АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

КАФЕДРА   ЭКОНОМИКИ  И  МЕНЕДЖМЕНТА   В   СВЯЗИ

  

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ   В   СВЯЗИ 

Программа, методические указания и контрольные задания

(для студентов заочной формы обучения специальности

Экономика и менеджмент в связи) 

 

 

АЛМАТЫ 2002

СОСТАВИТЕЛИ: С.А.Алибаева, К.Б.Аманжолова. Менеджмент в связи. Программа, методические указания и контрольные задания (для студентов заочной формы обучения специальности Экономика и менеджмент в связи). - Алматы, АИЭС, 2002.- 19 с.

 

Методические указания охватывают содержание курса по темам. По каждой теме перечислены рассматриваемые вопросы, подлежащие самостоятельной проработке. Формулируется задание для самостоятельного выполнения контрольной работы.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности Экономика и менеджмент в связи.

Табл. – 1, библ. – 4 назв. 

Рецензент:  канд.экон.наук, доцент кафедры ЭоиУП С.Г.Парамонов. 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2001 г. 

 

Ó Алматинский институт энергетики и связи, 2002 г.

1        Общие положения 

1.1   Общие указания 

Экономические преобразования в нашей стране требуют от управленческого корпуса перехода к демократическим формам управления,  усиления внимания к организационной культуре, социальным и поведенческим процессам  в ходе производства товаров и услуг, а также усиления международных экономических связей и изменения управленческого подхода в отношениях с зарубежными партнерами.

Менеджмент как вид хозяйственного управления и как учебная дисциплина может быть понятна студентам - заочникам при совместном углубленном изучении научной литературы и экономической действительности, а также в ходе производственной практической деятельности. Это позволяет реально избежать голого теоретизирования, устранить излишнюю сухость и увязать теорию с практикой.

Изучение курса «Менеджмент в связи» базируется на сумме знаний и фактических навыков, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин, как микро- и макроэкономика, статистика, экономика предприятий, знаний отраслевой технологии и целого ряда других. Вместе с тем изучение менеджмента предполагает последующее углубление  знаний в области планирования и анализа, маркетинга, построения конкурсных стратегий инновационного поведения, которые позволят им применять полученные знания для принятия решений с учетом экономических, социальных, технических и других факторов в условиях неопределенности.

Для менеджмента важно не только производство само по себе, но и люди в производстве.

В условиях рынка предприятие рассматривается не только как технологическое звено общественного производства, а также как определенная социальная подсистема более широкой экономической системы.

В соответствии с учебным планом студенты  выполняют контрольную работу по вариантам, которая предназначена для проверки усвоения изучаемого курса.

          В контрольной работе необходимо раскрыть тему, т.е. отразить сущность, содержание и значение рассматриваемого вопроса.

Контрольная работа состоит из двух частей. В первой части (задание 1) студенты отвечают на вопросы по теоретическим положениям раздела. Во второй части студенты выполняют конкретную задачу на примере своего  предприятия (задание 2).

          При изучении курса студенты должны использовать литературу, приведенную в списке литературы.

  

1.2   Выбор варианта 

1.2.1 шифр варианта задания 1 (теоретический вопрос) соответствует первой букве фамилии;

          1.2.2 задание 2 выполняется на основе изучения внутренней и внешней среды предприятия, на котором студент работает. 

 

1.3   Требования к выполнению заданий 

Целью контрольной работы является проверка уровня теоретических знаний студентов и проверка их способности к практическому применению этих знаний. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить рекомендованный учебный материал. Контрольные задания выполняются и сдаются на рецензирование в срок, указанный в индивидуальном графике-плане учебной работы.

В процессе выполнения заданий студент может пользоваться консультациями преподавателей кафедры Экономика и менеджмент в связи.

Если задание допущено к защите с учетом их доработок, внесения дополнений и изменений, то студент должен выполнить требование рецензента до ее защиты.

Контрольную работу следует выполнять чернилами, оставляя в тетради (или на листах) поля для замечаний рецензента. При оформлении контрольной работы необходимо соблюдать аккуратность. Условия задания варианта должны быть переписаны полностью. На обложке должен быть заполнен адрес и данные студента. 

