АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра электроники и компьютерных технологий

 

 

 

 

 

СИСТЕМЫ АВТОМАТИКИ В ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ

 

 

 

Программа курса, методические указания и контрольные задания

для студентов факультета заочного обучения и переподготовки специалистов

по специальности 380540-Радиосвязь, радиовещание и телевидение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005


СОСТАВИТЕЛЬ: К.Д.Абулгазинов. Системы автоматики в телерадиовещании. Программа курса, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 380540 - Радиосвязь, радиовещание и телевидение заочной формы обучения.-Алматы:АИЭС,2005.-16с.

 

 

 

Данная разработка включает в себя программу курса, контрольные задания для студентов-заочников и методические указания на их выполнение, а также список необходимой литературы.

          Ил. 5,табл.1,библиогр.- 6 назв.

 

        

 

 

 

Рецензент: канд. физико-математических наук, доцент кафедры ЭКТ            Б.М. Шайхин

                  

 

 

 

 

Печатается по плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2005 год.

 

 

 

 

 

 

© Алматинский институт энергетики и связи, 2005г.


     Введение

 

В современных радиотехнических устройствах, используемых для целей радиосвязи, радиолокации, радионавигации, радиоуправления и т.д., широко применяются автоматические системы. Особенностью таких систем являются использование для управления радиосигналов. Наибольшее распространение среди них получили системы фазовой и частотной автоподстройки, системы слежения за временным положением и направлением прихода радиосигнала. Такие системы используются в качестве следящих измерителей, демодуляторов, фильтров, пространственных и временных селекторов, для осуществления синхронизации в телевидении и в многоканальных системах передачи сообщений, при когерентном суммировании сигналов от нескольких источников, для стабилизации частоты генераторов, для стабилизации фазового набега в усилителях и для решения других задач (5),таких, как автоматическая регулировка усиления в радиоприемных устройствах и т.д.. Наряду с перечисленными системами автоматического регулирования (САР), в состав радиотехнических устройств часто включают  радиоавтоматические системы контроля их состояния, например, системы контроля наличия сигнала и соответствующего изменения режима работы устройства: перехода от режима поиска к слежению или от режима ожидания к режиму активной работы. Важную группу составляют цифровые системы или САУ с микроЭВМ. Иногда к числу систем радиоавтоматики (систем РА) относят также конструктивно входящие в состав радиотехнических устройств САР температуры, давления и некоторые другие. Такие системы могут играть важную роль в нормальной работе радиотехнического устройства.

Сходство систем автоматики в телерадиовещании (СА в ТРВ) с автоматическими системами других назначений определяется общностью многих элементов, из которых строятся эти системы  (усилительно-преобразовательные элементы, исполнительные элементы, корректирующие средства, управляющие ЭВМ и др.), а также единством теории.

Теория систем РА и систем автоматики в ТРВ практически совпадает с общей теорией автоматического управления (ТАУ), которая в свою очередь является ветвью кибернетики-науки об общих законах управления и обработки информации.

Изучение курса «Системы автоматики в телерадиовещании» дает возможность студентам специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» овладеть методами, позволяющими  успешно осуществлять анализ устойчивости и качества конкретных систем и комплексов, синтез различного вида радиотехнических систем автоматики с заданной точностью управления и быстродействием.   

Настоящие методическое указания составлены на основе программы дисциплины «Радиоавтоматика» для специальностей «Радиотехника», «Радиосвязь, радиовещание, телевидение», утвержденной в 1997 году УМО МО РК по специальностям радиоэлектроники и телекоммуникации, а  также с учетом рабочей программы АИЭС 1998 года по курсу «Радиоавтоматика» для студентов специальностей «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» заочного обучения.

  Общее время, отводимое на изучение данного курса по учебному плану, составляет 90 часов, в том числе: аудиторных занятий-18 часов (из них 12ч-лекций, 6ч-лабораторных работ),самостоятельной работы-72 часа. В данном курсе предусмотрено выполнение двух контрольных работ, предполагающее самостоятельное закрепление студентами пройденных разделов дисциплины.

