АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Некоммерческое  акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

 

 

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

 Методические указания к семинарским занятиям

для студентов очной формы обучения всех специальностей

БАКАЛАВРИАТ

 

 

Алматы 2012

Составители: Джагфаров Н.Р., Утегалиева А.Ж., Кабдушев Б.Ж.  Методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса очной формы обучения всех специальностей. – Алматы: АУЭС, 2012. – 23 с.

  

         Предлагаемая методическая разработка содержит планы семинарских занятий по курсу "История Казахстана", список рекомендуемой  литературы, а также методические рекомендации к каждому  семинарскому занятию. 

 

         Рецензент: канд. ист. наук, проф.  Орынбекова Д.С.

  

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества "Алматинский университет энергетики и связи" на 2012 г.

 

© НАО "Алматинский университет энергетики и связи", 2012 г. 

 

Введение

Семинар является активной формой обучения в высшей школе, когда под руководством преподавателя студент проверяет достоверность знаний, полученных в результате  самостоятельной  работы. Каждая тема семинара  содержит три вопроса, которые не дублируют  темы лекции, но дополняют их,  носят относительно самостоятельный, локальный характер.

К семинару нужно готовиться основательно, т.к. здесь происходит непосредственный контроль работы студента и оценка его знаний. Подготовка к семинару требует определенных усилий, самостоятельного изучения достаточно большого круга материалов и источников, которые приводятся в списке литературы. Причем студенту нужно уяснить для себя, что на каждом семинаре осуществляется фронтальный опрос всех и в обязательном порядке выставляется оценка каждому. Поэтому к семинару надо готовиться всегда, а не от случая к случаю, как это было в школе. 

При подготовке к семинарскому занятию студенту нужно внимательно ознакомиться с методическими указаниями по семинарским занятиям. Здесь по каждой теме выделяются главные проблемы в каждом вопросе, определяется  основные направления, концептуальные подходы и положения, освещение которых и должно составить содержание предстоящего ответа. Затем следует основательно изучить  рекомендуемую литературу, на основе которой составить полный ответ на поставленные вопросы. Основополагающие моменты конспектируются в отдельной тетради и периодически предоставляются на проверку преподавателю. Конспект должен содержать не менее половины источников из списка литературы. 

На семинаре студент должен кратко, но полно осветить  вопрос, при этом он может пользоваться своими записями в конспектах. Ему могут задавать уточняющие вопросы, в процессе ответа на них могут возникнуть дискуссии, различные точки зрения на одну и ту же проблему, и все это способствует возникновению творческой атмосферы на семинаре. Студенты, способствующие своими знаниями возникновению такой творческой атмосферы, поощряются особо.

Каждого студента обязательно опрашивают по 1-2 или же по всем 3 вопросам семинара, по результатам работы в конце семинара выставляется итоговая оценка по 9 балльной системе. Критерии оценки ответов: во-первых,  студент должен свободно излагать материал, пользуясь записями в конспектах, зачитывая исторические факты, ссылаясь на источник или  на конкретного автора и его работу. Во-вторых, проверяя конспект, который должен быть обязательно на семинаре у студента, преподаватель выявляет степень его готовности по всем трем вопросам, степень использования рекомендованной литературы. В-третьих, студент, который имеет полный конспект, отвечает по всем

вопросам семинара, постоянно дополняет каждый вопрос, предлагая новые факты и излагая свои суждения по проблеме, претендует на более высокую оценку.

По предмету «История Казахстана» предусмотрено 11 семинарских занятий, по которым студент должен иметь положительные оценки и полные  конспекты. Студенты, пропустившие семинар или получившие на нем неудовлетворительную оценку, отрабатывают их в обязательном порядке в специально отведенные для этого дни СРСП. Только студенты, присутствовавшие на лекциях, имеющие положительные оценки по всем 11 семинарским занятиям и представившие перед экзаменом их полный конспект по требованию преподавателя, сдавшие 2 рубежных контроля,  выполнившие качественно и своевременно 3 семестровые работы, получают допуск к  Государственному экзамену по курсу «Истории Казахастана».

Рейтинг допуска к экзамену в объеме 100% составляется на основе суммы следующих показателей:

-  присутствие на лекциях - 11%

-  работа на семинарах - 50%

- 3 семестровые работы – каждая по 9 %

- 2 рубежных контроля – каждый по 6 %

Итоговая оценка по дисциплине «История Казахстана» выставляется на основе суммы 60% от рейтинга допуска и 40% от оценки Госэкзамена. 

За преподавателем остается право выбора формы организации семинарского занятия, что зависит от уровня подготовки, эрудиции, активности студентов группы.

Предлагаемое методическое издание содержит планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, а также методические указания к каждому семинару. 

 

1  Эпоха  раннего кочевничества  (1 тыс. до н.э. - нач. 1 тыс. н.э.)

 

1.1 Казахстан в эпоху бронзы. Казахстанский ареал андроновской культуры: характерные черты, земледелие и скотоводство, горное дело, ремесло, поселения, искусство и верования. Культура поздней бронзы (Бегазы, Дандыбай). Переход от пастушеского к кочевому скотоводству.

1.2Письменные источники (китайские, персидские, греческие и др.) о населении Казахстана. Политическая история, социальное устройство, хозяйство и быт  саков.  

1.3Материальная и духовная культура, верования, изобразительное искусство саков.

 

Список литературы

 

1.   Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. – Алматы, 1963.