Изложение материалов в контрольных работах выполняется в следующем порядке:

а) Ответы на теоретические вопросы;

б) Решение практического задания;

в) Список использованной литературы;

При выполнении контрольной работы расчеты,  полученные результаты и  их отдельные  графические отображения должны быть выполнены с использованием различных операционных сред на ПЭВМ, удобных для студента, а также необходимо  указать их  преимущества  и практическую ценность.

К расчетам и таблицам должны быть даны комментарии, поясняющие

ход решения задач, обосновывающие принятие решения. В заключении должны быть сделаны выводы. В конце задания должен быть приведен список использованной литературы, задание подписывается студентом и указывается дата. 

 

2 Программа курса Менеджмент в связи 

Цель и задачи курса

В настоящее время не инженерная, а управленческая деятельность становится решающим фактором для успеха организации. Управленческая деятельность связана со значительными затратами умственного (и даже – физического) труда. Для ее осуществления необходимо определенное время. Поэтому естественно стремление повысить эффективность управления, которая проявляется в оперативности и надежности достижения нужных результатов, экономии времени управления, что в значительной степени зависит от оснащенности управленческого труда современными средствами оргтехники и связи. Приобретенные знания и наличие информации позволят понять как наилучшим образом организовать управленческую деятельность, каковы закономерности, принципы и методы управления организациями.

Непосредственным результатом управленческой деятельности является решение как результат выбора из множества возможных путей и способов решения проблем и достижения целей. Важно, чтобы решение было реализовано практически с наилучшим результатом и наиболее эффективно, т.е. результат   получен при наилучшем использовании ресурсов не  только в системе управления, но и организации в целом.

Целью курса является усвоение теоретических знаний и приобретение навыков практического менеджмента.

Основными задачами курса являются:

-                 изучение специфических особенностей управленческой деятельности, ее содержания;

-                 изучение действующих организационных структур управления и современных подходов к их совершенствованию;

-                 формирование умений организации управления производством и принятия решений, основанных на современной технологии управления и использования коллегиальных форм управления;

-                 выработка умений подбора и расстановки кадров с учетом социально-психологических факторов, формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

-                 формирование у студентов умений, необходимых для эффективного выполнения функций менеджера.

 

В соответствии с учебным планом  бюджет времени (в часах) студента-заочника для изучения данного курса распределен следующим образом: всего -–130 часов, в том числе: 1) аудиторное время- 22 часа, из них лекции – 12 часов и практических занятий – 10 часов; 2) самостоятельное освоение – 108 часов.

Рабочая программа курса МЕНЕДЖМЕНТ В СВЯЗИ

(по количеству часов и наименованиям тем)

Наименование тем

Колич-во часов

Лекции

Практ.

1 Основные факторы, определяющие формирование отраслевых особенностей менеджмента в отрасли связи

2

 

2 Методы адаптации организационных структур предприятий отрасли в новых условиях развития. Подходы к управлению организацией

2

 

3 Горизонтальное и вертикальное разделение труда

 

2

4 Технология управления производством

2

2

5 Методы управления

 

 

6 Управление  трудовыми ресурсами

2

2

7 Коллегиальность в управлении. Социально-психологические аспекты управления

 

 

8 Эффективность управленческой деятельности

2

2

9 Персональный менеджмент

 

 

10 Основные направления активизации инновационного поведения предприятий отрасли

 

2

11 Отечественный и зарубежный опыт управления. Возможности и пути его использования в республике

2

 

                      И Т О Г О

12

10

 

Тема1. Основные факторы, определяющие формирование отраслевых особенностей менеджмента в отрасли телекоммуникации.

Отраслевые особенности развития системы общественного разделения труда в рыночной среде. Место и роль отрасли в горизонтальной и вертикальной отраслевой дифференциации. Состав и разнообразие продукции отрасли. Основные принципы сегментации отраслевых рынков. Содержание внутренних и внешних факторов функционирования предприятий отрасли.

 

Тема 2. Методы адаптации организационных структур предприятий отрасли в новых условиях развития. Подходы к управлению организацией.

Реконструирование как процесс развития структуры предприятия. Содержание реструктурирования в терминах собственности, схема владения и структуры капитала предприятия. Разнообразие процедур реструктурирования, его объединяющие и разъединяющие формы. Регламентация процедур реструктурирования в законодатьельстве.

