целям государственного и культового характера, государственные документы регламентировали хозяйственную жизнь  (арендные отношения), осуществляли правовое  регулирование отношений между  супругами, родителями и детьми. Одним из самых  крупных  достижений  вавилонской и ассирийской культуры было  создание библиотек. Самой знаменитой была библиотека  ассирийского царя Ашурбанапала (669 – около 635 до н.э.) в его дворце в Ниневии. Для нее по всей стране (Месопотамии) писцы снимали копии с книг  из официальных и частных  коллекций или собирали сами книги. Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. В  произведении «О непутевом сыне» певец увещевает своего  ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о хеттском герое Гильгамеше. В культуре народов Месопотамии преобладало магическое сознание. Магия  как способ  воздействия  на природу  оставалась  в арсенале земледельческого населения длительное время. Магическая деятельность – это попытки воздействовать  на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим, «божественным» приемом.

Древний Египет – первое государство  на земле. Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую  египтяне считали «ненормальностью». Смерть  не означала конца:  прекрасная жизнь на земле  могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Забота о сохранении тела умершего  привела к возникновению искусства мумий. Хрупкой душе  удобнее всего  вернуться в свое  прежнее тело  внутри  мощной  и защищенной от света и взглядов  усыпальнице пирамиде. Древнейшие египетские пирамиды считались  одним из семи «чудес света». Самая известная  пирамида Хеопса. Самые  древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Изобразительное и монументальное искусство  несет на себе печать египетской  культуры  в целом.  Иероглифы – рисуночное символическое письмо. Шедевром искусства  периода  II тыс. до н.э. искусствоведы считали выполненного на крышке ларца рельеф фараона Тутанхамона с его юной женой в саду 1 тыс. до н.э., скульптурный портрет Нефертити.  Наука, астрономия и медицина достигла высочайшего расцвета в древнеегипетском государстве.

3в. Каждый период в истории культуры по своему ценен. Но не случайно особую  роль исследователи  отводят античной (особенно греческой) культуре. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение  природы, как меру всех вещей, греки создали науку, которую  некоторые  исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая  плеяда блестящих умов, имен открывает страницы  античной культуры: Эсхил, Софокл, Геродод, Демокрит, Платон, Аристотель, Еврепид. В целом  для античной культуры  характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время  эмоционально – эстетическое его  восприятие, стройная  логика и индивидуальное своеобразие в решении социально – практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры  протекло  в основном в форме комментирования древних учений, ставших  каноническими, в форме увековечивания традиции. У истоков европейской культуры  находится микенская или минойская  цивилизация.

Минойская цивилизация возникла на острове Крит, на рубеже 3-2 до н.э. Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов – цитаделей, мощных архитектурных  комплексов, содержащих обширные кладовые помещения административного и культурного назначения.  Такого рода дворец – средоточие сложной, военной и религиозной жизни. Дворец держал  на строжайшем учете реальные и запланированные поступления, дворец ведал  организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия  лицам, выполняющим какую – либо работу.  Для такой  регламентации требовался большой бюрократический  аппарат: целый ряд (штат) писцов и чиновников различного ранга. Во главе этого аппарата находился царь – жрец (ванака), что в совокупности со свидетельствами о наличии мощного  жреческого сословия позволяет  говорить о теократической  природе власти.  Царь – жрец сам  совершал сложные  религиозные  обряды, являясь верховным  жрецом среди жрецов главных храмов. Политеизм при наличии  жречества превращался  в сложную  религиозно – идеологическую  систему.  Достигнутое к тому времени разделение труда получило закрепление в именах богов – создателей  и охранителей профессий. У Гомера  встречается  детальное описание множества ремесел. В качестве же их  творцов  указываются Гефест  и Дедал. Мы не будем  рассматривать вопрос о причинах гибели микенской цивилизации подробно. Однако необходимо отметить, что крушение дворцовой  системы как бы «развязало руки» противобствующим силам: родовой   аристократии и сельским общинам. Исчезновение «связующего единства», каким была фигура  «ванака», способствовало превращению статистических  элементов  общины в динамические подвижности и неустойчивости внутриобщинных отношений. Гомеровский «басилевс» - это  скорее военный предводитель, чем наделенный «священными» полномочиями монарх. Власть его – важнейшее завоевание цивилизации периода архаики. Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции от рубежа VI – V веков до н.э. до 338 года до нашей эры. Это был период  полисной  организации общества.  Полис представлял  собой гражданскую  общину, в ее основе  лежала  античная  форма  собственности, которая была  одновременно государственной (совместной) и частной.  Владельцем основного  средства  производства (земли) мог стать  лишь  тот, кто  был полноправным членом гражданской  общины. Верховным  правом  на землю  обладал  только  коллектив  граждан.  Взаимосвязь  права собственности  на землю  и гражданских  прав способствовали  признанию  всех  граждан  полноправными членами общества.  Верховным  органом  власти  в полисе было  народное собрание. Гражданин – собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит неприкосновенность и  своей собственности. Экономика полиса  базировалась  на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным  принципом его хозяйства была идея автаркии (самообеспеченности). Таким образом,  полис  осуществлял  экономические, военные и политические функции.