2.   Акишев К.А.  Искусство и мифология саков. – Алматы, 1984.

3.   Акишев К.А. Курган Иссык: искусство саков Казахстана. – М., 1978.

4.   Кадырбаев М.К. и др. Культура древних скотоводов металлургов Сары-Арки. –А., 1992.

5. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.Н. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1966.

6 Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1976.

7.   Маргулан А.Х  Сочинения. 14 т. 2 т: Сарыарка.–А., 2001.

8.   Маргулан А.Х., Басенов Т., Мендикулов М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959.

9.   Нарымбаева А.К. Аркаим–очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками. Алматы, 2007.

10.   Прошлое Казахстана по археологическим источникам. – Алматы, 1988.

11.   Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб./ Под ред. С.Д.Асфендиарова.– А.,1997.

12.   Путенихин В.П. Тайны Аркаима. Наследие древних ариев. – Ростов –на- Дону, 2006.

13.   Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. – Алматы, 1998.

  

Методическое указание

 

Ответ на первый вопрос необходимо начать с краткой характеристики бронзы как сплава, состава и методов ее получения, изложения хронологии и периодизации эпохи бронзы, особенностей природно-климатической среды на территории Казахстана. Охарактеризуйте андроновскую культуру, географию её распространения. Проанализируйте закономерности перехода к  земледельческо-скотоводческому хозяйству андроновцев, раскройтеособенности нуринского и атасуского этапов. Раскройте уровень развития горного дела, металлургии, ткачества, гончарного дела, различных промыслов и т.д. Рассмотрите поселения, жилища, материальную и духовную культуру, погребальный обряд и верования андроновцев. Для этого используйте богатые археологические данные стоянок того времени (Атасу, Бугулы, Садчиковская, Алексеевская, Аркаим и др.). Покажите отличия Бегазы-Дандыбаевской культуры как более высокого этапа развития, раскройте общее и особенное в характеристике придомного, пастушеского и яйлажного скотоводства. Опираясь на имеющиеся антропологические данные, рассмотрите внешний облик населения эпохи бронзы. Определите понятия: семья, род, община, племя. Охарактеризуйте духовный мир, верования, погребальный обряд,  «звериный стиль» в искусстве на примере могильника Бегазы-Дандыбай, комплекса Тамгалы, протогородов Ботай, Токсамбай.

Отвечая на второй вопрос, укажите, что в  VIII-VII вв. до н.э. на территории Казахстана произошло главное событие – началась эпоха железа. Попытайтесь сформулировать свои взгляды на концепцию социогенетической преемственности андроновцев эпохи бронзы и скифо-сакского социума на территории Казахстана.  К этому периоду относятся и  первые письменные источники, которые дают обширные сведения о саках, населявших всю территорию Казахстана. На основе  археологических данных и древнеперсидских источников раскройте расселение племен саков хаомаварга, тиграхауда, парадарайя  на территории Казахстана. Рассмотрите и сравните их расселение с массагетами, аримаспами, агрипеями, исседонами, даями, каспиями, скифами и др. в соответствии с  древнегреческими источниками.  Учитывая эти изменения, раскройте социальную структуру, общественно-политический строй саков. Обратите внимание на особенности хозяйственного развития и быта, охарактеризуйте войну как промысел у саков, их военное дело, вооружение, тактику ведения войн. Раскройте политическую историю саков как эпоху боевых колесниц, их взаимоотношения с ахеменидскими правителями, А.Македонским, участие в греко-персидских войнах.

В ответе на третий вопрос нужно раскрыть основное содержание духовного мира саков, их верования, мифологию и мировоззрение, письменность. Рассмотрите искусство и сакский звериный стиль, курганы саков, способы захоронения и погребальные обряды, их ритуалы и символику.

 

2  Раннеклассовые государства на территории Казахстана ( 3-2 вв.  до н.э. – 3 - 5 вв. н.э.)

 

2.1 Государство Усуней и Канглы: территория, социальное устройство, хозяйство и быт, политическая история.

2.2 Государство Хунну: территория, хозяйство и быт, социальное устройство. Военная организация и военное искусство, политическая история хунну. Локализация и миграция хунну в Евразии.

2.3     Культура канглы, усуней и хунну,  их роль в этногенезе и социогенезе казахского народа.

 

Список литературы

 

1.     Аджи М. Полынь половецкого поля. М., 1994.

2.     Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. – Алматы, 1963.

3.     Гумилев Л.Н. Хунну. – М., 1950.

4.     Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий.- СПб., 2005.

5.     Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. – Алматы, 1998.

6.     Материалы по истории сунну по китайским источникам. – Вып.1-2. – М., 1968-1973.

7.     Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. – Алматы, 1960.

8.     Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. – Алматы, 1997.

        

Методическое указание

 

Отвечая на первый вопрос, нужно помнить, что возникновение древних государственных образований – особый этап развития общества. Покажите, что возникновение государства было обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями: совершенствованием производства, появлением частной собственности, развитием торговли, разделением общества на различные социальные группы, появлением неравенства и т.д. Опираясь на сведения письменных источников и археологических памятников, раскройте процесс создания и развития государств Усуней и Канглы, рассмотрите их территории, хозяйство, общественную структуру,     систему управления, укажите их общие черты, особенности и различия. Рассмотрите их политическую историю, особенности взаимоотношений.

