Интерфейсы компьютерных систем

Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра компьютерных технологий

 

Интерфейсы компьютерных систем

Методические указания к выполнению курсовых работ для студентов специальности 5В070400 –Вычислительная техника и программное обеспечение

 

Алматы 2013

 

СОСТАВИТЕЛИ: Мусатаева Г.Т., Конуспаева А.Т., Байжанова Д.О. Интерфейсы компьютерных систем. Методические указания к выполнению курсовых работ для студентов специальности 5В070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение. - Алматы: АУЭС, 2013. - 18 с.

 

Методические указания предназначены для студентов специальности 5В070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  квалификационной характеристики специалиста, Государственных стандартов, Фирменного стандарта «Работы учебные. Общие требования к построению, изложению, оформлению», Государственного стандарта, СТ РК 1.5-2000 «Общие требования к построению, изложению, оформлению документов», а также программы курса. Они составлены с учетом активизации процесса изучения основ курса, закреплению лекционного курса и практических занятий. Методические указания служат основой для выполнения курсовой работы по дисциплине. Материал методических указаний охватывает основные разделы курса.

Таблица – 2, иллюстрация – 1, библиография – 16 названий.

 

Рецензент: канд. техн. наук, профессор Байкенов А.С.

 

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012 г.

 

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013 г.

 

Введение

 

При подготовке квалифицированных специалистов используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения: лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, учебная практика, курсовая работа и т.д.

Подготовка курсовой работы является одной из важных форм обучения, т.к. она позволяет:

-        систематизировать, закреплять и расширять теоретические и практические знания по специальности и применять их при решении конкретных задач;

-        развить навыки самостоятельной работы;

-        определить уровень подготовленности студентов.

В современных условиях хозяйствования, обусловленных переходом к рыночным отношениям, нестабильным экономическим положением, развитием новых форм хозяйствования, резко возрастают требования к качеству обработки информации. Ломка существующей системы информационного обслуживания привела к своеобразному информационному кризису, реальным выходом из которого является использование современных информационных технологий.

Курсовая работа по данной дисциплине является действенным элементом учебного процесса, способствующим закреплению, углублению, обобщению и прикладному применению знаний, получаемых студентом при изучении курсов "Информатика", "Программирование на алгоритмических языках", "Технология программирования", "Операционные системы".

 

1 Цель курсовой работы

 

Цель курсовой работы заключается в формировании у студента навыков практической работы, связанной с проектированием, разработкой и реализацией информационных систем на отдельных участках.

Данная цель может быть достигнута при успешном решении студентами следующего круга задач:

-       изучение состава и функций автоматизированных информационных систем;

-       приобретение навыков практической разработки проектов;

-       освоение работы с основными видами прикладного программного обеспечения.

 

Cтруктура и оформление курсовой работы

p1.2.1 Общая структура курсовой работы.

Курсовая работа по дисциплине «Интерфейсы компьютерных систем» должна иметь следующую структуру:

1) Титульный лист (1 стр.).

2) Содержание (1 стр.).

3) Введение (1-2 стр.).

4) 1 Теоретическая часть (10-15 стр.).

5) 2 Практическая часть (прикладное использование рассмотренных теоретических сведений и методик) (15-20 стр.).

6) Заключение (до 2-х стр.).

7) Список использованной литературы (до 2-х стр.).

9) Приложения (до 10 стр.).

Работу над курсовой работой необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. Для получения наиболее новой информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями. В результате систематизированного изучения литературы происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции ученых, которые будут исходными в работе. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, требующие дополнительного осмысливания; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи проекта, а также составляется список литературы, которую планируется использовать при написании курсового проекта. По решению научного руководителя курсовая работа может сопровождаться электронной презентацией, которая предоставляется на дискете и прикладывается к работе.

Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы и поставить задачи, которые необходимо решить для достижения ее; указать объект исследования; описать совокупность научных методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсового проекта. Введение целесообразней писать после завершения работы над основной частью.