Полисная система  ценностей: твердая уверенность  в том, что полис – высшее благо, что  существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие  одного  лица зависит от благополучия полиса в целом.  К ценностям  полиса  относились  признание  превосходства земледельческого  труда над  иным, стремление сохранить  неизменными  экономическую  основу полиса.  Желание  накопительства осуждалось  как антиценность. В этот период началось  распространение рабства классического типа.  Право  собственности рабовладельца на раба  ничем не  ограничивалось, дети рабынь  назывались  «приплодом» и также  становились рабами.

Афинская демократия считается самой совершенной  формой демократического строя  античного  рабовладельческого государства, ее золотым веком стало  столетие с середины V до середины IV века до н.э. В греческих полисах основной социально – экономической организации выступал коллектив граждан. Понятие гражданина предполагало личность, наделенную  неотъемлемыми правами.  В Афинах  на народном  собрании  мог выступать каждый гражданин, свобода  обсуждения не ограничивалось. Решения народного собрания становились  законом  и обычно  начинались с формулы: «Постановил Совет и народ». Совет был  рабочим органом собрания состоял из 500 человек, они избирались по 50 человек от каждой из 10 афинских  фил. Совет 500 комплектовался из всех  разрядов  афинского  гражданства  и каждый  год обновлялся. Ареопаг, в отличие от Совета 500, по своей структуре и составу он был  органом аристократическим.  Ареопаг был одной из судебных  инстанций, который разбирал  дела об  умышленным убийстве, ранении, поджоге, нарушении религиозных предписаний. Ареопаг должен был  также наблюдать за состоянием нравов. Охранительной  мерой демократического строя была  система постоянной и строгой отчетности практически всех  афинских  должностных  лиц.  Прежде чем уйти  со своего поста после исполнения  обязанностей целый год  магистрат сдавал отчет или в Народном собрании, или в Совете 500.

Социальная политика включала целый ряд  мероприятий: введение  оплаты должностей, за участие  в работе Совета 500 и Народного собрания, оплата труда моряков и воинов, занятых  в походах. В Афинах строго следили, чтобы не сокращалась  численность землевладельцев, чтобы не происходило  обезземеливание граждан полиса. Власти следили и за продовольственным снабжением города, спекуляция и взвинчивание цены на хлеб  карались законом.

Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества было соединение чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне  рамок общины, полиса невозможно, поэтому  высшая  доблесть гражданина  состояла  в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь  потерять, среди воинов доблестно павших, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей. А принцип состязательности воплощался в стремлении как можно  лучше  послужить полису. Несмотря на то что в архаический период Греция  не представляла  собой единого государства, однако  регулярные  торговые  связи между отдельными  полисами  приводили к формированию  этнического самосознания: греки начинали осознавать  себя единым  народом, отличным  от других, – не эллинов. Одним из проявлений их  самосознания были  знаменитые, проводившиеся с 776г. до н.э. Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

К 8-6 в.в. до н.э. относится появление современной архитектуры, главным образом  общественной. Все силы общества были обращены на  монументальные  культовые  сооружения, прежде всего храмы покровителей общины. Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи полиса с определенным божеством – покровителем.