Отвечая на второй вопрос, опираясь на сведения письменных источников и археологических памятников, рассмотрите территорию расселения хунну, процесс создания и развития государства, хозяйство и быт. Охарактерезуйте социальную структуру, систему управления, принципы наследования и формирования правящей династии, военную организацию, военное искусство хуннов. Раскройте этнические и миграционные процессы хуннов, причины и периоды переселения хунну на территорию Казахстана, создание государства Юебань на территории Восточного и Центрального Казахстана. Рассмотрите процесс Великого переселения народов и роль гуннов, их миграцию на запад.

Отвечая на третий  вопрос, раскройте культуру усуней, канглы и хуннов в духовной и материальной сферах, анализируя их  мировоззрение, религиозные верования, искусство, письменность, поселения, жилища, курганы и способы захоронения, ритуалы и символику.

Рассматривая роль канглов, усуней, гуннов в  этногенезе казахов, аргументированно обоснуйте свои выводы на основе анализа  территориального фактора, сходства в способе производства, хозяйстве, культуре, традициях и т.д. Раскройте особенности влияния хунну на население территории Казахстана: начало антропологических, лингвистических изменений и т.д.

 

3 Казахстан в  раннем средневековье

 

3.1 Государство Карлуков и империя Караханидов: территория, социальная структура, политическая организация, идеология и религия. Экономика, денежное обращение и торговля.

3.2 Дешт-и-Кипчак. Политический и общественный строй Восточного Кипчакского ханства, племенной состав. Складывание этнического ядра казахской народности. Половецко-русские, кипчако-хорезмийские взаимоотношения. Политическая история  кипчаков в Евразии.

3.3 Великий Шелковый путь и развитие городской культуры на территории Казахстана.

 

Список литературы

1. Аджи М. Полынь половецкого поля. - М., 1994.

2. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. - М., 2004.

3.Акинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы, 1989.

4. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. – Алма-Ата, 1971.

5.Байпаков К.М, Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья: VI – начало VIII вв. – Алма-Ата, 1986.

6. Бартольд В.В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии.- Алматы., 1993.

7.Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. – М., 1988.

8. Гумилев А.Н. Древние тюрки. – М., 1993.

9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.1992.

10. Золотая Орда. Казахское ханство. Дешт-и-Кыпшак. Х-ХV века. –А., 2004.

11. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках ( V в. до  н.э. – XV в. н.э.). – Алматы, 1997.

12. Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. – Алматы, 1997.

13. Караев О. История Караханидского каганата X-начало XIII вв. – Фрунзе, 1983.            

14. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

16. Кумеков Б.Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков VIII – XIV вв. – Алма-Ата, 1987.

17. Тажутов А. Куманы, половцы, кипчаки и казахи. – Алматы, 1998.

 

Методическое указание

 

В первом вопросе нужно отметить, что калейдоскопическая смена государств на политической арене отнюдь не означала миграцию новых этносов или племен на территорию Казахстана. Попытайтесь доказать это положение, и объясните чем была вызвана столь частая смена государственных образований. Рассмотрите государство карлуков: территорию расселения, систему государственного  управления, политическую историю. Охарактеризуйте хозяйство карлуков, развитие торговли, ремесел, городской культуры. Рассмотрите территорию и политическую историю государства Караханидов, социальную структуру, систему государственной власти, военно-ленную систему, хозяйство и быт. Раскройте особенности культуры и религии,  развития городов и торговли в государстве Караханидов.

Во втором вопросе следует рассмотреть концепции происхождения, сложения и развития  кипчакского этноса. На рубеже VIII–IХ веков здесь сложился кимако-кыпчакский союз, до начала ХI века кыпчаки находились под влиянием кимакского каганата, а уже в ХI-ХII веках установилась гегемония кыпчакской конфедерации в Дешт-и-Кипчаке и далее в Восточной Европе. Студенту необходимо внимательно проследить весь процесс сложения кыпчакской конфедерации, ход развития и консолидации этноса, географию его расселения на основе исторических источников. Следует рассмотреть развитие Восточного Кипчакского ханства в различных аспектах. Особое внимание следует уделить социальной структуре, системе управления государством и обществом. Рассмотреть взаимоотношения кипчаков с Хорезмом, Русью, государствами Кавказа, Восточной Европы. Расцвет и упадок кипчакского ханства. Раскройте роль алано-кипчако-русского союза в борьбе против монгольских завоеваний; роль кипчаков в этногенезе казахского народа.

Третий вопрос следует начать с краткого изложения процесса  и времени формирования Великого Шелкового пути, его маршрутов. Но главное внимание уделите казахстанским участкам Великого Шелкового пути, с указанием государств и городов на его трассе, их роли не только в торговле, но и в цивилизационном развитии. Указать, какие товары доставлялись, наряду с согдийцами, какую роль сыграли тюркские племена (карлуки, огузы, кимеки, кыпчаки и др.) в развитии Шелкового пути. Раскройте влияние Великого Шелкового пути на установление и развитие международных дипломатических, политических, торговых, культурных, религиозных отношений со странами и регионами мира (укажите, какими). Когда и почему происходит угасание Великого Шелкового пути.

 

4 Экономика и культура Казахского ханства  в ХV- ХVIIвв

 

4.1  Кочевое скотоводство. Земледельческие оазисы. Города и торговля, ремесло и промыслы.

4.2 Система государственного управления, правовая основа, социальная структура казахского общества.

4.3  Материальная и духовная культура казахского народа.

 

Список литературы

1. Абиль Е. Политическая организация кочевников Казахстана: Опыт системного подхода.- Астана, 2001.

2. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв. – Алматы, 1998.

3. Ерофеева И.В. Казахские ханы XVIII – середины XIX века. – Восток.– 1997.– №3.

4. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. – Алматы, 1969.

5. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

6.  Казахи. – Алматы, 1995.

7. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы, Евразия, 1993.

8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992.

 9. Кондыбай С. Казахская мифология. – Алматы, 2005.

10. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. –  А., 1995.

11. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

12.  Салгарин К. Династии ханов. – Алматы, 1992.

13. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001.

14. Шахматов Б.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. –Алматы, 1964.

 

Методическое указание

 

Основным видом хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство. Охарактеризуйте пастбищное скотоводство, которое предполагало существование нескольких видов пастбищ. Необходимо глубоко проанализировать развитие традиционного хозяйства казахов: овцеводство, коневодство, верблюводство, их продукцию, способы обработки и использования,  характер выпаса, пища, жилища одежды казахов. Вторым видом хозяйства, особенно в южных и юго-восточных районах, было земледелие. Охарактеризуйте его, рассмотрите виды земледелия, выращиваемые культуры. Расскажите о присырдарьинских городах Сауран, Созак, Отрар, Туркестан, Ташкент и др.,  раскройте их значение как центров торговли, где происходил обмен товрами.  Рассмотрите денежное обращение, серебрянные и медные деньги; систему налогов.

Во втором вопросе вам необходимо рассмотреть политическую и общественную систему казахского общества: аул – Ата-аймак – Род – Арыс – Улыс - Жуз. Старейшины («Аксакалы») – народное собрание – совет биев – хан. Аксуек: хан, султаны (торе); ходжи (кожа). Карасуек: би, батыр, бай, шаруа, малшы, жалшы, жатак, егинши, кедей,  кул, кун. Именно такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировала хозяйственно-экономические, политико-правовые связи. Казахское общество не было социально однородным. По каким признакам шло деление, какие страты существовали? Что из себя представляли правовые институты казахского общества ХҮ –ХҮІІ веков, система судоустройства? Рассмотрите эти вопросы на основе свода законов «Жеты-Жаргы».

В третьем вопросе раскройте специфику мировоззрения казахов как гармоничного единства кочевника и природы. Рассмотрите такие вопросы, как астрономия и астрология - звезды и небо казахов, звездочеты и их функции.Рассмотрите летоисчисление, природные циклы, календарь казахов. Раскройте особенности казахского эпоса, музыкального искусства. Рассмотрите специфику казахского устного творчества акынов, жырау, сал, сере.  Охарактеризуйте обычаи и нравы, ритуалы и обряды казахов. Раскройте особенности ислама, традиционных верований и их синтеза.

 

5 Казахстан в составе Российской империи.

 

5.1 Принятие казахами Младшего жуза российского протектората: исторические предпосылки, процесс присоединения, значение.

5.2 Российский протекторат. Ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах: сравнительный анализ Устава о Сибирских (1822 г.) и Оренбургских (1824 г.) киргизах.

5.3Прямое российское управление. Административные и судебные  реформы царизма 1867-1868 гг. Административно-правовые реформы 1986 г., 1891-1893 гг. Их итоги и последствия.

                                          

Список литературы

 

1.   Абдрахманова Б.М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX в. – Астана, 1998.

2.   Абиль Е.К. Политико-правовая история Республики Казахстан. -Алматы, 2002.

3. Абылай хан (1711-1781). –А., 1992.

4. Ашимбаев Д., Хлюпин В. Казахстан. История власти. Опыт реконструкции. - Алматы, 2008.

5. Жиренчин К. Политическое развитие Казахстана в XIX – начале ХХ вв. – Алматы, 1996.

6. Елагин А.С. Казачество и казачьи войска в Казахстане. – Алматы, 1993.

7. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. – Алма-Ата, 1982.

8. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2000.

9. Сапаргалиев В.С. Карательная политика царизма в Казахстане. – Алма-Ата, 1966.

10. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII – ХХ вв. – Алматы, 1981.

11. Царская колонизация в Казахстане: по материалам русской периодической печати XIХ в. – Алматы, 1995.

  

Методическое указание

 

Для ответа на первый вопрос студенту следует изучить большой массив литературы и попытаться в хронологическом порядке восстановить процесс и проанализировать характер присоединения Младшего жуза к России. Студент должен  поэтапно показать, как шло присоединение, вылившееся позже (когда?) в колонизацию, завоевание края. Необходимо раскрыть стратегические цели России, ее конкретные шаги по колонизации в Казахстане: строительство укреплений, организация казачьих войск, переселенческая политика, работа научно-военных экспедиций и др. Политические и социально-экономические последствия Российского патроната, протектората, колонизации.  

Отвечая на второй вопрос, студент должен изучить «Устав о Сибирских киргизах» 1822 года и «Устав об Оренбургских киргизах» 1824 года. Эти документы наглядно показывают, как была ликвидирована ханская власть, как  Казахстан стал колонией России, окончательно утратив свою политическую независимость. Необходимо сравнить содержание изменений по этим реформам для каждого жуза, отметить различия  и их последствия.

В третьем вопросе рассматривается «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» 1867 года, «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» 1868 года. Студент должен уяснить и сформулировать основные  цели  и  задачи судебных и  административных  реформ  1867-68 гг.,  что дала новая система власти и управления в степи. Рассмотрите суть правовых реформ 1886 года и 1891-93 годов, политику русификации, попытки крещения казахов, проводимые царизмом в Казахстане. Проанализируйте политические и социально-экономические последствия Российской колонизации.