В первом разделе необходимо раскрыть теоретическую тему, соответствующую выбранной.

Для этого нужно наиболее полно и творчески описать предложенные по этой теме вопросы. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.

В этом разделе студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы.

Излагать материал необходимо лаконично, т.е. краткость должна сочетаться с точностью, ясностью, полнотой изложения без «разжевывания» очевидных истин и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса.

Во втором разделе студенты проектируют и решают задачи, демонстрирующие прикладное применение рассмотренных в первой части сведений, проектируют базы знаний и базы данных по теме, разрабатывают авторские методики и составляют тематическое планирование по рассматриваемым темам.

Заключение завершает изложение курсовой работы. В нем резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными. В данном разделе необходимо показать, как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования на практике, а также дать ряд предложений ее по применению с учетом новых информационных технологий.

После выводов и предложений ставится дата завершения работы, и ее авторство заверяется собственноручной подписью студента.

Список использованной литературы должен включать в себя не менее 10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТом и расположенных в алфавитном порядке.

В приложениях следует привести демонстрационные материалы, тексты разработанных программ, проекты баз данных, нормативные акты, программные требования и т.п.

 

1.2.2 Требования к оформлению, подготовке и защите курсовой работы.

Особое внимание необходимо обратить на порядок оформления работы. Аккуратное и строгое оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым работам. Курсовой проект по данной дисциплине обязательно должен быть подготовлен в текстовом процессоре MS Word или аналогичной по возможностям программе.

Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210х297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации или формата А3). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 1см.

Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (основной текст), установив шрифт - Times New Roman, размер –14; параметры абзаца: первая строка – 1,27(1,25) см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно должен быть включен автоматический перенос слов. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.

Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.

Каждый раздел начинается с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.

Стиль заголовков разделов (Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал после 12 пт., выравнивание По центру, положение на странице С новой страницы, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, все прописные, интервал Разреженный;

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3) (для заголовков "Введение", "Заключение", "Список использованной литературы" и "Приложения" после применения к ним стиля заголовка 1 необходимо выключить формат нумерации).

Стиль заголовков подразделов (Заголовок 2) должен иметь параметры:

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал перед и после 6 пт., По центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, интервал Разреженный.

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).

Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14. Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой, и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы, строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).

В ячейках шапки выравнивание делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).

Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления необходимо создать стиль «название таблицы» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ перед - 6 пт, запретить автоматический перенос слов, не отрывать от следующего; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков таблиц.

Пример табличного заголовка:

Таблица 1 - Тематическое планирование по теме «Компьютер».

Для оформления заголовков приложений необходимо создать название «Приложение» и использовать стиль «название таблицы». При описании по тексту следует вставлять перекрестные ссылки на постоянную часть и номер названия соответствующих приложений.

Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рис. , знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления создайте стиль «название рисунка» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт, запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, курсив, размер – 12 и использовать его для всех заголовков рисунков.

Пример названия рисунка:

Рисунок 1 - Информационно-логическая схема

Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия.

Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной в высшем учебном заведении форме (Приложение 2). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление проекта с указанием страниц. При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей проекта и номерам станиц, на которых они начинаются. Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового процессора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).

Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и справа страницы. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12.

Чтобы продемонстрировать знания текстового процессора, в курсовых работах по информационным системам студентам разрешается разместить в верхних колонтитулах страниц фамилию И.О. студента и название текущего раздела; на титульном листе можно сделать строгую рамочку границы страницы.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.

При использовании материала из литературных источников в квадратных скобках необходимо указать порядковый номер источника, соответствующий списку использованной литературы (используйте средства текстового процессора – перекрестную ссылку на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.

Список литературы должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать средствами текстового процессора и обновить поля с перекрестными ссылками).

Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге (плотностью 70-80 гр. на м2) на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файлы с электронным вариантом написанной курсовой работы необходимо упаковать в архив и записать на дискету, которую приложить в конверте, приклеенном с обратной стороны титульного листа.

Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске, необходимо представить руководителю для проверки на 13-15 неделях семестра. Работы, в которых содержание и оформление, как в целом, так и разделов, не соответствуют выданному варианту, требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем, к защите не допускаются и должны быть переработаны.

После проверки в работу, ни в коем случае, нельзя вносить какие-либо изменения (изымать листы с замечаниями руководителя или замазывать их штрихом). Доработанные фрагменты со ссылками на страницы, на которых были сделаны замечания руководителем, следует оформить и распечатать на отдельных листах и подшить к первоначальному варианту после титульного листа.

К защите курсовой работы студент готовит доклад, рассчитанный на выступление до 5 минут.

Он строится в той же последовательности, в какой написана работа. Во вводной части доклада обосновывается тема, указываются поставленные цели и задачи, характеризуется объект, методы и инструментарий изучения. Основную часть доклада должны составлять конструктивные разработки, конкретные выводы и предложения автора. Текст доклада при защите желательно излагать свободно, не читая.

Защита курсовой работы принимается преподавателем. На защите заслушивается доклад студента и задаются вопросы, касающиеся не только непосредственно теоретической и практической частей проекта, но и положений курса, по которому написана курсовая работа. Студент должен дать краткие, четко аргументированные ответы и доказать, что проект выполнен им самостоятельно. После этого, на основании содержания и качества выполненного курсового проекта, уровня теоретической и практической подготовки студента, выводится общая оценка проекта.

Защита студентов, не ориентирующихся в подготовленных работах (независимо от их качества), признается неудовлетворительной. В зависимости от уровня участия оцениваемого студента в защищаемой работе, руководителем устанавливается, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с переработкой или же обязан разработать новую тему.

 

2 Тематика и методические указания по выполнению курсовой работы

 

2.1 Темы курсовой работы

 

Результатом выполнения раздела по разработке интерфейса должна стать детально спланированная и реализованная структура меню, отражающая весь функционал системы. Спроектированная работа должна быть проверена на контрольном примере.

Курсовые работы могут быть выполнены для любой предметной области. Варианты заданий курсовой работы выбираются по списку преподавателя. Ниже приведены примеры возможных тем:

1)         Разработка программного приложения для работника склада с использованием синтаксически-ограниченных форм пользовательского интерфейса (варианты: склад торговой организации, занимающейся продажей как продукции собственного производства, так и продукции внешних поставщиков; склад оптовой торговой организации; склад готовой продукции; склад сырья и материалов и др.).

2)         Разработка программного приложения для контроля выполнения нагрузки преподавателей вуза с использованием синтаксически-ограниченных форм пользовательского интерфейса.

3)         Разработка программного приложения для контроля сессионной успеваемости студентов вуза.

4)         Разработка программного приложения для учета контингента студентов вуза.

5)         Разработка программного приложения для профкома вуза.

6)         Разработка программного приложения для библиотеки вуза.

7)         Разработка программного приложения для управления работой компьютерных аудиторий учебного заведения.

8)         Разработка программного приложения для отдела аспирантуры.

9)         Разработка программного приложения для контроля успеваемости школьников.

10)     Разработка программного приложения для детского сада.

11)     Разработка программного приложения для спортивной школы.

12)     Разработка программного приложения для центра детского творчества.

13)     Разработка программного приложения для коммерческого учебного центра.

14)     Разработка программного приложения для учета домашних финансов.

15)     Разработка программного приложения для домашней библиотеки.

16)     Разработка программного приложения для районной библиотеки.

17)     Разработка программного приложения для домашней видеотеки.

18)     Разработка программного приложения для пункта проката видеофильмов.

19)     Разработка программного приложения для кинотеатра.

20)     Разработка программного приложения для драматического театра.

21)     Разработка программного приложения для домашней аудиотеки.

22)     Разработка программного приложения для тренера спортивной команды.

23)     Разработка программного приложения для агентства по аренде квартир.

24)     Разработка программного приложения для риэлторского агентства.

25)     Разработка программного приложения для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой.