К сдаче экзамена по курсу студенты допускаются после прослушивания лекций, выполнения и защиты трех лабораторных и двух контрольных работ.

 

 

1 Программа курса

 

1.1       Содержание курса

 

1.1.1 Введение. Основные понятия

Назначения и роль систем автоматики в телерадиовещании. Примеры систем: система автоматической регулировки усиления. Классификация систем автоматического управления (САУ). Обобщенная структурная схема системы радиоавтоматики (системы РА). Процессы в САУ. Понятие об устойчивости системы, качестве процессов и точности управления

[1, раздел 1; 2, раздел 1 , раздел 1; 4, 5, раздел 1]

 

1.1.2 Математическое описание линейных САУ.

Переход от функциональных схем к структурным. Типовые входные воздействия. Передаточная функция. Переходные и частотные характеристики. Типовые звенья. Соединения звеньев. Построение логарифмических амплитудно-частотных (ЛАЧХ) и фазо-частотных характеристик (ЛФЧХ).

[1, раздел 2; 2 , раздел 1; 3, раздел 2; 4, раздел 1]

 

1.1.3 Анализ процессов в САУ в установившемся режиме.

Статический режим статических систем. Способы устранения статического отклонения. Достоинства и недостатки способов. Стационарные режимы линейных САУ при случайных воздействиях. Анализ случайных процессов в линейных стационарных системах радиоавтоматики.

[1, раздел 6 ; 2, раздел 2; 3, раздел 4; 4, разделы 2, 3]

 

1.1.4 Устойчивость систем радиоавтоматики. Алгебраический критерий устойчивости Гурвица. Частотный критерий устойчивости Найквиста. Исследование устойчивости по логарифмическим частотным характеристикам. Влияние запаздывания на устойчивость радиоавтоматической системы.

[1, раздел 5; 2, раздел 2; 3, раздел 3; 4, раздел 4]

 

1.1.5 Оценка качества процессов управления и регулирования. Проектирование систем радиоавтоматики. Синтез САУ на основе использования ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутой системы. Желаемая ЛАЧХ. Корректирующие устройства.

[1, раздел 7; 3, раздел 5;4, раздел 7]

 

1.1.6   Нелинейные системы автоматики. Особенности статики и динамики нелинейных систем. Типовые нелинейности. Методы исследования нелинейных систем: фазовой плоскости; гармонической линеаризации.

 [1, раздел 11; 2, раздел 5; 4, разделы 8,  9]

 

1.1.7. Импульсные и цифровые системы автоматики, виды модуляции. Классификация импульсных САУ. Линейные импульсные системы.

Математический аппарат разностных уравнений и Z-преобразование. Z-изображение типовых сигналов.  Дискретные передаточные функции типовых звеньев. Структурная схема цифровой системы. Цифровые фильтры. Цифровая система автоподстройки частоты.  Анализ устойчивости и точности цифровых систем. Синтез цифровых систем. Использование микропроцессорных средств в системах автоматики. Выбор периода дискретности.

[1, раздел 9; 2, раздел 7; 4, раздел 12]

 

1.1.8. Оптимальные и адаптивные системы автоматики. Критерии оптимальности. Ограничения. Принцип максимума. Принципы и схемы построения адаптивных систем. Построение контура самонастройки.

[1, раздел 12; 2, раздел 8; 4, раздел 14]

 

1.2. Методические указания к изучению теоретических вопросов.

 

1.2.1. При изучении раздела 1.1.1 обратите внимание на цели, задачи создания систем автоматики, процессы в САУ.

1.2.2. При изучении раздела 1.1.2 обратите внимание на характеристики типовых  звеньев и построение ЛАЧХ.

1.2.3. При изучении раздела 1.1.3. обратить внимание на способы повышения точности САР в установившемся режиме, а также на статистическую теорию исследования установившихся режимов.           