 

6Казахстан в последней четверти ХIX-началеХXвв.

 

6.1 Переселенческая политика царизма и ее социально-экономические последствия.

6.2 Зарождение и развитие промышленности, транспорта, торгово-денежных отношений.

6.3 Развитие системы образования в Казахстане.

 

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. – Алматы, 1997.

2. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.

3. Баишев С.Б. Развитие капитализма в России и его влияние на экономику Казахстана в пореформенный период. – Алма-Ата, 1982.

4. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма: 60-е годы ХІХ в. 1917г. – М., 1986.

5. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867–1914 гг. – Алматы, 1965.

6. Игибаев С. Промышленные рабочие дореволюционного Казахстана 1861-1917 гг. – Алматы, 1991.

7. Ирмуханов Б.Б. Исторические воззрения мыслителей ХХ века. – Алматы, 1999.

8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – т. 3. – Алматы, 2000.

9. Дильмухамедов Л., Маликов Ф. Очерки истории рабочего класса дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1968 .

10. Чуланов Г. Промышленность дореволюционного Казахстана. – Алма-Ата, 1960.

 

Методическое указание

 

Отмена крепостного  права в России (1861г.) создавала предпосылки для массового переселения русских крестьян в Казахстан. Студент должен сформулировать ответ на вопрос, какие колониальные цели преследовала  Россия. Для этого необходимо проанализировать следующие документы: «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» 1968 г., в Сырдарьинской области 1886 г., Акмолинской и Семипалатинской областях 1889 г. По этим источникам необходимо выделить особенности переселенческой политики; раскрыть цели и задачи аграрной реформы Столыпина. В итоге студент должен выделить и охарактеризовать последствия переселенческой политики царизма: массовое обезземеливание казахов, их пауперизация, ломка традиционной экономической структуры, значительное  уменьшение удельного веса коренного населения Казахстана,  ломка их традиционных социокультурных основ,  русификация  и др.

При ответе на второй вопрос надо обратить внимание на специфические черты экономической политики Российского правительства в национальных окраинах империи. Нужно на фактах показать процесс проникновения в край капиталистических элементов, появление признаков экономической специализации отдельных регионов Казахстана (Запад, Центр, Восток). Студенту необходимо особо отметить роль железных дорог (их сеть, протяженность и т.д.) в промышленном освоении степи, а так же кредитно-банковских учреждений, городов, ярмарок в активизации торгово-денежного обращения. Раскройте вопросы зарождения национального рабочего класса, его численности, социального положения. Рассмотрите процесс проникновения марксистских идей, возникновение социал-демократических организаций, начало политической борьбы в Казахстане.

Освещение третьего вопроса необходимо начать с того, что царское правительство было вынуждено готовить чиновников для местной колониальной администрации.  Эти меры требовали увеличения численности русско-казахских школ, училищ, гимназий и т.д. Студенту нужно кратко охарактеризовать традиционную систему образования, проанализировать образовательную политику  Российского правительства в отношении казахов. Раскройте вклад в развитие образования Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, Абая на примерах их творчества и деятельности. Охарактеризуйте взгляды  и творческий вклад в развитие образования выдающихся представителей казахской интеллигенции первой волны: А.Байтурсынова, Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, А.Букейханова, Ж.Аймауытова, С. Кубеева, М.Жумабаева, С.Торайгырова и др. 

 

7  Казахстан в новейшее время

      

7.1 Политические партии и движения в крае в начале ХХ в. Особенности установления Советской власти в Казахстане.

7.2  Партия «Алаш»: программа, лидеры, деятельность правительства Алаш-Орда. Создание Казахской АССР.

7.3  Идея единого Туркестана ( взгляды Т.Рыскулова, М.Султангалиева, М.Шокая и др.). Создание «Кокандской  автономии» и Туркестанской АССР.

 

Список литературы

 

1. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш – Алматы, 1994.

2. Алаш қозғалысы -Движение Алаш: сб. документов и материалов Т.2. –А., 2005.

3. Алаш Орда. Сб. документов/ Сост.Н. Мартыненко.  – А., 1992.

4. Бакаев А.Н., Аманжолов К.Р. Казахские национальные части Красной Армии в годы гражданской войны (1918-1920гг).–  Алматы, 1994.

5. Бурабаев М.С. Общественная мысль в Казахстане в 1917-1940 гг. – Алматы, 1991.

6. История Казахстана: белые пятна. – Алматы, 1991.

7. Козыбаев М.К. Социализм, несбывшиеся надежды. – Алматы, 2000.

8. Новейшая история Казахстана: Сб. докум. и материалов (1917-1937 гг.): Учебное пособие / Составители: Каражанов К., Такенов А. – Алматы: Санат, 1998.

9. Образование КазАССР. – Алматы, 1957.

10. Рыскулов Т.Р. Собрание сочинений в трех томах. – Алматы, 1998.

11. Сартаев С. Образование и становление казахской советской государственности. – Алматы, 1960.

12. Туркестан в начале ХХ века: К истории истоков национальной независимости. / Абдуллаев Р.М., Агзамходжаев С.С. и др. Авторский коллектив. – Ташкент, 2000. 

15. Чокаев М. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1993.

16. История Центральной Азии и Казахстана. – Алматы, 2001.