Величайшим  достижением греческой культуры той эпохи являлось  создание алфавитного письма. Произошла демократизация системы  обучения, позволявшая  сделать  грамотными практически всех  свободных граждан Греции. Особое значение для всей европейской  культуры имело  возникновение философии – принципиально  нового подхода к познанию мира и человека. Постановка мировоззренческих проблем, опора на человеческий  разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире, отличали философский подход от мифологических воззрений.

 

Список литературы

 

1.     Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: 1993.

2.     Древние цивилизации. – М.: 1989.

3.     Культурология. Антология. – М.: 1994.

4.     Крамер С. История начинается в Шумере. – М.: 1985.

5.     Моисеева Л.А. История цивилизации: Ростов – на – Дону, 2000.

6.     Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. – М.: 1990.

7.     Переламов Л.С. Слово Конфуция. – М.: 1992.

8.     Тейлор Э. Первобытная культура. – М.: 1989.

9.     Философия и наука в эпоху античности. – М.: 1990.

 

Лекция 4. Культура кочевников Евразии. Традиционная культура казахов (2 часа)

 

Вопросы:

1.     Культура кочевых и оседлых племен Средней Азии в доисламский период.

2.     Культура народов Средней Азии и Казахстана в IX – XII вв.

3.     Особенности казахской  культуры в XV – XX вв.

 

1. Как известно, с древнейших времен (середина первого тысячелетия до н.э.) на территории к северу от озера Балхаш и реки Сырдарьи на протяжении от Иртыша до Волги обитали скифские племена: саки, усуни, гунны, сарматы, достигшие высокого  уровня развития кочевой  цивилизации – стройного общественно – государственного устройства, своеобразной материальной культуры, торговли и искусства. Экономическое развитие скифских племен шло по двум направлениям. Большая часть племен занималась кочевым скотоводством, а другая часть, находившаяся в плодородных  долинах, земледелием и содержанием скота на пастбищах в летнее время.

Между кочевниками и оседлыми земледельцами шла интенсивная  торговля. Историческая хроника свидетельствует, что  в середине первого тысячелетия до н.э. был проложен степной путь, который связал страны Запада и Востока. По нему перевозились товары из Китая к грекам и этрускам. Позднее караванная дорога, пролегавшая через территорию Казахстана из Центральной Азии и Китая на запад до Византии, называлась «Великий шелковый путь». Главными  товарами были высшие сорта шелка, хлопчатобумажной ткани, ювелирные изделия, стекло, бирюза, оружие, ароматические масла и пряности. Шелк, наряду с золотом был международной  валютой, его дарили высокопоставленным  должностным лицам, выплачивали  жалование наемным  воинам, оплачивали  госдолги.

Торговля, таким образом, способствовала взаимному обогащению народов, экономически развивала государственные образования,  смягчала  и ликвидировала военные  конфликты  на торговых  маршрутах. Почти два тысячелетия  были  связаны между  собой караванной дорогой  Азия и Европа. Лишь  строительство  кораблей, дешевые морские пути  и новые  порты торговли  привели к постепенному угасанию караванной торговли.

Зарождение и развитие феодальных  отношений в Центральной Азии началось еще в IV – VI вв. в ее оседлых  земледельческих  районах – Хорезме, Тохаристане, Согде и Фергане. Отголоски легендарных представлений  хорезмийцев о глубокой древности их страны мы находим в труде великого ученого Востока хорезмийца Абу Райхана Бируни (973-1048 гг.). По его мнению, жители Хорезма  считали годы от начала заселения своей страны, которое  произошло за 980 лет до Александра Македонского, т.е. в самом конце III в. второго тысячелетия до н.э.

Хорезм, в отличие от остальных  древнейших  государств Средней Азии, отстоял свою  независимость  во время  завоеваний Александра Македонского и оставался свободным  вплоть до арабских  завоеваний. Хорезм славился как страна  множества городов, важнейшими из которых  были Гургандж, Кят, Хива, Замахшар, Дарган и др. Оседлая цивилизация Хорезма основывалась на  искусственном орошении, как и в других  крупнейших  цивилизациях Древнего  Востока.