Сущность организационной структуры. Требования, предъявляемые к организационной структуре. Методы построения организационных структур. Основные принципы построения организационных структур. Виды организационных структур.  Функциональная специализация как основной структурообразующий фактор. Анализ действующих структур управления. Проектирование организационных структур. Предприятие как производственная и социально-экономическая система (СЭС). Подсистемы и элементы СЭС. Субъект и объект управления СЭС, процесс их формирования.

Значение менеджмента в социально-экономическом развитии общества. Управление как особый вид производительной деятельности в системе общественного разделения труда. Возникновение и развитие различных школ управления.

 

Тема 3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Экономико-правовые основы управления организацией. Виды организационно-правовых предприятий. Разделение труда. Особенности  управленческой деятельности. Содержание управленческой деятельности. Процесс труда и обеспечивающая его деятельность. Производственная и управленческая деятельность индивидуального работника. Изменения в содержании управленческой деятельности при переходе от индивидуального к коллективному труду. Основные факторы, влияющие на объем и сложность управления производством. Этапы обособления и разделения управленческой деятельности.

 

Тема 4. Технология управления производством.

Понятие и сущность технологии процессов управления. Причины возникновения управленческих проблем. Классификация проблем по функциональному признаку. Диагностика проблемы и ее оценка. Решение – как элемент технологии управления. Классификация решений, их подготовка и принятие. Структура процесса принятия решения. Реализация и контроль выполнения решений. Факторы, воздействующие на процесс принятия решений. Формы привлечения работников организации к принятию управленческих решений.

Понятие «операционная система». Содержание и руководство основными, вспомогательными и обслуживающими процессами. Принципы и методы организации производственных процессов. Роль АСУ в управлении производством.

 

Тема 5. Методы управления.

Классификация методов управления.  Учет потребностей и мотивации работников в методах управления. Содержание, цели и средства осуществления методов управления, области их применения. Проблемы сочетания методов управления.

 

Тема 6. Управление персоналом.

Классификация персонала предприятия. Требования к работникам. Способы изучения персонала. Основные группы работ на предприятий. Объективная необходимость ротации персонала. Порядок проведения аттестации работников. Роль и место руководителей, менеджеров в системе управления персоналом. Основные функции руководителя. Качества, требующие руководителям различной категории. Способы оценки деятельности руководителей. Планирование карьеры руководителей. Стиль руководства. Ситуационное лидерство. Делегирование полномочий. Формирование и формы работы с резервом на руководящие должности. Формы подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников. Порядок разработки и содержание плана воспроизводства персонала.

 

Тема 7. Коллегиальность в управлении. Социально-психологические аспекты управления.

Коллегиальность при осуществлении трудовой деятельности. Коллегиальные формы управления на предприятии. Проблемы сочетания единоначалия и коллегиальности. Участие общественных организаций в управлении на предприятии. Права работников в области управления. Советы при руководителях, их состав и основные функции. Коллегиальность руководства.

Этика деловых отношений. Факторы, влияющие на социально-психологический климат в производственном коллективе. Основные принципы деловых отношений между людьми. Участие членов трудового коллектива в процессе управления. Неформальные структуры производственного коллектива, лидерство. Роль социально-психологической информации в управлении, методы ее сбора и изучения. Производственные конфликты и способы их регулирования. Правила ведения переговоров.

 

Тема 8. Эффективность управленческой деятельности.

Основные категории и понятия. Результаты и затраты управленческой деятельности. Качественный способ определения эффективности управления. Косвенный способ оценки эффективности управления предприятием. Показатели эффективности управления. Факторы повышения эффективности управления производством.

 

Тема 9. Персональный менеджмент.

Природные свойства и условия формирования личности. Ценностные установки и постановка личных целей. Техника личной работы. Планирование бюджета времени  руководителя и анализ его эффективного использования. Развитие коммуникативных способностей. Совершенствование стиля своей работы.

 

Тема10. Основные направления активизации инновационного поведения предприятий отрасли.

Структура отраслевого инновационного  цикла и составляющие ее элементы. Особенности внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции в отрасли. Выявление возможных направлений активизации инновационной активности. Проблема идентификации структуры инновационного цикла конкретного предприятия. Задача определения  адекватности  организационной структуры управления предприятием потребности его инновационного   развития.