 

Методическое указание

 

Глубокий, системный кризис, начавшийся  в 1913 г., привел Россию к последней черте, за ней были февральская революция и октябрьский переворот 1917г. Необходимо показать их объективный и закономерный характер, особенности их протекания в Казахстане. 

В первом вопросе подробно следует остановиться на деятельности различных политических организаций и партий: «Уш-жуз», «Шуро-и-исламия», «Шуро-и-Улемия», эсеров, кадетов, социал-демократов, Сибирского, Уральского, Семиреченского, Оренбургского казачества, а также рабоче-крестьянских Советов и казахских комитетов. Анализ содержания политической платформы выше перечисленных партий поможет студенту понять глубину политических противоречий и перемен, происходивших в этот период. Далее, рассматривая  сущность понятий «социалистическая революция», «диктатура пролетариата», «большевизм», «власть Советов», особое внимание следует обратить на своеобразие форм и методов «советизации» Казахстана.

Отвечая на второй вопрос, нужно обратить внимание на то, что после февральской революции начинается возрождение идеи государственности среди казахской интеллигенции. Раскройте этапы становления   Алашской автономии: всеказахские съезды, создание партии «Алаш», ее цель, программу; создание и деятельность правительства «Алаш-Орда». Особо следует отметить роль государственных деятелей А.Букейханова, А.Байтурсынова, А.Ермекова и др., их взгляды, деятельность и научное наследие в становлении Алашской автономии. Раскройте процесс образования Казахской АССР, его значение и итоги.

При ответе на третий вопрос студент должен вспомнить, какие территориальные изменения произошли в ходе царских реформ 1867-1868 гг., 1886, 1890-х гг. в Казахстане, в результате которых были отторгнуты огромные регионы, потеряны признаки национальной государственности,  а край стал колонией Российской империи. Студенту необходимо изучить широкий круг литературы  по проблеме, в особенности труды Т.Рыскулова, М.Чокая др. Далее, анализируя процесс создания «Кокандской автономии» и, параллельно, Туркестанской АССР, следует сравнить их подходы, цели и задачи в национально-государственном строительстве. Так же студент должен иметь в виду, что были и другие, альтернативные идеи. Кому они принадлежали? Дайте подробный ответ, каким они (Т.Рыскулов, М.Чокай, С.Садвакасов и др.) видели форму правления, государственного устройства в республике.

 

8 Государственное строительство в Казахстане в 1920-30 гг.

 

8.1 НЭП и идустриализация в Казахстане: особенности и результаты.

8.2 «Малый Октябрь» Голощекина. Коллективизация сельского хозяйства: итоги и трагические последствия.

8.3 Культурная революция: становление системы народного образования, научных и культурных учреждений.

 

Список литературы

 

1.   Ауанасова А.М. Национальная интеллигенция Туркестана в первый четверти ХХ века. – Алматы: Қазақ университеті, 2001.

2.   История индустриализации Казахской ССР. – Алматы, 1967.

3.   Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.А., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестянства. – Алматы, 1992.

4.   Михайлов Б.Ф. Хроника великого джута. – Алматы,1996.

5.   Абылхожин Ж.А., Козыбаев М.К., Татимов М. Казахстанская трагедия. // Вопросы истории, 1989, №7.

6.   Кунантаева К.К. Развитие народного образования  в Казахстане (1917-1999 гг.): Учебное пособие. – Алматы, 1997.

7.   История Казахстана: Белые пятна. – Алматы, 1991.

 

Методическое указание

 

В основе идеи В.И. Ленина о стройтельстве социализма в России были три задачи: индустриализация, кооперация сельского хозяйства и культурная революция.

Колоссальные богатства недр и практическое отсутствие очагов промышленности, транспортных линий, связи, электроэнергетики, массовая неграмотность и кадровый голод –вот далеко не полный перечень трудностей. Раскройте цели, задачи и особенности НЭПа  и индустриализации в Казахстане, проведите их сравнительный анализ.  К концу 1920-х годов линия НЭПа прервалась, начался переход к насильственному, форсированному стройтельству социализма. В первом вопросе подробно рассмотрите основные объекты индустриализации в Казахстане: стройтельство Туркестано-Сибирской железной дороги; предприятий цветной металургии Риддера, Карсакпая, Балхаша, Джезказгана; разработку угольных месторождений Караганды;  нефтяных промыслов Макат, Сагыз, Кошагул, Кулсары и т.д. Проанализируйте ход и итоги индустриализации в Казахстане. 

Во-втором вопросе студенту необходимо рассмотреть идею «Малого Октября» Ф.И. Голощекина, возглавившего ресубликанскую партийную организацию в начале 1920-х гг. Нужно проанализировать, что собой представлял курс на «советизацию аула», насколько  учитывались местные условия и особенности при осуществлении коллективизации, какими методами проводилась колективизация в казахском ауле, какие позиции отстаивали противники курса Голощекина (Т.Рыскулов, С.Садвакасов, С.Кожанов, Ж.Мынбаев, Н.Нурмаков и др.)? Необходимо раскрыть  политические, экономические, этнодемографические и социально-психологические последствия этого антинародного эксперимента.

В третьем вопросе речь должна идти о создании системы образования: начальных, средних общеобразвательных и специальных учебных заведений. Раскрывая вопрос создания высших учебных заведений, надо отметить, что научные кадры и  первые высшие учебные заведения были сосредоточены в Ташкенте, позже на базе КазПедВУЗа был открыт в Алма-Ате Казахский Государственный университет. Рассмотрите, какие еще вузы были открыты в последующие годы? Необходимо раскрыть финансовую и организационную помощь России.