В IV – VI вв. в Средней Азии продолжала развиваться  письменность на хорезмийском и особенно на согдийском языках, являющихся разговорными языками  для большинства населения  оседлых  земледельческих  областей  Средней  Азии и части Восточного Туркестана. Нанязыками  для большинства населения  оседлых  земледельческих  областей  Средней  Азии и части Восточного Туркестана.азговорным широкое распространение письменности  указывает  возникновение скорописи.  Письменные  памятники  религиозного  содержания – буддийские, манихейские, христианские – на согдийском  языке  и согдийском  алфавите  (самые  ранние датируются IV в.) говорят  о культурных  связях  согдийцев  с Индией, Ираном, Сирией. Наиболее богатое  собрание памятников  согдийской  письменности  представляют  документы  начала VII в.,  записанные на коже и палках, которые  были найдены  в замке на горе Муг.

В начальный период  средневековья в Согдиане росло число феодальных  городов, где развивалось  ткачество, кожевенное ремесло, гончарное  дело, производство стекла и т.д. Шла интенсивная  торговля  с Индией и Китаем. Главная роль в этой торговле  принадлежала согдийцам. По данным  китайских  источников,  согдийцы  везли в Китай стекло, бирюзу, коней. А вывозили оттуда шелковые  ткани.

В древности и в раннем средневековье культурным  взаимосвязям Хорезма, Согдианы, Хорасана, Маверанахра и других регионов  способствовала распространившаяся  в оседлой  среде их народов  религия – зороастризм. Зороастризм  имел  локальную  специфику под воздействием местных  архаичных  верований  и культов, однако,  основа его вероучения, обязательные  ритуалы  и обряды, а также  нормы  религиозного и светского права стали  общими и обязательными  для всех  приверженцев этой веры.  Что еще важнее, зороастрийские тексты  были  уникальными фиксаторами многовековых  напластований мифологии  и эпоса  древних  народов Востока, а также  хранителями реальных  сведений исторического, географического, этнографического и социального характеров. Весь этот «культурный фонд» зороастризма являлся в доисламское время одной из основ культурного  сближения народов Средней  Азии и Ближнего Востока.

В период V – VI в. началось великое переселение народов Центральной Азии, которое  изменило  этническую  и политическую  карту этого региона.  На обширной  территории Алтая,  Монголии и Дешт – и – Кыпчак произошло  объединение живших  здесь  тюркоязычных  племен,  образовавших  могущественную державу – Тюркский каганат, подчинивший своей  власти  население Казахстана  и всей  Средней Азии. Кочевники тюрки мало вмешивались  во внутреннюю жизнь феодальных  владений Средней Азии, довольствуясь  взиманием с них дани. 

После 588г. Тюркский каганат  распался  на Восточный  с Центром в Монголии и западный с Центром в Семиречье. Средняя Азия вошла в состав  последнего. От времени Тюркского каганата  в Средней Азии и Казахстане  остались  значительные  группы тюркоязычного населения, впоследствии вошедшие в состав  узбекской  и казахской народности.

В формировании этногенеза этих народностей особенно велика роль кыпчаков. Из средневекового периода истории кыпчаков известно, что из их среды вышли  представители правящих  династий в таких  крупных  государствах  того периода, как мамлюкский Египет и Хорезм. Их представители  в XIII в. были на троне  Делийского султаната.  Из кыпчаков формировались крупные  контингенты войск в Грузии, Венгрии, Хорезме.

Кыпчаки у мусульманских авторов, номаны в западноевропейских хрониках, половцы в русских  летописях – все  эти  разноименные  этнические обозначения имели отношения к одному и тому же народу. Местом расселения кыпчаков были степи центрального и северного Казахстана.

2. Культура народов Средней Азии и Казахстана в IX – XII в.в 

Начавшиеся в 30 – х годах VII в. завоевания арабов распространились и на Среднюю Азию. Стремясь прочно закрепиться в оазисах Средней Азии, арабы  целыми  семьями  поселились  в захваченных  городах  и селениях, привлекая  местную  власть на свою  сторону.  Вместе с арабскими наместниками, которых  сопровождали  целые  канцелярии писцев,  в завоеванные  страны шли и служители мусульманского духовенства, всеми  способами  насаждавшие ислам.