 

 Тема 11. Отечественный и зарубежный опыт управления. Возможности и пути его использования в республике.

Особенности менеджмента в современных условиях республики. Условия деятельности менеджеров в республике. Трудности в управлении отечественными фирмами. Становление новой национальной школы менеджеров. Специфические черты менеджмента в различных типах казахстанских компаний.

Анализ практики менеджмента в странах с развитыми рыночными отношениями и  в государствах, переходящих к рынку. Опыт управления фирмами в различных странах. Пути, формы и методы использования достижений современного менеджмента применительно к специфике казахстанских условий.

 

3   Содержание контрольной работы по курсу Менеджмент в связи

 3.1  Задание 1. Теоретическая часть

 Ответьте на вопросы:

А) Какова сущность управления производством и управления персоналом  на предприятиях связи и их особенности ?

Б) Какие характеристики организации оказывают влияние на роль человека в этой организации ?

В)  В чем различие власти и полномочия и какие возможности имеет менеджер в распределении полномочий в условиях единоначалия и коллективных форм управления ?

Г) Что общего и чем отличаются централизованная и децентрализованная системы управления в связи ? Какая система управления на Вашем предприятии в настоящее время ?
Д) Назовите причины и последствия бюрократизации управления в отрасли связи и их особенности.
Е) Укажите преимущества и недостатки основных видов управленческих структур в отрасли связи и операторов связи.
Ж) Какие экономико-правовые формы организации фирмы эффективны, конкурентоспособны  в отрасли связи ?
З)  Принципы и методы организации производственных процессов.
И) Укажите значение управленческих решений.
К) Перечислите причины возникновения проблем в управлении.
Л) Какими принципиальными соображениями должен руководствоваться менеджер, приступая к выработке и принятию решения ?
М)  Назовите основные принципы выработки и принятия рационального решения.
Н) Каким образом черты характера лидера влияют на характер принимаемого им решения ?
О) Перечислите основные требования к методам решения проблем.
П) Какое отличие миссии фирмы от общефирменных целей ? Почему современным организациям необходимо множество целей ?
Р) Назовите этапы управления инновационной целевой программой от подготовки концепции (разработки) и до контроля за ее реализацией.
С) Перечислите и раскройте содержание этапов управления комплексной программой.
Т) В чем различие общефирменной цели, цели подразделений, цели и задачи, иерархии целей ?
У) Укажите предпосылки стратегических изменений в связи в современных  преобразовательных условиях.
Ф) Какова логика возникновения и развития неформального коллектива ?
Х) Каковы  общие принципы подбора и расстановки кадров  ? Как они выполняются на Вашем предприятии ?
Ц) В чем состоят преимущества и недостатки той или иной формы власти ?
Ч)  Перечислите характерные типы конфликтов и методы их разрешения. Приведите пример возникшего конфликта на Вашем предприятии и  методы его преодоления.
Ш) В каких случаях целесообразен тот или иной стиль руководства  на предприятиях связи ?
Щ) Какие формы и  методы  руководства  применимы на различных  предприятиях связи, а также в отрасли в целом ?
Э)  Какие факторы оказывают влияние на управленческую деятельность операторов связи в современных условиях ?
Ю)  Установите логическую связь между изменениями организации управления и требованиями к менеджеру оператора связи в современных условиях.
Я) Перечислите систему корпоративных ценностей операторов связи  нашей республики (или на Вашем предприятии) и их отличие от аналогичных предприятии развитых стран или СНГ.

3.2        Задание 2. Содержание задачи

Общая тема выполнения данного задания формулируется следующим образом: «Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию процесса и системы управления предприятием.»