Так же проанализируйте вопросы о ликвидации безграмотности среди взрослого населения, подготовки первых учебников, перевода казахской письменности с арабского алфавита на латинский, а позже – на кириллицу и последствия этих изменений. Рассмотрите вопросы создания театров (каких?), оркестра народных инстументов, музеев и сбора коллекций для них, киностудии, кинотеатров, роста культурно-просветительных учереждений, проведения декады казахской культуры в г.Москве в 1936г.

 

9 Общественно-политическое и экономическое положение  Казахстана в 80-90-ые годы ХХ века

 

9.1 Декабрьская трагедия 1986 г. в Казахстане. Современная оценка.

9.2 Нарастание кризисных явлений в экономической и социально-политической сферах.

9.3 Распад СССР и образование СНГ. Казахстан в новых политических условиях.

 

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2. Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущим.– Алматы, 1994.

3. Аяганов Б.Т. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. – Алматы, 1993.

4. Казахстан: особенности перехода к демократии./ под ред.проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

5. Козыбаев М.К. Декабрь 1986г. Факты и размышления. – Алматы, 1997.

6.Козыбаев М.К. Декабрь 1986 г. Факты и размышления. – Алматы, 1997.

7. Алма-Ата, 1986, декабрь: Книга-хроника. – Алма-Ата, 1991.

8. Кунаев Д.А. О моем времени. – Алма-Ата, 1991.

9. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М., 1991.

10. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. – Алматы, 1995.

11. История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001.

12. Казахстан: особенности перехода к демократии. – Алматы, 2004.

13. Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002).- Алматы, 2003.

 

Методическое указание

 

В марте 1985 г. к руководству страной пришел М.С.Горбачев и был принят курс на ускорение социально-экономического развития. Его основой  стали технический прогресс, модернизация машиностроения и активизация человеческого фактора. Необходимо глубже раскрыть эти проблемы, показать причины неудач в реализации принятой концепции, что включает в себя понятие «перестройка»? Раскройте ее основные направления: расширение границ самостоятельности предприятий, их переход на полный хозрасчет и самофинансирование, развитие кооперативного движения. Рассмотрите реформу политической системы (демократизация и гласность); антиалкогольную компанию и др., их влияние на ситуацию в СССР.

Первый вопрос предполагает характеристику ситуации в Казахстане во второй половине 80-х годов: экономическое развитие, отношение к новому политическому курсу Д.А. Кунаева, диктат центра и др. Рассмотрите причины и характер смены политического руководства, назначение Г.В. Колбина. Расскажите о массовом недовольстве молодежи, кровавых событиях 17-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате и др. городах Казахстана, их политические последствия. Проведите анализ понятия «казахский национализм», политических гонений на молодежь, национальную интеллигенцию и их последствия. Раскройте современную оценку декабря 1986г.

Второй вопрос должен подвести итог предыдущих вопросов  семинарского занятия. Студент должен подвести итог неудачным попыткам М.С.Горбачева провести кардинальную реформу в стране. В чем же причина провала реформ в экономике, политической системы? Рассмотрите кризис Центра, парад суверенитетов, попытку разработать новый Союзный договор, путч в августе 1991г. и его провал. Расскройте новую политическую ситуацию в национальных республиках, нарастание требований  выхода из Союзного договора. Рассмотрите Беловежские соглашения Российской Федерации, Белоруссии и Украины 8 декабря 1991г.; попытки Казахстана сохранить Союз, встречи 13 декабря 1991г. в Ашхабаде, 20 декабря 1991г. - в Алма-Ате. Раскройте Алма-Атинскую декларацию и ее основные положения, процесс  образования СНГ. Сам перечень вопросов говорит о том, что студенту предстоит просмотреть  значительный массив литературы и уяснить основополагающие политические принципы ныне суверенных государств.

Ответ на третий вопрос предполагает глубокое  изучение двух важных политических документов: «Декларации о государственном суверенитете КазССР» и Конституционного закона «О государственной независимости РК». Необходимо проанализировать и сопоставить содержание таких понятий, как суверенитет и реальная независимость. Далее следует проследить, как по-новому выстраивалась политическая система РК, система государственного управления, признание страны на международной арене, вступление РК в международные организации, установление дипломатических отношений и т.д. Принятие новых государственных символов (флаг, герб, гимн), их историю создания, символический смысл.

 

10 Республика Казахстан в годы независимости

 

10.1 Политические реформы. Конституция РК 1995 г.

10.2 Экономические реформы.

10.3 Республика Казахстан в мировом сообществе.

 

Список литературы

 

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ в. – Алматы, 1997.

2. Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущим.– Алматы, 1994.

3. Аяганов Б.Т. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. – Алматы, 1993.

4. Джунусова Ж. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы, 1996.

5. Декларация о государственном суверенитете КазССР. – Алматы, 1990.

6. Ибрашев Ж.У., Енсенбаева Э. Европейский Союз  и Казахстан. - А.2004.

7. История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001.

8. Казахстан: особенности перехода к демократии./под ред.проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

9. Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. – Алматы, 1991.).

10. Конституция (Основной закон) Республики Казахстан. – Алматы, 1995.

11. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – М., 1991.

12. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. – Алматы, 1995.

13. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.