26)     Разработка программного приложения для автосервисной фирмы.

27)     Разработка программного приложения для автозаправочной станции.

28)     Разработка программного приложения центра по продаже автомобилей.

29)     Разработка программного приложения для таксомоторного парка.

30)     Помимо приведенных выше тем, студенты могут предложить свою предметную область.

 

2.2 Методические указания к выполнению курсовой работы.

 

Определение назначения системы и создание каталога пользователей. Необходимо определить назначение системы, ее функции, входные и выходные данные. В каталоге пользователей следует описать группы предполагаемых пользователей. Для каждой группы нужно указать тип пользователей (случайный, регулярный, программист, оператор), уровень знаний в области информационных технологий, профессию (если это имеет значение) и др. информацию.

Каталог требований включает в себя:

- требования (ограничения) к оборудованию, т.е. вычислительной технике;

- требования от технологии использования программного продукта (как часто будет использоваться, с какими системами должен сопрягаться, какой объем работ будет с его помощью выполняться и т.д.);

- требования от пользователей (стиль интерфейса на основе личных и профессиональных привычек, опыта и др.).

На основании анализа требований выбирается инструмент (программная среда) для создания Вашей системы.

Построение структуры диалогового взаимодействия. Выделите отдельные функциональные блоки, составляющие Вашу систему и отдельные блоки данных (файлы, базы данных). Составьте спецификацию на каждый функциональный блок (или на основные блоки). Примерная структура спецификации приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Спецификация функционального блока

Атрибут

Значения

Назначение

Описание назначения блока, его цели

Описание

Общий обзор действий блока

Внешнее отображение

Связанные с блоком экранные элементы (окно)

Входные/выходные данные

Содержание входных и выходных потоков данных

База данных

Используемая блоком постоянная информация

Входные/выходные сигналы управления

Содержание входных и выходных сигналов управления и действий, осуществляемых по этим сигналам

 

Составьте структуру взаимодействия объектов (функциональных блоков, файлов и пользователей), в которой необходимо отразить потоки данных и потоки управления. Пример схемы взаимодействия приведен на рисунке 1.

Опишите все потоки данных и потоки управляющей информации. Обозначение потоков данных начинается с буквы D (Data), потоков управления - с буквы C (Control). После буквы через черточку указывается блок-отправитель и блок-получатель потока. Например, описание потоков данных и управления, которыми обмениваются блок 2 "пользователь" и блок 4 "поиск данных" может быть следующим:

1) C2-4 - команда проведения поиска.

2) D4-2 - система запрашивает ввод шаблона поиска.

3) D2-4 - пользователь вводит шаблон поиска.

Можно привести функциональную модель системы, созданную по технологии IDEF0 или UML (диаграммы Use case и/или Activity).

Вся информация о взаимодействии системы с пользователем может быть сведена к матрице "роль пользователя/ функция системы", структура которой приведена в таблице 2.

 

Рисунок 1 – Схема взаимодействия объектов системы

 

 

Таблица 2 - Матрица "роль пользователя/ функция системы"

Функциональный блок

Роль пользователя

управление

входные данные

выходные данные

Функция 1

 

 

 

Функция 2

 

 

 

 

Разработка интерфейсных объектов. При разработке меню и экранных форм, в том числе окон, диалоговых панелей и др. Вы должны учитывать принципы создания дружественных интерфейсов, изложенные в лекционном материале:

- принцип минимального рабочего усилия;

- принцип экономии памяти пользователя;

- принцип минимального времени на обучение;

- принцип согласованности элементов интерфейса;

- принципы учета возможностей пользователя (уровня знаний в области ВС, профессиональных привычек, общепринятых традиций и ассоциаций, индивидуальных особенностей пользователя);

- принцип отображения текущего состояния процесса;

- принцип визуализации;

- принцип "помощи" пользователю;

- принцип объяснения результатов;

- принцип диагностики ошибок и отказов;

- принцип контроля доступа;

- принцип активности пользователя;

- принцип открытости, изменяемости системы.