1.2.4. При изучении разделов 1.1.4, 1.1.5 обратить внимание на зависимость устойчивости от параметров системы и, в частности, от коэфициента усиления разомкнутой  системы. Следует усвоить математический и физический смысл устойчивости.  Необходимо знать, что вопросы обеспечения устойчивости, требований к качеству системы (характерезуемых статической точностью системы, длительностью переходного процесса, перерегулированием) взаимосвязаны, требуют комплексного подхода и проведения коррекции. Знать основные требования к построению желаемой ЛАЧХ и к реализации корректирующего  звена.

1.2.5. При изучении раздела 1.1.6. обратить внимание на особенности динамики нелинейных систем  в отличие от линейных. Внимание следует уделять методам гармонической линеаризации, фазовой плоскости. Важное значение имеют также вопросы оценки срыва слежения и поиска сигналов.

1.2.6. При изучении раздела 1.1.7. обратить внимание, что системы с квантованием по времени и по уровню находят широкое применение в радиолокации, радиосвязи, радиовещании и радиоуправлении. Необходимо обратить внимание на понятие дискретной передаточной функции при наличии фиксатора нулевого порядка, передаточных функций разомкнутой и замкнутой импульсных систем и методы анализа дискретных систем.

Необходимо знать методы анализа цифровой системы с микропроцессором в контуре в случае, если частота, определяемая периодом квантования, существенно ниже, чем частота среза, а также в случае, если эти частоты соизмеримы.

1.2.7. При изучении  раздела 1.1.8. следует уяснить, что основное отличие адаптивных систем автоматики от обыкновенных заключается в возможности приспособления их к изменяющимся внешним условиям работы. Рекомендуем обратить внимание на принципы построения экстремальных систем автоматического управления.

 

1.3. Содержание лабораторных занятий

 

1.3.1. Снятие статических, переходных и частотных характеристик звеньев системы радиоавтоматики и определение их параметров.

1.3.2. Исследование устойчивости, точности и качества замкнутой системы автоматического регулирования.

1.3.3. Исследование импульсной системы.

 

 

2 Контрольные работы.

 

2.1 Контрольная работа №1

 

2.1.1 Необходимо исследовать систему автоматической подстройки частоты (систему АПЧ), представленной на рисунке  1а, б:

 

а)


 


б)

 

Рисунок 1 - Функциональная (а) и структурная  (б)  схемы системы АПЧ

 

  Смеситель и УПЧ представлены безынерционными звеньями с коэффициентами передачи, равными единице.

Дискриминатор Д и УПТ представлены на структурной схеме передаточными функциями  и  инерционных звеньев с параметрами ,  и , .

 

2.1.2 Исходные данные

 

Студенты, фамилия которых начинается на буквы от А до буквы М, представляют гетеродин в виде инерционного звена , остальные студенты представляют гетеродин в виде интегрирующего (астатического) звена  (где).

Числовые значения исходных данных находятся по формулам, где А – предпоследняя цифра шифра зачетной книжки студента, В – последняя цифра:

а) коэффициент усиления дискриминатора ;

б) постоянная времени дискриминатора        ;

 

в) коэффициент усиления УПТ                       ;

г) постоянная времени УПТ                            ;

 

д) коэффициент усиления гетеродина            ;

е) постоянная времени гетеродина                 ;

ж) постоянная времени гетеродина (интегрирующее звено) ;

или коэффициент передачи интегрирующего звена,

имеющей размерность 1/с.                                                                                                

 

2.1.3. Анализ и синтез системы АПЧ:

 

а) провести анализ устойчивости системы по критерию Гурвица. Определить критический коэффициент усиления;

б) построить логарифмические амплитудную и фазовую частотные характеристики разомкнутой системы и на этой основе дать оценку устойчивости замкнутой системы. Определить критический коэффициент усиления разомкнутой системы и сравнить с ранее найденным его значением;

в) осуществить синтез последовательного корректирующего звена (КЗ) таким образом, чтобы выполнить требования по статической точности, запасам устойчивости и к показателям качества переходных процессов, а именно:

1) статическая ошибка или статизм по возмущению должен быть: ; 

2) требования к статической системе:

- время регулирования , где  - наибольшая       постоянная времени в исследуемой системе (или );

- перерегулирование ;

3) требование к астатической системе, содержащей ;

- время регулирования , где ;

- перерегулирование ;

г) осуществить выбор электрической схемы корректирующего звена и расчет параметров. Выводы.