14. Токаев К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

15. Токаев К.К. Полвека служения миру. - Алматы, 1999 г.

16.  Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002).- Алматы, 2003.                             

 

Методическое указание

 

Ответ на первый вопрос предполагает анализ таких важных вопросов, как Конституционная реформа. Попытайтесь проанализировать содержание Конституции. Как шла реформа  парламента (от Верховного Совета КазССР к профессиональному двухпалатному парламенту), демократические реформы, формировались политические партии и общественные движения?  Какие изменения ждут нас впереди?

Во втором вопросе необходимо отметить, что наиболее сложной для РК была проблема перевода экономики на новые рыночные отношения. Рассмотрите принятие 15 декабря 1990 г. Закона «О собственности», кардинальное изменение структуры управления экономикой, либерализация цен, введение национальной валюты – тенге. Рассмотрите реформу сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Рассмотрите принятие стратегической программы «Казахстан – 2030», ее основные направления, цели и задачи. На основе юбилейных материалов к 10-летию независимости Казахстана подведите основные итоги динамики развития страны.

В третьем вопросе рассмотрите важность геополитического положения РК в центре Евразии. Роль  РК как коммутатора и переводчика цивилизаций и культур, транспортного моста между Азией и Европой. Рассмотрите внешнеполитическую деятельность Казахстана: РК признали около 120 государств, со 105-тью из них установлены дипломатические отношения; в РК функцинирует более 55 посольств и представительств, за рубежом работает - 26 казахстанских посольств. РК вступил в ряд международных организаций: ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИК (Организация Исламская Конференция), ШОС, ЕврАзЭС. Рассмотрите основные направления сотрудничества: Казахстан – США, Казахстан – Россия, Казахстан – Китай, Казахстан – Европа, Казахстан – СНГ.

 

11  Казахстанский путь развития

 

11.1 Вклад Н.А.Назарбаева в  модернизацию современной политической системы Республики Казахстан. Создание основ новой системы государственного управления.

11.2 Роль Н.А.Назарбаева в организации экономической реформы, переходе к  рыночной экономике.  

11.3 Выработка Н.А.Назарбаевым многовекторной внешней политики суверенного Казахстана и новые инициативы.    

 

Список литературы

 

1.   Джунусова Ж. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы, 1996.

2.Казахстан: особенности перехода к демократии /Под ред. проф. Джагфарова Н.Р. – Алматы, 2004.

3. Декларация о государственном суверенитете КазССР. – Алматы, 1990.

4. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана. Учебное пособие. – Алматы. 1997.

Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. – Алматы, 1991.

5. Токаев К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.

6. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.

7. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Послание  Президента страны народу Казахстана. – Алматы, 1997.

8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 2003.

9. 10 лет независимости Казахстана: итоги и перспективы развития. – Алматы, 2001.

10. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Народу Казахстана Новый Казахстан в новом мире. - Алматы, 2009.

11. Современный Казахстан: экономика, политика, общество. – т.1,2 – Алматы, 1997.

 

Методическое указание

 

В первом вопросе попытайтесь проанализироватьход модернизации современной политической системы  Республики Казахстан,  процесс создания основ новой системы государственного управления.По инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева обществом рассматриваются новые шаги к демократизации политической системы: это расширения полномочий парламента, дальнейшее развитие многопартийности, выборы и подотчетность акимов на местах, развитие местного самоуправления, независимость судов и т. д.   

Во втором вопросе нужно рассмотреть проведенные экономические реформы, инвестиции в экономику РК, развитие нефтегазового сектора. Реализация стратегической программы «Казахстан – 2030», ее основных направлений. Рассмотрите предлагаемые президентом РК программы инновационного развития, создания кластерного развития экономики, перехода от  сырьевой экономики к диверсификационной, создание электронного правительства. Подведите некоторые итоги динамики развития страны в ХХI веке.

Во третьем вопросе нужно отметить, что президент РК определяет внешнюю политику государства. В основе развития внешней политики РК лежит принцип многовекторности. В связи с этим, рассмотрите  основные внешнеполитические приоритеты РК. Рассмотрите внешнеполитические инициативы Главы государства: добровольный отказ РК от ядерного оружия,  созыв Совещания о взаимодействии и мерам доверия в Азии (СВМДА), идея создания Евразийского Союза, интеграция в ЕврАзЭС, форум мира и  духовного согласия в г. Астане, председательство РК в ОБСЕ в 2010г., проведение Азиатских зимних Олимпийских игр в Казахстане  и др. Роль Президента Н.А.Назарбаева в становлении и укреплении международного авторитета РК.

 

Содержание 

Введение

3  

1   Эпоха раннего кочевничества (1 тыс. до н.э. – нач. 1 тыс.н.э.)

4

2   Раннеклассовые государства на территории Казахстана (3-2 вв. до н.э. - 3-5 вв. н.э.)

6

3   Казахстан в  раннем средневековье

7

4   Экономика и культура Казахского ханства  в XV – XVII вв.

9

5   Казахстан в составе Российской империи

11

6   Казахстан в последней четверти ХIХ – начале ХХ вв.

12

7   Казахстан в новейшее время

14

8   Государственное строительство в Казахстане в 1920-30 гг.

15

9  Общественно-политическое и экономическое положение  Казахстана в 1980-90-ые годы.

17

10  Республика Казахстан в годы независимости

19

11  Казахстанский путь развития

20

                                                                                Сводный план 2012г.,  поз. 249