В IX – X в.в. в Средней Азии  сложился типичный  город  феодального общества. Древнейшими его частями  были цитадель  и обнесенный стенами старый город (шахристан) с общественными зданиями и усадьбами знати, позже возникли рабады, т.е. торгово – ремесленные посады, в которых сосредоточилась вся хозяйственная жизнь  города. Такие города, как Ургенч, Бухара, Самарканд, Отрар были в  IX – X в.в. центрами ремесленного производства и торговли.  Здесь производились хлопчатобумажные и шелковые ткани, высокохудожественные  и простые  изделия  из бронзы, железа, стали, серебра  и золота, изделия из кожи (обувь, седла, колчаны) и т.д.

IX – X века были временем расцвета материальной и духовной культуры народов Средней Азии. Высокого уровня  достигли  архитектура и изобразительные  искусства. Именно в это время усовершенствовалась  техника возведения  сводов и куполов.  Об этом свидетельствует  девятикупольная  мечеть в Хазаре и интереснейший  памятник – караван – сарай Кырк – кыз в Термезе (VIII – IX вв.), представляющий  квадратное  здание о массивными  башнями на углах, снаружи похожее на крепость, а внутри  имеющее сложную  систему  купольных и сводчатых  помещений, соединенных  коридорами. Выдающимся архитектурным памятником  является мавзолей Исмаила Саманида (892 – 907) в Бухаре, построенный  в форме куба, с красивым  геометрическим узором по стенам.

В конце Х в.  на территории Семиречья и Восточного Туркестана военная знать ряда тюркских  кочевых  племен (карлуки, ягма, кыпчаки) создала государство, получившее в исторической науке название Караханидского. Династия  Караханидов вышла из воинственного кочевого племени ягма – (Юго – восточная часть  нынешнего Казахстана).  Караханидское  государство объединило  как кочевые  тюркские племена, так и население  старинных земледельческих  районов и городов Семиречья и Кашгара.

В конце Х в. Саманидское  государство  было  завоевано  Караханидами. Власть  в Маверанахре  перешла  в руки  тюркской  кочевой  знати.  Со времени  прихода  к власти  Караханидов  в Маверанахр переселилось  огромное  количество  тюркского кочевого населения из Семиречья и Восточного Туркестана.  Они переходили  к оседлому  земледельческому труду, смешались  с местным  населением, передавая  ему свой язык  тюркской  системы.  Сложилась новая  народность – узбеки. Караханидское  государство  владело большой  территорией, в которую входили Восточный Туркестан, Семиречье, Фергана, Маверанахр. Во главе государства стоял хан ханов, которому подчинялся каждый удельный  хан (илек – хан).

Караханидский период явился качественно новым этапом культурного развития  народов Центральной Азии.  Быстрыми темпами  развивается  производство  ремесленных изделий, растет  число городов, превращавшихся  в центры  торговли, например, Тараз, Сыгнак, Балх, Исфиджаб. Отсюда часть скота, изделий ремесла и сырье направлялись в Крымскую Булгарию, Русь и Китай.  

Говоря о культуре народов Средней Азии и Казахстана в период  господства династии Караханидов, необходимо  сказать об ученом – филологе Махмуде Кашгарском.  К XI в. относится  и творчество  великого таджикского поэта – мыслителя Насир Хосрова, автора прозаической «Книги странствия» и ряда  поэтических  произведений. Первым произведением на староузбекском языке была поэма «Совершенное познание» 1069г. Юсуфа Баласагунского. В ней  автор советует караханидскому хану оказывать  покровительство культуре оседлых  народов, а земледельцам, ремесленникам и купцам  отдает  преимущество  перед  кочевниками.