Кроме того, Вы должны руководствоваться правилами использования цвета и форматирования экранных форм:

1) Данные должны располагаться так, чтобы пользователь мог просматривать их в логической последовательности. Как правило, направление просмотра - из левого верхнего угла слева направо и сверху вниз.

2) Данные должны располагаться так, чтобы пользователь мог идентифицировать связанные группы информации. Отдельные группы логически связанных данных можно отделять вертикальными и горизонтальными линиями, помещать в отдельные ниши, панели.

3) Информация должна располагаться так, чтобы окно было композиционно "уравновешенным", т.е. "центр тяжести" должен быть примерно посредине окна. Желательно также, чтобы информация не была слишком плотной, чтобы не утомлять пользователя.

4) Расположение одинаковой или сходной информации в различных окнах должно быть согласованно. Желательно использование единого шаблона. Во время проектирования изображений полезно нарисовать их на разлинованной бумаге. При этом те элементы, которые являются общими для различных изображений (например, кнопки Ok, Cancel) следует помещать в одно место.

5) Выбор цвета и цветовых сочетаний не должен быть хаотичным. Вот несколько советов по использованию цвета:

- используйте минимальное количество цветов (не более 3 - 4-х), т.к. слишком пестрые изображения быстро утомляют глаза;

- для фона лучше использовать более спокойные тона. Если в изображении используется большое количество цветов, фон лучше сделать белым или серым. На светлом фоне цвета кажутся ярче и легче воспринимаются при различном внешнем освещении;

- текст и изображение должны четко выделяться на фоне. Нельзя использовать желтый цвет на белом фоне и синий - на черном;

- некоторые комбинации неприятны для глаз, например, голубой цвет символов на красном фоне;

- нужно учитывать общепринятые представления о цветах. Например, красный цвет считается цветом опасности и его лучше использовать в сообщениях об ошибках.

При создании справочной службы Вашей системы используйте правила и советы по созданию системы справок:

1) Полезно организовывать систему справок таким образом, чтобы она имела древовидную структуру. Самый первый раздел должен содержать перечень основных разделов. Это своеобразный каталог (содержание) всей справочной информации. Любой раздел может содержать список подчиненных разделов. Не следует делать слишком запутанную систему ссылок, это лишь затруднит пользователю поиск нужной справочной информации.

2) Каждый раздел, по возможности, должен полностью отображаться в распахнутом окне. Избегайте слишком длинных пояснений, длинный раздел лучше разбить на несколько связанных подразделов. Учтите, что люди считают текст на экране гораздо медленнее, чем напечатанный текст.

3) Старайтесь излагать справочную информацию простым и ясным языком с использованием примеров, иллюстраций. Можно использовать юмор, но не переусердствуйте в этом. Не используйте профессиональный жаргон.

4) Избегайте тесноты "монолитный" текст очень утомляет и затрудняет усвоение информации. Вставляйте пустые строки, абзацы, рисунки, выделяйте важную информацию шрифтом и цветом. Но помните, что слишком "раскрашенный" текст тоже может утомлять.

Программирование и отладка системы. В соответствии с разработанным проектом создайте систему с помощью выбранного Вами инструмента (программной среды).

 

Контрольные вопросы

1) Какие интерфейсы изучаются в данном курсе?

2) Чем отличаются интерфейсы  различных уровней?

3) Каковы различные определения интерфейсов компьютерных систем?

4) Какие организации занимаются вопросами пользовательских интерфейсов?

5) Какие основные задачи рассматриваются при организации интерфейса "человек-компьютер"?

6) Что изучает инженерная психология?

7) Какие основные задачи решает инженерная психология при организации интерфейса "человек-компьютер"?

8) Личные определения  интерфейсов  компьютерных систем.

9) Каковы место и роль человека - оператора в общей схеме обработки информации и управления?

10) Прокомментируйте общую схему обработки информации и управления.

11) Каковы свойства "хорошего" интерфейса пользователя?