 

2.1.4. Методические указания к контрольной работе:

 

а) для анализа устойчивости по критерию Гурвица и определения критического значения коэффициента усиления   или  необходимо по передаточной функции разомкнутой системы  найти передаточную функцию замкнутой системы  и записать характеристическое уравнение системы . Используйте условия устойчивости Гурвица, проведите необходимый анализ и сделайте выводы;


б) все логарифмические частотные характеристики (ЛАЧХ и ЛФЧХ), необходимые для проведения анализа исходной (нескорректированной (н.с.)) системы и осуществления синтеза последовательного корректирующего звена, строятся на одном графике в масштабах (формат можно увеличить).

Рисунок 2 - Координаты для построения ЛАЧХ и ЛФЧХ и примерный вид желаемой ЛАЧХ

  Вначале найти передаточную функцию исходной (исх.) разомкнутой нескорректированной системы и построить асимптотическую ЛАЧХ и ЛФЧХ системы ( и ). По графикам ЛАЧХ и ЛФЧХ системы на основе критерия Найквиста определить устойчивость.

 

 

Для этого вначале можно определить:

- частоту среза исходной системы  или (частоту при которой ЛАЧХ пересекает ось частот и имеет значение, равное 0 дБ);

- критическую частоту системы  (частоту, при которой ЛФЧХ имеет фазовой сдвиг – 180 градусов).

  Запас устойчивости по фазе равен .

  Если запас по фазе отрицателен или , то система не устойчива.

  Критический коэффициент усиления  находят по ЛАЧХ, построенной и проходящей через найденную частоту ;

  в) синтез корректирующего звена предусматривает построение желаемой ЛАЧХ (). Желаемую ЛАЧХ разбивают условно на три поддиапазона (рисунок 2).

  Низкочастотный поддиапазон Lж  строится, исходя из требуемой статической ошибки S=0,01. Следовательно, требуемый коэффициент усиления в области низких частот .

  Среднечастотный поддиапазон Lж представляет собой прямую линию под наклоном –20 дБ/дек, проходящую через точку, соответствующую желаемой или требуемой частоте среза .

  Высокочастотный поддиапазон Lж  обеспечивает уменьшение влияния высокочастотных помех на систему и может совпадать по частотам сопряжения и наклонам отрезков с ЛАЧХ исходной системы.

  После построения желаемой асимптоты (с учетом  и порядка астатизма) на низкочастотном поддиапазоне следует найти желаемое значение частоты среза . Частота среза  выбирается с учетом заданных времени регулирования  и величины перерегулирования , например, по приближенной зависимости , где - коэффициент, зависящий от величины перерегулирования , можно определить по графику на рисунке 3а.

Требуемый запас устойчивости системы по модулю  в зависимости от  выбирается по графику на рисунке 3б.

Величина  при частоте  ЛАЧХ выбирается из условия, чтобы значение ЛФЧХ при этой частоте было не менее  []. Приближенное значение L2 можно выбрать равным L3

  В литературе имеется ряд других рекомендаций по выбору величины частот   и .

  Наклон ЛАЧХ [-40..-60] в интервале частот  при  выбирается из условия наиболее простой практической реализации ЛАЧХ, так как характер ЛАЧХ в этих интервалах частот существенного влияния на переходный процесс в системе не оказывает.



а)                                                          б)

Рисунок 3 - Приближенные графики для определения по допустимому перерегулированию коэффициента  и величины

 

  ЛАЧХ последовательно включенного корректирующего звена  находится вычитанием значений исходной ЛАЧХ из желаемой ЛАЧХ.

  Схема реализации КЗ выбирается в справочной литературе в соответствии с  и .