До нас дошли поэмы мыслителя Ходжа Ахмеда Яссауи – видного представителя тюркоязычной  суфийской поэзии. Он хорошо знал  поэзию, литературу, философию Востока. С 17 лет  писал  стихи на арабском, персидском, тюркском  языках. Учился  в Бухарском медресе, а затем  занял  пост  духовного наставника в этом  медресе.  Став поэтом – мистиком, вернулся  на родину  в город  Туркестан, где  выступал  с проповедями  идей  суфизма, ислама, собирая  вокруг  себя  множество  учеников. Еще при жизни обрел святость;  со всех  концов средней Азии ездили к нему на поклонение.  Последние 10 лет жил в подземной  мечети.  Впоследствии могила Ахмеда Яссауи  стала местом паломничества. Цикл стихов «Сборник мудрых высказываний» носит мистико – философский характер.

В XI – XII  веках  продолжала развиваться  архитектура. Характерными чертами построек были  портал  у главного фасада зданий и украшение стен резной  терракотой, с тонко выполненным  растительным узором и стилизованными надписями.  Лучшими памятниками зодчества XI – XII веков являются: Дворец  правителей в Термезе,  мавзолеи в Узгене, Рабат – и малик («Царский рабат») – укрепленный  караван – сарай  с так  называемыми  «гофрированными» стенами  и орнаментами на пути  из Бухары в Самарканд, минареты в Джаркургане, Бухаре и Вабкенте (XII в.), купольный мавзолей султана Синджара в Мерве (XII в.). В Мерве к началу  XIII в. было 10 библиотек, по словам  географа Якута, «более богатых  сочинениями, чем  библиотеки любого другого города». В Мерве же в XII в. находилось особое учреждение – дивэкуш, где изучались  приемы техники шелководства.

В Маверанахре крупными центрами текстильного производства были Бухара и Самарканд: шелк, парча, лен, хлопчатобумажные ткани  вывозились  в Ирак, Индию и другие страны  Востока. Здесь изготовлялась также знаменитая  бумага, которая  экспортировалась  во многие  страны Востока. Самобытная культура оседлых и кочевых тюркоязычных  племен Средней Азии развивалась в течение  длительного периода и достигла значительных высот.

3. Казахская народность  сложилась на рубеже XV – XVI вв.  на обширной территории степной, полустепной и пустынной зоны умеренного пояса Евразия. Основа – кочевое скотоводческое хозяйство. XV – начало XIX вв. характеризуется как эпоха жырау, т.е. эпоха поэтов – импровизаторов, авторов песен толгау – размышлений и наставлений в стихах. Они все относились к знатному роду и были советниками ханов, военачальниками, видными политическими деятелями. Наиболее известные жырау – это Доспанбет, родился в конце  XV в. Его поэзия воина и защитника  Родины. Песни рассказывают о подвигах, чести и долге воина. Значительный вклад в культуру казахского народа внес Шалкииз Тиленшиулы (XV – XVI в.в.). Его поэзия философская, патриотическая  по тематике. Являлся исполнителем героических эпосов. Умбетей Тулеулы (XVIII в.) воспевал стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно его произведение, посвященное Богенбай батыру.

Кроме устной литературы, у казахов  была развита письменная традиция, основные  жанры  которой религиозные и исторические труды. В XVI в. Отемис хаджой  был написан  исторический труд «Чингиснаме». Он написан  на основе  преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV – XV в.в.

XVIII – начало XIХ в. – стремление  казахов к современному  европейскому  образованию. Зарождается  и развивается просветительство как идейно – художественное и философское  направление. Представители казахской  интеллигенции совместно с русскими учеными начинают собирать сведения о певцах – импровизаторах, сказителях, акынах. 

Значительное место в истории культуры и общественной мысли Казахстана занимает казахский ученый Ч.Ч. Валиханов (1835-1865гг.). Свои философские знания он почерпнул в основном из произведений Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Белинского. Особое место в его жизни  занимало  знакомство с ученым – путешественником П.П. Семеновым – Тян – Шанским, определившим направление всей его научной деятельности. Он часто бывал у Ф.М. Достоевского, был знаком с его семьей, а также с поэтом Я.П. Полонским и др.

По результатам кашгарского путешествия он написал «Очерки Джунгарии». Со слов киргизских певцов, сказителей записал отрывки киргизского эпоса «Манас». Труды по истории, географии, этнографии Казахстана и соседних стран Азии сделали его выдающимся ученым.