12) Что означает фиксированная, полная и косметическая адаптация при  проектировании пользовательского  интерфейса?

13) Как используется принцип умолчаний в пользовательских интерфейсах?

14) Как реализуется эстетическая привлекательность в пользовательских интерфейсах?

15) Назовите основные психофизиологические характеристики операторов.

16) Что означает время ответа (отклика) системы?

17) Перечислите визуальные атрибуты отображаемой информации.

18) Назовите основные психофизиологические характеристики операторов.

19) Каковы особенности цветового восприятия информации человеком?

20) Каковы яркостные характеристики восприятия информации человеком?

21) Как учитываются пространственные характеристики  информации человеком-оператором?

22) Каковы временные характеристики зрения человека-оператора?

23) Что означает коэффициент оперативности кода знаковой  системы?

24) Как влияет геометрическая сложность знака на его декодирование?

25) Каковы обобщенные показатели сенсомоторной характеристики пользователя?

26) Как определяются количественные оценки порогов чувствительности анализаторов  человека-оператора?

27) Каковы временные характеристики анализаторов человека-оператора?

28) Как определяется  быстродействие человека-оператора?

29) Как определяется восстанавливаемость оператора?

30) Что характеризует коэффициент готовности  оператора?

 

Список литературы

 

1. Джеф Раскин, Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2003.

2. Торрес Р.Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке  пользовательского интерфейса. - Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.

3. Коутс Р., Влеймник И, Интерфейс ''человек-машина" - М.: Мир, 1990.

4. Гасов В.М., Меньков А.В, Соломонов Л.А., Шигин А.В. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими системами. Практическое пособие. //Под ред.Четверикова В.Н. – М.: Высшая школа, 2009.

5. Гасов В.М., Соломонов Л. А. Инженерно-психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами. Практическое пособие, //Под ред,Четверикова В.Н, - М.: Высшая школа, 1990.

6. Соломонов Л.A,, Филипович Ю.Н., Шульгин В.А. Персональные автоматизированные информационные системы.  Практическое пособие. //Под ред.Четверикова В,Н. -М.: Высшая школа, 1990.

7. Алиев Т,М.,  Вигдоров Д.И., Кривошеее В.П.  Системы отображения информации.-М.: Высшая  школа, 1988.

8. Гасов В.М., Коротаев А.И., Сенькин С.И. Отображение   информации. Практиеское пособие. //Под ред. Четверикова В,Н. - М.: Высшая школа, 1991.

9. Сальников Ю.Б., Савченко А.В., Филипов А.Н. Средства общения с ЭВМ. //Под ред, Савельева А.Я. –М.: Высшая школа,1987.

10. Айден К., Колесниченко О., Крамер М., Фибельман X., Шишигин И. Аппаратные средства PC. - СПб.: BHV, 1998.

11. Борзенко A. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация. – М.: Высшая школа 1995.

12. Венда В.Ф., Инженерная психология и синтез систем отображения информации. — М.: Машиностроение, 1975.

13. Смоляров A.M. Системы отображения информации и инженерная психология. – М.: Высшая школа, 1982.

14. Дракин В.И., Попов Э.В., Преображенский А.Б. Общение  конечных пользователей с системами обработки данных. - М.: Радио и связь 1988.

15. Жумагалиев Б.И. Средства взаимодействия в автоматизированных системах. Учебное пособие. – Алматы: КазНТУ, 2010.

16. Основы инженерной психологии//Под ред. В.Ф.Ломова - М.: Высшая школа, 1986.

 

Содержание

 

Введение  

1 Цель курсовой работы 

1.2 Cтруктура и оформление курсовой работы 

1.2.1 Общая структура курсовой работы

1.2.2 Требования к оформлению, подготовке и защите курсовой работы.

2 Тематика и методические указания по выполнению курсовой работы 

2.1 Темы курсовой работы 

2.2 Методические указания к выполнению курсовой работы.

Контрольные вопросы 

Список литературы 

 

Сводный план 2012 г. поз.218