Необходимо выполнить:

-    составить краткую характеристику предприятия;

-    изучить состав внутренних и внешних факторов его функционирования и их взаимосвязь;

-    охарактеризовать спрос и предложение тех сегментов рынка, на которые ориентирована деятельность предприятия;

-    описать организационную структуру управления организации, выполнить анализ соответствия существующей организационной системы предприятия и функций, выполняемых системой управления, задачам и проблемам, стоящим перед организацией в настоящее время;

-   указать направления и состав существующих информационных потоков (внутренние и внешние) нескольких структурных подразделений системы управления (как минимум того, в котором вы работаете), их анализ и предложения по совершенствованию;

-   выполнить анализ причин и обстоятельств противодействия переменам на вашем предприятии;

-    предложить рекомендации для преодоления сопротивления переменам;

-   дать характеристику работе менеджера на своем предприятии и указать причины их недостатков и рекомендации по их преодолению (на выбор по одному из перечисленных вопросов: по организации бюджета времени; формированию имиджа руководителя; ценностные установки и постановка личных целей; коммуникативные способности; использование творческого потенциала коллектива и т.д.). Разработать анкету-список критериев и провести собственную оценку их значимости и важности.

  

4 Использование  ПЭВМ при выполнении контрольной работы

           Выполнение контрольной работы на ПЭВМ развивает навыки, необходимые для максимального использования возможностей существующих различных операционных систем, т.е. совокупности программных  средств, осуществляющих управление ресурсами ЭВМ, запуск прикладных программ и их взаимодействие с внешними устройствами и другими программами, а также  обеспечивающих диалог пользователя с компьютером.

 Использование ПЭВМ позволяет глубже понять электронные средства в возможностях представления текста, таблиц и графической информации, а также в совершенстве овладеть его различными функциями и командами.

          На сегодня широкое распространение и признание  при выполнении экономических задач получила операционная среда  семейства  Windows., которая поддерживается новейшими технологиями работы с электронными таблицами.  Операционная система Windows имеет более мощную и популярную электронную таблицу, которая постоянно обновляется в соперничестве с конкурентами, имитировавщими ее возможности и  являются более гибкими и простыми в использовании, что позволяет ей оставаться до сих пор лидером.  Ее текстовые процессоры предназначены для создания, просмотра , модификации и печати текстовых документов.

          Наряду со встроенными функциями можно создать и добавить пользовательские функции и типы обрабатываемой информации и вычислительной задачи. Приложения операционной системы позволяют также проводить широкий диапазон средств для статистических данных.

          Существующий и доступный  пакет анализа содержит коллекцию функций и инструментов, которые могут быть использованы для создания гистограмм, проведения регрессионного анализа и другие преобразования к своим данным, и расширяют тем самым  его аналитические возможности.

          Возможность установления связи между документами, созданными в различных приложениях,  и способы обмена данными между приложениями  позволяет составить единый, последовательно  изложенный отчет  (пояснительную записку).

При использовании ПЭВМ в контрольной работе по каждому типу расчетов  необходимо привести пример расчета, другие аналогичные результаты – представить в виде таблиц и графических иллюстраций, а также в отдельных случаях можно представить таблицы с промежуточными, групповыми и общими итогами и диаграммы с приданием им более представительного вида на основе сводной таблицы.

          При выполнении контрольной работы на основе задания своего варианта или данных своего предприятия можно с учетом предположения иных  экономических ситуаций или ситуации своего региона составить и проверить финансовую модель и выбрать оптимальное решение, тем самым использовать очередную машинную возможность.

          Информация представленная на страницах контрольной работы должна соответствовать стандартам, принятым в данной стране.  

Список литературы 

  1. Демина Е.В., Резникова Н.П., Добронравов А.С., Макаров В.В. Менеджмент предприятий связи: Учебник для вузов. – М.: Р и С, 1997.

  2. Демина Е.В., Иодко Е.К., Майофис Л.И., Резникова Н.П. Организация, планирование и управление предприятиями связи. –М.: Р и С, 1990.

  3. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Методическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.

  4. Уткин Э.А, Кочеткова А.И. Практикум по курсу менеджмента. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

Содержание                                                       стр.

1  Общие положения………………………………………………………. 3

1.1    Общие указания. ……………………………………………………… 3

1.2    Выбор варианта для студентов………………………………………. 4

1.3    Требования к выполнению контрольной работы……………………  4

2          Программа курса Менеджмент в связи ….…………………………. 6

3 Содержание контрольной работы по курсу Менеджмент в связи…… 12

3.1  Задание 1 Теоретическая часть………………………………………. 12

3.2 Задание 2 Содержание задач…………………………………………..14

4 Использование  ПЭВМ при выполнении контрольной работы……….15

Список литературы…………………………………………………………17

                                                                        Сводный план 2001 г., поз. 129