 

 

 

 

2.2 Контрольная работа №2

 

2.2.1 Рассматривается система автоматического регулирования (САР), имеющая в своем контуре ЦВМ (микропроцессор МП). Эквивалентная структурная схема показана на рисунке 4

 

 

Рисунок 4 - Структурная схема

 

Передаточная функция непрерывной части системы регулирования имеет вид                                        ,                                                            (1)

где К- общий коэффициент усиления разомкнутой цепи  регулирования;

      а  -постоянная времени корректирующего устройства.

      Определить допустимое значение периода дискретности  ЦВМ и требуемое значение постоянной времени  корректирующего устройства, чтобы показатель колебательности  М не превышал заданного значения.

    Предполагается, что запаздывание в ЦВМ равно нулю, а влиянием квантования по уровню можно пренебречь. Значения К и М берутся из таблицы.

 

Последняя цифра шифра студента

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

90

10

150

200

80

120

130

160

170

180

М

1.25

1.1

1.5

2.0

1.2

1.35

1.4

1.6

1.7

1.8

 

2.2.2            Методические указания

 Необходимо определить передаточную функцию разомкнутой системы совместно  с ЦВМ

                                                                     (2)

 

 

В соответствии  с таблицей z-преобразования [1..5]

                                                         (3)

 

 

Далее из (2) находим

                                                                                (4)

 

 

Перейдем к w-преобразованию, использовав подстановку

.                                                                                                              (5)

В результате получаем

                                                                        (6)

 

 

 

Получим теперь частотную передаточную функцию посредством подстановки              ,                                                                               (7)

где - представляет собой абсолютную псевдочастоту.

 

Используя подстановку (7), имеем из (6)

                                ,                                    (8)

 

Модуль частотной передаточной функции разомкнутой системы равен

                                     .                                        (9)

а фаза                                                   

                                                                                                 (10)

По выражению (9) на рисунке 5 построены ЛАХ. По виду фазовой  характеристики (10) этот случай сводится к ЛАХ типа 2-1-2.[6]. В результате получаем следующие формулы для расчета: базовая псевдочастота ЛАХ равна ; требуемое значение постоянной времени корректирующего устройства ; требуемая протяженность участка ЛАХ с наклоном 20 дБ/дек

; допустимое значение периода дискретности , откуда, с.

 


Рисунок 5 - ЛАХ и ЛФХ к контрольной работе №2

 

 

 

 


Литература

1.    Коновалов Г.Б. Радиоавтоматика. – М.:Радиотехника, 2003.

2.    Радиоавтоматика /Под ред. В.А.Бесекерского. –М.:Высшая школа, 1985.

3.    Теория автоматического управления. Под ред. А.А Воронова –М.:Высшая школа, 1986.

4.    Юревич Е.М. Теория автоматического управления. –Л.: Энергия, 1975.

5.    Первачев С.В.  Радиоавтоматика: Учебник для вузов.-М.: Радио и связь, 1982.-296 с.

6.    Сборник задач по теории автоматического регулирования и управления, под ред. В.А. Бесекерского.-М., 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                            3 

1        Программа курса

1.1 Содержание курса                                                                                      5

1.2 Методические указания к изучению теоретических вопросов     6

1.3 Содержание лабораторных занятий                                                         7

2                           Контрольные работы

2.1 Контрольная работа №1                                                                            8

2.2 Контрольная работа №2                                                                          12

Литература                                                                                                              15

 

 

 

 

 

 

Сводный план 2005г., поз 118

 

 

 

Кенжебай Дюсенгельдинович Абулгазинов

 

 

 

СИСТЕМЫ АВТОМАТИКИ В ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ

Программа  методические указания и контрольные задания

для студентов специальности 380540-Радиосвязь, радиовещание и телевидение заочной формы обучения

 

 

 

 

 

Редактор Ж.М. Сыздыкова

 

 

 

 

Подписано  в печать_________                                Формат 6084 1/16

Тираж 400 экз.                                                            Бумага типографская №1

Объем       уч.-изд.л.                                                   Заказ___. Цена__тг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

050013 Алматы, Байтурсынова, 126