Во второй половине ХIХ в. происходят  изменения в области образования. Сложилась двойная система образования – светская и духовная. Усилия прогрессивной  интеллигенции по его развитию имели важное  значение.  Открытие начальных и народных  школ связано с именем И. Алтынсарина (1841 – 1889 гг.). Путь исторического прогресса для своего  народа он видел  в просветительстве. Он явился создателем нового  типа  начальных и профессиональных учебных  заведений.  По его инициативе были  созданы ремесленные и сельскохозяйственные училища, специальные  школы для девушек – казашек. Им написаны учебные пособия «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство и обучение киргизов русскому языку». Он опубликовал целый  ряд материалов о прошлом  казахского народа, использовал опыт  русских  педагогов – писателей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

В это время начинает активно формироваться письменная казахская литература нового типа. Ее ярким представителем  был Абай Кунанбаев (1845 – 1904гг.). Предметом его многих  исследований были сущность и значение искусства. Поэтому он работал  над переводами известных  произведений  русских  писателей и поэтов – Крылова, Пушкина, Лермонтова. В своем  прозаическом  произведении «Гаклия» («Слова назидания») он утверждает, что главное в человеческой жизни – качества духовные.

Ахмет Байтурсынов (1873 – 1938 гг.) – поэт, тюрколог, педагог, общественный деятель. Его сборник «40 басен» был  опубликован в Петербурге в 1909 году. Он занимался  работой по усовершенствованию казахского алфавита, написал статьи и учебники по языкознанию, далее появились  его исследования по истории и теории литературы. Подготовил учебник на казахском языке «Теория словесности».

Мыржакып Дулатов (1885 – 1935 гг.) – известный казахский писатель, переводчик, поэт, педагог, журналист. Его  творчество тесно связано с переводами на казахский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера. Основательно занимался исследованием творчества Абая, Ч. Валиханова, А. Байтурсынова. Написал  объемный  труд  «История происхождения казахов и киргизов», «Библиографический указатель казахских книг» в двух частях.

Шакарим Кудайбердиев (1858 – 1931 гг). Его отец – старший брат Абая. Оставшись без отца, Шакарим воспитывался у Абая, что отложило отпечаток на его мировоззрение и  творческие способности. По совету Абая к сорока годам начинает сочинять стихи и поэмы, имеющие просветительско – гуманистическую основу. Его перу принадлежит много стихотворений, поэм, повестей, переводов. В 1919г. был опубликован сборник его стихов «Зеркало казахов». Он написал  трактат по истории религии казахов «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских  династий». Его поэзия  наполнена лирическим содержанием – в ней он воспевает  любовь, женскую красоту, молодость, природу.

Известный казахский писатель первой половины ХХ века – Мухтар Ауэзов. Он один из первых  начал изучать историю казахской литературы, исследовал  такие жанры,  как сказки, айтыс, героический эпос. Написал роман – эпопею «Путь Абая»,  получивший международное признание и переведенный на многие языки мира. Произведения  М. Ауэзова  познакомили мирового читателя с историей казахского народа, с его жизнью и культурой, национальным  характером.

 

Список литературы к 4-ой лекции

 

1.     Абай. Слова назидания. – Алматы, 1993.

2.     Акишев К.А. Искусство и мифология саков. – Алматы, 1984.

3.     Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: 1992.

4.     Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.-Л.: 1984.

5.     Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева Т. Культурология. Учебник.  – Алматы, 2002.

6.      Есим Г. Хаким Абай. – Алматы, 1994.

7.      Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

8.      Кочевники. Эстетика. – Алматы, 1993.

9.      Культурология. Под ред. Н.Т. Багдасарьяна. – М.: 1998.

10.  Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге ХХI века. – Алматы, 1996.

11.  По следам древних культур Казахстана. – Алматы, 1979.

12.  Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2001.

13.  Шакарим. Три истины. – Алматы, 1991.

14.  Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: 2000.

15.  Культурные конспекты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

  

Содержание 

Введение                                                                                                            

Лекция 1. Предмет и задачи  культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания   

Лекция 2. Цивилизация как социокультурное образование                          

Лекция 3. Культура древних цивилизацией. Античность как тип культуры  

Лекция 4. Культура кочевников Евразии. Традиционная культура казахов